Взаимосвязь речевых и коммуникативных умений

Взаимосвязь в развитии коммуникативных и речевых умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 11.11.2020 2020-11-11

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Макарова, Е. Ю. Взаимосвязь в развитии коммуникативных и речевых умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. Ю. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 419-422. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75040/ (дата обращения: 18.01.2022).

В настоящее время общее недоразвитие речи — это самый распространенный и тяжелый речевой дефект у детей дошкольного возраста.

Речевое умение, как отмечает Е. И. Пассов [2], есть способность управлять речевой деятельностью в условиях решения коммуникативных задач общения. Коммуникативные умения — это основа жизни каждого человека. Успешное социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие невозможно без свободной коммуникации. Ребенок должен быть способен выразить свои мысли, чувства и желания легко, быстро и ясно. При всем многообразии научных трудов, наличии значительного интереса исследователей к вопросам общего недоразвития речи, трудно сказать, что мы владеем достаточным количеством данных по анализу специфики коммуникативной сферы детей с общим недоразвитием речи. На фоне речевых нарушений все внимание и педагогические усилия в основном направлены на преодоление трудностей научить ребенка правильно говорить и выражать свои мысли, как в общении со взрослым, так и в кругу сверстников. Для достижения этих целей разработан целый спектр диагностических и методических рекомендаций, пособий и научных трудов по развитию речевых умений у дошкольников, которые успешно применяются специалистами.

Условно выделяют три уровня общего недоразвития речи, характеризующих речевой статус детей с ОНР. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Переход от одного уровня на другой характеризуется появлением новых речевых возможностей. Процесс же формирования и совершенствования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, с одной стороны, обычный факт, обязательно протекающий в жизни каждого человека на определенном этапе. С другой стороны, это очень сложный процесс, зависящий от многочисленных факторов начиная с личного онтогенеза развития ребенка и заканчивая внешними факторами, влияющими на него. И совсем другое дело формирование коммуникативных умений и навыков у детей, имеющих некоторые отклонения в развитии речи. Особенности формирования коммуникативных умений дошкольников были раскрыты в трудах А. В. Запорожца, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, Т. В. Антоновой и др.

Тем не менее на данный момент мы сталкиваемся с проблемой, что формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР скорее относиться к второстепенным задачам обучения и рассматривается в качестве дополнения к основной коррекционной программе обучения нежели как ведущие и стержневые умения, которые лежат в основе всех остальных умений, тем более, в случае с «речевыми» детьми, где в структуре дефекта, нарушение речи является первичным, по сравнению с нарушениями коммуникативной сферы. Предполагается, что по сформированности коммуникативных умений и лексико-грамматической стороны речи и связной речи дошкольники с ОНР являются полиморфной группой. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, своеобразие связного высказывания, явная недостаточность глагольного словаря, препятствуют осуществлению процесса полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм (Л. Г. Соловьева) [2]. Существующие диагностические методики, нацеленные на обнаружение индивидуальных коммуникативных способностей человека, позволяют выявить качественные особенности развития коммуникативных умений дошкольников с ОНР, такие как: — активность и инициативность в общении; — уровень вербальной коммуникативной активности; — способность формулировать и с помощью вербальных средств общения передавать свои мысли; — организация собственного речевого поведения и прежде всего со сверстниками.

Опираясь на теорию А. Е. Дмитриева, Л. P. Мунирова [1] рассматривает коммуникативные умения как структурные элементы общеучебных умений в коммуникативной деятельности. В этой связи она делает следующие выводы: — коммуникативные умения по структуре являются сложными образованиями, включающими в себя более простые, элементарные умения, которые путем осознанного многократного повторения преобразуются и доводятся до навыка. Это обеспечивает возможность формирования более сложных умений, т. е. качественно более высокого уровня; — коммуникативные умения операционально формируются через навыки. Коммуникативные навыки входят в состав коммуникативных умений, своим содержанием конкретизируют их [1].

Исходя из вышеизложенных положений, Р. Л. Мунирова предлагает следующую классификацию коммуникативных умений, представленных в таблице 1:

В нашем исследовании мы диагностировали исходный уровень развития коммуникативных умений детей с ОНР старшего дошкольного возраста и сформированность речи. Диагностика сформированности речи проводилась на основе тестовой методики исследования устной речи дошкольников, разработанной Т. А. Фотековой (2007г.) [5] по следующим сериям:

  1. Исследование словаря и навыков словообразования;
  2. Исследование синтаксического строя речи;
  3. Исследование связанной речи;

Уровень развития коммуникативных умений старших дошкольников определялся с учетом таких показателей как:

  1. запрос информации, умение слушать и слышать речь собеседника;
  2. взаимодействие, умение договариваться;
  3. понимание эмоционального состояния партнеров по общению.

По результатам исследования речи и коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР были выявлены следующие особенности: бедность активного словарного запаса, стереотипность оформления устных высказываний, множественные аграмматизмы и нарушения в построении внутренней и внешней программы высказывания. Сравнивая результаты диагностики речевых умений, мы выявили, что самыми «проблемными» умениями у старших дошкольников с ОНР оказались умения воплощать полученные синтаксические знания в речевой деятельности, например, умения грамматически верно составлять предложения разной степени сложности и пр. При этом уровень сформированности коммуникативных умений в экспериментальной группе, хоть и показал ожидаемо более низкие результаты по сравнению с контрольной группой, тем не менее, таких грубых уровневых различий, как в сформированности речевых умений, у этих детей нет. Сравнив результаты по трем сериям диагностики коммуникативных умений, можно сделать вывод, что дети экспериментальной группы демонстрируют тенденцию к лучшей сформированности информационно-коммуникативных и аффективно-коммуникативных умений по сравнению с регуляторно-коммуникативными умениями. В целом получилось, что в сравнении экспериментальной и контрольной группы, по сформированности речевых умений дети ОНР от детей с нормой речевого развития отличаются более ярко, чем по сформированности коммуникативных умений. (Рисунок 1.)

Читайте также:
Дифференциация звуков (З)-(С) - конспект логопедического занятия по обучению грамоте

По результатам констатирующего эксперимента для выявления взаимосвязи уровней развития коммуникативных и речевых умений в экспериментальной группе, нами были сопоставлены уровни сформированности лексико-грамматического стороны речи и связной речи и уровень сформированности коммуникативных умений. (Рисунок 2.)

Рис. 2. Сопоставление уровней сформированности речи и коммуникативных умений ЭГ (%/чел.)

На основе сопоставления уровней сформированности лексико-грамматической стороны речи и связной речи и уровней сформированности коммуникативных умений мы выявили, что существует взаимообусловленная зависимость между уровнями сформированности коммуникативных умений и уровнем сформированности речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь), приводит к снижению психической активности. Но несмотря на определенные отклонения от возрастных нормативов, речь детей обеспечивает ее коммуникативную функцию, а в ряде случаев является достаточно полноценным регулятором поведения. У них более выражены тенденции к спонтанному развитию, к переносу выработанных речевых навыков в условия свободного общения, что позволяет скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу.

  1. Мунирова Л. Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: Дис. канд. пед. наук. — М., 1993.
  2. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: метод. пособие. М.: Русский язык. Курсы, 2010. С. 236.
  3. Соловьева Л. Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями. статья. Дефектология. -2007. — № 04.
  4. Федосеева Е. Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: диссертация канд.пед.наук. — М., 1999. — С.3–5.
  5. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод. пособие -2-е изд. -М.: Айрис-пресс, 2007. — 96 с.

Теоретические основы коллективно-творческой деятельности при формировании коммуникативных умений младших школьников

Понятие коммуникативных умений

Общение – многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности. В ходе общения его участники обмениваются мыслями, намерениями, идеями, переживаниями, а не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, фиксированными в материи. Следовательно, общение способствует передаче, обмену, координации идеальных образований, существующих у индивида в виде представлений, восприятия, мышления и т.п. Но из-за недостаточно развитых коммуникативных умений, часто могут возникать трудности в общении.

Во время общения у его участников наблюдаются различные состояния, у каждого проявляются те или иные психические свойства личности.

Поскольку общение – это взаимодействие, по крайней мере, двух людей, то трудности при его протекании (имеются в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которое общение обслуживало.

Психологическими причинами этого могут быть: нереальные цели, неадекватная оценка партнера, его способностей и интересов, неверное представление своих собственных возможностей и непонимание характера оценки и отношения партнера, употребление не подходящих к данному случаю способов обращения с партнером.

При изучении трудностей общения существует опасность сведения их многообразия только к неудобствам, связанным с плохим владением техникой взаимодействия, или к сложностям, возникающим из-за слабого развития социально-перспективных функций. В действительности же эта проблема приобретает глобальный характер и охватывает фактически все аспекты общения [3].

И именно здесь встает проблема развития коммуникативных умений -способностей личности, обеспечивающих эффективность ее коммуникативной деятельности – как необходимая ступень к успешной социализации личности, как способ избежать в детстве возможных проблем с общением в будущем. В данной работе нас интересуют, прежде всего, возможности развития коммуникативных умений в младшем школьном возрасте, но прежде чем перейти к описанию специфики работы по их развитию – остановимся на коммуникативных умениях как таковых рассмотрим их различные классификации.

Понятие “коммуникативные умения” рассматривается в психологии, психолингвистике, методике, но трактуется в каждой науке по-разному. Представляется необходимым дать краткий обзор известных классификаций коммуникативных и речевых умений.

В психологии (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Р.М. Фрумкина) [8] коммуникативная деятельность рассматривается как деятельность общения и указывается, что для полноценного общения человек должен располагать такими умениями: правильно и быстро ориентироваться в условиях общения, правильно спланировать свою речь, выбрать содержание общения, найти адекватные языковые средства для передачи мысли и обеспечить обратную связь.

В психолингвистике и основывающейся на ней методике обучения иностранному языку основанием классификации являются виды речевой деятельности, а именно: слушание, говорение, чтение и письмо (как процесс создания высказывания в письменной форме). Следовательно, коммуникативные умения будут следующие: 1) умение говорить; 2) умение слушать; 3) умение читать; 4) умение писать, создавать текст.

В методике преподавания русского языка как иностранного коммуникативные умения называются речевыми и определяются через виды речевой деятельности. Речевые умения – это способность говорить, слушать, читать, писать, реализуя в процессе общения (обмена мыслями) речевые навыки через понятие “управление”: речевое умение есть способность управлять речевой деятельностью в условиях решения коммуникативных задач общения.

Первоисточником коммуникативно-речевых умений являются риторические умения, а именно: 1) умение изобретать, находить материал; 2) умение располагать материал в логической последовательности; 3) умение выражать мысли; 4) умение запоминать подготовленную речь; 5) умение произносить подготовленную речь, используя звуковые средства эмоционально-смысловой выразительности (М.С. Гаспаров, А.А. Волков, С.Ф. Иванова, Н.Ф. Кошанский).[3] В работах ученых, которые считают риторику самостоятельной наукой, выделяются основные (общие) и специфические (частные) коммуникативно-речевые умения для устной и письменной речи.

Читайте также:
Роль игры в процессе речевого развития дошкольников

В методике преподавания русского языка как родного под коммуникативными умениями понимаются умения, направленные на продуцирование собственных текстов.

Коммуникативные умения – сложное понятие, они не имеют единой классификации. Рассмотрим различные варранты классификации.

Коммуникативные умения как “способность”, как готовность к выполнению речевого действия на основе усвоенных знаний или имитации (по образцу) представляют собой сложные психофизиологические и информационно-деятельностные явления действительности, не поддающиеся простой и однозначной систематизации.

В настоящее время в методической науке существуют различные подходы в классификации коммуникативных умений. Отличие подходов кроется в основаниях, взятых за основу той или иной классификации.

М.Т. Баранов [6], например, под коммуникативными понимает умения, связанные, во-первых, с подготовкой к работе над текстом, во-вторых, с работой над созданием текста. М.Т. Баранов относит к коммуникативным умениям следующие: “создавать текст на заданную тему с учетом адресата, цели и стиля; отграничивать текст от нетекста (здесь и далее выделены умения, в классификациях других исследователей не встречающиеся); собирать материал в соответствии с темой; систематизировать его, создавая рабочие материалы; отбирать языковые средства, соответствующие теме, адресату и стилю будущего текста; связно излагать мысли в форме того или иного типа речи; редактировать (улучшать) написанное” [6].

Т.А. Ладыженской [5] в 60-е годы были сформулированы коммуникативные умения, характерные для письменной и устной форм речи. Так, для письменной речи специфичным является умение, направленное на совершенствование написанного. Также к коммуникативным умениям письменной речи Т.А. Ладыженская относит: “умение раскрывать тему высказывания; умение раскрывать основную мысль высказывания; умение собирать материал к высказыванию; умение систематизировать собранный к высказыванию материал; умение строить высказывание в определённой композиционной форме; умение выражать свои мысли правильно (с точки зрения норм литературного языка), точно, ясно и по возможности ярко” [5]. Таким образом, в основу классификации Т.А. Ладыженской положена форма речи.

М.Р. Львов [6] к коммуникативным умениям относит следующие: выбирать тему устного и письменного сочинения, формулировать ее, определять ее границы, выделять подтемы (микротемы), раскрывать тему с разной степенью полноты; собирать, накапливать материал на избранную тему как из собственного опыта, так и из книг и других источников; ставить перед собой цель сочинения, определять его задачу, идею; в соответствии с авторским замыслом и границами темы отбирать и систематизировать накопленный материал, располагать его в нужной последовательности, работать над композицией сочинения, составлять план сочинения, корректировать его; подготавливать языковые средства – словарь, обороты речи, изобразительные средства, составлять наброски, фрагменты текста; создавать письменный или устный текст, то есть писать сочинения или рассказывать, используя подготовительный материал, придерживаясь плана, реализовать авторский замысел; соблюдать при этом требования языковой нормы в отборе слов, в построении предложений и текста. В устном варианте соблюдать требования орфоэпии и выразительности, в письменном – орфографии, пунктуации, каллиграфии; совершенствовать написанное: находить и исправлять ошибки, улучшать структуру предложений и текста, заменять слова более точными и т. п.

Классификация Т.Г. Рамзаевой [11] строится на основе выделения компонентов высказывания: содержательной стороны, структуры и изобразительных средств. Автор выделяет четыре группы речевых умений: 1) “информационно-содержательные умения: умение определять тему текста при его восприятии, умение воспроизводить текст с учётом его темы, отбирать материал на тему, составлять текст на тему, умение определять основную мысль текста, подчинять своё высказывание (в устной и письменной форме) основной мысли, умение озаглавливать текст, отражая в заголовке тему или основную мысль; 2) структурно-композиционные умения, обеспечивающие правильное построение текста: связность и последовательность изложения, умение при восприятии текста разделить его на структурные части в зависимости от вида текста и установить между ними связь, умение делить текст на смысловые части (составлять логический план), умение создавать текст с учётом его структуры в зависимости от вида текста (текст-повествование, текст-рассуждение), умение устанавливать в тексте связи между предложениями; 3) изобразительно-выразительные умения, обеспечивающие точность выражения мысли в соответствии с целями высказывания и типом речи: умение при восприятии текста соотносить замысел автора (позицию автора) и изобразительные средства, которые он использовал в тексте (сравнения, метафоры, олицетворения и др.), умение использовать изобразительно-выразительные средства в своих высказываниях, умение правильно употреблять грамматические формы слов, синонимы, антонимы; 4) умения, направленные на совершенствование текста (редактирование): умения в соответствии с замечаниями учителя уточнять содержание текста, учитывая его тему, правильность передачи информации, объём каждой части и связь между ними, правильность построения предложений и связь между предложениями в тексте, точность употребления слов, правильность их написания”.

В рассматриваемой классификации Т.Г. Рамзаевой 1-3 группы умений содержат умения, направленные на восприятие, воспроизведение и создание текста, 4-я же группа не содержит умений, необходимых для восприятия; для ряда умений не определена форма речи.

М.С. Соловейчик [12] классифицирует коммуникативные умения с позиций теории речевой деятельности. К умениям, необходимым для создания высказывания (говорения и письма), она относит:

ѕ умения ориентироваться в ситуации общения, то есть осознавать: о чем будет высказывание, кому оно адресуется, при каких обстоятельствах, зачем создается (чтобы поделиться чем-то, выразить свои чувства, сообщить, объяснить что-то, воздействовать на собеседника);

ѕ умения планировать содержание высказывания: осознавать его тему и основную мысль; намечать ход развития мысли, возможные микротемы, их последовательность, примерное содержание каждой части будущего текста;

ѕ умение реализовать намеченный план, то есть раскрывать тему и развивать основную мысль, формулируя каждую мысль. При этом соблюдать нормы литературного языка; выбирать средства (слова, формы слов, типы конструкций, интонацию и т. д.) с учетом задачи речи, адресата, условий общения, основной мысли и содержания данной части текста; обеспечивать развитие мысли от предложения к предложению и связь отдельных предложений и частей текста между собой; руководствоваться нормами речевого поведения;

ѕ умение контролировать соответствие высказывания замыслу, ситуации общения, то есть оценивать содержание с точки зрения темы, задачи речи, основной мысли, последовательности изложения; используемые средства языка – с точки зрения задачи речи, основной мысли, требований культуры речи; эстетическую сторону речевого поведения; если позволяют условия, вносить исправления в своё высказывание.

Читайте также:
Конспект итогового открытого занятия в логопедической группе: Развитие графических навыков

Для восприятия высказывания (чтения и слушания) необходимы следующие умения:

– умение осознавать свою коммуникативную задачу;

– умение по заголовку, по началу, а также по другим внешним признакам предполагать общий характер сообщения, его тему, цель, дальнейшее продолжение;

– умение понимать значение слов, смысловую нагрузку форм слов, конструкций, интонации; выделять элементы высказывания: отдельные факты, сведения, микротемы, по ним определять общую тему текста; разграничивать основную информацию и вспомогательную, известную и новую для себя, особо важную и т. п.; понимать ход развития мысли автора, его основную мысль, задачу речи; в ходе общения соблюдать нормы поведения (в том числе и правила обращения с книгой);

– умение осознавать степень понимания текста, глубину проникновения в его смысл, понимание авторской позиции, отношение к ней; пользоваться приемами совершенствования понимания сообщения (возвращение к прочитанному, выяснение значения незнакомых слов, постановка вопросов и др.)

В психологических исследованиях Р.В. Овчаровой, Е.А. Киянченко [12] структура коммуникативных умений представлена тремя взаимосвязанными сторонами: 1) гностической, 2) экспрессивной и 3) интеракционной.

Эти структурные компоненты (коммуникативные умения) наполнены следующим содержанием:

1. Гностические (умения) – способность и стремление к пониманию другого:

ѕ Умение адресовать свое обращение к другому, привлечь внимание.

ѕ Умение проявлять интерес к сверстнику и учитывать его интересы вербально: речевое умение привлечь внимание сверстника, обращение с намерением получить ответ, заинтересованность мнением собеседника; невербально: владение приемами привлечения внимания (прикосновение, взгляд, поза), умение подготовить сверстника к восприятию значимой для него информации.

2. Экспрессивные – способность к самовыражению своей личности: доброжелательность, а именно:

ѕ умение оказывать положительное, эмоциональное воздействие на сверстника,

ѕ общаться в доброжелательной форме,

ѕ способность сочувствовать, сопереживать.

3. – способность адекватно влиять на партнеров по общению:

ѕ умение разрешать конфликт мирным путем,

ѕ умение организовывать сверстников в какой-либо деятельности,

ѕ умение проявить инициативу в общении,

ѕ умение устанавливать дружеские взаимоотношения,

ѕ умение взаимодействовать в коллективе и общаться в больших группах детей,

ѕ умение аргументировать свои просьбы

ѕ желание вступать в контакт.

Теперь подробнее рассмотрим специфику, проблемы и способы развития коммуникативных умений младших школьников.

Методика формирования коммуникативно-речевых умений и навыков младших школьников

Содержимое публикации

«Методика формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников»

Составитель: учитель начальных классов Гребнева О.Н.

Важнейший показатель развития детей – их речь. В связи с этим современные программы по любому предмету нацеливают учителя на развитие речи учащихся в процессе всех видов занятий. Речь учащихся начальных классов заслуживает особого внимания.

Практика школы показывает: ученик может грамотно написать, но в жизни без страха не умеет высказаться. Не случайно, в последнее время реализуется новый коммуникативно-деятельностный подход в решении проблемы развития речи младших школьников, опирающийся на теорию речевой деятельности и направленный на овладение учащимися лингвистическими знаниями, коммуникативными умениями и навыками для дальнейшей эффективной коммуникации, т.е. полноценного общения в целом. Размеры монологической речи различны: некоторые дети могут без подготовки связно рассказывать в течение 2 минут. Но большинство детей ограничиваются небольшими рассказами, состоящими из 4-5 предложений. В процессе обучения, постигая основы наук, дети усваивают много специальных слов, некоторые книжные конструкции – овладевают учебно-научным стилем речи. Однако развитие их связной речи тормозится: речь становится менее раскованной и эмоциональной, более трафаретной, даже обедняется. Это приводит к печальным результатам: многие выпускники школы так и не овладевают в должной мере родным языком. Поэтому цель учителя, создавая ситуации свободного и интересного общения, совершенствовать устную речь учащихся в условиях благоприятного климата для речевого развития. Неразрывно с развитем устной речи связано развитие письменной.

В процессе изучения русского языка ученики начальной школы получат возможность реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников начальной школы будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека; они получат начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Содержательная линия «Развитие речи»

• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

• выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;

• самостоятельно озаглавливать текст;

• составлять план текста;

• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

создавать тексты по предложенному заголовку;

подробно или выборочно пересказывать текст;

пересказывать текст от другого лица;

составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и со относить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, за дачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

Читайте также:
Дикие животные весной - конспект НОД

соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

В процессе изучения русского языка ученики начальной школы должны получить возможность реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении, обеспечить в дальнейшем успешность процесса коммуникации в социуме. Русский язык должен стать средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

2.Цели и задачи

ЗАДАЧИ

1. Совершенствовать устную речь учащихся.

2.Формировать и совершенствовать письменную речь учащихся.

1.Учить ориентироваться в условиях общения, речевой ситуации (кому говорю, при каких обстоятельствах).

2.Учить произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиться точной интонации.

3.Учить вести диалог: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные формы общения.

4. Учить уместно использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: просьба, приглашение, пожелание, разговор по

телефону (ситуация – абонента нет дома, просьба передать информацию).

5. Учить воспроизводить содержание текстов с опорой на план или ключевые слова.

1.Учить читать осмысленно, плавно, достаточно бегло, выразительно, передавая как замысел автора, так и своё отношение к читаемому;

контролировать своё чтение.

2. Учить писать разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии и правилами орфографии и пунктуации.

3. Учить выявлять непонятные слова, выражения, образы и уточнять их значение с помощью вопросов, словаря, контекста и других доступных справочных источников.

4. Формировать умения и навыки для работы с текстом (умение видеть смысловые части, их взаимосвязь, определять главную мысль, заглавие и т.д.).

5. Стимулировать развитие потребности в создании собственных текстов различной стилистической направленности.

Чтобы научить младшего школьника излагать свои мысли необходима методическая система по развитию речи, выстроенная на теории речевой деятельности. А это предполагает, что, излагая мысли, коммуникант должен осуществлять деятельность в соответствии со всеми этапами речевой деятельности: этап ориентировки, этап планирования, этап реализации и этап контроля.

В свою очередь каждый этап речевой деятельности требует сформированности у младших школьников жизненно необходимых коммуникативно-речевых умений.

Методика формирования продуктивного коммуникативно-речевого умения создавать текст опирается на:

– осознанное усвоение понятий о тексте, его признаках и законах построения в соответствии с формируемыми коммуникативно-речевыми умениями;

– овладение младшими школьниками коммуникативно-речевыми умениями создавать текст в процессе изучения текста, который является и средством обучения, и результатом обучения;

– последовательное овладение аналитическими и продуктивными умениями создавать текст в сопоставлении с видами деятельности на дидактическом материале, разработанном учителем.

Соотношение этапов речевой деятельности и формируемых умений

Этап ориентировки. Формируется умение оценить речевую ситуацию (где и для кого создается текст), определить предметную ситуацию (тему текста), сформулировать цель написания текста, ряд задач.

Этап планирования. Это умение сформулировать основную мысль, отобрать ключевые слова и расположить их в определенной последовательности.

Этап реализации активизирует лингвистические и текстовые знания учащихся, а также коммуникативно-речевое умение подвергать запланированное лексико-грамматическому оформлению в соответствии с необходимым стилем и типом текста.

Этап контроля. Это совокупность аналитических умений, направленных на анализ и совершенствование полученного текста.

Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников создавать текст происходит в процессе изучения текста, так как текст по своей сути универсален. Текст является в системе дидактическим материалом, т.е. выступает средством обучения. В процессе анализа учебного текста учитель формирует коммуникативно-речевые умения младших школьников. С другой стороны, текст является и результатом обучения: по качеству созданного текста определяется уровень сформированности языковой личности.

Упражнения, формирующие аналитические коммуникативно-речевые умения создавать текст

6.1. Упражнения на формирование аналитических умений (выделять, анализировать, определять) в процессе изучения текста

1. Задание.Выделите из записанных ниже групп предложений те, которые образуют текст. Обоснуйте свой ответ.

2 . Задание. Сравните предложенные тексты. Отметьте, что между ними общего и в чем различие. Обоснуйте свой ответ.

3 . Задание. Прочитайте внимательно предложения. Подумайте, есть ли среди них те, которые образуют текст. Если есть, то укажите их. Обоснуйте свой ответ.

. Задание. Определите темы предложенных текстов и укажите стрелкой тему каждого текста.

6.2.Упражнения, формирующие аналитико-речевые умения создавать элементы текста по готовому тексту

1.Задание. Прочитайте тексты, добавляя пропущенные слова.
Какую роль играют эти слова в тексте?

Свернется он — колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? … (ёж).

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла … (зима).

2. Задание. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные слова. Обоснуйте свой ответ. Чем в тексте являются эти слова?

Удивительно красивы …! Вершины многих … возносятся выше облаков. Снег на … не тает даже летом. Вечные льды в … дают начало бурным горным рекам, со скал струятся водопады. Нередко … соединяются в длинные цепи — хребты, которые образуют целую горную страну. На географической карте … обозначают коричневым цветом.

Ответ. Пропущены слова: горы, гор, них, горах, горы, горы.

6.3. Упражнения, формирующие аналитические умения создавать части текста по готовому тексту

1. Задание. Прочитайте предложения.

Бабушка повела Надю на ферму. … Из них вышло много-много белых кур. … Будто выпал снег и пришла зима.

Бабушка насыпала крупы. … Как будто стучит дождик и пришла осень.

Потом куры разошлись по своим домикам и все вдруг опять стало зеленое, как будто вернулось лето.

Вставьте в указанные места предложения, пользуясь предложенными вариантами, чтобы получился текст.

Варианты: 1. У крыльца мальчик увидел ежика. 2. Это было весной.
3. Кругом все стало белым-бело. 4. Под яркими лучами осели глубокие сугробы, потемнели белые снега. 5. Куры стали клевать, стали стучать носами: «Тук-тук … Тук-тук». 6. На ферме было много низеньких домиков.

2. Задание. Дана тема текста и примерный план. Расширьте заданный план, вставив в него тот или иной пункт.

Читайте также:
VI конференция Российской ассоциации дислексии

3. Задание. Прочитайте текст и план к нему. Соответствует ли предложенный план содержанию текста? Запишите измененный план у себя в тетради.

Упражнения, формирующие продуктивные коммуникативно-речевые умения создавать текст

6.4. Упражнения, формирующие коммуникативно-речевые умения создавать новый текст на основе данного

1. Задание. Из предложенной группы предложений составьте тексты.

1. Снежные кристаллы имеют различную форму. 2. Крупная, мохнатая, она была похожа на блестящую на солнце пушинку. 3. Выпадает в виде снежных кристаллов, одного из видов льда в атмосфере. 4. Какая чудесная снежинка села на мою ладонь! 5. Снег — вид зимних атмосферных осадков. 6. Наиболее часто встречаются шестисторонние пластинки с множеством разветвлений различных размеров. 7. В стороны расходилось шесть равных лучиков, похожих на еловые лапки, а середина была словно крошечная шестиконечная звездочка.

2. Задание. Составьте текст по предложенному плану.

Дидактическую игру «Читатели — писатели».

6.5. Упражнения, формирующие продуктивные умения создавать текст

1. Задание. Составьте текст-описание на тему «Мой любимый цветок».

2. Задание. Напишите сочинение-сказку, героями которой были бы ваши любимые игрушки.

3. Задание. Напишите сочинение-сказку на свободную тему. Составьте план.

Умение грамотно в языковом и структурном плане излагать свои мысли, эмоции в соответствии со сложившейся ситуацией является определяющим показателем уровня развития языковой личности, с одной стороны, и конечной целью обучения русскому языку, с другой. Лаконичность, точность, уместность, логичность, выразительность и, наконец, орфографическая правильность речи обеспечивают адекватное в соответствии со сложившейся речевой ситуацией понимание субъектами общения друг друга, что определяет успешность процесса коммуникации в социуме.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что только в обучении, которое в своей целостности направленно на достижение оптимального общего развития учащихся, можно добиться успехов в развитии речи школьников: её содержательности, мотивации, обеспечить владение средствами языка.

Результатом моей работы явилось:

повышение качества знаний учащихся по всем предметам;

увеличение словарного запаса учащихся, развитие их речи,

высокая активность детей на уроках, интерес к изучению всех предметов в начальной школе.

Развитие коммуникативных навыков

Социальные сети, компьютерные игры, интерактивные чаты и самые разные мессенджеры, позволяющие людям общаться, просто кликая по сенсорам своих гаджетов, – еще несколько десятилетий назад все это могло бы показаться фантастикой. Но сегодня это наша с вами реальность, и такими вещами уже никого не удивишь. Бесспорно, развитие технологий существенно и многократно улучшает жизнь человека, делает ее комфортнее, удобнее, проще. Но в то же время у этой медали есть и обратная сторона.

Все наши знакомые, друзья и коллеги запросто помещаются в небольшое окошко контактов, диалоги, деловые и задушевные беседы принимают форму чатов, а эмоции выражаются красочными смайлами. И вместе с этим для нас, и в особенности для молодого поколения все актуальнее становится проблема социализации, а если конкретнее – проблема развития коммуникативных навыков, т.е. развития навыков общения – реального взаимодействия с другими людьми.

Важность навыков общения и особенности их развития

Несмотря на то, что разговор о важности умения общаться может показаться банальным, мы все же хотим уделить ему некоторое внимание. Это поспособствует наилучшему пониманию необходимости грамотно взаимодействовать с другими людьми в реальном мире и поможет лучше понять, что влияет на развитие способностей к общению.

Коммуникативные навыки крайне важны для формирования круга общения, знакомства, обретения друзей и ведения переговоров, покупки товаров и услуг, заключения контрактов и ведения бизнеса, выстраивания продуктивных взаимоотношений, разрешения конфликтов и поиска взаимопонимания с окружающими. И если человек не умеет общаться, на своем пути он встретит немало проблем и трудностей, как в личной жизни, так и в профессиональной сфере.

Говоря проще, коммуникативные навыки составляют особый поведенческий комплекс, позволяющий каждому из нас:

  • устанавливать контакты;
  • заинтересовывать собеседника;
  • поддерживать общение;
  • сохранять отношения;
  • аргументировать свои мысли;
  • отстаивать свои интересы;
  • разрешать конфликты;
  • пользоваться невербальными средствами общения;
  • защищаться от манипуляций;
  • понимать окружающих, мотивы их действий и реакции.

А вот что говорит о важности в жизни умения общаться известный писатель, бизнес-тренер Ицхак Пинтосевич (кстати, уже из этого видео вы сможете взять на заметку несколько советов по развитию навыков общения).

Больше практических рекомендаций ждут вас ниже по тексту, а пока давайте продолжим разговор. Как известно, коммуникативные способности существуют нескольких видов:

  • информационно-коммуникативная способность, отвечающая за начало, поддержание и завершение беседы, а также привлечение внимания собеседника и применение вербальных и невербальных средств общения;
  • аффективно-коммуникативная способность, помогающая замечать эмоциональное состояние собеседника и грамотно на него реагировать, а также проявлять по отношению к партнеру отзывчивость и уважение;
  • регуляционно-коммуникативная способность, позволяющая помогать собеседнику в ходе общения и использовать оптимальные способы разрешения конфликтных ситуаций; эта же способность позволяет человеку принимать помощь со стороны окружающих.

Что же касается структуры коммуникативных способностей, то она включает в себя множество компонентов, среди которых:

  • социальная перцепция (связана с восприятием, пониманием и оценкой самого себя, других людей и социальных групп);
  • гностические умения и рефлексия (связаны с осознанием, систематизацией и переносом информации);
  • познавательные умения (связаны с особенностями памяти, мышления и внимания);
  • интеракционные умения (связаны с «подачей себя» и умением «настраиваться» на собеседника);
  • волевые качества;
  • восприятие и интерпретация вербальных и невербальных сигналов;
  • способность к пониманию подтекста и контекста;
  • способность к применению знаковых систем для решения разных коммуникативных задач и т.д.

Определить, насколько развиты социально-коммуникативные навыки у человека, можно по тому, как активно, интенсивно и продолжительно он поддерживает контакт с другими людьми, насколько широк круг его общения, насколько эффективно он решает коммуникативные задачи и некоторым другим показателям.

Развитие коммуникативных умений и навыков начинается еще в детском возрасте и на это влияет множество факторов, таких как особенности воспитания, микроклимат в семье, образ жизни и другие немаловажные вещи. В случае когда человек не получает определенного коммуникативного опыта, во взрослом возрасте он может быть замкнутым и неуверенным.

Читайте также:
Домашние задания логопеда по лексической теме Мебель

Но даже для людей с проблемами в общении всегда есть выход из ситуации, ведь развитие социально-коммуникативных навыков доступно в любом возрасте. И здесь самое время поговорить о том, какие же есть средства развития коммуникативных навыков.

Ниже мы предложим несколько методов развития умения общаться. По большей части они относятся, конечно, к уже взрослым людям, но и о том, что нужно для развития коммуникативных навыков у детей (дошкольников, школьников и т.д.) мы тоже обязательно скажем.

Развитие коммуникативных навыков

Предлагаемые методики – это отличные средства развития коммуникативных навыков. По сути, если использовать их вместе, они могут послужить самым настоящим тренингом мастерства общения. С помощью него вы сможете без помощи специалистов, самостоятельно устранить пробелы, имеющиеся у вас в области межличностного взаимодействия.

Проявляйте инициативу

Первое правило коммуникабельного человека – побороть страх общения. Не нужно стесняться идти на контакт первым. Если хотите общения – просто начинайте его. Но не забывайте, что есть ситуации, когда потенциальный собеседник не желает общаться, поэтому не стоит на него давить и принуждать. В остальных же случаях нужно учиться переступать через свои комплексы и неуверенность.

Будьте открыты

Во многих ситуациях люди замкнуты и не уверены в себе из-за того, что слишком много думают об уместности своих эмоций и чувств. Но прямой путь к общению – это открытость. Никто не запрещает вам смеяться, грустить, признаваться в любви, высказывать опасения делиться своими наблюдениями и идеями. Пусть понять вас сможет далеко не каждый, зато с помощью открытости и искренности вы с большей долей вероятности сможете найти единомышленников и друзей. В дополнение к этому открытость способствует повышению самооценки и формированию положительного взгляда на мир.

Слушайте, не перебивая

Умение слушать – один из лучших способов услышать, понять и расположить к себе собеседника. Слушая, не перебивая, вы не только дадите партнеру пространство для выражения своих мыслей, но и сами получите о нем массу информации, а также сможете увидеть, какие ошибки в общении допускает он, чтобы не повторять их в собственном общении. Также в процессе активного слушания вы сможете отслеживать свои реакции на поведение человека, а значит, научитесь видеть себя со стороны.

Определяйте общее и индивидуальное

В любой ситуации, когда вам приходится с кем-то беседовать, обращайте внимание на то, что вас объединяет, и на то, что отличает друг от друга. Этот прием помогает находить общий язык и точки соприкосновения, принимать и уважать чужую позицию, избегать и на корню устранять конфликты. Кстати, один из ключевых моментов в искусстве общения – уметь принимать чужую точку зрения. Другому человеку далеко не всегда следует говорить, что он не прав. Достаточно просто сказать, что у вас есть свое мнение по спорному вопросу.

Будьте уверены в себе

Развитие навыков общения – это еще и развитие уверенности в себе. Боязнь высказаться, страх показаться смешным, неуверенность в своих мыслях, словах и убеждениях – эти и другие подобные вещи всегда отталкивают окружающих. И напротив – человек с адекватной самооценкой, знающий свои сильные стороны и ценящий себя, привлекает к себе других. Уверенность чувствуется, вызывает уважение и делает так, что люди сами идут на контакт с таким человеком.

Думайте о собеседнике

Одна из самых грубых коммуникативных ошибок – забывать о собеседнике. Представьте, что человек что-то вам рассказывает, а вам это совсем неинтересно, либо вы сами хотите поговорить, но собеседник продолжает рассказывать о своем. Наверняка такая ситуация вам знакома, и, скорее всего, не очень приятна. С другими людьми точно так же – никому не нравятся люди, занятые только своими интересами, и забывающие обо всем остальном. Общаясь, постоянно отслеживайте состояние партнера: не устал ли он, интересно ли ему, хочет ли он вас слушать и т.д. Чем внимательнее вы будете к окружающим, тем выше станет ваш коммуникативный уровень, тем проще вам станет находить общий язык с людьми, тем приятнее с вами будет общаться.

Читайте книги

Чтение книг расширяет кругозор человека, увеличивает его словарный запас, способствует запоминанию новых терминов и развивает умение выстраивать грамматически правильные предложения. Обладая таким коммуникативным арсеналом, вы всегда сможете найти, о чем поговорить с другим человеком, поддержать разговор или же перевести его в более комфортное для вас русло. А вот хорошее упражнение: прочтите интересную книгу и коротко перескажите ее, записывая себя на диктофон. Когда будете прослушивать запись, обращайте внимание на недочеты в своей речи: перебивки дыхания, неправильные паузы, слова-паразиты; оценивайте общее качество своей речи. Отмечайте ошибки и запоминайте их, чтобы не совершать в будущем.

Посещайте культурные мероприятия

Бывать на выставках, в музеях и на интересных праздниках полезно не только для общего развития, но и для получения навыков общения. В таких местах редко обходится без знакомств и разговоров, даже если это трехминутная болтовня ни-о-чем или выражение эмоций от увиденного. Главное – это получение коммуникативного опыта. Ко всему прочему соприкосновение с творчеством поднимает самооценку и повышает интерес к жизни, раскрывает внутренний потенциал и дарит вдохновение.

Общайтесь на языке тела

В некоторых ситуациях невербальное общение способно передать до 90% информации о состоянии человека, его настроении и отношении к происходящему. Если вы хотите стать мастером общения, учитесь распознавать позы, жесты и другие невербальные проявления собеседника, а также обязательно обращайте внимание на собственные невербальные сигналы. Научившись это делать, вы сможете доносить до других людей все, что пожелаете, не сказав ни единого слова, и лучше их понимать.

Концентрируйтесь на позитиве

Всегда старайтесь искать положительные моменты в любом разговоре, даже в неудавшемся. Неприятный осадок от беседы, неловкие моменты, неудачные фразы – все это часть общения, и к этому нужно быть готовым. Однако фокусироваться нужно на плюсах коммуникации, поэтому в процессе концентрируйтесь на получении информации, попытках найти общий язык и понять собеседника, обратной связи. Если что-то вдруг пошло не так, не придавайте этому значения, а ищите ловкий выход из ситуации.

Читайте также:
Материал по звуковой культуре речи в помощь воспитателю

Тренируйтесь

Как и в развитии любого важного навыка, в развитии навыков общения особое место занимает практика. Находиться в процессе общения желательно постоянно. Помните, что разовые «вылазки» и попытки инициативы не позволят вам избавиться от зажатости, скованности или каких-то других проблем с общением. Стремиться к общению нужно постоянно: знакомьтесь, сами звоните друзьям и близким, занимайтесь в одиночестве и т.д. Лишь в этом случае общение с окружающими станет полноценной частью жизни и перестанет вызывать неуверенность и робость.

Кстати, насчет занятий в одиночестве – здесь мы можем посоветовать вам интересное упражнение на развитие социально-коммуникативных навыков. Выполняется оно очень просто и не требует много времени.

Упражнение «Перевоплощение»

Суть упражнения в следующем: подумайте о человеке, который вызывает у вас уважение и на которого вы хотели бы быть похожи. Это может быть, например, герой какого-нибудь фильма. Как можно детальнее представьте все те его качества, которые вас привлекают, и опишите их. Затем примерьте на себя все эти качества, стараясь войти в образ этого человека. «Возьмите» его походку, осанку, манеру держаться и разговаривать, взгляд, тембр голоса и темп речи. Побыв немного в этой роли, еще раз вспомните все ощущения, которые вам удалось прочувствовать, и запишите их на лист бумаги. В будущем при общении с другими людьми снова перевоплощайтесь, чтобы общаться так, как вам хочется. Чем чаще вы будете практиковать данное упражнение, тем раскрепощеннее вы будете становиться, и тем легче и приятнее вам будет общаться.

Несложно заметить, что развитие коммуникативных навыков не требует титанических усилий или каких-то специфических способностей. Самостоятельно научиться общаться вполне под силу любому психически здоровому человеку. Нужно лишь применять вышеназванные рекомендации. Однако средства развития коммуникативных навыков ими не исчерпываются. Сегодня можно найти даже специальные мастер-классы и тренинги, на которых мастера коммуникации учат людей взаимодействовать друг с другом. Так что если вы хотите прокачаться по полной программе, то можете поискать такие мероприятия.

Теперь же мы хотим уделить немного внимания еще одному вопросу, касающемуся развития навыков общения – развитию коммуникативных навыков у детей. Возможно, эта информация тоже будет вам полезна.

Развитие коммуникативных навыков у детей

Развитие навыков общения у детей – одна из важнейших задач, стоящих перед родителями. Общение является главным условием и способом жизни человека в обществе, и с помощью него человек может понять самого себя, отыскать свое место в мире. Детское коммуникативное развитие требует пристального внимания, а сегодня, когда дети стали намного меньше взаимодействовать как со взрослыми, так и друг с другом, эта тема становится еще актуальнее.

Если ребенок будет мало общаться с окружающими людьми, он попросту не научится организовывать коммуникацию в будущем. А это может стать причиной ощущения уязвленности и отвергнутости, привести к агрессивности, тревожности, замкнутости, сниженной самооценке и другим проявлениям эмоционального неблагополучия. Чтобы избежать таких проблем, родители должны оказывать всяческую помощь своим детям в социальной адаптации.

В наших статья мы уже не раз говорили о том, что лучшей формой обучения детей чему-либо вообще является форма игровая, и формирование коммуникативных навыков тоже подчиняется этому правилу. Конечно же, чтобы в подробностях изучить все особенности развития навыков общения у детей, лучше обратиться к работам признанных специалистов в этой области, таких как И. А. Кумова, Л.В Чернецкая, М. Г. Елагина, Г. М. Андреева, И. И. Иванец и другие. Мы же хотим дать лишь несколько советов и указать верное направление тем, кого касается рассматриваемая тема.

Развитие навыков общения у детей, как мы и сказали, лучше всего выстраивать в игровой форме. Игры на развитие коммуникативных навыков отличаются тем, что предлагают ребенку возможность развития и взаимодействия с другими людьми и окружающим миром вообще. При этом в них нет соревновательного начала, благодаря чему создается атмосфера близости и единства со сверстниками, а это как нельзя лучше влияет на формирование умения общаться и выстраивать межличностные отношения.

Игры на развитие коммуникативных навыков могут различаться по направленности. Так, существуют:

  • игры на установление контакта;
  • игры на общение без слов;
  • игры на выразительность речи;
  • игры на поведение в конфликтных ситуациях;
  • игры на эмпатийное поведение и другие.

В таких играх часто используются наиболее эффективные обучающие методы и приемы:

  • практические упражнения;
  • игры со словами;
  • беседы и обсуждения;
  • моделирование ситуаций;
  • спортивные задания;
  • обыгрывания эмоциональных состояний;
  • чтение художественных произведений;
  • инсценировки, танцы, хороводы;
  • праздники и вечера отдыха.

Чаще всего обучающие мероприятия для детей организуются профессиональными специалистами. К деятельности по развитию навыков общения у детей привлекаются не только сами дети и педагоги, но и родители – дети учатся общаться, а родители совершенствуются в умении находить с ними общий язык, получают бесценный педагогический опыт от профессионалов и ответы на всевозможные вопросы о воспитании.

Услуги педагогов – это, пожалуй, лучший вариант, ведь эти люди обладают соответствующими знаниями, навыками и инструментами. Если же родители сами решают учить своих детей общаться, на них ложится еще большая ответственность за формирование в ребенке здоровой личности, готовой к жизни в обществе. При этом в любом случае будет необходимо обращаться к специализированным источникам, таким как книги, пособия или видеоматериалы. Кстати, вот пример хорошего обучающего видео:

Заключение

Подводя итог нашей статье, хочется сказать, что развитие и совершенствование навыков общения происходит на протяжении всей жизни человека, и чем лучше он их освоит, тем большие жизненные перспективы будут перед ним открываться.

Коммуникабельным людям больше доверяют, их с большей охотой принимают в обществе; они более уверены в себе и имеют намного больше шансов добиться в жизни успеха, нежели те, кто не умеет общаться.

Читайте также:
Методическая разработка: Звуковой анализ слова – важная часть подготовки детей к обучению грамоте

Умение общаться можно смело назвать талантом и даже некой формой творчества. Так что если вам хочется научиться лучше взаимодействовать с окружающими или научить этому своих детей, знайте, что это достойная цель, достижение которой способно полностью изменить качество вашей жизни и жизни дорогих вам людей.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2015

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Под коммуникативными умениями, понимаются умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения.

В литературе выделяют следующие коммуникативные умения:

– умение организовывать текст сообщения в адекватную форму,

– умение гармонизировать внешние и внутренние проявления,

– умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры и другое.

Коммуникативные умения начинают активно развиваться в младшем школьном возрасте, поэтому педагогу следует помочь правильно сформироваться коммуникативным навыкам именно в этом возрасте для дальнейшего его развития. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Степень сформированности этих умений влияет как на результативность обучения детей, так и на процесс их социализации и развития личности в целом. Коммуникативное развитие осуществляется внутри целостной системы личности в соответствии с линиями развития: личностной, интеллектуальной, деятельностной, которые неотделимы друг от друга.

Коммуникативные умения учащихся формируются исключительно в процессе непосредственного общения с учителем, сверстниками и другими людьми. Результативное, удовлетворяющее интересы коммуникантов общение подразумевает овладение ими коммуникативной компетенцией, составляющей которой, и являются коммуникативные умения.

На всем протяжении младшего школьного возраста общение детей между собой существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения.

Развитие личности ребёнка осуществляется внутри целостной её системы в соответствии с линиями развития: деятельностной, интеллектуальной, личностной, которые неотделимы друг от друга. Коммуникативное развитие должно рассматриваться в общем контексте социализации ребёнка в плане учёта особенностей обобщения, формирования понятий, общения со взрослыми, сверстниками, учёта особенностей общей ситуации социального развития и так далее.

Структура круга общения младших школьников не имеет устойчивого характера и является подвижной. У большинства школьников возникают ситуативные контакты со сверстниками по поводу конкретных занятий, образуются широкие ситуативные игровые общности и более стабильные приятельские группы.

Младший школьный возраст связан с вхождением в школьное обучение как наиболее систематизированную форму общения, с включенностью в учебную деятельность как ведущую деятельность данного периода, что предопределяет переход от наглядно-образного конкретного ситуативного к абстрактному мышлению, к умению выделять существенные связи, строить рассуждения, делать умозаключения, выводы.

Особенно сложным такой переход бывает у детей с общим недоразвитием речи.

У таких детей коммуникативные умения формируются иначе, чем у детей с нормальным речевым развитием. Это связано с тем, что у них затруднена социальная адаптация при переходе в другую среду, им сложно наладить контакт со своими сверстниками, личностное формирование нарушено, инициативы в общении они обычно не проявляют.

Под общим недоразвитием речи понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых происходит нарушение формирования всех речевых компонентов, относящихся как к звуковой, так и смысловой сторонам речи.

У детей с нарушениями речи отмечаются трудности полноценной коммуникативной деятельности, формирования саморегуляции и самоконтроля, отмечаются разнообразные недостатки познавательной деятельности и историки, нарушения эмоционально-волевой сферы.

Дети с общим недоразвитием речи малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют.

У таких детей коммуникативные особенности отличительны от коммуникативных умений детей с нормальным речевым развитием.

Наблюдаемые у детей с общим недоразвитием речи трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с другими детьми.

Л.Г. Соловьева отмечала, что взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у детей этой категории имеет особенности речевого развития: бедность словарного запаса, недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания. Все это препятствует осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь, особенности поведения; незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).

В речи таких детей отмечаются отдельные аграмматичные фразы, неточное употребление некоторых слов, фонетические недостатки менее разнообразны.

В общении дети пользуются простыми распространенными предложениями из трех-четырех слов, сложные предложения в речи отсутствуют. В самостоятельных высказываниях отсутствует правильная грамматическая связь, логика событий не передается.

Для ребенка, имеющего нарушения речи, общение представляет собой сложный процесс. У младших школьников с ОНР недостаточно сформированы языковые средства, отмечается задержка формирования коммуникативной и обобщающей функции речи, проблемы в формировании коммуникативной сферы.

Отметим следующие причины, влияющие на общение младших школьников с речевой патологией со сверстниками: фиксированность на дефекте речи, речевой негативизм, чувство неполноценности, низкая потребность к общению, неадекватность речевых и поведенческих реакций, неумение правильно использовать вербальные и невербальные средства коммуникации и другое.

Исходя из этого, можно говорить, что у детей с ОНР младшего школьного возраста возникают затруднения в общении со сверстниками, снижена самооценка, отмечаются отставания в учебной деятельности, присутствует отказа от устного общения.

Комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с ОНР препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей в коллективе сверстников.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения. Коммуникативные умения – это умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения. Коммуникативные умения начинают развиваться с младенчества. Коммуникативное развитие у младших школьников с нормальным речевым развитием рассматривается как социализация ребенка в плане учета особенностей обобщения, формирования понятий, общения со взрослыми, сверстниками, учета особенностей общей ситуации социального развития.

Читайте также:
Использование биоэнергопластики на дошкольном логопункте

Коммуникативные умения детей младшего школьного возраста формируются в процессе непосредственного общения с учителем, сверстниками и другими людьми. На всем протяжении обучения в начальной школе общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения. У детей с общим недоразвитием речи коммуникативные умения развиты слабо, что отмечается в затруднении в общении со сверстниками, в заниженной самооценке, в отставании в учебной деятельности, в присутствии отказа от устного общения, в становлении у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, в изоляции этих детей в коллективе сверстников.

Литература

1. Артеменко О.Н. Взаимообусловленость и взаимовлияние в развитии психических процессов и познавательной активности младших школьников // Вестник Московского университета МВД России. // М.: Изд – во Юнити-Дана – № 6, 2009. – 200 с.

2. Артеменко О.Н. Реализация дифференцированного подхода в обучении младших школьников // Сибирский педагогический журнал. // Новосибирск: Изд – во НГПУ – № 7, 2009. – 399 с.

3. Артеменко О.Н. Теоретико-научный анализ организации учебной деятельности и усвоения основных предметных знаний младшими школьниками // Сибирский педагогический журнал. // Новосибирск: Изд – во НГПУ – № 1, 2010. – 394 с.

4. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М., 1997.

5. Зотова И.Н. Коммуникативная компетентность как аспект социализации личности студента в условиях информатизации общества//Актуальные социально – психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХІ века». – Кисловодск, 2006.

6. Логопедия / Под редакций Л.С. Волковой. – Изд. 5. – М., 2009.

Дидактические разработки к логопедическим занятиям с использованием интерактивной доски для детей с ОНР. Лексическая тема: “Фрукты”

Разделы: Логопедия

Дидактические разработки содержат разнообразные логопедические игры, речевые задания и упражнения, способствующие развитию у детей старшего дошкольного возраста с ОНР фонематического восприятия, расширению объёма словаря, формированию и совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи и психических процессов.

Дидактические разработки могут быть использованы как на индивидуальных, так и на групповых занятиях.

Дидактические разработки рекомендованы учителям – логопедам, воспитателям ДОУ.

Дидактические разработки предназначены для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

ЦЕЛЬ: повышение мотивации дошкольников в речевом развитии с использованием интерактивной доски и применением дидактических разработок.

ЗАДАЧИ:

  • уточнение и расширение словарного запаса;
  • формирование и совершенствование грамматического строя речи;
  • совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза;
  • развитие связной речи;
  • развитие психических процессов.

В результате использования интерактивной доски повышается качество обучения, дети дольше собраны и внимательны на занятии, эффективнее усваивается речевой материал, развиваются зрительное восприятие, внимание, память, мышление, зрительно-моторные и пространственные функции.

Дидактические разработки к логопедическим занятиям с использованием интерактивной доски для детей с ОНР.

Игра “Сосчитай”

Цель: совершенствовать умение детей согласовывать числительные с существительными, соотносить количество предметов с соответствующими цифрами, расширять словарный запас, развивать память и внимание.

Методические рекомендации: посмотри на картинку, сосчитай количество груш, яблок, бананов, апельсинов, арбузов и соедини с нужной цифрой.

Ребёнок проводит пальчиком и передвигает картинку, соединяя фрукты с нужной цифрой.

Игра “Сварим борщ и компот”

Цель: совершенствовать навыки детей, дифференцировать понятия “овощи” “фрукты”, активизировать словарный запас, развивать ориентировку в пространстве.

Методические рекомендации: овощи для борща положи в правую корзинку, а фрукты для компота – в левую.

Ребёнок проводит пальчиком и передвигает картинку, раскладывая овощи в правую корзинку, а фрукты – в левую.

Игра “Большой – маленький”

Цель: совершенствовать умение детей образовывать и употреблять в речи существительные в уменьшительно-ласкательной форме, обогащать словарный запас, развивать память, внимание, мышление.

Методические рекомендации: рассмотри картинки и назови большие и маленькие фрукты (банан – бананчик). Передвинь маленький предмет к большому.

Ребёнок проводит пальчиком и передвигает картинку с маленьким предметом к большому.

Игра “Один – много”

Цель: совершенствовать грамматический строй речи, формировать навыки детей образовывать и употреблять в речи существительные множественного числа, развивать память, внимание, мышление.

Методические рекомендации: посмотри на картинки и назови один и много фруктов. Соедини линией один фрукт и много фруктов.

Ребёнок проводит пальчиком или маркером линию и соединяет один объект и много объектов, называя при этом картинки (слива – сливы). Развиваются навыки словообразования.

Упражнение “Пройди по дорожке”

Цель: развивать зрительно-моторные функции, развивать связную речь, продолжать учить детей составлять рассказы – описания по предложенному плану.

Методические рекомендации: соедини точки плавной линией, стараясь не отрывать маркер от доски. Составь рассказ – описание по плану (назови фрукт; какой он формы, какого цвета; что у него есть (кожура, косточка); что из него можно приготовить).

Ребёнок соединяет точки маркером и, дойдя до конца дорожки, составляет рассказ – описание того предмета, к которому привела дорожка.

Упражнение “Дорисуй узоры”

Цель: развивать зрительно-моторные функции.

Методические рекомендации: дорисуй узор по образцу.

Ребёнок дорисовывает маркером узор сначала по точкам, а затем самостоятельно.

Задание “Сколько звуков в слове?”

Цель: развивать навыки звукового анализа и синтеза.

Методические рекомендации: назови слово, отметь на звуковой схеме, сколько звуков в слове.

Ребёнок называет слово и цветными маркерами обозначает звуки в слове.

Задание “Где живёт звук?”

Цель: продолжать учить детей определять место звука в слове, развивать навыки звукового анализа и синтеза.

Методические рекомендации: назови картинку и определи место звука в слове (начало, середина, конец) и отметь на схеме.

Ребёнок называет слово и цветным маркером обозначает место звука в слове.

Упражнение “Определи по цвету и форме”

Цель: активизировать словарный запас детей по теме “Фрукты”; совершенствовать умение детей соотносить предметы с определённой геометрической фигурой и цветом; развивать зрительное восприятие, внимание, память и мышление.

Читайте также:
Коррекция оптической дисграфии на примере дифференциации букв б-д

Методические рекомендации: назови картинку, определи форму и цвет; передвинь картинку к определённой геометрической фигуре.

Ребёнок называет слово и пальчиком передвигает картинку к нужной геометрической фигуре.

Упражнение “Нарисуй дорожку”

Цель: продолжать учить детей выделять первый звук в слове (гласный и согласный), развивать фонематическое восприятие, внимание, память.

Методические рекомендации: назови картинку, определи первый звук в слове; соедини линией картинку с определённым звуком.

Ребёнок называет слово, определяет первый звук в слове и проводит линию от картинки к нужному звуку.

Игра “Рассади пассажиров по вагонам”

Цель: совершенствовать умение детей делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; активизировать словарный запас; развивать внимание, память.

Методические рекомендации: Назови картинку, определи количество слогов в слове; посади пассажира в нужный вагончик.

Ребёнок называет слово, определяет количество слогов в слове и перемещает картинку в нужный вагон.

Логопедическое домашнее задание по лексической теме «Фрукты»

Марина Коренкова
Логопедическое домашнее задание по лексической теме «Фрукты»

Фрукты (лексический строй речи).

1.- Рассмотрите с ребенком фрукты: яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, мандарин, лимон. Уточните, как это все можно назвать одним словом (“фрукты“). Расскажите, что лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут, киви – цитрусовые. Помогите запомнить информацию.

– Обратите внимание на характерные признаки фруктов: вкус, цвет, форма, запах.

– Расспросить ребенка, знает ли он, где растут фрукты (в саду, на дереве).

– Выясните, знает ли Ваш ребенок, что можно приготовить из фруктов.

Примерный перечень слов,который Вам поможет:

Предметы: апельсин, банан, груша, лимон, яблоко, слива, яблоня, мандарин, сад, земля, деревья, ствол, ветви, крона, корни, листья, семена, плоды, косточка, кожура, пища, сок, кисель, компот, варенье, повидло, фрукт…

Признаки: цвета – красный, оранжевый, бордовый и т. д. ; вкус – кислый, сладкий, горький; форма – круглая, овальная, треугольная; поверхность – гладкая, шершавая, ровная, неровная; отыменные прилагательные – яблочный, сливовый и т. д. ; спелый, неспелый, зрелый, незрелый, вкусный, невкусный, сладкие, сочные, румяные, свежие, консервированные, ароматный…

Действия: собирать (урожай, расти, цвести, зреть, выкапывать, срывать, мыть, чистить, резать, варить, сушить, готовить, заготавливать, кушать …

2. Попробуйте придумать с ребёнком загадки-описания о фруктах.Например:

Жёлтый, овальный, кислый (лимон) и т. п.

3. Упражнение “Назови цвет, форму” на согласование существительных с прилагательным.

Слива (какая) – синяя, овальная.

Лимон (какой) -.

Абрикос (какой) – и т. д.

4. Нарисуй или приклей картинки с изображением различных фруктов.Покажи и назови части: листья, стебель, корешок, хвостик, семечки, косточки, кожура, сердцевина.

5. Составление предложений из слов.

• яблоки, лежать, яблоня, под

• груша, расти, сад, в

6. Составление сложноподчиненных предложений (упражнение “Закончи предложение”)

Мама собрала в саду яблоки, чтобы.

Мама помыла груши, чтобы.

Мама купила в магазине сливы, чтобы.

7. Составление сложносочиненных предложений по образцу.

Слива синяя, а яблоко – зеленное.

Лимон кислый, а груша -.

8. Развитие логического мышления (учимся отгадывать загадки).

• В шкурке желтой, кислый он,

• В шкурке золотистой,

Сладкий и душистый.

• Схож он с бусами немножко,

Каждый листик – как ладошка.

Был зеленым, а поспел он –

Стал янтарным, синим, белым.

Фрукты (грамматический строй речи).

2. Один – много (множественное число, именительный падеж существительных):

яблоко – яблоки, фрукт — ,корень — ,яблоня — ,дерево — ,ветка — ,

косточка — ,лист — ,ствол —, мандарин-, банан-…., слива-, киви-,гранат-,

нектарин-, персик-, абрикос. и т. д.

3. Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

яблоко – нет яблока

4. Упражнение “Один-много” на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Один апельсин – много апельсинов.

Одна груша – много груш.

5. Какой сок? Какое варенье?

фрукт – фруктовый, фруктовое

5. Поиграйте в игру «Жадина»:

Пусть ребенок ответит на вопросы: чей это лимон? (Мой лимон.)

Чье это яблоко? (Мое яблоко.) Чья слива? (Моя слива.) и т. д.

6. Упражнение “Посчитай” на согласование числительных с существительными.

1 лимон, 2 лимона, 3. , 4. , 5 лимонов.

1 слива, 2. , 3. , 4. , 5.

1 абрикос, 2. , 3. , 4. , 5.

1 груша, 2. , 3. , 4. , 5. И т. д.

7. Упражнение “Закончи предложение” на употребление падежных форм существительного.

Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного. (яблока). Мы съели все. (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной. (груши). Мы съели все. (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной. (сливы). Мы съели все. (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной. (вишни). Мы съели все. (вишни).

8. Упражнение “Какие будут фрукты?” (учимся образовывать отглагольные прилагательные).

– Если фрукты сварить, то они будут – вареные.

– Если фрукты заморозить, то они станут.

– Если яблоки запечь, тогда они получатся.

– Если груши посушить, тогда они станут.

Отработать упражнение на примере всех фруктов.

Домашнее задание для детей средней логопедической группы по лексической теме «Осенние дары» Тема: Осенние дары Вклейте (нарисуйте) картинки с изображением овощей, фруктов. Ребенок должен уметь назвать: • Фрукты • Овощи • Одним словом:.

Развитие мышления и речи на примере занятий из цикла «Овощи. Огород», «Фрукты. Сад» Занятие по теме «Фрукты. Сад» Цели: – совершенствовать умение обобщать и выделять существенные признаки; – развивать умение сравнивать предметы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: