Зима, зимующие птицы – рекомендации логопеда для родителей

Рекомендации логопеда для родителей по теме: “Зимующие птицы. Звуки К и Кь”
материал (старшая группа)

Рекомендации логопеда для родителей по теме: “Зимующие птицы. Звуки К и Кь”

Скачать:

Вложение Размер
zimuyushchie.docx 92.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: «Зимующие птицы. Звуки К-Кь»

1. Беседуем с детьми по теме: «Зимующие птицы». Задаем вопросы:

– Все ли птицы улетели в теплые края?

– Каких птиц вы зимой встречали (видели) на улице, в парке, во дворе?

– Как называют этих птиц одним словом? (зимующие птицы)

– Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают вместе с перелетными птицами? (Потому что могут найти себе корм.)

2. Рассмотри картинки. Назови птиц. (Снегирь, сова, голубь, воробей, ворона, сорока, дятел, синица.) Раскрась их.

3. Назови птиц Один ( одна)- Все- Ласково- Много.

4. Чем питаются птицы зимой?

• Снегирь – семена, ягоды, почки растений.

• Сова – мелкие грызуны.

• Голубь – крошки, зерна, корки хлеба.

• Воробей – крошки, зерна, ягоды, остатки пищи.

• Ворона – отбросы пищи, корки, кусочки мяса.

• Сорока – зерна, семена, корки, отбросы пищи.

• Дятел – семена еловых и сосновых шишек, достает личинки насекомых из-под коры.

• Синица – зерна, семена, ягоды, семечки, несоленое сало, мясо.

5. Исправь предложения:

• Зимой снегири клевать ягоды рябины.

• Ворона находить кусочек мяса.

• Зимой синички прилетать к кормушка и клевать сало.

• Сова летать по лесу и охотится на мышек.

6. Выучи стихотворение 3. Александровой: Новая столовая

Мы кормушку смастерили, Три вороны были в среду,

Мы столовую открыли. Мы не ждали их к обеду.

Воробей, снегирь-сосед, А в четверг со всех краев –

Будет вам зимой обед. Стая жадных воробьев.

В гости в первый день недели В пятницу в столовой нашей

К нам синицы прилетели. Голубь лакомился кашей,

А во вторник, посмотри, А в субботу на пирог

Прилетели снегири. Налетели семь сорок.

7. Составь новые слова по образцу: белые крылья – белокрылый.

• Черные крылья – . • Крепкий клюв – .

• Длинный хвост – . • Острый клюв – .

• Красная грудка – . • Большие глаза – .

• Желтая грудка – . • Тонкие лапы – ..

8. Расскажи о любой зимующей птице по таблице

Например: Снегирь маленький, разноцветный, чернохвостый, красногрудый, круглоголовый. Клюет ягоды и зерна. Зимой он остается на родине. Умеет летать, прыгает, ходит, щебечет.

Различаем звуки К и Кь

1. Вспоминаем характеристику звуков К и Кь.

2. Напоминаем звука два, но буква у них одна .

3. Игра «Хлопни не зевай». На звук К- хлопнуть, а на звук Кь- топнуть.

4. Игра «Соедини вместе» Произносим медленно ребенку звуки, он соединяет их и образуется обратный или прямой слог, слово.

О, К- К, О- У, К- К, У- А, К-

К, А- И, К- К, И- К, О, Т- К, И, Т-

5. Провести звуковой анализ слогов КА, КИ.

6. Вспоминаем слова со звуком К. (в начале, середине, конце) Делим эти слова на слоги.

7. Вспоминаем слова со звуком Кь. (в начале, середине, конце) Делим эти слова на слоги.

8. Придумываем предложение со словом, в котором есть звук К.

9. Придумываем предложение со словом, в котором есть звук К.

А У И О У О И М П М Т Н

АУ АИ АО АК АТ АП АМ АН

ОУ ОА ОИ ОН ОП ОТ ОМ ОК МО КО НО ПО ТО

УО УА УИ УН УК УП УМ УТ МУ ТУ КУ НУ ПУ

ИА ИУ ИО ИМ ИТ ИП ИН ИК КИ НИ МИ ТИ ПИ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по теме “Зимующие птицы”

Дома с ребёнком родители могут закреплять и изучать (если не посещают ДОУ) лексический материал и обыграть его по теме “Зимующие птицы”.

Рекомендации для родителей по теме “Зимующие птицы”

Тематическая неделя “Зимующие птицы”. Чем заниматься с ребёнком дома.

Консультация для родителей на тему “Зима. Зимующие птицы”

В консультации представлен материал для закрепления лексико-грамматических категорий, развития мелкой моторики, активизации речевой деятельности.

Еженедельное задание логопеда воспитателям по лексической теме “Зима. Зимующие птицы”

Еженедельное задание логопеда воспитателям по лексической теме “Зима. Зимующие птицы” Подготовительная группа для детей с ОНР.

Взаимодействие учителя – логопеда с родителями по теме “Зима: дорога, транспорт, пешеход”

взаимодействие логопеда с родителями.

Рекомендации для родителей дошкольников по ознакомлению и закреплению лексической темы «Зима. Зимующие птицы»

Данный материал содержит рекомендации для родителей дошкольников по ознакомлению и закреплению лексической темы «Зима. Зимующие птицы».

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: “Зима. Зимующие птицы”.

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: “Зима. Зимующие птицы”.

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”

1. Гуляя вместе с ребенком в лесу или парке, понаблюдайте за птицами, покажите зимующих птиц: снегиря, синицу. При этом следует обратить внимание ребенка на окраску птиц. Уточните строение тела птицы (спинка, грудка, головка, крылья, хвост, лапки).

2. Расскажите, где они живут и чем питаются.

3. Обратите внимание малыша на то, какие птицы часто прилетают во двор (голубь, ворона, галка, воробей, синица). Желательно покормить птиц вместе с ребенком.

4. Рассмотрите иллюстрации зимующих птиц (желательно использовать книгу Н. Э. Теремковой “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”, альбом 2, стр.26).


5. Упражнение “Скажи, когда много” на образование существительного множественного числа.
Ворона – вороны, синица – синицы и т.д.

6. Упражнение “Назови ласково” на образование существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

7. Упражнение “Посчитай птиц” на согласование числительного с существительным.

8. Упражнение “Кто как голос подает?”
Ворона кар-кар – ворона каркает, воробей. голубь.

9. Упражнение “Узнай птицу по описанию”.
Я сегодня в парке видела птицу: сама маленькая, грудка розовая, сидит на ветке, как яблочко красное. Кто это?

10. Упражнение “Скажи одним словом”.
У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют .
У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют .
У вороны черные крылья, поэтому её называют .
У дятла длинный клюв, поэтому его называют .

11. Упражнение “Скажи наоборот” на подбор антонимов.
(это упражнение для детей, которым уже исполнилось 5 лет)
Воробей маленький, а ворона .
У синицы хвост короткий, а у сороки .
Голубь тяжелый, а воробей .
У синицы клюв тонкий, а у вороны .

12. Пересказ с опорой на вопросы. Развитие связной речи.
Послушай рассказ* и ответь на вопросы полным предложением.

    Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму.

* Текст взят из альбома №2 “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”, автор Н. Э. Теремкова.

Вопросы:
Какое было время года?
Кого нашли дети на снегу в парке?
Какой был воробышек?
Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?
Когда дети выпустили воробья на волю?
Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?

13. Выучить наизусть стихотворение А. Прокофьева:
Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз – красный нос
Им рябинки принес,
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил.
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.

14. Развитие мелкой моторики.

(Ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Сколько птиц
К кормушке нашей
Прилетело?
(На каждое название птицы загибать по одному пальчику)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(опять сжимать и разжимать кулачки)
Всем хватило зернышек!

1. Рекомендую уточнить у ребенка, каких зимующих птиц он знает; почему они не улетают (учим устанавливать причинно-следственные связи). Вспомнить их названия, характерные признаки (хвост, клюв, оперенье, величину), где они живут, чем питаются, почему называются зимующими.

2. Познакомить малыша с такими зимующими птицами, как клест, кедровка: показать на иллюстрациях (желательно в природе), рассказать о внешнем виде, повадках, питании. Обратить внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и рассказать, почему именно такой клюв нужен клесту. Рассказать, что кедровка – единственная птица, делающая запасы на зиму, как белка. У нее очень хорошая память и она всегда помнит, где и какой запас сделала. Помочь запомнить информацию.

3. Провести беседу о бережном отношении к птицам, о необходимости их подкармливать зимой.

4. Изготовить совместно с ребенком кормушку и подвесить её на улице. Во время прогулки понаблюдать, какие птицы прилетают на кормушку.

5. Упражнения на грамматический строй речи.
Повторение (материал должен быть усвоен до 5 летнего возраста), описание упражнений см. выше (домашнее задание для детей 4-5 лет): “Назови ласково”, “Скажи, когда много”, “Посчитай”, “Кто как голос подает”, “Скажи одним словом”.

6. Упражнение “Чей, чья, чьё, чьи?” на образование притяжательных прилагательных.
Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки. Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке. Закончи предложения.
Перья вороны (чьи?). перья воробья (чьи?). перья снегиря (чьи?). перья голубя (чьи?).

7. Упражнение “Подбери признак” на согласование имен существительных с прилагательными.
Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая, проворная. Воробей (какой?). Снегирь (какой?). клест (какой?).

8. Учить подбирать однокоренные слова.
Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).

9. Связная речь. Пересказ без опоры на вопросы.

    Кормушка.
    Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

Для пересказа можно (желательно) использовать книгу “Пересказы круглый год” автора Т. Ю. Бардышевой из серии “Развитие речи. 4 книжки-малышки”. Книга выпущена издательством “Карапуз”, приобрести ее можно по подписке (подписной индекс 34227), на сайте издательского дома “Карапуз”. В Москве книгу можно купить в магазине “Библио-Глобус” (ул. Мясницкая, д.6).

10. Развитие мелкой моторики.
Нарисовать рисунок к рассказу “Кормушка”. Рисунок можно использовать при пересказе.

11. Выучить наизусть стихотворение (любое по выбору).

Воробей
Чуть живой,
Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней,
И дрожит он над зернышком, бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
(Н. Рубцов)

Ворона
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь не зернышка нет у вороны.
И от холода нет обороны.
(Н. Рубцов)

Синица
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
(А. Барто)

Комментарии к статьям
Развитие речи. Январь.

24.01.2007, 12:09
Ольга

нам с доченькой очень нравятся ваши советы! спасибо! 24.01.2007, 12:22
Марика

Мы готовимся к школе, а ваши советы нам помогают составить план занятия. Спасибо большое! 02.02.2007, 16:35
Рамиля

Очень подробные занятия. Отлично использовать для логопедов в работе с родителями. 03.02.2007, 21:45
Ольга

Работаю логопедом в детском саду.Жаль, поздно нашла ваш сайт. Отличные рекомендации для родителей. Буду использовать в работе сама и порекомендую родителям! 18.02.2007, 16:51
Александра

Спасибо, хорошее методическое пособие для проведения занятий по подготовке к школе. 16.09.2007, 23:44
Алла Тафий

Очень хорошие методическое пособие!
я сразу стала по нему заниматься с сыном.
Мальчику очень нарвится заниматься. Спасибо! 11.01.2008, 12:07
ирина

спасибо 20.01.2008, 10:43
Маргарита и Даня

Огромное спасибо за помощь и прекрасные советы. 11.02.2008, 22:11
светлана

интересно читать о развитии речи но может быть будут новые уроки например о цветах сказках качествах людей это было бы неплохо с детьми я незанимаюсь читаю для себя 22.01.2009, 10:43
ольга

спасибо. очень нравится ваши занятия,занимаемся регулярно.но хотелось бы еще упражнения для развития фонетического слуха. 03.03.2009, 15:03
Бойко Ирина Леонидовна

Использую некоторые элементы на уроках с 1 классом. Интересно. Занимательно. 29.01.2011, 19:39
Лидия

Спасибо большое за материал и рекомендации.Начну заниматься с внучкой 4г8мес-ОНР 2йстепени Занимаемся 3раза в неделю с логопедом уже 2йгод Прогресс большой,но хочется побыстрее догнать 02.12.2011, 03:05
Татьяна

Огромное спасибо! 28.01.2012, 07:52
Ольга

Спасибо большое за ваш труд. 26.11.2012, 10:24
джафар

Материал в уголок для родителей по теме “Зимующие птицы”

Материал в логопедический уголок для родителей по теме “Зимующие птицы” в старшей группе компенсирующего вида для детей с нарушением зрения. Включает в себя все направления по развитию речи: развитие словарного запаса, развитие лексико-грамматических категорий, связная речь – составление описательного рассказа о зимующей птице по картинному плану, пальчиковая игра, речь с движением.

Просмотр содержимого документа
«материал в уголок для родителей по теме “Зимующие птицы”»

Зимующие птицы

Цель: Расширять обобщенные представления детей о зимующих птицах; о том, где они живут и чем питаются, из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто.

Развитие словарного запаса

Существительные: птица, ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, голубь, сова, галка, кормушка, корм, помощь, голова, глаза, клюв, туловище, грудка, крылья, хвост, перья, лапки, зерно, крошки, семечки

Прилагательные: зимующий, голодный, сытый, быстрый, шустрый

Глаголы: чирикать, каркать, ворковать, тинькать, стрекотать, зимовать, голодать, кормить

Наречия: голодно, морозно

Развитие лексико-грамматического строя речи

«Назови как можно больше признаков» – согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе.

Попросите его назвать как можно больше характерных для каждой птицы признаков, учитывая ее форму, величину, цвет.

(ворона, воробей, синица).

«Назови ласково» – образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -к-, -чк-.

«Скажи по-другому» – образование имен прилагательных от существительных.

Птица из леса — . (лесная) птица.

Подушка из перьев — . (перовая) подушка.

Перина из пуха —. (пуховая) перина.

Озеро с лебедями — . (лебединое) озеро.

Птица, которая поет — . (певчая) птица.

Перо от гуся — . (гусиное) перо.

«Сосчитай и назови» – согласование числительных «два» и «пять» с существительными, обозначающими названия зимующих птиц.

Развитие связной речи

Составление рассказа описания

«Воробей» по опорным картинкам:

Воробей – зимующая птица. У него есть головка, клюв, туловище, крылья, хвостик, лапки, коготки. Тело птички покрыто перьями серого цвета. Воробей питается насекомыми, крошками, зёрнами, семенами. Воробей может летать, прыгать, клевать, чирикать, сидеть.

Пальчиковая игра

Насыпаем в кружку сухой горох. На каждое слово перекладываем горошину в другую кружку:

Снегирь, и сорока, и клёст, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по-прежнему с нами,

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

То же самое ребёнок проделывает другой рукой, двумя руками одновременно, двумя руками попеременно, большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Речь с движением “Птички”

Птички прыгают, летают.
Птички прыгают, поют.
Чик-чирик, чик-чирик
Птички крошки собирают,
Зернышки клюют
Перышки почистили,
Перышки почистили,
Клювики почистили,
Клювики почистили.
Дальше полетели
И на мес то сели.

Имитируют руками взмахи крыльев и совершают повороты туловища в стороны.

Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе, постукивать по коленкам

Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой

Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой

Повороты головы вправо – влево

Имитируют руками взмахи крыльев

Дети садятся на стульчики.

Доктор он в лесной палатке,

Носит пёстренький халатик,

Он деревья клювом лечит,

Постучит – деревьям легче. (Дятел)

Ворует крошки. (Воробей)

И полоска шарфика. (Синица)

Здесь зимой найдёт приют:

Не боится он простуд –

Он тут как тут! (Снегирь)

Целый день хлопочет. (Сорока)

Всю ночь летает –

Спать в дупло. (Сова)

Скороговорки

Проворонила ворона вороненка

Сорока с вороной спорила –

Видна птица по полету.

Видом сокол, а голосом ворона.

Зимующие птицы

Цель: систематизировать и закреплять знания детей о зимующих птицах, их жизни, питании. Уточнять, как люди помогают птицам в зимнее время.

Развитие словарного запаса

Существительные: птица, ворона, воробей, голубь, сорока, дятел, синица, сова, снегирь, клест, свиристель, корм, кормушка, голод, холоде, клюв, перо, грудка, хвост, коготь, крыло, лапа.

Прилагательные: зимующий, длиннохвостый, красногрудый, чернокрылый, пестрый, нахохлившийся, задорный, шустрый.

Глаголы: летать, клевать, зимовать, замерзать, голодать, кормить, добывать, долбить, прятать, трещать, шелушить, кружить, прыгать, ворковать, тинькать, чирикать, свистеть, каркать.

Наречия: высоко, низко, холодно, голодно, сытно.

Развитие лексико-грамматического строя речи

«Назови как можно больше признаков» – согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе.

Попросите его назвать как можно больше характерных для каждой птицы признаков, учитывая ее форму, величину, цвет.

(ворона, воробей, синица).

«Назови ласково» – образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -к-, -чк-.

«Скажи по-другому» – образование имен прилагательных от существительных.

Птица из леса — . (лесная) птица.

Подушка из перьев — . (перовая) подушка.

Перина из пуха —. (пуховая) перина.

Озеро с лебедями — . (лебединое) озеро.

Птица, которая поет — . (певчая) птица.

Перо от гуся — . (гусиное) перо

«Подумай и скажи» – понимание значений сложных слов; образование новых слов путем соединения двух слов.

Рекомендации родителям по закреплению логопедических занятий (старшая группа) «Дикие зимующие птицы»

Ольга Афанасьева
Рекомендации родителям по закреплению логопедических занятий (старшая группа) «Дикие зимующие птицы»

Лексическая тема «Дикие зимующие птицы»

Задание 1. Родителям рекомендуется:

• рассмотреть вместе с ребенком зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, по возможности на прогулке: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, дятла, кукушку, сову; закрепить обобщающее понятие «дикие зимующие птицы»

•обратить внимание на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают зиму, а остаются зимовать;

• рассказать, где они живут и чем питаются, и как взрослые, дети помогают птицам пережить холодную зиму;

• желательно покормить птиц вместе с ребенком.

Задание 2. Грамматическая игра «Один — много» (образование множественного числа имен существительных): ворона — вороны, снегирь —. , сова—.

Ход игры: «Я назову одну птицу, а ты – несколько таких же. Ворона – одна, а несколько – это кто?» (и так далее с названием других диких зимующих птиц и их птенцов)

Задание 3. Дидактическая игра «Кто как голос подает?» (образование глаголов от звукоподражаний): ворона – каркает, воробей – чирикает, голубь – воркует, сорока – стрекочет, кукушка – кукует, сова – ухает.

Ход игры: «Как кричит ворона, что она делает?» (и так далее с другими названиями диких зимующих птиц)

Задание 4. Дидактическая игра «Счет птиц» (закрепление согласования числительных с существительными): один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев; первый воробей, второй воробей, третий воробей, четвертый воробей, пятый воробей.

Ход игры: «Представим, что прилетела целая стая воробьев, давай их посчитаем на пальчиках: один воробей, два воробья….пять воробьев.

А теперь давай назовем, какие по счету птицы: первый воробей, второй воробей….пятый воробей (и так далее с названием всех диких зимующих птиц).

Задание 4. Грамматическая игра «Кому дадим корм?» (употребление дательного падежа имен существительных множественного числа):

Ход игры: «К кормушке прилетели воробьи, кому дадим корм? Ответь полным предложением.» (Корм дадим воробьям). (И так далее с названием других диких зимующих птиц).

Задание 5. В альбоме соедини точки. Кто у тебя получился? Дорисуй части тела и красиво раскрась.

Также целесообразно ознакомить родителей с лексикой и объемом речевых навыков по лексической теме «Дикие зимующие птицы».

1. Предметный словарь: птица, стая, воробей, кукушка, сова, дятел, голубь, ворона, сорока, снегирь, синица, чайка, птенец, яйцо, зимовка, кормушка.

Части тела: голова, туловище, шея, хвост, лапы, перепонки, когти, клюв, крыло, пух, перья, оперенье, хохолок, грудка.

Жилище: лес, город, дерево, гнездо, веточки, травинки.

Пища: корм, насекомые, гусеницы, червячки, личинки насекомых, крошки, зерно, семечки, мелкая рыбка, ягода.

2. Глагольный словарь: летать, кружить, зимовать, голодать, вить (гнёзда, высиживать (птенцов, откладывать (яйца, вылупляться, заботиться, учить, кормить, клевать, ворковать, чирикать, каркать, стрекотать, петь, кричать, ухать., нахохлиться.

3. Словарь признаков: дикие, зимующие, разноцветные, яркие, крупные, маленькие, остроклювый, длиннохвостый, белобокий, красногрудый, певчие, шумные, голосистые, быстрые, суетливые, шустрые, драчливые, болтливые, любопытные, заботливые, взъерошенные, насекомоядные.

4. Словарь наречий: громко, быстро, холодно, голодно.

Дети должны усвоить:

1. Названия птиц, птенцов, названия жилища, части тела, питание.

2. Обобщающее понятие «дикие зимующие птицы» (живут в лесу, в городе, сами о себе заботятся:добывают пищу, сами себя лечат, сами готовят жилище.)

Фотоотчет «Птицы скажут вам спасибо!» (старшая группа) В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного.

Конспект занятия по аппликации из фантиков «К нам птицы прилетели!» (старшая группа) Аппликация “К нам птицы прилетели”, с элементами рисования и оригами птиц из бросового материала – фантиков. Цели: -научить детей составлять.

Открытое логопедическое занятие по развитию связной речи «Зима. Зимующие птицы» для детей с ОНР (подготовительная группа) Тема: «Зима. Зимующие птицы» Цель: развитие связной речи. Задачи: – расширять и активизировать словарь; – подбирать слова действия.

Перспективное планирование занятий-бесед на год (старшая группа) Месяц Тема детско-взрослого взаимодействия Август —«Что мы делаем в детском саду?» —«Умывание». — «Одевание» — «Не сиди сложа.

Рекомендации для родителей «Грибы» (старшая группа) Рекомендации для родителей по теме: «Грибы» (старшая группа) Уважаемые родители! На этой неделе тема наших занятий – «Грибы». Словарь.

Рекомендации логопеда по обогащению, закреплению словарного запаса в летний период Консультация для родителей воспитанников подготовительной к школе группы Вот и наступило лето – лучшее время для отдыха, которого ребёнок.

Рекомендации родителям «Подготовка ребенка к школе» Рекомендации родителям «Подготовка ребенка к школе» Добрый день, дорогие коллеги. сейчас многие родители озабочены подготовкой к школе своих.

Рекомендации родителям «Зимние забавы для пальчиков» Уважаемые взрослые! Предлагаем вам несколько игровых упражнений, которые вы можете использовать для развития ребенка в домашних условиях.

Советы и рекомендации родителям гиперактивных детей За частую родителям не всегда легко справиться с крутящимся,как волчок,ребёнком,который долго не может успокоиться и не затихает ни на секунду. От.

Сценарий викторины «Зимующие и перелётные птицы». Подготовительная группа ВИКТОРИНА ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА ТЕМА: «ЗИМУЮЩИЕ И ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ. ЦЕЛЬ: выявить уровень знаний детей о птицах, расширить кругозор.

Выполнила: учитель-логопед Марадымова А.Н. Проект «Зимующих птиц изучаем – речь развиваем» Выполнила: учитель-логопед Марадымова А.Н. – презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемИрина Твардовская

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Выполнила: учитель-логопед Марадымова А.Н. Проект «Зимующих птиц изучаем – речь развиваем» Выполнила: учитель-логопед Марадымова А.Н.” — Транскрипт:

1 Выполнила: учитель-логопед Марадымова А.Н. Проект «Зимующих птиц изучаем – речь развиваем» Выполнила: учитель-логопед Марадымова А.Н.

2 О проекте Тип проекта: информационно- творческий Участники проекта: дети подготовительной логопедической группы, учитель-логопед, родители, воспитатели группы Срок реализации проекта: краткосрочный Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями

3 Актуальность Для детей с ОНР характерен низкий словарный запас, трудности грамматического оформления речи, бедность восприятия и представлений. Исходя из этого, не все дети в достаточной мере обладают знаниями о зимующих птицах, могут дифференцировать их с перелетными и домашними, составлять рассказы-описания о птицах, пересказывать, составлять рассказы по картинам.

4 Цель проекта: Развитие речи детей посредством изучения зимующих птиц, формирование знаний о зимующих птицах, их отличительных особенностях. Задачи: – Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, сформировать понятие – зимующие птицы; – Уточнить и активизировать словарь по теме, формировать умения анализировать, обобщать. Развивать интерес к процессу познания; – Совершенствовать употребление предлогов, умение употреблять тв. п. сущ., согласовывать числ. с сущ. – Развитие зрительного внимания и восприятия, фонематического слуха, памяти, моторики, логического мышления, познавательной активности, коммуникативных навыков; – Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, ответственности, воспитание любви к природе, бережного отношения к птицам 4 – Развитие связной речи – умения составлять рассказы по картинам и рассказы -описания

5 Предполагаемые результаты – Расширение кругозора детей о зимующих птицах. – Развитие у детей внимания, логического мышления, любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков. – Обогащение словаря, качественное улучшение лексико-грамматической стороны речи. – Активное участие родителей в реализации проекта.

6 Этапы реализации проекта – Постановка целей; – Разработка задач; – Самообразование – изучение литературы по теме; – Составление конспектов НОД; – Подборка игр для индивидуальных и подгрупповых занятий. 1 этап – подготовительный

7 Внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах и развитию речи 2 этап – основной 2 этап – основной

8 Беседы «Что ты знаешь о птицах?» «Интересные факты» «Какая птица как зимует» «Как живут наши пернатые друзья зимой». «Кто заботится о птицах». «Пользу или вред приносят птицы?». «Меню птиц» Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах. Отгадывание загадок о зимующих птицах.

9 Игра «Подскажи словечко» Цель: развитие логического мышления, чувства ритма, обогащение словаря Игра «Кормушка» Цель: развитие, внимания, совершенствование употребления предлогов Игра «Какие части у птицы ты можешь назвать» Цель: развитие умения выделять части из целого, обогащения словаря

10 Игра «Рассмотри птиц, назови лишнюю и объясни почему» Цель: развитие логического мышления, умение дифференцировать птиц Игра: «Чем гордятся птицы» Цель: совершенствования умения употреблять тв. п. имен сущ.

11 Задание «Послушай пословицы и поговорки и объясни смысл» Цель: развитие связной речи, логического мышления, умения анализировать Задание: «Собери картинку»

12 Игра: «Перелетные или зимующие» Цель: развития умения дифференцировать птиц

13 Задание: «Вспомни и назови членов птичьих семей» Цель: развитие словарного запаса Игра «Один – много» Цель: закрепление употребления ед. и мн. числа сущ. Игра «Кого не стало из птиц зимой в лесу?» Цель: развитие умения согласовывать числ. и сущ. Игра: «Посчитай птиц» Цель: закрепление навыка порядкового счета, закрепление умений образовывать Р. п. сущ.

14 Задание «Расскажи рассказ о зимующих птиц» Цель: развитие связной речи

15 3 этап – заключительный Игра: «Чем накормим птиц?» Цель: закрепление навыка употребления Тв.п. сущ., умения составлять предложения

16 Викторина «Лучший знаток птиц» 1. У какой птицы клюв в виде креста? 2. Как синица подает голос? 3. На что похоже гнездо сороки? 4. Какая птица воркует? 5. Чем зимой любит полакомиться синица? 6. Когда появляются птенцы у дятла? 7. Когда появляются птенцы у клеста? 8. Какая птица самая любопытная? 9. Какая птица лечит деревья? 10. Какая птица одета в желтую блузку? 11. Чем питается клест зимой? 12. Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? 13. У синицы клюв тонкий, а у дятла… 14. Кто знаменитая Каркуша? 15. Что птицам страшнее зимой: холод или голод?

17 Работа с родителями В конце недели родители с детьми получают задания нарисовать зимующую птицу и рассказать о ней. Также дети вместе с родителями закрепляют, составленный на занятии, рассказ по опорным картинкам на тему «Зимующие птицы».

Консультация для родителей «Зимующие птицы»

Консультация для родителей

«Зимующие птицы»

Родителям рекомендуется:

  • пойти вместе с ребёнком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребёнку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребёнка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать
  • рассмотреть с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их;
  • обратить внимание на характерные внешние признаки (окраска перьев, величина, клюв, хвост);
  • рассказать где они живут, чем питаются, почему называются зимующими;
  • во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть увиденных зимующих птиц;
  • провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой;
  • изготовить совместно с ребенком кормушку и повесить на улице, понаблюдать, какие птицы прилетают к кормушке. Желательно покормить птиц вместе с ребёнком .

Задайте ребенку вопросы:

  • Каких зимующих птиц ты знаешь?
  • Почему они называются зимующими?
  • Чем птицы питаются зимой?
  • Что для птицы страшнее зимой: холод или голод?
  • Как можно помочь птицам?

Загадайте загадки о зимующих птицах

Плотник с острым долотом
строит дом с одним окном… (дятел).

Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
А зовут её …(синичка)

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки –
Ведь это. (снегири)

Эта птица так болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
а зовут её …(сорока).

Озорной мальчишка в сером армячишке. (Воробей)

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива

Стрекотунья, белобока, а зовут ее … (сорока)

Сыграйте с ребенком в следующие игры:

1. «Один – много» ( образование множественного числа)

Взрослый говорит: «Синица», ребенок отвечает: «Синицы»(ворона – вороны, галка – галки и т.д.)

2. «Кто как голос подает» (образование новых слов от звукоподражания)

Взрослый говорит: «Воробей подает голос: «Чик-чирик», значит он чирикает». А ворона: «Кар», значит она. ребенок отвечает: «Каркает» (сорока – трещит, синица – цвикает, голубь – воркует и т.д.)

3. «Назови ласково» (образование новых слов при помощи суффиксов)

Взрослый говорит: «Голубь», ребенок отвечает: «Голубок» (воробей – воробушек, галка – галочка, голова – головушка, крыло – крылышко, нога – ноженька и т.д.)

4. «Сосчитай-ка» (согласование числительных и существительных)

Взрослый начинает счет: «Один голубь», ребенок продолжает: «Два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т.д.)

5. «Четвертый лишний» (на классификацию)

Взрослый называет три зимующих птицы и одну перелетную, ребенок должен определить какая птица лишняя.
«Ворона, ласточка, сорока, голубь»;
«Снегирь, кукушка, галка, сорока»;
«Жаворонок, ворона, синица, воробей» и т.д.

6. «Подбери признак» (согласование имен существительных с прилагательными)

Взрослый спрашивает: Синица (какая?) – Ребёнок отвечает: быстрая, пугливая, ловкая, желтогрудая.
Голубь (какой?) – сизый, неуклюжий, важный .
Снегирь (какой?) – нарядный, красногрудый, медлительный…

7. «Кто как голос подает»

Ворона – каркает, воробей -…

8. «Угадай птицу по описанию».

Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)

9. Вороны и воробьи”.

( Дети имитируют движения той птицы, которую назовёт воспитатель. “Вороны” – важно расхаживают по дороге, гордо выступают то правым, то левым плечом вперёд, “воробьи” – резво прыгают по дорожке

10. “Чей, чья, чьё, чьи?” на образование притяжательных прилагательных.

Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от
кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки.
Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке.
Закончи предложения.
Перья вороны (чьи?). перья воробья (чьи?). перья снегиря (чьи?). перья голубя (чьи?).

Выполните с ребенком следующие упражнения:

1. Составьте описательные загадки о зимующих птицах

Взрослый описывает любую зимующую птицу, чтобы ребенок мог догадаться. Следующую птицу описывает ребенок. Чтобы ребенку легче было справиться с заданием, покажите ему картинку с изображением птицы.
Эта птица маленькая. У неё короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Целый день прыгает и чирикает… (воробей)

2. Учить подбирать однокоренные слова .

Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).

3. Связная речь. Пересказ с опорой на вопросы.
Послушай рассказ и ответь на вопросы полным предложением.

Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму

Вопросы :
Какое было время года?
Кого нашли дети на снегу в парке?
Какой был воробышек?
Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?
Когда дети выпустили воробья на волю?
Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?

4. Пересказ без опоры на вопросы.

Кормушка .
Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

5. Составьте сравнительный рассказ о снегире и синице.

Взрослый говорит: «Как называются эти птицы?»
Ребенок отвечает: «Эта птица называется снегирь, а эта – синица»
Какие они по размеру? (Синица маленькая, а снегирь чуть больше)
Какой у них клюв? (У синицы маленький острый клюв, а у снегиря – короткий толстый)
Какого цвета оперение?
Какие лапки?
Чем они питаются?

Выучите стихотворения

Снегирь

Побелело за окошком:
Все в снегу. Какая ширь!
Как румяная матрешка –
На крыльце живой снегирь.
Снегиря в окно увидишь:
Здравствуй милый зимний гость!
На крыльцо скорее выйди,
Брось им спелых зерен горсть. А.Барто

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. А.Барто

Воробей
Чуть живой,
Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней,
И дрожит он над зернышком, бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
Н. Рубцов

Ворона
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь не зернышка нет у вороны.
И от холода нет обороны.
Н. Рубцов

Синица
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень. А.Барто

Упражнения для пальчиков:

«Птицы в кормушке»

Птицы к дому подлетели

Два больших пальца обхватывают друг друга,

Остальные делают взмахи, как птица крыльями

На кормушку птички сели

Держим одну ладонь параллельно груди

Стали зернышки клевать

Другой рукой, большим и указательным пальчиками,

соединенными вместе, ударяем по ладони

И головками кивать

Соединяем пальчики вместе, изображая голову

птицы и делаем наклоны кистями рук

«Кормушка»(Ритмично сжимать и разжимать кулачки)

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?
(На каждое название птицы загибать по одному пальчику)
Две синицы, воробей, шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках. (опять сжимать и разжимать кулачки)
Всем хватило зернышек!

Логопедическое занятие по развитию речи с детьми старшей группы на тему “Зимующие птицы”

Разделы: Логопедия

Оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, картинки с изображением корма для птиц, картинно-графический план; магнитная доска, мяч.

1. Организационный момент

Логопед загадывает детям загадки. По мере называния птиц логопед выставляет на доску соответствующую картинку.

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей.)

Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)

В красной шапке ходит он
Дуб долбит как долотом. (Дятел.)

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь.)

Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она? (Ворона.)

Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)

Днем слепая, ночью зряча.
Мышей ловит, а не кот. (Сова.)

2. Введение в тему

Логопед: Скажите, какие это птицы?

Логопед: Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края?

Дети: Потому что они могут найти себе корм.

Логопед: А чем питаются птицы зимой?

Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.

Логопед: А хватает ли птицами пищи зимой?

Дети: Нет, не хватает.

Логопед: Почему не хватает?

Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.

Логопед: А чем мы можем помочь птицам?

Дети: Мы можем их подкармливать.

Логопед: Что для этого нужно сделать?

3. Упражнение «Накорми птиц»

Логопед выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:

Снегири – ягоды рябины.
Синицы – семечки.
Голубь – хлебные крошки.
Воробей – зерна.
Дятел – семена шишек.

Дети:
– Я дам снегирям ягоды рябины.
– Я угощу синиц семечками.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.
– Я накормлю дятла семенами шишек.

4. Упражнение «Кормушка»

Логопед предлагает детям прослушать стихотворение З.Александровой «Новая столовая».

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь–сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.

Логопед: Ребята скажите, какие птицы прилетели к кормушке? Назовите птиц со словом много.

Дети выполняют движения по тексту:

Птицы крыльями махали – все летали и летали,
Птицы в воздухе кружились,
На дорогу опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки клевали.

6. Игра с мячом « Назови ласково»

Логопед предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении логопед помогает детям.

Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.

7. Упражнение «Составь новое слово»

Логопед предлагает детям закончить предложения:

  • У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
  • У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
  • У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
  • У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
  • У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
  • У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.

Далее логопед предлагает детям внимательно картинки с изображением птиц и самостоятельно составить предложения.

8. Составление описательных рассказов о зимующих птицах

Логопед предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и послушать рассказ о снегире:

Снегирь – это зимующая птица. Тело снегиря покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами, почками растений.

Затем логопед предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания зимующих птиц, опираясь на картинно-графический план.

9. Игра «Четвертый лишний»

Логопед предлагает детям назвать изображения на доске птиц и выбрать среди них одну лишнюю, объяснить свой выбор.

  • Снегирь, ворона, аист, сова.
  • Соловей, кукушка, сорока, журавль.
  • Дятел, ворона, воробей, скворец.

10. Итог занятия

Логопед: О ком мы сегодня составляли рассказы? Назовите всех птиц, с которыми вы сегодня познакомились. Как можно назвать этих птиц одним словом? Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей.)

Читайте также:
Работа логопеда с родителями в условиях дошкольного логопункта
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: