Занятие по обучению грамоте Путешествие по сказке

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: «Путешествие в страну Сказок»

  1. Совершенствовать умение составлять и анализировать предложения.
  2. Совершенствовать умения делить слова на слоги, ставить ударение.
  3. Совершенствовать умение определять местоположения звука в слове (начало, середина, конец).
  4. Закреплять умение придумывать слова на заданный звук, слог.
  5. Закреплять умения выделять звуки из слова, то есть определять наличие звука в слове (есть такой звук в слове или нет).
  6. Закреплять знания о различии гласных и согласных звуков.
  7. Закреплять умение давать основные характеристики звуков (гласный звук, обозначаем красным цветом, согласный звук твердый, обозначаем синим цветом, согласный звук мягкий, обозначаем зеленым звуком).
  8. Упражнять в звуковом анализе слов.
  9. Закреплять умение владеть понятиями “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”.
  10. Закреплять умения отгадывать ребусы.
  11. Развивать фонематический слух и внимание, мышление, память.
  12. Развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом.
  13. Воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей, желание работать в коллективе.
  14. Поощрять активность и самостоятельность.

Материалы к занятию:

  1. «Волшебный мешочек» с предметами.
  2. Плакат с изображением страны Сказок.
  3. Карточки-схемы (деление слов на слоги).
  4. Предметы: гриб, магнит, карандаш, ложка.
  5. Картина для составления рассказа.

5. Карточки с изображением героев сказок: Незнайка, Иванушка, Элли, Дюймовочка, Красная Шапочка, Белоснежка.

  1. Фишки для обозначения звуков на доске (красные, зеленые, синие).
  2. Картинка с изображением лисы.
  1. Счетные палочки.
  2. Карточки-схемы (деление слов на слоги).
  3. Карточки со словами для ребусов.
  4. Фишки для обозначения звуков.
  5. Карточки с буквами.
  6. Простые карандаши.
  1. Словесный (вопросы, объяснение).
  2. Наглядный (картинки, показ артикуляции).
  3. Игровой (Д/и “Угадай где спрятался звук?”, “Чудесный мешочек”, “Услышь звук”).
  4. Практический (упражнения).
  5. Наблюдение за работой детей, советы.

I. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с ними. (Дети здороваются.) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (Улыбаются гостям.)

– Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

– Сядьте поудобнее и послушайте внимательно, что приключилось в одной сказочной стране.

Злая волшебница Бастинда наколдовала чудовищный ураган. Ветер страшной силы обрушился на Страну Сказок, подхватил сказочных героев и перепутал их местами. Для того, чтобы герои вернулись в свои сказки, вам надо выполнить задания.

– Поможем сказочным героям?

– Тогда улыбнулись и в путь.

II. Основная часть.

Чучело заботливо расправило кафтан, стряхнуло с себя соломинки и, шаркнув ножкой по земле, представилось девочке:

– Что ты говоришь! – не поняла Красная шапочка.

– Я говорю: Страшила. Это так меня назвали: ведь я должен пугать ворон. А тебя как зовут?

Красная Шапочка.

– Красивое имя! – сказал Страшила.

Красная Шапочка смотрела на него с удивлением. Она не могла понять, как, чучело, набитое соломой и с нарисованным лицом, ходит и говорит.

Но тут возмутился Тотошка и с негодованием воскликнул:

– А почему ты со мной не здороваешься?

– Ах, виноват, виноват! – извинился Страшила и крепко пожал пёсику лапу. – Честь имею представиться, Страшила!

– Очень приятно! А я Тото! Но близким друзьям позволительно звать меня Тотошкой!

– Как называется сказка? (Волшебник Изумрудного города. Александр Волков).

– Как звали девочку из этой сказки? (Элли.)

Для того чтобы Элли попала в свою сказку нам надо выполнить задание.

Составить предложения по картине.

(Выкладывают составленные предложения при помощи счетных палочек.)

– Ярко светит солнышко.

– Снег начал таять.

– Витя и Петя пускают кораблики по ручейку.

– Какое первое предложение, второе.

– Какое предложение самое длинное? (Последнее.)

– Давайте посчитаем сколько в нем слов? (Выкладывают слова при помощи счетных палочек.)

С заданием мы справились, Элли может отправляться в свою сказку.

(Прикрепить карточку с изображением Элли на плакат.)

2. Вторая сказка.

– Куда ты идешь, Элли, – спрашивает Волк.

– Я иду проведать бабушку и несу ей пирожки и горшочек масла.

– А далеко ли живет твоя бабушка? – спросил Волк.

– За лесом, в домике возле мельницы.

Волк был очень голоден. Он решил съесть бабушку, а потом дождаться Элли в бабушкином доме и съесть ее тоже.

– Как звали девочку из этой сказки? (Красная Шапочка. Шарль Пьерро.)

– Теперь слушайте задание:

Нам надо показать, как мы умеем делить слова на слоги.

Игра «Чудесный мешочек».

Дети выходят к доске, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам и определяется их количество. Находят схему этого слова, ставят ударение. (Гриб, магнит, карандаш, ложка.)

Остальные проверяют и выкладывают схему этого слова на столе.

Молодцы, с заданием справились. Красная Шапочка может отправляться в свою сказку. (Прикрепить карточку с Красной Шапочкой к плакату.)

3. Третья сказка.

На следующую ночь Белоснежка опять потихоньку пробралась к ласточке. Птичка совсем уже ожила, только была ещё очень слаба и еле-еле открыла глаза, чтобы посмотреть на девочку, которая стояла перед нею с кусочком гнилушки в руках, – другого фонаря у неё не было.

– Благодарю тебя, милая крошка! – сказала больная ласточка. – Я так славно согрелась. Скоро я совсем поправлюсь и опять вылечу на солнышко.

– Ах, – сказала девочка, – теперь так холодно, идёт снег! Останься лучше в своей тёплой постельке, я буду ухаживать за тобой.

И Белоснежка принесла птичке воды в цветочном лепестке. Ласточка попила и рассказала девочке, как поранила себе крыло о терновый куст и поэтому не смогла улететь вместе с другими ласточками в тёплые края. Как упала на землю и… да больше она уж ничего не помнила и как попала сюда – не знала.

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия по фонемному анализу и синтезу слов

Всю зиму прожила тут ласточка, и Белоснежка ухаживала за ней. Ни крот, ни полевая мышь ничего не знали об этом – они ведь совсем не любили птичек.

– Как называется сказка? (“Дюймовочка”, Ганс Христиан Андерсен.)

– Как звали девочку из этой сказки? (Дюймовочка.)

– Для того, чтобы Дюймовочка могла попасть в свою сказку, нам надо выполнить несколько заданий.

1) “Угадай где спрятался звук?” [С]

Сок, сук, сушка, сахар, маска, каска, коса, роса, рисунок, колос, голос, пылесос, соска.

2. “Услышь звук” [У]

Кукушка, петух, паук, сом, улитка, жук, суп, синица.

3. А теперь еще игра “Мяч скорее мне сюда!”

Подарю вам звуки я,

Вы вернете мне слова.

Ты подумай, милый друг,

Чтобы был вначале звук.

(Игра с мячом – мяч возвращается воспитателю со словом, начинающимся на заданный звук; А – автобус, У – улитка и т.д.)

С заданиями справились, Дюймовочка может отправляться в свою сказку. (Прикрепить картинку с изображением Дюймовочки на плакат.)

4. Сказка четвертая.

Стоял там накрытый белой скатертью столик, а на нем семь маленьких тарелочек, у каждой тарелочки по ложечке, а еще семь маленьких ножей и вилочек и семь маленьких кубков. Стояли у стены семь маленьких кроваток, одна возле другой, и покрыты они были белоснежными покрывалами. Захотелось Дюймовочке поесть и попить, и взяла она из каждой тарелочки понемногу овощей да хлеба, и выпила из каждого кубочка по капельке вина, – ей не хотелось выпить все из одного. А так как она очень устала, то попробовала лечь в постельку, но ни одна из них для нее не подходила: одна была слишком длинной, другая слишком короткой, но седьмая оказалась ей впору, легла она в нее и, отдавшись на милость Господню, уснула.

Когда уже совсем стемнело, пришли хозяева избушки, а были то семеро гномов, которые в горах добывали руду. Они зажгли семь своих лампочек, и когда в избушке стало светло, они заметили, что у них кто-то был, потому что не все оказалось в том порядке, в каком было раньше.

– Как называется сказка? (“Белоснежка и семь гномов” – Братья Гримм.)

– Кто главный герой этой сказки? (Белоснежка.)

Для того, чтобы нам отправить Белоснежку в свою сказку, надо сделать зарядку.

Зарядка семи гномов

Первый гном присел и встал, (приседания)

А второй вдруг побежал, (бег на месте)

Третий плавно покружился, (кружатся направо)

А четвёртый наклонился. (наклоны)

Пятый вправо повернулся, (поворот направо)

А шестой назад прогнулся, (наклон назад)

Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки)

Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала!».

Зарядку сделали хорошо, теперь можем поместить Белоснежку в ее сказку и отправляться дальше. (Карточку с изображением Белоснежки прикрепить на плакат.)

Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.

Незнайка говорит:

– Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!

– Не пей, братец, козленочком станешь!

Не послушался Незнайка и напился из козьего копытца.

Напился и стал козленочком.

– Как называется сказка? (“Сестрица Аленушка и братец Иванушка” Русская народная сказка.)

– Как звали главного героя сказки? (Иванушка.)

Для того, чтобы Иванушка попал в свою сказку, мы должны сделать анализ слова.

(Дети выкладывают фишки, обозначающие звуки на столе.)

– Какие звуки мы называем гласными? (Мы их можем петь, воздух не встречает преграды при произнесении.)

– А какие звуки мы называем согласными? (При произнесении которых воздух встречает преграду.)

– Отгадайте загадку. (Картинка лисы.)

Анализ слова ЛИСА.

[л’] – согласный, мягкий.

[с] – согласный, твердый.

[а] – гласный, ударный.

– Сколько гласных звуков в слове? (2.)

– Сколько слогов? (2.)

– Поставим ударение. (Ударение падает на второй слог на гласный [а])

– Сколько всего звуков? (4.) Сколько букв? (4.)

Молодцы, с заданием справились. Иванушка может отправляться в свою сказку. (Прикрепить карточку с изображением Иванушки на плакат.)

6. Сказка шестая.

Послушай, Гунька, какую мы штуку придумали! – сказал Иванушка. – Ты, брат, лопнешь от зависти, когда узнаешь.

– А вот и не лопну, – ответил Гунька. – Очень мне нужно лопаться!

– Лопнешь, лопнешь! – уверял его Иванушка . – Такая, брат, штука! Ты и во сне не видел.

– Что же это за штука? – заинтересовался Гунька.

– Скоро мы сделаем воздушный пузырь и полетим путешествовать.

– Как называется сказка? (“Приключения Незнайки и его друзей”, Николай Носов.)

– Как зовут главного героя? (Незнайка.)

Для того, чтобы Незнайка попал в свою сказку мы должны решить ребусы:

– Преобразуйте слова в указанном порядке.

Замените первый звук в слове на звук [р]

Ребусы решили, Незнайка отправляться в свою сказку (Прикрепить карточку с

изображением Незнайки на плакат.)

– Вот мы и помогли нашим героям вернуться в свои сказки. Для этого там пришлось выполнить несколько заданий.

– Давайте вспомним, что мы делали?

– За вашу помощь добрая волшебница Стелла поблагодарила вас и прислала подарки. (Вручить призы.)

Читайте также:
Развитие диалогической речи

1. Гербова В.В., “Развитие речи в детском саду: Подготовка к школе, группа. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016 г.

2. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. “Развитие речи 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. , – М.: Вентана – Граф, 2009

3. Н.В. Елкина, Т.И.Тарабарина, “1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов”. – Ярославль: “Академия развития”, “Академия К0 “, 1988 г.

4. Новотворцева Н.В. “Развитие речи детей 2. Популярное пособие для родителй и педагогов”, – Ярославль: Академия развития, 1997.

5. В.В. Волина. “Занимательное азбуководение: Книга для учителя”, – М.: Просвещение. 1991 г.

по обучению грамоте “Путешествие по сказкам”.
план-конспект занятия (обучение грамоте, подготовительная группа) по теме

Конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Путешествие по сказкам». (Подготовительная к школе группа).

Скачать:

Вложение Размер
obuchenie_gramote.docx 32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Путешествие по сказкам». (Подготовительная к школе группа).

– активизировать знания детей о звуковой структуре слова;

– закрепить навык четкого произношения и различения звуков [В], [Вь] в слогах, словах, фразах;

– уточнять образ буквы В;

– закрепить навык составления слов из слогов;

– закрепить звуковой анализ и синтез слов, предложений;

– закрепить умение придумывать предложение с заданным словом;

– закреплять навыки фонематического анализа и синтеза.

– развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, творческое воображение, подражательность, связную речь;

– развивать моторику рук, координацию;

– развивать общие речевые навыки.

– воспитывать отзывчивость, дружелюбие, чувство сотрудничества;

– формировать мотивацию к учебной деятельности.

– «волшебная книга сказок»;

– раздаточные наборы букв и цветных квадратов;

– схемы предложений со знаками препинания;

– слоговые кубики Воскобовича;

– карточки с зашифрованными словами;

– аудиозаписи: шума ветра, песенка Буратино, мелодия Золушки, звуки весенней природы;

– опорные картинки для составления рассказа.

Воспитатель: Ребятки. Посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Мы всем вам очень рады. « Здравствуйте!»

Воспитатель: Ой, ребятки, посмотрите, клубочек. Я думаю, он не случайно к нам прикатился. Он явно кого-то за собой ведёт. Кто же это может быть?

(дети называют сказочных персонажей, звучит музыка из сказки, входит Василиса)

Василиса: Куда же я попала? Почему клубочек привёл меня сюда?

Дети: Наш садик называется «Сказка». Поэтому вы здесь и очутились. А ещё мы все очень любим сказки и с удовольствием их слушаем, так как сказки учат нас добру, помогают стать мудрее.

Василиса: Ах, вы любите сказки? А знаете ли вы, из чего они складываются?

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, с помощью чего мы передаём свои мысли, высказывания?

Дети: С помощью предложений.

Воспитатель: А предложения состоят из….(слов), а слова…(из букв). А чем отличается буква от звука? (буквы мы пишем и видим, а звуки слышим и произносим)

Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)

А как их различить?

Почему же звуки называют гласными? (Гласные звуки можно петь. Они не встречают никаких преград при произношении)

А какие звуки называют согласными? (при произношении согласных встречаются преграды).

Василиса: Я вижу, что мой клубочек не ошибся и привёл меня по правильному адресу. И думаю, что вас очень заинтересует моя волшебная книга.

Воспитатель: Да, Василиса, ведь наши ребята будущие первоклассники. Они очень любознательные и каждый день открывают для себя что-то новое и интересное.

Василиса: Будущие первоклассники? Ну, тогда я не ошиблась адресом. Ведь в моей книге спрятались советы для будущих первоклассников от героев сказок. Но получить вы их сможете, если выполните все задания из волшебной книги. Вы готовы? (Да) Ну тогда открываем первую страницу .

На первой странице нарисована, конечно же, я. Ребята, а с какого звука начинается моё имя?

Дети: Со звука «В».

Василиса: Правильно со звука «В».

Воспитатель: Ребятки, вы догадались, с каким новым звуком мы сегодня будем знакомиться? (со звуком «В»). Я знаю, что вы уже научились различать твёрдые и мягкие согласные. А какой звук в имени Василиса? (твёрдый звук «В»). У твёрдого звука «В» есть ещё мягкий братец, который произносится……может кто-нибудь догадается? («Вь»). Звуки «В» и «Вь» на письме обозначаются буквой «Вэ».

(показ буквы, стихотворение)

Как будто крендель испекли,

Василиса: А чтобы вы лучше запомнили, как пишется буква «Вэ», давайте напишем её воздухом.

(дыхательная гимнастика, музыка вьюги)

Воспитатель: Вы слышите эти звуки?

Василиса: Я думаю, нам нужно открывать следующую страницу.

Воспитатель: Интересно, в какую же сказку мы попали? (Снежная королева)

Василиса: Ребятки, мальчик Кай из сказки Андерсена «Снежная королева» просит нас ему помочь. Если он не разгадает ребус, то никогда не сможет освободиться от чар злой королевы.

Воспитатель: А ребята смогут проанализировать это слово.

(проводится звуковой анализ слова)

Василиса: Молодцы! Помогли Каю.

(звучит музыка Буратино)

Слышите, по-моему, это музыка из сказки….

Василиса: Вы совершенно правы. Этот сказочный герой задорный и озорной, да это и не случайно. Под такую весёлую музыку просто невозможно устоять на месте. Выходите в круг.

(динамическая пауза под музыку Буратино)

Василиса: Размялись, повеселились? А помните, Буратино тоже много веселился, а в школу так и не попал. Вот чтобы у нас с вами так не получилось, давайте переходить к следующему заданию. Придумайте слова, которые начинаются на букву «В». А помогут нам слоговые окошечки. В первом окошечке у всех буква «Вэ», а гласную выберите самостоятельно. Это начало слова.

Игра «Дополни слово».

(детям раздаются слоги ВА, ВО, ВУ, ВИ, ВЫ, ВЕ )

А теперь ко мне подойдут те, кто считает, что у них первый звук твёрдый, а к Василисе те, у кого первый звук мягкий. Назовите, какие слова вы придумали?

ВА – ваза, валенки, вата, корова. ВО – вода, воз, ворона, вор. ВУ – вулкан, вуаль, вундеркинд. ВИ – вид, вишня, вилка, винт. ВЫ – вывод, выход, выдра, выхухоль.

ВЕ – вешалка, вещь, век, веник, ветер. ВЯ – вяжет.

Василиса: Ну, ребята, вы просто молодцы!

(звучит музыка Золушки)

Кто же наш следующий герой? А может героиня?

Воспитатель: Золушка хочет попасть на бал. Но мачеха дала ей столько заданий…. Ребята ведь мы ей поможем? Занимайте свои места.

Игра «Расшифруй слово».

Мачеха приказала Золушке приготовить праздничное чаепитие. А что она поставит на стол вы узнаете, расшифровав слова.

– по модели (кекс, торт, зефир, чай );

– по символам (варенье, ватрушка, повидло, вилка );

– по картинкам (блюдце, чашка, ложка, ваза ).

В каждой группе есть лишнее слово. Как вы думаете какое? А ещё нужно составить предложение с каждым из этих слов: первое предложение, чтобы в конце стояла точка, второе – в конце восклицательный знак, а третье – вопросительное.

Василиса: Ребята, какие же вы замечательные помощники! Нам уже пора переворачивать следующую страницу волшебной книги.

Дети: Это иллюстрация из сказки «Двенадцать месяцев».

Воспитатель: В этой сказке

Василиса: Какие вы сообразительные и с этим заданием справились. Помогли падчерице выполнить задание злой мачехи. Но вы, конечно же, знаете, что только в сказке апрель может прийти раньше времени, и опередить какой месяц….(март). Но всё равно весна вступает в свои права. Слышите её звуки?

(звуки весенней природы, релаксация)

Воспитатель: Ребятки, мне даже на мгновение показалось, что в нашей группе наступила весна. А какая она? Какой вы её себе представляете? Давайте расскажем о ней. А помогут нам в этом опорные картинки. Выбирайте ту, которая вам понравится и присаживайтесь. Начинаем с первой картинки.

  1. Изображение весны – Наступила весна.
  2. Солнце – Ярко светит солнце.
  3. Облака – По небу плывут облака.
  4. Снежинки с каплями – Тает рыхлый снег.
  5. Ручеёк с колокольчиком – Побежали звонкие ручейки.
  6. Проталины – Появились тёмные проталины.
  7. Ветка с почками – На деревьях набухают почки.
  8. Подснежник – Распустились первые весенние цветы.
  9. Птицы – Вернулись с юга перелётные птицы.
  10. Гнездо – Птицы строят уютные гнёзда.
  11. Птица, ветка с почками, подснежник – Природа весной оживает.

(один из детей повторяет весь рассказ)

Василиса: Какую красивую картину весны вы нарисовали. Но нам пора переворачивать следующую страницу. Ах, но это уже последняя. А вот и мудрые советы от сказочных героев, о которых я вам говорила.

  1. На уроке обязательно слушайте всё…. внимательно!
  2. Обязан каждый ученик держать в порядке свой…. дневник!
  3. Если задали урок, приготовь уроки…. в срок!
  4. Не устраивайте драки словно кошки и …. собаки!
  5. Школьник должен быть опрятным, вежливым и …. аккуратным!
  6. Вставайте дружно всякий раз когда учитель входит…. в класс!
  7. Ответить хочешь – не шуми, а тихо…. руку подними!
  8. Если прозвенел звонок, торопитесь на…. урок!

Воспитатель: Большое спасибо тебе, Василиса, за такие советы. Я уверена, ребята их очень хорошо запомнят, и они им обязательно пригодятся в школе.

Василиса: Ребятки, вы молодцы. Очень не хочется от вас уходить. Но мне уже пора возвращаться обратно в сказку. Удачи вам в школе. До новых встреч на страницах сказок. До свидания.

Воспитатель: Нам тоже очень жаль, что приходится прощаться. До свидания, Василиса.

Ребята, напомните мне, чем мы с вами сегодня занимались? Кому помогали?

(Каю, Золушке, Буратино) С какой буквой познакомились? (буква «Вэ» и звуки «В» и «Вь») Вам было интересно? Ну что же, я очень рада. Наше с вами путешествие по волшебной книге сказок окончено, давайте попрощаемся с нашими гостями.

Л итературные источники:

  1. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры – занятия со звучащим словом: Книга для воспитателей ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  2. Журова Л.Е., Дурова Н.В. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие. – М.: Школьная Пресса, 2001.
  3. Новоторцева Н.В. Учимся читать. Обучение грамоте в детском саду и дома. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
  4. Степанова О.А. Подготовка детей к школе: Развивающие игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по обучению грамоте по сказке “Белоснежка и семь гномов”

Конспект занятия по обучению детей пересказу сказки «Рукавичка» с использованием мнемотаблиц во второй младшей группе.

Данное занятие позволяет сформировать у детей умение пересказывать знакомую сказку с опорой на мнемотаблицу, совместно с воспитателем. Побуждать детей выразительно передавать диалоги персонажей с.

Конспект занятия по развитию связной речи (обучение пересказу по сказке Сутеева В.Г. “Под грибом”

Обучение пересказу в старшей группе для детей с ТНР в игровой форме.

Обучение дошкольников пересказу. Сказки – пересказки

Огромное значение в жизни ребенка имеет умение пересказывать художественный текст. От него зависят и успехи обучения в школе, и общение со сверстниками и взрослыми. Хороший рассказчик является д.

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной к школе группе детей с ОНР III уровня, ЗПР (2 год обучения). Тема: Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Прыгала белка с ветки на ветку…».

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной к школе группе детей с ОНР III уровня, ЗПР (2 год обучения).Тема: Пересказ сказки Л. Н. Толсто.

конспект по обучению грамоте : пересказ сказки “Петух да собака”

конспект по обучению грамоте в старшей группе.

«Обучение детей пересказу сказки «Заюшкина избушка» с помощью наглядного моделирования с опорой на мнемотаблицу»

Тема «Обучение детей пересказу сказки «Заюшкина избушка» с помощью наглядного моделирования с опорой на мнемотаблицу»Задачи:ОбразовательныеФормировать навыки связного, последов.

Занятие по обучению грамоте “Путешествие по сказке”

Цель: Обобщить знания детей по обучению грамоте.

Образовательные:

  • Продолжать учить составлению самостоятельного высказывания по сюжетной картинке. Продолжать учить звуковому анализу и синтезу слов.
  • Продолжать учить слоговому анализу слов.
  • Продолжать учить анализу предложений.
  • Закрепить понятия “гласный звук”, “согласный звук”.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
  • Развивать речь.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Формировать пространственные представления, фонематическое восприятие.
  • Стимулировать познавательную активность ребёнка в процессе коррекционно-развивающего обучения.

Воспитывать интерес к народным сказкам.

Оборудование: экран для мультимедийной презентации, Презентация , иллюстрации к сказке “Гуси – лебеди” www.umnyedetki.ru/skazki/husilebedi.html; овалы 6 цветов, соответствующие цветам овалов на Слайде №3 Презентации ; рисунок реки и камешки синего, зелёного, красного цвета ; картинки для звукового анализа; рисунок яблони с яблоками на магнитах ; 3 ведёрка с обозначением количества слогов в слове; мяч; рисунок печки ; кирпичики с условными обозначениями для составления схемы предложения; избушка Бабы – Яги ; досточки с разлинованными клеточками и фломастеры по количеству детей, мешочек с двойной стенкой; конфеты, раскраски к сказке “Гуси лебеди” http://www.raskraska.com/raskraski/237/.

Дефектолог: Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по знакомой вам сказке. Но вначале я хочу, чтобы вы представились друг другу. Назовите своё имя и фамилию.

1-й ребёнок: Здравствуйте, меня зовут Иванов Андрей.

Далее аналогично представляется каждый ребёнок.

Дефектолог: Нашим другом и помощником во время путешествия будет волшебный экран. Слайд №1 Он сейчас подскажет вам, как будет называться сказка, в которую мы отправимся.

Слайд №2. На экране появляются картинки с персонажами из сказки “Гуси-лебеди”.

Дети называют название сказки.

2. Работа с иллюстрациями. Закрепление пространственных представлений. Развитие связной речи детей.

Дефектолог: Давайте вспомним эту сказку, а помогут нам иллюстрации к сказке “Гуси – лебеди” Рисунки прикреплены к магнитной доске в 2 ряда.

Выберите рисунок, который вам больше понравился. Вы должны нам сказать, где он расположен на доске. А затем мы послушаем ваш рассказ о том, что изображено на рисунке.

1-й ребёнок: Мне нравится рисунок, который находится в верхнем правом углу. На нём нарисована красивая яблоня и девочка, которая срывает яблоки, чтобы помочь дереву не сломаться.

Далее рассказывает каждый ребёнок.

3. Фонетическая ритмика. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Дефектолог: Ребята, а вы хотели бы оказаться в этой сказке? Тогда давайте отправимся туда прямо сейчас. А начнём мы свой путь с волшебных камешков. Экран, подскажи ребятам, на какой камешек должен стать каждый из них. Слайд №3

На экране появляются цветные камешки, аналогичные камешкам, которые лежат на полу. На каждом камешке напечатано имя ребёнка. Дети находят своё имя и встают на камешек соответствующего цвета.

С песней веселей шагать. Споём песенку гласных звуков и в путь.

Дети поют гласные звуки вместе с движением рук.

  • “А” – Руки вытянуты перед грудью. При пении звука ребёнок медленно раздвигает руки в сторону.
  • “О” – Руки вытянуты перед грудью. При пении звука ребёнок медленно раздвигает руки в сторону и поднимает вверх, как бы рисуя круг.
  • “У” – Пальцы сжаты в кулак. Только указательный палец поднят вверх. Руки прижаты к груди. При пении звука ребёнок медленно вытягивает руки вперёд.
  • “И” – Пальцы сжаты в кулак. Только указательный палец поднят вверх. Руки прижаты к груди. При пении звука ребёнок медленно вытягивает руки вверх.

Дефектолог: Почему звуки, которые мы пели, называют гласными?

Ребёнок: Потому что когда мы произносим их, воздух свободно выходит изо рта и не встречает никакого препятствия.

Дефектолог: А какие есть ещё звуки, кроме гласных?

Ребёнок: Согласные звуки.

Дефектолог: В сказку на прогулку

Приглашаю вас пойти.
Интересней приключений
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становись,
В сказку мы гулять пойдем.
Может быть, мы в старой сказке
Что-то новое найдем?

Для того чтобы пройти в ворота сказки каждому из вас необходимо назвать согласный звук.

Каждый ребёнок называет согласный звук и проходит в ворота с надписью “Сказка”.

4. “Звуковая дорожка”. Закрепление навыка звукового анализа и синтеза.

Дефектолог: Не успели мы попасть в сказку. Как очутились около реки.

Чтобы перейти через эту речку вам надо выложить звуковые дорожки слов из цветных камешков, которые лежат на берегу реки. Но чтобы это сделать правильно и не провалиться в речку, давайте потренируемся вместе с волшебным экраном.

Присядьте на бережок реки и внимание на экран. Слайд №4

На экране появляется картинка и цветные квадратики для составления звуковой схемы. Дети вместе с педагогом упражняются в составлении звуковой схемы слова “кот”.

Дефектолог: Кто появился на экране?

Дефектолог: Какой первый звук в слове “кот”? Квадратик, какого цвета надо выбрать для обозначения этого звука? Почему?

После ответа ребёнка педагог кликает мышкой на выбранный квадрат. Аналогично работа проводиться над каждым звуком в слове до полного звукового анализа.

Для закрепления навыка звукового анализа проводиться звуковой анализ слова “волк”

Теперь нам пора строить звуковые мостики через речку. Добрый ёжик, который помогал Алёнушке, принёс нам картинки. Каждый из вас возьмёт картинку, назовёт предмет, который на ней нарисован и составит звуковую дорожку слова. Но не забывайте, чтобы составить дорожку надо правильно назвать каждый звук в слове, определить какой он гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий и выбрать камешек нужного цвета. Затем пройдите по камешкам коротко и правильно, называя каждый звук в слове. Тот, кто правильно составит звуковую дорожку, сможет перейти через речку и продолжить наше путешествие.

Дети поочерёдно переходят через речку по звуковым дорожкам, называя коротко каждый звук в названии предмета на картинке.

5. Игра “Поможем яблоньке”. Закрепление навыка чтения, умения делить слова на слоги.

Дефектолог: Перед нами яблоня с необычными яблочками. Вы помните, как Маша помогла яблоне. Мы тоже поможем яблоньке освободиться от яблок. Но для этого надо уметь делить слова на слоги. Вы умеете это делать? Давайте сначала поупражняемся вместе с волшебным экраном. Слайд №6

Дефектолог: Кто находиться в нижнем правом углу на экране? Давайте разделим слово “корова” на слоги. Сколько слогов в этом слове? Выберите шарик с правильным ответом.

Дети делят хлопками слово “корова” на слоги и выбирают шарик с цифрой, соответствующей количеству слогов в слове. Педагог кликает мышкой на выбранный ребёнком шар с ответом.

Для закрепления навыка слогового анализа аналогично проводиться звуковой анализ слова “белка” Слайд №7.

Педагог и дети подходят к изображению яблони, на которой магнитами прикреплены яблочки.

Дефектолог: Теперь каждый из вас должен сорвать яблочко, назвать, что нарисовано на нём, и разделить это слово на слоги. А затем нужно положить яблочко в соответствующую корзинку.

1-й ребёнок называет картинку на яблочке: “дом”. В этом слове один слог. Положу яблоко в корзинку для яблок со словами из одного слога.

Далее дети поочереди выполняют задание.

Дети слушают звуки насекомых.

Дефектолог: Ребята, а теперь мы оказались с вами на полянке. А на этой поляне так много насекомых: и пчела, и шмель, и мотылек. Вспомним наше упражнение “Веселые насекомые”.

Прилетела к нам вчера (Бегут по кругу, делая частые взмахи ладонями.)
Полосатая пчела,
А за нею шмель-шмелёк (Взмахи ладонями более редкие.)
И веселый мотылек, (Взмахи руками от плеча.)
Два жука и стрекоза, (Меняют направление бега.)
Как фонарики глаза (Делают кружки из пальчиков и подносят их к глазам.)
Пожужжали, полетали, (Бегут, жужжа и делая взмахи.)
От усталости упали. (Падают на ковер.)

Дефектолог: Давайте отдохнем на этой полянке и поиграем в мяч.

7. Игра с мячом. Развитие фонематических представлений, умения выделять первый и последний звук в слове.

Дефектолог: Ребята, давайте поиграем в игру “Назови первый звук в слове”.

Дефектолог называет слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет первый звук в слове и возвращает мяч педагогу.

Слова для игры: жук, муха, комар, стрекоза, шмель, оса.

Дефектолог: Ребята, а теперь давайте поиграем в игру “Назови последний звук в слове”. Слова для игры: жук, муха, комар, стрекоза, шмель, оса.

Дефектолог называет слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет последний звук в слове и возвращает мяч педагогу.

Дефектолог: Посмотрите на волшебный экран. Как одним словом назвать всех, кого мы видим на экране?

Дефектолог: Закройте глаза. Слайд №9

Посмотрите внимательно, всех ли мы можем назвать насекомыми? Кто не подходит? Почему?

Дефектолог: А теперь нам пора отправляться дальше. Что мы видим на своём пути?

Ребёнок: Мы видим печку.

9. Игра “Кирпичики для печки”. Закрепление умения составлять предложение из слов и обозначать его схематически.

Дефектолог: Ребята, посмотрите внимательно на печку. Чего у неё не хватает?

Ребёнок: У печки не хватает кирпичиков.

Дефектолог: Вы хотите помочь печке и отремонтировать её?

Дефектолог: Из чего состоят предложения? Каждое слово, чтобы увидеть, мы обозначаем карточкой. Первое слово в предложении всегда начинается с заглавной буквы. Посмотрите, около печки лежат кирпичики, которые вывалились.

Дети рассматривают кирпичики, на которых нарисованы схемы.

Дефектолог: Чтобы правильно вставить эти кирпичи в печку. Вам сначала надо составить схему предложения: Девочка испекла румяные пирожки.

Дефектолог: Назовите первое слово в предложении “Девочка испекла румяные пирожки”. Вставьте в печку кирпичик, который обозначает это слово.

Далее дети анализируют каждое слово в предложении и составляют схему предложения.

Дефектолог: Мы помогли печке и теперь отправляемся дальше. Оказывается, мы уже добрались до дома, где живёт Баба – Яга.

10. Игра “Таблички на память”. Закрепление умения печатать своё имя, и правила написания заглавной буквы в собственных именах.

Дети стучат в избушку. Появляется Баба-Яга, которая говорит, что её нет сейчас дома. Она просит детей взять волшебные дощечки и маркеры. Лечь на коврик и напечатать своё имя. А когда она вернётся, то прочитает имена и узнает, кто к ней приходил.

Дети берут дощечки и маркеры, ложаться на коврик (полянка). Печатают свои имена под спокойную музыку.

Дети кладут маркеры в мешочек с двойным карманом, а достают оттуда сладкий приз.

Дефектолог: Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте ещё раз вспомним, где мы побывали и что мы делали. Вы сегодня прекрасно справлялись с заданиями, и я вручаю вам раскраски с картинками из сказки, по которой мы с вами путешествовали. Слайд №10

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие со сказкой»

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие со сказкой»»

СП ГБОУ СОШ №10 « ОЦ ЛИК» детский сад №16

Конспект занятия по обучению грамоте

старший дошкольный возраст

« Путешествие со сказкой»

Разработала: Татаркина Е.М.

г. Отрадный 2016

Конспект занятия по обучению грамоте

«Путешествие со сказкой»

Старший дошкольный возраст

Цель: закрепление звуков[м] и [м’].

Закреплять представление о графическом обозначении звуков [м] и [м’];

Развивать умение давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам;

Закреплять умение выделять звуки из состава слова;

Развивать умение дифференцировать звуки по твердости – мягкости;

Развивать зрительно-пространственную ориентировку, память;

Развивать умение выполнять позиционный анализ;

Способствовать повышению самооценки детей.

Оборудование:

Карта и флажок-метка, буквы М, А, Г, Н, И, Т;

Коллаж «М» по количеству детей с изображением сказочных героев (Муха Цокотуха, Мальвина, Маша и медведь, Емеля, Гном, Дюймовочка, пчелка Мила);

Схема характеристики звуков;

Карточки с изображением сказочных героев;

Сигналы синего и зеленого цвета;

Картон по количеству детей;

Цветные карандаши (синий, зеленый) по количеству детей;

«Деньги» – буквы М синего и зеленого цвета;

8 магнитов со смайликами.

Организационный момент:

– Ребята, посмотрите: к вам в группу прилетел воздушный шар.

– Кто же к вам прилетел?

– Странно! В корзине никого нет!

– Здесь только письмо. Давайте прочтем.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам сказочные герои из сказочной страны. Мы приготовили для вас сюрприз. А какой сюрприз, вы должны догадаться сами.Вас ждут испытания, с которыми вы обязательно справитесь. После каждого испытания для вас будет открываться одна буква в названии сюрприза. А чтобы вы не заблудились, мы высылаем вам карту. Счастливого пути!»

Сообщение темы занятия:

– Давайте посмотрим, кто же хочет нас испытать.

Показ коллажа с изображением сказочных героев.

– По карте первое испытание для вас приготовила Муха Цокотуха.

– Какая любимая буква у героев сказок, изображенных здесь?

– Конечно, буква М.

– И для вас открывается первая буква в названии сюрприза. Буква М.

– Я думаю, что все наши испытания сегодня будут связаны именно с этой буквой.

– Вы готовы к испытаниям? Тогда вперед!

Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам:

-Проверим по карте, к кому обратиться за следующим испытанием.

– Второе испытание для вас от Маши и медведя.

– Какие звуки обозначаются буквой М?

Характеристика звуков [м] и [м’] по схеме

– Испытание было не простое, но вы отлично с ним справились. Для вас открывается следующая буква. Буква А.

Дифференциация звуков по твердости – мягкости:

-Емеля любит играть на гармошке и у него отличный слух. И в следующем испытании он желает проверить ваш слух.

Игра «Сигнальщики»

– В правой руке у вас сигнал синего цвета, обозначающий твердый звук. Вы будете поднимать этот сигнал, если услышите [м].

– В левой руке – сигнал зеленого цвета, обозначающий мягкий звук. Вы будете его поднимать, если услышите [м’].

Звуки: м, м’, о, у, м’, а, м

Слоги: ма, му, ме, мы, ми

– Испытание пройдено, открывается третья буква. Буква Г.

– Пчелка Мила приглашает вас в магазин.

– У каждого из вас есть деньги – это буквы М синего и зеленого цвета.

– На деньги синего цвета можно купить картинку, в названии которой есть твердый звук [м].

– На деньги зеленого цвета можно купить картинку, в названии которой есть мягкий звук [м’].

Игра «Магазин»

– Вы отлично справились с испытанием, открывается четвертая буква. Буква Н.

Зрительно-пространственная ориентировка, память:

– Четвертое испытание приготовила вам Мальвина.

– Мальвина любит всех учить, как в школе. Вот и вы сегодня ненадолго станете ее учениками.

Игра «Кто где находится?»

– Изображение какого героя находится в правом верхнем углу?

– В левом нижнем углу?

– Между медведем и Милой?

– Под изображением Милы?

– Над изображением мухи?

– А сейчас внимательно посмотрите на рисунки и запомните, кто из героев где находится.

Игра «Запомни и назови». Коллаж закрывается, задаются те же вопросы.

– Все назвалиправильно и открывается пятая буква. Буква И.

Позиционный анализ:

– А следующее испытание для вас приготовил гном.

– Вы уже знаете, что звуки могут стоять в начале, середине и в конце слова.

– Мы с вами уже определили, что в именах наших героев встречаются звуки [м] и [м’].

– Ваша задача, найти место звука в слове (в начале, середине или в конце слова).

Проводится позиционный анализ.

– Открывается шестая буква. Буква Т.

– Сейчас мы уже можем прочитать слово и узнать, какой сюрприз приготовили вам сказочные герои.

– Странно, почему же сказочные герои решили подарить вам магнит?

– Кажется, я догадалась.

– В сказках всегда происходят чудеса. Вот и магнит может творить чудеса.

Итог занятия:

– Слово мы с вами отгадали. А где же сюрприз?

– Посмотрите, а ведь у меня есть еще одно испытание от Дюймовочки.

– Нужно ответить на вопросы Дюймовочки.

Игра с мячом

– Какие звуки обозначают буквой М?

– Чем отличаются звуки [м] и [м’]?

– Чем похожи звуки [м] и [м’]?

– На все вопросы мы ответили.

– И, наконец, нам открылась последняя карточка.

– Здесь изображен мяч.

– Значит, сюрприз должен быть где-то рядом с мячом.

Дети находят сюрприз

– Обратите внимание на свои магниты. Они похожи на веселых человечков, у которых все всегда получается.

– Вспомните, какие испытания вы прошли и прикрепите свой магнитик к тому герою, чье испытание было для вас самым легким.

– А сейчас, когда все испытания пройдены, самое время заняться очень полезным и увлекательным делом: раскрасить наших сказочных героев.

Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2014.

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: Мозаика-Синтез, 1999.

Приложение 1

Пишут вам сказочные герои из сказочной страны. Мы приготовили для вас сюрприз. А какой сюрприз, вы должны догадаться сами. Вас ждут испытания, с которыми вы обязательно справитесь. После каждого испытания для вас будет открываться одна буква в названии сюрприза. А чтобы вы не заблудились, мы высылаем вам карту.

Занятие по обучению грамоте «Путешествие по сказке»

Лариса Сусликова
Занятие по обучению грамоте «Путешествие по сказке»

Занятие по обучению грамоте

«Путешествие по сказке»

Цель занятия: Систематизировать знания детей по обучению грамоте.

Закрепление знаний о звуках, умения различать гласные и согласные звуки.

Закрепление навыков чтения.

Закрепление навыков звукового анализа и синтеза,

Закрепление навыков умения ориентироваться в слове

Развитие смысловой стороны речи;

Развитие мелкой моторики рук, координации движений.

Активизация зрительной функции прослеживания.

Развитие речи, внимания, памяти, творческого воображения.

Развитие логического мышления.

Воспитание умения работать коллективно.

Формирование социального партнёрства, желания действовать вместе со сверстниками, получая удовольствие от совместной деятельности

Сюрпризный и игровой моменты.

Создание проблемной ситуации.

Показ и рассматривание иллюстраций.

Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».

Рассматривание иллюстраций по сказке.

Коррекционно – развивающая образовательная деятельность по обучению грамоте.

Сказочный конверт с письмом;предметные картинки: гуси-лебеди, яблоня, печка, речка, мальчик, девочка, цветы; макет печки; пирожки с буквами; сигнальные карточки для определения характеристики звуков; искусственная яблоня с яблоками; схемы-карточки для определения места звука в слове; картинки-бревнышки; текст рассказа «Яблоня».

Ход занятия:

Ребята, сегодня утром почтальон принес в детский сад телеграмму. Интересно от кого она?

В ней всего лишь одно слово написано «Помогите!»и картинки нарисованы: гуси-лебеди, яблоня, речка, печка, мальчик, девочка. Видимо, тот, кто ее прислал, не умеет писать.

Ребята, вы не догадались, герой какой сказки просит нас о помощи? (ответы детей)

Правильно, Аленушка из сказки «Гуси-лебеди».

Работа с иллюстрациями. Закрепление пространственных представлений. Развитие связной речи детей.

Ребята, а как вы догадались? (по картинкам из телеграммы)

(картинки расположены на фланелеграфе)

Давайте вспомним эту сказку, а помогут нам картинки. (дети по очереди рассказывают)

Ребята, а вы хотели бы оказаться в этой сказке и помочь Аленушке? Тогда давайте отправимся прямо сейчас.

Фонетическая ритмика. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

А вот и печка стоит.

Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Молчит печка, не отвечает.

Посмотрите, а в печке пирожок лежит, не простой, а с заданиями. Выполним их, тогда и скажет печка, куда гуси-лебеди полетели.

Задание №1. Достаньте из печки пирожки с буквами. На красный поднос положите пирожки с буквами, обозначающими гласные звуки. А на синий – пирожки с буквами, обозначающими согласные звуки. (дети по очереди подходят и выполняют задания)

Скажите, какие звуки называют гласными? (ответы детей)

А какие есть еще звуки? (согласные звуки)

Логопед читает стихотворение.

Звуки эти разные гласные,согласные:

Гласные тянутся к песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать,

И в колыбельке Аленку баюкать.

Но не желают свистеть и ворчать.

А у согласных свой характер:

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Закрепление навыка звукового анализа и синтеза.

Задание №2. У печки есть еще одно задание. Определить какой первый звук в слове гласный, согласный, согласный твердый, согласный мягкий и выбрать сигнальную карточку нужного цвета. (аист, кот, игра, пол, мишка, улитка, лимон, этажерка, торт). Будьте внимательны, если кто-то ошибется, мы не сможем найти Иванушку.

Игра «Поможем яблоньке». Закрепление умения составлять слова из слогов.

Перед нами яблоня с необыкновенными яблоками. А на самом красивом яблоке задания. Поможем яблоньке освободиться от яблок, выполним задания, тогда и скажет нам она, куда идти дальше искать Иванушку.

Задание №1. Прочтите слоги, написанные на моих яблочках. (дети по очереди срывают яблоки, читают слоги)

Задание №2. Составьте слова из слогов,но прежде вспомните правило: сколько в слове гласных букв, столько и слогов. (ла, си, лам, ло, гу, па, та; лоси, гуси, лопата, лампа, сила)

Развитие фонематических представлений, умение соотносить звук и букву. Работа с кассами букв.

Задание №3. А теперь яблонька предлагает поиграть со своими упавшими яблочками. Яблочки эти тоже не простые, они с картинками. Названия картинок я буду передавать по звукам. А вы из букв разрезной азбуки на наборном полотне выложите слова. (лук, такси, капуста)

Развитие фонематических представлений, умение определять место звука в слове.

Задание №4. Яблонька предлагает вам еще одну игру «Доскажи словечко». Вам нужно определить место звука <Р>в досказанных словах по карточкам-схемам.

– Лесники ее домой взять не захотят.

Ей не скажешь «Кошка, брысь»,

Потому, что это ….рысь.

– Я взял муку, я взял творог

Испек рассыпчатый ….пирог.

– Кто альбом раскрасит наш

Ну конечно ….карандаш.

– Где обедал воробей

В зоопарке у ….зверей.

Впереди у нас дальняя дорога. Давайте отдохнем. Выполним пальчиковую гимнастику.

Закрепление умения составлять предложения по схеме.

Яблонька нам дальше путь указывает. К речке нас направляет. В речке рыбка плавает. Давайте поймаем ее, может она нам поможет. На рыбке задание. Речка просит нас построить мостик из бревен, что на берегу лежат. К каждому бревнышку прикреплена картинка. Мы сможем положить бревнышко только тогда, когда составим предложение по картинке. (дети по очереди берут бревнышки с картинками и составляют предложение, определяя количество слов)

Вот мы и построили мостик. Теперь можно перейти через речку. Проходите осторожнее, старайтесь не замочить ноги.

Развитие фонематического слуха, умение различать на слух звуковой состав гласные звуки.

Мы оказались на поляне с цветами. На цветах написаны буквы, обозначающие гласные звуки. Выберите себе цветочек. (звучит тревожная музыка)

Летят гуси-лебеди, берегите цветы. У кого в руках цветы с гласными буквами, которые смягчают согласные, прячьтесь в зеленый круг, а у кого не смягчают – в синий круг.

Игра «В гости к Бабе – Яге». Чтение текста.

Вот, мы уже добрались до дома, где живет Баба – Яга. Посмотрите Иванушка на лавочке сидит. Баба Яга отпустит Иванушку лишь тогда, когда мы книжку почитаем. (дети читают рассказ «Яблоня» по цепочке)

Теперь мы можем забрать Иванушку.

Вот и помогли мы Аленушке. Давайте ещё раз вспомним, где побывали и что делали. Знайте, дружба, и знания всегда победят зло.

Александрова Т. В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников

Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада”

Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Наталия Нищева: Любимые сказки: Гуси-лебеди. Конспект занятия по обучению пересказу детей 4-5 л.

Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Развлечение по обучению грамоте в подготовительной группе. «Путешествие в Страну Знаний» Презентация развлечения по обучению грамоте «Путешествие в Страну Знаний» Является мультимедийным сопровождением к конспекту развлечения.

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте: «Путешествуем в сказку «Баба-Яга и потерянные буквы»

Продолжать знакомить детей со словом, упражнять в умении выделять слово, как самостоятельную смысловую единицу из потока слов.

Знакомить с составляющим строением слова, учить умению делать разделение слов на слоги, работать с составными схемами слов.

Формировать навыки проведения звукового анализа слов, пользуясь соответствующими карточками — фишками.

Развивать умение ориентироваться в составляющей структуре слов. Упражнять в умении подбирать слова с заданным составом.

Учить дошкольников выделять предложения из потока речи, определять количество слов в предложении, их место (первое, второе, третье).

Продолжать учить составлять предложения по сюжетным рисункам и графическими схемами (из двух, трех слов). Активизировать умение строить предложения разного типа (повествовательные, восклицательные, вопросительные)

Формировать представление о том, что звуки мы слышим и произносим, ​​буквы видим, читаем, пишем. Учить различать на слух звуки, выделять их, определять, на каком месте находится соответствующий звук в слове.

Закреплять умение детей выделять начальный звук в слове. Различать гласные и согласные звуки, правильно показать схематический образ звука, определять твердые и мягкие согласные звуки в слове.

Совершенствовать артикуляцию звуков, дифференциацию сходных по звучанию звуков.

Развивать связную речь у детей,зрительную память, рассуждение, внимание, мышление воображение, интерес к обучению грамоте.

Способствовать развитию культуры общения: умение слушать других детей, отвечать, спокойно дополнять ответы.

Развивать бережное отношение к глазам как к органу зрения.

Развивать способность эмоционально отзываться на ситуацию

Воспитывать у детей активную жизненную позицию.

Материал: компьютер, проектор, мультфильм «Баба — Яга и потерянные буквы», компьютер, проектор, дидактические игры: «Составь предложение», «Кто в домике живет», «Кто внимательный», «Какое слово спряталось?», «Не ошибись»; набор цифр, красные и зеленые фишки, корзина.

Ход занятия в старшей группе детского сада

Вот и пришла опять зима

С неба падают снежинки

И на речке снова льдинки.

Рады, рады, что зима

Снова в гости к нам пришла.

Нравится ли вам зима? Чем нравится? (Если нет, то чем не нравится).

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Воспитатель. Надо о зиме нам рассказать.

Предложение будем с вами составлять.

Скажите, а что такое предложение? (Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой) Да дети, — это несколько слов, которые дружат между собой. Скажите, что означает каждая полоска на схеме? Как пишем первое слово в предложении? Что ставим мы в конце предложения? Посмотрите на схему предложения, сколько здесь слов?

Дидактическое упражнение «Составь предложение»

Воспитатель. Придумайте предложения по этой схеме. А так как сейчас на улице зима, пусть оно будет тематическим, о зиме. И помогут в этом наши подсказки.

______ ______ ______.

______ ______ ______ ______.

А если я в конце предложения поставлю знак вопроса, каким станет предложение? (Вопросительным).

Произнесите предложение так, чтобы они стали вопросительными? (3-4 варианта ответа).

А если я поставлю в конце предложения восклицательный знак, каким станет предложение? (Знак)

Давайте посмотрим, что нам приготовила наша старая знакомая

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Зрительная гимнастика для глаз

Отдохнуть нам есть причина —

Отдых мы даем глазам!

Плотно глаза мы закрыли —

это один, два, три, четыре.

Шире глаза раскрываем,

Вдали что-то разглядываем

Опять глаза мы закрыли —

это один, два, три, четыре.

Затем шире раскрываем,

Вдали что-то разглядываем

Отдохнули глаза? Нет.

Вправо, влево посмотрели,

Чтобы глаза лучше отдохнули.

Затем глаза вращаем

Головой не качаем

Влево раз, два, три, четыре.

Вправо столько же повторили.

Посмотри на кончик носа,

Затем посмотри вдаль,

Глянь на соседа искоса.

Вправо, влево! Ну же! Ну!

Пальчики вы разотрите

И к глазам их приложите.

И слегка проведите

И занятия вновь начните!

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Воспитатель. Я думаю, ежик без нас не справится с задачей, поможем ежику.

Дидактическое упражнение «Заколдованные слова»

(По первым буквам картинок дети составляют слово)

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Воспитатель. Очень жаль буквы, что же с ними могло случиться (предположение детей)

Что мы можем сделать.

Дидактическая игра «Спасем букву»

Воспитатель. В словах живут (буквы, а в буквах (звуки) Но прежде, чем мы начнем спасать букву, давайте вспомним, чем отличается буква от звука?

(Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и говорим)

Какие бывают звуки? (Гласные, согласные, а звуки гласные, твердые и мягкие)

Звуки называются гласными почему? (Гласные звуки мы поем, воздух проходит свободно, не встречая препятствий.)

Звуки называются согласными почему? (Согласные звуки не поются, мешают зубы, губы и язык. А согласные звуки еще бывают — твердые и мягкие, звонкие и глухие) Я буду называть слова, а вы с помощью карточек определять, с какого звука они начинаются.

Дидактическая игра «Не ошибись»

Воспитатель называет слова, дети выделяют начальный звук и показывают соответствующую карточку.

Воспитатель. Клен, ива, антенна, молоко, оса, картофель, жук, арбуз, указка, игла, хвост, чай, ужин, экскаватор.

Дидактическая игра «Кто самый внимательный»

Воспитатель. Я буду называть звук, а вы показывайте схематический образ. Если я назову гласный звук, какую карточку вы покажете? Если я назову согласный звук?

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Звуковой анализ слов

Воспитатель. Фишки вы скорее берите и отгадку подскажите.

Имеет усы, пышный хвост и странную привычку:

Сначала хорошо он поест, потом умоет лицо.

Дети составляют звуковую модель слова-Кот.

Бывает облачком она, пушинкой бывает

Бывает как стекло хрупка и твердая —

Обычная скажите …. Вода

Дети составляют звуковую модель слова.

Зрелые вишни в саду и ягоды в лесу,

Теплые дни, красочные цветы,

Дарило щедрое … Лето

Дети составляют звуковую модель слова.

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Воспитатель. Что надо делать мышатам, чтобы вырасти и стать сильными?

Давайте мы им покажем какие упражнения надо делать.

В старом дереве дупло.

Это домик буквы о.

(Дети делают круговые движения руками.)

Рядом с ней на суку

Примостилась буква У.

(Садятся на корточки.)

В гости к ним издалека

Прибежала буква А.

Прилетела буква Я

На спине у воробья.

(Машут руками, как крыльями.)

Буквы стали веселиться:

И смеяться, и кружиться.

То попрыгают немножко,

То похлопают в ладошки,

То присядут отдохнуть,

(Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями.)

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Воспитатель. Чтобы нам буквы найти, надо выполнить задание

Упражнение «Подбери слово к схеме»

Воспитатель. Как же мышка справится без нас она же совсем маленькая.

Дидактическое упражнение «Какое слово спряталось?»

Ма — малина, мама, машина, Маша, мандарин, и т.д.

Воспитатель. А вот и домик бабушки

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Дидактическое упражнение «Молчание»

В молчанку станем играть,

Слоги будем считать.

Карточки с цифрами берите,

На слоги слова делите.

Воспитатель называет слово, а дети показывают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в слове.

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Дидактическая игра «Кто в домике живет»

Дети раскладывают картинки по домикам с номерами в зависимости от количества слогов в слове.

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Воспитатель. Это мы хорошо умеем — помочь сумеем.

Дидактическое упражнение «Закончи слово»

Но-но-но — светит солнце в … .окно

Са-са-са-са — вот посмотри летит … оса

Ма-ма-ма — идет холодная … зима.

Ло-ло-ло — снегом землю ..замело.

Ля-ля-ля стала белой … земля.

Ас-ас-ас — пришла зима в … нас,

Са-са-са которая кругом … красота!

Ас-ас-ас — падает снежок на … нас,

Си-си-си- заморозили … носы.

Уже пришла к нам зима, (хлопают)

Прохладные дуют ветры ( «дуют» руками на себя)

Снег метет, метет, метет, (махи руками)

Все вокруг замело, (кружаться вокруг себя)

Много снега во дворе, (поднимают руки вверх)

Начинаем веселую игру. (Имитируют лепка снежки)

Просмотр мультфильма с минуты по минуту

Воспитатель. Дети, понравилось ли вам наше приключение Если понравилось возьмите зеленую фишку, если что-то было не так-красную и положите в корзину (дети говорят, чем понравилось, или не понравилось занятие, какая задача была легкой, а какая сложной по их мнению.)

Автор: Ирина Новикова

Воспитателем надо родиться, чтоб детей непременно любить. И терпенье иметь, не сердиться и заботой уметь окружить.

Сайт педагога

Автор: Усатова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ “Детский сад №9” город Киров,Кировская область
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: Конспект
Тема: НОД по обучению грамоте в подготовительной группе “Путешествие в сказку”
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

Путешествие в сказку

Образовательные:

Учить дифференцировать звуки (гласные, согласные)

Учить детей проводить звуковой анализ слов, подбирать схему к данному слову

Формировать навык деления слов на слоги, определять количество слогов в слове

Совершенствовать навык составления предложений по схеме

Развивать речь детей

Учить отвечать на вопрос полным предложением

Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память

Развивать мелкую моторику рук (подготовка руки к письму)

Воспитательные:

Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя

Воспитывать самостоятельность, самоконтроль, взаимопомощь.

Оборудование:

презентация; предметные картинки, схемы слов, игра «Немые звуки», игра «Сколько

слогов?»; мяч; магнитная доска; упражнения для подготовки руки к письму.

Ход занятия:

Воспитатель:

-Собрались все дети в круг:

Ты мой друг. И я твой друг,

Крепче за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Воспитатель:

-Дети, а вы хотели бы вы побывать в сказке?

Воспитатель:

-А отправимся мы с вами в сказку, где победила дружба, а называется эта сказка

-Давайте вспомним, о чем эта сказка?

-Эта сказка о дружбе, о доброте, о том, как девочка помогла больному мальчику,

который не умел ходить.

Воспитатель:

Закройте глаза (начинает звучать музыка), глубоко вдохните носиками, подуйте

ветерком, а теперь откройте глазки, посмотрите мы в сказке.

Воспитатель:

Посмотрите на экран, ребята! Вот и наш волшебный цветик-семицветик. У него

непростые лепестки, на каждом есть задание. Когда вы выполните задание, произойдет

чудо. Готовы выполнять задания цветика – семицветика?

Воспитатель:

– Ну, тогда начнём нашу игру. Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

(Отрывается первый лепесток)

Воспитатель:

Оранжевый лепесток предлагает нам игру «Немые звуки»

( Детям предлагается угадать звуки по их изображению)

Воспитатель:

Воспитатель:

-Каким цветом мы их обозначаем?

Воспитатель:

-Какие звуки вы еще знаете?

Воспитатель:

-Какие они бывают?

-Твердые и мягкие

Воспитатель:

-Каким цветом мы их обозначаем?

-Мягкие согласные звуки мы обозначаем зеленым цветом, а тердые-синим

– Молодцы! Вы справились с первым заданием. Посмотрите, сколько лепестков осталось

Дети: 6 лепестков

Воспитатель:

Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

А теперь следующий лепесток предлагает вам отгадать загадки:

Всех кур пересчитала

И с собой унесла.

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!

Дети: Собака

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, но с водой не знается.

Дети: Кошка

На овчарку он похож.

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Воспитатель:

-Молодцы! Вы отгадали все загадки, а теперь подберите звуковую схему слова к

( на мольберте дети под каждой отгадкой ставят соответствующую схему)

Воспитатель:

– Сколько лепестков осталось у цветика – семицветика?

Воспитатель:

– Скажем: «Лети-лети, лепесток»

– Следующий лепесток – предлагает нам игру «Разложи по корзинкам».

( детям предлагается взять картинку с изображением предмета и определить, сколько

слогов в названии данного предмета, положить эту картинку в корзинку:

1 кружок-1слог; 2 кружка-2слога и т.д.)

Воспитатель:

Вы выполнили и это задание. Молодцы!

– Сколько лепестков осталось у цветка?

Воспитатель:

Продолжаем дальше путешествие.

– Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

Слайд 9. (схемы предложений)

– Как вы думаете, какое задание предлагает нам выполнить лепесток?

-Составить предложение по схеме

Дети составляют предложения:

-Мальчик читает книгу.

Коля играет с Васей

Оля играет в песочнице.

Машина едет на пожар.

Воспитатель:

– Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка?

Воспитатель:

– Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

Следующий лепесток предлагает нам игру «Мяч бросай на вопрос отвечай».

-Становитесь в круг и будьте очень внимательны!

Собаку укусила пчела. Кто кусался?

Дети: Пчела

Петю ударил Ваня. Кто драчун?

Собака бежала за мальчиком. Кто бежал впереди?

Дети: мальчик

Света старше Кати. Кто младше?

На вокзале сына встречала мама? Кто приехал?

Заяц убегал от волка. Кто бежал последним?

Воспитатель:

-Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка

Воспитатель:

– Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

Следующий лепесток предлагает более сложное задание:

– Прочитайте слово, которое здесь написано:

Воспитатель:

Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка?

Воспитатель:

– Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

Последний лепесток предлагает машины.

-Какие вы видите машины?

Воспитатель:

(каждому ребенку предлагается листок с заданием)

-Сейчас вы сядете за столы и заштрихуете грузовую машину вертикальными линиями, а

(дети выполняют задания за столами)

Воспитатель:

– Посмотрите на наш цветок. Сколько же лепестков у него осталось

Воспитатель:

.Это значит, что мы выполнили все задания.

– А скажите, какое задание вам понравилось больше всего?

Воспитатель:

– А теперь посмотрите что, появилось вместо цветка.

Сюрпризный момент:

(коробка с конфетами)

каждому ребенку конфетка с буквой.

Воспитатель:

-А теперь пора возвращаться в детский сад.

Дети встают в кружок, берутся за руки, закрывают глаза.

-Раз, два, три, четыре, пять, в детском садике опять.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: