Задания логопеда по теме Фрукты

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”

1. Рассмотрите с ребенком натуральные фрукты: яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, мандарин, лимон. Объясните, что это все можно назвать одним словом “фрукты”.

2. Обратите внимание на характерные признаки фруктов: вкус, цвет, форма, запах.

3. По возможности покажите и расскажите, где растут фрукты (в саду, на дереве).

4. Расскажите, что можно приготовить из фруктов.

5. Упражнение на согласование существительных с прилагательным. “Назови цвет, форму” Слива (какая?) – синяя, овальная.
Лимон (какой?) – .
Абрикос (какой?) – .
И т.д.

6. Упражнение “Посчитай” на согласование числительных с существительными.

    1 лимон, 2 лимона, 3 . 4 . 5 лимонов.
    1 слива, 2 . 3 . 4 . 5 .
    1 абрикос, 2 . 3 . 4 . 5 .
    1 груша, 2 . 3 . 4 . 5 .
    И т.д.

7. Упражнение “Назови ласково” на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Слива – сливка.
    Абрикос – абрикосик.
    И т.д.

8. Упражнение “Один-много” на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

    Один апельсин – много апельсинов.
    Одна груша – много груш.
    И т.д.

9. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.

    Слива – сливы.
    Яблоко – яблоки.
    Груша – груши.
    И т. д.

10. Упражнение “Закончи предложение” на употребление падежных форм существительного.

    Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного . (яблока). Мы съели все . (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной . (груши). Мы съели все . (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной . (сливы). Мы съели все . (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной . (вишни). Мы съели все . (вишни).

11. Упражнение “Назови варенье” (учимся образовывать относительные прилагательные).

    Варенье сварили из яблок, оно будет называться .
    Варенье сварили из груш, оно будет называться .
    Варенье сварили из персиков, оно будет называться .
    Варенье сварили из вишни, оно будет называться .
    Варенье сварили из слив, оно будет называться .
    И т. д.

12. Дидактические игры “Узнай на ощупь”, “Узнай по запаху” на развитие тактильно-вкусовых ощущений.

    Предложите ребенку узнать фрукты на ощупь (по запаху) с закрытыми глазами.

13. Упражнение “Что где растет?” на образование однокоренных слов.

    Яблоки растут на яблоне.
    Груши растут на .
    Сливы растут на .
    И т. д.

14. Развитие связной устной речи.
Учимся составлять сложносочиненные предложения с союзом “а” по образцу.

    Лимон кислый, а яблоко сладкое.
    Лимон овальный, а яблоко круглое.
    Лимон желтый, а яблоко зеленое.
    (И так на примере всех фруктов.)

15. Развитие логического мышления (учимся отгадывать загадки).

    Само с кулачок, красный бочок.
    Тронешь пальцем – гладко, а откусишь – сладко.
    (Яблоко)

  • На сучках висят шары,
    Посинели от жары.
    (Сливы)
  • 16. Развитие мелкой моторки.
    Ориентация на листе бумаги.

      На правой половинке листа нарисовать 3-4 маленьких фрукта, а на левой половинке листа нарисовать 3-4 больших фрукта.
      Ответить на вопрос: “Что ты нарисовал(а)?” (Я нарисовал(а) яблоко и яблочко)
      Если ребенок затрудняется сам нарисовать фрукты, то можно предложить ему обвести шаблоны фруктов, заготовленные Вами заранее из плотного картона. Можно использовать трафареты, которые продаются в магазинах или раскрасками

    17. Развитие мелкой моторики.
    Упражнения для пальчиков.

      Будем мы варить компот,
      Фруктов нужно много. Вот.
      (левую ладонь держать “ковшиком”,
      указательным пальцем правой руки “мешать” компот)
      Будем яблоки крошить,
      Грушу будем мы рубить.
      Отожмем лимонный сок,
      Слив положим и песок.
      (загибать пальцы по одному, начиная с большого пальца)
      Варим, варим мы компот.
      Угостим честной народ.
      (левую ладонь держать “ковшиком”, указательным пальцем правой руки “мешать” компот)

    18. Развитие слуховой памяти.
    Выучить стихотворение (любое).

    Осень добрая пришла,
    Нам подарки принесла:
    Яблоки душистые,
    Персики пушистые,
    Груши золотистые
    Осень принесла.

    Три яблока из сада
    Ежик притащил.
    Самое румяное
    Белке подарил.

    1. Рассмотрите с ребенком натуральные фрукты: яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, мандарин, лимон. Уточните, как это все можно назвать одним словом (“фрукты”). Расскажите, что лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут – цитрусовые. Помогите запомнить информацию.

    2. Обратите внимание на характерные признаки фруктов: вкус, цвет, форма, запах.

    3. Расспросить ребенка, знает ли он, где растут фрукты (в саду, на дереве).

    4. Выясните, знает ли Ваш ребенок, что можно приготовить из фруктов.

    5. Упражнение “Назови цвет, форму” на согласование существительных с прилагательным.

      Слива (какая?) – синяя, овальная.
      Лимон (какой?) – .
      Абрикос (какой?) – и т.д.
    Читайте также:
    Тематическое планирование логопедической работы в средней группе (ОНР)

    6. Упражнение “Посчитай” на согласование числительных с существительными.

      1 лимон, 2 лимона, 3 . 4 . 5 лимонов.
      1 слива, 2 . 3 . 4 . 5 .
      1 абрикос, 2 . 3 . 4 . 5 .
      1 груша, 2 . 3 . 4 . 5 .
      И т.д.

    7. Упражнение “Назови ласково” на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

      Слива – сливка.
      Абрикос – абрикосик.
      И т.д.

    8. Упражнение “Один-много” на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

      Один апельсин – много апельсинов.
      Одна груша – много груш.
      И т.д.

    9. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.

      Слива – сливы.
      Яблоко – яблоки.
      Груша – груши.
      И т. д.

    10. Упражнение “Закончи предложение” на употребление падежных форм существительного.

      Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного . (яблока). Мы съели все . (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной . (груши). Мы съели все . (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной . (сливы). Мы съели все . (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной . (вишни). Мы съели все . (вишни).

    11. Упражнение “Назови варенье” (учимся образовывать относительные прилагательные).

      Варенье сварили из яблок, оно будет называться .
      Варенье сварили из груш, оно будет называться .
      Варенье сварили из персиков, оно будет называться .
      Варенье сварили из вишни, оно будет называться .
      Варенье сварили из слив, оно будет называться .
      И т. д.

    12. Упражнение “Какие будут фрукты?” (учимся образовывать отглагольные прилагательные).

      – Если фрукты сварить, то они будут – вареные.
      – Если фрукты заморозить, то они станут .
      – Если яблоки запечь, тогда они получатся .
      – Если груши посушить, тогда они станут .
      Отработать упражнение на примере всех фруктов.

    14. Упражнение “Что где растет?” на образование однокоренных слов.

      Яблоки растут на яблоне. Груши растут на .
      Сливы растут на .
      И т.д.

    15. Развитие связной устной речи.

    А) Составление предложений из слов.

    • яблоки, лежать, яблоня, под
    • груша, расти, сад, в

    Б) Составление сложноподчиненных предложений (упражнение “Закончи предложение”)

      Мама собрала в саду яблоки, чтобы .
      Мама помыла груши, чтобы .
      Мама купила в магазине сливы, чтобы .

    В) Составление сложносочиненных предложений по образцу.

      Слива синяя, а яблоко – зеленное.
      Лимон кислый, а груша – .
      И т.д.

    16. Развитие мелкой моторики.
    Упражнения для пальчиков.

      Будем мы варить компот,
      Фруктов нужно много. Вот.
      (левую ладонь держать “ковшиком”,
      указательным пальцем правой руки “мешать” компот)
      Будем яблоки крошить,
      Грушу будем мы рубить.
      Отожмем лимонный сок,
      Слив положим и песок.
      (загибать пальцы по одному, начиная с большого пальца)
      Варим, варим мы компот.
      Угостим честной народ.
      (левую ладонь держать “ковшиком”, указательным пальцем правой руки “мешать” компот)

    17. Развитие логического мышления (учимся отгадывать загадки).

      В шкурке желтой, кислый он,
      Называется – .
      (Лимон)

    В шкурке золотистой,
    Сладкий и душистый.
    (Апельсин)

  • Схож он с бусами немножко,
    Каждый листик – как ладошка.
    Был зеленым, а поспел он –
    Стал янтарным, синим, белым.
    (Виноград)
  • 18. Развитие слуховой памяти.
    Выучить стихотворение (любое).

      Яблоко.
      Яблоко спелое, красное, сладкое,
      Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
      Яблоко я пополам разломлю,
      Яблоко с другом своим разделю.
      (Я. Аким)

    Наш сад.
    Прекрасен наш осенний сад.
    В нем слива есть и виноград.
    На ветках, как игрушки,
    И яблоки, и груши.
    А к ночи веет холодок
    И желтый лист шуршит у ног.
    Плоды мы утром соберем
    И всех соседей созовем.
    И солнышку помашем,
    “Спасибо, осень!” – скажем.
    (У. Рашид)

    Для занятий хорошим подспорьем будет альбом № 1 “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”. Автор Н. Э. Теремкова, стр. 1-4.

    Комментарии к статьям
    Развитие речи. Сентябрь

    12.09.2007, 18:15
    Магдалина

    Большое спасибо за материал. Я работаю в логопедической группе и пользуюсь им с самого начала.Так легко работать! 13.09.2007, 11:53
    ЛЕНА ЛАСИЧ

    СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА ТАКОЙ РАЗДЕЛ. ОН ТАК НАМ ПОМОГАЕТ. 22.09.2007, 11:10
    Тамара

    Большое спасибо за помощь.Хоть в Таллиннском дет. саду этот материал можно использовать не в полной мере, но подбор, его расстановка и планирование очень помогли в работе! 23.09.2007, 10:43
    Татьяна

    Очень полезный материал.Спасибо от начинающих логопедов! 25.07.2008, 21:32
    светлана

    Хорошо бы ребенку почитать сказку про мышта Крутя и Вертя и петушка там рассказывается как получается хлеб. 21.09.2008, 08:54
    Татьяна, начинающий user

    случайно нашла ваш сайт. материала много по любой теме, буду обязательно выборочно его использовать в своей работе. 11.10.2008, 21:24
    Марина

    Этот материал просто находка для молодых логопедов. Спасибо большое. Я обязательно буду его использовать в своей практике. 05.11.2008, 10:12
    светлана

    Ещн хорошо почитать сказку о петушке и Мышатах крути и Верти там рассказывается про хлеб 24.08.2009, 17:04
    майя

    Читайте также:
    Подгрупповое логопедическое занятие для детей 3-4 лет: Осень, Деревья

    СПАСИБО!СПАСИБО!СПАСИБО! Я как мама очень благодарна издателю сайта и всем кто принимал участие в этом столь полезном,так скажем проекте.Мы с дочкой(5 ЛЕТ) АЛЛОЙ,занимаемся не каждый день ,но очень охотно все читаем повторяем а потом она самостоятельно играет со своими куклами.Это очень хороший покозатель.Очень все пончтно и граммотно написанно и не так утомительно как порой бывает. СПАСИБО БОЛЬШОЕ ОТ НАШЕЙ СЕМЬИ! ТАК ДЕРЖАТЬ! 08.09.2009, 12:33
    Ольга

    Большое спасибо! Дочке почставили ОНР 3 вида, но надеюсь, мы от него уйдем! 21.09.2009, 18:22
    Татьяна

    Огромное спасибо! Материал просто замечательный. Все доступно, понятно. Легко работать даже начинающим воспитателям логопедических групп. 11.10.2010, 15:53
    татьяна

    Очень здорово, нам бы таких логопедов в сад 24.02.2011, 13:05
    софия

    большое спасибо за такой интересный материал 11.10.2019, 01:05
    Евгений

    Перезвоните мне пожалуйста по номеру. 8 (499) 322-46-85 Евгений.

    Лексическая тема «Сад. Фрукты»

    Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, семена, плод, косточка, кожура, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, садовник, дерево, листья, плод, фрукты, урожай, витамины, полив, компот, джем, варенье, сок;
    прилагательных: фруктовый, красный, зеленый, желтый, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный, созревший, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, зрелый незрелый, червивый, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий, шероховатый, красивый, вкусный, сахарный, нежный, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный; глаголов: сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, окапывать; наречий: высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.

    Употребление местоимений «мой», «моя», «мое» с существительным (мое яблоко, моя слива)

    «Один — много» (детям 4—8 лет). До 5 лет вариант игры укорочен (без слова много).
    Яблоко — яблоки — яблок
    груша — груши — груш
    слива — сливы — слив
    персик — персики — персиков
    абрикос — абрикосы — абрикосов
    хурма — хурма — много хурмы
    вишня — вишни — много вишни (несколько вишен)
    апельсин — апельсины — апельсинов
    лимон — лимоны — лимонов
    фрукт — фрукты — фруктов
    сад — сады — садов
    косточка — косточки — косточек
    дерево — деревья — деревьев
    ветка — ветки — веток
    пальма — пальмы — пальм
    семя (семечко) — семена — много семян
    сок — соки — много соков, много сока

    «Назови ласково» (детям от 4 лет)

    Яблоко — яблочко — яблочки
    груша — грушка — грушки
    лимон — лимончик — лимончики
    апельсин — апельсинчик — апельсинчики
    мандарин — мандаринчик — мандаринчики
    абрикос — абрикосик — абрикосики
    вишня — вишенка — вишенки
    банан — бананчик — бананчики
    дерево — деревце — деревца
    сад — садик — садики
    ветка — веточка — веточки

    Образование относительных прилагательных «Назови, какое дерево?» (детям 6—8 лет)

    Дерево с яблоками — яблоневое — яблоня
    . грушами — грушевое — груша
    . сливами — сливовое — слива
    . персиками — персиковое — персик
    . абрикосами — абрикосовое — абрикос;

    Образование относительных прилагательных «Назови, какой сок?»
    (детям от 5 лет)
    Сок из яблок — яблочный
    . груш — грушевый
    . слив — сливовый
    . вишни — вишневый
    . лимонов — лимонный
    . абрикосов — абрикосовый
    . апельсинов — апельсиновый
    . персиков — персиковый
    . фруктов — фруктовый
    . мандаринов — мандариновый

    Игра «Посчитай» (детям от 5 лет)
    Учим согласовывать названия овощей с числительными.

    Одно яблоко — два яблока — пять яблок
    одна груша — две груши — пять груш
    один банан — два банана — пять бананов и т.д.

    «Посчитай фрукты» (детям 6—8 лет)
    одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок
    одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш
    один желтый банан — два желтых банана — пять желтых бананов.

    Игра «Угадай» (детям от 5 лет)
    Тренируем в узнавании фрукта по его части.
    Долька (чего?) мандарина, апельсина.
    Косточка (чего?) вишни, сливы, яблока, груши.
    Гроздь (чего?) винограда
    Кожура (чего?) яблока, груши, апельсина.

    Игра «Красивые слова» (детям от 5 лет)
    Упражняем в подборе прилагательных.
    Яблоко (какое?) (вкусное, сладкое, душистое, нежное, сочное, наливное, Румяное, красное, желтое, золотистое, полосатое, спелое, мягкое, твердое, (не) большое, маленькое. )
    Яблоки (какие?) (крупные, сушеные, печеные, летние, осенние, зимние, поздние, южные, антоновские. )
    Груша (какая?) (сладкая, вкусная, ароматная, душистая, сочная, мягкая, твердая, желтая, зеленая, зелено-коричневая. )

    Игра «Отгадай фрукт по описанию»
    1. Желтый, кислый, овальный, спелый, душистый, растет на дереве. (Лимон.)
    2. Круглое, сочное, сладкое, красное, спелое, твердое, вкусное, румяное. (Яблоко.)
    Работа продолжается по подбору эпитетов с другими фруктами.

    Игра «Что лишнее?»
    Учим выделять общий признак в словах, развиваем умение обобщать.
    Груша, яблоко, помидор, персик (помидор)
    Гранат, апельсин, банан, яблоко (банан)
    Капуста, тыква, киви, кабачок (киви)
    Абрикос, лимон, банан, персик (лимон)

    Читайте также:
    Сценарий открытого тематического развлечения 'Как ослик счастье искал'

    Игра «Да и нет»
    Если ребенок согласен, то он должен сказать «да», если не согласен — «нет».
    На огороде растут: картошка, капуста, яблоки, груши, свекла, морковь.
    В огороде сажают: морковь, огурцы, яблоки, петрушку, сливы.
    В саду растут: груши, малина, кабачки, картофель, булки, яблоки, смородина.

    «Скажи наоборот»
    Персик большой, а абрикос. маленький;
    у яблока семечек много, а у сливы . одна косточка;
    апельсин круглый, а банан . длинный;
    лимон кислый, а персик . сладкий;
    апельсин больше, а мандарин. меньше

    Игра «Доскажи словечко»
    Развиваем чувство ритма. Хорошо если слово-отгадку ребенок нарисует или слепит.
    Важен он, как господин,
    Этот сочный. (апельсин).

    Кислый — очень кислый он!
    В чай к нам просится. (лимон).

    Вот, на дереве красивом
    Синим цветом манят. (сливы).

    Пальчиковая гимнастика

    На базар ходили мы

    (соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга).

    На базар ходили мы, мизинцы
    Много груш там и хурмы, безымянные
    Есть лимоны, апельсины, средние
    Дыни, сливы, мандарины, указательные
    Но купили мы арбуз — большие
    Это самый вкусный груз! пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх

    Фрукты
    Как у нашей Зины
    Фрукты есть в корзине: Дети делают ладошки «корзинкой».
    Яблоки и груши,
    Чтоб ребята кушали,
    Персики и сливы –
    До чего красивы!
    Посмотрите на ранет! Сгибают пальчики, начиная с мизинца.
    Вкуснее наших фруктов нет! Гладят живот.

    Фруктовая ладошка
    Этот пальчик – апельсин,
    Он, конечно, не один.
    Этот пальчик – слива,
    Вкусная, красивая.
    Этот пальчик – абрикос,
    Высоко на ветке рос.
    Этот пальчик – груша,
    Просит: «Ну-ка, скушай!»
    Этот пальчик – ананас, Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.
    Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя.

    Зарядка

    Руки поднимаем, яблоки срываем. Дети повторяют движения.
    Руки опускаем. В корзину собираем. Дети садятся.
    Руки поднимаем и в корзину убираем.
    А теперь, ребята, встать,
    Руки медленно поднять, Дети повторяют движения.
    Пальцы сжать, потом разжать,
    Руки вниз и так стоять.
    Наклонитесь вправо, влево
    И беритесь вновь за дело.

    Считалки

    Над горою солнце встало,
    С неба яблоко упало,
    По лазоревым лугам
    Покатилось прямо к нам!
    Покатилось, покатилось,
    В речку с мостика свалилось.
    Кто увидел — не дремли,
    Поскорей его лови!
    Кто поймал, тот молодец, —
    Ведь считалочке конец!

    Стихотворения для заучивания и автоматизации поставленных звуков:

    Абрикос

    Ты на знойном юге рос.

    Тебя солнышко ласкало –

    Соки сладкие вливало,

    Ветерок тебя трепал –

    Аромат плодам давал.

    Умывали тебя росы,

    Проносились мимо грозы.

    Вот и вырос абрикос –

    Цвет нежнее, чем у роз,

    С твёрдой косточкою гладкой,

    Ароматный, вкусный, сладкий!

    Рыжий, спелый абрикос

    Рыжий, спелый абрикос

    Нам с собой сюрприз принес,

    У него внутри есть кость,

    Если взять и расколоть,

    То тогда найдем ядро,

    Очень вкусно и хитро,

    Как шкатулочка чудес –

    Кушай с ядрышом и без!

    автор: О. Шалимова

    Душистая сладкая дыня

    Душистая сладкая дыня

    Ломтями лежит на столе.

    Вот ломтик для маленькой Дины,

    А этот достанется мне.

    От корочки мякоть отходит,

    Янтарного сока полна.

    Глаз с дыни и киска не сводит,

    Но любит ли дыню она?

    Я ей ароматный кусочек

    Отрезал и предложил,

    Но пробовать Мурка не хочет,

    И дольку я в рот положил.

    Дынюшка

    На припёке в огороде

    Чудо дивное природы –

    Серо-жёлтая на вид

    А над ней – оса кружится,

    На неё – пчела садится:

    У всего, что здесь жужжит,

    А коль так – она созрела.

    Значит, ты берись за дело!

    Поскорей её снимай,

    На кусочки разрезай.

    Все вокруг: и стар, и млад –

    Поспешат на аромат!

    Я от счастья просто млею –

    Ем. Но капельку жалею,

    Что ужасно тесен рот,

    И совсем уж мал живот!

    Принесли мне ананас

    Помню я, как в первый раз

    Принесли мне ананас.

    У меня весеннее.

    Стали все меня просить

    Хоть кусочек откусить.

    Он колючий – не хочу.

    Вот прошёл всего часок,

    И остался лишь кусок.

    Я попробовать решила.

    Ну, ребята, что тут было.

    Стало мне обидно очень,

    В День Рожденья, между прочим!

    Что такую вкусноту

    Расхватали на лету.

    Четко поняла тогда,

    Что хотя бы иногда,

    Маму нужно слушать,

    Что велели – кушать.

    автор: Н. Губская

    Поспевай же, ананас

    Ананас растет на грядке –

    Это знают все ребятки;

    Чтобы нам понравиться,

    И мечтает поскорей

    Стать полезным для людей.

    Поспевай же, ананас, –

    Наслаждение для нас!

    Читайте также:
    Cкрапбукинг на логопедических занятиях

    Лимончик желтые бока

    Лимончик желтые бока

    На солнышке согрел,

    Он теплый и живой в руках

    И очень-очень спел!

    Его нарежем мы сейчас,

    И будет лакомство для нас

    На целый вечерок!

    Апельсин как солнце светит

    Апельсин как солнце светит,

    Он на блюдечке лежит!

    Он о море и о лете,

    Всем ребятам говорит!

    Ешьте дети апельсин,

    Это солнца витамин!

    Он лучист и ароматен,

    И на вкус весьма приятен!

    Апельсина сок хорош,

    Когда жарко, его пьёшь!

    Пьёшь и отдыхаешь!

    Как меняется слива

    платье за платьем

    нет, не понравилось:

    Вот надоело также и это, –

    платье надела синего цвета.

    сменить не успела:

    пришла наша Катя

    да сливу и съела.

    Самый главный сладкий плод

    В нашем садике растёт.

    Он янтарный и душистый,

    Крупный, круглый и хрустящий,

    Есть с румяненьким бочком,

    И с весёлым червячком.

    Наша яблоня на диво

    Много яблок подарила:

    Очень сладких, ароматных,

    И на вкус таких приятных.

    автор: Т. Лаврова

    Яблочко румяное, налитое соком

    Практические задания воспитателям по лексической теме “Фрукты”

    • Коррекционно-развивающие технологии в работе с дошкольниками (М.Ф. Фомичёва, Е.А. Дьякова) (13)
    • Технология формирования лексико-грамматической стороны речи ( О.С. Гомзяк, Н.Э.Теремкова) (16)
    • Игровые технологии в коррекционной работе логопеда ( Е.А.Екжанова, О.А.Фроликова), (8)
    • Информационно-коммуникативные технологии в коррекционной работе с дошкольниками (Белая К.Ю.) (3)
    • Технология готовности ребенка к началу школьного обучения (Н.Н.Павлова, Л.Г. Руденко; Е.А.Екжанова) (3)
    • Технология эмоциональной поддержки детей в период адаптации к условиям детского сада. (14)
    • Технология организации взаимодействия родителей и педагогов в условиях образовательной организации. (6)

    Практические задания воспитателям по лексической теме “Фрукты”

    Практический материал воспитателям по лексической теме “Фрукты”

    апельсин, ананас, банан, груша, вишня, черешня, лимон, слива, яблоко, яблоня, мандарин, фрукт, гранат, хурма, киви, персик, абрикос, косточка, кожура, сок, варенье, джем, повидло.

    расти, цвести, зреть, плодоносить, наливаться, зацветать, отцветать, вырасти, созреть, дозреть.

    красивый, сочный, вкусный, сахарный, нежный, кислый, сладкий, мягкий, твёрдый, ароматный, наливное, румяное (яблоко), лимонный, грушевый, сливовый, виноградный, вишневый (сок), абрикосовое, яблочное, персиковое (варенье).

    Яблоко спелое, красное, сладкое, (Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, разгибают по одному пальцу на каждое слово

    определение на обеих руках одновременно.)

    Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

    Яблоко я пополам разломлю, (Складывают ладони вместе и разводят пальцы в разные стороны — раскрывают ладони.)

    Яблоко с другом своим разделю. (Выставляют ладони вперёд.)

    Координация речи с движением «Осень»

    Цели: учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение, работать над общими речевыми навыками (вопросительной интонацией).

    Осень моя, осень,

    Сад краснеет в росах.

    В зелени приносит.

    Светятся, как звёзды,

    В зелени меж листьями.

    К яблоньке пойду я,

    Поклонюсь я тонкой:

    Может быть, уронит мне

    Яблочко в шапчонку.

    К груше подойду я

    И подставлю кружку:

    Может быть, подарит мне

    Осень моя, осень,

    Сад краснеет в росах,

    В зелени приносит.

    (Идут по кругу, взявшись за руки.)

    (Сходятся в центр круга, руки поднимают вверх.)

    (Расходятся из круга, руки вниз.)

    (Делают поклон с рукой от плеча.)

    (Протягивают руки вперёд.)

    (Делают поклон с другой рукой от плеча.)

    (Выставляют руки вперёд, пальцы сложены в виде кружки.)

    (Пожимают плечами и берутся за руки.)

    (Ведут хоровод в другую сторону. )

    Цели: развивать общие речевые навыки: чёткость дикции, правильное звукопроизношение, правильное голосоведение.

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование: кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку.

    Яблоко спелое, красное, сладкое,

    Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

    Яблоко я пополам разломлю,

    Яблоко с другом своим разделю.

    Цели: развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи.

    АБРИКОС И ДРУГИЕ

    — Арбуз! — Раздался папин бас.

    А дочь вздохнула:

    А что же вкусней?

    Очень трудный вопрос.

    Есть лёгкий ответ:

    Игра «Найди различия»

    Цель: развивать зрительное внимание. Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и найти не менее пяти отличий.

    Игра «Кто запомнит больше слов?»

    Цели: развивать слуховое внимание и слухоречевую память.

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование. Дети встают по кругу. Ребёнок называет фрукт и передаёт мяч другому. Второй ребёнок должен запомнить предыдущее слово и назвать своё. Следующий ребёнок называет два предыдущих слова и своё. Если ребёнок ошибается, он выходит из игры. Выигрывает тот, кто остаётся последним.

    Игра «Сад и огород»

    Цели: учить различать овощи и фрукты. Закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты».

    Ход игры. Воспитатель делит детей на две группы и выдает каждой группе по корзинке. Перед детьми на ковре (столе) муляжи овощей и фруктов. Дети должны собрать урожай: одна группа собирает только овощи, другая только фрукты.

    Цели: совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных).

    Ход игры. Воспитатель помещает на ковролинограф картинку, на которой изображён повар, а вокруг него картинки с изображением стакана с соком, банки с вареньем и пирожка. Воспитатель закрепляет на ковролинографе какой-либо фрукт, а дети рассказывают, какие сок, варенье и начинку для пирога приготовил повар из него.

    Читайте также:
    Конспект занятия по формированию произносительных навыков

    Повар приготовил из яблок яблочный сок, сварил яблочное варенье, испёк пирожок с яблочной начинкой и т. п.

    Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям нарисовать только те фрукты, названия которых начинаются со звука [а].

    Выигрывает тот, кто нарисовал больше фруктов.

    Игра «Отгадай слово»

    Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять первый и последний звук в слове.

    Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением фруктов и предлагает детям отгадать, какое слово задумано по первому и последнему звуку. Тот ребёнок, который отгадал, получает картинку. В конце игры подсчитывается результат.

    Первый звук [а], последний — [н] (апельсин).

    Игра «Составь слово»

    Цели: совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, развивать связную речь, логическое мышление.

    Ход игры. Воспитатель называет детям ряд слов. Дети из первых звуков данных слов составляют новое слово. Объясняют смысл нового слова.

    СЛИВА, АНАНАС, ДЫНЯ — сад

    ПАПАЙЯ, АПЕЛЬСИН, ПЛОДЫ, АЙВА— папа

    МАНДАРИН, АВОКАДО, КОСТОЧКА— мак

    Дополнительно можно задать детям вопрос, какое слово в ряду лишнее и почему (когда это целесообразно).

    Игра «Назови слово»

    Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять количество и последовательность гласных звуков в слове.

    Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми схемы слов с обозначенными гласными звуками, дети отгадывают название фрукта по схеме.

    ___И _ А — слива

    А _ А _ А _ — ананас

    ___У _ А — груша

    Цели: развивать слуховое внимание, слуховую память, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

    Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют. Затем все вместе разучивают загадку.

    Было зелёное платье атласное.

    Нет, не понравилось, выбрала красное,

    Но надоело платье и это,

    Платье надела синего цвета.

    Игра «Загадай загадку»

    Цели: развивать связную речь, обучать детей составлению рассказов- описаний по графической схеме.

    ХОД игры. Дети сами загадывают друг другу загадки, описывая фрукт по опорной схеме.

    Текст для пересказа

    Петя нарисовал яблоко. Оно получилось такое красивое, что не выдержало и выкатилось из

    альбома, как настоящее! Петя взял яблоко и отнёс его маме.

    На следующий день он опять нарисовал красивое красное яблоко. И опять оно выкатилось из альбома. Он взял и подарил его папе.

    На третий день Петя нарисовал большое- пребольшое яблоко: один бок у него был ярко- красный, другой — ярко-жёлтый, а на маленьком черенке — зелёный листок. Яблоко скатилось со странички и упало Пете на коленки. Петя откусил яблоко; оно оказалось таким вкусным, что он тут же пожалел: — Зря я отдал два яблока папе и маме. Лучше бы сам их съел. Теперь только для себя рисовать буду. Только он это сказал, как яблоко тут же выпало из его рук и вкатилось обратно в альбом. Теперь оно стало нарисованным, только один бок у него был надкусан.

    Что нарисовал Петя?

    Почему яблоко выкатилось из альбома?

    Кому Петя отдал первое яблоко? А второе?

    Что случилось на третий день?

    О чём пожалел Петя?

    Почему яблоко снова стало нарисованным?

    Текст для пересказа

    Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

    Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах

    есть косточка, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».

    Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.

    Что купила детям мама?

    Что сделал Ваня, когда никого не было?

    Что сказал отец за обедом?

    Что ответили дети?

    Какое чувство испытывал Ваня из-за своего поступка?

    Занятие «Фрукты»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад «Алёнка»

    Никифоровского района Тамбовской области

    Конспект занятия в старшей группе по лексической теме

    Давыдова Елена Юрьевна

    расширение и активизация словаря.
    Образовывать множественное число существительных.
    Учить образовывать существительные с уменьшительно-
    ласкательными суффиксам.
    Учить согласовывать существительные с прилагательными.
    Учить образовывать относительные прилагательные.
    Развивать фонематическое восприятие.
    Развивать мелкую моторику.

    Читайте также:
    Конспект логопедического занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы. Тема: Звуки (Д), (Дь). Буква Д, д

    Оборудование: картинки с изображением фруктов, разрезные картинки фруктов

    1. Ход занятия

    Логопед: Сейчас я загадаю вам загадки.

    Жарким солнышком согрет,

    В шкурку, как в броню, одет.

    Удивит собою нас

    Кто-то там, в углу садовом,

    В скромном платьице лиловом

    Прячется в листве пугливо.

    Догадались? Это. (слива)

    Фрукт похож на неваляшку,

    Носит желтую рубашку.

    Тишину в саду нарушив,

    С дерева упала. (груша)

    Желтый цитрусовый плод

    В странах солнечных растет.

    А на вкус кислейший он.

    Как зовут его? (Лимон)

    Этот фрукт в рубашке яркой

    Любит, чтобы было жарко.

    Не растет среди осин

    Круглый рыжий. (апельсин)

    Знают этот фрукт детишки,

    Любят есть его мартышки.

    Родом он из жарких стран.

    Высоко растет. (банан)

    Круглое, румяное, я расту на ветке;
    Любят меня взрослые и маленькие детки.
    (Яблоко)

    Логопед: Молодцы! Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках? (фрукты)

    Сегодня мы с вами поговорим о фруктах.

    2.Игра «Один — много»

    Логопед: Я буду называть один фрукт, а вы много фруктов.

    Яблоко – яблоки
    Банан – бананы
    Апельсин – апельсины
    Мандарин – мандарины
    Слива – сливы

    3.Игра «Назови, какой сок?»

    Сок из яблок — яблочный,

    4. Игра «Назови ласково»

    Логопед: Я буду называть фрукт, а вы будете называть его ласково.
    Апельсин – апельсинчик;
    Мандарин – мандаринчик; ;
    Банан – бананчик;
    Яблоко –яблочко;
    Лимон –лимончик;

    5. «Четвертый лишний»

    Логопед: Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово.

    Груша, лук, яблоко, абрикос.

    Помидор, груша, свёкла, тыква.

    Апельсин, банан, огурец, вишня.

    Яблоко, виноград, картошка, слива.

    6. Физкультминутка

    Будем мы варить компот. маршировать на месте

    Фруктов нужно много. показать руками – “много”

    Будем яблоки крошить, имитировать: как крошат

    Грушу будем мы рубить, рубят,

    Отожмем лимонный сок, отжимают,

    Слив положим и песок. кладут, насыпают песок

    Варим, варим мы компот, повернуться вокруг себя

    Угостим честной народ. хлопать в ладоши

    7. Игра «Угадай, про какой фрукт я говорю»

    Вкусная, полезная, мягкая, зелёная, сладкая, сочная аппетитная. (Груша)

    Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, красное. (Яблоко)

    Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный. (Банан)

    Вкусная, полезная, мягкая, синяя, овальная, сладкая, сочная, мелкая. (Слива)

    Вкусный, оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный. (Апельсин)

    8. Игра. «Собери картинки».

    Логопед: Соберите картинки и назовите фрукты, которые у вас получились. ( Банан, груша, апельсин, ананас, яблоко).

    Конспект фронтального занятия для детей с ОНР в подг. группе по лексической теме:«Фрукты. Сад»

    Шерстобитова Алёна Николаевна,

    МАДОУ Боровский детский сад “Журавушка”

    Цель занятия: отработать лексико-грамматические конструкции и активизировать словарный запас на материале лексической темы: «Фрукты. Сад».

    Обучающие:

    – закрепление знаний детей по лексической теме: «Фрукты.Сад»;

    – формирование навыка правильного словообразования и словоизменения;

    – формирование навыка образовывать относительные прилагательные;

    – формирование навыка грамматически правильно строить предложения;

    – закрепление навыка образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

    – закрепление навыка согласовывать существительные с числительными в роде, числе, падеже;

    – развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения.

    Коррекционные:

    – развитие моторики артикуляционного аппарата;

    – развитие общей, ручной и мелкой моторики руки.

    Воспитательные:

    – воспитание интереса к содержанию занятия через занимательные упражнения и наглядный материал;

    – воспитание усидчивости, настойчивости и целеустремленности при выполнении заданий через слово педагога,

    – способствовать проявлению положительных эмоций.

    Организация среды для проведения образовательной деятельности . Зеркала.

    2. Предметные картинки с изображением фруктов для артикуляционной гимнастики.

    3. Натуральные фрукты или муляжи.

    6. Слайды с изображением грушевого дерева, фруктового кустарника, волшебника, магазина с фруктами.

    Ход занятия

    Организационный момент

    Логопед. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие во «Фруктовую страну». Но так как наше путешествие сказочное, мы полетим на ковре-самолёте. (Дети подходят к ковру–самолёту и рассматривают его).

    Основной этап

    Логопед произносит волшебные слова:

    Очутиться в новой сказке

    Мы хотим, мы хотим

    На ковре, на самолёте полетим, полетим.

    Во время полета предложить детям закрыть глаза, понюхать воздух и потрогать руками облака.

    Логопед. Раз, два, три наш ковер коснись земли.

    Вот мы и прилетели в волшебную фруктовую страну, на фруктовую поляну. Впереди стоит грушевое дерево. На нем висят твердые груши.

    Логопед. Дети, а как вы думаете, почему груши твердые? (Ответы детей).

    Логопед. Мы же в сказочном мире!

    Игровое упражнение «Жуем твердую грушу». (Упражнение для жевательно-артикуляционных мышц).

    Идем дальше. На пути встречается фруктовый куст, под которым стоит корзина с различными фруктами. Из-за куста раздается необычный голосок. «Детки, ваши щечки круглые, как яблочки». Надуйте обе щеки.

    Читайте также:
    Презентация: Развитие фонематических процессов

    «Спрячьте сливу за щёку». Надуйте попеременно то правую, то левую щёку.

    Вытяните губки вперёд узкой трубочкой и у вас получится «Круглая виноградинка».

    Улыбнитесь, приподняв уголки губ вверх. Губы оставьте сомкнутыми и у вас получится «банан».

    Гуляя по саду, мы увидели качели. Давайте покачаем наш язычок. Поднимайте язычок вверх и опускайте вниз, высунув его изо рта.

    На качелях я качаюсь

    Игра «Один – много»

    Логопед. Я буду называть один фрукт, а вы много фруктов.

    Логопед. Но так, как мы с вами в сказочной стране, здесь есть волшебник, который превращает большие фрукты в маленькие – сказочные.

    Было большое яблоко, а стало маленькое яблочко

    слива – сливочка (сливка)

    Логопед. Поиграем с фруктами в прятки. («Чего не стало?»)

    Апельсина, груши, яблока, ананаса, сливы, лимона, мандарина.

    Логопед. В этой фруктовой стране, как и в нашей, есть магазины, на витринах которых лежат фрукты. Сосчитаем их.

    Одно яблоко, два яблока…пять яблок;

    одна груша, две груши…пять груш;

    одна слива, две сливы…пять слив;

    один абрикос, два абрикоса…пять абрикосов;

    один ананас, два ананаса…пять ананасов.

    Продолжая путешествовать по удивительной стране, наткнулись на стол с угощением.

    «Вкусная игра»

    На столе угощение: порожки, конфеты, варенье. Мы пригласили гостей. Гости сели за стол. Расскажите гостям, с чем пирожки, из чего варенье, и какие конфеты лежат в вазочке. Пусть гости сами выберут, что им больше нравится.

    Варенье из яблок – яблочное.

    Пирог из яблок – яблочный.

    Конфета из яблок – яблочная.

    Варенье из груш – грушевое.

    Пирог из груш – грушевый.

    Конфета из груш – грушевая.

    Варенье из слив – сливовое.

    Пирог из слив – сливовый.

    Конфета из слив – сливовая.

    Логопед. Наше путешествие продолжается, а что это за мешочек?

    Дидактическая игра «Узнай на ощупь».

    У меня в руках мешочек, а в нём лежат фрукты. Вы должны просунув руку в мешочек, взять фрукт и не глядя, назвать и описать его.

    Логопед. Ребята, а у нас еще задание.

    «Подружи словечки» (Составьте предложения по образцу)

    Яблоки, в, саду, растут, сочные, красные. (В саду растут сочные красные яблоки.)

    Бананы, на, растут, пальме, высокой.

    Саду, в, нашем, фруктов, много, растёт.

    Лимон, горький, полезный, но, очень, кислый.

    Логопед. Дети, посмотрите на небо. Нарисуйте пальцами в воздухе свой любимый фрукт, а я его угадаю.

    Логопед. Здесь очень интересно и удивительно. Но нам пора возвращаться в детский сад. Займите места на ковре-самолете. Скорее говорим волшебные слова:

    Очутиться снова в группе

    Мы хотим, мы хотим

    На ковре на самолете

    Подведение итогов

    Логопед. Вот мы и вернулись домой. Ребята, вам понравилось наше путешествие? А в какой стране мы побывали? Что вам больше всего запомнилось?

    Литература

    1. Лынская М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика: Комплексы упражнений для преодоления артикуляционной апраксии у детей дошкольного возраста/ М.И. Лынская. – М.: ПАРАДИГМА, 2016.- 28. с.
    2. Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 4-6 лет.-СПб.: КОРОНА принт, 2004.-80с
    3. Сидорова У.М. Учим слова и предложения. Речевые игры для детей 6-7 лет: В 5 тетрадях. Тетрадь 1. – М.: Т.Ц Сфера, 2014.- 32с. (Домашняя логопедическая тетрадь).
    4. http://logoportal.ru/zanyatie-fruktyi/.html
    5. https://infourok.ru/konsrekt-nod-puteshestvie-na-kovre-samolete-1303658.html
    6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/12/01/kartoteka-podvizhnyh-igr-i-palchikovoy-gimnastiki-po-teme-ovoshchi
    7. https://www.maam.ru/detskijsad/artikuljacionye-gimnastiki-po-leksicheskim-temam.html

    «Свидетельство о публикации в СМИ» № 0005397

    Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
    – Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
    – Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

    Почему выгодно публиковаться у нас?

    1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
    2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
    3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
    4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
    5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

    Конспекты логопедических занятий.

    • от 0 до 3 лет
    • от 3 до 7 лет
    • Готовимся к школе
    • Логопед для школьников

    Серия конспектов логопедических занятий по лексической теме “ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ”.

    Кириллова Ю., учитель-логопед.

    ТЕМА: “ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ”.

    Цель:- расширение и активизация словаря.
    Задачи: – образовывать множественное число существительных;
    – учить образовывать существительные с уменьшительно-
    ласкательными суффиксами;
    – учить образовывать относительные прилагательные;
    – подбирать прилагательные к существительному;
    – учить подбирать слова- антонимы;
    – согласование существительных с числительными;
    – развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.
    Оборудование: картинки с изображением осени, листьев мяч.
    Ход занятия:

    1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика. “ОСЕНЬ ”

    Читайте также:
    Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука (Ч)

    Ветер по лесу летал,
    Ветер листики считал:
    Вот дубовый,
    Вот кленовый,
    Вот рябиновый резной,
    Вот с березки — золотой,
    Вот последний лист с осинки
    Ветер бросил на тропинку.
    Н. Нищева (Плавные, волнообразные движения ладонями.)

    (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

    (Спокойно укладывают ладони на стол.)

    2. Введение в тему.

    Какое сейчас время года? (осень)
    Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
    Назовите признаки осени? (дождь, листопад, холод, ветер, овощи, фрукты, грибы).

    3. Игра “Большой – маленький”
    В гости пришел гномик. Он из сказочной страны. В стране гнома все маленькое, поэтому и говорят они про все ласково. И мы будем говорить ласково.
    Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка
    Дерево- деревце куст- кустик
    Лист- листочек солнце- солнышко
    Цветок- цветочек ветка- веточка
    Лес- лесочек трава- травка
    Дождь- дождик ветер- ветерок
    Туча- тучка

    4. Игра “Один – много”
    Гриб – грибы ягода – ягоды
    Дерево – деревья куст – кусты
    Лист – листья лужа – лужи
    Дождь – дожди ветка – ветки
    Сук- сучья туча – тучи.

    5. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

    Все зверушки на опушке
    Ищут грузди и волнушки.
    Белочки скакали,
    Рыжики срывали.
    Лисичка бежала,
    Лисички собирала.
    Скакали зайчатки,
    Искали опятки.
    Медведь проходил,
    Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

    (Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

    (Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

    (Скачут стоя, “срывают” грибы.)

    (Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

    5. Игра “Наоборот”
    Дерево высокое – низкое лист широкий – узкий
    Ствол толстый – тонкий деревья мокрые – сухие
    Дорожка грязная – чистая день осенью короткий – летом длинный

    6 . Игра “Подбери признак”.
    Осень (какая?) – ранняя, поздняя, золотая, дождливая, солнечная, урожайная, холодная,…
    Листья (какие?) – желтые, красные, разноцветные, сухие,…

    7. Игра “Назови лист” (по картинкам).
    Березовый, дубовый, рябиновый, липовый, кленовый, осиновый,…

    9 . Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
    Игра “Четвертый лишний”.
    Береза, осина, сирень, дуб.
    Шиповник, орешник, сирень, липа.

    ТЕМА: “ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ”.

    Цель: – развитие связной речи.
    Задачи: – учить распространять предложения прилагательными;
    – учить составлять рассказ по картине с опорой на схему.
    – учить образовывать существительные род. падежа;
    – учить подбирать слова- антонимы;
    – развивать мелкую моторику, внимание, мышление.
    Оборудование: картина с изображением осени, фланелеграф, картинки для фланелеграфа, опорные картинки.
    Ход занятия:

    1. Орг. момент. Отгадывание загадок.
    Когда это бывает? (Осенью)
    Шумит он в поле и в лесу, а в дом не попадет.
    И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
    Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

    2. Игра “Чего не стало?”
    (картина на фланелеграфе).

    3. Игра “Что изменилось?”
    (картина на фланелеграфе).

    4. Игра “Наоборот”
    Дерево высокое – низкое лист широкий – узкий
    Ствол толстый – тонкий деревья мокрые – сухие
    Дорожка грязная – чистая день осенью короткий – летом длинный

    5. Распространение предложений прилагательными.
    Наступила осень. Наступила холодная, дождливая, поздняя осень.
    Идет дождь. Идет холодный, мелкий, моросящий, дождь.
    Дует ветер. Дует сильный, холодный ветер.

    6. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

    Все зверушки на опушке
    Ищут грузди и волнушки.
    Белочки скакали,
    Рыжики срывали.
    Лисичка бежала,
    Лисички собирала.
    Скакали зайчатки,
    Искали опятки.
    Медведь проходил,
    Мухомор раздавил.
    (Дети идут в хороводе.)

    (Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

    (Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

    (Скачут стоя, “срывают” грибы.)

    (Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

    8. Пальчиковая гимнастика. “ОСЕНЬ”

    Ветер по лесу летал,
    Ветер листики считал:
    Вот дубовый,
    Вот кленовый,
    Вот рябиновый резной,
    Вот с березки — золотой,
    Вот последний лист с осинки
    Ветер бросил на тропинку.
    Н. Нищева (Плавные, волнообразные движения ладонями.)

    (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
    (Спокойно укладывают ладони на стол.)

    9. Составление рассказа по картине с опорой на схему.
    Наступила холодная осень. Небо осенью серое, хмурое, часто идет мелкий дождь. Дует холодный ветер. Листья желтеют и опадают на землю. Трава сохнет и чернеет. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Мне нравится осень потому, что осенью красивые деревья.

    10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.

    Картотека игр и упражнений по лексической теме «Осень».
    картотека по логопедии (старшая группа)

    Данный материал поможет педагогам групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в работе по лексической теме “Осень”.

    Скачать:

    Вложение Размер
    Картотека игр и упражнений по лексической теме “Осень”. 452.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Лексическая тема: Осень

    Дети должны знать:
    — названия осенних месяцев;
    — основные приметы осени;
    — что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;
    — что делают осенью животные и птицы;
    — чем занимаются люди;
    — какие подарки людям принесла осень;
    — почему об осени говорят «золотая».
    Расширение словарного запаса детей:
    названия : осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;
    признаки : ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие;
    действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

    Грамматический строй речи

    Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
    «Назови ласково»

    Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,
    лужа — лужица, дерево — деревце,
    ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,
    туча — тучка, лес — лесок,
    сад — садик, птица — птичка.

    Образование множественного числа существительных в родительном падеже
    «Один — много»
    Месяц — месяцев, дерево — деревьев,
    дождь — дождей, фрукт — фруктов,
    лужа — луж, овощ — овощей,
    урожай — урожаев, листья — листьев,
    сад — садов, птица — птиц,
    огород — огородов, слякоть — слякоти,
    зонт — зонтов, лес — лесов.

    Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом “осенний”»

    Небо (какое?) — осеннее,
    ветер (какой?) — осенний,
    аллея (какая?) — осенняя.
    Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

    Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

    Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,
    . дует ветер — ветреная;
    если на улице холодно, какая погода? — холодная;
    если пасмурно — пасмурная,
    . сыро — сырая,
    . хмуро — хмурая,
    . солнечно — солнечная,
    . ясно — ясная.

    Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много»
    Наступил осенний день — наступили осенние дни,
    на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,
    плывет темная туча — плывут темные тучи,
    стоит большое дерево — стоят большие деревья,
    идет холодный дождь — идут холодные дожди,
    дует сильный ветер — дуют сильные ветры,
    висит теплая куртка — висят теплые куртки,
    летит птичья стая — летят птичьи стаи.

    Лексический строй речи

    Пересказ рассказа «Осень»

    После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а мелкие и холодные.
    В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши).
    Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.
    Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты — в саду.
    Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.

    Поиск антонимов «Скажи наоборот»

    Осень ранняя — осень поздняя,
    день веселый — день грустный,
    день солнечный — день пасмурный,
    облако белое — туча черная,
    . холодная — жаркая,
    . хорошая — плохая.

    Поиск соответствующего понятия
    «Я начну, а ты закончи»

    Люди осенью одеты, (во что?) — . ;
    школьники идут с портфелями (куда?) — . ;
    листья на деревьях стали (какими?) — . ;
    цветы на клумбах (что сделали?) — . ;
    птицы улетают (куда?) — . ;
    звери делают на зиму (что?) — . ;
    люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — .

    Построение монолога
    «Расскажи об осени по плану»:

    1) когда наступает осень;
    2) осенние месяцы;
    3) приметы осени в природе;
    4) красота золотой осени;
    5) что делают птицы и животные осенью;
    6) труд человека в осенний период;
    7) осенняя одежда.

    Поиск фактических ошибок
    «Исправь ошибки»

    Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.
    Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

    Осень наступила, высохли цветы,
    И глядят уныло голые кусты.
    Вянет и желтеет травка на лугах.
    Только зеленеет озимь1 на полях.
    Туча небо кроет, солнце не блестит.
    Ветер в поле воет, дождик моросит.
    Воды зашумели быстрого ручья.
    Птички улетели в теплые края.
    А.Н. Плещеев

    Утром мы во двор идем —
    Листья сыплются дождем,
    Под ногами шелестят
    И летят, летят, летят. (Осень.)

    Сухой — клин, мокрый — блин. (Зонтик.)

    Меня часто зовут, дожидаются,
    А приду — от меня укрываются. (Дождик.)

    Листья желтые летят,
    Под ногами шелестят.
    Солнце уж не припекает.
    Когда все это бывает? (Осенью.)

    Все деревья облетели,
    Зеленеют только ели,
    Днем и ночью дождик льет,
    Грязь и лужи у ворот. (Осень.)

    Подвижная игра
    «Здравствуй, осень!»

    Ведущий: Здравствуй, осень!
    Дети: водят хоровод.
    Здравствуй, осень!
    Хорошо, что ты пришла.
    У тебя мы, осень, спросим,
    Что в подарок принесла?
    Имитируют приготовление пирогов.
    Принесла я вам муки —
    Дети: Значит, будут пироги.
    Ведущий: Принесла вам гречки —
    Дети Каша будет в печке.
    Имитируют резание овощей.
    Ведущий Принесла вам
    овощей —
    Дети И для супа, и для щей.
    Ведущий Рады ли вы грушам?
    Разводят руки, показывая коло¬ду меда.
    Дети На зиму насушим.
    Ведущий Принесла и меду —
    Дети Полную колоду!
    Ведущий: А уж яблоки —
    что мед! На варенье, на компот.
    Дети: Ты и яблок, ты и меду,
    Ты и хлеба припасла,
    А хорошую погоду
    Нам в подарок принесла?
    Ведущий: Дождику вы рады?
    Дети: Не хотим, не надо!
    Кто под дождик попадет
    Тот сейчас водить пойдет.
    Убегают, «прячутся от дождя».

    Музыкально-ритмическое упражнение
    Осенние листочки

    Мы листики осенние,
    На ветках мы сидим.
    Дунул ветер — полетели.
    Мы летели, мы летели
    И на землю тихо сели,
    Ветер снова набежал
    И листочки все поднял.
    Повертел их, покрутил
    И на землю опустил.
    Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

    Пальчиковая гимнастика
    “Осень”

    Разбросала осень листья, (раскрывать и закрывать кулачки)
    Разукрасила их кистью. (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)
    Мы в осенний парк пойдём,(«Шагают» пальцами обеих рук.)
    Букеты листьев соберём. (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)
    Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,)
    Лист дубовый, лист рябинки,
    Рыжий тополиный лист
    На дорожку спрыгнул вниз. (спрыгнуть со стульчика и приземлиться на корточки на ковер)
    И. Михеева

    Рассказываем по ролям:

    — Солнце, солнце, Ты откуда?
    — Я из тучки золотой.
    — Дождик, дождик, Ты откуда?
    — Я из тучи грозовой.
    — Ветер, ветер, Ты откуда?
    — Я из дальней стороны.
    – Листик, листик, ты откуда?
    – Из березовой страны!
    Из пособия Г. Быстровой, Э.Сизовой, Т. Шуйской

    Закличка
    ОСЕННЯЯ
    Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.
    Осень, осень,
    В гости просим.
    Погости недель восемь:
    С обильными хлебами,
    С первыми снегами,
    С листопадом и дождём,
    С перелётным журавлём.

    Раз, два, три, четыре, пять, – загибаем пальчики, начиная с большого

    Будем листья собирать. – сжимаем и разжимаем кулачки

    Листья березы, – загибаем пальчики, начиная с большого

    Листики дуба мы соберем,

    Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.

    Рассмотрите вместе с ребенком картины, назовите признаки осенней природы:

    И. Левитан «Октябрь»

    И. Бродский «Упавшие листья»

    Ф. Васильев «Перед дождем»

    Л. Афремов “Осень”

    В. Куприянов “Осень”

    И.Левитан “В лесу осенью”

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры и упражнения по лексической теме “Осень” для детей старшей логопедической группы.

    Представленный материал значительно облегчит работу логопеда по планированию задания для воспитателя.

    Картотека игр и упражнений по лексической теме “Весна”

    Данный материал может быть полезен учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений.

    Картотека игр и упражнений по лексической теме “Мамин праздник”

    Данный материал может быть полезен для учителей-логопедов по лексической теме “Мамин праздник&quot.

    Картотека игр и упражнений по лексической теме «Фрукты».

    Данный речевой материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

    Картотека игр и упражнений по лексической теме «Фрукты».

    Данный материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

    Картотека игр и упражнений по лексической теме НАСЕКОМЫЕ

    Картотека игр, упражнений, художественной литературы по теме “Насекомые” для старшего дошкольного возраста.

    Картотека игр и упражнений по лексической теме РЫБЫ

    Картотека игр, упражнений, художественной литературы по теме “Рыбы” для старшего дошкольного возраста.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: