Занятие по развитию речи у детей подготовительной группы: Гость из космоса

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Космос» с презентацией

Видеоролик космос и музыка

Воспитатель читает письмо под музыку:
«Ребята! Недавно в космосе случились странные события: все планеты Солнечной системы сгруппировались друг возле друга. Мой космический корабль потерял управление, сбился с намеченного курса. Теперь я не смогу вернуться на Землю. Мне очень необходима ваша помощь: расположите все планеты Солнечной системы по своим местам. Тогда в космосе будет порядок. Знаю, что Вы смелые ребята, Вам не страшны никакие трудности. Благодарю Вас за помощь. Заблудившийся космонавт».
Воспитатель: поможем нашему заблудившемуся космонавту вернуться на землю к родным?
Дети: да!

1. Словесные и развивающие игры по лексической теме «Космос»
Воспитатель: для того, чтобы оправиться на помощь, нам надо подготовиться.
Выполним пальчиковую гимнастику «Космос»
1,2,3,4,5. (Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)
Будем в космосе лететь. (Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)
1 – комета.
2 – планета.
3 – луноход.
4 – звездолет.
5 – земля,
(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)
До свидания друзья! (Дети машут кистью руки, как бы прощаясь)
(То же с другой руки. Или можно выполнять двумя руками вместе).

Воспитатель: на наш космический корабль пройдет только тот, кто сможет выполнить космическое задание.

Игра «Услышь слово про космос, хлопни»
Воспитатель называет слова, если дети слышат слово про космос, то хлопают.
Пароход, ракета (хлопок), гроза, облако, космонавт (хлопок), планеты (хлопок), автомобиль, метеорит (хлопок), маршрутка, звезда (хлопок), телескоп (хлопок), лодка, скафандр( хлопок), дерево, астероид (хлопок), созвездия (хлопок)
Воспитатель: молодцы! Верно выполнили задание!
Теперь нам нужно надеть скафандры, чтобы полететь на помощь заблудившемуся космонавту. Один, два, три, скафандры надеть! (дети надевают скафандры, начиная с ног и сверху надевают шлемы, потом на руки надевают перчатки). Сейчас начинаем обратный отсчет! 10, 9, 8, 7. 6, 5, 4, 3, 2, 1 пуск! Наша ракета оторвалась от Земли и летит в далёкий космос! Путь к сбившимся планетам Солнечной системы долгий и трудный! Впереди много космических препятствий и преград! Ребята, всем необходимо быть внимательными, сообразительными, смелыми!

Воспитатель: давайте произнесем космические чистоговорки:

Арс – арс – арс – нас встречает красный Марс
Тер – тер – тер – вот огромный Юпитер
Урн – урн – урн – виден с огромными кольцами Сатурн
Тон – тон – тон – последняя планета называется Плутон
Ля – ля – ля – наша третья по счёту планета Земля
Тун – тун – тун – за Ураном идет планета Нептун
Ран – ран – ран – за Сатурном есть планета Уран
Воспитатель: молодцы! Правильно произнесли все звуки в чистоговорках.

Воспитатель:в космос конструктор на ракете отправляет космонавта. Каким должен быть космонавт? Назовите его качества.
Дети: здоровым, сильным, смелым, отважным, мужественным, знающим, трудолюбивым, выносливым.
Воспитатель: назовите, что должен уметь делать космонавт.
Дети: тренироваться, работать, выдерживать перегрузки, управлять кораблём, плавать, выполнять задания.
Воспитатель: поиграем в игру «Составь космические слова из слогов»
Воспитатель читает слоги, дети составляют слова на слух
Слова: ке –ра – та (ракета), мо – кос – навт (космонавт), скоп – ле – те (телескоп), ном – тро – ас (астроном), ты – не – пла (планеты)

Воспитатель: молодцы! Все верно выполнили.

Воспитатель: теперь мы с Вами поиграем в игру «Космический шум»
Воспитатель называет несколько слов, дети должны услышать слово про космос, назвать его.
Слова: гастроном, гастроном, гастроном, астроном (астроном)
Упал, упал, Уран, упал (Уран)
Вода, вода, звезда, вода (звезда)
Поля, поля, земля, поля (Земля)
Конфеты, конфеты, планеты, конфеты (планеты)
Бита, бита, орбита, бита (орбита)
Воспитатель: молодцы! Разобрали космический шум, нашли спрятанные слова.

Воспитатель: ребята! Перед нами сбившиеся планеты. Ребята, надо вспомнить, в каком порядке расположены планеты в Солнечной системе.
Каждый ребенок надевает медальон с изображением планеты Солнечной системы, все дети стоят в кругу, выполняют пальчиковую гимнастику «Планеты»
Пальчиковая гимнастика «Планеты»
По порядку все планеты (дети хлопают в ладоши)
Назовёт любой из нас (сжимают пальцы на двух руках в кулачки и разжимают)
Один – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восемь – Нептун,
А за ним идет потом и девятая планета под названием Плутон
(дети на каждое название планеты загибают по одному пальцу на руках)

Воспитатель: поиграем в игру «Планеты, стройтесь!»
Дети в медальонах с изображением планет Солнечной системы двигаются под музыку про космос по группе. По сигналу они останавливаются и строятся друг за другом, как располагаются планеты в Солнечной системе.
Солнце – Меркурий – Венера – Земля – Марс – Юпитер – Сатурн – Уран – Нептун – Плутон
Воспитатель: Земля, хлопни в ладоши и назови своих соседей – планеты.
Ребенок: Венера и Марс
Воспитатель: Юпитер, топни правой ногой и назови своих соседей – планеты.
Ребенок: Марс и Сатурн
Воспитатель: Венера, помаши левой рукой и назови соседей – планеты.
Ребенок: Меркурий и Земля
Воспитатель: Уран, присядь и назови соседей – планеты.
Ребенок: Сатурн и Нептун
Воспитатель: Нептун, наклонись вперёд и назови соседей – планеты.
Ребенок: Уран и Плутон
Воспитатель: Марс, наклонись вправо и назови соседей – планеты.
Ребенок: Земля и Юпитер
Воспитатель: молодцы! Все планеты у нас снова движутся по своим орбитам, как и раньше. В космическом пространстве наступил полный порядок и мы можем вспомнить о наших героях космоса – космонавтах.

Читайте также:
Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи у ребёнка подготовительной группы

Воспитатель: ребята, давайте сыграем с Вами в игру – «Вопрос – ответ»

Воспитатель задает вопросы – дети отвечают.
1. Как назывался сказочный летающий аппарат (Ступа Бабы Яги, ковер – самолёт)
2. Какой ученый придумал, каким должно быть устройство ракеты? (Эдуард Циолковский)
3. Какой ученый – конструктор первым придумал и изготовил космический спутник? (Сергей Королёв)
4. Кто первым из живых существ полетел в космос? (Собаки Белка и Стрелка)
5. Как звали космонавта, который полетел первым в космос 12 апреля 1961 года? (Юрий Алексеевич Гагарин)
6. «Восток» это было название корабля какого космонавта? (Юрия Гагарина)
7. Какой позывной был у космонавта Юрия Гагарина? (Кедр)
Видеоролик полет Гагарина

8. Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов)
Видеоролик полет Леонова

9.Кто был первой женщиной – космонавтом? (Валентина Терешкова)
Видеоролик полёт Терешковой

10. Какой позывной был у Валентины Терешковой? ( «Чайка»)
11. Как называется взлетная площадка, откуда взлетают космические корабли? (космодром «Байконур»)

Воспитатель: теперь давайте немного отдохнем и выполним физминутку

Физминутка « Космос»

Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)
В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (Подпрыгнуть)
Долетаю до луны (Руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (Покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (Ходьба на месте)

Воспитатель: поиграем в игру «Выполни звуковой анализ слов»
Каждому ребенку даётся карточка с изображением например планеты Земля. Ребенок выполняет звуковой анализ слова самостоятельно. Воспитатель выборочно проверяет правильность выполнения звукового анализа слова.

«Дорогие смелые ребята! Пишет Вам заблудившийся космонавт. Благодарен Вам за помощь! Вы все вместе совершили героический поступок. У нас в космосе все планеты движутся по своим орбитам. Теперь я смогу вернуться на Землю и увидеть своих родных. Ваш друг, заблудившийся космонавт»

Воспитатель: мы должны вернуться в детский сад. Делаем обратный отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. 0 – раскрылся парашют. Мы снова в детском саду.

Гость из космоса
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: «Гость из космоса»

учить детей согласовывать короткие и длинные предложения по опорной схеме;

активизировать словарь детей по теме;

упражнять в согласовании существительных и прилагательных, в подборе определений;

воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу.

1. Организационный момент.

Воспитатель: — Ребята, вы пришли сюда, чтобы позаниматься. Я уверена, что у нас с вами все получится. Для того, чтобы все справились с заданиями, давайте сделаем «Зарядку на удачу».

(дети стоят возле стульчиков)

— Похлопаем в ладоши. Помассируем уши, чтобы они меня хорошо слушали и слышали. Поздороваемся с каждым пальчиком.

— Посмотрите, к нам прилетел гость – Посланец с другой планеты.

— Ребята, скажите, на какой планете мы живем?

— Как называются жители планеты Земля?

— Какие планеты вы еще знаете? (Марс, Юпитер, Сатурн)

— Ребята, если наш гость прилетел с другой планеты (иной), значит он кто (инопланетянин)?

— На чем он прилетел? (на космическом корабле)

— Давайте узнаем, кто он? Откуда?

— Гость молчит. Почему? (не умеет говорить)

— А мы с вами умеем говорить?

— Да, все земляне обладают таким богатством, как речь!

— На каком языке мы сейчас говорим?

— Как вы думаете, сколько слов в русском языке?

— А какое слово самое главное для каждого человека? (его имя)

— Давайте придумаем нашему гостю имя. (дети придумывают имя)

— Я предлагаю подарить ему частичку нашего русского языка.

— У меня есть шкатулка, посмотрите (показываю детям), вот сюда мы с вами соберем самые разные слова и подарим гостю.

2. Дидактическая игра: «Подбери словечко»

— Соберите сладкие слова. (конфета, шоколад)

— А сейчас ласковые. (мама, бабушка, люблю)

— Соберите холодные слова. (снег, лед, холодильник)

— Громкие. (гром, град, барабан)

— Тихие. (ночь, сон, шорох)

— Легкие. (перышко, пушинка)

— Волшебные. (спасибо, пожалуйста)

— Теплые. (взгляд, солнышко)

— Молодцы, ребята, как много слов вы собрали для нашего гостя. Какие они все разные!

Читайте также:
Логопедическая квест-игра 'Заколдованный город'

– Ребята, мы с вами не только умеем говорить, но еще умеем петь. Давайте отдохнем и споем песенку, а гость наш послушает.

Под песню «Буги — вуги» и выполняют музыкально – ритмические движения.

3. Дидактическая игра: «Какой, какая, какое?»

— Ребята, оказывается, каждое слово можно украсить. Давайте украсим слова, которые собрали в шкатулку. Вот слово «мама». Какая она? (удивительная, замечательная, любимая, единственная)

Весна … (звонкая, ранняя, цветущая)

Зима… (белоснежная, серебристая, холодная, морозная)

Гром… (раскатистый, сильный, оглушительный)

— Молодцы, ребята, украсили слова.

4. Дидактическая игра: «Составь предложение по схеме»

— Ребята, все вы знаете, что из слов можно составлять целые фразы, предложения, как короткие, так и длинные. Вот сейчас мы будем составлять по схемам предложения. На схемах — картинки. (например: девочка + сердечко + фрукты) Составьте предложение.(«Девочка любит фрукты»)

— Ребята, по схемам можно составить как короткие, так и длинные предложения.

Сейчас Катя составит по этой схеме короткое предложение, а Артем – длинное.

(дети выполняют задание)

— Молодцы, ребята, очень интересные предложения составили!

5. Анализ занятия.

— Сегодня на занятии вы так много сделали! Многому научились!

— Ребята, вам понравилось наше занятие?

— Что вам понравилось?

— Да, посмотрите, как много разных слов мы с вами собрали для нашего гостя. Давайте подарим ему эту шкатулку, пусть он летит на свою планету, и научит разговаривать своих друзей.

Скачать:

Вложение Размер
elya_razvite_rechi_1.doc 25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: «Гость из космоса»

учить детей согласовывать короткие и длинные предложения по опорной схеме;

активизировать словарь детей по теме;

упражнять в согласовании существительных и прилагательных, в подборе определений;

воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу.

1. Организационный момент.

Воспитатель: — Ребята, вы пришли сюда, чтобы позаниматься. Я уверена, что у нас с вами все получится. Для того, чтобы все справились с заданиями, давайте сделаем «Зарядку на удачу».

(дети стоят возле стульчиков)

— Похлопаем в ладоши. Помассируем уши, чтобы они меня хорошо слушали и слышали. Поздороваемся с каждым пальчиком.

— Посмотрите, к нам прилетел гость – Посланец с другой планеты.

— Ребята, скажите, на какой планете мы живем?

— Как называются жители планеты Земля?

— Какие планеты вы еще знаете? (Марс, Юпитер, Сатурн)

— Ребята, если наш гость прилетел с другой планеты (иной), значит он кто (инопланетянин)?

— На чем он прилетел? (на космическом корабле)

— Давайте узнаем, кто он? Откуда?

— Гость молчит. Почему? (не умеет говорить)

— А мы с вами умеем говорить?

— Да, все земляне обладают таким богатством, как речь!

— На каком языке мы сейчас говорим?

— Как вы думаете, сколько слов в русском языке?

— А какое слово самое главное для каждого человека? (его имя)

— Давайте придумаем нашему гостю имя. (дети придумывают имя)

— Я предлагаю подарить ему частичку нашего русского языка.

— У меня есть шкатулка, посмотрите (показываю детям), вот сюда мы с вами соберем самые разные слова и подарим гостю.

2. Дидактическая игра: «Подбери словечко»

— Соберите сладкие слова. (конфета, шоколад)

— А сейчас ласковые. (мама, бабушка, люблю)

— Соберите холодные слова. (снег, лед, холодильник)

— Громкие. (гром, град, барабан)

— Тихие. (ночь, сон, шорох)

— Легкие. (перышко, пушинка)

— Волшебные. (спасибо, пожалуйста)

— Теплые. (взгляд, солнышко)

— Молодцы, ребята, как много слов вы собрали для нашего гостя. Какие они все разные!

– Ребята, мы с вами не только умеем говорить, но еще умеем петь. Давайте отдохнем и споем песенку, а гость наш послушает.

Под песню «Буги — вуги» и выполняют музыкально – ритмические движения.

3. Дидактическая игра: «Какой, какая, какое?»

— Ребята, оказывается, каждое слово можно украсить. Давайте украсим слова, которые собрали в шкатулку. Вот слово «мама». Какая она? (удивительная, замечательная, любимая, единственная)

Весна … (звонкая, ранняя, цветущая)

Зима… (белоснежная, серебристая, холодная, морозная)

Гром… (раскатистый, сильный, оглушительный)

— Молодцы, ребята, украсили слова.

4. Дидактическая игра: «Составь предложение по схеме»

— Ребята, все вы знаете, что из слов можно составлять целые фразы, предложения, как короткие, так и длинные. Вот сейчас мы будем составлять по схемам предложения. На схемах — картинки. (например: девочка + сердечко + фрукты) Составьте предложение.(«Девочка любит фрукты»)

— Ребята, по схемам можно составить как короткие, так и длинные предложения.

Сейчас Катя составит по этой схеме короткое предложение, а Артем – длинное.

(дети выполняют задание)

— Молодцы, ребята, очень интересные предложения составили!

5. Анализ занятия.

— Сегодня на занятии вы так много сделали! Многому научились!

— Ребята, вам понравилось наше занятие?

— Что вам понравилось?

— Да, посмотрите, как много разных слов мы с вами собрали для нашего гостя. Давайте подарим ему эту шкатулку, пусть он летит на свою планету, и научит разговаривать своих друзей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский образовательный проект «В гости в космос». Формирование у дошкольников познавательной активности.

ознакомление с окружающей деятельностью, развитие познавательных способностей, патриотическое воспитание дошкольников.

Использование ИКТ в работе учителя – логопеда ДОУ на примере коррекционно-развивающего занятия “Гость из космоса”

В работе представлены варианты использования ИКТ в работе логопеда ДОУ.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию у детей элементарных математических представлений “Гостья из космоса”

Цель: систематизировать работу по внедрению инновационных технологий, приемов и методов через познавательно-математическую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на основе социо-игрового .

НОД по художественно-эстетическому развитию. Рисование “Гость из космоса”

Занятие для детей старшего возраста.Тема: «Гость из космоса» Задачи: закрепить с детьми навыки нетрадиционного рисования: рисовать «мыльными пузырями», печатанье пальцем, выдувание. .

«Гости из космоса»

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе детского сада, тема: «Гости из космоса».

Комплексное НОД тема: «Гостья из космоса» подготовительная к школе группа.

Во время занятия дети беседуют о своем родном городе, узнают новые интересные факты и информацию. Патриотическое воспитание – основная цель этого занятия.

Интегрированная совместная деятельность по ФЭМП «Гости из космоса» компенсирующая старшая группа

На занятии дети в занимательной и разнообразной форме знакомятся с космосом. Занятие способствует закреплению знаний по ФЭМП, развивает внимание, логику.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в космос»

Конспект занятия по развитию речи: «Путешествие в космос».

1.Создать условия для активизации словарного запаса по лексической теме: «Космос», учить образовывать сложные слова.

2.Расширять кругозор детей и словарный запас, учить употреблять в речи антонимы.

3.Мотивировать детей на введение в речевую деятельность, используя приёмы мнемотехники.

4.Способствовать развитию памяти, внимания, интереса к занятию.

Ход занятия: – Дети, вы знаете, что такое космос? Вы хотите отправиться в путешествие в космос?

1. Пальчиковая гимнастика «Космический отряд»

Раз, два, три, четыре, пять- По одному загибают пальчики на обеих руках.

В космос полетел отряд. Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.

Командир в бинокль глядит, Пальцы обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, кометы , Загибают пальчики обеих рук.

Большую жёлтую луну.

2.Дидактическая игра «Исправьте ошибки в названиях планет». Слова: Венеря, зюмля, маср, упитер, сатур.

3.Зрительная гимнастика.

Летит космонавт, (Посмотреть вверх.)

Высоко над землёй,

И светит ракета (Движения глазами направо-налево.)

Весёлой звездой. (Зажмуриться, поморгать.)

4.Игра в мяч. Дидактическая игра «Сложные слова».

Планетоход – ходит по планете, космолёт – летает в космос, луноход – ходит по Луне, звездолёт – летает к звёздам, звездопад – звёзды падают, марсоход – ходит по марсу, космодром – аэродром для космических кораблей; звездочёт – человек, который считает звёзды; созвездие – скопление звёзд на небе.

5.Дидактическая игра «Кто, где живёт?».

На земле – землянин, на марсе – марсианин, на луне – лунтик, лунатик; На иных планетах – инопланетянин.

6.Дидактическая игра «Опиши инопланетянина».

Много и ног – многоногий; много и рук – многорукий; много и глаз – многоглазый; много и ушей – многоухий; много и хвостов – многохвостый.

7.Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Далёкое путешествие – близкое путешествие; тяжёлый груз – лёгкий груз; сложная задача – простая задача; длинная дорога – короткая дорога; восход –заход; север –юг; свет – тьма; холод –жара; ночь- день; всходит –заходит; восток –запад, улетать- прилетать; взлетать – приземляться; яркий- тусклый.

8. Физкультминутка.

Раз- два, стоит ракета. (Дети поднимают руки вверх.)

Три – четыре, скоро взлёт. (Разводят руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца (круг руками)

Космонавтам нужен год. ( Берутся руками за щёки, качают головой)

Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо- влево)

Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)

Пролетая над землёю (разводят руки в стороны)

Ей передадим привет. ( Поднимают руки вверх и машут).

9 .Рассказывание стихотворения по мнемотаблице .

От Солнца третья

По счёту планета,

Наша Земля поменьше звезды,

но ей хватает тепла и света,

чистого воздуха и воды.

Жизнь на Земле – это разве не чудо?

Бабочки, птицы, жучок на цветке.

Жизнь на земле вы найдёте повсюду

В самом далёком глухом уголке.

10.Пальчиковая гимнастика.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

11.Итог занятия. Речедвигательный тренинг.

Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер, (бегут на носочках)

Плавать лучше всех на свете. (Делают гребки руками)

Приседать и вновь вставать (приседают)

И гантели поднимать. (Выпрямляют согнутые руки вверх)

Станем сильными, и завтра (руки на поясе)

Всех возьмут нас в космонавты! (маршируют на месте)

Интегрированное занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе “Космическое путешествие”

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад “Солнышко” пгт. Гвардейское”

Симферопольского района Республики Крым

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и обучению грамоте

(подготовительная группа)

I квалификационной категории

Шишкина Анна Анатольевна

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Коррекционно-образовательные цели:активизировать и расширить словарный запас, продолжать совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры; продолжать развивать навык звукового анализа слов, деления слов на слоги; продолжать совершенствовать умения составлять предложения по опорным картинкам и графическим схемам предлогов, совершенствовать умения определять начальный звук в словах; совершенствовать умения использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза)

Коррекционно-развивающие цели: развивать артикуляторную моторику, общую моторику; развивать фонематический слух, фонематическое восприятие; развивать память, внимание, зрительное восприятие, словесно-логическое мышление; развивать связную речь; развивать навыки рефлексии собственной деятельности на занятии (самоанализ, самооценка)

Коррекционно-воспитательные цели: стимулировать формирование интереса к учебной деятельности; формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, экран, аудиозаписи, презентация, карточки для звукового анализа слов, карточки-картинки для дидактических игр.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент

(Дети входят в зал под музыку и встают в полукруг)

Приветствие.

Логопед: Добрый день, ребята! Посмотрите, сколько к нам пришло гостей! Давайте с ними поздороваемся.

— Добрый день! — тебе сказали,

— Добрый день! — ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Введение в тему занятия:

Логопед:Ребята, вы любите путешествовать? А куда можно отправиться в путешествие? (перечисление)

Логопед:Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. А как называются люди, летающие в космос? (Космонавты)

Основная часть

Д/и «Скажи наоборот».

Чтобы узнать, каким должен быть настоящий космонавт, мы поиграем в игру(Дети подбирают противоположное по значению слово).

ленивый – трудолюбивый

злой – добрый

слабый – сильный

медлительный – быстрый

неряшливый – аккуратный

грустный – весёлый

нервный – спокойный

трусливый – смелый

неуклюжий – ловкий

Логопед:Правильно. Молодцы! Я уверенна, что вы обладаете всеми качествами космонавтов, и готовы отправиться в полет!

А на чем летают в космос? (На ракете).

Логопед: Совершенно верно. Вот и для вас из конструкторского бюро прислали специальную ракету для юных космонавтов. Экипаж, надеть скафандры! Надеть шлемы! Надеть перчатки! Внимание! Приготовиться к старту! Начинаем обратный отсчет 5-4-3-2-1-пуск! Закройте глаза, сейчас мы летим с огромной скоростью, у вас очень тяжелые руки, ноги, голова. Напрягитесь, почувствуйте эту тяжесть. (Стоя на одной ноге, удерживают равновесие, помогая руками).

Но вот вырвались мы из притяжения земли, откройте глаза, мы в состоянии невесомости – давайте испытаем это состояние.

В невесомости плывем

Мы под самым потолком

Логопед:Ну, вот мы и в космосе.

Посмотрите как здесь красиво

(на экране появляется изображение космоса)

Логопед:В космосе нет кислорода, и чтобы экономно расходовать запас воздуха в ракете, не забывайте в полете правильно дышать. Носом-вдох, ртом-плавный выдох. (Выполняют дыхательную гимнастику).

Логопед: Мы прилетели на планету Меркурий. Займите свои места!

Ребенок: Это самая маленькая планета нашей солнечной системы. Меркурий расположен очень близко к Солнцу, поэтому на этой планете очень жарко.

Логопед: Посмотрите, какие необычные цветы на Меркурии. Да это же зеркальные цветы, они умеют повторять все движения. Давайте проверим, смогут ли эти необычные цветы повторить за нами наши движения. (Проводится артикуляционная гимнастика)

Упражнения «Заборчик», «Хоботок», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Лошадка»

Логопед: А теперь давайте оставим цветы на их планете, а сами отправимся путешествовать дальше.

Логопед: На нашем пути три планеты – «Слогознайки».(Деление слов на слоги)

Л о гопед: На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах картинки, посмотрите на них внимательно и произнесите это слово, определите количество слогов в этом слове. Закрепите картинки на доске под нужной планетой.

1) Дом, луг, дождь.

2) Небо, космос, Земля, звезда, Луна, спутник.

3) Планета, ракета, комета, телескоп, космонавт, астроном.

Л о гопед: Молодцы, помогли словам вернуться домой.

Л о гопед: А мы отправляемся дальше. На нашем пути отгадайте что:

Всё ракета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора –

Это чёрная….. (дыра)

Звуковой анализ слова.

Но сначала давайте вспомним:

– Скажите, какие звуки мы называем гласными?

Ребенок:

Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки гласные.

– Скажите, а какие звуки мы называем согласными?

Ребенок: А СОГЛАСНЫЕ … согласны

Шелестеть, рычать, скрипеть,

Даже фыркать и хрипеть

Но не хочется им петь.

– Какие бывают согласные звуки? (твердые-мягкие, звонкие-глухие)

– Как мы обозначаем твердые согласные звуки? Согласные мягкие звуки?

Логопед:Молодцы, ребята! Про звуки вы все знаете!

Л о гопед: Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. Откройте ваши бортовые журналы, выложите звуковую схему слова. (Анализ слова дыра)

Л о гопед: Б лагополучно пролетели мимо чёрной дыры и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели.

Л о гопед:Мы прилетели на планету Сатурн. Это самая красивая и необычная планета. Ребята, а чем необычен Сатурн, чем эта планета отличается от других планет? (Ответы)

Логопед: Правильно. Кольцо вокруг Сатурна чем – то напоминает беговую дорожку. Наверное, это очень спортивная планета. Нам пора немного отдохнуть. Давайте на ней порезвимся и поиграем.

Физкультминутка «Танец зебрика»

Л о гопед: Ну а нам пора отправляться в путь. Мы прилетели на планету Венера. Это очень красивая планета. Планета получила своё название в честь богини красоты – Венеры. На нашем пути следующее испытание. Очень интересная игра, которая называется«Узор из звуков».

Логопед: Ребята, возьмите конверт. Достаньте карточку с картинками, определите, на какой звук начинаются названия картинок. Затем нужно к каждой картинке подобрать квадрат, название цвета которого начинается с того же звука, что и название картинки. Если все цветные квадраты будут разложены правильно, то получится узор.

Логопед: Молодцы! Вы и с этим заданием справились! Нам пора в путь!

Логопед:На нашем пути следующее испытание.

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его – полоска света,

А зовут объект…

Дети (хором):Комета

Логопед:Возьмите карточку с изображением кометы, на хвосте которой разместилась картинка

и графическая схема маленького слова. Составьте предложение. (Д/и «Составь предложение»)

Логопед: Назовите предложение. Сколько слов в предложении? Какое маленькое слово есть в предложении?

Логопед: Молодцы! Вы и с этим заданием справились!

Логопед: Ребята, нам пора возвращаться домой. Чтобы поскорей очутиться дома, мы совершим стремительный перелет. Мы с вами закроем глаза, вслух сосчитаем до трех, и окажемся на Земле. (Считают до трех).

IV. Итог занятия.

Логопед: Мы прилетели с вами на нашу родную планету – Земля. Вот и завершилось наше космическое путешествие. Вам понравилось путешествовать в космосе (Ответы).

Ребята, скажите, что вам понравилось больше всего?

С каким заданием вы справились легко?

Какие трудности испытали сегодня на занятии?

С каким настроением вы уходите с занятия?

Логопед: Вы мне тоже очень понравились, были настойчивыми, внимательными, сообразительными Я благодарю вас. Спасибо!

Логопед: Ребята, вы дружный и смелый космический экипаж! И за ваши умения и старания вы награждаетесь медалями и сладкими угощениями.

Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе «Космическое путешествие»

Светлана Шишкина
Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе «Космическое путешествие»

Тема: «Космическое путешествие»

Цель: Создание условий для формирования фонетической системы языка и развития коммуникативных навыков у детей через игровые методы и приемы.

1. Развивать и совершенствовать артикуляционную, мимическую и мелкую моторику дошкольников.

2. Продолжать учить произносить и различать сходные по артикуляции звуки Л и Ль в слогах, словах и предложениях. Совершенствовать фонематическое восприятие и слух.

3. Закреплять навыки выполнения звуко – слогового анализа и синтеза слов. Упражнять в чтении слов и фраз.

4. Развивать мыслительные процессы (внимание, память, зрительное восприятие) средствами блоков Дьенеша и загадок.

5. Систематизировать знания детей по теме: «Космос».

6. Актуализировать словарный запас детей за счет слов: космическое пространство, планеты солнечной системы, ракета, комета, черная дыра, созвездия, скафандр, спутник, инопланетяне, земляне.

7. Совершенствовать грамматический строй речи через согласование существительных с прилагательными в роде и числе; согласование существительных с числительными.

Оборудование: мультимедийная установка с презентацией по теме «Космос», схемы звуков, блоки «Дьенеша», схемы ракет, фишки, картинки на звуки Л, Ль, ребусы, соленое тесто.

1. Организационный момент.

Дети входят в зал и приветствуют друг друга и гостей:

Придумано кем – то просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым!

Пусть доброе утро продлится до вечера!

– Ребята, мне сегодня на электронный адрес пришло странное сообщение. Вы хотите его прочитать? (хотим). Тогда пройдем к монитору.

(дети подходят к монитору и читают сообщение от инопланетян).

«Помогите, мы разучились разговаривать и понимать друг друга.

SOS! SOS! SOS! Инопланетяне».

– Ребята, нас просят о помощи. Наверно инопланетные жители забыли все звуки, поэтому разучились разговаривать. А кто такие инопланетяне и где они живут? (ответы детей).

– Вы хотите отправиться в космическое путешествие, чтобы помочь инопланетянам? (да).

– Для этого нужно очень хорошо подготовиться. Для начала подойдите к столу и пристегните себе бейджик. У нас получилось две команды. Одна команда называется «Лунатики» – у них зеленые бейджики, а вторая команда – «Земляне» – у них голубые бейджики.

2. Основная часть.

– Ребята, а на чем мы отправимся покорять космическое пространство? (ответы детей)

– А почему не на самолете? (ответы детей).

-Совершенно верно, в космос мы можем полететь только на ракете.

– И первое, что мы сейчас сделаем – построим ракеты.

1. Упражнение «Построй ракету» (блоки Дьенеша).

– Чтобы наша ракета могла действительно долететь до космоса, необходимо строить ее по инструкции. Схемы – символы блоков вам помогут не допустить ошибки.

– Напоминаю, что детали имеют разную форму, размер, толщину и цвет. А схемы вам подскажут, какую деталь необходимо взять для ракеты.

(Дети строят ракеты).

– Чья команда вперед и правильно построит ракету, на той мы и полетим.

-Молодцы, ребята! Замечательные получились ракеты.

-А скажите, мне пожалуйста, мы с вами вот так готовы полететь в космос, или нужна специальная одежда? Какая? (ответы детей).

– Да, действительно, нужен космический комбинезон, космический шлем, космические перчатки, космические сапоги. (показываю картинку – обмундирование космонавта).

– Надеваем на себя космическую одежду.

– Вот теперь, мы готовы к полету.

– Займите места в ракете, пристегните ремни. (дети садятся на стулья).

– Прежде, чем наша ракета оторвется от земли, нам, как и всем космонавтам нужно пройти специальную тренировку. Каждый день космонавты закаляют свой организм, делают зарядку, умываются холодной водой и разминают все мышцы.

2. Самомассаж лица и шеи.

(дети выполняют движения согласно тексту).

Руки растираем и разогреваем

И лицо теплом своим мы умываем.

Грабельки сгребают все плохие мысли

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом уходим пальцами на щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались.

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Тянем подбородок, и его щипаем.

А потом по шее ручейком стекаем.

– Космонавты говорят друг с другом четко и внятно, а для этого им помогает артикуляционная гимнастика для язычка.

3. Артикуляционная гимнастика.

«Качели», «Часы», «Парус», «Чистим верхние зубки», «Лошадка» «Мотор».

– Еще космонавты тренируют пальцы различными тренажерами.

4. Пальчиковая гимнастика массажными мячиками.

В руки мячик мы возьмем, и разминку проведем:

Я мячом круги катаю

Назад – вперед его гоняю

Им поглажу я ладошку

И сожму совсем немножко

А теперь опасный трюк –

Мяч летает между рук.

– Ну вот мы и прошли специальную подготовку и начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1 Старт!

– Ракета оторвалась от земли и из ее хвоста вырвался огонь. (слад – Запуск ракеты).

– Наша ракета достигла космического пространства. Что же можно увидеть в иллюминаторе? (предположительные ответы детей – звезды, спутники, другие планеты)

– Смотрим в иллюминатор. (презентация «Космос»).

– Вы правы, ребята, можно увидеть разные созвездия. (слайд)

5. Упражнение «Угадай букву и назови звук».

-Мы видим какие – то странные созвездия. Они вам ничего не напоминают? (это буквы).

– Совершенно верно. Каждая буква имеет свой звук.

-Давайте вспомним, какие две большие группы звуков вы знаете? (гласные и согласные).

(дети дают характеристику гласным и согласным звукам, дифференцируют согласные звуки на твердые и мягкие, звонкие и глухие).

– Молодцы! Я теперь уверена, что вы сможете помочь инопланетянам в их беде.

– Итак, наша ракета прилунилась на луне.

– Можете отстегнуть ремни и выйти в открытый космос.

– А что необходимо иметь при себе, чтобы выйти в открытый космос? (кислородные баллоны)

– Совершенно верно. А для чего нам нужен кислород? (чтобы дышать).

– Что – то нас никто не встречает? Куда же подевались инопланетяне? Пойдем искать!

(дети встают со стульчиков и идут по «луне», на их пути встречаются «черные дыры»)

– Ребята, в космосе существуют такие опасные места – черные дыры. Они как пылесос втягивают в себя все предметы, которые рядом находятся. Звук ракеты сообщает об опасности. Но нам с вами все равно нужно помочь инопланетянам. Чтобы нам безопасно обойти «черные дыры», необходимо расшифровать их коды.

6. Упражнение «Разгадай ребус»

На каждой дыре написаны непонятные слова. Но если мы в правильном порядке поставим буквы, то сможем прочитать зашифрованные слова. Только в этом случае дыра закроется и не будет опасной. (дети разгадывают ребусы и читают слова– КОМЕТА, РАКЕТА, ЗЕМЛЯ, КОСМОС).

– Молодцы! Черные дыры мы с вами благополучно прошли. Путешествие продолжается.

(подходят к магнитной доске, на которой висят картинки лунатиков.

– А вот и инопланетяне.

– Здравствуйте! Мы с ребятами прилетели с планеты Земля к вам на помощь.

Лунатики: А вы уже нам помогли. Когда взлетала ваша ракета, вы забыли выключить громкую связь, и мы слышали, как вы рассказывали про звуки и все вспомнили. Мы даже одежду надели на себя разную, чтобы различать звуки.

– Так мы еще даже с вами не познакомились. Ребята, кто прочитает имена лунатиков? (ЛОК, ЛИК). (Дети дают характеристику звукам Л – Ль).

– Ребята, а лунатики тоже любят играть в игры. И их игры похожи на те, в которые мы играем с вами на занятиях.

7. Д/И «Собери планеты»

Одна команда собирает планеты с картинками в словах которых твердый звук Л, вторая команда – слова с мягким звуком Ль.

– Молодцы, ребята. Играть, конечно с инопланетянами очень весело и интересно, но нам пора возвращаться на Землю.

– Займите свои места в ракете.

– А чтобы лунатики не забыли буквы и звуки, мы с вами научим их шифровать слова кружочками.

8. Упражнение «Шифровальщики»

(Дети выкладывают на своих планшетиках имена лунатиков ЛОК, ЛИК и название спутника, где живут лунатики – ЛУНА. Выполняют звукослоговой анализ данных слов.)

Пристегните ремни, начинаем обратный отсчет: 5,4,3,2,1. Старт!

– Наша ракета вышла в открытый космос. Давайте посмотрим в иллюминатор. Что еще можно интересного увидеть?

8. Загадки. (деление слов на слоги)

До луны не может птица

Долететь и прилуниться

Но зато умеет это

Делать быстрая … (ракета) (слайд)

– Сколько в слове ракета слогов? (3)

Она твоя, она моя,

А называется… (Земля) (слайд)

(Дети рассматривают планету Земля.)

– Как вы думаете, что обозначено голубым цветом? (моря, океаы)

– А что обозначается зеленым цветом? (леса, тайга, поля)

– А коричневым цветом? (горы).

– А как называют людей, которые живут на планете Земля? (земляне).

– Может быть кто – нибудь запомнил, сколько в нашей галактике планет? (9).

_ Правильно, мы их сейчас увидим в открытом космосе. (слайд).

– Планет 9, но жизнь существует только на одной, на планете Земля. Остальные планеты необитаемы.

Центр галактики светит, сверкает

Всех согревает… (солнце).

Рассыпалось к ночи зерно,

Глянули утром – нет ничего… (звезды).

– Правильно! Говорят, что звезды очень трудно сосчитать. Проверим, посчитаем с помощью пальцев: одна яркая звезда, две яркие звезды….десять ярких звёзд.

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект

Хвост его – полоска света

А зовут объект -… (комета)

– А что же такое комета? Это небесное тело, которое состоит из пыли и газа.

С давних времен люди мечтали летать, покорять космические просторы.

– На чем они раньше летали? (на воздушных шарах, дирижаблях, самолетах)

И вот наконец свершилась мечта человечества и первыми в космос полетели собаки: Белка и Стрелка. (слайд)

– А кто был из людей первым космонавтом? (Ю. А. Гагарин)

Впервые в жизни наш космонавт Ю. А. Гагарин облетел вокруг Земли на корабле «Восток».

– Когда это случилось? (12 апреля 1961 года).

– Какой праздник наша страна отмечает 12 апреля? (День космонавтики).

– Молодцы, ребята! Объявляю посадку. Можно отстегнуть ремни и расслабиться. Поздравляю, Вас! Наше космическое путешествие прошло успешно.

– А сейчас, я предлагаю сделать подарки для лунатиков. И со следующим запуском спутника на Луну, отправить им. А выполнять мы будем буквы из соленого теста, для того, чтобы лунатики всегда помнили, как выглядят буквы нашего алфавита.

(дети приступают к выполнению задания).

9. Итог. Рефлексия.

– Ребята, у вас на столах лежат ракеты с двумя иллюминаторами. Если вам понравилось наше путешествие, то закройте верхний иллюминатор зеленой фишкой, а если не понравилось, тогда – красной. Если вы справились со всеми заданиями, то нижний иллюминатор закройте зеленой фишкой, если вам было трудно, тогда – красной.

Молодцы, ребята! А вам лунатики тоже передали подарки – свои фотографии, только они черно – белые. Я думаю, что в свободное время вы их раскрасите цветными карандашами и оставите себе на память.

Интегрированное занятие по развитию речи и ИЗО «Путешествие в осенний лес» Цели: обобщать и систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях природы. Задачи: Образовательные: уточнение, закрепление, расширение.

Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе «Письмо Деду Морозу» Цель: знакомство детей с традициями встречи Нового года в России и других странах Обучающие задачи: систематизировать знания детей о праздновании.

Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе «Почему хорошо жить на свете?» по сказке П. Дудочки МБДОУ Детский сад №5 «Золотой ключик» г. Якутск Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Почему хорошо.

Интегрированное занятие в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте Цель: вызвать интерес и любовь к художественной литературе. Задачи: Образовательные: продолжать учить ребят внимательно слушать художественное.

Интегрированное занятие по развитию речи, математике, обучению грамоте «Путешествие в зимний лес» в старшей группе Программное содержание. Речевое общение: активизировать связную речь у детей, обогащать словарь новыми словами, продолжать учить подбирать.

Итоговое интегрированное занятие по развитию речи и рисованию в средней группе «Путешествие в Волшебный лес» Итоговое интегрированное занятие по развитию речи и рисованию в средней группе «Путешествие в Волшебный лес» Цели: Образовательные:.

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по городу Красивой речи» Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Путешествие по городу Красивой речи» Цели: Образовательные: – закрепить.

«Космическое путешествие». Занятие по развитию речи в старшей группе Космическое путешествие Занятие по развитию речи Старшая группа Цель. Развивать диалогическую речь. Продолжать работу по обогащению и активизации.

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну красивой речи» Цели: 1. Формировать умения обобщать, классифицировать. 2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. 3. Упражнять.

Открытое занятие в подготовительной группе «Космическое путешествие» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе “Космическое путешествие”.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: «Гость из космоса»

Программное содержание:

  • учить детей согласовывать короткие и длинные предложения по опорной схеме;
  • активизировать словарь детей по теме;
  • упражнять в согласовании существительных и прилагательных, в подборе определений;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: — Ребята, вы пришли сюда, чтобы позаниматься. Я уверена, что у нас с вами все получится. Для того, чтобы все справились с заданиями, давайте сделаем «Зарядку на удачу».

(дети стоят возле стульчиков)

— Похлопаем в ладоши. Помассируем уши, чтобы они меня хорошо слушали и слышали. Поздороваемся с каждым пальчиком.

— Посмотрите, к нам прилетел гость – Посланец с другой планеты.

— Ребята, скажите, на какой планете мы живем?

— Как называются жители планеты Земля?

— Какие планеты вы еще знаете? (Марс, Юпитер, Сатурн)

— Ребята, если наш гость прилетел с другой планеты (иной), значит он кто (инопланетянин)?

— На чем он прилетел? (на космическом корабле)

— Давайте узнаем, кто он? Откуда?

— Гость молчит. Почему? (не умеет говорить)

— А мы с вами умеем говорить?

— Да, все земляне обладают таким богатством, как речь!

— На каком языке мы сейчас говорим?

— Как вы думаете, сколько слов в русском языке?

— А какое слово самое главное для каждого человека? (его имя)

— Давайте придумаем нашему гостю имя. (дети придумывают имя)

— Я предлагаю подарить ему частичку нашего русского языка.

— У меня есть шкатулка, посмотрите (показываю детям), вот сюда мы с вами соберем самые разные слова и подарим гостю.

2. Дидактическая игра: «Подбери словечко»

— Соберите сладкие слова. (конфета, шоколад)

— А сейчас ласковые. (мама, бабушка, люблю)

— Соберите холодные слова. (снег, лед, холодильник)

— Громкие. (гром, град, барабан)

— Тихие. (ночь, сон, шорох)

— Легкие. (перышко, пушинка)

— Волшебные. (спасибо, пожалуйста)

— Теплые. (взгляд, солнышко)

— Молодцы, ребята, как много слов вы собрали для нашего гостя. Какие они все разные!

Ребята, мы с вами не только умеем говорить, но еще умеем петь. Давайте отдохнем и споем песенку, а гость наш послушает.

Физкультминутка.

Под песню «Буги — вуги» и выполняют музыкально – ритмические движения.

3. Дидактическая игра: «Какой, какая, какое?»

— Ребята, оказывается, каждое слово можно украсить. Давайте украсим слова, которые собрали в шкатулку. Вот слово «мама». Какая она? (удивительная, замечательная, любимая, единственная)

Весна … (звонкая, ранняя, цветущая)

Зима… (белоснежная, серебристая, холодная, морозная)

Гром… (раскатистый, сильный, оглушительный)

— Молодцы, ребята, украсили слова.

4. Дидактическая игра: «Составь предложение по схеме»

— Ребята, все вы знаете, что из слов можно составлять целые фразы, предложения, как короткие, так и длинные. Вот сейчас мы будем составлять по схемам предложения. На схемах — картинки. (например: девочка + сердечко + фрукты) Составьте предложение.(«Девочка любит фрукты»)

— Ребята, по схемам можно составить как короткие, так и длинные предложения.

Сейчас Катя составит по этой схеме короткое предложение, а Артем – длинное.

(дети выполняют задание)

— Молодцы, ребята, очень интересные предложения составили!

5. Анализ занятия.

— Сегодня на занятии вы так много сделали! Многому научились!

— Ребята, вам понравилось наше занятие?

— Что вам понравилось?

— Да, посмотрите, как много разных слов мы с вами собрали для нашего гостя. Давайте подарим ему эту шкатулку, пусть он летит на свою планету, и научит разговаривать своих друзей.

Автор: Подгорная Ирина Геннадьевна,

воспитатель детского сада,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Алексеевский детский сад №5 «Солнышко» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан.

Статья размещена в авторской редакции

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе по теме «Космос»

Занятие направлено на ознакомление детей с космосом, с планетами солнечной системы, закрепление знаний детей о Дне космонавтики.

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе по теме «Космос»:

Тема: «Полет в космос, или как ребята помогли Тико вернуться домой»

  • развитие лексико-грамматической строя речи и связной речи детей.
  • познакомить детей с планетами солнечной системы;
  • закрепить знания детей о Дне Космонавтики, о Юрии Гагарине;
  • активизировать словарный запас детей по теме (названия планет, метеорит, комета, звезда, космонавт, ракета, галактика, космический корабль);
  • учить детей выделять лишний предмет, объясняя свое решение развернутым ответом (союз потому что);
  • закрепить умение соотносить схему слова с его звуковой оболочкой (угадать слово по звуковой схеме);
  • закрепить умение детей согласовывать числительные с прилагательными и существительными;
  • закрепить умение детей рассказывать стихотворение с помощью мнемотаблицы;
  • развивать общую моторику и мелкую моторику рук детей;
  • развивать зрительное внимание детей;
  • развивать память, внимание, логическое мышление;
  • воспитывать дружелюбие, доброжелательность, гостеприимность.
  • беседа о космосе, о космонавте Ю.Гагарине, заучивание стихотворений «По порядку все планеты…», повторение пальчиковой гимнастики «Сатурн».

Ход занятия:

1) Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и поздороваемся, пожав друг другу руку.

2) Основная часть. Знакомство с гостем.

– Сегодня, как я и обещала, мы попробуем полететь в космос. Но для начала скажите мне: кто летает в космос? (космонавты)
Верно. А какими должны быть космонавты? (сильными, смелыми, храбрыми, внимательными, осторожными…) А кто был первым космонавтом? (Юрий Гагарин) Молодцы! Какой праздник мы отмечаем 12 апреля? (День Космонавтики).

– Умнички! На прошлом занятии мы прошли полную подготовку к полету. и поэтому сегодня… (на слайде появляется летающая тарелка, звучит музыка, выходит инопланетянин) Ребята, смотрите!

Тико (аудиофайл в презентации): — Ой, здравствуйте! А куда я попал? Какая это планета?

Дети: — Это планета Земля!

Тико (аудиофайл в презентации): — Да! Далеко меня занесло… Меня зовут Тико. Я с далекой планеты Плутон.

– Приятно познакомиться Тико. А дети подготовительной группы нашего детского сада. Но что же произошло с тобой?

Тико(аудиофайл в презентации): мой космический корабль попал под метеоритный дождь, и двигатель был поврежден, поэтому мне и пришлось совершить аварийную посадку.

– Хорошо, что ты остался цел и невредим.

Тико (аудиофайл в презентации): да , но как же мне теперь вернуться домой? Ведь я взял корабль без разрешения родителей. Уж очень мне хотелось изведать бескрайний космос.

– Конечно не стоило так делать Тико. Родители наверно волнуются о тебе… Ребята. Может мы сможем помочь Тико? Но как? (варианты детей)

Дети:- надо починить корабль.

– верно. Тико, мы починим твой корабль и полетим вместе с тобой, чтобы доставить тебя в целости и сохранности. Заодно, ты нам покажешь весь космос.

Тико (аудиофайл в презентации): Ой, спасибо! Наши космические корабли запрограммированы так, что, если необходимо включить второй двигатель, сначала нужно ответить верно на 3 вопроса. Я пробовал, но у меня не получилось…

– Хорошо. Ну что, ребята, попробуем? (Да) Давайте, посмотрим, какие вопросы нам подготовили.

(Демонстрируется 2 слайд с изображением летающей тарелки, по одному открываются и озвучиваются задания через аудиофайл в презентации)

1 задание:

Сколько планет в солнечной системе? Назовите их!

– По порядку все планеты
Назовет любой из нас!
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун,
Он восьмым идет по счету,
А за ним уже потом
И девятая планета,
Называется Плутон.

(возможно отступление с информацией о том, что Плутон космический объект, который раньше считался полноценной планетой нашей Солнечной системы. Но как оказалось, эта планета не совершает полный оборот вокруг Солнца, и по размерам уступает остальным планетам. И поэтому теперь в нашей солнечной системе 8 планет, а Плутон считается карликовой планетой)

– Первое задание выполнили. Молодцы!

2 задание:

На корабле перегруз! Уберите лишнее!

(на экране появляются ряды картинок. Из них одна лишняя, которая не имеет отношения к космосу)

– Ну что, посмотрим, что же лишнее? Скафандр, барабан, ракета или звезда? (Барабан) Верно. (Аналогично еще 2 ряда картинок)

3 задание:

Ключ в отгадке, отгадка в загадке.

(на слайде появляется звуковая схема слова космонавт и картинки: космонавт, скафандр, комета)

– Вот и загадка. Надо ответить к какому слову относится эта схема.

Появляется Тико (аудиофайл): Ура! Получилось! Ребята, вы молодцы! Я поведу корабль и покажу вам все планеты нашей галактики.

– Хорошо, Тико! Ну что, запустим наш корабль? (Да!)

Игра «Включаем, мотор!»

– к запуску космического корабля приготовься!

Дети: — есть, приготовься! (руки вперед, кисти в кулак, большие пальцы вверх)

Дети: — есть включить контакты (соединить большие пальцы рук)

Дети: — есть завести мотор! (кулаки вращаем вокруг друг друга и тянем: РРРРРРРР)

– 5,4,3,2,1… ПУСК. (сомкнуть руки и поднять вверх)

Игра «Невесомость» (звучит музыка)

– Ребята, мы в невесомости. (Встаем на одну ножку, плывем, двигаемся как в невесомости)

– Ребята, а вот и наша Земля.(на слайде фото Земли из космоса) Так она выглядит из космоса. Какая она? (красивая, круглая, большая, голубая, белая) Раз наша планета 3 по счету от Солнца. То сколько еще планет перед ней? (две) Верно. Поэтому мы полетим сначала к солнцу и по дороге посмотрим и эти 2 планеты.

– Вот и Венера. По счету 2 планета от солнца. Ей дали такое название в честь древнеримской богини любви и красоты. Какая эта планета? (большая, круглая, коричневая) Летим дальше.

МЕРКУРИЙ (7 слайд)

– А это Меркурий. От солнца 1 планета по счету. Эту планету назвали в честь древнеримского бога торговли «Быстроногого Меркурия», потому что Меркурий быстрее всех планет совершает оборот вокруг солнца.

– А вот и солнце. Солнце это не планета, а звезда. Огромная, огненная звезда. Оно согревает нашу Землю, но может и сжечь все на Земле. Если бы наша планета не находилось на таком расстоянии от Солнца, то все бы на земле пропало. Также если бы Земля находилась далеко от Солнца, то все бы замерзло на Земле. И жизни на Земле не было бы.

– ну что, летим дальше к планетам, которые находятся после Земли. А пока летим, понаблюдайте за тем, что происходит в космосе.

Зрительная гимнастика (демонстрируется 9 слайд со зрительной гимнастикой по теме «Космос»)

– четвертая планета от Солнца – Марс. Ее за окраску называют «красной планетой». А свое название эта планета получила от имени древнеримского бога войны Марса.

ЮПИТЕР (11 слайд)

– ребята, начинаем знакомиться с планетами-гигантами. Это 5 планета от Солнца – Юпитер. Планета огромных размеров, во много раз больше нашей планеты Земля. Юпитер назвали в честь древнеримского бога грома и молнии.

САТУРН (12 слайд)

– Летим к следующему гиганту. Это… (дети: Сатурн!) верно. Как вы узнали эту планету? (У нее есть кольца) Да. Это ее отличительная черта. Сатурн получил свое название в честь древнеримского бога земледелия. Какая это планета по счету?

– Поиграем, расскажем про Сатурн.

Пальчиковая игра «Сатурн»

У каждой планеты есть что-то свое,
Что ярче всего отличает ее.
Сатурн непременно узнаешь в лицо-
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Ученые вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замерзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.

Соединить пальцы, округлить руки.
Пружинить, не разъединяя пальцы.
Провести руками возле лица.
Руки поднять снизу вверх через стороны.
Погладить рукой руку с тыльной стороны.
Крутить руки вокруг друг друга.
Соединять попеременно первые пальцы с указательными пальцами рук.

Дидактическая игра «Посчитай-ка» (13 слайд)

– А пока летим к 7 планете, посчитайте-ка, сколько вы видите мигающих звезд?

Дети: — одна мигающая звезда, две мигающие звезды … пять мигающих звезд.

– А сколько огненных комет? (аналогично) Молодцы!

– А эту планету называют ледяным гигантом, потому что она покрыта снегом и льдами. Это Уран. А как вы думаете, почему на этой планете только снег и лед? (потому что она находится далеко от солнца) Верно. Уран назвали в честь греческого бога неба. Даже окраска этой планеты нежно-голубого цвета напоминает небо.

НЕПТУН (15 слайд)

– У планеты Уран есть и «сестра» — планета Нептун. Тоже ледяной гигант. Она восьмая по счету от Солнца. Нептун имеет голубую окраску, поэтому его назвали в честь древнеримского бога моря Нептуна. Ну что, летим дальше.

ПЛУТОН (16 слайд)

Тико (аудиофайл): Ребята! А это Плутон! Моя родная планета. Мы прибыли!

– Посмотрите, ребята, нас встречают жители Плутона.(17 слайд)

Жители Плутона (аудиофайл): Здравствуйте, добрые земляне! Спасибо вам, что доставили Тико домой! Мы много раз пролетали мимо вашей планеты, но не знаем, какая она. Расскажите!

– Здравствуйте! Хорошо. Попробуем рассказать, ребята? (да) я подготовила стих о нашей планете, и подсказку в виде мнемотаблицы. (18 слайд)

Повторяем с детьми стихотворение по мнемотаблице:

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету –
Ведь другой похожей нету!
(Я. Аким)

Жители Плутона (19 слайд, аудилфайл): Красота! Мы обязательно как-нибудь к вам прилетим!

– Хорошо. А теперь нам пора домой. До свиданья!

Тико (аудиофайл): Спасибо вам, ребята! Пока!

3) Итог занятия.

(20 слайд с изображением звезд)

– Ну что, ребята, скоро мы вернемся на Землю. Понравился вам нам полет в космос? А кому мы помогали? Какие задания выполняли? Давайте вспомним, какие планеты видели? А какие еще космические объекты мы видели? Хорошо! А вот и Земля (21 слайд). Наконец-то мы дома! Спасибо вам, ребята, за гостеприимность и дружелюбие, которое вы проявили к Тико. Вы молодцы!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: