Йотированные гласные – план-конспект занятия

Тема: Гласные звуки и йотированные гласные.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда.

-познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;

-развивать фонематическое восприятие;

-развивать навыки языкового анализа и синтеза;

-учить делать выводы, слушать и понимать других;

-развивать память, внимание и мышление.

Скачать:

Вложение Размер
yotirovannye_glasnye_v_nachale_slova.docx 15.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте

Тема: Йотированные гласные в начале слова (Е, Ё, Ю, Я)

Цель: закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова.

Воспитатель:-Однажды братья-звуки Й пошли в лес. Бродили-бродили и заблудились.

Один вышел на полянку и встретила звук А, он тоже заблудился. Взялись они за руки и пошли вместе искать дорогу домой.

Й+А…./дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Я) /выставляется картинка/

По дороге к дому они собирали ягоды.

Другой братец Й вышел к речке и встретила там звук Э, который рыбачил. Он согласился проводить Й до дома. И они пошли вместе

Й+Э…/дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Е) /выставляется картинка/

Домой они взяли наловленных ершей.

Третий брат в чаще леса повстречала звук О, который собирал грибы.

Вместе они пошли по тропинке, встретили ёжика и он показал им дорогу к дому.

Й+О…./дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Ё) /выставляется картинка/

А еще один Й вышел к ручью, где набирал воду звук У. Он с радостью согласился вывести Й из леса.

Й+У…/дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы обозначаем эти два звука? (Ю) /выставляется картинка/

Повстречали они юрких мышек и белку, которая крутилась как юла.

Все братья-звуки удачно добрались до дома и были очень рады встрече. Познакомили они друг друга и с новыми звуками-друзьями. Рассказали, что видели по дороге.

Мы собирали ягоды.

Мы наловили ершей.

Мы встретили ёжика.

Мы видели юрких мышей.

Давайте повторим какие два звук могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я.

А теперь вспомним, когда наши буквы обозначаются двумя звуками.

– В начале слова (приведите примеры слов)

– После гласной буквы (приведите примеры слов)

– После Ь и Ъ знаков (приведите примеры слов)

Найдите в предложениях наших братцев слова, в которых их друзья гласные будут обозначать два звука.

Ягоды, ершей, ёжика, юрких.

  1. Дети по цепочке придумывают слова, которые начинаются на Е, Ё, Ю, Я. Записывают и раскладывают буквы на звуки.
    Например: яблоко, якорь, ядро, ясень, Егор, енот, ель, ёж, ёлка, ёмкость, юла, юность, Юпитер, юнга…
  1. Разбор гласных на звуки.

Яна и Юля пошли за ягодами.

Егор ест яблоки и абрикосы.

Яша наряжает ёлку.

Елисей едет на автобусе.

Ящерица очень юркая.

Елене купили яркую юбку.

3) Выкладывание слов из разрезных букв.

4) Разделить слова на два столбика: 1 – где наши гласные будут обозначать один звук, 2 – обозначают два звука. Слова могут быть даны на карточках, записаны на доске или продиктованы.

Например: яма, лето, Егор, юнга, лютик, лёд, ёжик, пряжа…

III. Подведение итогов
– О каких буквах говорили?
– В каких случаях они образуют два звука?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: “Гласные звуки и буквы”

Цель: обобщение знаний о гласных звуках и буквах.

Открытое занятие по развитию речи на тему «Гласные звуки» старшая группа

Открытое занятие по развитию речи на тему «Гласные звуки» старшая группа.

Конспект занятия в старшей группе. ТЕМА «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: “Гласные звуки”

Данный конспект представляет интегрированное занятие логопеда и музыкального руководителя по закреплению гласных звуков, букв на лексическую тему “Посуда”.

Тема: “Гласные звуки”

Конспект фронтального занятий в подготовительной группе.

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по теме “Гласные звуки. Слог”.

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по теме” Гласные звуки. Слог”.

Конспект НОД по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Тема. Гласные звуки А-У-И-О-Э-Ы

Данный материал предназначен учителям-логопедам ДОУ как итоговое занятие по гласным звукам. Это занятие формирует умение чётко артикулировать гласные звуки, способствует развитию умений определять гла.

План-конспект подгруппового занятия в подготовительной группе: Тема: «Йотированные гласные»

План-конспект подгруппового занятия в подготовительной группе:

Тема: «Йотированные гласные»

Познакомить детей с гласными, имеющими два звука.

  • учить дифференцировать изучаемые звуки по акустическим характеристикам,
  • учить чёткой артикуляции изучаемых звуков,
  • продолжать учить звуко-слоговому анализу и синтезу.
  • развивать артикуляционную моторику,
  • развивать мелкую и общую моторику,
  • развивать фонематический слух,
  • развивать связную речь.
  • воспитывать умение слушать педагога, выполнять инструкции,
  • пачка чая, йогурт, йод
  • Крупные символы звуков, буквы, доска, панно, пачка чая, йогурт, йод.

План занятия:

I. Организационный момент.

  • Пальчиковая гимнастика.

II. Основная часть.

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Задания на дифференциацию звуков.
  4. Физминутка.
  5. Звуко-слоговой анализ
  6. Задание на грамматику

III. Подведение итогов занятия.

Ход занятия:

Слова педагога

Предположительные ответы и

действия детей

Жители города любят дружить, значит они какие?

Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»

Здравствуй брат большой

Здравствуй брат большой

Здравствуй братец средний

Здравствуй брат большой

Здравствуй брат большой

Выполним гимнастику сначала!

1. «Улыбка» — растянуть губы в улыбке

2. «Трубочка» — вытянуть губы вперёд

Упражнения для языка:

1. «Качели» — кончик языка поднимается к носу, опускается к подбородку

2. «Орешки» — кончик языка оттягивает правую щёку, левую

3. «Чистим зубки» — круговые движения языка (скользит по внешней стороне зубов)

4. «Маляр» — кончик языка скользит по нёбу от верхних резцов к горлышку и обратно

5. Наказать непослушный язычок.

6. «Лошадка» — пощёлкать кончиком языка.

Итак, в славном городе Звукограде мы с вами уже познакомились с некоторыми жителями. Какие это звуки?

Как эти звуки называются?

А что значит Гласные?

Значит он какой?

Да, действиетльно, он согласный, мягкий, звонкий. Значит в каком замке место брату Й?

Да, ребята. Но если мы поселим сразу брата в синий замок, то он совсем не пообщается с сестрой. Это разьве гостеприимно?

Наш портной долго ломал голову, какой же костюм пошить гостю, чтобы он чувствовал себя как дома. Ведь гость совсем даже не гласный, а значит красный костюм ему не подойдет. Если он будет согласным, то ему придется жить в синем замке и не общаться с сестрой.

Думал он, думал… и решил сшить Й желтую рубашку. А чтобы сестра не обиделась, так и ей тоже!

Получилась настоящая семья – брат и сестра смогли жить вместе.

Пошли они знакомиться с жителями звукограда. Первым делом отправились в домик к А. А обнял Й и получилась такая песенка ЙА!

А на месте объятий образовалась оранжевая тень Я.

(фокус с красками – красный желтый = оранжевый)

Игра «Поймай звук»

Ловим звук Й среди других звуков:

А, И, Й, П, Э, Ж, Ы, У, Д, Й, О.

Ловим звуки Х-ХЬ в слогах:

ОТ, АЙ, ЛА, ЫМ, ЭТ, ХО, ХЕ, ОЙ, УХ.

Ловим звук Й в словах:

Хитрый, ЙОД, хит, мех, ЙОГУРТ.

Молодцы! Садимся на свои места.

Итак, вспомним правило про буквы и звуки

А теперь мы посмотрим в какой букве живут звуки

Й БРАТИШКА ЗВУКА И.
ТОЛЬКО ОН СОГЛАСНЫЙ.
ЙОГУРТ, ЙОД СО ЗВУКОМ Й
СЛЫШИТСЯ ПРЕКРАСНО.
ДАЖЕ В СЛОВЕ ЧАЙКА МЫ
В СЕРЕДИНЕ СЛЫШИМ Й!
М.Аксенова

На доску вывешивается картинка с буквой Й и ее особенностями, уточняется написание, количество элементов

Ребята, обведите в воздухе букву.

Она называется Й краткая.

Давайте напишем букву, в которой живет звук Й в воздухе.

Ду-ду-ду труба трубит.
Всем на ножки встать велит.
Головою покивай.
Руки выше поднимай.
Левой топни. Правой топни.
Четыре раза в ладоши хлопни.
Поклонись соседу ниже.
Вдох –руками тянись выше.
Выдох – руки опускай.
Сядь на место, отдыхай!
М. Аксенова

Появляется пачка чая, йогурт, йод.

Ребята, смотрите, Звукоград и вправду гостеприимный город – вот что его жители нам передали.

Посмотрите и расскажите, что для чего и как этим пользоваться?

Игра «Посчитайка» — слова – пачка чая, йогурт.

Сколько звуков мы слышим в слове Чай?

Какой первый звук? Какой второй звук? Какой третий звук?

Сколько в слове Чай согласных звуков?

Сколько гласных звуков мы слышим в слове?

Сколько в слове Чай слогов?

Слог чай открытый или закрытый? (составляет схему слова из цветных квадратиков на площади звукограда)

Прохлопать слово Йогурт.

Назовите первый слог? Какой он?

Назовите второй слог?

На панно звукограда выкладывается схема слова квадратиками синего, зеленого, желтого и красного цвета

А звук Й как нибудь влияет в этих словах на соседние звуки? Он их смягчает?

Давайте составим схему слова ЙОГУРТ на площади города звукограда

Атеперь выберем буквы, которые соответствуют этим звукам

В слове ЙОГУРТ мы слышим 6 звуков.

Первый звук Й,
Второй звук О,
Третий звук Г,
Четвёртый звук У
Пятый Р
Шестой Т.

4 согласных звука Й Г Р Т.

2 гласных звука О, У.

2 слога, потому что мы знаем.

правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Второй слог ГУРТ

А сейчас ребята проверим.

Читаем вместе слово.

Молодцы. Переходим к нашим тетрадям.

Дети повторяют — ЙА!

Дети играют стоя

Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем

Обводят, повторяют название

Чай для того чтобы его пить. Его сначала заливают кипятком в кружке, потом добавляют молоко, сахар или другие добавки, а потом пьют. Его можно предложить гостям. Чай это символ гостеприимства!

Йогурт это вкусное блюдо. Его можно съесть когда не сильно голоден или на десерт. А можно угостить друга.

Йод это средство от микробов. Им обрабатывают раны.

Дети считают 1,3,5

1, потому что в слове чай один гласный

Закрытый, потому что с двух сторон согласные охраняют

Урок “Письмо слов с йотированными гласными”

– упражнять в письме слов с йотированными гласными в трех позициях: в начале слова, после гласных и после согласных;
– расширять словарный запас слов, привлекая справочники;
– учить сравнивать звучание слова при произношении с его написанием и делать выводы, что они не всегда совпадают;
– продолжить работу по развитию устной и письменной речи;
– воспитывать аккуратность в работе, умение работать в группе.

Оборудование: индивидуальные карточки для тестирования, “Стол-помощник”, карточка “Головоломка”, карточки для групповой работы с разноуровневыми заданиями, магнитофон (танец “Яблочко”).

  1. Вступление. (4-й урок темы, которая изучается в игровой форме. Класс разбит на 4 экипажа. В каждом экипаже имеется командир, который организует и направляет работу своего экипажа, и мичман, который подводит итоги работы экипажа и его членов).

– На уроках русского языка мы путешествуем по морю букв и звуков. К острову каких букв мы причалили на предыдущих уроках? (е, ё, ю, я);

– Как они называются? (йотированными);

– Что это значит? (при произношении этих букв слышатся 2 звука [йо] [йа]…)


Тестирование

– Повторение того, что мы узнали об этих буквах, мы проведем через тестирование.

Вопросы на столах. 1 ученик у дополнительной доски выбирает “Место на оценку” или “Место сомнений”.

1. Какая буква не является йотированной?

1. Йотированные гласные всегда обозначают 2 звука.
2. Йотированные гласные могут обозначать 1 или 2 звука.
3. Йотированные гласные всегда обозначают 1 звук.

3. В каком из этих слов йотированная гласная обозначает 1 звук?

1. маяк 2. моряк3. яхта.

Проверка: работающий у доски читает задание и объясняет свой выбор.

Самооценка учащихся: оцените свою работу, закрасив на полях каплю (с работой справились легко – закрасьте полностью, были сомнения – часть, большие затруднения и ошибки – не закрашивайте). Оценивается правильность работы.

Если ученик выбрал “Место на оценку”, дети оценивают его работу.

  • Чистописание
  • – Какая буква нас сегодня встречает?

    – Отметьте точками самые красивые буквы и выберете Королеву Красоты. Оценивается каллиграфия и аккуратность.

    Физкультминутка: упражнения для глаз.

    IV. Работа со словами с йотированными гласными.

    Какие интересные слова вы нашли, начинающиеся с этой буквы?

    На доске тоже записаны слова, в которых есть буква “я”. Прочитайте.

    Ярмарка маляр боярышник столяр

    – Подумайте, как можно разделить слова на 2 группы. По какому признаку можно их разделить?

    – Запишите каждую группу в отдельный столбик.

    1. Найти слова, в которых “я” обозначает [йа]

    2. Найти слова, в которых “я” стоит после согласной и обозначает звук [а].

    Проверка: прочитать слова 1 столбика, 2 столбика и обосновать свой выбор.

    Самооценка. Оценивается правильность выполнения работы.

    – В каждом из этих слов скрылось еще одно слово. Какое?

    Яр – крутой обрывистый берег.

    – В какой столбик вы могли бы его записать? Почему?

    V. Словарная работа.

    – Мы движемся дальше. В нашем классе 4 экипажа. Сомкните свои ряды, и далее будем работать экипажами. Помните, успешность работы команды во многом зависит от сплоченности, взаимопонимания её членов.

    – Итак, на столах лежит листок с головоломкой. Там зашифровано слово для словарной работы.

    – Какое это слово?

    – Напишите транскрипцию на общем листе.

    – Какая группа хочет поместить свой листок на доске?

    – Попробуем записать это слово( 1 ученик у доски)

    – Как определить “а” или “о” писать?

    Дети ищут в словаре учебника, в орфографическом словаре.

    – Можно посмотреть в Толковый словарь. Здесь узнаем правописание этого слова и его значение.

    После прочтения слово записывается в тетрадях.

    – А вы знаете, что это слово многозначно? Какие значения этого слова знаете?

    1) яблоко.
    2) центр мишени “попасть в яблочко”. Сказать очень метко, угадать.
    3) матросский танец.

    Физкультпауза (под музыку “Яблочко” дети выполняют танцевальные движения)

    VI. Работа в группах.

    Наши экипажи продолжают свою работу. Сейчас командиры выберут себе маршрутные листы и в путь!

      • От каждой команды по 1 члену экипажа садятся отдельно в “сторожевые катера” и выполняют индивидуальную работу.

    1. Разделить слова для переноса:

    ЛОДКА, КОРАБЛЬ, ЧАЙКА, ОКУНЬ, ДЕЛЬФИН.

    2. Сколько букв и звуков в слове:

    3. Напиши транскрипцию слова ЯКОРЬ

    Капитаны на столе заданий берут листы с заданиями и садятся на место. Задания разной сложности. (Сложность задания определяется количеством рыбок на карточке).

    Для каждой группы работает “Стол-помощник”.

    Расположить слова по алфавиту:

    Парус, Нептун, качка, акула, море, якорь, ветер, шторм, штиль, каюта.

    Подчеркнуть слова, которые нельзя перенести.

    Строчки стихотворения В. Маяковского рассыпались. Подумайте, как их правильно расположить.

    (Сточки стихотворения разрезаны)

    Подчеркнуть слова, в которых йотированные буквы обозначают два звука.

    Списать, расшифровав слова и разделив текст на предложения. Во втором предложении подчеркнуть главные члены.

    [ноч’й’у] ночь был шторм дул сильный [в’эт’ир] грозно ухали волны тревожно гудел [май’ак] к утру шторм стих.

    ночью ветер маяк

    [й’ул’а] и [й’аша] пошли к морю. [й’ул’а] нашла на песке рачка.

    Волны выбросили его на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка опустила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл.

    Ответьте на вопросы по содержанию текста.

    1. Кто пошёл к морю?
    2. Где Юля нашла рачка?
    3. Как он оказался на берегу?
    4. Что сделала девочка?

    – В каких словах йотированные гласные обозначают 2 звука?

    – Какие слова нельзя перенести?
    – Как определяли последовательность слов “шторм” и “штиль”?

    – Что такое “шторм”?

    – Что такое “штиль”?

    Что могут сказать мичманы о работе своей команды?

    – Наш корабль взял курс к родному берегу.

    – На острове каких букв мы были?

    – Вспомнив особенности йотированных букв (тест.), встретились с буквой “я”, писали слова с ней, познакомились с новым словом и выполняли творческую работу в командах.

    – С каким настроением экипажи возвращаются к родным берегам?

    Сигналом вашего настроения являются ваши флажки (красный флажок –“я доволен своей работой”, желтый – “я испытывал небольшие трудности”, синий – “я недоволен своей работой”). Поднимите их над головой и украсьте ими наш корабль.

    Конспект логопедического занятия «Йотированные гласные буквы»

    Марина Владимировна Чеканова
    Конспект логопедического занятия «Йотированные гласные буквы»

    Чеканова М. В., учитель – логопед

    Тема: «Йотированные гласные»

    Цель: систематизировать знания детей о йотированных гласных буквах ЕЁЮЯ в начале слова в сильной позиции.

    Умение определять звуки в начале слова в сильной позиции, обозначая сочетание звуков буквами.

    Развивать фонематический слух через дифференциацию йотированных гласных;

    Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику пальцев рук с помощью гимнастики с биоэнергопластикой.

    Воспитывать умение отвечать полным ответом, слушать ответы товарищей.

    Словесные – беседа, объяснение.

    Наглядные – мультимедийная презентация, камни-звуки, слогов, элементы букв, модели домов с буквами Е,Ё,Ю,Я

    Практические – выполнение артик. упражнений, заданий на определение последовательности звуков, слогов; построение букв.

    Здоровьесберегающие (артикуляционная, дыхательная гимнастика, физминутка)

    Компьютерные технологии (слайдовая презентация)

    Игровые (дидактические игры, словесные)

    Ход непосредственно-образовательной деятельности

    К нам пришли гости, поздороваемся с ними.

    Как ещё можно поприветствовать?

    – Добрый день, здравствуйте, привет, рад встречи

    – А йоги, например, здороваются в таком положении. (слайд)

    – А кто такие йоги?

    Поработаем как йоги, только не ногами, а руками и своими языками.

    1. Составьте предложение о йогах. (СХЕМА)

    Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов)

    Как слова отделяются друг от друга? (Паузами. Сколько пауз, столько слов)

    2. Назовите слово, в котором есть звук Й.

    Назовите первый звук в слове ЙОГИ.

    Какой он, вспомним.

    Чем гласные звуки отличаются от согласных звуков?

    Разделитесь на две команды: Команда И-краткая, команда гласных.

    – Перед вами два дерева – с красными яблоками (модели артикуляции гласных) и с зелеными. Чья команда быстрее сорвет яблоки.

    Команды стоят напротив друг друга, в руках держат «звуки-яблоки»

    – Сможем ли мы объединить И –краткий звук с гласными? (ответы детей)

    – Посмотрите на экран. Назовите первый звук в слове ЯБЛОКИ, второй.

    -Выйдите те ребята, у которых в руках эти «звуки -яблоки».

    Аналогично с другими йотированными буквами

    Вывод: Объединился ли и-краткий с гласными звуками в начале слова?

    – Что происходит, когда произносим два звука? (Сначала небольшое препятствие, запинка, а потом звук тянется)

    Игра «Запинки»

    В каких случаях мы услышали 2 звука в словах?

    3. Игра «Заселим звуки в дом».

    У каждого дома своё название.

    Какие звуки заселим в дом с буквой Я? (ЙА, Ё (ЁО, Ю (ЙУ)

    Вывод: С какими буквами «дружат» звуки ЙА буквой Я)

    4. Игра «Назови слова»

    Назовите слова, которые начинаются на звуки ЙА (яблоко, яхта, Яна, Яша)

    ЙО (ёжик, ёж, ёлка, ёрш)

    ЙЭ (ель, енот, еда, Емеля)

    ЙУ (Юля, юла, Юра, юмор, юный)

    – Какие буквы обозначаются двумя звуками в начале слова? (Е,Ё,Ю,Я)

    Конспект занятия «Похищение буквы В» Организация образовательной деятельности детей в подготовительной группе (ОНР). Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Похищение буквы В».

    Домашние задания по обучению детей грамоте «Гласные звуки и буквы» Карточка 1. Звук и буква А, а 1. Звук «А» — гласный (он образуется с помощью голоса, его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает.

    Конспект занятия «Гласные и согласные звуки» Гласные и согласные звуки Тема: Обобщающее занятие: «Гласные звуки[а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Образовательная область: «Коммуникация».

    Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные звуки» Цели занятия: Закрепить понятие о гласных звуках и буквах; продолжать развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их.

    Конспект занятия «Где живут буквы». Тема : Итоговое занятие. Задачи : Обучающие : Закрепить графический образ букв. Закреплять умение выделять последовательность звуков в.

    Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные и согласные звуки» Тема: “Гласные и согласные звуки”. Игра в слова. Сказка “Куроч ка-Ряба”. цель: закрепление знаний о звуках гласных и согласных, заучивание.

    Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные и согласные звуки» ; “Гласные и согласные звуки”. Цель; упражнения в различении гласных и согласных звуков» обозначение их фишкой. Ход занятия:I Повторение.

    Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные звуки. Звуковое письмо» Тема: “Гласные звуки. Звуковое письмо. Сказка “Курочка – Ряба”. цель; научить различать на слух гласные звуки, правильно их произносить,.

    Конспект логопедического занятия для детей 4 лет «Гласные звуки» ГЛАССНЫЕ ЗВУКИ А О У И Ы Э 1. Артикуляционная гимнастика Упражнения для губ «Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние.

    Конспект урока по русскому языку “Йотированные буквы”

    Дать понятие о двойственности йотированных букв

    Просмотр содержимого документа
    «Конспект урока по русскому языку “Йотированные буквы”»

    дать понятие о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я, доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;

    сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;

    продолжить формировать навык транскрибирования;

    ЗНАТЬ: буквы Е,Ё,Ю,Я могут обозначать 1 или 2 звука.

    УМЕТЬ: называть звуки, обозначаемые буквами Е,Ё,Ю,Я.

    Проверка домашнего задания.

    – Сегодня мы продолжаем работать над темой «Звуки и буквы». Чем отличаются буквы от звуков? Вспомните, какой раздел науки о языке изучает звуки речи?

    – Какие звуки существуют в русском языке? ( Гласные и согласные.)

    – Расскажите, на какие группы делятся согласные звуки? (Устные ответы учащихся)

    – Сколько всего гласных букв?(10)

    – Сколько всего гласных звуков? (6)

    – Чтобы запомнить эту цифру, нужно вспомнить сколько частей света: Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка, Антарктида. Их тоже 6.

    – Почему так происходит: гласных букв 10, а звуков – 6? (Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать 1 или 2 звука)

    – А всегда ли количество букв в слове совпадает с количеством звуков? (Нет). Почему?

    Учитель: Ведь Ъ и Ь знаки звуков не обозначают, и непроизносимые согласные тоже звуков не обозначают, а некоторые буквы обозначают 2 звука.

    Б) Выполните следующее задание: определите в данных словах, сколько букв и сколько звуков:

    Пеньки (6б, 5зв.), рожь (4б., 3зв.), солнце (6б., 5зв.).

    III. Объяснение нового материала.

    Учитель: В начальной школе вы, ребята, лишь слегка касались темы «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я». Сегодня на уроке мы расширим знания по данной теме (сказать цель под №1). Мы с вами глубже познакомимся с двойной ролью данных букв; выясним, почему одни и те же буквы могут обозначать один звук и два звука; научимся называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я.

    Открываем тетради, записываем число и тему урока.

    4. Фонетический разбор слова «снег». 1 ученик у доски делает разбор.

    5. Орфоэпическая работа.

    -Сегодня на уроке мы возьмём словарное слово ЯИЧНИЦА.

    -Обратите внимание, что произносится оно по другому “яи(ш)ница”!

    -Лексическое значение этого слова? (Приготовленное из яиц блюдо.)

    -Возьмём одно из предложенных – вкусная яичница!

    Разберём словосочетание (главное и зависимое слово, вопрос)

    -Какое это словосочетание? (Именное)

    -А какие ещё бывают словосочетания? (Глагольные)

    -Что такое словосочетания? (Два слова, связанные по смыслу и грамматически)

    -В этих словах спрятались орфограммы. Какие? (Непроизносимая согласная в корне слова, ЧК,ЧН без Ь знака)

    6. Синтаксический разбор. Следующее задание: записать предложение и разобрать под цифрой 4.

    -Как называется этот разбор? (Синтаксический)

    сущ. гл. прил сущ.

    Мама приготовила вкусную яичницу. (Повеств., невоскл., прост., распр.)

    -На какие вопросы отвечает обстоятельство?

    -Чем является в предложении дополнение?

    -Как подчёркивается определение?

    -Посмотрите на доску. Работаем с первым столбиком. Записываем слова и транскрибируем их. К доске.

    -Проследите и скажите, где стоят буквы Е,Ё,Ю,Я ( после согласных)

    -Сколько звуков они обозначают?(1)

    -После каких согласных они стоят? (После мягких)

    -Решите эту пропорцию, записав её в тетради.

    -Что вы вставили вместо вопросительного знака? (Я=Ю=Ё=Е )

    -Подведём итог: так когда буквы Е,Ё,Ю.Я обозначают 1 звук?

    (обозначают 1 звук , когда стоят после мягких согласных)

    -Ребята, ещё раз прочитайте и запомните 1 вывод.

    -Работаем со следующим столбиком. К доске .

    -Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я (В начале слова)

    -Сколько звуков они обозначают? (2)

    -Какие звуки? (ЙА,ЙО,ЙЭ,ЙУ)

    -С какого слова мы начали сегодняшний урок? (яичница)

    -Подходит оно под наше правило (Да)

    -Сколько звуков обозначает буква Я и почему? (2 и стоит в начале слова)

    -Подведите итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят в начале слова , то обозначают 2 звука.

    Записываем следующий столбик:

    -Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я? (После гласной )

    -Сколько звуков обозначают? (2)

    -Подведём итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после гласной , то обозначают 2 звука.

    Записываем следующий столбик:

    -Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я ( После Ъ или Ь знаков)

    -Сколько звуков они обозначают? (2)

    -Подведём итог этому исследованию: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после Ь или Ъ знака , то они обозначают 2 звука.

    -Ещё раз обратите внимание на слайд: сколько букв там отображается – 4, а сколько звуков они дают- 2.

    -А при каких условиях, кто может сказать? ( В начале, после мягкой согласной и после Ь и Ъ знака)

    -Ещё раз внимательно посмотрите, и скажите всё ли в порядке в транскрипции? ( Не хватает запятой после Й)

    -А зачем она нужна? ( Для обозначения мягкости, Й всегда мягкий)

    -Кто может сделать вывод? Так когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука?

    Таблица “Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я”

    Обозначает 1 звук

    Обозначает 2 звука

    После мягких согласных (люк)

    В начале слова (яма)

    После Ъ и Ь(съел, вьюга)

    IV.Закрепление материала.

    -Запишите слова в 2 столбика: 1 звук и 2 звука

    ВЬЮН, ЕДА, СЪЁМКА, РЮМКА, ПОЛЕТ, ЁЖ, ПОЕЗД, ПЬЁТ, ЧЕСТЬ.

    слайды с изображениями животных

    -Но у этих букв есть ещё одна роль-

    Возьмём слово. Что происходит с согласной буквой Р- стала мягкой , а если поменяем букву на А- станет твёрдой.

    -Следовательно, эти буквы смягчают впереди стоящий согласный.

    -Можно ещё привести примеры.

    Вывод: какая роль у этих букв?

    Приложение 1

    Один раз я пош…л на ёлку в парк Сокольники. В парке стояли сделанные из снега большие фигуры красивые кони ужас…ные драконы. Мне это было очень интерес …но, потому что я умею лепить. Я оторват…ся не мог от этой снежной красоты и не заметил, что ушёл д…леко от людей и заблудился.

    Я долго б…жал по парку, начал уставать, тревожит…ся. Вдруг из-за кр..вой сосны на тр…пу выскочил медведь. Я схватил л…дышку, что лежала рядом, и метнул в него. Медведь остановился обернулся. И вдруг человеческим голосом сказал, чтобы я перестал хулиганить. Это был артист, который выступал в парке на праз…нике.

    Прочитайте. Докажите, что перед вами текст.

    Какая основная мысль текста.

    К какому стилю речи можно отнести этот текст?

    Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.

    Подчеркните слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

    Приложение 2

    Тест по теме «Фонетика».

    I. Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука:

    1) мера; 2) вьюга; 3) метель; 4) ёж; 5) мёд; 6) Яша; 7) ряд.

    II. Какие из указанных букв названы неверно:

    1) п «пэ»; 2) х «хэ»; 3) ж «жэ»; 4) н «нэ»; 5) д «дэ»; 6) к «кэ».

    III. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв:

    1) семя; 2) вьюга; 3) люк; 4) полёт; 5) каюта.

    IV. Какие из данных согласных являются звонкими:

    1) ц; 2) з; 3) р; 4) х; 5) в.

    V. После ж, ш, ч, щ пишутся и, у, а, но не пишутся ы, я, ю.

    Какие из данных слов отступают от данного правила:

    брош…ра; 2) сч…стье; 3) ч…до; 4) ч…ща; 5) ж…ри.

    1. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

    1) в..юга
    2) руж..ё
    3) под..езд
    4) кар..ера

    2. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

    1) об..явление
    2) комп..ютер
    3) бур..ян
    4) солов..иная трель

    3. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

    1) вороб..и
    2) пред..юбилейный
    3) мурав..ед
    4) п..еса

    4. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

    1) об..скакать
    2) в..ётся по стене
    3) об..езжать вокруг
    4) пол..ёт цветы

    1. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

    1) в..юга
    2) руж..ё
    3) под..езд
    4) кар..ера

    2. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

    1) об..явление
    2) комп..ютер
    3) бур..ян
    4) солов..иная трель

    3. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

    1) вороб..и
    2) пред..юбилейный
    3) мурав..ед
    4) п..еса

    4. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

    1) об..скакать
    2) в..ётся по стене
    3) об..езжать вокруг
    4) пол..ёт цвет

    5. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

    1) ател..е
    2) поют солов..и
    3) плат..е
    4) с..ёмки фильма

    6. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

    1) птич..и голоса
    2) пред..явить пропуск
    3) бул..он
    4) прем..ера

    7. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

    1) бар..ер
    2) без..аварийный
    3) медвеж..я услуга
    4) об..ект

    8. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

    1) обез..яна
    2) счаст..е
    3) крутой под..ём
    4) дерев..я

    5. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

    1) ател..е
    2) поют солов..и
    3) плат..е
    4) с..ёмки фильма

    6. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

    1) птич..и голоса
    2) пред..явить пропуск
    3) бул..он
    4) прем..ера

    7. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

    1) бар..ер
    2) без..аварийный
    3) медвеж..я услуга
    4) об..ект

    8. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

    1) обез..яна
    2) счаст..е
    3) крутой под..ём
    4) дерев..я

    Индивидуальное занятие по теме “Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях”
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Конспект индивидуального занятия по теме “Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях”, звуковые дорожки и рисунки к конспекту

    Скачать:

    Вложение Размер
    individualnoe_zanyatie_po_avtomatizatsii_zvuka_r.rar 807 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: “Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях”

    Цель: Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [р]

    -закреплять правильную артикуляцию звука [ р ] в словах и предложения;.

    -расширять и уточнять словарный запас учащегося;

    -формировать активность в обучении;

    -развивать моторику руки;

    -расширять объём механической памяти;

    3) Воспитательные: воспитывать стремление овладеть правильной речью.

    Оборудование: предметные картинки на звук [ р ], зелёный лист бумаги, два синих фломастера, трафареты (свинья, курица), цветные карандаши, изображения овощей для раскрашивания, нелинованный лист бумаги, зашифрованная с помощью картинок скороговорка: “Труба трубит, труба поёт, трубач по городу идёт”.

    I. Организационный момент

    – Здравствуй Паша! У тебя хорошее настроение? Ты настроен работать?

    Здоровается. Отвечает на вопросы.

    II. Объявление темы занятия

    – Сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука [р] в словах и предложениях. И начнём с разминки.

    – “Ветер подул на парус”.

    Изолированное произношение звука [ р ] .

    – Произнеси звук [р] долго, громко.

    -А теперь произнеси тихо.

    -Паша, прочти слоги!

    -Давай проговорим скороговорку, но ее надо сначала расшифровать и прочитай

    Как надо произносить скороговорки? Помни, что сейчас нам важнее сказать правильно. А быстро мы научимся говорить позже.

    – Трубач по городу идет.

    длительно на одном выдохе громко и тихо.

    Чтение прямых и обратных слогов

    IV. Произношение звука [ р ] в словах и предложениях

    – А теперь мы с тобой будем составлять картину.

    -Представь себе , что это большая зеленая равнина. Послушай ещё раз: “Большая зеленая равнина”.

    -В каком по счёту слове ты услышала звук [р]? Повтори за мной это слово “равнина”.

    -Дальше ты будешь повторять за мной все слова с этим звуком, и выкладывать на равнину изображения предметов, о которых пойдёт речь.

    -Вся равнина заросла густой зеленой травой. По равнине протекает ручей.

    – На воде бывают волны. Нарисуй, пожалуйста, волны двумя фломастерами обеими руками сразу.

    -В ручье водятся раки и осётры. А еще в нем проживает выдра. По ручью плывет быстрый кораблик. Ветер расправил ему паруса.

    -От ручья вглубь равнины уходит тропинка. Длина тропинки сто метров. По краям тропинки растут розы и ромашки.

    На берегу ручья растут ракиты и тростник. А подальше на горке кедры. В ветках ракиты поют дрозды. Над кедром пролетает ворон и каркает.

    На другом берегу виднеется крыша с трубой. Вероятно, домик за горкой. Вокруг домиком забор. Возле забора сложены дрова. Это Рома рубит дрова топором.

    На горизонте видны серые горы. Справа от тропинки роща. В ней подросток собирает в корзину грузди и сыроежки. Мухомор он брать не будет.

    Перед рощей огород. Там работает детвора.

    – Что они выращивают на огороде, ты узнаешь, когда выполнишь следующее задание: рассмотри рисунок и раскрась на нем овощи, в названиях которых есть твердый звук [ р ].

    – Почему ты не раскрасила груши? А огурец?

    В огороде растут помидоры, огурцы, морковь и горох. За огородом растет картофель. В огороде Трофим и его друг. Они с трудом носят ведра с водой из ручья, чтобы полить рассаду.

    Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация твердого звука [Р] в словах и предложениях»

    Антонина Фролкина
    Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация твердого звука [Р] в словах и предложениях»

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 27 «СКАЗКА»

    Цель: Автоматизация твердого звука [Р] в словах и предложениях.

    Предметные:

    • Закреплять правильную артикуляцию звука [Р], закреплять навык правильного произношения звука [Р] в словах и предложениях;

    • Формировать умение менять силу голоса;

    • Закреплять навык звукового анализа, умение выделять заданный звук в слове.

    Метапредметные:

    • Развивать артикуляционную моторику и оральный праксис;

    • Активизировать словарь признаков;

    • Развивать фонематический слух;

    • Совершенствовать слуховое и зрительное внимание;

    • Развивать зрительно – пространственные представления;

    • Развивать темпо – ритмическую сторону речи;

    • Развивать слухо–речевую память;

    • Развивать мелкую моторику;

    • Формировать у ребенка осознанное отношение к правильному произношению звуков в речи;

    Оборудование и материалы:

    • картинки (цветы);

    • карточки – схемы для звукового анализа;

    • карточки на развитие внимания и памяти (зрительный диктант);

    • тетрадь в крупную клетку и простой карандаш

    Ход занятия.

    1. Организационный момент.

    Ребенок входит в логопедический кабинет.

    Логопед: Здравствуй Аня! Присаживайся. Какое у тебя настроение? Покажи (показ на карточке настроения)

    Я вижу, у тебя хорошее настроение. Очень хорошо, потому, что на занятии нам предстоит много работать и у нас будет много разных интересных творческих заданий.

    – Аня, скажи, какой звук в моей речи прозвучал чаще, чем другие звуки? (звук [Р]).

    Выбери пожалуйста букву, которая обозначает этот звук. Назови ее. (буква [Р]). Как ты думаешь, на что похожа эта буква? (на флажок).

    2. Сообщение темы и цели занятия:

    – Сегодня на занятии мы будем закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и предложениях.

    3. Артикуляционная гимнастика.

    Сейчас предлагаю тебе пересесть к столику с зеркалом, потому что работать над звуком мы начнем с разминки язычка. Приготовься. Выполняй движения язычком и смотри в зеркало,чтобы язычок четко выполнял зарядку:

    – Язычок проснулся, сладко потянулся

    Зубки быстро посчитал,

    Щечки нежно потолкал,

    В барабан язык играет т-т-т д-д-д, (руку приложить к гортани)

    Наших белок вспоминает т-т-т д-д-д (руку приложить к гортани)

    Как лошадка поскакал («поцокать» язычком)

    Быстро в домик убежал.

    4. Развитие фонематического восприятия

    Логопед: Повторяй за мной цепочки слогов: (громко – тихо):

    Ша-ша-ша; та-да-да; ва-ва-ва; ла-ла-ла; ли-лу-ло; ти-ту-то.

    Повтори за мной (ритмический рисунок):

    5. Звуковой анализ.

    Логопед:Сейчас поиграем в игру: «Аня, не зевай, звук не теряй»

    Правила игры: Когда услышишь звук [Р] хлопни в ладоши, будь внимательна.

    Изолированное произношение звука [Р] в звукоряде: [П -К-В-Р- С-Р-Т-Р-О-Р];

    В словах: Парта, морковь, стол, туфли, крыжовник, тетрадь, улица, цветок.

    В предложении: У Вовы на парте лежат книги. У Наташи новое платье.

    – Молодец! Ты была внимательна и хорошо справилась с заданием.

    Послушай стихотворение, и скажи, какой звук чаще других слышится в тексте стихотворения?

    Дни и ночи кое – как роет нору хмурый рак

    Рак бы рад ее не рыть, но ведь где-то надо жить… (звук [Р]).

    6. Автоматизация звука [Р] в контекстной речи (в чистоговорках).

    Логопед: А теперь будем произносить звук [Р] в чистоговорках. Повторяй за мной. Следи, чтобы язычок работал четко, произносил звук [Р] правильно, красиво.

    Ра-Ра-Ра – во дворе у нас гора;

    Ру-Ру-Ру – заберусь я на гору;

    Ры-Ры-Ры – прокачусь с крутой горы.

    Ро-Ро-Ро – купим новое ведро

    Ар- Ар-Ар – какой красивый шар;

    Ор-Ор-Ор – подметаю чисто двор;

    Ур-Ур- Ур – прогоню я с грядки кур

    Ыр- Ыр –Ыр – очень вкусный сыр.

    А сейчас мы отдохнем (выполняем движения из положения стоя)

    – раз – подняться, потянуться,

    – два – нагнуться, разогнуться,

    – три – в ладоши три хлопка,

    – на четыре – руки шире,

    – пять и шесть – тихо сесть.

    Присаживайся за стол и продолжим работать дальше.

    8. «Зрительный диктант»

    Логопед: Аня,сейчас у нас будет новое интересное задание: Это задание называется «Наблюдательный фотограф».

    Посмотри внимательно и «сфотографируй» все картинки на экране, затем постарайся их вспомнить, и назвать. А теперь выбери картинки, в названии которых есть звук [Р]. Назови их. Молодец. Ты очень наблюдательный фотограф. Продолжаем работать.

    9. Звуковой анализ слов.

    Аня, на столе лежат несколько карточек. Ты сейчас выберешь любую из них, которая тебе нравится и отметишь фишками те предметы на карточке, в названии которых есть звук [Р] и назовешь их. Задание понятно? Выполняй.

    Молодец, ты очень хорошо справилась с этим заданием. Но сейчас я задание усложню. Ты будешь работать с карточками – схемами. Нужно определить место звука в слове: в начале слова, в середине или в конце слова и отмечать это на карточке – схеме. Слушай. Я называю тебе слово, ты его за мной повторяй и отмечай на карточке место звука. Тебе понятно задание?Начали:

    Шар, Рома, карандаш, крокодил, пила, радуга, комар.

    Молодец. Задание было сложное, но ты с ним справилась.

    Логопед показывает красивую коробочку со словами: «Коробочку открывай и сюрприз доставай». Что это? Назови одним словом (цветы). Да, правильно, это садовые и полевые цветы. Назови их.

    В названии одного из этих цветов есть звук [Р]? Какой это цветок? (ромашка).

    10. Графический диктант.

    Логопед: Я предлагаю тебе нарисовать ромашку в тетради. Приготовься. Слушай внимательно. Начали. (ребенок выполняет задание под диктовку логопеда)

    Посмотри, какой красивый цветок у тебя получился.

    Окончание занятия.

    Логопед: Аня, что ты делала сегодня на занятии? Какие задания тебе особенно понравились?

    Сегодня ты занималась очень хорошо. Все задания по закреплению звука [Р] ты выполняла правильно. Я тебя много хвалила и мне было приятно с тобой работать. Продолжай работать над звуком [Р] и произносить его в речи правильно.

    Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах. Наш гость — Лунтик» Цель: правильно и четко произносить звук [Л] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ Л] в слогах,.

    Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях» Цели: 1. Коррекционно-образовательная:упражнять в правильном произнесении звука[л], по акустическим и артикуляционным признакам в слогах,.

    Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в предложениях и тексте». Тема. Автоматизация звука [Р] (в сочетании ТР) в предложениях и тексте. Цели: – уточнить представления об артикуляционном укладе звука.

    Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях» Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях» Тема: Автоматизация звука [Р] в словах.

    Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах» Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах» Учитель-логопед Вишнякова О. А. Цель: автоматизировать.

    Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука с в словах и предложениях» Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Автоматизация звука [с] в словах и предложениях».

    Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука з в словах и предложениях» Тема: Автоматизация звука З в словах и предложениях. Цели: Закреплять правильное произношение звука З в словах и предложениях. Задачи: 1.

    Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Автоматизация звука [Ш] в словах» «Автоматизация звука Ш в словах». Цель: Ребенок научится произносить звук Ш в середине слова. Задачи: закрепить произношение звука Ш в.

    Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах» Цель: автоматизировать звук [р] в слогах, словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: – закреплять правильное произношение звука [р].

    Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука с в словах, фразах, предложениях, стихах» Цель: закрепление произношения звука «с» в словах, фразах, предложениях, четверостишиях на основе лексического материала по теме «Обувь».

    Читайте также:
    Задания логопеда по теме Ягоды
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: