Замена звука С на Ф – коррекционная работа

Коррекционная работа при нарушении звукопроизношения (с-ф)

Методическая разработка: Коррекционная работа при нарушении звукопроизношения (замена звука С на Ф).

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих дефект звукопроизношения – функциональную и механическую (органическую).

В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений, говорят о функциональной дислалии. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата говорят о механической дислалии.

К функциональной дислалии относят дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. При данном дефекте нет каких-либо органических нарушений центральной нервной системы, препятствующих осуществлению движений. Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические и ли артикуляционные образцы отдельных звуков.

В функциональной дислалии выделяют три основные формы дислалии:

  1. Акустико-фонематическая (сенсорная) дислалия – замены и смешения более сложных по артикуляции звуков.
  2. Артикуляторно-фонетическая (моторная) дислалия – искажение звуков.
  3. Артикуляторно-фонематическая (смешанная) дислалия – к этой форме относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи.

Механизмом этому дефекту могут служить как недостаточная сила и подвижность органов артикуляционного аппарата, так и недостаточный уровень дифференциации фонематического слуха.

Этиология нарушения: биологические (частые соматические заболевания ребенка), социальные (дефицит говорения и воспринимаемой речи, неправильное речевое окружение).

Симптомы нарушения: замены и смешения более легкими звуками по артикуляции.

Выделяют два основных варианта нарушений.

  1. При первом – артикуляторная база оказывается не полностью сформированной, при выборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) отбирается звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков. В роли заменителя выступает звук более простой по артикуляции.
  2. При втором варианте нарушения артикуляторная база оказывается полностью сформированной, усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для производства звуков, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым (ребенок может произнести слова правильно и неправильно).

Замены и смешения при смешанной форме дислалии осуществляются на основе артикуляционной близости звуков. Но эти явления наблюдаются преимущественно между звуками или классами звуков, различающихся по одному из признаков:

  • свистящими и шипящими (с-ш, з-ж),
  • взрывными шумными переднеязычными и заднеязычными (т-к, д-г),
  • парными по артикуляции язычными твердыми и мягкими фонемами (с-сь, л-ль, т-ть),
  • аффрикатами (ц-ч),
  • сонорами (р-л).

Дефектное произношение при этой форме дислалии обусловлено не собственно моторными нарушениями, а нарушением операций отбора фонем по их артикуляторным признакам.

Правильная артикуляция звука [С]:

  • Губы: не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке;
  • Зубы: сближены на 1-2 мм, верхние и нижние резцы обнажены;
  • Язык:
  • кончик широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек,
  • передняя часть спинки — широкая, поднимается к альвеолам и посередине образует с ним щель в форме желобка,
  • средняя часть спинки опущена, по середине ее образуется продольный желобок,
  • задняя часть спинки незначительно поднята,
  • боковые края прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе;
  • Мягкое небо: поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход воздуху в носовую полость;
  • Голосовые складки: не напряжены, раздвинуты, голос не образуется;
  • Воздушная струя: узкая, холодная, идет по средней линии языка, ощущается тыльной стороной руки;

Сбой артикуляции звука [С], губно — зубной парасигматизм (Ф):

При не правильном произношении звука [С] образуется шум, похожий на свист, звук [С] заменяется звуком (Ф)

  • Губы: нижняя губа сближена с верхними резцами;
  • Зубы: нижние зубы не видны, верхние слегка обнажены;
  • Язык:
  • кончик языка оттянут от нижних резцов,
  • передняя часть спинки языка опущена и слегка отодвинута назад,
  • средняя часть спинки приподнята и слегка сдвинута назад,
  • задняя часть спинки приподнята,
  • боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;
  • Мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход воздуху в носовую полость;
  • Голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется;
  • Воздушная струя более рассеянная, проходит между нижней губой и верхними резцами.
  • Предрасполагающий фактор: прогнатия, нарушение фонематического слуха.

Таким образом, работа по исправлению данного звука состоит из следующих этапов:

1 этап – подготовительный

Формирование правильной артикуляции, упражнения для отработки движений нижней губы вверх-вниз, вырабатывается положение губ в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов, умение распластывать язык, удерживать кончик языка за нижними резцами, длительная воздушная струя по середине языка. Формирование умения различать на слух звуки С-Ф, отрабатывается звук И, сочетание ИЕ.

Коррекция фонематического слуха:

  • Дифференциация неречевых звуков.
  • Дифференциация слуха по долготе, силе и высоте, тембру.
  • Дифференциация слов: — слов одинаковых по длине и разных по наполнению,
  • – слов квазиомонимов.
  • Дифференциация слогов.
  • Дифференциация фонем.
  • Фонематический анализ и синтез.

Артикуляционная гимнастика:

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удер­живать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно сле­дить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удержи­вать их в таком положении на счет до пяти.

Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» — выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кон­чик языка при этом не должен отрывать­ся от нижних зубов, рот не закрывается.

На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает,
Кошка спинку выгибает.

Губы в улыбке, рот приоткрыть. С си­лой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

Читайте также:
Квазиомонимы - наглядное средство фонологического анализа для профилактики акустической дисграфии

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Ниж­няя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я все выше поднимаюсь,
А потом — вниз.

6.«Посчитай нижние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончи­ком языка упираться по очереди в каж­дый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

С языком случилось что-то,
Он толкает зубы!
Будто хочет их за что-то
Вытолкнуть за губы.

На этапе автоматизации звук вводится в слоги прямые, обратные, со стечением, в слова и фразовую речь. Иногда автоматизацию в слогах начинают используя механическую помощь.

Автоматизация звука:

  • прямых – са, со, су
  • обратных – ас, ос, ус
  • со стечением согласных – ста, спа, сма (аст, асп)
  • (звук н начале слова) – сам, сани, сумка
  • (стечение согласных) – стук, скамейка, спутник
  • (звук в середине слова) – оса, коса, носок
  • (звук в конце слова) – ананас, кокос, пояс
  • (слова с двумя звуками) – соска, соус, насос

– аппетитный суп, мамины бусы, сытая собака.

3 слова – У сома усы. Сын ест суп. Сын моет посуду.
4 слова – Соня сама ест суп. Пёс ест ку­сок мяса.
5 слов – Под сосной стоит собака Сойка. У Сони коса до пояса.

– в стихах и чистоговорках:

Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски:
Сыта киска — пуста миска.

Сыплет, сыплет снег с небес.
Спит под снегом зимний лес.
Сонный сад в снегу стоит.
Сад под снегом тоже спит.

Серая гусыня
Заботится о сыне.
Спит гусенок сладким сном
У гусыни под крылом.

У Сани самокат. Саня думает: «Стану ногой на самокат, самокат и покатит меня. На то он и самокат!» Наступил Саня ногу на самокат, а самокат ни с места, никуда Саню не катит.
Едет мимо Сани Денис на самокате. «Ага, так надо ехать!» — думает Саня. И понёсся Саня на самокате к тенистому саду.

Сани у Сани едут сами.
У Сысоя усы до пояса.

Дифференциация звуков [С] — [Ф].

В слогах:
Са-фа, со-фо, су-фу, сы-фы.
Ас-аф, ос-оф, ус-уф, ыс-ыф
Са-са-фа, са-фа-са, фа-са-са

В словах: сон- фон, навес, свисток.

В словосочетаниях: вкусная сметана, автобусная остановка, высокая стена.

В предложениях: Автобус едет. В саду много ос. Анфиса покупает бусы для себя. У нас в саду кусты и высокие сосны.

В стихах и чистоговорках:

В саду сани Стаса, Вани.
На санях Стас
Катает нас.

Ас-ас-ас – у нас дома квас,
Ос-ос-ос – в саду много ос,
Ус-ус-ус – у Сани новый автобус,
Ыс-ыс-ыс – Денис пьет кумыс.

В текстах (рассказ, пересказ):

Это тенистый сад. В саду сосны и кусты. Денис и Стас едут по саду на самокатах. Вот самая высокая сосна. На сосновом суку сова и два совенка.

Достает из сумки Стас
Пастилу и сладкий квас.
Сладким квасом с пастилой
Угостит Стас нас с тобой.

Семен и Савелий
В свистульки свистели.

Сова советует сове:
– Спи, соседка, на софе.
На софе так сладко спать,
О совятах сон смокать.

Как поставить звук «С»: упражнения для правильной артикуляции

Постановка звука “С” требует достаточно кропотливых действий и, конечно же, терпения. При соблюдении этих условий проблемный звук исправляется и уже не приносит хлопот ни маме, ни малышу.

В статье мы разбираемся, насколько это сложно: поставить звук “С” и научить ребенка говорить эту букву.

Правильная артикуляция звука “С”

Чтобы непослушный “С” зазвучал правильно, давайте выстроим такую конструкцию:

  1. Губы слегка улыбаются.
  2. Зубы сжаты либо отстоят друг от друга на 1-2 миллиметра.
  3. Язык упирается в нижние резцы. Его боковые части соприкасаются вверху с коренными зубами, а спинка выгнута.
  4. Вдоль языка образуется желобок, по нему с сильным напором течет воздух.
  5. Верхнее мягкое небо не дает ему попасть в полость носа.
  6. Голосовые связки расслаблены.

Артикуляционный профиль звука “С” выглядит так:

Артикуляционный уклад мягкого “Сь” отличается от “С” тем, что средняя часть языка приподнимается вверх, а передняя становится более плоской, желобок при этом сглаживается.

Дефекты произношения звуков “С” и “Сь”

Если “С” и “Сь” выговариваются с нарушением, то этот дефект называется сигматизмом (искажение произношения) или парасигматизмом (замена другими звуками).

  • губно-зубной, когда нижняя губа перекрывает поток воздуха, создавая смешанное звучание “С” и “Ф” (слон — флон, стол — фтол);
  • межзубный, при котором язычок лежит на зубах, и четкость произносимого звука искажается шепелявостью;
  • боковой, когда язык поворачивается набок либо не касается коренных зубов, а воздух движется в неправильном направлении, образуя хлюпающий звук (санки — хлянки, сам — хлям);
  • носовой, при котором воздух попадает в носовую полость и создает гнусавое произношение.

Парасигматизм тоже бывает нескольких видов:

  • призубный, с заменой “С” на “Т” (собака — табака, сок — ток);
  • шипящий, когда вместо “С” звучит “Ш” (Саша — Шаша, сушки — шушки);
  • с заменой по мягкости, при котором твердые звуки произносятся, как мягкие (сумка — сюмка, свой — сьвой);
  • с заменой по звонкости, это “С” звучит, как “З” (совок — зовок, самосвал — замозвал).

Причинами таких дефектов могут быть патологии речевого аппарата, аденоиды, слабость мышц языка, а также его нарушенная иннервация.

Неправильное произношение свистящих, к которым относятся “С” и “Сь”, если их не корректировать своевременно, влекут за собой нарушения чтения (дислексию) и письма (дисграфию).

Последовательность постановки звуков в логопедии

Алгоритм коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения в логопедии включает в себя несколько этапов в следующем порядке:

Будут ли это индивидуальные логопедические занятия для дошкольников со специалистом или постановка звука в домашних условиях, последовательное прохождение всех этапов обязательно.

Читайте также:
Наглядно-информационный материал по лексической теме Семья

Чтобы поставленный звук радовал своей чистотой и стабильностью, нужно основательно работать и решать задачи на каждой стадии.

Подготовительный этап

В самом начале работы над коррекцией звукопроизношения познакомьте малыша с проблемным звуком: как он звучит сам по себе и в разных словах, как изображается в виде буквы, как его правильно выговаривать.

Выполните дыхательную гимнастику. Ведь правильное дыхание является основой звучащей речи и непосредственно влияет на силу воздушной струи, которая, в свою очередь, определяет четкость звучания при правильном артикуляционном укладе.

Вот несколько упражнений на дыхание:

Далее перейдите к артикуляционной разминке. Пусть все мышцы речевого аппарата подготовятся к продуктивной работе над постановкой звука.

Этап постановки звука

Как ставить звук “С”? Есть несколько способов постановки “С”:

Рассмотрим все эти варианты подробнее.

Постановка по подражанию

Возьмите зеркало и покажите ребенку, в каком положении должны находиться язык и губы для получения нужного звука.

Чтобы это не было похоже на скучный школьный урок, пусть язычок будет кораблем, которому ветер-воздушная струя надувает паруса для дальнего плавания:)

Игровая форма организации логопедических занятий — самая продуктивная. Образное восприятие значительно ускоряет коррекционный процесс и приближает к заветной цели.

Приложите ладошку малыша ко рту, чтобы он почувствовал прохладу выдыхаемого воздуха при произнесении “С”.

Иллюстрации, карточки, макеты и прочий наглядный материал помогут ребенку усвоить суть и не дадут заскучать. 🙂

Постановка механическим способом

Этот метод предполагает применение вспомогательных средств, например, зондов, шпателей.

Если вы решили поставить звуки ребенку в домашних условиях, используйте предметы домашнего обихода, предварительно позаботившись об их безопасности, например неострую зубочистку или палочку от мороженого.

Эти предметы, располагаясь вдоль языка, фиксируют правильное его положение для прохождения воздушной струи, способствуя получению нужного звукопроизношения. Чтобы губки слегка улыбались, придержите их пальцами.

Для постановки звука “С”, попробуйте следующее:

  • пусть ребенок улыбнется, положит широко краешек язычка на нижние передние зубы и подует на него;
  • теперь деревянной палочкой, надавливая вдоль язычка, сделайте желобок, по нему потечет воздушная струя;
  • при нажатии послышится шепелявый свист;
  • далее пусть малыш сблизит зубки, а язык уберет внутрь и продолжит свистеть;
  • тем временем вы, регулируя силу нажатия, добейтесь наиболее четкого звучания “С”;
  • после этого можно убрать палочку.

Через некоторое время ребенок сам научится правильно класть язык и свистеть “С”.

Постановка “С” от других звуков

Твердый “С” можно поставить от мягкого “Сь”.

При произнесении “Сь” палочкой надавите на переднюю часть языка, чтобы образовался желобок. Полученный таким образом твердый звук “С” отрабатывайте многократно, пока язычок сам не будет ложиться правильно.

Звук “С” также можно поставить от “Т”.

Если непрерывно тянуть “Т” и, улыбаясь, растягивать губы, то послышится “С”. Если он будет неясным, нужно сильнее улыбнуться, чтобы звук стал ярче.

Если ребенок правильно произносит звук “Ш”, попробуйте оттолкнуться от этого. Попросите малыша пошипеть и объясните, что язычок нужно передвинуть вперед, ближе к верхним зубкам. Послышится “С”. Получается?

Еще один способ постановки “С” — это от “И”.

Артикуляционный уклад у этих звуков схож. Поэтому, если произнести “И” и, не меняя положения, пустить струю воздуха вдоль язычка, то получится нужный звук “С”.

Постановка мягкого “Сь” хорошо изложена в видеоуроке:

Артикуляционная гимнастика для звука “С”

Предлагаем вам комплекс артикуляционной гимнастики в игровой форме. С помощью логопедических упражнений органы речевого аппарата научатся занимать нужное положение, станут подвижными, их тонус придет в норму.

Исходное положение — улыбка

Автоматизация “С”

Следующий после постановки — этап автоматизации звука. Что это значит? Закрепление произношения и введение в повседневную речь.

На этом этапе тоже есть свой алгоритм. Поставленный звук отрабатывается в изолированном звучании, затем в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Картотека заданий для детей по автоматизации “С”

Выполни задание на картинке:

Назови каждое слово. Обрати внимание на то, что звук “С” может находиться в начале, середине и конце слова:

А теперь — звук “С” в словосочетаниях и предложениях:

Поиграем? Улитка приглашает в свой домик. Только для этого надо назвать все предметы на букву “С”:

Помоги Бабушке Яге добраться до своей избушки. Она заблудилась:)

Повтори чистоговорки со звуком “С”. Знаешь для чего нужны чистоговорки? Чтобы научиться четко произносить звуки.

Хорошо подумай и отгадай загадки на букву “С”:

А теперь посложнее: скороговорки на “С”:

Повтори фразеологизм. Знаешь, что он означает? Пообещать и не сдержать своего обещания! Найди в словах “С”:

Этап дифференциации “С”

На этом этапе мы будем учиться отличать звук “С” от близких по звучанию “Ш”, “З”, “Ц” и мягкого “Сь”.

Для этого послушаем эти звуки по парам, определим разницу в артикуляции, потренируемся в произношении слогов, слов и предложений с ними.

Речевой материал по дифференциации “С” и “Ш”

Приложи ладошку ко рту: у “С” струя выдыхаемого воздуха холодная, у “Ш” — теплая. “С” свистит, как ветер, а “Ш” шипит, как змея. Интересно?

Повтори слоги и слова с этими звуками, старайся их четко выговаривать:

Стишок про медведя тебе понравился?

Выполни задание на картинке:

Над чистоговорками надо немного потрудиться, но у тебя получится.

Речевой материал по дифференциации “С” и “З”

У звуков “С” и “З” артикуляция отличается только голосом. “С” — глухой, “З” — звонкий. Повтори их и убедись в этом сам.

А теперь проговори слоги и слова:

Замени одну букву на другую и посмотри, что получится:

Повтори чистоговорки без запинок.

Речевой материал по дифференциации “С” и “Ц”

Звуки “С” и “Ц” очень похожи и отличаются лишь тем, что “С” — долгий, а “Ц” — краткий:

Повтори слоги и слова:

В этих словосочетаниях есть и “С”, и “Ц”:

Если поменять первую букву в слове, оно тоже изменится:

Читайте также:
Развитие речевой активности детей в процессе разных видов деятельности

Деду Морозу без твоей помощи не обойтись:

Попробуй справиться с этим заданием:

Речевой материал по дифференциации “С” и “Сь”

Произнеси твердый “С” и мягкий “Сь” по отдельности, затем повтори слоги и слова с ними:

В этих слогах есть мягкий “Сь” и твердый “С”. Постарайся это определить:

Назови слова на двух картинках и запомни, как звучит твердый “С”

А это стишки, их можно заучить:

Важный штрих в работе над звуком

Чтобы окончательно поставить точку в работе над звуком, нужен еще очень важный штрих — способность контролировать свое умение правильно его произносить в спонтанной речи.

Когда нет рядом родителей, педагогов, которые подскажут и поправят. Когда хочется расслабиться и не думать о том, как надо. Когда находишься среди сверстников и за игрой обо всем забываешь.

Нужна мотивация! Поддержите вашего сына или дочь в стремлении научиться говорить красиво. Не пожалейте для этого ни времени, ни сил.

Сегодня ваш малыш работает над произношением и учится свистеть, как комарик. А завтра он будет совершать открытия и покорять новые вершины. У него это обязательно получится, потому что он будет верить в себя и чувствовать вашу поддержку.

Замена звука С на Ф – коррекционная работа

Помимо искажения и отсутствия в речи, звук [с] может также заменяться при произношении другими звуками. Наиболее часто встречаются замены [c]-[ш’] ( ребенок говорит “щанки» вместо «санки», «мащка» вместо «маска» и т.п.); [c]-[т] (“товок” вместо “совок”, “отень” вместо “осень”); [с]-[ф] (“фтул” вместо “стул”, “нофок” вместо “носок”). Причиной подобных дефектов произношения очень часто является нарушение фонематического восприятия или даже незначительное снижение физического слуха. Не устраненные в дошкольном возрасте, они могут потом зафиксироваться и на письме, поэтому очень важно их своевременно исправить.

Замена звука [c] звуком [т] в логопедии называется призубным парасигматизмом.

Причиной данного нарушения, помимо снижения слуха, может являтся также дефект прикуса.

В момент произнесения звука органы речи занимают положение, характерное для звука [т]: кончик языка поднят вверх и упирается в верхние передние зубы, желобок посередине языка не образуется; воздушная струя, выходящая изо рта, прерывистая, толчкообразная.

В процессе постановки правильного звука [с] обязательно проводится работа по развитию фонематического восприятия, в ходе которой вырабатывается умение сопоставлять и различать звуки [с] и [т] в устной речи и на письме. Кроме того, с помощью специальных упражнений необходимо выработать длительную непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка, а также умение удерживать язык широким, распластанным и перемещать его из позиции «за верхними зубами» в позицию «за нижними зубами».

Опорными звуками для [c] являются в этом случае звуки [и] и [ф].

Замена [c] звуком [ф] носит название губно-зубного сигматизма. Причиной данного нарушения также может являтся дефект прикуса, так называемый верхний открытый прикус или прогнатия, когда верхние зубы сильно выступают над нижними. В момент произнесения звука верхние зубы образуют с нижней губой узкую щель, через которую выходит широкая, рассеянная струя воздуха, в результате чего слышится звук [ф]. Язык в артикуляции не участвует, находясь в глубине рта.
Во время работы по преодолению губно-зубного сигматизма важно выработать умение сопоставлять и различать звуки [с] и [ф] в устной и письменной речи. Для придания органам речи нужной артикуляционной позиции применяются комплексы упражнений для губ (отрабатываются умение удерживать губы в широкой улыбке, открывая верхние и нижние резцы, а также движения нижней губы вверх-вниз) и для языка (здесь важно научитьося удерживать широкий кончик языка за нижними зубами).

Опорным звуком для постановки [c] служит звук [и]. Иногда целесообразно использовать механическую помощь, придерживая пальцем подбородок непосредственно под нижней губой. Механическую помощь можно также использовать при автоматизации звука, но только на начальном этапе.

Шипящим парасигматизмом называют замену звука [с] звуком [ш’] («щ»). Такое нарушение может возникать при прогении (дефект прикуса, при котором нижние резцы выступают вперед), а также, как уже говорилось, вследствие нарушения фонематического восприятия или снижения физического слуха. В момент произнесения звука губы слегка вытягиваются вперед и округляются, широкий язык упирается в нижние десны. Желобок посередине языка не образуется, вследствие чего выдыхаемый воздух выходит изо рта рассеянной струей, теплой на ощупь.

Во время подготовительного этапа работы над правильным призношением звука ребенок учится различать звуки [c] и [ш’] в устной речи и на письме, а также, с помощью комплекса упражнений, удерживать широкий язык за нижними зубами и формировать узкую направленную струю воздуха, идущую посередине языка.

Опорным звуком для постановки [с] при шипящем парасигматизме является звук [ф]. Ребенку предлагается призносить его, зажав широкий кончик языка между зубами. Постепенно язык переводится в зазубное положение, правильный звук автоматизируется и вводится в речь.

Внимание! Во всех случаях парасигматизма обязательно требуется работа по дифференциации смешиваемых звуков.

Сигматизм: причины, виды и методы коррекции

Речевые нарушения у детей встречаются все чаще и чаще, при этом эта тенденция весьма вероятно сохранится и в ближайшие годы. В норме к 3-4 годам дети уже умеют правильно произносить мягкий и твердый звук [С], но если этого нет и наблюдается не правильное звукопроизношение, то такое нарушение называется сигматизмом. Это один из наиболее часто встречающихся дефектов в логопедической практике.

Сигматизм – это дефект звукопроизношения свистящих (С, З, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков. Относится к фонетическим нарушениям. Дефект звукопроизношения и его точная форма диагностируются в ходе обследования устной речи. При этом дети часто заменяют свистящие и шипящие звуки другими – такое нарушение называется «парасигматизмом».

Основные причины возникновения

Возникновение сигматизма может происходить у детей в период физиологической смены зубов. В частности, при выпадении молочных зубов кончик языка может занимать межзубное положение, что и приводит к шепелявости. В ряде случаев проблема исчезает самостоятельно, но когда есть стойкое нарушение, то требуется соответствующая логопедическая коррекция.

Читайте также:
Конспект занятия по автоматизации звука (Р)

Причин возникновения этого дефекта может быть несколько. При этом не всегда удается точно определить тот патологический фактор, который стал причиной сигматизма.

Выделяют несколько основных причин сигматизма:

  • Перцептивные расстройства.
  • Сенсомоторные нарушения.
  • Несформированность артикуляционного праксиса.
  • Нарушение иннервации артикуляционных органов. Оно приводит к вялости мягкого нёба, изменению тонуса языка. В этом случае чаще всего возникает боковой или межзубный сигматизм.
  • Зубо-челюстные аномалии. Различные формы сигматизма встречаются при таких аномалиях как: нёбные расщелины, неправильный прикус, укороченная уздечка языка и т.д.
  • Аденоиды.
  • Другие функциональные нарушения.

В ряде случаев сигматизм может иметь органическую природу возникновения, например, бульбарный паралич, парезы мышц рта, неврит, а также нарушения актов глотания, жевания и кусания.

Симптоматика

Неправильное произношение свистящих и шипящих звуков детьми – это абсолютно нормальное явление, потому что детская речь априори не может быть изначально правильной. Наличие дефектного произношения детей является показателем нормы, но только в возрасте до 4 лет – это называется физиологическим косноязычием. Если же проблема есть после 4 лет, то у ребенка диагностируется сигматизм.

К основным симптомам этого дефекта относятся следующие признаки:

  • Ребенок нечетко произносит звуки С и З. Вместо них можно слышать мягкие Ш, Ж, схожие фонемы с Д и Т. К примеру, «табака» вместо собаки, «кодза» вместо козы и т.д.
  • Визуально виден язык, который просовывается между зубами во время звукопроизношения.
  • Носовой призвук при фонации. Гнусавость артикуляции обусловлена неподвижностью органов ротовой полости. Губы не растягиваются, язык двигается вяло, отодвигается вглубь ротовой полости ближе к носоглотке. Воздушная струя не может пройти через рот, выходит сквозь носовое отверстие.
  • При артикуляции присутствуют хлюпающие звуки. В этом случае наблюдается более шумное произношение шипящих звуков и фонемы С.

Основные виды сигматизма

Классификация этого дефекта основывается на физиологических аспекта метода звукопроизношения.

Выделяют следующие типы:

Межзубный. Кончик языка занимает позицию между нижними и верхними резцами. Наблюдается шепелявое звучание при произношении звуков (вместо С произносится звук, похожий на английскую T).

  • Призубный. В этом случае кончик языка упирается в края зубов, перекрывая тем самым проход воздушной струи через межзубную щель. В результате этого звук идет через небольшую щель, приобретая характерный свист. Звуки С и З фактически произносятся как Т (самолет – тамолет).

  • Губно-зубной. Нижняя губа сближается с верхними резцами, при этом воздушная струя выходит толчками. Причиной может стать ненормальное выступление нижней челюсти вперед. Свистящие и шипящие звуки произносятся с призвуком Ф.

  • Шипящий. Речь детей наполнена свистом, шумом и шипением. Вместо звуков С и З слышатся Ж, Ш (сад – щад, зима – жяма). Кончик языка вытянут к твердому нёбу, выгнут и оттянут внутрь рта.

  • Боковой. Выдыхаемая струя воздуха выходит через одностороннюю щель, либо по обоим краям языка. Особенность бокового сигматизма – это хлюпающий призвук во время произношения. Вместо звука С слышно подобие льхь, хьль. Коррекция бокового сигматизма вызывает наибольшие сложности, потому что это самая сложная форма дефекта.

  • Носовой. При произношении струя воздуха выходит не через рот, а через нос. В итоге слышен хряпающий звук с гнусавостью. В этом случае прохождению воздуха мешает корень языка, который примыкает к заднему нёбу.

Для сигматизма также характерно, что некоторые его формы могут присутствовать одновременно, что в значительной степени усложняет коррекцию.

Диагностика

Чтобы определить сигматизм у детей, а также диагностировать ее точную форму, нужно проводить логопедическое обследование.

  • Органов артикуляции. Логопед осматривает органы ротовой полости, оценивает тонус артикуляционной и лицевой мускулатуры. На основании обследования устанавливается предварительный речевой диагноз.
  • Речевого слуха. Дифференциация звуков проверяется специалистом сначала в изолированном произношении, а затем в слогах, словах, словосочетаниях и т.д. Важно использовать речевые материалы, которые соответствуют интеллектуальному развитию детей и их возрасту.
  • Состояние звукопроизношения. На основании этого определяется точная форма сигматизма, после чего составляется план коррекционной работы.

Коррекция сигматизма

Логопедическая коррекция этого дефекта предполагает использование различных методик. При этом большое значение имеет конкретная форма нарушения. В частности, коррекция бокового сигматизма занимает больше времени, чем исправление носового или межзубного сигматизма.

Проводится артикуляционная гимнастика, которая включает в себя следующие виды упражнений:

  1. «Заборчик». Улыбка должна быть широкой, чтобы были хорошо видны зубы. Фиксируем такое положение на протяжении 3-5 секунд. Количество повторений – 2-3 раза.
  2. «Усики». Нужно удерживать губами легкие и плоские предметы. Это могут быть ручки и бумажные полоски.
  3. «Прокати карандаш». На столе или другой ровной поверхности лежит карандаш, а ребенок дует на него, чтобы он сдвинулся с места.
  4. «Надуваем шарики». Нужно поочередно надувать и сдувать щеки.

Другой вид упражнения – имитация процесса жевания.

Упражнения на укрепление языка:

  • «Дождик». Нужно делать ритмичные шлепки языком по губам.
  • «Блинчики». Неторопливыми круговыми движениями облизываем губы.
  • Можно делать легкие покусывания боков, спинки и кончика языка.

При наличии показаний проводится логопедический массаж (точечный, мягкого нёба). Можно проводить точечный массаж артикуляционных мышц по методу Л.А. Щербаковой.

Постановка и автоматизация звука

Следующий этап коррекции – это постановка звуков. Она может проводиться разными способами: по подражанию, работа с зеркалом, а также с помощью инструментов (зондов или зондозаменителей). Базовый звук для постановки всех свистящих – это С, для шипящих – Ш.

Когда мы добились правильного произношения звуков в изолированном положении, можно переходить к закреплению, т.е. к автоматизации. Проводится автоматизация звуков в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в стихах и в связной речи.

Если сигматизм – это часто другого сложного дефекта речи, то проводится одновременная работа над другими сторонами речи: лексикой, слоговой структурой, просодикой и т.д. Обратите внимание, что в ряде случаев, помимо логопедической коррекции, может требоваться медицинская помощь. В частности, если причиной речевого дефекта является неправильный прикус, то ребенку показано ношение специальных брекетов или капп. Если нарушено свободное дыхание, то проводится удаление аденоидов и т.д.

Читайте также:
Зима, зимующие птицы - рекомендации логопеда для родителей

Коррекционная работа проводится логопедом-дефектологом. Для лучшего закрепления результата, упражнения нужно также проводить в домашних условиях. Здесь важна роль родителей, которые должны следить за правильным произношением звуков своих детей. Точные сроки коррекции назвать сложно, ведь все зависит от конкретной формы сигматизма и сопутствующих факторов.

Замена звуков

Замена звуков ‒ это стойкое употребление одного нормативного звука вместо другого. При этом звук-субститут является фонетически правильным (не искажается), сходным по артикуляции или акустическим свойствам с заменяемым звуком. Данное нарушение выявляется логопедом в ходе обследования звукопроизношения и фонематического слуха. При необходимости проводится отологическая диагностика. Коррекционная работа направлена на формирование артикуляционного праксиса, развитие речевого слуха, аналитико-синтетической деятельности, дифференциацию смешиваемых звуков.

Классификация

Замена (субституция) и смешение (взаимозамены) звуков речи ‒ это фонематические (сенсорные, фонологические) дефекты, как правило, обусловленные незавершенностью или нарушением развития фонематического слуха. Замены классифицируются на те же группы, что и искажения звуков, только к названию последних добавляется приставка «пара-»:

1. Парасигматизмы (от греч. буквы «сигма») ‒ замены свистящих и шипящих:

  • губно-зубной – звонкие [З] и [Ж] заменяются на [В], глухие [С] и [Ш] – на [Ф] («сани» – «фани», «зеленый» – «веленый»);
  • призубный – замена [С] и [Ш] на [Т], а [З] и [Ж] на [Д] («слон» – «тлон», «зубы» – «дубы»);
  • шипящий ‒ вместо [С] произносится [Ш], вместо [З] ‒ [Ж] («санки» – «шанки», «зайка» – «жайка»)
  • свистящий ‒ вместо [Ш] употребляется [С], вместо [Ж] ‒ [З] («шайба» – «сайба», «живот» – «зивот»).

2. Параламбдацизмы (от буквы греческого алфавита «ламбда») ‒ замены звука [Л] («лапа») на [У] («уапа»), [В] («вапа»), [Й] («йапа»), [Л′] («ляпа»), [Р] («рапа»), [Ы] («ыапа»), [Д] («дапа»).

3. Параротацизмы (от греческой буквы «ро») ‒ замены звука [Р] («рука») на [Р′] («рюка»), [Л] и [Л′] («лука», «люка»), [Й] («йука»), [Г] («гука»), [Д] («дука»), [В] (вука»).

4. Парайотацизмы (от греч. «йота») ‒ замена звука [Й] на [Л′] («майка» – «малька»).

5. Замены заднеязычных звуков (от греч. букв «каппа», «гамма», «хи»): паракаппацизмы – [К] на [Т] («Коля» – «Толя»), парагаммацизмы – [Г] на [Д] («голова» – «долова»), парахитизмы – [Х] на [Т] («хвост» – «твост»).

Также в практической логопедии к звуковым заменам относят дефекты озвончения (замена звонких фонем парными глухими – «куси» вместо «гуси») и дефекты смягчения (замена мягких согласных их твердыми парами – «тота» вместо «тетя»). Близко к замене и смешение звуков, т. е. взаимная заменяемость, путаница фонем.

Причины замены звуков

Физиологическое косноязычие

Различные виды замены звуков наиболее многочисленны в период возрастного несовершенства звукопроизношения – так называемой, физиологической дислалии. Замены встречаются в речевом развитии всех младших дошкольников, они связаны с физиологической незрелостью артикуляционного аппарата и речевого слуха.

Период овладения звуком в онтогенезе занимает от 1-1,5 месяцев и дольше. Он протекает в несколько этапов. Сначала дети используют в речи звуки-заменители. Затем, «нащупав» правильную артикуляцию и соотнеся новый звук с акустическим образцом, ребенок начинает произносить его параллельно со старым звуком-заменителем. На следующем этапе новый звук постепенно вытесняет субститут, через некоторое время полностью заменяя его.

При физиологической дислалии чаще встречаются следующие виды замен:

  • замена твердых согласных мягкими («лук» ‒ «люк»);
  • дефекты смягчения («дядя» ‒ «дада»);
  • замена шипящих свистящими («кошка» ‒ «коска»);
  • параротацизмы («рак» ‒ «лак», «вак», «йак»);
  • параламбдацизмы («булка» ‒ «буйка», «бувка»);
  • дефекты задненебных.

Физиологические несовершенства речи, а вместе с ними и звуковые замены при нормальном речевом онтогенезе самостоятельно исчезают к 4,5-5 годам.

Функциональная дислалия

Явление субституции типично для артикуляторно-фонематической и акустико-фонематической формы дислалии. В первом случае замены обусловлены несформированность звуковых укладов, употреблением в речи более простых по артикуляции фонем. Во втором – неразвитым оказывается речевой слух, в результате чего звуки распознаются неправильно.

При функциональной дислалии обычно шипящие заменяются на свистящие; соноры [Р], [Л], аффрикаты [Ц], [Ч]– друг другом; задненебные ‒ взрывными переднеязычными; твердые ‒ их мягкими парами. Такие дефекты не склонны к самостоятельному исчезновению и требуют логопедической помощи по коррекции ФФН.

Дизартрия

Для дизартрии характерны дефекты смягчения, озвончения, смешение звуков, недифференцированная артикуляция. Замены звуков в большом количестве встречаются при псевдобульбарной, бульбарной, корковой, стертой дизартрии.

Палатализация согласных связана с повышенной спастичностью средней части спинки и кончика языка. Дефекты озвончения объясняются нарушением голоса, его недостаточной силой. Следствием артикуляционной диспраксии становятся специфические замены согласных: [Г] на [Д], [К] на [Т], [Л′] на [Й], употребление вместо аффрикат более простых звуков ‒ [Ц-С′], [Ч‒Т′] и пр.

Ринолалия

Для открытой формы ринолалии более характерны фонетические дефекты звукопроизношения, однако в ряде случаев встречаются и звуковые замены. Так вместо взрывных согласных [Б], [П] употребляются фрикативные [В], [Ф]; вместо вибранта [Р] произносится гласный [Ы] с сильным выдохом, свистящий [С] заменяется на [Ф].

Специфичными являются замены и смешение свистящих и шипящих, упрощение аффрикат, употребление носовых согласных [М], [Н] взамен [Б] и [П]. При закрытой ринолалии, наоборот, назальные звуки замещаются ротовыми.

Сенсорная алалия

Нарушение дифференцированного восприятия речи при сенсорной алалии ведет к такому же недифференцированному произнесению звуков и слов. Для данной формы речевого нарушения типичны неустойчивые замены звуков, т. е. при каждом проговаривании ребенком используются разные субституты. Звуковые замены многочисленны и разнообразны, сочетаются с искажением слоговой структуры слова.

Афазия

Замены звуков и букв, возникающие при афазии, носят название литеральной парафазии. Такие дефекты встречаются при акустико-гностической, афферентной моторной афазии, когда распадается связь «фонема-артикулема-графема-лексема».

При сенсорной форме афазии у больного нарушается акустический гнозис, речевые звуки перестают различаться на слух. Это приводит к заменам фонематически близких звуков (чаще звонких их глухими парами и наоборот). При афферентной моторной афазии страдает кинестетический праксис, распадаются тонкие артикуляционные движения. Данный механизм влечет за собой замены звуков, близких по артикуляции: [М] на [Б], [Л] на [Н].

Читайте также:
Методическая разработка логопедического занятия по исправлению дисграфии

Неправильный прикус

Некоторые виды аномального прикуса могут способствовать формированию звуковых замен. У детей с дефектами смыкания зубных рядов часто встречается призубный парасигматизм. Для прогнатии характерны замены [С] на [Ф]. Прогения может являться причиной шипящего парасигматизма, смягченного произнесения [Т] и [Д].

Снижение слуха

У детей, страдающих тугоухостью, часто встречаются дефекты озвончения, звонкие согласные заменяются глухими: [Б-П], [В-Ф], [Г-К], [Д-Т], [Ж-Ш], [З-С]. Из-за недоступности слуху высоких тонов взамен свистящих часто произносятся взрывные согласные («зуб» – «дуб», «санки» – «танки»). Шипящие подменяются свистящими, аффрикаты ‒ их элементами. Замены звуков в устной речи переносятся на письмо в виде буквенных замен.

Диагностика

При наличии в речи ребенка или взрослого звуковых замен диагностика выстраивается с учетом анамнеза и объективных данных. Логопед проводит подробное исследование речевой функции, врачи-специалисты (сурдолог, ортодонт) – состояния слухового анализатора, зубо-челюстной системы:

  • Обследование устной речи. Выполняется в соответствии с алгоритмами, принятыми при различных речевых патологиях (дислалии, ринолалии, дизартрии, афазии). Выясняются все заменяемые и смешиваемые звуки, определяется вид дефекта звуковой стороны речи. На данном этапе необходимо определить, следствием чего являются звуковые замены: нарушения речевого или физического слуха, артикуляционных трудностей.
  • Исследование слухового анализатора. Для исключения снижения слуха, как причины замены звуков, необходимо обследование слуховой функции. С целью установления степени тугоухости выполняется аудиометрия, акустическая импедансометрия, исследование слуховых ВП.
  • Ортодонтическая диагностика. При неправильном смыкании зубных рядов выполняется телерентгенография, снимаются диагностические слепки, производится фотографирование лица и зубов. На основе этих данных планируется последующее лечение.

Коррекция

Логопедическая коррекция

Фонематические нарушения, имеющие место у детей с физиологической дислалией, не требуют логопедического вмешательства. Коррекция произносительных ошибок, обусловленных другими речевыми нарушениями, проводится по следующим направлениям:

  • уточнение артикуляции заменяемых звуков и звуков-субститутов;
  • развитие фонематического восприятия;
  • формирование навыков звукового анализа, синтеза;
  • развитие дифференцированного восприятия речевых звуков.

Из методов логопедического воздействия используется артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, логомассаж. При тяжелых патологиях речи, затрагивающих не только звуковую сторону, но и другие ее компоненты, ведется работа над всеми нарушенными процессами: просодикой, голосом, словарным запасом, грамматикой, лексикой, пониманием речи в целом.

Медицинские мероприятия

Коррекция неправильного прикуса может осуществляться различными методами. Это зависит от типа нарушения, возраста, выраженности проблемы. В дошкольном возрасте широко используются функциональные ортодонтические аппараты, миогимнастика. При постоянном прикусе лечение проводится с помощью брекетов, элайнеров, при необходимости выполняются ортогнатические операции.

Реабилитация лиц со сниженным слухом осуществляется посредством слухопротезирования. После подбора и настройки слухового аппарата таким детям необходимы занятия с сурдопедагогом и логопедом.

Постановка звука [С] у детей

Постановка звука [С], как и любого другого звука происходит в три этапа. Чтобы достичь желаемого результата в процессе коррекции звукопроизношения, важно знать правильную артикуляцию речевого аппарата при произношении того или иного звука. В этой статье вы познакомитесь с примерами артикуляционной гимнастики для свистящих звуков, узнаёте способы постановки звука [С], в зависимости от вида сигматизма. Также сможете подобрать задания для автоматизации звука.

  1. Артикуляция звука [С]
  2. Недостатки произношения звука [С]
  3. Постановка звука [С].
  4. Первый этап — подготовительный.
  5. Примеры артикуляционных упражнений для свистящих звуков:
  6. Второй этап — это непосредственно постановка звука [С].
  7. Постановка звука [С] — приём «свисток» .
  8. Третий этап — закрепление и автоматизация.
  9. Примеры заданий и упражнений на автоматизацию:
  10. Итоги

Артикуляция звука [С]

Звук [С] — согласный, глухой, твёрдый, переднеязычный.
В норме к четырём годам у детей сформировано верное произношение свистящих.

Артикуляция звука [С]
Губы растянуты в широкой улыбке, видны зубы, между которыми расстояние около 2 мм.
Конец языка упирается в нижние резцы, спинка языка занимает позицию «горки».
По середине языка образуется желобок, через который идёт холодная струя воздуха.
Не используем голос.

Недостатки произношения звука [С]

  1. Межзубный сигматизм. При произношении звука [С] конец языка попадает между зубов. Тем самым препятствует выходу воздушной струи. Выдуваемый воздух становится тёплым. Получаемый звук напоминает [Т].
  2. Носовой сигматизм. Язык уходит назад, губы соединены. Воздух поднимается к мягкому нёбу и выходит через нос. Часто вместо [С] слышно подобие [Х]. Здесь важно убедиться, что у ребёнка нет ринолалии и ринофонии.
  3. Боковой сигматизм. Язык уходит в бок. Причём не просто в сторону, а один край языка вверху, другой внизу. Расстояние между зубами увеличивается. Выдыхаемый воздух идёт по бокам. Произносимый звук напоминает «хлюпанье».
  4. Губно-зубной сигматизм. Издаваемый звук напоминает [Ф]. Верхняя челюсть выходит вперёд. Получается, что нижняя губа соприкасается с верхними зубами.
  5. Призубный сигматизм. Звук напоминает [Т]. Конец языка одновременно упирается в верхние и нижние резцы. В итоге воздух не может свободно выходить.
  6. Шипящий сигматизм. Конец языка уходит глубже в полости рта, спинка поднимается высоко, по середине языка не образовывается желобок. Появляется «шипение». Напоминает звук [Ш] (шабака).

В случае парасигматизма происходят стойкие замены свистящих звуков. Смягчение не [С], а [С’], также замена на [Т], [Ф]. Т.е. звук не напоминает определённый, в следствии неправильной артикуляции, а ребёнок конкретно заменяет [С], на другой звук.

Постановка звука [С].

Первый этап — подготовительный.

Постановка звука начинается с подготовительной работы, которая включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие речевого дыхания, установление уровня слухового восприятия.

Логопеду необходимо знать, что ребёнок дифференцирует звуки. Если речевое дыхание развито слабо, то возможны сложности в ходе постановки звука. И, конечно, самая важная часть подготовки — это артикуляционная гимнастика. Развитие артикуляции речевого аппарата— это отличный способ подготовки органов речи.

Примеры артикуляционных упражнений для свистящих звуков:

1.«Улыбка». Губы сильно растянуты в улыбке. Зубы спрятаны.

2. «Лягушка». Ребёнок улыбается широко. Зубы видны и сомкнуты. Удерживаем положение около десяти секунд и отдыхаем. Повторяем 5-7 раз.

Читайте также:
Дифференциация звуков (З)-(С) - конспект логопедического занятия по обучению грамоте

«Подражаем мы лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам».

3. «Чистим зубы». Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка «чистим зубы». Водим язычком по внутренней части нижних зубов. Важно чтобы язык скользил ближе к дёснам, а не по краю зубов. Челюсть зафиксирована.

4. «Качели».Улыбнуться, рот приоткрыт, язык поочерёдно поднимается и опускается, кончик языка упирается в резцы (верхние и нижние, соответственно).

«Сели дети на качели и взлетели выше ели.
На качелях вверх — вниз, ты качаться не ленись».

5. «Накажи язычок». Приоткрываем рот, кладём язычок на нижнюю губу (стараемся расслабить язык, убрать напряжение). Начинаем пошлёпывать его губами, произносим «пя-пя…..». Надо удержать расслабленный язык около 10 секунд. «Похлопывание» происходят на одном выдохе.

6. «Горка». Открываем рот. Кончик языка упирается в нижние резцы. Спинка языка приподнята вверх.

7. «Мяч в ворота». Вытягиваем губы трубочкой и дуем на «мяч» из ваты в импровизированные ворота. Особенность данного упражнения: мяч должен попасть в ворота на одном выдохе. Также следите, чтобы дети не надували щёки.

Приёмы развития речевого дыхания можно найти в статье «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста».

Время отведённое на артикуляционную гимнастику в среднем составляет 5 минут за одно занятие. Лучше проводить её несколько раз в течение дня. Не стоит ребёнка сразу знакомить со всевозможными упражнениями. Выберите 3 задания и отрабатывайте их. Работа над артикуляцией речевого аппарата — это работа над мышцами и она требует усилий от малыша. Не забывайте, что все упражнения необходимо выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок видел правильно ли он делает упражнение.

Второй этап — это непосредственно постановка звука [С].

Выделяют три способа постановки звука: по подражанию, постановка от опорных звуков, постановка с механической помощью (зонды, ватные палочки, шпатели). Часто имеет место быть смешанный способ.

Техника подражания подходит, если присутствуют небольшие дефекты звукопроизношения или звук [С] отсутствует. Обязательно на занятии зеркало, так как ребёнок должен видеть вашу артикуляцию и свою.

  • Предложите ребёнку широко улыбнуться, чтобы были видны зубы.
  • Кончик языка напрягаем и упираемся им в нижние резцы.
  • Попросите ребёнка подуть (на шарик, в бутылочку, на пёрышко) и вы услышите звук [С]. Для детей дошкольного возраста важно, чтобы был игровой момент.

Губно-зубной сигматизм — пробуем произнести [С] при раздвинутых губах и обнажённых зубках. Нижняя губа не должна «уходить» вверх. Можно её придержать рукой. Выдыхаемая речевая струя не должна уходить в щёки. Практикуем межгубное дутьё (в бутылку, на свечу).
Предложите ребёнку улыбнуться и подуть — получается межзубное дутьё. Следующий этап это спрятать язык за нижние резцы.

Межзубный и призубный сигматизм. Необходимо механическое воздействие. Надавить ватной палочкой на кончик языка и спрятать его за нижние резцы. Придержите язык и попросите ребёнка подуть, а после произнести [С]. Сначала отдельно, а затем в слоге.
В случае шипящего сигматизма используется межзубное дутьё, «фыркаем» на язык. Затем практикуем межзубное произношение [С] слогов, слов и фраз. Язык должен зафиксировать необходимое положение. После этого отводим его кончик за нижние резцы.

При боковом сигматизме: межгубное дутьё, межзубное дутьё, межзубное произношение [С] в слогах, словах, предложениях. Затем при помощи механического воздействия уводим язык в за зубы.

Носовой сигматизм. Здесь надо выработать воздушную струю по центру языка (дутьё на свечу, ватку). Начинаем с отработки межгубного дутья, затем межзубное дутьё и произношение [С] в слогах, словах, фразах. Переводим кончик языка в зазубное положение.

Постановка звука [С] — приём «свисток» .

Есть приём постановки [С] , который подходит для всех видов сигматизма.

Назовём его «свисток». Механическое воздействие на язык оказывает сам ребёнок с помощью пальца. В чём суть данного способа?
Дошкольник кладёт свой указательный палец (около 2 сантиметров) на широкий язык, который лежит за нижними зубами. Верхними зубками он прикусывает палец. Условно у него «свисток» во рту. При этом губы растянуты в широкой улыбке, при которой хорошо видны зубы. Логопед предлагает подуть ребёнку. Органы артикуляции должны остаться зафиксированными. При таком способе закреплять [С] лучше в обратных слогах.

Третий этап — закрепление и автоматизация.

Постановка правильного произношения изолированного звука это только начало пути. Теперь важно его автоматизировать. Автоматизация проходит постепенно.

Примеры заданий и упражнений на автоматизацию:

• Слоги для повторения отражённо
СА — СА — СЫ
СА — СЫ — СА
СЫ — СА — СЫ

АС — ОС — УС
УС — ЫС — АС

СВА СМО СПА (выбирают те звуки, которые ребёнок произносит правильно)
СВО СМУ СПУ

• Разучивание чистоговорок.Са – са — са — летит оса.
Су — су — су — видели осу?
Сы — сы — сы — нет осы. (ребёнок может произносить слоги, а логопед продолжать предложение. Затем можно поменяться местами).

• «Выбери и назови».
Перед дошкольником лежат картинки. Его задача выбрать и назвать те, на которых изображены продукты питания. (сок, сахар, диван, сыр, суп, стул).

• Слова для повторения отражённо.
Сок, Соня, сова, носок, кусок, сокол, лесок, голосок, колесо, солнце, фасоль.

• «Один — много» Взрослый говорит слово в единственном числе, дети во множественном).
Сок — соки
собака — собаки
насос — насосы

• «Закончи предложение».
Взрослый начинает предложение, а ребёнок заканчивает, найдя соответствующую картинку.

На суку сидит (сова).
В лесу растёт (сосна).
Соня пьёт (сок).

• «Назови ласково». (собака — собачка, сова — совушка).

• Работа с сюжетной картиной. Картину подбирайте исходя из отрабатываемого звука. И задавайте соответствующие вопросы.

Итоги

Заданий на автоматизацию звуков огромное множество. Помните занятие должно проходить в игровой форме. Так как именно игра является ведущей деятельность у дошкольников. Детям скучно повторять одни и те же слоги. Придумайте сказку. Нарисуйте карту путешествия. Пусть он «идёт» по дорожке и выкладывает камешки на ней. Один камень = один слог или слово.Можно использовать магнитный жезл. Собирать фишки жезлом, при верном произношении слова или слога. Или пусть накачивает импровизированный насос. Не следует форсировать события. Коррекционная работа предполагает поэтапность. Нельзя переходить на следующий уровень, если ещё не доведён до автоматизма предыдущий. Не забывайте включать в занятие задания на развитие мелкой и крупной моторики, задания на развитие интеллекта и познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, воображения), отработку слоговой структуры слова. Обратите внимание, какие игры ребёнку наиболее интересны, что его больше увлекает. Удачи Вам на пути коррекции звукопроизношения!

Читайте также:
Мастер-класс 'Использование современных игровых технологий в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО'

Возможно Вам будут интересны следующие статьи:

Постановка звуков [С], [СЬ], [З], [ЗЬ].

1. КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ ДЕФЕКТЫ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ ?

Дефекты свистящих звуков встречаются у детей особенно часто. Сигматизмы (искаженное произношение свистящих) и парасигматизмы (замена свистящих звуков на другие: шипяшие, переднеязычные и т.д.) очень портят речь ребёнка.

Сигматизмы могут быть:

губно-зубной сигматизм: свистящие [с], [с’] заменяются на звуки, близкий к [ф], [ф’]: «фабака» (собака), «фанка» (санки), «финий» (синий), «фено» (сено); звуки [з], [з’] – на звуки, напоминающие [в], [в’]: «вайка» (зайка), «вубы» (зубы), «вебра» (зебра), «велёный» (зелёный);

межзубный сигматизм: кончик языка прокладывается между зубами, отчего слова со свистящими звуками приобретают «шепелявое» звучание;

боковой сигматизм: боковой край языка или кончик языка при произнесении свистящих звуков оказывается между коренными зубами справа или слева, язык при этом «заваливается» набок, отсюда и название;

носовой сигматизм: встречается при открытой ринолалии (расщепление твёрдого и мягкого нёба) и ринофонии(парез, паралич мягкого нёба), когда воздух при произнесении звуков идёт в носовую полость.

Парасигматизмы могут быть:

призубный парасигматизм: замена звуков [с] – [с’] соответственно на [т] – [т’]: «танки» (санки), «том» (сом), ««тено» (сено), «тиний» (синий); замена звуков [з] – [з’] на [д] – [д’]: «двук» (звук), «дуб» (зуб), «Дина» (Зина), «дилёный» (зелёный);

шипящий парасигматизм: звуки [с] – [с’] заменяются звуками [ш] или [щ]: «шанки», «щанки» (санки), «шушки», «щушки» (сушки); звуки [з] – [з’] на звуки [ж] или [ж’]: «жубы», «жюбы» (зубы), «жима» (зима), «жайка», «жяйка» (зайка).

дефекты смягчения (замены по твёрдости – мягкости): это когда твёрдые звуки [с] – [з] произносятся соответственно, как парные [с’] – [з’]: «сюп» (суп), «сянки» (санки), «син» (сын), «зяйка» (зайка), «зюбы» (зубы), «кози» (козы). Или наоборот: «сыний» (синий), «сэно» (сено), «Сома» (Сёма), «зыма» (зима), «зылёный» (зелёный);

замены по глухости – звонкости: звук [з] заменяется звуком [с], звук [з’] – звуком [с’] и наоборот: «субы» (зубы), «сима» (зима), «занки» (санки), «зено» (сено).

Подобные нарушения звукопроизношения могут привести не только к дислалии (нарушение звукопроизношения), но и к дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письма).

2. КАК ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ: [С], [С’], [З], [З’]

Для свистящих звуков очень важна форма языка, его положение в ротовой полости. В норме на [С], [СЬ, [З], [ЗЬ] широкий язычок кончиком упирается в основание передних нижних зубов. При этом боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Получается горочка с ложбинкой посередине.

У некоторых детей (особенно у тех, кто крепко дружил с соской!) язык плоский, со слабо выраженной ложбинкой. А ведь именно желобок направляет струю выдыхаемого воздуха на свистящих звуках в нужном направлении: строго посередине языка. Нет хорошо выраженного желобка – и ручеек воздуха расползается во все стороны. Кроме этого, язык ребёнка порой не может упереться кончиком в основание нижних резцов: он всё время соскальзывает. Ребёнок это даже не чувствует: по каким-то причинам потеряна чувствительность в кончике языка.

3. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С’], [З], [З’] ПРИ МЕЖЗУБНОМ СИГМАТИЗМЕ И ПРИЗУБНОМ ПАРАСИГМАТИЗМЕ

Начните работу над свистящими со звука [С]. Попробуйте, сидя с ребёнком перед зеркалом, «сконструировать» во рту «горочку» (упражнение «Горочка»). Хорошо, если удастся, а нет – придется призвать на помощь артикуляционную гимнастику и всевозможные сказочные истории (артикуляционные упражнения, «Сказочные истории из жизни Язычка» представлены на нашем сайте).

Самое время вспомнить о гномике Язычке. На этот раз он будет исполнять роль альпиниста. (Упражнение «Альпинист»: кончик языка «цепляется» за нижние резцы, спинка языка выгибается). Итак, нижние зубы – уступ скалы, на котором надо во что бы то ни стало удержаться! Ведь даже страшно подумать, что произойдет, если альпинист потеряет опору под ногами! (Взрослый считает, сколько секунд «альпинист» удержится на уступе: чем дольше, тем лучше). Конечно, контролировать точность движений придется с помощью зеркала. Ребёнок будет очень стараться: гномик Язычок не должен сорваться со скалы!

Чтобы кончик языка ребёнка не выскакивал за зубы (при межзубном сигматизме), научите малыша их сжимать, рассказывая вот такую историю, которая называется «Ручеёк» (Артикуляционное упражнение «Ручеёк»). «Жил-был ручеек. Очень неугомонный и говорливый. Он обрушивал целый водопад звуков. Только, вот беда, звуки получались не совсем правильными, они были какими-то шепелявыми, и разбрызгивались во все стороны. Никто не мог понять, о чем говорит ручеек. Чтобы голос ручейка стал чистым, пришлось построить плотину. Сожми зубки. Вот так. Замечательно! Улыбнись. Ручейку оставили маленькую щелочку между передними зубками, и он стал стекать холодной, ровной струйкой.» Длительно произнесите «С________», демонстрируя ребенку правильную артикуляцию звука [с]. Пусть малыш подставит свою ладошку под подбородок и убедится, что струйка воздуха холодная и узкая. А теперь попросите ребёнка организовать свой «ручеек». Это удастся не сразу. Самое главное, чтобы язык не высовывался между зубами и не мешал произнесению звука [С]. Если и на этот раз ничего не удастся, поможет спичка (без серной головки) и продолжение истории о говорливом ручейке. « Однажды проход ручейку загородило бревно. (Помещаете спичку одним концом между резцами малыша и просите удержать в таком положении. Язык – внизу ротовой полости и не высовывается!). Ручейку пришлось очень постараться, чтобы убрать преграду!» А теперь ребенок должен с силой произнести звук [С], направляя струйку воздуха точно на спичку. Она должна вылететь, как пробка из бутылки. Упражнение делается под строжайшим контролем взрослых, не дай бог, если спичка окажется в дыхательных путях крохи!

Читайте также:
Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с ОНР

Ещё одно упражнение, которое поможет справиться с межзубным сигматизмом. Оно сказочное и очень забавное. Самое время вспомнить вместе с ребёнком о друге гномика Язычка – Котенке. Тот обожает играть с катушками. Зная об этом, Язычок сам часто превращается в забавную катушечку.

Упражнение «Катушечка». Вновь возьмите зеркало. Кончик языка, как и в предыдущих упражнениях («Горочка», «Альпинист», «Ручеёк»), прижат к нижним резцам изнутри. Средняя часть языка круто выгибается и становится широкой, посередине – ложбинка. «Катушечка»-язык то выкатывается вперед, то отъезжает назад. И так – несколько раз. Самое главное, чтобы кончик языка был надежно закреплен за зубами.

Эти четыре упражнения («Горочка», «Альпинист», «Ручеек», «Катушечка») необходимо выполнять, по меньшей мере, месяц. Мышцы языка должны окрепнуть, а движения приобрести точность и уверенность. Они помогут избавиться от межзубного сигматизма.

4. ПОСТАНОВКА СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С’], [З], [З’] ПРИ ГУБНО-ЗУБНОМ СИГМАТИЗМЕ

А если проблема у ребёнка не в языке, а в нижней губе, которая на свистящих звуках норовит соединиться с верхними зубами? И тогда «собака» превращается в «фабаку», «суп» в «фуп», «зайка» в «вайку», «забор» в «вабор». В этом случае, как вы помните, говорят о губно-зубном сигматизме. Но и с ним можно справиться. Стоит лишь призвать к послушанию нижнюю губку. Возьмите зеркало, продемонстрируйте голливудскую улыбку и, придерживая нижнюю губку малыша пальцем, попросите ребёнка со столь же ослепительной улыбкой длительно произнести звуки [С______], [С’______]. Получилось? Теперь уберите подпорку, и пусть ребенок повторит эти звуки снова. Что-то не так? Придется повторить все сначала… Раз за разом, пока не получится. Если и это не поможет, надо какое-то время учить ребёнка произвольно опускать нижнюю губку. Он должен ею легко управлять! Выполняйте те же артикуляционные упражнения («Горочка», «Альпинист», «Ручеёк», «Катушечка»), что при борьбе с межзубным сигматизмом (см. выше).

Наконец, все в порядке. Используйте для закрепления правильного произношения слоги: С___А, С___И, С___Ы, С___Э, С___У, С___И, С___Е, С___Ё, (Свистящие звуки [С], [С’]при этом произносятся длительно!) Здесь нижняя губа может вновь играть не по правилам! Ничего страшного, придется еще какое-то время попридержать ее.

5. ПРИЁМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ МЕЖЗУБНОМ СИЗМАТИЗМЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С’], [З], [З’]

Если при произношении [С] – [С’] и [З] – [З’] слышится какое-то хлюпанье, можно с уверенностью говорить о боковом сигматизме. Теперь проблема заключена как в самом языке, так и в направлении воздушной струи. При боковом сигматизме она идет не посередине языка, а сползает либо влево, либо вправо, а может быть, и в обе стороны… Подобные отклонения от курса легко обнаружить, если приложить ладони к щекам ребёнка.

Очень часто боковой сигматизм свидетельствует о серьезных нарушениях: параличе или парезе в мышцах языка. Устранить этот дефект не так-то просто. Наверняка понадобится массаж и артикуляционная гимнастика (упражнения «Горочка», «Альпинист», «Ручеёк», «Катушечка» и проч.). Самое главное – укрепить боковые края языка, заставить их подниматься, и направить воздушную струю посередине язычка. С первого раза это вряд ли удастся. Работу по исправлению начните с … наказания. Нет, не ребёнка, а язычка.

Поведайте ребенку, что гномик Язычок не отличается примерным поведением. А посему, его тоже приходится наказывать, шлепая губами: «пя-пя-пя-…» (Упражнение «Накажем непослушный язык»). Широкий расслабленный язычок при этом должен находиться между губами, не шевелиться и не съезжая вбок! Как ни странно, ребенок будет проделывать это упражнение с большим удовольствием! После воспитательной работы, язычок наверняка станет послушным. Самое время применить поощрение и поиграть с ним во что-нибудь интересное, например, в футбол. Сделайте на столе из двух кубиков импровизированные ворота, положите перед ребенком ватный шарик, и пусть гномик Язычок забивает в ворота голы («упражнение «Забьём гол в ворота»). Чем больше голов, тем лучше. Следите, чтобы язычок при выполнении упражнения лежал распластанным на нижней губе, а щеки ни в коем случае не раздувались! Не забудьте напомнить ребёнку и о том, что игра веселая, поэтому губки должны улыбаться.

А теперь самое время прочитать вместе с ребёнком вот что:

Футбольный мяч.

Во дворе футбольный мяч

Целый день носился вскачь.

Вместе с нами он играл,

Но сучка не увидал.

Напоролся на него:

Нам жалко так его!

С каким звуком сдулся мячик, должен показать ребёнок: «С_________» .

Мячик заклеили, а теперь его надо накачать. Покажите, как гномик Язычок, с помощью насоса, накачивает мяч. Правда, без помощи ребёнка, ему вряд ли справиться! Ребенок демонстрирует работу насоса, а заодно и тренируется в правильном произнесении звука [С] (упражнение «Насос»). Артикуляция должна быть четкой: губки улыбаются, кончик языка надёжно закреплён за нижними резцами, воздух выталкивается отрывисто: с-с-с-с … Язык должен быть абсолютно симметричным (не съезжать вбок!). Проделывая все это, ребенок научится направлять струю воздуха посередине язычка.

6. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ПРОИЗНОСИТ ЗВУКИ [С] и [З] МЯГКО, ИЛИ ЗАМЕНЯЕТ ИХ НА ШИПЯЩИЕ (шипящий парасигматизм)?

По-видимому, у ребёнка гипертонус в мышцах языка, кончик языка не упирается в нижние зубы, а оттягивается назад, вглубь рта, язык излишне приподнят. Гипертонус снимается с помощью расслабляющего массажа и артикуляционных упражнений («Блинчик», «Накажем непослушный язык», «Забьём гол в ворота»). Затем постановка свистящих звуков идёт так же, как при межзубном сигматизме (третий раздел этой статьи).

Читайте также:
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы

7. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ [С] [С’]

а) в изолированном произнесении:

Следуя советам предыдущих разделов, вы с ребёнком уже преступили к автоматизации изолированного звука [С].

Теперь ребёнок исполнит «Песенку водички» (длительно произнесёт звук [С_____]), слушая вот такое стихотворение. (Вы читаете строчки, ребенок произносит звук [С]):

Капельки-сестрички

В море плещется волна.

Слышишь, как поет она?

Эту песенку водички

Капли, дружные сестрички,

Напевают в тишине

Ветру, рыбкам и луне.

«С_______» – шуршат они песком,

Камешком на дне морском.

«С________» – дробятся о скалу,

«С_________» – стекают по стеклу.

«С________» – и спрятались в ракушку.

Мы ее приложим к ушку…

И услышишь снова ты

Шум прибоя, плеск волны:

(Надеемся, вы не забыли, что язычок малыша на звуке [С__] не должен высовываться между зубами, съезжать вбок?)

б) в слогах, словах и чистоговорках

Когда изолированно звук [С___] будет получаться идеально, закрепите успех на материале слогов, слов, чистоговорок и фраз:

СА: сам, сад, салат, Саня, сапог, сайка, самовар, самолет, сайра, сачок, сало, сабля

СО: сом, сон, сода, сок, соль, Соня, совы, сор, сотня, соты, соло, сочный, сорт

СУ: суп, сумка, сук, сучок, суд, суббота. сурок, судак, сушки, сучок, сума, суть

СЫ: сын, сыр, сыро, сыт, сытно, сыч, сынок, сырок и т.д.

АС: нас, ананас, квас, брасс, сейчас, час, класс, палас, Карабас Барабас, атлас

ОС: нос, босс, вопрос, голос, колосс, космос, волос, запрос, покос, спрос

УС-ЮС: мусс, минус, автобус, крокус, фокус, укус, уксус, плюс, флюс

ИС: рис, мисс, кипарис, нарцисс, Парис, Борис

СА-СА-СА: В лесу бегает лиса. В саду летит оса. Светлая коса.

СО-СО-СО: У лисы колесо. В кино Софи Марсо.

СУ-СУ-СУ: Не боимся мы лису. Снег идёт в лесу. Наточил отец косу.

СЫ-СЫ-СЫ: Хвост пушистый у лисы. Плохо Соне без косы.

Са-са-са, са-са-са, – на столе у нас – оса.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы, – не боимся мы осы.

Су-су-су, су-су-су, – гнать не будем мы осу.

АС-АС-АС: У Сони ананас. Идём сегодня в класс. У нас свободный час.

ОС-ОС-ОС: Пёс ушиб свой нос. У Сени есть вопрос. Сеня в сени сено нёс.

УС-УС-УС: Это нитка бус. Знак поставим плюс. От осы – укус.

ИС-ИС-ИС: В миске сварим рис. В класс вошёл Борис. В саду цветёт нарцисс.

СИ-СИ-СИ СЕ-СЕ-СЕ СЁ-СЁ-СЁ

СЮ-СЮ-СЮ СЯ-СЯ-СЯ СЕ-СЮ-СЯ

СИ: сила, синий, силуэт, Сима, сильный, синь, синька, Сибирь, сирень

СЕ: сено, Сева, Сергей, Семён, север, серый, сел, семафор, селёдка

СЁ: сёмга, Сёма, весёлый

СИ-СИ-СИ: Сено в сеновал неси. Симе синьку принеси. Севу в гости пригласи.

СЕ-СЕ-СЕ: Песенку споём лисе. Синий бантик на косе. Спицы есть на колесе.

СЕ-СЕ-СЕ: Мы сироп дадим осе. В лес пошли сегодня все!

СЁ-СЁ-СЁ: Мы сказали Васе всё.

СЮ-СЮ-СЮ: Расплясались мы вовсю. Сено дали карасю.

Продолжайте в том же духе, подбирая новые слова со звуками [С] и [С’].

в) в скороговорках

У Сени и Сани сом с усами.

Сорок сорок съели сыра кусок.

В саду у Дуси утки и гуси.

Саня и Костя идут к Соне в гости.

Саня с невестой месят тесто.

Саня сено косит, а Соня сено носит.

Сеня во сне сидит на сосне.

У соседа – домоседа есть сосед – непоседа.

В миске у киски вкусные сосиски.

Испугали Люсю бабусины гуси.

У Фроси на подносе ананас и абрикосы.

Соня и Стас съели ананас.

Влас у Славы съел сало, а Назар сливки слизал.

У соседа домоседа есть сосед непоседа.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

г) в загадках

Если вместе все семь я,

Благоухает третий день

В саду персидская … (СИРЕНЬ).

Любит сало эта птица

К стрижу приполз усатый жук,

Просил скроить ему … (СЮРТУК).

Приглашает всех ребят

Урожай отведать … (САД).

Налетело много ос,

Береги, малыш, свой … (НОС).

Не боится он жары.

Он – любимец детворы,

Добродушен и умен

Лопоухий этот … (СЛОН).

По ночам она не спит,

Очень зорко вдаль глядит.

Словно тыква голова

Это – хищная … (СОВА).

(Загадки Е.Г. Карельской)

8. РАБОТА НАД ЗВУКАМИ [З] [З’]

Звуки [З], [ЗЬ] могут иметь тот же дефект, что и звуки [С], [С’]. Работать над ними надо аналогично. Разница лишь в том, что [З], [ЗЬ] – звонкие (при их произнесении есть голос, работают голосовые связки). Если ребёнок оглушает эти звуки (произносит их без голоса), надо рассказать сказку о голосе, который живёт в горлышке. Ребёнок кладёт руку на горло (своё или взрослого) и слушает история. На звуках [с] [с’] голос «спит» и снетки его домика не дрожат, а на звуках [з] [з’] голос просыпается и начинает петь и стены его домика дрожат, вибрируют. Продемонстрируйте это наглядно, произнеся по очереди сначала глухие, а затем звонкие свистящие звуки. Затем приступайте к закреплению звуков [з] [з’] в той же последовательности, что и звуков [С] [С’]. Единственное, что надо помнить, что звуки [з] [з’] в конце слов оглушаются и превращаются в звуки [с] [с’]

ЗА: зал, завод, заяц, зайка, забор, застава, заря, зачёт, зачем, заплата, загон, задача

ЗО: Зоя, Зося, Зосим, зов, зори, зорька, зоб, зомби, зорко, зоркий, золото

ЗУ: зуб, зубы, зуммер, зубр

Отработав слоги и слова, берите предложения, чистоговорки и стихи, изобилующие звуками [З], [ЗЬ].

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: