Здоровое питание и развитие речи

Консультация для родителей “Продукты питания и развитие речи ребенка дошкольного возраста”
консультация по логопедии (младшая группа) на тему

Вы не замечали, что детей раннего и младшего дошкольного возраста с речевыми патологиями становится все больше? Вы замечаете, что наш рацион питания наполняют блюда быстрого приготовления и имеющие измельченную структуру? Стоматологи и логопеды бьют тревогу- дети не умеют жевать. Об этом данная консультация и памятка для родителей.

Скачать:

Вложение Размер
1_marta_-_sadovoe_sobranie_chistovik.docx 126.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №40»

Продукты питания и развитие речи ребенка дошкольного возраста

Цель: повышение родительской ответственности за полноценное развитие детей и повышение педагогической грамотности

  1. Рассматривание процесса питания детей дошкольного возраста как периода полноценного овладения и развития мимической и жевательной мускулатуры

для полноценного развития речевого аппарата

  1. Привлечение внимания родителей к процессу питания и подбору продуктов в домашних условиях
  2. Знакомство с этапами развития зубочелюстно-лицевой системы в процессе роста и развития ребенка

Хотелось бы обратить ваше внимание, как полноправных участников процесса воспитания и развития детей, на одно из направлений развития ребенка – его питание. Мы эту тему поднимаем не случайно.

Статистика – упрямая вещь. На данный момент в России более 70% детей имеют нарушения речи различной степени тяжести. Причин этому много, встречаются и наследственные, и впервые встречающиеся в данной семье. Но многие и приобретенные. Продукты питания.

Что может быть общего между речью и питанием? На самом деле взаимосвязь довольно сложная и в тоже время прямая.

Давайте вспомним рацион питания примерно 10-15 летней давности. Туда входили: суп с мясом, овощи сырые и виде салатов, немного фруктов, молочные продукты.

Сладости в каждой семье стряпали, пекли по вкусу. Большими изысками меню не отличалось. На данный момент можно вообще не уметь готовить, потому что есть полуфабрикаты, продукты группы «Дискаунтер», и огромное количество уже готовых к употреблению блюд. Ещё больше мы видим сладостей и выпечки – на любой вкус и цвет. Если классифицировать все продукты, то условно их можно разделить на две группы – «хочу купить» и «могу купить». А дальше делим их ещё на две группы – «вредно» и «полезно».

Так и у детей – вредно и полезно.

Полезно – это помогает, развивает. Вредно – вредит, портит.

Небольшое сравнение – представьте в вашей руке утюг. Он включен на минимальный нагрев. Вы, едва прикасаясь, гладите плотный пиджак. Он разглажен? Нет

Другая ситуация – вы включили утюг на максимальный нагрев, на пиджак положили влажную ткань, гладите с нажимом. Пиджак разглажен? Да. Но для этого потребовались усилия, более мощный нагрев и даже влажная ткань.

То же самое с мышцами – мимическими и артикуляционными.

Если у них нет нагрузки – нет развития.

Ребенок рождается с недоразвитой и несколько смещенной назад нижней челюстью. На дальнейшее формирование и развитие нижней челюсти оказывают влияние усилия, которые малыш затрачивает при сосании, а в дальнейшем от рациона питания.

Если родители начинают с 5-6 месяцев прикармливать ребенка жидкими, затем полужидкими, густыми блюдами (каши, супы, пюре) – это нормально. Но если в возрасте старше года ребенок получает все ту же протертую пищу – это уже остановка в развитии мышц лица, языка, щек, шеи и других, принимающих активное участие в артикуляции и выражении мимических гримас.

В процессе откусывания пищи и её пережевывания участвует множество мышц, верхняя и нижняя челюсти, мимическая мускулатура, язык, мягкое небо, слюнные железы, слизистая оболочка полости рта.

Эти же органы участвуют в произнесении слов, фраз. Множественная смена поз, контроль за слюноотделением, делают речь активной, чистой по произношению.

Чем плотнее пища, тем большие усилия прикладываются для её откусывания и пережевывания.

Чем более хрупкая и «тающая во рту» пища, тем меньше мышц участвует в её обработке.

В возрасте 7-12 месяцев у ребенка формируются навыки кусания и жевания, если по каким-либо причинам этого не произошло, инстинктивный навык теряется, ребенок может освоить процесс жевания только после обучения. Методик по обучению данной функции нет. Следовательно, кто своевременно все сделал, тот и в более выгодной позиции.

Знаменитый доктор Комаровский рекомендует не забирать у детей в период роста и формирования зубов игрушки, а рекомендует заменить их на безопасные, которые ребенок может жевать, кусать.

Если все, что я вам рассказала и то, о чем умолчала, выстроить в цепочку, то получится следующее:

1 поколение – жует твердую пищу в положенном возрасте, достаточно длительно и регулярно –

2 поколение – ест твердую пищу реже, предпочитая обработанную, и активно использует консервации, полуфабрикаты

3 поколение – не хочет есть твердую пищу, предпочитает полуфабрикаты, заменители, продукты кулинарной обработки. Первое возможное появление речевых проблем у детей в родословной

4 поколение – продукты быстрого приготовления. Процент появления детей с речевыми патологиями возростает вдвое.

Эта проблема носит название «жевательный дефицит». Активное развитие пищевой отрасли в целом и по отдельным направлениям, несет за собой угрозу снижения нагрузки на зубы, челюсти, десна, постепенно деформируя их и превращая в пассивный орган.

Вы, как родители, которые понимают свою ответственность перед детьми, переживающими за них, можете предупредить появление в вашей семье поколения, которое будет иметь меньший риск проблем. Вы можете сами изменить историю вашей семьи!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №40»

Питание и развитие речи

ребенка дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №40»

Питание и развитие речи

ребенка дошкольного возраста

Нормальное развитие зубочелюстной системы возможно только при условии правильного жевания. В процессе жевания усиливается приток крови к жевательным мышцам, а с ней и необходимых для нормальной жизнедеятельности мышц питательных веществ. У детей, которых с раннего возраста кормят только тщательно измельченной пищей, развивается так называемое ленивое жевание. У этих детей слабо развиваются жевательные мышцы и они категорически отказываются от приема твердой пищи. Для того чтобы дать жевательным мышцам необходимую для их нормального развития нагрузку, ежедневно в меню необходимо включать сырые овощи и фрукты, давать ребенку непровернутое мясо, сухари и другие подобные продукты. У детей с плохо развитыми жевательными мышцами, как правило, недоразвиты и челюсти, чаще всего наблюдается сужение нижней челюсти, в результате чего в зубном ряду не хватает места для постоянных зубов, которые крупнее молочных. В этих случаях прорезавшиеся зубы поворачиваются вокруг своей оси и перекрывают друг друга, развивается так называемая скученность зубов.

Появление готовности к жеванию. Угасание рефлекса «выталкивания».

Появление физиологической возможности продвигать и глотать более густую пищу. Появление эмоциональной реакции на чувство голода и насыщения. Начало введения прикормов.

Активный интерес к пище. Приобретение навыки снятия пищи с ложки. Введение в рацион протертых овощных супов, каш из среднеизмельченых круп. С 8 месяцев ежедневное введение мяса. Начинать от мясного пюре, затем измельченное, при усвоении измельчение на кусочки размером 2-3 мм.

Ребенок усваивает навык удержания твердой пищи в руке (детское печенье, сушка без добавок, сухарик белого хлеба)

С 8 месяцев разрешено введении пшеничного хлеба (не более 15 гр в день)

Освоен навык «кусания». Малыш учится держать ложку и кусать более крупные кусочки еды. Пища должна быть более твердой. Продукты ИЗМЕЛЬЧАЮТСЯ! Не протираются! Овощи и фрукты натираются на терке, мельчатся вилкой.

С 10-11 месяцев мясо дают в виде фрикаделек, к 11-12 месяцам –в виде паровых котлет или суфле.

С 10-12 месяцев ребенок способен удержать небольшой кусочек фрукта или овоща, макаронные изделия, кусочек хлеба в руках («пинцетный захват») и класть его в рот

На втором году жизни основа питания – твердая пища. С увеличением количества жевательных зубов меню расширяется за счет салатов (шинкованных мелкими кусочками, натертых на крупной терке)

Переход на взрослый стол питания.

Исключать продукты, не соответствующие возрасту

– жевательная резинка, газировка, чипсы, сухари фабричного приготовления, грибы, копчености, майонез и кетчуп фабричного приготовления, колбасы, сосиски, сардельки, сладости, консервы, продукты в вакуумной упаковке, баранина.

С осторожность использовать продукты, вызывающие аллергическую реакцию: цитрусовые, мед, орехи, красная рыба, некоторые виды ягод

К моменту рождения губы малыша развиты хорошо для активной сосательной деятельности, а структуры, расположенные в глубине ротовой полости, практически не развиты. С течением времени развивается потребность в усилении активности задних частей языка и более сложных движениях глоточных структур. Сосательный рефлекс обычно исчезает и происходит последовательное созревание ротовых функций: от передних областей к задним.

Принцип созревания ротовой полости “спереди — назад” хорошо иллюстрируется процессом развития речи. Первые произносимые звуки — это губно-губные “м”, “п”, “б”, поэтому первые слова новорожденного обычно связаны с произношением именно этих звуков (“мама” или “папа”). Некоторое время спустя появляются согласные, произносимые кончиком языка — “т”, “д”. Свистящие звуки “ч” и “щ”, требующие постановки кончика языка близко к небу, появляются еще позже. Более точной постановки задней части языка требуют звуки “к”, “г” и “р”, поэтому до 4–5 лет они могут быть не четкими

Использована информация с сайтов:

Нормальное развитие зубочелюстной системы возможно только при условии правильного жевания. В процессе жевания усиливается приток крови к жевательным мышцам, а с ней и необходимых для нормальной жизнедеятельности мышц питательных веществ. У детей, которых с раннего возраста кормят только тщательно измельченной пищей, развивается так называемое ленивое жевание. У этих детей слабо развиваются жевательные мышцы и они категорически отказываются от приема твердой пищи. Для того чтобы дать жевательным мышцам необходимую для их нормального развития нагрузку, ежедневно в меню необходимо включать сырые овощи и фрукты, давать ребенку непровернутое мясо, сухари и другие подобные продукты. У детей с плохо развитыми жевательными мышцами, как правило, недоразвиты и челюсти, чаще всего наблюдается сужение нижней челюсти, в результате чего в зубном ряду не хватает места для постоянных зубов, которые крупнее молочных. В этих случаях прорезавшиеся зубы поворачиваются вокруг своей оси и перекрывают друг друга, развивается так называемая скученность зубов.

Появление готовности к жеванию. Угасание рефлекса «выталкивания».

Появление физиологической возможности продвигать и глотать более густую пищу. Появление эмоциональной реакции на чувство голода и насыщения. Начало введения прикормов.

Активный интерес к пище. Приобретение навыки снятия пищи с ложки. Введение в рацион протертых овощных супов, каш из среднеизмельченых круп. С 8 месяцев ежедневное введение мяса. Начинать от мясного пюре, затем измельченное, при усвоении измельчение на кусочки размером 2-3 мм.

Ребенок усваивает навык удержания твердой пищи в руке (детское печенье, сушка без добавок, сухарик белого хлеба)

С 8 месяцев разрешено введении пшеничного хлеба (не более 15 гр в день)

Освоен навык «кусания». Малыш учится держать ложку и кусать более крупные кусочки еды. Пища должна быть более твердой. Продукты ИЗМЕЛЬЧАЮТСЯ! Не протираются! Овощи и фрукты натираются на терке, мельчатся вилкой.

С 10-11 месяцев мясо дают в виде фрикаделек, к 11-12 месяцам –в виде паровых котлет или суфле.

С 10-12 месяцев ребенок способен удержать небольшой кусочек фрукта или овоща, макаронные изделия, кусочек хлеба в руках («пинцетный захват») и класть его в рот

На втором году жизни основа питания – твердая пища. С увеличением количества жевательных зубов меню расширяется за счет салатов (шинкованных мелкими кусочками, натертых на крупной терке)

Переход на взрослый стол питания.

Исключать продукты, не соответствующие возрасту

– жевательная резинка, газировка, чипсы, сухари фабричного приготовления, грибы, копчености, майонез и кетчуп фабричного приготовления, колбасы, сосиски, сардельки, сладости, консервы, продукты в вакуумной упаковке, баранина.

С осторожность использовать продукты, вызывающие аллергическую реакцию: цитрусовые, мед, орехи, красная рыба, некоторые виды ягод

К моменту рождения губы малыша развиты хорошо для активной сосательной деятельности, а структуры, расположенные в глубине ротовой полости, практически не развиты. С течением времени развивается потребность в усилении активности задних частей языка и более сложных движениях глоточных структур. Сосательный рефлекс обычно исчезает и происходит последовательное созревание ротовых функций: от передних областей к задним.

Принцип созревания ротовой полости “спереди — назад” хорошо иллюстрируется процессом развития речи. Первые произносимые звуки — это губно-губные “м”, “п”, “б”, поэтому первые слова новорожденного обычно связаны с произношением именно этих звуков (“мама” или “папа”). Некоторое время спустя появляются согласные, произносимые кончиком языка — “т”, “д”. Свистящие звуки “ч” и “щ”, требующие постановки кончика языка близко к небу, появляются еще позже. Более точной постановки задней части языка требуют звуки “к”, “г” и “р”, поэтому до 4–5 лет они могут быть не четкими

Логомаг

Марианна Лынская

Питание детей с нарушениями речи → Марианна Лынская

Безусловно, все мы знаем, должны правильно питаться и тем более, питание наших детей должно быть сбалансированным и витаминизированным. В этой заметке мне бы хотелось остановиться на вопросе организации диеты для детей с речевыми нарушениями как одном из натуропатических средств их коррекции. Исходя из того, что практически любое речевое нарушение – суть нарушение нервной системы ребенка, логично предположить, что пища, благотворно влияющая на развитие нервной системы, уравновешивание процессов корковой нейродинамики также окажет положительный эффект в системе речевого воспитания ребенка.

Итак, составляя меню для ребенка, имеющего речевые нарушения, а также для их профилактики следует исходить из следующих параметров:

1.Для здоровья нервной системы важен хороший и спокойный сон, для которого ребенку должно хватать магния. Следовательно, ребенок должен пить минеральную воду с достаточным содержанием магния, либо пить очищенную жесткую, богатую минералами воду своего региона (в кипяченой воде магний, скорее всего, не обитает). Магния много в семечках, посему логично заменить привычные покупные конфеты самодельными, включая в их состав семечки. Приготовить такие конфеты просто: нужно взять сырые очищенные семечки подсолнечника, изюм, натуральный мед (при аллергии – яблочный пектин), сырые кунжут, мак и кокосовую стружку, молотую корицу. И все смешать. Либо купить их у нас в магазине. Другим рецептом с семечками могут стать: цукини, приготовленные в аэрогриле, уложенные слоями с помидорами и тыквенными семечками. Достаточно магния в ужине, включающем печеный картофель с зеленью. Важно помнить, что чрезмерное употребление рафинированного сахара (и сладостей на его основе) препятствует усвоению магния из продуктов.

2. Питание ребенка должно препятствовать возникновению гиперактивности и гипервозбудимости. Следовательно, в его рационе не должно быть продуктов с красителями, ароматизаторами и консервантами. К примеру, их содержит добрая половина покупных йогуртов и детских мармеладок. Кстати, многие из них вызывают аллергические реакции, которые не дают нервной системе нормально функционировать. Среди американских исследователей, кстати, даже бытует мнение, что столь распространенный сейчас СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) возникает именно из-за повышенного содержания в нашем рационе продуктов с зловещими буквами «Е».

3. В рационе ребенка углеводы не должны преобладать над белками. Согласно некоторым теориям, такое соотношение может также приводить к гипервозбудимости, снижению концентрации внимания, в том числе, к речи взрослых.

4. Строителями являются холин и лецитин. Этими веществами богаты яйца, печень, рыба и молоко. Кстати, если ребенок гипервозбудим, и это мешает его речевому развитию, либо его нервная система слишком лабильна, и Вы наблюдаете у него появление судорожных запинок. Полезным будет пить теплое молоко перед сном в течение 2-3 недель. Больший эффект эта процедура будет иметь в сочетании с расслабляющим массажем и ванной перед сном.

5. Одним из самых важных витаминов для ЦНС являются витамины группы В. Именно их в последнее время модно назначать детям с задержкой речевого развития в таблетированной форме (например, Нейромультивит), однако с учетом высокой вероятности возникновения аллергических рекомендаций, можно начать с активного включения в рацион ребенка продуктов их содержащих.

Чтобы получать витамин В 1 – пейте хлебный квас всей семьей. Подчеркну, не напиток купленный в магазине или приготовленный из квасного сусла, а сделанный Вами на хлебных сухарях. Достаточно много витамина В1 содержится в гречневой и овсяной крупах.

Опять же для хорошего сна и настроения нужен достаток витамина В3.

Биологическая роль витамина В6 состоит в синтезе нейромедиаторов, улучшении состоянии клетки печени и нервных волокон. Детям с дизартрией необходимо принимать этот витамин для улучшения трофики ткани (что повысит эффективность логопедического массажа). Достаточно велико его содержание в шпинате, из которого можно сделать вкусные оладушки: шпинат отварить и измельчить в пюре, добавить молоко, муку грубого помола, фруктозу, морскую соль и яйцо. Быстро обжарить. Добавляя в привычные салаты проростки пшеницы также можно повысить уровень потребления этого важного витамина.

Витамин В 12 – один из основных для профилактики и коррекции задержки речевого развития, алалии, т.к. участвует в синтезе миелина (именно его недостаток является одной из важных причин указанных нарушений). витамин плохо усваивается при приеме внутрь, улучшает всасывание одновременный прием фолиевой кислоты. Для усвоения необходимо разводить употребление цитрусовых, перца и других продуктов, богатых витамином С. Основные пищевые источники витамина В12:
кисломолочные продукты, яйца , соя, дрожжи, пивные дрожжи, зеленые части растений (ботва репы , редиса, моркови ), салаты, зеленый лук , говяжья печень

И наконец, важно соблюдать режим в питании (кушать в одно и то же время), что формирует ритм деятельности нервной системы – профилактика заикания, а также не забывать знакомить ребенка как с названиями продуктов, так и вербализовать запахи (пряный, тухлый и т.п.), вкус (острый, кисло-сладкий), действия при приготовлении (тереть, выжимать и пр.).

Здоровое питание и развитие речи

Материал разработан для выступления на семинаре, посвященном проблемам здорового питания в рамках проектной деятельности. Статья предназначена и для родителей, которые не видят взаимосвязи между правильным, здоровым питанием ребенка и развитием его речи. В содержании приведены яркие примеры с опорой на старые и добрые сказки.

Целью моего выступления является сопоставления двух остро стоящих проблем на сегодняшний день, которые на первый взгляд, не имеют тесной взаимосвязи. Эти проблемы звучат так: «Здоровое питание и Развитие речи ребенка».

Для того, чтобы грамотно сопоставить данные проблемы, предлагаю ответить на вопрос: «С чего начинается здоровье ребенка и своевременное развитие его речи?»

Итак, первый и наиболее значимый фактор — это здоровье матери.

К детородному возрасту организм женщины должен быть физиологически и функционально готов, соответственно богат необходимыми витаминами и минералами, которыми и будет питаться 9 месяцев ребенок во чреве матери. Здоровое и правильно сбалансированное питание матери до беременности, во время ее и в период кормления грудью — залог здоровья малыша.

Конечно, существует много факторов влияющих на рождение здорового ребенка и его развитие от 0-7 лет. Этот период жизни ребенка стоит назвать основополагающим и максимально сенситивным. И именно в этот период от нас с вами зависит очень многое. Если мы хотим, чтобы наши дети грамотно и своевременно отражали окружающий мир (а как они это смогут сделать? При участии речи и других психических функций) мы должны заложить основу этому. Встает вопрос: «Каким образом?»

Правильное питание, богатое всеми необходимыми детскому организму веществами. Только при этом условии дети смогут быть соматически здоровыми и готовыми к полноценному развитию, а не ослабленными с достаточным количеством хронических заболеваний, которые будут ослаблять остроту восприятия и опосредования окружающей действительности, тем самым задерживать ход нормального развития ребенка и его речи в частности.

Каждый ребенок проходит основные периоды развития – до года, до 3 лет и до 7. Это своего рода кризисные этапы, которые при правильном воспитании пройдут наиболее спокойно и продуктивно.

До полугода ребенок осваивает две основные свойственные этому возрасту функции артикуляционного аппарата — это сосание и глотание, таким образом он укрепляет мышечную систему органа речи, готовясь к более сложным операциям. Затем мы радостно наблюдаем процесс лепета и желание ребенка захватывать что бы то ни было губами. Он все тянет в рот- костная система тоже должна укрепляться. Мы постепенно переводим ребенка на более грубую и твердую по консистенции пищу, которая, безусловно, должна быть полезной и правильно подобранной.

Итак, к 1,3 при нормальном развитии у ребенка появляются первые аморфные интонационно окрашенные слова. И в чем же наша задача на данном этапе? Мы должны помочь ребенку соотнести образ предмета со словом его обозначающим. Тем самым расширяя пассивный и активизируя активный словарь, обращая внимание ребенка на все, что происходит вокруг него.

Например, что такое овощи, где они растут и что с ними можно делать. Мы с ранних лет сможем привить ребенку культуру питания, обогатить не только предикативный (предметный) словарь, но и расширить глагольный — морковка растет, мы ее едим, мама готовит из нее суп и салат.

Итак, достигая кризиса 3 лет ребенок функционально здоров, а его психические функции, готовы к новым, более сложным операциям. Когда малыш идет в сад, его речь получает новый пусковой механизм к развитию и более сложному оформлению. Только общение, зона ближайшего и актуального развития дадут возможность правильно использовать накопленный до 3 лет опыт. Далее мы можем только поддерживать выбранный курс. Чтобы к поступлению в школу, к 7 годам, ребенок смог максимально раскрыться и реализовать свои возможности.

Спешу заострить Ваше внимание на очень интересном факте. Все мы выросли на мудрых русских сказках. А давайте вспомним, сколько русских сказок призывает нас правильно питаться? Это и «Репка», и «Гуси-лебеди» с молочными берегами и яблонями, и каша из топора. А всеми любимый мультфильм про Вини — Пуха, который так любил мед. Все эти произведения не только развивают наших детей, делая их мир ярким и волшебным, но и прививают им правильное отношение к полезным продуктам и здоровому питанию в целом.

Мы подошли к некоторым выводам.

Правильно организованный воспитательный процесс:

– прививает детям культуру питания, делая его «здоровым питанием» ;
– улучшает психологический контакт союза мать-ребенок;
– оптимизирует социальную адаптацию ребенка, будь то быт или общество;
– развивает психические функции ребенка, в том числе речь в разных направлениях – активный и пассивный словари, дает соотнесение образа предмета со словом, его обозначающим, что в свою очередь к 7 годам приводит к грамматически, лексически и синтаксически правильно оформленной речи.

Таким образом, все вышесказанное дало нам возможность проследить тесную взаимосвязь двух основных проблем — здорового питания и развития речи ребенка. А самое главное, мы теперь четко понимаем нашу роль в развитии того и другого направления.

Правильное развитие речевых функций у ребенка

Своевременное и правильное развитие речевых функций у ребенка является важным этапом в жизни. От того, насколько грамотно и полноценно ребенок будет владеть речью, зависит его успех в общении с окружающими и развитие интеллекта.

Развитие речи ребенка

В основе формирования речи ребенка выделяют несколько факторов:
  • постоянное общение с малышом;
  • прикосновения, ощущения, зрительное и слуховое восприятие окружающего мира;
  • движение (общая активность и развитие моторики).

Речевое развитие малыша начинается уже в 2-3 месяца, когда он произносит разнообразные звуки – агу, угу и т.д.

На 5 месяце ребенок начинает подражать взрослым, наблюдая, как они двигают губами и произносят звуки.

В 8-9 месяцев малыш уже произносит слоги, можно услышать лепет и пение, что благотворно влияет на развитие голоса.

В возрасте 1 года ребенок усваивает некоторые гласные и согласные, в словарном запасе имеется от 5 до 10 слов, активно используются жесты в общении.

В 1,5 года словарный запас увеличивается до 45 слов. В этом возрасте нужно развивать у ребенка способность соотносить слово к действию, стимулировать желание самому попросить что-то, заводить с ним разговор.

К двум годам ребенок уже может произносить простые предложения и длительное время разговаривать на своем языке. Он показывает предметы, игрушки и части тела, о которых спрашивает взрослый. Даже когда малыш пропускает некоторые буквы или добавляет лишние, то это не страшно, а также не является патологией.

Формирование правильной речи

Иногда, даже при нормальном развитии, у ребенка возникают сложности при овладении речью. В таких случаях необходимо малышу помочь. И необязательно сразу обращаться к специалистам. Родители сами могут справиться с этой задачей.

Проблемы с произношением могут возникать из-за нарушений развития зубов. Поэтому нужно контролировать состояние зубочелюстной полости и своевременно обращаться к стоматологу.

Слух также играет важную роль в формировании речи у ребенка. Даже при его малейших нарушениях у детей снижается качество развития правильной речи. Во избежание этого родители не должны допускать сильной нагрузки на слух ребенка, не включать громко музыку и вовремя обращаться к врачу при болезнях ушной полости.

Дети в произношении очень часто подражают взрослым. Поэтому окружающим необходимо следить за правильностью своей речи, четко и медленно произносить все слова и не подделывать свое общение под детскую речь.

Нельзя ругать малыша за его плохое произношение каких-то слов. В таком случае он просто замкнется в себе, не будет идти на контакт. Нужно поправлять ребенка терпеливо и с любовью, произнося слово правильно.

Первые слова

Время, когда малыш произнесет свое первое слово, зависит от его окружения и общения с ним родных. Обычно это происходит в срок от 1 до 2 лет. И, как правило, первые слова состоят из повторяющихся слогов: мама, папа, баба и т.д.

Интересен тот факт, что детки в возрасте до 2 лет говорят только о том, что находится в пределах их видимости, так как первые слова у малышей обязательно связаны с определенными действиями или объектами.

На следующем этапе произносятся местоимения: вот, там и т.д. Таким образом, малыш сопоставляет предмет с местом его пребывания.

Очень часто после этого этапа в произношении начинаются глаголы. И это большой успех в развитии речи малыша, так как уже можно понемногу составлять диалог.

Родители должны создать в семье такую атмосферу для ребенка, чтоб ему всегда было интересно и приятно общаться с близкими, познавать новую информацию и увеличивать свой словарный запас. Это будет залогом грамотного общения с окружающими и развития интеллекта ребенка.

Как стимулировать развитие речи у малыша

Словарный запас одно-полуторагодовалого ребенка состоит из 5-20 слов. Возможно, малыш уже произносит словосочетания из двух слов. Если же кроха не укладывается в эти рамки — не торопитесь паниковать. Просто узнайте, как вы можете стимулировать развитие речи у ребенка, из статьи ниже.

Как же развивать речь малыша?

  • Не используйте «детский» язык. Получится, что между собой вы будете говорить «машина», а для малыша — «бибика». Ребенку будет труднее соотнести предмет и слово. А позднее ему придется переучиваться с сюсюкающего языка на «взрослый». Но называйте предметы одними и теми же, самыми простыми словами. «Машина», а не «автомобиль»;
  • Телевизор, планшет, компьютер говорить не научат. Поэтому смысл в развивающих речевых программах и мультиках есть только тогда, когда мама или папа комментируют их для ребёнка. Иначе планшет становится врагом речи: с ним говорить не надо, достаточно нажать на кнопку или на экран;
  • Занимайтесь физкультурой с малышом, развивайте крупную и мелкую моторику, делайте зарядку, пальчиковую гимнастику и массаж. Так вы стимулируете нервные окончания малыша, развивая мозг;
  • Иногда у ребенка не получается говорить, когда у него плохо развит речевой аппарат — губы, язык, мышцы лица. Делайте артикуляционную гимнастику — «гимнастику для язычка». Читайте ребенку каждый день, побуждая его договаривать последние слова в стихах. Говорите с малышом четко, не быстро, называйте и показывайте окружающие его предметы. Приглашайте в гости детей постарше, которые уже умеют говорить;
  • Следите, чтобы в рационе малыша было достаточно продуктов, содержащих йод, железо и «умные липиды» — Омега-3 и Омега-6;
  • Не спешите бросаться исполнять просьбу ребенка по указательному жесту. Дайте ему попробовать сказать вам, что он хочет.

Пишите и звоните — наши эксперты всегда готовы ответить на ваши вопросы!

Известно, что стопы — это область скопления огромного количества биологически активных точек. Регулярное стимулирование этих участков улучшает.

Зарядка чрезвычайно важна для ребенка. Она развивает ловкость, выносливость, точность, чувство ритма. Ознакомьтесь с примерными комплексами гимнастических.

Пальчиковые игры невероятно нравятся малышам и забавляют их. Одновременно с этим пальчиковые игры оказывают огромное позитивное влияние.

с помощью электронной почты или телефона

Войдите в систему, чтобы продолжить узнавать больше о правильном питании на каждом этапе развития вашего малыша!

Введите электронную почту или телефон.

Ссылка для авторизации выслана на e-mail.

Введите проверочный код, высланный вам в SMS сообщении.

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ. Мы считаем, что грудное вскармливание является идеальным началом питания для младенцев, поскольку грудное молоко обеспечивает сбалансированное питание и защиту вашего ребенка от болезней. Мы полностью поддерживаем рекомендацию Всемирной организации здравоохранения об исключительно грудном вскармливании в течение первых шести месяцев жизни с последующим введением адекватного питательного прикорма наряду с продолжением грудного вскармливания до двухлетнего возраста.
Поскольку дети растут и развиваются по-разному, необходимо проконсультироваться со специалистом по вопросам введения прикорма.

Детское питание под товарными знаками Nestle ® и Gerber ® всегда следует готовить, использовать и хранить в соответствии с инструкциями на этикетке, чтобы избежать риска для здоровья ребенка.

Baby&me — ребёнок и я

  • Наши бренды:
  • NAN ®
  • Nestogen ®
  • Gerber ®
  • Nestle ®
  • Alfare ®
  • Clinutren ®
  • Наши продукты
  • Советы 1000 мам
  • Первые 1000 дней
  • Производство Gerber
  • Беременность
  • 0-6 месяцев
  • 6-9 месяцев
  • 9-12 месяцев
  • 12-18 месяцев
  • 18-24 месяцев
  • Карта сайта
  • F.A.Q
  • Условия использования
  • Политика по обработке данных
  • Правила работы магазина

© Компания Nestlé, 2022 г. Все права защищены.

Значение общения со сверстниками для психического развития ребенка

Общение детей со сверстниками в раннем возрасте, несмо­тря на то, что находится на этапе становления, вносит свой вклад в психическое развитие.

Польский психолог А. Кемпински отразил специфику общения детей со сверстниками следующим образом. Он писал, что плоскости взаимодействия ребенка со взрос­лым и сверстником находятся на разных уровнях. Плос­кость отношений со взрослым — наклонная: внизу нахо­дится ребенок, наверху — авторитетный, во многом недо­сягаемый взрослый, с которым малыш не может сравнить­ся. Со сверстником он общается в горизонтальной плоско­сти. Перед ним — равное существо, в котором ребенок без слов находит интуитивное понимание своих состояний, готовность разделить ценное и для него стремление к само­выражению. В общении со сверстниками малыши получа­ют огромное удовольствие от возможности выразить себя во всей полноте своей непосредственности. В этом заклю­чается особая ценность для ребенка общения с ровесника­ми. Таким образом А. Кемпински подчеркивал важную психотерапевтическую роль совместных игр детей со свер­стниками.

Общение с другими детьми играет важную роль в социаль­ном развитии ребенка. В ходе эмоционально-практических игр дети начинают лучше чувствовать и понимать друг дру­га. Опыт общения со сверстниками учит их жить в коллекти­ве, ладить с другими людьми. Благодаря этому опыту они приобретают умение отстаивать свои права, согласовывать свои действия с действиями других.

Общение маленьких детей является одним из источников развития у них познавательной активности. Контакты со сверстниками дают им дополнительные впечатления, стиму­лируют яркие переживания, являются полем для проявления инициативы, дают возможность обнаружить и продемонстри­ровать свои умения, все эти качества важны для развития самосознания детей. Наблюдая за действиями сверстника, подражая ему, сравнивая себя с ним, действуя вместе, ребе­нок как будто «смотрится» в невидимое зеркало, в котором отражаются его собственные умения и качества. Поэтому об-

щение с равными партнерами является одним из важных средств формирования адекватного представления ребенка о себе.

Общение ребенка со сверстниками складывается в раннем возрасте и проходит в своем развитии несколько этапов. На втором году жизни дети проявляют только интерес и вни­мание друг к другу, окрашенные положительными эмоция­ми, контакты между ними эпизодичны и кратковременны. Эти контакты побуждаются потребностью ребенка во впечат­лениях и в активном функционировании. На данном этапе дети преимущественно обращаются друг с другом как с инте­ресным предметом, игрушкой, выделяя в партнере его объ­ектные качества.

В конце второго года жизни у детей появляется стремле­ние привлечь к себе внимание сверстника и продемонстриро­вать ему свои умения.

На третьем году появляется чувствительность детей к от­ношению сверстника. К концу третьего года потребность в общении со сверстниками полностью формируется. Контакты детей приобретают характер субъектно-ориенти-рованного взаимодействия.

Общение детей друг с другом в раннем возрасте осу­ществляется в форме эмоционально-практического взаимо­действия, построенного на взаимном подражании. Его отли­чительными чертами является отсутствие предметного содержания, непосредственность и раскованность.

Важная роль в формировании общения детей со сверстни­ками принадлежит взрослому. Организуя субъектное взаи­модействие детей в процессе совместной предметной деятель­ности, он обогащает опыт стихийно складывающегося эмо­ционально-практического общения малышей друг с другом новым содержанием.

Основное значение общения со сверстниками состоит в том, что оно открывает возможности для самовыражения ре­бенка, способствует его социальному развитию и развитию самосознания.

112 II. Особенности развития ребенка раннего возраста

Консультация для родителей «Значение общения дошкольников со сверстниками»

Попандопулос Анастасия
Консультация для родителей «Значение общения дошкольников со сверстниками»

Хочу поговорить о развитии речи детей в процессе общение со сверстниками.

В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не

ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь – это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам.

Особенности общения дошкольников.

Яркая характеристика общения сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности.

Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии малыша со взрослым. Если со взрослым ребёнок обычно разговаривает относительно спокойно, то для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих различные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия – до драки. Со взрослым же ребенок, как правило, старается вести себя ровно, без крайнего выражения эмоций и чувств.

Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста для малыша более привлекательным партнером становится сверстник, а не взрослый. Дошкольники уже сами отчетливо понимают, что им интересно с такими же детьми, как они, а не только с мамой и папой.

Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, способность слышать его и отвечать на его предложения.

У маленьких детей по отношению к сверстнику такой способностей нет. Особенно ярко это проявляется в неумении дошкольников вести диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В результате каждый говорит о своем, а партнера никто не слышит. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды. Перечисленные особенности характерны для детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет).

Маленькие дети безразличны к успехам сверстника, даже если похвала исходит от взрослого. В то же время присутствие одногодка делает ребенка эмоциональнее и активнее, о чем свидетельствуют стремление детей друг к другу и взаимное подражание. Легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями, может свидетельствовать об особой общности, возникающей при обнаружении одинаковых умений и вещей.

Именно подчеркивая такую общность, можно наладить отношения между малышами.

Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребенка в середине дошкольного возраста.

Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Причем чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослыми. Общение является важнейшим условием развития ребенка в процессе онтогенеза – развития как внутреннего (личностного, эмоционального, мотивационного, так и внешнего (двигательная активность, общий статус развития и др.). Полноценное общение между взрослыми и ребенком не только способствует ходу нормального развития, но и может быть «лекарством» при неблагополучном генетическом фоне.

«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов Каким будет человек – уверенным в себе или нет, активным или пассивным – это во многом зависит от семейного воспитания, и прежде всего.

Консультация для родителей «Проблемы детского общения» Многие взрослые помнят, как родители запрещали им водиться с ребятами постарше, объясняя свой запрет тем, что ребенок старшего возраста.

Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях детей со сверстниками» Развитие личности ребенка происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, дошкольных учреждений, средств массовой информации.

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников» Движение пальцев рук – имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около тысячи важных, биологически активных.

Консультация для родителей «Ведущая роль общения в развитии ребенка» Общение со сверстниками занимает ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Ребенок трех.

Консультация для родителей «Значение оригами для развития ребёнка» Искусство оригами знакомо каждому из нас с детства. Каждый взрослый, будучи ребенком, делал кораблики, самолётики, лягушек и тюльпаны.

Консультация для родителей «Значение посещения детского сада ребенком» Посещение ребенком детского сада необходимо для полноценного воспитания малыша. Конечно, любые мама и папа имеют свое личное мнение по этому.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Значение фольклора в жизни ребёнка. Консультация для родителей С самого раннего детства ребёнок знакомится с устным народным творчеством и историей своей страны. Приобщая детей к устному народному творчеству,.

Читайте также:
Задержка речевого развития у детей
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: