Задания логопеда для родителей. Лексическая тема Овощи

Логопедические домашние задания для детей с ОНР. Тема “Овощи”
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

На практическом материале лексических тем у ребенка происходит накопление и обо­гащение словарного запаса, развиваются навыки связной речи и совершенствуются пси­хические процессы (внимание, память, мышление). Также происходит постепенное пре­одоление нарушений грамматического строя речи. Многолетний опыт работы с детьми логопедической группы доказывает эффективность такого рода домашних заданий.

Цель данного пособия — помочь логопеду спланировать коррекционную работу и при­влечь родителей и воспитателей к выполнению несложных домашних заданий с детьми. Таким образом, происходит закрепление полученных на фронтальных занятиях знаний, умений и навыков.

Скачать:

Вложение Размер
tema1.docx 141.01 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями овощей. Закрепить в словаре обобщающее понятие «овощи».
  2. Назвать цвет овощей по образцу: помидор красный, . и т. д.
  3. Соединить линиями овощи с соответствующими фигурами. Назвать форму каждого овоща по образцу: «Огурец овальный».
  4. Игра «Жадина»: Представь, что это твои овощи. Ответь на вопросы: Чей это огурец?
    (Мой огурец.) Чья капуста? (Моя капуста.) И т. д.
  5. Рассказать ребенку, что готовят из овощей. Игра «Какой сок? Какая запеканка? Какое пюре?»: Скажи, как по-другому называется сок (запеканка, пюре) из моркови?
    (Морковный сок; морковная запеканка; морковное пюре.) И т. д.

6. Упражнение «Расскажи-ка!»: Составь рассказы об овощах по предложенному наглядному плану.

7. Упражнение «Поваренок»: Расскажи, что нужно сделать, чтобы приготовить суп? (Овощи моют, чистят, режут, варят.) Сок? Пюре?

8. Упражнение «Назови правильно»:

Задание 1: Покажи, где огурец, огурцы и т. д. Соедини линиями одинаковые овощи. Задание 2: Взрослый показывает, а ребенок называет овощи. Образец: «Это помидор. Это помидоры».

9. Упражнение «Из чего — какой?»: Обведи пунктирные линии и назови, из каких овощей и что приготовила мама. Какой (какая, какое) это сок (салат, пюре, запеканка)? [Морковный сок. Овощной салат. И т. д.)

10. Составь предложения по картинкам.

11. Назови овощи. Дорисуй овощи в таблицу. Составь словосочетания по образцу: «Много помидоров. Маленький помидорчик».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое домашнее задание для детей 5 – 7 лет с ОНР. Упражнение “Угадай профессию”.

Закрепление полученных на фронтальных занятиях знаний, умений, навыков.

Логопедическое домашнее задание для детей 5 – 7 лет с ОНР. Упражнение “Четвертый лишний”

Закрепление полученных на фронтальных занятиях знаний, умений и навыков.

Логопедическое домашнее задание для детей 5 – 7 лет с ОНР. Упражнение “Вставь пропущенную картинку”

Закрепление полученных на фронтальных занятиях знаний, умений и навыков.

Логопедические домашние задания для детей с ОНР. Тема “Фрукты”

На практическом материале лексических тем у ребенка происходит накопление и обо­гащение словарного запаса, развиваются навыки связной речи и совершенствуются пси­хические процессы (внимание, п.

Логопедические домашние задания для детей по лексической теме «Перелётные птицы».

Логопедические домашние задания для детей и родителей по лексической теме «Перелётные птицы».

Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Домашние животные. Звук и буква Ы

Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Домашние животные. Звук и буква Ы.

Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Домашние птицы. Звуки [м], [м’]. Буква М.

Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Домашние птицы. Звуки [м], [м’]. Буква М.

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”

Сад-огород. Дифференциация овощей и фруктов

1. Повторите материал тем “Фрукты”, “Овощи”
Повторение можно провести в форме беседы, задавая следующие вопросы:
– Как одним словом назвать лук, морковь, помидор, капусту, перец, картофель?
– Как одним словом назвать яблоко, грушу, персик, лимон, апельсин, сливу?
– Где растут овощи?
– Где растут фрукты?
– Про какой овощ можно сказать “твердый”?
– Про какой фрукт можно сказать “сочный”?

2. Повторите упражнения на формирование грамматического строя речи по темам “Фрукты”, “Овощи”

3. Упражнение Закончи предложение” на употребление существительных 1-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

    В саду собрали все фрукты. Собрали груши. На дереве не осталось ни одной . (груши) На деревьях совсем нет . (груш)
    Собрали сливы. На дереве нет ни одной . (сливы) На деревьях совсем нет . (слив) Собрали черешню. Нет на деревьях . (черешен) Собрали вишню. На дереве нет ни одной . (вишни) На деревьях нет . (вишен)



4. Упражнение “Закончи предложение” на употребление существительных 2-го и 3-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

    В огороде собрали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет . (огурцов) На грядке нет ни одного . (огурца)
    Собрали кабачки. На грядке нет ни одного . На грядке нет .
    Собрали помидоры. На грядке нет . Не осталось на грядке ни одного .
    Собрали морковь. На грядке нет .
    Собрали фасоль. На грядке нет .

5. Упражнение на употребление глаголов настоящего и прошедшего времени.

    Изменить глаголы, отвечая на вопросы.

Что делал?
Сажает – . (сажал)
Копает – .
Поливает – .
Растет – .
Зреет – .
Что делает?
Сажал – . (сажает)
Копал – .
Поливал – .
Рос – .
Зрел – .

6. Вспомнить загадки об овощах, фруктах.

7. Упражнение “Четвертый лишний” на развитие логического мышления.

    Использовать картинки:
    Картошка, лук, яблоко, помидор.
    Лимон, огурец, персик, груша.

8. Упражнение “Исправь ошибку”.

    Свекла растет на яблоне.
    Груша растет на грядке.
    Картошка растет на болоте.

8. Развитие мелкой моторики.

    – Повторить упражнения для пальчиков по темам “Фрукты”, “Овощи”
    – Нарисовать 2-4 фрукта (овоща) и стакан с соответствующим соком. Объяснить, что нарисовал (а): “Я нарисовала яблоко. Из яблока делают яблочный сок”.

9. Повторить стихотворения об овощах, фруктах.

1. Рекомендую повторить материал тем “Фрукты”, “Овощи”
Повторение можно провести в форме беседы, задавая следующие вопросы:
– Как одним словом назвать лук, морковь, помидор, капусту, перец, картофель?
– Как одним словом назвать яблоко, грушу, персик, лимон, апельсин, сливу?
– Где растут овощи?
– Где растут фрукты?
– Про какой овощ можно сказать “твердый”?
– Про какой фрукт можно сказать “сочный”?
– Что делают колхозники на полях осенью?

2. Повторить упражнения на формирование грамматического строя речи по темам “Фрукты”, “Овощи”

3. Упражнение Закончи предложение” на употребление существительных 1-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

    В саду собрали все фрукты. Собрали груши. На дереве не осталось ни одной . (груши) На деревьях совсем нет . (груш)
    Собрали сливы. На дереве нет ни одной . (сливы) На деревьях совсем нет . (слив) Собрали черешню. Нет на деревьях . (черешен) Собрали вишню. На дереве нет ни одной . (вишни) На деревьях нет . (вишен)

4. Упражнение “Закончи предложение” на употребление существительных 2-го и 3-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

    В огороде собрали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет . (огурцов) На грядке нет ни одного . (огурца)
    Собрали кабачки. На грядке нет ни одного . На грядке нет .
    Собрали помидоры. На грядке нет . Не осталось на грядке ни одного .
    Собрали морковь. На грядке нет .
    Собрали фасоль. На грядке нет .

5. Упражнение на употребление глаголов настоящего и прошедшего времени.

    Изменить глаголы, отвечая на вопросы.

Что делал?
Сажает – . (сажал)
Копает – .
Поливает – .
Растет – .
Зреет – .
Что делает?
Сажал – . (сажает)
Копал – .
Поливал – .
Рос – .
Зрел – .

6. Вспомнить загадки, стихотворения об овощах, фруктах.

7. Развитие связной устной речи.

    А) Пересказ с опорой на вопросы.

Работа на огороде.
Наступила осень. Колхозники выкопали картофель. Они убрали с колхозных полей лук, свеклу, морковь, огурцы и репу. Пусто стало на полях. Колхозники собрали большой урожай овощей.

– Как назвать одним словом, что колхозники собрали с полей?
– Когда они собирали урожай?
– Пересказ.

Б) Составление описательного рассказа об овощах, фруктах по плану:
Что это?
Где растет?
Внешний вид (форма, цвет).
Каков на вкус?
Что из него (нее) можно приготовить?

Образец ответа. “Яблоко – это фрукт. Растет в саду на яблоне. Оно красное (зеленое, желтое), круглое, сладкое, сочное. Яблоко на ощупь твердое, гладкое. Его едят сырым, варят варенье, готовят вкусный яблочный сок.”

8. Словарная работа.
Объяснить ребенку значение пословицы “Летний день год кормит”.

9. Упражнение “Послушай, запомни, назови”* на развитие слухового внимания и слуховой памяти.
Послушай стихотворение. Запомни и назови, какие овощи росли в огороде.

    Посадила баба Фекла
    В огороде лук да свеклу.
    А любимый внук Антошка
    Посадил чеснок с картошкой,
    И морковку, и капусту,
    Чтобы борщ был летом вкусный.
    Не забыл про помидоры:
    Посадил их вдоль забора.
    Огурцы, укроп, петрушку –
    Чтоб любили все друг дружку.
    Витаминный огород
    Требует больших хлопот.
    Бабка Фекла в борщ кладет
    Все, что у нее растет.

* Текст взят из альбома “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”, автор Н. Э. Теремкова.

10. Развитие мелкой моторики.
Работа с пластилином. Вылепить корзинку с фруктами, овощами.

Для занятий желательно использовать альбом № 1 “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”. Автор Н. Э. Теремкова, стр. 10-13.

Комментарии к статьям
Развитие речи. Сентябрь

12.09.2007, 18:15
Магдалина

Большое спасибо за материал. Я работаю в логопедической группе и пользуюсь им с самого начала.Так легко работать! 13.09.2007, 11:53
ЛЕНА ЛАСИЧ

СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА ТАКОЙ РАЗДЕЛ. ОН ТАК НАМ ПОМОГАЕТ. 22.09.2007, 11:10
Тамара

Большое спасибо за помощь.Хоть в Таллиннском дет. саду этот материал можно использовать не в полной мере, но подбор, его расстановка и планирование очень помогли в работе! 23.09.2007, 10:43
Татьяна

Очень полезный материал.Спасибо от начинающих логопедов! 25.07.2008, 21:32
светлана

Хорошо бы ребенку почитать сказку про мышта Крутя и Вертя и петушка там рассказывается как получается хлеб. 21.09.2008, 08:54
Татьяна, начинающий user

случайно нашла ваш сайт. материала много по любой теме, буду обязательно выборочно его использовать в своей работе. 11.10.2008, 21:24
Марина

Этот материал просто находка для молодых логопедов. Спасибо большое. Я обязательно буду его использовать в своей практике. 05.11.2008, 10:12
светлана

Ещн хорошо почитать сказку о петушке и Мышатах крути и Верти там рассказывается про хлеб 24.08.2009, 17:04
майя

СПАСИБО!СПАСИБО!СПАСИБО! Я как мама очень благодарна издателю сайта и всем кто принимал участие в этом столь полезном,так скажем проекте.Мы с дочкой(5 ЛЕТ) АЛЛОЙ,занимаемся не каждый день ,но очень охотно все читаем повторяем а потом она самостоятельно играет со своими куклами.Это очень хороший покозатель.Очень все пончтно и граммотно написанно и не так утомительно как порой бывает. СПАСИБО БОЛЬШОЕ ОТ НАШЕЙ СЕМЬИ! ТАК ДЕРЖАТЬ! 08.09.2009, 12:33
Ольга

Большое спасибо! Дочке почставили ОНР 3 вида, но надеюсь, мы от него уйдем! 21.09.2009, 18:22
Татьяна

Огромное спасибо! Материал просто замечательный. Все доступно, понятно. Легко работать даже начинающим воспитателям логопедических групп. 11.10.2010, 15:53
татьяна

Очень здорово, нам бы таких логопедов в сад 24.02.2011, 13:05
софия

большое спасибо за такой интересный материал 11.10.2019, 01:05
Евгений

Перезвоните мне пожалуйста по номеру. 8 (499) 322-46-85 Евгений.

Логопедическое домашнее задание по лексической теме «Овощи»

Марина Коренкова
Логопедическое домашнее задание по лексической теме «Овощи»

Овощи (лексический строй речи).

1. Рассмотрите вместе с детьми овощи и расскажите им:

• названия овощей и их частей;

• сходство и различие (уметь различать овощи по запаху, вкусу, внешнему виду и на ощупь);

• что овощи растут в огороде, на грядке, их регулярно поливают;

• что из овощей можно приготовить различные блюда (суп, щи, борщ, салат и т. д.);

• что овощи можно заготавливать на зиму (солить, консервировать, сушить, мариновать);

• что овощи полезны: в них много витаминов.

Примерный перечень слов,который Вам поможет:

Названия: огурец, помидор (томат, картофель, свёкла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручок, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, удобрение, вредители, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив, прополка.

Признаки: красный, зелёный, жёлтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, солёный, сырой, маринованный, консервированный, варёный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной.

Действия: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, созревать, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, сушить.

2. Игра «Убираем урожай».

• Морковь, свёклу, репу, редис — выдёргивают;

• Огурцы, помидоры, кабачки, горох — срывают;

Ребёнок должен уметь объяснить, почему так, а не иначе.

3. Игра «Скажи наоборот»:

• Кабачок большой, а огурец — маленький,

• Картофель крупный, а редис — мелкий,

• Помидор мягкий, а огурец — твёрдый,

• Помидор гладкий, а огурец – шершавый.

4.Отвечать на вопросы:

• – Где растут овощи? -.

• – Какие овощи растут в земле? -.

• – Какие овощи растут на земле? -.

5. Описать овощи (по цвету, по форме, по вкусу).

• Лук (какой) жёлтый, круглый, горький.

6. Помогите ребёнку составить описательный рассказ про любой овощ с помощью вопросов:

• Что это? (название овоща)

• Какой формы, цвета?

• Какой он на вкус?

• Какой он на ощупь?

• Что можно из него приготовить?

Овощи (грамматический строй речи).

1. Игра «Назови, какой салат?»:

• Салат из картофеля — картофельный;

• Салат из капусты — капустный;

• Салат из моркови — морковный….

2.«Назови, какой сок?»:

• Сок из огурцов — огуречный;

• Сок из помидоров — томатный;

• Сок из тыквы — тыквенный;

• Сок из свёклы — свекольный;

• Сок из капусты – капустный;

• Сок из моркови – морковный….

3. Игра «Посчитай овощи»:

• Одна тыква — две тыквы — много тыкв;

• Одна спелая тыква — две спелых тыквы — много спелых тыкв;

• Один огурец — два огурца — много огурцов;

• Один зелёный огурец — два зелёных огурца — много зелёных огурцов…

4.«Скажи ласково»

5. Согласование прилагательных с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа.

Например: красный помидор — красные помидоры — красных помидоров

6. Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа.

Например: Репа лежит. Репы лежат. Огурец растет. Огурцы растут. Помидор висит. Помидоры висят.

Перспективное планирование занятий по теме «Овощи» в средней группе План воспитательно – образовательной работы на неделю Тема недели: Овощи Цель: 1. Закрепление навыков использования обобщающих понятий.

Дидактическая игра «Овощи» Описание работы со слайдами: № Действия и возможный вариант пояснений педагога №1 Название пособия. №2 Воспитатель читает стихотворение.

Рекомендации родителям. Лексическая тема “Овощи. Огород.”.

Содержимое публикации

Лексическая тема: «Овощи. Огород.»

1. Повторите с детьми, что овощами мы называем плоды, растущие в земле и на земле в огороде, парнике, теплице. Пусть дети перечислят известные им овощи. Можно усложнить задание, предложив вспомнить все овощи желтого цвета (репка, репчатый лук, перец, тыква), красного цвета (помидор, редис, свекла, перец), зеленого цвета (салат, горох, зеленый лук). Смогут ли дети вспомнить название оранжевого овоща (морковь) и фиолетового овоща (баклажан)?

2. Рассмотрите с детьми овощи (предметные картинки, муляжи, натуральные овощи). Закрепите их названия: огурец, помидор, свекла, морковь и т. д.

3. Закрепите в словаре обобщающее понятие «овощи».

4. Потренируйте детей называть цвет овощей по образцу: помидор красный, …и т. д.

5. Игра «Жадина»: Представьте, что это ваши овощи. Ответьте на вопросы: Чей это огурец? (Мой огурец.)Чья капуста? (Моя капуста.) и т. д. Затем поменяйтесь с детьми ролями.

6. Игра с мячом «Назови ласково». Вы бросаете ребёнку мяч и называете один из овощей; ребёнок ловит мяч, называет овощ «ласково» и возвращает мяч вам (помидор – помидорчик и т. д. ).

7. Поиграйте с детьми в игру с мячом «Один — много» (вы называете овощ в единственном числе и бросаете ребенку мяч, ребенок ловит мяч и называет этот же овощ во множественном числе):

Огурец. — Огурцы.

Кабачок. — Кабачки.

Баклажан. — Баклажаны.

Помидор. — Помидоры.

8. Потренируйте детей в образовании относительных прилагательных. Поиграйте в игру с мячом «Веселый повар». Вы бросаете ребенку мяч и говорите, из чего нужно приготовить блюдо. Ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам. Например:

Сок из моркови. Морковный сок.

Салат из свеклы. — Свекольный салат.

Икра из кабачков. — Кабачковая икра.

Котлеты из картофеля. — Картофельные котлеты.

9.Прочитайте детям стихотворение об овощах.

Овощи просто растут в огороде.

Эти видны, эти спрятались вроде.

Вот помидор, как фонарик, над грядкой;

Вот баклажаны стоят по порядку,

Солнцу подставив толстые щеки.

Вот кабачки, толстяки, лежебоки.

Перец ребристый на ветках висит,

Как светофор красный перец блестит.

Лук выпускает из грядки стрелу,

Репа качает листом на ветру.

Прячет морковка свой хвостик в земле,

Скоро увижу его на столе.

Овощи все уродились на славу.

Хрупкий горошек, капуста кудрява.

Летом, дружок, не ленись потрудиться,

Много тогда овощей уродится.

10. Попробуйте совместно придуматьзагадки-описания о некоторых овощах. Одну загадку будете придумывать вы, а другую — дети. Например:

Длинный, зеленый, хрустящий, пупырчатый. Растет в огороде на грядке. Что это? (Это огурец.)

Круглый, снаружи красный, а внутри белый, сочный, хрустящий. Растет на грядке в земле. Что это? (Это редис.)

Овальный, фиолетовый, гладкий, блестящий. Растет в теплице или парнике. Что это? (Это баклажан.)

11.Загадайте и объясните детям загадки:

Сидит девица в темнице, а коса на улице.

Телятки гладки, привязаны к грядке.

Произнесите текст загадок вместе с детьми, а затем предложите им сделать это самостоятельно.

12. Повторите с детьми, что можно готовить из овощей. Во время этой беседы отрабатывайте произношение названий овощей и глаголовмыть, чистить, резать, варить, жарить, солить.

— Какие овощи можно положить в суп (борщ, щи, салат)?

13. Предложите детям рассказать об одном из овощей по плану:

Как называется овощ?

Какой он по цвету, форме, на ощупь, на вкус?

Что можно приготовить из него?

Это помидор. Он растет в теплице или парнике. Он красный, круглый, гладкий, мягкий, кисло-сладкий на вкус. Из него можно приготовить сок, томатную пасту, салат.

14.Учитеотвечать на вопросы:

Огурец, помидор, морковка — что это?

Где растут овощи?

Когда убирают овощи?

15. Прочитайте детям сказки:«Репка» (3 – 5 лет), «Вершки и корешки» (5 – 7 лет). Задайте вопросы по содержанию. Предложите рассказать сказку вместе с вами, а потом и самостоятельно с вашей помощью.

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Серия логопедических занятий по лексической теме “Овощи”.

Кириллова Ю., учитель-логопед.

ТЕМА “ОВОЩИ”
Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: образовывать множественное число существительных;
-учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
– учить подбирать прилагательные к существительным;
– развивать фонематическое восприятие;
– развивать координацию речи с движением, работать над темпом
и ритмом речи;
– развивать мелкую моторику;
– формировать зрительно-предметный гнозис.

Оборудование: картинки с изображением овощей, мяч, материал для игры “Где чья тень?”
Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика “КАПУСТА”
Логопед. Отгадайте загадку:
Она растет у вас на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки И крупной соли полмешка.
Дети. Капуста!
Логопед. Давайте заготовим капусту на зиму.

Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
Перетерли,
Посолили
И набили плотно в кадку.
Все теперь у нас в порядке. (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

(Хватательные движения обеими руками.)
(Указательный и средний пальцы трутся о большой.)
(Удары обеими руками по столу.)
(Отряхивают руки.)

2. Введение в тему. (картинки с изображением овощей)
Назовите всё это (картинки с изобр. овощей) одним словом. (Овощи)
Какие ещё овощи вы знаете?
Где растут овощи? (на земле, под землёй)
Как собирают овощи, которые растут на земле. на кусте?(срывают, срезают)
Как собирают овощи, которые растут под землёй?(выкапывают, 3. выдёргивают)

3. Игра “Подбери признак”
Морковь (свёкла, репа, капуста) – (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….

4. Игра “Большой- маленький”
Помидор- помидорчик морковь-морковочка
Огурец- огурчик тыква- тыковка
Лук- лучок свёкла- свёколка
Чеснок- чесночок капуста- капустка
Горох- горошек картошка- картошечка

5. Игра “Один- много”
Помидор- помидоры
Огурец- огурцы
Тыква- тыквы
Кабачок- кабачки
Баклажан- баклажаны

6. Физкультминутка “Урожай”.
В огород пойдем, урожай соберем. (маршируют)
Мы морковки натаскаем (“Таскают”)
И картошки накопаем. (“Копают”)
Срежем мы кочан капусты, (“Срезают”)
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками-
3раза.)
Щавеля нарвем немножко (“Рвут”)
И вернёмся по дорожке. (маршируют)

7. Игра “Назови сок, салат”.
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный
Суп из гороха- гороховый
Икра из кабачков- кабачковая
8. Игра “Где чья тень?”(найти тени овощей)

Цель: – развитие связной речи.
Задачи: -учить изменять существительные по падежам;
– учить образовывать относительные прилагательные;
– учить согласовывать существительные с прилагательными;
– учить составлять простые предложения;
– учить составлять рассказ-описание(по схеме);
-развитие внимания, памяти, мышления.
Оборудование: картинки с изображением овощей, схема для составления
рассказа, мяч.
Ход занятия:

1. Орг. момент . Отгадывание загадок. (картинки с изображением овощей)
Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели.(лук)

Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.
В рос в землю крепко. Кто же это? (репка)

Как надела сто рубах, заскрипела на зубах.(капуста)

Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.(морковь)

Летом в огороде, свежие, зеленые, а зимою в банках – вкусные,
солёные.(огурцы)

Как на нашей грядке выросли загадки-
Сочные да крупные вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют.(помидоры)

2 . Игра “Чего не стало”
Назовите всё это (картинки с изобр. овощей) одним словом. (Овощи)
(Дети закрывают глаза, одну из картинок закрывают. Дети открывают
глаза. Чего не стало?)

3. Игра “Подбери признак”
Морковь (свёкла, репа, капуста) – (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….

4. Составление простого предложения (с опорой на картинку ).
Например: “У меня зеленый огурец” и т.п.

5. Игра “Назови сок, салат”.
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный
Суп из гороха- гороховый
Икра из кабачков- кабачковая

6. Физкультминутка “Урожай”.
В огород пойдем, урожай соберем. (маршируют)
Мы морковки натаскаем (“Таскают”)
И картошки накопаем. (“Копают”)
Срежем мы кочан капусты, (“Срезают”)
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками-
3раза.)
Щавеля нарвем немножко (“Рвут”)
И вернёмся по дорожке. (маршируют)

7. Составление рассказа по плану:
-что это?
-какого цвета?
-где растет?
-какой на вкус?
-какой формы?
-что из него можно приготовить?
Например: “Это огурец. Он зелёный, растет на земле. Огурец сочный, вкусный, хрустящий. Он овальный. Из огурцов можно приготовить огуречный салат.”
Анализ рассказов.
8. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили .
Игра “Четвертый лишний”.
Капуста, морковь, яблоко, чеснок.
Огуречный, апельсиновый,морковный,тыквенный.

Задания по теме Овощи

1. Родителям рекомендуется:

• Рассмотреть дома с ребёнком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свёклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец.
• Объяснить, что всё это можно назвать одним словом “овощи”
• Обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус.

2. Игра “Отгадай загадку, нарисуй отгадку” .

а) Хотя я сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?
Я…

б) Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас?…

3. Заучивание стихотворения “Огород” А. Прокофьев.

В огороде много гряд,
Тут и репа и салат,
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.

3. Игра “Назови цвет” (устно)

Морковь (какая?) — оранжевая
Огурец, картофель, помидор, баклажан

4. Игра “Один – много”

Огурец – огурцы
(морковь, капуста, кабачок, лук, помидор, баклажан, чеснок, свёкла)

5. Вырежи картинки с изображением овощей и вклей их.

Задания логопеда для родителей. Лексическая тема Овощи

Сад-огород. Дифференциация овощей и фруктов

1. Повторите материал тем “Фрукты”, “Овощи”

Повторение можно провести в форме беседы, задавая следующие вопросы:

– Как одним словом назвать лук, морковь, помидор, капусту, перец, картофель?

– Как одним словом назвать яблоко, грушу, персик, лимон, апельсин, сливу?

– Где растут овощи?

– Где растут фрукты?

– Про какой овощ можно сказать “твердый”?

– Про какой фрукт можно сказать “сочный”?

2. Повторите упражнения на формирование грамматического строя речи по темам “Фрукты”, “Овощи”

3. Упражнение «Закончи предложение» на употребление существительных 1-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

В саду собрали все фрукты. Собрали груши. На дереве не осталось ни одной . (груши) На деревьях совсем нет . (груш)

Собрали сливы. На дереве нет ни одной . (сливы) На деревьях совсем нет . (слив) Собрали черешню. Нет на деревьях . (черешен) Собрали вишню. На дереве нет ни одной . (вишни) На деревьях нет . (вишен)

4. Упражнение “Закончи предложение” на употребление существительных 2-го и 3-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

В огороде собрали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет . (огурцов) На грядке нет ни одного . (огурца)

Собрали кабачки. На грядке нет ни одного . На грядке нет .

Собрали помидоры. На грядке нет . Не осталось на грядке ни одного .

Собрали морковь. На грядке нет .

Собрали фасоль. На грядке нет .

5. Упражнение на употребление глаголов настоящего и прошедшего времени.

Изменить глаголы, отвечая на вопросы.

Зреет – . Что делает?

6. Вспомнить загадки об овощах, фруктах.

7. Упражнение “Четвертый лишний” на развитие логического мышления.

Картошка, лук, яблоко, помидор.

Лимон, огурец, персик, груша.

8. Упражнение “Исправь ошибку”.

Свекла растет на яблоне.

Груша растет на грядке.

Картошка растет на болоте.

8. Развитие мелкой моторики.

– Повторить упражнения для пальчиков по темам “Фрукты”, “Овощи”

– Нарисовать 2-4 фрукта (овоща) и стакан с соответствующим соком. Объяснить, что нарисовал (а): “Я нарисовала яблоко. Из яблока делают яблочный сок”.

9. Повторить стихотворения об овощах, фруктах.

Для детей 5-7 лет

1. Рекомендую повторить материал тем “Фрукты”, “Овощи”

Повторение можно провести в форме беседы, задавая следующие вопросы:

– Как одним словом назвать лук, морковь, помидор, капусту, перец, картофель?

– Как одним словом назвать яблоко, грушу, персик, лимон, апельсин, сливу?

– Где растут овощи?

– Где растут фрукты?

– Про какой овощ можно сказать “твердый”?

– Про какой фрукт можно сказать “сочный”?

– Что делают колхозники на полях осенью?

2. Повторить упражнения на формирование грамматического строя речи по темам “Фрукты”, “Овощи”

3. Упражнение Закончи предложение” на употребление существительных 1-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

В саду собрали все фрукты. Собрали груши. На дереве не осталось ни одной . (груши) На деревьях совсем нет . (груш)

Собрали сливы. На дереве нет ни одной . (сливы) На деревьях совсем нет . (слив) Собрали черешню. Нет на деревьях . (черешен) Собрали вишню. На дереве нет ни одной . (вишни) На деревьях нет . (вишен)

4. Упражнение “Закончи предложение” на употребление существительных 2-го и 3-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

В огороде собрали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет . (огурцов) На грядке нет ни одного . (огурца)

Собрали кабачки. На грядке нет ни одного . На грядке нет .

Собрали помидоры. На грядке нет . Не осталось на грядке ни одного .

Собрали морковь. На грядке нет .

Собрали фасоль. На грядке нет .

5. Упражнение на употребление глаголов настоящего и прошедшего времени.

Изменить глаголы, отвечая на вопросы.

Зреет – . Что делает?

6. Вспомнить загадки, стихотворения об овощах, фруктах.

7. Развитие связной устной речи.

А) Пересказ с опорой на вопросы.

Работа на огороде.

Наступила осень. Колхозники выкопали картофель. Они убрали с колхозных полей лук, свеклу, морковь, огурцы и репу. Пусто стало на полях. Колхозники собрали большой урожай овощей.

– Как назвать одним словом, что колхозники собрали с полей?

– Когда они собирали урожай?

Б) Составление описательного рассказа об овощах, фруктах по плану:

Внешний вид (форма, цвет).

Что из него (нее) можно приготовить?

Образец ответа. “Яблоко – это фрукт. Растет в саду на яблоне. Оно красное (зеленое, желтое), круглое, сладкое, сочное. Яблоко на ощупь твердое, гладкое. Его едят сырым, варят варенье, готовят вкусный яблочный сок.”

8. Словарная работа.

Объяснить ребенку значение пословицы “Летний день год кормит”.

9. Упражнение “Послушай, запомни, назови”* на развитие слухового внимания и слуховой памяти.

Послушай стихотворение. Запомни и назови, какие овощи росли в огороде.

Посадила баба Фекла

В огороде лук да свеклу.

А любимый внук Антошка

Посадил чеснок с картошкой,

И морковку, и капусту,

Чтобы борщ был летом вкусный.

Не забыл про помидоры:

Посадил их вдоль забора.

Огурцы, укроп, петрушку –

Чтоб любили все друг дружку.

Требует больших хлопот.

Бабка Фекла в борщ кладет

Все, что у нее растет.

* Текст взят из альбома “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”, автор Н. Э. Теремкова.

10. Развитие мелкой моторики.

Работа с пластилином. Вылепить корзинку с фруктами, овощами.

Для занятий желательно использовать альбом № 1 “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”. Автор Н. Э. Теремкова, стр. 10-13.

Конспект логопедического занятия “Насекомые”

На занятии активизируется словарный запас детей по теме “Насекомые”, упражняются в подборе глаголов и прилагательных, закрепляют умение согласовывать числительные с существительными.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия “Насекомые”»

Тема: «Насекомые»

Цели занятия

Коррекционно-образовательные:

– активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»;

– упражнять детей в подборе глаголов, прилагательных;

– совершенствовать навык определять на слух односложных и многосложных слов;

– учить составлению предложений с предлогами пространственного значения;

– закреплять и развивать умение согласовывать числительные с существительными;

Коррекционно-развивающие:

– развивать внимание, зрительное восприятие, слуховое восприятие, мелкую моторику, память;

Коррекционно-воспитательные:

– воспитывать любовь к природе;

Демонстрационный материал: картинки насекомых, пластмассовой набор насекомых, мяч, магнитная доска, аудиозапись издаваемых звуков насекомых (муха, пчела, комар, кузнечик)

Раздаточный материал: «домики» для слов, лист с силуэтом бабочки для штриховки, цветные карандаши

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: Сядут те ребята, у кого на стульчике бабочки. Сядут те ребята у кого стрекоза.

Сообщение темы занятия

Логопед: Стрекоза, бабочка – как мы можем назвать одним словом?

Дети: Насекомые.

Логопед: А каких еще вы знаете насекомых?

Дети: Паук, муха, пчела, …..

Лексико-грамматические игры и упражнения

1) «Подбери подходящее слово» Подбор глаголов к существительному

Бабочка (что делает?) порхает.

Кузнечик (что делает?) прыгает

Жук что делает (что делает?) ползет

Собака (что делает?) лает

Комар (что делает?) жужжит

2) «Найди лишний» Убрать лишний предмет

Логопед: Можно ли все это, назвать одним словом НАСЕКОМЫЕ

Дети: ответы детей

3) «Расселим в домики слова» Односложные слова в маленький домик, многосложные в большой.

БАБОЧКА, КУЗНЕЧИК, ЖУК, ГУСЕНИЦА, ШМЕЛЬ, КОМАРЫ

Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.

Вот какая стрекоза- очень круглые глаза

(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)

Вертится как вертолет:

Вправо, влево, взад, вперед

(Руки на пояс, повороты влево – вправо, наклоны)

Прыг- скок, прыг- скок

4) Игра с мячом «Подбери прилагательное»

Логопед. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.

Бабочка (какая?) желтая

Кузнечик (какой?) зеленый

Божья коровка (какая?) маленькая

Паук (какой?) большой

Гусеница (какая?) длинная

5) «Ответ на вопрос» Отработка пространственных предлогов в предложениях.

– Кто ползет к паутине? (К паутине ползет паук)

– Кто прыгнул с веточки? (С веточки прыгнул кузнечик)

– Кто спрятался под листочком? (Под листочком спрятался муравей)

– Кто сидит на цветке? (На цветке сидит бабочка)

– Кто ползет по руке? (По руке ползет божья коровка)

6) «Посчитай-ка» согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже

Логопед: На ромашку сели бабочки. А ну-ка, посчитаем их хором

Дети: Одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек

Логопед: Над ромашкой летают стрекозы. А ну-ка, посчитаем их хором

Дети: Одна стрекоза, две стрекозы, три стрекозы, четыре стрекозы, пять стрекоз

Звуки, которые издают насекомые. «Послушай и угадай»

(муха, пчела, комар, кузнечик)

Работа на листочках: штриховка бабочки

вас на листочках изображены бабочки. Мы с вами выполним штриховку по образцу.

Итог занятия

Логопед: О ком мы с вами говорили на занятии?

Дети: О насекомых

Логопед: Что вам понравилось на занятии? (ответы детей)

Логопед: Занятие закончилось, вы все сегодня молодцы!

Читайте также:
Совместная деятельность логопеда с детьми (ОНР-III, второй год обучения)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: