Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по плаванию

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и инструктора по плаванию

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и инструктора по плаванию по организации работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой.

По статистическим данным только 10 процентов новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми.

Отдельную категорию составляют аномалии развития ребенка, сопровождающиеся нарушением речи, которые все чаще сегодня сочетаются с разнообразной патологией неречевых функций.

Необходимость широкого коррекционно-оздоровительного воздействия обусловлена не только недоразвитием компонентов речи, но и наличием вторичных (неречевых) отклонений здоровья.

В настоящее время большое распространение получает система здоровьесберегающего воспитания, где задачи укрепления и сохранения здоровья органично сочетаются с решением образовательных задач.

Здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Неречевая симптоматика детей с ОНР:

1. Поверхностное (ключичное) дыхание, которое сказывается на жизненной емкости легких. Следствием этого является односложность и стандартность построения фраз. Такой тип дыхания наносит вред процессу звукообразования.

2. Повышенный мышечный тонус, спастичность и недостаточная амплитуда движений при выполнении упражнений;

3. Нарушение координация движений, затруднено согласование движений различных частей тела, в том числе артикуляционная моторика.

4. Недостаточность понимания речевых инструкций, а значит, затрудненность коммуникативной функции, что создает дополнительные трудности в усвоении учебного материала, т.к. отдельные инструкции необходимо повторять несколько раз.

5. Низкий уровень произвольного слухового внимания и памяти, что отрицательно сказывается на решении образовательных задач;

Одним из путей комплексного решения имеющихся проблем в свете здорорвьесберегающих технологий работы мы увидели в установлении взаимодействия в работе учителя-логопеда и инструктора по плаванию.

Актуальность использования данного направления работы заключается в том, что плавание способствует:

– повышению двигательной активности детей;
– разнообразию закаливающих процедур;
– усилению оздоровительной направленности учебного процесса;
– улучшению функциональных возможностей нервной системы;
– снятию нервного напряжения и укреплению общего тонуса организма;
– развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз- рука».

Тактильный контакт с водой, осуществляемый в процессе выполнения упражнений позволяет ощутить сопротивление воды и способствует:

– усвоению слоговой структуры слова;
– развитию чувства ритма, силы голоса, интонационной выразительности речи;
– формированию физиологического и речевого дыхания.

Общеизвестно, что плавание оказывает укрепляющее воздействие на детский организм, а безопорное положение туловища благотворно влияет на процесс расслабления. Важным является и температурное воздействие водной среды. Теплая вода снимает утомление мышц, заставляет ребенка почувствовать себя комфортно.

Осуществление взаимосвязи в комплексном решении коррекционных задач возможно при создании единого творческого коллектива единомышленников, основными задачами которого является:

– повышение профессионального уровня всех специалистов;
– организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное, физическое развитие ребенка;
– разработка и внедрение календарно-тематического плана, построенного на блочном лексическом планировании.

Взаимодействие между специалистами осуществляется в нескольких направлениях:

1. Организация совместного планирования работы, обсуждение динамики развития детей на еженедельных консультациях.

2. Внедрение инструктором по плаванию в работе с детьми игровых упражнений на коррекцию речевых и неречевых нарушений;

3. Совместное проведение инструктором по плаванию и учителем –логопедом игр и упражнений, бинарных занятий на закрепление умений и навыков, полученных в процессе образовательной деятельности;

Правильно организованные занятия в воде для детей, имеющих речевую патологию, способны стать мощным средством комплексного решения коррекционных задач.

Осуществление взаимосвязи в работе специалистов дошкольного учреждения позволяет инструктору по плаванию проводить комплексные оздоровительные мероприятия и дает возможность использовать нетрадиционные для занятий по плаванию оздоровительные формы и методы работы:

1. Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, автоматизацию звуков (элементы фонетической ритмики, дыхательной гимнастики Стрельниковой).

Большинство детей с ОНР по итогам первоначальной диагностики имеют поверхностный верхнеключичный тип дыхания, слабый речевой выдох, отсутствие целенаправленной воздушной струи, что затрудняет постановку звуков.

Специальные упражнения в игровой форме «Подуем на кораблики», «Звездочка», «Водолазы» помогают детям научится делать глубокий вдох, задерживать дыхание, делать длинный и плавный выдох.

2. Массаж биологически активных зон.

Упражнения массажа проводятся в игровой форме, чаще всего в сопровождении со стихотворным текстом с использованием аудиозаписей, которые позволяют контролировать последовательность выполнения упражнений.

Игровые массажи создают у ребенка положительный эмоциональный настрой, способствуют расслаблению мышц, релаксации организма.

Стихотворный текст в сопровождении с музыкой развивает координацию и ритмичность выполняемых движений.

Массаж проводится совместно по показу, с постепенно увеличивающейся долей самостоятельности детей.

3. Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики по соответствующей лексической теме.

На каждую лексическую тему или на изучаемый звук подбираются несколько упражнений, которые дети хорошо выполняют без зеркал. Например для закрепления темы «Продукты питания» детям предлагалось выполнить упражнение «Вкусное варенье», «Чашечку», упражнения мимической гимнастики «Кислый лимон», «Толстячок», «Худышка». При изучении и постановке свистящих дети в игровой форме выполняли упражнения «Улыбочка-дудочка», «Насосы».

4. Упражнения на развитие моторики рук (пальчиковая гимнастика).

Тексты пальчиковой гимнастики соответствуют определённой лексической теме и в течении недели выполняются детьми со всеми специалистами на занятиях. Выполнение пальчиковой гимнастики в воде способствуют увеличению нагрузки на мышцы рук, верхнего плечевого пояса, что усиливает оздоровительный эффект от занятия.

5. Логоритмические упражнения, направленные на развитие координации речи с движением.

Упражнения на развитие чувства ритма во время занятий в бассейне помогают решить и образовательные и оздоровительные задачи, т.к. движения в воде увеличивают мышечную нагрузку. Движения становятся более четкими, координированными, проговаривание текстов так же становится более ритмичным.

6. Упражнения, направленные на развитие силы голоса.

В связи с особенностями акустики в бассейне подобные упражнения провести легче, т.к. дети могут реально услышать разницу звучания речи с различной силой, высотой, тембровой окраской и интонацией голоса.

Читайте также:
Роль игры в процессе речевого развития дошкольников

7. Коррекционные упражнения, подвижные игры на закрепление знаний, получаемых на занятиях учителя-логопеда.

Закрепление словаря по лексической теме проводится в виде игровых упражнений, типа «Собери предмет» (пазлы по лексическим темам), использования элементов соревнования «Кто быстрее».

Для достижения этой цели создана богатая база игрового материала и пособий. Совершенствование навыков чтения, звукового анализа, где дети определяют начальный гласный или согласный в слове, находят соответствующую букву, так же интересно происходит на бинарных занятиях. Это упражнения, где сочетаются упражнения плавания с заданиями учителя-логопеда :

– «Ныряльщики». Цель :учить детей погружаться в воду, находить предметы на дне бассейна. Учитель-логопед предлагает найди шайбу на дне бассейна с буквой, назвать слово на заданный звук,

– «Найди домик для игрушки». Цель: учить передвигаться по бассейну ,используя знакомые способы плавания, определять место звука в слове или количество слогов в слове .Учитель-логопед предлагает детям рассмотреть игрушки (липучки) , приклеенные на стенах бассейна, найти те, в названиях которых определенное количество слогов и поселить в домик с соответствующей цифрой. Домики нарисованы водными красками на стенах бассейна.

– «Отгадай и напиши ». Цель: определить слове по картинке первый звук, написать соответствующую букву(водные краски для рисования пальчиками)

Таким образом, взаимосвязь в работе инструктора по плаванию и учителя-логопеда в вопросах расширения форм коррекционного (логопедического) воздействия на детей с ОНР, сохранению и укреплению их здоровья позволяет не только совершенствовать коррекционно–образовательный процесс, но и поднимает профессиональный уровень учителя–логопеда и инструктора по плаванию, помогает им раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка, использовать их на его благо.

Сиволап Ирина Александровна,
учитель-логопед, МДОУ Детский сад №118
г. Архангельск

1. Поволяева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Серия “Учебники, учебные пособия”. – Ростов на Дону, 2002
2. Баранова Е.Е. Развивающие игры с водой в детском саду и дома». Академия развития.- Ярославль 2009;
6. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы
  • Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков
  • Разместить материал у нас
  • Видеозапись семинара «Запуск речи у неговорящих детей»
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Рекомендации для педагогов ДОУ “Блиц-игра “Речь педагога особенна”
  • Упражнения, способствующие формированию навыков чтения

Зонды постановочные

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности

Ярошевич Т.Я.
Учитель-логопед МБДОУ д/с № 12, г. Белгород;
Кухтинова Ж.Г.
Инструктор по физической культуре МБДОУ д/с № 12, г. Белгород

Оригинал: скачать
Сертификат о публикации: не выдавался

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их ре¬чевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.

Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:
– развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
– координации движений;
– общей и мелкой моторики;
– закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
– речевого и физиологического дыхания;
– формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
– работа над мимикой лица.

Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре представлена на схеме 1.

При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.

Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.

Учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с тематическим планом работы на учебный год, согласно ему совместно составляется комплекс речевого материала для развития движений.

В специальной коррекционной работе в процессе физического вос-питания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.
Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных на-рушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.

Читайте также:
Использование метода сказкотерапии в обучении детей рассказыванию

Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя. Например. При отработке учителем-логопедом лексической темы «Домашние животные» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Кролики», в которой дети закрепляют умение прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, а также навык падежного согласования существительных (с мячом: кто у собаки? – у собаки щенок; кто у коровы? – у коровы теленок).

Изучая лексическую тему «Профессии», на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Пожарные на учении», в которой дети упражняются в умении влезания на гимнастические стенки и закрепляют употребление глаголов будущего времени (Я буду пожарным. Я буду строителем. Я буду учителем.). Цель такого планирования – закрепление и расширение словаря ребенка, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей. Зачастую в силу особенностей развития детей с ОНР инструктору по физкультуре приходится менять правила игры, то есть «раздвигать» регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении, так и в упрощении правил.

Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-лого¬педом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится ребенок в данный период времени.

На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.

Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков. В Приложении 1 представлен план взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по лексическим темам.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Например, при изучении лексической темы «Зимние забавы» инструктор по физкультуре проводит сюжетное физкультурное занятие «Зимние забавы».
Во время разминки инструктор использует стихотворную форму.
Пусть летят к нам в комнату, Руки согнуты к плечам.
Все снежинки белые. Наклоны туловища вправо, влево.
Нам сейчас не холодно, Руки вверх.
Мы зарядку делаем. Приседание, руки вперед.
Ходьба и бег сопровождаются стихами о зимних забавах.
Снег, снег, белый снег,
Засыпает он нас всех!
Дети все на лыжи встали,
И по снегу побежали.

При выполнении общеразвивающих упражнений инструктор использует загадки о предметах для зимних забав, а дети имитируют движения хоккеиста.

Палка я не простая,
А немножко завитая.
Без меня игра в хоккей,
Не интересна для детей (клюшка).

Объясняя основные виды движения, инструктор использует стихотворную форму (метание правой и левой рукой в цель).

Мы сейчас увидим с вами,
Как бросают в цель снежками.
Вы, ребята, цельтесь так,
Чтоб снежком попасть в колпак.

В заключительной части также используется стихотворная речь, которая восстанавливает ритм дыхания.

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.

На занятиях широко используются нетрадиционное оборудование и пособия, изготавливаемые из подручных средств, бросового материала (бутылки пластиковые, банки): «Дорожка здоровья», «Змейка-шагайка», «Косички», «Мешочки для метания», «Коррекционные следы», «Цветные брусочки» и многое другое. При подборе материала к занятию необходимо знать уровень развития двигательных качеств, эмоциональное состояние ребенка, его двигательный и словарный запас, состояние здоровья.

Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.: Гуманит, 2004г.
2. Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое Развитие дошкольников: Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.
3. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе. Комплект из трех альбомов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009 г.
4. Ушакова О. С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996г.
5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. М.: Просвещение, 2009г.
6. Финогенова Н.В. Физическое воспитание дошкольников на основе использования подвижных игр// Начальная школа до и после плюс.-2005г.-№10.- 14-17 с

Читайте также:
Особенности детей с ЗРР на начальном этапе школьного обучения

Приложение 1

План взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по лексическим темам

Журнал по взаимодействию учителя-логопеда и инструктора по физической культуре

Содержимое публикации

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 6»

города Миньяра Ашинского района Челябинской области

ЖУРНАЛ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

учитель – логопед:

Башина Елена Борисовна

«Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по сопровождению детей с речевыми нарушениями»

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.

Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:
– развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
– координации движений;
– общей и мелкой моторики;
– закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
– речевого и физиологического дыхания;
– формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
– работа над мимикой лица.

Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре представлена на схеме 1.

Взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется по двум направлениям:

Учитель – логопед, и инструктор по физической культуре должны:

 осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

 закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;

 всесторонне развивать личность дошкольника.

Основные задачи стоящие перед учителем – логопедом и инструктором по физической культуре

Оздоровительные

Укреплять костно-мышечный аппарат.

Развивать координацию движений и

Формировать правильную осанку

Оптимизация мышечного тонуса.

Коррекционные

Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

Формирование речевого и физического дыхания.

Работа по развитию моторики:

в) лицевой и артикуляционной.

Направления деятельности учителя – логопеда с инструктором по физической культуре

1. Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.

2. Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

3. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.

4. Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях по физической культуре.

5. Участвует в обследовании детей с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой моторики.

План взаимодействия учителя-логопеда с инструктором по физической культуре

на учебный год.

Формы работы

Планирование совместной работы учителя – логопеда и инструктора по физической культуре в логопедических группах.

Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса.

Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре об эффективности занятий фидбол-гимнастикой с детьми, страдающими ОНР (предложено ознакомиться с книгой А. А. Потапчук, Т. С. Овчинниковой «Двигательный тренинг для дошкольников»).

Помощь инструктору по физической культуре в подготовке спортивных праздников

Ознакомление инструктора по физической культуре с некоторыми приёмами постановки звуков у детей.

Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспечения эффективного взаимодействия учителя-логопеда и инструктора

Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре о динамике развития двигательной активности детей с нарушениями речи.

Участие в составлении сценария веселые старты «Мама, папа, я – спортивная семья»

Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе

Беседа с инструктором по физической культуре на тему: «Особенности речевого и психофизического развития детей с речевыми нарушениями»

Практические и теоретические рекомендации инструктору по физической культуре по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий во время летнего периода.

дата: ____________________________________________________________

Обратить внимание на следующих детей в группе с проблемами

Вид проблемы

Фамилия, имя ребенка

Ориентировка в пространстве

Нарушение слоговой

структуры слова

Планирование совместной работы учителя-логопеда

синструктором по физической культуре

Дата проведения

Тема недели

Инструктор по физической культуре

«Урожай. Овощи. Фрукты».

Картотека по лексической теме № 1

«Краски осени. Деревья»

Картотека по лексической теме № 2

«Животный мир. Дикие Животные»

Картотека по лексической теме № 3

«Животный мир. Домашние животные»

Картотека по лексической теме № 4

Картотека по лексической теме № 5

«Народная культура и традиции»

Картотека по лексической теме № 6

«Дружба День народного единства. Наша Родина – Россия».

Картотека по лексической теме № 7

Картотека по лексической теме № 8

«Кто как готовится к зиме. Одежда. Обувь, Головные уборы».

Картотека по лексической теме № 9

Картотека по лексической теме № 10

«Миром правит доброта».

Животные жарких стран

Картотека по лексической теме № 11

Читайте также:
Совершенствование фонетико-фонематических функций и лексико-грамматического строя речи у дошкольников в играх и упражнениях

«Здравствуй, зимушка- зима»

Картотека по лексической теме № 12

Картотека по лексической теме № 13

Картотека по лексической теме № 14

Зимние забавы детей».

Картотека по лексической теме № 15

«Сказка. Зимующие птицы».

Картотека по лексической теме № 16

Картотека по лексической теме № 17

Картотека по лексической теме № 18

«Азбука безопасности» ПДД

Картотека по лексической теме № 19

«Маленькие исследователи» Бытовые электроприборы.

Обучение плаванию детей дошкольников с ОНР

1. Особенности детей с ОНР
ОНР – это такая форма патологии речи у детей с нормальным слухом и нормальным интеллектом, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Это и лексика (словарный запас), и грамматика, и связанная речь и звукопроизношение. Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными нарушениями лексики, грамматики и звукопроизношения. В соответствии с этим принято условное деление на уровни развития (всего 3 уровня), при которых общим является значительное отставание в проявлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия (восприятия и различия звуков на слух). Степень выраженности названных отклонений различна.
Основной контингент дошкольников в группах с ОНР имеет 2 и 3 уровни речевого развития.
Второй уровень речевого развития характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые конструкции или искаженные фразы, владеют обиходным запасом.
Словарный запас детей отстает от возрастной нормы. Это проявляется в незнании многих слов, обозначающих, например наименование различных частей тела (туловище, локоть, плечо, затылок…).
Третий уровень речевого развития детей характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами недоразвития словаря, грамматики, звукопроизношения и фонетического слуха. Дети могут более свободно общаться с окружающими, но продолжают нуждаться в помощи родителей и педагогического персонала детского сада, вносящих в их речь соответствующие пояснения, т.к. самостоятельное общение является для них затруднительным. На этом уровне фразовая речь приближается к низкой возрастной норме. Бытовой словарь таких детей в количественном отношении гораздо беднее, чем у их сверстников.

2. Предпосылки для организационной образовательной деятельности по плаванию ребенка дошкольного возраста с ОНР
Организационная образовательная деятельность плаванием – один из богатейших источников здоровья детей с ОНР. Можно начать заниматься с ребенком и в возрасте 3-4, 5-6 лет, да и практически в любом возрасте. Обязательно надо учитывать возраст и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию. Свойства воды оказывает на здоровье ребенка термическое (закаливающее), гигиеническое, механическое и физическое воздействие. Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма. В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма.
Плавание благотворно влияет на весь организм в целом. Развивает мышечную систему ребенка. Органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности благодаря положению пловца, близкому к горизонтальному. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывают благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы. У детей, систематически занимающихся плаванием, развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движением. При плавании ребенок дышит чистым, лишенным пыли и достаточно увлажненным воздухом. Опорно-двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования и плавание является эффективным укреплением скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство. Большая динамическая работа ног в безопорном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить например такое распространенное заболевание как плоскостопие. В результате систематической организованной образовательной деятельности плаванием увеличивается сила и подвижность нервных процессов в коре больших полушарий, повышается пластичность нервной системы ребенка, отчего он становится более уравновешенным, лучше контролирует свое поведение и быстрее приспосабливается к новым видам деятельности в различной обстановке, что особенно важно для детей с ОНР.

3. Методика обучения плаванием детей с ОНР
Проблема реабилитации таких детей, в том числе и средствами физического воспитания, достаточно актуальна. Физическое воспитание и в частности плавание для детей с ОНР – не только средство укрепления здоровья, повышение двигательной подготовленности, но и мощный фактор коррекции и компенсации нарушенных функций. Что касается организации образовательной деятельности по занятию плаванием то здесь необходим подбор специальных средств, методов и приемов их применения. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма.
Методики обучения плаванию дошкольников с ОНР в целом построены на общепринятых методиках по плаванию. Есть некоторые установки – например – объяснения должны быть образными и сочетать с показом. Все движения, упражнения – показываем. Устраиваем демонстрацию или даем установку во время их исполнения – корректируем (проговариваем). Движения или задания (команды) должны проговариваться и показываться точно, объяснять надо не долго. Как правило, дети ОНР повторяют движения правильно, т.к. у них очень хорошо зрительское восприятие. Дети ОНР утомляются быстрее не физически а психически. Поэтому при работе с ними применяют приемы когда дети устают (не слышат задания, теряют координацию движений):
– переходим на шепот;
– медленную ходьбу (вдох-выдох);
– упражнение на потягивание;
– или любое другое простое задание (например – встать в пары и посмотреть друг другу в глаза и т.д.);
– говорим громко, потом тихо, потом – нормально.
Этапы обучения:
– первоначальное разучивание (ознакомление с движением);
– углубленное разучивание;
– совершенствование.
Методика обучения плавания детей дошкольного возраста с ОНР должна опираться на основные дидактические требования педагогики и иметь воспитывающий и развивающий характер с учетом индивидуального подхода. Хрупкость, несформированность детского организма требует тщательного учета способностей, склонностей, а главное – возможностей каждого ребенка с ОНР. Это особенно актуально для детей дошкольного возраста с ОНР, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков.
Методика обучения плаванию делится на несколько этапов.
Первый из них – и один из самых важных заключается в проведении на суше упражнений, имитирующих основные плавательные движения. Это гребковые движения руками с поворотами головы, маховые движения прямыми ногами от бедра, не сгибая коленей, прогибы в позвоночнике в положении лежа и др.

Читайте также:
Домашние животные - конспект занятия

Второй этап – освоение ребенком пребывания в воде и обучение движениям в ней. Ребенок обучается правильному положению тела при скольжении и нырянии, самое трудное на данном этапе – это научить ребенка делать выдох в воду. Овладение навыками выдоха в воду и скольжениями с отталкиванием ногами от бортика бассейна. Проводится обучение движениями ногами при плавании вольным стилем, важно следить за тем, чтобы начинающий пловец не закрывал глаза в воде и смотрел прямо перед собой. Затем начинают обучать движениям рук и дыханию с поворотом головы на вдохе.
Третий этап обучения – полной координации плавательных движений сначала при задержке дыхания, а затем и при согласовании движений с дыханием. Дыхание при плавании имеет свои особенности. Именно совершенствованию таких координированных действий посвящаются последующие занятия обучению плавания.
Совершенствованию навыков плавания помогают игры (игровой метод является одним из основных средств методики воспитания) на воде (например «Поймай меня» – бег в воде, «Лягушка» – прыжки, «Дельфин» – погружение с головой в воду с последующим выскакиванием из нее по пояс, «Спасение животных» – ныряние для доставания игрушечных животных со дна, и многие другие). детей с ОНР – это эмоциональная разрядка.
Игры для Важно четко и правильно излагать и объяснять игру перед ее началом:
– название;
– расположение игроков и их роли;
– ход игры;
– цель игры;
– основные правила.
Соревновательные и игровые методы в дошкольном обучении плаванию у детей с ОНР должны применяться систематически.

4. Организация дидактического пространства
1. Самый главный принцип «от простого к сложному».

Превращению игровой ситуации в учебную способствует последовательный переход от простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений. Данный принцип – условие освоения ребенком все более сложных приемов плавания, их техники и самостоятельного выполнения упражнений. Чтоб задания выполнялись осознано, включаем «образ» и ведем речевой контроль через речь (напр. «летаем как птички»). Можно – на сравнении (напр. «у воробья крылья маленькие а у вороны – большие»). Но точно ребенок повторить движение не может, хотя старается и думает что делает лучше всех. При этом – идет накопление информации. Здесь важен «обратный оборот» – когда накопленную информацию ребенок выдает нам – становится активным – рассказывает стихи при выполнении упражнения (напр. при выполнении дыхательной гимнастики), учат друг друга как делать упражнение, выдают чему научились, могут абстрагироваться, осознают себя как личность.
2. Принцип систематичности.
Занятия должны посещаться детьми регулярно.
3. Принцип доступности.
Корневой основой должен быть русский язык – на основе словарного состава литературного языка.
4. Принцип «открытого обучения».
Открытое обучение не ограничивается строго регламентированными рамками и допускает модификации как по воле инструктора по ФИЗО, так и по воле ребенка. Обучению плаванию должны предшествовать педагогические наблюдения инструктора, поскольку дети своим поведением в воде сами подсказывают, с чего следует начинать. Если ребенок боится брызг – необходимо научить его опускать лицо в воду, боится упасть – научить вставать, боится захлебнуться – научить правильно дышать, пытается поднять со дна игрушку – научить нырять, пытается сделать вдох – научить дышать во время плавания и т.д.
5. Принцип учета ведущей деятельности.
Ребенку хочется купаться и резвиться, инструктору – научить ребенка плавать. Значит, надо превратить некоторые задания и упражнения в игру (особенно в младшем дошкольном возрасте).
6. Принцип дополнения естественного пространства двигательного существования ребенка дидактическим.
Задача инструктора – вовремя заметить пробудившийся интерес к новым упражнениям или возникающую потребность ребенка в решении новых (собственных) задач и организовать дидактический процесс, предлагая, но не навязывая ребенку новые виды заданий.
7. Принцип «от целого к частному».
Техника спортивных способов плавания осваивается в логике: от общих представлений о конкретном способе к разучиванию отдельных движений, которые затем соединяются.
8. Принцип учета возрастных разучиваний и индивидуальных психофизических особенностей детей.
Последовательность заданий и вся схема обучения зависит от возрастной категории детей и их индивидуальных различий. Требует отказа от строгого следования общему алгоритму обучения, импровизации в зависимости от конкретной ситуации.
Дети с ОНР характеризуются неустойчивостью внимания, быстрой утомляемостью, поэтому необходимо выстраивать занятия таким образом, чтобы поддержание интереса к происходящему на занятии было мотивировано самим ребенком.

5. Техника безопасности при работе с детьми ОНР
Отдельное место в плавании детей ОРН занимает техника безопасности.
Начинать всегда следует с обеспечения безопасного пребывания ребенка в воде, особое место необходимо уделять технике безопасности.
Допуск детей к организованной образовательной деятельности в бассейне только с разрешения врача.
Обязательно провести беседу по правилам поведения в бассейне и технике безопасности с группой перед началом организованной образовательной деятельности на воде в присутствии воспитателя и с заполнением журнала по ТБ. Если кто-то из детей отсутствовал, провести с каждым отсутствующим отдельную индивидуальную беседу и отметить ее проведение в журнале.
Необходимо для организованной образовательной деятельности с детьми ОНР:
1. Тщательно следить за состоянием места проведения организации образовательной деятельности;
2. Соблюдать строжайшую дисциплину;
3. Вход и выход из воды только по разрешению инструктора;
4. До и после организованной образовательной деятельности – делать перекличку;
5. Организованный вход в душевые;
6. Инструктор по плаванию обязан уметь плавать и знать приемы по спасению утопающих.
При выполнении инструктором бесконтактной страховки ребенка с ОНР при начальном обучении широко применятся метод визуального наблюдения, когда инструктор находится в состоянии повышенной готовности для выполнения контактной страховки, иначе говоря, поддержки или удержания ребенка от развития какого-либо опасного положения или процесса качественно негативного изменения условий внутреннего или внешнего взаимодействия. Обязательно – обеспечивается страховка и обучаем самостраховке. Говорим – помогаем им и друг другу (без вмешательства инструктора) – на сравнении – помощь и взаимопомощь – методический прием обучения действием.

Читайте также:
Сценарий логопедического развлечения 'Сказка про Федота'

6. Заключение
Необходимо четко понимать, что дети, имеющие временную патологию речи ни к коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной коррекции они хорошо продвигаются и постепенно выравниваются. Практический опыт показывает, что все дети с ОНР могут стать успевающими учениками общеобразовательной школы. При этом очень важно, чтобы воспитатели (в том числе и инструктор по ФИЗО) и родители знали, что трудности на начальном этапе обучения ребенка почти никогда не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.
Поэтому особенно важна работа с родителями – беседы, консультации, приглашение их на организационную образовательную деятельность по плаванию, совместные мероприятия. Но для того, чтобы добиться наилучших результатов, нужно привлечение специалистов (учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателей, воспитателя по ФИЗО), как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребенка.
Работа инструктора по ФИЗО для каждого ребенка помимо общих занятий в группе у детей с ОНР должна нести в себе элементы индивидуальности как в плане двигательной активности, так и в психологическом плане, учитывая особенности личности.

7. Литература
1. Булгакова Н.Ж. Плавание. – М.: ФиС, 1984. – 160 с.
2. Дворкина Н.И. Сопряжение развития физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет: Автореф. канд. дис. Краснодар, 2002. – 26 с.
3. Евсеев С.П. (ред.). Теория и организация адаптивной физической культуры. – М.: Советский спорт, 2002. – 448 с.
4. Мосунов Д.Ф. Проблемы организации начального обучения плаванию детей-инвалидов // Теория и практика физ. культуры. 1998, №1, с. 24-26.
5. Мосунов Д.Ф., Кубасов А.В., Ковалева Л.Я. Педагогическая гидрореабилитация / Новое в плавании: Спорт, реабилитация, здоровье. Сб. науч. и практ. работ. Вып. 1. – СПб.: ООИ Плавин. 1999, с. 34-38.
6. Сермеев Б.В. Теоретические основы физического воспитания аномальных детей: Докт. дис. в форме науч. доклада. М., 1992. – 43 с.

Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР

Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР.

Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является коррекция отклонений в развитии ребенка. В нашем учреждении функционирует логопедическая группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Работа с детьми данной группы имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии у детей имеются вторичные отклонения в развитии. Исследования , , показали: отставание речевого развития нередко сочетаются с отклонениями в физическом, психическом и социально – личностном развитии детей.

У детей с речевыми недостатками отмечается:
– нарушение общей и мелкой моторики;
– заторможенность;
– повышенная утомляемость;
– нарушение координации;
– отставание в возрастных показаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости.

Наряду с физическими показателями отмечается отставание в формировании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Все это ставит перед педагогами ряд задач, при исполнении которых, можно добиться максимального коррекционного воздействия.

Я считаю, что успешное преодоление речевой недостаточности возможно лишь при условии использования всего комплекса разнообразных средств и методов, способствующих умственному, интеллектуальному, психическому развитию, воспитанию нравственно-волевых черт личности, а также полноценному физическому развитию ребенка.

Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность коррекционно-развивающего процесса является рациональность организации взаимодействия участников образовательного процесса – воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, родителей.

Легко проследить взаимодействие воспитателя и учителя логопеда – это индивидуальная работа с детьми по заданию учителя-логопеда, логочас и т. п. Музыкальный руководитель и воспитатель на логоритмике отрабатывают у детей темп, ритм, речевые мимические движения, столь важные в коррекции речевых нарушений, развивают мелкую моторику, память, внимание.

Ни для кого не секрет, что сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Речь и движения очень тесно связаны, дополняют друг друга. Артикулярный аппарат детей укрепляется, развивается фонематический слух, формируется культура речи. Дети учатся вслушиваться в слова, звуки, слышать составные части слова, развивается культура речи, умение контролировать свою речь. Развиваются детские эмоции, которые повышают интерес к занятиям и речи. Поэтому успешное преодоление речевого недоразвития возможно только при условии тесной взаимосвязи в работе учителя – логопеда и инструктора по физической культуре.

Обговорив все моменты, мы наметили последовательность работы:

1. Сбор анамнестических данных.

2. Обследование детей (заполнение речевых карт, протокола физической подготовленности, состояния общей моторики).

3. Выработка основных коррекционно – развивающих задач с учетом моторного и психо – речевого развития детей.

4. Составление совместного плана работы с учителем – логопедом, воспитателями.

5. Составление плана работы с родителями.

Читайте также:
Взаимодействие логопеда с родителями

Взаимодействие в работе мы начали со сбора анамнестических данных и обследования детей. Задача обследования – определить общий уровень развития каждого ребенка. Результаты обследования показали, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике, нарушения психических процессов, у детей в той или иной степени нарушена двигательная сфера.

Диагностика показала:

ü У детей преобладает повышенный мышечный тонус, моторная напряженность. Движения детей были скованы. Амплитуда выполнения движений – недостаточной.

ü Нарушена координация движений. Дети не могут согласовывать движения рук и ног при ходьбе, не могут согласовывать слова и движения в играх и упражнениях.

ü Дети не всегда воспринимали речевые инструкции, что создавало дополнительные трудности в освоении основных видов движений, а на занятиях с учителем-логопедом – программного материала, т. к. инструкции приходилось повторять по нескольку раз

ü Дыхание детей было поверхностным (ключичным). Следствие этого – сложность звукообразования, односложность и стандартность построения фраз.

ü Низкий уровень произвольного слухового внимания и памяти, что отрицательно сказывалось на решении образовательных задач;

Одним из путей комплексного решения имеющихся проблем в свете здорорвьесберегающих технологий работы мы увидели в интеграции.

Определили цель: Коррекция речевых нарушений детей через развитие и коррекцию двигательной сферы.

Поставили перед собой задачи:

1. Развитие координации движений общей и мелкой моторики детей с ОНР.

2. Закрепление познавательно-речевого и грамматического материала.

3. Развитие артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика).

Познакомившись с недельной тематикой, запланированной учителем-логопедом, изучив комплексно-тематический план логопедической группы, я продумала формы работы, подобрала материалов для развития движений и физических упражнений, способствующих развитию двигательной сферы, правильного дыхания, коррекции звукопроизношения, развитию психических процессов.

Формы работы:

Общеразвивающие упражнения подбираю с учетом лексической темы или в форме игры с речевым сопровождением. Это позволяет заинтересовать детей, укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, развивает координацию движений общую моторику и двигательную память, формировать правильную осанку.

Основные виды движений использую на закрепление или повторение. Стараюсь подобрать к ним речевое сопровождение. Это позволяет мне создать мотивацию деятельности, способствует обогащению словарного запаса детей, постановке правильного дыхания.

Артикуляционную гимнастику мне помогает подобрать учитель-логопед. Провожу ее не часто, в виде артикуляционных сказок. Если занятие проводим совместно, то учитель-логопед проводит ее сама.

Пальчиковая гимнастика способствует тренировке пальцев и кистей рук, развития “ручной умелости”, стимулирует деятельность речевых зон коры головного мозга. Пальчиковые игры подбираем совместно с логопедом, с учетом лексической темы, с речевым сопровождением. На логопедических и физкультурных занятиях используем одни и те же игры.

Используемая мной дыхательная гимнастика по Стрельниковой способствует выработке правильного диафрагмального дыхания, развития продолжительности выдоха, его силы и плавности.

Используемые двигательноречевые игры развивают мышление и речь детей, поддерживают интерес детей к занятию, физиологическую потребность в движениях. Кроме того речевые игры помогают мне совершенствовать основные виды движений.

Оздоровительно-развивающие игры применяем совместно с учителем – логопедом для решения двигательных задач, координации речи и движений, снятия психоэмоционального напряжения, воспитания навыка взаимодействия в группе и подчинения инструкциям.

Психогимнастика (мимическая гимнастика) способствует расслаблению мышц.

Релаксацию использую в конце занятия. Она включает в себя упражнения на расслабление мышц рук, ног, лица, шеи, туловища, снятие мышечного и эмоционального напряжения. В основном провожу в положении лежа, под музыку.

Учитывая лексические темы, по которым работают логопедическая группа и, используя виды деятельности, описанные выше, мы составили перспективный план, который соответствует программе , «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада», а также рабочей программе, разработанной учителем – логопедом.

1. Лексическая тема;

2. Тема интегрированного занятия;

3. Задачи, которые будут решаться в ходе образовательной деятельности (развитие речи детей через движения);

Сообщение из опыта работы по теме ” Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности”

Содержимое разработки

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возра­ста с речевыми нарушениями занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, а инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит инст­руктора по физической культуре с диагнозами детей (их ре­чевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.

Выявив уровень психоречевого развития детей, совмест­но определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельно­сти инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:

развитие слухового, зрительного, пространственного вос­приятия;

общей и мелкой моторики;

закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;

речевого и физиологического дыхания;

формирование темпа, ритма и интонационной вырази­тельности речи;

работа над мимической мускулатурой .

Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре представлена на схеме 1.

Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре

Ознакомление с диагнозами детей, их психологической характеристикой, возраст­ными особенностями

Составление плана индивидуально-коррекционных занятий

Читайте также:
Профессия логопед, стать логопедом, получить специальность Логопед

Наблюдения на занятиях физкультурой с целью кон­троля выполнения рекомендаций учителя-логопеда

Ознакомление с комплек­сом речевого материала для развития движений согласно тематического плана

Ознакомление с тематическим планом работы группы

Отчет по итогам проделанной совместной работы

К оррекционно-развивающая деятельность

Развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия

Работа над координацией движений, общей и мелкой моторикой

Закрепление звуков речи

Развитие речевого и физиологического дыхания

Развитие темпа ритма, интонационной выразительности речи

Развитие мимической мускулатуры

При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.

Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.

Учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с тематическим планом работы на учебный год, согласно ему совместно составляется комплекс речевого материала для развития движений.

В специальной коррекционной работе в процессе физического вос­питания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространствен­но-временной организации движения.

Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в кото­рый входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных на­рушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.

Существенные изменения вно­сятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лек­сическими темами логопедических занятий и работой воспитателя.

Например. При отработке учителем-логопедом лексической темы «Домашние животные» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Кролики», в которой дети закрепляют умение прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, а также навык падежного согласования существительных (с мячом: кто у собаки? – у собаки щенок; кто у коровы? – у коровы теленок)

Изучая лексическую тему «Профессии», на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Пожарные на учении», в которой дети упражняются в умении влезания на гимнастические стенки и закрепляют употребление глаголов будущего времени (Я буду пожарным). Цель такого плани­рования – закрепление и расширение словаря ребенка, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей.

Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжет­ные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-лого­педом, исходя из того этапа рече­вого развития, на котором нахо­дится ребенок в данный период времени.

На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражне­ний. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи выраба­тываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок на­страивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, за­ключительная части) подчинены данной теме.

Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков.

В своей корррекционно-развивающей работе мы используем картотеку двигательно-речевых игр на разные звуки. В каждой двигательно-речевой игре закрепляется тот или иной звук и одновременно совершенствуется какое – то основное движение, определённое программой.

Например, при закреплении звука «Р» проводится игра «Буратино» (основное движение: ходьба с высоким подниманием колен). При автоматизации звука «Ж» – игра «Ёжик» (основное движение – бег с ускорением темпа).

Автоматизируя звук «Ш» – «Вот лягушка по дорожке» (основное движение: прыжки, ноги врозь). При закреплении звука «Л» или дифференциации звуков «Р-Л» – игра «Пугало» (упражнение в равновесии, прыжки на одной ноге с продвижением вперёд), «Уж» – (ползание) и т.д.

Ниже приведены примеры таких игр.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики. Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Например, при изучении лексической темы «Зимние забавы» инструктор по физкультуре проводит сюжетное физкультурное занятие «Зимние забавы».

Во время разминки инструктор использует стихотворную форму.

Пусть летят к нам в комнату, Руки согнуты к плечам.

Все снежинки белые. Наклоны туловища вправо, влево.

Нам сейчас не холодно, Руки вверх.

Мы зарядку делаем. Приседание, руки вперед.

Ходьба и бег сопровождаются стихами о зимних забавах.

Снег, снег, белый снег,
Засыпает он нас всех!
Дети все на лыжи встали,

Читайте также:
Логоритмика как средство коррекции речевых и неречевых нарушений

И по снегу побежали.

При выполнении общеразвивающих упражнений инструктор использует загадки о предметах для зимних забав, а дети ими­тируют движения хоккеиста.

Палка я не простая,

А немножко завитая.

Без меня игра в хоккей,
Не интересна для детей (клюшка).

Объясняя основные виды движения, инст­руктор использует стихотворную форму (метание правой и левой рукой в цель).

Мы сейчас увидим с вами,

Как бросают в цель снежками.

Вы, ребята, цельтесь так,

Чтоб снежком попасть в колпак.

В заключительной части также используется стихотворная речь, которая восстанавливает ритм дыхания.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

На занятиях широко используются нетрадиционное оборудование и пособия, изготавливаемые из подручных средств, бросового материала (бутылки пластиковые, банки): «Дорожка здоровья», «Змейка-шагайка», «Косички», «Мешочки для метания», «Коррекционные следы», «Цветные брусочки» и многое другое. При подборе мате­риала к занятию учитывается уровень развития двигательных ка­честв, эмоциональное состояние ребенка, его двигательный и словар­ный запас, состояние здоровья.

Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе с детьми, имеющими нарушения речи, имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы
  • Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков
  • Разместить материал у нас
  • Видеозапись семинара «Запуск речи у неговорящих детей»
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Рекомендации для педагогов ДОУ “Блиц-игра “Речь педагога особенна”
  • Упражнения, способствующие формированию навыков чтения

Зонды постановочные

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности

Ярошевич Т.Я.
Учитель-логопед МБДОУ д/с № 12, г. Белгород;
Кухтинова Ж.Г.
Инструктор по физической культуре МБДОУ д/с № 12, г. Белгород

Оригинал: скачать
Сертификат о публикации: не выдавался

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их ре¬чевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.

Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:
– развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
– координации движений;
– общей и мелкой моторики;
– закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
– речевого и физиологического дыхания;
– формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
– работа над мимикой лица.

Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре представлена на схеме 1.

При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.

Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.

Учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с тематическим планом работы на учебный год, согласно ему совместно составляется комплекс речевого материала для развития движений.

В специальной коррекционной работе в процессе физического вос-питания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.
Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных на-рушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.

Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя. Например. При отработке учителем-логопедом лексической темы «Домашние животные» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Кролики», в которой дети закрепляют умение прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, а также навык падежного согласования существительных (с мячом: кто у собаки? – у собаки щенок; кто у коровы? – у коровы теленок).

Читайте также:
План урока: Дифференциация (с)-(ц)

Изучая лексическую тему «Профессии», на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Пожарные на учении», в которой дети упражняются в умении влезания на гимнастические стенки и закрепляют употребление глаголов будущего времени (Я буду пожарным. Я буду строителем. Я буду учителем.). Цель такого планирования – закрепление и расширение словаря ребенка, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей. Зачастую в силу особенностей развития детей с ОНР инструктору по физкультуре приходится менять правила игры, то есть «раздвигать» регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении, так и в упрощении правил.

Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-лого¬педом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится ребенок в данный период времени.

На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.

Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков. В Приложении 1 представлен план взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по лексическим темам.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Например, при изучении лексической темы «Зимние забавы» инструктор по физкультуре проводит сюжетное физкультурное занятие «Зимние забавы».
Во время разминки инструктор использует стихотворную форму.
Пусть летят к нам в комнату, Руки согнуты к плечам.
Все снежинки белые. Наклоны туловища вправо, влево.
Нам сейчас не холодно, Руки вверх.
Мы зарядку делаем. Приседание, руки вперед.
Ходьба и бег сопровождаются стихами о зимних забавах.
Снег, снег, белый снег,
Засыпает он нас всех!
Дети все на лыжи встали,
И по снегу побежали.

При выполнении общеразвивающих упражнений инструктор использует загадки о предметах для зимних забав, а дети имитируют движения хоккеиста.

Палка я не простая,
А немножко завитая.
Без меня игра в хоккей,
Не интересна для детей (клюшка).

Объясняя основные виды движения, инструктор использует стихотворную форму (метание правой и левой рукой в цель).

Мы сейчас увидим с вами,
Как бросают в цель снежками.
Вы, ребята, цельтесь так,
Чтоб снежком попасть в колпак.

В заключительной части также используется стихотворная речь, которая восстанавливает ритм дыхания.

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.

На занятиях широко используются нетрадиционное оборудование и пособия, изготавливаемые из подручных средств, бросового материала (бутылки пластиковые, банки): «Дорожка здоровья», «Змейка-шагайка», «Косички», «Мешочки для метания», «Коррекционные следы», «Цветные брусочки» и многое другое. При подборе материала к занятию необходимо знать уровень развития двигательных качеств, эмоциональное состояние ребенка, его двигательный и словарный запас, состояние здоровья.

Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.: Гуманит, 2004г.
2. Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое Развитие дошкольников: Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.
3. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе. Комплект из трех альбомов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009 г.
4. Ушакова О. С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996г.
5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. М.: Просвещение, 2009г.
6. Финогенова Н.В. Физическое воспитание дошкольников на основе использования подвижных игр// Начальная школа до и после плюс.-2005г.-№10.- 14-17 с

Приложение 1

План взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по лексическим темам

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: