Занятие по теме Насекомые

«Путешествие в мир насекомых для детей старшей группы»

Содержимое публикации

МКОУ «Ахлебининская СОШ»

дошкольная группа «Солнышко»

Конспект НОД по развитию речи на тему:

«Путешествие в мир насекомых для детей старшей группы»

Сергеева Людмила Сергеевна

Тема: Путешествие в мир насекомых.

Цель: закрепить знания детей о насекомых.

– расширять представления детей о жизни насекомых;

– формировать умения называть характерные особенности насекомых;

– развивать связную речь, мышление, память;

– воспитывать заботливое отношение к окружающей среде.

– наблюдение за насекомыми и пауками летом во время прогулок;

– рассматривание иллюстраций с изображениями насекомых и пауков;

– беседа с детьми о божьей коровке, о клещах, о кузнечиках, о мухах, о стрекозе, о шмеле, о колорадском жуке;

– чтение произведений К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище»;

– разучивание скороговорок о насекомых;

– беседа с детьми о мультфильмах, в которых встречаются насекомые: «Пчелка Майя», «Королевство Бенна и Холли».

– картинки с изображениями насекомых;

– цветы, сделанные из бумаги;

– надувная песочница и кинетический песок;

– конверт и письмо;

– разрезные картинки с изображениями насекомых.

Словарная работа:

насекомые, сороконожка, полянка, паук, изящно покружилась, кинетический песок;

«Жужжит над жимолостью жук,

Зеленый на жуке кожух».

«Жу-жу, жу-жу. Я на ветке сижу.

Я на ветке сижу. Букву «ж» все твержу.

Знаю твердо букву эту. Я жужжу зимой и летом».

Ход занятия.

Организационный момент: дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель: Ребята, сели правильно – спинка прямая, спину прижали к спинке стула, руки на коленях.

Пальчиковая гимнастика «Паучок», «Семейка», «пальчик, где твой домик».

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:

«Мы к лесной полянке вышли,

поднимая ноги выше,

через кустики и кочки,

через ветки и пенечки».

(Дети подходят к коврику с искусственной травкой, на которой одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполнить все задания паука)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно?

Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите нам, пожалуйста. С уважением, ваши насекомые».

Воспитатель:Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь?

Воспитатель: Однажды над насекомыми

Пронесся злой паук,

На полянке разноцветной

Он всех заколдовал.

Чтоб бабочки порхали,

И осы чтоб жужжали,

Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,

И доброту возьми,

И этим шестиногим

Воспитатель:А чтобы помочь нашим шестиногим малышкам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам. Закройте все глаза и повторяйте за мной: «Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати». (Дети одевают крылья). Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим на полянку выполнять задания паука.

Основная часть:

(Лежит конверт с заданиями)

Отгадай загадки и найди картинки отгадки.

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза,

Называют ее … (Стрекоза).

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила,

А зовут ее … (Пчела)

Очень маленький на вид,

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь. (Комар)

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион –

Ловко прыгать может он. (Кузнечик)

Кто нектар цветочный пьет,

Полосатый, а не кот? (Шмель)

Он работник настоящий,

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей)

Она яркая, красива,

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (Бабочка)

Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки –

Черненькие точки. (Божья коровка)

Это вредное насекомое,

Оно всем, конечно, знакомое.

Называют ее «цокотухой».

Угадали? Конечно же … (Муха)

В кухне в уголке живет

И из грязных чашек пьет. (Таракан)

Воспитатель:Ребята, как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

Дети: Насекомые.

Насекомые – это животные, у которых три пары ножек (то есть всего шесть) и тело четко делится на три части: голову, грудь, брюшко.

2 задание паука

«Ответы на вопросы» – конверт

Кто в лесу строит муравейник? (Муравьи)

Читайте также:
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ЗПР

Какую пользу приносят муравьи лесу и людям?(Они уничтожают вредных насекомых)

Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (Медведь, дятел)

Как называется дом, который люди строят для пчел? (Улей)

Когда пчелы танцуют? (Когда находят поляну с растениями-медоносами)

Где строят гнездо шмели? (На земле – в норках, ямках, трещинах)

Почему стрекозу называют хищницей? (Она питается насекомыми)

Куда стрекозы откладывают яички? (В воду)

Что помогает гусеницам удерживаться на стеблях растений? (Особые крючки на ножках)

С помощью чего кузнечик издает звуки? (С помощью крыльев)

Где у кузнечика уши? (На передних ногах)

О чем говорит птицам красная спинка божьей коровки? (О том, что жучок несъедобный)

На кого охотится божья коровка? (На вредных насекомых – тлей, паутинных клещей, щитовок)

Какие птицы уничтожают личинок майских жуков?(Вороны, скворцы, грачи)

Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (Пчелы, шмели, бабочки)

Почему возле водоемов много комаров? (Комары откладывают личинки в воду)

Где у комара уши? (В усах)

Что помогает мухе ползать по стеклам и потолку? (Специальные влажные подушечки на лапках, которые прилипают к гладким поверхностям)

Где живут тараканы? (В домах, квартирах)

Какой вред приносят людям мухи и тараканы?(Разносят инфекции)

Зачем молодые паучки отправляются в воздушные путешествия? (Так они расселяются)

Воспитатель:А сейчас, ребята, давайте отдохнем.

по сухой дорожке

(дети идут ритмичным шагами, слегка пружиня)

Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

– Ой, промокнут ножки!

(дети останавливаются и приседают)

Насморк нам не нужен.

(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи)

Грязи в дом не принесу,

(дети останавливаются, трясут одной ногой)

Каждой лапкой потрясу!

(трясут другой ногой)

И потопаю потом

– Ой, какой от лапок гром!

(дети топают ногами)

(дети бегут по кругу на носочках, если названо не насекомое, нужно подпрыгнуть)

Муха, муравей, грач, пчела.

Стрекоза, гусеница, жук, собака.

Комар, кузнечик, бабочка, белка.

Муравейник, муха, жук, пчела.

Бабочка, комар, воробей, жук.

Божья коровка, кузнечик, паук, гусеница.

4 задание паука

Игра с мячом «Закончи предложение»

(педагог бросает мяч ребенку и говорит предложение, а дети, получившие мяч, должны закончить его)

Майский жук большой, а божья коровка … (маленькая)

У майского жука крылья короткие, а у стрекозы … (длинные)

У жука усы толстые, а у бабочки … (тонкие)

Гусеница ползает, а бабочка … (летает)

Пчелы летают, а паук … (ползает)

Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка … (нет)

Муравьи живут в муравейнике, а пчелы … (в улье)

Пчелы из нектара делают … (мед)

У птиц 2 лапки, а у насекомых … (шесть)

Воспитатель:Ой, ребята, посмотрите, кто-то разорил муравейник, все муравьи плачут, давайте им поможем построить муравейник.

(дети и воспитатель строят из кинетического песка муравейник и говорят скороговорки)

«Жужжит над жимолостью жук,

Зеленый на жуке кожух».

«Жу-жу, жу-жу. Я на ветке сижу.

Я на ветке сижу. Букву «ж» все твержу.

Знаю твердо букву эту. Я жужжу зимой и летом».

Воспитатель:Молодцы, а сейчас давайте отдохнем.

Физкультминутка «Видишь, бабочки летают»

Утром бабочка проснулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Воспитатель:А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру «Сложи картинки с изображением насекомых».

(дети складывают картинку из частей и составляют рассказ по плану)

как насекомое двигается?

Строение тела и цвет насекомого?

Какие звуки издает насекомое?

Польза или вред для людей?

(дети находят «заколдованных» насекомых в клетке)

Воспитатель:Ребята, давайте скажем: «Сим-салабим, ахала-махала, насекомые, расколдуйтесь навсегда» (звучит музыка «Звуки насекомых»)

Заключительная часть.

Воспитатель:Вот и подошло наше путешествие к концу. Ребята, какие все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.

(дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траке кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым. А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей.

(воспитатель берет «волшебный» цветок и произносит слова: «Ты, цветочек, помоги и в детей нас преврати». (звучит музыка)

Воспитатель:Ребята, вам понравилось быть насекомыми?

Читайте также:
Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе (Волшебная буква М)

Воспитатель:Ребята, а если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых, в кого вы бы хотели превратиться и почему?

Воспитатель:Ребята, посмотрите, насекомые передали вам медали за активное участие.

(вручение медалей с изображением насекомых)

Конспект занятия на тему «Насекомые» в старшей группе

Русова Светлана
Конспект занятия на тему «Насекомые» в старшей группе

Конспект занятия на тему «Насекомые» в старшей группе

Занятие в старшей группе Тема: Насекомые

Образовательные: Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.

Воспитательные: Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память. Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме. Развивать связную речь. Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.

Продолжать учить отгадывать загадки.

Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая игрушка – гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.

Ход занятия

– Ребята, а давайте вспомним, кто всегда летает вокруг цветов? (Бабочки, шмели, осы).

Выставляются картинки различных насекомых.

– А как назвать их, одним словом? (Насекомые)

– На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомое» – от слова «насекать». Насекомые – обжоры: они едят все; зелень, мелких насекомых, отходы. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие – один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители – переносчики болезней человека и животных (мухи); есть и полезные – опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).

– Давайте рассмотрим части тела насекомых.Тело можно разделить на три части: голова, грудь, брюшко, 6 ног, 2 глаза, 2 усика, 2 пары крыльев, у мух одна пара, ноги и крылья насекомых отходят от груди.

– Какие насекомые приносят пользу, а какие вред? (Стрекозы едят мошек, пауки – мух, мухи разносчики микробов, гусеницы едят листья, пчелы собирают мед.)

Какие насекомые жужжат? (Жуки, шмели, мухи, стрекозы, осы.)

Какие пищат? (Комары)

Какие стрекочут? (Кузнечики)

А сейчас давайте разгадывать загадки про насекомых. Я буду загадывать загадки, а вы при ответе показывать насекомых на картинке.

Побежали по дорожке

Чьи — то маленькие ножки!

А на ножках, посмотри,-

Груза больше раза в три!

И почти не вижу я Под поклажей …. (Муравьи)

Пролетела мимо уха

Вроде муха, но не муха

Эта муха не жужжала

У нее, ребята, жало

Коль ужалит, будет «ай»

Кто же это отгадай!

Знают все это – (Оса!

На цветок пахучий

Сел цветок летучий. (Бабочка)

Он прыгучий и живой,

Летом скачет над травой.

Зелен, словно огуречик,

Это маленький… (Кузнечик)

Воспитатель: – Послушайте, какие звуки они издают. Запись «Звуки природы»

— Ребята, а для чего нужны насекомые? (служат кормом для птиц, опыляют растения и просто украшают природу)

— Давайте сядем на стульчики.

Воспитатель: — Молодцы! (Жужжание пчелы.) -Ребята, вы слышите, кто-то летит. Кто же это? (Пчела).

— Давайте подойдем к ней поближе, только тихо-тихо, чтобы не испугать, и рассмотрим её повнимательней.

— Посмотрите, какие у нее крылышки красивые крылышки. А еще у пчелы есть усики, голова, брюшко, лапки.

— Посмотрите на картинки (на доске картинки – насекомые).

У всех насекомых есть голова, брюшко, усики, 6 лапок.

(один из детей показывая части тела насекомого)

— А вы знаете, что насекомыми происходят чудеса. А чудеса проявляются в том, что мухи, бабочки, жуки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми.

— А теперь чуть-чуть отдохнем.

Утром бабочка проснулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия Гласные, согласные звуки и буквы

Теперь мы поиграем в игру «Кого не стало?» На доске крепятся картинки насекомых. – Кого вы видите? (Пчела, стрекоза, бабочка, кузнечик, муравей, божья коровка).

Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. А вы должны мне сказать, кого же я убрала, кого не стало?

— Ребята, Как же хорошо на полянке летом, а кто мне скажет, какие жители здесь обитают? (перечисляют)

— А как можно их назвать одним словом? (насекомые)

А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.

— Вот и подошло наше путешествие к концу. Я вам приготовила сюрприз, смотрите какая у нас красивая полянка, цветы, травы. Но чего-то не хватает, а может быть кого-то? (Насекомых). Давайте исправим эту ошибку и поселим на нашу полянку шестиногих малышей.

Аппликация. Коллективная работа. Дети разделившись на группы (мальчики, девочки) наклеивают картинки насекомых. Звучат песни о насекомых.

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию на тему «Насекомые» для детей старшей группы Цель: Уточнить представление детей о знакомых насекомых, условиях их жизни, внешний вид, повадки. Дать представление о взаимосвязи любого.

Конспект ООД по лепке в старшей группе на тему «Насекомые. Божья коровка» Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию «Лепка» в старшей группе на тему «Насекомые. Божья коровка». Интеграция образовательных.

Конспект занятия по ознакомлению с природой на тему «Насекомые» Конспект занятия по ознакомлению с природой во второй младшей группе Тема : «Насекомые» Подготовила воспитатель Багуль Е. Ю. Программное.

Конспект занятия в 1-й младшей группе на тему: «Насекомые весной» Конспект занятия в 1-й младшей группе на тему: «Насекомые весной». Программное содержание: уточнить знания детей о весне, названия насекомых,.

Конспект занятия в старшей группе «Насекомые» Задачи: Дать детям понятие хищное, полезное, вредное насекомое. Обобщить и закрепить знания детей по теме «Насекомые; Закрепить названия.

Конспект занятия в старшей группе «Насекомые» Конспект занятия в старшей группе «Насекомые». Воспитатели: Смирнова М. А. ,Анфимова Е. И. Задачи: 1. Обобщить и систематизировать знания детей.

Конспект занятия в старшей группе «Насекомые» Цели: Обобщение и закрепление знаний о насекомых. Формирование лексико-грамматических категорий. Задачи: – Активизировать словарь. -Закреплять.

Конспект занятия по речевому развитию на тему «Насекомые» в подготовительной группе Цель: развитие речи детей, подготовка к обучению грамоте. Задачи: Образовательные: • учить детей читать слова из букв разного размера, расположенных.

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе ДОУ на тему «Насекомые» Конспект занятия по экологии с применением наглядного (словесного) метода в подготовительной группе ДОУ. 1. Беседа «Какие бывают насекомые».

Конспект занятия на тему: ” В стране насекомых”

Занятие по природному миру с детьми старшей группы.Итог по теме насекомые

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему: ” В стране насекомых”»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС «В стране насекомых» (старшая группа компенсирующей направленности)

Цель: сформировать обобщённое понятие «насекомые».

• расширять и закреплять знания детей о насекомых;

• вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»;

• развивать зрительную и слуховую память;

• развивать связную речь;

• развивать образность речи;

• развивать умение исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа;

• продолжаем развивать умение отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку;

• развивать общую моторику, координацию.

• воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;

• продолжаем воспитывать стремление и интерес к творчеству.

• активизировать и обогащать словарный запас детей по теме (муравьиная кислота).

Форма проведения: НОД.

Приоритетная образовательная область:

Интеграция образовательных областей:

• художественно – эстетическое развитие;

Виды детской деятельности:

Предварительная работа с детьми:

• рассматривание иллюстраций, картин по теме;

• чтение энциклопедической литературы;

• заучивание стихов о насекомых;

• отгадывание загадок о насекомых;

• предметные картинки насекомые (бабочка, муха, пчела, кузнечик, муравей, паук, божья коровка, стрекоза и т. д.) ;

• разрезная картинка божьей коровки;

• дидактическая игра «Четвертый лишний»; « Летает, прыгает, ходит».

Дети входят в группу под звуки природы (поют птицы, насекомые жужжат и стрекочут) (Садятся на палас)

– Весна пришла, всех разбудила

От зимней спячки, холодов.

Душа проснулась и раскрылась

Весну встречать весь мир готов!

Читайте также:
Предлог НА - конспект НОД

– Ребята, а вы рады приходу весны? (ответы детей). А кто еще в природе радуется весне?

С появлением первых листочков и цветов появляются и насекомые. А как вы думаете, кто из насекомых первым просыпается? (ответы детей)

– По научному календарю первыми просыпаются бабочки- веснянки, а вот по народным наблюдениям – мухи. А в какой сказке встречается муха?

– Правильно. А кто написал эту сказку? ( К.И. Чуковский)

Рассмотреть муху, части ее тела. Вред или пользу приносит? Чем питается?

А давайте вспомним, кто приходил к мухе в гости. Сейчас я вам буду говорить фразы из сказки, а вы продолжите.

-Приходила к мухе бабушка (пчела)

Мухе – Цокотухе (меду принесла)

Посмотрите на пчелу. Как вы думаете, это полезное насекомое или нет? Чем питается пчела? (Питается нектаром цветов). А где живут пчелы? (улей). Есть пчелы домашние, они живут в ульях, которые им делает человек. А есть пчёлы дикие и живут они, как вы думаете где? (в лесу) И домик они себе делают в дупле на дереве. А где пчелы берут мед? (ответы детей). А какие еще насекомые похожи на пчелу? Шмель и оса.

– Молодцы! А какая это красавица приходила к мухе? (Бабочка) А какие части тела есть у бабочки? Чем питается бабочка? (Питается нектаром цветов). На нашей планете огромное количество разнообразных бабочек. Они очень красивые и им не нравится, когда их ловят и трогают, после этого они сильно болеют и даже погибают. А мы сейчас с вами тоже превратимся в бабочек и полетаем.

Физкультурная минутка на паласе: Бабочка

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)

— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц. ( Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела. (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

– А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру « Четвертый лишний»

Картинки с насекомыми и птицей, с насекомыми и цветами, с птицами и насекомым, с зимующими птицами и перелетной.

– Дети, скажите пожалуйста, смогли бы насекомые прожить без цветов? А цветы без насекомых? А птицы без насекомых? А насекомые без птиц?

Жук — жужжит, присев на ножки

Спинка — круглая, как ложка

Два крыла — в горошек

И летать, он — может. (Божья коровка)

Воспитатель предлагает детям собрать божью коровку из частей на паласе или за столом. Дети собирают и называют, из каких частей состоит она. (голова, спинка с крылышками, на которых чёрные пятна, шесть ног.). Посмотрите и сосчитайте, сколько точек на ее крылышках (семь). Такую бабочку называют семиточечная.

Чем же питается божья коровка? (Божья коровка спасает урожай, т. к. поедает тлю). А почему её так назвали, божья коровка? Она что, даёт молоко? Просто во время опасности эти бабочки выделяют оранжевый сок и тем самым отпугивают своих врагов. А ещё их яркий красный цвет также отпугивает птиц и других насекомых.

Дети проходят на свои места

Воспитатель читает стихотворение.

– Чистота- здоровье леса, все зависит от него.

Муравей – хозяин леса, защитим давай его.

Рассмотрите внимательно муравья. Какие части тела есть у него? Как вы думаете, какую пользу приносит муравей? (Муравьи рыхлят и удобряют почву – питаются соком растений, гусеницами, нектаром цветов, злаковыми). Ещё их называют санитарами леса, потому что они очищают лес. А кому еще помогают муравьи? (птицам дроздам ) А как? Они чистят им перышки своей кислотой. Какую кислоту выделяет муравей, которая используется в медицинских целях? (муравьиную) А как называют их дом? (муравейник).

– Давайте вспомним, кто спас муху? (комарик) Рассматривают комара. Чем питается, какую пользу приносят или вред, и кто из них самки или самцы кусаются?

-А от кого спас комарик муху? (от паука) Рассмотреть паука. Что отличает его от других насекомых (восемь ног и восемь глаз). Какую пользу приносит? Рассказ воспитателя о разнообразии пауков.

А какие еще насекомые приходили к мухе? (дети называют насекомых, воспитатель показывает картинки – таракан, блоха, кузнечик, стрекоза и т.д.)

Вы сейчас увидели множество различных насекомых, что у них общего? (Голова, грудь, брюшко, шесть ног). По каким признакам можно определить, что это насекомое? (У насекомых по три пары ног, три части тела: голова, грудь и брюшко.) У некоторых есть крылья, а есть еще и такие, которые умеют плавать и держаться на воде – это жук – плавунец и водомерка. Почему их так называют – НАСЕКОМЫЕ. От слов насечка, насекать. На брюшке видны поперечные полоски-насечки.

Читайте также:
Стимулирование речевой активности ребенка через обогащение сенсорного опыта

Игра « Летает, прыгает, ходит»

Правила поведения при встрече с насекомыми:

Увидев осиное гнездо, не трогайте его. Понаблюдайте за его обитателями издалека, иначе осы будут жалить , куда попало.

Около их жала есть ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает.

Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, так как в этом случае она выделяет в воздух химическое соединение, которое приводит в агрессивное состояние всех находящихся поблизости сородичей. Если же она укусила то, необходимо удалить жало, ужаленное место потереть содовым раствором.

Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте за ним, тогда он вас не укусит.

Для защиты от комаров используйте защитные кремы и мази, так как массовое нападение на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть.

Насекомые – это часть природы, а её надо беречь, любить и охранять. Находясь на природе – любуйтесь ею, восхищайтесь и заботьтесь о ней.

А к нам кто-то пришел?

Входят девочки в костюмах бабочек и стрекоз и читают стихи.

Мы каждый день вокруг порхаем

В работе устали не знаем

Пыльцу цветов мы переносим,

А вас мы очень, очень просим.

Нас не пугать и не ловить,

Чтоб мы могли спокойно жить.

Мы грязный воздух не выносим

И о защите очень просим.

Мы привлекательны, красивы,

Но просим помнить, что должны вы

На нас лишь издали смотреть.

Ах, как нам нравится лететь.

– Милые бабочки и стрекозы! Мы не будем вас обижать, летите спокойно, правда дети? Вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас? (Ответы детей).

А мне сегодня понравилось, какие вы были активные, как внимательно меня слушали. И на память о нашем занятии я хочу подарить вам вот такие раскраски-бабочки.

Занятие для детей 4–5 лет по теме “Насекомые”

Класс: д/с

Ключевые слова: насекомые

Цель:

  • Закрепить знания детей о внешнем строении тела насекомых.
  • Познакомить с жизнью насекомых.
  • Упражнять в сравнении насекомых.
  • Рассмотреть взаимосвязи в природе.
  • Развивать мышление, наблюдательность, воспитывать бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал: Предметные картинки.

Ход занятия

Сегодня с тобою мы отправимся в лес, чтобы узнать тайны. которые происходят весной в лесу.

– Живут на земле два царства, которые дружат между собой и уже обойтись друг без друга не могут. У них все общее: земля, реки, моря.

Давайте вспомним и назовем, что это за царство?

Правильно, это царство животных – фауна, и царство растений – флора. Жители царства растений добывают из земли пищу, которой кормятся сами и кормят царство животных, оберегают царство растений от болезней и вредителей. Эти два царства никогда не враждуют, а помогают друг другу.

В царстве фауна есть удивительный уголок, в котором живут удивительные существа. Их можно встретить повсюду: в низинах, в горах, на земле и под землей, на растениях, в воздухе и воде. А кто это ты узнаешь, отгадав загадки:

Не зверь, не птица – нос как спица
Летит – пищит, сядет – молчит.
Кто его убьет, тот кровь свою прольет. Комар

На вид конечно мелковаты,
Но все, что можно. тащат в дом.
Неугомонные ребята
Вся жизнь их связана с трудом. Муравьи.

Одежды не шьет, но ткань всегда ткет. Паук

С ветки на тропинку, с травинки на травинку
прыгает пружинка- зелененькая спинка. Кузнечик

Домовитая хозяйка, полетела над лужайкой
Похлопочет над цветком – он поделиться медком. Пчела

– А как вы думаете, о ком мы сегодня будем с вами говорить? – (о насекомых)

(предметные картинки насекомых)

Какие еще насекомые вы знаете?

А почему их называют насекомые? (от слова “насекать”)

Почему они насекомые? – (у них есть головка, брюшко, четыре крылышка, шесть лапок, усики)

Для чего нужны насекомые? – (они опыляют растения и являются кормом для птиц)

Читайте также:
Животные юга и севера - наглядно-информационный материал по лексической теме

Какое из этих насекомых считается самым вредным? – муха.

Какое из этих насекомых приносить сладкую пользу человеку? – пчела.

– Посмотрите. Кто это? – пчела.

Как называется дом, где живет пчела? – улей.

Расскажи как выглядит пчела? – (у нее 6 ножек, голова, грудь, усики, жало. На ногах у пчелы есть маленькие щеточки, а на задних как бы маленькие корзиночки, куда пчелы собирают пыльцу.

Правильно. Когда пчелы переносят пыльцу с цветка на цветок, они их опыляют, и от этого растения дают семена.

– Как называется дом, в котором живут муравьи? – муравейник.

Муравьи – великолепные строители.

Из чего построен муравейник? – из хвоинок и мелких растительных остатков.

Как выглядит муравей? – утолщенное брюшко, грудь, голова, 3 пары маленьких ножек. У него сильные челюсти, очень подвижные усики.

Чем любят питаться муравьи? – сладкими соком тли. Они их доят, нежно поглаживая усиками, и получают сладкую, вкусную жидкость. а еще любят березовый или кленовый сок.

Какую пользу приносят муравьи?- (уничтожают гусениц, слизней, они охраняют наши леса.) А еще их называют хищниками, они уничтожают множество насекомых.

У муравьев много врагов? – это медведи, птицы, дятлы.

Некоторые птицы прилетают к муравейнику для того, чтобы лечится от паразитов, смазывая свои перья муравьиной кислотой.

А ты знаешь, что на зиму муравьи забираются в самую глубину подземной части муравейника, где температура не понижается так сильно, как на поверхности земли. Они собираются в тесный ком, и цепенеют до весны. муравьи видят плохо и поэтому важную роль играют усики, с которыми они ощупывают все, что встречается на пути. с помощью усиков они находят дорогу к своему гнезду.

Стрекоза – настоящая хозяйка воздуха. быстро увидеть свою жертву при таком скоростном полете ей помогают сложные глаза, занимающие почти всю большую головку, и еще три глаза на темени.

А как же развивается стрекоза? Самка откладывает яйца в воду, или на водные растения. Из яичек выходят личинка, которая затем перебирается на сушу.

Очень часто мы ловим жуков с красными крыльями и черными точками. Кто это?

Как их называют? Почему они получили такое название?

Божья коровка безобидна и беззащитна, не кусается, не царапается. Чем она защищается? – выпускает желтое молочко, поэтому ее назвали коровкой.

Давайте вспомним ее строение? – (2 мягких прозрачных крылышка, и два твердых надкрылья). При помощи лапок она быстро бегает по листьям, коре, камням. крылья ей позволяют летать.

Чем она питается? – тлями.

Тли – это насекомые, которые истощают растение, высасывают соки, загрязняют своим выделениями листья, как бы душат растения.

Божья коровка – верный помощник человека. В случае опасности, она прижимает лапки к телу, падает на землю и притворяется мертвой.

Бабочки. Как вы думаете, почему бабочки такие красивые, почему их наряды так разнообразны. У бабочек крылья покрыты множеством мельчайших чешуек, которые отражают солнечные лучи. Солнце делает наряд бабочек ярким и переливающиеся.

Можно ли трогать бабочки руками? Многие бабочки не могут жить после того, как побывали в руках у людей. Даже при легком прикосновении пальцем мельчайшие чешуйки стираются. Крылья бабочки очень нежные, легко повреждаются.

Стоит ли ловить бабочек?

Чем питается бабочки? – нектаром.

Все лето бабочки украшают поля и луга, а осенью исчезают.

Одни – улетают, как птицы, другие прячутся, а третьи откладывают яички и умирают.

Муравей ползает, а бабочка?
Гусеница ползает, а кузнечик?
Бабочка летает, а улитка?
Червяк ползает, а стрекоза?
Кузнечик прыгает, а комар?
Паук ползает, а пчела?
Паук ползает. а пчела?
Муха летает, а гусеница?

А что будет, если исчезнут все насекомые? – не будет птиц и т.д., и будет пустыня а если мы будем уничтожать насекомых, то кто станет опылять растения?

Правильно, все в природе взаимосвязано.

Мы знаем, что человек и природа – это одно целое. очень важно, чтобы вы научились любить и ценить природу. и жизнь станет для вас богаче и интереснее. вы не будете равнодушными к нашей природе. земле. И жизнь станет для вас богаче и интереснее.

Кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не будет ловить бабочек.

Вам стало страшно за нашу землю?

А вы знаете, что вы можете защитить нашу землю?

Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защитится
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.

Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Дружно пальчики считаем – (сжимают и разжимают пальцы)
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, муха, (поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого) Это жук с зелёным брюхом.
Это кто же тут звенит? (вращают мизинцем)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь! (прячут руки за спину)

Повторите чистоговорки

Ры – ры – ры – зажужжали комары
За – за – за – прилетела стрекоза
Ки – ки – ки- ползают жуки
Ла – ла – ла – мохнатая пчела

ПЕСНИ МАЛЕНЬКИХ ЗВЕРЯТ

Ноты детских песен, видео танцев

  • Главная
  • Ноты детских песен
    • Осенние песни
    • Популярные детские песни
    • Песни про правила дорожного движения
    • Малыши
    • Колыбельные
    • День рождения
    • Новогодние песни
    • Русские праздники
    • 23 февраля
    • 8 марта
    • 9 мая
    • Выпускной в детском саду
    • Летние песни
  • Видео
    • Массовые танцы для детей
    • Вальс
    • Танцы с предметами
    • Танцы сказочных героев
    • Патриотические
    • Танцы народов мира
    • Русские народные
    • Новый год
    • Выпускной в детском саду
    • Осенины
  • Фото
    • Новогоднее оформление
    • 8 марта
    • Осеннее оформление
  • Портфолио
  • Логопедия
    • Документация логопеда
    • Занятия
    • Консультации
  • Музыка
    • Фонограммы песен
    • Фонограммы осенних песен
    • Новогодние фонограммы
    • Фонограммы песен к 23 февраля
    • Фонограммы для малышей
    • Фонограммы День Победы
    • Фонограммы военной тематики
    • Фонограммы Выпускной
  • Полезные ссылки
    • Конкурсы для педагогов
    • Форумы музыкальных руководителей
Читайте также:
Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем

Обзорное занятие по теме «Насекомые» старшая группа

Автор: Учитель -логопед 1 категории Шилова Оксана Викторовна

Цели занятия:

  • Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых
  • Уточнение и расширение словаря по теме (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы)
  • Формирование обобщающего понятия насекомые
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление родительного падежа, существительных во множественном числе), составление предложений со значением противопоставления и со сложным союзом «потому что»
  • Совершенствование навыка звуко-слогового анализа слов
  • Развитие связной речи
  • Развитие фонематических представлений
  • Развитие зрительного внимания
  • Развитие тонкой и общей моторики
  • Развитие сенсорных процессов
  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
  • Воспитание бережного отношения к природе

Лексический материал :

стрекоза, кузнечик, бабочка, муха, гусеница, комар, пчела, оса, шмель, жук, муравей, богомол, паук, таракан, улитка, клоп, саранча, клещ, червяк.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

Сегодня наше занятие, ребята, начнется необычно- со сказки…Далеко-далеко, там за теплыми морями, где никогда не бывает зимы, в одном сказочном царстве жила маленькая фея. Жители этого маленького царства были цветы. Цветы очень любили свою хозяйку, дарили ей свой цветочный нектар, из которого она творила необыкновенные, добрые чудеса. Близился день рождения маленькой феи и цветы решили устроить бал в честь этого события. Но вот беда цветы не могли танцевать, потому что крепко вросли своими корешками в землю. Цветы рассказали хозяйке о своей беде. Маленькая фея решила помочь своим любимым цветам. Ночью она приготовила волшебную росу из сладкой цветочной пыльцы и с первыми лучами солнца обрызгала все цветы в своем городе. О, чудо! Из цветов выпорхнули бабочки, так похожие на яркие, небывалой красоты цветы, что отличить их было невозможно. Дети сравнивают бабочек с цветами( красивые, легкие, грациозные). Увидев это чудо, остальные жители цветочного городка поспешили на праздник- день рожденья маленькой феи. Постарайтесь узнать с помощью музыки, кто пришел на праздник. Дети отгадывают, что на праздник прилетели шмели, прискакали кузнечики и т.д. Как мы сможем назвать всех гостей феи одним словом? (насекомые) Давайте с ними познакомимся поближе.

У летающих насекомых есть крылья, лапы, жало. У бабочек, стрекоз, жуков и пчел- по четыре крыла, у мух и комаров- по два. Комары, мухи, пчелы и некоторые другие насекомые издают во время полета писк, гудение или жужжание. Их тон зависит от частоты взмаха крыльев: чем чаще взмахи, тем тоньше звук. Так комары издают тонкий писк и взмахивают крыльями до тысячи раз в секунду; шмели гудят басом, а крыльями машут двести сорок раз в секунду; бабочки летают беззвучно, делая всего лишь пять- девять взмахов.

Стрекозы, бабочки, пчелы питаются нектаром, который они вытягивают хоботком из цветов. Дикие пчелы образуют ульи в дупле дерева и откладывают там мед.

Комары- кровососущие насекомые, летают в основном с наступлением темноты. Мухи ползают по всем грязным местам и на своих лапах переносят множество бактерий. Нельзя допускать, чтобы они садились на продукты питания.

Есть и не летающие насекомые: кузнечики прыгают в травке; муравьи образуют муравейники.

Читайте также:
Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза слов

Гусеницы- вредители леса, живут на деревьях.

Насекомые приносят большую пользу: от муравьев люди получают муравьиную кислоту и используют ее для приготовления лекарств; от пчел- мед, который содержит множество полезных веществ, его любят взрослые и дети.

Летающие насекомые перелетая с цветка на цветок, на своих задних лапках переносят цветочную пыльцу и тем самым способствуют размножению растений.

И наконец, насекомые являются кормом для птиц, а такие птицы как соловьи и ласточки не могли бы существовать, так как они питаются только летающими насекомыми, причем каждая из них за лето ловит до миллиона всяких мошек.

Речевая подвижная игра «Стрекоза» (импровизация движений)

Стреко-стреко-стрекоза,
Изумрудные глаза,
Крылья быстро разверни,
Круг наш быстро облети!

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Хлопушка»
Хлопни в ладоши, если услышишь, что я назову насекомое.

«Подбери слово»
Подбор глаголов к слову насекомые: летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылезают, трудятся, переносят.

«Кто как передвигается»
Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Муравей ползает, а бабочка…
Гусеница ползает, а кузнечик…
Бабочка летает, а улитка…
Жук ползает, а стрекоза…
Оса летает, а червяк…
Улитка ползает, а стрекоза…
Паук ползает, а пчела…
Кузнечик прыгает, а комар…
Таракан ползает, а стрекоза…
Бабочка порхает, а муха…

«4-й лишний»
Употребление сложных союзов «потому что»

Шмель, пчела, оса, лиса.
Муравей, муха, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Комар, кузнечик, бабочка, белка.

«Насекомые- великаны»
Употребление слов с увеличительными оттенками.

Это не паук, а паучище.
Это не жук, а жучище.
Это не муравей, а муравьище.
Это не комар, а комарище.
Это не червяк, а червячище.
Это не шмель, а шмелище.
Это не клоп, а клопище.
Это не таракан, а трарканище.

«Кого я видел»
Употребление родительного падежа существительных множественного числа. Ребенок берет игрушечное насекомое с полянки и произносит…

Это жук. Я видел много жуков.
Это паук. Я видел много пауков.

«Раздели слово на слоги»
Слушай внимательно и не зевай сколько слогов мне называй.

«Собери картинку»
Складывание пазлов.

«Отгадай, кого я хочу назвать»
Развитие слухового внимания, слоговой структуры слова.

Мель-мель-мель, назову я ..
Са-са-са, называю я..
Мар-мар-мар, называю я комар.
Ла-ла-ла,называю я ..

Ребята так кто же пришел на бал к фее имениннице? Правильно насекомые. Все гости дарили имениннице подарки (распределить картинки по звонкости-глухости и твердости-мягкости на планшете)

План-конспект группового логопедического занятия по теме «Дифференциация букв Б-Д»

Тема: «Дифференциация букв Б-Д»

• учить детей различать зрительные образы букв Б – Д;
• вспомнить правило написания имен собственных;
• вспомнить правила обозначения границ предложения;
• развивать зрительно-пространственную ориентировку;
• развивать навык языкового анализа;
• развивать мышление, память, внимание.

I. Организационный момент

Логопед выставляет на доску две картинки и спрашивает детей, как они называются. (Дом и бант).

Детям предлагается записать эти слова в тетрадь и выделить первую букву. (В слове дом первая буква Д, в слове бант – Б)
Логопед сообщает детям тему занятия: « Буквы Д – Б »

II. Основной этап

Логопед предлагает детям рассмотреть написание букв Б, Д и назвать схожие элементы. Затем, логопед просит назвать различия между этими буквами. (У Буквы Д «хвостик» смотрит вниз, а буквы Б «хвостик» смотрит наверх)

• Дифференциация «Б-Д» на буквенном уровне.
Логопед объясняет детям, каким образом можно заменить символ нужной буквой. Звёздочка обозначает положение «хвостика» буквы. Таким образом, если звездочка вверху, то это буква Б , если внизу, то это буква Д .

(б, д, д, б, б, д, д, д, б, б, б.)

Работа выполняется устно, затем самостоятельно, каждым ребенком в тетради. После завершения работы, логопед называет получившиеся буквы, а ученики проверяют правильность выполненного задания.

• Дифференциация «Б-Д» на уровне слога.
Логопед просит детей подумать и сказать, каким образом «замаскированы» буквы занятия в следующем задании. (Если стрелочка направленна вверх, значит это буква Б, если стрелочка смотрит вниз, значит это буква Д )

(Ди, бя, бю, бе, ду, де, би, бё, бе, ду, бя, до.)

Учащиеся по цепочке читают слоги и объясняют, почему вставили именно эту букву.

• Дифференциация «Б-Д» на уровне слова.
Логопед просит детей списать слова, выбрав нужную букву Б или Д , пользуясь подсказкой. Если солнышко стоит над буквой, то следует писать букву Б , если солнышко спряталось под букву, стоит написать букву Д .
Дети по цепочке выходят к доске и записывают по одному слова, остальные работают в тетради.

Читайте также:
Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе (Волшебная буква М)

(Базар, дорога, бинт, доярка, билет.)

(Рубашка, радуга, сады, работа, командир, города.)

После выполнения задания, детям предлагается самостоятельно придумать слова с буквами Б – Д и зашифровать их подобным образом. Работа осуществляется у доски. Дети выходят по одному, пишут свое слово и просят других учащихся его отгадать.

• Дифференциация «Б-Д» на уровне предложения.
Логопед раздает детям карточки с предложениями, где пропущены буквы Б и Д . Перед выполнением упражнения, логопед просит детей вспомнить правила написания предложений, в частности, с какой буквы начинается предложение (с большой), что ставится в конце предложения (точка, вопросительный или восклицательный знаки). Также, логопед напоминает, что все имен всегда пишутся с большой буквы.

Белка забралась на высокое дерево.

Друзья собирают клубнику в саду.

Даша и Боря плывут на лодке.

Лида увидела в лесу дятла.

Дима и Боря кормят голубей.

Боря погладил лошадь.

Даша собирает букет из ландышей.

Работа осуществляется каждым ребенком самостоятельно по индивидуальной карточке. После выполнения задания, дети меняются карточками и продолжают работу.

После выполнения задания всеми учащимися осуществляется проверка. Логопед просит прочитать детей по одному предложению, акцентируя внимания на вставленных ими буквах.

III. Итог занятия

Детям предлагается вспомнить имена с буквой Б и с буквой Д .

Дифференциация звуков и букв Б-Д

Разделы: Логопедия

Цели:

  • образовательные:
    • уточнить и сравнить кинетически сходные буквы «б» и «д» путем выработки четкой зрительно-моторной координации;
    • формирование умения различать звуки и буквы [б] и [д] в слогах, словах;
    • совершенствование навыков выполнения звукобуквенного анализа и синтеза, фонематического представления;
    • обогащение словарного запаса.
  • коррекционно-развивающие:
    • развитие мыслительной деятельности, зрительного и слухового внимания, памяти, способности к переключению;
    • развитие фонематического слуха, сложных форм фонематического анализа и синтеза;
    • уточнение пространственной ориентировки;
    • развитие мелкой моторики пальцев рук;
    • выполнение контрольных действий, совершенствование навыка составления учебного высказывания;
    • развитие связной речи, высказывания.
  • воспитательные:
    • воспитывать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.

Оборудование: тетради, ручки, цветные карандаши, индивидуальные зеркала, цифровые линейки, проволока, коробочки с горохом, индивидуальные карточки под плёнкой, фломастеры, предметные картинки, карточки с образцами написания букв б и д.

План и ход урока

1. Организационный момент.

Проверим, как мы сидим, где у нас тетради, на месте ли ручки.

Развитие зрительного восприятия и узнавания (гнозиса):

– Посмотрите на картинку и выделите изображения предметов наложенные друг на друга.

Что это? (Дерево, дом, бочка)

– Расположите слова-предметы по порядку по количеству букв в них, начиная с наименьшего.

– Выделите первый звук в каждом слове.

2. Основная часть.

  • Определение темы. Характеристика звучания и артикуляции звуков.

А сейчас я загадаю вам загадки, а вы отгадайте их.

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу. (Дятел)

  • Вывешивается картинка дятла; выделение начального звука – [д].

– Какой первый звук в этом слове?

  • Уточнение его артикуляции – согласный, звонкий, взрывной; преграда – кончик языка упирается в десны верхних резцов (Д – десны).

В сосне дупло, в дупле тепло.
А кто в дупле, живет в тепле? (Белка)

  • Вывешивается картинка белки; выделение начального звука – [б].

– Какой первый звук в этом слове?

Уточнение артикуляции – согласный, звонкий, взрывной; преграда – сомкнутые губы (Б – губы).

  • Сопоставление звуков по артикуляции.

Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.

– Возьмите в руки зеркала и глядя в них произнесите звуки б-д, б-д… Найдите, что общее – одинаковое в этих звуках, и что разное – чем различаются.

Общее: звонкие, взрывные, мгновенные согласные.

Разное: место преграды: Б – губы, Д – десны.

  • Соотнесение звука с буквой (зрительный анализ).

– Сегодня мы будем учиться различать звуки [б] и [д] и рукописные буквы б и д.

Посмотрите на рисунок белки. Какая буква видна на рисунке? Из каких элементов она состоит? (Овал и крючок вверху)

Сравнение буквы б с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква б вписывается в силуэт белки.

Посмотрите на рисунок дятла. Какая буква видна на рисунке? Из каких элементов она состоит? (Овал и петля внизу)

Соотнесение буквы д с очертаниями дятла (когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз – упирается в ствол).

Читайте также:
Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза слов

Буква д вписывается в силуэт дятла.

Вывод: запоминаем наши «опоры»:

Звук [б] – «взрываются» губы, буква б – хвост белки (вверх);

Звук [д] – язык упирается в десны; буква д – хвост дятла (вниз).

– Назовите слова из первого задания, какие мы отнесем к дятлу, а какие к белке? Почему?

  • Тренировочные упражнения в произнесении, различении, выделении изучаемых звуков из состава слогов, слов:

Чтение слогов хором (таблица выполнена в рукописном шрифте на доске).

ба – да адо – або

бо – до ода – оба

ду – бу уда – уба

ды – бы абы – ады

Физпауза.

Это рука левая – держим ею тетрадь, левая рука вытянута вперёд
Сожмем ее в кулачок, чтоб тетрадку взять. несколько раз сжимаем кулачек
Это рука правая, держим ею ручку, правая рука вытянута вперёд
Сожмем ее в кулачок, чтобы ею писать. несколько раз сжимаем кулачек

Запишите число и тему занятия.

Различение б – д.

  • Работа с проволокой и горохом.
  1. Выложить на подставках из гороха прописные маленькие буквы б – д.
  2. Из проволоки по образцу учителя сделать прописные маленькие буквы б и д.
  3. Из каких элементов состоит буква б? А буква д?
  • Игра «Шифровальщики».
  1. Из названных слов записать в тетрадь букву, изучаемую на уроке и её место в слове.

Дом, рыбак, зебра, удочка, гнездо, облако, клубок, ягоды.

д 1, б 3, б 3, д 2, д 5, б 2, б 4, д 4.

  1. Сравните свою запись с записью на доске (самопроверка). Правильная запись сделана на обратной стороне доски.
  • Игра «Что лишнее?»

а) На магнитной доске выставляются картинки: носки, ботинки, туфли, валенки.

– Какая картинка лишняя? Носки.

– Как одним словом назвать остальные предметы? Обувь

Запишите это слово графически в тетрадь. Как это? (черточками, обозначаем количество букв в слове).

К доске по очереди вызываются ученики, которые записывают слова графически.

б) ложка, тарелка, стол, чашка. Посуда _ _ _ _ д _

в) шапка, платье, рубашка, шорты. Одежда _ д _ _ д _

г) шкаф, стул, машина, полка. Мебель _ _ б _ _ _

  • Составьте слово из первых букв других слов, запишите в тетрадь новое слово(подчеркнуть б-д разными цветными карандашами).

Учитель устно называет слова, ученики составляют новое слово и записывают в тетрадь, подчеркивая изучаемые буквы.

Лошадь, ель, бочка, енот, дорога, индюк – лебеди;

Ямка, болото, луна, окна, карман, осень – яблоко;

Дети, роза, утюг, жук, барабан, ананас – дружба.

  • Физминутка

Мы играем на гармошке.
Громко хлопаем в ладошки.
Наши ножки: топ, топ.
Наши ручки: хлоп, хлоп!
Головой слегка качаем.
Руки кверху поднимаем.
Вниз ладошки опускаем,
Отдыхаем, отдыхаем.

На каждую строчку стихотворения выполняем свое упражнение.

  • «Странные слова».

Посмотрите на доску. Здесь есть странные слова. Они написаны со стрелками вместо букв. У одних стрелки вверх, у других – вниз.

– как вы думаете, с какой буквой будут слова, у которых стрелка «смотрит» вниз? (д).Почему?

– А у которых вверх? (б). Почему?

Спишите, вставляя нужные буквы.

по↓арок, ­ашмаки, ­оро↓а,­есе↓а, ↓о­ро, ↓у­инка,

Взаимопроверка. Оцените работу своего соседа.

  • Игра « Ты – учитель». Найдите и исправьте ошибки, допущенные учеником (работа фломастерами на карточках под пленкой и у доски).

Сегодня у нас учитель …… Он исправляет ошибки ученика на доске, все остальные у себя на карточках (доска отвёрнута).

Бадочка, дубы, бобрый, обида, дублик.

  • Физпауза.

Гимнастика для глаз.

– Нарисуйте глазками звёздочку , начиная по стрелки.

  • Работа со скороговоркой.

– Повторите за мной скороговорку.

У деда карманы полны бобами.

Составьте графическую запись предложения (у доски).

___ д__д__ _____ _____ б__б___.

3. Итог занятия.

– Чем занимались сегодня? Какие буквы мы учились различать? Какие задания показались вам интересными? Хорошо работали сегодня … Старайтесь постоянно контролировать себя при письме в классных и домашних работах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: