Животные юга и севера – наглядно-информационный материал по лексической теме

Конспект логопедического занятия на тему «Животные Севера и Юга»

Елена Ветрова
Конспект логопедического занятия на тему «Животные Севера и Юга»

Тема: «Животные Севера и Юга. Составление сравнительно-описательного рассказа»

Цель: Систематизировать знания детей о животных Севера и Юга: их место обитания, повадки, питание. Активизировать словарь детей существительными обозначающими животных, сложными прилагательными. Формировать умение составлять сложносочинённые предложения с союзом а; сложноподчинённые предложения, правильно употребляя существительные в творительном падеже. Учить составлять сравнительно-описательные рассказы, употребляя в речи распространённые дополнениями предложения, согласовывая части речи. Развивать внимание, восприятие, память, мышление, диалогическую речь, связную речь. Воспитывать бережное отношение и любовь к живой природе.

Оборудование: Модель цветка, модели Севера и Юга, предметные картинки изображающие животных Севера и Юга, предметные картинки изображающие пищу, вольеры, сооружённые из конструктора, модель сравнительно-описательного рассказа, картинки-задания.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о животных, загадывание загадок, раскрашивание.

Ход занятия:

Логопед: Ребята, посмотрите какой интересный цветок расцвёл в горшке. (логопед берёт цветок с подоконника и предлагает рассмотреть его)

У него 7 лепестков разного цвета. Да это же волшебный цветок цветик-семицветик, он выполняет все пожелания. Я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие. А поможет нам цветик-семицветик.Вот волшебные слова: Лети-лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг. Возвращайся сделав круг, как коснёшься ты Земли, ты по-моему вели…Вели, чтобы мы оказались на Севере. Вокруг себя повернись и на Севере окажись.

2. Основная часть.

2.1. Активизация речи существительными обозначающими животных Севера, сложными прилагательными.

Логопед: Вот мы и оказались на Севере. На Севере очень холодно, чтобы не замёрзнуть наденем тёплые шапки, шубы, варежки, шарфы, валенки. (Дети имитируют движения). Ребята, посмотрите кто это среди снегов и льдов? Подойдём поближе. (Дети идут по заснеженной тропке, подходят к предметным картинкам изображающих животных Севера)

Логопед: Вика, назови животных, которые живут на Севере. (ребёнок перечисляет животных)

Логопед: Ребята, расскажите о животных, какие они.

(логопед обращается к каждому ребёнку)

-Если у медведя толстые лапы, какой он? (толстолапый)

-У оленя длинные рога, какой он? (длиннорогий)

-У моржа острые зубы, какой он? (острозубый)

-У тюленя толстая кожа, какой он? (толстокожий)

Логопед: Ребята, становится очень холодно, предлагаю вам отправиться в Африку, там всегда жарко. Лети-лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг. Возвращайся сделав круг, как коснёшься ты Земли, ты по-моему вели. Вокруг себя повернись и в Африке окажись.

2.2. Активизация речи существительными обозначающими животных Африки, сложными прилагательными.

Логопед: Как жарко, надо снять с себя зимнюю одежду. (Дети имитируют движения)

Логопед: В Африке тоже живут животные. Ребята, посмотрите животные пришли на водопой. Подойдём тихонько поближе, чтобы не спугнуть их. (дети подходят к животным)

Логопед: Данил, назови животных живущих в жарких странах. (ребёнок перечисляет)

Логопед: Ребята, расскажите о животных, какие они.

(логопед обращается к каждому ребёнку)

Логопед: Если у крокодила короткие лапы, какой он? (коротколапый)

-У верблюда два горба, какой он? (Двугорбый)

-У слона большие уши, какой он? (большеухий)

-У жирафа длинные ноги, какой он? (длинноногий)

-У льва длинная грива, какой он? (длинногривый)

-У тигра острые зубы, какой он? (острозубый)

Логопед: Пора возвращаться в детский сад.

Лети-лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг. Возвращайся сделав круг, как коснёшься ты Земли, ты по-моему вели. Вокруг себя повернись в детском садике окажись.

2.3. Составление сложносочинённых предложений с союзом а. (Д/и «Кто где живёт»

Логопед: Путешествие было долгим, вы устали. Ребята, присядьте на стульчики и пока вы отдыхаете расскажите с помощью картинок-помощниц кто где живёт. (Дети рассаживаются на стулья и берут лежащие на них картинки изображающие животных)

Предполагаемые ответы детей:

-Морж живёт на севере, а слон в Африке.

-Тюлень живёт на Севере, а тигр в Африке.

-Олень живёт на Севере, а лев в Африке.

-Медведь живёт на Севере, а жираф в Африке.

-Морж живёт на Севере, а верблюд в Африке.

-Олень живёт на Севере, а крокодил в Африке.

Логопед: Ребята, хочу предложить вам отправиться в зоопарк, где живут животные Севера и Африки. Их содержат в вольерах, загонах, клетках. Вы согласны?

Лети-лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг. Возвращайся сделав круг, как коснёшься ты Земли, ты по-моему вели. Вокруг себя повернись в зоопарке окажись.

2.4. Классификация животных.

(Дети подходят к вольерам сделанных из конструктора. В вольерах животные)

Логопед: (обращается к каждому ребёнку)

-Максим, назови хищных животных, которые живут на Севере.

-Витя, назови травоядных животных, которые живут на Севере.

-Софья, назови хищных животных, которые живут на Юге.

-Вика, назови травоядных животных, которые живут на Юге.

2.5. Составление сложноподчинённых предложений, употребление существительных в творительном падеже.

(Около вольеров тарелочки с картинками изображающие мясо, траву, фрукты)

Логопед: Ребята, животные голодные, накормите их и расскажите чем накормили и почему.

Логопед: Максим, чем ты накормишь медведя и песца?

-Медведя и песца я накормлю рыбой и мясом, потому что это хищные животные.

(аналогично логопед спрашивает каждого ребёнка)

Логопед: Ребята, пора возвращаться в детский сад.

Лети-лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг. Возвращайся сделав круг, как коснёшься ты Земли, ты по-моему вели. Вокруг себя повернись в детском садике окажись.

2.6. Составление рассказов.

Логопед: Спасибо тебе, цветик-семицветик, помог ты нам побывать и на Севере, и на Юге, и в зоопарке. Многих животных нам удалось увидеть. Я хочу вам предложить рассказать с помощью картинок – помощниц о животных, сравнивая их.

(Логопед приглашает детей за столы. На столах на каждого ребёнка картинки изображающие животных Севера и Юга. Дети в паре составляют сравнительные рассказы)

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Работа над словосочетанием

3. Итог занятия.

Молодцы, ребята. Ваши рассказы были очень интересными. Вам понравилось путешествие? Что вам понравилось особенно.

На память о нашем путешествии я хочу вам дать карточку-задание, дома дорисуйте недостающие части тела животных и раскрасьте их.

Конкурс знатоков: «Дикие животные Севера и жарких стран» в подготовительной группе. Цель: Закрепить представление детей о диких животных Севера и жарких стран. Развивать связную речь. Задачи: Расширить и углубить представление.

Проектная деятельность детей 5–6 лет «Животные Крайнего Севера и тундры» Проектная деятельность “Животные Крайнего Севера и Тундры”.Данный проект посвящен изучению многообразия животного мира Крайнего Севера и.

Методическая разработка: Наглядно-информационный материал по лексической теме «Животные юга и севера»

Успешная коррекция речевых нарушений возможна только при сохранении тесной связи между всеми участниками коррекционного процесса — педагогами, детьми, родителями. Красочное, интересное оформление логопедического уголка неизменно привлекает внимание родителей, побуждает их активно участвовать в развитии наших воспитанников.

Наглядно-информационный материал «Животные юга и севера» предназначен для оформлении уголка логопеда в подготовительной к школе группе. В нем содержатся рекомендации родителями по проведению бесед с ребенком и чтению художественной литературы, игры, направленные на формирование лексико-грамматический категорий, развитие навыков звукового анализа, связной речи, словесно-логического мышления, формирование тонкой моторики пальцев.

Занимаемся по теме «Животные юга и севера»

Знает ли Ваш ребёнок:

  • Животных, обитающих в жарких странах, на севере, в Австралии, в океане?
  • Части тела животных и чем они покрыты?
  • Названия детенышей животных?
  • Где можно увидеть тигра, льва, белого медведя и других животных юга, севера, океана в Москве? (в зоопарке, в цирке, в океанариуме)
  • Как называют людей, которые работают с животными в цирке? (дрессировщики)
  • Кто лечит животных? (ветеринары)

Прочитайте детям стихи и рассказы:

С.Маршак «Обезьяна», «Где обедал, воробей?», «Детки в клетке», А.Барто «Олень», Э.Мошковская «Зоопарк», К.Чуковский «Крокодил», Г. Остер «Зарядка для хвоста», «Привет мартышке», «Куда идёт слонёнок», Р. Киплинг «Слонёнок», «Рикки-Тикки-Тави», «Как леопард стал пятнистым», Д. Биссет «Сказки», Э. Успенский «Про Веру и Анфису», А.Михайлов «Как я подружился с дельфином», Б.Заходер «Кит», М.Лукашина «Стать бы китом»,
А.Барто «Если б я была дельфином», Н.Шемякина «Сказка про кита», Ю.Яковлев «Умка»

«Изучаем, рассказываем, обсуждаем»

  1. Рассмотрите с детьми иллюстра-ции, картины, фотографии с изо-бражением природы (тундра, джунгли, саванна), животных юга и севера.
  2. Каких животных можно встретить на севере? (северный олень, морж, тюлень, белый медведь, полярный волк, песец). Обсудите с детьми их внешний вид, повадки. Почему тюлени и моржи лучше чувствуют себя в воде? Почему медведи и волки на севере белые?
  3. Каких животных можно встретить в жарких странах, в Австралии? (тигр, лев, слон, зебра, жираф, носорог, бегемот, кенгуру и т.д.) Обсудите их внешний вид и по-вадки. Какое животное называют «царем зверей»? Какая особен-ность есть у кенгуру? Почему но-сорога так называют?
  4. Какие животные обитают в океане? Как дельфины помогают людям?
  5. У каждого дикого животного есть свои характерные черты. О ком говорят: длинношеий, полосатый, сумчатый, пятнистый, большеухий, четверорукая? Подберите слова-признаки о раз-ных животных.
  6. Сходите с детьми в цирк, зоопарк, зоологический музей, дельфинарий.
  7. Обсудите, как люди ухаживают за животными в вольерах зоопарка. Расскажите, кто лечит животных. Как нужно вести себя в зоопарке?

Расскажите детям о животных севера.

Белый медведь — самый крупный хищник в мире. Шкура этого медведя очень плотная, непромокаемая и абсолютно белого цвета, поэтому его очень трудно заметить на снегу или льдине. Он замечательно плавает — этому способствует перепонка, которой соединены между собой подушечки его лап.

У котиков, тюленей и моржей — огромные ноздри, и за короткое время они могут вдохнуть количество воздуха, необходимое, чтобы оставаться под водой около 10 минут. Они питаются рыбой, едят раков, моллюсков, креветок.

У моржей массивное морщинис-тое тело, покрытое редкой щети-ной и длинные клыки. Морж за-щищается клыками от врагов, с помощью клыков он вскарабки-вается на берег и передвигается по льдине или земле. Длина клыков у крупных моржей дости-гает одного метра.

Сильный голос моржа напоминает одновременно и рев льва, и мычание быка; во время сна, на льдине или в воде, он звучно похрапывает. Может часами отдыхать, развалившись на солнце. Морж раздражителен и строптив, однако он не замедлит прийти на помощь своему собрату, которого атакуют охотники. Под кожей моржа толстый слой жира – замечательная защита от холода.

У северного оленя длинная, густая шерсть, ветвистые рога, длинные ноги, маленький хвост. Олень питается травой, грибами, лишай-ником. Когда лежит снег, он по за-паху определяет, где растет ягель, передними копытами разгребает снег и достаёт замороженный лишайник.

Песец похож на лисицу. У него такая же пышная меховая шубка, пушистый хвост. Только цвет песцовой шубки не рыжий, а желтовато – серый. А зимой – снежно-белый, иногда с голубым отливом. Так песец летом маскируется под цвет земли, а зимой под цвет снега.

«Играем и запоминаем»:

«Семейка»

Папа – олень, мама – олениха, детеныш – олененок
Слон – слониха – слонёнок
Тигр – тигрица – тигренок
Лев – львица – львенок
Медведь – медведица – медвежонок
Кенгуру – кенгуру – кенгуренок и т.д.

«Сравни животных»

Белый медведь – это северное животное, а жираф — южное. Медведь — животное хищное, а жираф – травоядное. Медведь питается рыбой и тюленями, а жираф – травой и листьями. Медведь белый, а жираф рыжий с темными пятнышками. У медведя толстая шкура, а у жирафа тонкая. У медведя короткая шея, а у жирафа длинная. У медведя на ногах когти, а у жирафа копыта.

Читайте также:
Домашние задания логопеда по автоматизации звука (С)

Предложите ребёнку сравнить льва и дельфина, оленя и слона.

«Чей хвост, чья голова?»

У льва – львиный хвост, львиная голова.
У тигра –
У кенгуру –
У дельфина –
У оленя –
У моржа –
У обезьяны –

«Объясни слово».

двугорбый верблюд
носорог
одногорбый верблюд
быстроногий леопард
сумчатый кенгуру
полярный волк

«Подбери слово».

О ком можно сказать: южные? Северные? (полосатые, хищные, травоядные, длинношеие, четверорукие, быстроногие, длиннорогие, гордые, спокойные, умные, сумчатые, морские)

Играем и запоминаем:

«Играем со звуками»

Названия каких животных юга, севера, океана начинаются со звука А? Бь? Дь? С? Вь? В? Зь? Ж? Ть? Ль? М? К? Кь? Н? П?

«Сравни этих животных»

Слон высокий, а жираф ещё … (выше)
Бегемот тяжёлый, а слон ещё …
Лошадь выносливая, верблюд ещё …
Заяц прыгает далеко, а кенгуру ещё …

«Закончи слова»

В жарких странах живут сло …, бе …, зе …, обе …, лео …, ти …, жи …, вер …, носо …, кен …. На севере живут ме…, мо…, тю…, пе…

«Быстрее, сильнее, выше»

Кто быстрее, гепард или лев?
Кто тяжелее, носорог или тюлень?
Кто сильнее, тигр или зебра?
Кто больше, слон или белый медведь?
Кто выше, жираф или тигр?

«Что у кого?»

Слон и лев. У кого хобот, а у кого грива? Жираф и морж. У кого бивни, а у кого пятна? Бегемот и верблюд. У кого огромная пасть, а у кого два горба? Тигр и леопард. У кого пятна, а у кого полоски?
Кенгуру и носорог. У кого на животе сумка, а у кого на носу рог?
Тюлень и кенгуру. Кто умеет прыгать, а кто быстро плавает?

«Расскажи!»

Помогите ребёнку рассказать об одном из животных.

Это тигр. Он живёт в жарких странах. Я видел его в зоопарке. Он большой, рыжий, полосатый. У него круглая голова, мощные лапы с когтями и длинный хвост. У тигра зоркие глаза, чуткие уши и острые зубы. Он охотится на других животных. Его детёныши — тигрята.

Скачать наглядно-информационный материал
«Животные юга и севера»

Жураковская Янина Викторовна,
учитель-логопед высшей категории,
ГБОУ школа № 1494 (детский сад № 864),
г.Москва

Животные юга и севера – наглядно-информационный материал по лексической теме

Успешная коррекция речевых нарушений возможна при только сохранении тесной связи между участниками всеми коррекционного процесса — педагогами, детьми, Красочное. родителями, интересное оформление логопедического уголка привлекает неизменно внимание родителей, побуждает их активно развитии в участвовать наших воспитанников.

Наглядно-информационный Животные «материал юга и севера» предназначен для уголка оформлении логопеда в подготовительной к школе группе. В содержатся нем рекомендации родителями по проведению бесед с чтению и ребенком художественной литературы, игры, направленные на лексико формирование-грамматический категорий, развитие навыков анализа звукового, связной речи, словесно-логического формирование, мышления тонкой моторики пальцев.

Занимаемся по Животные «теме юга и севера»

Знает ли Ваш Животных:

  • ребёнок, обитающих в жарких странах, на севере, в океане?, в Австралии
  • Части тела животных и чем покрыты? они
  • Названия детенышей животных?
  • Где увидеть можно тигра, льва, белого медведя и животных других юга, севера, океана в Москве? (в цирке, в зоопарке, в океанариуме)
  • Как называют людей, работают которые с животными в цирке? (дрессировщики)
  • Кто животных? лечит (ветеринары)

Прочитайте детям стихи и Маршак:

С.рассказы «Обезьяна», «Где обедал, воробей?», «клетке в Детки», А.Барто «Олень», Э.Мошковская «Зоопарк», К.Крокодил «Чуковский», Г. Остер «Зарядка для хвоста», «мартышке Привет», «Куда идёт слонёнок», Р. Киплинг «Рикки», «Слонёнок-Тикки-Тави», «Как леопард пятнистым стал», Д. Биссет «Сказки», Э. Успенский «Про Анфису и Веру», А.Михайлов «Как я подружился с дельфином», Б.Кит «Заходер», М.Лукашина «Стать бы китом»,
А.Барто «была б я Если дельфином», Н.Шемякина «Сказка про Яковлев», Ю.кита «Умка»

«Изучаем, рассказываем, обсуждаем»

  1. детьми с Рассмотрите иллюстра-ции, картины, фотографии с бражением-изо природы (тундра, джунгли, саванна), юга животных и севера.
  2. Каких животных можно севере? на встретить (северный олень, морж, тюлень, медведь белый, полярный волк, песец). Обсудите с внешний их детьми вид, повадки. Почему тюлени и лучше моржи чувствуют себя в воде? Почему волки и медведи на севере белые?
  3. Каких животных встретить можно в жарких странах, в Австралии? (тигр, слон, лев, зебра, жираф, носорог, бегемот, Обсудите и т.д.) кенгуру их внешний вид и по-вадки. Какое называют животное «царем зверей»? Какая особен-есть ность у кенгуру? Почему но-сорога так Какие
  4. называют? животные обитают в океане? Как помогают дельфины людям?
  5. У каждого дикого животного свои есть характерные черты. О ком говорят: полосатый, длинношеий, сумчатый, пятнистый, большеухий, четверорукая? слова Подберите-признаки о раз-ных животных.
  6. детьми с Сходите в цирк, зоопарк, зоологический музей, Обсудите.
  7. дельфинарий, как люди ухаживают за животными в зоопарка вольерах. Расскажите, кто лечит животных. нужно Как вести себя в зоопарке?

Расскажите животных о детям севера.

Белый медведь — самый хищник крупный в мире. Шкура этого медведя плотная очень, непромокаемая и абсолютно белого цвета, его поэтому очень трудно заметить на снегу льдине или. Он замечательно плавает — этому способствует которой, перепонка соединены между собой подушечки лап его.

У котиков, тюленей и моржей — огромные короткое, и за ноздри время они могут вдохнуть воздуха количество, необходимое, чтобы оставаться под около водой 10 минут. Они питаются рыбой, раков едят, моллюсков, креветок.

У моржей массивное тое-морщинис тело, покрытое редкой щети-длинные и ной клыки. Морж за-щищается клыками от помощью, с врагов клыков он вскарабки-вается на берег и льдине по передвигается или земле. Длина клыков у моржей крупных дости-гает одного метра.

Читайте также:
Конспект Мягкий знак на конце и в середине слова

голос Сильный моржа напоминает одновременно и рев мычание, и льва быка; во время сна, на льдине воде в или, он звучно похрапывает. Может часами развалившись, отдыхать на солнце. Морж раздражителен и строптив, замедлит он не однако прийти на помощь своему собрату, атакуют которого охотники. Под кожей моржа слой толстый жира – замечательная защита от холода.

У оленя северного длинная, густая шерсть, ветвистые длинные, рога ноги, маленький хвост. Олень травой питается, грибами, лишай-ником. Когда снег лежит, он по за-паху определяет, где растет передними, ягель копытами разгребает снег и достаёт лишайник замороженный.

Песец похож на лисицу. У него пышная же такая меховая шубка, пушистый хвост. цвет Только песцовой шубки не рыжий, а желтовато – зимой. А серый – снежно-белый, иногда с голубым Так. отливом песец летом маскируется под земли цвет, а зимой под цвет снега.

«запоминаем и Играем»:

«Семейка»

Папа – олень, мама – детеныш, олениха – олененок
Слон – слониха – слонёнок
тигрица – Тигр – тигренок
Лев – львица – львенок
медведица – Медведь – медвежонок
Кенгуру – кенгуру – кенгуренок и т.д.

«животных Сравни»

Белый медведь – это северное жираф, а животное — южное. Медведь — животное хищное, а травоядное – жираф. Медведь питается рыбой и тюленями, а травой – жираф и листьями. Медведь белый, а жираф темными с рыжий пятнышками. У медведя толстая шкура, а у тонкая жирафа. У медведя короткая шея, а у жирафа медведя. У длинная на ногах когти, а у жирафа копыта.

ребёнку Предложите сравнить льва и дельфина, оленя и Чей.

«слона хвост, чья голова?»

У льва – хвост львиный, львиная голова.
У тигра –
У кенгуру –
У оленя –
У дельфина –
У моржа –
У обезьяны –

«Объясни слово».

верблюд двугорбый
носорог
одногорбый верблюд
быстроногий сумчатый
леопард кенгуру
полярный волк

«Подбери ком».

О слово можно сказать: южные? Северные? (хищные, полосатые, травоядные, длинношеие, четверорукие, быстроногие, гордые, длиннорогие, спокойные, умные, сумчатые, морские)

запоминаем и Играем:

«Играем со звуками»

Названия каких юга животных, севера, океана начинаются со звука А? Дь? Бь? С? Вь? В? Зь? Ж? Ть? Ль? М? К? Сравни Н? П?

«Кь? этих животных»

Слон высокий, а ещё жираф … (выше)
Бегемот тяжёлый, а слон Лошадь …
ещё выносливая, верблюд ещё …
Заяц далеко прыгает, а кенгуру ещё …

«Закончи слова»

В странах жарких живут сло …, бе …, зе …, обе …, лео …, ти …, жи …, носо …, вер …, кен …. На севере живут ме…, мо…, тю…, пе…

«Быстрее, выше, сильнее»

Кто быстрее, гепард или Кто
лев? тяжелее, носорог или тюлень?
сильнее Кто, тигр или зебра?
Кто слон, больше или белый медведь?
Кто жираф, выше или тигр?

«Что у кого?»

лев и Слон. У кого хобот, а у кого грива? морж и Жираф. У кого бивни, а у кого пятна? верблюд и Бегемот. У кого огромная пасть, а у кого горба? два Тигр и леопард. У кого пятна, а у полоски? кого
Кенгуру и носорог. У кого на животе кого, а у сумка на носу рог?
Тюлень и кенгуру. умеет Кто прыгать, а кто быстро плавает?

«Помогите!»

Расскажи ребёнку рассказать об одном из животных.

тигр Это. Он живёт в жарких странах. Я видел зоопарке в его. Он большой, рыжий, полосатый. У него голова круглая, мощные лапы с когтями и длинный тигра. У хвост зоркие глаза, чуткие уши и зубы острые. Он охотится на других животных. Его тигрята — детёныши.

Скачать наглядно-информационный материал
«юга Животные и севера»

Жураковская Янина Викторовна,
логопед-учитель высшей категории,
ГБОУ школа № детский (1494 сад № 864),
г.Москва

Конспекты фронтальных занятий учителя — логопеда по теме «Животные севера и жарких стран»

автор: Товстокорова Светлана Евгеньевна

учитель — логопед МОУ «Всеволожский центр образования» дошкольное отделение № 2

Конспекты фронтальных занятий учителя — логопеда по теме «Животные севера и жарких стран»

Лексическая тема «Животные севера и жарких стран».

Коррекционно-образовательные цели. Формирование и уточнение представлений о животных севера и жарких стран, их внешнем виде, образе жизни, характерных особенностях. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Животные севера и жарких стран» (животное, зверь, белый медведь, тюлень, морж, северный олень, песец, зебра, слон, бегемот, жираф, лев, верблюд, обезьяна ). Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -ищ-,- Совершенствование слоговой структуры слов (определение количества слогов в слове).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности, навыков ориентировки на плоскости.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Наборное полотно, белая магнитная доска, комплекты магнитов и фломастеров для рисования на ней, плоскостное изображение животных севера и жарких стран, бумажные самолетики, глобус. Ноутбук, коврограф с фигурками «Жители юга», карандаши и картинки для штриховки по количеству детей.

Предварительная работа. Просмотр презентации «Животные севера и жарких стран»

Ход занятия

  • Организационный момент.

Дети заходят в кабинет. Логопед раздает им бумажные самолетики, приглашает занять свои места и объявляет: « Уважаемые пассажиры! Вы находитесь на борту самолета, совершающего кругосветное путешествие. Пристегните ремни! Заводим моторы! У-у-у Взлет! Сегодня наш самолет пролетит над холодными странами, а потом мы сделаем посадку в Африке и вернемся домой ». Логопед показывает на глобусе маршрут движения (северный и южный полюс, Африку)

Читайте также:
Автоматизация звука (Щ) - конспект

Логопед . Наш самолет летит низко над тундрой. Посмотрит в иллюминатор (призывает посмотреть на ноутбук)

И мы видим красавца – зверя с огромными красивыми рогами. Кто это?

Дети: Северный олень

Быстрые ноги не вязнут в снегу,

Голову вскинул олень на бегу –

Вскинул высоко, как будто гордится,

Что человеку сумел пригодиться!

Логопед . Ребята, Олень живет в тундре. У него серая, густая, теплая, пушистая шерсть. Сильные ноги, копыта раздваиваются при ходьбе. Питается мхом и травой.

Логопед. Услышали олени гул нашего самолета, испугались, побежали далеко в Тундру. Давайте не будем им мешать и отправимся дальше. Набираем высоту! У-у-у

Логопед . Мы подлетаем к Арктике. В центре, которой находится Северный Ледовитый Океан, где мы можем встретить дрейфующие льды и много снега. Ребята, давайте еще посмотрим в иллюминатор и познакомимся с жителями Северного полюса (на компьютере идет показ слайдов: морж, тюлень, песец, белый медведь).

Дети: перечисляют животных и подробно останавливаются на белом медведе.

Логопед . Почему его так называют?

Логопед . А каких медведей вы еще знаете?

Дети: Бурый медведь

Логопед. Давайте сравним белого медведя и бурого медведя. (на магнитной доске закреплены плоскостные изображения бурого и белого медведя)

Дети: Белый медведь живет на Севере, а бурый в лесу. Белый медведь белого цвета, а бурый коричневого цвета. Шерсть у обоих теплая и пушистая. У белого медведя

голова вытянута с маленькими ушами на длинной шее, а у бурого медведя круглая голова

с круглыми ушами на короткой шее.

Л огопед : А теперь наш самолет берет курс на южный полюс. (показывает на глобусе маршрут) Взлетаем!

Логопед. Наш перелет будет очень долгим, и я предлагаю вам немного размяться

  1. «Прогулка на Север» пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять (Ритмично сжимают и разжимают

На Север мы пошли гулять! ( «Идут» по столу указательным

и средним пальчиками)

Повстречаем мы моржа, На каждое название животного

И медведя, и песца, загибают по одному пальчику)

Вокруг света обойдём,

Мы их вспомним, назовём. (Кулачки сжаты, выполняются

круговые движения кистями рук.)

  1. Продолжение рассказа о животных южного полюса . Развитие грамматического строя речи. Игра «В гостях у великана» (употребление суффиксов –ищ)

Логопед. Ребята, посмотрите в иллюминатор. Мы с вами пролетели пол земного шара и оказались на южном полюсе. Вы можете видеть главного обитателя здешних мест – пингвина. А еще в Антарктике живут морские котики и тюлени. Все они ластоногие. А вот четвероногих животных здесь нет. Зато в Антарктике водится самое крупное животное планеты – кит.

Давайте с вами поиграем в игру. У нашего нового гигантского знакомого не могут быть просто глаза или усы… Они огромные, как и он сам. Сейчас я буду кидать вам мячик и называть часть тела животного, а кто его поймает, должен назвать эту часть, но только у огромного животного:

Нос – носище; глаз – глазище; лапы, хвост, усы, зубы, клюв, когти

4.Работа в тетради «Штриховка»

Логопед . Ребята, давайте на память о нашем путешествии нарисуем обитателей этих широт и заштрихуем их горизонтальными линиями (логопед раздает детям карандаши и картинки с изображением пингвина)

5 «Знакомые звуки». (Определение места звука в слове. Дифференциация парных мягких и твердых согласных)

Логопед хвалит детей за качественно проведенную работу. Раздает детям полоску из трех льдинок (льдинки изображены в ряд, одна за другой). Если звук стоит в начале слова, то дети должны посадить пингвина на первую льдинку, если в середине – на среднюю, а если в конце – на последнюю.

Определяют положение звука М: медведь, самолет, сом, морошка, комар, компания, ком.

Затем логопед раздает детям зеленые и синие квадраты, напоминает, что твердый звук обозначается синим цветом, а мягкий – зеленым.

Логопе. Ребята, как только вы услышите в слове твердый звук М, вы поднимаете синюю карточку, а если услышите звук Мь – зеленую: мишка, малина, морошка, мороженое, мясо, мыло, морковь, мяч.

Хвалит детей за правильные ответы.

6.»Продолжение путешествия » (расширение активного словаря по теме «Животные Африки)

Логопед . А теперь ребята наш самолет снова набирает высоту

Дети УУУУУУУ

Логопед. Пристегните ремни. Мы направляемся в Африку.

Посмотрите в иллюминатор. На барханах песка и дебрях джунглей мы видим… На коврографе располагаются жители Африки: бегемот, тигр, лев, жираф, обезьяны, слон.

Дети по очереди называют всех животных.

  1. Развитие слоговой структуры слова. Упражнение «По порядку»

Логопед. Ребята, вы правильно назвали животных, а теперь давайте прохлопаем и определим сколько слогов в их названии. Какое название самое длинное? А теперь давайте расставим наших животных по порядку от самого короткого названия (1 слог) до самого длинного (4 слога).

Логопед . Вы молодцы. А тем временем, наше путешествие подошло к концу, и мы с вами отправляемся домой. Взяли наши самолетики и полетели. До новых встреч.

  1. Окончание занятия. [Оценка работы детей. Рефлексия] Логопед предлагает детям рассказать, чем они занимались, оценивает их работу.

Лексическая тема «Животные севера и жарких стран».

Коррекционно-образовательные цели. Формирование и уточнение представлений о животных севера их внешнем виде, образе жизни, характерных особенностях. Развитие грамматического строя речи (притяжательные прилагательные, склонение слов по падежам с использованием мнемотехники).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности, навыков ориентировки на плоскости.

Читайте также:
Конспект ООД с детьми с ОНР III уровня в старшей группе

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Наборное полотно, белая магнитная доска, комплекты магнитов и фломастеров для рисования на ней, плоскостное изображение животных севера

Ход занятия

1.Организационный момент.

Дети заходят в кабинет под колыбельную из мультфильма «Мама для мамантенка» Логопед приглашает детей встать около своих стульчиков. На столах разложены изображения льдинок.

Логопед. Ребята, садимся на льдинки, потерли ладошку о ладошку, чтобы они не замерзли. Сегодня мы с вами вновь отправляемся на север.

  1. Игра «Кто спрятался» развитие грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных), развитие зрительного внимания.

Логопед размещает на магнитной доске изображение отдельных частей животных, выглядывающих из-за глыб льда.

Логопед . Ребята, попробуйте угадать, кто спрятался во льдах?

Дети . Белый медведь, тюлень, северный олень, песец.

Логопед. Правильно ребята. А как вы догадались?

Дети. Там нога медведя. А тут видно хвост песца. А вот там ласта тюленя, а здесь видны рога оленя.

Логопед . Все правильно. А теперь назовите эти части животных так, чтобы они отвечали на вопрос «Чей?»

Дети. Оленьи рога, медвежья лапа, песцовый хвост, тюленья ласта.

3.Рзвитие связной речи. Упражнение «Составь предложение»

Все верно. Вы молодцы и правильно ответили на все вопросы. А теперь я буду называть слова, а вы попробуйте составить из них предложения.

Логопед. Медведь, море, белый, плавать.

Ребенок. Белый медведь плавает в море.

Логопед валит за правильный ответ.

Логопед. Тюлень, льдина, отдыхать.

Ребенок. Тюлень отдыхает на льдине.

Логопед. Морж, вода, нырять.

Ребенок . Морж ныряет в воду.

Логопед . Песец, снег, прятаться.

Ребенок . Песец прячется в снегу.

Логопед хвалит всех за проделанную работу.

  1. Игра «Море волнуется раз» ( развивать координацию движений. Творческие способности, способность удерживать статическую позу. )

Логопед. А сейчас мы немного разомнемся и поиграем. Приглашает детей на ковер и предлагает выполнять его указания.

Дети сначала выполняют покачивающие движения, затем замирают в позе.

Море волнуется раз.

Море волнуется два.

Море волнуется три.

Фигура из снега.. на месте замри.

  • «Белый медведь»
  • «Тюлень»
  • «Полярный волк»
  • «Песец»

5.Склонение существительных по падежам с использованием мнемотаблицы.

Логопед приглашает детей вновь занять места на своих «льдинках», на которых их уже ждут различные жители севера (белый медведь, морж, тюлень, северный олень, песец, полярный волк, полярная лисица).

Логопед. Ребята, посмотрите на таблицу и расскажите о своем животном:

? Кто?
Нет кого?
Дам кому?
Вижу кого?
Играю с кем?
. Думаю о ком?
  1. Развитие мелкой моторики. «Фигурки из палочек»

Логопед хвалит детей за проделанную работу и предлагает детям собрать из палочек Кюизенера животное севера. Если дети затрудняются, то в помощь им предлагается макет северного оленя из альбома для работы с палочками Кюизенера.

  1. «Разомнем язычок» артикуляционная гимнастика для закрепления звука З.

Логопед хвалит детей за проделанную работу и собирает палочки Кюизенера. Раздает детям зеркала и предлагает выполнить следующие упражнения: чередование «улыбочка» — «хоботок», «лопатка» — «трубочка», «лошадки», «кошка сердится», «часики».

  1. Логопед подводит итог занятия и предлагает детям вспомнить, что они сегодня делали и что нового узнали. Хвалит всех за работу и прощается.

Лексическая тема «Животные севера и жарких стран».

Коррекционно-образовательные цели. Формирование и уточнение представлений о животных жарких стран, их внешнем виде, образе жизни, характерных особенностях. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -ищ-,- Совершенствование слоговой структуры слов (определение количества слогов в слове).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности, навыков ориентировки на плоскости.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Наборное полотно, белая магнитная доска, комплекты магнитов и фломастеров для рисования на ней, плоскостное изображение животных жарких стран, глобус, коврограф с фигурками «Жители юга», карандаши и картинки для штриховки по количеству детей.

Ход занятия.

  • Организационный момент. Развитие слоговой структуры слова.

Логопед приглашает детей в кабинет и просит садиться на стульчики тех, у кого на столах лежат изображения животных, в названиях которых один слог (тигр, слон, лев), затем садятся те, у кого два слога (жираф, зебра), затем, у кого три слога (бегемот, крокодил, кенгуру). Спрашивает у ребенка, почему он один не сел?

Ребенок. У меня обезьяна. В ее названии 4 слога.

Логопед. Молодец. Ты все правильно определил. Присаживайся.

  1. Игра «Один – много», «Сосчитай» ( развитие грамматического строя речи и словообразование. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей, согласование существительных с числительными (2,3,5)

Логопед размещает на коврографе изображения животных юга и предлагает детям назвать их во множественном числе, а затем ответить на вопрос: много кого?.

Затем логопед вместе с детьми считает животных от одного до пяти.

Бегемот – бегемот – бегемотов.

1 бегемот, 2 бегемота, 3 бегемота, 4 бегемота, 5 бегемотов.

  1. Игра: «Чье это?» ( Закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.

У детей на столах лежат картинки с изображением какой — либо части тела животного.

Логопед спрашивает: Грива чья?

Ребенок отвечает: — Львиная.

Шея чья? — жирафья.

Хвост чей? — слоновый.

горб чей? — верблюжий.

  1. Игра «Море волнуется раз» ( развивать координацию движений. Творческие способности, способность удерживать статическую позу)

Логопед предлагает пройти детям на ковер и выполнять его указания. На слова логопеда дети выполняют покачивающие движения, затем замирают в позе.

Море волнуется раз.

Море волнуется два.

Море волнуется три.

Фигура… на месте замри.

  • «Мартышка-кривляка»
  • «Лев»
  • «Крокодил»
  • «Гиппопотам»
  • «Жираф»

5.«Знакомые звуки». (Определение места звука в слове. Дифференциация парных мягких и твердых согласных)

Читайте также:
Конспект урока по теме 'Приставки в семантическом поле слова 'Грел'

Логопед хвалит детей за веселую игру и вновь приглашает сесть за столы. Раздает детям цветные квадраты (синий, зеленый и красный). На доске рисует подсказку. Если звук стоит в начале слова, то дети должны поднять синюю карточку, если в середине слова – зеленую, а если в конце – красну.

Определяют положение звука В: верблюд, лев, водоем, цветы, ветер, вертолет, сова.

Затем логопед собирает у детей красные карточки и напоминает, что твердый звук обозначается синим цветом, а мягкий – зеленым.

Логопе. Ребята, как только вы услышите в слове твердый звук В, вы поднимаете синюю карточку, а если услышите звук Вь – зеленую.

Хвалит детей за правильные ответы.

  1. Игра «Четвёртый лишний»( развитие слухового внимания, мышления, памяти).

Логопед предупреждает детей, что они должны внимательно слушать. Начинает перечислять животных и предлагает детям назвать лишнее животное.

Классифицировать животных по следующим признакам:

Животные наших лесов и жарких стран;

Животные наших лесов и Севера;

Животные севера и жарких стран.

— лев, кабан, лось, еж;

-белка, белый медведь, песец, тюлень;

— верблюд, слон, тигр, пингвин;

— кабан, жираф, обезьяна, кенгуру.

Логопед хвалит детей за правильные ответы.

7.Вертикальная штриховка . (развитие графомоторных навыков)

Логопед предлагает детям вновь посмотреть на картинки, которые встречали их в начале занятия, взять в руки карандаши и заштриховать их.

  1. Завершение занятия . Логопед подводит итоги занятия. Просит детей рассказать, что нового они узнали о животных севера и жарких стран и раздает «награды» (медали путешественников).

Конспект занятия «Животный мир крайнего севера» в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР-детский сад №6»

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет

«Животные Крайнего Севера»

Автор-составители: воспитатели средней группы

Дехент Я.В. Маркова Н.А.

Новокузнецкий округ, 2018

«Животные Крайнего севера»

Направление: проектная деятельность в дошкольном учреждении, интеграция образовательных областей: «Познавательно-исследовательская», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

В настоящее время дети очень мало знают о животных Крайнего Севера и среде их обитания. Поэтому возникла необходимость повадками, а самое главное – помог изучить животных Северного края, воспитать у детей любовь, понимание и заботу к

животным, которые находятся в суровых климатических условиях.

Проблема: у детей недостаточно знаний о животных Севера, об их особенностях, имеющиеся знания не систематизированы.

Продолжительность проекта: краткосрочныйвнедрения краткосрочного проекта в познавательно — исследовательской деятельности, который бы позволил познакомить детей с семьями животных и птиц севера, их

возраст: 4-5 лет

Вид проекта: познавательно-творческий, исследовательский.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Срок реализации: 15.01.2018 – 19.01.2018

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно — исследовательская, продуктивная, чтение художественной литературы, слушание сказок и песен.

Цель проекта: формировать у детей представления о животных Крайнего Севера, развивать у детей познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран.

Образовательные:

  • Развивать знания детей о природе Крайнего Севера.
  • Обобщать знания детей о животных и птицах севера.
  • Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран.
  • Учить понимать образный смысл загадок.
  • Учить детей сочетать движения и речь.
  • Развивать подражательные навыки, побуждать к импровизации.
  • Воспитывать любовь к природе.
  • Учить видеть красоту природы Крайнего Севера.
  • Воспитывать бережное отношение к ней, к друзьям нашим меньшим, животным и птицам севера.
  • Воспитывать любознательность, сочувствие.
  • Развивать интерес к жизни животных и птиц севера.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
  • Развивать связную речь, обогащать словарь детей.
  • Продолжать учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.
  • Появление у детей желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
  • Приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе.
  • Желание детей получить большую информацию о животных Крайнего Севера.
  • Узнавать по внешнему виду животных и называть их детенышей.

для детей: конструирование из бросового материала «Пингвины», рисование на тему: «Белый медведь»; аппликация «Морж на льдине».

для педагогов: изучить данную тему, разработать и оформить иллюстрационный, художественный, видеоматериалы для реализации проекта;

Изготовление альбома с рисунками детей «Животные Севера», создание воспитателями в группе развивающей среды – изготовление макета для сюжетно- ролевой игры «Путешествие на север», изготовление дидактической игры «Собери животное», масок для подвижных и театрализованных игр.

для родителей: принять активное участие в реализации целей и задач проекта — оформление выставки совместных рисунков на тему: «Мое любимое животное Северного края», оформление выставки поделок на тему «Северный полюс».

Формы взаимодействия с семьей:

-Беседы с родителями на тему: «Читаете ли вы сказки своему ребенку о Северном полюсе?»

-Библиотека для родителей: книги о природе, диких животных, статьи о воспитании доброты в детях.

-Папка – передвижка «Жизнь людей на Северном полюсе»

Продукт совместной деятельности:

Презентация фотоальбома «Мир животных и жителей Севера».

Задачи: способствовать активному включению родителей в проектную деятельность; подбор наглядной и познавательной информации.

Физкультурно- познавательный досуг. «В мире животных».

Задачи: развитие двигательной активности в процессе совместной игровой деятельности.

  • этап. Подготовительный

Материально-техническое и учебно-методическое:

  1. Пополнение иллюстраций об Арктике , Антарктиде и животном мире;
  2. Дидактические игры на развитие памяти, мышления, внимания; Игра-ходилка «Путешествие пингвинов», «Собери животных»
  3. Детская познавательная и художественная литература: Энциклопедия для детей «Животные Антарктиды» Атлас мира «Животные и растения»

Школа семи гномов. Кто где живет?

Животные Арктики и Антарктиды (16 обучающих карточек).

  1. Оформление сюжетно-ролевой игры «Путешествие на север»
  2. Оформление картотеки «Опыты со льдом и снегом»
  • этап. Основной этап. НОД:

15.01.18 Ознакомление с окружающим миром «Мы едем на Север»

16.01.18 ФЭМП. Д.игра «Посчитаем животных»

17.01.18 Развитие речи (коммуникация). Рассматривание картины «Дети Севера» Рисование гуашью «Белый медведь»

18.01.18 Ознакомление с художественной литературой. Чтение «Экскимосские сказки» И.Истомина

Читайте также:
Театральные игры и их роль в коррекции связной речи

Аппликация «Морж на льдине»

19.01.18 Развитие речи. Разучивание пальчиковой гимнастики «Пингвины»

Разнообразная деятельность с детьми:

Рассматривание картинок животных Севера. Рассматривание фотографий диких животных Севера. Рисование манкой «Сова».

«Нарисуй угощенье для белого медведя».

«Нарисуй шерстку животному»- штриховка в определенном направлении. Подв. игры: «Белые медведи», «Совушка».

Игра мал. под. «Море волнуется…»

Игра – упр. «Перепрыгни с льдины на льдину». Сюжетно – ролевая игра «Путешествие на Север».

Театр бибабо «Сочини сказку про пингвиненка Лоло»

Д.игры: «Собери животное», «Чьи следы», «Узнай по описанию», «Найди отличие»

«Назови детеныша», «Сосчитай животных», «Зоопарк», «Чудесный мешочек». Разучивание стихов, чистоговорок, пальчиковых гимнастик .

Познавательно-исследовательская деятельность : Опыты со льдом и снегом, с мехом. Отгадывание загадок о северных животных.

Слушание аудио записи «Песни про север» Просмотр презентации «Животные севера».

Раскрашивание «Девочка с пингвином» , «Животные севера»

Творческая мастерская: создание альбома «Арктика и Антарктида глазами детей»; рассказ о жизни животных в Антарктике и Арктики;

  1. Заключительный этап:
  1. Презентация проекта в форме выставки для родителей и демонстрации детям других групп:

фотоальбома «Мир животных Севера» (совместная работа родителей, детей и воспитателей).

Мини- макета «Путешествие на север». Дидактических игр, поделок.

Задачи: способствовать систематизации знаний детей, развитию познавательной активности, инициативности, эмоциональной отзывчивости в процессе тесного взаимодействия взрослых и детей.

  1. Организация и проведение познавательно — физкультурного досуга «В мире животных».

Задачи: способствовать активизации знаний детей, развитию двигательной активности в процессе совместной игровой деятельности.

  1. Акимов Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.,
  2. Иванова А.И. Живая экология. М.,
  3. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2003.
  4. Комратова Н.Г., Грибова Л.Я. Мир в котором я живу: Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. М.,
  5. Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе. М.,
  6. Шорыгина Т.А. Беседы о русском Севере. М.,
  7. Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников для занятий с детьми 4-7 лет, издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.
  8. Э.Я.Степаненкова Сборник подвижных игр для занятий с детьми 2-7 лет, издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ, Москва — 2015г.
  9. Е.Румянцева Простые поделки из пластилина, АЙРИС – ПРЕСС, 2010г.

Конспект занятия «Животные севера»

Цель: Формировать опыт применения знаний детей о животных севера их внешнем виде, образе жизни.

Задачи:

  • Закреплять у детей знания о животных севера их внешнем виде, образе жизни.
  • Активизировать словарь детей (северный олень, белый медведь, морж, пингвин).
  • Развитие мелкой моторики в том числе улучшение скоординированных действий правой и левой рук.
  • Развитие пространственной ориентации и осознания схемы собственного тела.
  • Развитие понимания пространственных отношений (влево — вправо, вверх — вниз).
  • Воспитывать желание охранять и помогать животным севера.

Реализуемые образовательные области:

  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Социально-коммуникативное развитие.
  • Физическое развитие.

Оборудование: Развивающая игра «Сырный — ломтик», развивающая игра «Магнитный лабиринт», игровой тренажер «Кочки на болоте», интерактивная система.

Проектирование совместной деятельности

Предварительная беседа о животных севера. Свободная беседа: «Царство холода и льда», «Могут ли встретится белый медведь и бурый медведь».

Чтение художественной литературы:

Рассматривание иллюстраций (животные севера).

Упражнения и игры: д/и «Найди отличия», д/и «Загадай мы отгадаем», д/и «Кто? Чем? питается», п/и «Пингвины на льдине».

Художественно-творческая работа:

Рисование: «Белый медведь».

Аппликация: «Пингвины».

Лепка: «Рыбки для животных севера».

Работа с родителями: Консультация: «Сказки о животных севера».

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята подходите к экрану и рассаживайтесь по удобнее (презентация).

Слайд 1. Животные севера (белый медведь, морж, северный олень, пингвины).

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, какие животные изображены на экране?

Дети: (ответы).

Воспитатель: Где живут эти животные?

Дети: (ответы).

Воспитатель: Почему у животных севера окрас шерсти и шкуры светлый?

Дети: (ответы).

Воспитатель: Давайте, посмотрим кто изображен на следующей картинке?

Дети: Рассуждения детей.

Воспитатель: Чем похожи эти животные? Чем отличаются?

Дети: Рассуждают.

Воспитатель: Почему бурый медведь не может жить на севере?

Дети: (ответы).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете почему изображена рыба, ракушки, моллюски и лишайник?

Дети: (ответы).

Воспитатель: Ребята, мы с вами вспомнили животных севера. Давайте отправимся с вами в «Северное путешествие».

Прежде чем мы с вами отправимся в путешествие, мы будем помнить, что мы с вами будем дружны и поможем друг другу в трудную минуту.

Ребята, помните мы с вами читали сказку «Цветик-семецветик» давайте произнесем с вами вместе заветные слова: -которые нам помогут оказаться на севере.

Игровой тренажер «Кочки на болоте»

Воспитатель: Вот мы с вами оказались на севере. Смотрите на нашем пути льдины, мы должны быть крайне осторожны, чтоб преодолеть это препятствие.

Развивающая игра «Магнитный лабиринт» и «Сырный ломтик»

Ребята мы отлично преодолели препятствие, подходите берите у меня из мешка фишки, чтоб разделится на две команды, так нам будет удобнее с вами накормить животных. Кому достались желтые фишки, подходят к «Магнитному лабиринту» и помогут пингвину добраться до рыбы. А кому достались синие фишки подходят к «Сырному ломтику» и помогут накормить животного который изображен на фишке.

Воспитатель: Ребята, а как же мы с вами вернемся назад в садик? Давайте произнесем заветные слова…

Вот мы снова с вами в нашей теплой и уютной группе. Давайте подойдем к нашим столам, присаживайтесь. Давайте вспомним кто, чем кормил животного на севере.

Дети: (ответы).

Воспитатель: Да верно, рыба является главной пищей для животных севера.

Из счетных палочек давайте выложим рыбу.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Какие животные вам встретилисьна севере?

Педагогический проект «Животные северного края»

(Обитатели арктических земель и тундры)

Средняя группа детского сада

Педагогический проект имеет экологическую направленность и решает задачи по реализации национально-регионального компонента.

Читайте также:
НОД по ознакомлению с окружающим на тему 'Во саду ли, в огороде'

Участники: воспитатели, воспитанники группы, родители.

Форма проекта: информационно-практический проект.

Вид: фронтальный.

Срок реализации: годовой (в процессе учебного года).

Цель: формирование представлений о животных северного края (обитатели Арктики и тундры).

1. Дать детям первичные знания о животных арктических земель и тундровой зоны Воркуты.

2. Формировать понимание взаимосвязей в природе.

3. Развивать память, мышление, воображение, художественно-творческий потенциал детей.

4. Воспитывать любовь к родному краю.

5. Способствовать установлению новых форм взаимодействия между родителями и детьми.

Проблема: как в суровых условиях Крайнего Севера могут выжить животные?

Гипотеза: животные смогли успешно приспособиться

к суровым условиям северного климата.

Мотивация: медвежонок Умка живёт с мамой на Севере в Арктике. Он любит путешествовать и очень любознательный. Умка хочет узнать кто его соседи, которые живут в тундре. А вы, ребята, знаете, какие животные обитают рядом с вами в тундре? Поможем медвежонку и сами узнаем много интересного о жизни животных Севера.

Продукт совместной деятельности:

1. Создание рукописной книги. «Животные северного края». Задачи: оформить материалы рассказов о северных животных и художественное творчество детей в книжку-раскраску; способствовать развитию творческих навыков, познавательной активности и эмоциональной отзывчивости.

2. Презентация фотоальбома. «Мир животных Севера».

Задачи: способствовать активному включению родителей в проектную деятельность; подбор наглядной и познавательной информации.

3. Выставка художественных работ. «Умка и его новые друзья». Задачи: создать условия для тесного взаимодействия родителей и детей; побуждать к проявлению творчества и инициативности.

4. Спортивное развлечение. «Мы на Севере живём».

Задачи: развитие двигательной активности в процессе совместной игровой деятельности.

1 этап. Подготовительный

Мероприятия Задачи Срок
Включение родителей в проектную деятельность Приобщение родителей к участию в проекте В течение учебного года
Диагностика знаний детей по теме проекта Выявить знания и представления детей о северных животных Первые две недели проекта
Подбор информации Собрать информацию о северных животных. В течение первого месяца

2 этап. Содержательный

Цель: продолжать формировать представления о городе, где живут дети, о погодных явлениях Крайнего Севера, используя мнемотаблицы, стихи, игры.

Цель: развивать чувственный опыт детей, воспитывать интерес к природе родного края.

Цель: формировать умение внимательно слушать и угадывать образ природного явления.

Цель: развитие двигательной активности

Цель: развитие связной речи, активизация словаря

«Центр С/Р игр»: игра «Путешествие в тундру» – развитие согласованности действий, активизация воображения.

П/И «Ветер волнуется». Цель: развитие двигательной фантазии.

«Центр книги» – рассматривание иллюстраций «Северные пейзажи».

«Центр искусств» – использование готовых раскрасок «Растительный и животный мир тундры»

творческую активность участия в проекте.

Совместная деятельность с родителями по созданию альбома «Северные пейзажи» – активизация интереса в поисковой деятельности.

Цель: формировать представление о белом медведе, как он приспособился к условиям Крайнего Севера, используя иллюстрации, игровые упражнения.

Цель: развивать умение создавать образ, используя технику «тычка».

Д/И «Отгадай-ка» – учить детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки.

«После купания», используя пальчиковую гимнастику.

П/И «Мишкина рыбалка» – эмоционально- двигательное развитие детей.

«Умка» – вызвать эмоциональный интерес, желание рассказать о своих чувствах.

«Центр С/Р игры» – создание игровых ситуаций

«Мишки на Севере»: белая ткань -арктическая пустыня,

обручи-лунки для рыбалки, игровые маски-шапочки, использование имитационых упражнений.

«Центр книги» – рассматривание детской энциклопедии, иллюстраций на тему «Полярные медведи».

«Центр искусств» – художественные раскраски, мозаичная аппликация, используя метод обрывания

Составление мини-рассказов о жизни медведей на Крайнем Севере, выставка рисунков, как совместное творчество родителей и детей.

Игровая ситуация «Путешествие Умки в тундру» – формировать элементарные представления о зимней природе тундры и её обитателях (мотивация проекта: Умка хочет познакомиться со своими соседями – животными тундры, поможем ему узнать о них много интересного).

Композиция «Тундра зимой» – помочь детям, используя белую гуашь, изобразить бескрайние просторы тундры (кусты, следы, волны снега, круги метели, метод «тычка» – медвежонок).

Хоровод «Северная колыбельная» – развитие у детей музыкально – двигательной координации

Игровое упражнение «Чей ветер сильнее?» – развитие силы дыхания.

Д/И «Чем отличаются медвежата?» – развитие зрительного восприятия, мышления.

«Центр книги» – рассматривание иллюстраций на тему «Зимние пейзажи тундры и её обитатели».

«Центр искусств» – рисование северного сияния, используя приём «рисуем пальчиком»; лепка «Медвежонок Умка».

«Почитаем вместе» – создание книжки – раскладушки со стихами, загадками и рисунками детей

Цель: формировать представление о внешнем виде, повадках оленей в тундре, как зимует северный олень, образе жизни оленеводов тундры.

(создание макета- сюжетно-скульптурной композиции) – предложить детям стать оленеводами и слепить целое стадо северных оленей, которые кочуют в поисках корма по бескрайним просторам тундры.

развивать художественное восприятие окружающего мира.

«Снежная королева» – развивать чувственно-художественный опыт детей.

Просмотр мультфильма «Храбрый оленёнок» – вызвать эмоциональный интерес, желание рассказать о своих чувствах.

П/И «Весёлые оленята»

«Центр книги» – рассматривание иллюстраций на тему «Олени в тундре».

«Центр искусств» – рисование северного пейзажа, используя печатки

Составление рассказа – презентации «Зимовка оленей в тундре»

Игровая ситуация «Знакомство с полярной совой» – формировать первичные представления о птицах, живущих в тундре, их образе жизни и повадках

Конструирование из природного материала (шишки) «На меня глядит сова» – развитие творческих способностей, интереса к работе с природным материалом.

П/И «Совушка-сова» – развитие эмоционально- двигательной активности.

развитие памяти, речи и мелкой моторики.

Развивать у детей умение отвечать на вопросы, отгадывать загадки.

«Центр книги» – рассматривание иллюстраций на тему «Птицы в тундре». Фотоматериалы «Полярная сова»

«Центр искусств» – картинки – раскраски

«Сова – охотница», используя различный художественный материал.

Создание презентации «Из жизни полярных сов в тундре».

Читайте также:
Договор о сотрудничестве (типовой)

Размещение фотоматериалов в книжке – раскладушке «Полярная красавица»

Лепка из теста «Куропатки в зимней тундре» – предложить детям создать целую семейку куропаток и спрятать их в глубокий снег (вата, пенопласт или белая бумага), который согревает и защищает от ветра.

эмоционально и выразительно рассказывать стихи.

Д/И «Отгадай-ка», «Почемучки» – развивать внимание, память, активное мышление при выборе нужного слова, понятия.

П/И «Куропатки играют в прятки» – развитие эмоционально- двигательной активности.

«Центр книги» – рассматривание иллюстраций на тему «Птицы в тундре». Фотоматериалы «Тундровая куропатка»

«Центр искусств» – создание силуэтных аппликаций и способом обрывания.

Для книжки – самоделки нарисовать с детьми тундровых птиц в зимнем и летнем оперении.

Аппликация «Преврати кружочки в лемминга» – развивать навыки владения ножницами, умение создавать образ и не

большую художественную композицию.

Д/И «Назови лишнее слово», «Отгадай-ка» – развивать внимание, память, активное мышление при выборе нужного слова, понятия.

Чтение отрывка из сказки «Малютка – лемминг» – развивать

Творческое художественное восприятие окружающего мира.

П/И «Догони сова лемминга» – развитие эмоционально- двигательной активности.

«Центр книги» – рассматривание иллюстраций в энциклопедии о животных Севера на тему «Лемминги в тундре».

«Центр искусств» – развитие мелкой моторики, создание скульптурных композиций «Весёлые лемминги» (пластилин).

тематических и художественных материалов «Животные тундры».

Нарисовать для книжки – самоделки вместе с детьми героев сказки «Малютка – лемминг».

Познание мира природы

Цель: продолжать формировать первичные представления о животных тундры, развивать познавательный интерес. Рассказать о внешнем виде, повадках, образе жизни песца.

Рисование «Пушистый зверёк» – предложить детям превратить белоснежную шубку песца в рыжевато – золотистую, используя при раскрашивании метод «тычка» и смешение красок.

«Охотники – песцы» – разучивание стихотворения и чтение по ролям.

Д/И «Назови лишнее слово», «Хлопни в ладоши», «Отгадай-ка» – развивать память, внимание, образное мышление, речевую активность.

Чтение сказки «Песец и Олень» – увлечь сюжетом, используя картинки героев;развивать познавательный интерес у детей к природе родного края.

«Центр книги» – рассматривание иллюстраций в энциклопедии о животных Севера на тему «Песец – коренной житель тундры».

«Центр искусств» – печатки – трафареты «Рисуем силуэт»

Нарисовать для книжки – самоделки героев сказки «Песец и Олень».

3 этап. Итоговый.

1. Презентация фотоальбома «Мир животных Севера» (совместная работа родителей, детей и воспитателей).

Задачи: способствовать систематизации знаний детей, развитию познавательной активности, инициативности, эмоциональной отзывчивости в процессе тесного взаимодействия взрослых и детей.

2. Выставка художественных работ «Умка и его новые друзья» (совместная работа родителей и детей).

Задачи: проявление инициативы и потенциала художественных способностей родителей и детей в процессе совместной творческой деятельности.

3. Оформление и презентация рукописной книги «Животные северного края» (творческие работы детей и наглядно-познавательные иллюстрации).

Задачи: упорядочить знания и представления детей о животных тундры и арктических земель; воспитывать любовь и интерес к родному краю, бережное отношение к природе.

4. Организация и проведение спортивного развлечения «Мы на Севере живем».

Задачи: способствовать активизации знаний детей, развитию двигательной активности в процессе совместной игровой деятельности.

  1. Акимов Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М., 2007.
  2. Иванова А.И. Живая экология. М., 2006.
  3. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2003.
  4. Комратова Н.Г., Грибова Л.Я. Мир в котором я живу: Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. М., 2006.
  5. Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе. М., 2005.
  6. Шорыгина Т.А. Беседы о русском Севере. М., 2008.

Конспект занятия на тему Животные Севера.

Содержимое разработки

Окружающий мир Тема: Животные севера.

Цель занятия: закрепление, уточнение, расширение знаний об Антарктиде и ее обитателях.

Задачи занятия:

1. Познакомить с животными севера. Их образом жизни.2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

3. Воспитывать любовь к животным.

Ход занятия:

Педагог: Мы живём на большой, красивой планете. Как она называется? (ответы детей) Правильно, Земля. Есть на нашей планете необычная земля- Антарктида. Это самая настоящая ледяная пустыня. Это самое холодное место на планете. Здесь нет растений, а немногочисленные животные находят себе пищу в море. Температура воздуха достигает -80 градусов, кругом снег, большие льдины, дует сильный ветер. Изображая Антарктиду на глобусе, использовали белый цвет. Попробуйте сами найти эту землю на глобусе. (Дети ищут на глобусе Антарктиду). Что же означает белый цвет? Белый — цвет снега, льда, холода. ЭТО самое холодное место на земле. Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели. А добраться до Северного полюса мы можем на корабле. Этот корабль с крепким носом и называется – ледокол.

Педагог: По пути нам встретились плавающие «ледяные горы». Это айсберги. Слышали ли вы что-то об айсбергах? Айсберги — это огромные горы льда, которые откололись, от ледяных берегов и течением их вынесло в море.

Педагог: Как же появились эти ледяные громады? Иногда у берегов Антарктиды отламываются от ледника огромные тяжелые ледяные глыбы и отправляются в путешествие по океану. В Антарктиде не живут люди, а только полярные ученые. Они изучают погоду, жизнь птиц и животных Антарктиды.

На севере живут различные животные. Давайте отгадаем загадки и рассмотрим их.

Толстый в складку богатырь

В ластах и безухий.

Ковыряет с дна морского

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой

Угадайте –ка ребятки,

Что за богатырь такой. (Морж).

Морж – большое животное. Посмотрите, что есть у моржа. У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы.

Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, чем моржи питаются?

Читайте также:
Формирование фразовой речи у детей в процессе трудового воспитания

Дети: Моржи питаются рыбками, червяками, рачками.

Педагог: Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. Наполнив воздухом внутренние воздушные мешки, животное принимает, как бы положение стоя, и покачиваясь на волнах, как поплавок, и спит. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся длинные толстые усы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь.

Педагог: Следующая загадка:

Он для всех хороший друг

в тундре, где Полярный круг.

Есть рога и тёплый мех,

что зимой так греет всех.

Возит нарты далеко,

с ним на Севере легко.

Ищет ягель целый день.

Педагог: Кто же он?

Дети: Это северный олень.

Педагог: Правильно, это северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни.

Посмотрите на оленя, на его голову, она у него вытянутая. Что находится на его голове?

Дети: Длинные рога.

Педагог: Тело покрыто волосяным покровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее.

Педагог: У северного оленя крепкие ноги. На ногах широкие копыта которые не проваливаются в снег

Педагог: К зиме олени накапливают жир. Это помогает им переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада.

Чем же питаются северные олени?

Дети: Мхом, травой.

Педагог: Правильно, лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами, побегами ив и берез.

Неповоротлив он на суше,
Зато в воде спортсмен милуша.
Нырять он может целый день.
Как все зовут его? .

Дети: Это тюлень.

Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног?

Педагог: Верно, плавники, а не ласты.

Педагог: Передние плавники – вместо вёсел, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков. Если тюлень – водное животное, то, как вы думаете, чем он питается?

Дети: Рыбой питается тюлень.

Педагог: Правильно, он питается рыбой, разными морскими животными.

А почему детёныши Тюленя белого цвета, для чего им нужен белый окрас?

Дети: Для того, чтобы быть незаметным для хищников.

Педагог: Правильно, ведь мать приплывает к детенышу один раз в день, чтобы покормить его молоком.

Педагог: Что спасает от холода тюленей?

Дети: От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.

Педагог: Верно, молодцы! Вот мы сейчас отгадаем другого животного севера. Кто же он? Слушайте очень внимательно:

Встретить можно их во льдах,

Звездной ночью в небесах.

Очень дальние соседи,

Педагог: Как приспособился белый медведь к жизни на Крайнем Севере?

Белый медведь – хищник. У медведя толстые и широкие лапы, когти короткие. Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах. Тело покрыто белой длинной шерстью, она делает его не заметным. Голова с маленькими ушками, вытянутая, на длинной шее. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают Белого медведя от холода, он может долго находиться в воде.

Педагог: У белого медведя очень тонкое чутье – он обнаруживает пищу под толстым слоем снега. Как вы думаете, ребята, чем питается медведь?

Дети: Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.

Педагог: Ребята, а давайте движением изобразим белого медведя:

Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд,
Вот он по лесу идёт. (Наклоны вперёд-назад.)
К турнику я подхожу,
Перекладину беру,
Мышцы дружно напрягаю,
Стройным, крепким быть желаю!
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступайте к тренировкам!

Педагог: Какие вы молодцы! Все отлично выполняли. Ну что, слушайте последнею загадку.

В Антарктиде между льдин

В чёрном фраке птица ходит,

Деток в холоде выводит,

Пингвин – это нелетающая птица. Все пингвины умеют плавать и превосходно ныряют, а вот летать совершенно не могут. Тело пингвина довольно упитанное, чуть сжатое с боков и покрыто густыми перьями. Не слишком крупная голова находится на подвижной, гибкой и довольно короткой шее. Клюв пингвина сильный и очень острый. Крылья пингвина называются ластами. Ноги короткие и толстые, имеют по 4 пальца, соединенных плавательными перепонками. Пингвины ходят как люди. Для поддержания равновесия пингвину помогает короткий хвост, состоящий из 16-20 жестких перьев: при необходимости птица просто опирается на него, словно на подставку. На пингвинов охотятся морские котики, морские львы. Чайки расклевывают их яйца. Пингвины едят рыбу.

Педагог: Вот и подошло наше занятие к концу, что нового вы узнали, какое животное вам больше всего понравилось, ( Ответы детей) Вы сегодня отгадывали загадки и ни разу не ошиблись и за это я вам хочу подарить сладкий сюрприз…..

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: