Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Автор: Кидняева Оксана Николаевна

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Работа педагога сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, на повышение здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования. Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников, педагоги нашей группы целенаправленно работают над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищут методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с задержкой психического развития. Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому дефектологу, логопеду, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю и другим педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.

«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Их можно выделить в три подгруппы: организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые мы

используем в своей работе:

Коррекционные технологии

Арттерапия. Лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Сюда входит работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками.

Арттерапевтические техники , помогающие снять нервное напряжение и

подключить внутренние резервы организма ребенка такие как: красочная живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т.д.)

Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Психогимнастика – снятие эмоционального напряжения. Упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью; вспыльчивым, замкнутым детям, с неврозами, нарушениями характера, с легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Используется в непосредственно-образовательной деятельности. Мимика тесно связана с артикуляцией. Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не только мимической, но и артикуляционной моторики.

СУ-ДЖОК терапия , обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления. Сочетание су-джок терапии и таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционных занятий.

Также в своей работе мы используем элементы педагогической системы Марии Монтессори . Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания детей. Основное внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, органов чувств и на воспитание самостоятельности в ребенке. Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». То есть педагог должен разобраться, чем интересуется ребенок, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития.

Особое внимание в нашей работе мы уделяем развитию мелкой моторики , задачами которого являются повышение работоспособности коры головного мозга и развитие активной речи ребенка.

Для развития мелкой моторики нами используется пальчиковая гимнастика, игры с природным, бросовым материалом (бассейны из гороха, фасоли и т.п.), а также игры с различными пособиями (шнуровки, мозаики, пазлы и т.д.).

Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное время, а также в непосредственно образовательной деятельности.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ

Большое значение в обучении всех детей придается использованию наглядных средств обучения, в том числе технических интерактивных. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) технические средства являются важнейшими в обеспечении коррекции или компенсации нарушенных у них функций.

Читайте также:
Конспект ООД на тему: Заколдованная весна

Цель работы: изучение эффективности использования технических средств в современном образовательном процессе детей с ОВЗ.

В процессе работы были использованы теоретические и эмпирические методы изучения классических и современных литературных источников, наблюдения за применением технических средств в процессе обучения детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников.

Сбережение здоровья детей является одной из значимых государственных задач. Обеспечение ее решения имеет междисциплинарный характер систем здравоохранения, социального обеспечения и образования на всех этапах развития ребенка. Каждая из систем решает эту задачу в соответствии с возложенными на неё обязанностями. Нас интересует система образования, которая решает вопросы обучения и воспитания детей в течение долгих лет их развития и становления как будущего поколения, ответственного за сохранение и процветание самого государства. Как показывает практика, сбережение здоровья детей в образовательных учреждениях, дошкольных и школьных, нарушается из-за межведомственных барьеров систем, обеспечивающих ее решение.

Вопросу преодоления несогласованности систем в процессе решения образовательных задач подрастающего поколения 22 ноября 2018 г. было посвящено заседание Министерства просвещения России совместно с представителями министерств социальной защиты, здравоохранения и других заинтересованных служб по вопросам преодоления межведомственных барьеров, касающихся организации профориентационной работы в сфере обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов. Вопросы несогласованности систем в решении вопросов обеспечения здоровья детей в условиях образовательных организаций ставились в выступлениях.

Прежде всего это связано с ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (Закон), в котором на законодательном уровне было провозглашено обязательным получение общего образования и детьми с ОВЗ. На практике это привело к тому, что получение образования детьми в условиях лечения или социального обеспечения получило сбой за счет отказа этих учреждений, возможно, не всех, от обучения детей. В то же время в нашей стране, в соответствии с Конституцией Российской Федерации (1993 г.), общее образование получали все дети, вне зависимости от системы их пребывания – здравоохранения, социальной защиты или образования. Главным был вопрос о состоянии детей, необходимой им помощи, лечения, социализации или образования, возможные уровни которого закреплены Законом [1]. В каждом отдельном случае следует рассматривать, почему ребенок, особенно часто с тяжелыми психическими заболеваниями, направляется в образовательное учреждение, не получает обучение в соответствующем учреждении. Еще одной причиной может служить желание родителей обучать ребенка в учреждении по собственному усмотрению, не считаясь с его возможностями. Все родители знают свои права, но не знают своих обязанностей подготовить детей к обучению, которые точно прописаны в Законе [1].

В настоящее время актуальность преодоления межведомственных барьеров в плане обеспечения здоровья детей не вызывает сомнения. Обучение проблемных детей по состоянию их здоровья в образовательных организациях, прежде всего, нарушает их право получения соответствующего лечения или ухода, которого образовательная организация предоставить не может. Кроме того, нарушаются права преподавателей и других воспитанников или учеников. Внимание педагогов оказывается сосредоточенным не на процессе обучения детей, а на проблемном ребенке, иногда и не на одном.

Что касается общих вопросов нарушений здоровьесбережения, например, в школах, то их можно рассматривать с точки зрения использования современных технических средств, прежде всего, информационных без изучения влияния этих средств на здоровье детей. Так происходит, когда полностью заменяется обычная классная доска на интерактивную, а данных о влиянии постоянной работы с ней в классе на зрение детей нет. Возможно, имеют место и другие нарушения, но нас интересуют имеющиеся нарушения в отношении воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов.

Использование технических средств обучения (ТСО) для специального (коррекционного) образования рассматривается в документе «Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности» (ГОСТ Р 51079-2006) [2]. В нем делаются ссылки на нормативные документы, регламентирующие различные аспекты применения ТСО и в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях в плане правового аспекта (лицензирование, сертификация), гигиенических требований по охране здоровья учащихся и преподавателей, требования к оснащенности образовательных организаций специальными средствами защиты, главным образом использовании их под медицинским контролем.

Одним из вопросов, требующих специального рассмотрения, следует считать различение понятий «дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» и «дети-инвалиды». По медицинским показаниям дети-инвалиды с соматическими заболеваниями не относятся к детям с ОВЗ. А вот среди детей с ОВЗ детей-инвалидов небольшой процент (точных статистических данных не имеем). К ним относятся дети с физическими, сенсорными (слуха и зрения) и двигательными нарушениями развития, и дети умеренной, тяжелой и глубокой степени умственной отсталости. Самый большой состав детей с ОВЗ составляют дети с речевой патологией, с задержкой психического развития, определяемые как ЗПР, и умственной отсталостью легкой степени, которые не являются инвалидами и не имеют государственной поддержки в виде пенсионного обеспечения. Задача образовательных организаций направлена на получение всеми детьми с ОВЗ, в том числе и не имеющими инвалидности, качественного образования [3]. Важно понимание, что дети с ОВЗ, не имеющие инвалидности, также без создания специальных, коррекционно-значимых условий, в том числе здоровьесберегающих технологий, в процессе обучения не могут быть подготовленными к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, то есть быть интегрированными в современный социум [4].

Читайте также:
Использование элементов игры в шахматы в логопедической работе

Для обеспечения соответствующих современным требованиям условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, положительным следует принять требование обеспечения их обучения и воспитания специалистами дефектологического профиля [5]. К ним относятся сурдопедагоги, тифлопедагоги, учителя-логопеды, олигофренопедагоги, педагоги по обучению детей других категорий. Психологическое сопровождение учебного процесса осуществляется педагогами-психологами – сурдопсихологами, тифлопсихологами, олигофренопсихологами и другими. Всегда специальное педагогическое образование по каждой категории детей с ОВЗ студенты получали за 5 лет обучения, в настоящее время за 4 года бакалавриата и 2 года магистратуры. Обеспечение специального коррекционного обучения детей с ОВЗ специалистами дефектологического профиля является одним из условий качественного их обучения и воспитания. Рассмотрим, как на практике решаются вопросы здоровьесбережения каждой из групп детей с ОВЗ в разных условиях их воспитания и обучения в образовательных организациях.

Дети с ОВЗ, инвалиды по состоянию слуха, зрения, нарушений функций опорно-двигательного аппарата, не имеющие задержки психического развития или умственной отсталости, а также дети, не имеющие инвалидность, но с речевой патологией и ЗПР в процессе воспитания и обучения в специальных коррекционных дошкольных и школьных образовательных учреждениях получают тот же уровень дошкольного, начального основного и даже среднего образования, как их сверстники из массовой школы. Учащиеся с легкой степенью умственной отсталости, не имеющие статуса инвалидности, получают образование за 9–12 лет обучения, не сопоставимое с уровнем начального общего образования. В то же время им доступна разработанная и принятая трудовая подготовка, позволяющая выпускникам быть трудоспособными и востребованными по несложным трудовым специальностям, что позволяет успешной интеграции их в современный социум [6].

Здоровьесбережение детей с ОВЗ обеспечивается созданными в этих учреждениях педагогическими условиями, в то время как условия медицинского сопровождения не всегда соответствуют потребностям охраны здоровья детей с ОВЗ [7]. Педагогические условия сбережения здоровья детей с ОВЗ в системе дифференцированного обучения в коррекционных общеобразовательных учреждениях определяются наличием и грамотным использованием наглядных, в том числе и технических средств. Немаловажное значение придается подбору эффективных методов и приемов обучения, учебных и методических пособий, как, например, для детей с умственной отсталостью [8], но специфических для каждой категории, при необходимости пролонгирования времени их получения.

Рассмотрим примеры применения некоторых специфических технических средств для разных категорий детей с ОВЗ, корригирующих или компенсирующих имеющиеся у них нарушения развития в процессе обучения. В арсенале педагогов-дефектологов используются известные отечественные и зарубежные технические средства. Сурдопедагоги успешно применяют программу «Видимая речь» – Speech Viewer (IBM, США), являющуюся признанным лидером в области специального программного обеспечения, компьютерные программы «Игры для Тигры» (Россия), «Визуальный тренажер произношения» (Республика Беларусь) и другие.

В качестве специальных технических средств для логопедической работы используются зонды, аппаратура контроля произношения и его улучшения, слухоречевые аппараты, тренажеры. Например, логопедический тренажер «Дэльфа-142.1» представляет собой многосторонний аппаратно-программный комплекс для коррекции разных сторон устной и письменной речи детей с речевой патологией. Для коррекции заикания наиболее известны технические средства Auto-DAF-CAF-софт (США – Россия), Dr. Fluency (Израиль), ПО «БризМейкер» (Россия), аппарат «Монолог» (Россия), компьютерная программа «Демосфен» (Россия).

В тифлопедагогике признанными являются традиционные тифлотехнические приборы Брайля для обучения письму и чтению рельефно-точечным шрифтом, письменные принадлежности для плоского письма слепых и слабовидящих, грифели, шестиклавишные пишущие машинки, колодки, шеститочечная азбука, линейка, рельефные карты и схемы, инструменты тифлографики (рельефной графики): готовальня с набором чертежных инструментов для получения рельефных чертежей и рисунков, прибор «школьник» для рельефного рисования на специальной пленке, планшеты для получения лицевого рельефа, модели математических фигур, физических объектов и приборов для обучения слепых, измерительные инструменты и приборы для слепых, технические средства для ориентировки слепых.

Трудно перечислить средства коррекции и компенсации имеющихся у детей нарушений функций опорно-двигательного аппарата, что обусловлено не только характером, но и наличием видов нарушений. К ним относятся врожденная или приобретенная, вследствие заболевания или травмы, патология опорно-двигательного аппарата (вывих бедра, повреждения позвоночника, конечностей и др.), или заболевания нервной системы: детский церебральный паралич (ДЦП), полиомиелит, миопатия [9]. Все виды нарушения характеризуется ведущим двигательным дефектом в плане недоразвития, нарушения или утраты двигательной функции. В каждом отдельном случае применяются специфические технические средства, такие как специальная доска для позвоночника, которая используется на уроке или в процессе выполнения детьми домашней работы, различные приспособления для нижних или верхних конечностей, колясок как средств, заменяющих отсутствующие двигательные функции.

Что касается детей с умственной отсталостью, то в настоящее время незащищенными в социальном плане оказались дети с легкой ее степенью. Они не имеют инвалидности и без специально организованного процесса их подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности не могут быть способными конкурировать на современном рынке труда без государственной поддержки. В качестве специфических технических средств обучения детей с легкой степенью умственной отсталости принята необходимость использования для подготовки их по соответствующему виду труда в трудовых мастерских, например, токарных, столярных или слесарных станков, швейных машинок, даже производственного класса, доильных аппаратов, тепличного, садового или другого сельскохозяйственного оборудования. Обязательным при этом является обеспечение в процессе работы здоровья детей. Значимость профессионально-трудового обучения умственно отсталых школьников разработана, экспериментально апробирована и внедрена в современную систему обучения этой категории детей с ОВЗ Г.М. Дульневым. До сих пор она принята не только в России, но и во многих зарубежных странах, как ближнего, так и дальнего зарубежья (Чехия, Словакия, Испания, Казахстан, Узбекистан и др.), признана в Японии. В то же время рекомендуемые в настоящее время учебные планы и программы без должного согласования со специалистами фактически не просто игнорировали, но и по многим показателям ликвидировали все выдающиеся достижения олигофренопедагогики как науки, истоки которых восходят к классическим исследованиям зарубежной и отечественной науки и практики. Они ориентированы на 12 лет обучения детей вместо 9 лет. Заменены учебные предметы, до этого разработанные и апробированные. Не совсем понятно, кому это было нужно и почему в разработке и внедрении их участвует организация или специалисты, никогда не занимающиеся вопросами обучения и воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости, для которых и создавались эти школы. Все это привело к тому, что дети с легкой степенью умственной отсталости стали задерживаться в массовой школе, а коррекционные школы для умственно отсталых детей во многом профилироваться в школы для детей умеренной и даже тяжелой степени.

Читайте также:
Использование ИКТ в условиях логопункта

Как видим, все специфические технические средства для детей с ОВЗ используются для коррекции нарушенных или компенсации отсутствующих у них функций и, прежде всего, обеспечивают их физическое здоровье, но и не только. Немаловажное значение имеет в специально организованном педагогическом процессе сохранение психического здоровья детей, воспитание их личностного развития, способности быть интегрированными в современный социум [10]. В условиях интегрированного (инклюзивного) обучения и воспитания детей с ОВЗ всех вместе с разной патологией развития или в среде нормально развивающихся сверстников, вне зависимости от разных подходов к решению проблемы, не способствует сохранению их не только физического, но и психического здоровья, что может принести большой вред. Зачем повторять ошибки прошлого, которые были преодолены отечественной дефектологической школой?

В настоящее время условия медицинского сопровождения в образовательных организациях для детей с ОВЗ не всегда соответствуют потребностям охраны их здоровья, особенно связанным с использованием специфических для разных категорий детей средств. Прежде всего это относится к применению современных технических средств общего пользования без обязательного медицинского обоснования. К ним можно отнести также некоторые рекомендации по использованию физических упражнений, например повороты головы, вращения глаз для снятия их усталости во время физкультурных пауз, что может быть для некоторых детей с ОВЗ не совсем безопасно. То же самое касается использования интерактивной доски и, возможно, других средств или, тем более, тренингов. Считаем, необходимо иметь рекомендации использования современных технических средств для детей с ОВЗ с медицинским их обоснованием для каждой конкретной категории.

Образцом преодоления межведомственных барьеров, пока, правда, в экспериментальном режиме, для детей с нарушениями речи (ОНР 3-ей степени) и первичной глазной патологии (косоглазие и миопия) может рассматриваться применение сенсорного интерактивного панно с элементами обратной связи (ОС), аппаратов цветоимпульсивной терапии (ЦИТ) в совместной работе психолога, дефектолога, офтальмолога [11].

Основные результаты рассматриваемой проблемы представлены для реализации в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) преподавателей, работающих в общих и коррекционных образовательных учреждениях по дефектологическим специальностям.

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
материал по технологии

“Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья”

Скачать:

Вложение Размер
tehnologii.doc 121 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта образования – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Статистика утверждает, что здоровье ребенка на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% – от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% – от деятельности системы здравоохранения, а на 50% – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья педагоги повлиять не могут, то другие 50% напрямую зависят от слаженной работы медицинских работников, педагогов и родителей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, нарушения в опорно-двигательной и дыхательной системе, имеют различные хронические и соматические заболевания. Это затрудняет восприятие, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности.

Следовательно, одной из основных задач в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, происходит дальнейшее развитие, но и укрепление здоровья ребенка. Мероприятия выстраиваются в последовательную цепочку и проходят через все виды деятельности. Это здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать следующие принципы:

  • «Не навреди!»
  • Принцип непрерывности, т. е. систематически, постоянно;
  • Индивидуальности – соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний.

В настоящее время в МБДОУ в работе с детьми с ОВЗ реализуются следующие здоровьесберегающие технологии:

1. Сохранения и стимулирования здоровья (биоэнергопластика, дыхательная и артикуляционная гимнастика, зрительная гимнастика, физкультурные и динамические паузы, релаксация, психогимнастика, ритмопластика, подвижные и спортивные игры, пальчиковые игры, ниткография, гимнастика пробуждения и другие).

2. Обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия, утренняя гимнастика и гимнастика после сна, массаж, самомассаж, корригирующие упражнения, ортопедические упражнения, коммуникативные игры, театрализованная деятельность и другие).

3. Коррекционные (технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, кинезиологические упражнения, логопедический массаж, психогимнастика, логоритмика, рисование на стекле, песочная терапия, телесно ориентированная терапия, мандалотерапия и другие).

Теперь подробнее рассмотрим наиболее часто применяемые из здоровьесберегающих технологий.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы способствуют снижению утомляемости у детей между двумя видами непосредственной образовательной деятельности. В результате активизируется мышление и повышается умственная работоспособность. Можно использовать с элементами дыхательной гимнастики.

Физкультминутки проводятся во время организованной образовательной деятельности, их длительность составляет 3-5 минуты; они проводятся в форме разнообразных комплексов физических упражнений (6-8 упражнений) с выходом из-за столов.

Подвижные и спортивные игры являются важнейшим ежедневным занятием с детьми с ОВЗ. Предусмотренные планированием игры проводятся на утренних и вечерних прогулках в соответствии со временем года. Игры способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья детей.

Релаксация – специальный метод, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. Способствует снятию напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов с музыкальным и словесным сопровождением. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

Проводятся в любом подходящем, проветриваемом помещении. Длительность зависит от индивидуальных особенностей нервной системы детей.

Пальчиковая гимнастика направлена на повышение работоспособности коры головного мозга, развитие активной речи ребенка. Рекомендуются детям с речевыми проблемами.

Выделяют следующие виды пальчиковой гимнастики.

1) Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

2) Игры с природным, бросовым материалом (горох, фасоль и т.д.).

3) Игры с пособиями (игры-шнуровки, игрушки с прищепками, пальчиковый театр).

Развитие мелкой моторики проводятся ежедневно, в любое удобное время, а также и в НОД.

Дыхательная гимнастика – это система упражнений на развитие речевого дыхания. Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:

– насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;

-повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;

– нормализации и улучшение психоэмоционального состояния организма;

-развитие силы, плавности и длительности выдоха.

В работе с детьми используются дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом и вдохом через нос. Оборудование для развития дыхания, является частью развивающей предметно-пространственной среды (вертушки, мыльные пузыри, игрушки-тренажеры). Проводятся в различных формах оздоровительной работы, во время гимнастики, после дневного сна, на физкультурных минутках в хорошо проветриваемом помещении через час после приема пищи.

Артикуляционная гимнастика. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционную гимнастику целесообразно проводить с детьми начиная с трехлетнего возраста. Желательно отводить на артикуляционные упражнения от 3-5 минут ежедневно в младшем дошкольном возрасте, до 10-12 минут ежедневно для детей старшего дошкольного возраста. Каждый комплекс должен включать от четырех до восьми упражнений (соответственно возрасту детей, но не должен превышать рекомендованной продолжительности). Рекомендуется детям с ОНР.

Упражнения для глаз проводятся с целью:

– укрепления глазных мышц нарушений зрения, переутомления;

– общего оздоровления зрительного аппарата.

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма. Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя, при выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе). Длительность 2 — 4 мин.

Детям с нарушением зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.

Используется в любое свободное время, во время занятий для снятия зрительной нагрузки.

Гимнастика ортопедическая рекомендуется детям с плоскостопием и нарушениями осанки в качестве профилактики болезней опорно-двигательного аппарата. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

2. Обучения здоровому образу жизни:

Физкультурные занятия проводятся в соответствии с программными требованиями. К основным формам относятся: физкультурное занятие, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, специально организованная физкультурная деятельность на прогулке, самостоятельная физкультурная деятельность.

Утренняя гимнастика . Во время гимнастики повышается эмоциональный тонус, который является результатом мышечной радости от движений в коллективе сверстников. Снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, дисциплинируется поведение, происходит коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, развитие органов дыхания. Утреннюю гимнастику проводят перед завтраком. Формы и методы проведения, длительность зависит от возрастных особенностей детей.

Гимнастика пробуждения проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим стимулом для поднятия настроения, бодрости, для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Проводится ежедневно, состоит из упражнений в кровати, закаливающих мероприятий.

Самомассаж – это дозированное механическое раздражение тела человека, выполняемое с помощью специального оборудования: массажные мячики, деревянные массажеры. Самомассаж стимулирует обменные процессы в мышечной ткани, усиливает кровообращение в мышцах, улучшает питание тканей, снабжая их кислородом. Самомассаж способствует приобретению знаний о строении собственного тела, стимулирует развитие речи и увеличивает словарный запас. Рекомендуется детям с гипертонусом мышц.

3. Коррекционные технологии:

Психогимнастика. Одним из ее составляющих является мимическая гимнастика. Для детей с ОВЗ большое значение приобретает эмоциональная разгрузка. Лучшим средством эмоционального тренинга в таких ситуациях является мимическая гимнастика, которая помогает ребенку:

-познать сущность эмоциональных состояний как собственных, так и окружающих людей;

-развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций;

-усилить глубину и устойчивость чувств;

-разгрузиться от излишних переживаний, проявив свое эмоциональное состояние.

Проводится в НОД как часть занятия.

Логоритмика. Это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга; развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, память зрительную, слуховую, моторную; ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи. Проводится как часть НОД.

Музыкотерапия и звукотерапия (лечение звуками природы) заключается в музыкальном сопровождении режимных моментов и занятий. Технология музыкального воздействия позволяет корректировать эмоциональный фон ребенка. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей и влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). При использовании музыки необходимо помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей.

Сказкотерапия. Многие игровые технологии, применяемые на занятиях, сопровождаю сказками, которые придумываю сама и дети, дополняя фантазии друг друга. Это способствует освоению навыков общения, целенаправленного слухового восприятия, развитию мышления, речи, памяти. Воспитатель должен создать такие условия, при которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая, учится находить решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Вывод: использование здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-образовательной работы с детьми с ОВЗ способствует:

  • повышению работоспособности, выносливости детей;
  • развитию психических процессов;
  • формированию, развитию двигательных умений и навыков;
  • развитию общей и мелкой моторики;
  • способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 09.12.2020 2020-12-09

Статья просмотрена: 350 раз

Библиографическое описание:

Шиндяпкина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Л. А. Шиндяпкина, Г. Ю. Ворожейкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 520-523. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76304/ (дата обращения: 18.01.2022).

В данной статье определяется актуальность проблемы использования здоровьесберегающих технологий для детей с ограниченными возможностями в образовательном процессе.

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны и с новыми возможностями их адаптации в обществе — с другой. Детям с ограниченными возможностями, как социальной группе общества, должны сначала создать реальные условия для качественного образования.

Одной из приоритетных задач педагога является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна быть приоритетом в деятельности педагога.

Здоровьесберегающие технологии — это система образовательных, оздоровительных, корректирующих и профилактических мероприятий, направленных на сохранение, укрепление и развитие духовного, эмоционального, интеллектуального, личного и физического здоровья студентов.

Здоровьесберегающие технологии являются важным фактором укрепления и сохранения здоровья дошкольников, а также одним из факторов и показателей эффективности системы дошкольного образования.

Цель здоровьесберегающих технологий — дать детям дошкольного возраста возможность сохранить здоровье, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Средства и методы здоровьесберегающих технологий:

  1. Средства двигательной направленности.
  2. Оздоровительные силы природы.
  3. Гигиенические факторы.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные игры; эмоциональные разрядки; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, дыхательная).

К оздоровительным силам природы относятся проведение занятий на свежем воздухе, при которых активируются биологические процессы, вызываемые процессом обучения, повышается работоспособность, замедляется процесс утомления.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, способствующих укреплению здоровья и стимулирующих развитие адаптивных свойств организма, относятся: соблюдение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиН. Осуществляется постоянный контроль по таким требованиям: личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режим питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, ограничение предельного уровня нагрузки во избежание переутомления.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы — это физкультминутки, физические и игровые упражнения, которые проводятся во время занятий, самоподготовки 2–5 минут, по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида деятельности.

Подвижные и спортивные игры проводятся как часть физкультурного занятия. Рекомендуется проводить на прогулке, игровой комнате, в спортивном зале. Игры подбираются исходя из возраста детей, места и времени их проведения. Игры создают хорошее настроение, способствуют дружбе и взаимной поддержке.

Релаксация. Психическое здоровье детей требует баланса между положительными и отрицательными эмоциями для поддержания душевного спокойствия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача — не подавлять или искоренять эмоции, а научить детей чувствовать свои эмоции, контролировать свое поведение и слышать свое тело. С этой целью в работе можно использовать специально подобранные упражнения для расслабления отдельных частей тела и всего тела. («Карусель», «Солнце и дождь», «Шалтай-Болтай»). Выполняется в любом подходящем помещении. Интенсивность технологии определяется в зависимости от состояния детей и поставленных целей. Здесь звучит спокойная классическая музыка, звуки природы.

Пальчиковая гимнастика занимаются индивидуально или в группе детей каждый день. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, скорость реакции. Выполняется в любое удобное время в виде движений пальцев в сочетании с речью, обычно в поэтической или игровой форме.

Гимнастика для глаз выполняется ежедневно по 3–5 минут. В любое свободное время помогает, в зависимости от интенсивности визуального напряжения, снять статическое напряжение глазных мышц и кровообращение. При выполнении используется наглядный материал, педагогическая демонстрация. Например, привлекающие внимание объекты прикреплены или подвешены в разных частях группового пространства — яркие визуальные подсказки. Это могут быть небольшие предметы, игрушки или красочные картинки. Их рекомендуется размещать в разных местах комнаты: например, два подвесить к потолку посередине, два по углам. Игрушки или картинки рекомендуется подбирать так, чтобы вместе они образовывали единый визуальный сюжет игры, например, из известных сказок, басен и т. д. Рекомендуется менять сюжеты каждые две недели. Упражнение следует выполнять стоя. Для этого педагог периодически дает соответствующие команды, и по счету «раз, два, три, четыре» ребенок быстро ремонтирует визуально обозначенные участки комнаты.

Дыхательная гимнастика выполняются различные виды физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и общей оптимизации его работы. Все упражнения выполняются в хорошо проветриваемом помещении.

Игровая оздоровительная гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5–10 минут. В её комплекс входят упражнения на кроватях для пробуждения, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание. В профилактических целях можно сделать коврик с пуговицами. По ней с удовольствием гуляют дети после сна. Дорожка отлично массирует стопы, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика выполняется ежедневно по 7–10 минут. Утренняя зарядка начинается с разогрева тела движением. Приучаем самостоятельно и с удовольствием двигаться. Составляем комплекс таким образом, чтобы движения были направлены на разогрев всех суставов тела, позвоночника и различных групп мышц.

Активный отдых это физкультурный досуг, спортивно-оздоровительные праздники, «Дни здоровья», спортивные эстафеты. В свободное время и на отдыхе все дети напрямую участвуют в различных соревнованиях, соревнованиях, с энтузиазмом выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя проще, чем во время занятий физкультурой, и это расслабление позволяет им двигаться без лишних усилий и стресса. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже хорошо владеют, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетика в движениях. Спортивный отдых и оздоровление можно сопровождать музыкой: она благотворно влияет на развитие чувства прекрасного у детей, улучшает способность двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения и развивать музыкальный слух и память.

Последовательное, а не немедленное, использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ограниченными возможностями позволяет исправить проблемы физического и психического здоровья детей, помогает адаптироваться в группе.

Использование в работе здоровьесберегающих технологий повышает эффективность коррекционно-развивающей работы. Они способствуют возбуждению интереса к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию речи, внимания, памяти, усидчивости. Это руководящий принцип ценностей, направленных на поддержание и укрепление физического и психического здоровья, сильная мотивация к здоровому образу жизни.

  1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья № 2. 2000.
  2. Антропова М. В., Кузнецова Л. М. Развитие ребенка и его здоровье. — М.: Вентана-Граф, 2013.
  3. Бабенкова Е. А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье. — М.: Вентана-Граф, 2003.
  4. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие.- М.: Т. Ц. Сфера, 2005
  5. Брехман И. И. Валеология — Наука о здоровье. — 2-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 2000.
  6. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю. Ф. Змановский. — М. 2009.
  7. Сократов Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. — М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  8. Кудинова М. А. здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников. — ж. Логопед, № 2, 2010г.
  9. Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. — Волгоград: Учитель, 2009.
  10. Подольская Е. И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет.- Волгоград: Учитель,2008.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ

Содержимое публикации

Применение здоровьесберегающих технологий

в работе с детьми с ОВЗ

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерств образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях интернатного типа условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. Процесс организации здоровьесберегающего обучения и воспитания должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, в деятельность нашего образовательного учреждения, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и врача.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены в трех видах:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы – это физкультминутки, физические и игровые упражнения, которые проводятся во время занятий, самоподготовки 2-5 минут, по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида деятельности.

Подвижные и спортивные игры проводятся как часть физкультурного занятия, рекомендуется проводить на прогулке, игровой комнате, в спортивном зале. Игры подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем ее проведения. Игры доставляют удовольствие, создают хорошее настроение, содействуют укреплению дружбы, взаимопомощи.

Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. С этой целью в своей работе можно использовать специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. («Карусели», «Солнышко и дождик», «Шалтай-болтай»). Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка, звуки природы.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с группой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Проводится в любой удобный момент, в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью, обычно в стихотворной или игровой форме.

Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время ее проведения используется наглядный материал, показ педагога. Например, в различных участках кабинета, комнаты фиксируются или подвешиваются привлекающие внимание объекты – яркие зрительные метки. Ими могут быть небольшие предметы, игрушки или яркие картинки. Располагать их рекомендуется в разноудаленных участках комнаты: например, две подвесить к потолку в центре кабинета, две – зафиксировать по углам. Игрушки или картинки целесообразно подобрать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известных сказок, басен и т.д. Один раз в две недели сюжеты рекомендуется менять. Упражнение необходимо выполнять в положении «стоя». Для этого педагог периодически дает соответствующие команды и под счет «один, два, три, четыре» ребенок быстро фиксирует взгляд на указанных зрительных участках комнаты.

Мультимедийная гимнастика для глаз – это система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций. Ее цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Дети слушают музыку и следят за движением объектов.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке. («Ныряльщики», «Каша кипит», «Шарик», «Охота»)

Игровая оздоровительная гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 минут, как правило, в младшем звене. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание. Для профилактических целей можно изготовить коврик- дорожку с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 7-10 минут. Утренняя гимнастика начинается с разогрева организма посредством движений. Приучаем самостоятельно и с удовольствием двигаться. Комплекс составляем так, чтобы движения были направлены на разминку всех суставов организма, позвоночника, различных групп мышц. Обязательно включаем упражнения на дыхание. Таким образом, утренняя разминка – это акт общения, единения. В комплекс разминки включаем элементы самомассажа (массаж крыльев носа – это упражнение используется для профилактики простудных заболеваний).

Серия занятий о здоровье: «Радуга Здоровья», «Советы доктора Айболита», «Как стать Геркулесом», «Встреча с Мойдодыром» и другие. Циклы данных занятий направлены на формирование представлений детей о здоровом образе жизни. У детей формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о своем здоровье, расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

Активный отдых – это физкультурный досуг, спортивно-оздоровительные праздники, «Дни здоровья», спортивные эстафеты. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги можно сопровождать музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память. На участке нашей школы имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

3.Коррекционные технологии:

Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети.

Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы – основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Изотерапия – применение традиционных способов изобразительной деятельности (краски, пластилин, работа с природным материалом).

Технологии воздействия цветом. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров образовательного учреждения. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Современная арт-терапия насчитывает большее количество видов методик. К ней так же относят: библиотерапию, мульттерапию, оригами, видеотерапию, игротерапию и т.д. Арттерапия позволяет корригировать отклонения и нарушения личностного развития (агрессивности, негативизма, раздражительности). Арттерапия является хорошим способом социальной адаптации детей с ОВЗ, она дает им возможность более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка с ОВЗ стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ способствует:

-повышению работоспособности, выносливости детей;

-развитию психических процессов;

-формированию, развитию двигательных умений и навыков;

-развитию общей и мелкой моторики;

-и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Автор: Шишлакова Елена Юрьевна, воспитатель высшей категории, КДОУ ВО Острогожский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям дошкольного возраста», г. Острогожск, Воронежская область.
Описание: данный мастер-класс предназначен для педагогов ДОУ, педагогов, работающих в коррекционных дошкольных образовательных учреждениях.
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
– познакомить педагогов с разнообразными здоровьесберагающими методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей;
– формирование у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью и здоровью воспитанников;
– воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.

Место проведение: физкультурный зал.
Оборудование: гимнастические палки по количеству детей, аудиозаписи.
В проведении мастер-класса участвовало 5 воспитанников моей группы, глухие и слабослышащие дошкольники 4-5 лет.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, побуждать использовать полученные знания в повседневной жизни.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
– улучшение памяти, внимания, мышления;
– повышение способности к произвольному контролю;
– повышается работоспособность, уверенность в себе, самостоятельность;
– стимулируются двигательные функции;
– снижает утомляемость, усталость, аппатия;
– улучшаются пространственные представления;
– развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
– стимулируется речевая функция;
– улучшается соматическое состояние.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
– медико – профилактические;
– физкультурно – оздоровительные;
– технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка;
– технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;
– валеологическое просвещение родителей;
– здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ.
Принципы здоровьесбережения.
– «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью.
– Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии.
– Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
– Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагога, психолога и врачей.
Создание условий здоровьесберегающего воспитания дошкольников подразумевает:
– организацию деятельности детей в игровой форме;
– организацию культуротворчества дошкольников;
– построение педагогического процесса в образе модели культуры;
– снабжение деятельности детей игрушками, оборудованием, играми, пособиями.

3. Игра «Детки». Эмоциональная тактильная игра.
Игры которые снимают психологические барьеры в отношении с педагогом, помогают наладить положительный эмоциональный контакт. В игру включается сам взрослый. Помогает преодолеть робость и застенчивость. Игры создают дополнительную возможность более тесного общения воспитателя с детьми.
Дети становятся в круг вместе с воспитателем, берутся за руки и произносят слова: «Все детки бегите, бегите быстрей!». Дети бегут к противоположной стороне зала. Воспитатель зовёт детей к себе, давая задания бежать, имитируя движения (как птицы летите, как рыбы плывите…). Дети бегут к воспитателю и собираются все в круг.
Детки, детки бегите скорей
Все детки бегите, бегите скорей!
Как птицы летите, летите ко мне!

Детки, детки бегите скорей
Все детки бегите, бегите скорей!
Как рыбки плавите, плывите ко мне!

Детки, детки бегите скорей
Все детки бегите, бегите скорей!
Как зайки скачите, скачите ко мне!

Детки, детки бегите скорей
Все детки бегите, бегите скорей!
Как кошки бегите, бегите ко мне!

Дети вместе с воспитателем садится в круг. Воспитатель произносит слова:
Умыли котята глаза и носы,
И щёчки, и лобики, даже усы,
И доброе слово друг дружке
Мяукнули в чистые ушки.
По очереди каждый ребёнок гладит по голове своего соседа слева и говорит ему на ушко «Мяу!».

Наши пальцы рисовали Так-так-так
Наши пальчики читали Так-так-так.
Наши пальчики работали так-так-так
Наши пальчики играли? Нет-нет-нет
Наши пальчики устали Ой-ой-ой.

5.Пальчиковая гимнастика «Котенок-шалун».
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
• Способствует овладению навыками мелкой моторики.
• Помогает развивать речь.
• Повышает работоспособность коры головного мозга.
• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
• Снимает тревожность.

Дыхательное упражнение «Петух».
Ребенок встает прямо, ноги врозь, руки опустив.
Руки поднять в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам.
Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».

Дыхательное упражнение «В лесу».
Представим, что мы заблудились в густом лесу.
Сделав вдох, на выдохе произносим “ау”.
Изменим интонацию и громкость и поворачиваемся то влево, то вправо.
7. Игровое упражнение «Поплыли» (аудиозапись)
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки друзья – Это лодочка моя.
Паруса подниму
И морем поплыву.
А по бурным волнам
Пляшут рыбки тут и там.
Релаксация – это умение расслабиться, она помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение
8. Расслабление.
Упражнениями на расслабление решается задача быстрого восстановления функций организма после физической нагрузки, повышения работоспособности детей и перевод их из одного эмоционального состояния (возбужденного) в другое (спокойное).
Игра “Холодно – жарко”
Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза)
Дети стоят в кругу. Выполняются упражнения на расслабление:
– поднять руки вверх, опустить вниз расслабив руки;
– подняться на носки, поднять руки вверх, постепенно расслабляем сначала кисти рук, потом руки, шею, туловище, ноги, ложимся на ковёр и закрываем глаза. Лежать неподвижно, ноги, руки в свободном положении.

Дети встают, проходят по залу, прощаются со взрослыми и уходят.
Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.
10 золотых правил здоровьесбережения:
1. Соблюдай режим дня!
2. Обращайте больше внимания на питание!
3. Больше двигайтесь!
4. Спите в прохладной комнате!
5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7. Гоните прочь уныние и хандру!
8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10. Желайте себе и окружающим только добра!

Доклад на тему: “Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ”

  • Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (72 ч.)
  • Правила оказания первой помощи в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (16 ч.)
  • Основы медицинских знаний и обучение оказанию первой помощи в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (72 ч.)
  • Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (72 ч.)

Доклад на тему: “Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ”

Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя в воспитательной деятельности современные образовательные технологии.
К современным образовательным технологиям относятся и те, которые направлены на сохранение здоровья детей. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия. Но, известный факт, что огромный процент обучающихся в образовательных учреждениях теряют своё здоровье, если процесс обучения организован неправильно или недостаточно органично. Поэтому, большое внимание, с моей точки зрения, следует уделять здоровьесберегающим технологиям.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Формами организации здоровьесберегающей работы являются: физкультурные занятия, самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая), двигательно-оздоровительные физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, физкультурные прогулки (в парк, на стадион, в лес), физкультурные досуги, спортивные праздники, оздоровительные процедуры в водной среде.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:
· Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
· Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
· Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению о своем здоровье и формированию культуры здоровья.
В нашем учреждении используются следующие современные здоровьесберегающие технологии:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, корригирующая и ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж.
3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Важнейшим разделом профилактики является формирование здорового образа жизни, включающего воспитание с раннего детского возраста правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Приобретение школьниками навыков личной гигиены играет большую роль в предупреждении ряда заболеваний.
Довольно высокий уровень бытового, уличного травматизма, несчастных случаев на воде, которые могут привести к тяжёлым увечьям, а иногда и гибели детей, требует от самих детей строго соблюдения основных правил предупреждения травм и основательных знаний по оказанию первой помощи при несчастных случаях.
Усвоение и применение учащимися гигиенических знаний правильной посадки за партой, несомненно, помогут предупредить возникновение и развитие неправильной осанки и близорукости.
Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывает мобилизацию защитных сил организма.
В группе продлённого дня соблюдаем санитарно – гигиенические нормы, проводим профилактические мероприятия по ведению здорового образа жизни.
Для того чтобы дети были здоровыми, используем оздоровительные мероприятия, проводим физкультминутки, подвижные – спортивные игры.
Так же одной из форм работы по охране здоровья детей является беседа. Я провела беседы на такие темы: «Здоровый сон», «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «В здоровом теле здоровый дух», «Твоё здоровье — в твоих руках», «Здоровье – богатство на все времена» и т.д. Эти беседы дали положительный результат, учащиеся усвоили важные термины и понятия.
Учащимся очень нравится, когда организуются с ними мероприятия в форме проекта. Например: проект «Береги здоровье смолоду», «Правильное питание».
Ученики на занятиях всегда активны, организованно выполняют все творческие задания. В конце каждого мероприятия учащиеся делают для себя выводы, что каждый человек должен помнить, что его здоровье во многом зависит от него самого. Нужно уметь владеть собой, иметь силу духа. И только тогда человек будет здоровым, если он сможет сказать нет вредным привычкам. Ведь быть здоровым человеком – это важно!
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в группе продлённого дня позволяют снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Надеюсь, что все формы здоровьесберегающих технологий с детьми, которые я применяю, делают повседневную жизнь и деятельность школьников разнообразной, содержательной. Эти здоровьесберегающие технологии помогают мне в решении задач и целей воспитания здоровья у школьников.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у школьника стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Список литературы:
1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
2. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.

3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). Москва: «Вано», 2004.
4. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. Учет и коррекция. – М.: Просвещение, 2002.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 13800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Альметьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида»

Обобщение опыта работы.

Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: