Взаимосвязь в работе логопеда и хореографа по развитию звуко-слоговой структуры слова
Я надеюсь, что мой материал будет интересен не только логопедам и хореографам, но и другим узким специалистам. Ведь только мы — педагоги можем найти индивидуальный, комплексный подход к каждому ребёнку, и тогда «цветы нашей жизни» раскроются, а мы будем любоваться на прекрасную клумбу, и гордится тем, что являемся отличными садоводами, двигателями поступательного развития страны, генераторами роста её человеческого капитала.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Не секрет, что многие родители не осознают серьёзность проблемы. Они склонны считать, что нарушение речи связанно с психофизиологическим возрастом детей, и к школе речевое развитие их крох непременно будет соответствовать норме.
В реальности, речевое развитие будет соответствовать норме, если коррекционно- педагогический процесс будет организован своевременно и желательно комплексно, то есть будет организованна чёткая взаимосвязь всех участников педагогического процесса, а именно воспитателя, психолога, логопеда, музыкального работника, хореографа, физкультурного работника, педагога дополнительного образования и медика.
Мы остановимся на взаимосвязи в работе логопеда и хореографа, а именно на взаимосвязи по развитию звуко — слоговой структуры слова.
Логопед – это педагог, занимающийся устранением речевых нарушений. Цель его работы: оказать помощь ребёнку в преодолении речевого недоразвития, тем самым обеспечить полноценное и всестороннее развитие дошкольника.
Цель работы хореографа — это развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности. Приобщение к прекрасному виду искусства и спорта одновременно, научить элементарным основам танца.
Хореограф – это специалист, занимающийся постановкой танцев. Танец – это движение, а нам известно, что Движение используется, в том числе и на логопедических занятиях, как мощный фактор профилактики, лечения и реабилитации.
В последнее время на занятиях специалистов хореографов, отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной направленностью. В большинстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнастики – ритмическая гимнастика, аэробика, шейпинг, суставная и дыхательная гимнастика. Существуют целые комплексы упражнений, которые используют и логопеды, и хореографы на своих занятиях. А именно: самомассаж, упражнения на формирование и укрепление осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика. Хотелось бы остановиться на упражнениях которые способствуют развитию звуко-слоговой структуры слова (дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики).
Дыхательная гимнастика
Цель хореографа : развитие и укрепление мышц, участвующих в акте дыхания (мышцы, двигающие диафрагму, межрёберные мышцы и мышцы брюшного пресса); обучение дышать правильно, экономично, целесообразно;
Цель логопеда : освобождение речевого аппарата от зажимов (развитие мышц губ, языка, челюсти); коррекция и профилактика речевых нарушений.
Виды дыхательной гимнастики :
- Дыхательная гимнастика О.Г.Лобановой, Е.А.Поповой (тренировка речевого аппарата; тренировка равномерного выдоха и грудного резонирования на соггласных звуках);
- Методика волевой ликвидации глубокого дыхания К. П. Бутейко (Упражнения дыхательной гимнастики для детей);
- Методика М. Лазарева (Исцеляющие звуки. Дыхательные упражнения со стихами и речитативами).
Гимнастика для глаз
Цель хореографа : развитие глазных мышц (умение напрягать и расслаблять). Коррекция и профилактика нарушения зрения.
Цель логопеда : профилактика и коррекция нарушения зрения, предупреждение зрительного утомления вовремя занятий.
Виды зрительной гимнастики : «
- Школа мяча» П. Ф. Лесгафта;
- Упражнения В. Аветисовым, Ю. Манделем (Комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для глаз).
Пальчиковая гимнастика
Цель хореографа : развитие мышц пальцев рук, ловкости рук.
Цель логопеда : развитие мелкой моторики, ловкости рук, что в дальнейшем будет способствовать развитию и закреплению графо-моторных навыков. Развитие мышления, памяти, коррекция и профилактика речевых нарушений.
Виды пальчиковой гимнастики :
- упражнения на работу мышц пальцев рук;
- упражнения на подвижность суставов, вращательные движения кистью и каждым пальцем;
- упражнения на координацию движений пальцев рук;
- упражнения с работой пальцев по различным поверхностям;
- упражнения пальчиками с предметами;
- гимнастические упражнения пальчиками с речитативами, стихами, рассказами и сказками;
- комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для развития мелкой моторики.
Анализ научно-методической литературы в области физиологии и психологии доказывает тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Эту взаимосвязь мы можем проследить на занятиях по фонетической ритмики.
Фонетическая ритмика
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз).
Цель фонетической ритмики : развитие естественных движений (обучения напрягать и расслаблять мышцы); развитие дыхания; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
Нормализация речевого дыхания; формирование умений изменять силу и высоту голоса; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах.
На занятиях по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей, особое значение отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.
Педагог – хореограф не только обучает определённым приёмам, связкам движений в различных танцах, он формирует способность у ребёнка видоизменять, группировать фигуры и составлять свой танец, выражая свои чувства, эмоции и понимание музыки. А для того, чтобы красиво двигаться, выражать свои чувства, эмоции и понимать музыку, необходимо развитие слухового, зрительного и тактильного анализаторов, чем в свою очередь занимается и логопед проводя коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Таким образом, можно сделать вывод, что совместная работа логопеда и хореографа даст значимый результат и, позволит в менее короткие сроки оказать помощь, в условиях обычного детского сада детям, имеющим нарушение звуко-слоговой структуры слова.
Презентация:
Тимофеева Татьяна Николаевна.
учитель-логопед (дошкольного отделения)
МБОУ гимназии имени Ф.К. Салманова,
г. Сургут
Взаимосвязь в работе логопеда и хореографа по развитию звуко-слоговой структуры слова.
консультация по развитию речи на тему
Речевое развитие детей будет соответствовать норме, если коррекционно- педагогический процесс организовать своевременно и желательно комплексно, то есть будет организованна чёткая взаимосвязь всех участников педагогического процесса (воспитателя, психолога, логопеда, музыкального работника, хореографа, физкультурного работника, педагога дополнительного образования и медика).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Взаимосвязь логопеда и хореографа | 16.79 КБ |
Взаимосвязь логопеда и хореогрофа | 311.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь в работе логопеда и хореографа по развитию звуко-слоговой структуры слова.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Не секрет, что многие родители не осознают серьёзность проблемы. Они склонны считать, что нарушение речи связанно с психофизиологическим возрастом детей, и к школе речевое развитие их крох непременно будет соответствовать норме.
В реальности, речевое развитие будет соответствовать норме, если коррекционно- педагогический процесс будет организован своевременно и желательно комплексно, то есть будет организованна чёткая взаимосвязь всех участников педагогического процесса, а именно воспитателя, психолога, логопеда, музыкального работника, хореографа, физкультурного работника, педагога дополнительного образования и медика.
Мы остановимся на взаимосвязи в работе логопеда и хореографа, а именно на взаимосвязи по развитию звуко – слоговой структуры слова.
Логопед – это педагог, занимающийся устранением речевых нарушений. Цель его работы: оказать помощь ребёнку в преодолении речевого недоразвития, тем самым обеспечить полноценное и всестороннее развитие дошкольника.
Цель работы хореографа – это развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности. Приобщение к прекрасному виду искусства и спорта одновременно, научить элементарным основам танца.
Хореограф – это специалист, занимающийся постановкой танцев. Танец – это движение, а нам известно, что Движение используется, в том числе и на логопедических занятиях, как мощный фактор профилактики, лечения и реабилитации.
В последнее время на занятиях специалистов хореографов, отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной направленностью. В большинстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнастики – ритмическая гимнастика, аэробика, шейпинг, суставная и дыхательная гимнастика. Существуют целые комплексы упражнений, которые используют и логопеды, и хореографы на своих занятиях. А именно: самомассаж, упражнения на формирование и укрепление осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика. Хотелось бы остановиться на упражнениях которые способствуют развитию звуко-слоговой структуры слова (дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики).
Цель хореографа: развитие и укрепление мышц, участвующих в акте дыхания (мышцы, двигающие диафрагму, межрёберные мышцы и мышцы брюшного пресса); обучение дышать правильно, экономично, целесообразно;
Цель логопеда: освобождение речевого аппарата от зажимов (развитие мышц губ, языка, челюсти); коррекция и профилактика речевых нарушений.
Виды дыхательной гимнастики: Дыхательная гимнастика О.Г.Лобановой, Е.А.Поповой (тренировка речевого аппарата; тренировка равномерного выдоха и грудного резонирования на соггласных звуках); Методика волевой ликвидации глубокого дыхания К. П. Бутейко (Упражнения дыхательной гимнастики для детей); Методика М. Лазарева (Исцеляющие звуки. Дыхательные упражнения со стихами и речитативами).
– Гимнастика для глаз.
Цель хореографа: развитие глазных мышц (умение напрягать и расслаблять). Коррекция и профилактика нарушения зрения.
Цель логопеда: профилактика и коррекция нарушения зрения, предупреждение зрительного утомления вовремя занятий.
Виды зрительной гимнастики: «Школа мяча» П. Ф. Лесгафта; Упражнения
В. Аветисовым, Ю. Манделем (Комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для глаз).
Цель хореографа: развитие мышц пальцев рук, ловкости рук.
Цель логопеда: развитие мелкой моторики, ловкости рук, что в дальнейшем будет способствовать развитию и закреплению графо-моторных навыков. Развитие мышления, памяти, коррекция и профилактика речевых нарушений.
Виды пальчиковой гимнастики: упражнения на работу мышц пальцев рук; упражнения на подвижность суставов, вращательные движения кистью и каждым пальцем; упражнения на координацию движений пальцев рук; упражнения с работой пальцев по различным поверхностям; упражнения пальчиками с предметами; гимнастические упражнения пальчиками с речитативами, стихами, рассказами и сказками; комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для развития мелкой моторики.
Анализ научно-методической литературы в области физиологии и психологии доказывает тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Эту взаимосвязь мы можем проследить на занятиях по фонетической ритмики.
– Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз)
Цель фонетической ритмики: развитие естественных движений (обучения напрягать и расслаблять мышцы); развитие дыхания; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
Нормализация речевого дыхания; формирование умений изменять силу и высоту голоса; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах.
На занятиях по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей, особое значение отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.
Педагог – хореограф – не только обучает определённым приёмам, связкам движений в различных танцах, он формирует способность у ребёнка видоизменять, группировать фигуры и составлять свой танец, выражая свои чувства, эмоции и понимание музыки. А для того чтобы красиво двигаться, выражать свои чувства, эмоции и понимать музыку, необходимо развитие слухового, зрительного и тактильного анализаторов, чем в свою очередь занимается и логопед проводя коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Таким образом, можно сделать вывод, что совместная работа логопеда и хореографа даст значимый результат и, позволит в менее короткие сроки оказать помощь, в условиях обычного детского сада детям, имеющим нарушение звуко-слоговой структуры слова.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Взаимосвязь в работе логопеда и хореографа Г. Сургут 2015 г. Учитель-логопед: Тимофеева Т.Н.
Логопед – это педагог, занимающийся устранением речевых нарушений. Цель работы: оказать помощь ребёнку в преодолении речевого недоразвития, тем самым обеспечить полноценное и всестороннее развитие дошкольника. Хореограф – это специалист, занимающийся постановкой танцев. Цель работы: развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности. Приобщение к прекрасному виду искусства и спорта одновременно, научить элементарным основам танца.
Логопед Хореограф Самомассаж -Упражнения на формирование и укрепление осанки Упражнения для профилактики плоскостопия Дыхательная гимнастика Гимнастика для глаз Пальчиковая гимнастика
Дыхательная гимнастика. Цель хореографа: развитие и укрепление мышц, участвующих в акте дыхания (мышцы, двигающие диафрагму, межрёберные мышцы и мышцы брюшного пресса); обучение дышать правильно, экономично, целесообразно; Цель логопеда: освобождение речевого аппарата от зажимов (развитие мышц губ, языка, челюсти); коррекция и профилактика речевых нарушений. Работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. Виды дыхательной гимнастики: Дыхательная гимнастика О.Г.Лобановой, Е.А.Поповой с использованием звуков, слогов (тренировка речевого аппарата; тренировка равномерного выдоха и грудного резонирования на согласных звуках); Методика волевой ликвидации глубокого дыхания К. П. Бутейко (Упражнения дыхательной гимнастики для детей); Методика М. Лазарева (Исцеляющие звуки. Дыхательные упражнения со стихами и речитативами).
Гимнастика для глаз Цель хореографа: развитие глазных мышц (умение напрягать и расслаблять). Коррекция и профилактика нарушения зрения. Цель логопеда: профилактика и коррекция нарушения зрения, предупреждение зрительного утомления вовремя занятий. Виды зрительной гимнастики : «Школа мяча» П. Ф. Лесгафта; Упражнения В. Аветисовым, Ю. Манделем (Комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для глаз).
Пальчиковая гимнастика. Цель хореографа: развитие мышц пальцев рук, ловкости рук. Цель логопеда: развитие мелкой моторики, ловкости рук, что в дальнейшем будет способствовать развитию и закреплению графо-моторных навыков. Развитие мышления, памяти, коррекция и профилактика речевых нарушений. Виды пальчиковой гимнастики: упражнения на работу мышц пальцев рук; упражнения на подвижность суставов, вращательные движения кистью и каждым пальцем; упражнения на координацию движений пальцев рук; упражнения с работой пальцев по различным поверхностям; упражнения пальчиками с предметами; гимнастические упражнения пальчиками с речитативами, стихами, рассказами и сказками; комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для развития мелкой моторики.
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз) Цель: развитие естественных движений (обучения напрягать и расслаблять мышцы); развитие дыхания; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами. Нормализация речевого дыхания; формирование умений изменять силу и высоту голоса; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах.
развитие: – речевого анализатора – слухового анализатора – зрительного анализатора -тактильных ощущений Логопед Хореограф
Сообщение из опыта работы по теме ” Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности”
Содержимое разработки
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.
Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.
Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, а инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.
В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.
Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.
В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:
развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
общей и мелкой моторики;
закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
речевого и физиологического дыхания;
формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
работа над мимической мускулатурой .
Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре представлена на схеме 1.
Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре
Ознакомление с диагнозами детей, их психологической характеристикой, возрастными особенностями
Составление плана индивидуально-коррекционных занятий
Наблюдения на занятиях физкультурой с целью контроля выполнения рекомендаций учителя-логопеда
Ознакомление с комплексом речевого материала для развития движений согласно тематического плана
Ознакомление с тематическим планом работы группы
Отчет по итогам проделанной совместной работы
К оррекционно-развивающая деятельность
Развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия
Работа над координацией движений, общей и мелкой моторикой
Закрепление звуков речи
Развитие речевого и физиологического дыхания
Развитие темпа ритма, интонационной выразительности речи
Развитие мимической мускулатуры
При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.
Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.
Учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с тематическим планом работы на учебный год, согласно ему совместно составляется комплекс речевого материала для развития движений.
В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.
Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.
Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя.
Например. При отработке учителем-логопедом лексической темы «Домашние животные» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Кролики», в которой дети закрепляют умение прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, а также навык падежного согласования существительных (с мячом: кто у собаки? – у собаки щенок; кто у коровы? – у коровы теленок)
Изучая лексическую тему «Профессии», на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Пожарные на учении», в которой дети упражняются в умении влезания на гимнастические стенки и закрепляют употребление глаголов будущего времени (Я буду пожарным). Цель такого планирования – закрепление и расширение словаря ребенка, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей.
Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-логопедом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится ребенок в данный период времени.
На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.
Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков.
В своей корррекционно-развивающей работе мы используем картотеку двигательно-речевых игр на разные звуки. В каждой двигательно-речевой игре закрепляется тот или иной звук и одновременно совершенствуется какое – то основное движение, определённое программой.
Например, при закреплении звука «Р» проводится игра «Буратино» (основное движение: ходьба с высоким подниманием колен). При автоматизации звука «Ж» – игра «Ёжик» (основное движение – бег с ускорением темпа).
Автоматизируя звук «Ш» – «Вот лягушка по дорожке» (основное движение: прыжки, ноги врозь). При закреплении звука «Л» или дифференциации звуков «Р-Л» – игра «Пугало» (упражнение в равновесии, прыжки на одной ноге с продвижением вперёд), «Уж» – (ползание) и т.д.
Ниже приведены примеры таких игр.
Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики. Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы.
Например, при изучении лексической темы «Зимние забавы» инструктор по физкультуре проводит сюжетное физкультурное занятие «Зимние забавы».
Во время разминки инструктор использует стихотворную форму.
Пусть летят к нам в комнату, Руки согнуты к плечам.
Все снежинки белые. Наклоны туловища вправо, влево.
Нам сейчас не холодно, Руки вверх.
Мы зарядку делаем. Приседание, руки вперед.
Ходьба и бег сопровождаются стихами о зимних забавах.
Снег, снег, белый снег,
Засыпает он нас всех!
Дети все на лыжи встали,
И по снегу побежали.
При выполнении общеразвивающих упражнений инструктор использует загадки о предметах для зимних забав, а дети имитируют движения хоккеиста.
Палка я не простая,
А немножко завитая.
Без меня игра в хоккей,
Не интересна для детей (клюшка).
Объясняя основные виды движения, инструктор использует стихотворную форму (метание правой и левой рукой в цель).
Мы сейчас увидим с вами,
Как бросают в цель снежками.
Вы, ребята, цельтесь так,
Чтоб снежком попасть в колпак.
В заключительной части также используется стихотворная речь, которая восстанавливает ритм дыхания.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
На занятиях широко используются нетрадиционное оборудование и пособия, изготавливаемые из подручных средств, бросового материала (бутылки пластиковые, банки): «Дорожка здоровья», «Змейка-шагайка», «Косички», «Мешочки для метания», «Коррекционные следы», «Цветные брусочки» и многое другое. При подборе материала к занятию учитывается уровень развития двигательных качеств, эмоциональное состояние ребенка, его двигательный и словарный запас, состояние здоровья.
Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе с детьми, имеющими нарушения речи, имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.
Взаимодействие логопеда, воспитателя и других специалистов в коррекционном процессе по развитию речи у дошкольников
- Познавательное развитие (3)
- Речевое развитие (3)
- Социально – коммуникативное развитие (1)
- Нравственно – патриотическое воспитание (1)
- Безопасность и здоровьесбережение в ДОУ (5)
- Экологическое воспитание (3)
- Театрализация в ДОУ (1)
- Педагогические технологии (1)
Взаимодействие логопеда, воспитателя и других специалистов в коррекционном процессе по развитию речи у дошкольников
Тесное взаимодействие логопеда, воспитателей и других специалистов детского сада: музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, руководителя изостудии, педагога – психолога необходимо потому, что устранение дефектов речи требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и социального характера. Комплексный подход к преодолению нарушения речи предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы.
Так, совместно с логопедом воспитатель и специалисты детского сада планируют занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму каждый в своей области. Воспитатели и логопед обязательно присутствуют на занятиях по изодеятельности, на физкультурных занятиях, на музыкальных занятиях. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях. На основе такого взаимодействия воспитатель выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.
Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в детском саду. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Для этого воспитатель, как и учитель-логопед, должны иметь знания в области возрастной психологии, индивидуальных психофизических различий у детей дошкольного возраста. Им необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения детей, вовремя замечать признаки повышенной утомляемости, истощаемости пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое взаимодействие воспитателя с детьми, предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в их поведении, формирует доброжелательные отношения.
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов,
В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью.
Воспитателю не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных ошибок или запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сообщить логопеду. В обязанности воспитателя входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.
Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.
Специфика работы воспитателя при взаимодействии с логопедом заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине. На вечерний логопедический сеанс приглашается 5-7 детей. Рекомендуются следующие виды упражнений:
– закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);
– повторение стихотворений, рассказов;
– упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
– активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы .
В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, в свободное время, обычно после сна, мы, воспитатели, предлагаем детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Постоянно предлагаем детям поиграть в новые развивающие игры.
Например, «Танграм». Цель: Научить детей самостоятельно играть в игры-головоломки, уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты.
Задачи: Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность.
Развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе.
Воспитывать терпение и усидчивость.
Правила игры: В игре необходимо соблюдать следующие правила:
1.При составлении изображений используется весь комплект деталей целиком.
2.Детали геометрического конструктора присоединяются друг к другу.
Всем ли известно, что такое «Танграм»? Это одна из известных головоломок. Она родилась в Китае более 3000 лет назад. Наши дети с удовольствием осваивают эту новую игру.
Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. Подвижные игры, которые обычно составляют часть физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечений.
Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего. Такие игры способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности и координированности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.
Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре – также необходимый элемент его педагогической деятельности. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте, и пр.), дети нашей группы любят играть в «Школу», «Салон красоты», «Ждём гостей» «В зоопарке» и другие игры. Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения.
Таким образом, взаимосвязь всех специалистов нашего детского сада заключается не только в единстве тем и задач, но и в том, что мы все принимаем активное участие на занятиях друг у друга, присутствуем на них, следим за посадкой, осанкой детей, за оформлением рабочего места, оказываем помощь отстающим от общего темпа работы, контролируем правильность выполнения заданий.
Взаимосвязь коллег осуществляется и на педагогических часах, и на семинарах, и на мастер-классах с обучающими задачами, и на консультациях, и на посещениях открытых занятий.
Проект создания системы взаимодействия логопеда и специалистов в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевую патологию
Статью подготовила
Учитель-логопед
Ерина Марина Александровна
Цель — создание системы взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения.
- Использование современных разработок для совершенствования взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения для создания комплексной системы коррекционно-развивающей деятельности.
- Создание условий для системной коррекционной работы специалистов детского сада на основе диагностического, профилактического, коррекционно-развивающего подхода.
- Формирование механизма, обеспечивающего непрерывное возрастание речевого, интеллектуально-психического, художественно-эстетического и физического развития детей с речевыми нарушениями.
Этапы работы:
- Проведение комплексной диагностики всеми специалистами ДОУ;
- Создание комплексной системы коррекционно-развивающей деятельности специалистов.
- Отработка механизма взаимодействия специалистов ДОУ.
Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами.
Первый этап — Комплексная диагностика, которая помогает выявить уровень знаний и навыков детей с речевой патологией и построить коррекционно-развивающий процесс с учётом личностно-ориентированного подхода. Все специалисты ДОУ проводят диагностику по своему направлению работы. Такая диагностика осуществляется в соответствии с нормами профессиональной этики и помогает корректировать все имеющиеся у ребёнка отклонения на основе всестороннего обследования. Таким образом, в течение 3-4 недель составляем представление о каждом ребёнке с речевой патологией. У детей проверяется фонематический слух, лексика, грамматика, просодическая сторона речи, моторика (общая и мелкая), изодеятельность (анализ рисунков).
Данные такой диагностики служат основанием для выбора педагогами наиболее эффективных путей коррекционной работы с детьми с нарушением речи.
Второй этап — Коррекционно-развивающая деятельность представляет собой целостную систему. Её цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребёнка.
Учитель-логопед проводит медико-педагогические консилиумы, осуществляет коррекционную работу по исправлению дефектов речи, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.
Содержание корекционно-развивающей деятельности специалистов строится с учётом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики – что обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, психического и художественно – эстетического развития ребёнка.
Третий этап — Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает:
- проведение системы занятий (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные);
- создание пространственно-речевой среды в детском саду, стимулирующей речевое развитие ребёнка;
- отработка механизма модели взаимодействия педагогов (логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, руководителя изостудии);
- применение эффективных методов и приёмов, активизирующих речевую деятельность детей-логопатов.
Основное направление — создание единого речевого пространства, стимулирующего речевое развитие ребёнка (оборудование речевых зон: зеркала для артикуляционной и мимической гимнастики, наглядно — иллюстрированный материал по лексическим темам, основным фонетическим группам, сюжетные картинки для работы над фразой, игрушки для совершенствования речевого дыхания, различные пособия для развития мелкой моторики, зрительной памяти и фонематического слуха).
Организация взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя:
Ведущая роль логопеда в педагогическом процессе объясняется тем, что логопед как специалист лучше знает речевые особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой, динамику коррекционной работы, а также принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей с речевой патологией.
В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности речевого развития.
Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки детей — не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.
Вместе с тем речь воспитателей должна быть предельно грамотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевой патологией.
Воспитатели должны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях.
Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, а воспитатель занимается закреплением этих навыков.
Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов у детей в работе с воспитателями может использоваться:
- ведение тетради взаимодействия специалистов с рекомендациями и заданиями;
- проведение предшествующей логопедическим занятиям работы по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.
- логопедизация режимных моментов и занятий;
- проведение систематических упражнений для развития дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- проведение занятий по математике, познавательному развитию, художественно-творческой деятельности, интегрируя логопедические цели.
- создание в группе условий, способствующих активизации речи детей;
- систематический контроль за речью детей не только во время занятий, но и в режимные моменты;
- объяснение (при необходимости) заданий логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики.
Логопед осуществляет контроль и оказывает воспитателю необходимую помощь.
Рекомендуется выделить в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, для развития неречевых процессов и пр.
Совместная работа логопеда и психолога:
Задачи коррекционной работы логопеда и психолога тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности ребенка. Обучение направлено на общее развитие, а не на тренировку отдельных процессов.
Основным направлением коррекционно-развивающей работы психолога является развитие эмоционально-волевой сферы, содействие полноценному психическому и личностному росту каждого ребёнка.
Совместно с психологом в начале учебного года проводится обследование, диагностика, выявляются компенсаторные возможности, трудности в личностном развитии и интеллектуально-познавательной деятельности.
Необходимо сочетать психокоррекционную работу с педагогической коррекцией. С этой целью используются следующие приемы:
- Приёмы сказкотерапии с использованием произведений отечественных и зарубежных авторов;
- Приёмы арттерапии и музыкотерапии;
- Приёмы телесно-ориентированной психотерапии.
- Психокоррекционные игры.
Психокоррекционные игры могут проводиться психологом, воспитателями, а иногда совместно. Игры подбираются соответственно особенностям детей. Робких, медлительных детей назначают водящими, выбирают для них главные роли. Для гиперактивных детей подбираются более спокойные игры.
Сказкотерапия предполагает психокоррекционное воздействие на детей с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации и оптимизации их психического состояния.
При чтении произведений учитывается:
- Степени доступности изложения, которая зависит от понимания текста и уровня речевого развития детей;
- Сходства ситуаций в книге с ситуациями, в которых находится ребёнок;
- Лексическая тема.
Приёмы арттерапии и музыкотерапии.
Психокоррекционная работа средствами арттерапии несет большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с проблемами и в интеллектуальном, и в эмоционально-личностном развитии. Для усиления позитивных внутренних процессов у детей, для стимуляции их речи может использоваться специальное музыкальное сопровождение.
Приёмы телесно-ориентированной психотерапии
В коррекционной работе с детьми упор делается на анализ своих ощущений, эмоционального состояния, и поведения в настоящий момент времени в данной ситуации, научиться самостоятельно, принимать решения и нести за них ответственность. Такие навыки дети приобретают путём освоения упражнений по следующим направлениям:
- Отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества;
- Освобождение от мышечных зажимов;
- Развитие внимания, чувственного восприятия.
Основные цели упражнений, направленных на развитие пластики тела у детей с речевыми нарушениями:
- Увеличение диапазона эмоциональных проявлений;
- Совершенствование психомоторики, развитие умения свободно владеть своим телом.
Таким образом, психокоррекционная работа, основанная на сочетании известных психотерапевтических техник, существенно повышает эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи.
Совместная работа логопеда и руководителя изостудии
- Развитие художественно-творческих способностей.
- Вырабатывается умение действовать по словесной инструкции.
- Развитие мелкой моторики.
- Придумывание сказок по рисункам.
- Включение в занятие пословиц, поговорок, скороговорок и коротких стихотворений.
Совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя
Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, проводит плановые музыкальные занятия, где используются элементы логоритмики, совместно с логопедом проводит логоритмические занятия.
На логоритмических занятиях происходит совершенствование общей и мелкой моторики (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса).
На музыкальных занятиях – усвоение музыкального, двигательного и речевого материалов. В процессе совместной работы могут использоваться:
- музыкальные произведения различных жанров;
- логоритмические упражнения;
- упражнения на развитие координации между движением и словом;
- игры и упражнения на развитие дыхания;
- игры и упражнения на развитие просодической стороны речи (темп, сила голоса, выразительность).
- упражнения на развитие мимических движений.
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.
Обследование детей, имеющих речевую патологию, часто показывает наличие у них недостаточной координации сложных движений, моторную неловкость, неточность, отставание от заданного темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений.
Совместное обсуждение результатов диагностики позволит наметить план коррекционно-образовательной работы на занятиях по физической культуре.
- постановка правильного дыхания (разделение носового и ротового дыхания, отработка нижнего диафрагмального дыхания);
- развитие моторики: общей (координация движений) и мелкой (пальцы рук);
- расширение и обогащение лексического запаса.
Взаимодействие с семьёй
Работу по взаимодействию детского сада и семьи педагоги выстраивают в процессе личностного ориентированного общения. Основой общения являются индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка, полученные в результате обследования в начале учебного года.
Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого ребёнка с речевой патологией; сформировать у родителей желание помогать своему ребёнку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам). Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы и включает в себя:
- анкетирования, опросы,
- родительские собрания,
- индивидуальные и групповые встречи, консультации,
- просмотры занятий,
- дни открытых дверей,
- домашние задания для детей, которые выполняются совместно с родителями,
- тематические вечера «Уроки для родителей»,
- тематические выставки.
Групповые родительские собрания проводятся 3 раза в год. Они помогают объединить родителей, активно включиться в процесс воспитания детей. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на них лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений. Чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.
Консультации, групповые встречи строятся так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества. Консультации содержат только необходимый родителям конкретный материал.
Примерные темы для консультаций:
- Артикуляционная гимнастика;
- Развитие мелкой моторики;
- Выполнение домашнего задания;
- Развитие памяти, внимания и мышления (совместно с психологом);
- Речевые игры дома;
- Автоматизацией звука дома;
- Как научить ребёнка читать;
- Обучение практическим приёмам работы.
Индивидуальная работа позволяет установить более тесный контакт с родителями.
Анкетирование предполагает фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным считается выявить потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители сообщают о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы раскрываются на собраниях, групповых и индивидуальных встречах. Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить также при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Вначале года, после обследования детей. Логопед знакомит родителей с результатами. Родные ребёнка получают советы, рекомендации. Беседа ведется в тактичной форме: её задача в том, чтобы помочь семье в речевом воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество.
Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (артикуляционная гимнастика, формирование звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование слоговой структуры слова и пр.). Те родители, у которых возникают трудности в работе с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности приглашаются на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе.
Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти и пр.
Наглядная форма работы также очень важна. Наглядность агитации может обеспечиваться применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом — она стимулирует активность родителей.
Индивидуальную работу с родителями было бы целесообразно проводить не только в устной, но и в письменной форме (дневник работы с родителями, тетрадь обратной связи и пр., где каждый специалист мог бы записывать свои рекомендации). Так как обращение только в устной форме требует много времени и не всегда родители в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, поэтому, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им их необходимо вначале убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.
Данная система взаимодействия может способствовать эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональному росту педагогов, повышению компетентности и педагогической грамотности родителей.
Презентация, доклад на тему Взаимосвязь в работе логопеда и хореографа по развитию звуко-слоговой структуры слова. консультация по развитию речи
Презентация на тему Взаимосвязь в работе логопеда и хореографа по развитию звуко-слоговой структуры слова. консультация по развитию речи, из раздела: Русский язык. Эта презентация содержит 9 слайда(ов). Информативные слайды и изображения помогут Вам заинтересовать аудиторию. Скачать презентацию на данную тему можно внизу страницы, поделившись ссылкой с помощью социальных кнопок. Также можно добавить наш сайт презентаций в закладки! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них. Все права принадлежат авторам презентаций.
- Главная
- Русский язык
- Взаимосвязь в работе логопеда и хореографа по развитию звуко-слоговой структуры слова. консультация по развитию речи
Слайды и текст этой презентации Открыть в PDF
Взаимосвязь в работе логопеда и хореографа
Г. Сургут 2015 г.
Учитель-логопед: Тимофеева Т.Н.
Логопед – это педагог, занимающийся устранением речевых нарушений.
Цель работы: оказать помощь ребёнку в преодолении речевого недоразвития, тем самым обеспечить полноценное и всестороннее развитие дошкольника.
Хореограф – это специалист, занимающийся постановкой танцев.
Цель работы: развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности. Приобщение к прекрасному виду искусства и спорта одновременно, научить элементарным основам танца.
Самомассаж
-Упражнения на формирование и укрепление осанки
Упражнения для профилактики плоскостопия
Дыхательная гимнастика
Гимнастика для глаз
Пальчиковая гимнастика
Дыхательная гимнастика. Цель хореографа: развитие и укрепление мышц, участвующих в акте дыхания (мышцы, двигающие диафрагму, межрёберные мышцы и мышцы брюшного пресса); обучение дышать правильно, экономично, целесообразно; Цель логопеда: освобождение речевого аппарата от зажимов (развитие мышц губ, языка, челюсти); коррекция и профилактика речевых нарушений. Работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. Виды дыхательной гимнастики: Дыхательная гимнастика О.Г.Лобановой, Е.А.Поповой с использованием звуков, слогов (тренировка речевого аппарата; тренировка равномерного выдоха и грудного резонирования на согласных звуках); Методика волевой ликвидации глубокого дыхания К. П. Бутейко (Упражнения дыхательной гимнастики для детей); Методика М. Лазарева (Исцеляющие звуки. Дыхательные упражнения со стихами и речитативами).
Гимнастика для глаз Цель хореографа: развитие глазных мышц (умение напрягать и расслаблять). Коррекция и профилактика нарушения зрения. Цель логопеда: профилактика и коррекция нарушения зрения, предупреждение зрительного утомления вовремя занятий. Виды зрительной гимнастики: «Школа мяча» П. Ф. Лесгафта; Упражнения В. Аветисовым, Ю. Манделем (Комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для глаз).
Пальчиковая гимнастика. Цель хореографа: развитие мышц пальцев рук, ловкости рук. Цель логопеда: развитие мелкой моторики, ловкости рук, что в дальнейшем будет способствовать развитию и закреплению графо-моторных навыков. Развитие мышления, памяти, коррекция и профилактика речевых нарушений. Виды пальчиковой гимнастики: упражнения на работу мышц пальцев рук; упражнения на подвижность суставов, вращательные движения кистью и каждым пальцем; упражнения на координацию движений пальцев рук; упражнения с работой пальцев по различным поверхностям; упражнения пальчиками с предметами; гимнастические упражнения пальчиками с речитативами, стихами, рассказами и сказками; комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для развития мелкой моторики.
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз) Цель: развитие естественных движений (обучения напрягать и расслаблять мышцы); развитие дыхания; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами. Нормализация речевого дыхания; формирование умений изменять силу и высоту голоса; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах.
развитие: – речевого анализатора – слухового анализатора – зрительного анализатора -тактильных ощущений
Задачи воспитания и обучения в средней группе
Татьяна Чертыгашева
Задачи воспитания и обучения в средней группе
Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций. Воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом.Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, салфеткой, полоскать рот после еды.
Развивать у дошкольников интерес к различным видам игр, самостоятельность в выборе игр; побуждать к активной деятельности.
Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем приобретения более сложных игровых умений и навыков (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей).
Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки их обследования.
Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим признакам. Рассказывать детям о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.). Помогать устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.
Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход). Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.
Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников.
Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей материалов, из которых они изготовлены.
Совершенствовать умение детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между, время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).
Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.
Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Развивать умение смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.
Формировать умение правильно передавать расположение частей сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.
Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).
Упражнять в использовании приема вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором помощи стеки.
Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Развивать умение составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.).
Закреплять умение различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература, песни, танцы, музыка, картина (репродукция, скульптура (изобразительное искусство, здание и сооружение (архитектура).
Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее. Закреплять знания о жанрах в музыке (песня, танец, марш).
Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.
Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.
Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.
Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.
Конспект ООД по пластилинографии «Рыбки в аквариуме» в средней группе в условиях дистанционного обучения Программное содержание:уточнить и расширить знания детей об аквариумных рыбках, о их многообразии, продолжать учить создавать выразительный.
Краткосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитания «23 февраля» в средней группе Участники проекта: воспитатели группы, музыкальный руководитель, дети средней группы (28 человек, родители воспитанников. Проблема: -отсутствие.
Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.