Задания логопеда по теме (Осень)

Задания логопеда по лексической теме «Осень»

Екатерина Владимировна Сиряк
Задания логопеда по лексической теме «Осень»

Задания логопеда по лексической теме «Осень»

Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ.

— Какое сейчас время года? — Сейчас осень.

— Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице.

— На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду.

2. Помогите ребенку запомнить, что в осениможно выделить два периода:

ранняя осень и поздняя осень.

Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.

• Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

• Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы. Заканчивается отлет птиц.

3. Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы организуйте беседу.

— Какое сегодня небо? — Небо чистое и голубое.

— А каким чаще бывает небо поздней осенью? — Поздней осенью чаще небо затянуто тучами.

— Какие листья ты видишь на деревьях? — Листья красные, желтые, оранжевые.

— А какими бывают деревья поздней осенью? — Поздней осенью деревья голые.

— Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она? — Трава еще зеленая, в ней цветут цветы.

— Что произойдет с травой поздней осенью? — Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет.

— Подойди к муравейнику. Расскажи, что ты видишь. — Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, готовятся к зиме.

— Что происходит с насекомыми поздней осенью? — Поздней осенью насекомые исчезают.

— Посмотри на небо. Кого ты видишь? — Перелетные птицы летят в теплые края.

4. Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени.

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождем и листопадом.

И птицы улетают,

И детям в школу надо.

5. Предложите ребенку разделить названия осенних месяцев на слоги: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь.

Напомните: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

6. Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые.

Например: алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины.

7. Поиграйте с ребенком в игру «Осенние листья».

Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными.

Например: — Береза. — Желтые березовые листья. — Клен. — Алые кленовые листья. — Осина. — Пунцовые осиновые листья. — Рябина. — Оранжевые рябиновые листья.

8. Поиграйте с ребенком в игру «Подскажи словечко».

Собралися в стаи.

Ветер их уносит.

Если с нами… (осень).

9. Игра «Большой – маленький»

Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка

Дерево- деревце куст- кустик

Лист- листочек солнце- солнышко

Цветок- цветочек ветка- веточка

Лес- лесочек трава- травка

Дождь- дождик ветер- ветерок

10. Игра «Один – много»

Гриб – грибы ягода – ягоды

Дерево – деревья куст – кусты

Лист – листья лужа – лужи

Дождь – дожди ветка – ветки

Сук- сучья туча – тучи.

11. Игра “Закончи предложение” на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.

Дождь идет, дожди. (идут)

Лист падает, листья.

Цветок вянет, цветы.

Птица улетает, птицы.

Ветер дует, ветры.

Дожди идут, дождь. (идет)

Листья падают, лист.

Цветы вянут, цветок.

Птицы улетают, птица.

Ветры дуют, ветер.

12. Игра “Ответь на вопросы” в образовании прилагательных от существительных.

День, когда идет дождь, какой?. (дождливый)

День, когда дует ветер, какой?.

Дождик, который идет осенью, какой?.

Погода, когда часто идут дожди, какая?.

Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая?.

13. Игра “Найди ошибки” на развитие слухового внимания.

Определи, чего не бывает осенью.

-Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

-Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.

-Набухают почки, распускаются листья.

-Люди собирают урожай овощей и фруктов.

-Дикие животные не делают запасы корма.

14. Игра “Скажи наоборот” на употребление антонимов.

Летом солнце яркое, а осенью.

Летом небо светлое, а осенью.

Читайте также:
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет с помощью игр

Летом день длинный, а осенью.

Летом тучи ходят высоко, а осенью.

Летом люди растят урожай, а осенью.

Летом деревья стоят одетые, а осенью.

15. Словарная работа. Знакомство с пословицами.

Объяснить значение пословиц и помочь ребенку их запомнить.

-Лето – со снопами, осень – с пирогами.

– В ноябре зима с осенью борется.

– Холоден сентябрь, да сыт.

16. Упражнение на развитие слуховой памяти.

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят.

Видно, тоже в Африку улететь хотят.

(И. Токмакова)

17. Игра «1, 2, 5»

Один дуб, два дуба, пять дубов;

(клен, тополь, лист)

Одна липа, две липы, пять лип;

(сосна, калина, осина)

18. Игра «Наоборот»

Дерево высокое – низкое лист широкий – узкий

Ствол толстый – тонкий деревья мокрые – сухие

Дорожка грязная – чистая день осенью короткий – летом длинный

19. Игра «Подбери признак».

Осень (какая) – ранняя, поздняя, золотая, дождливая, солнечная, урожайная, холодная…

Листья (какие) – желтые, красные, разноцветные, сухие…

20. Игра “Подбирай, называй, запоминай” на подбор определений и глаголов.

Небо осенью (какое) -хмурое, серое, унылое.

Солнце осенью (какое).

Ветер осенью (какой).

Дождь осенью (какой).

Листья осенью (какие).

Осенью листья (что делают) -краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

Осенью дождь (что делает).

Осенью солнце (что делает).

Осенью птицы (что делают).

21. Выучите с ребенком следующий текст и проведите пальчиковую гимнастику.

Она способствует развитию тонкой (пальцевой) моторики, поможет легко запомнить относительные прилагательные «дубовый», «кленовый», «рябиновый», пригодится для проведения минутки отдыха при письме или рисовании.

22. Развитие мелкой моторики

Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями

Ветер листики считал:

Вот дубовый, Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой, Загибают по одному пальчику на обеих руках

Вот последний лист с осинки,

Ветер бросил на тропинку. Спокойно укладывают ладони на стол

23. Отгадайте загадки.

Золотые тихие рощи и сады, нивы урожайные, спелые плоды.

И не видно радуги, и не слышен гром

Спать ложится солнышко раньше с каждым днём. (Осенью)

Прошла по лугам, по лесам и полям.

Припасы на год заготовила нам.

Упрятала их в погреба, закрома.

Сказала: «За мною нагрянет зима!» (Осень)

Вот наступила учёбы пора

С ранцами в школу спешит детвора.

У первоклассников в ранце «Букварь»

Как называется месяц? (Сентябрь)

В золоте стоят леса.

На лазурны небеса часто тучи набегают,

Скучный дождик проливают. (Октябрь)

Всё мрачней лицо природы.

Оголились все леса.

Смолкли птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

Тучка по небу гуляла,

Туча бусы растеряла.

Скачут бусы по дорожке,

Как хрустальные горошки. (Дождь.)

Я берёзу качну, я тебя подтолкну.

Налечу, засвищу, даже шапку утащу. (Ветер)

Интегрированная (ООД) музыкального руководителя и логопеда по лексической теме «Дикие животные и их детёныши» Цели: Образовательная: Закрепление знаний и представлений детей о диких животных и их детёнышей. Совершенствование грамматического строя.

Интегрированное занятие в разновозрастной группе по лексической теме «Что нам осень принесла?» Курочкина Е. А. План-конспект интегрированного занятия в разновозрастной группе Тема. «Овощи в корзинке». Цель: – закрепить понятие «Овощи».

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме «Осень» Цель: Уточнение и развитие лексико-грамматических представлений и связных высказываний по теме «Осень». Задачи: 1. Расширить и активизировать.

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Осень» Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Осень» Тема: «Порядковый счёт”.

Конспект открытого занятия по лексической теме «Осень» для развития связной речи Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №63 компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга.

Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми подготовительной группы с ТНР по лексической теме «Осень. Грибы» Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми в подготовительной группе с диагнозом: Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие.

Летние задания логопеда ДОУ Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Наступила долгожданная и всеми любимая пора, время каникул и отпусков. Для детей лето – это возможность.

Логопедические домашние задания на лето. Рекомендации логопеда на летний период Логопедические домашние задания на лето Рекомендации логопеда на летний период. Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не.

Методическое пособие лэпбук по лексической теме «Весна» в работе логопеда Димитриева Оксана Методическое пособие-лэпбук по лексической теме «Весна» Пояснительная записка к пособию лэпбук «Весна» Создавать данную.

Лексическая тема “Осень”

Расширение словарного запаса детей:

осень, туча, дождь, лужа, погода, непогода, листопад, сырость, зонт, сентябрь, октябрь,

ноябрь, листья, деревья, берёза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, клён, лиственница,

ольха, ива, каштан, орешник, ель, сосна.

наступать, желтеть, краснеть, опадать, дуть, лить, вянуть, моросить, срывать (листья),

Читайте также:
Задания логопеда по лексической теме ‘Рыбы’

пожухнуть, расписать, хмуриться

(небо), облетать, накрапывать.

жёлтый, красный, оранжевый, разноцветный, дождливая (погода, осень),сухой,

холодный, мокрый, хмурый, осенний,унылый, пасмурный,

золотая (осень), серые (дни), проливной, моросящий.

мокро, сыро, холодно, серо, ненастно, хмуро, пасмурно.

Разбросала осень листья,

Разукрасила их кистью.

Мы в осенний парк пойдём,

В букеты листья соберём.

Лист кленовый, лист с осинки,

Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

На дорожку спрыгнул вниз.

(Делают волнообразные движения ладонями.)

(Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)

(«Шагают» пальцами обеих рук.)

(Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)

(Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,

одновременно на каждый

(Звонко хлопают в ладони.)

Меж еловых мягких лап

Где сучок давно засох —

Серый мох, мох, мох.

Где листок к листку прилип,

(Поглаживают ладонями обеих рук колени.)

(Постукивают по коленям пальцами обеих рук.)

(Постукивают ребрам ладони по коленям.)

(«Мнут мох», сжимая энергично обе ладони.)

(Сводят руки над головой.)

Координация речи с движением «Леса-чудеса»

Цели: учить координировать речь с движением, развивать мелкую моторику,

творческое воображение, закреплять в речи названия деревьев.

С умным медведем.

Я, и ты, и медведь

Про ель, про берёзу,

Про дуб, про сосну,

Про солнце и звёзды

Про дуб, про сосну,

Про берёзу и ель,

Про солнце и дождик

(Идут по кругу, держась за

(Усаживаются на колени

дый палец с большим

(То же на левой руке.)

Цели: развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции, интонационной

— Солнце, солнце, Ты откуда?

— Я из тучки золотой.

— Дождик, дождик, Ты откуда?

— Я из тучи грозовой.

— Я из дальней стороны.

Сизовой, Т. Шуйской

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.

Погости недель восемь:

С обильными хлебами,

С первыми снегами,

С листопадом и дождём,

С перелётным журавлём.

Игра «Какие листья спрятались на картинке?»

Цели: развивать зрительное внимание, учить узнавать изображения,

наложенные друг на друга, развивать

строй речи (образование относительных прилагательных от существительных).

Игра «Четвёртый лишний»

Цели: учить отличать признаки осени от признаков других времён года, развивать связную речь (употребление

сложноподчинённых предложений), развивать зрительное внимание.

Ход игры. Воспитатель помещает на наборное полотно четыре картинки, на трёх из

которых изображено одно время года, а на четвёртой —другое. Дети рассматривают

картинки и составляют предложения.

Здесь лишняя вторая картинка, потому что на ней нарисовано лето, а на остальных

картинках изображена осень. И т. п.

Цели: развивать зрительно-пространственные представления, формировать грамматический строй речи (образование

относительных прилагательных, согласование существительных с предлогом).

Ход игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением трёх разных листьев.

Ребёнок должен их назвать и сказать, как они лежат.

Дубовый лист — между кленовым и берёзовым.

Или: Кленовый лист — справа от рябинового и слева от дубового и т. д.

За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается, кто набрал фишек больше.

Повторение названий осенних месяцев

Цели: закрепить в речи названия осенних месяцев, учить связному

Взрослый предлагает детям прослушать стихотворение «Двенадцать месяцев».

Проводит беседу по стихотворению,

разучивает его с детьми.

На тёплый юг летит журавль,

Позолотил листву сентябрь,

Сорвал листву с ветвей октябрь,

Укрыл листву снежком ноябрь.

Вопросы и задания:

– Что происходит с листвой в сентябре (в октябре, в ноябре)?

– Назовите первый (второй, третий) осенний месяц.

– Перечислите осенние месяцы по порядку.

Игра «Какое слово не подходит?»

Цели: развивать речевой слух, слуховую память, грамматический строй речи (умение подбирать однокоренные

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и повторить его по памяти.

После этого дети должны назвать,

какое слово лишнее и почему.

осень, осенний, сено;

листья, лиса, листопад, лиственный;

ветер, ветреный, веретено.

Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные слова к данным.

Игра «Поймай и раздели»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов. Деление на слоги слов — названий деревьев.

Ход игры. Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося

название дерева. Ребёнок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово

по слогам и называет количество слогов в слове.

Слова: и-ва, то-поль, я-сень, сос-на, ель, клён, дуб, о-си-на, ря-би-на, бе-рё-за.

Игра «Назови первый звук»

Цели: развивать фонематический слух, учить определять первый звук в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах. За каждый правильный ответ

выдаётся фишка. В конце игры подводится итог.

Слова: осень, погода, дождь, ива, тополь, сосна, дуб, клён, туча, облако, гроза, солнце, ноябрь.

Игра «Сколько звуков?»

Цели: развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза,

учить определять количество и последовательность звуков в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям сосчитать количество звуков в слове. Затем задаёт вопросы:

• назвать первый, второй, третий и т. д. звуки;

• назвать звук перед или после заданного;

Читайте также:
Развитие зрительного анализатора у детей, страдающих нарушениями письменной речи

• назвать звук между заданными.

Слова: ива, дуб, липа, лист, туча, тополь, погода, гроза, гром.

Игра «О чём плачет тучка?»

Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика дисграфии.

Ход игры. Воспитатель помещает на фланелеграфе изображения тучки и капелек,

на которых написаны буквы. Дети составляют слово из заданных букв.

Материалы для чтения и заучивания наизусть

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осинки, — только дуб зелёный.

Утешает осень: «Не жалейте лета.

Посмотрите — роща золотом одета».

Наша осень правда золотая,

Как её иначе назову?

Листья, помаленьку облетая,

Устилают золотом траву.

Солнышко то спрячется за тучей,

То раскинет жёлтые лучи.

И сидит поджаристый, пахучий,

С золотистой коркой хлеб в печи.

Яблоки, скуластые, крутые,

То и дело шлёпаются вниз,

И зерна потоки золотые

Из колхоза морем разлились.

Листву рассыпает метель золотая,

Я в парке сижу и о чём-то мечтаю.

Над лавочкой старой лист клёна кружится

И медленно мне на ладошку ложится.

Такой разноцветный, нарядный, весёлый —

Чудесно, что клёны растут возле школы!

Осенние клёны — цветов хороводы,

И жёлтый, и красный среди непогоды.

Найду я зелёного капельку цвета

Как отблеск последний ушедшего лета.

Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию

Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают.

Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.

И воды не всколыхнул.

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?

Все мрачней лицо природы:

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг!

Тексты для пересказа

Лето кончилось. Всё чаще дул сильный осенний ветер. Старая липа дрожала под его порывами.

раздавался голосок кукушонка.

Пришла осень. Всё перелётное население улетело на юг. Остался кукушонок один. Ночью поднялась буря.

хлестал в дупло. Утром луч солнца проскользнул в дупло и согрел кукушонка.

– Какое время года наступило после лета?

– Какие приметы осени описываются в рассказе?

– Чей голосок раздавался из дупла липы?

– Почему кукушонок остался один?

– Как жилось кукушонку в дупле?

Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.

По опушкам лесов ещё растут подосиновики, сыроежки и душистые рыжики. На старых больших пнях

дружке тонконогие опёнки.

В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи.

В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы.

По И. Соколову-Микитову

– О каком времени года говорится в рассказе?

– Какие грибы можно встретить в осеннем лесу?

– Какие птицы улетели первыми?

– Какие ещё птицы готовятся к отлёту?

Текст для пересказа

Вот из густых ёлок вышел под берёзу заяц и остановился, увидев большую поляну. Не посмел прямо идти

на ту сторону и пошёл кругом поляны, от берёзки к берёзке.

Вот он остановился, прислушался. Кажется зайцу, будто кто-то сзади крадётся. А на самом деле

это листья с деревьев падают, шелестят. Можно, конечно, набраться зайцу храбрости и не

оглядываться. Но может случиться так: не поддастся заяц обману падающих листьев,

а в это время кто-то воспользуется их шелестом и схватит его в зубы.

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”

ОКТЯБРЬ
3-я и 4-я неделя

1. Рекомендую рассказать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь).

2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев.

3. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.

4. Познакомить с названием осенних месяцев и их признаками. Материал для рассказа может быть таким:

    Сентябрь – первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин, вяз, лип. За ночь лужи иногда подергиваются первым тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый.
    Октябрь – второй месяц осени. В переводе с латинского языка означает восьмой. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоемы и уже могут появляться первые сосульки.
    И последний месяц осени – предзимье – ноябрь. В переводе с латинского языка означает 9. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка большой синицы.
Читайте также:
Формирование лексико-грамматических представлений у детей с билингвизмом

Помочь запомнить информацию.

5. Упражнение “Подбирай, называй, запоминай” на подбор определений и глаголов.

    Небо осенью (какое?) – хмурое, серое, унылое.
    Солнце осенью (какое?) – .
    Ветер осенью (какой?) – .
    Дождь осенью (какой?) – .
    Листья осенью (какие?) – .

Осенью листья (что делают?) – краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

Осенью дождь (что делает?) – .
Осенью солнце (что делает?) – .
Осенью птицы (что делаю?) – .

6. Словарная работа и работа над слоговой структурой слова.
Объясните значение слова “листопад”. Попросите ребенка проговорить слово по слогам.
Объясните значение словосочетаний: “моросит дождь”, “серые тучи”, “исчезают цветы”.

7. Упражнение “Назови ласково” на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Туча – тучка.
    Солнце – .
    Дождь – .
    Ветер – .

8. Упражнение “Закончи предложение” на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.

    Дождь идет, дожди . (идут)
    Лист падает, листья .
    Цветок вянет, цветы .
    Птица улетает, птицы .
    Ветер дует, ветры .

Дожди идут, дождь . (идет)
Листья падают, лист .
Цветы вянут, цветок .
Птицы улетают, птица .
Ветры дуют, ветер .

9. Упражнение “Ответь на вопросы” в образовании прилагательных от существительных.

    День, когда идет дождь, какой? – . (дождливый)
    День, когда дует ветер, какой? – .
    Дождик, который идет осенью, какой? – .
    Погода, когда часто идут дожди, какая? – .
    Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? – .
    Погода, которая бывает осенью, какая? – .

10. Упражнение “Посчитай” на согласование числительных с существительным.

    1 лужа, 2 . 3. 4. 5.
    1 лист, 2 . 3. 4. 5.
    1 туча, 2 . 3. 4. 5.

11. Упражнение “Найди ошибки” на развитие слухового внимания.

    Определи, чего не бывает осенью.
    – Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
    – Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
    – Набухают почки, распускаются листья.
    – Люди собирают урожай овощей и фруктов.
    – Дикие животные не делают запасы корма.

12. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).

Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
(Е. Головин)

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
(А. Плещеев)

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.

13. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

    Дождик с самого утра,
    Птицам в дальний путь пора,
    Громко ветер завывает,
    Это все когда бывает?
    (Осенью)

Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)

Шумит он в поле и в лесу,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда он гуляет.
(Дождь)

14. Развитие мелкой моторки.
Нарисовать рисунок на тему “Осень”.

15. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова “Осень на пороге”, “Кто куда”.

16. Ознакомление с музыкальными произведениями.
Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):
– А. Вивальди Концерт “Осень” (“Сбор урожая”) из цикла “Времена года”.
– П. И. Чайковский “Осенняя песня (октябрь) из цикла “Времена года”.
– В. А. Моцарт “Рондо” из “Маленькой ночной серенады”.

17. Ознакомление с репродукциями картин.
Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
М. Н. Воробьев “Осенняя ночь в Петербурге”.
В. Поленов “Золотая осень”.

1. Рекомендую побеседовать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить погоду летом и осенью. Также сравнить погоду ранней и поздней осенью.

2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев. Перечислить как можно больше признаков осени.

3. Вспомнить названия перелетных птиц (см. тему “Перелетные птицы”), почему они так называются.

4. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.

5. Уточнить знание названий осенних месяцев и их признаков. Пополнить знания детей дополнительной информацией. Материал для рассказа может быть таким:

    Сентябрь – первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин, вяз, лип. За ночь лужи иногда подергиваются первым тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый.
    Октябрь – второй месяц осени. В переводе с латинского языка означает восьмой. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоемы и уже могут появляться первые сосульки.
    И последний месяц осени – предзимье – ноябрь. В переводе с латинского языка означает 9. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка большой синицы.
Читайте также:
Речевые игры и упражнения в логопункте ДОУ и дома для детей с ОНР III- IV уровня

Помочь запомнить информацию.

6. Упражнение “Подбирай, называй, запоминай” на подбор определений и глаголов.

    Небо осенью (какое?) – хмурое, серое, унылое.
    Солнце осенью (какое?) – .
    Ветер осенью (какой?) – .
    Дождь осенью (какой?) – .
    Листья осенью (какие?) – .

Осенью листья (что делают?) – краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат. Осенью дождь (что делает?) – .
Осенью солнце (что делает?) – .
Осенью птицы (что делаю?) – .

7. Словарная работа. Уточнить у ребенка, знает ли он значение слова “листопад”. От каких двух слов оно произошло?

8. Упражнение “Назови ласково” на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Туча – тучка.
    Солнце – .
    Дождь – .
    Ветер – .

9. Упражнение “Закончи предложение” на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.

    Дождь идет, дожди . (идут)
    Лист падает, листья .
    Цветок вянет, цветы .
    Птица улетает, птицы .
    Ветер дует, ветры .

Дожди идут, дождь . (идет)
Листья падают, лист .
Цветы вянут, цветок .
Птицы улетают, птица .
Ветры дуют, ветер .

10. Упражнение “Ответь на вопросы” в образовании прилагательных от существительных.

    День, когда идет дождь, какой? – . (дождливый)
    День, когда дует ветер, какой? – .
    Дождик, который идет осенью, какой? – .
    Погода, когда часто идут дожди, какая? – .
    Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? – .
    Погода, которая бывает осенью, какая? – .

11. Упражнение “Посчитай” на согласование числительных с существительным.

    1 лужа, 2 . 3. 4. 5.
    1 лист, 2 . 3. 4. 5.
    1 туча, 2 . 3. 4. 5.

11. Упражнение “Найди ошибки” на развитие слухового внимания.

    Определи, чего не бывает осенью.
    – Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
    – Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
    – Набухают почки, распускаются листья.
    – Люди собирают урожай овощей и фруктов.
    – Дикие животные не делают запасы корма.

12. Упражнение “Скажи наоборот” на употребление антонимов.

    Летом солнце яркое, а осенью .
    Летом небо светлое, а осенью .
    Летом день длинный, а осенью .
    Летом тучи ходят высоко, а осенью .
    Летом люди растят урожай, а осенью.
    Летом деревья стоят одетые, а осенью.

13. Словарная работа. Знакомство с пословицами.
Объяснить значение пословиц и помочь ребенку их запомнить.

    – Лето – со снопами, осень- с пирогами.
    – В ноябре зима с осенью борется.
    – Холоден сентябрь, да сыт.

14. Упражнение “Найди ошибки” на развитие слухового внимания.

    Определи, чего не бывает осенью.
    – Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
    – Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
    – Набухают почки, распускаются листья.
    – Люди собирают урожай овощей и фруктов.
    – Дикие животные не делают запасы корма.

13. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).

    Осень
    Опустел скворечник, улетели птицы,
    Листьям на деревьях тоже не сидится.
    Целый день сегодня все летят, летят.
    Видно, тоже в Африку улететь хотят.
    (И. Токмакова)

Осень
Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла.
(А. Плещеев)

14. Развитие логического мышления.

А) Учимся отгадывать загадки.

    Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?
    (Осенью)

Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)

Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
И бормочет и поет, убаюкивает?
(Дождь)

Б) Упражнение “Правильно – неправильно” на развитие понимания причинно-следственных связей.

    Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что я взял зонт.
    Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.

15. Развитие связной устной речи.

А) Учимся отвечать на вопросы полным, распространенным предложением.

    Какая погода осенью?
    Какой идет дождик осенью?
    Где завяли цветы?
    Листья опадают откуда?
    Какие птицы улетели? Куда?
    Что собрали колхозники.

Б) Пересказ с опорой на вопросы.

    Осень.
    Солнце светит реже, стало прохладнее. Пасмурно, часто идут дожди. Дни становятся короче, ночи длиннее. Листья краснеют, желтеют, и начинается листопад. В садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей. Перелетные птицы улетают в теплые края.

Сначала поговорить с ребенком о том, что в каждом рассказе есть зачин (первое предложение), основное содержание (2-7 предложений) и окончание (последнее предложение). Предложите ребенку в прочитанном рассказе найти зачин, основное содержание и конец.
Вопросы:
– Как светит солнце?
– Какие стали дни, а какие ночи?
– Что происходит с листьями?
– Что делают люди осенью в садах и на огородах?
– Куда улетают перелетные птицы?

Читайте также:
Работа учителя-логопеда с родителями детей-логопатов в условиях общеобразовательной школы

16. Развитие мелкой моторки.
Нарисовать рисунок к рассказу “Осень”. Желательно, чтобы ребенок сделал несколько рисунков (по одному рисунку на каждое предложение) и использовал эти рисунки для пересказа.

17. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова “Осень на пороге”, “Кто куда”.

18. Ознакомление с музыкальными произведениями.
Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):
А. Вивальди. Концерт “Осень” (“Сбор урожая”) из цикла “Времена года”.
П. И. Чайковский “Осенняя песня (октябрь) из цикла “Времена года”.
В. А. Моцарт “Рондо” из “Маленькой ночной серенады”.

19. Ознакомление с репродукциями картин.
Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
М. Н. Воробьев. “Осенняя ночь в Петербурге”.
В. Поленов “Золотая осень”.

Комментарии к статьям
Развитие речи. Октябрь

01.10.2007, 21:31
галина

Отлично. мы тоже так же занимаемся 07.10.2007, 22:05
лена

мне очень нравятся все занятия. Огромное вам спасибо. 10.10.2007, 10:17
Татьяна

Огромное спасибо за все занятия. 16.10.2007, 10:27
Линара

мне понравилось, а есть для детей 3х лет 17.10.2007, 19:45
Оксана Сергеевна

Ответ Линаре.
Есть материал для детей 3 лет,но он в стадии систематизации,более адаптирован для умственно отсталых детей. 18.10.2007, 20:22
Сергиевская Елена

Оксана, хочу поблагодарить Вас за домашние задания. Я работаю в детском садике и использую Ваш материал как дополнение к нашей программе по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. 05.10.2011, 17:56
Светлана

Хорошая работа. Много полезного. Спасибо. 28.11.2011, 19:23
Зульфия

Прекрасная копилка для начинающего логопеда! Спасибо.

Логопедические игры на тему “Осень”

Игра является потребностью растущего ребенка и способствует гармоничному развитию личности. Упражнения в игровой форме осуществляются посредством комплексных действий, в ходе которых происходит развитие речи. При этом нужно отметить, что дети с ОНР и другими нарушениями речи, как правило, имеют схожие потребности в игре, что и их сверстники.

Игровой метод обучения позволяет создать заинтересованную, непринужденную обстановку. В ходе игры раскрывается индивидуальность ребенка, у него формируется чувство коллективизма, а также развиваются творческие способности.

Логопедические игры – это очень эффективный инструмент в арсенале логопеда. Они используются как для формирования правильной речи, так и для устранения различных ее нарушений. Специально подобранные игры и задания благоприятно воздействуют на все компоненты речи. В ходе игры ребенок получает возможность обогатить и закрепить свой словарь, расширить знания об окружающем мире, развить коммуникативные навыки и связную речь.

Ниже представлены различные упражнения в игровой форме по лексической теме «Осень». Этот материал будет полезен воспитателям детских садов, логопедам и родителям.

Цель логопедических игр лексической теме «Осень» – это комплексное развитие речи ребенка. В частности, они решают следующие задачи:

  • развитие слухового восприятия и внимания;
  • развитие речевого, в частности, фонематического слуха;
  • развитие артикуляторного и пальцевого праксиса;
  • формирование правильного звукопроизношения;
  • помощь в усвоении грамматических и лексических средств языка;
  • формирование связной речи;
  • развитие внимания, памяти и словесно-логического мышления.

Дидактические игры на тему «Осень» для детей

В качестве вступления можно рассказать детям про осень, о том, что характерно для этого времени года. В составление рассказа можно задействовать детей, задавая им вопросы о том, что именно они знают об осени (дети идут в школу, становится холоднее, падают листья с деревьев и т.д.).

Пальчиковые игры на тему «Осень»

Ветер северный подул: “С-с-с-с”, (дуем)

Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)

Дождик стал по ним стучать

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!” (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)

Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)

Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд-назад)

Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую).

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем).

«Вышли пальчики гулять»

Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)

Стали листья собирать, (собираем листики в ручку)

Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)

Сколько листиков собрали

Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)

Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх, делаем “фонарики”).

Далее представлены дидактические игры про осень, которые направлены на развитие связной речи, формирование лексико-грамматического строя речи и навыков словообразования.

Игра «Запасы зверей»
Задачи: совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду, развивать внимание, память, наблюдательность.
Атрибуты: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.
Ход игры: играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с изображением растений или грибов, называют, что это, и кладут к картинке определённого животного.
Примечание: игра может быть индивидуальной.

Читайте также:
Дифференциация звуков (С, Ш) - конспект логопедического занятия

Игра «С какого дерева лист?»
Задачи: совершенствовать умение дифференцировать деревья по их стволам и
листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.
Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев.
Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны
разложить листья на своё дерево.

Игра «Один – много»
Цель: обучение детей умению согласовывать прилагательные с существительными при изменении числа.
Солнечный день – солнечные дни
Серое облако – серые облака
Красивое дерево – ….
Холодный дождь – ….
Резиновый сапог – ….

«Говори наоборот»
«Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой – маленький.” Можно использовать следующие пары слов: солнечный – пасмурный, весенний – осенний, тёплый – холодный, мокрый – сухой и т.д.

«Что бывает осенью?»
Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.
Материал: сюжетные картинки с изображением различных времен года.
Ход игры: На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам называет их.
Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т.д.

Задания логопеда по теме (Осень)

Лексическая тема «Осень»

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, уро­жай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт; прилагательных:ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелет­ные, зимующие; глаголов:летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступа­ет, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, жел­теют, сохнут, моросит.

Игры и упражнения

«Назови ласково» (детям от 4 лет)

Дождь — дождик, дождичек солнце — солнышко

лужа — лужица дерево — деревце

ветер — ветерок лист — листок, листик, листочек

туча — тучка лес — лесок

сад — садик птица — птичка

«Один — много» (детям от 5 лет)
Месяц — месяцев дерево — деревьев

дождь — дождей фрукт — фруктов

лужа — луж овощ — овощей

урожай — урожаев листья — листьев

сад — садов птица — птиц

огород — огородов слякоть — слякоти

зонт — зонтов лес — лесов

«Один — много» (скажи по об­разцу) (детям от 5 лет)

Наступил осенний день — наступили осенние дни

на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья

плывет темная туча — плывут темные тучи

стоит большое дерево — стоят большие деревья,

идет холодный дождь — идут холодные дожди

дует сильный ветер — дуют сильные ветры

висит теплая куртка — висят теплые куртки

летит птичья стая — летят птичьи стаи

«Скажи со словом “осенний”» (детям от 4 лет)

Небо (какое?) — осеннее

ветер (какой?) — осенний

аллея (какая?) — осенняя

Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цве­ты, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

«Назови, какая погода?» (детям от 4 лет)

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая

дует ветер — ветреная

если на улице холодно, какая погода? — холодная

если пасмурно — пасмурная

Поиск антонимов «Скажи наоборот» (детям от 5 лет)

Осень ранняя — осень поздняя

день веселый — день грустный

день солнечный — день пасмурный

облако белое — туча черная

холодная погода — жаркая погода

хорошая погода — плохая погода

«Я начну, а ты закончи» (детям от 5 лет)

Люди осенью одеты, (во что?) –

школьники идут с портфелями (куда?) —

листья на деревьях стали (какими?) —

цветы на клумбах (что сделали?) —

птицы улетают (куда?) —

звери делают на зиму (что?) —

люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) —

«Исправь ошибки» (детям от 6 лет)

Весна прошла, и наступила осень.

Подули тёплые ветры, зацвели цветы, на деревьях распустились листочки.

Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки.

С юга прилетели птицы.

Дети надели панамки и вышли гулять во двор.

Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

Координация речи с движением

“Листья”

Читайте также:
Логопедическая работа с детьми-билингвистами в условиях логопункта

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на цыпочках, руки в стороны

Листья под ноги тихо ложатся Приседают

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками вправо-влево

Будто опять закружиться хотят. Поднимаются, кружатся

“Дождик”

К нам на длинной тонкой ножке Прыжки на одной ноге по кругу

Скачет дождик по дорожке.

В лужице – смотри, смотри! – Дети стоят лицом в круг;

Он пускает пузыри. ритмичные приседания

Стали мокрыми кусты, Руки вверх, потряхивание кистями

Стали мокрыми цветы. Наклон, руки к полу, потряхивание кистями

Мокрый серый воробей Встали, руки вдоль тела,

Сушит перышки скорей. потряхивание кистями

Пальчиковая гимнастика

Тексты к пальчиковой гимнастике надо учить, движения ребенок выполняет под ритм собственной речи.

Осень

Если листья пожелтели, Сжимать – разжимать кисти рук

Дождь холодный моросит, Совершать легкие колебательные

Птицы к югу полетели, Ладони повернуть к себе, большие пальцы

выпрямить и переплести «птичка»,

остальными пальцами совершать

Значит, осень к нам спешит. Хлопнуть в ладоши и вытянуть руки вперед ладошками вверх

Лексическая тема «Ягоды»

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: малина, черника, земляника, клубника, калина, брусника, голубика, крыжовник, смородина, рябина, шиповник, трава, корзина, туесок; прилагательных: сладкая, спелая, сочная, яркая, мелкая, крупная, вкусная, полезная, кислая; глаголов: собирать, искать, заметить, мелькнуть, варить, мочить, морозить, хранить, перебирать; прячется, синеет, краснеет, алеет, зреет; наречий: быстро, медленно, вкусно, вредно, плохо; предлогов: на, под, из-под, из-за, возле, между, около.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Игра «Один – много» (детям 4—8 лет)
Малина – малины – много малины
Клубника – клубника – много клубники
Рябина – рябина – много рябины

Упражнение «На зови ласково» (детям от 4 лет)

Малина – малинка
Черника – черничка
Земляника – земляничка

Поиск антонима «Скажи наоборот» (детям от 4 лет)
Клюква кислая, а малина … сладкая.

Игра «Названия соков» (детям от 5 лет)
Сок из малины – малиновый сок
Сок из клубники – клубничный сок

Игра «Жадина». Употребление местоимений «мой», «моя», «мое» с существительными
моя калина
мой крыжовник
мой шиповник и т.д.

«Что где росло? Где собрали?» Практическое употребление в речи предлогов: НА, В, С, ИЗ. Составление простого распространенного предложения с обстоятельством места.

Земляника росла под кустом.
Мы сорвали землянику с кустика.
Мы собрали землянику под кустом.

Развитие мелкой моторики. Пальчиковые гимнастики.

«В лес за ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять пальчики обеих рук “здороваются”,
начиная с больших пальцев
В лес идем погулять. обе руки “идут” указательными и
средними пальцами по столу
За черникой, загибать пальчики, начиная с большого
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.

«Ягоды»

Ягоды – это крыжовник, Указательным пальцем
Клюква, черника, брусника, одной руки пересчитывают,
Малина, клубника, шиповник, сгибая, пальцы
Смородина и земляника. на другой руке.
Запомнил ягоды я наконец.
Что это значит? Приподнимают плечи, удивляются.
Я – молодец!

За малиной в лес пойдём, Идут в хороводе, взявшись за руки.
в лес пойдём.
Спелых ягод наберём, Идут по кругу, обеими руками собирая
наберём. воображаемые ягоды.
Солнышко высоко. Встают лицом в круг, тянутся руками
А в лесу тропинка. вверх; потом пальчиками достают
«тропинку», сделав наклон.
Сладкая ты моя, Бегают по кругу, взявшись за руки.
Ягодка – малинка.

Отгадай загадки
Объясните, как вы догадались, какие слова помогли найти отгадки:

В алом сарафане
Куколка-матрешка.
Сорвет ее Таня,
Положит в лукошко. (Малина)

Что за ягодка лесная,
Будто небо, голубая? (Голубика)

Ягодка алая
В туесок попала,
Ее едят моченой
И с сахаром толченой. (Брусника)

На моховой кочке
Посреди болот
В аленьком платочке
Ягодка растет
Хоть на вкус она кисла,
Детям ягодка мила. (Клюква)

Из него варенье —
Словно изумруд.
Виноградом северным
Ягоды зовут. (Крыжовник)

К земле никнет стебелек,
Ягодка, как огонек. (Земляника)

Это вкусное варенье
Применяют для леченья —
Если кашель и бронхит,
Если горлышко болит. (Малиновое варенье)

Она бывает разной:
Черной, белой, красной.
Из нее для ребят
Готовят мусс и мармелад. (Смородина)

Послушайте стихотворения о ягодах. Выучите понравившееся стихотворение.

Ягоды. Какие они?
Ягодки, как шарики,
Россыпями бус.
Яркие фонарики,
Сочные на вкус.
Ягодки все разные:
Голубые, красные,
Кислые и сладкие,
Ворсистые и гладкие.
Соком ягоды полны.
И целебны, и вкусны!

Брусника
У брусники вкус особый:
То ли кислый, то ли нет.
Сколько ты ее ни пробуй,
Не найдешь на то ответ.
А зеленые листочки
Не желтеют и зимой.
Приносили мы из леса
Эту ягоду домой.
А. Богдарин

В лес по ягоды
Корзина малины
В руках у Аленушки.
А у Танюши в корзине –
На донышке.
Вздохнула Танюша
И маме сказала:
«Малину я в рот
По ошибке бросала»
Т. Дмитриев

Ежевика, ежевика!
Ой, как много!
Посмотри-ка!
Не стесняйся,
Ешь, малыш,
После маму угостишь.
Ф. Бобылев

Читайте также:
Использование нейрогимнастики на логопедических занятиях

Земляника
Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад наклониться,
А имя дала мне
Родная землица.
Ю. Кушак

Земляника
Этой крохотной девчушке
Жить не скучно на опушке
С паучками и жучками,
Земляными червячками.
А порою за травою
С милой матушкой землёю
Можно здесь уединиться
И секретами делиться.
А. Богдарин

Клубника
Клубника поспела!
Вся грядка горит,
Так сладко к себе
Ароматом манит.
– Бабуля!
Я буду тебе помогать!
Но ты разреши
Хоть клубничку сорвать.
В. Каризна

Клюква
Как в сахарной пудре,
В мелком снегу
Найти тебя в тундре
Не сразу смогу.
Любишь понежиться,
Выждать свой срок…
Прыгай, подснежница,
В мой туесок.
Л. Татьяничева

Малина
Собирала я в лесу
Ягоду малину.
Я домой не донесу
Полную корзину.
Ягодка по ягодке,
Ягодка по ягодке –
Дело продвигается,
Ягод убавляется…
Солнце греет горячо,
Далека дорога.
Не отведать ли еще
Ягодок немного.
Н. Саконская

Ну все, пожалуй, я рискну:
Попробую клубничку.
Себе одну, еще одну,
Быть может, для сестрички.
Две ягодки – такой пустяк,
Никто и не заметит.
Но получилось все не так,
Теперь я на диете.
А вышло так – как ни крути,
От правды, братцы, не уйти.
Не мыл я ягоды, и вот
От грязи заболел живот.
Е. Стеквашова

Хитренькая ягодка
Земляничка-бусинка
Нежится на грядке,
У малютки-ягодки
Хитрые повадки,
Хитрые повадки –
Прятать чубик сладкий.
Бурым листиком прикрылась,
Невидимкой претворилась,
Мол, иди меня найди…
Ну, шалунья, погоди!
И. Мельничук

Туесок брусники
Гибкий стебель повилики
Ствол обвил, как поясок.
Алой ягоды брусники
Набрала я туесок.
Хоть она и горьковата,
Но моченая — вкусна!
Мхов и хвои ароматов
Эта ягода полна.

Голубая ягодка
Взял Ванюша туесок,
Пошел Ваня во лесок.
Видит: ягодка на кочке
Укрывается листочком.
— Что за ягодка такая,
Словно небо, голубая?
Ягодка шепнула тихо:
—Я, Ванюша, голубика!

День рожденья
Вьет венок в лесу июнь,
Распевают птицы,
Одуванчик, только дунь —
Тотчас разлетится.
В молодой траве густой
Солнечные блики,
Нынче день рожденья мой,
Мой и земляники!

Клубника румянится
Аленушка, племянница!
Пойдем-ка в огород!
Клубника там румянится
И нас с тобой зовет.
Смотри, какие ягодки —
Крупны, сочны, вкусны.
Душистые и яркие,
И сладостью полны!
Мы ягодки незрелые
Не станем собирать,
Оставим их на солнышке
Расти и дозревать!

Нарисую ягодки
С клубникой свежей вазу
Поставили на стол.
Ее заметил сразу,
Лишь в комнату вошел.
Есть клубнику я не стану —
Лучше краски я достану,
Нарисую ягодки —
Влажные и яркие,
В каплях-бусинах росы
Удивительной красы!

Жаркая калина
Холодом веют
Осенние леса,
Лишь одна алеет
Ягода-краса.
Кисти раскалила
И горит огнем
Жаркая калина
Хмурым серым днем.
Видно куст калины
Далеко окрест,
Он теплом последним
Согревает лес.

Журавлиная ягода
Полыхает клюква на болотах
Россыпью багряною огней.
И уже готовится к отлету
Стая серебристых журавлей.
Все темнее и туманней ночи,
И вода в озерах — будто лед.
Бродит стая журавлей меж кочек,
Ягоду за ягодкой клюет.
— Скоро в путь!
Лишь поклюем немного
Ягодку, что силу нам дает,
И тогда отправимся в дорогу —
В долгий и нелегкий перелет.

Крыжовник
Замечательный крыжовник
Посадил в саду садовник —
Крупный, будто виноград,
Сладкий, словно рафинад”.

У медведя во бору
(Шутка)
У медведя во бору
Сладких ягод наберу.
Спит хозяин на печи,
Не аукай, не кричи,
Ты на цыпочках ходи,
Да его не разбуди!
Наберу малины
Полную корзину.
Как товар-то мой хорош!
Я продам его за грош.
Куплю волку кафтан,
А лисичке — сарафан,
Белочке — сережки,
Заиньке — сапожки.

Малиновое варенье
Полную корзину
Ягодок малины
Принесу домой.
Наварю варенья,
Будет угощенье
Для друзей зимой!

Ягоды смородины
Ягоды смородины
Черны, как агаты*.
Соберем смородины
Урожай богатый.
Круглые да гладкие
Сочные на вкус.
Будут очень сладкими
Сок, кисель и мусс.
Есть рецепт старинный,
Как варить компот,
Чтобы витамины
Были круглый год.

Гроздья красной бузины
Налились и созревают
Гроздья красной бузины,
Но никто их не срывает.
Да кому они нужны?
Тонкой кожицей покрыты,
Словно бусины горят,
Но горьки и ядовиты —
Это знает стар и млад!
—Так зачем, — скажи, садовник, —
В толк никак я не возьму,
Где смородина, крыжовник,
Посадил ты бузину?
—Ярки клевера головки,
Соком ягода полна,.
Потому что от огневки
Сад спасает бузина!

Черничный компот
Я спросил у Васи:
— Чем ты губы красил?
У тебя лиловый рот
И усы лиловые,
И лиловый сок течет
На рубашку новую.
И ответил Вася:
— Губы я не красил,
Я черничный пил компот,
Вот и стал лиловым рот!

Слова помеченные * нужно объяснить ребёнку.

Логопедические задания по лексической теме «Ягоды»

Алёна Антипина
Логопедические задания по лексической теме «Ягоды»

Читайте также:
Система формирования навыков и умений по развитию высших психических функций у дошкольников с ОНР

1. Что это? Назови одним словом: малина, клубника, черника, брусника

2. Отгадай загадки:

Эту ягодку найдете ее в саду, а на болоте.

Круглая, как пуговка, красненькая. (Клюква)

Я капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица. (Земляника)

3. Выучи стихотворение:

Я знаю, бывает смородина разной.

Черной бывает, и белой, и красной.

Крыжовник колючий и полосатый.

Но кто-нибудь ягоду видел усатой?

Трудно поверить в подобную чушь,

Только вдруг мама Сказала: ” Илюш!

Ножницы где? Подстригать помоги-ка.

Видишь, Усы отрастила клубника!”

4. «Назови блюда» (образование относительных прилагательных)

Сок из смородины – смородиновый сок

Варенье из клюквы – клюквенное варенье

Начинка для пирога из клубники – клубничная начинка

Пюре из брусники – брусничное пюре

Повидло из черники – черничное повидло

Джем из земляники – земляничный джем

Компот из малины – малиновый компот

Мусс из ежевики – ежевичный мусс

5. «Назови ласково» (образование уменьшительно – ласкательных существительных)

6. «Четвёртый лишний» (объясни почему)

-малина, мухомор, черника, клубника

-маслята, опята, грузди, ежевика

-виноград, слива, клубника, абрикос

7. Составь предложения, используя картинки и слова.

собирает, девочка, и, корзинку, в, ягоды, грибы

у, грядке, на, выросла, бабушка, клубника

Мальчик, сладкую, ест, малина

из, компот, сварила, и., ягоды, мама

8. «Родственные слова» (подбор однокоренных слов)

Земля (земляника, землица, земляной, земелька, землянка)

Чёрный (черника, чернеть, чернота, черныш)

9. Послушай рассказ. Перескажи его. В лесу.

Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.

10. Составь описательный рассказ о клюкве, или чернике.

Это черника. Она чёрного цвета. По размеру она маленькая. Черника запаха не имеет. Цветёт черника в мае, в начале июня. Растение черники состоит из: стебля, листьев, ягод, корней. Растёт черника в лесу. Из черники можно приготовить: варенье, компот, повидло, джем.

11. Составь рассказ – сравнение про ягоды: малина – ежевика, или клубника –земляника (на выбор) (сходство – отличия)

Образец рассказа о клубнике и земляники

Это клубника и земляника. Они похожи тем, что это ягоды. Эти ягоды красного цвета. Ещё они похожи тем, что они вкусные, сладкие. У этих ягод одинаковое строение растения: есть стебель, листья, ягоды, цветы, корни.

Отличаются они тем, что клубника большая, а земляника маленькая. Ещё они отличаются тем, что клубника растёт в саду, у человека. Её выращивает человек. Земляника растёт в лесу.

Для чего нужны домашние логопедические задания? Одним из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе является хорошая дошкольная подготовка. Л. С. Выготский писал: «Подготовить.

Задания по лексической теме «Правила дорожного движения» 1. «Составь предложение правильно» Машина, ехать, дорога. Самолет, небо, летит, высоко. Большой, волны, корабль, плывет. Шоссе, автомобиль,.

Изготовление своими руками наглядного материала к теме «Ягоды» Цель: создание доступных для понимания и эстетически привлекательных образов для более качественного освоения материла детьми дошкольного.

Подборка загадок по лексической теме «Космос» *** Самый первый в Космосе Летел с огромной скоростью Отважный русский парень Наш космонавт … (Гагарин) *** Звездолет — стальная птица,.

Подборка загадок по лексической теме «Весна» Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель – В гости к нам пришёл. (апрель) *** Тает снежок, ожил лужок.

Практические задания к семинару по теме «Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи» Практические задания к семинару Тема: Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры. Задание№1 Прочитайте текст, и.

Презентация по лексической теме «Мебель» Проект «Мебель для кукольного домика» Проект по лексической теме «Мебель» Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта: дети.

Проект «Вкусное лето» по теме «Ягоды» Проект «ВКУСНОЕ ЛЕТО» Паспорт проекта Актуальность: В ходе бесед с детьми о садовых ягодах выяснилось, что некоторые дети в недостаточной.

Сценарий развлечения по лексической теме «Одежда» МКОУ «Детский дом-школа №95» Сценарий развлечения по лексической теме “Одежда” средняя группа Составила: Воспитатель Рябчикова И. А.

Уголок по лексической теме «Транспорт» Уголок традиционно играет важную роль в работе с дошкольниками. Наглядно-информационный материал по лексической теме «Транспорт», расположенный.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: