Взаимосвязи в работе учителя-логопеда, воспитателей и медработника по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении

Содержимое публикации

МАДОУ «Детский сад № 9»

Здоровьесберегающие технологии

в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

в дошкольном образовательном учреждении

Усилия работников ДОУ сегодня, как никогда, должны быть направлены на оздоровление ребёнка-дошкольника, воспитание здорового образа жизни. В уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Контингент логопункта составляют дети с различными психофизиологическими особенностями, и для них просто необходимо применение технологий здоровьесбережения, не только на занятиях, но и в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Здоровьесберегающие технологии должны тесно перекликаться с целями и задачами каждого занятия, этапа коррекционной работы и применяться с максимально индивидуальным подходом к каждому ребенку.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья учащихся, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения детей к здоровью и жизни – как собственных, так и других людей.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционной деятельности (классификация, предложенная Н.К. Смирновым):

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Артикуляционная гимнастика – регулярное использование артикуляционной гимнастики с детьми-логопатами улучшает подвижность артикуляционных органов, укрепляет мышечную систему языка, губ, щек, уменьшает спастичность (напряженность) артикуляционных органов.

Дыхательная гимнастика (А.Н. Стрельниковой) – восстанавливает нарушенное носовое дыхание, положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние.

Зрительная гимнастика (В.Х. Базарного) – способствует укреплению мышц глаз, упражнения, направлены на профилактику нарушений зрения.

2.Технологии обучению здоровому образу жизни:

Су-Джок-терапия.- эффективный ручной массаж пальцев при помощи массажных шариков (Су-Джок), в результате чего происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук.

Самомассаж органов артикуляции – это массаж, выполняемый самим ребенком; самомассаж активизирует кровообращение в области губ и языка, идет стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Биоэнергопастика – совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, что оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику;

Мимические упражнения – способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры и предшествуют работе по выработке четких артикуляционных движений. С помощью этих упражнений дети учатся выражать эмоциональное состояние – печаль, радость, веселье, огорчение, страх;

Кинезиологические упражнения (А. Л. Сиротюк) – повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, что способствует улучшению памяти и внимания у детей-логопатов.

Модель использования здоровьесберегающих технологий

Виды здоровье –

сберегающих педагогических технологий

Время проведения

в режиме дня

Особенностиметодики проведения

Ответственный

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

2. Коррекционные технологии

2 раза в неделю, не раньше чем через 30 мин. после приема пищи.

В физкультурном или музыкальном залах, 25 – 30 мин

Занятия рекомендованы детям с проблемами речи и слуха либо в профилактических целях. Цель занятий – фонетическая грамотная речь без движений

Воспитатели, Инструктор по физической культуре, логопед

3 раза в неделю

повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, что способствует улучшению памяти и внимания у детей-логопатов

способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры и предшествуют работе по выработке четких артикуляционных движений.

3.Технологии обучения здоровому образу жизни

Ежедневно (или через день)

Рекомендованы для улучшения интеллектуального развития детей

Су – джок терапия

Ежедневно (или через день)

Массаж пальце рук

Говоря о работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Чтобы устранить речевые нарушения и сформировать речевую базу, необходимо тесное взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Взаимосвязь в работе учителя- логопеда , педагогов и медицинских работников по реализации здоровьесберегающих технологий на логопункте ДОУ с детьми с ТНР
методическая разработка на тему

Представлен опыт работы на логопункте по теме: “Взаимосвязь в работе учителя-

Читайте также:
Технологическая карта логопедического занятия по повторению и систематизации изученного материала

логопеда , педагогов и медицинских работников по реализации здоровьесберегающих технологий на логопункте ДОУ с детьми с ТНР”

Скачать:

Вложение Размер
soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx 23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы : «Взаимосвязь в работе учителя-

логопеда , педагогов и медицинских работников по реализации здоровьесберегающих технологий на логопункте ДОУ с детьми с ТНР»

Задача охраны и укрепления здоровья детей – одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования.

О качестве дошкольного образования можно говорить, когда в нем присутствует здоровьесберегающая и здоровье укрепляющая составляющие.

Коррекционно-образовательная система в условиях детского сада предлагает совместную деятельность педагогов в организации коррекционных, воспитательных, оздоровительных, медицинских мероприятий, с целью компенсации дефекта каждого ребенка, приобщения к здоровому образу жизни, т.е. взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ.

Самую многочисленную группу – до 80 % от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. От того, насколько целенаправленно, комплексно и систематично проводится коррекционная работа с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Работа по коррекции системного речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико –психолого -педагогического коллектива (учителя-логопеда, инструктора по физической культуре , воспитателей, музыкального руководителя, медицинского блока детского сада, который включает в себя :

  • Врач ДОУ
  • Физиомедсестра

– Медсестра по массажу.

Осознанное включение медицинского блока в совместный с учителем–логопедом лечебно — коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы.

Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и медиков будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов необходимо правильное распределение обязанностей специалистов.

1.Сбор анамнестических данных вновь поступающих детей.

2. Анализ заболеваемости.

3. Направление для консультаций по необходимости или по запросам специалистов к невропатологу, отоларингологу, окулисту, стоматологу, ортодонту, и др.специалистам.

4. Общеукрепляющий массаж для детей – 2 раза в год, и по показаниям.

5. Физиопроцедуры: кислородный коктель, ОКУФ носоглотки.

6. Контроль своевременности прохождения назначенного лечения и профилактических мероприятий.

7. Участие в составлении образовательного маршрута.

8. Просветительская работа среди педагогов и родителей ДОУ.

Педагоги и инструктор по ФИЗО :

1.Включение оздоровительных технологий в образовательный процесс.

2. Предупреждение гиподинамии и обеспечение оптимального двигательного режима.

3. Использование различных видов гимнастики для развития и коррекции моторных функций и снятия психического и мышечного напряжения.

4. Проведение закаливающих мероприятий.

5. Формирование у детей первоначального представления о здоровом образе жизни.

6. Создание психологически комфортных условий в ДОУ.

7. Помощь в коррекционной работе учителю-логопеду.

8. Просветительская работа среди родителей .

  1. Коррекция речевых нарушений.
  2. Выявление детей с нарушениями общего и речевого развития совместно с медицинским персоналом .
  3. Профилактика возникновения речевых нарушений у детей.
  4. Включение оздоровительных и коррекционно-развивающих технологий в образовательный процесс.
  5. Сотрудничество со всеми педагогами и специалистами ДОУ:

– составление индивидуального образовательного маршрута

– комплексное сопровождение ребенка в образовательном процессе.

6. Просветительская работа по профилактике и коррекции речевых нарушений среди педагогов и родителей.

В следующем учебном году планирую совместно с врачом ДОУ и педагогами на группах ( младших) ввести следующие документы:

Документы, которые помогают осуществлять работу медицинского блока и логопеда более плодотворно:

таблица по выявлению речевых, психологических, медицинских проблем у детей:

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями речи

Горшкова Инна
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями речи

Горшкова Инна Владимировна,

воспитатель МБДОУ д/с № 38 «Малыш»

«Начала, заложенные в детстве человека, похожи

на вырезанные на коре молодого дерева буквы,

растущие вместе с ним,

составляющие неотъемлемую часть его.»

Здоровье – это состояние физического, психического и социальногоблагополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физическихдефектов. А современные представления о здоровье человека неразрывносвязаны с его речевым развитием, коммуникативными возможностями испособностью найти адекватное вербальное выражение своим мыслям,чувствам, стремлениям.

Для дошкольников с нарушением речи характерна недостаточнаясформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, чтопроявляется в нарушении внимания и памяти, мышления (особеннословесно-логической формы, в недоразвитии артикуляционной и мелкоймоторики. Кроме того, у детей посещающих логопедическую группу, естьпсихофизиологические особенности, которые проявляются во всех видахдеятельности. Большинство детей в группе имеют проблемы со здоровьем,почти все дети состоят на учете у невропатолога; многие имеют хроническиезаболевания; некоторые очень часто болеют простудными заболеваниями; убольшинства наблюдаются нарушения осанки, слабое развитие отдельныхгрупп мышц, нарушение общей моторики.

Именно поэтому, логопедическаяработа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но издоровья, и личности детей в целом.

В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении впрактику здоровьесберегающих образовательных технологий. Технология – это совокупность методов,приемов, материалов используемых для достижения определенных целей.

Поскольку основной целью нашей работы является сохранение иукрепление здоровья детей, естественно перед нами встает вопрос о комплексномиспользовании в нашей работе здоровьесберегающих технологий.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

соблюдение режима дня;

игротренинги и игротерапия;

формирование валеологической культуры ребенка;

массаж и самомассаж.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

рациональное и сбалансированное питание;

использование приемов релаксации;

все виды профилактических гимнастик.

Коррекционные технологии:

Только комплексное воздействие на ребенка, совокупность методов иприемов в коррекционной работе может дать успешную динамику речевогоразвития. Мне хотелось бы остановиться подробнее на некоторых технологиях, и определимих место в режиме дня.

Каждое утро мы начинаем с артикуляционной гимнастики,а также проводим её в течение дня индивидуально.

Регулярное выполнение помогает:

– улучшить кровоснабжение и подвижность артикуляционных органов;

– укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

– уменьшить напряжённость артикуляционных органов.

Цель артикуляционной гимнастики – подготовить артикуляционныйаппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Конечно,здесь необходим индивидуальный подход и строгое соблюдениерекомендаций нашего логопеда (какие именно артикуляционные упражненияпроводить с определенным ребенком на данном этапе).

Пальчиковая гимнастика.Мы знаем расхожую фразу:«Играем пальчиками – развиваем речь».

Развитие мелкой моторики пальцев рук на занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

Работу с воспитанниками по развитию

движений пальцев и всей кисти стараюсь

проводить в свободное время утром и после сна, во время занятий.

Упражнения подбираю так, что бы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. Также стараюсь сочетать упражнения по развитию мелкой моторики собственно речевыми упражнениями.

Занятия утренней гимнастикой в логопедической группе проводятся мной ежедневно.

В своей работе я использую различные варианты утренней гимнастики по содержанию и форме.

В традиционные комплексы утренней гимнастики включаю различные виды ходьбы, бега, различные перестроения, прыжки, дыхательные упражнения. Также применяю общеразвивающие упражнения. Используюразные исходные положения: стоя, сидя, лежа и т. д. При проведении утренней гимнастики использую.

Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательнаягимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности инаправленности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработкаправильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекциейзвукопроизношения. Интерес к дыхательным упражнениям поддерживается сочетанием наглядности, игровых приёмов, стихотворных форм, атрибутами. Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную двигательную активность, создаёт положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к коррекционному процессу.

Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Зрительная гимнастикапроводится регулярно 2-3 раза вдень по 3-5 минут. Для того, чтобы гимнастика для глаз была интересной и эффективной, я обязательно учитываю особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность. Упражнения зрительной гимнастики использую и как компонент общей релаксации.

На логопедических занятиях используются релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения провожу под музыку. Умение расслабится помогает одним детям снять напряжение, другим сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме всередине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправления неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словестные инструкции.

После обеденного сна под моим руководством дети выполняют комплекс упражнений для бодрствования, точечный массаж и самомассаж живота, области груди, шеи, частей лица. Артикуляционная гимнастика, массаж головы, рук, ног, а также хождение по рефлекторным дорожкам. Всё это способствует активизации детей после сна, а также служит профилактикой различных заболеваний.

Гимнастика пробуждения– ориентирована на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Приступать к осуществлению такой гимнастики я начинаю с проснувшимися детьми, другие присоединяются по мере пробуждения.Гимнастика после сна содержит компоненты: потягивание; последовательное и синхронное поднимание и опускание рук и ног; элементы самомассажа; и иные компоненты. Основной принцип в проведении гимнастики после сна – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, головокружение. Продолжительность гимнастики продолжается – 4-5 минут.

Оздоровительная гимнастика после дневного сна, ходьба помассажным дорожкам.

Проведение оздоровительной гимнастики помогает улучшитьнастроение детей, поднять мышечный тонус, атакже способствуетпрофилактикенарушений осанки и стопыи укреплениюорганизма детей.

Дети занимаются босиком, можно сочетать с дыхательнымиупражнениями.

Игры на развитие мелкой моторики.

Массаж – воздействие на биологически активные точки,расположенные на определенных участках тела ребёнка. Воздействие наточку улучшает энергетический баланс организма, стимулирует, или,наоборот, успокаивает нервную систему, регулирует питание тканей.

Самомассаж провожуне только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно, в течение днямногократно, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.

Также при проведении самомассажаиспользую различные предметы, например, шестигранного карандаша, абрикосовых косточек,сосновых шишек, различных массажных мячиков.

И более подробно мне хотелось бы остановиться на использовании внашей работе приемов самомассажа с помощью су-джокмассажера.

Одной из нетрадиционных технологий является су-джок терапия («Су»– кисть, «Джок» – стопа). Основанная на традиционной акупунктуре ивосточной медицине, она считается одной из лучших системсамооздоравления.

В коррекционно-логопедической работе приемы су-джок терапии активно использую в качестве массажа, для развития мелкой моторикипальцев рук, для стимуляции речевых зон коры головного мозга, а также сцелью общего укрепления организма детей.

Приемы су-джок терапии:

1. Массаж специальным шариком.

точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным

Прокатывая шарик между ладошками, дети воздействуют на этиточки. Дети повторяют слова ивыполняют действия с шариком соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

В каждом шарике есть «волшебное» колечко.И следующий прием это:

2. Массаж эластичным кольцом, которое является эффективнымспособом профилактики и лечения болезней. Дети одевают кольцо на палеци проводят массаж до покраснения и появления ощущения тепла. Этооказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важновоздействовать на большой палец, отвечающий за голову ребенка.

Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец,проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики:

Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

3. Использование су-джок шаров при автоматизации звуков. (ребенокпоочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука «Ш»)

Этот малыш-Илюша средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговариваястихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

4. Использование су-джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий

Упражнение «Один – много». Педагог катит «чудо-шарик» по столу к ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладоньюшарик, откатывает его назад, называя существительные во множественномчисле. Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»

5. Использование су-джок шаров для развития памяти и внимания

Развитие фонематического слуха и восприятия «Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет». «Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой»«Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»Упражнение «Раздели слова на слоги»:Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем

считает количество слогов.

6. Автоматизация и дифференциация звуков

«Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слоге (слове) звук»

«Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори»

Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в нашей работе.

Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельностипедагогов и детей в детском саду.

Неоспоримыми достоинствами су-джок терапии являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступаетвыраженный эффект. Абсолютная безопасность – неправильное применениеникогда не наносит вред – оно просто неэффективно. Универсальность – су-джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители вдомашних условиях. Простота применения – для получения результатапроводить стимуляцию биологически активных точек с помощью су-джокшариков. Таким образом, су-джок терапия – это высокоэффективный,универсальный,доступныйиабсолютнобезопасныйсамооздоровления и самоисцеления. В сочетании с упражнениями покоррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматическихкатегорийспособствуетповышениюфизическойработоспособности детей и возможность для оптимальной целенаправленнойречевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитиеречи.

Вся работа по здоровьесбережению проводится в тесном контакте совсеми специалистам ДОУ. Психолог детского сада проводит с детьми игротренинги, психогимнастику, игры на развитие эмоционально-волевойсферы, упражнения на релаксацию. И конечно, учитель-логопед судовольствием работает не только с детьми и их родителями, но и обучаетмолодых специалистов.

Кроме традиционных форм работы с родителями мы проводим мастер-классы по их обучению всем видам профилактических гимнастик. Организовываем родительские собрания, родительские клубы, где обучаемродителей приемам использования здоровьесберегающих технологий и даем рекомендации поих применению в домашних условиях. Играем с детьми и родителями на прогулках.

Таким образом, в результате использования приёмов здоровьесберегающих технологий: повышает обучаемость, улучшает внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; коректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; снимается эмоциональное напряжение и тревожность; повышается речевая активность; развиваются глазодвигательные мышцы и снимается усталость с глаз развивается общая и мелкая моторика; формируется двигательные умения и навыки формируется правильное речевое дыхание и артикуляционный праксис, формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма; развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.

Использование здоровьесберегающих технологий в моей деятельности стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение речи.

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею – серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ из опыта работы Физическое воспитание детей – одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Использвание здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Здравствуйте, уважаемые родители, гости, педагоги! Девиз мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею,.

Осуществление системно-деятельностного подхода при использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОНР Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов в вопросах физического воспитания, здоровьесбережения в ДОУ. Ход тестирования: Уважаемые коллеги,.

Статья «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда с детьми с нарушениями речи»

«Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда с детьми с нарушениями речи»

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым»

В последние годы выявляется устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста. В связи с этим все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья за период пребывания в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

 Принцип сознательности и активности.

 Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.

 Принцип всестороннего и гармонического развития личности.

 Принцип доступности и индивидуальности.

 Принцип систематичности и последовательности.

 Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения.

Для сохранения и укрепления здоровья детей использую на логопедических занятиях комплексную оздоровительно-коррекционную работу, включающуюся в себя:

Развитие мелкой моторики

Су – джок терапию

Кинезиологические упражнения О.И. Крупенчук

Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью занятий.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Регулярное выполнение поможет:

– улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;

– улучшить подвижность артикуляционных органов;

– укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

– уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

Дыхательная гимнастика

Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания), и укрепление здоровья детей с речевой патологией;

Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха.

Биоэнергопластика

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами приведёт к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Зрительная гимнастика

Цель зрительной гимнастики – профилактика нарушений зрения, формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Динамические паузы

Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия, помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение.

Развитие мелкой моторики

разнообразные пальчиковые игры и упражнения

игры с прищепками, бусами, пуговицами, природным материалом

игры со счётными палочками, камешками «Марболс»

Шнуровки, пальчиковые дорожки

Данные упражнения способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук;

Су – джок терапия

Прокатывание шарика с одновременным проговариванием рифмованных текстов помогает нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга, скорректировать речевые нарушения.

Кинезиологические упражнения О.И. Крупенчук

Эти упражнения активизируют все мозговые процессы – память, мышление, быстроту реакции, что в свою очередь способствует более эффективному освоению нового материала. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. Дети становятся внимательными, активными, снимается напряжение, страх, раздражение и улучшаются учебные достижения. В работе с детьми используется комплекс кинезиологических упражнений: «Колечки», «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка», «Ухо-нос», и т.д. А так же упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

Название этого вида говорит само за себя. Это действия, которые ребенок делает самостоятельно. Самомассаж представляет собой упражнения, при которых необходимо выполнять движения руками или массаж языка при помощи губ и зубов.

Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребенку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.

Здоровьесберегающие технологии в логопедической оздоровительной работе способствуют:

Повышению уровня речевого развития и творческих способностей детей.

-повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать, учатся красиво говорить;

Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка.

корректируется поведение, и преодолеваются психологические трудности;

Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года.

Пробуждается интерес к занятиям, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.

Провести ребенка по ступеням успеха,

как по ступеням нотного стана,

сохранив и приумножив лучшее в нем,

вот к чему должен стремиться каждый педагог!

Доклад “Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми ТНР”

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №141 «Пилеш» комбинированного вида г. Чебоксары ЧР

Здоровьесберегающие технологии

в работе с детьми ТНР

Николаева Светлана Львовна

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее развитие.

Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

В моей работе воспитателя в логопедической группе, очень важным является сохранение и укрепление здоровья детей с нарушениями речи.

Особенностями детей с речевыми недостатками являются следующие признаки:

нарушение дыхания и голосообразования;

нарушения общей и мелкой моторики;

расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;

заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;

расстройство памяти (особенно слуховой);

задержка развития воображения

Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом.

На сегодняшний день ведущими логопедами, психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих методик, которые я как воспитатель логопедической группы использую в своей работе с детьми.

Основные задачи здоровьесберегающих технологий в системе ОНР:

способствовать максимально полноценному раскрытию общих и речевых возможностей детей в русле развивающей педагогики оздоровления;

создать в ДОУ предметно-пространственную среду психолого-педагогического и логопедического сопровождения дошкольника;

содействовать успешной социализации детей посредством развития коммуникативных умений и навыков;

повышать психолого-педагогическую культуру и воспитательную компетентность родителей по общему и речевому развитию дошкольников;

воспитывать у детей ценностное отношение к себе, своему здоровью, окружающему миру и людям.

Длясохранения и укрепления физического здоровья ребенка, в своей работе я использую следующие оздоровительные приемы:

Артикуляционная гимнастика.

Регулярное выполнение поможет:

– улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию

– улучшить подвижность артикуляционных органов;

– укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

– уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка, то есть воспитатель выделяет, что и как нарушено.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

2. Дыхательная гимнастика.

Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность.

Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие.

Для тренировки дыхательных мышц ирегулировки работы дыхательного центра используется стандартное и нетрадиционное оборудование, пособия, изготовленные руками педагогов. Это разноцветные султанчики, подвесные конструкции, пособия из бумаги, ткани, бросового материала. Данные виды пособий входят в предметно-развивающую среду групповых комнат. Так, с целью формирования правильного речевого дыхания, обучаем детей длительному плавному и целенаправленному выдоху, используя игровые упражнения и дидактические игры «Футболисты», «Султанчик», «Послушный ветерок», «Буря», «Бабочка, лети!».

3. Зрительная гимнастика.

Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения.

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения.

Целью проведения зрительной гимнастики – является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.

Зрительная гимнастика используется:

– для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз

– для укрепления мышц глаз

– для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.

4. Развитие мелкой моторики.

В процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребенка.

У детей при ряде нарушений речи отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, выраженные в различной степени, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует утреннему и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.

Пальчиковая гимнастика проводится в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, слухового восприятия. Эта деятельность вызывает интерес у детей, создает эмоциональный настрой. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.

5. Развитие общей моторики.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь.

Большое значение в предупреждении утомления у детей во время проведения непосредственно образовательной деятельности принадлежитфизкультминуткам. Время проведения физкультминуток, можно варьировать, но в любом случае их следует проводить при первых признаках утомления детей.

Оздоровительные паузы – физкультминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Динамические паузы (физкультминутки) проводятся для профилактики утомления детей. Могут включать в себя элементы дыхательной гимнастики и других в зависимости вида занятия.

Подвижные и спортивные игры проводят воспитатели, руководитель физического воспитания. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.

Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.

Релаксация – произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.

Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

Релаксацию проводят воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог в любом подходящем помещении. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

7. Массаж и самомассаж.

Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике: массаж и самомассаж лица; массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; массаж стоп; массаж ушных раковин; массаж язычной мускулатуры.

Массаж показан детям с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

8. Логоритмика– это система двигательных упражнений, в которых различные движениия (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением конкретного речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирование умения изменять силу и высоту голоса, правильное воспроизведение звуков и их сочетаний, воспроизведение речевого материала в заданном темпе.

Правильная организация коррекционно-воспитательной работы с применением элементов здоровьесберегающих технологий, а именно: дозировка нагрузки с учетом работоспособности детей, соблюдение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой, а также создание здоровьесберегающей среды повышает эффективность коррекции различного рода речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Эффективность оздоровительных, адаптационных, профилактических и корригирующих мероприятий определяется повышением уровня физического и психического здоровья каждого ребенка с нарушением речи. В результате проводимой работы у детей исчезает чувство неполноценности, формируется уверенность в умении реализовать намеченные цели, развивается самоконтроль, что так необходимо для правильной, чистой, грамматически оформленной, выразительной речи.

Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Таким образом, использование здоровьесберегающих мероприятий в работе с детьми, способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию каждого ребенка.

Список литературы:

Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход / Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.

Евдокимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ / Управление ДОУ. 2004. N1.

М.Ю.Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера, 2003 г.

Леонова С.В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов». Логопед. 2004. №6. с. 83.

Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. / Управление ДОУ. 2005. N 5.

Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М., 2002.

Панкратова И.В. Растим здоровое поколение / Управление ДОУ. 2004. N1.

Педагогика и психология здоровья / Под ред. Н.К. Смирнова. – М.: АПКиПРО, 2003.

Ткачева В.И. Играем каждый день / Методические рекомендации. – Мн.: НИО, 2001.

Чеботарева О.В. Теоретический семинар «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога». Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

“Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР”.

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики.

Сохранение и укрепление здоровья особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Просмотр содержимого документа
«”Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР”. »

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 74 – детский сад комбинированного вида

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики.

Сохранение и укрепление здоровья особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Основные задачи здоровьесберегающих технологий в системе ОНР:

  • способствовать максимально полноценному раскрытию общих и речевых возможностей детей в русле развивающей педагогики оздоровления;
  • создать в ДОУ предметно-пространственную среду психолого-педагогического и логопедического сопровождения дошкольника;
  • содействовать успешной социализации детей посредством развития коммуникативных умений и навыков;
  • повышать психолого-педагогическую культуру и воспитательную компетентность родителей по общему и речевому развитию дошкольников;
  • воспитывать у детей ценностное отношение к себе, своему здоровью, окружающему миру и людям.

Выделяют три группы технологий:

1 . Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, логоритмика, релаксация, гимнастика пальчиковая, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая (пробуждения), гимнастика корригирующая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: НОД по физической культуре, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).

3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Познавательно-речевое направление

  • самомассаж активных точек;
  • динамические паузы;
  • релаксационные минутки;
  • пальчиковая гимнастика.

Физкультурно-оздоровительное направление:

  • дыхательная гимнастика.
  • мимические разминки.
  • оздоровительные дорожки;
  • упражнения по профилактике плоскостопия, осанки, зрения;
  • пальчиковая гимнастика;
  • аквапроцедуры.

Художественно-эстетическое направление

  • логопедическая ритмика театрализованная деятельность ручной труд
  • логопедическая ритмика
  • театрализованная деятельность
  • ручной труд

Вовлечение родителей в орбиту здоровьесберегающей деятельности через интересные формы взаимодействия и ознакомления их с методами и приёмами работы с детьми.

Результатом такого общения стало понимание семьей необходимости объединить усилия для выработки единой педагогической линии в интересах ребенка.

Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции общего недоразвития речи в МБДОУ № 74

Дыхательная и артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность.

Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие

Гимнастика для глаз

Цель: профилактика нарушений зрения. Снятие напряжения, нагрузки.

Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна.

Помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Во время ее проведения целесообразно включать музыкальное сопровождение.

Выполняется ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.

Оказывает закаливающий эффект.

Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Во время НОД, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида деятельности. Создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение .

Гимнастика корригирующая

Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.

Самомассаж является одним из средств лечебно-профилактической работы, наиболее полно влияет на здоровье и самочувствие каждого

Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями (совокупность движений тела, мелкой моторики рук), в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствует снятию напряжения. Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему.

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки. Рука, пальцы, ладони — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы ребёнку. Владея своими руками, ребёнок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное — развитая моторика рук способствует развитию речи. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи ребёнка .

Используя этот приём, можно решить следующие задачи: совершенствование зрительного восприятия, развитие зрительно-моторной координации, формирование плавности и точности движений, подготовка руки к письму, закрепление навыков рисования, развитие мелкой моторики и воображения, а также связной речи ребёнка. Ведь используя данный приём закрепляются не только навыки изобразительной деятельности, но и расширяются знания детей по основным лексическим темам.

Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления. Сочетание су-джок терапия и таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий, а так же оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях

  • повысить сопротивляемость организма у детей, значительно уменьшить число часто болеющих детей;
  • значительно повысить речевую активность и коммуникативную направленность речи;
  • повысить социальную активность, что подтверждается участием детей в городских и районных мероприятиях;
  • включить всех родителей в единый воспитательно-образовательный процесс, что значительно повысило его эффективность.

Здоровьесберегающие педагогические технологии в работе с детьми с ТНР дошкольного возраста

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №75»

компенсирующего вида

Проект «Здоровьесберегающие технологии с детьми дошкольного возраста, с тяжелыми нарушениями речи»

Инструктор по физической культуре:

Щепина Елена Николаевна

Здоровье – это…

  • Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

( Устав Всемирной организации здравоохранения )

  • Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психологическое благополучие .

Цель:внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий через физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ

Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

  • Повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения
  • Комплексное решение физкультурно-оздоровительных мероприятий педагогическим коллективом ДОУ
  • Использование в работе с дошкольниками современных здоровьесберегающих технологий.

Актуальная тема во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Вместе с тем, результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребенка (мониторинг) показали, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, отставания в физическом развитии. Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья. В последние годы в нашем детском саду активно внедряются здоровьесберегающие технологии направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Если более рационально использовать

здоровьесберегающие технологии в

образовательном процессе, то это

значительно сохранит и укрепит

здоровье детей дошкольного возраста

Условия реализации проекта:

• Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы

• Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха

• Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения

• Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту

• Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении

• Реализация различных форм систематической работы с родителями

Ожидаемые результаты:

• Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;

• Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года; изменение группы здоровья в благоприятную сторону) ;

• Совершенствование навыков самостоятельности;

• Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад

№ 75 для детей с тяжелыми нарушениями

Субъекты проекта:

  • Педагоги
  • Специалисты
  • Дошкольники
  • Родители

Время реализации проекта: 2 года

«Здоровьесберегающая технология»- это

система мер, включающая взаимосвязь и

взаимодействие всех факторов

образовательной среды, направленных на

сохранение здоровья ребенка на всех этапах

его обучения и развития. В концепции

дошкольного образования предусмотрено не

только сохранение, но и активное

формирование здорового образа жизни и

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

  • Степ-аэробика
  • 1раз в неделю по 25-30 мин, после сна старшие и подготовительные группы
  • Обратить внимание на дыхание ребенка, на умение согласовывать движения рук и ног.
  • Руководитель физического воспитания.
  • Фитболгимнастика
  • 1раз в неделю по 25-30 мин, после сна старшие и подготовительные группы
  • Обратить внимание величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка
  • Руководитель физического воспитания.
  • Фитболритмика
  • 1раз в неделю по 25-30 мин, после сна старшие и подготовительные группы
  • Обратить внимание на развитие чувства ритма у ребенка, умение двигаться под музыку.
  • Руководитель физического воспитания.

  • Подвижные и спортивные игры
  • Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп
  • Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.
  • Воспитатели, руководитель физического воспитания, родители.
  • Релаксация
  • В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп
  • Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
  • Воспитатели, руководитель физического воспитания.

  • Гимнастика пальчиковая
  • Все возрастные группы индивидуально, либо с группой детей ежедневно.
  • Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится на индив-х (групповых) лог-х и физ-х зан-х, корриг-й гим-ке.
  • Воспитатели, логопед, руководитель физического воспитания.

  • Гимнастика дыхательная
  • В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
  • Обеспечить проветривание помещения.
  • Все педагоги
  • Гимнастика после сна
  • Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
  • Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ
  • Воспитатели
  • Гимнастика корригирующая
  • Один раз в неделю после сна в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
  • Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
  • Руководитель физического воспитания

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

  • Физкультурное занятие
  • 2 раза в неделю в спортивном зале,1 раз на свежем воздухе. Старшие группы-25минут, подготовительные 30минут.
  • Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение
  • Руководитель физического воспитания
  • Спортивные праздники и развлечения
  • Один раз в месяц в физкультурном зале на прогулке, все возрастные группы.
  • Эффективная форма активного отдыха. Развивает физические качества, формирует социально-эмоциональное развитие.
  • Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели.
  • Утренняя гимнастика
  • В спортивном зале.
  • Ежедневно для всех возрастных групп.
  • Две недели традиционный комплекс, две недели; две недели нетрадиционный комплекс.
  • Воспитатели, руководитель физического воспитания.
  • Занятия из серии «Здоровье»
  • 1 раз в месяц по 30 мин., все возрастные группы.
  • Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития
  • Воспитатели, руководитель физического воспитания,

  • Самомассаж
  • В конце физкультурного занятия, корригирующей гимнастики, в группах.
  • Согласно плану.
  • Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
  • Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания.
  • Массаж биологически активных зон
  • Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды на физ-х заня-х, корриг-й гим-ки, в группах.
  • Проводится строго по специальной методике. Используется наглядный материал.
  • Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания
  • Массаж с использованием массажеров.

  • Массаж с массажными мячами.
  • Проводится на физкультурных занятиях, согласно плану.
  • На физ-хи лог-х занятиях, корриг-й гимнастике, все возрастные группы.
  • Проводится строго по специальной методике, без маек, по показу педагога.
  • Проводится с использованием мячей для массажа, с речевым сопровождением.
  • Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания.
  • Все педагоги.

3. Коррекционные технологии

  • Оздоровительный кружок «Здоровячок»
  • Проводится один раз в неделю после сна
  • Используются упражнения для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия у детей, на индивидуальных ковриках.
  • Руководитель физического воспитания
  • Технологии музыкального воздействия
  • В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; на музыкальных занятиях.
  • Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
  • Все педагоги
  • Сказкотерапия с фитболами
  • Проводится на корригирующей гимнастике, согласно плану, старшие группы-25ми., подготовительные группы-30мин.
  • Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, и выполняются упражнения на фитболах.
  • Руководитель физического воспитания

  • Логоритмика
  • Проводится один раз в неделю, после сна. Старшие группы-25мин., подготовительные-30мин.
  • Воспитатели, логопеды, музыкальный руководитель.

Су-джок терапия

  • На физ-хи лог-х занятиях, корриг-й гимнастике, все возрастные группы.
  • Проводится с помощью специальных, металлических колечек с речевым сопровождением.
  • Руководитель физического воспитания, логопеды.
  • Психогимнастика
  • 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.
  • Занятия проводятся по специальным методикам
  • Воспитатели, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель.
  • Сухой бассейн
  • Используется на инд-й работе по физ-у в-ю, и в инд-х зан-х с логопедом.
  • Тренировка различных мышечных групп. Массаж тела, стимуляция тактильной чувствительности. Качественная релаксация на поверхности сухого бассейна.
  • Руководитель физического воспитания, логопеды.

Сохранение и укрепление и психофизического здоровья воспитанников путем внедрения современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ и семье, осуществлении оздоровительной деятельности.

  • Сохранение и укрепление и психофизического здоровья воспитанников путем внедрения современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ и семье, осуществлении оздоровительной деятельности.
  • Сохранение и укрепление и психофизического здоровья воспитанников путем внедрения современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ и семье, осуществлении оздоровительной деятельности.
  • Сохранение и укрепление и психофизического здоровья воспитанников путем внедрения современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ и семье, осуществлении оздоровительной деятельности.

Реализация годовой задачи физкультурно-оздоровительной работы через запланированные мероприятия:

  • Разработка проекта

  • Выступление на педсовете на тему ««Здоровьесберегающие технологии с детьми дошкольного возраста, с тяжелыми нарушениями речи»
  • Семинар «Внедрение здоровьесберегающих технологий в коррекционном ДОУ»
  • «День Здоровья»

  • Консультационный пункт «Визит»
  • Открытый просмотр занятий для оздоровительного кружка «Здоровячок» для педагогов и родителей
  • Конкурс физкультурно-оздоровительных центров в группах
  • Конкурс стенгазет «Если хочешь быть здоров»
  • Спортивный праздник «Правил дорожных на свете не мало»

  • Открытый просмотр физкультурных занятий для родителей
  • Спортивное развлечение «Волшебные игры в снежном царстве»

  • Зимние забавы и развлечения «Сто затей для ста друзей»

  • Музыкально-спортивное развлечение с участием родителей «Папа и я защитники Отечества» 23 февраля
  • Консультационный пункт «Визит»

  • День Здоровья «Олимпийские игры»
  • Реализация 1 этапа проекта «Тропа здоровья»

  • Спартакиада с родителями «Большие гонки»
  • Оформление газеты «Спортивные странички»

  • Оформление тропы Здоровья
  • Использование тропы Здоровья
  • Отчет о проделанной работе на итоговом педсовете (презентация)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: