Задания логопеда по лексической теме ‘Рыбы’

Домашнее задание по лексической теме: “рыбы”
материал по логопедии (старшая группа)

Домашнее задание для детей старшего возраста

Скачать:

Вложение Размер
ryby.doc 285.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Расширение словарного запаса детей:

А: камбала, вьюн, летучая рыба, судак, пескарь, плотва, треска, акула, аквариум, река, озеро, пруд, море, рыба, малек, икра, охота, хищники, золотая (рыбка), меченосец, гуппи, скалярия, щука, сом, окунь, лещ, карась, линь, сазан, чешуя, жабры, хвост, плавники.

Б: ёрш, семга, кета, иваси, осетр, путасу.

А,Б прозрачный, юркий, хищный, длинный, зубастый, усатый, полосатый, широкий, золотистый, речные, морские, аквариумные, короткий, длинный, смелый, трусливый, сильная, слабая, глубокое, мелкое, чистая, грязная, глубокое, длинная, короткая.

А,Б: плавать, охотиться, притаиться, размножаться, питаться, ловить, откладывать, жарить, варить, солить, есть, спасаться.

2. Игровое упражнение «Один – много» (ответы ребенка записать) А:

3. Игровое упражнение «Мы считаем 1-2-5-9» (ответы ребенка записать) Б:

Одна хищная щука, две хищные щуки, пять хищных щук, девять хищных щук.

Один юркий меченосец,

Один круглый аквариум,

Один мелкий малек,

4. Игровое упражнение «Какой? Какая? Какие?» – назови 3 признака (ответы ребенка записать) А:

Щука – какая? – хищная, зубастая, длинная.

5. Игровое упражнение «Что делает? Что делал? Что будет делать?» (ответы ребенка записать) А,Б:

Пескарь – плавает, плавал, будет плавать.

Гуппи – откладывает икру,

6. Игровое у применение «Скажи наоборот» (ответы ребенка записать) Б:

Водоросли высокие — низкие

7. Игровое упражнение «Сравни» (ответы ребенка записать) Б:

Пруд широкий, а озеро шире.

Щука зубастая, а акула .

Река прозрачная, а пруд

У скалярии хвост большой, а у золотой рыбки

У леща чешуя крупная, а у сазана

В реке много воды, а в море

8. Массаж пальцев рук (на каждую цифру разминание фаланги одного пальца,
направление массажных движений от ногтевой фаланги к основанию пальца –
работают обе руки) Б:

Рыбки живут в океане. большой палец левой руки

В реке, пруду и аквариуме. указательный

Ах сколько тех рыбок, скажи. средний левая рука

Мне их имена подскажи. безымянный

Ерш и акулы, семга караси, мизинец

Лещи и сазаны, кета иваси; мизинец

Камбала и форель. безымянный правая рука

Осетры и путасу средний

Вот, умница! указательный

Ты не ошибся ни разу. большой палец правой руки
(И.И. Лукебанова)

9. Пальчиковая гимнастика (на каждое название рыбы загибать по одному пальцу) А:

Раз, два, три, четыре, пять,

Рыб нам всех не сосчитать.

Щука щелкнула зубами,

Что за сом – судите сами!

А карась плывет в водице,

Ищет, чем же поживиться.

Сом усами шевельнул,

Рассердился и заснул.

В самой гуще камыша

Показался ёрш едва.

Линь с такой же неохотой

Все скользил, плавниками шевелил.

10. Игровое упражнение «Исправь ошибки Незнайки» (запиши правильное предложение, составленное ребенком) Б:

Уплыла, за, рыба, добычей. Рыба уплыла за добычей.

Удочка, ловит, рыбу, рыболов.

Зарастал, низкий, камыш, берег.

Стоял, мостик, на, рыбак.

11. Развитие связной речи. Составление описательного рассказа с
опорой на схему (ответы ребенка записать) А,Б:

12. Развитие связной речи Пересказ. А:

Рома – рыболов. Рано утром он собрался на рыбалку. Накопал червей, сменил поплавок и грузило на удочке. На пруду Рома забрался под куст ракиты и забросил удочку. Сначала Роме попался карп, потом – пара карасей, потом голавль. Удачная рыбалка!

  1. Кто рыболов?
  2. Что он сделал утром?
  3. Кого он накопал?
  4. Куда он забрался?
  5. Какая рыба ему попалась?

13. Развитие связной речи Пересказ. Б:

Смотрел-смотрел Левушка, как старшие братья в озере рыбу ловят, и захотелось ему самому попробовать. Вернулся он домой и попросил дедушку снарядить его на рыбалку. Дал дедушка ему удочку, дал, банку с червями, объяснил, как червяка на крючок насаживать, и пожелал хорошего улова «Спасибо, – ответил Левушка, – я большую рыбу поймаю».

Начал он удить – фазу большая попалась. Тянул он ее, тянул, а вытянуть не может. Пришлось ему раздеться, разуться и в воду лезть. Смотрит – а это и не рыба вовсе, просто крючок за какие-то корни зацепился.

Шел Левушка домой грустный и думал: «Что я дедушке скажу? Зачем я хвастался?»

  1. На кого смотрел Левушка?
  2. Кого он попросил собрать его на рыбалку?
  3. Что дал дедушка?
  4. Что случилось?
  5. Чем закончилась рыбалка?

14. Игровое упражнение «Нарисуй по образцу», «Заштрихуй рыбку»А,Б:

Цель: Развитие зрительного внимания, графических навыков.

15. Игровое упражнение «Заяц – рыболов» А:

Цель: Развивать зрительное внимание, графические навыки.

Инструкция: Возле рыбок, плывущих вправо, нарисуй треугольник (сосчитай). Возле рыбок, плывущих влево, нарисуй круги (сосчитай).

Конспект логопедического занятия Рыбы

Формирование и расширение словаря по теме «рыбы». Совершенствование грамматического строя речи

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия Рыбы»

Жупикова Ирина Анатольевна

Детский сад № 214 ОАО «РЖД»

Учитель-логопед

Образовательные: Формирование и расширение словаря по теме

Совершенствование грамматического строя речи

(образование существительных с уменьшитель-

но-ласкательными суффиксами, согласование

существительных с прилагательными в роде,

числе, падеже); синтаксической стороны речи

Коррекционные: Развитие фонематического слуха и восприятия.

Развитие зрительного восприятия, мелкой мотори-

ки, пространственной ориентировки.

Профилактика зрения, развитие межполушарного

Воспитательные: Продолжать воспитывать у детей умения выслу-

шивать до конца ответы товарища.

Оборудование: «аквариумы», фигурки рыб, схемы-картинки, п/картинки разновидностей рыб, мяч.

Ход занятия

Придумал кто-то просто и мудро

Здороваться при встрече: «Доброе утро!».

Доброе утро, солнце и птицы!

Доброе утро, веселые лица!

Давайте улыбнемся друг другу и пойдем на свои места.

Усаживайтесь поудобнее. Сегодня нас ждут интересные задания и игры, поэтому надо быть предельно внимательными и слушать.

1-е задание: Нужно отгадать загадку и сказать о ком она.

Плавает в воде, любит червячков и может попасться рыбаку на крючок?

Логопед: Правильно, это рыба.

2-е задание: Каких рыб вы знаете?

Дети называют логопед выставляет на доске п/к рыб (сом, щука, карась, окунь, акула, камбала и др.)

Логопед: Ребята, рыбы которые живут в аквариуме, называются…

Логопед: В реке живут…

Дети: Речные рыбы.

Логопед: А в море?

3-е задание: Работа над называнием частей тела рыб.

Логопед: Все рыбы разные, но у всех есть одинаковые части тела. Давайте внимательно посмотрим и назовем их.

Дети: Голова, туловище, хвост, плавники, рот, глаза.

Динамическая пауза

Логопед: Давайте представим, что мы рыбки и поиграем:

Рыбки плавают, резвятся

В чистой, тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке

Дети выполняют соответствующие движения.

4-е задание: игра с мячом – называние слов, обозначающих действия.

Логопед: Что рыбы делают в воде?

Дети: играют, плавают, резвятся, едят, дышат, кувыркаются

5-е задание: игра с элементами рисования левой и правой рукой «Назови ласково»на развитие межполушарного взаимодействия

Логопед: Мы с Вами уже умеем называть разные предметы ласково. Сейчас я каждому раздам листок бумаги, на котором слева расположены рисунки. Вы должны будете назвать предмет и справа нарисовать его уже меньшего размера.

(солнце-солнышко; облако – облачко; рыба-рыбка; река-реченька).

6- задание: Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Послушайте, и скажите, какой звук я выделяю в слове рыба? РРРРыба.

Логопед: Ребята, перед вами лежат листы картона и фигурки рыб. Представьте, что картон это аквариум. Давайте поселим в аквариум столько рыбок, сколько слов со звуком Р вы услышите (рак, вода, ракушка, волна, краб, карась, песок)

Динамическая пауза на снятие зрительного напряжения:

Тихо посидим немножко,

Закроем глаза ладошкой.

Сразу сделалось темно…

Руки убираем, смотрим в окно

И снова ладошкой закрываем глаза.

Смотрим направо, а там – стена!

Часто-часто моргают глаза,

А теперь все смотрим на меня.

7-е задание: игра «Закончи предложение»

Логопед: Помогите мне закончить предложения, используя слово «рыба». Я начну, а вы продолжайте:

В море плавает много (рыб).

В аквариуме живут разные (рыбки).

Мама сварила уху из (рыбы).

Рыболов поймал на крючок (рыбу).

Маленькую рыбу мы назовем (рыбешкой).

8-е задание: развитие связной речи.

Логопед: Ребята, а рыбы умеют разговаривать?

Логопед: Есть даже пословица: «Нем как рыба». Интересно, а что было бы, если рыбы вдруг заговорили? Что они смогли нам рассказать?

Итог занятия: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились на занятии. О ком мы сегодня говорили? Вам понравилось? Давайте тогда улыбнемся друг другу и на память я подарю вам фигурки рыбок.

Игры и упражнения

Упражнение «Один – много». Образование существительных мн.ч И. Р.п.

окунь – много окуней

Упражнение «Рыбы – малютки и рыбы-великаны». Формирование навыка словообразования, употребление существительных с суффиксами -ище, -ища:

пескарь — пескарик -пескарище, ,

ерш —ершик – ершище,

рыба — рыбка – рыбища,

карась – карасик – карасище,

окунь – окунек – окунище

Упражнение «Вопросы — ответы ». Образование притяжательных прилагательных

Чья голова? — Это рыбья голова.

Чьи жабры? — Это рыбьи жабры.

Чье туловище? — Это рыбье туловище.

Чья чешуя? — Это рыбья чешуя.

Чей хвост? — Это рыбий хвост.

Чье брюшко? — Это рыбье брюшко.

Чьи плавники? — Это рыбьи плавники.

Чьи икринки? — Это рыбьи икринки.

Чьи кости? – Это рыбьи кости.

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Рыбка плавает в водице, Сложенными вместе ладонями дети

Рыбке весело играть. изображают, как плывет рыбка.

Рыбка, рыбка, озорница, Грозят пальчиком.

Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони.

Рыбка спинку изогнула, Снова изображают, как плывет рыбка

Крошку хлебную взяла. Делают хватательное движение обеими руками.

Рыбка хвостиком махнула, Снова «плывут».

Рыбка быстро уплыла.

Пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим»

Жил да был один налим Плавные движения сложенными ладонями,

имитирующие движения плавников.

Два ерша дружили с ним. Ладони раздвинуты;

движения ладонями порознь.

Прилетали к ним три утки Руки сложены накрест, взмахи ладонями.

По четыре раза в сутки Сжимать и разжимать кулачки.

И учили их считать: Загибать пальчики, начиная с большого.

Раз, два, три, четыре, пять.

Отгадайте загадки. Объясните, как вы догадались, какие слова помог­ли найти отгадки.

В воде она живет.

Нет клюва, а клюет. (Рыба)

Ползет наоборот—задом наперед. (Рак)

Она — гроза морей,

Прочь от нее скорей! (Акула)

В зыбкой темной глубине

День-деньской лежит на дне.

На одном боку лежит

И добычу сторожит. (Камбала)

Если пляшет поплавок,

Значит клюнул. (Окунек)

Словно зеркальце, сверкает

А под ним блестит, играет

Светлая струя. (Зеркальный карп)

желания сбываются. (Щука)

Из моря в ручеек

Путь и труден и далек.

Рыба этот путь пройдет

И родной ручей найдет. (Лосось)

Он веселый, молодой

С чешуею золотой. (Карась)

Он колючий, словно еж,

И зовем его мы. (Ерш)

Там, где много тины,

Стихотворения для автоматизации поставленных звуков.

Где спит рыбка? (звуки С, Ш, Р)

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий — к конуре.

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин — к дырочке в полу.

Жаль, что в речке на воде

Нет следов твоих нигде.

Только темень. Только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь? И. Токмакова

Сом (звуки С, Ш, Р)

Под корягой дремлет сом,

Ну какой же это сон,

Чуть прилег, и вдруг налим

Очутился рядом с ним,

В самой гуще камыша

Два поссорились ерша.

Щука щелкнула зубами.

Что за сон — судите сами!

Сом усами шевельнул,

Рассердился и. заснул. Е. Стюарт

В тихой речке (звуки Ч, Л, Р)

В тихой речке у причала

Рыбка рыбку повстречала:

– На рыбалке я была,

Дядю Петю – чудака.

– Где же твой рыбак?

– Нет, ушел, хитрец!

Сорвался! Е. Чеповецкий

Ерши (звуки С, Ш, Р)

Шесть задиристых ершей.

Не ершитесь вы, ерши,

Лучше спрячьтесь в камыши.

Щука ждет у камышей. Ю. Могутин

Золотые рыбки (звуки Л, Р)

Рыбки золотом горят.

Мне из манки спозаранку

Варят кашу и твердят,

Что и я от каши той

Тоже буду золотой. В. Орлов

И рыба клюет (звуки С, Ш, Р)

Боится идти на рыбалку рыбак.

– Чего ты робеешь,

Скажи мне, чудак?

К реке не подходит

С тех пор, как прослышал,

Что рыба клюет. В. Татаринов

Леня спрашивает Петю:

– Как вязать для рыбы сети?

– Много дырок надо взять,

Все их нитками связать. В. Бирюков

Летучие рыбы (звуки Ч, ЛЬ, Р)

Вы к нам в детский сад

Прилететь не могли бы?

Летите ж скорее,

Всей группой ждем вас:

Живой уголок появился

У нас. Ю. Капотов

Мы ловили рыбу с лодки,

А лентяй – со сковородки.

Мы поджарили треску,

Разделили по куску.

А лентяю – ни куска:

– В море, друг, твоя треска! И. Демьянов

На рыбалке (звуки С, Р)

Петя с удочкой сидит,

Зорко на воду глядит.

В ней малютки карасята

Роют ил, как поросята.

Стая старых карасей

Бойко вертит у крючка,

Чтобы снять червя с крючка. Г. Ладонщиков

Одинокий сом (звуки С, Р)

Открытое подгрупповое логопедическое занятие по теме “Обитатели воды. Рыбы”

Разделы: Логопедия

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • формирование знаний о механизме организации звука “Р” и его акустических особенностях;
  • формирование грамматического строя речи: согласование существительных с числительным в роде, числе; образование притяжательных прилагательных; формирование понятия “родственные слова”;
  • расширение лексического запаса по изучаемой теме;
  • развитие связной речи: составление предложений по опорным словам; заучивание наизусть с опорой на мнемотаблицу;
  • закрепление умения детей определять место звука в слове; выполнять звуковой анализ в прямых и обратных слогах.

Коррекционные задачи:

  • развитие моторики артикуляционного аппарата;
  • формирование речевого дыхания;
  • развитие внимания, памяти, фонематического слуха, мелкой и общей моторики;
  • автоматизация звука “Р” в слогах, словах, предложениях, в тексте.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать заботливое отношение к природе;
  • коррекция личности в целом.

Оборудование: “Чешуйки” с текстами загадок, картинка рыбки, картинки к загадкам. Настольные зеркала, перфокарты, звукозапись, магнитная доска, музыкальные инструменты. Картинка яблони с яблоками, на которых приклеены картинки с родственными словами слову “рыба”, 2 ведерка, 2 удочки, картинки – рыбок, карточки с цифрами от 1 до 5, мнемотаблица к заучиванию стихотворения.

Ход занятия

1) Дети входят в кабинет. На столе лежат “чешуйки” с текстами загадок. Дети берут по одной “чешуйке”, логопед зачитывает загадку. После того, как дети отгадали загадку, вставляем “чешуйку” в рыбку.

В воде она живет
Нет клюва, а клюет.

За правильный ответ повторите чистоговорку: РА-РА-РА – поднимайся детвора.

Что за звезды в глубине
На песке лежат на дне?
а вопрос ответить просто:
На песке – (морские звезды)

Повторите за мной РА-РА-РА – в д/с идти пора. Молодцы!

В слоге РА сколько звуков? Какой первый звук? (Р) Звук Р он какой? (согласный, звонкий, твердый, дрожащий). Какой второй звук? (А). Звук А какой? (гласный). Почему он гласный? Как воздух выходит из ротика? Хорошо!

Он задира, озорник,
Острый у него плавник
Любит он ершиться
Как с ним подружиться?

Повторите: ОР-ОР-ОР – вырос в поле мухомор. Сколько звуков в слоге ОР? (два). Какой первый? Какой второй? Молодцы! Следующая загадка.

Он забился меж камней:
Там спокойней и видней,
Кто собрался на охоту,
Кто желает съесть кого-то.

Повторите: ИР-ИР-ИР – Рома пьет кефир.

Повторите: АР-АР-АР- в небе вьется белый пар.

Молодцы ребята! А кто это у нас получился? (рыба). Какой первый звук в слове рыба? (Р) Правильно!

2) Сегодня мы с вами будем выполнять задания нашей “Золотой рыбки”- повторять звук “Р” и говорить об обитателях воды и рыбах.

3) Артикуляционная гимнастика.

Все ребята по порядку
Утром делают зарядку
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.

  • “Лошадка”
  • “Качели”
  • “Маляр”
  • “Почистим зубки”. Молодцы размяли наш язычок.

4) Характеристика звука.

Ребята, скажите мне звук “Р” он какой? (согласный, твердый, звонкий, дрожащий). Когда мы произносим Звук “Р”, что делает наш язык? (широкий кончик языка поднимается за верхние зубы и под напором сильной воздушной струи дрожит. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам). Молодцы! Произнесите звук р-р-р.

5) Ребята у вас на столах лежат перфокарты. Нужно определить, где звучит звук “Р” в начале, в середине или в конце слова. Для этого возьмите карандаш и закрасьте нужный квадратик. (звучит музыка) Молодцы, все справились с заданием. Определили место звука в слове.

6) В нашей реке живет не простая рыбка. Она волшебная, золотая.

Настя, это чья голова? – это рыбья голова.
Максим, это чье туловище? – это рыбье туловище.
Настя, это чьи плавники? – это рыбьи плавники.
Максим, это чей хвост? – это рыбий хвост.
Настя, это чья “чешуя”? – это рыбья “чешуя”.
Максим, это чей глаз? – это рыбий глаз. Молодцы ребята! Старались отвечать полным предложением.

7) Пальчиковая гимнастика “Рыбка” М. Клокова.

Давайте немного поиграем с нашими ручками и порадуем “Золотую рыбку”. (Прикрепить к доске)

Рыбка плавает в водице (Сложенные вместе ладони дети изображают, как плывет рыбка)
Рыбке весело играть
Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла (Делают хватательное движение)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла (Снова плывут)

Молодцы! Какие у вас были ловкие рыбки.

8) Фонематический слух.

Ребята давайте проверим, а ушки у вас такие же ловкие и внимательные как ручки. Смогут они справиться со следующим заданием или нет.

-Прослушайте звучание музыкальных инструментов в нашем подводном царстве. Какой музыкальный инструмент прозвучал? Молодцы!

9) Подбор родственных слов.

– Посмотрите, на берегу реки растет яблоня. Она тоже не простая на ней растут не яблоки, а слова. И все эти слова похожи на слово “рыба”. Давайте попробуем сочинить стихи:

Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали, как …(рыбы)

Я б хвостом махала гибким
И резвилась, словно …(рыбка)

Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая… (рыбешка)

Выплывает, корм ища
Пребольшая … (рыбища)

Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой. (рыбак)

Но вдруг подул холодный ветер “с-с-с” яблонька закачалась, и все слова-яблочки упали на землю. Давайте вернем их обратно на дерево. Нужно вспомнить все слова близкие слову рыба (Дети называют слова и прикрепляют яблоки на дерево). Молодцы ребята! Вспомнили все родственные слова.

10) Игра “Рыболов”.

Ребята вы любите рыбачить? Тогда давайте ловить рыбу. Вот вам удочки. Ловим по одной рыбке и складываем в ведерко. (Логопед показывает детям цифру от 1 до 5) и спрашивает:

– Настя, сколько рыб поймал Рыбалов? (Рыбалов поймал 2 рыбы) Молодец!
– Максим, сколько рыб поймал рыболов? (Рыбалов поймал 5 рыб)
– Настя, сколько рыб ты поймала? (Я поймала 1 рыбу)
– Максим, а, сколько ты поймал рыб? (Я поймал 3 рыбы).

11) Ребята “Золотая рыбка” говорит, что не может составить предложения. Все слова у нее перепутались. Помогите, пожалуйста!

Настя: рыба, жить, в, река. (Рыба живет в реке)
Максим: рыбаки, поймать, карася. (Рыбаки поймали карася)
Настя: рыба, есть, у, хвост, красивый. (У рыбы есть красивый хвост)
Максим: сказка, рыбак, о, рыбка, и. (Сказка о рыбаке и рыбке)

Молодцы, хорошие составили предложения.

12) Заучивание стихотворения.

– Ребята, послушайте стихотворение

Тянут сети рыбаки –
Тянут рыбу из реки.
Ловят рыбу разную –
Белую и красную.
Много и немножко.
Хор-р-роша р-рыбешка!

– Про кого это стихотворение? Кто такие рыбаки?
– Прослушайте стихотворение еще раз и запоминайте. (Логопед читает второй раз, далее читают дети).

13) Итог. Вы очень хорошо занимались, старались. Справились почти со всеми заданиями. Что вам понравилось на занятии? Какие трудности испытывали? Занятие закончено.

Конспект комплексного логопедического занятия «Встреча с золотой рыбкой» Лексическая тема: «Рыбы»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «ЦО №6» г. Тулы

Конспект комплексного логопедического занятия
«Встреча с золотой рыбкой»
Лексическая тема: «Рыбы»
Подгрупповое занятие в условиях реализации ФГОС
Старшая группа компенсирующей направленности
для детей с ОНР

Автор и разработчик: учитель-логопед МБОУ «ЦО №6»

Коррекционно-образовательные цели: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Рыбы». Расширение словаря словами-антонимами. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с прилагательными и существительными, образование притяжательных прилагательных). Совершенствование навыка звукового анализа слов.
Коррекционно-развивающие цели: развитие диалогической речи, речевого слуха, зрительного и слухового внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, конструктивного праксиса, развитие фонематических представлений.
Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, самостоятельности, ответственности, положительной установки на участие в занятии. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: картина с изображением пресноводных рыб, картина с изображением золотой рыбки (чешуя – съёмные буквы З и Ж), предметные картинки с разноцветными рыбками, компьютер с презентацией «Рыбы», счётные палочки, схемы слов, коробки с разноцветными квадратиками, предметные картинки с изображением двух домиков, картина с изображением рыбы в аквариуме.
Предварительная работа: рассматривание картин с изображением аквариумных и пресноводных рыб и беседа по ним.

(Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Рыбы». Развитие диалогической речи.)
Дети входят в логопедический кабинет и садятся на стулья, перед ними на подставке стоит картина с изображением золотой рыбки.
Логопед: Здравствуйте, дети. Сегодня к нам в гости приплыла рыбка, да не простая, а ….. Как вы думаете, какая? ( Дети: Золотая рыбка.) Да, верно. Золотая рыбка хочет с вами поиграть и узнать, что вы знаете о рыбах. Вот её вопросы (логопед выставляет картину с изображением аквариумных и пресноводных рыб): Где живут рыбы? ( Дети: Рыбы живут в реках. Рыбы живут в озёрах. Рыбы живут в прудах. Рыбы живут в аквариуме.) Как называются рыбы, которые живут в аквариуме? ( Дети: Аквариумные рыбы.) Назовите их. ( Дети перечисляют аквариумных рыб.) А где живут пресноводные рыбы? ( Дети: Пресноводные рыбы живут в реках. Пресноводные рыбы живут в озёрах. Пресноводные рыбы живут в прудах. ) Каких пресноводных рыб вы знаете? ( Дети перечисляют пресноводных рыб.) Молодцы!

1. Упражнение: «Сосчитай рыб»

(Совершенствование грамматического строя речи: согласование числительных с прилагательными и существительными.)
Логопед: А теперь следующая загадка от золотой рыбки. (Логопед раздаёт предметные картинки с разноцветными рыбками.) Рыбка передала вам картинки. Посмотрите, кто на них нарисован? ( Дети: На картинках нарисованы разноцветные рыбы.) Верно, а сколько рыб нарисовано на картинках? ( Дети: Две. Три. Четыре. Пять. Шесть.) Правильно, но послушайте, как я отвечу на этот вопрос: У меня одна коричневая рыба. Теперь отвечайте вы. ( Дети: У меня две жёлтые рыбы. У меня три синие рыбы. У меня четыре зелёные рыбы. У меня пять красных рыб. У меня шесть голубых рыб.) Вы справились с этим заданием, молодцы!

2. Упражнение «Скажи наоборот»

(Обогащение речи словами-антонимами. Активизация словаря по теме «Рыбы».)
Логопед: Ребята, рыбка приготовила нам ещё одно испытание. Чтобы его выполнить нам понадобится компьютер. Подойдите к компьютеру и сядьте на ковёр перед ним.
(Логопед демонстрирует на компьютере презентацию «Скажи наоборот» по теме «Рыбы»):
У ЩУКИ длинный хвост, а у КАРАСЯ – короткий.
У ЛЕЩА широкое тело, а у СУДАКА – узкое.
У СОМА большой рот, а у ЛЕЩА – маленький.
У ЕРША маленькая голова, а у СОМА – большая.
У ЕРША мелкая чешуя, а у КАРАСЯ – крупная.
У СУДАКА есть чешуя, а у СОМА – нет чешуи.
У СОМА есть усы, а у ОКУНЯ – нет усов.
У ЩУКИ есть зубы, а у КАРАСЯ – нет зубов.
У ЩУКИ есть пятна, а у ЛЕЩА – нет пятен.

Логопед: Мы с вами долго смотрели в компьютер и наши глазки устали, поэтому нам надо выполнить зарядку для глаз.
Зарядка для глаз (снятие напряжения с глаз): вытяните вперёд правую руку, следите за указательным пальцем вправо, влево, вниз, вверх, зажмурились, открыли глазки. А теперь повторяйте за мной упражнение.
Координация речи с движением (Развитие общей моторики.):
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место сесть опять.

( Дети выполняют все движения, сопровождая речью.)

4. Упражнение «Волшебная чешуя»

( Развитие зрительного и слухового внимания, фонематических представлений. Автоматизация правильного произношения звуков [з],[ж].)
Логопед: Отдохнули? Садитесь на стулья и внимательно посмотрите на золотую рыбку. Чем покрыто её тело? ( Дети: Тело рыбки покрыто чешуёй.) Правильно! Но у рыбки необычная чешуя, ещё раз взгляните на неё, что вы видите на чешуе? ( Дети: Мы видим буквы.) Какие? ( Дети: Буквы Ж и З.) Подойди, Глеб, возьми букву Ж. Подойди, Арсений, возьми букву З. И т. д. (Дети подходят и берут по одной букве.) У кого буква Ж? Поднимите правую руку с буквой Ж. Пожужжите как жуки. (Дети жужжат: ж-ж-ж-ж.) У кого буква З? Поднимите правую руку с буквой З. Позвените как комарики. (Дети звенят: з-з-з-з.) Жуки и комарики сейчас полетят к партам и сядут за них. (Дети машут руками как крыльями и «летят» на свои места за парты.)

5. Упражнение «Домики»

( Дифференциация звуков [З-Ж]. Профилактика дисграфии. Ориентация на листе бумаги.)
На столах перед детьми лежат листы бумаги с изображением двух домиков.
Логопед: Ребята, давайте буквы отправим в домики. Правый домик для буквы Ж. А левый домик для буквы З. Куда ты отправишь свою букву, Ксюша? ( Ответ: Я отправлю свою букву Ж в правый домик.) Куда отправит свою букву Глеб? ( Ответ: Я отправлю свою букву З в левый домик.) И т. д. И т. п.

6. Упражнение на формирование фонематических процессов –
звуковой анализ слов: золотая, оранжевая, жёлтая.

Логопед: Дети, рыбка вас спрашивает, какого она цвета? ( Ответ: Золотая.) Правильно! Какой первый звук в слове золотая? ( Ответ: ) Правильно! Перед вами лежат схемы слова, покажите положение звука З в слове золотая. Какой квадратик вы взяли и почему? ( Ответ: Синий, потому что звук З – согласный, твёрдый.) Куда вы его положили? ( Ответ: В начале слова.) Молодцы! Как можно ещё сказать, какого цвета рыбка, не золотая, а ….. ( Дети: Оранжевая.) Умники! Какой звук встречается в слове оранжевая: З или Ж? (Дети: Звук Ж) Правильно! Покажите положение звука Ж в схеме слова оранжевая. Какой квадратик вы взяли и почему? ( Ответ: Синий, потому что звук Ж – согласный, твёрдый.) Куда вы его положили? ( Ответ: В середине слова.) Молодцы! А какого цвета у рыбки корона? ( Дети: Жёлтая.) Правильно! Какой звук встречается в слове жёлтая: З или Ж? (Дети: В слове жёлтая встречается звук Ж.) Верно. Покажите положение звука Ж в схеме слова жёлтая. Какой квадратик вы взяли и почему? ( Ответ: Синий, потому что звук Ж – согласный, твёрдый.) Куда вы его положили? ( Ответ: В начале слова.) Молодцы!

7. Упражнение «Друзья для рыбки»

( Развитие тонкой моторики и конструктивного праксиса. Образование притяжательных прилагательных.)
Логопед: Ребята, посмотрите на рыбку. Она загрустила, потому что ей не хватает друзей. Давайте мы сложим для неё друзей – рыбок из палочек. Попробуем? Вот как это сделаю я. Сначала я сделаю туловище, потом – голову и в конце – хвост. (Логопед демонстрирует на доске с помощью мела, потом ещё вывешивает образец на листе бумаги.) Теперь попробуйте вы. (Дети делают рыбку из счетных палочек.) Затем логопед спрашивает: Ульяна, покажи мне у рыбки голову. Чья это голова? ( Ответ: Рыбья голова.) Глеб, покажи туловище. Чьё это туловище? ( Ответ: Рыбье туловище.) Настя, покажи хвост. Чей это хвост? ( Ответ: Рыбий хвост.) (Логопед задает по одному вопросу каждому ребёнку. ) Какие же вы молодцы! Посмотрите как рада золотая рыбка.

( Актуализация словаря по теме. Развитие диалогической речи. Развитие речевого слуха.)
Логопед: Золотая рыбка со своими друзьями хочет вернуться домой. А где живёт золотая рыбка? ( Дети: Золотая рыбка живёт в аквариуме.) Золотая рыбка говорит вам спасибо за игру и отправляется домой, куда? ( Ответ: Рыбка отправляется в аквариум.) Как передвигается золотая рыбка? Хлопните в ладоши, когда услышите правильный ответ, а если услышите неправильный ответ, то топните ногами. Приготовились?
Рыбка полетит домой? Рыбка побежит домой?
Рыбка поползёт домой? Рыбка поплывёт домой? ( Хлопок в ладоши.)
Правильно! Рыбка поплывёт домой. Помашите рыбке рукой и скажите: «До свидания, рыбка!»
Вам понравилось наше занятие? А что вам понравилось больше всего? ( Ответы детей.)

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агранович домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. 2. Волкова ритмика.- СПб.: 2010. 3. , Гадасина занятия с детьми 6-7 лет: Методические рекомендации.- СПб.: КАРО, 2004. 4. , Тихонова и коррекция речи детей 5-6 лет: Сценарии занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2004. 5. Лиманская логопедических занятий в подготовительной к школе группе. 2-е изд., доп., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2015. 6. Логопедия/ под редакцией .- М.,2005. 7. Лопатина работа с детьми дошкольного возраста.- СПб.: 2005. 8. Нищева программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет).- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. 9. Нищева коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. 10. Нищева подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. 11. Нищева предметных картинок. Аквариумные и пресноводные рыбы. Насекомые и пауки.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 12. Нищева природа. В мире животных. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. 13. Парамонова словарного запаса у детей.- СПб.: 2009. 14. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией , , .- М., 2011. 15. Смирнова в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.- М.: «Мозаика-Синтез», 2005. 16. , , Чиркина и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации.- М., 2009. 17. , Чиркина общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.- М., 2007.

Конспект логопедического занятия по теме «Рыбы»

Конспект логопедического занятия (интегрированной образовательной деятельности) в рамках темы недели: «Рыбы» (среда обитания).

Образовательная область: «Коммуникация и художественное творчество» в старшей группе (для детей с ОНР)

Тема: «В гости к морским обитателям»

Составили:

учитель – логопед

Чебакова Елена Анатольевна,

воспитатель

Скворцова Ксения

Михайловна

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение детский сад №87 города Тюмени

Образовательные задачи:

1. Образовательная область «Здоровье»:

-развивать, внимание, память, мышление;

2. Образовательная область «Физическая культура»

— развиваем общую и мелкую моторику.

3. Образовательная область «Безопасность»:

— обучать правилам безопасного поведения у водоёмов.

4. Образовательная область «Социализация»:

— приобщать к элементарным правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

— воспитывать чувство коллективизма;

— закрепить правила этикета в гостях.

5. Образовательная область «Труд»:

— развивать умение доводить начатое дело до конца.

6. Образовательная область «Познание»:

-активизировать в речи детей обобщающие понятия «рыбы», «пресноводные рыбы», «речные рыбы».

7. Образовательная область «Коммуникация»

-совершенствовать умение детей подбирать определения к предметам, согласовывать их с существительными в роде и числе.

-развивать сенсорные способности детей (слух, осязание), умение словом выразить свои ощущения.

8. Образовательная область «Художественное творчество»:

— формировать умения детей наносить краску на лист бумаги с помощью подушечек пальцев рук, нити, ладоней.

9. Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

чтение сказки А.С. Пушкина.

Предварительная работа: знакомство детей с видами рыб, с их названиями. Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Рассматривание иллюстраций с изображением рыб.

Разучивание игры на развитие мелкой моторики пальцев рук «Рыбка».

Словарная работа: обогащать, уточнять и активизировать словарь детей по теме «Рыбы»: названия рыб (осетр, акула, клоун, попугай, скат, угорь, сельдь, минтай, горбуша, лосось, карась, щука, лещ), названия частей тела рыб (туловище, голова, плавники, хвост, жабры); качества рыб (серебристая, гладкая, холодная, блестящая, сверкающая), деятельность рыб (плавают, ныряют, кусают, плескаются).

Индивидуальная работа: Следить за логической последовательностью составления описательного рассказа. Автоматизация звуков [ш, л, с] в связной речи. Следить за плавностью речи и выдохом воздуха при речи.

Оборудование: ноутбук с видеоматериалом о рыбах, предметные картинки с изображением рыб, контуры изображения рыб, сюжетная картинка к рассказу «Умная рыбка», маски для морского путешествия, «акваланги», нитки для рисования водорослей, гуашь, влажные салфетки, угощение для рыб.

Используемая литература:

1. Л. Н. Смирнова «Логопедия в детском саду»

2. Т. А. Шорыгина «Рыбы. Какие они?»

3. О. И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно!»

4. Н. В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР».

Организация образовательной деятельности

1.Организационный момент

Логопед: Ребята, я вчера смотрела познавательную передачу по телевизору и узнала, как здороваются рыбы друг с другом! Оказывается, при встрече они соприкасаются плавниками и открывая рот произносят «па-па». И я предлагаю вам поздороваться сегодня по рыбьему. Встаем в два ряда, один ряд пойдет навстречу другому, так и поздороваемся. (Здороваются).

II.Основная часть

Логопед: Друзья, мы уже побывали в гостях у человека, у домашних и диких животных и поняли, что дома бывают разные. Я бы еще куда – ни будь в гости сходила. Вы не против, погостить еще у кого- то?

(логопед обращает внимание на лежащих на столе масках и аквалангах)

Хотя, подождите, здесь какие- то странные предметы находятся: надо разобраться, для чего они нужны, кто их оставил и вернуть хозяину. Как вы думаете, что это такое и для чего оно нужно?

Дети: это маски и акваланги для подводных путешествий…

Логопед: Друзья, так с таким снаряжением мы можем отправиться в гости к рыбам. Но с пустыми руками в гости не ходят. Какие же гостинцы мы возьмем рыбам, как вы думаете, чем они питаются?

Дети: Червяками, насекомыми, водорослями.

Логопед: Совершенно верно, тогда в путь! Одеваем маски и акваланги. Поплыли!

На Земле — четыре океана-

Омывают континенты, страны.

Суши меньше в нашем мире, чем воды,

Под водой растут волшебные сады.

Они дивных обитателей полны

Разных формы, цвета и величины.

Вот мы и в подводном царстве! Друзья, как здесь красиво! А где же дома у рыб?

Ребенок: Волны и кораллы, и песок морской

Для рыбешек разных милый дом родной!

(Видеовставка рыбных домов)

Логопед: Вот мы и в гостях. Когда приходят в гости и в компании есть незнакомцы — нужно обязательно познакомиться. Мы одновременно шепотом произнесем свои имена рыбам — они услышат нас, а они прошепчут нам свои, так и познакомимся. (Дети знакомятся с рыбами). Познакомились? А кто услышал, как зовут эту рыбу?

Дети называют название рыбы и составляют описательный рассказ о ней по схеме.

Логопед: Как здорово, что вы так много интересного знаете о рыбах. Я об этом и не подозревала.

— Вы знаете, рыбы очень умны. И мы с вами знакомы с одной из умных рыб. Кто из вас расскажет нашим новым знакомым рыбам об этом приключении. Может быть, кому — то из них пригодится рыбий опыт?

Ребенок рассказывает рассказ по сюжетной картинке.

«Умная рыбка»

Рыбка быстро плыла среди водорослей. Вдруг впереди она заметила жирного червяка. Сначала Рыбка собралась им позавтракать. Но потом пригляделась и увидела, что червяк прикреплен к рыболовному крючку. Поняла Рыбка, что это приманка рыбака.

«Посмотрим, кто кого перехитрит!» — решила Рыбка. Нашла она пустую ракушку. Раскрыла ее створки и сняла червяка с крючка. Со своей добычей умная Рыбка быстро скрылась в водорослях.

Логопед: Я предлагаю рыбам еще и стихотворение об этой рыбке рассказать.

Физкультурная пауза:

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спину изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

Логопед: Ребята, к нам кто- то плывет. (Появляется персонаж Русалочка) Рыба , не рыба – голова с прической вся, хвост то как у карася. Кто это может быть?

Дети: Это Русалочка.

Логопед: Здравствуй, Русалочка!

Русалочка: Здравствуйте, мои спасители! Помогите мне, пожалуйста!

Логопед: Что же у тебя случилось?

Русалочка: У нас беда – морская колдунья рассердилась на рыб и забрала у них окраску и все водоросли из водоема исчезли. Как будут рыбы спасаться от хищников? Чем будут питаться? Они же все погибнут! Помогите, очень вас прошу!

Логопед: Да, задача сложная, но у нас дети умеют решать сложные задачи. Ребята, поможем Русалочке?

Логопед: Как же быть, чтобы раскрасить рыб, нужна краска и кисти. А у нас их с собой нет.

Русалочка: Краски в моей косметичке есть, а вот с кистями- сложнее.

Логопед: Ребята, мы же несли гостинцы и совсем забыли угостить наших рыб, а там ведь водоросли есть. Давайте поколдуем и превратим наш небольшой пучок водорослей в целое «море» водорослей. (Этим займутся 4 человека).

Дети нитями рисуют водоросли.

Логопед : А чем же можно раскрасить чешую у рыб?

Дети: кончиками пальцев.

Русалочка: Вот рыбы, которых заколдовала злая волшебница. А может кто- то из вас захочет изобразить рыбу будущего? (Дает этим детям чистые листы бумаги. Ребята, а вы помните какого цвета тело рыб, их плавники?

Дети раскрашивают рыб подушечками пальцев.

( В ходе рисования русалочка задает вопросы детям: Как называется рыба, которую ты раскрашиваешь? Какую часть тела ты раскрашиваешь? Какого цвета окрас этой рыбы?)

Русалочка: Как красиво у вас получается. Спасибо, друзья, вы спасли мое морское царство. Мне пора плыть дальше, смотреть, все ли в порядке в море.

Логопед: Мы были рады помочь тебе , Русалочка!

Русалочка: Вам в благодарность рыбы дарят свой танец. До свидания!

Логопед: Друзья, нам тоже пора отправляться домой. Кислород в баллонах заканчивается.

III. Заключение

Логопед: Вот мы и дома. В гостях хорошо, а дома лучше! Ну какие у нас были сегодня приключения!

Воспитатель: Где же вы были? Я вас уже потеряла.

Дети: Мы были в подводном мире!

Воспитатель: Что в морском царстве с вами произошло?

Дети рассказывают, что было на занятии: Каких рыб видели? Как помогли Русалочке.

Логопед: На занятии вы меня поразили своими глубокими знаниями о рыбах. Мне очень понравилось, как составили рассказы:… Всем спасибо за приятно проведенное с вами время. Завтра пятница — может, сходим в гости к аквариумным рыбкам? С ними побеседуем?

Конспект ИОД в старшей логопедической группе по лексической теме “Грибы”.

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе “Формирование лексико-грамматического строя речи с элементами обучения грамоты с детьми с ОНР” по лексической теме “Грибы”.

Митрохина Елена Ливьевна,

высшей квалификационной категории

МАУДО города Ялуторовска

Коррекционно-образовательные цели:

1.Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Грибы» (лес, гриб, корзина, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, ли­сичка, мухомор, опенок, сыроежка, собирать, ядовитый, съедобный, грибной, грибная, грибное).

2.Совершенствование грамматического строя речи, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксам;

3.Закреплять правильное произношение звука [с] в слогах.

4. Закрепить в речи употребление простых предлогов: на, с, в, за, по.

Коррекционно-развивающие цели:

1.Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха, артикуляционной, тонкой и общей моторики, ко­ординации речи с движением.

2. Совершенствование грамматического строя речи: согласование числительных с существительными, образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

3. Продолжать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: корзинка с муляжами грибов, картинки с изображением грибов, шляпы грибов.

  1. Организационный момент:

Дети входят в зал под музыку осеннего вальса.

Логопед встречает детей с корзинкой в руках, в корзинке муляжи грибов.

В лесу я набрала много грибов. Давайте назовем их (выставляются грибы: боровик, подберёзовик, подосиновик, лисичка, груздь).

– Возьмите по одному грибу, название которого вы запомнили

Выставляется картинка «Грибы».

– Сейчас сядет на свое место тот, кто увидел свой гриб на картинке.

2. Рассказ логопеда о грибах.

-Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка. Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Что значит «съедобные»?

3. Сегодня мы с вами отправимся в гости к Маше и Медведю.

(Звучит русская народная песня «Ой, грибы, грибы, грибочки»).

Отправил медведь Машу в лес. Захотелось ему пирога с грибами. Поможем Маше собрать грибы.

-Что маше взять с собой (корзину)

4. Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик только ел,

Оттого и потолстел.

Идет Маша по дорожке и встречает ёжика.

А грибов в лесу видимо-невидимо. …

5. Ритмы с пропеванием слогов СА, СЫ.

6. Игра «Собери съедобные грибы в корзинку»

Ежик говорит Маше:

-Помни, Маша, собирать можно только съедобные грибы.

Дети, помогайте Маше. (Дети складывают в корзинку грибы, называя их). Работа с интерактивной доской.

-А какой гриб можно найти под осиной? (Дети выбирают подосиновик)

-А под березой? (подберезовик)

7. Упражнение на выработку воздушной струи «Подуй на грибок».

Дети подходят к лесной полянке

– У каждого из вас грибок. Он спрятался под листочком.

– В лесу поднялся сильный холодный ветер. Улыбнитесь. Приоткройте ротик, положите широкий язык на нижнюю губу и сильно подуйте на листочки. (С-С-С).

8. Упражнение «Назови ласково».

Логопед: Налетели тучки, и пошел дождик Маша огорчилась.

Не переживай, Маша!

Этот дождь грибной.

Для грибов полезный.

Из маленьких грибочков

вырастут большие грибы.

Назови их ласково.

-Боровик до дождя был… (боровичком)

-опята-…

9.Песня (с движениями) Муз. руководитель:

Славно осенью в лесу, падают листочки.
На полянке у лесочка собрались грибочки. (дети одевают шляпки грибов).

10. Упражнение «Будь внимательным»

Подойдите к столу, возьмите по одной картинке.

Найдите, у кого такая-же картинка и встаньте рядом.

– Вспомните, какие грибы выросли под дождиком? Давайте прохлопаем слова и узнаем сколько в них частей: бо-ро-вик, му-хо-мор, ры-жик, под-бе-рё-зо-вик, сы-ро-еж-ка…

– В каком названии два слога? Три слога, четыре слога?

Дети привязывают капельки грибочки к тучкам.

11. Чтение слогов со знакомыми буквами.

Лиса бежала букву потеряла. (Кубик Зайцева по имени С, по фамилии СА-СО-СУ-СЫ)

12.Распевка «Са-са – са-са-са – прибежала к нам лиса,

Сы-сы – сы-сы-сы- нет грибов у той лисы.

Су- су – су-су-су – я грибок ей принесу.

Сы-сы – сы-сы-сы- есть лисички у лисы.

13. Многозначность слов.

Какие грибы напоминают лису?

14. Сосчитай, сколько лисичек выросло после дождя:

одна лисичка, две лисички… Шесть лисичек

Собрала лиса лисички и убежала в лес.

15. Работа с предлогами (детям нужно показать соответствующую словам картинку).

Маша решила поиграть с мышкой.

А сейчас, будьте внимательны! Покажите картинку.

-Гриб для мышки, точно дом.

Где сидит она на нём?

-Где играет за грибом?

-Где же скачет над грибом?

-Где ползет она по шляпке?

-Где под шляпкой прячет лапки?

16. Образование относительных прилагательных (грибной, грибная, грибное,

-Маше пора возвращаться к Медведю.

А сколько вкусного приготовил мишка из грибов:

Суп с грибами (какой?) – …

Салат с грибами-…

Пирог с грибами-

А нам пора прощаться!

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Читайте также:
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста - рекомендации логопеда
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: