Зачем лисе хвост – конспект и презентация

Хвост и лиса – лучшие друзья

Зачем лисе хвост?

Зачем рыжей хищнице вообще нужен этот самый хвост? Однако она находит ему хорошее применение. Если за лисицей гонятся охотничьи собаки, то разогнавшись до большой скорости, когда собака вот-вот схватит зверицу, хитрая рыжая бестия резко отводит свою пушистую конечность в сторону, а сама разворачивается под прямым углом. Таким образом, разогнавшаяся собака пробегает дальше, а когда она понимает, что никого не преследует и останавливается, плутовка уже будет такова. Эта уловка действует и на запутывание преследователей при затяжных погонях, после такого трюка собаки и волки могут потерять на время потерять след.

Также хвост для лисы является своего рода рулем, когда она охотится за зайцами. Ведь, как известно, эти животные, когда убегают, то петляют в разные стороны, поймать их, поэтому бывает достаточно не просто. А хитрая лисица и здесь научилась ремеслу охоты. Благодарю ловкому умению рыжей управлять хвостом, ее не заносит в разные стороны при ловле объекта.

Всем известно, что лиса – это не домашнее животное, а значит, спать зимой ей приходится на улице, на холодном снегу. Именно благодаря своему роскошному, теплому пушистому хвосту, зверица не замерзает, укрывшись им как пуховым одеялом. Кстати так делает не только она, все лесные животные, обладающие таким достоинством, защищены от сильных ветров и холодов. Вы могли заметить такое явление, и в своих домашних собаках и кошках, как они прячут свои носы, когда на улице мороз. Такую примету еще связывают с наступление похолоданий. При этом еще и маскировка от врагов получается неплохая.

Охотники утверждают, что хвост лисы пахнет… фиалками. Оказывается, это чистая правда! Хотя, по свидетельству знаменитого писателя-натуралиста Михаила Пришвина, особо любопытные, желая лично удостовериться, чаще всего «не там нюхают». Фиалковая железа, которая особенно велика и душиста в пору размножения, находится не под хвостом, а сверху, у самого его основания. Назначение ее еще неясно. Может быть, она распространяет путеводные нити запахов, чтобы в период свадеб звери легче находили друг друга в лесной чаще? Нет, все не так просто! Зоологам до сих пор не понятно, отчего хвосты у самцов и самок пахнут одинаково и почему железа благоухает всю зиму, а не только в период гона.

Лисы должны в снег и дождь бегать с поднятыми хвостами — иначе вода и снег накапливаются на хвосте, хвост стаёт тяжёлым, и лисам намного сложнее становится убежать от преследователя или догнать добычу. Соответственно, самые сильные лисы могут целыми днями держать хвост пистолетом! Однако не все так просто – такими “жестами” лисы еще и общаются, заявляя свои права на территорию.

Почему у лисицы кончик хвоста белый?

С этим вроде все понятно, теперь ответ на главный вопрос. Здесь все банально и просто, чтобы маленькие детеныши лисицы не заблудились и не сбились с дороги, когда будут проходить через кустарники и высокую траву, хищница, подняв свой белый кончик хвоста, использует его как маячок, хорошо привлекающий внимание своих лисят. Его очень отчетливо видно среди зелени различных лесов и степей.

Также бестии умело пользуются свои белым хвостом, от кого- то удирая, они махнут им в одну сторону, а сами бегут в другую. При этом среди листьев и запутанных кустов, кажется, что лисица побежала именно туда, куда указал белый флажок.

А вообще у лис есть такая привычка заметать следы, может быть, постоянно трясь о землю, рыжий окрас хвоста стирается? Тогда как же объяснить то, что маленьких лисят от волчат, можно отличить только по белому кончику хвостика? Тут остается только один вариант — это передача стертого белого хвоста по наследству.

Лиса, конспект занятия по ознакомлению дошкольников с природой

Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема «Лиса»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Цели занятия:

Расширить знания детей о лисе, ее повадках, образе жизни, внешнем виде. Закрепить знания о домашней птице.
Учить детей понимать значение пословиц и поговорок.
Словарь: грациозный, аккуратный, самостоятельно.
Упражнять в употреблении слов, обозначающих детенышей домашней птицы.
Учить детей рисовать сюжетную композицию с главным персонажем – лисой. Закреплять умение детей рисовать цветными карандашами.
Воспитывать любознательность, интерес к природе родного края.

Оборудование:

Картинки с изображением лисы, листы бумаги, цветные карандаши.

Читайте также:
Звук (Л) - интегрированное логопедическое занятие

Лиса с лисятами

Ход занятия:

– Давным-давно жил на Руси царь Патрикей. Славился он хитростью и изворотливостью. Вот по имени этого царя и получила хитрая лисица имя Патрикеевна. Чаще других зверей упоминается лиса в народных сказках. Как только не называют ее: Лиса-воровка, лиса-нахалка, лиса-жадина, лиса-лгунья.

– Давайте вспомним, в каких знакомых вам сказках участвует Лиса? Что волк совершает силой и неутомимостью, то лисица хитростью добьется. О том и в пословице говорится: «Лиса все хвостом прикроет». Лиса зверь красивый и грациозный.

– Грациозный – это значит тот, кто двигается плавно, красиво, изящно. У лисы густая рыжая шубка, очень пушистый хвост, острые ушки, живые умные глаза.

– А знаете ли вы, как называется лисий дом?

Нору лиса роет среди камней, корней деревьев или в расщелинах скал. Но любит лиса занимать чужие норы. Особенно нравится ей нора аккуратного барсука.

– Как вы понимаете слово «аккуратный»?

Так вот, поселяется лиса рядом с барсучьей норой и начинает шуметь, разбрасывать вокруг норы мусор. Аккуратный барсук не выдерживает таких беспорядков и покидает свой просторный, ухоженный дом, в который тут же заселяется лиса.

Весной у лисицы появляются детеныши: 4,5 или 6 щенят. Да-да, лисьи детеныши зовутся щенятами. Чьи еще детеныши зовутся щенятами?

Лисы и собаки – близкие родственники. У них даже голоса похожи: лисы, как и собаки, лают, тявкают.

Новорожденные щенята слепые и глухие. Но вот подрастают малыши, хвостики у них «распускаются» – становятся длинными и пушистыми. Лисята очень прожорливы, поэтому их матери и отцу приходится изрядно потрудиться, чтобы досыта накормить всех лисят. Когда наступает лето, мама-лиса берет лисят на охоту и показывает, когда, как и кого ловить, что съедобно, что нет и как убегать или затаиваться при опасности. В конце лета лисята оставляют родителей и начинают самостоятельную жизнь.

– Что значит жить «самостоятельно»?

А сейчас давайте поиграем. (На выбор: «Лиса в курятнике», «Хитрая лиса»).

Чего только не едят лисы: белок, зайцев, оленят, птиц и их яйца, птенцов, мышей, ящериц, змей, лягушек, насекомых. Часто лисы по ночам бродят по берегу моря, подбирают выброшенную волной рыбу, переворачивают лапами камни и добывают крабов. Еще любят лисы фрукты, ягоды, шиповник и мед. Но чаще всего удается лисе пообедать мышкой.

В сказках лиса часто наведывается на птичий двор, для чего? (Ответы детей). Для того, чтобы полакомиться домашней птицей. А каких домашних птиц вы знаете? Назовите. (Ответы детей). Куры, утки, гуси, индюки. Давайте заодно вспомним, как называются их детки: у курицы – … (цыплята), у утки – … (утята), у гусыни – … (гусята), у индюшки – … (индюшата).

Люди охотятся на лису из-за ее красивой шкурки. «Шкура лисы – ее несчастье».

– Как вы понимаете это выражение?

И еще одна лисья беда – бешенство. Часто лисы заболевают бешенством. А больная лиса начинает кусаться и заражать бешенством других. Поэтому, если в лесу вам повстречается лиса, не нужно ее трогать.

Давайте вспомним, что мы сегодня узнали нового о лисах.

Вопросы:

1. Почему лису называют Патрикеевной?
2. Почему лиса считается красивым и грациозным зверем?
3. Как лиса устраивает себе дом?
4. Как называются лисьи детеныши?
5. Как родители воспитывают лисят?
6. Чем питаются лисы?
7. Из-за чего охотятся на лис?
8. Какой болезнью болеют лисы?
9. Как вести себя при встрече с лисой?

А теперь нарисуем лису. Подумайте, чем будет заниматься лиса на вашем рисунке. Может быть, вы нарисуете, как лиса охотится, или кормит лисят, или бредет по берегу моря в поисках рыбы, а может быть роет нору.

Загадки о лисе:

За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара.

Рыжая птичница в курятник пришла,
Всех кур перечла и с собой унесла.

Посмотрите-ка, какая –
Вся горит как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.

В птичник повадится – жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы.

Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы .

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост- краса.
Кто ж это.

Серый волк в густом лесу встретил рыжую …

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Читайте также:
Конспект лексико-грамматической НОД Родной край

Исследовательская работа “Для чего лисе хвост?”
проект по окружающему миру (1 класс) на тему

Все дети «почемучки». На свете так много интересного, не понятного и не известного! А так хочется больше узнать, понять, найти!

Задумывались ли вы когда-нибудь, для чего лисе хвост? Когда меня об этом спросили, я не задумываясь, ответил: «Чтобы шить шапки». И никак не мог понять, почему все смеются. Потом мы все стали перечислять, зачем же лисе хвост: для красоты, для защиты… на этом наши знания иссякли.

Скачать:

Вложение Размер
Исследовательская работа -1 класс 64.25 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта – “Для чего лисе хвост?”

Учебный предмет – окружающий мир

Исполнители проекта – Лазарева Алекссандра, Валитов Рияз

Возраст исполнителей проекта – 7 лет

Руководитель проекта – Валитова Алсу Абзалдиновна

Все дети «почемучки». На свете так много интересного, не понятного и не известного! А так хочется больше узнать, понять, найти!

Задумывались ли вы когда-нибудь, для чего лисе хвост? Когда меня об этом спросили, я не задумываясь, ответил: «Чтобы шить шапки». И никак не мог понять, почему все смеются. Потом мы все стали перечислять, зачем же лисе хвост: для красоты, для защиты… на этом наши знания иссякли. Я подумал, что и другие дети не знают, зачем лисе хвост, поэтому решили собрать о ней как можно больше информации.

В результате возникла тема исследования “Для чего лисе хвост?”

Лиса – это объект нашего исследования.

Предмет исследования – образ жизни лисы.
Цель работы – собрать как можно больше интересного материала и рассказать ребятам нашей школы для чего лисе хвост. Узнать значение хвоста.

Для достижения цели предполагается решить следующие з адачи :

– изучить литературу по теме исследования.

– выявить знания учащихся по данной проблеме.

– изучить образ жизни лисы и ее хвосткак орган, который помогает ей приспособиться к условиям существования и выжить.

– определить роль хвоста в жизни лисы.

Для реализации поставленных задач мы выбрали следующие методы :

  • Подумать самостоятельно
  • Получить информацию из книг
  • Посмотреть в Интернете
  • Спросить у других людей

Гипотеза: хвост – это орган лисы, который помогает ей приспособиться к условиям существования и выжить.
Практическое применение данной работы возможно на уроках окружающий мир, внеурочной кружковой деятельности «Земля – наш дом».

План проведения проекта

Валитова А. А., Ефремова Л. И.

Подведение итогов проекта

Валитова А. А., Ефремова Л. И.

1.Предварительное знакомство детей с содержанием проекта

2.Приглашение родителей для презентации будущего проекта, обсуждение организационных моментов

3.Подбор необходимых печатных изданий, электронных материалов по теме проекта

4.Организационное занятие по работе в сети Internet

5. Оформление презентации проекта.

Изучив некоторую литературу, а также словари, мы познакомились с описанием внешнего вида и особенностью жизнедеятельности лисы.

Лисы — это звери среднего размера, с длинным и очень пушистым хвостом, большими острыми ушами,с очень красивымрыжевато-оранжевым мехом, белойгрудкой и черными “сапожками”.

Они обитают в лесу, питаются мышами, этим самым приносят огромную пользу, курами, ягодами, любят отведать фруктов. В лесу могут поймать зайца. Лисичка – очень хороший пловец. А вообще она – хитрая плутовка!

Далее мы решили узнать, что знают о лисе наши сверстники. Мы задали им несколько вопросов.

Проанализировав ответы, мы убедились, что многие опрошенные первоклассники знают о жизни лисы, но мало кто точно знает, для чего лисе хвост. Они предполагают, что для красоты и для защиты от холода. (Приложения 1-4)

Эти же вопросы мы задали учителю биологии Ларисе Ивановне, а также

нашли информацию из книг, из интернета. И вот, что выяснили:

Хвост играет важную роль в жизни лисы. Оказывается, хвост лисе очень и очень нужен:

По хвосту можно узнать настроение лисы.Есливиляет хвостом, то онаиспытывает удовольствие или радость, и поджимает хвост от страха.

У лисы хвост оканчивается волосяной кисточкой.Она взмахивает ею и защищает себя от назойливых насекомых.

Хвост помогает лисе избежать опасности. Когда охотничья собака уже наступает ей на пятки, лиса вдруг резко отводит в сторону хвост и поворачивается. Собака проносится мимо, и пока она снова нападёт на след, лиса уже далеко.

Зимой лиса не прячется в нору даже в сильные морозы. Она сворачивается в клубок, укрывается своим пушистым хвостом, как одеяломи спит.

Когда лиса преследует молодого зайчишку, ей все время приходится менять направление. И здесь ей рулить помогает – хвост. Лиса без хвоста пропадет, ее собаки быстро поймают. А с хвостом рыжая плутовка их легко обманет.

Хвост у лисы служит и точкой опоры.

На кончике лисьего хвоста мех белый. Это позволяет маме – лисе использовать его, как флажок для лисят. Лиса поднимает хвост, и лисятам хорошо виден белый маячок даже среди травы и листьев деревьев.

Плутовка наша пытается и летать, при этом рулит высоту и управляет полетом. Не зря лису назвали хитрой

Хвостом она заметает следы свои.

Все из нас смотрели известный мультфильм «Хвосты». Помните, как там животные поменялись хвостами? (Приложение 5)

Так вот, давайте пофантазируем. Представим, как жили бы лиса и заяц, если бы поменялись хвостами. Зайцу, наверное, было бы очень трудно прыгать между деревьями с огромным пушистым хвостом. Он стал бы зацепляться им за ветки, быстро передвигаться не смог бы и ему стало бы трудно убегать от врагов. А то еще какой-нибудь хищник схватит его за пушистый хвост. А лисе, наоборот, было бы сложно остаться с маленьким хвостиком. Для нее стало бы невозможным ловко пробегать между деревьями, за своей добычей. Также не смогла бы лиса пробежать по упавшему дереву через речку. И возможно, замерзла бы, ведь хвост служит лисе хорошим одеялом. Так что менять хвостами животных не будем.

Подводя итоги нашей работы, можем сказать, что: мы добились поставленной цели, узнали много нового и интересного о лисе. Проведя небольшое исследование, мы подтвердили свою гипотезу. Действительно, хвост лисы это орган животных, который помогает им приспособиться к условиям существования и выжить. Животные используют хвост для удовлетворения своих жизненных потребностей.

Для лисы хвост имеет очень важное значение, без него бы она не выжила. Без хвоста собаки быстро бы её поймали. А хвостом она их обманывает. Так что без хвоста — никуда!

В дальнейшем хотелось бы узнать: можно ли приручить лису?

Список использованных информационных источников

1. Брагин А. Обо всем на свете. Серия: Большая детская энциклопедия.

Издательство: Аст, 2007.

2. Детская энциклопедия “Я ПОЗНАЮ МИР”.

3. Джексон Том. Кто есть кто в мире животных. — Москва, 2006 — С. 181.

5. Ухарцева А.В. Что? Где? Почему? Издательство: Аст, 2008.

6. Хомич Е.О. Что? Зачем? Почему? Издательство: Аст, 2008.

Зачем лисе хвост – конспект и презентация

ВВЕДЕНИЕ

Одно из красивейших животных в наших лесах – рыжая лиса. Шубка у нее теплая огненно-рыжая либо черно-бурая, мордочка остренькая любопытная, ушки и лапки черные. Она очень хитра и осторожна.

Главную гордость лисицы представляет хвост – большой и очень пушистый. Хвост тоже рыжего цвета, а его кончик может быть как черным, так и белым.

Мне стало интересно, а зачем лисе такой большой и пушистый хвост.

Поэтому при написании этой работы я поставила

цель: исследовать, действительно ли так необходим пушистый и длинный хвост лисицам.

Задачи, которые необходимо решить в ходе работы:

изучить мнение ученых по данному вопросу,

проанализировать информацию, которую предлагают охотники и любители живой природы,

провести анкетирования учащихся разных возрастных групп,

сделать выводы о необходимости и значении такого длинного и пушистого хвоста у лисиц.

Основным источников информации был Интернет, поэтому в списке литературы указаны сайты, с которых эта информация была получена.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Рыжая плутовка

Лисы – одни из самых красивых хищников: рыжая шубка, длинный и пушистый хвост, узкая мордочка, хитрые и умные глазки. По своим размерам лисица похожа на небольшую собаку. Хотя у лисы в отличие от собаки около 40% от длины всего тела составляет красивый и столь любимый всеми модницами хвост. Обыкновенная лиса – самый крупный вид: длина тела до 90 см, хвоста до 60 см, весит 6 – 10 кг.

Лисица обитает в лесах. Она любит лакомиться зайцами и тетеревами, а также разоряет птичьи гнезда. В основном лисица питается грызунами – мышами, сусликами, которые наносят большой вред сельскому хозяйству. Маленькие часто лакомятся майскими жуками. Лиса имеет не очень хорошую репутацию из–за постоянных разбоев, краж домашней птицы. Несмотря на мелкие хулиганства, ущерб, который наносится лисами домашней птице намного меньше той пользы, которую они приносят, уничтожая грызунов – потребителей зерна.

Лиса известна на весь мир ярким, привлекающим взгляд мехом, особую любовь это животное завоевало своим пышным хвостом. Лисиц специально для получения меха разводят в неволе. Эти животные имеют ярко выраженный рыжий цвет меха, однако в разных регионах встречаются разные оттенки: от светло желтого до бурого. Цвет шерсти лисицы зависит от климатических условий. Но лисица не круглый год носит такой наряд: в конце зимы начинается линька. Проходит она очень быстро, но летняя шубка выглядит уже не так нарядно – новая «одежка» на лето перестает казаться пышной, теряя объем и лоск, кажется более грубой и редкой.

В конце XIX века искусственно выведена порода серебристо-чёрных (черно-бурых) лисиц. Затем у этой породы было значительно улучшено качество меха, а также выведен ряд других меховых пород: платиновая (бело – серебристый), бакурианская (белая с черными пятнами) и другие.

Зачем лисе хвост?

Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет, и лиса хвост бережет – предмет ее особой гордости.

Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты. Попробуй-ка, угонись за петляющим зайцем! Здесь хвост служит средством помощи от заносов. Вращая им налево и направо, лисе удается сохранять равновесие, что помогает настигать свою добычу. Также хвост помогает лисе убегать от преследователей. В опасный момент она отводит его (хвост) в сторону, поворачивая его под резким углом, хищник или собака проносится мимо, а плутовка уже была такова.

Очень грациозно лисица переправляется через ключ или овраг по упавшему деревцу. Ловко балансируя хвостом, словно шестом, она никогда не упадет в воду или пропасть. Еще хвост помогает ей стоять на задних лапах, когда она ловит по ветру запах мышей или другой добычи.

Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно. Кстати так делает не только она, все лесные животные, обладающие таким достоинством, защищены от сильных ветров и холодов. Вы могли заметить такое явление, и в своих домашних собаках и кошках, как они прячут свои носы, когда на улице мороз. Такую примету еще связывают с наступление похолоданий.

Многие лисицы, особенно молодые, ложатся на день в поле, если оно располагается недалеко от леса и богато грызунами. Перед тем как устроиться под кустом или бугорком, лисица, замерев на месте, долго осматривает окрестности на предмет опасности. Потом сворачивается калачиком, прикрыв нос и лапы хвостом, но прежде чем уснуть, ещё несколько раз оглядывает округу. Также лисицы любят отдыхать в густых зарослях, оврагах и других труднодоступных местах.

Бытует поверье, что лисица хвостом свои следы на снегу заметает. И в самом деле, уходя от погони, рыжая плутовка петляет, прыгая то назад, то в сторону, стараясь запутать след. Хвост, словно шикарный шлейф, волочится по снегу, тем самым, размывая отпечатки лап.

Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время.

Чтобы маленькие детеныши лисицы не заблудились и не сбились с дороги, когда будут проходить через кустарники и высокую траву, хищница, подняв свой белый кончик хвоста, использует его как маячок, хорошо привлекающий внимание своих лисят. Его очень отчетливо видно среди зелени различных лесов и степей.

Отражение в искусстве

Из сказок нам известно, что лиса — очень хитрый зверь, она придумывает всякие уловки и хитрости, заметает свои следы пушистым хвостом и запутывает их так, что ее трудно найти даже собакам. Если ежик свернется комочком, чтобы лиса его не могла съесть, хитрая красавица может закатить лапой ёжика в воду.

В русском фольклоре лиса является символом хитрости, живого ума и изворотливости. Этот персонаж распространен в разных странах мира. В европейских странах она, как правило, воплощает собой хитрость и коварство, выступая в довольно разнообразных ролях: от вероломных негодяев (как в ряде русских сказок) до умных советчиков (в сказке Бориса Шергина «Пойга и лиса»).

В месопотамской мифологии лиса — священное животное. Она служит богине Ки (богиня земли) гонцом.

В Финляндии лисица — символ хитрости, но не зла.

В японской мифологии существуют лисы-оборотни, умеющие принимать человеческий облик. Они обладают огромными знаниями и владеют магией.

В России лисица – один из популярных персонажей русских народных сказок, басен и поговорок. От проделок лисы в русских народных сказках страдают все животные в лесу: зайцы, медведи, волки. Лиса пойдет на все, чтобы получить свое – будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход свое красноречие и обаяние. В сказках лиса любит наряжаться и главным ее украшением всегда является хвост. Отчество «Патрикеевна» произошло от имени литовского князя Патрикея, который коварно и хитро посеял вражду между жителями Новгорода.

Сказки о лисе:

«Лиса и журавль» и многие другие.

Пословицы и поговорки о лисе:

Всякая лиса свой хвост хвалит.

Лису узнают по хвосту.

Лиса все хвостом прикроет.

Лиса всегда свой хвост прячет.

Волка зубы кормят, зайца ноги носят, лису хвост бережет.

Много стихов и загадок посвящено лисице и ее хвосту:

Л. Сашина

В рыжем платьице из ситца

Хвостик — с белым кончиком,

Краска, что ли, кончилась?

Т. Патракеева

Вы не видели в лесу

Эта рыжая плутовка

След свой прячет очень ловко.

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса! А зовут ее ….

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, кур в деревне крадет.

У кого из зверей хвост пушистей и длинней?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хвост очень важен для многих животных. Животные могут использовать его в прыжках, сидении, передвижении, как руль при плавании и в полёте. Так же с помощью хвоста животные общаются между собой. Для лисы хвост имеет очень большое значение, без него бы она не выжила. Пушистый длинный хвост лисе жизненно необходим.

Он нужен всем лисам, чтобы:

Во время охоты использовать как руль.

Следы заметать, лису же не зря считают хитрой.

Чтобы не замерзнуть, ведь животные, когда спят, клубочком сворачиваются, пушистый длинный хвост должен согревать.

Для того чтобы лисята за него могли зацепиться, это распространено не только у лисы, но и у многих хвостатых животных.

Для красоты, лиса вообще довольно красивое животное.

АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАННОГО ОПРОСА

Анкетирование проводилось среди учащихся 2-го и 11-го классов.

В результате анализа анкетированного опроса (см. приложение 1) были подведены следующие итоги (результаты анкетирования представлены в виде диаграмм):

Среди учащихся второго класса (см. приложение 2):

1) Наиболее часто описываемые качества лисы – хитрость (56%), ловкость (10%), красота (10%).

2) Хвост необходим, чтобы заметать следы (49%), для защиты от насекомых (12%), для охоты (12%).

Среди учащихся одиннадцатого класса (см. приложение 3):

1) Наиболее часто описываемые качества лисы – хитрость (34%), ловкость (14%).

2) Хвост необходим, чтобы удерживать равновесие (42%), заметать следы (32%), согреваться (14%).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Л.Колвин, Э. Спиэлер, Живой мир. Энциклопедия. Изд – во: Росмэн,128 с.

АНКЕТА

Какие качества воплощает в себе лиса?____________________________________________

Зачем лисе нужен хвост?________________________________________________________

Конспект урока по развитию речи по теме: “Дикие животные: лиса”

Конспект урока по развитию речи в 1 классе коррекционной школы

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по развитию речи по теме: “Дикие животные: лиса”»

Тема. Дикие животные. Лиса

1. Познакомить детей с диким животным лисой: где живет, чем питается, какую приносит пользу.

2.Развивать речь, обогащать словарный запас.

3. Воспитывать желание охранять природу.

1. Вступление.

Сегодня у вас необычное занятие. К нам пришли гости. Улыбнитесь им и они улыбнутся вам. Вот с такой дружеской улыбки мы начнём наше занятие.

Вот и лес стоит густой

Качает всем нам головой

Ветки ласково он тянет

В гости нас зовёт и манит.

Здравствуй, здравствуй добрый лес,

Полный сказок и чудес

Мы никого здесь не обидим

И чудеса твои увидим.

2. Звучит аудиозапись. Шум леса. Пение птиц. Слайд №2.

Кто живет в лесу?

Да, в лесах живут звери и птицы, растут грибы и ягоды. Надо быть внимательным к природе и её обитателям. Нельзя мешать животным. У них и так много забот. Для животных лес- это дом и пища.

Ребята! Мы уже много знаем с вами о том, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя на природе. Давайте вспомним правила, которые нужно знать, чтобы сохранить природу.

1.Дети запомнить должны и понять:

Гнёзда у птичек нельзя разорять!

2.Нельзя деревья обижать.

Пускай они в лесу растут –

Добро и красоту несут.

3. Нельзя разжигать в лесу костер.

4. Нельзя в лесу оставлять мусор.

5.Зайчика и ежика –

Лучше вы не трогайте!

7. Хоть и вредный мухомор,

Мы его не тронем.

Вдруг понадобиться он

Итог: Помните, нельзя тревожить жителей леса.

3.Отгадайте загадку.

Пушистый хвост- краса

Кот же это? Лиса.(Вывешивается картинка)

Лиса- дикое или домашнее животное? Почему? А какие это домашние животные (которые живут рядом с человеком и он заботится о них)

4. У каждого из вас на столе разрезана картинка. Сложите и вы увидите, кто на картинке.

Итог: Молодцы.

5. Догадались, о ком мы сегодня будем говорить?

-Сегодня мы с вами познакомимся с диким животным-лисой. Узнаем где она живет, чем питается, какую приносит пользу.

Давайте посмотрим, как же выглядит наша лиса в природе.

1)Посмотрите, какая у нее красивая, пушистая шубка. В нашей стране она встречается повсюду: в лесах, в горах, на болотах, в пустынях. Живёт лиса и в наших краях. Продолжительность жизни 7 лет, а в неволе 15-20 лет.

При постройке норы лисицы используют небольшие бугорки, склоны оврагов, расщелины в скалах, корни деревьев. Но любит, и занимать чужие норы, особенно нравится ей нора барсука. Лисицы роют сложные подземные ходы с 2-3 отнорками и с гнездовой камерой – логовом, расположенным под землей на глубине более метра.

-Зачем лисе нора? Слайд №4

Подземные норы это надежное убежище для лис, но и своеобразным местом их обитания, где в знойный полдень можно спрятаться от жары, а в дождь и холод – от ненастья.

Итог: Где живет лиса?

Весной у лисицы появляются детёныши. Как их называют? (лисята, щенята) Слайд №5

Их бывает 4-10 лисят. Новорожденные лисята слепые и глухие. Но вот они подрастают, через 12 дней они начинают видеть, хвостики становятся длинными и пушистыми. Через месяц они начинают выходить и норы, но далеко от неё не отходят.

Интересно наблюдать за таким выводком. Обычно, как только начнет пригревать солнце, все лисята один за другим гурьбой выбегают из норы и затевают возню. Целые часы они играют, гоняются друг за другом, кувыркаются, образуя общий клубок. Наигравшиеся и уставшие лисята любят поваляться и подремать на песке под лучами утреннего солнца. Лисята очень прожорливы, поэтому матери и отцу приходится потрудиться, чтобы накормить их. Через 3-4 месяца лисята начинают самостоятельную жизнь.

-Что значит самостоятельную?

Чем питается лиса?Слайд №6

2)Лиса питается самой разнообразной пищей. Поедает всё, что попадётся ей поймать. На самое главное её меню – это мышевидные грызуны.

Уничтожение мышей в большом количестве, она приносит сельскому хозяйству немалую пользу. Чтобы насытиться, лисе надо поймать около 20 мышей и полёвок в день.

Один из самых характерных способов её охоты это – мышкование. Наблюдать за мышкующей лисой – интересное занятие. До того ловки, красивы её движения.

Кажется, как будто она пляшет. На самом деле у лисы очень хороший слух. Она слышит писк мышей под снегом. Может засунуть голову в снег. Подпрыгнув, она ударяет лапами снег и выгоняет мышей из нор.

Итог: Чем питается лиса?

-Чем ценится лиса?

3) Самое богатство лисы – это её мех. Мягкий, пушистый, теплый. Бывает рыжего и черного цвета. Из меха лисы шьют шубы, шапки. По охотничьим законам, этот зверь взят под охрану и охота на него разрешается только зимой. Уничтожение лис летом, разорение мест их обитания, отлов детёнышей категорически запрещён. (Показать вещи из меха лисы, чтобы дети потрогали)

Итог: Чем ценится лиса?

6. Музыкальная физкультминутка.

-Как можно определить, что прошла лиса? (по следам )

В какое время года, можно увидеть лисьи следы? Слайд №7

Зимой можно увидеть узорчатые цепочки её следов.

Интересно походить по свежей пороше по лисьим следам, по полям, лугам, лесным опушкам, болотам, оврагам и долинам ручьев. Иногда такой след тянется на 30-40 километров, и, если не срезать петель, не всегда успеешь за короткий зимний день дойти до лежащей лисицы.

7. Враги лисицы. Слайд №8.

Есть ли у лисиц враги?

У взрослых лисиц врагов немного: волки, рысь, россамахи и крупные орлы. У лисят врагов намного больше. На них нападают филин, ястреб-тетеревятник, ворона.

8.Подкормка диких животных. Слайд №9

За жизнью диких зверей наблюдает егерь.

В сильные морозы, в заснеженные зимы зверям трудно добывать корм. Тогда на помощь приходит человек. Он подкармливает животных: насыпает зерно, кукурузу, картофель, раскладывает сено.

9. А как лису в народе называют? Хитрая плутовка.

-Про лису написано много сказок. Какие вы знаете? (слайд)

10.Ребята, а как зовут детенышей лисы?

-Вот у нас на доске одна мама- лиса.

-Давайте закрасим лисят и отправим их к маме. Какого цвета нам понадобятся карандаши? Какого цвета у лисы шубка?

10. Итог занятия. Наше занятие подошло к концу. (По ходу слайды)

Конспект образовательной деятельности (речевое развитие) в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи «Зачем лисе хвост?»

Конспект образовательной деятельности (речевое развитие) в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи «Зачем лисе хвост?». Целью которого является обучение детей составлению связных высказываний типа рассуждения. К конспекту прилагается презентация.

Конспект непосредственной образовательной деятельности (образовательная область: речевое развитие) в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: «Зачем лисе хвост?»

  • Обучение детей составлению связных высказываний типа рассуждение.
  • Закреплять элементарные представления о последовательности объяснения, опираясь на наглядную модель выссказывания-рассуждения.
  • Формировать умение отбирать и формулировать аргументы для доказательства.
  • Расширять представления детей о функциях хвоста как очень важной части тела животных, птиц.
  • Обогащать словарь детей модальными словами: потому что, так как, поэтому, таким образом, во-первых, во-вторых, значит.
  • Упражнять в образовании притяжательных прилагательных (лисий, обезьяний и т.д).
  • Отрабатывать умение детей употреблять предлог «из-за» во фразе.
  • Развивать мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение.
  • Воспитывать бережное отношения к природе.
  • Воспитывать уважительное отношение к собеседнику.
  • презентация PowerPoint, крупная пирамидка с 4 кольцами, предметные картинки: крокодил, дельфин, павлин, лошадь, кенгуру, белка, бобер, змея, обезьяна, корова, собака, дятел.
  • проектор, магнитная доска, корзинка, елка, модель для самоанализа деятельности: лиса идет в норку по дорожке, магнитные фишки
  • Просмотр мультфильма «Хвосты», просмотр натуралистического видео «Зимняя лисья охота», чтение рассказа «Зачем лисе хвост?» Софьи Бунтовской, басни И.А. Крылова «Лиса», И.Акимушкина «Лиса», сказки «Когда лиса стала рыжей» Монгуш Кенин-Лопсана, рассказа «Лиса с лисятами» Е. Чарушина, стихотворения «Только тебя и видели. » Юрия Радова , сказки В. Бианки «Хвосты», рассматривание иллюстраций, составление описательного рассказа о лисе, заучивание поговорок о лисьем хвосте, толкование их смысла, беседа о назначении хвостов разных животных и птиц, разучивание текста физминутки.

Ход занятия:

I. Включение детей в образовательную деятельность.

Дети стоят в кругу.

– Сегодня мы с вами дети отправляемся в волшебный лес на прогулку. Хотите?

– Закрывайте глаза, начинаются чудеса. Раз, два, три, обернись и в лесу очутись.

Дети открывают глаза, а в центре круга стоит прирамидка.

– Ребята, перед нами появилась пирамидка, что же это может значить?

(Я думаю, что мы будем отгадывать загадку, доказывать её ответ).

Cъела зайчонка и ловит второго
В рыженькой шубке плутовка….(лиса)

Дети по модели «Пирамидка» отгадывают загадку. («Я полагаю, что это лиса, во-первых, (надевают первое колечко) лиса охотится на зайцев, во-вторых, (надевает второе колечко) у неё рыжий мех, в-третьих, (надевает третее колечко) она хитрая, поэтому (надевает макушку пирамидки) это лиса.

– Верно ребята, мы сегодня пойдем в лес искать лисицу.

– Сугробы в лесу огромные, глубокие, чтобы не провалиться, ступайте по моим следам. (На полу следы, дети идут цепочкой друг за другом, след в след, садятся на стульчики).

Проблемная ситуация, целеполагание:

– Посмотрите, какая волшебная елочка нам встретилась на пути! Какие на ней необычные шишки выросли. (На елочек висят картинки с изображением животных). Давайте их соберем в корзинку.

– Чей хвост виднеется из-за хвои? Зачем животному хвост? (Из-за хвои виднеется беличий хвост. Хвост белке нужен, чтобы во рулить им, прыгая с ветки на ветку) и т.д.

  • Кенгуриный хвост — кунгуру опирается на хвост.
  • Коровий хвост — корова обмахивается хвостом.
  • Павлиний хвост – у павлина хвост для красоты, выражение настроения.
  • Собачий хвост – собаке хвост нужен для выражения настроения.
  • Хвост дятла(птичий) — опираться на дерево при работе.
  • Бобриный хвост — бобр рулит хвостом в воде, как лопатка, запасы жира.
  • Дельфиний хвост — дельфин рулит хвостом.
  • Лошадиный хвост — лошадь отмахивается от насекомых.
  • Крокодилий хвост — крокодил им рулит, для нападения.
  • Обезьяний хвост — как рука.
  • Змеиный хвост — как рука, предупреждать врага.

– Ребята, кого мы не увидели? (Мы не увидели лису).

– Про чей хвост мы ещё не говорили? (Мы не говорили про лисий хвост).

– Как вы думаете, на какой вопрос мы будем сегодня отвечать? (Я думаю, что мы будем отвечать на вопрос: зачем лисе хвост?)

II. Основная часть.

– Как вы думаете, что нам нужно знать о лисе, чтобы ответить на этот вопрос?

(Нам нужно уточнить: -Какой у лисы хвост?-Место обитания лисы?-Чем питатется лиса?-Кто детеныши у лисы?)

На экране появляется графический план предстоящей работы.

– Какой у лисы хвост? (Дети составляют описательный рассказ о лисьем хвосте)

(Лисий хвост большой, длинный, красивый, пушистый, рыжего цвета с белым кончиком)

– Место обитания? (Лиса живет в лесу , роет нору, спит на холодной земле).

– Чем может помочь лисе хвост? (Лиса может укрыться хвостом, как одеялом, лечь на него ,как на подушку)

– Кто враг у лисы? (У лисы враги: волк, собака, рысь)

– Как помогает хвост избежать опасности? (Лиса, когда убегает от преследователей хвостом заметает следы.)

– Чем питается лиса? (Лиса охотится на зайцев, мышей, куропаток, хорьков)

– Что нужно лисе, чтобы догнать свою добычу? (Чтобы догнать добычу, лисе нужна скорость, ловкость)

– Чем может помочь в этом лисе её хвост? (Лиса рулит хвостом, заметает следы).

– Какие детеныши у лисы? (У лисы бывают лисята, которых она выводит в норе и долгое время ухаживает за ними, кормит, учит охотиться) .

– Как хвост лисы поможет не потеряться лисятам в темное время суток? (На кончике хвоста белое пятнышко, которое светится в темноте, так лисята всегда видят маму)

Физминутка с движением.

Нам, конечно, скажешь тыДля чего нужны хвосты? Руки в низ в стороны, поднимание и опускание плечей
Хвост приделан у коров-Мух гонять и комаров. Махи руками за спиной
Рыбе, чтобы им грести, Руки вытянуты вперед вместе, развводят в стороны
А удаву- чтоб ползти. Волнообразные движениия руками перед собой
Крокодилам чтобы драться, Постукивание кулаками друг о друга
Обезьянам, чтоб цепляться. Руки в переменном замке на запястьях
Многим зверям нужен хвостПрикрывать зимою нос. Прикрывают ладонями нос
След запутать- у лисы Прыжки из стороны в сторону на двух ногах
У павлина -для красы. Руки на поясе, повороты корпуса вправо-лево
Есть хвосты, чтобы вилять,Угрожать и щеголять… Руки согнуты в локтях, движение «буги-вуги»
Для всего нужны хвосты,На вопрос ответил ты. Руки согнуты в локтях, «погрозить» пальчиком

– Составьте рассказ-рассуждение:«Зачем лисе нужен хвост?» с опорой на графический план и модель-пирамидку.

Я думаю, лисе нужен хвост, во-первых, чтобы укрыться им во время холодов; во-вторых, чтобы понравиться другой лисе и отпугнуть соперника; в-третьих, чтобы рулить им во время погони и охоты; в-четвертых, заметать следы, чтобы не обнаружили враги. Значит, лисе просто не прожить без хвоста.

III. Рефлексия.

– На какой вопросы мы искали ответ? (Мы искали ответ на вопрос:«Зачем лисе хвост?»).

– Ответили мы на этот вопрос?

– Ребята, нам пора возвращаться домой. Дети встают со стульчиков. Подходят к логопеду.Закрывайте глаза, начинаются чудеса. Раз, два, три, обернись и в группе очутись.

– Вам понравилось наше путешествие?

– Какие пословицы о лисьем хвосте вы знаете? Что они значат?

Всякая лисица свой хвост хвалит. (Свое хвалю, чужое ругаю)
Каждая лиса свой хвост береги. (Без хвоста пропадешь)
Лиса все хвостом прикроет. (Лиса заметает следы хвостом)

– Если задания для тебя были простыми, то твоя лисичка-фишка попадет прямо в норку, если на пути тебе встретились трудности, то твоя лисичка еще не дошла до норки, но в следующий раз, она обязательно попадет в домик. Расположи на схеме свою фишку.

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Академия, 2010.
  2. Бизикова О.А.Развитие речи-рассуждения у детей дошкольного возраст. – Нижневартовский государственный университет, 2013.
  3. Судакова В. Е. Диагностика речи — рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.- // Теория и практика общественного развития.- 2012, №10
  4. Судакова В.Е. Методика фрмирования речи – рассуждения у старших дошкольников с речевым недоразвитием.-// Теория и практика общественного развития.- 2013, №5
  5. Шадрина Л.Г., Семёнова Н.В. Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет: Методические рекомендации — М.: ТЦ Сфера, 2012.
  6. Саломатина Л.С. Теория и практика обучения младших школьников созданию текстов различных типов (описание, повествование, рассуждение). – М.: Первое сентября, 2010.

Презентация
«Зачем лисе хвост?»

Удальцова Е.В.,
учитель-логопед детского сада

Лексическая тема «Овощи. Огород»

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: салат, суп, сок, огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив; прилагательных: разноцветный, большой, длинный, короткий, треугольный, овальный, спелый, неспелый, зрелый незрелый, сырой, вареный, твердый, мягкий, горький, сладкий, кислый, соленый, сочный, полезный, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий, красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, консервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной; глаголов: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, выращивать, расти, зреть, поливать, полоть, убирать, копать, срывать, выдергивать, собирать, сушить, выжимать, тереть, угощать, чистить, делиться; наречий: высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.

Игры и упражнения

Игра «Жадина» (детям 4—8 лет)
К названию каждого овоща добавляем слово «мой», «моя», «мое» (моя морковь, мой огурец)

Игра «Один – много» (детям 4—8 лет). До 5 лет вариант игры укорочен (без слова много).
Помидор — помидоры — много помидоров
картофель — картофель — много картофеля (картошки)
баклажан — баклажаны — много баклажанов
перец — перцы — много перцев
кабачок — кабачки — много кабачков
тыква — тыквы — много тыкв
морковь — моркови — много моркови
свёкла — свёклы — много свёклы (свёкол — в значении «много штук»)
лук (луковица) — лук (луковицы) — много лука (луковиц)
репа — репы — много реп
редька — редьки — много редьки (редек — в значении «много штук»)
чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока)
петрушка — петрушка — много петрушки
огурец — огурцы — много огурцов
перец — перцы — много перцев (в значении «много штук»)
кочан — кочаны — много кочанов
горошина — горошины — много горошин
стручок — стручки — много стручков

Упражнение «Назови ласково» (детям от 4 лет)
Огурец — огурчик — огурчики
помидор — помидорчик — помидорчики
картофель — картошечка — картошечки
баклажан — баклажанчик — баклажанчики
перец — перчик — перчики
тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки
редис — редисочка — редисочки
морковь — морковка (морковочка) — морковки
свекла — свеколка (свеколочка) — свеколки
лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички
репа — репка (репочка) — репки
чеснок — чесночок — чесночки
петрушка — петрушечка — петрушечки
укроп — укропчик — укропчики
капуста — капусточка — капусточки
фасоль — фасолинка — фасолинки

Игра «Скажи наоборот» (детям от 5 лет)
Кабачок большой, а огурец — маленький
картофель крупный, а редис — . (мелкий)
перец внутри пустой, а морковь — . (полная)
помидор мягкий, а огурец — . (твердый)

Игра «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)
Хорошая грядка — ……. плохая грядка
Старый картофель — …….. молодой картофель
Тяжелый мешок — …… легкий мешок
Большой урожай — ………. маленький урожай
Чистая морковка — ……… грязная морковка
Спелый помидор — …… неспелый помидор

Упражнение «Закончи предложение» (детям от 5 лет)
Помидор круглый, а морковь. (продолговатая).
Помидор красный, а морковь.
Помидор мягкий, а морковь.
Помидор кислый, а морковь.
У помидора внутри семечки, а у моркови.
Помидор растет на земле, а морковь. (в земле).

Игра «Названия соков» (детям от 5 лет)
Сок из огурца — огуречный сок
Сок из свёклы — свекольный сок
Сок из лука — луковый сок
Сок из помидоров — томатный сок
Сок из капусты — капустный сок
Сок из тыквы — тыквенный сок
Сок из моркови — морковный сок

Игра «Кто назовет больше качеств». Закрепляем умение согласовывать существительные и прилагательные, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.

Цвет — красный, оранжевый, зеленый.
Вкус — кислый, сладкий, горький.
Форма — круглая, овальная, треугольная.
Поверхность — гладкая, шершавая, неровная.
Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий.
Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая.

Развитие слухового внимания. Исправленные предложения надо проговорить целиком.
Картофельное пюре приготовим из моркови.
Свекольный салат приготовим из чеснока.
Морковный сок приготовим из лука.
Капустный пирог приготовим из кабачка.
Огуречный салат приготовим из помидоров.
Гороховый суп приготовим из редиски.
Тыквенное повидло приготовим из укропа.

Игра «Посчитай» (для детей от 5 лет)
1 помидор – 2 помидора — 5 помидоров
1 огурец – 2 огурца — 5 огурцов
1 кабачок – 2 кабачка — 5 кабачков
1 перец – 2 перца — 5 перцев
1 свёкла – 2 свёклы — 5 свёкол
1 кочан капусты – 2 кочана капусты — 5 кочанов капусты
1 головка чеснока – 2 головки чеснока —- 5 головок чеснока
1 долька чеснока – 2 дольки чеснока — 5 долек чеснока
1 стручок гороха — 2 стручка гороха – 5 стручков гороха
1 горошина – 2 горошины — 5 горошин

В 6-7 лет можно усложнить это упражнение добавляя к существительному подходящее прилагательное.
Один хрустящий огурец, два хрустящих огурца и т.д.

«Убираем урожай» (детям от 6 лет)
Взрослый показывает картинки овощей и просит ребенка ответить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Ребенок составляет предложения — например: капусту срезают и т.д.
Морковь, свеклу, репу, редис — . (дергают)
Огурцы, помидоры, горох — . (срывают)
Капусту — . (срезают)
Картофель — . (выкапывают)

Классификация понятий «Какие слово лишнее и почему?»
Лук, репа, подорожник, салат (подорожник – это не овощ, а трава);
чеснок, редис, свёкла, смородина
кабачки, клубника, огурцы, картофель
ромашка, перец, баклажан, тыква

Игра «Угадай овощ по его части».
Кочан – Ботва –
Стручок – Корень –
Долька – Стебель –
Початок – Зубчик–
Клубень – Пучок –

Игра «Кто назовет больше качеств». Цель: согласование существительных и прилагательных, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.
Цвет — красный, оранжевый, зеленый.
Вкус — кислый, сладкий, горький.
Форма — круглая, овальная, треугольная.
Поверхность — гладкая, шершавая, неровная.
Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий.
Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая.

Пальчиковая гимнастика

Капустка
Мы капустку рубим — рубим,
Мы капустку солим — солим,
Мы капустку трем — трем,
Мы капустку жмем — жмем.
(Имитация движений.)

Овощи
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой».
Вот пузатый кабачок Сгибают пальчики, начиная с большого.
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина – молодец! Показывают большой палец.

Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Поочередно загибать пальцы на каждые две строчки текста.

«Урожай»
Рад, два, три, четыре, пять — Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками
Поможем урожай собрать.
Повторяй за мной зарядку. Загибать пальцы на каждое название овоща
В ней звук Т пришел на грядку.
Тыква — вот, а вот — томат.
Здесь — капуста, здесь — салат,
Тмин, картошка, артишок
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы, Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками
Будем есть мы до весны.

Логоритмические упражнения (координация речи и движения)

Картошка
Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капустку ловко
И в корзине от земли
Вам в подарок принесли.
(Приседания, наклоны, имитация движений.)

Огород
Повторяй за мной зарядку (Шаги на месте.)
Мы пришли на нашу грядку.
Тыква вот, а вот томат. (Вытянуть руки влево, вправо.)
Здесь — капуста, здесь — салат. (Наклониться к левой ноге, затем к правой.)
Тмин, картошка, артишок (Выпрямиться. Руки на пояс, к плечам, вверх.)
И петрушки корешок. (Руки опустить.)
Все, что вырастили мы, (Развести руки в стороны.)
Будем есть мы до весны. (Руки вниз, выпрямиться.)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: