Зимующие птицы – конспект индивидуального лексико-грамматического занятия

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Коррекционная педагогика
  • Зимующие птицы (конспект совместной деятельности)

Зимующие птицы (конспект совместной деятельности)

  • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
  • E-mail

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда

с детьми старшей группы «Зимующие птицы»

Цель: развитие грамматического строя речи на основе лексической темы: «Зимующие птицы».

Коррекционно-образовательные задачи:

– закрепить номинативный, предикативный, атрибутивный словарь по теме: «Зимующие птицы»;

– формировать умение образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные (на –ий, -ья, -ьи);

– упражнять детей в изменении существительных по падежам (Р.п.) и числам;

– упражнять детей в образовании существительных с помощью уменьшительно ласкательных суффиксов;

-упражнять детей в согласовании сущ. с прилаг. в роде и числе.

– упражнять детей в образовании глаголов при помощи приставок;

– закреплять умения отвечать на вопросы полным предложением;

Коррекционно-развивающие задачи:

– развивать различные каналы восприятия информации (аудиальный, визуальный);

– развивать зрительное и слуховое внимание;

– развивать зрительную и слухоречевую память;

– развивать мыслительные процессы;

– совершенствовать грамматический строй речи: развивать функцию словоизменения и функцию словообразования;

– отрабатывать правильное дыхание;

– развивать общую, мелкую моторику;

– развивать координацию речи с движением;

– развивать связную речь, проговаривать полными предложениями.

Использование современных педагогических технологий:

здоровьесберегающая технология(развитие правильного дыхания);

технология сотрудничества (реализация партнёрства в отношениях педагога и ребёнка);

технология личностно – ориентированного взаимодействия (ориентация на индивидуальные психологические и речевые особенности ребёнка);

полисенсорная технология (воздействие на различные анализаторы ребёнка: слуховой, зрительный, тактильный);

технология моделирования (перевод сенсорного материала в знаково-символический язык);

технология игры (как ведущего вида деятельности ребенка дошкольного возраста);
мультимедийные технологии (презентация «Microsoft Power Point») для активизации внимания и развития активности детей в процессе совместной деятельности, способствующие более эффективному усвоению знаний.

Оборудование:

– набор картинок с изображением перелётных птиц на липучках

– картина с изображением зимы и зимующих птиц.

– силуэты птиц, точечное изображение.

– блюдце с фасолью и семечками и пустое блюдце;

– карточка «Зимующие птицы» из картотеки на развитие мелкой (ручной) моторики;

– дыхательный тренажер «Птицы».

ТСО и ИКТ

– персональный компьютер (ноутбук);

– презентация «Microsoft Power Point» «Образование притяжательных прилагательных. Зимующие птицы».

Ход занятия.

1. Организационный момент

Логопед встречает детей и предлагает каждому взять по одной предметной картинке.

– Рассмотрите картинки и назовите.

– Как одним словом можно назвать эти картинки? Кто это?

– Как называются птицы, которые остаются зимовать?

– Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?

II.Основная часть.

Некоторых птиц можно увидеть и зимой .Они остаются с нами зимовать и называются ЗИМУЮЩИМИ.

Давайте отгадаем, кто же с нами зимует.(по мере отгадывания загадок выставляются картинки)

Угадайте, что за птица скачет по дорожке,

Словно кошки не боится- собирает крошки,

А потом на ветк- прыг

И чирикнет: ЧИК-ЧИРИК?(Воробей)

Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей,

каркает в зеленых кронах, а зовут ее…(Ворона)

И, летает и стрекочет

Сообщить всем новость хочет.

Стрекотунья- белобока

А зовут ее… (Сорока)

-По ночам летает- всех уханьем пугает. (Сова)

Грудка ярче, чем заря,

У кого. (Снегиря)

А эта бойкая птица

Желтенькой грудкой гордится.(Синица)

Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
(Дятел)

Логопед включает презентацию про зимующих птиц.

Логопед.Сейчас вам нужно назвать как можно больше характерных для каждой птицы признаков, учитывая ее форму, величину,цвет.

Дети. Каждый берет свою картинку и называет характерные признаки своей птицы.(воробей: маленький, шустрый, серого цвета…

Логопед. Ребята, сейчас мы поиграем с вами в игру «Скажи наоборот».:

Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)

Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)

Дятел длинноклювый, а воробей – какой? (короткоклювый)

У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? ( маленький и тонкий)

У снегиря грудка красная, а у синички — …?

Снегирь подлетел к лесу, а воробей — …?

Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей на …?

Логопед.Ребята. вы знаете, что зимой птицам нехватает корма. Вот нам нужно отделить семечки от фасоли. Потом мы эти семечки отнесем в кормушку. (Дети на каждый ударный слог перекладывают семечки на другое блюдце. Задание выполняется правой и левой рукой.).

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы-

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по-прежнему с нами,

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

Поклевали птицы зернышки, и улетели. Сейчас возьмите наших птичек(дыхательный тренажер). Нужно сделать глубокий вдох. Затем подуйте на птичек (выдох должен быть плавный и длительный.)

Логопед. Ребята, нам пришло письмо от Незнайки. Незнайка просит помочь ему определить «Какие птицы изображены на рисунке?»

Дети показывают и называют птиц.

Логопед Молодцы . Вы хорошо справились с заданием.

« Какие птицы спрятались на рисунке?»

Логопед. А знаете ли вы, как ласково называют некоторых птиц? Игра с мячом.

Игра «Назови ласково». (Голубок, синичка, воробышек, совушка).

Логопед. А теперь нужно хорошенько подумать, подобрать правильное слово и закончить ответ полным предложением. Для этого вам помогут зимующие птицы, которые прилетели к нашему дереву.

При выполнении этого упражнения нужно использовать глагол лететь с разными приставками.

Воробей к кормушке (что сделал?) ………………………….(подлетел)

Воробей вокруг кормушки (что сделал?) ……………………

Воробей через кормушку (что сделал?) ……………………..

Воробей в кормушку (что сделал?) …………………………..

Воробей из кормушки (что сделал?) …………………………

Воробей от кормушки (что сделал?) ……………………….…

Дети выполняют задание, отвечая на вопросы полным предложением.

Логопед. А теперь каждый свой конвертик. Вам нужно обвести рисунок по точкам и узнать птицу.

III.Заключительная часть.

Вот и закончилось наше занятие.

Вспомните о чем мы говорили на занятии?

Что нового вы узнали?

Сегодня на прогулке мы в кормушку насыплем семечек и крошек.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи по теме: «Зимующие птицы» для детей среднего возраста с ТНР

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматической стороны речи

Тема: «Зимующие птицы»

для детей среднего возраста с ТНР

Нетецкая Дарья Александровна

Цель : способствовать расширению, активизации и обобщению словаря по теме зимующие птицы, об их образе жизни.

закреплять знания детей о зимующих птицах;

формировать практические навыки правильного согласования существительных с числительными 2 и 5;

формировать практические навыки правильного употребления существительных во множественном числе;

расширять и активизировать словарный запас по теме.

развивать навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;

развитие пространственного праксиса;

развитие слухового внимания;

развитие навыка слогового анализа.

формировать умение работать в коллективе;

формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;

Оборудование : столы, стулья по количеству детей, ИКТ, разрезные картинки, предметные картинки.

Демонстрационный материал: презентация на ИКТ.

Предварительная работа:

Знакомство с темой зимующие птицы;

Развивающие и дидактические игры: «Сосчитай до пяти», «Найди лишнее слово».

Организация НОД:

Деятельность проводится в логопедическом кабинете с подгруппой детей. Дети сидят за столами.

Ход занятия:

Здравствуйте, дети! Отгадайте загадки.

И полоска шарфика.

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

Найдешь ее в своем дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать ее не смей!

Эта птица всем знакома –

Важно ходит возле дома

Кар-кар-кар вдруг закричит,

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона,

Молодцы, ребята! А как называются птицы, которые не улетают в теплые края, а остаются в городе на зиму? Верно, сегодня мы будем говорить про зимующих птиц.

Изучение нового материала по теме занятия

1. Собирание разрезной картинки

Ребята, кто-то рассыпал наши картинки. Давайте их соберем. Кто у вас получился?

2. Беседа о зимующих птицах

Ребята, скажите мне еще раз, как называются птицы, которые остаются в городах на зиму?

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным благодаря своей красной грудке.

Синица подвижная. Брюшко у нее – желтое, разделенное черной полосой, белые щечки.

Воробей – веселый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнезда рядом с домами людей.

Голубь – это настоящая городская птичка.

Ворона носит «серенький жилет», но у крыльев черный цвет.

У них есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове глаза и клюв, на туловище есть грудка, крылья, все части тела покрыты перьями.

3. Отхлопывание слов

Ребята, давайте отхлопаем название каждой птички (синица, воробей, ворона, голубь, снегирь). Какое слово длиннее? Короче?

4. Физкульт-минутка «Скачет шустрая синичка»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

5. Игра «Что есть у птиц, чего нет у животных»

6. Согласование существительных с числительными 2 и 5.

Ребята, давайте посчитаем птичек.

7. Игра с мячом «Один-много»

Я буду называть одну птицу и кидать вам мяч, а вы мне его возвращаете и называете, когда их много.

Дети собирают и отвечают, что снегирь, ворона, синица, воробей.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы»

Организационный момент.
Логопед: Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.

Кинезиологическая гимнастика
• Сначала натянем “умную шапку”. (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)
• Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)
• Покажем “умную сову”. (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)

Обобщение материала по теме “Зимующие птицы”
Логопед: Дети, вы, наверное, догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии. (Ответы детей.)
Правильно, о зимующих птицах. Каких птиц мы называем зимующими?
Дети: Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края.
Логопед: Назовите известных вам зимующих птиц.
Дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения. (ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел).
А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях зимующих птиц. (Дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах сжатием поролоновых губок)
Что общего в строении у всех птиц?
Дети: У птиц 2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух.
Чем они отличаются друг от друга?
Дети: Они отличаются размером, окраской, опереньем.

Дидактическая игра «Сосчитай-ка».
(Употребление существительных с числительными)
Логопед: Дети, на кормушке много птиц, давайте их посчитаем.
Дети: Один серый воробей, два серых воробья … пять серых воробьев.
Одна длиннохвостая синица, две длиннохвостых синицы … пять длиннохвостых синиц.
Один красногрудый снегирь, два красногрудых снегиря … пять красногрудых снегирей.
Одна чернокрылая ворона, две чернокрылых вороны … пять чернокрылых ворон.

Логопед: Ну а теперь предлагаю превратится в птиц. Встаем и проходим на ковёр.

Физминутка “Птичка” (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Дети садятся на стульчики.

Логопед: Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.

Дидактическая игра «У кормушки» (Образование форм творительного падежа)
Логопед: Дети, на кормушку прилетело много птиц. Какую птицу, чем будем угощать?
Дети отвечают (соединяют изображение птицы и корм): Синицу накормим салом. Воробья накормим хлебными крошками. Снегиря накормим рябиной. Ворону накормим гречкой. Голубя накормим семечками. Сороку накормим пшеном.

Дидактическая игра «Куда птица прилетела».
Логопед: Дети, а кто к нам прилетала?
Дети: Синица подлетела к ёлке. А теперь синица перелетела ёлки на ёлку.
Синица облетела вокруг дома. Синица улетела.

Дидактическая игра «Назови ласково»
(Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом)
Логопед: Давайте согреем наших птиц ласковым словом. Я буду бросать мяч, а вы ловите и называете птицу ласково.
Логопед: птица . Дети: птичка
Логопед: синица . Дети: синичка
Логопед: воробей . Дети: воробышек, воробьишко
Логопед: снегирь . Дети: снегирек, снегиречек
Логопед: голубь . Дети: голубка, голубок
Логопед: сова . Дети: совушка
Логопед: Молодцы, дети. Теперь птицы, согрелись вашими ласковыми словами.

Итог занятия.
Логопед в беседе с детьми уточняет, о чем сегодня шла речь на занятии, дается дифференцированная оценка работы детей.

Конспект лексико-грамматического занятия по теме «Зимующие птицы»

Оксана Журавлева
Конспект лексико-грамматического занятия по теме «Зимующие птицы»

Конспект лексика – грамматического занятия

По теме «Зимующие птицы»

Цель: использование в речи существительных с суффиксами -онок-, -енок-.

Задачи: коррекционно –образовательные: формировать умение образовывать существительные с помощью суффиксов –онок-, -енок-.

Коррекционно – развивающие: развивать слуховую память, речь.

Коррекционно –воспитательные: воспитывать усидчивость, слышать и слушать логопеда.

Оборудование: предметные картинки зимующих птиц, разрезные картинки зимующих птиц, мяч.

Речевой материал: галчонок, вороненок, совенок, воробьенок, снегиренок, сорочонок.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Игра с мячом “Назови признаки зимы”.

Логопед: Ребята, когда я к вам шла на занятие ко мне подлетела сорока и передала конверт и сказала, чтобы мы с вами помогли ей понять, что происходит в лесу, животных совсем не видно, нет ласточек, скворцов. Неужели пришла в лес беда?

Логопед: Поможем ребята сороке понять, в чем же дело? (да, поможем).

Все снег да снег,

Все снег да сугробы

Весь лес и все поле в снегу.

Сквозь снег проступает лесная дорога,

Вот и лисьи следы на снегу.

Логопед: О чем это стихотворение? (ответы детей). Посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года? (зима)

Логопед: правильно, а что вы представляете, услышав слова снег, сугробы, лес? (ответы детей).

Логопед читает стихотворение еще раз.

Логопед: ребята скажите, какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (звук с).

Логопед: правильно. А сейчас придумайте слова, связанные с зимой, где слышался бы звук (С) (снег, сугроб, снежинка, снеговик, Снегурочка, сосулька).

2. Введение в тему.

Логопед: Ребята посмотрите, в лесу столько жителей, давайте посмотрим

внимательно и скажем, кто это в нашем лесу гостит? Логопед показывает предметные картинки с изображением зимующих птиц.

Логопед: Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц).

Логопед: По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья).

Логопед: Перечислите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, галка, воробей, сова).

Логопед: Какие это птицы. (Зимующие). Почему мы их так называем? (ответы детей).

Логопед: молодцы. Как вы уже сказали, мы сегодня с вами поговорим о зимующих птицах, тех которые остаются зимовать в наших лесах, и об их детенышей.

3. Изучение нового. Логопед предлагает назвать детенышей птиц.

Логопед: у сороки кто? (сорочонок); у галки кто? (галчонок); у совы кто? (совенок); у воробья кто? (воробьенок); у снегиря кто? (снегиренок, у вороны кто? (вороненок).

Логопед: ребята послушайте, что общего у этих слов, чем они похожи? Логопед проговаривает детенышей выделяя голосом схожую часть – галчонок, сорочонок, воробьенок, вороненок, совенок, снегиренок (ответы детей).

Логопед: правильно. Скажите, а когда мы так говорим? (когда называем маленьких). Конечно, мы так обозначаем малышей, маленьких.

Логопед предлагает встать, проводиться физкультминутка.

Среди шустрых голубей

Скачет серый воробей.

Вылетай – ка, не робей!»

Логопед: садитесь ребята. Будем с вами описывать детенышей. Логопед (спрашивает детей) – У галки какой галчонок? – У галки пушистый галчонок. У галки голодный галчонок. У галки забавный галчонок. А у сороки, какой сорочонок? – обращается к ребенку.

Ребенок: у сороки голодный сорочонок, а у воробья какой воробьенок?

Ребенок: у воробья забавный воробьенок, а у совы какой совенок?

Ребенок: у совы пушистый совенок, а у снегиря какой снегиренок?

Ребенок: у снегиря забавный снегиренок, а у вороны какой вороненок?

Ребенок: у вороны голодный вороненок.

Логопед предлагает детям поиграть в игру “Собери картинку”.

Раздаются детям конверты с разрезными картинками, на которых изображены детеныши зимующих птиц.

Логопед: достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их. Детям, затрудняющимся в выполнении, логопед дает зрительную опору в виде целостной картинки.

Логопед: расскажите, что получилось после того как вы сложили картинку (ответы детей).

Логопед: правильно. Сравните свое изображение с целой картинкой. Получилось? (да).

Логопед: молодцы. Вы выполнили очень сложное задание. Сложите разрезанные картинки в конверты, а целые положите поближе.

Появляется сорока: ой, ребята, большое спасибо, я теперь поняла, почему так тихо в лесу, ведь лес зимой спит, и птицы улетают.

5. Итог.Логопед: молодцы, ребята вам понравилось, наше занятие? (да).

Логопед: о каких птицам мы с вами разговаривали? зимующих)

Логопед: а каких зимующих птиц и их детенышей вы запомнили, а может быть, и видели, назовите (ответы детей).

Логопед: мне сегодня очень понравилось, как вы занимались.

Дидактическая игра «Найди маму детеныша» Мои дети выросли уже из дошкольного возраста, но много осталось книг с различными иллюстрациями. Одна из них – “Где чья мама?” Выкидывать.

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР по теме: «Фрукты» Цель: – уточнить и активизировать словарь по теме “Фрукты” – сформировать обобщающее понятие “Фрукты” – сформировать умение образовывать.

Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей старшей группы «Зимующие птицы».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Скачать:

Вложение Размер
zim_ptitsy.docx 20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей подготовительной группы «Зимующие птицы».

ЦЕЛЬ: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

  1. Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме «Зимующие птицы».
  2. Образование сложных прилагательных,
  3. Совершенствование грамматического строя речи.
  4. Воспитывать у детей усидчивость, желание заниматься.

Предметно- пространственная образовательно- развивающая среда: предметные картинки с изображением птиц, разрезные картинки, мяч, цветные карандаши, снежный ком.

Индивидуальная работа : Самат Ч. Алёна Т. Елизар К. Даша К.

  1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Л. –Ребята, какое сейчас время года?

Л. – Какая зима? (передаю снежный ком)

Д. Зима морозная, снежная, холодная, метельная и.т.п.

2. Введение в тему.

1. Л.- Как называются птицы, которые зимой находят себе корм в лесу или вблизи человеческого жилья и остаются зимовать в наших краях?

Д. – Это зимующие птицы.

Л. – Мы с вами сегодня будем говорить о зимующих птицах. Многих из них вы видели на улицах нашего города. Предлагаю детям поиграть.

Игра “Птички” (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)

Птички прыгают, летают. (Имитируют руками взмахи крыльев

Птички прыгают, поют. и совершают повороты туловища в стороны)

Птички крошки собирают, (Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе,

Зернышки клюют постукивать по коленкам)

Перышки почистили, (Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой)

Перышки почистили, (Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой)

Клювики почистили, (Повороты головы вправо – влево)

Дальше полетели (Имитируют руками взмахи крыльев)

И на место сели. (Дети садятся на стульчики)

3.Беседа с детьми. Каких птиц мы называем зимующими? (зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края) Назовите известных вам зимующих птиц (дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел)

4.Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах (дети отгадывают загадки, логопед выставляет картину птицы)

К зернышкам прыг!

Кто это? (Воробей.)

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Нос как топор (Дятел)

И воркует, и клюет. (Голубь)

5. Упражнение «Найди ошибку»

– сорока сидел на заборе,

6. Игра «Пожалуйста»

7. «Скажи наоборот»: Закончи предложения:

Воробей маленький, а ворона – …

У синицы хвост короткий, а у сороки – …

Голубь тяжёлый, а воробей – …

У синицы клюв тонкий, а у вороны – …

8. Игра «Назови ласково». Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

птица – птичка, пичужка

воробей – воробышек – воробьишко

снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек

голубь – голубка, голубок

Логопед . Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.

9. Игра «Снежки». Лепить будем не простые снежки из снега, а снежки из слов.

– Если у дятла длинный клюв, он какой? (длинноклювый)

– Если у сороки длинный хвост, она какая? (длиннохвостая)

– Если у вороны черная голова, она какая? (черноголовая)

– Если у синицы короткие ноги, она какая? (коротконогая)

– Если у снегиря красная грудь, он какой? (красногрудый)

– Если у сороки белые бока, она какая? (белобокая)

10. Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей ритмично сжимают и разжимают кулачки

Прилетело? Мы расскажем. Машут перекрестно сложенными ладонями

Две синицы, воробей, на каждое название птицы дети

Шесть щеглов и голубей, загибают по одному пальчику на обеих руках,

Дятел в пестрых перышках. начиная с больших

Всем хватило зернышек! Трут большими пальчиками об указательные

11. Какое слово лишнее? Почему?

Ворона, синица, лебедь , воробей. (Лишнее слово – лебедь, потому что это – перелетная птица, а все остальные – зимующие.)

Крыло, клюв, снегирь , хвост. (Лишнее слово – снегирь, потому что это- целая птица, а остальные – части птицы.)

Ворона , сорока, снегирь, сова. ( Лишнее слово – ворона, потому что слово начинается на звук (В), а остальные – на звук (С)

Сорока, ворона, синица , воробей. ( Лишнее слово – синица, потому что начинается на мягкий звук, а остальные на твердый звук )

12. Дорисуйте птицу. Какая птица получилась?

13. Итог: – Сегодня мы с вами говорили о зимующих птицах. Что нового и интересного вы узнали?

– А что мы должны сделать для зимующих птиц.

Дети: Повесить кормушку, насыпать в нее семечек, крошек.

Логопедическое занятие по развитию речи с детьми старшей группы на тему “Зимующие птицы”

Разделы: Логопедия

Оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, картинки с изображением корма для птиц, картинно-графический план; магнитная доска, мяч.

1. Организационный момент

Логопед загадывает детям загадки. По мере называния птиц логопед выставляет на доску соответствующую картинку.

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей.)

Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)

В красной шапке ходит он
Дуб долбит как долотом. (Дятел.)

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь.)

Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она? (Ворона.)

Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)

Днем слепая, ночью зряча.
Мышей ловит, а не кот. (Сова.)

2. Введение в тему

Логопед: Скажите, какие это птицы?

Логопед: Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края?

Дети: Потому что они могут найти себе корм.

Логопед: А чем питаются птицы зимой?

Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.

Логопед: А хватает ли птицами пищи зимой?

Дети: Нет, не хватает.

Логопед: Почему не хватает?

Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.

Логопед: А чем мы можем помочь птицам?

Дети: Мы можем их подкармливать.

Логопед: Что для этого нужно сделать?

3. Упражнение «Накорми птиц»

Логопед выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:

Снегири – ягоды рябины.
Синицы – семечки.
Голубь – хлебные крошки.
Воробей – зерна.
Дятел – семена шишек.

Дети:
– Я дам снегирям ягоды рябины.
– Я угощу синиц семечками.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.
– Я накормлю дятла семенами шишек.

4. Упражнение «Кормушка»

Логопед предлагает детям прослушать стихотворение З.Александровой «Новая столовая».

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь–сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.

Логопед: Ребята скажите, какие птицы прилетели к кормушке? Назовите птиц со словом много.

Дети выполняют движения по тексту:

Птицы крыльями махали – все летали и летали,
Птицы в воздухе кружились,
На дорогу опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки клевали.

6. Игра с мячом « Назови ласково»

Логопед предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении логопед помогает детям.

Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.

7. Упражнение «Составь новое слово»

Логопед предлагает детям закончить предложения:

  • У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
  • У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
  • У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
  • У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
  • У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
  • У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.

Далее логопед предлагает детям внимательно картинки с изображением птиц и самостоятельно составить предложения.

8. Составление описательных рассказов о зимующих птицах

Логопед предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и послушать рассказ о снегире:

Снегирь – это зимующая птица. Тело снегиря покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами, почками растений.

Затем логопед предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания зимующих птиц, опираясь на картинно-графический план.

9. Игра «Четвертый лишний»

Логопед предлагает детям назвать изображения на доске птиц и выбрать среди них одну лишнюю, объяснить свой выбор.

  • Снегирь, ворона, аист, сова.
  • Соловей, кукушка, сорока, журавль.
  • Дятел, ворона, воробей, скворец.

10. Итог занятия

Логопед: О ком мы сегодня составляли рассказы? Назовите всех птиц, с которыми вы сегодня познакомились. Как можно назвать этих птиц одним словом? Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей.)

Конспект логопедического занятия “Путешествие в лес” с элементами LEGO-конструирования в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект логопедического занятия содержит элементы LEGO-конструирования,дыхательную и динамическую паузы,интересные и познавательные задания,которые будут вызывать у детей желание непринужденно и увлекательно заниматься на логопедическом занятии.Педагог сможет в игровой форме закрепить у детей полученные ранее знания по данной теме.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_progulka_v_lego_les.docx 17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия : «Прогулка в LEGO-лес» для детей подготовительной к школе группы.

Цель: Формировать умение детей правильно владеть своей речью.

– создать условия для формирования умений выделять главное, сравнивать, обобщать, анализировать, моделировать;

2. Коррекционно- развивающий.

– развитие функций анализаторных систем

– развитие, обогащение, уточнение, активизация словаря,

– формирование умения обдумывать свои действия в соответствии с заданными правилами.

3. Развитие мыслительных процессов.

– Развитие сенсомоторной сферы

– Формирование пространственно-временных представлений

– Развитие произвольного внимания

4. Воспитывающий аспект

– Выработка умения обдумывать свои действия, осуществлять

решения в соответствии с заданными правилами. Проверять результат своих действий.

– Формирование эмоциональной направленности на получение в ходе игры

совместного положительного результата.

– Формирование самоконтроля и коммуникативного взаимодействия.

Ресурсы: Обручи красного, желтого и зеленого цвета; обьемные образцы фруктов из крупных LEGO-деталей :яблоко, груша, лимон, и детали для их конструирования; картинки хвойных и лиственных деревьев и кустарников; плоскостные макеты диких животных из мелких LEGO-деталей с недостающими деталями: заяц, волк, белка, олень, еж; два длинных LEGO-кирпичика на 4 секции и один кирпичик на 3секции на каждого ребенка ;желуди, орехи, каштаны; схема туннеля для конструирования ;тарелочки с полосками –сигналами для обозначения слови предложения на каждого ребенка; Аудио-запись «Звуки леса».

(На ковре лежат обручи желтого, красного и зеленого цветов, в них сделанные из конструктора LEGO фрукты –образцы и детали :в желтом обруче -лимон, в красном –яблоко, в зеленом –груша.)

-Здравствуйте ребята !На поляне лежат разноцветные обручи .Найдите обруч того же цвета ,как ваша эмблема и встаньте вокруг него. У нас получилось три команды: красная,желтая и зеленая команды.

1)Конструирование фруктов из LEGO-деталей «Сделай по образцу».

-В каждом обруче лежит фрукт-это образец, его разбирать не нужно. Из LEGO деталей ,которые лежат рядом вы должны сконструировать такой же фрукт .Команда, которая справится первой, поднимает руки. Чтобы у вас все получилось вы должны работать в команде дружно.(Оглашение результатов).

2)Упражнение по подбору прилагательных к существительному «Опиши фрукт».

-Встаньте в один большой круг. У желтой команды получился лимон. Лимон -это слово предмет. Подберите к этому слову ,слова-признаки. (кислый, желтый, овальный, ароматный и т.д)Кто подберет слово-признак может сесть на место.(Аналогичная работа со словами яблоко и груша).

-Приглашаю вас на прогулку .А вот куда мы отправимся узнаем ,когда загадку отгадаем.

Там деревьев много разных.

Трав, лишайников, кустов.

Птиц, зверей, грибов и ягод.

И конечно комаров.

Там всегда полно чудес,

Я люблю прогулку в …..(лес.)

4) Употребление существительных в творительном падеже «Скажи правильно».

-Дорога в лес не близкая ,предлагаю подкрепиться фруктами ,которые у нас получились. Я задаю вопрос ,а вы отвечайте полным ответом.

-У нас есть яблоко, чем мы подкрепимся. (Мы подкрепимся яблоком).

-У нас есть яблоки ,чем мы подкрепимся. (…..яблоками).

-У нас есть лимон, чем полакомимся. (Мы полакомимся лимоном).

-У нас есть лимоны, чем полакомимся. (……лимонами).

– У нас есть груша, чем подкрепимся. ( Мы подкрепимся грушей).

– У нас есть груши, чем подкрепимся. (……грушами).

Вот и подкрепились. Молодцы! (На доске развешаны картины хвойных и лиственных деревьев, кустарников. За ними спрятаны плоскостные макеты диких животных :заяц, белка, олень, волк и т .д.)

А теперь скажите за чем можно понаблюдать в лесу? Ответы детей.

А за кем можно понаблюдать в лесу? Ответы детей.

Чем питаются эти животные? Ответы детей.

5)Дыхательная гимнастика «Угостим животных».

Предлагаю вам угостить лесных жителей каштанами, орешками и желудями. Перед вами лежат LEGO –детали ,пожалуйста сконструируйте туннель из этих деталей по схеме которую видите на доске.(выставляется схема туннеля).У вас на столах лежат орехи,желуди и каштаны возьмите их в руки ,покатайте его в ладошках ,затем положите на край парты ,и подуйте на него так ,чтобы он прокатился по LEGO –тунелю.

6)Упражнение на развитие ВПФ «Помоги животным».

(С доски убираются картинки деревьев и кустов , а за ними плоскостные макеты животных с недостающими деталями.)

LEGO-мастер не завершил работу .Давайте рассмотрим фигурки животных и найдем каких частей недостает. Предлагаю Вам помочь мастеру и прекрепить к фигурке недостающую деталь.(Педагог вызывает к доске желающих).

7)Динамическая пауза «Сделай так же»

На доске у нас LEGO-детали. У каждой детали есть своя поза. Я буду вытаскивать детали из волшебного мешочка а вы будете выполнять соответствующее этой детали движение.

8)Упражнение в употреблении притяжательных прилагательных «Найди хозяина»

-Ребята скажите у зайца уши чьи? (заичьи).

-У оленя рога чьи? (оленьи).

-У белки хвост чей? (беличий).

-У волка лапы чьи? (волчьи).

-У медведя нос чей? (медвежий).

-У лося копыта чьи? (лосиные).

-У ежа колючки чьи? (ежиные).

У лисы глаза чьи? (лисьи).

-У медведя когти чьи? (медвежьи).

-У рыси усы чьи? (рысьи).

-У кабана клыки чьи? (кабаньи).

-У мыши хвост чей ? (мышиный).

9)Упражнение в составлении предложения из 4 слов.

Послушайте ,я расскажу вам про нашего зайца. «Заяц бежит к дереву».

Составьте схему этого предложения ,необходимые сигналы вы найдете в тарелочках.(Проверка результатов.)

-По этой схеме составьте свое предложение про животных ,которых мы встретили на лесной прогулке.(Ответы детей)

-Ребята где мы сегодня были ?

-Как вы сегодня использовали LEGO-конструктор на занятии?

-Что вам понравилось?

-Вы все сегодня были молодцы,большое спасибо за занятие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с детьми с ОНР III уровня подготовительной к школе группы на тему:”Творческое рассказывание по произведению Л.Н. Толстого “Косточка”

Для пробуждения и развития творческой активности ребёнка с общим недоразвитием речи (ОНР) необходимо не только поощрять его «новый» взгляд на что-то привычное, но и создавать условия, способствующие п.

Конспект логопедического занятия по теме “Предлоги К, ОТ” в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, III уровень

Данный конспект дополняет серию конспектов по методике Ткаченко Т.А. по коррекии общего недоразвития речи у детей 6 лет.

Конспект логопедического фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности) Тема: “Путешествие в зимний лес”

Логопедическое занятие для детей, где активизируется и расширяется словарный запас по теме “Дикие животные”. А так же формируются грамматические категории. На занятии дети учатся образованию при.

Проект по LEGO-конструированию fischertechnik В подготовительной к школе группе для детей 6-7 лет «СУПЕР ПАРК РАЗВЛЕЧЕНИЙ»

Вид проекта: долгосрочныйУчастники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитателиАктуальность проекта Данный проект актуален тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техник.

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в Шотландию»

Данное занятие не первое и не последнее в системе занятий по автоматизации звука [ш], предыдущие занятия были направлены на автоматизацию звука в изолированном произношении и в слогах (открытых.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами инсценировки песен в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности “Украденные нотки”

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами инсценировки песен в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности “Украденные нотки&quot.

Конспект игрового интегрированного занятия с элементами основных движений в подготовительной к школе группе «Проделки Водяного»

Цель занятия: закрепление с детьми полученных знаний, с помощью игр развивающей направленности.Задачи.Обучающая: – закреплять умение выполнять основные виды движений (ходьба приставным шагом, рав.

Читайте также:
Проектный метод, как средство повышения качества образования в ДОУ
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: