Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда

Аннотация:

Актуальность здоровьесберегающего направления в системе методической работы ДОУ подтверждается рядом следующих противоречий:

  • противоречие между возросшей потребностью в педагоге, обладающем глубокими знаниями о здоровьесберегающих подходах, технологиях и недостаточной разработкой научных основ проблемы здоровьесбережения;
  • противоречие между большим резервом здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе и недостаточной реализацией этих возможностей;
  • высоким уровнем требований к здоровью детей и ограниченными возможностями педагогических кадров создавать здоровьесберегающую среду.

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда.

Дошкольное детство – самоценный этап в жизни, а не только подготовка к школе. Необходимо развивать в детях любопытство и любознательность, познавательный интерес, для того, чтобы ребёнок подошёл к школе с мотивацией: «Хочу учиться!». Этого можно достичь лишь при сохранении и укреплении здоровья воспитанников дошкольных учреждениях.

Именно поэтому я определяю в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности здоровье сберегающий аспект воспитательно-образовательного процесса.

Здоровьесбережение, как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией.

Понятие «здоровьесберегающие технологии».

На современном этапе здоровьесберегающая технология определяется, как система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Существуют различные мнения, различные понятия, определяющие содержание здоровьесберегающих технологий. Но когда ты впервые слышишь сочетание «здоровьесберегающие технологии» и вспоминаешь своих маленьких воспитанников, в голове формируется свое собственное определение.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать детей, чтобы они росли здоровыми и счастливыми и смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным.

Задачи коррекционно-развивающей работы с внедрением здоровьесберегающих технологий.

  • повышение умственной и физической работоспособности;
  • охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения;
  • стимулирование речевых зон коры головного мозга;
  • формирование орального праксиса;
  • совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса;
  • повышение резервов дыхательной системы;
  • профилактика нарушения зрения;
  • создание благоприятного эмоционального фона.

При применении здоровьесберегающих технологий необходимо знать и строго соблюдать основные принципы здоровьесберегающих технологий в ДОУ:

  1. доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастом детей);
  2. систематичности (реализация оздоровительных мероприятий постоянно);
  3. оптимальности (разумно сбалансированная психофизическая нагрузка);
  4. последовательности (последовательное усложнение и увеличение нагрузки);
  5. комплексного воздействия на все анализаторы;
  6. совместного – педагогического воздействия (учителя-логопеда, воспитателя, психолога, медицинского персонала, родителей).

А теперь мне хотелось бы коснуться классификации здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Современные здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на следующие виды:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

игровой стретчинг, гимнастика для глаз, развитие мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса, кинезеологические упражнения, дыхательная гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения, артикуляционная гимнастика, Су-джок терапия.

  • Технологии обучения здоровому образу жизни:

игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, самомассаж, биологическая обратная связь (БОС, аурикулотерапия.

  • Коррекционные технологии:

арттерапия, сказкотерапия, цветотерапия, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика, игры с водой, аромотерапия, музыкотерапия, пескотерапия, биоэнергопластика.

Организация коррекционно – развивающей работы с использованием здоровьесберегающих технологий:

  • ознакомление педагогов ДОУ и родителей с комплексом оздоровительных мероприятий;
  • накопление практического материала;
  • составление годового планирования;
  • организация НОД с детьми с использованием здоровьесберегающих технологий;
  • работа с родителями (консультации, практикумы, беседы);
  • внесение изменений и дополнений в развивающую среду ДОУ;
  • выступление с анализом проделанной работы на итоговом педсовете ДОУ;
  • выступление с анализом достижений детей на психолого – медико — педагогическом консилиуме ДОУ.

Методы и приёмы здоровьесберегающих технологий в процессе проведения НОД.

Рассмотрим методы и приёмы здоровьесберегающих технологий, которые я применяю в коррекционной работе на разных этапах НОД. Первый этап НОД – организационный. Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию, а также коррекция психофизических функций. В организационные моменты включаю релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Одним из следующих этапов НОД может быть работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, которая проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Проводить её нужно эмоционально, в игровой форме, например: «Сказка о весёлом язычке», «Сказка о комарике».

  • Артикуляционную гимнастику можно проводить не только традиционно, но в нетрадиционной форме:
  • «Упражнения для пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);
  • Использование дидактических кукол;
  • Адаптированные сказки с движениями;
  • Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов;
  • Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики.

Ко всем артикуляционным упражнениям добавляю движение кистью. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

На основном этапе НОД применяю:

  • упражнения дыхательной гимнастики и дыхательно-голосовые упражнения.
  • упражнения на развитие мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса: — пальчиковые игры согласно темам занятий;
  • планирование графических диктантов по темам;
  • обводка шаблонов и штриховка согласно лексическим темам;
  • игры с тренажёрами;
  • игры с камушками; — рисуем по крупе;
  • упражнение «Чудо — бусы»; — игры с прищепками, катушками;
  • точечный массаж и самомассаж (су-джок-терапия, аурикулотерапия).

Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.

Целесообразно включенные в НОД игры, игровые упражнения придают образовательной задаче конкретный смысл, мобилизуют мыслительные силы ребёнка. Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации.

Читайте также:
Применение компьютерных презентаций в работе логопеда ДОУ

Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, который есть в арсенале логопедического кабинета.

В своей работе широко использую песочную терапию и семянотерапию. Развивая сенсорные эталоны, в процессе песочной терапии я решаю типично речевые задачи: развиваю фонематический слух, автоматизирую поставленные звуки, активизирую словарь, формирую связную речь и грамматические категории, а также мелкую моторикую.

При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру НОД включаю физкультурные минутки, упражнения логопедической ритмики.

Использую кинезиологический комплекс упражнений. Такие упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении. На заключительном этапе НОД подводятся итоги. Обязательное условие — нужно помнить: ребёнка ценят, а не оценивают! В заключительном «аккорде» НОД должна звучать положительная оценка и уверенность в том, что завтра получится ещё лучше.

Заключение.

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования разнообразных методов и приёмов здоровьесберегающих технологий, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей. Данные приёмы использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на детей: повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование здоровьесберегающих технологий в НОД способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии речи, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей детского организма.

  1. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.
  2. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
  3. Евдакимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
  4. М. Ю. Картушина. Логоритмические занятия в дет. саду. М.:Сфера, 2003 г.
  5. С. В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.
  6. Кувшинова, И. А. Здоровьесбережение, как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И. А. Кувшинова. -М:2009.(библиотека журнала «Логопед».вып. 6) 13 с.
  7. Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. — М., 2001.
  8. Кучма В. Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. — М., 2000.
  9. Леонова С. В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов». Логопед. 2004. №6. с. 83.
  10. Маханева М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.
  11. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. -М., 2002.
  12. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. — М., 2002.
  13. Панкратова И. В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда

Здоровьесберегающие технологии – это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Бесплатные занятия с логопедом

Здоровьесберегающие технологии – это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Вопрос о внедрении в практику работы логопеда здоровьесберегающих образовательных технологий становится весьма актуальным. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одна из важнейших задач стоящих перед логопедом. Для детей с нарушениями речи это особенно значимо, поскольку, как правило, эти дети соматически ослаблены, могут иметь хронические заболевания, нарушения в эмоционально-волевой сфере. Для детей с общим недоразвитием речи характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, таких как слухоречевая память и внимание, вербально-логическое мышление, пространственная и временная ориентировки, нарушение в артикуляционной, мелкой моторике и общей моторике. Многие дети имеют повышенную утомляемость, быструю истощаемость и лабильность эмоциональной сферы. Таким образом, здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей, ведь качественное развитие, обучение и воспитание детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению здоровья.

Задачи стоящие перед логопедом:

1. Повысить результативность воспитательно-образовательного процесса;

2. Сохранить и укрепить здоровье воспитанников;

3.Стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил, снятия напряжения;

4. Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, поддержать психологическое здоровье;

5. Пропагандировать здоровый образ жизни.

На логопедических занятиях используются следующие здоровьесберегающие технологии:

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь.

Параллельно с этим логопедом решается и ряд оздоровительных задач, таких как:

– насыщение организма кислородом

– улучшение обменных процессов

– нормализация психо-эмоционального состояния

Интерес к дыхательным упражнениям поддерживается сочетанием наглядности, игровых приемов, стихотворных форм, атрибутами. Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к коррекционному процессу.

Гимнастика для глаз

Комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений зрения, позволяет снять напряжение и расслабить мышцы глаз, укрепляет мышцы глаз. Они также:

Читайте также:
Этот легкий - трудный русский язык (практикум для педагогов дошкольного учреждения)

-развивают концентрацию внимания

-обеспечивают межполушарное взаимодействие

-развивают навыки волевой регуляции и умение управлять движениями

Такие упражнения как “Бегающие огоньки”, “Солнечные зайчики” и др. во время выполнения письменных заданий, после длительной зрительной нагрузки являются хорошей паузой для отдыха, способствуют снижению напряжения на мышцы глаз, развивают зрительное внимание. В сочетании с заданиями на пространственную ориентировку («Куда приведет дорожка» и т. п.) способствуют решению еще одной очень важной задачи ? развитию оптико-пространственных представлений.

Развитие тонкой моторики рук. (Пальчиковая гимнастика)

Мелкая моторика и уровень речевого развития находятся в прямой зависимости друг от друга, Следовательно, целенаправленная работа по развитию моторики рук, напрямую влияет на речевое развитие, облегчая ребенку процесс коррекции речевых нарушений. В зависимости от поставленной цели применяются расслабляющие, статические и динамические упражнения. Что немаловажно, не только на логопедических занятиях, но и в самостоятельной деятельности эти упражнения, подготавливает руку к письму, помогает снять напряжение особенно после длительной нагрузки, развивает ручную умелость.

На логопедических занятиях достаточно широкий спектр применения пальчиковых и ручных игр. Это наиболее удобный вид заданий на этапе автоматизации звукопроизношения, позволяющий разнообразить работу, сделать ее интересной для ребенка, избежать излишнего напряжения, сохранив интерес к коррекционному процессу.

При работе над просодической стороной речи, диалогической формой связной речи, целесообразно применение небольших пальчиковых игрушек, которые создают положительный эмоциональный фон, способствуют снятию напряженности на занятии, стимулируют речевую активность, внося в занятие элементы театрализованной деятельности.

Логопедическая ритмика.

Логоритмика как специальная наука является важной составляющей в коррекционной работе логопеда. Она является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик, синтезом музыки, слова и движения. Не случайно наряду с воспитательной и коррекционной задачами выделяется оздоровительная. В результате решения именно оздоровительных задач у людей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений (Г.А. Волкова)

Логоритмика полезна детям, имеющим задержки речевого развития, алалию, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.

Самомассаж. Су-Джок терапия. Ауриколо терапия.

В логопедической работе все большую популярность получают новые лечебно-оздоровительные приемы, которые обладают достаточно высокой эффективностью, безопасны и просты в применении, а так же успешно дополняют работу по коррекции речи.

По концепции микроакупунктурных систем организма, на коже ушных раковин, ладоней и подошв, представлены все части тела и органы, дисфункция которых приводит к нарушению чувствительности соответствующих зон на коже. Массаж этих зон позволяет «разбудить» заторможенные и затормозить возбужденные биологически активные точки, что заметно отражается на общем состоянии ребенка.

Стимуляция высокоактивных акупунктурных точек расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, колючие валики, орехи и др. При стимуляция рецепторов в мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, тонизируют ЦНС в результате чего повышается регулирующая роль в ЦНС в отношении работы всех систем и органов.

Сочетание таких упражнений как самомассаж, су-джок терапия, с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия, повышая физическую и умственную раотоспособность.

Система воздействия на область ушных раковин, путем легкого массажа (надавливания, растирания, поглаживания) оказывает общеукрепляющее воздействие, улучшает кровообращение, стимулирует деятельность нервных центров, повышает тонус, активизирует внимание. Наиболее эффективно использовать эти упражнения в утреннее время, предваряя логопедическое занятие.

Кинезеологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Любая психическая функция осуществляется совместной работой двух полушарий, каждая из которых вносит в построение психических процессов свой личный вклад. Координация и взаимодействие полушарий головного мозга является необходимым условием успешности любой деятельности. (Б.Г. Ананьев)

Данный вид упражнений направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия, развитие точности движения пальцев и способность переключения с одного движения на другое («Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Колечко», «Лягушка», «Замок» и др.). Они одинаково хорошо подходят как для работы с детьми-логопатами, так и с детьми без речевых нарушений, так как решают ряд важнейших задач:

-развитие специализации полушарий головного мозга;

-синхронизация полушарий головного мозга;

-развитие мышления, памяти, внимания;

-развитие способности к произвольному контролю;

-снятие психо-эмоционального напряжения;

Применительно к логопедической работе, этот вид упражнений целесообразно использовать для активизации внимания вначале занятия, во время смены деятельности, как и динамические паузы или в конце занятия, для снятия напряжения и помощи ребенку в переключении на другой вид деятельности.

У детей с ОНР достаточно часто определяется недостаточное развитие пространственного гнозиса, в этом случае, данные упражнения включаются в план индивидуальной работы с такими детьми и даются для закрепления в группе с воспитателем.

Т.О. оздоровительные технологии в образовательном процессе внедряются в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития и социальной адаптации. Применение в работе здоровьесберегающих технологий повышают результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формируют мотивацию на здоровый образ жизни.

Читайте также:
Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами - конспект и презентация

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике

Разделы: Логопедия

В соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области “Здоровье” направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы здорового образа жизни.

В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его.

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.

Особенности физического развития:

  • нарушение дыхания и голосообразования;
  • нарушения общей и мелкой моторики;
  • расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
  • повышенная утомляемость;
  • заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
  • нарушение темпоритмической организации движений.

Особенности психического развития:

  • нарушения оптико-пространственного праксиса;
  • неустойчивость внимания;
  • расстройство памяти (особенно слуховой);
  • несформированность мышления;

Из особенностей вытекают задачи по развитию данных процессов, которые решаются учителем-логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях совместно с коррекцией речевых нарушений. А использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Ожидаемые результаты:

  • правильное речевое дыхание у детей;
  • сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
  • положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
  • отсутствие напряжения и скованности у детей;
  • улучшение соматического здоровья детей-логопатов;
  • использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.

1. В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

Это неотъемлемая и очень важная часть логопедической работы.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Регулярное выполнение поможет:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
  • Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

    • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
    • способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
    • улучшает дренажную функцию бронхов;
    • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
    • исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

    Развитие общей моторики.

    Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы – физминутки проводятся в игровой форме в середине занятия.

    Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ, для детей, посещающих логопедические занятия.

    Для детей с ОНР физминутка имеет особое значение. Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, эмоциональной, а также развивает у таких детей слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику.

    Таким образом, продуманный отдых в 2-3 минутки способствует развитию общей моторики и речи детей, может плавно подвести их к следующему элементу или этапу занятия.

    Развитие мелкой моторики пальцев рук.

    Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

    Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занимает прочное место в наших занятиях с детьми.

    У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи.

    Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

    Су-Джок терапия.

    Су-Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.

    С помощью шаров – “ежиков” с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя и развитию речи.

    Читайте также:
    Использование эколого-речевого материала на логопедических занятиях

    Массаж и самомассаж.

    При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике:

    • массаж и самомассаж лица;
    • массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
    • плантарный массаж (массаж стоп);
    • аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
    • массаж языка.

    Это массаж, выполняемый самим ребенком (взрослым, подростком), страдающим речевой патологией, является средством дополняющим воздействие основного массажа.

    Цель логопедического массажа и самомассажа – стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата.

    Показания для массажа:

    • Дислалии;
    • Различных видах дизартрии;
    • Алалии
    • Неврозоподобном заикании;
    • Послеоперационном периоде при ринолалии;
    • Нарушения тонуса мышц приводящие к нарушениям голоса.

    Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

    Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они, в отличие от взрослых, быстро обучаются непростому умению расслабляться.

    Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

    Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

    Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

    Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в само расслаблении.

    Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

    Психогимнастика помогает создать условия для успешного обучения каждого ребёнка. Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушение общения, недостаточности высших психических функций. Эти задачи успешно решаются на занятиях театральной деятельностью, логоритмикой, во время динамических пауз на занятиях и в сюжетно-ролевых играх.

    2. Одной из главных задач логопеда дошкольного образовательного учреждения является организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, психолога, музыкального работника т.д.) и родителей с целью создания эффективных условий для развития речи детей с применением инновационных и здоровьесберегающих технологий.

    Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда

    Автор: Учитель – логопед высшей квалификационной категории

    Порохова Эльвира Геннадьевна,

    МКДОУ д/с «Рябинка» город Тайшет

    Всем добрый день! Нашу встречу я хочу начать со следующих слов:

    Здоровье – бесценный дар,

    потеряв его в молодости

    не найдёшь до самой старости.

    Так гласит народная мудрость.

    Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни

    Работа логопеда в системе оздоровления детей занимает немаловажное место, так как от логопеда зависит своевременное выявление речевых отклонений у воспитанников, логопед ведет профилактическую работу, следит за соблюдением единого речевого режима в ДОУ и дома, планирует индивидуальную работу, обеспечивает личностно – ориентированную направленность процесса оздоровления детей.

    Цель использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда – обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей.

    • Развитие навыков общения, формирование фонетической стороны речи, обучение связной, грамматически правильной речи, подготовка детей к обучению в школе;
    • Создание благоприятного климата и рационального режима для детей с нарушением речи;
    • Ознакомление с простыми приемами по сохранению собственного здоровья;
    • Коррекция недостатков моторного недоразвития;

    В своей практической деятельности выделяю 3 вида современных здоровьесберегающих технологий:

    1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, расслабляющая, тонирование.
    2. Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, массаж, точечный самомассаж.
    3. Коррекционные технологии: кинезиология, технология воздействия цветом, технологии коррекции речи, психогимнастика, фонетическая ритмика, артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, Су – Джок терапия, коррекция моторной неловкости, развитие графомоторных навыков.

    Предлагаю остановиться на первой группе технологий, направленных на осуществление основной профессиональной деятельности.

    1. Артикуляционная гимнастика – выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для нормального звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого нёба.

    Для этого собраны наглядные комплексы упражнений в альбомах, фотографии для демонстрации упражнений, используются наглядные модели, накоплен материал комплексов упражнений в виде презентаций Power Point.

    Одним из видов артикуляционной гимнастики является БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА. Под этим красивым словом понимается сопряженная гимнастика для языка и кистей рук под сопровождение стихотворного текста или упражнения объединены в единый сюжет.

    Выполнение или невыполнение ребенком определенной артикуляционной позы, может сказать о зрелости или незрелости артикуляционной мускулатуры, а также по некоторым признакам мы можем судить и о более глубоком нарушении, свидетельствующем о неврологических нарушениях, о стертой форме дизартрии. При которой процесс работы над звуком затягивается и автоматизации идет дольше, чем у детей с простым нарушением речи, либо звук вообще не может автоматизироваться в речи.

    Продемонстрирую некоторые способы (пробы) определения степени нарушения речевой моторики. Для этого прошу вас выполнить вместе со мной следующее:

    1. Вытянули язык вперед «стрелочкой», «иголочкой», так чтобы он не соприкасался с нижней губой, не дрожал, не отклонялся в сторону (у ребенка отмечаем, нет ли признаков рвотного рефлекса, посинения кончика языка);
    2. Держим высунутый язык перед собой, и одновременно следить глазами за пальцем, двигающимся влево-вправо (следим, нет ли отклонения языка вслед за движением глаз и пальца);
    3. Поднимаем при широко открытом рте язык кверху и удерживаем его так несколько секунд. Следим за количеством слюны под языком. Если она быстро накапливается, это свидетельствует о неврологическом нарушении, ребенку следует рекомендовать обратиться к неврологу с подозрением на стертую форму дизартрии.
    Читайте также:
    Конспект 'Дифференциация диких и домашних животных'

    2. Фонетическая ритмика – обозначение звуков речи при помощи движений тела, тело нам подсказывает само и помогает произносить и закреплять звук. А также выполняет функцию формирования правильного речевого дыхания, с продолжительным выдохом.

    Например: звук А – разводим руки в стороны, рисуя большой круг, рот широко открыт; звук У – губы вытягивает в трубочку, руки вместе и тянем из вперед, кисти на себя. Звук О – чуть присели, руки подняли к верху и соединили, в овал, губы округлены. Звук И – губы в улыбке, руки от груди тянем плавно в стороны. Звук Э – высовываем язык вперед и грозим пальчиком. Звук К – руки перед собой в кулачках, резко опускаем их вниз и произносим К. Звук С – насосы, накачиваем шину. Звук Ш – развели руки в стороны и с длительным выдохом, произносим звук Ш, обхватываем себя руками за плечи.

    Работа с аудиторией: При помощи упражнений предлагаю вам прочесть заданный слог. А теперь сами напишите любой слог.

    Таким образом, мы еще и выполняем функцию развития звукового анализа и обучения чтению слогов при помощи тела.

    3. Дыхательная гимнастика – закрепление навыков диафрагмального дыхания, развитие силы, плавности, длительности выдоха

    Считается, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легко возбудимые дети. Кроме того, большинство из них имеют увеличенные аденоиды, хронический насморк, что приводит к привычке постоянно дышать ртом.

    Йоги отмечают, что дышать ртом так же неестественно, как принимать пищу через нос. Они утверждают, что дети, которые дышат через рот, отстают в умственном развитии.

    Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие. Для детей особенно важно научиться удлинять выдох. Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.

    В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

    Требования к выполнению дыхательных упражнений: выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей; проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке; вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно; после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.

    Давайте сейчас попробуем вместе выполнить несколько дыхательных упражнений:

    • «Аист» – стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).
    • «Комарик» – сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.
    • «Жук» – сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

    Для дыхательной гимнастики на индивидуальных занятиях подобрано разное оборудование: «Султанчики», цветные полоски для игры «Задуй свечу», восковые свечи, на которые так любят дуть дети, шарики.

    Дыхательный тренажер представляет собой лист картона, на который наклеиваются разные цветные геометрические фигуры, картинки, буквы. На верхний край приклеивается бумажная салфетка любого цвета или кусочек кухонного бумажного полотенца, режем её по вертикали, не доходя до края. Ребёнку предлагаем подуть на «занавесочки», которые разлетаются в разные стороны и он видит картинку.

    Коктельные трубочки для игр: «Буль – буль», «Буря в стакане»; «Прогони фасолинку»,

    «Найди спрятанную картинку», «Нарисуй букву на крупе»; Пособия на сдувание «Сдуй бабочку», «Сдуй лист с дерева», «Сдуй снежинки»

    4. Игровой массаж и самомассаж БАТ

    Использую его для нормализации мышечного тонуса, опосредованного стимулирования речевой области в коре головного мозга, развития мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы и оздоровления.

    Нейрофизиологи говорят: «Руки и уши – вышедший наружу мозг», потому что в этих частях тела находятся нервные окончания, БАТ, посылающие импульсы к разным частям тела и органам.

    Читайте также:
    Карта первичного обследования речи

    Расположение БАТ на голове:

    • точка на лбу между бровями;
    • точка по краям крыльев носа (снимаем заложенность носа и восстанавливаем обоняние);
    • точки на ушной раковине – Аурикулярный массаж (аурикула – ушная раковина).
    1. Самомассаж ушных раковин производим одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук
    2. При этом используем такие приёмы массажа, как разминание, растирание, поглаживание.
    3. Обязательно должны быть учтены гигиенические основы массажа.
    4. Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2 минут.
    5. Самомассаж ушных раковин можно проводить от 1 — 2 и более раз в день в зависимости от эффективности его действия и общего самочувствия.

    Взяли ушки за макушки

    (Большим и указательным пальцами с обеих сторон)

    Потянули…(Несильно потянуть вверх)

    Пощипали…(Несильные нажимы пальцами)

    Вниз до мочек добежали.

    (С постепенным продвижением вниз)

    Мочки надо пощипать:

    (Пощипывание в такт речи)

    Пальцами скорей размять.

    (Приятным движением разминаем между пальцами)

    Вверх по ушкам проведём

    (Провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)

    И к макушкам вновь придём.

    В качестве уникального средства для развития речи, поддержания здоровья с помощью воздействия на определенные точки кисти рук использую достижение восточной медицины – элементы СУ-ДЖОК – терапии.

    Применяю 2 предмета:

    1. Массажный шарик – прокатывая его между ладоней, улучшается тонус мышц, мелкая моторика.

    Предлагаю вам выполнить короткое упражнение массажным шариком.

    Я мячиком круги катаю, взад – вперед его гоняю.

    Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку.

    И сожму его немножко, как сжимает лапы кошка.

    Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.

    2. Массаж пальцев эластичным кольцом – пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатываются по ним. Массируем палец до покраснения и появления ощущения тепла. Чтоб процесс массажа не был скучным, подключаю разные стихотворные тексты.

    Поистине удивительные результаты даёт массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок, плодов каштанов, грецкого ореха, шестигранного карандаша и других подручных предметов.

    Вторая группа технологий направлена на предотвращение усталости, расслабление тела, профилактику нарушений зрения, повышение сопротивляемости организма воздействию неблагоприятных факторов.

    1. Зрительные тренажеры

    Использую в работе тренажеры Ковалева для снятия усталости с глаз и развития глазодвигательных мыщц .

    Изготовлена подставка, на которой находятся 4 флажка на палочке: синего, красного, желтого и зеленого цвета.

    Во время физпаузы, для снятия усталости с глаз, перед сменой вида деятельности, беру флажок определенного цвета и предлагаю следить за тем, что я сейчас буду рисовать флажком в воздухе, это может быть фигура, буква. Например, для активизации умственной деятельности, снижения тормозных процессов беру флажок синего (голубого ) цвета и рисуем им фигуру (прямоугольник, рисую в одну сторону 3-4 раза; круг в другую сторону).

    Здесь подключается уже в работу Цветотерапия.

    Так, зеленый цвет (цвет оптима)-вызывает у ребенка интерес к познанию, настраивает на работу. Рекомендуется его использование после эмоционального возбуждения и двигательной активности, создает настроение.

    Красный цвет – используем для активизации физиологических процессов. Я хочу посоветовать вам, воспитателям, рекомендовать носить детям во время болезни или перед вспышкой гриппа одежду красного цвета (футболочки, платьица, джемпера), потому что красный цвет пагубно влияет на болезнетворные микробы.

    Желтый цвет- центр наибольшей светимости в спектре, тем самым стимулирует зрение, снимает нервное напряжение, успокаивает.

    Изготовила 2 рукавички, сшитые из темной ткани, в центре ладошек расположены желтые диски, это солнышко. Детям предлагается молча следить за движением солнышка, рука отводится в сторону, затем ее убираем, двигаем другой рукой. Движения идут вправо- влево, вверх – вниз. «Солнышко поднялось на небе высоко-высоко, потом закатилось за гору спать…».

    Хочу дать совет, как в домашних условиях можно посоветовать родителям использовать свето – цветотерапию. В зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой фон освещения – накинуть на светильник шифоновый шарф определенного цвета, который не затемняет помещения, а создает мягкий лечебный свет.

    2. Релаксационная гимнастика, кинезиологическая гимнастика

    Обучение детей навыкам релаксации начинаю с игровых упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением. Проще всего ощутить напряжение мышц в ногах и руках, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы предплечий, икроножные мышцы и мышцы бедер и т.д.. При выполнении упражнений на напряжение и расслабление необходимо учитывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — достаточно длительным.

    Упражнение «Штангист-тряпичная кукла»

    Штангу с пола поднимаем. Крепко держим. И бросаем!

    Для изображения оловянных солдатиков встать прямо, сжать пальцы в кулак, сосредоточить внимание на напряжении в мышцах рук, ног и корпуса. После напряжения рук и ног расслабить всё тело. Наши ручки и ножки висят, как у тряпичной куклы, посмотрите на куклу (кукла сидит на стульчике перед детьми).

    Кинезиологическая гимнастика представлена несколькими блоками упражнений, которые синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процессы письма.

    Для подготовки к восприятию текста (к чтению) использую в работе следующие упражнения:

    • Мельница – перекрестные движения ладоней к коленям
    • Движение глаз по знаку бесконечности – демонстрируется карточка перед глазами детей
    • Зевание со звуком
    • Подышать животиком
    • Музыкотерапия и тонирование
    Читайте также:
    Обучение пересказыванию детей с тяжелым нарушением речи

    Тонирование представляет собой произнесение или напевание гласных звуков, ежедневно в течение 5 минут рекомендуется выполнять следующие упражнения. Давайте все вместе сейчас потонируем:

    • «Мычание» – расслабить челюсть и ощутить энергию мычания внутри организма. Можно положить руки к щекам и следить, как генерируется вибрация во рту. Это упражнение восстанавливает голос в случае ларингита и подготавливает связки перед речевой нагрузкой.
    • «А-А-А» расслабили челюсть и произносим звук вместе с выдохом.
    • «И-И-И» – действует как кофеин, может после усталости повысить активность организма и стимулировать мозг.

    Рекомендую в качестве физминуток включать для прослушивания музыку со звуками скрипки или фортепиано, которые действуют успокаивающее. Музыка Моцарта хороша для компенсации дефицита внимания у детей.

    В результате использования приёмов здоровьесберегающих технологий в логопедической работе:

    • повышается уровень обучаемости, улучшаются внимание,
    • корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
    • повышается речевая активность;
    • развиваются глазодвигательные мыщцы и снимается усталость с глаз, развивается общая и мелкая моторика;
    • формируются двигательные умения и навыки
    • формируется правильное речевое дыхание и артикуляционный праксис
    • уровень результативности по коррекции звукопроизношения за последние 3 года колеблется от 80 до 90 %.

    Слово педагога

    Автор: Тихомирова Ирина Игоревна
    Должность: учитель-логопед
    Учебное заведение: МБДОУ “Детский сад № 2 г. Светогорска”
    Населённый пункт: г. Светогорск
    Наименование материала: реферат
    Тема: “Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда (из опыта работы)”
    Раздел: дошкольное образование

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Центр развития ребенка – детский сад “Капелька”

    города Светогорска

    на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

    (из опыта работы)»

    Тихомирова Ирина Игоревна

    1. Понятие здоровьесберегающие технологии………………………………. 4

    Цель применения здоровьесберегающих технологий в дошкольном

    т е х н о л о г и й

    и м е ю щ и м и

    1.5 Организация коррекционно-развивающей работы с использованием

    2. Здоровьесберегающие технологии применяемые учителем-логопедом……5

    2.1. Дыхательная гимнастика…………………………………………… 5

    2.2. Артикуляционная гимнастика……………………………………… 5

    2.4. Пальчиковая гимнастика……………………………………………. 7

    2.5. Сопряженная гимнастика……………………………………………..8

    2.6. Игры на координацию речи с движением……………………………9

    2.8. Самомассаж кистей и пальцев рук………………………………….10

    2.9. Кинезиологические упражнения…………………………………….11

    2.10. Музыкотерапия – технологии музыкального воздействия……….12

    2.14. Пропаганда здорового образа жизни в сознании родителей…….13

    2.15. Элементы театрализации …………………………………………..14

    2.19. Соляная комната (галотерапия)……………………………………15

    использованием здоровьесберегающих технологий………………………….15

    5. Список использованной литературы………………………………………18

    педагогов к своему здоровью и здоровью воспитанников как необходимому

    условию физического, психического и социального благополучия.

    Всем известно, что здоровье человека начинается в детстве. Точнее

    сказать, здоровье человека закладывается задолго до появления ребенка на

    свет и формируется в период детства. Во все времена считалось, что здоровье

    детей является показателем состояния физического и нравственного здоровья

    общества в целом. К сожалению, нынешнее состояние здоровья детей имеют

    Приведем ряд факторов:

    химические добавки в продукты питания и др.);

    пребывание перед телевизором, компьютерные игры);

    – высокий процент курящего населения;

    – неблагоприятные социальные факторы.

    заболевания сердечнососудистой системы); имеют нарушения зрения, слуха;

    нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки и др.), имеют

    соматическую ослабленность, неврозы и нарушения характера.

    направлены на оздоровление ребёнка-дошкольника, воспитание здорового

    образа жизни. В уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье –

    это состояние полного физического, душевного и социального благополучия,

    а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Главный признак

    несомненно, должен использовать эти технологии в своей практике. Поэтому

    использование различных здоровосберегающих технологий в логопедической

    работе с детьми дошкольного возраста очень актуально и важно.

    Здоровьесберегающие

    педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных

    Цель применения здоровьесберегающих технологий в дошкольном

    образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня

    ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать,

    помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры

    здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей

    ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

    Здоровьесберегающие

    коррекционно-развивающем

    процессе обучения.

    Внедрение здоровье сберегающих технологий в ДОУ способствует не

    только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии,

    в н ед р е н и е м

    Повышение умственной и физической работоспособности.

    освобождение от мышечных зажимов.

    Стимулирование речевых зон коры головного мозга.

    Формирование орального проксиса.

    Совершенствование общей и мелкой моторики.

    Повышение резервов дыхательной системы.

    Профилактика нарушений зрения.

    Создание благоприятного эмоционального фона.

    технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения:

    соответствии с возрастом детей);

    – системности (реализация оздоровительных мероприятий постоянно);

    -комплексного воздействия на все анализаторы;

    Организация

    – накопление практического материала;

    – составление плана работы на учебный год;

    – организация непосредственной образовательной деятельности с детьми с

    использованием здоровьезберегающих технологий;

    – работа с родителями (консультации, практически занятия, беседы);

    – внесение изменений и дополнений в развивающую среду ДОУ;

    – анализ продельной работы на итоговом педсовете;

    – анализ достижений детей на итоговом МПК в ДОУ.

    Здоровьесберегающие

    применяемые

    л о г о п е д и ч е с ко й

    п р а к т и к е

    п р и м е н я ю

    с л е д у ю щ и е

    Дыхательная гимнастика – комплекс упражнений направленный на

    развитие и физиологического и речевого дыхания. Дыхательная гимнастика

    Читайте также:
    Развитие связной речи (консультация логопеда)

    способствует насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению

    Упражнение «Шторм в стакане». Для игры необходима соломинка для

    коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка,

    конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку,

    чтобы вода забурлила. Нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы

    подбородок»- втянуть нижнюю губу

    выполнять молча и на одном выдохе.

    впереди на расстоянии 15-20см. ото рта, дуть теплым воздухом на ладони.

    Артикуляционная гимнастика – комплекс специально подобранных

    переключаемость артикуляционных движений, что способствует не только

    формированию звукопроизношения, но и улучшению общего звучания речи,

    ее темпа, ритма, разборчивости.

    На счет «раз-два» чередовать

    «Лягушка» и упражнение

    Свои губы прямо к ушкам

    Растяну я как лягушка.

    А теперь слоненок я,

    Хоботок есть у меня.

    Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удер-

    живать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно

    следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние

    Язык лопаткой положи

    И под счет его держи:

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Язык надо расслаблять!

    Язык сложим в трубочку —

    На дудочку похоже.

    Подудеть на дудочку

    Без дудочки мы можем.

    Надувание обеих щек одновременно.

    Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и

    «Накажем непослушный язычок»

    Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до

    корня, попеременно высовывая и снова втягивая

    Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу

    между зубами так, что верхние резцы скоблят

    Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из

    одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

    Наш веселый язычок

    Повернулся на бочок.

    Смотрит влево, смотрит вправо.

    счет «раз-два» поочередно упираться

    На качелях я качаюсь

    Я все выше поднимаюсь,

    образовательную деятельность учителя-логопеда и воспитателя, способствует

    снятию зрительного напряжения и профилактике нарушений зрения детей.

    Упражнения для глаз

    Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

    Закрывают оба глаза,

    Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

    Продолжают стоять с закрытыми глазами.

    А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

    Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

    Нарисуем букву о, получается легко.

    Глазами рисуют букву о.

    Вверх поднимем, глянем вниз,

    Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

    Вправо, влево повернем,

    Глаза смотрят вправо-влево.

    Заниматься вновь начнем.

    Пальчиковая гимнастика – комплекс упражнений, способствующий

    Уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени

    развития тонких движений рук (М.Н.Кольцова). Ежедневная систематическая

    пальчиковая гимнастика способствует улучшению работы речевых центров

    коры головного мозга.

    Пальчиковая игра «Дружба»

    Дружат в нашей группе

    Девочки и мальчики.

    С вами мы подружимся,

    Сцепить руки в замок и похлопать запястьями друг о друга.

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Сильно разжимать и сжимать кулачки двумя руками одновременно.

    Начинай считать опять.

    Выбросить напряженные пальцы и удержать их, на слово «опять» сжать.

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Сильно разжимать и сжимать кулачки двумя руками одновременно.

    Мы закончили считать.

    Выбросить напряженные пальцы и удержать их.

    Ладошка – туча грозная,

    Погладить левую подушку подушечками пальцев правой руки.

    Она огромная такая,

    Растереть левую ладонь по кругу указательным, средним и

    Безымянным пальцами правой руки.

    Ребром правой ладони имитировать пиление по всей поверхности

    левой в направлении вверх-вниз.

    Пальчиковый «душ» по поверхности левой ладошки пальцами

    Никак утихнуть не хотела,

    Сжимать и разжимать пальцы левой руки в кулачок.

    Но вдруг из тучи грянул гром –

    Соединить последовательно все пальцы левой руки с большим,

    начиная с указательного.

    Она расплакалась дождем.

    Опустить кисть левой руки вниз, совершать колебательные движения

    Сопряженная

    пальчиковую и артикуляционную гимнастику (н-р: театр пальчиков и языка).

    Динамичное выполнение упражнений пальцев рук , ног, пальцев, языка, губ

    Движения или статическая поза

    На первую строчку – постучать кулачком

    правой руки по раскрытой ладони левой; на

    вторую – наоборот, постучать кулачком левой

    Улыбнуться, открыть рот и

    постучать кончиком языка в

    руки по раскрытой ладони правой.

    Соединить все пальцы правой руки,

    изображая клюв дятла, левую руку поднять,

    пальцы развести в стороны, изображая

    Напряжённым кончиком языка

    постучать в верхние резцы,

    многократно и отчётливо

    Пальцами, изображающими клюв,

    постучать по ладони другой руки.

    Игры на координацию речи с движением – игровая деятельность,

    направленная на развитие общей моторики детей. Двигательная активность

    улучшает работоспособность, эмоциональное состояние детей, активизирует

    физиологических систем всего организма.

    Упражнение «Шарик, шарик мой воздушный»

    Шарик, шарик мой воздушный,

    «Подкидывает» шарик то левой, то правой рукой

    Шарик круглый, шарик гладкий,

    Шарик тонкий, шарик мягкий.

    Я на шарик нажимаю,

    Описывает руками круг.

    «Трогает» шарик, «гладит, нажимает».

    Из-под рук он вылетает

    Вверх. Но я его поймал,

    Нитку к пальцу привязал.

    Поднимает кверху руки, «ловит» шарик.

    Вправо – шарик, влево – шарик,

    Мой святящийся фонарик!

    Руки (параллельно) вправо и влево

    Дай, тебя я обниму

    И к щеке своей прижму.

    Ты меня не покидай,

    Будь со мной, не улетай!

    «Прижимает» к щеке.

    Релаксация – (расслабляющие упражнения) – коррекционный прием,

    Читайте также:
    Профессия логопед, стать логопедом, получить специальность Логопед

    направленный на снятие мышечного и эмоционального напряжения у детей.

    Умение расслабляться и регулировать мышечный тонус помогает детям с

    заиканием, неврозами и высокой тревожностью.

    Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук,

    выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать,

    опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).

    медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в

    лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки

    (повторить 2 – 3 раза)

    Настрой на занятие.

    Педагог произносит слова дети принимают позу покоя.

    И расслаблено все тело…

    Губя чуть приоткрываются…

    Все чудесно расслабляется…

    И послушный наш язык

    Быть расслабленным привык!

    Мы спокойны всегда! (два раза)

    Говорим всегда красиво,

    Смело и неторопливо! (два раза)

    Что учили на занятиях! (два раза)

    Каждый день – всегда, везде,

    На занятиях, в игре,

    Громко, четко говорим,

    Никогда мы не спешим!

    После длительной паузы, более тихим голосом:

    Хорошо нам отдыхать…

    Но пора уже вставать!

    Голос звучит громко:

    Веселы, бодры мы снова

    И к занятиям готовы!

    воздействие на нервные окончания с помощью различных приспособлений:

    изменяют функциональное состояние коры головного мозга, усиливают ее

    регулирующую и координирующую функции.

    Круговое поглаживание ладони:

    (Русская народная потешка)

    Поглаживание производится подушечками 2-го и 3-го пальцев.

    Щипцеобразное разминание мышечного валика локтевого края ладони:

    – Так летите же домой.

    – Серый волк под горой

    Не пускает нас домой.

    (Русская народная потешка)

    Предварительно попросите ребенка изобразить руками гуся. Можно

    выполнять массаж продольно и поперечно

    Самомассаж ладоней щеткой для волос, апликатор Кузнецова или

    пластиковым ковриком «Травка».

    На каждый ударный слог осуществляется поглаживающие движения

    ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони.

    Направление движения к себе.

    Гладила мама – ежиха ежат:

    «Что за пригожие детки лежат!»

    Кинезиологические упражнения – это упражнения, направленные на

    формирование и развитие межполушарного взаимодействия.

    Детям можно предложить следующие упражнения:

    «Кулак-ладонь». Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями

    вниз, олна рука сжата в кулак. Одновресменно кулак расжать, а другую

    ладонь сжать в кулак. И так повторять смену позиций. Движения по мере

    освоения можно ускорять, но при этом надо следить за тем, чтобы сжатия-

    Программа по развитию речи «Речевичок» для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет

    Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста в форме совместной деятельности ребёнка и взрослого и самостоятельной деятельности детей. Она направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, коррекцию недостатков физического и психического развития дошкольников.

    Программа по развитию речи «Речевичок» поможет актуализировать внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции у ребенка.

    Программа по развитию речи «Речевичок» для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет.

    Срок реализации программы – до 2 лет.

    Пояснительная записка.

    Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании, развитии детей и в подготовке их к обучению в школе. Правильная речь является один из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залогом успешного освоения грамоты и чтения.

    Наличие у дошкольников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии речи является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.

    Развивая речь и фонематические процессы, мы поможем ребёнку преодолеть трудности общения с окружающими, а в дальнейшем, хорошо учиться в школе и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

    Нормативно-правовой и документальной основой программы «Речевичок» являются:

    • Конституция РФ;
    • Закон «Об образовании»;
    • Программа «От рождения до школы» Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М. А. Васильева

    Программа «Речевичок» разработана на основе программ Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В. Тумановой. «Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи».

    (Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей
    Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей)

    Так же в разработке использовалась методическая литература:

    1. Н.В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе д/с для детей с ОНР (с 4х до 7 лет)»
    2. Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина «Развитие речи, подготовка к освоению письма»
    3. Г. А. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда
    4. Т. А. Ткаченко Формирование навыков звукового анализа и синтеза.
    5. Т. А. Ткаченко Формирование лексико-грамматических представлений.
    6. Т.А. Ткаченко Формирование и развитие связной речи: альбом. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.
    7. Т.С. Гомзяк Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей и подготовительной к школе логогруппе

    В соответствии с современными требованиями программа «Речевичок»:

    • соответствует принципам развивающего образования;
    • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике школьного образования);
    • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
    • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
    • программа построена с учетом принципа интеграции образовательных областей и ориентирована на развитие различных сфер личности дошкольника.
    Читайте также:
    Использование эколого-речевого материала на логопедических занятиях

    Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста в форме совместной деятельности ребёнка и взрослого и самостоятельной деятельности детей. Она направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, коррекцию недостатков физического и психического развития дошкольников.

    Программа по развитию речи «Речевичок» поможет актуализировать внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции у ребенка.

    Цель : содействовать развитию речи детей, усвоению детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи.

    Основные задачи коррекционно – развивающей работы:

    1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;
    2. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов;
    3. Развивать движения кистей и пальцев рук;
    4. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;
    5. Развивать фонематические представления и навыки;
    6. Совершенствовать грамматический строй речи;
    7. Развивать связную речь;
    8. Основы грамоты.

    Подход к реализации рабочей программы должен быть гибким, соответствующим принципу дифференцированного обучения, так как уровень речевого развития и психофизические особенности детей очень индивидуальны. Занятия планируются в соответствии с динамикой результатов в ходе оказываемого коррекционного воздействия.

    Основная форма работы по развитию речи – фронтальные занятия 2 раза в неделю.

    Программа рассчитана на 2 года обучения для детей 4 — 7 лет.

    Программа кружка по развитию речи «Речевичок» Программа дополнительного образования детей

    МКДОУ- детский сад «Лучик»

    Программа кружка

    по развитию речи

    Программа дополнительного образования детей

    Руководитель: Швенк Е.В.

    «Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы.

    Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку – можно творить»

    К.С. Станиславский

    Цель кружка: развитие у детей внимания к звуковой стороне речи; содействие развитию речи детей, усвоение детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи.

    Задачи кружка:

    • формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;

    • развивать общую и мелкую моторику;

    • развивать силу и высоту голоса, речевое дыхание;

    • формировать лексико-грамматический строй речи;

    • формировать правильное речевое развитие путём чтения стихов, потешек, рифмовок, загадок с одновременным выполнением действий;

    • формировать познавательную активность детей;

    • совершенствовать психические процессы: внимание, память, мышление;

    • обучать навыкам эффективной коммуникации.

    Программа кружка по развитию речи «Речевичок» разработана для детей в возрасте от 5 лет до 7 лет с нарушениями речи.

    Данная система занятий содержит различные упражнения по развитию артикуляторной, пальцевой моторики, речевого дыхания, силы, высоты голоса и комплекс разнообразных стихотворных упражнений с элементами нейропсихологического воздействия («речь с движением», направленных на развитие всей связной речи, обобщающих понятий, формирование представления о свойствах окружающих предметов и природных явлений.

    В развитие артикуляционного аппарата входит: артикуляционная гимнастика с показом цветных карточек, ассоциирующихся с названием упражнений.

    В развитие ручной моторики: выполнение фигурок из пальцев со стихотворным сопровождением

    В развитие речевого дыхания: дыхательные упражнения, направленные на выработку правильного речевого выдоха.

    В развитие силы и высоты голоса: различные голосовые упражнения.

    В «Речь с движением»: заучивание и рассказывание стишков, потешек, загадок, рифмовок с одновременным выполнением действий.

    Каждый комплекс по артикуляционной гимнастике готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука, а работа по развитию пальчиковой моторики рук, оказывает благотворное влияние на развитие речи в целом, а также готовит руку ребёнка к рисованию и письму. Развитие силы и высоты голоса, речевого дыхания вырабатывает чувство ритма, дикцию, интонационную выразительность речи.

    Стихотворный текст будет являться ритмической основой для выполнения движений, а движения – помогать малышу лучше запомнить текст самого упражнения. Вместе с развитием двигательной активности у детей будет развиваться речь, внимание, память и мышление.

    Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликаются с требованиями программы детского сада, это в свою очередь повышает результативность занятий.

    Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

    1. Разучивание нового артикуляционного упражнения.

    2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шариками Су-Джок, массажными ёжиками, песочная терапия и др.).

    3. Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.

    5. Дидактические игры на развитие фонематических представлений.

    Учитывается интеграция следующих областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

    Данная программа составлена с учетом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников. Занятия проводятся во вторую половину дня, 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: