Зимушка-Зима – конспект занятия с группой учащихся 1 класса с логопедическим заключением ОНР 3-го уровня

«Зимушка-Зима» — конспект занятия с группой учащихся 1 класса с логопедическим заключением ОНР 3-го уровня

В своей педагогической деятельности я столкнулась с тем, что изучение и анализ детей с ДЦП представляют особые трудности в связи с многообразием проявлений нарушений двигательного, психического и речевого развития. При этом я обратила внимание на многообразие речевых нарушений, которые редко встречаются изолированно, чаще отмечается дизартрии с задержкой речевого развития или ОНР.

Тема моего открытого урока «Зимушка-Зима». (Конспект занятия с группой учащихся 1 класса с логопедическим заключением ОНР 3-го уровня). Данный материал способствует совершенствованию фонематических процессов, слухового и зрительного внимания, памяти, формированию орфографической зоркости, расширяет словарный запас, развивает мышление. Увлекательные приемы работы с детьми позволяют провести коррекционную работу более успешно.

  • обогащение словарного запаса;
  • развитие ассоциативного мышления;
  • практическое употребление предлогов «на», «с», «из»;
  • развитие слуховой памяти;
  • развитие связной речи, воображения, образного мышления;
  • развитие внимания, слухового и зрительного восприятия.
  • магнитная доска, магниты, вырезанные из бумаги снежинки с загадками, картинки

Ход урока

1. Введение в тему.

Дети заходят в кабинет. На столах у каждого лежит зеркало. Логопед предлагает детям сесть за столы и послушать стихотворение о зиме.

– Мы сегодня будем говорить о зиме и давайте послушаем стихотворение. И сделаем потом самомассаж.

Пришла Зимушка-зима. Много снега намела. (Поглаживающее движения. Начало движения от середины лба к верхней части ушей. От носа к средней части ушей. От середины подбородка к нижней части ушей.)

Все кругом белым-бело. Будет травушке тепло. (Постукивающие движения. Начало движения от середины лба к верхней части ушей. От носа к средней части ушей. От середины подбородка к нижней части ушей).

Вьюга веет над полями. Над горами и лесами. (Зигзагообразные движения. Начало движения от середины лба к верхней части ушей. От носа к средней части ушей. От середины подбородка к нижней части ушей).

Логопед раздает всем бумажные снежинки.

– Ребята, пока вас не было, прилетела бабушка Вьюга. Она рассыпала свои снежинки. У нас тепло, а вот снежинки не растаяли. Как вы думаете, почему? (Они не настоящие). Это не простые снежинки, а волшебные. Посмотрите на них. Это снежинки—загадки.

Логопед подходит к каждому ученику, просит прочитать загадку, если ребенок еще не освоил чтение, то читает сам, а ребенок отгадывает и запоминает правильную отгадку.

– Мост, как синее стекло. Скользко, весело, светло. (Лед)

2. Подбор признаков. Составление предложений с однородными членами.

– Вы догадались, о каком времени года мы будем с вами говорить?

– Какая зимой погода?

– Если зимой много снега, то зима какая?

– Если зимой сильный мороз, то зима какая?

– Если часто метет метель, то зима какая?

Логопед снимает с доски все предметные картинки, кроме той, на которой изображена зима. Рядом с ней прикрепляются две снежинки. Детям предлагается придумать предложения о зиме, включив в каждое из них два слова-признака.

– Послушайте мое предложение: «Наступила студеная, вьюга зима» . Теперь вы придумайте предложения. (Дети выполняют задание).

– Чем покрыта зимой земля? (Снегом)

Логопед заменяет картину «Зима» на картину с изображением снега.

– Как вы думаете, зачем нужен снег зимой? (Снег покрывает землю. Он согревает землю.)

В случае затруднений при подборе слов, учитель-логопед сам дает образцы ответов.

– А теперь придумайте предложения про снег с двумя словами-признаками.

Логопед заменяет картинку «Снег» на картинку с изображением сугробов.

– Выпало много снега, появились сугробы. Какие бывают сугробы?

3. Исключение слова из ряда данных.

Логопед снимает картинку «Лед» с доски и показывает изображение снеговика или игрушечного снеговика.

– К нам в гости пришел снеговик.

Снеговик. Послушайте, ребята, какие слова я придумал про зиму: «Снежная, морозная, холодная, липкая». Все ли слова подходят? (Дети исправляют ошибки).

4. Работа по карточкам.

Упражнение «Раскрась одинаковые снежинки».

Логопед раздает карточки к упражнению и карандаши. Детям предлагается найти и раскрасить одинаковые снежинки голубым карандашом.

– Мы скатаем снежный ком. (Дети делают руками полукруг.)

– Мы построим Вьюге дом. (Поднимают руки над головой, соединяют ладони)

6. Пространственное ориентирование.

Логопед прикрепляет к магнитной доске 9 картинок. Расположение картинок:

  • верхний ряд – снежинка, снег, снеговик;
  • средний ряд – Снегурочка, снежки, снегирь;
  • нижний ряд – подснежники, снежный ком, Снежная королева.

Каждая картинка закрывается листом голубой бумаги неправильной формы.

Детей просят закончить игру и подойти к доске. Логопед предлагает каждому ребенку найти нужную льдинку. Например: правую в верхнем ряду, левую в нижнем ряду, правую в среднем ряду и так далее. Дети выполняют задание.

7. Деление слов на слоги.

Логопед раздает каждому ребенку по 5 маленьких «льдинок».

– Положите перед собой столько льдинок, сколько слогов в вашем слове.

8. Задания по карточкам. Упражнение «Погуляли».

Логопед раздает карточки к упражнению, просит рассмотреть первую картинку и сказать, на чем лежит снег. Дети выполняют задание (Отвечают полными распространенными предложениями). Затем детям предлагается рассмотреть вторую картинку и сказать, с чего стряхнули и откуда вытряхнули снег дети после прогулки.

Логопед: Итак, ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили?

Читайте также:
Методическая разработка по лексической теме 'Бытовая техника'

– Что вам понравилось?

– А что было трудным?

– Вы все сегодня очень старались. Молодцы!

Гильмутдинова Лилия Фаилевна,
учитель-логопед
Казанской коррекционной
школы-интерната №4 VI вида
(для воспитанников с детским
церебральным параличом)

Логопедическое занятие “В гости к зиме”(1 класс)
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Конспект логопедического занятия для обучающихся 1-го класса “В гости к зиме”. Цели занятия: у точнение и расширение активного словаря по теме “Зима”, развитие фонематического слуха и восприятия; развитие звуко – слогового анализа и синтеза слов.

Скачать:

Вложение Размер
logopedicheskoe_zanyatie_v_gosti_k_zime.doc 134 КБ

Предварительный просмотр:

Чуваева Наталья Николаевна

МБОУ г. Мурманска ООШ № 37

Конспект логопедического занятия

«В гости к зиме». (1 класс)

а) обучать детей дифференцировать понятия «звук», «буква», «слог»;

б) учить определять место звука в слове;

в) формировать навык деления слов на слоги;

г) уточнить и расширить активный словарь по теме;

д) совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

е) формировать навык составления связного высказывания.

2. Коррекционно – развивающие :

а) развитие фонематического слуха и восприятия;

б) развитие звуко – слогового анализа и синтеза;

в) развитие зрительного и слухового внимания и памяти;

г) развитие речевого дыхания и просодической стороны речи;

д) развитие мелкой моторики пальцев рук;

е) развитие координации речи с движением;

ж) развитие высших психических функций: внимания, памяти.

а) воспитание речевой активности детей на занятиях;

б) воспитание навыков прогнозирования;

в) формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности.

Оборудование: Таблица гласных, наборы карточек с гласными буквами, дидактический материал по теме « Зима», раздаточный материал.

2. Развитие звуко – буквенного анализа.

А) Работа с буквами:

– прочитать буквы, написанные на доске;

В К А Д О Г У П Ы Т И

– выбрать из них и назвать буквы, обозначающие согласные звуки;

– назвать буквы, обозначающие гласные звуки;

– чем отличаются гласные звуки от согласных;

– что помогают определять в словах гласные звуки и буквы? (количество слогов).

Б) Определение задач урока:

– Чем мы будем заниматься на уроке? (Будем определять количество гласных в словах, делить слова на слоги).

– Над чем мы продолжим работать? (Продолжим работать над звуко – слоговым анализом слов).

3 .Работа с таблицей гласных.

А) Развитие речевого дыхания:

– «тянем ниточку»: делаем вдох, на выдохе тянем гласные звуки.

Б) Развитие речевого дыхания и пальчиковой моторики:

– делаем вдох, на выдохе произносим гласные звуки, соединяя поочерёдно

пальцы рук с большим пальцем.

В) Развитие внимания:

– разложить перед собой карточки с гласными буквами так же, как они расположены в таблице:

4 . Развитие звуко – слогового анализа. Определить количество гласных в словах, сказать на каком месте они находятся;

А) Называются слова (дети поднимают и показывают карточку с нужными гласными буквами):

СУГРОБ ГОРКА САНКИ КАТОК КОНЬКИ

– какие гласные есть в этих словах;

– сколько слогов в этих словах;

– как называются такие слова (двусложные);

– с каким временем года связаны эти слова (с зимой).

Б) Послушайте и отгадайте загадку:

Снег идет.
Как белой ватой
Он укрыл нам все дома.
Угадайте-ка ребята
Кто же к нам пришел? (Зима)

– Сегодня мы с вами отправимся в гости к Зиме. Мы будем выполнять разные задания и все они будут связаны с зимним временем года.

Но давайте сначала подготовимся и немного разомнёмся.

Наконец пришла зима ( разводят руки в стороны),

Стали белыми дома (складывают руки домиком над головой) ,

Снег на улице идёт (двигают руками сверху вниз),

Дворник улицу метёт (и митируют).

6. Уточнение и расширение активного словаря по теме «Зима»:

А) Назвать зимние месяцы;

– составить названия зимних месяцев из слогов:

ФЕВ – КАБРЬ, ЯН – РАЛЬ, ДЕ – ВАРЬ;

– расставить названия месяцев по порядку:

ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ

Б) Запись числа в тетради:

– какое сегодня число, какой месяц, какое время года.

В) Расставьте буквы в нужном порядке, чтобы получились слова:

Н, Е, С, Г О, Р, М, О, З О, Л, Х, Д,О

(СНЕГ) (МОРОЗ) (ХОЛОД)

– определить какие гласные есть в этих словах.

Г) Какая погода может быть зимой?

Часто идёт снег – (снежная).

Сильные морозы – (морозная).

Очень холодно – (холодная).

Д) Сделаем зиму доброй, назовём ласково:

Снег – (снежок), мороз – (морозец), холод – (холодок), зима – (зимушка).

– запиши схемы получившихся слов:

Е О , О О Е , О О О , И У А

7. Развитие навыков прогнозирования:

А) «Доскажи словечко»:

– Тихо, тихо, как во сне падает на землю . (снег).

– С неба всё скользят пушинки — серебристые. (снежинки).

– Вот веселье для ребят — все сильнее. (снегопад).

– Все бегут вперегонки, все хотят играть в . (снежки).

– Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик).

– На снегу-то, посмотри – с красной грудкой. (снегири).

– На поселки, на лужок всё снижается. (снежок).

– Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (снег).

Б) От какого слова образованы слова: снежинки, снегопад, снежки, снеговик, снегири, снежок?

– отгадайте, какие слова написаны на карточках, вставив пропущенные гласные буквы:

– запишите слова в тетрадь, разделите на слоги.

Снег, снег, белый снег,

Засыпает он нас всех (машут руками перед собой).

Не боимся мы пороши,

Ловим снег – хлопок в ладоши («ловят»).

Руки в стороны, по швам – (р азводят руки в стороны, опускают по швам)

Снега хватят нам и вам ( показывают руками на себя, протягивают руки вперёд).

9. Составьте словосочетания:

– Что же происходит зимой? Соедини слова, подходящие по смыслу:

10. Работа с предложением:

А) Запиши предложение на слух:

Утром выпало много снега.

Б) Слова разбросал ветер, надо разложить их в нужном порядке, чтобы получилось предложение:

снега, сделали, из, дети, горку

– чем отличается предложение от набора слов?

– записать предложение в тетрадь, проверить.

В) Определи количество слов в предложении:

– составить схему предложения.

11. Окончание занятия, подведение итогов.

-Что мы с вами делали на занятии?

– Какие слова нам сегодня встречались?

– Какие задания вам понравились больше всего?

Зимушка-Зима – конспект занятия с группой учащихся 1 класса с логопедическим заключением ОНР 3-го уровня

Разработала: учитель – логопед Черкасова Анастасия Сергеевна.

МДОУ «Д/с «Островок», с. Малокурильское, Южно – Курильский район Сахалинская область

Коррекционно-образовательные цели:

  • Обобщение и уточнение знаний детей о зиме.
  • Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.
  • Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия).
  • Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
  • Развитие речевого слуха.
  • Развитие диалогической речи.
  • Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.
  • Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
  • Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

Оборудование: Доска магнитная, магниты, конверты, картинки по теме занятия, рассказ «Полезная прогулка», оригами.

1. Приветствие.

Логопед – доброе утро, дети, давайте с вами поиграем в игру «Загадка», каждый из вас покажет на один из конвертов, я оттуда достану листочек с загадкой, а вы должны ее отгадать.

Дети – давайте! Дети выбирают каждый свой конверт и отгадывают попавшиеся загадки.

Без рук, без ног,

А рисовать умеет.

Что за звёздочки такие

На пальто и на платке —

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь — вода в руке?

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

После брата Января

Служить очередь моя.

Помогают мне два друга:

Снежная метель и вьюга.

Когда это бывает?

Белый пух лег на дороги,

На ступеньки и пороги.

Знает каждый человек –

Этот пух зовется…

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

Зацепилась за карниз

И растет, как шишка, вниз.

По тропинкам, по дорожкам

Кто идет на снежных ножках?

Кто способен на уловки,

Носик у него морковка?

По весне растает вмиг

Логопед – какие вы молодцы, отгадали все загадки! Теперь давайте определим тему нашей беседы на сегодня. Как думаете, о чем будет идти речь?

Логопед – правильно! А почему я решила сегодня затронуть тему зимы, как вы думаете?

Дети говорят свои варианты ответов (выпал первый снег, скоро новый год, сейчас декабрь, значит, на улице наступила зима).

Логопед – совершенно верно. Вы умнички, справились со всеми моими вопросами и все мне очень четко объяснили. Теперь давайте поиграем в следующую игру.

2. Игра «Назови ласково»

На доске висят картинки по теме занятия, дети называют изображения и тут же преобразовывают в уменьшительно-ласкательное.

3. Игра «Составь предложение по картинке»

На доске висят несколько сюжетных картинок по теме занятия, дети составляют предложения.

4. Игра «Назови зимнее слово»

Детям дается задание, придумать несколько зимних слов. Дети называют по очереди любое слово, имеющее отношение к зиме.

5. Игра «Что ты знаешь о зиме?»

Детям задается несколько вопросов о зимней поре, на которые они должны знать ответ.

  • Какие зимние месяцы вы знаете?
  • Каким месяцем заканчивается год?
  • Каким месяцем начинается год?

6. Упражнение «Продолжи предложение»

Если зимой холоднее, чем весной, то весной …

Если снежная крепость выше скамейки, то скамейка …

Если мальчиков в парке больше, чем девочек, то девочек …

7. Упражнение «Исправь ошибки»

  • Наступило лето, и речка покрылась льдом.
  • Наступила зима, и прилетели ласточки.
  • Закончилась осень, и наступила весна.

Логопед – дети, расскажите мне, пожалуйста, какая ваша любимая игра на улице зимой?

Логопед – давайте разомнем пальчики и заодно вспомним, как мы играем в снежки.

8. Пальчиковая гимнастика «Снежки»

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики).

Мы с тобой снежок лепили. (“Лепят снежок”).

Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, (Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую).

И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком).

Раз — подбросим. (“Подбрасывают”).

Два — поймаем. (Приседают, “ловят”).

Три — уроним. (Встают, “роняют”).

И. сломаем. (Топают).

9. Игра «Найди отличия»

На доске висят две картинки, дерево и столб. Дети должны рассказать, чем отличается дерево от столба.

10. Упражнение «Образуй новые слова»

Крепость из снега – снежная крепость,

Кормушка из картона – …

Дом из кирпичей – …

11. Упражнение «Задача»

Детям предлагается решить задачу. На кормушки сидело три снегиря и столько же синиц, сколько на кормушке было синиц?

12. Физминутка «Снег»

Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой снег, снег. (приседаем)

И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)

И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)

Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)

13. Рассказ «Полезная прогулка»

Логопед читает детям рассказ, на доске висят картинки по сюжету. Дети внимательно слушают рассказ, прослеживая сюжет по картинкам. Потом отвечают на вопросы по рассказу и придумывают новое название.

14. Творческое задание на развитие мелкой моторики.

Логопед предлагает детям слепить снежки своими руками из бумаги оригами.

Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР 3-го уровня на тему “Зима”

Цель: обобщение знаний детей по лексической теме «Зима».

Задачи:

  • Расширять словарный запас детей и подбирать прилагательные по теме «Зима», называть родственные слова и антонимы.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
  • Развивать силу и плавность выдоха.
  • Развивать зрительное и слуховое внимание.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать чувство ритма.
  • Формировать умение детей соединять пение с выразительными движениями.
  • Воспитывать любовь к прекрасному: музыке, поэзии.
  • Развивать творческое воображение и побуждать детей импровизировать под музыку.
  • Учить детей различать характер музыки, передавать её настроение в движениях, ориентироваться в пространстве.
  • Передать образ сказочного леса в коллективной работе над аппликацией.
  • Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Место проведения: музыкальный зал.

Оборудование: зал оформлен в виде сказочного леса, бумажные снежинки на каждого ребёнка, снежки из ваты, магнитная доска, бумажные птицы, пейзаж сказочного леса на ватмане, ширма-домик, бумажные смайлики, передающие настроение на каждого ребёнка.

Предварительная работа: рассматривание зимних пейзажев и репродукций картин художников, составление предложений по схемам, аппликация «зимний лес».

I. Оргмомент (вход детей в музыкальный зал)

Чтобы вежливыми быть,
Нужно «Здравствуй» говорить.
Всем, кого бы ты не встретил
Это знают все-все дети.

Логопед: Поздоровайтесь с нашими гостями.

II. Сообщение темы

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу.

III. Основная часть

Логопед: Дети, скажите, а какая бывает зима?
Ответы детей: снежная, морозная, вьюжная, холодная, суровая, блестящая, искрящаяся и т.д.
Логопед: Чтобы не замёрзнуть в такую морозную погоду, надо согреть наши ладошки и лицо (Дети присаживаются на стульчики и выполняют самомассаж под медленную музыку; все движения проводятся равномерно обеими руками с двух сторон).

Самомассаж:

1. Движения начинаются с середины лба по направлению к вискам. Они производятся лёгкими поглаживающими равномерными движениями кончиками пальцев в медленном темпе (4 раза).
2. Движения начинаются от спинки носа к ушным раковинам (4 раза).
3. Движения начинаются от крыльев носа к подбородку (4 раза).
4. Производятся волнообразные движения от подбородка к вискам (4 раза).
5. Движения от основания носа вокруг глаза и обратно (4 раза).

Логопед: А теперь мы с вами потеплее оденемся (дети встают со стульчиков):

Валенки, валенки, («надевают» на 1 ногу, на 2)
Не велики – (развели руками)
Не маленьки.
А как раз по ноженькам
Для нашего Серёженьки. (массаж сверху вниз)

Логопед: Оделись? Пошли по тропинке:

Двигательное упражнение «Мы идём» с музыкальным сопровождением:

1. Мы идём, мы идём, дети маршируют
По дорожке мы идём.
Мы идём, мы идём,
Звонко песенку поём:
«Ля-ля-ля…»
2. По сугробам мы шагаем, шагают, высоко поднимая колени
Ноги выше поднимаем,
Всё равно вперёд идём,
Смело песенку поём:
«Тра-та-та…»
3. А теперь на лыжи встали, двигаются скользящим шагом
Очень быстро побежали,
Мчимся с горки, не молчим,
А задорно так кричим:
«Ух!»

Логопед: Вот мы и пришли на полянку. Зимой природа так красива. Всё вокруг белеет и серебрится. Снегу-то намело! Скажите, что делает снег?
Ответы детей: Падает, блестит, сверкает, кружится, искрится, тает, скрипит и т.д.
Логопед: Посмотрите на деревья. Как выглядят деревья зимой? Какие они?

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Без снега – заснеженные
Без инея – заиндевевшие
Весёлые – грустные
Бодрые – сонные
Обыкновенные – сказочные
Тёплые – продрогшие

Логопед: На что похожи деревья зимой? Вспомните, с чем мы сравнивали деревья зимой?

Ответы детей: Укрытые снегом, как одеялом; одеты в снежные шубки; как сказочные цветы; похожи на невесту в белом платье; необычные, как шарик мороженого и т.д…)

Логопед: Замечательные слова! Давайте назовём народные приметы. Если иней на деревьях, то … (к морозу),

– Сильно блестят звёзды – к морозу
– Зима морозная – лето жаркое
– Дым столбом – к морозу
– Зима снежная – лето дождливое
– Воробьи дружно чирикают — к теплу
– Лед сильно трещит – будет мороз
– Если зимой вьюги – летом ненастье

Логопед:

Лёгкий зимний ветерок,
Кружит в воздухе снежок,
Долго этот снег вертелся,
Над деревьями кружил,
А потом и на ладошку
Мне снежинку положил.

Снежинки – это письма зимы. Хотите их получить? Подставляйте ладошки, ловите письма – снежинки. Кто поймает больше, я или вы? Поймали? Держите её бережно, она такая нежная, воздушная, хрупкая.

Дыхательная гимнастика

Сдуем снежинку с одной ладошки, затем с другой ладошки. А снежинки легли на плечико, сдуем с одного плеча, с другого (вдох носом, длительный выдох через вытянутые трубочкой губы), (дети парами поворачиваются друг к другу и сдувают воображаемую снежинку)

Вокруг себя обернись
И в снежинку превратись.

Логопед: Представьте себя снежинками.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс снежинок» из балета «Щелкунчик». (Дети импровизируют под музыку).

Логопед: Снежинки летят влево, вправо, вперёд, назад, тихо опускаются на землю. Музыка плавная, нежная. Это звучит музыка Петра Ильича Чайковского «Вальс снежинок».
Логопед: У слова «снежинка» есть много «родственников». Давайте поиграем в игру «Добавь словечко». (Логопед читает стихотворение, а дети добавляют родственное слово в рифму.)

Дидактическая игра «Добавь словечко»

Словно в сказке, как во сне
Землю всю укутал . снег.
С неба все скользят пушинки
Серебристые . снежинки.
На поселки, на лужок
Все снижается . снежок.
Вот веселье для ребят
Все сильнее . снегопад.
Все бегут вперегонки
Все хотят играть в . снежки.
Словно в белый пуховик
Нарядился . снеговик.
Рядом снежная фигурка.
Это девочка . Снегурка.
На снегу-то, посмотри
С красной грудкой . снегири.

Логопед: Посмотрите, какие красивые снегири сидят на ветках. Присмотритесь внимательно, какая птица лишняя? И почему?

Снегири, синицы, дятел, сороки, ласточка.

Дети: Ласточка. Синицы, снегири и дятел – зимующие птицы.
Логопед: Рассмотрим птиц и расскажем о них, какие они:
– у сороки белые бока, поэтому её называют … белобокая
– у синицы грудка жёлтая, поэтому её называют … желтогрудая
– у снегиря короткий хвост, поэтому его называют … короткохвостым
– у дятла длинный клюв, поэтому его называют … длинноклювый
– у снегиря красная грудка, поэтому его называют … красногрудый
– у сороки длинный хвост, поэтому её называют … длиннохвостая

Логопед: Молодцы! Нелегко птицам в зимнюю стужу. Споём про снегирька.

Попевка:

Сел на ветку снегирёк (взмахи кистями рук)
Ф-ф-ф-ф
(коротко, активно выдыхают)
Снег посыпал, он промок
Ф-ф-ф-ф
(коротко, мягко выдыхают)
Ветерок, подуй слегка
Обсуши нам снегирька (качают руками над головой)
Ф——–ф
(продолжительный выдох)

Логопед: Чтобы не заблудиться в лесу, предлагаю разделиться на две команды – в одной девочки, в другой – мальчики. (Дети встают в 2 шеренги напротив друг друга).

Дидактическое игра «Составьте словосочетание»

Мальчики составляют словосочетание со словом зимняя, а девочки составляют словосочетание со словом зимнее:

Зимняя … (зимняя ночь, зимняя стужа, погода, одежда, сказка, песня)
Зимнее… (зимнее утро, солнце, настроение, предложение, небо, пальто)

Логопед: Отлично! Все молодцы! Ребята, за что вы любите зиму? Чем она вам нравится?
Дети: Строим крепости, лепим снежную бабу, играем в хоккей, в снежки.
Логопед: Вот и я вам предлагаю поиграть в снежки.

Песня «Игра в снежки»:

1. Мы в снежки играем смело
Ах, какое это дело.
Любим мы морозный день
Нам в снежки играть не лень.

Хлоп, хлоп, не зевай
Ты от нас не убегай!
Хлоп, хлоп, не зевай
А теперь в меня бросай!

2. Пусть зима морозит нас
Мы погреемся сейчас.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем!

Хлоп, хлоп, не зевай
Ты от нас не убегай!
Хлоп, хлоп, не зевай
А теперь в меня бросай!

(Высыпаем снежки, пока звучит музыка – дети играют).

Логопед: Предлагаю вам собрать все снежки.
– Пока снежки собирали, наверно руки замёрзли? Согреем наши пальчики.

Пальчиковая игра «Снежок»

Раз, два, три, четыре, пять ………………загибать пальчики на 1 руке,
начиная с большого
Будем пальцы согревать …………………загибать пальчики на 2 руке,
начиная с большого
Мы с тобой снежок слепили……………. изображать как лепят снежок
Круглый, крепкий, очень гладкий………..показать руками круг
И совсем– совсем не сладкий……………..погрозить пальчиком.
Раз–подбросим,…………………………….подбросить воображаемый снежок
Два– поймаем,……………………………. поймать воображаемый снежок
Три– уроним………………………………..уронить воображаемый снежок
И…сломаем………………………………..хлопнуть в ладоши!

Логопед: Вот и согрели пальчики. Посмотрите, какая заснеженная избушка в лесу стоит. Кто в ней живёт? (Стучит). Нет ответа. Неужели нет никого!? Загляну в избушку.

Загадка про снеговика:

Он всегда стоит с метлой,
Но не хочет чистить снег.
Не могу понять я толком,
Кто же этот человек?
Почему ему морозы
И метели нипочём?
Почему весною слёзы
По нему бегут ручьём?

(Логопед выносит картину–фотографию 2 снеговиков: большого и маленького)

Упражнение «Большой и маленький»

Логопед: Какие чудесные снеговики тут живут, но такие разные! Чем отличаются снеговики?

Образец ответа: У большого снеговика три пуговицы, а у маленького две пуговички.
– У большого снеговика на голове красное ведро, а у маленького – зеленое ведерко.
– Чёрные глаза – коричневые глазки
– Длинный синий шарф – короткий красный шарфик
– Большая оранжевая морковка – маленькая красная морковочка
– Розовые рукавицы – красные рукавички и т.д.

Логопед: Оставим снеговикам на память рассказ о зимнем лесе (на плакате – предложения с пропущенными словами, вместо них – снежинки)

«Зимний лес»

Наступила * * * зима. Днём светит зим* * . На солнце снег блестит, * , * . Снежинки * * кружатся в воздухе. Деревья похожи * . На ветках сидят * снегири, * синицы и * дятел.

Логопед: Вы все сегодня были очень внимательные! Что- то загулялись мы в зимнем лесу, пора и домой возвращаться. Ребята, мы с вами на лыжах приехали в лес. А ещё на чём вы любите кататься зимой?

Дети: На санках.

Песня А.Филиппенко «Саночки»:

1. Сами саночки бегут
Стелется позёмка
И бубенчики поют
На морозе звонко.
Припев: Динь-динь, динь-ди-линь
Синими лесами
Едут, едут, динь-ди-линь
Сани с бубенцами

2. Ветер весело гудит
Подгоняет санки
Остаются позади
Снежные полянки.
Припев: Динь-динь, динь -ди -линь
Синими лесами
Едут, едут, динь-ди -линь
Сани с бубенцами.

(Дети встают парами и передвигаются по кругу легким бегом «на саночках»).

До свиданья, зимний лес. Рады были встрече!
Много было здесь чудес. Наступает вечер.
Нам пора идти домой в этот поздний час.
Детский сад родной ждёт давно уж нас.

Логопед: Ну вот, наконец-то мы приехали в детский сад. Устали? (ответы детей). Посмотрите, ребята, какие я снежинки в лесу нашла!

(Показ ажурных бумажных снежинок).

Логопед: Все они разные и непохожи друг на друга, но удивительно красивы. Подберите слова-признаки, какие снежинки?
Ответы детей: Резные, ажурные, нежные, воздушные, лёгкие, красивые, узорчатые, необычные и т.д.
Логопед: На этом листе бумаги – наша аппликация (показ ватмана, на котором наклеено несколько изображений ёлочек). Давайте, дети, вокруг ёлочек наклеем ваши снежинки, и у нас получится великолепный зимний ковёр!

Коллективная аппликация

(Дети наклеивают снежинки на ватман с помощью двухстороннего скотча)

IV. Итог занятия

Логопед: Замечательный получился ковёр! (показ гостям). Вот и закончилось наше сказочное путешествие в зимний лес. Какое настроение у вас после нашего путешествия? Выберите картинку, соответствующую вашему настроению

(Выбор детей. Дети встают полукругом, лицом к гостям и демонстрируют бумажные смайлики).

Логопед: Я очень рада, что у вас после нашего путешествия такое отличное настроение! Спасибо за занятие! А сейчас пора прощаться с гостями.

Конспект итогового занятия «Зимушка-зима» для детей с общим недоразвитием речи третьего уровня 5–6 лет

Анна Фролова
Конспект итогового занятия «Зимушка-зима» для детей с общим недоразвитием речи третьего уровня 5–6 лет

Конспект итогового занятия «Зимушка – зима»

для детей с общим недоразвитием речи третьего уровня 5 – 6 лет.

Составители: Невзорова Е. Б., воспитатель,

Фролова А. В., учитель – логопед

Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Форма проведения: бинарное, групповое.

Цель: активизировать и обобщить знания детей по тематическому циклу «Зима. Зимние изменения в природе».

обобщить представления детей по теме «Зима. Зимние забавы и развлечения»;

– формировать лексико-грамматические категории по лексической теме «Зима»;

– дать представления о свойствах снега через проведение экспериментирования;

– развивать аналитические умения при сравнении двух и более предметов через проведение игры «Снеговики»;

– развивать умение делать выводы с помощью обобщающих понятий по теме «Зима»;

– развивать познавательную активность через проведение экспериментальной деятельности;

– воспитывать эстетические чувства восприятия природы, времен года;

– воспитывать эстетическое восприятие произведений русского народного творчества.

Предварительная работа: разучивание русских народных песенок по лексической теме «Зима. Зимние изменения в природе».

План занятия:

Называние зимних месяцев

Называние зимних примет

Игра «Слова в копилку»

Организация и проведение экспериментальной деятельности

Беседа «Зимние забавы и развлечения»

Игра «Снеговики» (составление предложений с противительным союзом А)

Беседа «Что мы оденем зимой?»

Игра «Слова – родственники» (подбор однокоренных слов)

Беседа «Как проводят зиму животные

Составление итогового описательного рассказа

Изготовление зимних пейзажей

Рассказывание русских народных песенок

Обобщение итогов экспериментирования

Итог занятия

Оборудование: мяч, интерактивная доска, снег для экспериментирования, листы темной бумаги, клей, соль.

Примерные ответы детей

1. Организационный момент

– Ребята, мне нужна ваша помощь. Вчера вышла на страничку нашей группы ВКонтакте, а там письмо. Нам пишет мальчик Тололо из Африки. Он посмотрел наши зимние фотографии и удивился, что за белые комочки у нас у руках и почему мы закутаны в одежду, почему все вокруг нас белое. Давайте вместе напишем ответ и расскажем Тололо, почему мы так выглядим.

2. Основная часть

– Посмотрите, вот эти наши фотографии увидел Тололо. Здесь мы с вами ездили на экскурсию в зимний лес. (Демонстрация слайдов на интерактивной доске.) Давайте расскажем о зиме и для начала назовем все зимние месяцы.

А раньше эти месяцы назывались по-другому. Хотите узнать как? Декабрь -студень и хмурень, январь был снеговик и трескун, февраль называли лютень и снежень. Как вы думаете, почему они назывались именно так?

Теперь давайте назовем все приметы зимы и зарисуем их схематично на экране для Тололо.

– А теперь давайте назовем слова – признаки зимы. Будем словечки складывать в снежинку-копилку. Для этого у вас есть по три маленьких снежинки. Зима какая? Ветер какой? Одежда какая? Снег какой? И т. д.

– Тололо видел, что на фотографии вокруг нас все белое. Что же это? Правильно, снег. А из чего состоит снег?

Давайте проведем эксперимент и проверим, из чего же состоит снег. Наберем полную тарелку снега и поставим его на батарею. Через некоторое время проверим результат.

– А пока давайте вспомним и расскажем нашему гостю, чем можно заниматься зимой. Каждый будет рисовать на экране свои развлечения.

– Поиграем в зимние забавы? (Физминутка. Текст игры в Приложении 1.)

– Попробуйте угадать,о ком я загадаю:

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век.

Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла.

А вот и отгадка.

(Картинка со снеговиками).

Посмотрите внимательно, снеговики вроде бы и похожи, но все же разные. Назовите, чем они отличаются? (составление предложений с противительным союзом А). (Картинный материал в Приложении 2.)

– Давайте теперь расскажем Тололо, почему же мы одеты таким образом. В Африке ведь всегда тепло, и африканские жители не знают, что надо носить зимой. Что относится к зимней одежде и обуви? Давайте нарисуем на нашей интерактивной доске ваши ответы.

– Ребята, у всех есть семья, вот и у слов есть слова-родственники, то есть похожие друг на друга. Давайте попробуем поискать их. (Словарь: снег, зима, ветер, мороз и т. д.) И опять же зарисуем в наше письмо.

А теперь мы отдохнем, наши пальцы разомнем. (Проведение пальчиковой гимнастики. Текст игры в Приложении 3.)

– А теперь, ребята, давайте вспомним, как животные проводят зиму. И опять же мы наши ответы нарисуем в письме.

– Давайте посмотрим, что мы написали в нашем письме Тололо о зиме. Как вы считаете, мы ответили на его вопросы, что такое зима? Мы ни о чем не забыли написать? (Обобщающий рассказ по составленному совместно с детьми плану на интерактивной доске).

– Может быть приготовим подарки для Тололо и его африканских друзей? Давайте нарисуем для них необычные зимние пейзажи, зимние узоры. Для этого нам понадобятся листы синей бумаги, клей и соль. Сначала клеем рисуем зимние узоры, а затем солью присыпаем их. Лишнюю соль стряхиваем на подносы. Теперь оставляем подсохнуть наши поделки. (Образцы поделок в Приложении 4.)

Ой, ребята, а мы как раз песенки про зиму. Давайте вспомним их. (Дети рассказывают ранее выученные русские народные песенки. Тексты песенок в Приложении 5.)

А тем временем посмотрим, что же стало с нашим экспериментом? Из чего состоит снег? Помните, мы набрали полную тарелку снега и поставили на батарею. Снег был какой? Правильно, холодный. А на теплой батарее что с ним происходило? Правильно, он растаял от тепла и стал водой.

Смотрите, мы можем написать Тололо, что он тоже может сделать снег даже в Африке. Что для этого надо сделать? Надо тоже нарисовать это в письме.

Декабрь, январь, февраль.

В декабре было пасмурно и начинало холодать, январь – снежный и морозный, февраль – лютые морозы и еще более снежный.

Становится холодно, морозно, выпадает снег, реки покрываются льдом, солнце светит, но не греет, люди меняют одежду, животные меняют шубки и т. д.

Зима (какая) снежная, холодная, искристая, веселая, радостная и т. п.

Кататься на лыжах, коньках и санках, лепить снеговика, играть в снежки, строить снежные крепости и т. д.

Дети находят различия между тремя снеговиками. Например, у первого снеговика на голове ведро, а у третьего шляпа и т. д.

Шуба, куртка, теплые штаны, теплые рукавички, перчатки, шапка, шарф и т. д.

Снег – снежинка, снежок, снежный, снежить, Снегурочка, снеговик.

Медведи и ежи впадают в спячку, заяц, белка и лиса меняют цвет шубки и т. д.

Дети составляют по цепочке обобщающий рассказ по составленному в ходе занятия плану.

Снег состоит из снежинок. Снег был холодный. На теплой батарее он растаял.

Снег можно получить, если заморозить воду.

3. Заключительная часть.

Как вы считаете, мы достаточно понятно рассказали Тололо о зиме? Давайте отправим вместе наше письмо Тололо и будем с нетерпением ждать от него ответ.

Да, будем ждать следующего письма.

Физминутка «Зимние забавы»

Мы бежим с тобой на лыжах,

(Дети изображают ходьбу на лыжах.)

Снег холодный лыжи лижет.

А потом — на коньках,

(Дети изображают бег на коньках.)

Но упали мы. Ах! («Падают».)

А потом снежки лепили,

(Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.)

А потом снежки катали,

(Катят воображаемый комок.)

А потом без сил упали. («Падают».)

И домой мы побежали. (Бегут по кругу.)

Пальчиковая гимнастика «Снежинки»

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.

Я зиму, и снег, и снежинки люблю,

Ритмичные удары пальцами правой

руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.

Но где же снежинки?

На вопрос сжать кулаки, на ответ — разжать.

Куда же исчезли снежинки? Куда?

На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать.

Растаяли хрупкие льдинки-лучи.

Как видно, ладошки мои горячи.

Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.

Русские народные песенки

1. Замерзали все болота, все ручьи,

Становились бысры реки широки.

Выпадали белы снеги глубоки.

Не проехать, не пройти!

2. Без досок, без топоров

Через речку мост готов:

Мост, как синее стекло,

Скользко, весело, светло.

3. Ох, сердит мороз!

Ветки снегом занёс,

Хватает за нос, щиплет до слёз.

Ребятишки не пугаются,

И на лыжах, и на саночках катаются.

4. Ты мороз- мороз-мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

Уж мы саночки возьмём,

И на улицу пойдём!

1. Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В.Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2016

2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. – М. : Педагогическое общество Россия, 2005

3. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003

4. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. – М. : «Мозаика-Синтез», 2004

5. Петров В. М. Зимние праздники, игры и забавы для детей. М., 1999

6. Тимонен Е. И., Туюлайнен Е. Т. Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа). – СПб. : «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2004

Методические комментарии к проведению занятия:

Представленное занятие является обобщающим итогом совместной коррекционной работы воспитателей и учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 3 уровня, в рамках одной тематической недели.Оно охватывает несколько образовательных областей: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Перед проведением требуется предварительная работа по ознакомлению детей с художественным словом о зиме, русским народным творчеством. В ходе проведения образовательной деятельности активно используется интерактивная доска, раздаточные материалы (символы, фишки). При работе с интерактивной доской важно обратить внимание детей на символичность изображения, не принципиально изображать рисунки очень подробно (что занимает лишнее время, а достаточно краткого символа, понятного всем участникам учебной деятельности.

В ходе проведения занятия необходимо обращать внимание на правильность произношения поставленных звуков в свободной речи детей, правильность оформления лексико-грамматических конструкций, правильность построения фраз при ответах на вопросы, составлении рассказа.

Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе «Выявление уровня знаний детей 4–5 лет по развитию речи» Цель деятельности педагога: выявить уровень знаний детей. Задачи: • Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа. • Упражнять.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Путешествие в страну загадок. Транспорт» Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Путешествие в страну загадок. Транспорт» Задачи:.

Конспект открытого занятия развлечения в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Путешествие к старичку» Цель: закрепление знаний детей о времени года ” весна” задачи : образовательные: -уточнить и обобщить представления детей о характерных.

Конспект спортивного праздника с детьми третьего года жизни «Зимушка-Зима» Программное содержание : создать у детей праздничное настроение, закреплять умение прыгать на двух ногах с продвижением вперед, продолжать.

Конспект занятия для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи «Мой дом — моя крепость» Тема: Мой дом – моя крепость. Цель: I Логопедические 1. Совершенствование лексического строя речи: а) обогащение, активизация и расширение.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи Сайботалова Татьяна Андреевна Учитель-логопед Специальный детский сад №13 «Алтынай» Республика Казахстан Павлодарская область, г. Экибастуз.

Логопедическое занятие «Весна». Старшая группа с общим недоразвитием речи II-III уровня на логопедическом пункте 1 Слайд: Тема: Логопедическое занятие в старшей группе детей с общим недоразвитием речи II-III уровня на логопедическом пункте. 2 Слайд:.

Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи (Консультация) Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи. В логопедии под ОНР (у детей с нормальным.

Конспект фронтального занятия по формированию связной речи с дошкольниками с ОНР – III уровня (подготовительная группа)
Тема: «Зима»

Цель: закрепить знания по лексической теме «Зима».

1. Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах;

2. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия;

3. Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций;

4. Совершенствовать умение составлять предложения из деформированного текста;

5. Продолжать учить детей пересказывать текст.

Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания, координации речи с движением.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация к занятию, мяч, снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.

– наблюдение примет зимы в природе;

– загадывание загадок о зиме; чтение стихотворений;

– беседы о зиме, зимних месяцах;

– наблюдение за изменениями в природе, дидактические игры;

– рассматривание зимних пейзажей А. Пластова, П. Кузнецова.

I. Организационный момент:

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима.)

II. Основная часть.

Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года – зиме. Обратите внимание на зимние картины и подумайте, какая бывает зима.

– Как люди ласково называют зиму? (Зимушка.)

– На дворе зима, а как же называются зимние месяцы? (Декабрь, Январь, Февраль.)

– Какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

– Зима (какая?) – (морозная, вьюжная, метельная, суровая, лютая, снежная, холодная, долгая, студеная, продолжительная, длинная, затяжная, теплая, белоснежная).

– А что бывает только зимой? (Снег.)

– Какой бывает снег? (Он бывает легкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный.)

– Что снег делает? (Идет, падает, кружится, ложится, летает, летит)

– Снежинка (какая?) – (маленькая, легкая, нежная, пушистая, белая, холодная, ломкая, хрупкая, узорчатая, лучистая, игольчатая, кружевная, резная).

Упражнение «Снежинки»

Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они.

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

Пальчиковая гимнастика: «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указательным и средним пальчиком
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями
Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками
С горки мы потом катались, Ведут указательным пальцем по ладони
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой стороной.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки
Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп.

Дидактическая игра: «Найди лишнюю картинку» Логопед предлагает детям картинки с родственными словами, среди которых одна лишняя. Дети должны догадаться и назвать её. Объяснить, почему она лишняя.

С неба всё скользят пушинки

Словно в белый пуховик

Рядом снежная фигура

Это девочка … Снегурка.

На снегу то посмотри

С красной грудкой …снегири.

Из-под снега расцветает,

Весну встречает. (Подснежник.)

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз.

Зимний леденец – (Сосулька.)

Лишняя сосулька, потому, что слова снежинка, снеговик, Снегурочка, подснежник образованы от слова снег.

Логопед. Вспомните еще несколько слов, образованных от слова снег.

Логопед. Какую бабу слепили из снега?

Логопед. Каким станет парк, если его занесет снегом?

Логопед. Когда идет сильный снег, как мы это называем?

Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

Дидактическая игра: «Назови ласково» (с мячом)

Дидактическая игра: «Составь предложение»

Снег, белый, выпал, пушистый.

Холодная, зима, наступила, снежная.

Из, дети, горку, снега, сделали.

Дорожки, ребята, от, чистят, снега.

Окно, мороз, узор, на, нарисовал

Саша, на, катание, фигурное, заниматься, каток.

Чтение рассказа «Зима»

Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Зимой солнышко хотя и светит, но мало греет. Оно недолго остается на небе. Зимние дни гораздо короче летних, a ночи длиннее. Реки и озера замерзают так, что по льду можно xoдить и ездить. Земля покрывается толстым слоем снега.

Беседа по тексту:

1. Какое время года наступило?

2. Что стало с деревьями?

3. Как светит солнышко зимой?

4. Какие зимой дни и ночи?

5. Чем покрыты реки, озера и земля?

Повторное чтение рассказа.

Пересказ рассказа детьми (2-3 ребенка)

III. Заключительная часть.

Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

Что мы делали на занятии?

  1. В. В.Коноваленко, С. В. Коноваленко, Развитие связной речи /фронтальные логопедические занятия по лексико – семантической теме «Зима» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, Москва, 2001
  2. Е. Л. Малиованова, Развитие речевых способностей (Лексико – граматическая тема «Зима»), Москва, 2005.
  3. Н. Н. Гусарова. Беседы по картинке. Времена года – СПб.: Детство – Пресс, 1998.
  4. Л. Е. Кыласова. Развитие речи. Конспекты занятий в подготовительной группе.

Конспект группового логопедического занятия “Зимушка-зима”

Конспект коррекционно-развивающего

подгруппового занятия с учителем-логопедом

на тему «Зимушка-зима»

Онопченко Анна Сергеевна

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

Задачи:

  • коррекционно-образовательные: уточнить и расширить представления детей о зиме, её приметах; уточнить и активизировать словарь по теме; совершенствовать грамматический строй речи;
  • коррекционно-развивающие: развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, мелкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха;
  • коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, воспитание любви к природе.

Оборудование: елочные игрушки, письмо Зимушки-зимы, картинки с зимними явлениями, мяч (снежок), карточки со словами.

Дополнительный герой: Снеговик.

Предвательная работа: рассматривание картинок о зиме, отгадывание загадок на зимнюю тематику, беседы по картинкам с зимними пейзажами.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Психогимнастика.

Музыка 1

Слайд 1

Дети заходят в зал под музыку

Учитель-логопед: Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы все в кружок,
Завертелись, как снежок.
(Дети встают в круг)

– Здравствуйте, ребята. Какой сегодня хороший день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А через ротик выдохните все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох)

– А теперь, давайте пожелаем, друг другу доброго дня и поздороваемся необычными способами

Ангелина (трогает за плечо)

Ира (трется спиной)

Даниил (пожимает руку)

Кира (трется щекой)

Эльвира (дает пять)

(Дети говорят друг другу «Добры день, Ангелина! Добрый день, Тимофей!» и здороваются разными способами)

Молодцы, ребята, сегодня на занятии у нас присутствую гости, давайте с ними тоже поздороваемся необычным способом.

Воздушный поцелуй и машем ручками.

– Молодцы, мы рады приветствовать вас на нашем занятии.

– А мы начинаем, дети, присаживайтесь на свои места.

2. Введение в тему. Беседа о зиме.

Учитель-логопед: Я предлагаю начать наше занятие со скороговорки. Внимательно послушайте:

Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

Теперь повторим медленно вместе. Готовы? Повторим быстрее.

– А кто попробует проговорить сам? Эльвира?

– Ребята, о каком времени года эта скороговорка? (о зиме)

– Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)

– Ребята, посмотрите наша елочка совсем загрустила. Давайте её украсим игрушками и ответим с вами на вопрос «А какой может быть зима?»

– Кира, какой может быть зима? (белая, пушистая, снежная, веселая, холодная, искристая, ветреная, сказочная, чудесная, волшебная)

– Молодцы, какая красивая елочка у нас получилась.

Раздается звук сообщения, на экране высвечивается загадка

Музыка 2

Слайд 2

-Ребята, нам пришло сообщение, да не простое, а волшебное. Послушайте его. Как вы думаете, от кого оно?

«Здравствуйте, ребята, я отправила к вам сказочного героя. Ждите его в гости.

– Ещё в письме есть загадка. Давайте её вместе разгадаем.

Лепит детвора зимой

Чудо с круглой головой:

Ком на ком поставит ловко,

Рот — дуга, и нос морковка.

– Ребята, кто же это? … (Снеговик)

– Встречаем нашего гостя!

Музыка 3

Выходит снеговик под музыку (хруст снега)

Снеговик: Фуух, устал, а туда ли я пришел или нет?! Ох, совсем забыл поздороваться. Здравствуйте, дети и взрослые! Зачем вы все здесь собрались?

Слайд 3

3. Артикуляционная гимнастика «Сказка о язычке»

Учитель-логопед: Здравствуй, Снеговик! А мы тебя уже заждались. У нас с ребятами проходит логопедическое занятие. Давайте расскажем Снеговику, чем мы занимаемся на наших занятиях.

Дети: Мы учимся правильно произносить звуки и развиваем свою речь.

Снеговик: Как интересно! А можно мне остаться с вами?

Учитель-логопед: Конечно, оставайся с нами. Снеговик, а ты любишь сказки?

Снеговик: Да, даже очень.

Учитель-логопед: И взрослые, и дети любят сказки, давайте расскажем и покажем нашим гостям Сказку «О Веселом язычке».

Жил-был язычок в большом домике (широко открыть рот).

Встал он рано утром, потянулся и выглянул в окно (упражнение «Язычок выглядывает в окно»).

А на улице снег идет, весь домик уже снегом засыпало, вышел язычок на улицу и стал снег счищать. Сначала счистил с двери (упражнение «Вкусное варенье»),

Снеговик посыпает снегом все вокруг

потом с крыши (упражнение «Маляр»).

Счистил и вернулся домой по ступенькам (широким языком сначала обнимаем губы, потом зубы).

Выпил он дома чашку чая (упражнение «Чашечка») и лег отдыхать (упражнение «Лопатка»).

Учитель-логопед: Какие мы все молодцы, мы с вами укрепили наши губы и язычки.

Снеговик (восторженно): Как мне понравилась эта сказка! А у меня есть письмо от Зимушки-зимы. Она сказала передать его вам.

Снеговик передает письмо учителю-логопеду.

4. Флешмоб «Зарядка»

Учитель-логопед: Ребята, письмо такое холодное. Давайте согреем его, а для этого сделаем «Зарядку».

Слайд 4

Видео-зарядка

Дети выполняют зарядку

Учитель-логопед: А теперь поделимся своим теплом с письмом, подходите все в кружок и прикладывайте ладошки к письму.

Снеговик: Смотрите, письмо открывается.

5. Игра «Что бывает зимой?» (составление предложений с заданным словом по картинке)

Слайд 5

Учитель-логопед: Посмотрите, Зимушка-зима прислала нам в письме интересные задания. Первое из них это игра «Что бывает зимой?»

– Посмотрите на свои картинки, по ним можно понять чем отличается зима от других времен года. Подумайте и составьте предложение с тем словом, которое написано у каждого из вас.

– Ангелина, какое у тебя предложение получилось?

Дети называют свои предложения

Учитель-логопед: Какие вы молодцы!

6. Развитие речевого дыхания «ВЕТЕР в зимнем лесу»

Снеговик: Я! Я! Можно и я скажу?

Учитель-логопед: Что ты хотел сказать, Снеговик?

Снеговик: Я знаю, что ещё зимой в лесу часто бывает сильный ветер.

Учитель-логопед: Да, это правда. Ребята, чтобы в ветреный день нам с вами не подхватить ангину, проведем дыхательную гимнастику. А для этого нам нужно встать.

Музыка 4

Слайд 6

Включается музыка ветра

Учитель-логопед: Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Ш-Ш-Ш (на выдохе – длительное громкое произнесение)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть прерывисто)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох – от тихого звучания к громкому)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)- от громкого к тихому звучанию

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну, а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

Слайд 7

Снеговик во время выполнения упражнения шатается от ветра

Учитель-логопед: Ребята, в письме есть ещё игры для нас. Кира, проверь, пожалуйста, конверт.

Кира достает карточку, на экране высвечивается загадка.

Зимой забава есть одна.
В ней меткость, ловкость всем нужна.
А как «снаряды» называешь,
Что лепишь и в друзей бросаешь?

Снеговик: Ребята, что это? Правильно, снежки.

Учитель-логопед: Давайте сыграем с вами в снежки.

7. Подвижная игра с мячом «Назови ласково»

Учитель-логопед: Я буду бросать кому-то из вас снежок, называть слово, а вы бросая обратно называть его ласково.

Музыка 5

Снег — снежок (Тимофей)

Мороз — морозец (Ангелина)

Ветер — ветерок (Ира)

Лёд — ледок (Эльвира)

Зима — зимушка (Кира)

Дерево — деревце (Ангелина)

Горка — горочка (Ира)

Холод — холодок (Эльвира)

Санки — саночки (Данил)

Шапка — шапочка (Тимофей)

Елка – Елочка (Кира)

Сосулька — сосулечка (Снеговик)

Снеговик: Да, все ребята молодцы. Интересно, а взрослые справятся с таким заданием? Я хочу проверить

Учитель-логопед: Молодцы, ребята, занимайте свои места.

8. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять» (Н. Нищева)

Учитель-логопед: Да, игра веселая, но ручки быстро замерзают. Ребята, кто согласен делать пальчиковую гимнастику и согреть наши ручки?

Раз, два, три, четыре, пять,

Загибаем пальчики по одному

Мы во двор пошли гулять.

Указательный и средний пальчики шагают по столу

Бабу снежную лепили,

«Лепим» комочек двумя ладошками

Птичек крошками кормили,

«Крошат» хлеб всеми пальчиками

С горки мы потом катались,

Ведем указательным пальцем по ладони

А еще в снегу валялись.

Ладошки кладем на стол одной и другой стороной

Все в снегу домой пришли.

Съели суп и спать легли.

«Едят ложкой», ладошки кладем под щечку.

Учитель-логопед: Так-то лучше. Пальчики согрелись.

9. Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов.

Учитель-логопед: Ой, ребята, а мне кажется, что в письме есть что-то ещё, Тимофей, проверь, пожалуйста.

Тимофей достает карточку с надписью Игра «Скажи наоборот»

Учитель-логопед: Ребята, вам нужно подобрать противоположное значение слова. Например: белый – чёрный, большой – маленький. Давайте начнём?

Ира, летом дни жаркие, а зимой ….. холодные;

Данил, летом небо светлое, а зимой …. тёмное;

Тимофей, летом день длинный, а зимой ….. короткий;

Эльвира, летом солнце светит ярко, а зимой …..тускло;

Ангелина, одни сосульки длинные, а другие …короткие.

Кира, снег мягкий, а лёд ….. твёрдый;

Учитель-логопед: Хорошо, молодцы!
Ребята, в письме больше ничего не осталось. Мы выполнили все задания.

10. Массаж биологически активных точек «Неболейка»

Снеговик: Вот и пришла пора прощаться.

Учитель-логопед: Снеговик, подожди. Ребята, давайте отправим Зимушке-зиме от нас подарок, чтобы Зимушка было здоровой и крепкой. Давайте все вместе с гостями выполним массаж «Неболейка»! Мы рекомендуем выполнить его и нашим гостям.

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело

(поглаживание ладонями шеи сверху вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать

(указательным пальцем растирать крылья носа)

Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком

(прикладываем ко лбу ладони и растираем)

«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею

(растираем точки впереди и сзади ушей и шею)

Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна.

(потираем обе ладони).

Снеговик: Теперь никто из нас не заболеет. Я обязательно передам ваш подарок.

Учитель-логопед: Ребята, давайте подарим Снеговику наши теплые объятия.

11. Итог занятия

Снеговик: До свидания, ребята и уважаемые гости.

Учитель-логопед: До свидания, Снеговик.

Снеговик покидает нас.

Учитель-логопед: Ребята, что понравилось вам больше всего на нашем сегодняшнем занятии?

Учитель-логопед раздает конфети каждому ребенку.

– Спасибо вам за занятие, вы все большие молодцы!

  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека – методическая копилка для учителей © 2022

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: