Задачи обучения детей в средней группе

Задачи воспитания и обучения в средней группе

Задачи воспитания и обучения в средней группе
Средняя группа детского сада предназначена для детей четырех-пяти лет. В этот период у детей формируется способность устанавливать простые связи между окружающими предметами. Малыши интересуются действиями взрослых, во всем подражают им, стараются своими силами преодолевать маленькие трудности. Речь значительно обогащается за счет общения с взрослыми и сверстниками. В средней группе прививают детям навыки правильного и организованного поведения в саду, на улице, дома. Формируются простейшие представления о том, что плохо или хорошо. Творчество и музыкальный слух также усовершенствуются.

1. Физическое воспитание
На уроках физического воспитания дети учатся легко и ритмично бегать, сохранять правильную осанку при беге. Дети произвольно выполняют различные упражнения, изменяя темп и направление, прыгают с небольшой высоты на мягкую поверхность, прыгают в длину, в высоту, учатся прыгать через длинную и короткую скакалку. Воспитатель дает первые навыки метания как левой, так и правой рукой. Дети не только бросают мяч во всевозможных направлениях, но и учатся ловить его, отбивать стоя на месте и при ходьбе. Также дети приобретают навык строиться по росту в шеренге, выполнять повороты в строю. На уроках физкультуры в средней группе в игровой форме дети осваивают упражнения из спортивных игр. В этом возрасте они могут самостоятельно организовать знакомые игры на заданные сюжеты.

2. Развитие речи
На занятиях по развитию речи дети приобретают знания о звуках, слогах, предложениях. Дети учатся объяснять игровые правила, аргументировать высказывания и ответы сверстников. Употребляя сложные предложения различных видов, прямую и связную речи, и пользуясь образцом, они могут рассказывать короткие истории о событиях, которые имели место в их жизни.
Без значительных пропусков и отклонений дети пересказывают сюжет литературных произведений и сочиняют концовку сказок по картинкам, которые показывает им воспитатель.

3. Элементарные математические представления
На занятиях по математике в средней группе дети изучают составные части небольшой группы предметов, определяют различия и сходства в них, делая сравнения попарно или используя счет. Воспитатель дает понятие о том, что отдельный предмет всегда меньше чем группа, в которую этот предмет входит. Дети учатся считать, причем они овладевают способностью сравнивать группы и определять, в которой из них больше предметов, или меньше, или они равны. Малыши выстраивают в ряд предметы по возрастанию и по убыванию не только размера, но и ширины, длинны, высоты. При этом могут правильно ответить, сколько предметов всего и который предмет по счету.

4. Изобразительная деятельность в средней группе
Занятия по изобразительной деятельности дают детям средней группы знания о средствах выразительности в различных видах искусства, таких как форма, колорит, цвет и композиция, стимулирует интерес к живописи, книжной графике, народному декоративному искусству.
Занимаясь рисованием, дети учатся создавать изображения, опираясь на представление либо на натуру; пробуют создавать сюжеты на заданные темы из жизни, либо явлений природы. Также даются понятия об оттенках, которые дети активно используют, создавая образы и узоры по мотивам народного прикладного искусства.
Лепка и аппликация
Лепка и аппликация немного усложняется. Теперь дети создают не просто отдельные предметы, а строят целые постановки и композиции. Используя ранее полученные навыки, они пробуют передать пропорции, движения фигур.
Конструируя в коллективе, дети учатся взаимодействовать со сверстниками для поиска новых конструктивных решений, планировать этапы строительства.

5. Музыкальное воспитание
Занятия музыки в средней группе детского сада дают детям первые знания о жанрах музыкальных произведений, о звучании музыкальных инструментов. Дети учатся различать произведения по вступлению или мелодии. Расширяется диапазон низких и высоких звуков. Исполняя песни в музыкальном сопровождении, дети осваивают плавное и легкое пение. Даются навыки для самостоятельной инсценировки песен и хороводов, для исполнения действий без подражания друг другу.

6. Умственное воспитание
Благодаря расширяющемуся словарному запасу и прекрасной памяти дети запоминают огромное количество названий видов транспорта, предметов, которые облегчают быт человека, или создающих комфорт. Кроме этого они умеют определять цвет, форму, размер, вес, материал, из которого изготовлен предмет. Опираясь на эти свойства, дети пробуют устно описывать окружающие предметы. С помощью этих навыков малыши способны классифицировать предметы и обобщать предметы, используя понятия твердости, хрупкости, блеска, звонкости и температуры поверхности.
В средней группе детям прививается бережливость по отношению к предметам, игрушкам. Теперь они понимают, что любая вещь – результат труда множества людей. Изучаются основы правил дорожного движения, например, как нужно вести себя на светофоре. Также детям обязательно нужно знать имена родственников и домашний адрес, название города, в котором живут, страны, столицы.

Возрастные особенности детей 4-5 лет:

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками. Физические особенности развития. В среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха. Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма. Психическое развитие ребенка. В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений могут создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка. возрастные особенности детей 4 5 лет Роль игры Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха. 15 полезных закусок, которые всегда должны быть у вас дома 7 хороших поводов отключить ваш смартфон сейчас же Почему не удается наладить отношения? Творческие способности Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль. возрастные особенности детей 4 5 лет консультация для родителей Развитие речи В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь. Общение со сверстниками и взрослыми В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. Не уверены в прочности отношений? Как исправить ситуацию? 10 вдохновляющих цитат Авраама Линкольна Бенджамин Франклин и его 13 добродетелей возрастные особенности детей 4 5 лет родительское собрание. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4–5 лет. Памятка для родителей, составленная воспитателями и психологами дошкольного учреждения, поможет правильно и плодотворно построить общение с ребенком. Эмоциональные особенности В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать. Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности. возрастные особенности детей 4 5 лет по программе от рождения до школыКак уже упоминалось, одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4–5 лет. Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях. Обучение детей 4–5 лет Сотрудники дошкольных учреждений при обучении учитывают психологические и возрастные особенности детей 4–5 лет. По программе «От рождения до школы», используемой в настоящее время, акцент делается на становлении и всестороннем развитии личности. При этом с детьми проводятся тематические занятия, на которых объясняются правила поведения в коллективе, дома и в общественных местах, основы безопасности, развивается речь, совершенствуются гигиенические навыки и так далее. При этом учебный процесс строится на игре. Таким образом, педагоги знакомят ребенка с новыми понятиями и правилами через доступный и привлекательный для него вид деятельности, принимая во внимание возрастные особенности детей 4–5 лет. По ПДД, к примеру, могут проводиться игровые занятия, где правила дорожного движения даются в стихотворной форме, легкой для понимания и запоминания. Также в этом возрасте необходимо расширять кругозор ребенка и его знания об окружающем мире. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Собственно говоря, в этом и заключаются основы воспитания. Главная функция взрослых сейчас – объяснить как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем. Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка появляются первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.

Читайте также:
Компьютерные презентации в работе учителя-логопеда

Методика проведения развивающих занятий в средней группе

Направление организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) с детьми средней группы (4–5 лет) определяется возрастными особенностями развития. Этот принцип отражается в стратегии образовательной деятельности детского сада. Поэтому, чтобы методически грамотно подготовить и провести развивающее занятие, педагогу следует учитывать психолого-педагогические нюансы работы с ребятами среднего дошкольного возраста.

Особенности развития детей 4–5 лет

Прежде чем говорить о методах и приёмах организации развивающих занятий, следует обозначить отличительные физические, умственные и психологические особенности развития малышей средней группы.

Методика занятий по развитию опирается на возрастные особенности детей

Таблица: психолого-педагогические характеристики детей среднего дошкольного возраста

Это интересно. Для детей 4–5 лет характерно стремление к самостоятельности. Однако такая положительная тенденция имеет и оборотную сторону: неудачи, с которыми ребята неотвратимо сталкиваются, приводят их в недоумение. Когда таких «провалов» много, у ребёнка начинает возникать неуверенность в своих силах. В связи с этим педагогу необходимо своевременно использовать поощрение, поддерживая ребят как в успехах, так и в ошибках.

В среднем дошкольном возрасте дети стремятся играть вместе, а не просто рядом, как в младших группах

Цели развивающих занятий разных видов в средней группе

Содержание понятия «занятие» как способа осуществления непосредственной образовательной деятельности (НОД), которая по структуре соотносится с этапом развития детей конкретной возрастной группы, состоит в практической реализации целей и задач разделов учебной программы по разным векторам развития. Поэтому миссия занятий по развитию — это общая установка НОД в ДОУ с детьми определённого возраста. В связи с этим целями организации развивающих занятий в средней группе являются:

  • формирование умений и навыков, обеспечивающих гармоничное развитие детей 4–5 лет (обучение самостоятельно мыслить, развивать мышление, воображение);
  • обучение самостоятельному поиску решений той или иной задачи с опорой на имеющийся опыт и интуицию (к примеру, чтобы составить распорядок дня для куклы, ребята соотносят моменты её режима со своим распорядком);
  • воспитание умения работать в мини-группах и парах, распределяя ответственность за конечный результат.
Читайте также:
Конспект НОД с использованием логопедической ритмики и компьютерных технологий для детей 5-7 лет

В среднем дошкольном возрасте у ребят активно развиваются мыслительные способности

Виды и задачи занятий по развитию в средней группе

Чтобы определить перечень задач, реализующих цели, обозначенные выше, необходимо указать виды образовательных курсов, в рамках которых эти задачи формулируются. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) указаны следующие виды занятий в средней группе ДОУ:

  • ознакомление с окружающим миром или формирование целостной картины мира (ФЦКМ) — курс, реализующий область познавательного развития образовательной программы (1 час в неделю);
  • формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) для выполнения целей и задач познавательной области (1 час в неделю);
  • развитие речи, определённое одноимённой областью образования (1 час в неделю);
  • физическая культура — занятие для осуществления миссии области «Физическое развитие» (3 часа в неделю);
  • музыка как способ реализации задач области «Художественно-эстетическое развитие»;
  • художественное творчество (2 часа в неделю, на которых реализуются такие направления, как рисование, лепка, аппликация и конструирование), призванное осуществить миссию художественно-эстетического развития.

Кроме того, если в детском саду есть специалисты нужного профиля, список занятий в средней группе расширяется:

  • хореографией;
  • логопедическими занятиями.

Задачи развития осуществляются и при выполнении режимных моментов (например, запоминание порядка проведения гигиенических процедур после прогулки тренирует память), и при проведении досуговых мероприятий (к примеру, во время проведения развлечения, дети, играя персонажей сюжета, развивают свои исполнительские способности).

Опосредованная образовательная активность, которая не ограничена рамками занятий, а сопровождает малышей на протяжении всего времени пребывания в детском саду, также создаёт основу для реализации задач развития:

  • навыков культуры гигиены в рамках развития навыков самообслуживания, понимания здорового образа жизни;
  • внимания;
  • эмоционально-волевой сферы;
  • интеллекта;
  • инициативности;
  • нравственных качеств личности и патриотизма.

Формирование стремления к здоровому образу жизни является важной задачей образовательной деятельности в ДОУ

Таблица: задачи развивающих занятий в средней группе

Педагог говорит, что два мальчика поссорились из-за игрушки на прогулке, и просит детей предложить свои варианты разрешения конфликта. Задание может носить форму беседы.

Педагог объявляет, что маленький щенок играл на гимнастической стенке и застрял. Просит ребят помочь. Малыши по очереди залезают на стенку и дотрагиваются до игрушечного щенка — спасают его.

Читайте также:
Использование нетрадиционных педагогических технологий в комплексном подходе преодоления общего недоразвития речи

Задачи развития игры по Эльконину

В постсоветском пространстве, рассматривая вопросы развития детей, методисты и педагоги опираются на концепцию советского психолога Д. Б. Эльконина, который считал ключевым фактором развития ребёнка ведущий вид деятельности. Согласно этому подходу, именно ведущая деятельность оказывается движущей силой развития, обеспечивающей преобразования в психике ребёнка, то есть изменения в личностных характеристиках малыша и определяющих понятие взросления. Ведущим видом деятельности у детей среднего дошкольного возраста, согласно этой теории развития, является сюжетно-ролевая игра. Д. Б. Эльконин выделял следующие задачи развития игровой активности для ребят 4–5 лет:

  • учить соответствию игрового и реального действий (расширять спектр действий с предметами, к примеру, играя в «Больницу» дети привлекают не только игрушки набора врача, но и блокноты, ручки для рецептов);
  • помочь в распределении функций каждой роли («учитель» не только ведёт урок, но и проверяет тетради, делает записи в дневнике, журнале);
  • расширять количество игровых действий («мама» кормит, одевает, гуляет, купает «ребёнка»).

Сюжетно-ролевая игра является основой игровой деятельности детей средней группы

Методика организации занятий по развитию с детьми 4–5 лет

В методической литературе одним из самых сложных вопросов оказывается разграничение терминов «метод», «средство», и «приём» обучения. Поэтому прежде чем рассматривать эти понятия в контексте занятий на развитие дошкольников среднего возраста, сделаем небольшой экскурс в теорию.

Метод — комплекс способов достижения поставленной образовательной цели (обучающей, развивающей, воспитательной или объединяющей все 3 направления).

Приём — элемент, шаг в осуществлении метода на практике.

Средство — система объектов, предметов и явлений, позволяющих реализовывать приём и способствовать освоению новых знаний, умений и навыков. К средствам относятся:

  • игрушки (в том числе конструкторы, пазлы);
  • дидактические материалы;
  • технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор и пр.);
  • краски с кисточками, карандаши, пластилин, глина и пр.;
  • книги;
  • явления природы (животные, растения);
  • речь.

В психолого-педагогической литературе можно встретить ещё один термин: методика. Этим понятием описывается система приёмов, реализующих метод. В практической деятельности методики представлены в двух видах:

  • комплексной программой, цель которой — формирование и развитие разносторонних способностей детей (развитие навыка чтения, письма, формирование умения сосуществовать в коллективе);
  • парциальной программой, то есть направленной на развитие узких способностей (например, изучение иностранного языка).
Читайте также:
Домашние задания по лексической теме Деревья для детей старшей логопедической группы

Что касается занятий по развитию в средней группе, то в них представлены как комплексные, так и парциальные программы.

Педагог комбинирует образовательные методы и приёмы в зависимости от темы занятия

Таблица: методы и приёмы на занятиях по развитию в средней группе

Физкультурное занятие можно начать рифмовкой:

Фотогалерея: практические приёмы на развивающих занятиях

Проведение занятия по развитию в средней группе ДОУ

С детьми пятого года жизни проводят 10 развивающих занятий в неделю продолжительностью не более 20 минут.

Временной план занятия

Время НОД распределяется между четырьмя этапами:

  • вводным (педагог мотивирует ребят на работу над темой, используя загадки, рифмовки и пр.) — до 3 минут;
  • основным, на котором происходит разработка темы при помощи разных приёмов, а также проводится физкультминутка — до 10 минут;
  • этапом закрепления материала (отработка знаний, умений и навыков в практических упражнениях) — до 5 минут;
  • заключительным этапом — до 2 минут.

Это интересно. Основной этап и этап закрепления часто объединяются в один. Это происходит в том случае, если педагог закрепляет части материала отдельно, а не единым заданием.

Физкультминутка во время занятия предупреждает появление умственного перенапряжения дошкольников

Схема составления конспекта занятия

Составление плана урока — это 50% успеха его проведения. А ещё 15% даёт правильная структура конспекта.

Таблица: структура конспекта занятия по развитию в средней группе

Готовый конспект занятия позволяет увидеть целесообразность использования конкретных методов и приёмов в работе над темой

Конспекты занятий в средней группе детского сада

Конспекты занятий для дошкольников. Средняя группа

К четырем годам завершается формирование ребенка как личности, проходит кризисный период трех лет, происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «Я хочу», «Я не буду» и т.д. В этот период у малыша появляется большая потребность в общении, познании и самостоятельности. Язык на данном этапе продолжает оставаться важнейшим условием ознакомления дошкольников с окружающим миром и культурными ценностями общества.

Взрослые – хранители многовекового опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка — важнейшего средства человеческого общения. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в познании им окружающего мира.

С помощью взрослого и самостоятельно ребенок устанавливает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делится своими впечатлениями, принимает участие в разговоре, совершенствует умение пользоваться установленными формами вежливого общения.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, побуждает не только смотреть, но и видеть, малыши захотят узнать еще больше.

Дидактические игры, стихотворения, пословицы, загадки, приведенные в этом разделе, помогут дошкольникам расширить свои знания об окружающем мире.

Увлекательные наблюдения на прогулках, самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям среднего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы, совершенствовать свои навыки в экспериментальной и опытнической работе, сделать свои первые выводы причинно- следственных связей и закономерностей. Все это поможет формированию нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, школьника, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

Отсюда и главные задачи по знакомству дошкольников с окружающим миром детей пятого года жизни:

– вызвать творческий интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, явлений природы и т.д.);

– формировать представления о себе, о ближайшем окружении («Я и моя семья», «Я и мой город», «Я и моя страна», «Я и моя планета»), устанавливать родственные отношения (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат и т.д.);

– формировать и систематизировать представления о предметах быта, необходимых человеку (одежда, посуда, мебель, транспорт и т.д.);

– формировать и систематизировать представления о деятельности людей, профессиях, рукотворном мире;

– знакомить с разными местами обитания человека, животных (вода, земля, воздух), с их функциональными свойствами;

– воспитывать уважение к взрослым;

– формировать умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей;

– развивать коллективные взаимоотношения и индивидуальные способности каждого дошкольника.

Материалы этого раздела рекомендованы для использования методистами и воспитателями детского сада, родителями и гувернерами.

Занятия в ДОУ. Средний дошкольный возраст

План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»Цель: Формировать навык пересказа короткого текста с использованием графических схем. Задачи: 1. Формировать умение целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием. 2. Обогащать представления детей об образе диких животных (лисицы). 3. Активизировать и обогащать словарный запас. 4. Развивать умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов. 5. Р.

Читайте также:
Перспективное планирование при ОНР (3-4 года)

План – конспект игрового занятия с дошкольниками в средней группе на тему «Крепыш в гостях у ребят»Цель: закрепление знаний о составляющих здорового образа жизни. Задачи: – закрепить знания о полезных привычках, составляющих основу здорового образа жизни; – уточнить представления об объектах, помогающих соблюдать правила чистоты; – развивать умение анализировать предложенные ситуации с точки зрения положительного воздействия на здоровье; – воспитывать самостоятельность и активность в реше.

Конспект НОД по аппликации на тему “Машина скорой помощи” для детей средней группы ДОУ.Данная методическая разработка может оказаться полезной для воспитателей второй младшей и средней группы, для родителей детей 3-5 лет. Задачи: 1. Обогатить представления детей о специальном транспорте, профессии фельдшера скорой помощи, способе вызова скорой помощи (телефон 03). 2. Способствовать развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса. 3. Продолжать формировать навык работы ножницами.

Конспект занятия по аппликации в средней группе «Снеговик»Цель: Учить детей вырезать круг из квадрата, срезать у квадрата углы (получая ведро). Задачи: – Воспитывать у детей интерес к аппликации. – Закреплять умение правильно держать ножницы, работать ими, пользоваться клеем, салфеткой. – Учить детей составлять композицию во весь лист. – Воспитывать самостоятельность. Развивать творчество, мелкую моторику рук. Материал: 3 квадрата разного размера, два прямоугольника (разных цветов, клей, .

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Собираемся в дорогу»Цель: формирование умения последовательно и связно пересказывать небольшие литературные произведения. Задачи: 1. продолжать учить слушать внимательно рассказ. 2. формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям. 3. воспитывать литературный вкус и чуткость к художественному слову. Оборудование: Ноутбук, телевизор, «звуки моря». Ход занятияВоспитатель демонстрирует слайды с изображение морских пейзажей. .

Конспект занятия в средней группе ДОУ на тему: «Улицы моего города» Данный методический материал будет полезен педагогам детских садов, работающих с детьми среднего возраста. В ходе конспекта дети знакомятся с улицами родного города. Цель: Формирование познавательной активности. Задачи: – Формировать представления детей о понятии «улица». – Активизировать словарь, через ответы на вопросы. – Воспитывать интерес к родному городу. Материал: Презентация «улицы моего города»ХодВоспитатель пр.

Конспект занятия в средней группе детского сада по теме: Какие бывают ручки?Цель: познакомить детей с понятием многозначные слова; Задачи: – Развивать мышление, речь. – Активизировать словарь детей многозначными словами. Материал: Игрушки: Крош, Нюша, предметные картинки . Описание: Этот материал может быть полезен воспитателям детских садов. Ход занятияДети встают в круг на ковре, и выполняют упражнение. Мы сегодня рано встали (потянулись) в детский сад пришли с утра (шагаем на мес.

Конспект ООД по чтению художественной литературы в средней группе. Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»Цель: Создать условия для знакомства детей с венгерской сказкой «Два жадных медвежонка» Задачи: – Создать условия эмоционально воспринимать содержание сказки, понять связь между со-держанием и названием сказки. – Создать условия для развития умение рассказывать о своих впечатлениях, оценивать по-ступки и поведение героев произведения. – Создать условия для развития речевой .

Конспект ООД в средней группе на тему “Вот ежик – ни головы ни ножек” (лепка)Возраст: средняя группа Цель: создать условия для развития творческих способностей, воображения и обогащение представлений детей о ежике. Задачи: – Создать условия для лепки ежа передавая характерные особенности внешнего вида. Создать условия для проявления инициативности в творческой деятельности. – Создать условия для развития речевой активности. Способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками.

Конспект образовательной ситуации для детей средней группы (4-5 лет) “Тайны Гном Гномыча”Автор: Блиняева Татьяна Николаевна Описание материала: материал может быть полезен воспитателям средней, старшей и подготовительной группы. Цель: пропагандой знаний в области ЖОЗ Программные задачи: Социально – коммуникативное развитие: – развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; – создание условий для становления самостоятельности, целенаправленности и само регуляции со.

Конспект НОД в детском саду в средней группе на тему «Беседа о зиме»Описание: Данная работа рассказывает и даёт представление о том как приходит зима, как узнать о первых признаках зимы, как меняется погода. Вспомним с детьми любимые зимние праздники. Данный материал будет полезен: Воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям, учителям начальных классов. Материал предназначен для детей от 4 лет до начальных классов. Применение материала в учебно-воспитательном процессе: Бе.

Конспект занятия в детском саду на тему: “День матери”. Средняя группаЦель: познакомить детей с праздником “День матери” и сделать открытку. Задачи: 1. Развивать у детей доброе отношение, нежные чувства к самому близкому и дорогому человеку – своей маме. 2. Вызвать чувство симпатии и благодарности; побуждать детей оказывать посильную помощь маме в работе по дому. 3. Воспитывать чувства глубокой любви и привязанности к маме, способность замечать некоторые трудовые действия: мама шьет, стирает.

Читайте также:
Особенности направления логопедической работы при ДЦП

Беседа для средней группы «Добрый волшебник – Дедушка Мороз»Цель: Расширение представлений детей о Дедушке Морозе. Задачи: Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о том, кто такой Дед Мороз, как выглядит, где он живет, на чём передвигается; формировать умения внимательно слушать воспитателя и сверстников, отвечать на поставленные вопросы. Развивающие: Развивать чёткость и выразительность речи; интерес к новогоднему герою. Воспитательные: Воспитывать активность, любознательность.

Конспект познавательно – исследовательской экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по изучению свойств воздуха.Описание материала: Предлагаю вам конспект совместной познавательно – исследовательской экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по теме “Поиск воздуха”. Данный материал будет полезен воспитателям средней группы (4-5 лет). Это конспект совместной экспериментальной деятельности с детьми, позволяющий расширить представления дете.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звуки с, сь»Описание: предлагаю вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей от 4 до 5 лет “Звуковая культура речи: звуки с, сь”. Цель: Объяснить артикуляцию звука [с]. Задачи: – Упражнять в правильном, отчётливом произношении звука [с] в словах и фразовой речи. – Развивать фонематический слух; развивать речевое дыхание. – Воспитывать любознательность, интерес к знани.

Возрастные особенности детей средней группы.Задачи их воспитания и обучения.

Детям исполнилось четыре года, они перешли в среднюю группу детского сада. Внимательный воспитатель замечает в их поведении и деятельности ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии. Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными.

Просмотр содержимого документа
«Возрастные особенности детей средней группы.Задачи их воспитания и обучения.»

Консультация для родителей

(ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

СРЕДНЕЙ ГРУППЫ 4-5 лет)

Детям исполнилось четыре года, они перешли в среднюю группу детского сада. Внимательный воспитатель замечает в их поведении и деятельности ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии. Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными.

Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость. Увидев перевозбуждение ребенка, воспитатель, учитывая слабость тормозных процессов детей 4-5 лет, переключает его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Новые черты проявляются в общении детей 4-5 лет с воспитателем. Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим все более активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению.

Возраст “почемучек” проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: “Почему?”, “Зачем?”, “Для чего?” Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру.

Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни.

Уделяя внимание развитию детской самостоятельности, воспитатель широко использует приемы индивидуального подхода, следуя правилу: не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно. Но при этом педагог исходит из реального уровня умений, которые могут значительно различаться у разных детей.

У детей 4-5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. В течение дня дети могут участвовать в разнообразных играх – сюжетно-ролевых, режиссерских, подвижных, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных.

Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильное или не выполняет какое-то требование.

У детей идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности.

Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

1. Укреплять здоровье, закаливать и развивать двигательную активность детей.

2. Развивать познавательную активность детей, осваивать средства и способы познания, обогащать опыт деятельности и представления об окружающем.

3. Воспитывать самостоятельность и развивать стремление к самоутверждению и самовыражению.

Читайте также:
Органы чувств - конспект занятия

4. Укреплять доброжелательные отношения между детьми и дружеские взаимоотношения в совместных делах.

5. Развивать творческие проявления и воображение в художественной, изобразительной и игровой деятельности.

6. Обогащать социальные представления о людях, о родном городе, стране.

Организация образовательного процесса в средней группе

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Воспитатели: Байкова Наталия Владимировна

Журина Анна Викторовна

Презентация: «Организация образовательного процесса в средней группе».

Возрастные особенности детей 4-5 лет.

    Стремление к самостоятельности

Страхи как следствие развитого воображения

Отношения со сверстниками

  • Активная любознательность..
  • По СанПиНу в средней группе планируется 10 занятий не более 20 минут.

    Из них 3 занятия по физкультуре, 2 занятия музыкой, 1 – по математике,

    1 – ознакомление с окружающим миром, 1- по развитию речи, 1- рисование,

    1 – лепка или аппликация (чередуются через неделю).

    На занятиях по развитию речи будем учиться называть слова, начинающиеся на определенный звук;

    согласовывать слова в предложении; описывать предметы и игрушки; рассказывать по картине.

    По ознакомлению с окружающим миром: расскажем детям о предметах,

    их признаках и материалах, из которых они изготовлены; об общественном транспорте;

    о правилах дорожного движения; о родном городе (название города, домашний адрес);

    познакомим с комнатными растениями, деревьями, фруктами, ягодами, грибами, птицами,

    насекомыми, дикими и домашними животными; последовательностью времен года.

    На занятиях по математике: будем учиться считать до 5, закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, шар, куб, определять направление движения от себя: направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз и познакомим с частями суток.

    На занятиях по лепке освоим прием прищипывания с легким оттягиванием,

    прием сглаживания поверхности фигурки, прием вдавливания середины шара для получения полой формы.

    Очень трудной задачей будет для нас научиться правильно держать ножницы и пользоваться ими.

    Сначала будем резать по прямой, а затем вырезать круг из квадрата.

    Социально – коммуникативное развитие:

    Уметь договариваться с детьми, во что играть, кто кем будет в игре;

    Использовать «вежливые» слова;

    Иметь представление о работе своих родителей;

    Знать название своей Родины;

    Знать название города, деревни, где живут, улицу;

    Соблюдать элементарные правила организованного поведения в детском саду; Бережно относится к тому, что сделано руками человека.

    Ходить и бегать, согласуя движения рук и ног;

    Прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением вперед, прыгать в длину с места не менее 70 см;

    Брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч из-за головы, от груди;

    Метать предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние не менее 5 метров, отбивать мяч о землю (пол) не меньше 5 раз подряд;

    Лазать по лесенки – стремянке, гимнастической стене не пропуская реек, перелезая с одного пролёта на другой;

    белая футболка, чёрные

    шорты, спортивная обувь, мешок для «сменки» с двумя отделениями для одежды и обуви отдельно( либо рюкзак детский)

    ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ : ЧЕШКИ

    Художественно – эстетическое развитие:

    Правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине;

    Изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём листе, связывать их единым содержанием;

    Коротко о разном

      В группу запрещено приносить пистолеты, сабли, мечи, лак для ногтей, помады, духи и т. д., жевательную резинку, конфеты для угощения своих друзей.

    Нельзя забирать детей родителям в нетрезвом виде и лицам младше 16 лет.

  • Девочкам необходимо принести расческу.
  • Нельзя забирать ребёнка , не сказав об этом воспитателю.
  • Просьба родителям принимать участие в жизни группы и детского сада в оформлении участка, группы. Участвовать в конкурсах
  • Речевое развитие в средней группе.

    В средней группе дети начинают осознавать особенности своей речи, например, особенности звукопроизношения. На занятиях становится возможным ставить учебную задачу (будем учиться правильно произносить звук «З»). Предъявляются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, говорить фразами). Появляются новые виды занятий: видеоэкскурсии, обучение рассказыванию, заучиванию стихов).

    Главное новообразование данного возраста – развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов. Они пытаются нам много рассказать, но захлебываются в эмоциях и слов не всегда хватает.

    Поэтому стараемся задействовать речевую деятельность в режимных моментах:

    Образовательные ситуации мы проводим в режимных моментах в любое время дня. Следует отметить, что образовательные ситуации в режимных моментах:

    1. Кратковременны и протекают от – 5-6 до 10-15 минут.

    2. Предполагают объединение небольшой подгруппы детей (3-5 человек) участие в ней зависит прежде всего от их желания.

    Читайте также:
    Дидактические игры в коррекционной педагогике

    Образовательные ситуации могут быть реально-практическими и игровыми.

    Реально-практические: рассматривание картины, предметов, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т. п.

    Игровые ситуации проводятся с дидактической куклой.

    В образовательных ситуациях используем героев любимых мультфильмов детей. Например: в утренний отрезок времени бельчонок приходит к детям в группу. Он спрашивает у детей об их настроении, о том как дети провели выходные дни. Где были, что видели, что интересного узнали? и т. п. С этим же героем организуем такие образовательные ситуации: “Предметы, которые сделаны людьми”, “Мои любимые игрушки”, “Для чего нам нужна мебель? “и т. п.

    В данных образовательных ситуациях мы пользуемся такими приемами, как рассматривание, сравнение предметов, определение свойств и качеств предметов, объектов и материалов, организуем экспериментирование для выявления их особенностей.

    Перед мытьем рук герой загадывает детям загадки о гигиенических принадлежностях, отражая в них свойства и качества предметов; дети узнают значение слов «мылится», «пенится», «скользкое», «душистое» и пр. герой подбирает синонимы к словам (выскользнуло, убежало, ускакало, выскочило и пр., дети придумывают сравнения (выскользнуло как рыбка, выпрыгнуло как мячик, выскочило как мышка, ускакало как лягушка).

    Одеваясь на прогулку или раздеваясь после нее, играем с детьми в игру “Жили-были в детском саду дети”, которые очень любили гулять. Говорим с детьми какого цвета у них одежда, придумываем на что похожа одежда (шарф- это дорога, ручеек, из какого материала сделана одежда (шерстяная, меховая, джинсовая и т. д.).

    После сна проводим артикуляционную гимнастику, бодрящую гимнастику с проговариванием текста, организовываем игры на развитие речевого дыхания: «Подуй на одуванчик», «Полетели снежинки», «Поплыли кораблики» и пр., на развитие фонематического слуха – «Кто позвал?», «Что звучит? ».

    В вечерний отрезок времени проводим индивидуальную работу по развитию речи детей: придумываем вместе с ними загадки, разучиваем небольшие стихи, разыгрываем театрализованные постановки и пр.

    2. НОД осуществляется в форме образовательной ситуации. Это могут быть как итоговая форма работы по теме, так и форма обогащения представлений детей по теме.

    Традиционные формы занятий по развитию речи:

    1. В зависимости от ведущей задачи:
    • занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов);
    • занятия по формированию грамматического строя речи (образование существительных множественного числа родительного падежа);
    • занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);
    • занятия по обучению связной речи (беседы, рассказывание);
    • занятия по ознакомлению с художественной литературой.
    1. В зависимости от применения наглядности:
    • занятия с применением предметов реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, экскурсии и т.д.);
    • занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам),
    • картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры);
    • занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры)
    • В процессе итоговой образовательной ситуации на содержание одной темы решается несколько речевых задач. Например, итоговое обсуждение по теме “Семья” предполагает решение нескольких задач.
    • 1. Обобщить знания детей о членах семьи.
    • 2. Активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих членов семьи, отношений между ними, способов общения в семье, помощи по дому.
    • 3. Развивать умение составлять описательный рассказ о семье.
    • 4. Развивать умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и падеже.
    • Широкое распространение получили комплексные занятия. Комплексный подход к решению речевых задач предполагает органическое сочетание различных задач развития речи и мышления на одном занятии. Так прошло очень плодотворно интегрированное зпнятие, посвященное дню мам, празднование Дня защитника Отечества, экологическая акция «Помогите кошкам» и мы и дальше собираемся устраивать такие занятия для наших детей. После них они становятся взрослее, умнее и ответственнее.
    • Принцип единого содержания является ведущим. Важность этого принципа состоит в том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия, а на уже знакомых словах и понятиях проводятся грамматические, лексические, фонетические упражнения; отсюда и переход к построению связного высказывания становится для ребенка естественным и нетрудным.
    • стимулируем интерес детей к описанию наглядно представленных предметов «Что у тебя, а что у меня», «Отгадай любимую игрушку», «Отгадай, что задумали», а затем к описанию по схеме и по представлению «Моя любимая игрушка дома», «Путешествие в страну загадок» и другие).
    • Например: предлагаем описательные загадки и загадки со сравнением. Загадывая их детям, предлагаем не только назвать отгадку, но обязательно объяснить, почему она подходит к загадке, доказать, что она правильная. Незнайка позволяет поставить ребенка в позицию обучающего, («Расскажи Незнайке, объясни ему, научи Незнайку, докажи ему, что твоя отгадка правильная»).
    • Требования к организации и проведению занятий:
    • . Использование ситуаций общения как одной из форм по развитию речи детей обеспечивает постепенный переход ребенка от диалогической формы речи к монологической. При их организации мы чаще всего «шли от детей», то есть находили ситуации в детской деятельности и использовали их для развития речи детей. Например: способы знакомства и приветствия, составление рассказов об игрушках, о своей группе. Ситуации общения мы планировали на прогулках, во время игровой деятельности детей, в режимных моментах. На прогулке, во время наблюдений, задаем детям наводящие вопросы, загадываем загадки.
    • Например: “Ты опиши, а я отгадаю”, “Назови мне дерево, а я его найду”; использую подвижные игры с текстом.
    • Например: “У медведя во бору. “, “Зайцы и волк”, “Кот и мыши”, “Лохматый пёс” и другие.
    • Как показывает практика, для полноценного речевого развития дошкольников, необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласовано. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы, приобщаются к проблемам своих детей.
    Читайте также:
    Конспект логопедического занятия в 1 классе - Дифференциация звуков (Л)-(Л')

    Для достижения единой цели взаимодействие предполагает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь. Участвовать в речевом развитии вы родители должны начинать с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе мы думаем,что наши усилия без вашей помощи будут недостаточны.

    Формы взаимодействия педагогов с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов взаимодействия воспитателей детского сада и родителей — установление доверительных отношений с родителями и воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

    Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.

    Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

    Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:

    • Овладение речью как средством общения и культуры;
    • Обогащение активного словаря;
    • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
    • Развитие речевого творчества;
    • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
    • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

    В практике работы педагогов ДОУ по развитию речи используются следующие методы:

    – Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

    – Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

    -Чтение и рассказывание художественных произведений;

    -Рассказывание без опоры на наглядный материал.

    Развитие речи детей 4-7 лет

    Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

    Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
    С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
    Более подробные пояснения см. “Предисловии”

    1. Рекомендую во время прогулки с ребенком в лесу, в парке, на даче найти и рассмотреть насекомых: пчелу, муравья, стрекозу, бабочку, божью коровку, комара, и жуков, муху. Сформировать обобщающее понятие “насекомые”.

    2. Рассказать ребенку, какую пользу приносят эти насекомые.

    3. Объяснить, что муха – вредное насекомое.

    4. Рассмотреть иллюстрации с изображением насекомых и обсудить их внешний вид.

    5. Упражнение “Назови ласково” на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

      Комар – комарик.
      Муравей – муравейка, муравлик, муравушка.
      Муха – мушка.
      И т.д.

    6. Упражнение “Посчитай” на согласование числительных с существительными.

      1 муха, 2 . 3 . 4 . 5 .
      1 комар, 2 . 3 . 4 . 5 .
      1 жук, 2 . 3 . 4 . 5 .
      И т.д.

    7. Упражнение “Один – много” на употребление существительных в родительном падеже мн. числа.

      1 муха – много мух.
      1 комар – много комаров.
      И т. д.

    8. Развитие логического мышления. Учить отгадывать загадки.

      Сорвать цветок я захотел,
      А он… вспорхнул и улетел.
      (Бабочка)

    Полосатая хозяйка полетела над лужайкой,
    Похлопочет над цветком и поделится медком.
    (Пчела)

    9. Развитие слуховой памяти.
    Выучить стихотворение (любое).

    Шмель тяжелый, полосатый
    Целый день летал в саду.
    Он не просто так летал,
    Он цветы в саду считал.
    Он ворчал:
    – Трудна работа!
    Нет в саду цветам и счета.

    Шмель шнырял, шуршал в шалфее.
    Шмель ужасный шум затеял.
    Сколько дел он натворил
    Даже шершня разбудил.

    (А. Пудваль)

    10. Развитие мелкой моторики.
    Упражнения для пальчиков (любое по выбору).

    Читайте также:
    Семинар для учителей начальных классов по коррекции дисграфии

      Прилетела к нам вчера
      Полосатая пчела
      (махать ладошками)
      А за нею шмель – шмелек
      И веселый мотылек,
      Два жука и стрекоза,
      Как фонарики глаза
      (на каждое название насекомого загибать пальчик)
      Пожужжали, полетали,
      (махать ладошками)
      От усталости упали
      (уронить ладони на колени)

    Села пчелка на цветок,
    Пьет она душистый сок
    (вытянуть указательный палец правой руки
    и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки)

    1. Побеседуйте с ребенком о насекомых. Уточните, каких насекомых ребенок знает, дополните его знания.

    2. Рассмотрите насекомых (в природе или на иллюстрациях), рассмотрите части тела насекомого (голова, грудь, брюшко, лапки, крылья, усики) и помогите ребенку их запомнить.

    3. Уточните, знает ли ребенок, какую пользу приносят насекомые.

    4. Напомните, что муха – вредное насекомое, она является переносчиком различных заболеваний.

    5. Упражнение “Подбери признак” – учимся подбирать прилагательные к существительным, активизируем словарь ребенка.

      Бабочка (какая?) .
      Муравей (какой?) .

    6. “Закончи предложение” – упражнение на употребление всех форм косвенных падежей существительных в единственном числе.

      Муравей сидел около .
      Божья коровка ползла по .
      Жук спрятался под .
      Муха села на .
      Гусеница сидела на .
      Муха ползла по .

    7. Упражнение “Узнай, чье крылышко” на употребление родительного падежа существительных в единственном числе.

      Бабочки, стрекозы, мухи и т.д.

    8. Упражнение “Один – много” на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

      1 муха – много мух.
      1 комар – много комаров.
      И т. д.

    9. Упражнение “Назови ласково” на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

      Комар – комарик.
      Муравей – муравейка, муравлик, муравушка.
      Муха – мушка.
      И т.д.

    10. Упражнение “Посчитай” на согласование числительных с существительными.

      1 муха, 2 . 3 . 4 . 5 .
      1 комар, 2 . 3 . 4 . 5 .
      1 жук, 2 . 3 . 4 . 5 .
      И так далее.

    11. Упражнение “Бывает – не бывает” на понимание логико-грамматических конструкций.

      Девочка ловит бабочку.
      Бабочка ловит девочку.
      Девочка поймана бабочкой.
      Бабочка поймана девочкой.
      Девочка поймала бабочку.
      Бабочка поймала девочку.

    12. Развитие логического мышления. Продолжаем учиться отгадывать загадки.

      Как называется дом муравьев?
      (муравейник)

    Модница крылатая, платье полосатое,
    Ростом хоть и кроха,
    Укусит – будет плохо.
    (пчела)

    13. Развитие мелкой моторики.
    Упражнения для пальчиков (любое по выбору).

      Я – веселый майский жук.
      Знаю все сады вокруг.
      Над лужайками кружу,
      А зовут меня Жужжу.
      (Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – это “усы” – и пошевелить ими.)

    Не кусай, комарик, злой!
    Я уже бегу домой!
    (Сжать кулачок, указательный палец вперед – это “хоботок”. Мизинец и большой палец расслабить, опустить вниз – это “лапки”.)

    14. Развитие слуховой памяти. Работа над дикцией.
    Выучить стихотворение.

    Села пчелка на цветок,
    Опустила хоботок.
    Подлетает к ней комар:
    – Что ты ищешь там?
    – Нектар!
    – А тебе не надоело, не наскучило искать?
    – Нет, тому, кто занят делом,
    Просто некогда скучать!

    Муравей нашел былинку, много было с ней хлопот.
    Как бревно, взвалив на спинку, он ее домой несет.
    Он сгибается под ношей, он ползет уже с трудом,
    Но зато, какой хороший муравьи возводят дом.

    (З. Александрова)

    15. Развитие связной устной речи.
    Пересказ с опорой на вопросы.

      Жук. Сима нашла жука. Жук был зеленый. У жука было шесть ножек. Сима посадила жука на большой зеленый лист. Жук сидел, сидел, а потом зажужжал и улетел.

    – Что нашла Сима?
    – Какого цвета был жук?
    – Куда посадила Сима жука?
    – Что сделал жук?

    16. Ознакомление с художественной литературой.

    1). Прочитать ребенку басню И. А. Крылова “Стрекоза и муравей”. Составить сравнительный рассказ о муравье и стрекозе.

    2). Словарная работа. Объяснить ребенку, что такое басня.

      БАСНЯ – краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ. Героями басен могут быть не только люди, но и животные, растения, предметы, наделяемые теми или иными человеческими качествами. Басенное повествование иносказательно, что, однако, не противоречит его нравоучительному характеру. Басенная нравоучительность подчеркивается тем, что в начале или конце обычно формулируется мораль – поучение, ради которого басня и писалась.

    См. также:

    Комментарии к статьям
    Развитие речи. Май

    21.06.2007, 19:27
    Irina

    Спасибо за идеи .
    Я бы была поосторожнее с использованием формулировки “муха-вредное насекомое”.Приносит вред людям,а птицам,жабам -огромная польза! 18.05.2010, 21:27
    Татьяна

    Спасибо, очень помогли при составлении конспекта начинающему логопеду.Охвачены все лексические темы. Детям очень нравятся занятия, которые проходят в игровой форме.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: