Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ЗПР

« Здоровьесберегающие технологии в работе учителя – дефектолога с детьми ЗПР».
консультация по коррекционной педагогике

Здоровьесберегающие технологии

в работе учителя – дефектолога

с детьми ЗПР.

Работа с детьми с задержкой психического развития должна быть динамичной, эмоционально-приятной, не утомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и не традиционных приемов в коррекционно-оздоровительной работе с детьми. Очень важно учитывать индивидуальные особенности детей, так как каждый ребенок с задержкой психического развития воспринимает материал по – своему: один лучше запоминает услышанное, другой – увиденное, третий – проигранное. Следует так же отметить, что важно не однократное повторение излагаемого материала, иногда даже в одной той же интерпретации. Закрепление тем проводится в повседневной работе с детьми, включая элементы здоровье сберегающих технологий в режимные моменты.

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения уже не один год является предметом обсуждения. Сегодня детский сад и школа сталкиваются с двумя серьезными проблемами: трудности в обучении детей, связанные с повышением требований образовательных программ, и постоянно ухудшающееся состояние здоровья детей, препятствующее овладению образовательными компетенциями в различных областях научного знания. Практика показывает, что традиционные медико-профилактические подходы к сохранению и укреплению здоровья детей в условиях дошкольного учреждения не дают желаемого результата. Наряду с ухудшением соматического здоровья отмечается увеличение числа психических нарушений. Весьма невысокий уровень физического и психического здоровья детей создает объективные препятствия на пути модернизации российского образования, следовательно, разрешение актуальных проблем дошкольных учреждений возможно лишь при сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения.

Главным критерием результативности здоровье сберегающих педагогических технологий это их влияние на развитие личности ребенка, увеличения резервов его здоровья и, как следствие, легкая степень адаптации к школьным нагрузкам.

Роль учителя-дефектолога дошкольного образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста. Необходимо сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровье сбережения. Для достижения целей здоровье сберегающих технологий в дошкольном возрасте на своих занятиях я применяю следующие группы средств:

8.Применение лечебных звуков.

10. .Элементы Су-Джок терапии

Важно поддерживать положительное эмоциональное состояние ребёнка. Для того, чтобы сформировать у ребенка желание заниматься, необходимо создание доброжелательной обстановки на занятии, благоприятного психологического климата в процессе обучения. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей, являются необходимым условием психического здоровья.

Для создания позитивного психологического настроя в начале занятия я использую фразы:

– «Как вы себя чувствуете?»

– «У вас хорошее настроение?»

– «Я рада вас видеть!» и т.д.

Занятия провожу в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети в начале занятия могут стоять не более 3-5 минут. В это время проходит организационный момент и мы играем в игры с мячом, например – «Один много», «Скажи ласково», «Повтори», «Живые цифры» и др.

Логопедическая ритмика

Комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально – ритмического и физического воспитания.

Цели: на логоритмической разминки, с одной стороны, совершенствуется общая моторика, ориентация в пространстве, а с другой — происходит развитие дыхания, координации речи с движением.

Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга (В.А. Гиляровский), развивает внимание.

Фоноритмика

Система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков)

Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций».

Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную роль как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений.

Пальчиковая гимнастика.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движений.

По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Проводится также согласно лексической теме недели. Провожу пальчиковую гимнастику в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, развитию речевого слуха. Эта деятельность вызывает интерес у детей, вызывает эмоциональный настрой.

Использую различные упражнения на развитие мелкой моторики: графические диктанты, обводка шаблонов и штриховка изображений, работа в сухом бассейне, работа в тетрадях и др.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Артикуляционные упражнения

Цель- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; уменьшить напряжённость артикуляционных органов; выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Физкультминутка

Читайте также:
ИКТ в работе логопеда

Большое значение в предупреждении утомления детей на занятии принадлежит физкультминуткам. Я стараюсь проводить физкультминутки при первых признаках утомления , в середине занятия. Комплексы физминуток подобираю согласно лексической теме недели.

Физминутки, проводятся в игровой форме . Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика может включать многие хорошо известные упражнения по развитию речевого дыхания у дошкольников. Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. В каждое занятие включается упражнения с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков, снежинок и бумажных бабочек; задувание свечи; дутье во всевозможные дудки; надувание мыльных пузырей; дутье на вертушки и многое другое. По мере овладения упражнениями детьми добавляются новые.

Зрительная гимнастика.

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

Применяю упражнение с меткой на стекле (по Аветисову)

Оно позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактики близорукости. Ребенку предлагаем рассмотреть круг (цветок), наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом, например дом и рассказать, что он там видит.

Пальминг (автор У.Бейтс)

является разновидностью гимнастики для глаз и как раз таки помогает им отдохнуть. Этот метод использую на своих занятиях после зрительных нагрузок. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включаю спокойную музыку или читаю стихи по лексической теме

Приминение лечебных звуков.

О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания. Рекомендуют «пропевать» звуки. Интенсивность пропевания должна быть разной. Для усиления концентрации лечебного воздействия произносимых или “пропеваемых” звуков (звукосочетаний) рекомендуется положить свою руку на ту область организма, где находиться подвергающийся звукотерапии орган, и представлять этот орган здоровым и активно работающим.

Например: гласные звуки:

А – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э – улучшает работу головного мозга;

И – лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, “прочищает” нос;

У – улучшает дыхание.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ звуков (лучше их пропевать)

В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

Кинезиологические упражнения.

Цель: активизировать межполушарное воздействие: повышать стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания.

Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья,

данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

Кинезиолоические упражнения по методике А.А. Сиротюк. Эти упражнения, необходимые для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Кинезиологические упражнения направлены на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т.е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить эмоциональное состояние движением руки, тела, взглядом, кистью и т.п.

Здесь используются такие упражнения, как «Кулак-ребро-кулак», «Ухо-нос», «Колечко», «Лезгинка», «Замок» и др. Например кинезиологическое упражнение «Ухо – нос – хлопок» – левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

Элементы Су-джок терапии

Цель- нормализовать мышечный тонус, опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.

Су-Джок акупунктура – последнее достижение Восточной медицины. Поистине удивительные результаты даёт массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок, плодов каштанов, грецкого ореха, шестигранного карандаша и других подручных предметов. Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм, но также помогает решать наши коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию рече двигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей в школе.

Материалы, применяемые в работе:

Шарики Су-Джок, пружинки, бельевые прищепки, резиночки для волос, каштаны, грецкие и лесные орехи, горох, фасоль, рис, гречка, веточки новогодних ёлок, сосновые, еловые, кедровые шишки, мелкие предметы, различные массажёры, эспандеры, щётки, мочалки, перчатки, скрепки, мячи разных размеров, шестигранные карандаши, бумага.

Самомассаж.

это массаж, выполняемый самим ребенком. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга

Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:

1. Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

Читайте также:
Конспект НОД: Звуки (Г) и (Г’)

2. Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.

3. Можно использовать без специального медицинского образования.

Сказкотерапия

Сказкотерапия для детей играет особую роль в развитии ребенка, так как в дошкольный период закладываются основы постижения окружающего мира. Чем привлекательнее, безопаснее и счастливее этот мир для ребенка в детстве, тем более счастливым и уверенным он будет ощущать себя во взрослой жизни.

Данный психотерапевтический способ при работе с детьми выполняет несколько основных функций: развлекательную, обучающую и успокаивающую. Его воздействие на детей часто оказывается более эффективным, чем просьбы родителей.

– снятие эмоционального и мышечного напряжения;

– снижение импульсивности, тревоги;

– развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, создание игровой доверительной атмосферы в группе;

развития внимания, восприятия, речи, воображения.

В процессе коррекционного обучения используются сказки, в которых есть яркие красочные иллюстрации, сопровождаемые крупным шрифтом, и доступным текстом. С опорой на картинки дети упражняются в различении голосов животных, звучаний музыкальных инструментов, ритмической структуры знакомых слов, пространственного расположения предметов, их количества. Сказка – наш друг и помощник, именно она помогает нам найти ту важную дорожку к сердцу ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, правильно организованные занятия учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровье сберегающих технологий позволяет сохранить уровень их здоровья и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития и тяжелые нарушения речи

Классы: 1 , 2 , 3 , 4

В последнее время все более популярными становятся педагогические технологии, которые, помимо обучения и воспитания, предполагают заботу о здоровье детей. Дети с ограниченными возможностями здоровья развиваются по общим законам психического развития, но имеют свои специфические особенности, обусловленные разными дефектами. Для обучающихся с ЗПР и ТНР характерны проблемы с развитием общей и мелкой моторики, нарушения мышечного тонуса, памяти, внимания и мышления. Возникает необходимость включения в коррекционную работу физкультминуток, мышечной релаксации, массажа и самомассажа, тренировки тонкой моторики, гимнастики для артикуляционного аппарата, дыхательной гимнастики, упражнений для профилактики снижения зрения, логоритмика, кинезиологических упражнений. Все вышеперечисленные методы можно отнести к здоровьесберегающим технологиям. Под здоровьесберегающими технологиями мы понимаем такую организацию образовательного процесса, при которой обучение, развитие и воспитание происходит не только без ущерба здоровью, но и способствует его укреплению. Новые стимулы служат для создания благоприятного эмоционального фона и активизируют нарушенные психические функции. Поговорим о них подробнее.

К здоровьесберегающим технологиям в первую очередь стоит отнести артикуляционную гимнастику – это упражнения, направленные на укрепление мышц, задействованных в процессе устной речи. Регулярные тренировки улучшат кровоснабжение, снимут спастичность, повысят иннервацию. Артикуляционная гимнастика включает в себя упражнения как для развития общей подвижности и переключаемости органов, так и для отработки так называемых «укладов» – определённых положений губ и языка для правильного произношения конкретных звуков. Комплекс упражнений подбирается логопедом индивидуально в зависимости от специфики нарушений звуковой стороны речи ребенка.

Дыхательная гимнастика способствует развитию речевого дыхания, формированию силы, длительности и плавности направленного выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательные упражнения имеют значительный оздоровительный эффект, способствует насыщению крови кислородом, и как следствие, поддерживает работу мозга, сердца, ускоряет обменные процессы и стимулирует вывод токсинов. Дыхательную гимнастику рекомендуют использовать при заикании, слабом речевом выдохе, ринолалии и искривлении носовой перегородки. Особенно следует отметить дыхательную гимнастику по методу Стрельниковой. Она проста в применении и эффективна. Комплекс, который рекомендован при заикании, состоит из резких вдохов с движениями. Осваивать дыхательную гимнастику Стрельниковой нужно постепенно, начиная с трех базовых упражнений.

  1. “Ладошки”. Спина прямо, согнуть руки в локтях, ладони открыты и повернуты «от себя». Набирать воздух в легкие прерывистыми вдохами и сильно сжимать кулаки. Вдох шумный, через нос. Выдох тихий, через рот. Один подход – это четыре резких вдоха, затем опустить руки и отдохнуть несколько секунд. Постепенно доведите количество подходов до двадцати четырех.
  2. “Погончики”. Спина прямо, кисти рук сжать в кулаки и прижать к талии. Во время вдоха резко выбросить кулаки к полу. Затем вернуть кисти к поясу. Один подход – это восемь вдохов, затем отдохнуть несколько секунд. Постепенно доведите количество подходов до восьми.
  3. “Насос”. Спина прямо, ноги на ширине плеч, руки спокойно опущены. Сделать резкий неглубокий наклон вперед и резко выдохнуть. Слегка выпрямиться и повторить поклон и выдох. Спина сутулая, голова понурая. Движения напоминают накачивание велосипедной шины ручным насосом. Один подход – это восемь вдохов, затем отдых отдохнуть несколько секунд. Постепенно доведите количество подходов до двенадцати.

Гимнастика глаз способствует снятию утомления, улучшает кровоснабжение и благотворно влияет на развитие зрительного восприятия. Врачи-офтальмологи рекомендуют такие упражнения использовать и в качестве профилактики, и в комплексном лечении косоглазия, дальнозоркости, близорукости и амблиопии. Отмечают положительное влияние гимнастики на работоспособность и эмоциональный фон обучающихся. Особенно важно использовать упражнения для глаз при коррекции оптической дисграфии.

Упражнения для мелкой моторики очень разнообразны и регулярно используются в работе всех коррекционных специалистов, т.к. они способствуют развитию речи, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Игры с крупами или песком – это, в первую очередь, релаксация. Кроме того, их часто применяют при автоматизации и дифференциации звуков. Например, можно спрятать несколько мелких игрушек на изучаемый звук в рисе и предложить ребенку их найти и назвать. При стимуляции биологически активных точек на пальцах рук и ступнях, при помощи различных приспособлений (Су-Джок, колючие мячики и валики, рифлёные карандаши, ортопедические коврики различной формы и текстуры) наблюдается оздоровительный эффект и стойкая положительная динамика.

Читайте также:
Отчет о самообследовании учителя-логопеда

Логоритмика – широко известная и эффективная технология. В результате применения этой методики улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Это система двигательных упражнений, в которых движения рук, ног, головы, корпуса сочетаются с произнесением речевого материала. Они направлены на нормализацию речевого дыхания, формирования умения изменять силу и высоту голоса, умение регулировать темп речи, автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков. Большинство логоритмических упражнений возможно использовать в качестве динамических пауз. В качестве примера можно привести игру «Самолёты». Дети сидят на корточках, вращают руками в локтях и «рычат» – заводят пропеллеры. Затем звучит веселая музыка, ребята разводят руки в стороны и бегут по кругу, произнося протяжно звук «л-л-л-л. ». Как только музыка заканчивается, все останавливаются, садятся на корточки и опять начинают «крутить пропеллеры».

Различные эфирные масла используются в медицине с древних времен. Научно доказано, что обонятельные раздражители напрямую влияют на состояние нервной системы. Ароматы влияют на наше настроение, повышают работоспособность, а также могут успокаивать или тонизировать. Существует несколько видов ароматерапии (ванны, ингаляции, массаж и др.). В работе с детьми используются эфирные масла в минимальной концентрации. Разумеется, использование эфирных масел должно быть согласовано с врачом, чтобы исключить риск возникновения и развития аллергических реакций и различных побочных эффектов. При повышенном мышечном тонусе и эмоциональной возбудимости целесообразно применять эфирные масла валерианы, ромашки, мелиссы, лаванды, фенхеля, тимьяна, которые оказывают успокаивающее действие. Соответственно при низком мышечном тонусе и апатии – эфирные масла лимона, кориандра, базилика, петрушки, эвкалипта, майорана, которые обладают тонизирующим эффектом. Регулярное вдыхание разных запахов активизирует сенсорное развитие ребенка, расширяет его словарный запас, способствует формированию навыка правильного носового вдоха и выдоха, повышает мотивацию к занятиям. Можно предложить ребенку определить предмет по запаху, помять в руках свежую мяту, выжать сок из апельсина, порисовать на молотом кофе, создать объемную аппликацию из зерен кофе, понюхать мыло, помочь заварить травяной чай. При регулярном использовании ароматерапии формируются устойчивые ассоциативные связи между запахом предмета, его внешним видом и названием.

Классические методы воздействия, которыми располагают педагогическая и психологическая науки, не всегда приносят устойчивый результат, так как не могут устранить первопричину. В отличие от них, метод кинезиологической коррекции непосредственно направлен на механизм возникновения психофизиологических отклонений. Это позволяет не только снимать отдельные симптомы, но и напрямую корректировать основные психические процессы: память, внимание, мышление, речь, воображение, восприятие, пространственные представления, мелкую и крупную моторику. Кинезиология предлагает через определенные движения влиять на психологическое и физическое здоровье человека. Рассмотрим механизм такого воздействия. Правое полушарие нашего мозга отвечает за координацию, зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие перерабатывает слуховую информацию, непосредственно участвует в постановке целей и построении программ. Взаимодействие полушарий производится благодаря системе нервных волокон, так называемым мозолистым телом. Если нарушается его проводимость, то нагрузка распределяется неравномерно. Как следствие, страдают пространственная ориентация, эмоциональное реагирование и взаимодействие зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, и тем самым синхронизируют работу полушарий. Таким образом возможно значительно повысить стрессоустойчивость, улучшить мыслительную деятельность, облегчить процесс чтения и письма. В качестве примера приведем комплекс кинезиологических упражнений для координации работы глаз и рук П. и Г.Деннисон и А.Л.Сиротюк. Упражнения рекомендуется выполнять в течение полутора месяцев каждый день по 15-20 минут.

  1. «Восьмерки». Исходное положение – стоя. Пальцами одной руки проведите перед глазами горизонтальную восьмерку. Следите глазами за движениями пальцев. Постепенно увеличивайте размеры восьмерки.
  2. «Восьмерки локтями». Разведите ноги в стороны и слегка согните их в коленях. Проведите половину горизонтальной восьмерки правым локтем. Глаза должны следить за движениями локтя. Проделайте то же самое с левой стороной.
  3. «Крылья». Поставьте ноги на ширине плеч, расслабьте колени. Потрясите руками и согните локти. Прочертите горизонтальную восьмерку одновременно двумя руками. Сначала вперед, назад и вниз, затем вверх, в сторону и вниз. Подбородок поворачивайте вместе с движениями рук. Повторите несколько раз, пока не почувствуете, что летите. Теперь парите: руки открыты и свободны. На вдохе наклонитесь вперед, опираясь на носки. На выдохе отклонитесь назад. Еще раз глубоко вдохните.
  4. «Рисующий слон». Исходное положение – стоя или сидя. Наклонитесь головой к плечу. Вытяните руку вперед «хобот слона» и рисуйте геометрические фигуры, затем повторите то же с другой рукой.
  5. «Колечко». Поочерёдно перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
  6. «Кулак – ребро – ладонь». На столе последовательно выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе. Сделайте 8-10 повторений.
  7. «Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.
  8. «Зеркальное рисование». На стол положите чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, геометрические фигуры. Это упражнение помогает синхронизировать работу обоих полушарий, что заметно увеличивает качество работы всего мозга.
  9. «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за левое ухо. А, теперь отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и поменяйте положение рук. Правой рукой возьмитесь на кончик носа, а левой – за правое ухо.
Читайте также:
Мастер-класс 'Использование современных игровых технологий в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО'

Помимо перечисленных выше методик, по нашему мнению, к здоровьесберегающим технологиям можно отнести логопедический массаж и физминутки. Что касается логопедического массажа, то следует отметить строгие требования к квалификации специалиста и условиям его проведения, и обязательно учитывать медицинские показания. Физминутки, или динамические паузы, являются обязательным элементом в структуре любого занятия, поэтому мы позволили себе не останавливаться на них подробно.

Таким образом, мы с вами рассмотрели основные технологии здоровьесбережения, которые возможно использовать в коррекционной работе специалистов детских учреждений. Все выше перечисленные методы регулярно применяются нами на практике. Мы наблюдаем улучшение внимания и восприятия, снятие усталости и снижение тревожности. Благодаря регулярным занятиям, повышается речевая активность, развивается общая и мелкая моторика, тренируется речевое дыхание. Использование здоровьесберегающих технологий не только благотворно влияет на здоровье, но и увеличивает компенсаторные и адаптационные ресурсы детей с особенностями в развитии.

Литература

  1. Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Ермаков В.П. Что и как видят дети от рождения до 10 лет с сохраненным и нарушенным зрением. Диагностика, развитие и тренировка зрения. М.: Владос, 2017.
  3. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. СПб.: Издательство «Корона. Век», 2018.
  4. Панфёрова И.В. «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике». – Журнал «Логопед», 2011 – №2.
  5. Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста». – СПб., КАРО, 2007.
  6. Саков И.В. Аромапсихология. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  7. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2013.
  8. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. М.: Генезис, 2007.
  9. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. М.: АСТ, 2018.

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР

Осипова
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР

Аннотация. Статья посвящена проблеме физического развития дошкольников с задержкой психического развития с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий. Рассмотрены эффективные приёмы в коррекционной работе с детьми.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение, деятельность, развитие, дошкольный возраст.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом [5].

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что при ЗПР происходит задержка не только всей совокупности психических функций, эмоциональной сферы, но и отмечается задержка физического развития ребёнка. У такой категории дошкольников наблюдается нарушение как мелкой, так и общей моторики, характерна общая скованность и замедленность выполнения движений; нередко отмечается гипер- или гиподинамия, мышечная напряжённость или снижение мышечного тонуса.

Одним из средств решения обозначенных проблем становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Что же такое «здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников [2].

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни [5].

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Их можно выделить в три подгруппы: организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми; учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников [2].

Дети с ЗПР, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий и т. Д [3].

В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольное образование я пришла к выводу, что необходимо отойти от традиционной модели, найти новые формы образовательного процесса и изменить его содержание.

Успешное решение задач по укреплению здоровья ребенка, используя здоровьесберегающие технологии, стало для меня профессиональным интересом. Я уделяю особое внимание обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни, применяя на практике инновационные здоровьесберегающие технологии: логоритмика, йога, ритмопластика, динамические паузы, суставная гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, релаксация, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, игры на профилактику плоскостопия и нарушения осанки, психогимнастика.

Одним из эффективных приёмов в коррекционной работе с детьми является использование упражнений, где речь взаимодействует с движениями – логоритмика. Эти упражнения можно использовать в различных моментах образовательного процесса, это, безусловно, утренняя гимнастика и гимнастика после сна, динамические паузы на занятиях, прогулках.

Читайте также:
Интеграция речевого и физического развития ребенка дошкольного возраста

Подвижные игры проводятся ежедневно для всех возрастных групп, на прогулке и в групповой комнате, подвижные игры малой и средней степени подвижности.

В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в гимнастике йога основное внимание уделяется статическому удержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Большинство упражнений в йоге естественны и физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, предметы. Использование знакомых образов помогает детям ярко представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Использование модифицированных для дошкольников асан является хорошей профилактикой сколиоза, простудных заболеваний. При их выполнении у детей улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанка [1].

С целью научения детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело, можно использовать упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма, т. е. проводить с детьми релаксацию. Для этого используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Проведение пальчиковой гимнастики тренирует мелкую моторику рук, стимулирует речь детей, развивает пространственное мышление, внимание, воображение, быстроту реакции. Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Проводится в любой удобный отрезок времени, может использоваться как динамическая пауза при проведение образовательной деятельности.

Гимнастика для глаз проводится в режимных моментах в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз. Так же и пальчиковая гимнастика может использоваться как динамическая пауза.

Применение дыхательной гимнастики активизирует кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Психогимнастика – снятие эмоционального напряжения. Упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью; вспыльчивым, замкнутым детям, с неврозами, нарушениями характера, с легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения, используется в непрерывной образовательной деятельности. Мимика тесно связана с артикуляцией. Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не только мимической, но и артикуляционной моторики.

Комплексная целенаправленная работа с детьми с ЗПР с использованием здоровьесберегающих технологий позволяет скоррегировать отклонения детей в физическом развитии и составляет существенное звено в коррекции психических функций и в целом личности дошкольника.

1. Иванова Т. А. Йога для детей. Парциальная программа для детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Издательство Детство-пресс»,2015.-192 с.

2. Безруких, М. М. Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет/ М. М. Безруких. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 333 с.

3. Бутко, Г. А. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития/ Г. А. Бутко. – М. : «Книголюб», 2006. – 144 с.

4. Мастюкова, Е. М. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития/ Е. М. Мастюкова. – М. : АРКТИ, 2004. – 192 с.

5. Карепова, Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников/ Т. Г. Карепова. – Издательство «Учитель», 2014. – 172 с.

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею – серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование инновационных технологий в детском саду Воспитатель групп дошкольного образованияrnПханаева Клавдия Владимировна Здоровье — дороже золота. Шекспир У. Использование инновационных.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возрастав условиях ДОУ Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует тщательного анализа педагогической деятельности. Одной из приоритетных задач, которые предписывает.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Осуществление системно-деятельностного подхода при использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОНР Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.

Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов в вопросах физического воспитания, здоровьесбережения в ДОУ. Ход тестирования: Уважаемые коллеги,.

Журнал Педагог

Автор: Авдеева Татьяна Анатольевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МДОУ №52
Населённый пункт: г. Нерюнгри Саха Якутия
Наименование материала: рекомендации
Тема: “Здоровьесберегающие технологии, как часть непосредственной образовательной деятельности в работе с детьми с ЗПР”.
Раздел: дошкольное образование

«Здоровьесберегающие технологии, как часть непосредственной образовательной

деятельности в работе с детьми с ЗПР».

Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной

деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями в развитии. Им

Читайте также:
Сценарий итогового мероприятия в ДОУ по теме недели 'Семья'

свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и

истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий и т.

д. Поэтому логопеду, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю, психологу и

другим педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только речевой дефект,

но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи поможет

использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют

Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые могут быть использованы

педагогами в своей работе:

Динамические паузы. Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для

всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для

глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Создают необходимую

атмосферу, снижающую напряжение.

Ритмопластика – эти музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом

деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет

развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы,

которые лежат в их основе.

Логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в

сочетании со словом и музыкой); направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие

координации «речь – движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию

психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

Подвижные и спортивные игры. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате

– малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры

подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Релаксация. Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и

целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно

использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Гимнастика пальчиковая. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со

стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения

работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда

движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики

подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная

взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого

дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Позитивно

влияет на развитие интеллекта. Таким образом, роль стимула развития центральной нервной

системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и

совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от

интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный

материал, показ педагога. Снятие напряжения, нагрузки.

Гимнастика дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика корректирует

нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также

продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на

звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает

сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и

жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и

после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на

организм человека комплексное лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы,

играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствует

восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной

системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и

Гимнастика бодрящая. Помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает

мышечный тонус. Во время ее проведения целесообразно включать музыкальное сопровождение.

Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песни или спокойную

приятную музыку. Выполняется ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения

различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий

бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий

ДОУ. Оказывает закаливающий эффект.

Гимнастика корригирующая. Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для

укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на

сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног,

туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с

заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.

Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия),

коммуникативные игры, самомассаж, точечный массаж.

Коррекционные технологии

лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от

неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма.

Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками.

музыкального

воздействия

используются в качестве вспомогательного средства как часть других

технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального

настроя и пр. регулярное проведение музыкальных пауз на занятиях

Сказкотерапия

она несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и

счастье», переходящее от одного поколения к другому и не

утрачивающее со временем своего значения. Она даёт первые

представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и

безобразном, нравственном и безнравственном

Технологии воздействия

необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ.

Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают

эмоциональный настрой ребенка

Психогимнастика

снятие эмоционального напряжения. Упражнение детей в умении

изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции,

движения, коррекция настроения и отдельных черт характера, обучение

ауторелаксации. Прежде всего, такие занятия показаны детям с

чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью,

вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера,

легкими задержками психического развития и другими нервно-

психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и

Фонетическая ритмика

цель занятий – фонетическая грамотная речь без движений. Таким

образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий

Читайте также:
Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей - план-конспект занятия в старшей группе

имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе

здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка

стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и

Создавая условия для оптимального физического и нервно-психического развития в период

пребывания ребёнка в детском саду, используя современные здоровье сберегающие технологии в

течение всего дня обеспечит соответствующий уровень здоровья детей.

“Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития”

Содержимое публикации

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе

учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Работа с детьми с задержкой психического развития должна быть динамичной, эмоционально-приятной, не утомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных так и не традиционных приемов в коррекционно-оздоровительной работе с детьми. Очень важно учитывать индивидуальные особенности детей, так как каждый ребенок с задержкой психического развития воспринимает материал по – своему: один лучше запоминает услышанное, другой – увиденное, третий – проигранное. Следует так же отметить, что важно не однократное повторение излагаемого материала, иногда даже в одной той же интерпретации. Закрепление тем проводится в повседневной работе с детьми, включая элементы здоровьесберегающих технологий в режимные моменты. Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения уже не один год является предметом обсуждения.

Сегодня детский сад и школа сталкиваются с двумя серьезными проблемами: трудности в обучении детей, связанные с повышением требований образовательных программ, и постоянно ухудшающееся состояние здоровья детей, препятствующее овладению образовательными компетенциями в различных областях научного знания. Практика показывает, что традиционные медико-профилактические подходы к сохранению и укреплению здоровья детей в условиях дошкольного учреждения не дают желаемого результата. Наряду с ухудшением соматического здоровья отмечается увеличение числа психических нарушений. Весьма невысокий уровень физического и психического здоровья детей создает объективные препятствия на пути модернизации российского образования, следовательно, разрешение актуальных проблем дошкольных учреждений возможно лишь при сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения.

Главным критерием результативности здоровьесберегающих педагогических технологий это их влияние на развитие личности ребенка, увеличения резервов его здоровья и, как следствие, легкая степень адаптации к школьным нагрузкам.

В работе с детьми применяю различные здоровьесберегающие технологии:

Артикуляционная гимнастика – улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; уменьшить напряжённость артикуляционных органов; выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Зрительная гимнастика. Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

Развитие общей моторики. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь, память, логика. У детей с ЗПР, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи и других психических процессов.

Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

Развитие мелкой моторики. В процессе работы была выявлена необходимость развития мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию ребенка. У детей отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, выраженные в различной степени, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует утреннему и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

Массаж и самомассаж.

Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи. В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи. При системном проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

Целью самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:

1. Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

2. Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.

Читайте также:
Конспект занятия по теме Рыбы

3. Можно использовать без специального медицинского образования.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика дыхательная – укрепляет и оздоравливает систему дыхания, благотворно действует на нервную систему.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

Кинезиология – развитие межполушарного взаимодействия, способствующее мыслительной деятельности. Задачи кинезиологии: развитие межполушарной специализации; синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления; снижение утомляемости. Комплексы упражнений: растяжки; дыхательные упражнения; глазодвигательные упражнения; телесные упражнения; упражнения для развития мелкой моторики руки; упражнения на релаксацию.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Чтобы вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать ребенка с первых минут. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи. Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения.

Во время проведения непосредственно образовательной деятельности и во время индивидуальной работы, я пришла к выводу, что применение технологий здоровьесбережения повышает мотивацию обучения (следствие этого – повышение качества знаний детей), активизирует мыслительную деятельность воспитанников. На каждом занятии я стараюсь создать здоровьесберегающую среду, чтобы дети сохранили свое здоровье. Использование здоровьесберегающих технологий, в непосредственно образовательной деятельности, позволяет детям с задержкой психического развития успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, а педагогам эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ЗПР

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом 5 .

Задержка психического развития – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Характерной особенностью детей с ЗПР является неравномерность формирования разных сторон познавательной деятельности.

Познавательная деятельность детей с ЗПР может быть компенсирована адекватными их состоянию психолого-педагогическими средствами, одним из которых становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс в современных условиях.

«Здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. 2

Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания детей в дошкольном учреждении, начиная с режимных моментов (утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон), так и образовательно-воспитательном процессе. Мы стараемся подвести ребёнка к осознанному отношению к своему здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни. Основная цель валеологической работы – не просто накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье, но готовность дошкольника самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

В своей практике мы, уделяя особое внимание обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни, используем также разнообразные здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, релаксацию, логоритмику, психогимнастику, пальчиковую гимнастику, су-джок терапию и т.д.

Подвижные игры различной степени активности проводятся ежедневно как на прогулке, так и в групповой комнате. Обучение элементам подвижных игр разной сложности обеспечивает не только обогащение двигательного опыта ребёнка, но и позволяет формировать эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для детей с ЗПР.

Использование игровых упражнений на релаксацию под спокойную музыку, пение птиц, звуки природы, помогает детям научиться прислушиваться к себе, своим ощущениям, и, как следствие, расслаблять как отдельные части тела, так и весь организм в целом.

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать не только напряжение самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношения многих звуков. И чем лучше работают пальцы и вся кисть в целом, тем лучше говорит ребёнок. В коррекции речевых нарушений также хорошо себя зарекомендовали упражнения с использованием су-джок массажёров.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Пересказ фрагментов сказки Три поросёнка

Благодаря играм с различными природными материалами у дошкольников осуществляется развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, речи. Ребята учатся сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, величине. В процессе таких игр у детей с ЗПР расширяется сенсорный опыт, обогащается их жизненный опыт.

Весёлая логоритмика, как средство речевого развития дошкольников, оказывает положительное влияние на состояние здоровья малышей, их сердечно-сосудистую, дыхательную, речедвигательную систему. 8

Зрительная гимнастика, помимо снятия переутомления зрительного аппарата, развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства.

Дыхательная гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, стимулирует обмен веществ, благотворно воздействует на эндокринную и сердечно-сосудистую системы, кровообращение, насыщает организм оптимальным количеством кислорода, способствует уравновешиванию нервных процессов.

Комплексная целенаправленная работа с детьми с ЗПР с использованием здоровьесберегающих технологий позволяет скорректировать отклонения детей в физическом развитии и составляет существенное звено в коррекции психических функций и в целом личности дошкольника.

Необходимо отметить, что максимально положительные результаты такой работы возможны лишь при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ и родителей детей с ЗПР.

Русский педагог В.А.Сухомлинский считал, задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если образовательное учреждение будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Именно Сухомлинский обосновал принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.

Работая много лет с детьми с задержкой психического развития и их семьями, мы, к сожалению, видим, что родители по-разному понимают важность такого взаимодействия. Некоторые родители считают, что отдав ребёнка в специализированный детский сад, они выполнили «свой долг». И теперь решать проблемы развития дошкольника с ЗПР – это исключительно работа педагогов. Другие искренне заинтересованы в успехах коррекционной работы. Они хорошо ориентируются в педагогических и медицинских терминах, характеризующих уровень развития ребенка, стремятся овладеть приемами коррекционно-развивающего воздействия, активно сотрудничают с педагогами и специалистами, используют нетрадиционные методики работы с детьми с ЗПР (например, иппотерапию, дельфинотерапию). И такая совместная работа помогает облегчить процесс развития и социализации детей с ЗПР в общество.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий с детьми с задержкой психического здоровья позволяет сохранить уровень их здоровья и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Использованная литература:

1.БСЭ/ под ред..А.М.Прохорова, научное издательство «Большая Российская энциклопедия, СПб. «Норинт», 2000

2. Безруких, М. М. Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет/ М. М. Безруких. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 333 с.

3. Бутко, Г. А. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития/ Г. А. Бутко. – М.: «Книголюб», 2006. – 144 с.

4. Мастюкова, Е. М. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития/ Е. М. Мастюкова. – М.: АРКТИ, 2004. – 192 с.

5. Карепова, Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников/ Т. Г. Карепова. – Издательство «Учитель», 2014. – 172 с.

6. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. –М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 464 с.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ЗПР

Автор: Плотникова Наталья Юрьевна

Организация: МБДОУ ДС №71

Населенный пункт: Иркутская область, г. Иркутск

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования всех органов и систем организма и сензитивным периодом психического развития. Именно в этом возрасте развиваются двигательные качества, навыки и умения ребёнка, которые служат основой его нормального физического и психического развития. Воспитание, охрана здоровья и физическое развитие подрастающего поколения – дело государственной важности. Большую роль в решении этой задачи играют ДОУ, которые являются первой ступенью общей системы дошкольного образования.

К сожалению, в настоящее время проблема состояния здоровья и физического развития дошкольников приобрела особую актуальность и социальную значимость. Нервно-психические и соматические заболевания, а также различные функциональные расстройства ведут к нарушениям моторного развития детей и замедлению темпа их психического развития. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, в течение последних 10 лет наблюдается неблагоприятная тенденция в изменении показателей здоровья подрастающего поколения. У 12-19% детей дошкольного возраста наблюдаются различные нервно-психические расстройства, а 30-40% детей составляют группу риска по возникновению отклонений в психическом развитии. Частым проявлением нарушенного развития в дошкольном возрасте является задержка психического развития (ЗПР). ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что при ЗПР происходит задержка не только всей совокупности психических функций, эмоциональной сферы, но и отмечается задержка физического развития ребёнка. У такой категории дошкольников наблюдается нарушение как мелкой, так и общей моторики, особенно при выполнении ациклических движений (лазанье, прыжки в длину, метание), характерна общая скованность и замедленность выполнения движений; нередко отмечается гипер- или гиподинамия, мышечная напряжённость или снижение мышечного тонуса. При выполнении упражнений можно отметить дискоординацию движений, несформированность функций равновесия, недостаточное развитие чувства ритма, замедленность процесса освоения новых движений, заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.

Физическое воспитание детей является одной из важных частей обучения и воспитания детей с ЗПР. Оно осуществляется в процессе всей жизнедеятельности ребёнка: на занятиях, прогулках, в режимных моментах. Перед физическим воспитанием таких «особых» детей стоят такие же задачи, что и перед физическим воспитанием нормально развивающегося ребёнка, но планирование такой работы должно строиться с учётом коррекционно-воспитательных задач и составлять единый и неразрывный процесс с коррекционным обучением. Система физического воспитания таких детей предполагает правильное рациональное питание, чётко организованный режим, закаливание организма и создание благоприятных условий для развития и коррекции движений. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Читайте также:
Использование в практической деятельности учителя-логопеда ДОУ современных образовательных технологий

Что же такое «здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Дети с ЗПР, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому инструктору по физической культуре, учителю-дефектологу, учителю-логопеду, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю, психологу и другим педагогам, работающим с такими детьми, приходится нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.

Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые могут быть использованы педагогами в своей работе – технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Динамические паузы проводятся во время занятий по мере утомляемости детей, длительность таких пауз составляет от 2 до 5 минут. Рекомендуется проводить для всех детей в качестве профилактики утомления. Динамические паузы могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, элементы логоритмики и других элементов, в зависимости от вида образовательной деятельности, тем самым создавая необходимую атмосферу, снижающую напряжение.

Одним из эффективных приёмов в коррекционной работе с детьми является использование упражнений, где речь взаимодействует с движениями – логоритмика. Эти упражнения можно использовать в различных моментах физкультурно-оздоровительной работы, это, безусловно, физкультурные и музыкальные занятия, а также физкультурные праздники, досуги, утренняя гимнастика и гимнастика после сна, динамические паузы на других занятиях, прогулках.

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно для всех возрастных групп, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате подвижные игры малой и средней степени подвижности.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Задача педагогов состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью можно использовать упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма, т.е. проводить с детьми релаксацию. Для этого используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Проведение пальчиковой гимнастики тренирует мелкую моторику рук, стимулирует речь детей, развивает пространственное мышление, внимание, воображение, быстроту реакции. Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Проводится в любой удобный отрезок времени, может использоваться как динамическая пауза при проведение образовательной деятельности.

Гимнастика для глаз проводится в режимных моментах в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз. Так же и пальчиковая гимнастика может использоваться как динамическая пауза.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Ее применение активизирует кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Также способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психического состояния. Самомассаж проводится в игровой форме во время деятельности детей или в виде динамической паузы при проведении непосредственно образовательной деятельности. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

Комплексная целенаправленная работа по физическому воспитанию с использованием здоровьесберегающих технологий позволяет скоррегировать отклонения детей в физическом развитии и составляет существенное звено в коррекции психических функций и в целом личности дошкольника с ЗПР.

Эти технологии могут быть использованы и в общеобразовательных детских садах, т.к. в свете современных событий инклюзивное образование дает возможность детям с особыми потребностями учиться и развиваться в среде обычных дошкольников.

Литература:

Безруких, М.М. Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет/ М.М. Безруких. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 333 с.

Бутко, Г.А. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития/ Г.А. Бутко. – М.: «Книголюб», 2006. – 144 с.

Мастюкова, Е.М. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития/ Е. М. Мастюкова. – М.: АРКТИ, 2004. – 192 с.

Карепова, Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников/ Т.Г. Карепова. – Издательство «Учитель», 2014. – 172 с.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: