Задания по коррекции акустической дисграфии: Дифференциация звуков Ф-В

“Дифференциация в-ф”
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

ГКОУ РА « Адыгейская республиканская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект логопедического занятия : «Дифференциация звуков в-ф»

Цель: учить дифференцировать звуки в-ф, определять их положение в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

· учить дифференцировать звуки в-ф по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;

· развивать навыки звуко – буквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;

· развивать орфографическую зоркость;

· соблюдать преемственность в работе с учителем;

· расширить словарный запас путем словообразования;

· развить логическое мышление, внимание, память, фонематический слух;

· воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;

Ход занятия:

Организационный момент.

– Сегодня у всех хорошее настроение, поэтому посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и приготовьтесь ответить.

1. Основная часть.

Фокусник , фокусник, ты настоящий?

Медленно тянет за шнур он блестящий!

Замерли все, от восторга немея….

Из факела вдруг появляется фея!

Л.: На какую букву начинаются слоги?

Весело поет волчонок,

Волка маленький ребенок.

Л.: На какую букву начинаются слоги?

Характеристика звуков. Ученики перед зеркалом произносят звуки В и Ф. Сравнить звуки по акустическим признакам.

Ф- согласный, твердый, глухой, потому что нет голоса когда произносим.

В- согласный, твердый, звонкий, потому что произносится с голосом.

2. Дифференциация звуков В- Ф в слогах.

Игра «Повтори, не торопись, да смотри не ошибись».

Ва – фа ву- фу- ву- фу ва- во- ву- вы

Фа- ва ва- фа- ва- фа фа- фо- фу- фы

Вао- ва- фа вы- фы- вы- фы ву- во- ва- вы

Фа- ва – ва во- фо- во- фо фу- фо- фа- фы

3. Повторите слова четко и разделите их устно на слоги.

Ваня – Фаня Вилка – Филька

Ваня – Феня Влага – фляга

Вата – фата Слива – скифы

Ваза – фаза Травы- графы

Сова – софа Гривы- грифы

4. Игра « Лишнее слово».

Вставьте пропущенные буквы В-Ф, подчеркните В-, ф= чертами. Найдите « лишнее» слово и объясните почему?

Коро..а, с..екла, ..утбол, ..етер.

Ту..ли, ..онтан, ко..та, сли..а.

..агон, ко..рик, ..ишка, ..одопад.

..абрика, ..иалка, сло..а, кон..ета.

5. Физминутка .( Речь с движением)

Руки вверх, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Руки вниз, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

6. Разгадывание кроссворда.

Время смекалки. Отгадаете загадки, отгадаете и кроссворд.

· За водой идут- песни звонкие поют.

А назад идут- слезы льют. ( Ведра)

· По полю рыщет, поет да свищет,

Деревья ломает, к земле приклоняет. ( Ветер)

· Без ног и без крыльев оно, быстро летит,

Не догонишь его. ( Время)

· Знак , обозначающий число. ( Цифра)

· Водитель автомобиля. ( Шофер)

· Любимые сладости детей . ( Вафли)

7. Составление словосочетаний, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика. Подчеркнуть слоги с буквой В-, Ф= чертами.

8. Работа у доски.

Закончите предложения используя слова для справок. Выделите слоги с буквами В и Ф.

Работа выполняется только на доске, по « цепочке». Один записывает, остальные проверяют.

Федя осветил дорогу ….. .

У машины не было одной …. .

Фаина сварила компот из …. .

В нашем доме не работает …. .

Слова для справок: фонарь, форточка, фрукты, лифт, провод, фара.

9. «Перепутались слова».

В предложениях слова не на своих местах, расставьте их по своим местам и запишите правильные предложения.

Вилка тщательно вымыл Федю.

На фарфоровых сливах блюдо .

Вера сплела фиалку из венка.

Вода выпрыгнула из дельфинов.

Ветки вороны из гнезда.

10. Итог занятия.

ü Какие звуки сегодня учились различать?

ü Дайте характеристику этим звукам.

ü Что больше понравилось?

ü Спасибо за занятие, все молодцы!

Скачать:

Вложение Размер
v-f.docx 22.52 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РА « Адыгейская республиканская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект логопедического занятия : «Дифференциация звуков в-ф»

Цель : учить диф ференцировать звуки в-ф, определять их положение в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

  • учить дифференцировать звуки в-ф по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
  • развивать навыки звуко – буквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • соблюдать преемственность в работе с учителем;
  • расширить словарный запас путем словообразования;
  • развить логическое мышление, внимание, память, фонематический слух;
  • воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;

– Сегодня у всех хорошее настроение, поэтому посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и приготовьтесь ответить.

  1. Основная часть.

Фокусник , фокусник, ты настоящий?

Медленно тянет за шнур он блестящий!

Замерли все, от восторга немея….

Из факела вдруг появляется фея!

Л.: На какую букву начинаются слоги?

Весело поет волчонок,

Волка маленький ребенок.

Л.: На какую букву начинаются слоги?

Характеристика звуков. Ученики перед зеркалом произносят звуки В и Ф. Сравнить звуки по акустическим признакам.

Ф- согласный, твердый, глухой, потому что нет голоса когда произносим.

В- согласный, твердый, звонкий, потому что произносится с голосом.

  1. Дифференциация звуков В- Ф в слогах.

Игра «Повтори, не торопись, да смотри не ошибись».

Ва – фа ву- фу- ву- фу ва- во- ву- вы

Фа- ва ва- фа- ва- фа фа- фо- фу- фы

Вао- ва- фа вы- фы- вы- фы ву- во- ва- вы

Фа- ва – ва во- фо- во- фо фу- фо- фа- фы

  1. Повторите слова четко и разделите их устно на слоги.

Ваня – Фаня Вилка – Филька

Ваня – Феня Влага – фляга

Вата – фата Слива – скифы

Ваза – фаза Травы- графы

Сова – софа Гривы- грифы

  1. Игра « Лишнее слово».

Вставьте пропущенные буквы В-Ф, подчеркните В-, ф= чертами. Найдите « лишнее» слово и объясните почему?

Коро..а, с..екла, ..утбол, ..етер.

Ту..ли, ..онтан, ко..та, сли..а.

..агон, ко..рик, ..ишка, ..одопад.

..абрика, ..иалка, сло..а, кон..ета.

  1. Физминутка .( Речь с движением)

Руки вверх, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Руки вниз, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

  1. Разгадывание кроссворда.

Время смекалки. Отгадаете загадки, отгадаете и кроссворд.

  • За водой идут- песни звонкие поют.

А назад идут- слезы льют. ( Ведра)

  • По полю рыщет, поет да свищет,

Деревья ломает, к земле приклоняет. ( Ветер)

  • Без ног и без крыльев оно, быстро летит,

Не догонишь его. ( Время)

  • Знак , обозначающий число. ( Цифра)
  • Обувь . ( Туфли)
  • Водитель автомобиля. ( Шофер)
  • Любимые сладости детей . ( Вафли)

Логопедическое занятие по акустической дисграфии по теме “Дифференциация В — Ф”, 2-й класс

Класс: 2

Цели:

  • выработать умение правильно произносить и различать [в], [ф.] в сильной позиции, в устной и письменной речи, через работу с моделями и словами, игру “мяч”; обозначать их на письме соответствующими буквами.
  • совершенствовать фонемный анализ и фонематическое восприятие через игру “колокольчики” и “шифровальщики”.
  • обогащать словарь по теме “Ранняя весна. Первоцветы”, через работу с деформированным текстом.
  • продолжаем развивать мелкую моторику, зрительное внимание, логическое мышление, слуховую и зрительную память, через работу с таблицами, игру “пуговица”.
  • уточнять словарный запас детей через объяснение непонятных слов.

Оборудование: демонстрационный материал с изображением букв В – Ф, шуточные рисунки В-Ф, зеркала, пуговицы, таблица для увеличения полей зрения для игры “пуговица”, модели-колокольчики, схемы и характеристики звуков, картинки с изображением первых цветов и сюжетные картинки на тему ранняя весна

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Орг. Момент.

Каждому ученику при входе раздаются картинки со [в], [ф.].

– сядет тот, у кого

  • со [ф] в начале слова (фонтан)
  • со [в] в начале слова (ванна)
  • со [ф] в конце слова (шкаф)
  • со [в] в середине слова (павлин)

II. Повторение пройденного материала.

Ребята, давайте вспомним, что мы с вами проходили на прошлом занятии. (Звонкие и глухие согласные)

Давайте повторим. (Вывешиваю схему характеристик согласных)

– С помощью чего образуются согласные? (языка и губ)

– Как образуются звонкие и глухие согласные? (звонкие согласные образуются, когда в горле начинает работать моторчик; а у глухих этот моторчик не работает)

Постановка цели урока.

– Ребята, скажите какой первый звук в слове варежки, фонарь? ([в], [ф]). Значит, какие звуки будут “дежурными” сегодня на занятии? (В – Ф)

– Дайте характеристику этим звукам по схеме (вывешиваю схему)

– Молодцы! А теперь давайте, сравним артикуляцию звуков В-Ф, возьмите зеркала в руки и произнесите поочередно звук В, звук Ф

III. Уточнение артикуляции [ф], [в].

[ф], [в] – что общего у этих звуков? (губно-зубные, согласные, щелевые, имеют мягкую пару).

А чем отличаются эти звуки? (по написанию, по звонкости – глухости).

IV. Закрепление произношения изолированного звука.

Ф.М. игра “пузырь” (дети встают в круг)

Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой и не лопайся! (дети по сигналу расширяют круг, потом сближаются к центру, выпуская с шумом воздух: ф-ф-ф-ф.

V. Развитие речевого дыхания и голоса.

Ребята, а теперь давайте, изобразим, как вертится мельница (вертят руками и произносят звук: в-в-в-в).

VI. Развитие тактильных ощущений.

Скажите, а как мы на письме обозначаем эти буквы, из каких элементов состоят эти буквы? чем отличается написание? Давайте, определим это, посмотрите на доску..

Подбоченясь, пляшет лихо

Ф – большая щеголиха

На что похожа буква Ф: ребенок стоит “руки в боки”.

А на что же похожа буква В?

На букве В объеду весь свет,

Ведь буква В – велосипед.

А на что еще похожа буква В.

Выложите “дежурные” буквы из пуговиц на досточке, (говорю каждому конкретно какую), а сосед, закрыв глазки, на ощупь, определяет, что за букву вы выложили, придумайте слово с этими буквами.

VII. Развитие фонематического слуха и восприятия.

А теперь отдохнем. У вас у всех на партах лежат модели колокольчиков.

Я произношу слова, а вы, если услышите [ф], поднимаете , а если [в], то . Понятно?

Флаг, ворона, корова, воздух, голова, муфта, вокзал, фрукты, квас.

VIII. Дифференциация [ф],[в] в слогах.

Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число.

а) Я диктую слоги и звукосочетания, а вы должны в строчку записать первую букву каждого слога.

Ва, вы, фа, фу, во, вы, фы, ва, флю, фла, вла, фла, вро, фло, флы, вка.

б) А теперь вы должны записать только согласную букву из звукосочетаний: ава, афа, Уфа, ыва, Ева, уфо.

в) разделите тетрадь на 2 части:

Запишите в нужный столбик следующие слоги: ва, фа, фу, вы, фы, вы, фо, ву.

ФИЗМИНУТКА

Игра “Мяч” я бросаю мяч и произношу слог ВА, ребенок кидает мне, и заменяет согласный на – ФА.

ВО… ФУ…ВА.. ВЫ… ФО…ФЫ… ВУ… ВЭ..

IX. Развитие зрительного внимания и памяти.

На доску вывешивается таблица:

  • Ва – фа
  • Фа – ва
  • Ва –фа – ва
  • Фа – ва – фа
  • Фа – ва – ва – фа

Посмотрите внимательно на таблицу, постарайтесь запомнить 3 первые строчки, запишите по памяти.

Игра “пуговица” (для расширения объема и полей зрения)

X. Развитие фонетического анализа

Я читаю слова, а вы записываете в тетрадях, только “дежурную” букву и отмечаете цифрой место, на котором она стоит.

Слова: пофыркать, фуфайка, кофта, кровать, салфетка, вата.

Ф-3, ф-1,3; ф-3, в-4, ф-4, в-1.

XI. Закрепление пройденного на уроке.

Допиши словечко. (Угадавший слово ребенок выходит к доске и записывает его).

  • смелый, зубастый, клыкастый серый…. (волк)
  • голодная – мычит, сытая – жует, всем ребятам молоко дает…(корова).
  • четверо ребят в одной шубе сидят, а пятый в шубенке стоит в сторонке…(варежка)
  • ночью ухает, летает, днем спит, отдыхает…(филин)

XII. Работа по сюжетным картинкам по теме “ранняя весна”

а) (на доске сюжетные картинки:

Солнце в небе, проталины на снегу, бегут ручьи, подснежники пробиваются из-под снега, воробьи на ветке.)

– Ребята, посмотрите за окно…

Какое время года сейчас на дворе? (весна)

Посмотрите на эти картинки и скажите, как вы думаете, какая весна изображена на них ранняя или поздняя? (ранняя)

Правильно. А как вы догадались, попробуйте составить рассказ по этим картинкам.

(Весна ранняя, потому что солнце светит ярче, веселее. Оно сильнее пригревает. Снег еще лежит на земле, но кое-где уже пробиваются подснежники, фиалки, мать-и-мачеха. Весело журчат ручьи, воробьи весело чирикают на ветке).

Молодцы, правильно. Скажите, пожалуйста, а как по-другому еще называют подснежники, фиалки, мать-и-мачеха? Подумайте, ведь они самые первые зацветают. (Первоцветы). Правильно. А почему их так называют? (потому что они первые цветы)

б) графический разбор предложения.

На доске написано предложение.

Воробьи весело чирикают на ветке.

Давайте разберем это предложение, составим графическую схему.

XIII. Домашнее задание.

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

XIV. Итог занятия и пароль на выход.

– Передайте другу мячик и скажите слово начинающееся на звук В, друг придумывает слово на звук Ф, и так далее ..(цепочка)

Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии»

Зинаида Приведенцева
Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии»

1. Коррекционно-образовательные:

• различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях;

• уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;

• закрепление навыков звукового анализа и синтеза;

• профилактика буквенных замен;

2. Коррекционно-развивающие:

• развитие координации речи с движением;

• развитие внимания, памяти, воображения и мышления;

• развитие мелкой моторики;

• развитие фонематического восприятия.

3. Коррекционно-воспитательные:

• Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

• Развитие дисциплинированности, закрепление уважительного отношения к сверстнику, совершенствование умения выслушивать сверстника.

Задача: дифференциация звуков [б – п] на слух, в произношении в слогах, словах и предложениях.

Оборудование: предметные картинки (бочка – почка, тетради, ручки, карандаши, таблички с цифрами (1,2, массажные коврики, ребусы, индивидуальные карточки для работы.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед: – Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

Артикуляционная гимнастика: «Окошко»«Оскал»«Трубочка»«Улыбочка».

Логопед: – Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? А время года? Почему вы так решили? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради.

Но прежде чем приступить к выполнению нашего письменного задания выполним пальчиковую гимнастику «Полянка»

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.

И катались по траве,

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгались, устали.

Мимо змеи проползали,

«С добрым утром!» – им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха мать.

Дети прыгают, всеми пальцами по коврику.

Прокатывают ладони от оснований к кончикам пальцев.

Допрыгивают и ложатся ладонями на коврик.

Ползут ладонями, как змеи.

Гладят коврик ладонями поочередно.

Шла медведица спросонок,

А за нею медвежонок.

А потом пришли детишки,

Принесли в портфелях книжки. Переступают ребром ладони как косолапый мишка.

Идут вторыми и третьим пальцами. Сжимают и разжимают кулачки.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

Логопед: – Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки.

Смастерили из досок

И надели поясок.

И хранит посуда эта

С грядки собранное лето.

-Ребята, вы догадались что это? Правильно это бочка и почка!

-Какими звуками отличаются эти слова?

-Какие это звуки? (согласные, твердые, парные по глухости – звонкости.).

-Давайте, сравним произношение звука [б] и звука [п], в чем сходство и различие при произношении этих звуков (контроль артикуляции изолированных звуков).

Б – согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ, твердый, звонкий (тактильно-вибрационный контроль, губной.

Б’ – согласный, мягкий, звонкий, губной.

П – согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ, твердый, глухой (рука на горлышке-горлышко не дрожит, губной (активно участвуют губы).

П’ – согласный, глухой, мягкий, губной.

Логопед: Сегодня на занятии мы будем различать звуки Б- Б’, П- П’, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

2. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Отгадайте загадки и запишите из отгадок только тот слог, в котором слышится звук занятия.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

А он взял и улетел.

На малину налетели,

Поклевать ее хотели

А увидели урода —

И скорее с огорода.

(Подсолнух) Что на сковороду налью

И вчетверо сверну?

3. Развитие логического мышления.

Логопед: Отгадайте ребусы и запишите отгаданные слова, укажите наличие звуков занятия. (Бабочка, порт, бак).

4. Дифференциация звуков Б – Б’, П – П’ в словах.

Логопед: «Подружите» слова с буквами Б – П.

Шёл по берегу петух

Подскользнулся, в речку – бух!

Будет знать петух, что впредь

Надо под ноги смотреть.

Шаги с раскачиванием в стороны, руки за спиной.

Круговое движение руками, присесть.

Ритмичный подъём, погрозить пальцем.

6. Самостоятельная работа.

Логопед: Вставьте пропущенные буквы Б или П в словах.

1. …ок, …ол, су, зу…ы, …лины, за…ор, …елка, та…очки, …ольшой, …удка, ка…ли, хло…ок, …латок, …лузка, …альто, …антик, то…ор, о…ои.

2. …а…очка, …о…лавок, …о…елка, …о…ольше, …о…утный, …о…еда, …о…оище, …о…итый, …о…ороть, …оку…ка.

1. Бок, пол, суп, зубы, блины, забор, белка, тапочки, большой, будка, капли, хлопок, платок, блузка, пальто, бантик, топор, обои.

2. Бабочка, поплавок, побелка, побольше, попутный, победа, побоище, побитый, побороть, покупка.

7. Игры со звуками [б – п].

«Поймайте звук [п] или звук [б]»

Логопед: – Ребята вы должны хлопнуть в ладоши один раз если услышите звук [п] и два раза если услышите звук [б]. Слушайте внимательно!

Лампа, полка, бумага, палец, багаж, альбом, толпа, собака, балет, балет, лопата, шуба, палка, бочка, почка, парус, капкан, барабан, плакат, платок, будильник, забота, сапоги, посуда, работа, пилот, боец, пирог, брошка, пуговица.

«Цифровой ряд»

Логопед: – А сейчас вы будите считать сколько звуков [б] в словах и поднимать соответствующую цифру (1 или 2).

Битва, балалайка, бобры, бомба, буран, барбарис, броня, барабанщик.

-Теперь посчитайте звук [п] в словах и поднимите соответствующую цифру.

Папа, прапорщик, пила, панама, пупсик, попытка, капкан, тапочки.

Логопед:– Запишите в три столбика: в первый – только со звуком [п], во второй – только со звуком [б], а в третий – со звуками [б – п]. Подчеркните П одной чертой, Б – двумя чертами.

Пломба, пират, проба, лампа, письмо, колбаса, облака, поляна, порог, баран, палуба, пароход, баржа, забор, автобус, собор, полка, брак, пакет, пробор, прибор, беседа, просьба, просить, благодарить, будить, пробуждаться, плакать, заплатка, бежать, побежать, победа, беда, пакет, блузка, пальто, платок, букашка, поблагодарить.

«Слоговая мозаика»

Логопед: – Сейчас я раздам вам карточки, в них пропущены слоги «ПА» или «БА». Вам необходимо правильно вставить эти слоги и записать получившиеся слова.

Ры…., тру…., тро…., Лю…., ….ран, ….латка, ….лец, ло….та, при….вил, за…ва, …гаж, ….нан, ….рта, ….лата, ры….лка.

«ПО»«БО»

…ты, …ка, …жар, …лото, …ле, ….вар, …лёт, …шёл, …нёс, …гас, ра…та, са…ги, …лел, за…та, …бер, за…ры.

8. Работа с предложениями.

Логопед: Закончите предложения, вставив нужные слова по смыслу.

Старушка опирается на … .

Крыша опирается на … .

Капусту вытащили из … .

Листья появились из … .

Вокруг дома сделали новый … .

У калитки хороший … .

В синем небе звезды … .

В синем море волны …. .

Логопед: Внимательно прочитайте предложения. Найдите в них ошибки.

1. Черепаха ползла по песку.

2. У малыша появился первый зуп.

3. Боря сам постирал свою рупашку.

4. У Полины красивая юпка.

9. Работа с текстом.

Логопед: Спишите. Подчеркните буквы П-Б.

Наш дом большой и красивый. На первом этаже дома магазин. В магазине продают одежду, обувь. У подъезда дома растут тополя и берёзы. Вокруг дома ребята посадили много цветов. Из окон дома видна большая площадь. Мы очень любим наш дом.

III. Подведение итогов.

– Какие звуки мы сегодня повторяли?

– Чем они похожи? Чем различаются?

Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за занятие.

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] “Дифференциация звуков с-ш” Задачи: • закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С; • учить чётко, разграничивать звуки.

Дифференциация звуков [к]-[т] на конце слов В прошлой статье я публиковала стихи с дифференциацией звуков К – Т в начале слова. В этой статье я предлагаю вашему вниманию стихи с дифференциацией.

Дифференциация звуков [л] и [р]. Цель занятия – закреплять навыки правильного произношения и различения на слух звуков [л] и [р] по теме «Весна». Коррекционно-образовательные.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш], [з]-[ж]» Цели: – Повторение характеристик этих звуков, – Совершенствование навыков согласования существительных с числительными по родам, – Развитие.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ж], [З]» Ф. И. О. : Овчинникова Светлана Владимировна Должность : Учитель – логопед Образовательное учреждение:МДОУ Детский сад “Березка”п. Новая Игирма.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Д] — [Т]» Цель: – профилактика дисграфии и дислексии; -уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [д] и [т]; – развитие фонематического.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [р] и [р’]» Однажды Старичок Звуковичок путешествовал по тайге. Вокруг была красивая природа, пели птички. И вдруг он услышал какое-то рычание, но не.

Конспект НОД «Дифференциация звуков [Г] и [К]. Буквы Г и К» Тема: Дифференциация звуков [Г] и [К]. Буквы Г и К. Цели: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков г-к в слогах, словах.

Консультация для воспитателей «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Актуальность: В работе над проблемными звуками мы проходим три этапа: артикуляционные упражнения, основной задачей которых является усвоение.

Профилактика и коррекция оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающейся является оптическая дисграфия. Увеличение количества детей с предпосылками.

Рабочая программа «Коррекция акустической дисграфии у младших школьников»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №42»

Директор МОУ «СОШ №42»

«__» ____________ 20___г.

Рабочая программа

«Коррекция акустической дисграфии у младших школьников»

учитель-логопед

первой квалификационной категории

Леонид Викторович Кравцов

Магнитогорск, 20__ г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекции акустической дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе методического пособия для учителя-логопеда «Логопедическая работа в коррекционных классах» и авторской программы : «Коррекция акустической дисграфии».

Данная рабочая программа направлена на коррекцию акустической дисграфии и создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся нуждающихся в логопедической коррекции и рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков письменной речи.

Нормативно – правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 000 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

3. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 000 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 000»;

4. Приказ МинобрнаукиРФ от 22 сентября 2011 г. № 000 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 000»;

5. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 000 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»;

6. Инструктивно-методическое письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2000 г.

№ 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

7. Письмо Минобрнауки РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»;

8. Письмо Минобрнауки РФ от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;

9. Письмо Минобрнауки РФ от 20 июня 2002 г. № 29/2194-6 «Об организации логопедической работы во вспомогательной школе»;

10. Приказ ГУО г. Челябинска от 8 декабря 2000 г. № 000 «Об утверждении примерных положений о логопунктах общеобразовательной школы и дошкольного образовательного учреждения».

Краткая характеристика акустической дисграфии

Акустическая дисграфия (дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания) в своей основе чаще всего имеет нарушение слуховой дифференциации звуков речи. При этой форме дисграфии нет нарушений произношения тех звуков речи, которые неправильно обозначаются на письме.

Акустическая дисграфия проявляется в работах ребенка в виде замен букв, соответствующих фонетически близким звукам. Чаще всего на письме наблюдаются замены букв, обозначающих следующие звуки:

— свистящие — шипящие (с-ш, з-ж),

— звонкие — глухие (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш),

— твердые — мягкие, особенно смычные, аффрикаты и их компоненты, входящие в состав (ч-т’, ч-щ, ч-ш, ц-т, с-ц).

Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения слуховых дифференцировок, а также сложности обозначения на письме («писмо» — «письмо», «мач» — «мяч», «восла» — «весла»).

Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, особенно акустически и артикуляторно сходных звуков (о-у, е-ю).

Целью коррекционной работы является преодоление ошибок письма обусловленных акустической дисграфией, путем проведения работы на уровне звука, буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. А так же закрепление обучающимися на логопедических занятиях знаний полученных в классе, восполнение пробелов в обучении.

Организация работы по программе

Период обучения составляет 91-105 часов (2-3 раза в неделю в зависимости от тяжести нарушения и возраста детей). Программа рекомендована для обучающихся 2-4 классов с ФФНР и ОНР. Из каждого класса формируется одна подгруппа, наполняемость которой от 2 до 6 человек. Количество часов по программе может изменяться. Продолжительность одного занятия составляет 35 минут. Период проведения коррекционных занятий с 15 сентября по 15 мая. В первые две недели сентября и последние две недели мая проводится обследование состояния речи учащихся, на начало, и соответственно, конец учебного года.

Основные задачи коррекционно-развивающего обучения

1. Развивать фонематическое восприятие;

2. Обучать простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;

3. Уточнять произношение звуков с опорой на зрительное и слуховое восприятие, а также на тактильные и кинетические ощущения;

4. Учить выделять определенные звуки на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;

5. Определять положение звука по отношению к другим звукам;

6. Учить сопоставлять звуки в произносительном и слуховом плане.

Планируемые результаты после прохождения программы

К концу обучения дети должны знать:

— термины, используемые для обозначения основных понятий (речь, звук, буква, артикуляция и т. д.);

— все буквы и звуки родного языка;

— отличительные признаки гласных и согласных звуков;

— гласные и согласные звуки;

— твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;

— пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, по звонкости — глухости;

К концу обучения дети должны уметь:

— узнавать и различать гласные и согласные звуки;

— обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

— использовать гласные буквы И, Я, Е, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;

— различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

— производить фонетический разбор слова;

— производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

— записывать слова с гласными буквами И, Я, Е, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;

— подбирать слова на заданный звук;

— сравнивать слова со сходными звуками;

— строить звуковые схемы слогов и слов;

— составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

— восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

— самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения, сочинения, используя оппозиционные звуки.

Учебно-методический комплекс

• , Горбачевская логопедической работы в школе. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 192 с.

• КОРРЕКЦИЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ. Конспекты занятий для логопеда / . – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 88 с.

• Лалаева работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил. (Коррекционная педагогика).

План работы по преодолению акустической дисграфии

Тема занятия

Содержание работы

1. Подготовительный этап работы

Развитие слухово­го и зрительного внимания и воспри­ятия

Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на разви­тие слухового и зрительного внимания и воспри­ятия, на развитие памяти и логического мышления

Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков

Гласные и согласные звуки

Гласные и согласные звуки. Дифференциация гла­сных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме

П. Основной этап работы

Дифференциация гласных букв А—Я, У—Ю, О—Е,

Гласные буквы Я, Ю, Е, Е, И. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме

Дифференциация гласных букв А—Я

Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А—Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте

Дифференциация гласных букв У—Ю

Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У—Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

Дифференциация гласных букв О—Е

Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв О—Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

Дифференциация гласных букв Ы—И

Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы—И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

Дифференциация гласных букв Э—Е

Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв Э—Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения

Звонкие и глухие согласные

Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

Звуки Б—Б’, П—П’ Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

Звуки В—В’, Ф—Ф’. Дифференциация звуков В—В’, Ф—Ф’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического воспри­ятия, внимания, анализа и синтеза

Звуки Г—Г’, К—К’. Дифференциация звуков Г—Г’, К—К’, X—X’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

Звуки Д—Д’, Т—Т’. Дифференциация звуков Д—Д’, Т—Т’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

Звуки 3—3′, С—С’. Дифференциация звуков изо­лированно, в слогах, словах, словосочетаниях, пред­ложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонемати­ческого восприятия, внимания, анализа и синтеза

Звуки Ж—Ш. Дифференциация звуков Ж—Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опо­рами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

Лабиализова-ные гласные. Звуки О—У

Закрепление знаний о гласных звуках О, У. Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений

Лабиализова-ные гласные. Буквы Е—Ю

Буквы Е—Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных букв Е—Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза

Дифференциа­ция соноров. Звуки Р—Р’—Л—Л’

Звуки Р—Р’, Л—Л’. Дифференциация звуков Р—Р’, Л—Л’ в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического воспри­ятия, внимания, анализа и синтеза

Звуки Й, Л—Л’. Дифференциация звуков Й, Л—Л’ в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соот­несение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паро­нимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

Дифференциа­ция свистящих и шипящих звуков

Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме

Звуки С—С, Ш. Дифференциация звуков С—С, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематичес­кого восприятия, внимания, анализа и синтеза

Звуки З—З’, Ж. Дифференциация звуков З—З’, Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опо­рами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

Звуки С—С, Ц. Дифференциация звуков С—С, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематичес­кого восприятия, внимания, анализа и синтеза

Знакомство со звуками ТС—Ц. Дифференциация звуков Ц—ТС в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опо­рами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза

Звуки Ч—Щ. Дифференциация звуков Ч—Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков занятия с сим­волами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза

Звуки Ч—ТЬ. Дифференциация звуков Ч— ТЬ в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

Звуки Ч—Ш. Дифференциация звуков Ч—Ш в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок

Звуки Ч—Ц. Дифференциация звуков Ц—Ч в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста прово­дится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных пар звуков

III. Заключительный этап работы

Развитие связной речи

В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуж­дение, изложение, сочинение.

Конспект логопедического занятия по устранению акустической дисграфии

Конспект логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии

Конспект логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии (2 класс — подгрупповое).

Тема: «Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, словах и предложениях».

  • Закрепить дифференциацию звуков[ш], [ж].
  • Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ш], [ж].
  • Закрепление зрительного образа букв «ш», «ж».
  • Формирование умения дифференцировать буквы и звуки в словах.
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Развитие слухового и зрительного внимания.
  • Развитие навыков самоконтроля.
  • Развитие интереса к занятиям и школьному обучению.
  • Плакат «Буквы Ш и Ж».
  • Символы-домики для характеристики звуков.
  • Предметные картинки со звуками [ш] и [ж].
  • Лестницы 8 штук.
  • Слоговой ряд.
  • 2 корзинки и слова к ним
  • 2 кораблика.
  • Письмо (8 штук).
  • Карта.
  • Штурвал.

Ход занятия.

— Сегодня мы отправимся в путешествие по океану Знаний. Представьте, что наш класс- красивый корабль с алыми парусами, вы юнги на этом корабле, я ваш капитан, а это — карта путешествия. А называется наш корабль «Грамотей». Итак, мы отправляемся в научное путешествие по островам океана. Отправляясь в путешествие, мореплаватели берут с собой запас продуктов и спасательные средства. Нашими спасательными средствами будут хорошие знания правил, грамотное письмо и красивый почерк.

— Чтобы попасть на корабль нужно подняться по лестнице, но не просто так, а придумывая слова со звуком Ш и звуком Ж (записывает каждый на свою лесенку).

— А теперь можно отправляться в плавание. Поднять паруса! Полный вперед! (Идем по классу, подходим к картинке осьминоги.)

1. Ребята, посмотрите, мы у острова Гласных. Наш радист получил тревожное сообщение: «Некоторых жителей нашего острова захватили в плен гигантские осьминоги. Помогите!» Ребята, поможем жителям острова?

— Охарактеризуйте звук Ш ,Ж и скажите, чем они похожи и чем отличаются.

— Звук [ш] согласный, так как есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму “чашечки”. Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки не работают, голоса нет. Звук [ш] твердый, глухой.

— Звук [ж] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму “чашечки”. Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки вибрируют, голос есть. Звук [ж] твердый, звонкий.

— Оба они согласные, твердые. Но звук [ш] глухой, а звук [ж] звонкий. Звонкость – глухость проверяем двумя способами (1 – руку на горло, 2 – закрыть уши).

— Молодцы, ребята вы справились с этим заданием, теперь плавание продолжается полный вперёд!

2. Ребята, на горизонте большая акула. Наш радист нам передаёт сообщение: «Что нам нужно справиться с заданием акулы, чтоб можно было плыть дальше. (подошли к картинке акулы)

— Нам нужно прочитать слоговые ряды (читаем).

Шош-жож шбы-жбы Шош-жош шпо-жбо Шуш-жуж шку-жгу Шиш-жиж шты-жды Шош-жож жмэ-жмэ

— Молодцы, ребята, теперь можно плыть дальше. Полный вперёд!

3. Ребята, мы подплываем к острову, который называется «Внимательный». Чтоб выйти на этот остров мы должны справиться с заданием, которое передаёт нам радист.

— Нам нужно быть внимательными если мы услышим звук Ш в словах, то машем рукой, а если услышим звук Ж, чешим ухо. Готовы, справится с этим заданием, будьте внимательны.

(жаворонок, порошок, полушубок, прожил, пришить, макушка, мужество, прошумел. сложение, инженер, кружил, груши, жаба, ждать, галоши, шуба, слушать).

— Молодцы, ребята вы справились с этим заданием, можем плыть дальше. Полный вперёд!

4. Ребята, посмотрите, мы подплываем к острову весёлых людей. Послушайте, звучит их любимая музыка. Вам она нравиться? Давайте потанцуем!

Физминутка под музыку «Чунга-чанга».

5. — На этом острове всегда весело. Жители острова приготовили для нас задание. Нам нужно будет вставить пропущенные буквы в слова. Вот перед вами 2 корзинки в одной корзинке лежат слова с буквой Ш, в другой с буквой Ж. Поможем, ребята справиться с этим заданием? (каждому ученику дается карточка со словом, с начала с буквой Ж, а потом Ш).

— Молодцы ребята, вы справились с этим заданием, а теперь нам пора плыть дальше. Полный вперёд!

6. — Ребята, впереди нас плывут корабли, передал радист, но мы не сможем разъехаться с ними, пока не поможем им. Поможем ребята!

— Вы должны будете определить место звука на картинке, и положить к соответствующему кораблику. (Ученикам выдаются картинки и кораблики, где они определяют место звука Ж, а затем Ш.)

— Молодцы, теперь мы можем разъехаться. Полный вперёд!

7. — Ребята, только что мне сообщил радист, что нас захватили пираты они требуют, чтобы мы помогли им расколдовать письмо, только тогда они смогут нас отпустить плыть дальше. Возьмёмся за это дело, ведь мы с вами грамотные и справимся с этим заданием.

Каждому даётся текст дети вставляют пропущенные буквы Ш или Ж.

— Все задания выполнены. А теперь пора домой. Поднять якоря! Полный вперёд!

— Путь домой нелёгок. Нужно проплыть по узкому проливу между скалами и островом безграмотных. Они задерживают всех, требуя выкуп. Нашим выкупом станут наши знания , так как они бесценны. Если мы, исправим ошибки они нас пропустят.

«Чем вата нише, тем дошдик блише». (Ученики исправляют ошибки и записывают предложения в тетрадь).

— Наш корабль «Грамотей» взял курс домой. Как видите наши знания – надёжное спасательное средство. Вот мы и дома. «За морем теплее, а дома светлее».

— Какие звуки мы сегодня сравнивали?

— Чем они похожи и чем отличаются?

— Вам понравилось путешествовать?

Агапитова Татьяна Николаевна, учитель-логопед, школа №4 г.Урай

  1. Конспект открытого логопедического занятия с учащимися 4 класса по коррекции оптической дисграфии
  2. Задания по коррекции акустической дисграфии по теме «Дифференциация звуков Ф-В»
  3. Конспект открытого занятия по коррекции дисграфии обучающихся 2 класса
  4. Конспект логопедического занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях, предложениях»
  5. Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]

(1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Конспект занятия по устранению дисграфии на почве фонемного распознавания

⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13

Логопедическая тема:

дифференциация звуков [с] и [ц] в словах и предложениях.

Лексическая тема:

учить детей дифференцировать звуки [с] и [ц] в сло­вах и предложениях, правильно обозначать их соответствую­щими буквами.

• уточнение артикуляции звуков [с] и [ц];

• закрепление знания детей о характеристике звуков. Коррекционные:

• развитие фонематического слуха;

• развитие звукобуквенного анализа и синтеза;

• развитие звукового анализа и синтеза на уровне предложе­ния;

• развитие фонематического слуха;

• развитие зрительного внимания и памяти;

• развитие ориентировки в пространстве;

• расширение и активизация словаря детей по теме «Птицы». Воспитательные:

• воспитание культуры речевого общения.

Оборудование:

наборное полотно; предметные картинки:

соловей, синица, цапля, сорока, цесарка, снегирь, скворец, аист, ласточка; карточки с предложениями; пластмассовые буквы ц

Ход занятия:

Вводная часть

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Садитесь на свои места. Основная часть

2. Сообщение темы урока.

— Мы начинаем наше занятие. Тему урока вы определите сами.

— Я завяжу вам глаза, а вы на ощупь определите, какие буквы лежат перед вами.

— Скажите, о каких звуках мы будем говорить сегодня?

— Верно. Тема нашего занятия: различение звуков [с] и [ц] в словах и предложениях.

3. Уточнение артикуляции [с] и [и].

— Теперь давайте вспомним, что мы знаем об этих звуках. Произнесите звук [с] и скажите, как расположен кончик языка?

— Как меняется положение губ?

— Проверьте, работают ли голосовые связки.

— А теперь произнесите звук [ц].

— Чем похож звук [ц] на [с]?

— Сходство вы подметили хорошо, а теперь подумайте, чем они отличаются.

— Как меняет свое положение спинка языка?

— Правильно, можно ли долго тянуть голосом звук [ц]?

— Если звук нельзя пропеть, значит, как он звучит? (От­рывисто.)

4. Характеристика звука.

— Ребята, давайте вспомним, звук [ц] какой? Согласный или гласный, мягкий или твердый, звонкий или глухой?

— Какими буквами мы обозначаем звуки [с] и [ц]?

— Правильно, буквами с и ц.

Развитие звукобуквенного анализа и синтеза. Развитие ориентировки в пространстве.

Игра «Волшебный квадрат». На столе лежат картинки с изображением птиц: соловей, цапля, сорока, сова, цесарка, скворец, аист, ласточка, снегирь.

На доске наборное полотно.

— Таня, найди у меня на столе карточку, изображающую скворца, и поставь ее в левый верхний квадрат.

— Произнеси четко это слово. Какой звук ты слышишь в начале слова?

— А звук [ц] есть в этом слове?

— На каком месте стоит этот звук?

— Ребята, правильно ответила Таня? (Таким образом заполняется весь квадрат.)

— Ребята, как одним словом назвать то, что вы поставили в «волшебный» квадрат?

— А в слове птица есть звук, о котором мы с вами гово­рим? Назовите его.

— На каком месте стоит [ц] в слове птица?

— А в каком квадрате находится слово цесарка?

Скажите, на кого похожа цесарка?

— Правильно, она и относится к отряду куриных. Цесар­ки бывают дикие и домашние. Поскольку цесарка состоит в родстве с курами, как, вы думаете, называют ее детенышей?

6. Развитие зрительного внимания и памяти.

— А сейчас внимательно посмотрите на «волшебный квадрат» и запомните, где какие птицы присели. (Переворачи­ваю картинки обратной стороной.)

— Кто находится в центральном квадрате? (Таким обра­зом переворачиваются остальные картинки.)

— Молодцы, вы очень внимательны.

8. Развитие фонематического слуха. Игра «Наоборот».

— Сейчас мы с вами поиграем. Вы будете логопедами, а я ученицей, которая неправильно произносит слова в предложе­ниях. Вы будете учить меня произносить их правильно. .оловей звонко поет пе . ню. У сесарки сыплята. У саши длинные ноги. А . ит ходит по болоту. Цкворес собирает червячков для птенцов. На берегу ла. Точка свила себе гнездо . цнегирь прилета­ет к нам зимой.

Работа с текстом.

На доске записан текст с пропущенными буквами. Лиса и заяц.

Увидела ли . и . а зай . а. Подкрала . ъ к нему. Зая . заметил ли . и . у и в ку . ты. Ли . и . а за ним. Зая . за ку . т и ли . и . а за ку . т.
Заключительная часть.
10. Поведение итогов.

— Напомните мне, чем мы сегодня с вами занимались?

Рабочая логопедическая программа коррекции акустической дисграфии для обучающихся 2 класса с ОВЗ

Рабочая логопедическая программа

коррекции акустической дисграфии

для обучающихся 2 класса с ОВЗ

Составитель: Субеева Н.З.

Нормативные документы

Рабочая программа по коррекции акустической дисграфии для обучающихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья разработана в соответствии с:

– федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

– инструктивно-методическим письмом ДО и МП ХМАО-Югры «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2020-2021 учебном году»;

– адаптированной основной образовательной программой начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Пояснительная записка к рабочей программе

Программа разработана на основании методик Е.В. Мазановой «Коррекция акустической дисграфии», А.В. Ястребовой «Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ», О.В. Елецкой «Организация логопедической работы в школе».

Данные методики рекомендованы Учёным Советом Педагогического общества России.

Программа разработана для обучающихся 2 классов с ограниченными возможностями здоровья.

Общее количество часов, на которое рассчитана рабочая программа.

Программа рассчитана на 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время.

Цель программы – формирование полноценной речевой деятельности.

Задачи программы:

Уточнять артикуляции звуков с опорой на зрение, слух, тактильные и кинестетические ощущения;

Развивать кинестезии, лежащие в основе дифференциации звуков, с учётом информации, полученной посредством сохранных анализаторов;

Формировать представления о звуковом составе слова; формировать навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова.

Дифференцировать звуки определённых оппозиционных пар на основе слухового и произносительного сопоставления;

Активизировать словарный запас путём уточнения значений имеющихся в запасе у детей слов.

Сроки реализации программы: 2020-2021 учебный год

Содержание и основные направления работы

Развитие звуковой стороны речи. Развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем) с опорой на речеслуховой, речедвигательный, зрительный и другие анализаторы. Развитие фонематического, слогового анализа и синтеза.

а) Уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков:

– уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;

– выделение его на фоне слога;

– определение наличия и места в слове (начало, середина, конец);

– определения места звука по отношению к другим (какой по счёту звука, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове);

– выделение его из предложения, текста.

б) Сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основная цель – их различение, поэтому речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками.

Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

– Развитие языкового анализа и синтеза (умение определять количество, последовательность и место слов в предложении): придумывание предложений по сюжетным картинкам и определение в нём количество слов; придумывание предложений с определённым количеством слов; распространение предложения; составление графических схем предложения; определение места слов в предложении; выделение предложения из текста с определённым количеством слов и т.д.

– Уточнение значений слов активного словаря и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

– Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

Формирование связной речи.

– Развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания.

– Установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению.

– Наблюдательности (особенно к языковым явлениям).

– Способности к запоминанию.

– Способности к переключению.

– Навыков и приёмов самоконтроля.

– Произвольности общения и поведения.

Формирование полноценных учебных умений.

– Планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели).

– Контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться приёмами самоконтроля).

– Работа в определённом темпе (умение быстро и качественно проводить анализ, сравнение, сопоставление).

– Применение знаний в новых ситуациях.

– Анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.

– Умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, подчинять свои действия его инструкциям.

– Умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме.

– Умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией.

– Умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.

– Ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием.

– Ответы на вопросы по ходу учебной работы с использованием усвоенной терминологии.

– Обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением.

– Развёрнутый отчёт о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия.

– Формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы.

– Соблюдение речевого этикета при общении.

– Составление устных связных высказываний с элементами творчества.

Характеристика

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Нарушение фонетико-фонематического компонента речевой системы.

Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (часто искажённых звуков).

Недостаточная сформированность фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне разнообразных других).

Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен, ошибки в употреблении слов, смешение слов по смыслу и акустическому сходству.

Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а) недостаточное понимание учебных заданий, инструкций учителя;

б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;

в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

г) недостаточное развитие связной речи.

Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

Недостаточное развитие способности к переключению.

Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно словесного материала.

Недостаточное развитие самоконтроля.

Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе).

После реализации программы обучающиеся должны уметь:

узнавать и различать гласные и согласные звуки;

делать анализ и синтез звукослогового состава слова;

дифференцировать парные согласные и фонемы, имеющие акустико-артикуляционное сходство;

сравнивать слова со сходными звуками;

составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.

Форма подведения итогов реализации программы: диагностика устной и письменной речи обучающихся на логопедическом пункте.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Акустическая дисграфия

Дисграфия на основе нарушенного фонемного распознавания — иначе она называется акустическая дисграфия — является проявлением небольшого органического поражения в центре Вернике. Вследствие этого ребенок не способен точно различать слышимые звуки.

До того, как ребенок начинает обучаться письму, активно используется лишь устная речь, это нарушение не проявляется ярко, так как на помощь приходит общее понимание лексического смысла текста. Однако для письменной речи требуется тонкий анализ фонем, в противном случае ошибки неизбежны.

Признаки акустической дисграфии

Родителям, у которых дети столкнулись со сложностями с обучением в школе письму, следует обратить внимание на характер ошибок. Несомненно, работать над коррекцией дисграфии должен специалист, но понимать, что происходит и вовремя обратиться за помощью, обязательно нужно.

Итак, в чем выражается акустическая дисграфия:

  • Замена на письме букв, похожих по звучанию (парных твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих, некоторых гласных, в частности, лабиализованных).
  • Частые ошибки при письменном обозначении мягкости звуков.
  • Пропуски некоторых букв или даже слогов, перестановка их местами.
  • Объединение при написании нескольких слов в одно.

В качестве примера можно привести такие ошибки как «мяшик» вместо «мячик», «телай» вместо «делай», пропуски мягкого знака «окун», «Васка», «лублу» вместо «люблю».

При этом дело совсем не в том, что ребенок не знает, как правильно произносятся эти звуки. При акустической дисграфии, как правило, артикуляционные органы работают «как часы» и проблем с постановкой фонем у детей не наблюдается.

Причины акустической дисграфии

В основе возникновения дисграфии акустического типа лежит нарушение фонематического слуха и восприятия. Именно они помогают правильно распознавать звуковой строй слова, определять количество слогов, место и точное значение фонемы.

За дифференцирование звуковых образов слов отвечают зоны, расположенные в височных отделах мозга. Именно здесь акустический сигнал кодируется и передается в зону Вернике, в которой производятся анализ и синтез полученной информации. Нарушения, возникшие в данных зонах, и приводят к неправильному фонетическому восприятию.

Причинами нарушений могут выступать различные факторы:

  • Внутриутробные поражения мозга плода.
  • Инфицирования во время беременности.
  • Тяжелые заболевания ребенка в раннем возрасте.
  • Социальные или психологические причины (недостаточное количество общения с ребенком, билингвизм, педагогическая запущенность).

Встречаются случаи также наследственных нарушений.

Коррекция акустической дисграфии

Очень важно, чтобы родители вовремя заметили имеющуюся проблему и обратились к специалисту. Скорректировать дисграфию и помочь ребенку успешно учиться вполне возможно.

Логопед проведет диагностику состояния речи ребенка, его развития. Дело в том, что проявления нарушений письма всегда вторичны. Необходимо выявить основную причину возникшего состояния и только тогда заниматься коррекционными действиями.

В план занятия включаются упражнения, стимулирующие развитие фонетического слуха и восприятия, а также звукового анализа и синтеза. Учитывая, что дисграфия обычно диагностируется у детей школьного возраста, многие задания проводятся не в игровой форме, а в виде выполнения упражнений на бумаге. Однако игровые моменты тоже должны присутствовать, чтобы у ребенка не возникало усталости и психологического перенапряжения.

Игры и задания для коррекции дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания:

  • Для развития неречевого слуха детям предлагаются игры из серии «Тихо-громко» (на звуки разного уровня громкости нужно совершать разные действия), «Где звук?»
  • Обязательны задания, закрепляющие понятия о гласных и согласных звуках, умение распознавать их на слух. Параллельно проводится акцентуализация правильного произношения фонем.
  • Задание «Умный водитель» — из карточек с изображением предметов (а впоследствии только написанных слов) необходимо выбрать только те, которые начинаются на заданную фонему. Это упражнение можно использовать также при отработке распознавания звука в середине или в конце слова.
  • «Скажи наоборот» — педагог произносит слоги с твердым звучанием (ма, му), а дети должны подобрать вариант мягкого звучания (мя, мю).
  • Для формирования навыков звукового анализа и синтеза проводятся упражнения на подсчет количества фонем в слове, их последовательности, составления слова из набора звуков под диктовку и прочее. Например, задания на подсчет количества букв и звуков, распределения слов по «домам» — в одном нужный звук располагается в начале, в другом — в середине, в третьем — в конце слова.
  • «Отгадай слово»- упражнение с моделями слов. Ребенок должен вписать пропущенные буквы и объяснить свой выбор, обозначив твердость или мягкость предшествующей согласной. (Например, М _ Ч, М _ К, М _ Л).
  • С большим удовольствием дети ищут ошибки в словах. Упражнение «Незнайка» помогает им закрепить полученные навыки. Надо исправить те ошибки, которые допустил в письме Незнайка.
  • Игра «Составь слово» — из набора карточек с написанными буквами дети должны составить слово. Можно поиграть в обратный вариант этой игры — в буквах одного слова найти несколько других слов.
  • Для отработки навыков подходят диктанты — к примеру, из услышанных слов необходимо записать только те, в которых есть мягкий (твердый) звук, в другом варианте записать слова в два столбика.

Составлением плана коррекционных занятий и подбором необходимых упражнений должен заниматься специалист. Родителям же нужно помнить, что с их поддержкой и помощью дисграфию можно «победить». Главное — систематичность работы, выполнение домашних заданий и, конечно, положительный настрой.

Дата публикации: 13.10.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.

Читайте также:
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука (Ш)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: