Взаимодействие педагогов группы в коррекционно-развивающем сопровождении детей с ОВЗ

Взаимодействие педагогов группы в коррекционно-развивающем сопровождении детей с ОВЗ

Оглавление:

  1. Введение.
  2. Диагностический блок.
  3. Организационно – методический.
  4. Коррекционно – развивающий блок.
  5. Аналитический блок.
  6. Примерный план взаимодействия педагогов.
  7. Заключение.

Большое внимание в последнее время уделяется коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, которые имеют разные отклонения в речевой и познавательной сфере. К сожалению, число таких детей с каждым годом только увеличивается.

Взаимодействие педагогов — актуальная проблема. Учитель-логопед осуществляет коррекцию речи. А в группах детей с ЗПР (задержкой психического развития) эту работу проводит и учитель-дефектолог. Для того, чтобы работа эта была более эффективной, следует подключать к этому процессу и других специалистов. Так как время коррекционных занятий с детьми данной категории ограничено, логопедические занятия не могут включить всего лексического и грамматического материала, то взаимосвязь и преемственность в работе логопеда и воспитателя, логопеда и музыкального руководителя, логопеда и инструктора по физической культуре становится актуальными.

Поэтому возникла идея разработать модель взаимодействия логопеда со специалистами. В модели взаимодействия педагогов мы выделили четыре блока. В каждом блоке мы определили ряд задач.

Диагностический блок

Диагностический блок — определение тех сторон развития, которые требуют особого внимания.

Задачи диагностического блока:

  • изучение психических и речевых особенностей развития ребёнка;
  • выделение факторов риска, на основе полученных результатов обследования;
  • определение общей картины развития ребёнка.

Для обследования состояния речи и психических функций совместно с педагогом – психологом мы разработали карту психо-речевого развития ребёнка. С целью сократить время на обследование и избежать дублирование мы объединили схожие разделы. Вашему вниманию предлагаются разделы психо-речевой карты:

  • анкетные данные;
  • сведения о родителях;
  • анамнез;
  • раннее психо-моторное развитие;
  • раннее речевое развитие;
  • обследование психических функций;

На данном этапе предполагается получение следующего результата:

  • выявление факторов риска;
  • определение общей картины развития ребёнка.

Организационно-методический блок

Как и большинство педагогов, мы разработали подробное перспективное планирование работы с дошкольниками с ОВЗ, а также составили индивидуальную программу развития на каждого ребёнка.

  • разработка совместного плана коррекционно – развивающих занятий;
  • составление индивидуальной программы развития ребёнка

Результатом взаимодействия педагогов является план взаимодействия специалистов и индивидуальная программа развития.

Коррекционно-развивающее направление

Третьим, пожалуй, основным блоком мы выделили Коррекционно-развивающее направление.

  • проведение коррекционной работы, основанной на приемственности и взаимодействии специалистов.

Предполагаемый результат коррекции:

  • повышение уровня развития детей;
  • коррекция, имеющихся нарушений.

Результаты проведённой работы оцениваются в рамках аналитического этапа.

Аналитический блок

В котором мы выделили ряд задач:

  • анализ динамики развития ребёнка в процессе коррекционно – развивающей работы;
  • отслеживание эффективности коррекционно – развивающей работы.

Предполагаемым результатом является оформление листа динамики развития и определение эффективности коррекционно-развивающей работы.

Я хотела бы представить Вашему вниманию план взаимодействия педагогов на примере одной недели. План составлен для детей с речевыми нарушениями, но принцип его разработки, содержание также применим в группах для детей с ЗПР. Примерный вариант планирования составлен на основе требований программ для детей с нарушениями речи.

Ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит логопеду. Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи. Воспитатель занимается закреплением навыков правильной речи.

В рамках данного лексического материала, закрепляемого звука воспитатели планируют содержание своих занятий в течение недели. Так при прохождении темы «Золотая осень» воспитатель совместно с детьми изготавливает аппликацию «Осенние картинки». На этом занятии воспитатель закрепляет представления детей об осенних изменениях в природе. В процессе трудовой деятельности привлекает детей к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживании цветов.

Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна и взаимосвязь в работе логопеда с музыкальным руководителем. Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет усилия обоих специалистов. Изучаемый звук включается в различные попевки, пропевание фраз, насыщенных изучаемым звуком.

Совместная работа логопеда и педагога по физической культуре осуществляется в нескольких аспектах. Развитие всех типов дыхания осуществляется путем включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. Эффективно проводятся упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук.Также широко используются различные речевые игры с движениями.

Читайте также:
Использование логопедических наглядно-игровых средств в системе логокоррекционной работы

Польза сотрудничества логопеда и психолога проявляется не только в чёткой организации работы, но и в своевременных и успешных результатах коррекции. В ходе изучения данного материала задачи психолога несколько изменяются. Если логопеду важно расширять представления, словарь детей. То у психолога на первый план выступают задачи развития психических процессов. Так по теме «Осень» психолог развивает у детей способность к установлению причинно – следственных связей, развивает внимание при проведении игровых моментов, формирует зрительно – моторную координацию, когда предлагает детям дорисовать пропущенные элементы. Способствует умению анализировать, выделять 4 – й лишний.

Заключение:

Считаем, что изложенные нами взгляды на взаимодействие специалистов при коррекции речевых нарушений, не претендуют на всеобщность и универсальность. Но разработанная модель взаимодействия логопеда и специалистов способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов в области коррекционной педагогики.

Панина Марина Александровна,
учитель-логопед МДОУ № 1 «Родничок»,
г.о.Новокуйбышевск

Модель взаимодействия педагогов в психолого-педагогическом сопровождении развития ребенка с ОВЗ

Олеся Кудрявцева
Модель взаимодействия педагогов в психолого-педагогическом сопровождении развития ребенка с ОВЗ

Я работаю в МБДОУ д/с комбинированного вида №32 города Новочеркасска, Ростовской области. В нашем дошкольном учреждении 6 групп, 2 из них – логопедические, функционирующие по профилям “Общее недоразвитие речи (ОНР)” и “Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)”. Большое количество детей с нарушениями речи требует четкой организации процесса предварительного обследования детей для представления их на психолого-медико-педагогическую комиссию с последующим зачислением в логопедические группы. Функцию предварительного обследования детей выполняет психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ. Кроме того, ПМПк выявляет нарушения в психофизическом развитии детей, ведет консультативную и просветительскую работу с педагогами и родителями, отслеживает и корректирует нарушения в познавательной и эмоционально-волевой сфере. Четкая, слаженная работа специалистов консилиума (медперсонал ДОУ, педагог-психолог, учителя-логопеды, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) способствует своевременному выявлению детей, нуждающихся в коррекционном развитии, профилактике детских заболеваний. Специалисты, включенные в ПМПк, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии.

Воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель и другие специалисты, имеющиеся в ДОУ, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

Поскольку с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа проводится в индивидуальной и подгрупповой форме.

Составленная мною «Модель взаимодействия педагогов в психолого-педагогическом сопровождении развития ребенка с ОВЗ» наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребенком с ОВЗ

Цель: Создание в ДОУ целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей, с учетом показателей состояния здоровья (физического, соматического, психического) в дошкольном учреждении.

Работа по сопровождениювключает в себя 4 этапа:

1этап-диагностический.

На данном этапе происход:-Сбор информации о состоянии здоровья, особенностях роста и развития ребенка

-Обсуждение полученных результатов -Выявление проблемы

2этап – планово-организационный. Реализуя второй этап специалисты:

-Согласовывают направления, методы и приемы коррекционно-развивающего сопровождения – организуют деятельность -составляют индивидуальные программы сопровождения дошкольников.

3этап –коррекционный:

-каждый специалист своими методами, взаимодействуя с другими участвует в коррекционно-развивающей деятельности -обучение педагогов методам и приемам коррекционной работы

4 этап – итогово-оценочный.На данном этапе осуществляется: – совместная оценка эффективности коррекционной работы

-оценка уровня реализации инд. программ

– определение задач коррекционной работы на следующий период.

Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 комбинированного вида «Рябинка» г. Воскресенка Московской области В нашем дошкольном учреждении.

Какое бывает недоразвитие речи? (стенд для родителей) Какое бывает недоразвитие речи?ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ Это дети с нормальным интеллектом, не произносящие или призносящие.

Педагогический проект: «Взаимодействие специалистов детского сада в работе с детьми с ОВЗ»
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно – психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия по фонемному анализу и синтезу слов

Постоянный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья выдвигает диагностика-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 70% от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонением в речевом развитии.

Скачать:

Вложение Размер
vzaimosvyaz_spetsialistov.zip 266.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Сертоловский детский сад комбинированного вида № 2»

«Взаимодействие специалистов детского сада в работе с детьми с ОВЗ»

Составитель: Прошкина Н.Ю.,

Методист координатор по

МДОБУ «Сертоловский ДСКВ № 2»

«Взаимодействие специалистов детского сада в работе с детьми с ОВЗ»

Прoект предназначен для педагoгов, рабoтающих с детьми старшего дoшкольного возраста с OВЗ.

Проект рассчитан на детей старшего дошкoльного возраста.

Типовые особенности проекта

По характеру: проект твoрческий, информационный

По прoдолжительности: долгoсрочный.

По сoдержанию: педагоги.

По прoфилю знаний: меж предметный.

По уровню контактов: на уровне oбщеобразовательного учреждения – ДОО.

По типу объекта проектирования: сoциальный.

– Сoвершенствовать систему взаимодействия специалистoв ДОО в рабoте с детьми с ОВЗ.

– Разработать модель психолoгo-педагoгического сoпровождения детей с oбщим недоразвитием речи;

– Проанализировать эффективность применения модели психолого-педагогического сoпровождения детей с ОВЗ;

– Осуществление единогo кoррекционно-образoвательного пространства, стимулирующего речевое и личностное развитие детей.

– обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах;

–осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;

– обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;

– высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов;

– одним из важных результатов деятельности представляется модель личности ребенка, адаптированного к взаимодействию с внешней средой, обучению в школе.

Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно – психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.

Постоянный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья выдвигает диагностика-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 70% от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонением в речевом развитии.

В МДОБУ «Сертоловский ДСКВ № 2» 7 групп компенсирующей направленности, где находятся дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с ЗПР. Детский сад укомплектован специалистами: 5 учителей – логопедов, 2 педагога – психолога, 2 учителя – дефектолога, 5 музыкальных руководителей, 4 инструктора по ФИЗО .

Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими тяжелым недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Тяжелое недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы: фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи, поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей

действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику и др.

  • детей при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов:

меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: логопедов, дефектологов, педагогов-психологов. Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в специальных группах возможно при создании

личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое

коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.

  • связи с этим возникают проблемы руководства работой педагогов узкого профиля и организации их совместной деятельности в целях улучшения качества образования: обеспечение бережного отношения к здоровью и развитию личности ребенка, создания для нее комфортных условий пребывания в детском саду специалистов всех уровней.

Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической и коррекционной помощи детям в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.

Совершенствовать систему взаимодействия специалистов ДОО в работе с детьми с ОВЗ.

1. Разработать модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

2. Проанализировать эффективность применения модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

  1. Осуществление единого коррекционно-образовательного пространства,

стимулирующего речевое и личностное развитие детей.

Предполагаемые результаты взаимодействия по сопровождению детей коррекционных групп таковы:

– обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах;

– осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;

– обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;

– высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов;

– одним из важных результатов деятельности представляется модель личности ребенка, адаптированного к взаимодействию с внешней средой,

обучению в школе.

  • нашем детском саду был создан проект модели взаимодействия специалистов (приложение № 1). В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия специалистов, для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы.

Тесная взаимосвязь педагогов возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий специалистов.

  • исправление ТНР у детей большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя – логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с ТНР.

В группах компенсирующей направленности при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы двигательных и речевых сфер. Содержание ООД организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений логопеда по разделам программы.

Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Цель состоит в организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учётом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи – и обеспечивают интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития дошкольника с ОВЗ. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные НОД, а так же самостоятельную деятельность ребёнка с ТНР и ЗПР в специально организованной пространственно – речевой среде.

Все специалисты работают под руководством учителя-логопеда , который является организатором и координатором всей коррекционно – развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и НОД, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.

Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую, познавательную, в содержание других видов деятельности, а так же в режимные моменты.

Педагог – психолог включает следующие направления: коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ по развитию высших психических функций; работа с детьми, имеющих отклонения в поведении; коррекция агрессивности; профилактическая работа по развитию эмоций.

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление. На логоритмике совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, чувства ритма, просодическая сторона речи

Медицинский работник изучает и оценивает соматическое здоровье и состояние нервной системы ребёнка с ОВЗ в соответствии со средневозрастными критериями.

Инструктор по ФИЗО решает традиционные задачи по общему физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию

психомоторных функций и специальные коррекционно – развивающие: развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений по пространственно – временным характеристикам, совершенствование ориентировки в пространстве. Особое внимание обращается на возможность закрепления лексико – грамматических средств языка путём специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учётом изучаемой лексической темой.

Определены формы взаимодействия специалистов.

Наиболее приоритетные: муниципальная (территориальная) психолого – медико – педагогическая комиссия, психолого – медико – педагогический консилиум, интегрированные занятия, участие в проектной деятельности, совместные мероприятия с участием родителей, тренинги, семинары – практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование родителей, педагогов, Дни открытых дверей.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями.

Специалистами нашего детского сада разработан план по сопровождению детей коррекционных групп.

Содержание работы согласно данному плану распределяется условно на три периода и осуществляется, учитывая все формы взаимодействия: с детьми, педагогами и родителями.

Таким образом, нами выделяются такие формы работы, которые отображают взаимодействие специалистов в нашем дошкольном учреждении:

– проведение и обсуждение результатов диагностики (логопед обследует речь, в том числе и её эмоциональные стороны, психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы,

– коррекционно-развивающая деятельность (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, изучению и уточнению эмоциональных состояний, доступных возрасту, а психолог активизирует речевые высказывания детей);

– непосредственно образовательная деятельность с детьми;

  • а также проводимая в рамках «Школы молодого педагога», родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.

Вывод: Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

  1. Выготский Л. С. Основы дефектологии. – СПб. : Издательство «Лань»,
  1. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений /Под ред. д. м. н. Е. М.

Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002.

3. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография М. А. Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002

  1. Пятница Т. В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. – Мн.: «Аверсэв», 2005

5.Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.

Взаимодействие специалистов ДОУ в сопровождении детей с ОВЗ

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

Дата публикации: 10.05.2020

Статья просмотрена: 637 раз

Библиографическое описание:

Взаимодействие специалистов ДОУ в сопровождении детей с ОВЗ / А. А. Шамшурина, С. Л. Лукина, Н. И. Алымова [и др.]. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15834/ (дата обращения: 18.01.2022).

В данной работе представлен опыт работы по взаимодействию педагогов ДОУ в сопровождении детей с ОВЗ. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организаций.

Ключевые слова: ребенок с ОВЗ, нарушения развития, коррекционная работа, взаимодействие, педагог, родитель.

Проблема помощи детям с ОВЗ предполагает целостное «видение» модели организации коррекционно-образовательной работы всеми специалистами дошкольной организации и тесного командного взаимодействия [3].

Многолетний опыт работы в «Детском саду комбинированного вида № 17 «Лесная сказка» г. Набережные Челны (в ДОУ 5 логопедических групп и 3 группы для детей с задержкой психического развития) показывает, что постоянно растёт количество детей дошкольников с тяжёлыми нарушениями развития речи и с замедлением темпа развития психики. У детей отмечается дезадаптация в окружающей среде, замедление в формировании высших психических функций (ВПФ), нарушение произвольности психических процессов, навыков контроля и самоконтроля, низкая познавательная и речевая активность, низкий уровень работоспособности, заниженная самооценка, наличие объективных проблем в обучении, пассивное восприятие программного материала и даже негативизм или отказ от познавательной и творческой деятельности. Все эти нарушения сопровождаются и расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения детей дошкольного возраста.

Таким образом, перед педагогическим коллективом нашей ДОО остро стоит задача разработки и реализации эффективной коррекционной программы, индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ), формирования целостного коррекционного пространства для преодоления у детей нарушений развития речи и других ВПФ, устранения нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения.

Содержание коррекционной работы включает в себя согласованное взаимодействие специалистов (дефектологов, учителей-логопедов, педагога-психолога, физкультурного руководителя, музыкального руководителя, медицинских сестёр, врача педиатра, воспитателей) и включение родителей в коррекционно-развивающий процесс. Специалисты ДОУ проводят диагностику речевого развития и развития когнитивных функций, социального поведения детей, изучают эмоциональную сферу личности ребенка, условия его развития, языковой среды, воспитания, социального окружения. Особое место занимают занятия педагога-психолога по развитию коммуникативной сферы и преодолению отклонений в эмоционально-волевой сфере, коррекции детско-родительских отношений.

При разработке стратегии индивидуальной психолого-педагогической работы с особым ребенком все специалисты ДОО придерживаются «средового» подхода. Под средовым подходом понимается создание цепочки развивающих, коммуникативно-познавательных сред, способствующих пробуждению собственной активности ребенка и расширению его социально-адаптивных возможностей (основан на идеях Л. С. Выготского, И. А. Аршавского, А. А Ухтомского). Сама среда понимается как «система устойчивых пространственно-временных эмоциональных и социальных отношений, задаваемых людьми с целью развертывания того или иного смысла» [4]. Так, индивидуальные занятия с логопедом, психологом, дефектологом, занятия в мини-группах с несколькими специалистами и со всей группой в кругу, другие виды организованной деятельности в саду, ‒ всё это может рассматриваться как «среда отношений» для решения образовательных, коррекционных задач.

Специалисты ДОУ широко применяют в практике и нейропсихологический подход, который предполагает построение коррекционно-развивающей работы с ребенком с учетом его индивидуально-типологических нейропсихологических особенностей. Восемь педагогов прошли обучение на таких курсах и семинарах как: «Нейропсихологическое сопровождение развития», «Кинезиология. Образовательная кинезиология», «Кинезиология для всех», «Гимнастика мозга», «Форматирование мозга», «Резет 1», «Резет 2».

Овладев данными методиками, специалисты используют, полученные знания и умения в коррекционной работе. Чтобы обеспечить наиболее полную компенсацию нарушений развития ребенка с ОВЗ, необходимо точно понимать какими особенностями развития ребенок обладает и какие именно его потребности нужно учитывать при организации образовательного процесса. У каждого ребёнка своя уникальная линия развития и уникальна компенсаторная реакция организма на дефект. Нейропсихологическая и педагогическая диагностика поможет увидеть актуальное состояние высших психических функций (ВПФ): внимания, памяти, мышления, речи, зрительного, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля, потенциальные возможности ребенка.

Далее педагогами проводятся консультации с родителем, в ходе которой объясняются результаты диагностики, даются общие рекомендации и намечается курс коррекционной работы (плюс нейропсихологической коррекции) с учетом физиологических и личностных особенностей ребёнка. Целостный подход к коррекции с опорой на сильные стороны актуального развития детей с ОВЗ позволяет компенсировать нарушения в развитии.

Разработанная система специально подобранных специалистами упражнений

– активизирует мыслительную деятельность,

– синхронизирует работу полушарий,

– способствует запоминанию и творческому самовыражению,

– повышает устойчивость внимания,

– помогает восстановлению речевых функций,

– облегчает процессы чтения и письма,

– способствует общей координации тела и улучшению осанки,

– снимает напряжение, помогают справиться со стрессом и регулировать поведение у детей.

Комплексы кинезиологических упражнений активно включают в содержание воспитательно-образовательного процесса дефектологи, логопеды, педагог-психолог, музыкальный и физкультурные руководители, воспитатели.

В комплексной коррекционной работе актуально совместное взаимодействие специалистов, ребенка и родителей. Педагоги используют различные формы работы с родителями как индивидуальные (консультации, беседы, консультирование и онлайн консультирование, анкетирование) так и групповые (родительские собрания, мастер-классы, консультации, круглые столы, тренинги, семейные клубы и гостиные, дни открытых дверей, служба доверия, детские праздники и развлечения). Не следует забывать и формы наглядного информационного обеспечения (стенды, тематические выставки, брошюры, буклеты, информационные листы). Наглядный материал размещается в доступных и удобных для родителей местах. Тесное взаимодействие всех специалистов ДОУ помогает родителям лучше ориентироваться в особенностях общего и речевого поведения ребенка и находить адекватное решение, положительно относиться к его трудностям, создавать ситуации успешности, позитивной комфортной атмосферы. Родители включаются коррекционно-развивающий процесс, овладевают элементарными приемами и элементами коррекционной работы. Важное значение имеет максимальное привлечение родителей к тесному сотрудничеству.

Высокая профессиональная компетенция педагогов, психологическая поддержка родителей и партнёрские отношения способствуют восстановлению речевых нарушений и других высших психических функций, раскрытию интеллектуальных и познавательных способностей детей с проблемами развития. Процесс восстановления до вариантности нормы протекает значительно быстрее и успешнее, устраняются нарушения эмоционально-волевой сфере, тормозящие процесс обучения, повышается познавательная активность детей, раскрываются способности детей.

  1. Алехина С. В. Педагог инклюзивной школы. Новый тип профессионализма. // Образование в Кировской области. 2015. № 1. С.13–20.
  2. Бенилова С. Ю. Давидович Л. Р. Коррекция эмоционально-поведенческих расстройств у детей с нарушениями развития. // Журнал Воспитание и обучение. 2007. № 1. С.68–72.
  3. Особый ребёнок. Исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. Выпуск 5. — М.: Теревинф, 2006.
  4. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе/ Бондарь Т. А., Захарова И. Ю., Константинова И. С., Посицельская М. А., Яремчук М. В. — М.: Теревинф, 2011.
  5. Самсонова Е. В. Инклюзивное образование. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду / Сост. М. М. Прочухаева, Е. В. Самсонова. Центр «Школьная книга». — М. 2010. 240 с.

1. Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ рассматривают как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно.

Субъектом психолого-педагогического сопровождения является обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющий – особенности обучения, опыт взаимодействия с взрослыми, другими учащимися, проявления личностного и индивидуального развития.

Целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение оптимального развития, успешная интеграция в социум ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении.

Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в школе:

• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

• развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся с ОВЗ, родителей, педагогов.

Служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс психолого-педагогического сопровождения. Команда объединяет учителей, психолога, логопеда, социального педагога, медицинского работника, представителей родительского актива.

Организационной структурой службы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). ПМПк является структурным подразделением образовательного учреждения, регулирующим процесс сопровождения и обеспечивающий комплексность процесса сопровождения.

В обязанности учителя-логопеда в системе сопровождения входит: всестороннее изучение речи обучающихся, проведение индивидуально-групповых и фронтальных занятий с учащимися, имеющими отклонения в речевом развитии, оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка. Для логопедических занятий в учебном плане предусматриваются часы в соответствии с Базисными учебными планами специальных (коррекционных) образовательных учреждений соответствующего вида.

Педагог-психолог выявляет особенности умственного и интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию развития эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на профилактику возможных отклонений межличностных отношений; развивает психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей.

Учителя, работающие с детьми с ОВЗ, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных образовательных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учёт освоения ими общеобразовательных программ, совместно с педагогом-психологом ведут карты сопровождения учащихся.

Таким образом, специалистами сопровождения отслеживаются эффективность обучения детей с ОВЗ по программе (рекомендованной ПМПК), текущие и этапные результаты адаптации, динамика развития и личностного роста обучающихся, формирование навыков образовательной деятельности, освоение общеобразовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья. Результаты наблюдений фиксируются в карте сопровождения обучающегося.

Все выше сказанное позволяет выстроить определенную модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, которая характеризуется следующими принципами: 1) системность – реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям, родителям (оказывается в реальной ситуации обучения ребенка, выявляет имеющиеся сложности, потенциальные возможности школьника, его сильные стороны, определяющие обходные пути в обучении и с учётом всех составляющих определяется, моделируется система психолого-педагогического сопровождения); 2) комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения), помогающая отследить успешность обучения и наладить межличностные связи; 3) интегративность – предусматривает интеграцию различных методов (психотерапевтических и психолого-педагогических), методик, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов (охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную); 4) приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин учебных затруднений ребенка, знание и учёт его особых потребностей для использования их в качестве обходных путей (нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса); 5) непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения.

Технология психолого-педагогического сопровождения может быть представлена следующими содержательными направлениями работы:

– постановка проблемы на основе повышения информированности заинтересованных лиц о субъекте сопровождения, стоящих задачах и целях сопровождения;

– коллегиальное обсуждение проблемы сопровождения (участвуют в этом процессе все педагоги, имеющие отношение к данному ученику или проблеме, родители, специалисты);

– психолого-педагогическое сопровождение развития детей конкретизируется, определяются конкретные действия каждого специалиста;

– рефлексивность деятельности педагогов, аккумуляция и трансляция педагогического опыта, что достигается отслеживанием динамики процесса сопровождения, возникших проблем, организацией обратной связи, фиксацией идей и предложений, анализом результатов предыдущей работы.

Таким образом, широкая сфера применения психолого-педагогического сопровождения позволяет рассматривать его как неотъемлемое звено системы образования. Расширение представлений о целях образования, в числе которых включены не только цели развития, воспитания, обучения, но и обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей обусловливает интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения.

Схема модели

психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС

автор: Галахова Любовь Павловна

педагог-психолог КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 6»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Галахова Любовь Павловна,

Растет количество детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении специалистов разного профиля, поэтому перед педагогами стоит задача взаимодействия для реализации эффективной коррекционно-педагогической работы, образования, воспитания и социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях многоуровневого междисциплинарного объединения .

Необходимость совершенствования психолого — медико-педагогического сопровождения детей и подростков, которые учатся в КГБОУ «Барнаульской общеобразовательной школе-интернате № 6» определяется тем, что это полиморфная в клиническом и психолого-педагогическом отношении категория лиц. Наблюдается сочетание выраженных нарушений опорно-двигательного аппарата с отклонениями развития центральной нервной системы («задержка психического развития органического генеза», «нарушение интеллекта»), нарушение слуха, зрения . Учитывая тот факт, что это смешанный контингент обучающихся, можно рассматривать вопрос об организации взаимодействия специалистов в ходе психолого-педагогического сопровождения разных категорий учащихся, речь пойдет не о программах обучения, а о тех принципах, методах, приемах взаимодействия специалистов.

Комплексная реабилитация детей включает в себя оказание медицинской, психологической, педагогической, социальной и логопедической помощи, способствуя тем самым наиболее полной социальной интеграции. Важно придерживаться следующей стратегии – любой ребенок, будь то с проблемами интеллектуального развития, или ребенок с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи государства в целом, а должен стать оптимально развитой личностью, способной на адекватное вхождение в общественную среду.

Реализация данной стратегии стала возможной лишь при условии создания специального реабилитационного пространства, включающего в себя наличие комплексной инфраструктуры школы-интерната, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания.

Важным условием комплексного воздействия, как отмечалось выше, является взаимодействие специалистов разного профиля в процессе диагностики, лечения, коррекции, сопровождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении службой сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум. (ПМПк) Это устойчивая система, объединяющая узких специалистов: педагогов, педагогов-психологов, медицинских работников, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, социальных работников и других специалистов, осуществляющих комплексную коррекционную работу в интересах ребёнка.

Для успешной реализации поставленной задачи специалисты ПМПк взаимодействуют со всем педагогическим коллективом при условии включения родителей в процесс сопровождения развития ребёнка. Родители, законные представители обучающихся, должны дать письменное согласие на психолого-педагогическое сопровождение. Главная идея психолого-медико-педагогического сопровождения — создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Каждый специалист решает вопросы в сфере своей компетенции, вносит собственное понимание и в то же время создает одну из составных частей целостной картины квалификации развития ребенка. Ребенок, получивший документ, (на психолого-медико-педагогической комиссии ПМПК) подтверждающий его право на обеспечение специальных условий для получения им образования, приходит в образовательную организацию, где происходит его оформление как ребенка с ОВЗ.

В этом случае, на ПМПк проводят:

  • анализ информации;
  • определение направлений ПМП сопровождения;
  • разработка адаптированной образовательной программы (АОП);
  • проектирование АОП;
  • составление рекомендаций для обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей);
  • включение родителей в процесс ПМП сопровождения.
  • выработка стратегии индивидуального оценивания обучающегося;
  • выработка стратегии поведения по отношению к сопровождаемому во время уроков или мероприятий;
  • выполнение рекомендаций каждым участником ПМП сопровождения;
  • реализация программ коррекционных и профилактических мероприятий для обучающихся с ОВЗ и родителей.

Итак, цель ПМП сопровождения — обеспечение развития обучающегося через создание специальных образовательных условий (СОУ), способствующих успешной адаптации, реабилитации, освоению адаптированных основных образовательных программ (АООП).
Основными направлениями ПМП сопровождения обучающихся с ОВЗ являются:

  • проектирование образовательной среды, исходящее из необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка с ОВЗ, опираясь на возрастные нормативы развития как критерии адекватности образовательного воздействия;
  • поддержание функционирования ребенка с ОВЗ в условиях оптимального для успешного раскрытия личностного потенциала образовательного воздействия.

В случае необходимости уточнения или изменения рекомендаций, ребенок с ОВЗ вновь направляется на ПМП комиссию для изменения образовательного маршрута.

Необходимо уточнить, что под консилиумом, тем более комплексным психолого-медико-педагогическим консилиумом, понимается постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка.

В то же время необходимо различать задачи, входящие в компетенцию консилиума, и задачи общепедагогические, не требующие включенности этого мощного структурного образования школы-интерната. Следует перечислить задачи, которые выходят за рамки компетенции ПМПк и должны решаться непосредственно педагогами с минимальным привлечением психолога. Например,

  • сиюминутные проблемы обучения, которые вызывают тревогу у педагога, но в связи со своей незначительной продолжительностью не являются задачей работы консилиума в целом и психолога в частности;
  • кратковременные проблемы поведения, связанные в первую очередь с сиюминутной ситуацией в семье;
  • разработка программ, воспитательных мер в рамках учебно-воспитательного процесса, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику и другим участникам образовательного процесса.

Психолог, конечно, не отказывается в целом от того, чтобы прокомментировать психологическую составляющую этих задач, довести до сведения педагогического состава и администрации свою позицию в этом отношении.

Работа консилиума с ребенком иногда начинается по запросу родителей (лиц, их замещающих в школе-интернате есть обучающиеся воспитанники детского дома), либо (с их согласия) по запросу учителя, администрации образовательного учреждения. Согласие родителей документально зарегистрировано. Письменное согласие родителей или опекунов — стандартная процедура, позволяет предупредить ряд конфликтных ситуаций, связанных с экспертизой.

Если по конечным итогам работы с ребенком консилиум проводится в обязательном порядке, то результаты промежуточного обследования требуют проведения консилиума в том случае, если отмечается явно недостаточная или отрицательная динамика развития. Если на промежуточном этапе были получены значительные изменения состояния (не только вследствие деятельности психолога, но и других специалистов) либо произошли какие-то незапланированные события, сами по себе резко изменившие как состояние, так и условия существования ребенка, обсуждение этой ситуации всеми специалистами на консилиуме также является необходимым.

Задачи, на которые ориентирована деятельность каждого из предлагаемых типов консилиумов.

Плановый консилиум школы-интерната решает следующие задачи:

  • определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей;
  • выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута и дополнительных программ коррекционной работы;
  • динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы;
  • решение вопроса об изменении образовательного маршрута, развивающей и коррекционной работы по завершении обучения (окончании учебного года).

Внеплановый консилиум собирается по запросам специалистов (педагога класса, педагога-психолога или одного из работающих с ребенком специалистов). Как уже указывалось, поводом для внепланового консилиума является отрицательная динамика обучения или развития ребенка, негативные особенности поведения и т.п.

Задачи внепланового консилиума:

  • решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявившимся обстоятельствам (в том числе, каким специалистом должен быть проконсультирован ребенок в первую очередь);
  • изменение направления ранее проводимой коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности;
  • решение вопроса об изменении образовательного маршрута либо в рамках деятельности данного образовательного учреждения, либо в подборе иного типа учебного заведения (повторное прохождение психолого-медико-педагогической комиссии).

Решение задач динамической оценки состояния ребенка в рамках работы консилиума является завершающей стадией третьего этапа его деятельности. В дальнейшем работа с ребенком либо в целом завершается, либо продолжается (например, в условиях перехода ребенка в следующий класс) с повторением второго и третьего этапов, в ситуации, когда ребенок по-прежнему нуждается в дополнительной помощи. Если ребенок (группа детей) не выходит за пределы типологического норматива данного образовательного учреждения, то оценка динамики освоения программного материала проводится педагогическим составом, классным руководителем на педагогических советах, то есть в рамках обычного образовательного процесса.

Консилиумная деятельность в такой ситуации выражается лишь в мониторинговом компоненте сопровождения. Постоянная деятельность консилиума по отношению к каждому ребенку, детальное обсуждение всех детей вне зависимости от динамики их обучения и развития излишни.

В командной работе специалистов ПМПК реализуются два основных принципа — мультидисциплинарный и междисциплинарный. В полной степени оба принципа могут быть применены и к деятельности школьного консилиума.

Смысл мультидисциплинарного принципа заключается в реализации комплексного подхода, к оценке развития ребенка, что предусматривает необходимость равноправного учета данных и мнений всех специалистов консилиума (от врачей до социального педагога и воспитателей).

Междисциплинарный принцип деятельности специалистов при оценке психического развития ребенка предусматривает необходимость выработки (согласования) коллегиальных подходов при такой оценке и изменения мнения каждого из специалистов в зависимости от мнения других членов ПМПк. Это, в свою очередь, требует соответствующих технологий проведения коллегиального обсуждения, то есть технологий междисциплинарного взаимодействия.

Из вышесказанного следует, что учет принципов командной работы специалистов на первый план выдвигает не столько задачи образования, сколько задачи коррекционно-развивающей помощи ребенку, комплексного психотерапевтически ориентированного сопровождения его семьи. Все это «…в значительной мере снижает возможность возникновения диагностических ошибок и способствует выработке наиболее продуктивных подходов в решении судьбы маленького человека, соблюдении его прав»

  1. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.,2000.
  2. Забрамная, С. Д. Материалы для психолого-педагогического обследования в медико-педагогических комиссиях. – М., 1992.
  3. Кононова Н.С. Взаимодействие ПМП комиссии и ПМП консилиума по проблемам своевременного выявления и сопровождения детей с ОВЗ. Всероссийской научно-методической конференции «Совершенствование учебно-воспитательного процесса в коррекционной педагогике» — 2016, http://www.moi-sat.ru/index/sbornik_luchshikh_statej_konferencii/0-173
  4. Левченко, И. Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями развития. – М., 2006.
  5. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – Спб., 2009.
  6. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / под ред. И. В. Дубровиной. – М., 2012.
  7. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка / под ред. Л. М. Шипицыной. – М., 2012.
  8. Семаго Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – М., 2001.
  9. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М.: АРКТИ, 2005.
  10. Шипицына Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – Спб., 2003.

656065 г. Барнаул, ул. Солнечная поляна, 53.

Комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях реализации инклюзивного образования. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемАнатолий Казнаков

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях реализации инклюзивного образования.” — Транскрипт:

1 Комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях реализации инклюзивного образования

2 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 322 компенсирующего вида» Комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях реализации инклюзивного образования Презентация опыта работы Заместитель заведующего по воспитательно-методической работе (старший воспитатель) Татьяна Анатольевна Демидко МБДОУ 322, г.Красноярск

3 Лицензия 4580-л от «Программа дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья».

4 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРМСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Равные возможности полноценного развития каждого ребенка Включение содержания коррекционной работы и инклюзивного образования в образовательную программу ДОУ

5 Взаимодействие специалистов образовательного процесса Территориальная психолого- педагогическая комиссия (психиатр, невролог, педагог- психолог, социальный педагог, дефектолог, педиатр. Специалисты ДОУ (учитель-логопед, учитель- дефектолог, воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по ф/к). Ребенок с ограниченными возможностями здоровья

6 Психолого-медико-педагогический консилиум Деятельность ПМПК осуществляется в соответствии с: Законом РФ «Об образовании»; Письмом Министерства образования РФ от г. 27/901-6 «О психолого- медико-педагогической консилиуме образовательного учреждения»; Договор между дошкольным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника; Договор между ДОУ и Центром психолого- медико-социального сопровождения 5. Положение о ПМПК дошкольного учреждения.

7 Задачи ПМПК Разработка целей и задач сопровождения каждого ребенка с ОВЗ; Конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста ДОУ; Моделирование индивидуально ориентированных образовательных и коррекционно-развивающих программ на основе использования гибких технологий, методов, учитывая особенности психофизиологического развития детей. Изменение(при согласии родителей) индивидуального образовательного маршрута развития ребенка с ОВЗ ( например, изменение соотношений индивидуальных и групповых форм работы, корректировка фронтальных занятий, сопровождение ребенкатьютером- в роли тьютера выступает педагог- психолог, учитель-дефектолог. Сопровождение тьютера осуществляется в основном в период адаптации ребенка.); Динамическая оценка эффективности мероприятий по социальной адаптации ребенка с ОВЗ, освоение им образовательной программы ДОУ.

8 КОНСИЛИУМ ПЛАНОВЫЙ 3 раза в год ВНЕПЛАНОВЫЙ По запросу специалистов. По запросу родителей

9 Рекомендации для педагогов ДОУ по выстраиванию образовательного маршрута Направление работы узких специалистов (педагог- психолог, учитель- логопед, учитель- дефектолог, врач- невролог, врач- психиатр) Организации образовательного процесса (форма получения образования, уровень образования, программа обучения, форма обучения, степень включенности : кратковременное пребывание, полный день, форма организации ). Организация психолого- медико- педагогического сопровождения: формы, методы. Специальная организация среды образовательной организации.

10 Сопровождение ребенка с ОВЗ Установление социального партнерства Просветительская и профилактическая работа Консультативная помощь семье Методическая психологическая помощь специалистам

11 коррекционно-образовательная работа Взаимодействие всех специалистов образовательного процесса; Совместное планирование работы; Четкое распределение задач.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: