Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе для детей с ОНР

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции ОНР у детей дошкольного возраста

Светлана Жарова
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции ОНР у детей дошкольного возраста

Успех коррекционно – воспитательной работы в логопедической группе определяется строго продуманной системой тесного взаимодействия логопеда и воспитателя.

ОНР – это речевое нарушение, при котором нарушается формирование всех сторон звукопроизносительной речи и познавательной сферы ребенка, т. е. моторные нарушения, недостаточно сформирована координация движений – нарушены мыслительные процессы, слуховое восприятие, плохо развита память ребенка.

Существует три уровня ОНР:

1 уровень: тяжелый вариант ОНР – грубо страдает речь ребенка (у ребенка только отдельные звуки, слова) и вся познавательная сфера;

2 уровень: осложненный вариант ОНР – сопровождается различными нервно-психическими, неврозоподобными синдромами, гиперактивностью, поведенческие нарушения и нарушения эмоционально-волевой сферы + недоразвитие всех сторон речи;

3 уровень: неосложненный вариант ОНР – это когда у ребенка только недоразвитие всех сторон речи.

Планирование и организация работы учителя-логопеда и воспитателя.

Работа осуществляется в следующих направлениях: коррекция речи, коррекция всей неречевой симптоматики, решение образовательных задач, формирования связной речи.

Работа логопеда и работа воспитателя различны при исправлении и формировании звукопроизношения по организации; приемам, по продолжительности. Они требуют различных знаний, умений, навыков,но решают одну задачу: исправление нарушенного звукопроизношения у детей. На подготовительном этапе учитель-логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, а воспитатель по заданию учителя-логопеда в

игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателяпо развитию речи и формированию лексико-грамматического строя также имеет большое значение и ведется по следующим направлениям: расширение и активизация словарного запаса; формирование грамматически правильной речи; развитие связной речи; обучение рассказыванию.

Для успешной коррекции речи детей очень важно проводить работу по развитию пальцевой моторики.

Виды работ, которые нужно проводить в качестве коррекции речи детей:

· работа с вкладышами и шнуровками;

· обводка контуров предметов, трафаретов;

· штриховка и закрашивание контурных рисунков;

· выкладывание узоров из мелких предметов;

· работа с ножницами;

· рисование по клеткам;

· нетрадиционные виды рисования и аппликации;

· плетение из бисера;

· печатание букв в тетради.

Для реализации коррекционной работы необходимо наполнить предметно-развивающую среду всеми видами материалов (вкладыши и шнуровки, ножницы, пальчиковые куклы для театра, трафареты и т. д.).

Дети, посещающие логопедическую группу, как правило, не имеют первую группу здоровья, поэтому необходимо следить за состоянием здоровья детей. Поэтому, в совместной работе с детьми активно используется динамические паузы, физкультминутки, этюды на расслабление мышц, мимические упражнения.

Воспитатели совместно с учителем-логопедом участвуют в исправлении у детей речевых нарушений, а так же связанных с ними неречевых функций (моторика, внимание, мышление, память). Кроме того учитель-логопед и воспитатель должны учитывать характер этих нарушений и владеть основными приемами коррекционного воздействия и уметь исправлять их. В связи с этим, основными задачами в работе учителя-логопеда и воспитателя являются:

· всесторонняя коррекция речи;

· формирование неречевых процессов;

· формирование личности ребенка в целом.

Воспитатель должен хорошо ориентироваться в структуре речевого дефекта и конечно же знать уровень актуального развития каждого ребенка и все это использовать для организации своей работы.

Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в произношении, но и в лексико-грамматическом интонационном направлении, ведь любые несовершенства в речи детей это не случайность, а симптомы их речевого несовершенства. Воспитатели обязаны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым закрепляя компенсаторные возможности детей, осуществлять коррекционную работу в зависимости от задач, поставленных учителем-логопедом в определенный период обучения.

Совместная коррекционно-логопедическая работа воспитателя и учителя-логопедаосуществляется следующим образом:

1. Учитель-логопед формирует у детей первичные речевые навыки;

2. Воспитатель закрепляет сформированные навыки.

В соответствии с этим происходит разделение функций воспитателя и учителя-логопеда.

Функции учителя-логопеда:

· изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально – личностных особенностей ребенка и определение основных

направлений и содержания коррекционно-логопедической работы с каждым;

· формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи;

· работа над просодической стороной речи – интонация, ударение и темп речи;

· коррекция недостатков звукопроизношения;

· совершенствование фонематических процессов;

· коррекция недостатков слоговой структуры слова;

· отработка новых лексико-грамматических категорий;

· обучение связной речи;

· предупреждение нарушений письма и чтения;

· формирование послогового чтения;

· развитие психических функций.

Функции воспитателя:

· учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели;

· пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов;

· закрепление навыков правильного произношения на индивидуальных занятиях;

· обязательное слежение за грамматическими формами речи детей;

· включение отработанных грамматических конструкций в ситуациях естественного общения детей;

· формирование связной речи;

· заучивание стихотворений, потешек и текстов;

· знакомство с художественной литературой;

· работа над пересказом и составлением различных видов рассказа;

· закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию учителя-логопеда;

· развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом материале.

Читайте также:
Нейродинамическая ритмопластика как средство коррекции заикания

Перед началом коррекционно-логопедических занятий учитель-логопед проводит диагностическое обследование детей. Учитель-логопед вместе с воспитателем осуществляет целенаправленное наблюдение за детьми в группе, на занятиях, в режимных моментах, для выявления структуры дефекта, особенностей поведения и личностных характеристик ребенка. На этом же этапе обследования одной из основных задач этого периода является задача объединения детей в «целое». Необходимо создание атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку.

Совместно воспитатель и учитель-логопед должны оформлять родительский уголок с рекомендациями для родителей по изучению определенной лексической темы, т. е. нужны рекомендации в помощь родителям как по этой теме они могут пополнить словарный запас, провести дидактические игры, сделать аппликации, составить рассказ и т. д.

Существуют различные варианты взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя при проведении коррекционной работы:

· занятия воспитателя или предшествуют логопедическим занятиям, то есть подготавливают детей к логопедическим занятиям;

· или воспитатель закрепляет учебный материал логопедических занятий, тем самым развивая у детей способности применять полученные на логопедических занятиях знания, умения и навыки в различных ситуациях.

Очень важным является роль воспитателя в проведении своих занятий. Воспитатель четко должен знать особенности методики обучения детей в коррекционных группах. Задачи занятий воспитателя, а также их содержание соотносятся с задачами логопедических занятий.

В своей работе воспитательруководствуется дидактическими принципами: системности, доступности, наглядности, последовательности.

Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию и содержание методов деятельности воспитателя к требованиям, предъявляемыми задачами конкретного этапа логопедического воздействия. В связи с коррекционными требованиями изменяются также методы и приемы работы воспитателя. На начальном этапе работы на первый план выступает наглядно-практический метод и приемы обучения как наиболее доступные для детей с нарушением речи – это символика и схемы.

Принцип индивидуального подхода предлагает учет индивидуальных речевых особенностей детей – это наличие речевых нарушений по структуре и тяжести. Закрепление у детей речевых навыков во всех видах деятельности.

Воспитатель должен следить за речью ребенка и исправлять не только на своих занятиях, но и на протяжении всего рабочего дня. Очень важно, чтобы ошибки исправлялись воспитателем корректно. Во время занятий ошибки фиксируются воспитателем сразу. Ошибки вне НОД необходимо исправлять, не привлекая внимания других детей.

Успех коррекционной работы логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя. Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей учителя-логопеда и воспитателя. Многие из коррекционных задач решаются учителем-логопедом и воспитателем совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически-правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т. п.).

Таким образом, для успешного решения всех коррекционных задач, необходимо осуществлять взаимосвязь в работе учителя-логопеда и

воспитателей групп. Эта взаимосвязь более эффективна, если она правильно спланирована, непрерывна и долгосрочна.

Годовой отчет работы учителя-логопеда в группе для детей с ОНР Повышение квалификации, профессиональная переподготовка: Участие в работе авторского семинара Колесниковой Е. В. «Речевое развитие детей.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: “Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

Проект учителя-логопеда «Мы читаем. Творчество С. Я. Маршака» (для детей 6–7 лет с ОНР) Визитная карточка проекта Название проекта: «Мы читаем. Творчество С. Я Маршака» Участники проекта: дети подготовительной к школе группы.

Система взаимодействия воспитателя и логопеда по коррекции звукопроизношения с детьми старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Цель работы: Предоставление обобщения, систематизации и распространение педагогического опыта широкой аудитории педагогов.

Совместная работа учителя-логопеда с педагогами по развитию пространственных представлений детей дошкольного возраста Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста осуществляется во всех видах деятельности. Планирование рабoты.

Значение театрализованной деятельности в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста Значение театрализованной деятельности в коррекции и речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи. Составила: Ртищева Елена Григорьевна,.

Взаимодействие учителя логопеда и музыкального руководителя Представляю вашему вниманию совместно разработанную статью о нашей совместной работой с учителем-логопедом. Статья уже была опубликована.

Взаимодействие учителя-логопеда с инструктором по физкультуре Движение – это укрепление сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы и их исцеление. Чем разнообразнее движения, тем больше информации.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в условиях логопункта Современная технология взаимодействия семьи, детского сада и школы предусматривает создание единого пространства развития ребёнка, как в.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи, в условиях реализации ФГОС до В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из требований к условиям реализации образовательной.

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 04.02.2015

Статья просмотрена: 2500 раз

Библиографическое описание:

Базарова, Н. А. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Н. А. Базарова, О. В. Дурнева, Т. Н. Шабанова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7306/ (дата обращения: 18.01.2022).

Читайте также:
Особенности использования вербальных средств общения детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Специфика работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи определяется имеющимися у каждого такого дошкольника, наряду с речевыми недостатками, — несформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимания, памяти, мышления, пальцевой и артикуляционной моторики, характерологическими особенностями.

В любой специализированной группе основное внимание уделяется коррекционным процессам. Но полноценное формирование личности ребёнка не может состояться без всестороннего развития. Успех коррекционно- воспитательной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР определяется строго продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебного процесса, всей жизни и деятельности детей.

Педагогический коллектив совместно с родителями и медицинским персоналом объединил свои знания, умения и опыт в процессе коррекционно-развивающей, образовательной деятельности. Руководитель учреждения, врач, учитель-логопед, воспитатели, психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель работают как единая команда. Это позволяет посмотреть на ребёнка с разных сторон, лучше оценить его возможности и выявить проблемы.

Специалисты совместно обсуждают, планируют и реализуют программы помощи детям: изучается отечественный и зарубежный опыт, адаптируются существующие методики, разрабатываются методические приёмы, игры, занятия, помогающие решать коррекционные задачи.

Наиболее приоритетными формами взаимодействия специалистов выступают педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, заседания психолого-медико-педагогического консилиума, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий. В процессе такого взаимодействия удаётся вооружить педагогов теоретическими и практическими знаниями в области коррекционной педагогики и логопедии, сформировать необходимые умения и навыки, активизировать обмен информацией, практическим опытом, выработать потребность в непрерывном самообразовании.

Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему, которая включает в себя диагностику, профилактику и коррекционно-развивающий аспект, обеспечивающий высокий, надёжный уровень речевого, интеллектуального и психологического развития ребёнка.

Все специалисты работают под руководством старшего воспитателя и учителя-логопеда, которые являются организаторами и координаторами всей коррекционно-развивающей работы.

Работа начинается со стартовой диагностики, которая позволяет выявить актуальный уровень развития детей и построить коррекционно-развивающий процесс с учётом личностно-ориентированного подхода. Каждый педагог диагностирует свою область:

– учитель-логопед обследует речевое развитие ребёнка;

– педагог-психолог — эмоционально-личностную сферу, интеллектуальное развитие;

– воспитатели проводят динамическое наблюдение, промежуточные срезы, выявляют уровень развития умений и навыков детей;

– инструктор по физической культуре исследует физическое развитие детей;

– музыкальный руководитель — просодическую сторону речи (силу, высоту, тембр голоса, его выразительность);

– врач проводит медицинское обследование.

Результаты диагностики тщательно анализируются, выявляются причины нарушений, намечаются пути помощи. Затем педагогами, участвующими в коррекционной работе, составляется интегрированный календарно-тематический план, на основании которого строится вся последующая работа.

Для составления перспективного плана консолидации специалистов ДОУ по коррекции общего недоразвития речи в группе компенсирующей направленности нужно хорошо представлять себе коррекционные задачи узких специалистов, их взаимосвязь с работой учителя-логопеда, а также содержание работы, в котором реализуются эти задачи. [8, с. 6–8]

Рассмотрим основные коррекционные задачи узких специалистов.

1. Развитие психологической базы речи.

Специалисты развивают у детей те психические процессы, которые являются предпосылочными по отношению к речи, то есть подготавливающими и мотивирующими появление речи.

Развивают зрительное восприятие, так как оно является базой для развития слухового восприятия, а так же профилактикой графических ошибок на письме.

Формирование слухового восприятия является базой для развития фонематического слуха. [6, с. 3–9]

Внимание и память — процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребёнка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объёме. У детей с общим недоразвитием речи внимание нарушено примерно в 90 % случаев. Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития.

Словесно-логическое мышление характеризуется использованием суждений и умозаключений. Оно невозможно без речи и в то же время является одной из её функций. Речь и мышление, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга. [1, с. 3–7]

2. Развитие пространственных представлений и конструктивного праксиса.

Во многих специальных исследованиях показана недостаточная сформированность пространственных представлений у детей с ОНР. У всех детей нарушено словесное определение пространственных отношений между предметами, замедленно формируется конструктивное мышление.

Развитие представлений о пространственных отношениях между предметами, развитие схемы тела тесно связано с формированием логико-грамматических конструкций, сформированность которых, в свою очередь, является важным показателем готовности детей к обучению в школе. [7, с. 164]

3. Развитие общей моторики.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребёнок обладает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. [3, с. 8] Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти.

4. Оптимизация мышечного тонуса. Обучение релаксации.

Мышечная и эмоциональная раскованность — главное условие для естественной речи и правильных телодвижений. [9, с.24]

Читайте также:
Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, осложненные стертой дизартрией

5. Развитие физиологического и речевого дыхания.

Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох, который позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи. [2, с. 6]

6. Развитие ритмической способности у детей.

Ритм — это основа правильного формирования речи и её восприятия. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует адекватному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (словообразования). [5, с. 67]

7. Развитие мелкой моторики рук.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. [4, с. 155]

Учитель-логопед осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения.

Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей, в содержание других занятий, а также в режимные моменты.

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь детей музыкально-терапевтических произведений. На музыкальных занятиях совершенствуются общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса. В упражнениях на ознакомление с силой звучания (громкостью) музыки развивается слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховые дифференцировки. Имитационно-изобразительные игры и танцевально-ритмическая гимнастика способствуют нормализации мышечного тонуса, координации движений. Для развития физиологического и речевого дыхания используются элементы фонетической и логопедической ритмики. Чувство ритма развивается в игре на музыкальных инструментах и в играх на ознакомление с темпом. В плясках и хороводах развиваются пространственные представления.

Занятия физической культурой способствуют оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики руки, формированию положительных, личностных качеств в поведении ребёнка: общительности, умения рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, отзывчивости, чувства товарищества. Для нормализации мышечного тонуса, координации движений используют разные виды ходьбы и бега. Комплексы дыхательных упражнений и подвижные игры с речью способствуют развитию физиологического и речевого дыхания. В подвижных играх развиваются временные и пространственные представления, использование элементов логоритмики развивает чувство ритма.

Педагог-психолог в играх и упражнениях развивает внимание, память, операции мышления, пространственные представления и конструктивный праксис. Упражнения на релаксацию способствуют оптимизации мышечного тонуса. Проводит тренинги уверенного поведения, психогимнастику, учит детей управлять своим настроением, мимикой, поддерживать положительный тонус, бесконфликтное поведение.

Таким образом, данная система работы помогает педагогическому коллективу успешно решать задачи по коррекции ОНР у детей дошкольного возраста.

1. Борякова, Н.Ю., Соболева, А.В., Ткачёва, В. В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям [Текст] / Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева, В. В. Ткачёва — М.: МГОПУ,1994. — 94 с.

2. Власова, Т.М., Пфафенродт, А. Н. Фонетическая ритмика [Текст] / Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт — М.: Владос, 1996. — 235 с.

3. Кориллова, Ю.А., Лебедева, М.Е., Жидкова, Н. Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4–7 лет [Текст] /Ю. А. Кириллова, М. Е. Лебедева, Н. Ю. Жидкова — С-Петербург.: Детство — Пресс, 2005. — 198 с.

4. Кольцова, М.М., Рузина, М. С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг [Текст] / М. М. Кольцова, М. С. Рузина — Санкт-Петербург,: Издательский дом — «М и М», 1998. — 191 с.

5. Лопухина, И. Логопедия. Речь. Ритм. Движение [Текст] / И. Лопухина — С-П.:Дельта, 1997. — 253 с.

6. Микляева, Н.В., Полозова, О.А., Родионова, Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ [Текст] /Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Ю. Н. Родионова — М.: Айрис Пресс, Айрис дидактика. 2005. — 78 с.

7. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика [Текст] / Е. М. Мастюкова — М.: Владос, 1997. — 302с.

8. Сергиенко, Г. Н. Учимся, говорим, играем [Текст] /Г. Н. Сергиенко — Воронеж, 2006. — 206 с.

9. Чистякова М. И. Психогимнастика [Текст] / М. И. Чистякова — М.: Просвещение, 1995. — 158 с.

Похожие статьи

развитие, речевое дыхание, мышечный тонус, слуховое.

мышечный тонус, развитие, речевое дыхание, музыкальный руководитель, ребенок, игра, компенсирующая направленность, координация движений, физическая культура, слуховое восприятие.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при.

 тренировка и укрепление двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; формирование правильной осанки и походки;  развитие дыхания и артикуляционного аппарата.

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей.

Развитие мышечного ощущения направления движения

Музыкально — ритмическое направление: — Слушание музыки; — Речевое дыхание

— Упражнения на регуляцию мышечного тонуса

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое.

Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей. «Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, оказывает благотворное влияние на повышение качества движения. Она способствует выразительности, четкости, координации.

Влияние музыкального воспитания на физическое развитие.

физическая культура, музыкальный руководитель, музыка, упражнение, ребенок, музыкальное сопровождение, игра, занятие

Читайте также:
Дислексия - болезнь или дар?

Развитие физических качеств через сюжетно-ролевую. ритмическая гимнастика, ребенок, занятие, движение, упражнение, музыкальная.

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет.

Достичь координации дыхания, речи и движений.

Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ | Статья в сборнике. Физиологическое дыхание непроизвольное, вдох выдох осуществляются через нос, они короткие и одинаковые по продолжительности.

Роль музыкального сопровождения во время физической.

– частота дыхательных движений и сердцебиений изменяется в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, музыкальный руководитель, музыка, упражнение, ребенок.

Конспект интегрированной деятельности учителя-логопеда.

Цель: Оптимизация мышечного тонуса; развитие речевого дыхания, координация речи с движением, коррекция нарушений осанки, стоп.

2) развитие слухового внимания и восприятия

Интеграция образовательных областей в условиях реализации.

упражнение, речедвигательная ритмика, ребенок, развитие дыхания, мышечный тонус, движение, дыхательно-артикуляционный тренинг, дыхательная система, излишний мышечный тонус, игровой массаж.

Совместная работа логопеда и воспитателя в группе для детей с ОНР 2 уровня

Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности недоразвития речи 2 уровня

Общее недоразвитие речи 2 уровня – это грубая форма речевого нарушения у детей, которая характеризуется низкими возможностями самостоятельной речевой продукции.

Дети с ОНР 2 уровня изъясняются простыми фразами, допуская при этом массу вербальных ошибок и аграмматизмов. Их словарный запас отличается бедностью, не сформированностью навыков словоизменения и словообразования, тяжелыми нарушениями звукопроизношения и фонематических операций.

Совместная работа логопеда и воспитателя должна проводиться по следующим направлениям:

  • своевременное обследование детей, чтобы выявить уровень их психического развития, особенности памяти, мышления, внимания, речи и воображения;
  • обеспечение гибкости педагогического воздействия на учеников, учитывая изменяющиеся возможности учеников, основанные на коррекционной работе;
  • планирование индивидуальной работы с каждым из детей;
  • развитие познавательных интересов, познавательной активности на основании освоения детьми окружающей действительности;
  • помощь детям в овладении коммуникативными средствами общения.

Педагогические условия взаимодействия логопеда с воспитателем

При организации личностного подхода к детям нужно создать следующий ряд педагогических условий:

  • видеть в каждом ребенке уникальную личность;
  • проектировать ситуацию успеха для каждого ребенка в учебно-воспитательной деятельности;
  • изучить причины детского незнания и устранить их.

Комплексным подходом к преодолению речевых нарушений предполагается сочетание коррекционно-педагогической работы с лечебно-оздоровительной, для чего необходимо осуществление взаимодействия воспитателя и логопеда.

Преемственность в работе логопеда с воспитателем предполагает совместное планирование, обмен информацией, обсуждение достижений детей, в речи и на других занятиях. На основании этого взаимодействия воспитателем выполняется ряд общеобразовательных и коррекционных задач, суть которых – устранить недостатки сенсорной, аффективной и интеллектуальной сфер, обусловленные особенностями речевых дефектов. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся недостатков в развитии детей, на обогащение представлений об окружающей действительности, а также на дальнейшее развитие и процесс совершенствования деятельности сохранных анализаторов.

Готовые работы на аналогичную тему

Это создает основу для благоприятного развития компенсаторных возможностей детей, что в итоге оказывает воздействие на эффективность овладения речью.

Воспитателем особое внимание должно уделяться развитию разных видов восприятия – зрительному, слуховому, тактильному, а также мнестическим процессам, доступным формам наглядно-образного и словесно-логического мышления и мотивации. Важным аспектом работы воспитателя выступает развитие познавательной активности и познавательных интересов детей. При этом необходимо принимать во внимание некоторое отставание формирования познавательных процессов у детей с речевым недоразвитием, а также суженные контакты с окружающими, неправильные приемы семейного воспитания и другие причины.

Правильное, педагогически целесообразное взаимодействие воспитателя с логопедом, которое объединяет их усилия в интересах коррекции речи детей с ОНР 2 типа, в своей основе заключает доброжелательную, эмоционально-положительную обстановку в детском саду. Психологической атмосферой в детском коллективе укрепляется вера детей в свои силы, сглаживаются негативные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формируется интерес к занятиям.

Работа воспитателя, направленная на развитие речи, зачастую предшествует логопедическим занятиям, подготавливает детей к восприятию материала на предстоящих занятиях с логопедом, обеспечивает необходимый уровень познавательной и мотивационной базы для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель может сосредотачивать все свое внимание на том, чтобы закрепить результаты, достигнутые детьми на логопедических занятиях. Также воспитатель должен ежедневно наблюдать за состоянием речевой деятельности детей на каждом этапе коррекционного процесса, контролировать правильное использование поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и пр.

Если воспитатель замечает возникновение устойчивых ошибок или запинок в речи, повторение первых слогов и слов, он обязательно должен сообщить об этом логопеду.

Специфика работы воспитателя во время взаимодействия с логопедом заключается в том, что воспитателем организуется и проводится ряд занятий по заданию логопеда. Рекомендуется использовать следующие упражнения:

  • закрепление хорошо поставленных звуков – произношение слогов, слов и предложений;
  • повторение стихов и рассказов;
  • упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления и фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
  • активизация связной речи в беседе на знакомые детям лексические или бытовые темы.

В ходе коррекционной работы большое внимание и воспитателем, и логопедом уделяется развитию мелкой моторики. Во внеучебное время можно предлагать детям складывать мозаику, паззлы, фигурки из счетных палочек, тренировать завязывание и развязывание узлов, шнуровки, сбор рассыпанных мелких предметов, карандашей разного размера. Можно предлагать детям работу в тетрадях для развития письменных навыков, рекомендованных для детей с нарушениями речи. Особое место отводят организации подвижных игр, так как часто дети с ОНР соматически ослаблены, физически невыносливы и быстро утомляются.

Читайте также:
Упражнения для развития связной речи пациентов с афатическими нарушениями

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе для детей с ОНР

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов.

Бесплатные занятия с логопедом

Успех коррекционно-воспитательной работы в группе для детей с нарушениями речи определяется продуманной системой, которая пронизывает весь учебно-воспитательный процесса.

Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения, привели к необходимости планирования и организации четкой, скоординированной работы логопеда и воспитателей, в результате которой выделяются следующие основные направления:

  • коррекционно-воспитательное;
  • общеобразовательное.

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.

У большинства таких детей есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Коррекционная работа не должна ограничиваться только упражнениями в плановой речи. Поэтому основными задачами в работе логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка. И исключить прямое дублирование воспитателем занятий логопеда. Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

  • логопед формирует первичные речевые навыки у детей;
  • воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

В соответствии с этими задачами следует разделить функции логопеда и воспитателя

• Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.

• Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

• Устранение недостатков слоговой структуры слова.

• Формирование послогового чтения.

• Отработка новых лексико-грамматических категорий.

• Обучение связной речи.

• Предупреждение нарушений письма и чтения.

• Развитие психических функций.

• Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.

• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

• Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.

• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.

• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).

• Закрепление навыков чтения и письма.

• Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.

• Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.

В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью.
Воспитателю не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных ошибок или запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сообщить логопеду. В обязанности воспитателя входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.

Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.
Специфика работы воспитателя при взаимодействии с логопедом заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине. На вечерние логопедические занятия приглашается 5-7 детей.

Рекомендуются следующие виды упражнений:

  • закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);
  • повторение стихотворений, рассказов;
  • упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление,
  • фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
  • активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы .

В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, в свободное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Мы предлагаем детям шарики Су-джок, со стихотворным сопровождением.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

( катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения .б. пальца)

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

Читайте также:
Влияние дидактических игр и игровых упражнений на преодоление фонематических нарушений у детей с ОНР

(массажные движения безымянного пальца)

(массажные движения мизинца)

( катают Су Джок между ладонями).

Этот пальчик — в лес пошёл,

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)

Этот пальчик — гриб нашёл,

(надеваем на безымянный палец)

Этот пальчик — занял место,

(надеваем на средний палец)

Этот пальчик — ляжет тесно,

(надеваем на указательный палец)

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

(надеваем на большой палец)

Разнообразят работу с детьми камушки марблс и кинетический песок.

Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями. Так же положительно влияет на развитие мелкой моторики и закрепление речевого материала сухой бассейн с различными наполнителями ( фасоль , горох .орехи и т.д.), игры с прищепками, карандашами, зубными щетками, пробками.

Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются.

Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. Подвижные игры, которые обычно составляют часть физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечений.
Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего. Такие игры способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности и координации движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.
Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре — также необходимый элемент его педагогической деятельности. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения.А так же возможность проконтролировать поставленные звуки на этапе автоматизации их в спонтанной речи.

Основываясь на все сказанное, можно сделать следующие выводы:

  1. Совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях.
  2. Воспитатель в специализированных детских садах выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых состоит в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных недостатками речевого дефекта. Особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия, наглядно-образного и словесно-логического мышления, развитию интереса к познанию.
  3. Педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной обстановки в специализированной группе детского сада. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.
  4. Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая этим самым базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.
  5. В задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей. Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями.
  6. Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо потому, что устранение дефектов речи требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и психологического характера.

Совместная работа логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у детей

Успех коррекционно-воспитательной работы в группе для детей с нарушениями речи определяется продуманной системой, которая пронизывает весь учебно-воспитательный процесса.

Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения, привели к необходимости планирования и организации четкой, скоординированной работы логопеда и воспитателей, в результате которой выделяются следующие основные направления:

  • коррекционно-воспитательное;
  • общеобразовательное.

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.

У большинства таких детей есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Коррекционная работа не должна ограничиваться только упражнениями в плановой речи. Поэтому основными задачами в работе логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка. И исключить прямое дублирование воспитателем занятий логопеда. Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

  • логопед формирует первичные речевые навыки у детей;
  • воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

В соответствии с этими задачами следует разделить функции логопеда и воспитателя

Читайте также:
Многофункциональный логопедический тренажер Веселые катушки

• Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.

• Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

• Устранение недостатков слоговой структуры слова.

• Формирование послогового чтения.

• Отработка новых лексико-грамматических категорий.

• Обучение связной речи.

• Предупреждение нарушений письма и чтения.

• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

• Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.

• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.

• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).

• Закрепление навыков чтения и письма.

• Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.

В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью.
Воспитателю не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных ошибок или запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сообщить логопеду. В обязанности воспитателя входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.

Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.
Специфика работы воспитателя при взаимодействии с логопедом заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине. На вечерние логопедические занятия приглашается 5-7 детей.

Рекомендуются следующие виды упражнений:

  • закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);
  • повторение стихотворений, рассказов;
  • упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление,
  • фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
  • активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы .

В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, в свободное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Мы предлагаем детям шарики Су-джок, со стихотворным сопровождением.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

( катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения .б. пальца)

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

(массажные движения мизинца)

Этот пальчик — в лес пошёл,

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)

Этот пальчик — гриб нашёл,

(надеваем на безымянный палец)

Этот пальчик — занял место,

(надеваем на средний палец)

Этот пальчик — ляжет тесно,

(надеваем на указательный палец)

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

Разнообразят работу с детьми камушки марблс и кинетический песок.

Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями. Так же положительно влияет на развитие мелкой моторики и закрепление речевого материала сухой бассейн с различными наполнителями ( фасоль , горох .орехи и т.д.), игры с прищепками, карандашами, зубными щетками, пробками.

Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются.

Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. Подвижные игры, которые обычно составляют часть физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечений.
Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего. Такие игры способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности и координации движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.
Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре — также необходимый элемент его педагогической деятельности. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения.А так же возможность проконтролировать поставленные звуки на этапе автоматизации их в спонтанной речи.

Основываясь на все сказанное, можно сделать следующие выводы:

  1. Совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях.
  2. Воспитатель в специализированных детских садах выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых состоит в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных недостатками речевого дефекта. Особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия, наглядно-образного и словесно-логического мышления, развитию интереса к познанию.
  3. Педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной обстановки в специализированной группе детского сада. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.
  4. Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая этим самым базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.
  5. В задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей. Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями.
  6. Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо потому, что устранение дефектов речи требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и психологического характера.
Читайте также:
Нарушения высших психических функций при поражении правого полушария мозга

Мошкина Анна Юрьевна
учитель — логопед
г. Ярославль

Использование наглядного дидактического материала в логопедической работе с детьми с ОНР

Автор: Покоевец Ксения Николаевна, учитель-логопед МБДОУ “ЦРР-д/с “Чайка”.
Описание материала: материал будет полезен учителям – логопедам образовательных учреждений
Современное общество существенно повысило свой интерес к качественному и доступному образованию для детей со специфическими потребностями, включая детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Все участники образовательного процесса объединены целью достижения условий, которые будут не только оптимальны для полноценного развития детей, но и будут удовлетворять потребности их самореализации. Основной целью всех дошкольных образовательных учреждений в соответствии с законом Российской Федерации является формирование и развитие личности, укрепление здоровья, обеспечение адаптации ребенка и социально-психологической реабилитации путем специально организованного образовательно-воспитательного процесса в комплексе с коррекционно-развивающей работой [1].

В современной логопедии актуален принцип раннего и комплексного коррекционного воздействия на детей с речевыми нарушениями, так как дошкольный период наиболее благоприятен для развития речи, интеллектуальных способностей, психических процессов [5].

В настоящее время нарушение речевого развития дошкольников становится все более актуальным вопросом. Наблюдается рост численности старших дошкольников, которые имеют ОНР, распознаваемое как системное недоразвитие речи, при котором оказывается несформированными все ее стороны, и это в дальнейшем оказывает отрицательное воздействие на изучение дошкольниками школьной программы.
В логопедии существует множество принципов, которые помогают в процессе коррекционно-развивающего обучения. Каждый из принципов важен по-своему, и отсутствие любого из них приводит к неполноценности логопедической работы. Одним из ведущих принципов обучения дошкольника является принцип наглядности, который в результате применения доступных для понимания и эстетически привлекательных образов позволяет добиться более качественного усвоения материала. Я.А. Коменский считал его «золотым правилом» дидактики [4]. Его осуществление в организованной образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях получает все большее распространение, и в логопедической практике его реализация связывается с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностями в воспитании дошкольников.

Традиционно наглядно-дидактический материал делится на два вида: демонстрационный (предназначен для показа всей группе детей) и раздаточный (для работы одного ребенка, индивидуально).

Наглядно-дидактический материал помогает реализовать принципы обучения детей, указанные в ФГОС: «насыщенность (наличие игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей); вариативность (наличие разнообразных материалов, игр, их периодическая сменяемость и появление новых предметов); трансформируемость (возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи); доступность (свободный доступ всех детей к играм, материалам)».

Наглядно-дидактический материал представляет собой, с одной стороны, наглядное пособие, со второй – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С помощью данного материала создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.

Основная деятельность учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения состоит в формировании у дошкольников всех сторон речи. Учителя-логопеды ДОУ остро нуждаются в дидактических и наглядно-игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Следовательно, приходится придумывать, как и чем разнообразить организованную образовательную деятельность, чтобы отрабатываемый материал не наскучил дошкольнику, был для него занимателен. Поскольку только положительная мотивация будет содействовать эффективной работе, что приведет в результате к желаемому результату. Собственно, этот факт ведет к поиску новейших приемов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи дошкольника.

Читайте также:
Развитие диалогической речи дошкольников с ОНР в условиях театрализованной игры

Поэтому в логопедической работе мной используются многофункциональные пособия своей разработки, основная цель которых коррекция речевых нарушений и познавательной сферы у дошкольников.

На базе логопедической группы МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Чайка» г. Абакана нами были изготовлены следующие пособия:
1. Логопедическое пособие «Волшебная книжка», которое соответствует системно-деятельному подходу, доступное и безопасное. «Волшебная книжка» в виде альбома на липучках помогает работать над развитием всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и завершая работой по формированию связной речи, а также способствует формированию внимания, памяти, повышает работоспособность, активизируют мыслительные операции, готовит дошкольников к школе. Наглядный материал демонстрируется в виде ярких и интересных ламинированных картинок с силуэтами и контурными рисунками, и картинок на липучках, наклеек и игрушек, позволяющих положительно влиять на эмоциональное состояние детей, поддерживать интерес к организованной образовательной деятельности, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом. Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с дошкольником, так и в работе с двумя детьми одновременно, поскольку имеет две и три рабочих поверхности. Возможно и командное выполнение упражнений.

2. Логопедическое пособие «Ромашка-солнышко» представляет сшитый из ткани круг в виде солнышка, внутри – синтепон. Лучики прикрепляются на липучки, на которых нашит прозрачный карман. Используется данное пособие как на итоговых ООД, так и в повседневной деятельности с детьми. Алгоритм применения: каждый дошкольник берет лучик с картинкой, в названии которой есть звук, который он научился правильно произносить, и прикрепляет его к общему солнышку.

3. Наглядно-игровое пособие «Логопедический чемоданчик» -трансформируемый комплекс пособий, позволяющий проводить организованную образовательную деятельность по различным направлениям. Пособие сделано из ковролина в форме чемоданчика-альбома на разъемных кольцах с наполнением в виде пластикового зеркала, карточек с изображением артикуляционных упражнений, картинок, соответствующих названию артикуляционных упражнений, букв, цифр, условных моделей звуков, слов, предлогов, персонажей сказок и других элементов, изготовленных из фетра на контактной ленте. Варианты игр, заданий и упражнений с использованием пособия «Логопедический чемоданчик» достаточно разнообразны: «Пианино», «Ладошки», «Составь предложение», «Слоговой паровозик», «Собери слово», «Чудо-дерево», «Чей хвост?», «Придумай несуществующее животное», «Расскажи сказку» и т.д.

4. Наглядно-игровое пособие «Логопедический дартс» представлен в виде круга, разделенного на сектора, выполненного из ковролина и теннисных шариков с контактной лентой. Данное пособие оценили мальчики нашей группы, так как оно развивает меткость, глазомер, поднимает настроение, развивает командный дух. НА основе данного пособия проводятся игры: «Подбери слово на выпавшую букву», «Угадай сказку по персонажам», «Когда это бывает?» «Кто как передвигается?», «Кто где живёт?», «Подбери слова – признаки к животным» и т.д.

Также мною используются игровые пособия с движением в нестандартном положении, так как у моих воспитанников отмечается неустойчивое внимание, они неусидчивы и с трудом запоминают материал. Работа по ярким пособиям значительно совершенствует усвоение материала, делает процесс обучения занимательным, эффективным и здоровьесберегающим. Плюсом предложенного пособия является то, что дошкольников не «привязывают» к классическим упражнениям за столом, а выполнение заданий предполагаю в сочетании сдвижением

5. Логопедическое пособие «Волшебные дорожки». Это одно из напольных пособий, полюбившееся дошкольникам. На пособии изображены разнообразные дорожки: ступни ребенка, следы невиданных зверей, дорожка из цветов с цифрами и полянки с необычными заданиями (полянка, где задания предлагает «Умная сова», полянка пальчиковой гимнастики, двигательной гимнастики и т.д.).

Итак, применение в логопедической работе наглядно-дидактического материала создает максимально благоприятные условия для развития детей дошкольного возраста. При помощи данных пособий повысилась эффективность логопедического воздействия, дошкольники с увлечением занимаются на занятиях.

Литература:
1.Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ: принят Гос. Думой Рос. Федерации 21 декабря 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2012 г. // Рос.газ. – 2012. – 31 декабря.
2. Акименко В.М. «Новые логопедические технологии»-Феникс.-2009.
3. Громова О. Е. Инновации в логопедическую практику. / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О. Е. Громова. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 С.
4. Коменский Я.А. Великая дидактика. – / Я.Л. Коменский. // Избранные педагогические сочинения в 2-х т. — М.: Педагогика,1982, т. 1., с. 384
5. Сиротюк А.Л. В инструментальную копилку логопеда //Логопед. №2.2006. С.4-14.

Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития

Аннотация: В статье говорится о том, как максимально эффективно использовать наглядный материал, чтобы помочь детям с ОНР грамматически правильно оформить фразы и соблюдать логическую последовательность предложений при пересказе сказки В.Г. Сутеева «Кто сказал «Мяу»?»

Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР (общего недоразвития речи) III уровня речевого развития.

У детей с ОНР нарушены все компоненты речевой системы. Дети с указанной патологией при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах, которыми являются наглядность и моделирование плана высказывания.

На лексико-грамматических занятиях были отработаны предлоги у(около), в(во), на и окончания существительных мужского и женского родов единственного числа дательного падежа.

Читайте также:
Особенности использования вербальных средств общения детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Для работы над пересказом сказки В.Г. Сутеева «Кто сказал «Мяу»?» наглядным материалом служат предметные картинки с изображением персонажей сказки; схемы предлогов у(около), на, в(во); пиктограммы, изображающие коврик, двор, крыльцо, конуру, цветок, пруд, листок, окно.

I. Перед тем как читать сказку, логопед раздает детям предметные картинки.

Услышав отрывок сказки с участием своего персонажа, дети картинки на магнитную доску по направлению сверху вниз (щенок, петух, мышонок, пёс, пчела, рыба, лягушка).

Логопед спрашивает, кому щенок задавал вопросы.

Дети по очереди отвечают, выделяя голосом окончания существительных в дательном падеже (петухУ, мышонкУ, псУ, пчелЕ, рыбЕ, лягушкЕ).

II. Логопед раскладывает на столе схемы предлогов и пиктограммы.

Дети вспоминают, какой предлог изображает каждая схема.

Логопед спрашивает, где щенок увидел действующих лиц сказки.

Дети, отвечая на вопрос, выбирают соответствующую схему предлога и пиктограмму, и прикрепляют на магнитную доску справа от персонажа (Щенок увидел петуха во дворе. Щенок увидел мышонка у крыльца. Щенок увидел пса около конуры. Щенок увидел пчелу на цветке. Щенок увидел рыбу на пруду. Щенок увидел лягушку на листе.)

III. Логопед предлагает игру с мячом.

Вариант №1. Как животные отвечали на вопрос щенка

Ребенок получивший мяч, отвечает, одним словом.

Логопед: «Петух …» Ребенок: «Кукарекал» «Мышонок …» «Пищал» и т.д. (рычал, жужжала, молчала, квакала)

Вариант №2 (с более слабой группой)

Логопед: «Кто кукарекал?» Ребенок: «Петух» «Кто пищал?» «Мышонок» и т.д.

IV. Логопед прикрепляет ещё одну картинку внизу со щенком внизу столбика и задаёт вопрос, где щенок увидел кошку.

Один из детей выбирает нужную предметную картинку, схему предлога и пиктограмму и прикрепляет на доску справа от щенка, отвечая на вопрос.

– Щенок увидел кошку на подоконнике (окне).

Логопед предлагает детям показать, как щенок и кошка разговаривали.

Дети тянут бумажку из коробки, выбирая, кто будет щенок, а кто кошка.

«Щенок» и «Кошка» передают диалог, а другие дети комментируют.

V. Динамическая пауза:

Логопед рассказывает стихотворение про кошку или щенка и движениями показывает слова.

Дети повторяют движения.

VI. Логопед предлагает детям вспомнить, что делали щенок и кошка, когда встретились.

(Кошка мяукала, шипела, фыркала. Щенок лаял, рычал.).

VII. Логопед предлагает детям помочь ему пересказать сказку, договаривая предложение.

Помогает тот, кто получит мяч.

Во время пересказа, логопед обращает внимание детей на доску с картинками, схемами и пиктограммами.

Вариант №1: пересказа логопеда.

Щенок спал … (на коврике). Он услышал …(Мяу!) и проснулся. Щенок никого не нашел в … (комнате) и побежал … (во двор). Во дворе он всех спрашивал … (Это ты сказал «Мяу»?). Но никто не умел мяукать. Петух … (кукарекал), мышонок … (пищал), пес … (рычал), пчела … (жужжала), рыба … (молчала), лягушка … (квакала). Пришел щенок домой и вдруг услышал … (Мяу!). Он увидел … (кошку). Кошка сидела … (на окне). Щенок на кошку … (лаял, рычал). А кошка … (шипела, фыркала). Кошка выпрыгнула … (в окно). Щенок лег спать … (на коврик). Он теперь знал, кто сказал … (Мяу!).

Вариант №2: пересказа логопеда.

Щенок спал … (на коврике). Он услышал …(Мяу!) и проснулся.

Щенок никого не нашел в … (комнате) и побежал … (во двор). Во дворе щенок встретил … (петуха). Щенок встретил мышонка … (около крыльца), пса … (около конуры), пчелу … (на цветке), рыбу … (в пруду), лягушку … (на листе кувшинки). Щенок всех спрашивал … (Это ты сказал «Мяу»?). Но никто не умел мяукать. Пришел щенок домой и услышал … (Мяу!). На подоконнике сидела … (кошка). Щенок лаял, рычал … (на кошку). А кошка … (шипела, фыркала) и выпрыгнула … (в окно). Щенок лег спать … (на коврик). Он теперь знал, кто сказал … (Мяу!).

VIII. Логопед предлагает вспомнить – по его движениям стихотворение, которое уже слышали и показывали дети.

IX. Логопед предлагает детям самим рассказать сказку «Кто сказал «Мяу»?

Выбирается ребенок из сильной подгруппы.

Остальные дети ему помогают.

Закрепляется материал воспитателем в группе.

Он предлагает детям разложить картинки по порядку и помогает им вопросами.

С детьми из слабой подгруппы материал закрепляет логопед на индивидуальном занятии.

Можно обыграть с детьми диалоги щенка с каждым из персонажей.

Кто-то из детей, а кто-то петух или мышонок и т.д.

При проведении занятия необходимо учитывать следующие методические принципы:

1. Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала.

2. Постоянная активизация на занятии

3. Определенная последовательность опроса детей при рассказывании. Сначала – детей более сильных в речевом плане, потом – более слабых.

Таким образом, используя наглядность, мы задействуем зрительный анализатор и подключим ассоциативное мышление, что помогает детям припомнить порядок слов во фразе и порядок предложений при пересказе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: