Взаимодействие с родителями – залог успеха учителя-логопеда

«Взаимодействие логопеда и родителей – залог успеха коррекционной работы»
статья по развитию речи

В материале представлена модель взаимодействия родителей и учителя-логопеда в системе коррекционно-логопедической работу ДОУ в условиях логопункта.

Скачать:

Вложение Размер
vzaimodeystvie_logopeda_i_roditeley.docx 26.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие логопеда и родителей – залог успеха коррекционной работы»

Панина Лариса Анатольевна

ГБОУ СОШ №2 “ОЦ” с. Кротовка СП д/с “Родничок”
Кинель-Черкасского района Самарской области

Сотрудничество педагогов и родителей на основе принципов партнерства, равенства, равнозначности — важнейшая проблема современной образовательной ситуации. В настоящее время существует явное противоречие между особыми образовательными потребностями детей с и неподготовленностью родителей к их удовлетворению.

Для повышения эффективности коррекционно-логопедической помощи детям с нарушениями в развитии речи необходимы разработка и внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений эффективной модели взаимодействия с семьей (родителями).

Цель новой модели взаимодействия – активно включение в образовательный процесс родителей, создание на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства как в ДОУ, так и в домашних условиях.

Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа учителя- логопеда, осознанное и заинтересованное включение в этот процесс родителей — важнейший аспект повышения результативности обучения.

Цель : разработка модели взаимодействия логопеда и родителей детей с ОНР II-III уровня.

  • определение содержания и форм сотрудничества логопеда и родителей;
  • практическое обучение родителей подбору игр и упражнений для развития языковых средств;
  • представление родителям образовательных результатов детей с ОНР II-III уровня;
  • формирование доброжелательных отношений между родителями, педагогами и детьми.

Создание системы взаимодействия логопеда и родителей детей с ОНР II-III уровня и апробирование нетрадиционных интерактивных форм совместной работы.

По утверждению М.Ф. Фомичёвой, В.И. Рождественской, Н.С. Жуковой и др., родители зачастую не понимают, не знают или недооценивают важность и значимость развития всех сторон речи ребенка, в то время как «. навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются в семье. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада и школы в деле культуры родного языка». Систематическое, умелое воспитание речи не только облегчает ее освоение, но и предупреждает в большинстве случаев возникновение речевых недостатков, и здесь особенно важна помощь родителей, работающих под руководством логопеда. [13].

Осуществление помощи родителям целесообразно проводить с использованием как традиционных форм (родительские собрания, консультации, оформление папок-передвижек, ведение тетрадей взаимосвязи), так и современных интерактивных форм взаимодействия (мастер-класс, «Родительская гостиная», конференция, совместный досуг).

Для создания модели взаимодействия логопеда и родителей ребёнка, имеющего нарушения речи, необходимо определить содержание, этапы, направления, формы и методы данной работы.

Содержание работы зависит от ряда факторов:

  • уровня образованности родителей (законных представителей)
  • возраста ребенка и этапа его развития;
  • уровня несформированности лексико-грамматической стороны речи;
  • отношения семьи к имеющимся у ребенка проблемам развития речи;
  • уровня родительской мотивации в отношении сотрудничества с педагогами и специалистами ДОУ.

В структуре коррекционнологопедической компетентности родителей были выделены четыре компонента :

  • мотивационно-целевой — постановка четкого видения целей и задач логопедической работы по преодолению ОНР сформированность устойчивых внутренних мотивов для коррекции имеющихся недостатков;
  • когнитивный — обучение теоретическим и технологическим знаниям о специфике нарушений в речи ребенка, сущности логопедической работы по устранению ОНР, а также доступным способам и методам организации занятий с ребенком в домашних условиях;
  • деятельностный — организация занятий с ребенком в домашних условиях для достижения максимальных результатов;
  • —оценочный — способность самостоятельно оценивать качество собственных усилий и эффективность занятий с ребенком дома [ 8].

Организация сотрудничества ДОУ с семьей делится на следующие этапы :

  • подготовительно-организационный;
  • основной;
  • итоговый.

На первом этапе логопед ДОУ:

  • определяет уровень родительской мотивации в отношении сотрудничества со специалистами ДОУ;
  • изучает запросы родителей через анкетирование (см Приложение2);
  • разрабатывает и начинает реализовывать совместно с семьей индивидуальную программу помощи ребенку;
  • определяет формы совместной деятельности с родителями и их содержание.

Продолжительность организационного этапа примерно месяц, в течение которого обрабатываются полученные результаты и оформляются необходимую документацию.

На основном этапе реализуется система работы с родителями в процессе коррекционно-логопедического воздействия на ребенка с ОНР. Проводятся групповые или индивидуальные занятия логопеда с детьми в присутствии родителей, консультации, организуются лектории, семинары-практикумы и др.

Центральное место в работе с родителями на каждом этапе занимают такие направления деятельности, как:

  • повышение уровня компетентности родителей;
  • психологическая помощь и поддержка родителей и семьи;
  • информационная поддержка родителей и оказание им помощи в при подборе заданий, игр на отработку лексико-грамматических конструкций.

Планирование работы логопеда с родителями отражено в таблице (см Приложение3).

Содержание итогового этапа зависит от того, останется ли ребенок в ДОУ, переходит в другую возрастную группу, или покинет его. При продолжении обучения в ДОУ целесообразно проанализировать проделанную работу, оценить ее эффективность, внести корректировки и спланировать будущую деятельность.

2.2. Контрольно-оценочный блок

Необходимое условие закрепления достигнутого — активное воздействие на родителей с целью изменения их позиции и отношения к ребенку, вооружение адекватными способами коммуникации и доступными способами коррекции.

В комплекс диагностических методик по выявлению исходного уровня компетентности родителей в процессе логопедической коррекции входят:

  • тест-опросник, выясняющий родительское отношение к коррекции имеющихся у ребенка недостатков, а также возможности и желание родителей участвовать в коррекции (приложение 1);
  • анкетирование родителей, выясняющее отношение родителей к ходу и ожидаемым результатам логопедической коррекции речевого недоразвития ребенка, а также характера взаимоотношений в семье с точки зрения его влияния на речевое развитие ребенка;
  • беседа с родителями для получения сведений о ходе раннего речевого развития ребенка, времени обнаружения трудностей в овладении им речью, о предпринимаемых действиях;
  • ознакомление родителей с логопедической диагностикой — с действительным состоянием речи ребенка на момент обследования в начале учебного года.

На основе выявленных компонентов были выделены приведенные ниже критерии оценки уровня коррекционнологопедической компетентности родителей.

  • Точное понимание целей коррекционно-логопедической работы по устранению ОНР.
  • Наличие устойчивого внутреннего мотива взаимодействия со специалистами коррекционно-логопедического процесса.
  • Наличие определенного минимума теоретических знаний о нормальном ходе речевого развития ребенка.
  • Понимание основных специальных терминов, часто используемых логопедом в общении с родителями.
  • Осознанное стремление к самостоятельному пополнению запаса специальных знаний и умений.
  • Способность вызвать интерес ребенка к занятию.
  • Умение оценить продуктивность и эффективность своей работы.

В соответствии с выделенными критериями были определены четыре уровня коррекционно-логопедической компетентности родителей.

Высокий уровень. Предполагает четкое, осознанное понимание целей и задач логопедической работы по устранению ОНР, сформированность устойчивого внутреннего мотива для взаимодействия с логопедом. Наряду с достаточными представлениями о нормальном ходе речевого развития ребенка и хорошей ориентировкой в часто употребляемых логопедом специальных терминах, отмечается желание самостоятельно расширять круг своих знаний и умений. Способность вызвать интерес ребенка к занятию и проконтролировать результативность совместной работы. Хорошее владение основными приемами, упражнениями и методическими правилами для проведения логопедических игр и занятий в домашних условиях.

Уровень выше среднего. Неполное понимание логопедической терминологии, незначительные несовершенства во владении практическими навыками работы с ребенком. Способность создать условия в семье, позволяющие решать коррекционные задачи по преодолению речевых нарушений.

Средний уровень. Недостаточное понимание сущности, целей и задач, а главное, необходимости оказания логопедической помощи специалистами ДОУ. Не считают обязательным свое содействие процессу преодоления ОНР и нарушений зрительного восприятия. Слабо ориентируются в логопедической терминологии, не владеют многими понятиями. При самостоятельно организованных занятиях с ребенком непоследовательны, раздражительны, невнимательны и, как следствие, в большинстве случаев пассивны, признают нецелесообразность своего отношения и поведения и, как правило, приводят ряд оправдательных аргументов.

Низкий уровень. Отсутствие стремления участвовать в коррекционно-логопедическом процессе, склонность идеализировать свои действия, подчеркивать необязательность своего содействия. Полное непонимание специфики логопедической работы по преодолению ОНР и нарушений зрительного восприятия, фактическое отсутствие осведомленности в специальной терминологии, методических условиях и правилах организации и осуществления домашних занятий, несформированность мотивации к изменению сложившейся ситуации в сторону улучшения.

Такая практика взаимодействия с родителями с целью формирования их коррекционно-логопедической компетентности дает положительные результаты. В процессе сотрудничества сформировалась своеобразная группа единомышленников, ставящих своей первостепенной задачей достижение эффективной работы по устранению ОНР.

Партнерство педагогов и родителей в создании единого коррекционно-развивающего пространства обеспечивает ребенку успешную социализацию в детском саду среди сверстников, а впоследствии предполагает легкую адаптацию к школьной среде и окружающей жизни взрослых.

  1. Дуева Т.И., Суворова Е.Н.. Интегрированные занятия для детей с нарушением речи. – «Логопед» № 8, 2010.
  2. Максаков А.И., Тумаков Г.А. Учите, играя. – М., 2003.
  3. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей /Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
  4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие: с прил. Альбома «Нагляд. Материал для обследования детей»/[Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2009. – 164с. + Прил. (268 с.: ил.).
  5. Видяпина Л.В., Грошева Т.Р., Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с нарушениями речи// Логопед.-2010.-№1.-С.74.
  6. Вайс М.Н., Пустякова Т.В. Партнёрство ДОУ и семьи в логопедической работе //Логопед.-2010.-№3.-С.-85
  7. Золова Л.К. Формирование лексико-грамматических средств языка у младших школьников с ОНР //Логопед.-2012.-№2.-С.76.
  8. Чехомова Ю.В. Формирование коррекционно-логопедической компетентности родителей //Логопед.-2011.- №2.-С89.
  9. Низимова Е.А.Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи //Логопед.-2011.-№2.-С.83
  10. Шайдурова Л.Ю.Логопедическая гостиная //Логопед.-2012.-№3.-С.64.
  11. Тверская О.Н. Организация взаимодействия ДОУ с семьями детей, имеющих нарушения речи //Логопед.-2010.-№4.-С.37.
  12. Бутусова Н.Н.Речевые игры для коррекции звукопроизношения и формирования лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста //Логопед.-2011.-№6.-С.-67.
  13. Моисеева А.М. Формирование предложно-падежных конструкций у детей 4-6 лет с ОНР// Логопед.-2011.-№4.-С.51.
  14. Чернов Д.Н. Становление языковой компетенции в детском возрасте (часть2) // Логопед.-2011.-№9.-С.-6.

Взаимодействие с родителями – залог успеха учителя-логопеда

Выступление учителя-логопеда МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа №1» Лапиной Е.В. на методическом объединении специалистов системы КРО по теме:

«Взаимодействие с родителями – залог успеха учителя-логопеда»

Ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. Происходит как количественный рост детей, имеющих нарушения в развитии речи, так и качественный рост компонентов дефекта.

Все чаще встречаются дети, имеющие сочетанный дефект. Такие дети нуждаются в срочной логопедической помощи.

Является очевидным, что для полноценной логопедической работы в условиях средней образовательной школы необходимо тесное сотрудничество и взаимодействие учителя-логопеда и родителей.

Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей.

Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа по устранению того или иного речевого дефекта.

Главным помощником нам — логопедам является правильно подобранная и доступно донесенная информация.

Часто родители не принимают должного участия в обучении и развитии ребенка только из-за своего незнания.

Роль логопеда состоит не только в том, чтобы организовать должным образом коррекционно-развивающие логопедические занятия с ребенком, но и донести до родителей всю необходимую для работы информацию.

На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми.

Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других — твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.

Формы работы логопеда с родителями

Расскажу, какие формы работы использую сама для осуществления тесного взаимодействия с родителями и совместного преодоления речевой патологии у детей.

Родительское собрание

Первым делом, стоит отметить традиционную форму «Родительское собрание» или «Групповая консультация». К преимуществам относится групповой характер взаимодействия.

Часто в группе родителям проще сформулировать свои вопросы, а неактивные родители смогут услышать полезную информацию и ответы на вопросы, заданные другими участниками собрания.

На групповых консультациях сами родители могут делиться опытом друг с другом.

Кроме того, на консультациях можно использовать демонстрации тематических презентаций, где доступно будут освещены важные вопросы.

Я участвовала в проведении родительских собраний как в своей школе, так и в детских садах нашего посёлка.

Вот некоторые темы собраний в школе:

  • «Речевая готовность первоклассников к школьному обучению»,
  • «Профилактика нарушений письменной речи детей»,
  • «Распознаём дисграфические ошибки у детей»,
  • «Взаимосвязь между развитием устной и письменной речи обучающихся»,
  • «Игровые приемы работы дома» и т.д.

В детских садах мне приходилось выступать на следующие темы:

  • «Ребёнок на пороге школы»,
  • «Формирование навыков звукового анализа у детей 6-7 лет»,
  • а также по наиболее актуальной в последнее время для родителей теме «Результаты проведения педагогической диагностики на предмет готовности к школьному обучению».
Индивидуальные консультации

Наиболее эффективной, на мой взгляд, является такая форма работы, как «Индивидуальная консультация».

На индивидуальных консультациях можно более подробно остановиться на структуре нарушений конкретного ребенка, познакомить родителя с методами и формами работы по преодолению дефекта, объяснить необходимость работы дома.

Мой принцип в работе с родителями:

«Лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать или прочитать».

Также я провожу консультации для родителей будущих первоклассников своей школы, особенно если в дошкольном учреждении, которое посещает ребёнок, нет логопеда или ребёнок совсем не посещает детский сад.

Есть речевые нарушения, при которых родители, занимаясь с ребёнком дома, вполне могут помочь ему самостоятельно. А это значит, что будущий первоклассник сможет избежать многих трудностей, которые часто появляются по причине различных речевых нарушений.

Открытые занятия

«Открытое занятие» также является познавательной и полезной формой взаимодействия. При организации данной формы теоретическая информация, которая была озвучена ранее, приобретает практические очертания, и родители могут лично увидеть, как стоит отрабатывать ту или иную тему.

Но здесь есть и определенные «минусы». Это и занятость родителей в будние дни, и то, что ребёнок может отвлекаться на открытом занятии на своих родителей.

Все вышеперечисленные формы взаимодействия с родителями, безусловно, действенны и имеют значительный эффект, но стоит отметить, что темп жизни диктует нам свои правила, и у родителей не всегда есть время для того, чтобы прийти в школу на консультацию, задать необходимые вопросы или познакомиться с новыми методами и формами работы дома.

Что же делать в этих случаях?

Консультации по телефону

Во-первых, все более широкое распространение имеет консультация по телефону. Я тоже пользуюсь этой формой работы, когда нужно что-либо уточнить у родителей или донести до них определённую информацию. Но она лишена подкрепления наглядностью, а это, как известно, снижает степень усвоения информации.

Всегда прошу родителей сообщать мне по телефону, если ребёнок по какой-то причине не сможет прийти на логопедическое занятие. Надо отметить, что с каждым годом родители становятся более ответственными. Я тоже, в свою очередь, всегда сообщаю родителям по телефону об изменениях в расписании логопедических занятий.

Взаимодействие логопеда с родителями через интернет

Во-вторых, в последнее время на помощь специалистам приходит интернет с электронной почтой. Здесь уже можно не только сообщать сведения о диагностическом обследовании и давать общие рекомендации, но и можно пересылать родителям презентации, ссылки на информационные ресурсы, статьи и прочее.

Эту форму работы я тоже начинаю применять с родителями – активными пользователями сети Интернет. А ведь несколько лет назад о таком взаимодействии мы даже не предполагали! Бесспорным преимуществом его является доступность. Родители в любое время дня и ночи могут зайти на нужный сайт, познакомиться с теоретическими основами логопедической работы, с методами, формами работы дома, рабочими материалами, интересными методическими пособиями и многим другим.

Очень удобно, на мой взгляд, отправлять на электронную почту родителей презентации по артикуляционной гимнастике или материал по автоматизации поставленных звуков.

В последнее время некоторые родители обращаются ко мне за консультацией через социальные сети. Бывает, что завязывается переписка на ту или иную тему, волнующую родителей. Стараюсь помочь им, понимая на отсутствие времени прийти в школу. Ведь главное в нашей работе – не отпугнуть родителей, показать им значимость логопедической работы и призвать к активному сотрудничеству.

Памятки для родителей

Кроме вышеперечисленных видов взаимодействия использую так называемые памятки для родителей на различные темы. Их я распечатываю и раздаю на консультациях либо вклеиваю в тетради детей.

Логопедические тетради

Немного остановлюсь на тетрадях моих воспитанников. Это непросто тетради, а тетради-дневники.

На первой странице я обязательно пишу план логопедической работы с ребёнком на учебный год с указанием нарушенных у ребёнка звуков, расписания логопедических занятий и контактным номером телефона.

Также в тетрадях, как и все логопеды, записываю или вклеиваю домашние задания и отмечаю работу ребёнка дома. Если домашнее задание выполнено хорошо, то всегда хвалю своих воспитанников, записываю в тетради «Молодец», рисую солнышко и т.д. Детям очень нравится положительная оценка их деятельности, они даже подсчитывают, сколько раз у них в тетради записано «Молодец».

Конечно же, о своих успехах на логопедических занятиях они с удовольствием рассказывают родителям, которым, в свою очередь, это тоже очень приятно. Но бывают случаи, когда приходится сделать запись о том, что домашнее задание не выполнено.

К сожалению, и в моей практике есть случаи, когда не удаётся установить хороший контакт с родителями. Бывает, что родители не приходят в школу, если их приглашаю на консультацию, не занимаются с детьми дома, не читают мои записи в тетрадях своего ребёнка.

Некоторые родители даже не приходят в школу, чтобы подписать договор о проведении логопедических занятий. А, как известно, логопеды могут проводить свои занятия только после заключения такого договора. Тогда на помощь я призываю классных руководителей таких ребят. Они объясняют на родительских собраниях и в личной беседе о необходимости логопедической помощи для их детей.

Но есть родители, которые не идут на контакт даже со своим учителем. Зачастую это социально неблагополучные семьи или просто равнодушные родители. С ними ещё предстоит большая работа социальным педагогам и педагогам-психологам. Радует то, что всё-таки год от года таких семей в моей логопедической практике становится меньше.

Также хочется отметить, что современные родители – это совсем не те родители, которые были 18 лет назад, когда я только начинала работать учителем-логопедом. Тогда многие даже не знали, кто такой логопед и в чём заключается его профессиональная деятельность.

В моей практике бывало и такое, что ко мне подходили родители и спрашивали:

– Это Вы с языком? (Видимо они забыли или не знали на тот момент, что моя профессия называется логопед).

Но вместо того, чтобы засмеяться или обидеться в ответ, приходилось спокойно отвечать:

Но прошли годы, родители стали грамотнее в вопросах речевого развития. Встречаются мамы, которые, приводя ребёнка на занятия, рассказывают о том, какие виды дисграфий, по их мнению, или мнению другого специалиста наблюдаются у ребёнка. С такими родителями приходится проводить консультации более детально.

Случается, что после проведения логопедического обследования возникает необходимость дополнительного обследования ребёнка другими специалистами – неврологом, детским психиатром, окулистом и так далее. Стараюсь деликатно подходить к этому вопросу, чтобы не обидеть и не напугать родителей своих воспитанников, а объяснить необходимость обследования ребёнка медицинскими специалистами.

По моему мнению, речь человека — это его визитная карточка. Правильная речь — это заслуга не только логопеда и ребёнка, а ещё и родителей, тех, кому подражают крохи, для кого родители — пример, пример не только в данный момент, а на всю жизнь.

Мой девиз в работе с родителями: «Я готова работать вместе с вами, но не вместо вас!»

Лапина Елена Викторовна,
учитель-логопед,
МОБУ «Саракташская СОШ №1″,
Оренбургская область,
посёлок Саракташ

Особенности взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саввиди Марина Исаковна

В статье раскрываются особенности взаимодействия родителей и учителя-логопеда.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саввиди Марина Исаковна

Текст научной работы на тему «Особенности взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы»

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Саввиди Марина Исаковна, Научный руководитель: Черепкова Н.В., Северо-Кавказский федеральный

университет, г. Ставрополь

Аннотация. В статье раскрываются особенности взаимодействия родителей и учителя-логопеда.

Ключевые слова: дети с нарушениями речи, задачи логопеда в работе с • родителями, направления работы, формы работы.

В настоящее время роль учителя-логопеда становится более значимой. Это связано с тем, что с каждым годом увеличивается контингент детей с нарушениями в речевом развитии.

Как известно, дефекты речи оказывают отрицательное воздействие, как на развитие самой речи, так и на развитие мышления ребенка, а также на его подготовку к овладению грамотой.

Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями речи, нуждается в помощи специалистов по вопросам обучения, воспитания, развития их ребенка. Коррекция речевых нарушений будет эффективной, в том случае если логопед начнет просвещать и обучать родителей. Логопеду необходимо сделать так, чтобы они захотели сотрудничать и при-нимать активное участие в коррекционном процессе. Ведь, только при тесном сотрудничестве логопеда и родителей можно будет добиться положительных результатов в исправлении речи детей[2].

Как отмечают Бачина О.В. и Самородова Л.Н. работа с семьей на основе партнерских отношений, способствует развитию личности ребенка и является важным условием успешной коррекционной работы. Учитель-логопед играет значимую роль в повышении педагогической культуры и просвещении родителей.

Следует выделить, основные задачи логопеда в работе с родителями:

– установление партнерских отношений с семьей ребенка;

Щ SCIENCE TIME Щ

– объединение усилий педагогов и родителей с целью развития и воспитания детей;

– создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопонимания;

– повышение психолого-педагогической компетентности родителей;

– оказание помощи родителям в выполнении ими воспита-тельных и коррекционных функций, поддерживание их уве-ренности в собственных возможностях;

– обучение родителей приемам логопедической работы [1].

Работа с родителями реализуется по определенным направлениям:

В рамках первого направления логопедом проводится:

– знакомство родителей с результатами обследования;

– формирование адекватной оценки родителями состояния речевого развития ребенка;

– повышение компетентности по вопросам речевых расстройств;

– знакомство с методами коррекционно-развивающей работы;

– консультация по вопросам необходимости дополнительного медицинского обследования;

– знакомство с возможными видами пособий по организации развивающих занятий в домашних условиях;

– формирование положительной мотивации к взаимодействию со специалистами [2].

Реализация коррекционно-обучающего направления предполагает:

– привлечение родителей к принятию активного участия в коррекционном процессе;

– обучение родителей приёмам логопедических воздействий;

– обучение всевозможным видам работы с дидактическими пособиями

Мониторинговая работа предполагает:

– выявление инициативности родителей в вопросах сотрудничества;

– изучение отношения родителей к ребенку и его речевому нарушению;

– анализ степени усвоения родителями приемов коррекционной работы;

– установление эффективности выбранных форм работы с родителями;

– анализ качества сотрудничества

Данные, полученные в результате мониторингового изучения, служат показателем результативности взаимодействия логопеда и родителей, а также применяются для выработки эффективных способов сотрудничества, которые могут повысить продуктивность коррекционного процесса [2].

Щ SCIENCE TIME Щ

Работа учителя-логопеда с родителями проводится в различных формах. Целесообразным будет выделить [3]:

1. Индивидуальное консультирование. Логопед в начале года сообщает о результатах обследования, особенностях речевого развития, отмечает сильные и слабые стороны. Обращает внимание родителей на возникновение возможных осложнений в процессе проведения коррекционной работы. Помимо этого, учитель-логопед показывает приемы работы с ребенком, а также подчеркивает трудности и успехи ребенка, отмечает, на что следует обратить внимание дома. Кроме этого с родителями проводятся беседы целью которых является оказание родителям своевременной помощи по вопросам коррекции и развития речи.

2. Групповая работа с родителями. Данная форма включает в себя:

– дни открытых дверей;

– родительские собрания с просмотром фрагментов занятий;

– оформление информационно-методических выставок для родителей

Анкетирование родителей проводится по вопросам нравственного и

физического воспитания, а также по изучению отношения родителей к речевым нарушениям их ребенка. Анализ ответов предоставляет возможность, верно, спланировать работу с родителями [3].

Проведение родительских собраний позволяет заложить основы сотрудничества и взаимодействия, сформировать дружеские и доверительные отношения. На родительских собраниях происходит обмен мнениями, решение проблем, которые могут возникать в процессе воспитания и развития ребенка.

Консультации логопед строит так, чтобы они привлекали родителей для решения проблем, развивали дух тесного сотрудничества. Также можно объединять консультации с занятиями, тогда родителя с большей заинтересованностью будут посещать их.

3. Знакомство родителей с коррекционной средой. Речевые нарушения все труднее поддаются коррекции традиционными способами. В связи с этим начинают практиковать не только артикуляционную гимнастику, но и логопедический массаж. Так родителей знакомят с ним, обучают приемам артикуляционной и пальчиковой гимнастикой. Во время занятий не только дети, но и родители учатся самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз, элементам дыхательной гимнастики, а также навыкам релаксации [3].

Таким образом, взаимодействие родителей с учителем-логопедом является неотъемлемой составляющей коррекционного процесса, так как это важнейшее условие эффективности коррекционной работы. В связи, с чем в любой из форм работы с родителями необходимо найти те пути взаимодействия, которые смогут способствовать большей продуктивности всего коррекционного процесса.

Щ SCIENCE TIME Щ

1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 12-17 с.

2. Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей//Дошкольное воспитание, 2008, №10, с. 102-108.

3. Рогожина О. А. Работа с родителями в специальном дошкольном образовательном учреждении// Логопед, 2005,№2, с.46-52.

Основные задачи, принципы, условия и направления взаимодействия учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы

Ни одна педагогическая система
не может быть в полной мере эффективной,
если в ней не задействована семья.

Е.В. Овчинникова

Цель: Формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющих речевые нарушения.

Задачи:

  • установить партнёрские отношения с семьёй каждого ребёнка;
  • создать атмосферу общности интересов и эмоциональной поддержки;
  • повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития;
  • пробудить интерес и желание участвовать в воспитании своего ребёнка;
  • обучать родителей приёмам логопедической работы.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых навыков у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей. Поэтому в своей работе уделяю большое внимание сотрудничеству с родителями. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка и только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребёнком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.

Семья – ближайшее и постоянное окружение ребёнка и её влияние на его развитие, на формирование личности велико.

Составляющими успешного взаимодействия учителя с родителями являются:

информированность это теоретическая подготовка, где мы должны дать родителям чёткий ответ на любой вопрос о речевом нарушении и его коррекции. Не маловажное значение играет информированность родителя о логопеде, как специалисте и направлениях его работы. Этому способствуют статьи, консультации с расписанием о времени проведения, рекомендации по развитию артикуляционной и мелкой моторики.

временной фактор – это основа взаимоотношений, которая закладывается в ходе знакомства на первом род. собрании в сентябре. На этом собрании я, мы обозначаем цели и задачи совместной работы, рассказываю о системе логопедических занятий, акцентирую внимание на важность участия семьи и значимости их помощи.

положительный, эмоциональный настрой логопеда способствует охотному взаимодействию с родителями. Возникновение профессиональных проблем, сложных ситуаций – это совершенно нормальное явление. Возникает ситуация, когда коррекционная работа не даёт положительной динамики, либо она отсутствует вообще. Все мы знаем, что такое явление наблюдается чаще, чем хотелось бы. Честный анализ причин возникшей проблемы будет конструктивнее обвинений себя или кого-либо другого в неудаче. И вот тогда взаимодействие с родителями останется положительным, если мы предупреждаем об изменении метода воздействия на речевую проблему, о необходимости большего времени на коррекцию, чем предполагалось ранее, направит ребёнка к другому специалисту, и открыто признает, что сделал для ребёнка всё, что смог. Профессиональная добросовестность, честность, уважение к себе и другим станет основой для положительного эмоционального настроя. Эти составляющие способны внести существенную лепту в успешное взаимодействие. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач для достижения единой цели, но и принципы работы, которые можно сформулировать следующим образом:

сотрудничество – видим в родителях равноправных партнёров по коррекционному процессу.

индивидуализация – ориентация на образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребёнка.

комплексность координация учителем-логопедом взаимосвязи с другими специалистами (психологами, дефектологами, врачами), так как преодоление речевого расстройства является комплексной проблемой.

Условия эффективного взаимодействия во многом определяются тем, насколько чётко организована преемственность работы логопеда и родителей.

Мы между собой должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Для этого мы помогаем родителям:

преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;

относиться к ребёнку как равному;

понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, всегда радоваться его успехами, поддерживать в случае неудачи;

знать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их;

установить доверительные отношения с ребёнком.

Задачами для родителейв коррекционной работе со своими детьми – это:

  • создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей
  • проведение систематической работы по общему развитию детей и коррекции недостатков согласно рекомендациям специалистов.

Основными направлениями логопедической работы являются:

  • консультативно-просветительная
  • мониторинговая
  • коррекционно-обучающая

В рамках консультативно-просветительского направления мы осуществляем:

  • ознакомление родителей с результатами логопедического обследования;
  • формирование оценки состояния речи ребёнка в данный период его развития;
  • формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в коррекционных занятиях;
  • ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия;
  • ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации занятий дома.

К мониторинговой работеотносится:

  • выявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества;
  • изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребёнку и его речевому дефекту;
  • определение степени усвоения родителями практических приёмов;
  • определение эффективности выбранных форм;
  • анализ качества двустороннего сотрудничества.

Родители предъявляют разные требования к своему ребёнку, у некоторых детей ощущается дефицит общения с родителями.

Учитывая индивидуальность каждого из родителей, мы-учителя-логопеды должны рационально спланировать работу с родителями по исправлению речи детей. Ведь в работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать по культурному, образовательному уровню, стилю семейного воспитания, наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка.

Коррекционно-обучающая работа предполагает:

  • привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе;
  • обучение конкретным приёмам логопедического воздействия;
  • обучение продуктивному взаимодействию с предъявлением одинаковых требований к выполнениям заданий.

Можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребёнка неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе непростая в организационном и педагогическом плане задача.

Семья и образовательное учреждение – два важных института социализации детей, и для развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Таким образом, правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2001.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей ОНР – III уровня. – М., 1999.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М., 1998.
  4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2001.
  5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Издательство “Союз”, 2001.

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в ходе осуществления коррекционно-педагогической работы

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.

Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации.

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. Это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

1. ПРИНЦИПЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом зависит от того, как организованно взаимодействие учителя-логопеда с родителями, так как включение последних в процесс коррекции является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка.

Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Перед учителем-логопедом и родителями стоят единые задачи, но отличаются лишь пути их реализации.

Принципы работы с родителями можно сформулировать следующим образом:

сотрудничество – учитель-логопед видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу;

индивидуализация-ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка;

непрерывность и эффективность обратной связи – осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье;

комплексность – координация учителем-логопедом взаимосвязи родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как преодоление речевого расстройства часто является комплексной психолого-медико-педагогической проблемой.

2. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:

· Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

· Объединить усилия для развития и воспитания детей;

· Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

· Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:

· Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

· Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.

1.3. Направления работы педагога с родителями

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Основными направлениями логопедической работы с родителями являются:

В рамках консультативно–просветительского направления учитель-логопед осуществляет:

· Ознакомление с результатами логопедического обследования.

· Формирование адекватной оценки родителями состояния речи ребенка в данный период его развития.

· Выработку правильного отношения к особенностям речевой деятельности ребенка.

· Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в коррекционных занятиях.

· Формирование и повышение компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств.

· Ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия.

· Консультирование по вопросам необходимого дополнительного медицинского обследования и лечения.

· Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

Коррекционно-обучающая работа предполагает:

· Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого расстройства.

· Обучение конкретным приёмам логопедического воздействия.

· Обучение продуктивному взаимодействию с предъявлением одинаковых требований к выполнениям заданий.

· Обучение различным видам работы с дидактическими пособиями.

К мониторинговой работе относится:

· Выявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества.

· Изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту в процессе коррекционной работы.

· Определение степени усвоения родителями практических приемов коррекционно-развивающей работы.

· Определение эффективности выбранных форм работы с родителями.

· Анализ качества двухстороннего сотрудничества.

Однако в основе любого взаимодействия должны быть определены правила:

Правила эффективного взаимодействия логопеда с родителями

· Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!

· Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!

· Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

· Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

· Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!

· То, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, учащихся и педагогов!

· Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого воспитанника.

Сама проблема содружества учебного заведения и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.

Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный результат – это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Родители должны понимать, педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так возможно добиться положительных результатов.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей – важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи – залог успеха ребёнка начальной школы

Проблема сотрудничества учителя-логопеда и родителей, имеющих детей с нарушением речи, актуальна и сложна в современном образовательном пространстве. К, сожалению, с каждым годом увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи. У многих из них проблемы остаются и в начальной школе.Происходит нарушение чтения и письма (дислексия и дисграфия). Причины дислексии и дисграфии могут быть органические и функциональные, биологические и социальные.

Важным условием для успешного обучения детей с нарушением чтения и письма, является организация педагогической и психологической помощи в образовательном учреждении. Для содействия в развитии индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности обучающихся необходимы:

  • ранняя своевременная педагогическая и психологическая диагностика;
  • оказание целевой педагогической и психологической помощи детям с нарушением чтения и письма для устранения потенциальных препятствий к их обучению;
  • регулярная оценка динамики развития и образовательных достижений детей в процессе специализированной помощи;
  • активное взаимодействие родителей с учителем-логопедом и другими педагогами по преодолению речевых нарушений, дислексии и дисграфии;
  • создание в семье благоприятных условий для устранения у ребёнка речевых недостатков.

Дети с речевыми нарушениями требуют к себе особого внимания, личностного подхода и большого терпения, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Родители же, часто сталкиваясь с трудностями в общении сосвоими детьми, не пониманием того, как помочь ребёнку, самопроизвольно отстраняются от работы над педагогическими знаниями и умениями, перекладывая всю ответственность только на педагогов.

Без сотрудничества педагогов, в особенности учителя-логопеда, с родителями успех в педагогической деятельности значительно снижается. Учитель-логопед должен проинформировать родителей о результатах обследования, целях, ожидаемых результатах, предполагаемых сроках работы. Основная задача родителей – закреплять навыки, усвоенные ребёнком на занятиях и при необходимости выполнять с ним домашние задания.

Для того, чтобы родители поняли, насколько необходима и важна их помощь учителю-логопеду, рассмотрим некоторые этапы его работы и участие в них родителей.

  1. Сбор анамнестических сведений. Они необходимы для того, чтобы сделать адекватные выводы относительно логопедического заключения. Важно иметь представление об анамнезе ребёнка, его раннем речевом развитии. Эти сведения позже находят отражение в речевой карте.
  2. Выявление особенностей семейного воспитания. На этом этапе родители обычно заполняют анкету. Эти данные дают возможность проанализировать ближайшее окружение ребёнка, воспитательный потенциал семьи, понимание проблем в его речевом развитии.Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В ней он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества.
  3. Разработка индивидуального маршрута обучения и подбор индивидуальных программ.Здесь очень важно предъявлять обучающимся единые требования, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, а также вносить необходимые коррективы в их обучение.
  4. Анализ достижений обучающихся, диагностика. На данном этапе учитель-логопед информирует родителей о достижениях ребёнка, о его трудностях. Родители активно участвуют в решении проблем.

Семья и образовательное учреждение не могут заменить друг друга: у каждого из них свои функции. И здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Ниже предлагается анкета для родителей. Она поможет проанализировать, насколько Вы готовы к сотрудничеству с образовательным учреждением и учителем-логопедом

  1. Если учитель-логопед пригласит меня на индивидуальную консультацию, я обязательно приду.
  2. Если у меня возникнут вопросы к учителю-логопеду, я обязательно их ему задам.
  3. Если меня попросят выступить перед детьми и рассказать о своей профессии или хобби, я соглашусь.
  4. Если мне предложат сделать с ребёнком совместную поделку для конкурса, проводимого образовательным учреждением, я соглашусь.
  5. Я всегда посещаю родительские собрания.
  6. Я подхожу к педагогам и советуюсь, с ними, если у моего ребёнка проблемы в обучении.
  7. Я готов принимать участие в мероприятиях для родителей помимо родительских собраний.
  8. Я покупаю по своей инициативе книги и игры, направленные на развитие речи ребёнка.
  9. Я знаю программу, которой руководствуется учитель-логопед при обучении моего ребёнка.

Игры и упражнения, которые помогут Вам сблизиться с ребёнком, расширить общение, развить его память и внимание.

  • «Читаем вместе» (совместное чтение книги каждый вечер, не менее часа. Обсуждение поступков героев, беседы по тексту).
  • «Шифровальщики» (придумать слово по первому слогу, назвать последний слог в слове).
  • «Слова-невидимки» (находить в слове маленькие слова).
  • Составление кроссвордов на различные темы.
  • «Не перепутай» (ведущий говорит слово по заданной теме, следующий игрок повторяет слово ведущего и добавляет своё, третий – повторяет за двумя игроками и только потом добавляет своё и т.д. Количество слов доводим от 10 до 15).
  • «Что увидел интересного» (по дороге в школу и из неё замечать, что изменилось или что увидел интересного. Формировать умение рассуждать, высказывать свои мысли).
  • «Красивые слова» (подбирать к словам-предметам действия, признаки, качества).
  • «Что перепутал художник», «Найди отличия», «Что спрятано на картинке».
  • «Назови буквы и звуки» (назвать правильно сколько букв и звуков живёт в слове, написать слово правильно).
  • «Покажем сказку» (обыгрывание сказки по ролям).

Конспект открытого урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («окружающий мир») на тему: «Дикие животные. Лиса»

«Барнаульская общеобразовательная школа–интернат № 3»

Конспект открытого урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («окружающий мир»)

«Дикие животные. Лиса».

Тема: «Дикие животные. Лиса».

Цель: формирование и углубление знаний о диком животном – лисе.

Образовательная:

• расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках лисы;

• уточнить и расширить представления о частях тела лисы, об их значении для животного;

учить построению связного рассказа с опорой на картинный план;

систематизировать знания учащихся об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе.

Коррекционно-развивающая

работать над расширением словарного запаса детей;

• способствовать формированию связной речи;

осуществлять коррекцию и развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки;

развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;

способствовать развитию сильного плавного ротового выдоха, активизации губных мышц.

Воспитательная:

• содействовать воспитанию бережного отношения природе и уважительному отношению друг к другу.

Встали ровно, подтянулись,

Гостям нашим улыбнулись,

На меня все посмотрели,

И на место тихо сели.

— К какому уроку мы приготовились?

— Чему мы учимся на уроках развития речи?

2. Речевая разминка.

— А для того, чтобы говорить красиво и правильно, надо, чтобы наши губы и язык хорошо работали.

— Скажите, какое сейчас время года?

— Давайте расскажем, какие изменения происходят весной в природе.

— Говорим чётко и дружно.

Дили –дили – дили – дили

Солнца лучики будили

Всех жуков и пауков(ж-ж-ж – на выдохе)

И веселых мотыльков (У-У-У_)

Всех зайчат, всех ежат ( ф-ф-ф)

Всех ленивых медвежат (р-р-р_)

И воробышек проснулся (чик –чирик)

Дили – дили – дили – дили

Встали все кого будили

— Действительно, от весеннего тепла природа просыпается.

— Но что-то не видно бабочек, стрекоз и пчёлок. Неужели они ёщё спят?

— А давайте мы поможем им проснуться.

3. Дыхательная гимнастика «Цветочки».

— Положите свой цветочек перед собой.

— Сделайте глубокий вдох носом и медленно выдыхайте воздух через рот на бабочку, чтобы она слетела с цветка.

— Ребята, скажите, а перед весной какое время года было?

— А после весны, какое время года будет?

— Скажите, а какой сейчас весенний месяц?

— Как вы думаете, а какой любимый цвет у весны? Почему?

— А какие ёщё изменения происходят в природе весной?

Давайте поговорим о погоде.

1.Облачность.

Посмотрите на небо. Сегодня ясно или пасмурно?

Есть ли сегодня осадки?

(снег, дождь, град, без осадков).

Есть ли сегодня ветер?

Какой по силе ветер?

(сильный, слабый, без ветра).

5. Актуализация опорных знаний. Введение в тему.

— А сейчас давайте покажем нашим гостям, какие вы добрые и отзывчивые.

— Ребята, нам надо помочь животным. Они решили погулять и заблудились.

— А вот их дома. (На доске картинка с лесом и домашним подворьем).

— Кто-то живёт в лесу, а кто-то рядом с человеком. Проводим их до дома?

— А какие животные заблудились, вы узнаете, отгадав загадки.

Зверь мохнатый любит мёд.
Если что-то не поймёт,
Может дико зареветь,
Потому что он
(медведь)

— Кто это? Где живёт медведь? Найдите картинку с изображением медведя и проводите его в лес.

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку
(заяц)

— Кто это? Где заяц живёт? Найдите картинку с изображением зайца и проводите его домой.

С хозяином дружит, Дом охраняет Живет под крылечком, хвост колечком (собака)

— Кто это? Где собака живёт? Найдите картинку с изображением собаки и проводите её домой.

Сама мала, шубка пышна,
В дупле живёт, орешки грызёт
(белка)

— Кто это? Где белка живёт? Найдите картинку с изображением белки и проводите её в лес.

Мохнатенькая,
Усатенькая,
Молочко пьёт,
Песенки поёт,
Мягкие лапки,
А в лапках царапки
(кошка)

— Кто это? Где кошка живёт? Найдите картинку с изображением кошки и проводите её домой.

Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный?
(волк)

— Кто это? Где волк живёт? Найдите картинку с изображением волка и проводите его в лес.

Голодная мычит, Сытая жует. Всем детям молоко дает (корова)

— Кто это? Где корова живёт? Найдите картинку с изображением коровы и проводите её домой.

— Скажите, а как называются животные, которые живут рядом с человеком, человек заботиться о них, а они приносят ему пользу (домашние животные).

— Давайте их назовём.

— А как называются животные, которые живут в лесу, сами добывают себе пищу и не нуждаются в уходе человека (дикие животные).

— Давайте их назовём.

— Посмотрите, у нас осталась ещё одна картинка.

Ярко-рыжая краса.

Как зовут её? ….(Лиса)

6. Основная часть. Изучение нового материала.
Сообщение темы, цели.

—Тема нашего урока «Лиса». Мы будем говорить о лисе.

—Узнаем, где она живёт, чем она питается. Будем учиться составлять рассказ о лисе.

— Ваша задача – быть внимательными, активными, отвечать по поднятой руке, полным ответом. Не обижайте друг друга и не перебивайте учителя.

— А у нас сегодня гостья, встречайте.

— Кто это? Это лиса.

— Это лиса (показ на плане).

— Настоящая лиса не смогла прийти к нам, у неё очень много дел, но зато пришла игрушка-лиса. И ей очень хочется послушать ваши рассказы.

— А как лису можно назвать ласково?

— Давайте посадим нашу лисоньку на стол, пусть она нас внимательно слушает.

— А кто знает, где живёт настоящая лиса?

— Если она живёт в лесу, сама добывает себе пищу и не нуждаются в уходе человека.

— Значит это, какое животное?

— Верно, лиса – это дикое животное (показ на плане).

— Возьмите конверты зелёного цвета и достаньте из него фигурку лисы.

— Сейчас мы рассмотрим части тела лисы.

• Части тела

— Какие же части тела есть у лисы?

— Голова (показ на картинке).

— Покажите на вашей лисичке голову (показ на фигурке).

— На голове находится мордочка, здесь есть глаза, рот и нос (показ учителя).

— Покажите глаза (показ на фигурке).

— Покажите нос (показ на фигурке).

— Как вы думаете, а зачем лисе нужен нос? По запаху определяет, где пробежал заяц, и затаилась мышка.

— Покажите рот (показ на фигурке).

— Зачем лисе нужен рот? Хорошо!

— Что ещё есть на голове?

— На голове есть уши (показ учителя).

— Покажите уши (показ на фигурке).

— А зачем лисе нужны уши?

— Уши у лисы особенные. Лиса способна услышать то, что происходит на другом конце леса.

Шея

Затем идёт шея (показ учителя).

— Покажите шею (показ детей).

— А какая часть тела самая большая? (показ учителя).

— А что же находится на туловище?

грудь (показ учителя).

Давайте найдём грудь (показ детей).

— С помощью чего лиса передвигается?

— У лисы есть лапы передние (показ учителя), покажите. Сколько их?

И есть лапы задние (показ учителя), покажите. Сколько их?

— А сколько всего лап?

— А ещё есть хвост (показ учителя).

— Покажите хвост (показ детей).

Скажите, а какой он по длине?

хвост длинный пушистый

А зачем лисе хвост?

— Лиса заметает свои следы пушистым хвостом и охотник не может её найти.

— А чем же покрыто тело лисы?

• Тело покрыто

— Тело лисы покрыто шерстью (показ на плане).

— Потрогайте у лисички шерсть. Какая она на ощупь?

мягкая
пушистая

— Для чего лисе нужна шерсть? Значит она ещё и тёплая.

тёплая

— Лиса – большая модница. Шуб у неё две — зимняя и летняя. Зимой шерсть животного становится гуще и теплее.

— А какого цвета шерсть?

— Верно, шерсть лисы рыжего цвета.

— Люди ещё называют этот цвет золотым. Посмотрите, похоже?

(показ листа бумаги золотого цвета)

— А сейчас давайте посмотрим сценку про лису.

— Вы услышите новое для вас слово – ателье. Это мастерская по шитью одежды.

— Смотрите внимательно и скажите, какой любимый цвет лисы?

В ателье пришла лисица:
«Шубку мне пора менять!»
Посмотрела мастерица:
«Что могу я Вам сказать?
Есть меха у нас любые,
Серый, синий, голубой,
Но для Вас есть золотой!»
«Ну, скорее покажите,
Золотой – ка мне несите!»
И выносят мех лисице,
Словно золото горит,
И довольно мастерице,
Наша лиска говорит:
«Это мне как раз и надо,
Я красивой быть должна,
С детства обожаю злато,
В золотой я влюблена»
Так что, если повстречаешь,
В поле может иль в лесу,

Того, кто золотом сверкает
Это видел ты лису.

— Какой любимый цвет лисы?

— А чем же питается лиса?

— Вы узнаете, заглянув в конверты. (Выставляют картинки на доску)

Вывод:

Лиса питается зайцами, мышами, жуками, любит курочек, уточек. Она ловит в реке рыб и даже ест ягоду.

— Как называется её жилище? (нора) Показ норы.

— Давайте прочитаем слово.

— Жилище лисы нора (показ на плане).

— Как называется детеныш у лисы? (лисёнок)

— Давайте прочитаем слово.

— Детёныш у лисы – лисёнок (показ на плане).

— А если лисёнок не один, а много, то как их назвать?

ли-ся-та

—А какую пользу приносит лиса?

— Лиса – защитник природы.

Так как она питается жуками и мышами, которые объедают листья и грызут кору на деревьях.

— А давным – давно, когда были очень холодные и суровые зимы, человек шил из меха лисы шубы и шапки.

Они были тёплые и хорошо защищали от морозов, а сейчас мы с вами носим куртки и пуховики.

— Ребята, вы хорошо потрудились, давайте немного отдохнём, а лисичка на нас посмотрит.

— Давайте превратимся в лисиц.

У лисицы острый нос,
У неё пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.

Лиса павою похаживает,
Шубу пышную поглаживает.
Я – охотница до птицы!
Кур ловить я мастерица!

Как увижу – подкрадусь
И тихонько затаюсь.
После прыгну и схвачу,
Деткам в норку отнесу.

— Вокруг себя повернись и в ребяток превратись. Хорошо отдохнули.

8. Составление рассказа по плану.

— А теперь покажите, как мы хорошо можем сидеть за партой и внимательно слушать друг друга.

Рассказывают 2 ученика.

— Молодцы! У вас получились замечательные рассказы. Наша лисонька довольна.

9. Закрепление. Работа на карточках.

Пальчиковая гимнастика

Давайте разомнем пальчики, ведь нам предстоит письменная работа.

Лисоньки в футбол играют,
Все друг друга догоняют,
Всё – бегом, вприпрыжку, вскачь,
Все хотят ударить мяч.

Каждый забивает гол –
Хорошо играть в футбол!

— Достаньте листочки. Послушайте задание.

— Подумайте, чем питается лиса и нужную картинку обведите простым карандашом.

— Наша лисонька очень довольна вашей работой и решила спеть для вас песню.

— А вы внимательно послушайте и ответьте: какие глаза у лисы?

— Какие? (хитренькие) А почему?

Лиса живёт в большом лесу –
Все знают хитрую куму,
А про её проказы
Есть сказки и рассказы.

— Давайте вспомним сказки про лису.

10. Презентация. Угадайте, что это за сказка.

«Лиса, заяц, петух»

«Лиса и заяц».Итог.

11. Гимнастика для глаз.

— Лисичка предлагает вам поиграть. Она будет убегать, а вы будете её догонять, но догонять надо глазами. Сели ровно, голову держим прямо, голова не двигается, а глазки следят за лисичкой.

12. Заключительная часть. Итог урока.

— Наш урок подходит к концу.

— С каким животным мы сегодня познакомились?

— Лиса дикое или домашнее животное?

— Почему лису называют защитником природы?

— Но есть и другие животные, которые помогают лесу, поэтому нельзя их обижать. Не разоряйте их жилища, не беспокойте, не приносите детёнышей животных домой. Берегите природу и защищайте.

— Сегодня вы были внимательны, активны и наша гостья дарит вам подарок – книгу. А книга эта про лису. Урок окончен.

Читайте также:
Ходилки-бродилки - авторская методика автоматизации звука
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: