Задания логопеда по лексической теме Грибы

Лексическая тема «Грибы»

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: гриб, ножка, шляпка, боровик, подберезовик, подосиновик, лисичка, опёнок, маслёнок, опята, мухомор, поганка, дерево, пень, лес, грибник, корзина, нож, сыроежка, грибница;
прилагательных: съедобный, ядовитый, червивый, белый, оранжевый, коричневый, рыжий, полезный, красивый, толстый, тонкий, высокий, низкий; глаголов: искать, находить, срезать, класть, перебирать, варить, жарить; наречий: быстро, медленно, вкусно, вредно, плохо; предлогов: на, под, из-под, из-за, возле, между.

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных
Упражнение «На¬зови ласково» (детям от 4 лет)
Гриб – грибок
Боровик – боровичок
Сыроежка – сыроежечка
Подосиновик – подосиновичек

Образование множественного числа существительных в Им.п.и Род.
Упражнение “Один – много” на употребление существительного множественного числа в родительном падеже.
Боровик – боровики – много боровиков
Сыроежка – сыроежки – много сыроежек.
Опенок – опята – много опят. И т. д.

Образование прилагательных от существительных (гриб – грибной).
Игра «Скажи по-другому».
Суп из грибов — грибной суп.
Место, где растет много грибов— грибное место.
Пора, когда вырастает много грибов,— грибная пора.
Начинка из грибов — грибная начинка.
Пирог с грибами — грибной пирог.
Образование сложных слов
под березой – подберезовик
под осиной – подосиновик

Знакомство с многозначностью слов
лисичка-гриб, ласковое название животного

Упражнение “Посчитай” на согласование числительных с существительными. Для детей 6-7 лет усложняем задание прилагательным (один белый гриб…., два крепких опёнка…)
1 гриб, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 лисичка, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 опенок, 2 . 3 . 4 . 5 . И т.д.

Упражнение «Где спрятался грибок» (отработка предлогов)
Лисички под листочком, боровик за пеньком, опята около бревна…… и т.д.

Упражнение “Скажи наоборот, заканчивая предложение” на подбор антонимов.
Старый гриб большой, а молодой – .
У боровика ножка толстая, а у подосиновика – .
Опята съедобные грибы, а мухоморы – .

ИГРЫ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ

Самомассаж подушечек пальцев

(на каждую строчку – разминание подушечки одного пальца):
Вылезли на кочке мизинец
мелкие грибочки: безымянный
грузди и горькушки, средний правая рука
рыжики, волнушки. указательный
Даже маленький пенек большой
Удивленья скрыть не мог. большой
Выросли опята, . указательный
Скользкие маслята, средний левая рука
Бледные поганки безымянный
Встали на полянке мизинец

Пальчиковая гимнастика

“Я корзину в лес беру”

Я корзину в лес беру, одна рука – ладонь лежит на столе,

другая рука – кулак стоит на столе
Там грибы я соберу. На каждое слово первых двух строк

меняем положение рук одновременно.
Удивляется мой друг: Показывают удивление,
«Сколько здесь грибов вокруг!» разводят руки в стороны.
Подосиновик, масленок, Поочередно сгибают
Подберезовик, опенок, пальчики на обеих руках,
Боровик, лисичка, груздь – начиная с мизинца правой руки.
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
А мухомор не понесу. Большой палец левой руки
Пусть останется в лесу! отставляют, грозят ему.

Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

Этот гриб – любимец мой,
С ножкой толстой и прямой.
Красной шляпкой он накрылся,
Под осинкой схоронился. (Подосиновик)

Эти славные сестрички не едят цыплят.
Эти дружные сестрички рядышком стоят.
Словно желтенькие кнопки
В мох воткнулись возле тропки. (Лисички)

Стоит мужичок —
Коричневый колпачок. (Подберезовик)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я . (Подосиновик)

Пока дети — каждый в берете,
Повзрослели — шляпы надели. (Грибы)

Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел. (Гриб)

Выучить стихотворение (любое)

Боровик.
По дорожке шли,
Боровик нашли.
Боровик боровой
В мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли.
А. Прокофьев

Народная песенка
Я по лесу по зеленому бреду,
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики беру,
По березничку – березовики,
По сосновым пням – опеночки,
А под елкой – белый гриб-боровик.

В лесу
Мы пошли по ягоды в дальний лес.
Видимо-невидимо там чудес!
Мы видали рыжего муравья,
Повстречали белочку у ручья.
Отыскали беленький мы грибок,
Положили бережно в кузовок.
Ну, а спелой ягоды там не счесть!
Как домой воротимся, станем есть.
Мы в лесу гуляли бы до утра,
Да уж вечер близится – спать пора.
Н.Саконская

Маслёнки
Несмышленыши-маслёнки
Запелёнуты в пелёнки,
А маслёнки-старички
Носят все воротнички.

Белый гриб (Боровик)
Поддаваться не привык:
Целый день в лесу бродили
Все его не находили.
Наконец, нас пожалел он
И шагнул навстречу смело.
Ай да гриб, богатырь!
Вот ведь как раздался вширь,
С белоснежной крепкой ножкой
Еле-еле влез в лукошко!

Желтые Лисички
Елку стерегут,
Желтые Лисички
Нас к себе зовут.
Соберем их быстро
Мы без суеты,
Только вот скажите:
Где у вас хвосты?
Каждая лисичка
Быть должна с хвостом,
А иначе имя
Это ни при чем!

* * *
С красной шляпкой в белых точках
Здесь красуются грибочки.
Словно все сошли с картинки –
Так и просятся в корзинку,
Тут набрать их можно гору.
Да ведь это Мухоморы!
Очень гриб собой хорош,
Только нас не проведешь,
Потому что он, по слухам,
Вреден всем, не только мухам!

Практические задания воспитателям по лексической теме “Грибы. Ягоды. Лес.”

  • Коррекционно-развивающие технологии в работе с дошкольниками (М.Ф. Фомичёва, Е.А. Дьякова) (13)
  • Технология формирования лексико-грамматической стороны речи ( О.С. Гомзяк, Н.Э.Теремкова) (16)
  • Игровые технологии в коррекционной работе логопеда ( Е.А.Екжанова, О.А.Фроликова), (8)
  • Информационно-коммуникативные технологии в коррекционной работе с дошкольниками (Белая К.Ю.) (3)
  • Технология готовности ребенка к началу школьного обучения (Н.Н.Павлова, Л.Г. Руденко; Е.А.Екжанова) (3)
  • Технология эмоциональной поддержки детей в период адаптации к условиям детского сада. (14)
  • Технология организации взаимодействия родителей и педагогов в условиях образовательной организации. (6)
Читайте также:
Логопедическая зарядка по теме Домашние животные

Практические задания воспитателям по лексической теме “Грибы. Ягоды. Лес.”

Практический материал воспитателям по лексической теме “Грибы. Ягоды. Лес.”

Существительные:

боровик, подосиновик, подберёзовик, мухомор, лисичка,сыроежка, гриб, ножка, шляпка, лес, поляна, мох, пень, корзина, маслёнок, опёнок, моховик, груздь, рыжик, волнушка, поганка, грибница, чаща, лукошко, грибник, клубника, смородина, крыжовник, малина, черника, брусника, морошка, клюква, земляника, компот, варенье.

Глаголы:

расти, стоять, прятаться, краснеть, вырастать, варить, собирать, готовить, резать, сушить, со-лить, мариновать, заблудиться, аукать.

Прилагательные:

белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, червивый, грибной (дождь, лето, поляна, год), малиновый, клубничный черничный, брусничный, клюквенный, морошковый, земляничный.

Наречия:

рядом, далеко, близко.

Пальчиковая гимнастика

КОРЗИНА С ЯГОДАМИ

Вот корзина — так корзина!

В ней крыжовник,

И лесная земляника,

И садовая клубника,

Там брусника и черника!

К нам ты в гости приходи-ка!

Ягод, что найдём мы в ней,

Нет полезней и вкусней!

(Изображают удивление, раз- водят руки в стороны.)

(Загибают пальцы, начиная с большого, одновременно

на правой и левой руках.)

(Делают приглашающий жест — движение руками на

(Поочерёдно ритмично ударяют о кулак и ладонь о ладонь.)

Координация речи с движением «Мы идём в осенний лес»

Цели: учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение, закреплять в речи существительные — названия грибов, развивать мелкую моторику.

Мы идём в осенний лес.

А в лесу полно чудес!

Дождь вчера в лесу прошёл —

Это очень хорошо.

Будем мы грибы искать

И в корзинку собирать.

Вот сидят маслята,

На пеньке — опята,

А во мху — лисички,

Полезайте в кузовок!

Ну, а ты, мухомор,

Украшай осенний бор».

(Маршируют на месте.)

(Разводят руки в стороны, «удивляются».)

(Потряхивают ладонями обеих рук.)

(Хлопают в ладони.)

(Приставляют ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону.)

(Сводят руки перед собой — «корзина».)

(Загибают по одному пальцу на обеих руках

одновременно на каждое название грибочка.)

(Делают манящие движения руками.)

(Грозят указательным пальцем правой руки.)

Скороговорка

Цели: развивать общие речевые навыки: чёткость дикции, правильное звукопроизношение, правильное голосоведение.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование: кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку.

У пеньков опять пять опят.

Диалог

Цель: развивать общие речевые навыки, работать над интонационной выразительностью речи.

—Мы с тобой шли?

—Шли.

—Подберёзовик нашли?

—Нашли.

—Я тебе его дал?

—Дал.

—Ты его взял?

—Взял.

—Так где же он?

—Кто?

—Подберёзовик.

—Какой?

—Мы с тобой шли?

— Шли.

Игра «Кто заблудился?»

Цели: развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Представьте, что мы с вами пошли в лес, кто-то заблудился и кричит «Ау!».

Один из детей поворачивается спиной к остальным. Дети по очереди произносят «Ау!» с разной

громкостью голоса (ближе, дальше). Ребёнок, стоящий спиной, отгадывает, кто «кричал».

Игра «В лесу»

Цели: активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме «Грибы».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать рассказ и дополнить его. Можно выставить перед

детьми картинки с изображением грибов.

Наступила осень. Зайдёшь в лес и ахнешь. Деревья в золотом уборе стоят, сквозь ветви пробиваются солнечные лучи. Посмотришь вокруг и поймёшь — не зря говорят, что осенний лес дарами богат. Вот под осинкой мелькают красные шляпки. Это дружная семейка. А под берёзкой стройные (. ) стоят. Зайдёшь дальше в лес и увидишь рыжие шляпки во мху. Раздвинешь мох руками, а там сестрички — (. ) притаились. А это что за грибочки на пенёчке сидят? Опытный грибник сразу поймёт, что это (. ). Но тому больше всех повезёт, кто в глубине лесного бора самый важный гриб отыщет — (. ).

И. Михеева, С. Чешева

Игра «Какое варенье? Какой компот?»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существ ительными).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы девочки Кати. Необходимо следить за правильностью употребления окончаний (малиновое варенье, малиновый компот).

Осень — время заготовок. Катя с бабушкой решили запастись на зиму сладким вареньем и

ароматным компотом. Рано утром они пошли в лес за ягодами. Путь предстоял неблизкий.

—Бабушка, — спрашивала Катя. — Если мы малину соберём, какой компот получится? (. ) А варенье какое? (. )

—А вдруг чернику найдём, — продолжала размышлять Катя.

— Какой компот получится? (. ) А варенье какое? (. )

—Ну, а если брусника нам попадётся? Какой компот сварим? (. ) А какое варенье? (. )

—Моё любимое варенье из клюквы. Отгадай, какое? (. )

— А компот я люблю из морошки. Отгадай, какой? (. )

Так незаметно подошли бабушка со своей внучкой к полянке, на которой видимо-невидимо было ягод земляники.

Какой компот сварит бабушка? (. ) А какое варенье? (. )

Игра «Лишняя ягода»

Цели: учить узнавать знакомые ягоды, закреплять названия ягод и закреплять понятия «лесные» и

«садовые ягоды»; тренировать в определении наличия звука [а] в слове и его места в нём

Читайте также:
Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ

(начало, середина, конец), развивать зрительное внимание.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинки с изображением ягод (например: клюква,

черника, клубника), просит назвать ягоды и сказать, какая ягода лишняя. Воспитатель просит каждого ребёнка объяснить свой выбор.

Лишняя клубника, т. к. она — садовая ягода, а все остальные — лесные.

Ребёнок определяет, есть ли в названии ягоды звук [а] и в какой части слова он находится.

Слова: брусника, клубника, малина, земляника, клюква, смородина, черника, крыжовник.

Игра «Составь схему»

Цели: закреплять навык анализа предложений на слова.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать предложения, сосчитать количество слов и начертить схемы. Напоминает, что в предложениях могут встретиться «маленькие слова» — предлоги.

Осенний лес богат дарами.

На лесной полянке много земляники. Под еловой веткой спрятался боровик. На болоте поспела кислая клюква.

Игра «Собери грибы»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми коробку с написанной на ней буквой «н» и предлагает детям положить в неё только те грибы (муляжи, картинки), в названии которых есть звук [н].

Слова: опёнок, маслёнок, подосиновик, волнушка.

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, слуховую память, учить связному монологическому высказыванию

Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл.

Остальные дополняют. Затем все вместе разучивают любую загадку.

Коричневой шляпкой приветствую вас.

Я скромный грибок безо всяких прикрас.

Под белой берёзкой нашёл я приют.

Скажите-ка, дети, меня как зовут?

В лесу осеннем в сентябре

В скучный день дождливый

Вырос гриб во всей красе,

Под осиной его дом,

Шляпка красная на нём.

Многим этот гриб знаком.

Как его мы назовём?

Красная шляпка, на шляпке горошки,

Короткая юбка на беленькой ножке.

Красивый грибок, но тебя не обманет,

Кто знает о нём — его трогать не станет.

Всем людям известно уже с давних пор

Что ядом наполнен гриб. (мухомор).

Текст для пересказа

Митька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу. На заре Митька

пошёл взять грибы. Грибы унесли, и он стал плакать. Мать ему сказала: —Что плачешь? Или наши лепёшки поели кошки? Тогда Митьке стало смешно, он тёр по лицу слезу и сам смеялся.

Вопросы:

Почему Митя оставил грибы в лесу?

Что случилось утром?

Что сказала мама?

Текст для пересказа

БРАТ И МЛАДШАЯ СЕСТРА

Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.

Моя бабушка поглядела и посмеивается: —Что ж ты, Саня. Маленькая Варя больше тебя набрала!

—Ещё бы! — отвечает Санька. — Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше. Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

—Что ж ты, Саня, — говорит бабушка. — Маленькая-то больше набрала.

—Ещё бы! — отвечает Санька. — Она к земле ближе, вот и набрала.

В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошёл вместе с ними.

И вдруг вижу, как Санька незаметно от Вари подсыпает ей ягоды в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и подсыплет. Идём обратно. У Вари ягод больше, у Саньки — меньше. Встречается бабушка.

Что ж ты, — говорит, — Саня. Малина-то высоко растёт! Тебе легче дотянуться, а Варя больше набрала!

— Ещё бы! — отвечает Санька. — Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься.

Вопросы:

Что несли в кузовках Санька и Варя?

Что сказала бабушка?

Что ответил Санька?

Что Саня и Варя собирали в лесу во второй и в третий раз?

Что Санька каждый раз отвечал бабушке?

Как ты думаешь, почему Санька подсыпал Варе ягоды?

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Грибы»

Конспект логопедического занятия.

Лексическая тема «Грибы»

– Уточнить знания детей о грибах;

Коррекционно-образовательные задачи данной НОД :

Обобщение и систематизация представлений о грибах, местах их произрастания. Активизация и актуализация словаря по теме «Грибы» (гриб, грибники, белый, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, поганка, сыроежка, опята, ножка, шляпка, съедобный, ядовитый, искать, собирать, жареные, вареные, саленые, замороженные, сушенные). Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными, словоизменение). Совершенствование навыков звукобуквенного и слогового анализа слов. Дифференциация свистящих звуков.

Коррекционно- развивающие задачи:

Развитие связной речи, фонематических представлений, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, мышления, координации речи с движением, артикуляционной, тонкой, и общей моторики.

Воспитание взаимопонимания, активности, инициативности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе.

– Развитие связной речи по теме;

1. Дыхательная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Артикуляционная гимнастика

Оборудование: видео «Уроки Тетушки Совы», предметные картинки с изображением грибов, ноутбук, звуки природы на носителе (дождь) и звук гудка паровоза, магнитофон, презентация «Грибы», коврики из фетра, геометрические фигуры из фетра (треугольники – 6 шт., полукруг, маленький круг – 2 шт.), грибы из фетра, картинки грибов для штриховки, простые карандаши, картинка ежа, мяч, корзинки с цифрами 2,3,4,5; зеркала, ребус для слова «опята» .

Логопед – Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какое сообщение я получила сегодня на электронную почту от лесных зверят.

Читайте также:
О необходимости развития эмоционально-волевой сферы у детей раннего возраста

Видео «уроки Тетушки совы»

Логопед – Но оказалось, что это не легкая задача. Звери не смогли выполнить его, потому что не знали какие грибы можно собирать в лесу. Хотите поможем лесным зверям выполнить их домашнее задание. Для этого нам нужно отправиться в лес, а как же нам туда добраться?

Дети предлагают варианта.

Раздается звук паровоза.

Логопед – Что это за звук? А давайте отправимся в лес на паровозе.

Дети становятся в «паровозик». Дыхательная гимнастика «Паровозик».

Логопед – Вот мы с вами и попали в лес. А вы знаете, как называются люди, которые собирают грибы? Мы с вами станем грибниками. А хотите, я расскажу вам историю, как наш Язычок ходил в лес за грибами? Проходите на стульчики, садитесь удобно и слушайте.

Логопед – Однажды осенью Язычок собрался в лес за грибами. Он взял большую корзину ( упр. Чашечка) и отправился в лес. По дороге Язычок увидел ручеёк (упр. Ручеёк). Он подставил ладошку и почувствовал какая холодная вода в нем. Язычок долго ходил по лесу и, наконец, увидел чудесную полянку (упр. Лопаточка), а на ней много-много грибов (упр. Грибочек). Язычок перебегал от одного грибочка к другому (упр. Часики). Набрав полную корзинку (упр. Чашечка), Язычок вернулся домой.

Логопед – Язычок собрал много грибов. Пора и нам их собирать. Давайте пройдем на лесную полянка и начнем уже искать грибы.

Логопед – Ребята, а какую погоду любит грибы, как вы думаете? – Молодцы (включается звук дождя). Вот и у нас в лесу дождь пошел.

Вдруг закрыли небо тучи – ребром ладони растирают лоб

Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.

Долго дождик будет плакать – массажируем ушки

Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.

Логопед – После дождя в лесу появилось много грибов. Ну что пойдем их искать? Проходите на полянку.

Дети садятся на стульчики перед монитором.

Под еловой лапой колкой
Притаились два грибка.
Крепышей под темной елкой
Вижу я издалека.
Ножки белые, как сахар,
Шляпки темные, как шелк.
Долго мама будет ахать:
«Где ж ты их, дружок, нашел?»

Логопед – Что за гриб притаился под елочкой?

Появляется на экране изображение белого гриба.

Логопед – Правильно, Белый гриб. А как вы узнали? Как думаете, нужно лесным зверям брать такой гриб?

Я родился в день дождливый

Под березой молодой

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой длинной и прямой.

Логопед – Что за гриб? (Подберезовик) Как вы догадались? (Ответы детей) А этот гриб нужно брать в лесу?

Логопед – Идем дальше. Смотрите какие интересные грибы торчат из травы, как яркие желтые пуговицы. (Появляется лисички)

Логопед – Что это за грибы? (Люди назвали их лисичками.)

Логопед – Как вы думаете почему? Такой гриб зверям брать нужно?

Логопед – Давайте еще посмотрим, может быть, найдем еще грибы.

В красной шляпке, словно гном,

Я под осиной выбрал дом.

(Появляется картинка подосиновика)

Логопед – Что за гриб? Как вы его узнали? Что скажем лесным зверям?

(Появляется на мультимедийной доске картинка мухомора)

Логопед – Вот стоит красавец! Вы знаете этот гриб? Этот гриб точно нужно взять зверям!

Дети – Для людей он ядовит, но сбивать его ногами, топтать нельзя, он нужен зверям. Лось и белка им лечится. Вообще, в природе нет ничего ненужного. Если что – то не нужно человеку, это может быть необходимо кому –то другому.

Логопед – А какой еще ядовитый гриб можно встретить в лесу?

Я не привыкла нравиться,

Кто съест меня – отравится!

(Появляется на мультимедийной доске картинка бледной поганки)

Логопед – Что мы о нем скажем?

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Собирай не мешкай!

(Появляется на мультимедийной доске картинка сыроежки)

Логопед – Такой гриб нужно брать в лесу?

Логопед – А название следующего гриба мы свами должны отгадать.

Ребус «опята». Звуко -слоговой анализ слова.

Логопед – Много мы грибов увидели. А вы все названия запомнили? Я сейчас проверю. Я приготовила картинки грибов, которые мы с вами уже нашли. Назовите, пожалуйста, грибы, в названиях которых есть звук «Р». А теперь грибы, в которых есть звук «Л».

Игра «Найди звук». Звуковой анализ слова.

Логопед – Ребята, а кто ещё в лесу любит грибы? (Появляется изображение ежа) Посмотрите, кто заглянул к нам на полянку. Давайте пройдем за стол, возьмем наши волшебные коврики и на них, с помощью геометрических фигур, вы выложите ёжика. А затем помогите ему собрать немного грибов.

Дети выкладывают ежа на ковриках из геометрических фигур (треугольники, полукруг, круг) и собирают грибы из кусочков фетра.

Логопед – Молодцы, а теперь скажите мне, пожалуйста, какие грибы нашел ваш ёж и сколько их. Отвечаем, начиная со слов «Мой ёж собрал . »

Согласование существительных с числительными.

Логопед – Ёж нашел грибы, а давайте проверим какие вы внимательные. Я дам вам картинку, а вы найдите на ней Белый гриб и заштрихуйте его сверху вниз.

Штрихование сверху вниз.

Логопед – Молодцы, а теперь давайте пройдем на ковер и немного поиграем.

Читайте также:
Конспект занятия по теме: Звуки (Л)-(Ль), Буква Л

Физ. минутка. Подвижная игра «За грибами»

Все зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки. (дети идут по кругу.)

Белочки скакали, ( прыжки на месте)

Рыжики срывали. (приседают, срывают воображаемые грибы.)

Лисичка бежала, (бегут по кругу)

Лисички собирала. (собирают воображаемые грибы.)

Скакали зайчатки, (показывают ушки, попытки прыжков)

Искали опятки. (руки в стороны – удивление, поворот головы)

Медведь проходил, (ходьба по кругу как мишка)

Мухомор раздавил. (поднимают ноги, по возможности поочередно)

Логопед – Хорошо, теперь проходим за стол. Грибов мы много повстречали, давайте теперь их в корзинку собирать. Но не в одну, а в 4. Посмотрите, на корзинках цифры: 2, 3, 4, 5. Мы будем делить название гриба на слоги и ложить его в корзинку с нужной цифрой.

Слоговой анализ слова.

Логопед – Хорошо, все грибы мы разложили. Давайте выйдем на полянку и еще поиграем. Грибов мы собрали очень много, а давайте подумаем, как мы можем их сохранить на зиму.

Словоизменение. Ига в мяч.

Логопед – Если мы их посушим, то какие они станут? Если мы их сварим, то какие они станут? Если мы из засолим, замаринуем, заморозим, пожарим. Если приготовим суп, как он будет называться?

Логопед – Молодцы, а теперь давайте все повторим. (Пальчиковая гимнастика)

Дети в лес грибной пошли

И грибочки там нашли.

Часть из них потом сварили, Засолили, засушили.

И поджарили с картошкой.

Логопед – Молодцы, вспомнили все грибы правильно. (Раздается гудок паровоза).

Логопед – Вот и подходит к концу наше путешествие. Мы с вами помогли лесным зверям выполнить их домашнее задание. Они теперь точно знают, какие грибы можно собирать в лесу, а какие нет. А вы, ребята, все запомнили?

Домашнее задание по теме “Грибы” в старшей логопедической группе.
методическая разработка (старшая группа)

Домашнее задание по теме “Грибы” в старшей логопедической группе.

Скачать:

Вложение Размер
griby.docx 14.59 КБ

Предварительный просмотр:

1.Учиться выполнять гимнастику для язычка.

2. Дыхательная гимнастика

3. Помогите ребёнку запомнить названия грибов: боровик, подберёзовик, подосиновик, сыроежка, лисичка, мухомор.

Объясните, что у гриба есть шляпка и ножка. Грибы растут в лесу, в траве, на пеньках, под деревьями. Нарисуйте или наклейте изображения этих грибов, подпишите их. Пусть ребёнок показывает и называет их.

Объясните ребенку, что мухомор и поганка – ядовитые, несъедобные грибы.

4.Игра «Один – много»: » Лисичка – лисички – много лисичек, опята- много опят, рыжик –рыжики –много рыжиков, сыроежка –сыроежки –много сыроежек

5. Игра «Скажи наоборот »: закончи предложения.

Старый гриб большой, а молодой – … (маленький)

Сыроежки – съедобные грибы, мухоморы – … (ядовитые)

У боровика толстая ножка, а у подосиновика – … (тонкая)

6. Игра «Чего нет?» рыжик –нет рыжиков, лисички –нет лисичек, опята –нет опят, сыроежки –нет сыроежек, мухоморы –нет мухоморов, поганки –нет поганок, белые грибы –нет белых грибов.

7. Счет от 1 до 5 со словами: лисичка, рыжик, мухомор.

8. Обучение грамоте: – Игра «Поймай звук » Дети хлопают на звук [Т].

– Игра «Назови первый, последний звук в слове» солдат, табак, Таня, бегемот ит.д.

-Составление чтение слияний ТА, ТУ, ТО, АТ, ОТ, УТ и звуковой анализ слогов (АТ – первый звук гласный, второй согласный и т.д.)

-Учить давать характеристику звуку [т] , а с опорой на различные виды контроля: звук [т] – согласный (воздух выходит встречая преграду, получается смычка), обозначаем его синим кружочком.

9.Литературный материал . О.Высотская «Грибок», Я. Тайц «По грибы», С.Аксаков «Грибы», Н. Сладков «Лесные силачи»

Раз, два, тир, четыре, пять,

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел.

Этот пальчик гриб нашел,

этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

этот пальчик все съел, От того и потолстел.

1.Учиться выполнять гимнастику для язычка.

2. Дыхательная гимнастика

3. Помогите ребёнку запомнить названия грибов: боровик, подберёзовик, подосиновик, сыроежка, лисичка, мухомор.

Объясните, что у гриба есть шляпка и ножка. Грибы растут в лесу, в траве, на пеньках, под деревьями. Нарисуйте или наклейте изображения этих грибов, подпишите их. Пусть ребёнок показывает и называет их.

Объясните ребенку, что мухомор и поганка – ядовитые, несъедобные грибы.

4.Игра «Один – много»: » Лисичка – лисички – много лисичек, опята- много опят, рыжик –рыжики –много рыжиков, сыроежка –сыроежки –много сыроежек

5. Игра «Скажи наоборот »: закончи предложения.

Старый гриб большой, а молодой – … (маленький)

Сыроежки – съедобные грибы, мухоморы – … (ядовитые)

У боровика толстая ножка, а у подосиновика – … (тонкая)

6. Игра «Чего нет?» рыжик –нет рыжиков, лисички –нет лисичек, опята –нет опят, сыроежки –нет сыроежек, мухоморы –нет мухоморов, поганки –нет поганок, белые грибы –нет белых грибов.

7. Счет от 1 до 5 со словами: лисичка, рыжик, мухомор.

8. Обучение грамоте: – Игра «Поймай звук » Дети хлопают на звук [Т].

– Игра «Назови первый, последний звук в слове» солдат, табак, Таня, бегемот ит.д.

-Составление чтение слияний ТА, ТУ, ТО, АТ, ОТ, УТ и звуковой анализ слогов (АТ – первый звук гласный, второй согласный и т.д.)

-Учить давать характеристику звуку [т] , а с опорой на различные виды контроля: звук [т] – согласный (воздух выходит встречая преграду, получается смычка), обозначаем его синим кружочком.

9.Литературный материал . О.Высотская «Грибок», Я. Тайц «По грибы», С.Аксаков «Грибы», Н. Сладков «Лесные силачи»

Раз, два, тир, четыре, пять,

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел.

Этот пальчик гриб нашел,

этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

этот пальчик все съел, От того и потолстел.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Грибы»

Фомина Инна Геннадьевна
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Грибы»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 88 «Центр развития ребенка «Улыбка» г. Белгорода

Конспект логопедического занятия

в подготовительной к школе группе

по формированию лексико-грамматических средств языка

и развитию связной речи

Тема «Грибы»

Подготовила:

учитель-логопед: Фомина И. Г.

Образовательная область: Речевое развития

Цели: – расширение представления детей с ОНР о грибах, их строении, видах;

– развитие речи детей с ОНР …

закреплять,активизировать и расширять словарь детей по лексической теме : «Грибы», узнавать и называть по картинкам съедобные и несъедобные грибы;

закреплять умение детей использовать в речи обобщающее понятие «грибы»;

упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами;

развивать зрительное и слуховое внимание, память,воображение, мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать предметы;

развитие связной речи;

координация речи и движения, развитие общей моторики.

воспитывать умение вежливо общаться с окружающими;

воспитывать бережное отношение к природе

Существительные: боровик, подосиновик, подберезовик, мухомор, лисичка, опята, поганка, грибница, грибник, масленок, сыроежка, гриб, ножка, шляпка, лес, поляна, мох, пень, корзина.

Глаголы: расти, собирать, готовить, резать, сушить, солить, мариновать,стоять, прятаться, краснеть, вырастать.

Прилагательные: белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, червивый, грибной (дождь, поляна, год, лес, дружные (опята).

Соблюдать правильную осанку, подвижные упражнение, релаксация – звуки природы

Оборудование: ноутбук, монитор, мольберт,атрибуты:материал: демонстрационные грибы, муляжи грибов, схемы с изображением цикла жизни растений и грибов, манка, глубокие тарелки, ложки.

Чтение стихотворений о грибах, просмотр фильма компании ВВС «Грибы», рассматривание картин и иллюстраций.

Использование ТСО: Мультимедийная презентация «Грибы», «Звуки природы –таинственный лес»

Мотивация : личностная, познавательная, социальная.

Ход занятия:

I. Вводная часть

1. Организационный момент.

Ребята, посмотрите на экран, что вы видите? Слайд-2 Да, это грибы. В какое время года обычно собирают грибы? Осенью. А где растут грибы? Конечно в лесу. Как вы думаете, куда мы сейчас отправимся? (в лес за грибами). 2. Сообщение темы. Проблемная ситуация.

Учитель-логопед: Давным давно люди потеряли слово лес. Потеряли и забыли о нем, а слово попало в землю,появились ростки-слова: лесной, лесок, лесоруб, лесовик, лесополоса, перелесок, пролесок. Прислушались люди к звучанию этих слов и поняли, что они похожи, как родственники. На какое слово похожи эти слова? На слово лес. Но, чтобы войти в него нужно произнести пароль-слово родное слову Лес. (дети произносят слова) Вот мы и в лесу. Слайд 3

Как нужно вести себя в лесу? В лесу нужно вести себя спокойно. Не шуметь, чтобы услышать звуки леса.

II Основная часть

Учитель-логопед: Ребята, что вы знаете о грибах? (съедобные и несъедобные) А какие грибы вам известны? Как вы думаете, какой гриб самый главный в лесу?

Дети загадывают загадки.

Плотный, крепкий, статный.

В шляпе бурой и нарядной

Это гордость всех лесов

Настоящий царь грибов. (белый гриб) слайд 4

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных

Собирай не мешай – это (сыроежки) слайд 5

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня увидишь за версту

Зовусь я (подосиновик) слайд 6

Под березою растут

Как их зовут? (подберезовик) слайд 7

Ходим в рыженьких беретах

Осень в лес приносим летом

Очень дружные сестрички

Называемся (лисички) слайд 8

Учитель-логопед: К живой или неживой природе относятся грибы? Почему? К какому миру живой природы можно отнести грибы: к миру растений или к миру животных? Какие части растений вам известны? (Схема растений) слайд 9 Есть ли такие части у грибов (схема сравнения растения и грибы) слайд 10 Можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? А к миру животных? Так, что же такое грибы? Да, ребята, грибы это особый, чудесный мир природы. Ученые утверждают, что грибы – особые живые существа и неживотные и не растения. Вот и получается, что грибы – особое лесное чудо. Кто может сказать какую полезную для леса работу делают грибы?

Подвижное упражнение: (Выполняют с муз. рук.) Игра «Грибники»

Учитель – логопед: игра «Что приготовим?». (по картинкам)

Как много грибов вы собрали, молодцы, а, что можно приготовить из грибов? Давайте поиграем. Берите картинки и называйте блюдо, которое можно приготовить из грибов.

Дети: Я приготовлю грибной суп. Я приготовлю грибной пирог. Я приготовлю грибной салат. Я приготовлю пиццу с грибами. Я приготовлю рис с грибами Я приготовлю грибную запеканку Я приготовлю рулет с грибами Я приготовлю грибные котлеты

Учитель-логопед: Если вы собирали грибы,как вы это делали: срезали, выкручивали из земли или просто вырывали? Настоящие грибники, те, кто часто собирает грибы и всегда соблюдают правила. Они собирают грибы так, чтобы не навредить лесу, природе. Знаете ли вы такие правила, почему их нужно соблюдать. Правила сбора грибов

• Никогда не собирай грибы без взрослых;

• Собирать следует только знакомые грибы;

• Не собирай грибы в черте города и вблизи дорог;

• Не бери старые, перезревшие грибы;

• Срезай грибы ножом, не повреждая нижнюю часть плодового тела;

Не раскапывай землю вокруг грибов, иначе можно повредить грибницу слайд 11

Учитель-логопед: Из каких частей состоит гриб? (шляпка, ножка) Шляпка на ножке это не весь гриб. Это только та его часть, которая находится над землёй, которую мы видим. Вам знакомо слово мицелий? Это корень гриба. Он еще называется грибницей. Тоненькие белые нити грибницы на которых вырастают грибы находятся в земле. Эти нити похожи на тонкое кружево. Вот по этим нитям из земли к грибам поступают вода и питательные вещества. Если человек при сборе грибов ворошит палкой листья, разрывает мох, землю. Тонкие белые нити рвутся грибница разрушается. И на следующий год в этом месте грибы уже не вырастают. Запомните и это правило обязательно! Кроме того без «одеяла», что подразумевается по словом «одеяло»? Без листьев, мха и земли грибница высыхает. Если грибницу беречь она может прожить сто лет. Посмотрите на экран, как называются эти грибы (сыроежка, подосиновик) слайд 12 Посмотрите у подосиновика на шляпку снизу, у одних грибов снизу трубочки словно губка, а у других пластинки словно гармошка. На этих трубочках находятся споры-семена грибов похожие на крупиночки (для показа использовать манку) Они разносятся дождем и ветром на новые места и прорастают тоненькой ниточкой. (дуем на манку) Грибница растет потом на ней появляются грибы под шляпками которых снова образуются споры и все повторяется. (схема жизненного цикла гриба) слайд 13 Следующее правило опасные ядовитые грибы не нужно собирать или сбивать ногой. Почему? Ядовитые грибы не годятся в пищу людям, но их с удовольствием съедят лоси. Если попадется червивый гриб, вялый не спешите пинать его ногой это же кладовая будущих грибов. Что случится если исчезнут все грибы? Нужны ли грибы еще кому ни будь кроме людей? Давайте вспомним, какие звери запасают на зиму грибы. (белка, барсук, еж) Едят грибы, в том числе и несъедобные сороки, лоси, олени и некоторые мыши. Для человека мухомор очень опасный гриб (ситуация) А еще, ребята в грибах откладывают свои личинки некоторые насекомые. Нельзя трогать ядовитые грибы, потому, что они дружат с деревьями.

Игра «Дружба деревьев с грибами»

Учитель-логопед: Как вы думаете, почему грибы селятся возле разных деревьев? (грибы помогаю расти деревьям, а деревья помогают грибам получать питательные вещества)

Игра «Скажи ласково»

Учитель-логопед: Поиграем в игру «Скажи ласково» Как назвать ласково…

1. Крепкий боровик – крепенький боровичок 2. Липкий масленок – липкинький масленочек 3. Красный мухомор – красненький мухоморчик 4. Белый гриб – беленький грибочек 5. Рыжие лисички – рыженькие лисички 6. Тонкий опенок – тоненький опеночек 7. Разноцветная сыроежка – разноцветненькая сыроежечка 8. Бледная поганка – бледненькая поганочка

Учитель-логопед: Давайте повторим правила сбора грибов:

Грибы бывают очень разные: ядовитые опасные для человека и неядовитые

Нельзя трогать, собирать не знакомые грибы.

В природе нужны все грибы: их едят животные, с ними дружат деревья.

Ко всем грибам нужно относится бережно.

В поисках грибов нельзя разгребать палкой мох, чтобы не повредить грибницу

Учитель-логопед: На земле встречаются разные грибы и не все они имеют привычную для нас шляпку и ножку. Есть такие маленькие что без микроскопа или лупы их трудно увидеть. Плесень на варенье или хлебе это тоже грибы. Из некоторых видов плесневелых грибов получают лекарства спасающие людей от смерти. (рассматриваем плесень) Без грибов невозможно было бы получить кефир или испечь пирог. Дрожжи, которые мы кладем в тесто, чтобы они поднялись это тоже грибы, только микроскопические. Попадают дрожжи во влажную среду и оживают. (исследуем сухие дрожжи)

Дети насыпают дрожжи в емкости с теплой водой размешивают и ставят на время в теплое место.

Учитель-логопед: Пока наши дрожжи подходят, мы с вами сделаем графический диктант. (2 клетки вправо,2 клетки по диагонали вправо вниз, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 3 клетки вниз, 2 клетки влево, 3 клетки вверх, 2 клетки влево,1 клетка вверх, 2 клетки по диагонали в право вверх.) Ребята, что у нас получилось? (гриб) Давайте посмотрим, как наши дрожжи?

III. Заключительная часть.

1. Итог занятия.

– Где вы были? (мы были в лесу). О чем мы с вами говорили сегодня? Что нового вы узнали о грибах.

Выберите смайлики: веселый – если у вас хорошее настроение, грустный – если вам немного грустно. Ребята, вы молодцы. Хорошо работали.

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”

1. Пойти с ребенком в лес за грибами (по возможности) и показать ему съедобные грибы (белые, маслята, лисички, опята, подберезовики, подосиновики). Познакомить с несъедобными грибами (поганка, мухомор). Сформировать обобщающее понятие “грибы”.

Если нет возможности побывать в лесу, то купите грибы на рынке.

2. Рассмотрите с ребенком строение гриба: грибница, ножка, шляпка. Обратите внимание на окраску шляпки. Помогите запомнить информацию.

3. Расскажите, где растут грибы, укажите особые приметы этих мест.

4. Вместе с ребенком почистите грибы, расскажите о том, что грибы можно жарить, солить, мариновать и варить.

5. Упражнение “Посчитай” на согласование числительных с существительными.

    1 гриб, 2 . 3 . 4 . 5 .
    1 лисичка, 2 . 3 . 4 . 5 .
    1 опенок, 2 . 3 . 4 . 5 .
    И т.д.

6. Упражнение “Один – много” на употребление существительного множественного числа в родительном падеже.

    Одна сыроежка – много сыроежек.
    Один опенок – много опят.
    И т. д.

7. Упражнение “Какие грибы” (учимся образовывать отглагольные прилагательные).

    Если грибы сварить, то они будут вареные, а если грибы пожарить, тогда они будут жареные.
    И т.д.

8. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение (любое).

По дорожке шли,
Боровик нашли.
Боровик боровой
В мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли.

Несмышленыши-масленки
Запеленуты в пеленки,
А масленки-старички
Носят все воротнички.

(Е. Серова)

9. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

    Этот гриб – любимец мой,
    С ножкой толстой и прямой.
    Красной шляпкой он накрылся,
    Под осинкой схоронился.
    (подосиновик)

Эти славные сестрички
Не едят цыплят.
Эти дружные сестрички
Рядышком стоят.
Словно желтенькие кнопки
В мох воткнулись возле тропки.
(лисички)

10. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.

    Раз, два, три, четыре, пять
    (пальчики обеих рук “здороваются”, начиная с больших пальцев)
    В лес идем гулять.
    (обе руки “идут” указательными и средними пальцами по столу)
    За черникой,
    За малиной,
    За брусникой,
    За калиной.
    Землянику мы найдем
    И братишке отнесем.
    (загибать пальчики, начиная с большого)

1. Пойти с ребенком в лес за грибами (по возможности) и уточнить, какие съедобные грибы он знает (белые, маслята, лисички, опята, подберезовики, подосиновики). Уточнить знание несъедобных грибов (поганка, мухомор). Закрепить обобщающее понятие “грибы”.

Если нет возможности побывать в лесу, то купите грибы на рынке.

2. Рассмотрите с ребенком строение гриба: грибница, ножка, шляпка. Обратите внимание на окраску шляпки. Расспросите о строении гриба.

3. Расскажите, где растут грибы, укажите особые приметы этих мест.

4. Вместе с ребенком почистите грибы, расскажите о том, что грибы можно жарить, солить, мариновать и варить.

5. Упражнение “Посчитай” на согласование числительных с существительными.

    1 гриб, 2 . 3 . 4 . 5 .
    1 лисичка, 2 . 3 . 4 . 5 .
    1 опенок, 2 . 3 . 4 . 5 .
    И т.д.

6. Упражнение “Один – много” на употребление существительного множественного числа в родительном падеже.

    Одна сыроежка – много сыроежек.
    Один опенок – много опят.
    И т.д.

7. Упражнение “Какие грибы” (учимся образовывать отглагольные прилагательные).

    Если грибы сварить, то они будут вареные, а если грибы пожарить, тогда они будут жареные.
    И т. д.

8. Познакомьте ребенка с многозначными словами: лисички, шляпка, ножка. Объясните разницу в значениях этих слов.

9. Упражнение “Скажи наоборот, заканчивая предложение” на подбор антонимов.

    Старый гриб большой, а молодой – .
    У боровика ножка толстая, а у подосиновика – .
    Опята съедобные грибы, а мухоморы – .

10. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение (любое).

По дорожке шли,
Боровик нашли.
Боровик боровой
В мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли.

Я по лесу по зеленому бреду,
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики беру,
По березничку – березовики,
По сосновым пням – опеночки,
А под елкой – белый гриб-боровик.

Мы пошли по ягоды в дальний лес.
Видимо-невидимо там чудес!
Мы видали рыжего муравья,
Повстречали белочку у ручья.
Отыскали беленький мы грибок,
Положили бережно в кузовок.
Ну, а спелой ягоды там не счесть!
Как домой воротимся, станем есть.
Мы в лесу гуляли бы до утра,
Да уж вечер близится – спать пора.

( Н. Саконская)

11. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

    Этот гриб – любимец мой,
    С ножкой толстой и прямой.
    Красной шляпкой он накрылся,
    Под осинкой схоронился.
    (подосиновик)

Эти славные сестрички
Не едят цыплят.
Эти дружные сестрички
Рядышком стоят.
Словно желтенькие кнопки
В мох воткнулись возле тропки.
(лисички)

12. Развитие мелкой моторики.

а) Упражнения для пальчиков.

    Раз, два, три, четыре, пять
    (пальчики обеих рук “здороваются”, начиная с больших пальцев)
    В лес идем гулять.
    (обе руки “идут” указательными и средними пальцами по столу)
    За черникой,
    За малиной,
    За брусникой,
    За калиной.
    Землянику мы найдем
    И братишке отнесем.
    (загибать пальчики, начиная с большого)

б) Работа с пластилином. Вылепить грибы.
(Можно заменить аппликацией на тему “Грибы в лукошке”.)

Для занятий рекомендую использовать альбом №1 “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”. Стр.23-27.

Комментарии к статьям
Развитие речи. Октябрь

01.10.2007, 21:31
галина

Отлично. мы тоже так же занимаемся 07.10.2007, 22:05
лена

мне очень нравятся все занятия. Огромное вам спасибо. 10.10.2007, 10:17
Татьяна

Огромное спасибо за все занятия. 16.10.2007, 10:27
Линара

мне понравилось, а есть для детей 3х лет 17.10.2007, 19:45
Оксана Сергеевна

Ответ Линаре.
Есть материал для детей 3 лет,но он в стадии систематизации,более адаптирован для умственно отсталых детей. 18.10.2007, 20:22
Сергиевская Елена

Оксана, хочу поблагодарить Вас за домашние задания. Я работаю в детском садике и использую Ваш материал как дополнение к нашей программе по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. 05.10.2011, 17:56
Светлана

Хорошая работа. Много полезного. Спасибо. 28.11.2011, 19:23
Зульфия

Прекрасная копилка для начинающего логопеда! Спасибо.

Вестник Педагога

Автор: Гордеева Наталья Валентиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ Бакалинский детский сад “Сказка”
Населённый пункт: село Бакалы Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему “Человек. Наше тело.”
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Бакалинский детский сад «Сказка»

по обучению словообразованию,

категорий в старшей логопедической группе

Тема: «Человек. Наше тело.»

Цель: Обогащение словаря по теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

Упражнять в подборе слов – предметов, слов – признаков, слов – действий.

существительных –ок, -ик, .

Познакомить с увеличительными суффиксами существительных.

Коррекционно-развивающие задачи:

высказывания, используя сложноподчиненные конструкции.

Упражнять в умении концентрировать и распределять внимание.

Развивать слуховое и зрительное восприятие детей.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к своему телу.

Воспитывать дружелюбие, желание помочь окружающим.

Оборудование: мультимедиа, диск с мультфильмом; магнитофон, аудиокассета;

количеству детей к заданию «Что забыл дорисовать художник?»; карточки с

частями тела; картинки с изображением великана и гнома; 2 кружка (красный,

зеленый); карточки с изображением валеологических ситуаций.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и друг с другом

(Выполнение движений по тексту стихотворения)

Доброе утро! Птицы запели!

Добрые люди, вставайте с постелей!

Доброе утро и солнцу, и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, у меня есть звуковое письмо. (На письме надпись: Звуковое

письмо с Северного полюса). Кто его прислал, я не знаю. Как мы это можем

узнать? Тогда давайте посмотрим.

Логопед: Ребята, это звуковое письмо пришло к нам от медвежонка Умки. А

зачем он нам его отправил? Как вы думаете? (Он хочет узнать все о человеке).

Посмотрите, какой смешной медвежонок Умка. Он думает, что у человека две

головы. А вместо ног лапы. Он не знает частей тела человека. Сможем ли мы

ему рассказать о частях тела человека? (ответы детей)

А как он узнает обо всем, что вы ему расскажете? Ведь он живет далеко – на

Правильно! На некоторых видах транспорта можно добраться до Северного

полюса, но ведь сейчас мы не можем поехать к Умке. Как нам быть? (пауза)

Логопед: У меня есть волшебный чемоданчик. Все, что мы расскажем Умке о

частях тела человека, этот чемоданчик соберет в себя, как магнитик притянет

себе все ваши высказывания. (Открываем

чемоданчик.) Ой, а

Задание «Дорисуй часть тела»

Логопед: Кто нарисован на этих картинках? (человек)

А давайте мы эти картинки отправим Умке и он посмотрит, как выглядят люди.

(дети замечают, что не хватает некоторых частей тела)

Правда? А у тебя? Да, правильно все подметили. Как можно одним словом

назвать то, чего не хватает нашим человечкам (части тела)

делать? Как мы отправим такие рисунки Умке (надо

Логопед: Пойдемте, за наши столы и дорисуем недостающие части тела.

Дети выполняют задание, а затем рассказывают, кто, что дорисовал. Кладут

рисунки в чемоданчик.

Логопед: Давайте расскажем Умке. Что у человека бывает по два… По одному

(все слова «кладем» в волшебную шкатулку)

Логопед: Как много вы назвали слов

– предметов, обозначающих части тела.

Все они находятся здесь, в чемоданчике. А как вы думаете, Умке интересно будет

узнать, для чего человеку нужны все части тела? (Варианты ответов детей)

Логопед: А пока вы будете называть слова-действия, наш волшебный чемодан

будет их собирать.

Упражнение с мячом «Что умеют делать части нашего тела?».

(Задавая вопрос, логопед бросает мяч одному из детей, отвечая на вопрос,

ребенок возвращает мяч логопеду)

Логопед: Каждая часть нашего тела очень нужная, просто необходимая.

Каждая часть выполняет свою работу, делает свое дело.

Логопед: Что умеют делать наши руки? (Руки умеют брать, держать, кидать,

хватать, рисовать, лепить…)

глаза? (Глаза умеют смотреть, моргать,

Логопед: Что умеет делать наш рот? (Рот умеет говорить, есть, жевать …)

Логопед: Все части тела нам нужны, все части тела для нас важны.

(дети сидят в кружочке на коврике)

Упражнение «Продолжи рассказ»

Логопед: Ребята, у меня есть очень интересный рассказ, который можно было

бы отправить Умке, но у него нет конца. Не знаю, кто бы мне помог придумать

конец рассказа…….А вы можете мне помочь?

Собрались однажды все части лица в кружок, так же, как и мы с вами и

стали спорить, что для человека важнее: глаза или нос, зубы или язык, лоб или

щеки. Первым выступил нос: «Я – самая важная часть лица, потому что…» И

Возьмите себе по одной карточке и представьте, что вы не дети, а какая-то часть

лица. Что бы вы сказали? (дети выбирают по одной карточке с изображением

частей тела и продолжают рассказ)

Логопед: Ребята, вам нравится наш рассказ? А Умке он понравится? Какой вывод

сделает медвежонок: какая же часть самая важная на лице человека? (все части

лица одинаково важны для человека)

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты носик так измазала?

Касаются кончика носа указательным пальцем.

Кончик носа черный,

— Я на солнышке лежала,

Руки над головой, пальцы растопырены.

Нос кверху держала.

Вот он и загорел.

Голову запрокидывают назад, к воображаемому

Игра «Большой – маленький – огромный».

Логопед: Дети, Умка со своей мамой любит играть в игру «Большой – маленький

Нос – носик – носище

Глаз – глазик – глазище

Рот – ротик – ротище

Ухо – ушко – ушище

Нога – ножка – ножище

Живот – животик – животище

Палец – пальчик – пальчище

Коленка – коленочка – коленище

Локоть – локоток – локотище

Зуб – зубик – зубище

Голова – головка – головище

Логопед: Ребята, а давайте расскажем Умке, как мы гордимся тем, что мы люди

и очень дорожим и бережем свой организм.

располагаться картинки, которые говорят о том, как сохранить здоровье, а на

красном поле – то, что вредно для здоровья.

оглохнуть; в ветреную погоду нужно носить шапку, иначе заболят уши. )

– Как можно беречь язык? (Если пить горячий чай, то можно обжечь язык;

если прикоснуться языком зимой до металлической трубы или ручки дверной

на улице, то язык примерзнет к железу…)

– Как нужно беречь нос? (Нельзя заталкивать в нос разные мелкие предметы,

– А как будем беречь руки? (Осторожно работать с утюгом, чтоб не обжечь

руки, огонь опасен для рук, электрическая или газовая плита, спички тоже

не только обжечь руки, но и поджечь на себе одежду,

– Как будем беречь ноги? (Острые предметы, обувь по погоде)

Какие оригинальные и очень важные советы вы дали Умке! Молодцы, я

думаю, что они ему очень пригодятся в жизни. И он многое поймет о том, кто

такие люди, как они заботятся и бережно относятся к частям тела.

Теперь давайте плотно закроем наш чемодан.

Ребята, что Умка узнает о человеке, открыв этот чемодан на своем Северном

полюсе? (ответы детей)

А вы гордитесь тем, что вы люди?

Я очень довольна вами, дети. Вы необыкновенно добры, чутки и внимательны.

Давайте на прощание подарим Умке и друг другу наши аплодисменты.

Тема: Человек

Коррекционно-образовательные цели:

– учить детей дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать

Коррекционно-развивающие цели:

– закреплять у детей умение образовывать имена существительные с помощью умень шительно-

– развивать словарь антонимов;

– закреплять знания о назначении частей тела.

Коррекционно-воспитательные цели:

Оборудование: предметная картина с изображением человека, сюжетные картинки к играм.

Ход занятия

Организационный момент.

Игра «Назови ласково».

Логопед: Сядет тот, кто назовет ласково.

Голова, нос, руки, грудь, лоб, подбородок, локти, спина, брови, рот, пальцы, живот, ресницы,

язык, ногти, ноги, глаза, горло, плечи, колени, затылок, зубы, шея, пятки, щеки, губы, уши,

Объявление темы.

Логопед: Сегодня на занятии мы будем говорить о человеке, о строении его тела.

Вводная беседа.

Взрослые и дети, мальчики и девочки, — это люди. Все мы разные, но при этом очень похожи

по строению тела.

Тело человека напоминает мудрый механизм, который способен выполнять множество

различных задач. С его помощью мы можем смеяться, плакать, говорить, бегать, думать,

работать и играть.

Человеческое тело состоит из различных частей. Внутри тела человека разные органы,

постоянно занятые работой. Органы человеческого организма взаимодействуют друг с-другом,

как детали машины. Но каждый орган при этом имеет свои обязанности и выполняет их.

Например, легкие помогают человеку дышать, мозг — думать, говорить, видеть; желудок

переваривает пищу, а сердце отвечает за правильную работу всех органов.

Если все части тела человека и внутренние органы работают правильно, человек здоров.

Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Рассмотрите картинки. Покажите и расскажите, где действие еще совершается, а где

Игра «Что делает, а что сделал, сделала?».

Образование глаголов в форме прошедшего времени.

Мыла — вымыла, вешает — повесила, рисует — нарисовал, умывается — умылся, одевается

оделся, прячется — спрятался, прыгает — перепрыгнул, наливает—налил, ест—съел, бросает—

Логопед: Я буду говорить о других, а вы мне в ответ расскажите о себе.

Игра «Расскажи о себе». Образование глаголов в форме первого лица настоящего времени.

Девочка купается, а я — купаюсь. И т.д.

Логопед: А теперь на заданное слово подберите слово наоборот.

Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов к именам прилагательным и глаголам.

Добрый — злой большой — маленький

высокий — низкий толстый — худой

больной — здоровый друзья — враги

одеваться — раздеваться трудиться — лениться

старый — молодой веселый — грустный

чистый — грязный аккуратный — неряшливый

входит — выходит залезает — слезает.

Игра «Справа, выше, ниже». Развитие пространственных представлений.

Логопед: Рассмотрите троих друзей, которые изображены на картине. Обратите внимание на их

рост, возраст, где они стоят по отношению друг к другу. А теперь составьте предложение,

используя слово справа (слева, выше, ниже, между, старше, моложе).

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты носик так измазала?

Касаются кончика носа указательным пальцем.

Кончик носа черный, Будто

— Я на солнышке лежала,

Руки над головой, пальцы растопырены.

Нос кверху держала.

Вот он и загорел.

Голову запрокидывают назад, к воображаемому солнцу.

Логопед: К заданному слову подберите слово, которое обозначает часть тела человека

Игра «Подбери предмет» (часть тела). Закрепление знаний детей о частях тела человека.

Видят, слышат, работают, бегают, дышит, жуют, стоят, машут, трогают, нюхает, говорит, пишут.

Логопед: Что у человека бывает по паре. Назовите эти части тела, используя слова два, две.

Игра «Два, две». Закрепление знаний детей о частях тела человека, согласование имен суще –

ствительных с числительными два, две. Две брови, два глаза, две щеки, два уха, два плеча, две

руки, два локтя, две ладони, две ноги, два колена, две пятки, две ступни.

Логопед: А теперь подумайте и скажите, каких частей у домашних животных не бывает, а у

человека они есть.

Игра «Назови части тела человека, которых нет у домашних животных». Закрепление

знаний детей о частях тела человека. Лицо, подбородок, ладони, пальцы, ногти, локти, руки,

Логопед: Вы много узнали о частях тела человека, и вам будет нетрудно догадаться, о чем я

Игра «Узнай по описанию» или «Какой, какие?». Подбор подходящего по смыслу имени су-

ществительного к ряду имен прилагательных.

Красивые, серые, зеленые, голубые, большие (что?). (Глаза.)

Густые, длинные, короткие, блестящие, вьющиеся, пышные. (Волосы.)

Большой, конопатый, орлиный, маленький, горбатый. (Нос.)

Пухлые, розовые, узкие, большие. (Губы.)

5. Итог занятия.

Логопед: О ком мы сегодня говорили на занятии? Как должны относиться люди друг к другу?

Что можно сказать о человеке, какой он?

Пересказ басни Л. Толстого «Старый дед и внучек».

Коррекционно-образовательные цели:

– учить детей последовательно пересказывать литературный образец.

Коррекционно-развивающие цели:

– расширять и уточнять знания детей по теме;

– развивать способность к целостному восприятию произведения;

– упражнять детей в подборе слов-антонимов.

Коррекционно-воспитательные цели:

– воспитывать у детей уважение к людям пожилого возраста и умение выражать в речи свои

Оборудование: предметные картинки от малыша до дедушки и от малыша до бабушки, текст

басни Л. Толстого «Старый дед и внучек»

Ход занятия

1. Организационный момент.

На доске выставлены предметные картинки с изображением мужчины и женщины по мере

их роста. Дети должны их назвать.

Малыш, мальчик, юноша, мужчина, дедушка.

Малыш, девочка, девушка, женщина, бабушка.

2. Объявление темы.

Николаевич Толстой. Называется она «Старый дед и внучек». Сейчас я вам ее прочитаю, а

затем вы будете ее пересказывать.

3. Чтение басни Л. Толстого «Старый дед и внучек» с последующим обсуждением.

Объяснение малознакомых слов: невестка, лоханка, бранить, слаживает.

Старый дед и внучек

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не

было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать,

а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да

уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки

бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и

ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят: сынишка их на полу дощечками

играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит:

«Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так

обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

О ком этот рассказ (басня)?

Какой дедушка стал в старости?

Из-за чего сын и невестка перестали сажать его за стол?

А где они его кормили?

В чем носили ему обед?

Почему он разбил чашку?

Как отнеслась к этому невестка?

Из чего она пообещала кормить старика?

Что на это сказал дедушка?

Что однажды увидели родители?

Что собирался делать из дощечек Миша?

Почему родители заплакали?

Как они после этого стали относиться к дедушке?

А как вы относитесь к своим родителям?

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Логопед повторно читает рассказ, дети внимательно слушают.

5. Пересказ басни детьми.

Логопед просит детей самостоятельно составить пересказ басни.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты носик так измазала?

Касаются кончика носа указательным пальцем.

Кончик носа черный,

– Я на солнышке лежала,

Руки над головой, пальцы растопырены.

Нос кверху держала.

Вот он и загорел.

Голову запрокидывают назад, к воображаемому солнцу.

6. Продолжение рассказов детей.

После физкультминутки логопед предлагает детям составить еще несколько пересказов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: