Занятие в подготовительной логопедической группе на тему Зима (тематический цикл)

Занятие в подготовительной логопедической группе. Тема: «Зима» (тематический цикл)

Данный конспект логопедического занятия будет интересен учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми, имеющими ОНР. Это занятие по лексической теме «Зима», которое в интересной занимательной форме обогатит речь детей в тематическом цикле, проведёт коррекцию грамматического строя речи.

  1. Закрепить признаки зимы;
  2. Развитие в речи детей лексико – грамматических средств языка: слов – предметов, слов – действий, слов – признаков, родственных слов;
  3. Составление сложных предложений со значением противопоставления;
  4. Пересказ рассказа с опорой на вопросы ло­гопеда.
  5. Усвоение детьми переносного значения слов.
  6. Развитие внимания, памяти и логического мышления.
  • отрывки стихов А.С. Пушкина, Н.А.Некрасова, С.А. Есенина;
  • сюжетные картины по теме «Зима»;
  • сюжетная картинка «Зимние развлечения».

Ход занятия

Оргмомент.

– Назовите времена года. (зима, весна, лето, осень)

– Какое сейчас время года? (зима)

– Какая часть зимы? (ранняя зима)

– Какой зимний месяц заканчивает год и начинает зиму? (декабрь)

Постановка цели занятия.

1. Логопед: — Послушайте стихотворение А.С. Пушкина:

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл, — и вот сама
Идёт волшебница зима!
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

Л.: — О чём это стихотворение? (о зиме)

– Кто автор этого стихотворения? (А.С. Пушкин)

– Итак, мы сегодня будем говорить о зиме.

Л.: — Назовите, пожалуйста, зимние месяцы по порядку. (декабрь, январь, февраль )

Л.: — О каком зимнем месяце говорят: «он год заканчивает, а зиму начинает»? (декабрь)

Л.: Какие Вы знаете поговорки о декабре?

  • Декабрь – стужайло на всю зиму землю студит.
  • Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвёт.
  • В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реку наводит мосты.

Повторение пройденного материала.

Л.: — Вспомните, на какой вопрос отвечают слова-предметы? (Что это? Кто это?)

– На какой вопрос отвечают слова-действия? (что делает?)

– На какой вопрос отвечают слова-признаки? (какой? какая?)

– Так же мы сегодня будем придумывать слова-родственники и образовывать слова близкие по значению.

Лексико-грамматические игры и упражнения.

Игра «Найди слова близкие по значению»

Л.: — Внимательно послушайте отрывки из произведений ве­ликих русских писателей и определите слова – предметы, относящиеся к ветру зимой.

«Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет как дитя».

(А.С. Пушкин, «Зимний вечер»)

«А по двору метелица
Ковром шелковым стелется».

(С.А. Есенин, «Поет зима — аукает» )

«Заметает пурга
Белый путь.
Хочет в мягких снегах
Потонуть».

(С. Есенин, «Заметает пурга…» )

«Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли…»

(Н.А. Некрасов, «Мороз-воевода)

«А вьюга с ревом бешенным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней».

(С.А. Есенин, «Поет зима — аукает)

«Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, березки и ели…»

(И.А. Бунин, «Метель» )

«Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!»

(А.С. Пушкин, «Капитанская дочка» )

Л.: — О чём эти отрывки стихотворений? (о ветре)

– Послушайте еще раз эти отрывки, отыщите в них, за­помните и назовите 6 слов-предметов, похожих по значению. (буран, метель, буря, вьюга, метелица, пурга)

Л.: — На какой вопрос отвечают эти слова? (Что это?)

Л.: — Когда эти явления природы бывают? (зимой)

Игра «Скажи какая?»

(подбор однородных определений к слову ЗИМА)

Л.: — Если зимой холодно, то какая зима? (холодная)

(Также — ранняя, снежная, злая, суровая, морозная, тёплая, ветреная, весёлая нарядная, снежная… ).

Л.: — О чем эта загадка?

Пушистый ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит.
При солнце,
При месяце
Серебром блестит.
(снег)

Игра «Подбери родню к слову «СНЕГ»

(образование родственных слов от слова снег)

В группу вкатывается снежок.

Логопед при затруднении помогает или зачитывает родственные слова, а дети вспоминая, называют их.

Л.: — Дети, передайте друг другу «снежок» и придумайте родственные слова от слова «СНЕГ» (Снег – снежок – снежинка – снегопад – снеговик – снеговичок – снежки – снегоход–снегокат – снежный – заснеженный – снежище – снегурочка – снегирь –белоснежный – Белоснежный – подснежник,…)

Игра «Что делает?»

(подбор однородных сказуемых к слову СНЕГ)

Л.: — Дети, что делает снег?

(идёт, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьётся, блестит, серебрится…)

VI. Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Игра «Закончи предложение»

(Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью)

  • Зимой бывает снегопад, а осенью… (листопад).
  • Зимой бывает снег, а летом … (дождь).
  • Зимой снег падает, а весной… (тает).
  • Зимой катаются на санках, а летом… (на велосипеде).
  • Зимой лес спит, а весной … (просыпается).
  • Зимой катаются на коньках, а летом… (на роликах).
  • Зимой бывает холодно, а летом… (жарко).
  • Зимой деревья белые, а осенью… (жёлтые).
  • Зимой растут сугробы, а летом … (цветы).
  • Зимой лепят снеговика, а летом… (песочные пирожки).
  • Зимой насекомые прячутся, а весной … (вылезают)

V. Физкультминутка.

(Речевая подвижная игра «Зимой»).

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

VII. Развитие связной речи.

Пересказ рассказ с опорой на вопросы ло­гопеда. Усвоение переносного значения слов.

Читайте также:
Рекомендации учителя-логопеда по работе с детьми, обучающимися на дому, и детьми с ОВЗ

«Кончилась осень. К нам в гости пришла зима. Она накрыла зем­лю белым покрывалом.

Бушует метель. Воет ветер. Злится вьюга. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снего­пады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, что­бы кататься на лыжах, коньках, санках, снегокатах. А еще можно сле­пить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Это — зимние забавы. Мы очень любим зиму».

Вопросы для пересказа:

– Кто пришел к нам в гости?

– Какое время года было перед зимой?

– Чем зима накрыла землю?

– Что делает метель (вьюга, ветер, мороз)?

– Какие подарки принесла зима?

– Для чего людям нужны эти подарки?

– Что такое зимние забавы?

VIII. Итог логопедического занятия.

– О чем мы сегодня говорили? (о зиме)

– Какие новые слова мы узнали? (метелица, метель, вьюга, пурга, буран, буря)

Логопед даёт оценку деятельности детей.

– Какие пословицы о зиме вы знаете?

  1. Пришла зима – не отвертишься;
  2. В зимний холод всякий молод;
  3. Зима не лето – в шубу одета;
  4. Береги нос в сильный мороз;
  5. Зима лодыря морозит;
  6. Первая пороша не санный путь;
  7. Шубка зимой не шутка;
  8. Зимой солнце сквозь слезы улыбается;
  9. Осень сеет, собирает, а зима варит, поедает.
  10. В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реку наводит мосты;
  11. Декабрь – стужайло на всю зиму землю студит;
  12. Декабрь глаза снегами тешит, да ухо рвёт;
  13. Любишь кататься – люби и саночки возить.

Кевбрина Лидия Ивановна,
учитель-логопед высшей кв.категории,
МДОУ «Детский сад №85 комбинированного вида»,
г. Саранск

Логопедическое занятие по теме: “Зима” с детьми подготовительной группы.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Логопедическое занятие по развитию лексико – грамматических средств языка на тему: “Зима”.

Скачать:

Вложение Размер
Логопедическое занятие. 25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развитие лексико-грамматических средств языка на тему: Зима.

Коррекционно – образовательная задача: Уточнение представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный, замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сыпать). Совершенствовать умение подбирать однородные определения, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе, образовывать антонимы, грамматически правильно строить предложения.

Коррекционно – развивающая задача : развитие слухового и зрительного внимания, мышления, мелкой и речевой моторики.

Коррекционно – воспитательная задача: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: сундучок, письмо с заданиями, снежинки, снеговики по размерам, проектор, презентация.

Логопед: Ребята, посмотрите сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся, здравствуйте. А сейчас я предлагаю поиграть.

Пальчиковая гимнастика: «Мы во двор пошли гулять»

Мы во двор пошли гулять,

Мы во двор пошли гулять,

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили.

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли,

Съели суп, и спать легли.

Логопед: Ребята, послушайте мою загадку и отгадайте её:

Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила.

Логопед : Ребята, давайте вместе с вами вспомним зимние сказки.

Дети: Морозко, Снегурочка, Снежная королева, Серебряное копытце, Три орешка для Золушки, Двенадцать месяцев.

Логопед : А в какой сказке встречаются все месяца года?

Дети: Двенадцать месяцев.

Логопед: Кажется метель начинается, все дороги заметает. Так и замерзнуть не долго. Ой, ребята, смотрите, горит костер. Давайте и мы с Вами погреемся у костра. Смотрите сундучок и письмо. Сундучок не открывается. Давайте прочитаем письмо.

«Здравствуйте ребята! Пишут вам братья 12 месяцев. Мы приготовили вам сундучок с сюрпризом, но сундучок не простой, а волшебный. Сундучок откроется только тогда, и вы узнаете какой сюрприз в нём, когда вы соберёте 5 снежинок. Чтобы заработать снежинки вам нужно выполнить задания, и за каждое выполненное задание вы будете получать снежинку. Желаем вам удачи, братья 12 месяцев»

Логопед: Вы хотите узнать какой сюрприз в сундучке? Что для этого тогда нужно сделать?

Дети: Нужно выполнить задания. И получить снежинки.

Логопед: Давайте постараемся, чтобы за каждое задание мы получили снежинку. Ой, ребята, а здесь ещё что –то лежит, посмотрим? А это наверное и задания братьев месяцев. Давайте посмотрим 1 задание. ( открываю конверт 1)

С куклой нашей поиграйте,

Шире ротик открывайте.

Ну, скорее не зевай,

С нами весело играй!

Давайте сядем за столы и выполним первое задание. Посмотрите какая коробочка, давайте её откроем. Ой, ребята это кукла «Язычок», с которой мы поиграем

Артикуляционная гимнастика с использованием куклы «Язычок».

  1. «Сосулька» – высунуть острый язык вперёд, держать на счёт до пяти.
  2. «Ураганный ветер» – ветер сильный, качает язычок вверх – вниз.
  3. «Чистим снег» – поработаем язычком, уберём весь снег, облизываем верхнюю губу.
  4. «Сугробы» – острым язычком упираемся в щёки поочерёдно, показываем сугробы.
  5. «Санки-ледянки» – а теперь покажем на каких санках – ледянках мы катаемся, округлили язычок.

Логопед: Молодцы! Ребята посмотрите, а вот и снежинка за задание. Теперь давайте откроем конверт со вторым заданием.

Дидактическая игра: «Назови красивые слова»

Дети отвечают на вопросы: какой?, какая? какое?

Логопед: Ребята я вам буду задавать вопросы, а вы должны на них ответить.

Погода какая? – снежная, холодная, морозная.

Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.

Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.

День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

Логопед: Молодцы! Вот мы и вторую снежинку заработали. Сколько у нас уже снежинок? Давайте откроем следующий конверт. Ребята, а здесь картинки, что же надо с ними сделать? Послушайте задание: назовите большой и маленький предмет изображённый на картинке.

Дидактическая игра: «Назови большой и маленький предмет».

Логопед: Молодцы! И это задание выполнили. И мы получает 3 снежинку.

Ну а сейчас немного отдохнём. Выходите на палас.

Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой снег, снег. (приседаем)

И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)

И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)

Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)

Логопед: Немного отдохнули, а теперь нам ещё нужно заработать 2 снежинки. Давайте встанем возле доски , так чтобы всем было видно. Итак, вот наше задание: Исправь ошибки. Ребята, я буду говорить неправильные предложения, а вы их исправляйте.

Дидактическая игра: «Подбери антонимы».

– Нужно исправить предложение.

Зимой снег чёрный – Зимой снег белый.

Зимою лёд мягкий – Зимой лёд твёрдый.

Зимою снег капает – Зимою снег идёт.

Зимою бывает листопад – Зимою бывает снегопад.

Лёд шершавый – Лёд скользкий.

Зимой на улице жара – Зимой на улице мороз.

Зимой одеваемся легко – Зимой одеваемся тепло.

Снеговика строят – Снеговика лепят.

На коньках качаются – На коньках катаются.

Логопед: Молодцы! Выполнили задание и заработали ещё одну снежинку. Давайте подойдём к столу, у нас осталось последнее задание. Ребята для выполнения этого задания, нам надо разбиться на пары. Перед вами конверты, посмотрите что там внутри? А вот и задание: Разложите снеговиков в порядке возрастания.

А теперь поменяйтесь местами, и проверти, правильно ли выполнили другие пары детей.

Логопед: Вот мы с вами выполнили последнее задание и получаем снежинку. Давайте сосчитаем, сколько снежинок у нас получилось?

Одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок. Хватит нам снежинок, чтобы открыть сундучок? Давайте откроем его! А угостимся мы в группе.

Логопед: 1,2,3 в круг ко мне скорей иди.

Ребята, а что же мы сегодня делали? Да, мы с вами открыли сундучок, потому что выполнили задания и получили снежинки.

А скажите, какое задание вам больше всего запомнилось?

А какое задание было самое трудное для вас?

Мне тоже очень понравилось с вами выполнять задания. А теперь поедем в группу угощаться.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: звук [Ч], буква Ч

Данное занятие ориентировано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР, направлено на развитие звукослогового анализа и синтеза, фонематического слуха и восприятия. Так как ведущая деятельнос.

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии наглядного моделирования, игровые технологии, технологии: презентация Microsoft Pow

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия .

Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе “Альпинисты”

В конспекте содержится занимательный игровой материал для закрепления знаний детей , сформированных на логопедических занятиях по обучению грамоте воспитанников подготовительной группы.

Конспект итогового логопедического занятия по теме “Одежда” в подготовительной группе для детей с ТНР.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ТНР(второй год обучения). Конспект включает в се.

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи с использованием современных образовательных технологий.

закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схемепродолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (экс-кур-со-вод, дос-то-при-ме-ча-тель-нос-ти);закрепля.

Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР IV уровня. Звуки [с], [с’]. Буква [с].

Логопедическое занятие по обучению грамоте для детей с ОНР IV уровня.

Рабочая программа логопедического пункта для работы с детьми подготовительной группы

Рабочая программа логопедического пункта для работы с детьми подготовительной группы разработана в соответствии с нормативными документами. Программа учитывает основные задачи развития образования в Х.

Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР 3-го уровня на тему “Зима”

Цель: обобщение знаний детей по лексической теме «Зима».

Задачи:

  • Расширять словарный запас детей и подбирать прилагательные по теме «Зима», называть родственные слова и антонимы.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
  • Развивать силу и плавность выдоха.
  • Развивать зрительное и слуховое внимание.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать чувство ритма.
  • Формировать умение детей соединять пение с выразительными движениями.
  • Воспитывать любовь к прекрасному: музыке, поэзии.
  • Развивать творческое воображение и побуждать детей импровизировать под музыку.
  • Учить детей различать характер музыки, передавать её настроение в движениях, ориентироваться в пространстве.
  • Передать образ сказочного леса в коллективной работе над аппликацией.
  • Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Место проведения: музыкальный зал.

Оборудование: зал оформлен в виде сказочного леса, бумажные снежинки на каждого ребёнка, снежки из ваты, магнитная доска, бумажные птицы, пейзаж сказочного леса на ватмане, ширма-домик, бумажные смайлики, передающие настроение на каждого ребёнка.

Предварительная работа: рассматривание зимних пейзажев и репродукций картин художников, составление предложений по схемам, аппликация «зимний лес».

I. Оргмомент (вход детей в музыкальный зал)

Чтобы вежливыми быть,
Нужно «Здравствуй» говорить.
Всем, кого бы ты не встретил
Это знают все-все дети.

Логопед: Поздоровайтесь с нашими гостями.

II. Сообщение темы

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу.

III. Основная часть

Логопед: Дети, скажите, а какая бывает зима?
Ответы детей: снежная, морозная, вьюжная, холодная, суровая, блестящая, искрящаяся и т.д.
Логопед: Чтобы не замёрзнуть в такую морозную погоду, надо согреть наши ладошки и лицо (Дети присаживаются на стульчики и выполняют самомассаж под медленную музыку; все движения проводятся равномерно обеими руками с двух сторон).

Самомассаж:

1. Движения начинаются с середины лба по направлению к вискам. Они производятся лёгкими поглаживающими равномерными движениями кончиками пальцев в медленном темпе (4 раза).
2. Движения начинаются от спинки носа к ушным раковинам (4 раза).
3. Движения начинаются от крыльев носа к подбородку (4 раза).
4. Производятся волнообразные движения от подбородка к вискам (4 раза).
5. Движения от основания носа вокруг глаза и обратно (4 раза).

Логопед: А теперь мы с вами потеплее оденемся (дети встают со стульчиков):

Валенки, валенки, («надевают» на 1 ногу, на 2)
Не велики – (развели руками)
Не маленьки.
А как раз по ноженькам
Для нашего Серёженьки. (массаж сверху вниз)

Логопед: Оделись? Пошли по тропинке:

Двигательное упражнение «Мы идём» с музыкальным сопровождением:

1. Мы идём, мы идём, дети маршируют
По дорожке мы идём.
Мы идём, мы идём,
Звонко песенку поём:
«Ля-ля-ля…»
2. По сугробам мы шагаем, шагают, высоко поднимая колени
Ноги выше поднимаем,
Всё равно вперёд идём,
Смело песенку поём:
«Тра-та-та…»
3. А теперь на лыжи встали, двигаются скользящим шагом
Очень быстро побежали,
Мчимся с горки, не молчим,
А задорно так кричим:
«Ух!»

Логопед: Вот мы и пришли на полянку. Зимой природа так красива. Всё вокруг белеет и серебрится. Снегу-то намело! Скажите, что делает снег?
Ответы детей: Падает, блестит, сверкает, кружится, искрится, тает, скрипит и т.д.
Логопед: Посмотрите на деревья. Как выглядят деревья зимой? Какие они?

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Без снега – заснеженные
Без инея – заиндевевшие
Весёлые – грустные
Бодрые – сонные
Обыкновенные – сказочные
Тёплые – продрогшие

Логопед: На что похожи деревья зимой? Вспомните, с чем мы сравнивали деревья зимой?

Ответы детей: Укрытые снегом, как одеялом; одеты в снежные шубки; как сказочные цветы; похожи на невесту в белом платье; необычные, как шарик мороженого и т.д…)

Логопед: Замечательные слова! Давайте назовём народные приметы. Если иней на деревьях, то … (к морозу),

– Сильно блестят звёзды – к морозу
– Зима морозная – лето жаркое
– Дым столбом – к морозу
– Зима снежная – лето дождливое
– Воробьи дружно чирикают — к теплу
– Лед сильно трещит – будет мороз
– Если зимой вьюги – летом ненастье

Логопед:

Лёгкий зимний ветерок,
Кружит в воздухе снежок,
Долго этот снег вертелся,
Над деревьями кружил,
А потом и на ладошку
Мне снежинку положил.

Снежинки – это письма зимы. Хотите их получить? Подставляйте ладошки, ловите письма – снежинки. Кто поймает больше, я или вы? Поймали? Держите её бережно, она такая нежная, воздушная, хрупкая.

Дыхательная гимнастика

Сдуем снежинку с одной ладошки, затем с другой ладошки. А снежинки легли на плечико, сдуем с одного плеча, с другого (вдох носом, длительный выдох через вытянутые трубочкой губы), (дети парами поворачиваются друг к другу и сдувают воображаемую снежинку)

Вокруг себя обернись
И в снежинку превратись.

Логопед: Представьте себя снежинками.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс снежинок» из балета «Щелкунчик». (Дети импровизируют под музыку).

Логопед: Снежинки летят влево, вправо, вперёд, назад, тихо опускаются на землю. Музыка плавная, нежная. Это звучит музыка Петра Ильича Чайковского «Вальс снежинок».
Логопед: У слова «снежинка» есть много «родственников». Давайте поиграем в игру «Добавь словечко». (Логопед читает стихотворение, а дети добавляют родственное слово в рифму.)

Дидактическая игра «Добавь словечко»

Словно в сказке, как во сне
Землю всю укутал . снег.
С неба все скользят пушинки
Серебристые . снежинки.
На поселки, на лужок
Все снижается . снежок.
Вот веселье для ребят
Все сильнее . снегопад.
Все бегут вперегонки
Все хотят играть в . снежки.
Словно в белый пуховик
Нарядился . снеговик.
Рядом снежная фигурка.
Это девочка . Снегурка.
На снегу-то, посмотри
С красной грудкой . снегири.

Логопед: Посмотрите, какие красивые снегири сидят на ветках. Присмотритесь внимательно, какая птица лишняя? И почему?

Снегири, синицы, дятел, сороки, ласточка.

Дети: Ласточка. Синицы, снегири и дятел – зимующие птицы.
Логопед: Рассмотрим птиц и расскажем о них, какие они:
– у сороки белые бока, поэтому её называют … белобокая
– у синицы грудка жёлтая, поэтому её называют … желтогрудая
– у снегиря короткий хвост, поэтому его называют … короткохвостым
– у дятла длинный клюв, поэтому его называют … длинноклювый
– у снегиря красная грудка, поэтому его называют … красногрудый
– у сороки длинный хвост, поэтому её называют … длиннохвостая

Логопед: Молодцы! Нелегко птицам в зимнюю стужу. Споём про снегирька.

Попевка:

Сел на ветку снегирёк (взмахи кистями рук)
Ф-ф-ф-ф
(коротко, активно выдыхают)
Снег посыпал, он промок
Ф-ф-ф-ф
(коротко, мягко выдыхают)
Ветерок, подуй слегка
Обсуши нам снегирька (качают руками над головой)
Ф——–ф
(продолжительный выдох)

Логопед: Чтобы не заблудиться в лесу, предлагаю разделиться на две команды – в одной девочки, в другой – мальчики. (Дети встают в 2 шеренги напротив друг друга).

Дидактическое игра «Составьте словосочетание»

Мальчики составляют словосочетание со словом зимняя, а девочки составляют словосочетание со словом зимнее:

Зимняя … (зимняя ночь, зимняя стужа, погода, одежда, сказка, песня)
Зимнее… (зимнее утро, солнце, настроение, предложение, небо, пальто)

Логопед: Отлично! Все молодцы! Ребята, за что вы любите зиму? Чем она вам нравится?
Дети: Строим крепости, лепим снежную бабу, играем в хоккей, в снежки.
Логопед: Вот и я вам предлагаю поиграть в снежки.

Песня «Игра в снежки»:

1. Мы в снежки играем смело
Ах, какое это дело.
Любим мы морозный день
Нам в снежки играть не лень.

Хлоп, хлоп, не зевай
Ты от нас не убегай!
Хлоп, хлоп, не зевай
А теперь в меня бросай!

2. Пусть зима морозит нас
Мы погреемся сейчас.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем!

Хлоп, хлоп, не зевай
Ты от нас не убегай!
Хлоп, хлоп, не зевай
А теперь в меня бросай!

(Высыпаем снежки, пока звучит музыка – дети играют).

Логопед: Предлагаю вам собрать все снежки.
– Пока снежки собирали, наверно руки замёрзли? Согреем наши пальчики.

Пальчиковая игра «Снежок»

Раз, два, три, четыре, пять ………………загибать пальчики на 1 руке,
начиная с большого
Будем пальцы согревать …………………загибать пальчики на 2 руке,
начиная с большого
Мы с тобой снежок слепили……………. изображать как лепят снежок
Круглый, крепкий, очень гладкий………..показать руками круг
И совсем– совсем не сладкий……………..погрозить пальчиком.
Раз–подбросим,…………………………….подбросить воображаемый снежок
Два– поймаем,……………………………. поймать воображаемый снежок
Три– уроним………………………………..уронить воображаемый снежок
И…сломаем………………………………..хлопнуть в ладоши!

Логопед: Вот и согрели пальчики. Посмотрите, какая заснеженная избушка в лесу стоит. Кто в ней живёт? (Стучит). Нет ответа. Неужели нет никого!? Загляну в избушку.

Загадка про снеговика:

Он всегда стоит с метлой,
Но не хочет чистить снег.
Не могу понять я толком,
Кто же этот человек?
Почему ему морозы
И метели нипочём?
Почему весною слёзы
По нему бегут ручьём?

(Логопед выносит картину–фотографию 2 снеговиков: большого и маленького)

Упражнение «Большой и маленький»

Логопед: Какие чудесные снеговики тут живут, но такие разные! Чем отличаются снеговики?

Образец ответа: У большого снеговика три пуговицы, а у маленького две пуговички.
– У большого снеговика на голове красное ведро, а у маленького – зеленое ведерко.
– Чёрные глаза – коричневые глазки
– Длинный синий шарф – короткий красный шарфик
– Большая оранжевая морковка – маленькая красная морковочка
– Розовые рукавицы – красные рукавички и т.д.

Логопед: Оставим снеговикам на память рассказ о зимнем лесе (на плакате – предложения с пропущенными словами, вместо них – снежинки)

«Зимний лес»

Наступила * * * зима. Днём светит зим* * . На солнце снег блестит, * , * . Снежинки * * кружатся в воздухе. Деревья похожи * . На ветках сидят * снегири, * синицы и * дятел.

Логопед: Вы все сегодня были очень внимательные! Что- то загулялись мы в зимнем лесу, пора и домой возвращаться. Ребята, мы с вами на лыжах приехали в лес. А ещё на чём вы любите кататься зимой?

Дети: На санках.

Песня А.Филиппенко «Саночки»:

1. Сами саночки бегут
Стелется позёмка
И бубенчики поют
На морозе звонко.
Припев: Динь-динь, динь-ди-линь
Синими лесами
Едут, едут, динь-ди-линь
Сани с бубенцами

2. Ветер весело гудит
Подгоняет санки
Остаются позади
Снежные полянки.
Припев: Динь-динь, динь -ди -линь
Синими лесами
Едут, едут, динь-ди -линь
Сани с бубенцами.

(Дети встают парами и передвигаются по кругу легким бегом «на саночках»).

До свиданья, зимний лес. Рады были встрече!
Много было здесь чудес. Наступает вечер.
Нам пора идти домой в этот поздний час.
Детский сад родной ждёт давно уж нас.

Логопед: Ну вот, наконец-то мы приехали в детский сад. Устали? (ответы детей). Посмотрите, ребята, какие я снежинки в лесу нашла!

(Показ ажурных бумажных снежинок).

Логопед: Все они разные и непохожи друг на друга, но удивительно красивы. Подберите слова-признаки, какие снежинки?
Ответы детей: Резные, ажурные, нежные, воздушные, лёгкие, красивые, узорчатые, необычные и т.д.
Логопед: На этом листе бумаги – наша аппликация (показ ватмана, на котором наклеено несколько изображений ёлочек). Давайте, дети, вокруг ёлочек наклеем ваши снежинки, и у нас получится великолепный зимний ковёр!

Коллективная аппликация

(Дети наклеивают снежинки на ватман с помощью двухстороннего скотча)

IV. Итог занятия

Логопед: Замечательный получился ковёр! (показ гостям). Вот и закончилось наше сказочное путешествие в зимний лес. Какое настроение у вас после нашего путешествия? Выберите картинку, соответствующую вашему настроению

(Выбор детей. Дети встают полукругом, лицом к гостям и демонстрируют бумажные смайлики).

Логопед: Я очень рада, что у вас после нашего путешествия такое отличное настроение! Спасибо за занятие! А сейчас пора прощаться с гостями.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Зима»

Елена Шарапова
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Зима»

Цель: обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.

– Активизация и расширение словаря по теме «Зима».

– Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.

– Развитие связной речи.

– Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словообразования и словоизменения (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец»,

«-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).

– Закрепление и совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов.

– Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

– Развитие речевого слуха.

– Развитие зрительного анализа и синтеза.

– Развитие диалогической речи.

– Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.

– Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

– Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

Компьютер, снежинки с загадками, игрушка Снеговик, предметные картинки (лыжи, коньки, санки, снеговик, картинки снеговиков с недостающими деталями, «Волшебный снежок», простые карандаши.

Изучение лексических тем: «Зима», «Зимние забавы». Наблюдения в природе, беседы по данным темам.Чтение сказок: «Морозко», «Снежная королева», «Рукавичка», «Двенадцать месяцев» и др.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Знакомство с темой.

Логопед: Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

Всё укроет одеялом,

Всё разгладит, приберёт,

А потом земле усталой

О каком времени года эта загадка? (О зиме.)

Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме. Давайте вспомним признаки зимы, кто называет, тот садится на стульчик.

(Дети отвечают и садятся: Снег, холод, мороз, вьюга, метель, буран, гололедица, стужа, пороша).

Логопед: Как называется первый зимний месяц?

Логопед: Какой месяц в середине зимы?

Логопед: Какой последний месяц зимы?

Логопед: О чем говорит пословица «Декабрь год кончает, а зиму начинает»?

3. Образование относительных прилагательных.

а)Логопед: Ребята, а что вы знаете о зиме? Какая погода может быть зимой?

Я хочу предложить вам варианты ответов,а вы дополните:

Если на улице идёт снег, то погода… (снежная).

Если на улице холодно, то погода (холодная).

Если на улице мороз, то погода (морозная).

Если на улице ветер, то погода (ветреная).

Если на улице стужа, то погода (студёная).

б)Логопед: Зима какая? (холодная, морозная, снежная, веселая, радостная, долгая, ледяная).

Логопед: снег какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый, серебристый).

Логопед: мороз какой? (сильный, злой, крепкий, слабый, трескучий, кусачий).

4. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».

Игра «Что наделала зима

Логопед: Зимушка столько всего наделала! Вот посмотрите.

Пришла зима с морозами и всё… – (заморозила).

Река покрылась льдом и … – (заледенела).

Метель мела и все тропинки… – (замела).

Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

5. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Игра «Назови ласково».

Логопед: Ребятки, хоть зима всё заморозила и завьюжила, мы всё равно её любим и знаем ласковые слова о зиме. Давайте их назовём.

Зима – (зимушка). Лёд – (ледок). Холод – (холодок). Метель – (метелица). Мороз – (морозец). Снег – (снежок). Гора – (горка). Сани – (саночки…

6. Дыхательные упражнения.

Упражнение на дыхание: «Снежинка». (Раздаю детям бумажные снежинки).

Давайте сделаем так, чтобы снежинки «полетели», глубоко вдохните через нос, вытяните губы трубочкой и медленно выдохните через рот.

А ещё наши снежинки умеют кружиться в воздухе. Выпрямите спину, положите снежинку на ладошку, сделайте глубокий вдох через нос, пошлите воздух в животик и медленно выдохните через рот.

7. Загадки о зимних забавах.

Логопед: Много игр, развлечений и забав приносит людям зима. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.

Логопед читает:

– Мы в морозный день с друзьями

Снег из шланга поливали.

Как появится ледок,

Значит, всё – готов (Каток)

– Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)

– Всё лето стояли,

Помчались с горы. (Санки)

– Круглый маленький комочек я из снега соберу,

Брошу в друга, брошу в брата,

Мы играем, все в снегу. (Снежки)

– Во дворе катали ком,

Шляпа старая на нём.

Нос приделали и вмиг

Получился… (Снеговик)

8. Употребление существительных в родительном падеже.

Игра «Что растеряли снеговички?»

Логопедпоказывает снеговика:

«Лепит с самого утра детвора снеговика.

Снежные шары катает и смеясь, соединяет.

Снизу самый крупный ком, чуть поменьше ком на нём.

Ещё меньше – голова, дотянулися едва.

Глазки – шишки, нос морковка.

Шапочку надели ловко.

Яркий шарф, в руках метла.

И довольна детвора».

Логопед: Посмотрите, ребята, к нам в гости тоже пришли снеговички, но почему – то они очень грустные. Как вы думаете, что у них случилось? Они торопились к нам в гости и по дороге растеряли свои вещи. Давайте поможем снеговичкам и дорисуем их вещи, а потом расскажем об этом. Садитесь за стол и выбирайте картинки. (Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)

«У моего снеговика нет… (ведра, метлы, носа, глаз, рук)».

«Я дорисую… (ведро, метлу, нос, глаза, руки)».

(Снеговички хвалят и благодарят детей, а логопед вывешивает картинки на доске.)

Логопед: Дети все в кружок вставайте. Физкультминутку начинайте.

(Дети встают в кружок).

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз).

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны).

Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя).

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос).

В речке стала вдруг вода (Прыжки на месте).

Неподвижна и тверда,

Снег кружится, (Дети кружатся).

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром. (Плавные движения руками).

10. Образование родственных слов.

Игра «Доскажи словечко».

Логопед: Зима покрывает землю белым, пушистым ковром. Ребята, я буду читать стихотворение, а вы будете добавлять слова, связанные со словом «снег». Слушайте внимательно.

«Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —

Серебристые. (Снежинки.)

На дорожки, на лужок

Всё снижается. (Снежок.)

Вот веселье для ребят —

Всё сильнее. (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился. (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка —. (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой. (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (Снег.)»

Логопед: Молодцы.

11. Развитие звуко-слогового анализа слов.

Логопед:

Ребята, давайте сядем за стол и посмотрим, что ещё приготовила для нас зима. Это зимние картинки. (Слова: снег, лыжи, зима, снеговик, снегурка, снегири).

Сколько слогов в слове? Какой согласный звук первый (последний, в середине) Какой ударный гласный звук?

Давайте придумаем предложение с вашим словом.

(Дети придумывают предложения).

12. Работа с деформированным предложением.

Логопед: Ребята, я несла вам предложения о зиме, но подул сильный ветер, и все слова разлетелись. Помогите мне их собрать.

«Наступила, вот, и, зима»

«Пушистый, покрыл, землю, ковром, снег, белым».

«Снежинки, в, кружатся, воздухе».

13. Заключительная часть.

Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Возьмите вот этот снежный комочек, передавайте его друг другу и вспоминайте, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? Что у каждого из вас получилось лучше всего?

(Дети передают из рук в руки «Снежный комочек» и отвечают).

Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ «Зимушка-зима» Цели: развитие связной речи, слухового внимания и восприятия, навыков словообразования, мелкой моторики, творческого воображения, умения.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР «Путешествие в осенний лес» Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР по теме «Путешествие.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Буква Ю» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Познакомить с буквой «Ю». • Продолжать развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза;.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «8 Марта — Международный женский день» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Расширять, уточнять, активизировать словарный запас по теме. • Упражнять в согласовании прилагательных.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнить произношение гласных звуков. • Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза,.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Осень. Деревья в наших лесах, парках» Тема: «Осень. Деревья в наших лесах, парках. Заучивание стихотворения И. Михайловой «Как обидно». Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Поздняя осень. Пересказ рассказа «Предзимье» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме. • Упражнять в подборе прилагательных.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [ц]. • Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [З]. Кукла Зоя в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [з]. • Продолжать формировать навыки звуко-слогового анализа.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Такой разный транспорт» в подготовительной группе для детей с ОНР Конспект подгруппового логопедического занятия «Такой разный транспорт» в подготовительной группе для детей с ОНР с использованием ИКТ.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по лексической теме “Зима”

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте со всеми поздороваемся.
Логоритмическое упражнение «Зашагали ножки».
На доске появляется слайд № 1 «Лесная школа».
Логопед: Посмотрите к нам в гости пришли лесные жители и приглашают нас с вами к ним в гости. Да не просто в гости, а куда? Прочитайте.
Дети читают «Лесная школа».
Логопед: Ну что пойдем учиться в лесную школу?
Дети: Да.

Появляется слайд № 2.

Логопед: Тетушка Сова принесла на занятие буквы. Помогите зверятам назвать их.

Дети называют буквы на слайде.

Логопед: А какое слово можно составить из этих букв?
Дети: Зима.
Логопед: Какая 1-я буква?
Дети: З (слайд № 3)
Логопед: Какая 2-я буква?
Дети: И (слайд № 4)
Логопед: Какая 3-я буква?
Дети: М (слайд № 5)
Логопед: Какая 4-я буква?
Дети: А (слайд №6)
Логопед: Прочитайте, что у нас получилось.

Дети читают «Зима»

Логопед: Отгадайте-ка, ребятки, Тетушки Совы загадку!

Что за нелепый человек?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла? (снеговик)

Логопед показывает набор пособия «Снеговички-звуковички».

Логопед: Вот мои друзья Снеговички,
В разноцветных шапках и шарфах они.
Ребята эти не простые,
Они волшебные – звуковые.
Попробуйте отгадать – этот снеговик какой звук обозначает?

Дети поясняют, что снеговик в красном обозначает гласный звук, в синем – согласный твердый звук, в зеленом – согласный мягкий звук.

Логопед: Молодцы, ребята! А давайте составим из наших Снеговичков-звуковичков слово «ЗИМА».

Детьми проводится звуковой анализ слова, дается характеристика каждому звуку в слове, выставляется соответствующий снеговичок.

Логопед: Ребята, а что зима нам принесла? (холод, морозы, снега, лёд)
– Что зимою лежит на земле? (На земле лежит снег).
– Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Начните со слова «снег» (снег белый, пушистый, холодный, блестящий).

Логопед: Посмотрите, у тетушки Совы есть для нас новое задание. Давайте его прочитаем.

Дети читают «Составь рассказ о зиме».

Логопед: Давайте поможем зверятам.

Дети по мнемотаблице составляют рассказ:

Наступила зима. На небе темные тучи и падает на землю пушистый снег. Все вокруг засыпало белым снегом. Девочки и мальчики гуляют на улице. Они кормят птиц зимой зерном, семечками и хлебом.

Дети по мнемотаблице составляют рассказ:

Наступила зима. Падает пушистый снег. Много птиц улетели в теплые края. Но с нами остались зимовать синички, воробьи, вороны, снегири, клесты, голуби. Все вокруг занесло белым снегом. Поэтому птицами зимой нечего есть. И люди им в кормушки насыпают семечки, зерно и крошки хлеба.

Дети по мнемотаблице составляют рассказ:

Наступила зима. Все вокруг засыпало белым снегом. Мороз на окнах рисует узоры. Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. Скоро мы будем наряжать ёлку и Дед Мороз со снегурочкой принесут нам на праздник подарки.

Логопед: Молодцы, много вы рассказали зверятам о зиме. А чтобы узнать о ней еще больше, давайте-ка с вами отправимся в гости к Зимушке-зиме.

Массаж спины «Паровоз»

Дети встают друг за другом «паровозиком».

Паровоз кричит : «Ду-ду!
Я иду, иду, иду!» (поколачивание кулачками)
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так-так-так! Так-так-так!
Так-так-так! Так-так-так!» (похлопывание ладошками)

Логопед: Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.

Логоритмическое упражнение «Веселый паровозик».

Логопед: Вот мы и приехали. Давайте прочитаем как называется наша первая станция.
Дети: Станция «Снежная».

Игра «Семейка слов»

Логопед: Давайте образуем семейку слов от слова «снег».

– Когда идет сильный снег, как мы это называем? (снегопад).
– Как можно назвать снег ласково? (снежок).
– Кого мы лепим из снега? (Снеговика).
– Каким станет парк, если его занесет снегом? (заснеженным).
– Ком из снега какой? (снежный).

Игра «Есть – нет»

Логопед кладет на ковер картинками вниз стопку карточек с изображением разного количества снежинок.

Логопед: Возьмите 1 карточку, рассмотрите ее и скажите, сколько снежинок на ней нарисовано. Ваш сосед говорит, что у него нет такого количества снежинок, но зато есть другое количество и так далее.
1 ребенок: У меня есть 2 снежинки.
2 ребенок: У меня нет двух снежинок, но есть пять снежинок.
3 ребенок: У меня нет пяти снежинок, но есть три снежинки.
4 ребенок: У меня нет трех снежинок, но зато есть шесть снежинок. И т. д.

Логопед: Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.

Логоритмическое упражнение «Веселый паровозик».

Логопед: Вот мы и приехали. Давайте прочитаем как называется наша вторая станция.
Дети: Станция «Вьюжная»

Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает,
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо? (вьюга)

Логопед: Эта картина называется «Вьюга». Как можно назвать вьюгу по-другому? Что такое вьюга?
Дети: метель, буран, сильный ветер со снегом.
Логопед: Давайте поиграем в игру «Вьюга». Вы будете петь звук «У» то тихо. То громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше моя рука, тем громче вы должны петь, и наоборот.

Игра «Вьюга»

Логопед: Давайте поиграем с вами во вьюгу. Вы будете говорить как вьюга – “У” – то громко, то тихо, в зависимости от того как я буду поднимать руку. Если я поднимаю руку вверх, то вы говорите громко, а если вниз, то – тихо.

Логопед: Намела вьюга много-много снега.

Игра «А что вчера?»

– Ребята, я очень много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить. Я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне должны ответить так, как будто это происходило вчера.

– Сегодня снег блестит, а вчера снег блестел.
– Сегодня снег падает, а вчера падал.
– Сегодня снег сверкает, а вчера сверкал.
– Сегодня снег тает, а вчера таял.
– Сегодня снег хрустит, а вчера хрустел.
– сегодня снег идёт, а вчера шёл.

Логопед: Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.

Логоритмическое упражнение «Веселый паровозик».

Логопед: Вот мы и приехали. Давайте прочитаем как называется наша третья станция.
Дети: Станция «Зимняя»

Игра «Зимние слова»

Логопед: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Зимние слова». Я буду называть слова, вы хлопайте в ладоши, если услышите слово, связанное с зимой.

– Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи.

Молодцы! Вы были очень внимательными.

Игра «Исправь ошибку»

Сегодня зверята составляли с Тетушкой Совой Рассказы о зиме, только они все перепутали. Помогите Тетушке Сове исправить ошибки.

– Первый зимний месяц называется сентябрь. Как наступает зима, так начинаются холода, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы.

– Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику – Маминому дню.

– Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах.

– Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке.

Молодцы, вы исправили все ошибки.

Логопед: Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.

Логоритмическое упражнение «Веселый паровозик».

Логопед: Вот мы и приехали. Давайте прочитаем как называется наша четвертая станция.
Дети: Станция «Новогодняя»

Огадайте-ка, ребятки, вы еще одну загадку.
На дворе снежок идёт,
Значит, праздник … (Новый год)

Игра «Подбери признак»

Логопед: Давайте поиграем с вами в игру «Подбери признак». Вам необходимо как можно больше подобрать признаков к слову «праздник».

Праздник (Какой?) – веселый, семейный, зимний, радостный и т. д.

Молодцы! Вот вам еще одна загадка.

Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная! (елка)

Игра «Семейка слов»

Логопед: Давайте попробуем вспомнить слова из одной семейки с этим словом.

Как вы назовете маленькую елку? (елочка)
Как называется лес, в котором растут елки? (ельник)
Какие шишки у елки? (еловые)
Как называют большую елку? (ель)

Игра «Наряди елку»

Предлагаю вам нарядить ёлку. (Выставляется искусственная ёлочка). Чтобы нарядить елку вам нужно выиграть елочную игрушку. А выиграет тот, кто назовет мне зимнюю примету или расскажет пословицу или поговорку о зиме.

Дети говорят примету, пословицу, поговорку о зиме, берут елочное украшение и вешают его на елку.

Логопед: Вот и елка у нас наряжена. А что принято делать вокруг елки?
Дети: Водить хоровод, играть в разные игры.
Логопед: Давайте и мы с вами поиграем в игру «Елочки-пенечки».

Музыкальная игра вокруг елки «Елочки-пенечки».

Логопед: Ребята, пока мы с вами играли, нам кто-то прислал письмо. Прочитайте от кого оно.
Дети: Письмо от Деда Мороза.
Логопед: Давайте я помогу вам его прочитать.

Ну, ребята, удивили,
Не напрасно вас учили!
Проявили вы усидчивость,
Терпение, старание,
А так же прилежание
И хорошее воспитание.
Приготовил вам подарки,
Отыщите их под елкой вашей яркой!
Дети вместе с логопедом ищут под елкой подарки.

Логопедическое занятие в подготовительной группе по теме «Зима» с использованием инновационных технологий

Логопедическое занятие в подготовительной группе по теме «Зима» с использованием инновационных технологий.

Продолжать вырабатывать полноценные движения органов артикуляционного аппарата необходимые для правильного произнесения звуков;

продолжать обучать детей отвечать на вопросы взрослого полным предложением,

закреплять умение решать задачи творческого характера с использованием приёмов ТРИЗ, ТРКМ;;

продолжать обучать умению выражать свои мысли, вырабатывать способности к анализу, формировать связность и четкость высказываний;

расширять и актуализировать словарный запас;

закреплять умения изменять существительные с помощью суффиксов ечк, очк, ищ, строить простые предложения с предлогами;

закреплять умение дифференцировать твердые и мягкие согласные;

развивать память, внимание, мышление;

Воспитывать умение слушать своих товарищей.

Оборудование: магнитная доска, картина “Зимний лес”, предметные картинки, су джок, кольца Луллия, сенсорный ящик, детали конструктора “ТИКО”, деревянные буквы,фишки- символы мягких и твердых согласных, компьютер.

Приветствие. Сообщение темы.

Артикуляционная гимнастика. Прием Су джок.

Сказка о язычке.

Жил – был язычок. Выглянул в окошко (упр. «Иголочка»), а на улице идёт снег, весь домик засыпало. Вышел язычок на улицу и начал снег убирать. (упр. “Вкусное варенье”). Захотел язычок из снега слепить снеговика (упр. “Часики”). Слепил красивого снеговика и пошёл язычок домой, выпил он чашку чая (упр. «Чашечка») и лёг отдыхать (упр. “Блинчик”).

Упражнения на дыхание.

Превращаемся в ветерок и дуем на снежинки.

Упражнение «сдуй снежинку» вдох через нос , выдох длительный через рот. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем.

Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Прием ТРИЗ «вхождение в картину»

Выставляется сюжетная картинка. Оказываемся в зимнем лесу.

“Я вижу”, “Я слышу”, “Я ощущаю носом”, “Я ощущаю руками”

Я ощущаю руками…(холодный мокрый снег, ледяную сосульку и т.п.

Я слушаю….(как тихо ложится на землю снег, как завывает метель и т.п.)

Я чувствую запах…(мороза и свежести)

Прием ТРИЗ «сенсорный ящик»

В сенсорном ящике спрятан предмет.

Что это, дети должны угадать, задавая вопросы.

Зрение: Какой он формы? (он круглой формы)

Какого он цвета? (белый)

Какого он размера? (по сравнению с арбузом – он маленький, по сравнению с виноградинкой – большой)

Сколько у него частей? (у него одна часть: )

Осязание: Какой он на ощупь? (он гладкий)

Слух: Он издает звук? (нет)

Обоняние: Он пахнет? (нет)

Вкус: Это съедобный предмет? ( несъедобный)

Презентация. Игра «доскажи словечко.»

Давайте поиграем со словом «снег».

«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю . (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —
Серебристые . (Снежинки.)

На дорожки, на лужок
Всё снижается . (Снежок.)

Вот веселье для ребят —
Всё сильнее . (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в . (Снежки.)

Словно в белый пуховик
Нарядился . (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — . (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой . (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил . (Снег.)»

Координация речи с движением

Снег пушистый лег на ветки. Изображаем руками ветви деревьев, пальцы растопыриваем

И гулять бегут все детки. Изображаем бег

Лепят бабу под окном, Лепим двумя руками воображаемый снежный ком

Дружно катят снежный ком. Круговые движения руками

Лыжи, Скользим ладонями вперед-назад

Санки Кисти рук соединить вместе, большими пальцами вниз, движение от груди вперед

И коньки Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад

Прием ТРИЗ «волшебные слова» НО и НЕ помогут нам составит загадку.

Круглая, но не мяч,

белая, но не заяц,

холодная, но не мороженое,

колючая, но не , иголка,

летит , но не птица. (снежинка)

Прием ТРИЗ “мозговой штурм”.

придумывание предложений со словом КАК

В снегу ноги утопают как в –

Деревья покрываются снегом как –

Лёд прозрачный как –

Прием ТРКМ «Дидактический синквейн»

Дети выбирают картинки: солнце, снежинка , сугроб, ветер, льдинка

Солнце – холодное, круглое. Светит , заходит, прячется. В небе светит солнце. Свет.

Снежинка – белая, кружевная. Кружиться, летит, падает. Снежинка над землей кружится. Холод.

Сугроб–большой , рыхлый. Растет, тает, лежит. Под деревьями много сугробов. Мороз.

Ветер- сильный, холодный . Проносится, дует, завывает. Ветер завывает в лесу. Вой.

Прием ТРИЗ «морфологическая таблица»

«Назови ласково». « Назови огромное»

Мороз – морозец морозище

Сугроб – сугробик сугробище

Холод – холодок холодище

Ветер – ветерок ветрище

Конструктор «ТИКО» Игра «назови слово».

Придумывание слов на твердые и мягкие согласные.

Прием ТРИЗ «Преобразование объектов картины во времени.»

Снеговик (снежок, вода)

Игра «О чём говорят предметы?»

О чем могут сказать следы на снегу? О том , что здесь пробежала лиса..

О чем могут сказать ….

а что было бы, если к нам совсем не пришла зима?

Прием ТРИЗ “круги луллия”

Раскрутить круги. По очереди дети по трем словам придумывают предложение.

«Зимняя прогулка» (для детей подготовительной логопедической группы)

Содержимое публикации

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Зимняя прогулка» (для детей подготовительной логопедической группы)

Цель: обобщение и систематизация знаний детей по теме «Зима. Дикие животные зимой ».

Задачи приоритетной образовательной области речевого развития:

Формировать правильное звукопроизношение у детей подготовительной группы.

Расширить, уточнить и актуализировать словарь по теме «Зима. Дикие животные зимой»;

Совершенствовать навыки словообразования (образование прилагательного в мужском, среднем и женском роде);

Упражнять детей в образовании глаголов в форме прошедшего времени;

Учить составлять предложение по опорным словам;

Учить анализировать слова, выделяя первый звук и соотносить его с буквой; Совершенствовать фонематические представления – составление звуковой схемы слова;

Обогащение активного словарного запаса детей.

Задачи ОО в интеграции:

Социально – коммуникативное развитие:

Развивать умения работать в коллективе и индивидуально.

Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру.

Воспитывать у детей умение взаимодействовать друг с другом.

Побуждать детей к познавательной активности, любознательности.

Воспитывать дружелюбие, эмоциональную отзывчивость.

Продолжать сохранять и укреплять здоровье детей.

Побуждать детей к познавательной активности, любознательности.

Планируемые результаты НОД:

Целевые ориентиры: эмоционально-отзывчивый; любознательный, активный, соблюдающий элементарные общепринятые правила; может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач.

Предпосылка учебной деятельности: формирование умения выполнять и понимать задания взрослого.

Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: письмо-приглашение, снежинка, наборы букв слова «зима», 4 «льдинки» с предметными картинками и с приклеенной бахромой, декоративные ёлки и снеговички-звуковички, презентации «Письмо», «Слово Зима», «Зимние пейзажи», «Следы животных», «Дикие звери и их жилища», «Грустный и веселый смайлики-снежки».

Методы и приемы:

Игровая мотивация, пояснение, вопросы, словесная инструкция, показ способа действия.

Предварительная работа: лексические темы «Зима», «Дикие животные наших лесов».

1.Организационный момент:

– Здравствуйте, ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте со всеми поздороваемся.

Ребята, сегодня утром пришло необычное письмо – приглашение. Давайте его прочитаем: (слайд № 1)

«Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас на зимнюю прогулку. А чтобы было интересней, я подготовила для вас задания – сюрпризы. Жду вас. Ваша …. (оборванный край или размытая надпись)».

– Кто нас может пригласить на прогулку? Если мы отгадаем все задания, то сможем узнать, кто пригласил нас на прогулку.

Артикуляционная гимнастика «Зимние забавы»

– Сейчас мы выполним зарядку для нашего язычка.

– Для чего мы делаем эту зарядку? (для того чтоб, мы смогли произносить сложные звуки без ошибок)

Пришло время развлекаться и конечно улыбаться

Много ты не говори, а улыбку подари.

А пока мы улыбались, снега выпало сполна

Но не будем унывать, нужно дорожки расчищать

Вы достаньте все лопатки, и копайте ими снег

Если дружно потрудиться, непременно ждёт успех

Вот пока мы снег копали, горка выросла сама

Ну ведь мы уже большие и для нас она мала

Лучше станем ком катать, раз, два, три, четыре, пять

Потрудились очень дружно, вырос славный снеговик

Развлеклись мы то, что надо, наигрались мы с полна

А теперь на чашку чая нам домой бежать пора!

3. «Волшебный сундучок» Ребята, посмотрите это волшебный сундучок, но чтобы его открыть, нужно составить загадку про снежинку.

Прием ТРИЗ «волшебные слова» НО и НЕ помогут нам, составит загадку.

Круглая, но не мяч,

белая, но не заяц,

холодная, но не мороженое,

колючая, но не, иголка,

летит, но не птица. (снежинка)

Что же в сундучке? Да это же снежинки.

4. Кинезиологические упражнение «Сдуй снежинку» (элемент арт-терапии)

Логопед напоминает, как нужно правильно выполнить упражнение

Превращаемся в ветерок и дуем на снежинки. Вдох через нос, выдох длительный через рот. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем.

Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

А теперь зимняя метель закружит нас, как будто мы снежинки.

Логопед предлагает детям закрыть глаза и послушать аудиозапись.

Звучит аудиозапись «Звуки метели»

5. Ой, ребята, посмотрите, мы с вами очутились в лесу.

Прием ТРИЗ «вхождение в картину»

Выставляется сюжетная картинка. Оказываемся в зимнем лесу.

“Я вижу”, “Я слышу”, “Я чувствую руками”

Я ощущаю руками…(холодный мокрый снег, ледяную сосульку и т.п.

Я слушаю….(как тихо ложится на землю снег, как завывает метель и т.п.)

Посмотрите, что это? (перед детьми на полу следы птицы, белки, медведя, зайца, лисы, волка)

Дети: Следы

Логопед: Правильно, это следы животных.

6. Игра «Кто, где зимует?». Ну вот, следы есть, а самих животных нет. Где же они спрятались от холода? (в своих домах).

Ребята, помогите мне, договаривая последние слова в предложении. И тогда мы с вами узнаем, кто в каком доме живет.

Спит зимой медведь (в берлоге)

Лиса устроилась (в норе)

Белка спряталась (в дупле)

Ежик спит в сухой (траве)

В логове лежит (волчица)

Под кустом дрожит (зайчишка).

На мониторе появляются соответствующие картинки (животные и их жилища).

Ребята, вот мы с вами и вспомнили, как зимуют животные.

7. Музыкатерапия «Зимние забавы» (элемент арт-терапии)

Животным тепло в своих домах. А мы, пока ходили по лесу, замерзли. Давайте с вами погреемся и вспомним, какие зимние забавы нравятся всем ребятам.

Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)

На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)

Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)

Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)

Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)

Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх).

Ребята, а теперь покажите мне, какая зимняя забава – ваша любимая (Дети индивидуально имитируют понравившееся упражнение).

8. Логопед: Как красиво кругом. Природа в зимнюю пору совершенно иная, чем весною, летом и осенью. С наступлением декабря леса и поля покрываются снегом, становятся белыми, светлыми и чистыми. Природа будто бы погружается в сказочный снежный сон.

Сейчас я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне скажите так, как будто это происходило вчера.

– Сегодня снег блестит, а вчера снег блестел.
– Сегодня снег падает, а вчера падал.
– Сегодня снег сверкает, а вчера сверкал.
– Сегодня снег тает, а вчера таял.
– Сегодня снег хрустит, а вчера хрустел.
– Сегодня снег идёт, а вчера шёл.

9. Логопед: А мы отправляемся дальше. Ой, ребята посмотрите, избушка стоит, кто же здесь живет? Мы узнаем, если доберемся до домика по льдинкам. Чтобы узнать, что спрятано у льдинки в серединке, надо на длинном выдохе подуть на мешающие полосочки, рассмотреть картинку, определить первый звук и найти нужную букву и закрепите ее около снежинки. (зонт, индюк, мяч, арбуз)

Дети называют буквы на слайде.
Логопед: А какое слово можно составить из этих букв?
Дети: Зима.
Логопед: Какая 1-я буква?
Дети: З (слайд № )
Логопед: Какая 2-я буква?
Дети: И (слайд № )
Логопед: Какая 3-я буква?
Дети: М (слайд № )
Логопед: Какая 4-я буква?
Дети: А (слайд №)
Логопед: Прочитайте, что у нас получилось.
Дети читают «Зима» (слайд №)

– Молодцы со всеми заданиями справились, пора и пальчики размять.

10. Логопед: А сейчас давайте присядем за стол и составим схему слова зима, а помогут нам в этом (логопед показывает набор пособия «Снеговички-звуковички».)

Пальчиковая гимнастика с мячиком Су- джок

Раз, два, раз, два лепим мы снеговика

Мы покатим снежный ком, кувырком, кувырком

Вместо носа есть морковка, вместо глазок угольки

Руки веточки смотри, а на голову ведро

Посмотрите вот оно!

В разноцветных шапках и шарфах они.
Ребята эти не простые,
Они волшебные – звуковые.
Попробуйте отгадать – этот снеговик, какой звук обозначает?

Дети поясняют, что снеговик в красном обозначает гласный звук, в синем – согласный твердый звук, в зеленом – согласный мягкий звук.
Детьми проводится звуковой анализ слова, дается характеристика каждому звуку в слове, выставляется соответствующий снеговичок.

11. Выход Зимы.

Зима. Я зимушка холодная, из кружев мой наряд. Пришла к вам на занятие. Здравствуйте, дети. Очень хорошо, что вы приняли мое приглашение, у меня уже давно не было гостей. Погода в этом году переменчивая – то снег, то дождь. Моим друзьям: зверюшкам, птичкам, деревьям и кустарникам не просто зимовать в этом году. В лесу стало мало снега. Вот я сейчас обходила свои владения и украшала снегом деревья.

Зима. Подберите определение, какая бывает зима? Шагаем, признаки называем.

Дети. Белая, пушистая, серебристая, морозная, холодная, лютая, блестящая, снежная.

Зима. А вот вам подарок-снежок.

Логопед: Спасибо, Зима! А теперь я предлагаю поиграть со снежком, нужно добавив к моему слову слово «зимний», повторить его. Например: метель – зимняя метель. Правильно проговаривайте окончание слов.

(дерево, ёлка, узор, утро, сугроб, настроение, солнце, шубка, сапоги, лес, шапка, погода, тропинки, дуб).

Зима. Все вы знаете про зиму, я очень рада, но у меня еще есть подарки. Вот такие снежинки.

12. Рефлексия. Игра «Аплодисменты друг другу» (элемент арт-терапии)

Воспитатель предлагает детям проанализировать занятие.

– Если вам было легко, и все понравилось то подарите мне свою улыбку.

– Если было, что-то немного непонятно и сложно тогда подарите мне улыбку уголками вниз.

– Я рада, что вам всем было легко, поэтому давайте поблагодарим друг друга по кругу аплодисментами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: