Взаимодействие логопеда и остеопата в коррекции тяжёлых нарушений речи

Взаимодействие логопеда и остеопата в коррекции тяжёлых нарушений речи

Процесс коррекции тяжелых речевых нарушений идёт, как правило, по пути постановки звукопроизношения, накоплению активного и пассивного словаря, работы над связной речью и формированию фонетико-фонематической компетенции. Успешно справиться с подобными состояниями детей, мешающими им правильно развиваться и становиться полноценными членами общества, может только логопед, да и то не во всех случаях.

К сожалению, в условиях дошкольных учреждений (как муниципальных, так и частных) бывает очень сложно индивидуально уделить внимание такому важному аспекту, как развитие познавательных возможностей ребёнка. Если не уделить должного внимания их расширению, то возможна трансформация или усугубление симптоматики: дизартрии в заикание или затяжные неврозоподобные состояния, тики. В дальнейшем коррекция сложна, а иногда невозможна.

Тяжелые нарушения речи необходимо как можно раньше корректировать. Логопед в большинстве случаев оказывает неоценимую помощь таким детям своими логопедическими методами. Но в некоторых случаях одному логопеду не справиться. Был проведен ряд исследований, которые показали, что совместное ведение детей с тяжелыми нарушениями речи логопедом и остеопатом дает отличные результаты, которые для одного логопеда не достижимы.

Ключевыми аспектами работы остеопатов в логопедической сфере являются:

  • последствия родовых травм и энцефалопатий,
  • задержки психо-эмоционального и физического развития детей,
  • отставание в учебе,
  • неврозы,
  • ортопедические нарушения — нарушения осанки, сколиозы, дисплазия тазобедренных суставов и др.,
  • проблемы уха, горла и носа,
  • различные нарушения речи.

В Великом Новгороде совместно с остеопатом Спесивцевым В.С. мною был реализован этот современный подход и дал неплохие результаты. Для определения эффективности работы остеопата при совместной коррекции речи детей, мы взяли группу детей 4-5 лет с диагнзом ТНР (дизартрия, сенсомоторная алалия). Дети, помимо занятия со мной (логопедом-дефектологом), посещали остеопата.

Дело в том, что все тяжелые нарушения речи имеют разные и глобальные причины. Иногда одну доминирующую причину расстройства можно обнаружить. Но в большинстве случаев причин может быть несколько, и степень их взаимного участия проследить не представляется возможным.

К основным причинам тяжелых речевых расстройств относятся проблемы внутриутробного развития плода и раннего периода развития ребенка в основном связанные с поражением головного мозга. Круг таких причин начинается от проблем матери во время беременности и заканчиваться тяжелыми родами и травмами в раннем детстве ребенка.

Остеопат Спесивцев В.С. мягкими мануальными (то есть ручными) техниками без каких-либо устройств, без применения лекарств воздействует на кости черепа, позвоночника, крестца.

Хороший остеопат в состоянии за несколько сеансов выправить череп, поврежденный и деформированный во время родов.

Тем самым снимается напряжение мозговых оболочек, создаются условия для комфортного функционирования мозга. Если этого не сделать вовремя, то есть в первые годы жизни ребенка, то невидимые обычному глазу деформации закрепляются, приводя к различным трудностям: плохая успеваемость в школе, трудности в обучении и социальных контактах, проблемы с речью.

Наша система такова: Виталий Сергеевич создает потенции для последующего развития личности ребенка, максимально щадяще убирая последствия травматизации, а я в свою очередь превращаю эти потенции в реальные жизненные успехи ребенка: нормализация речи, способность концентрироваться, повышение внимания и успеваемости, и так далее.

Как показывают наши наблюдения за детьми, уже в первые недели после комплексного лечения: логопед + остеопат были значительные качественные изменения, а именно: у детей с нарушением мелкой моторики отмечалось появление навыков самообслуживания, улучшился или полностью востановился сон, улучшались возможности развития серийной организации движений. При нарушениях артикуляторной моторики, проявляющихся в девиации языка (неправильная, несбалансированная работа мышц языка), гиперсаливации (повышенное слюноотделение).

Читайте также:
Система логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей с артикуляторно-фонематической дислалией

После нескольких сеансов у остеопата происходила заметная нормализация функций: наблюдалось увеличение словаря, улучшалось понимание речи, зрительного и слухового внимания и памяти, логического и пространственного мышления. Кроме того, у 20% сенсо-моторных алаликов было диагностированно смещение шейных позвонков, нарушение строения костей черепа, как следствие — нарушение ликвородинамики (это патологические состояния, которые обусловлены нарушением секреции, резорбции и циркуляции цереброспинальной жидкости.), ВЧД (внутре черепное давление), ТНР и общей и мелкой моторики.

Через год совместной коррекции (остеопат Спесивцев В.С.+ логопед Мазалева О.А.):

  • 10 % детей выходили с диагноза сенсо-моторная алалия на ОНР I уровня,
  • 7% — Онр II уровня,
  • 3% — ОНР III уровня,
  • 40% дизартриков преодолевали диагноз без неврологического вмешательства.

То есть создавались условия, база для развития при коррекции речевых нарушений логопедом. Результаты, полученные при данных исследованиях, подтверждают, что остеопатическое лечение детей создает предпосылки для нормализации работы нервной системы, создаёт предпосылки для интеллектуальной и психической деятельности.

При своевременном обращении родителей к остеопату возможно избежать диагноза ТНР (тяжёлое нарушение речи), гиперактивность и многое другое.

Прикус и речь. Что нужно знать родителям о миофункциональных нарушениях?

Очень часто родители обращаются к логопеду с проблемой нечеткого звукопроизношения у детей. Причиной которой могут быть миофункциональные нарушения. Высококвалифицированные специалисты в Зеленограде помогут вашему ребенку в постановке звуков и коррекциии иных проблем.

Познавательная страничка

Миофукциональные нарушения – это снижение или повышение нормального тонуса жевательных и мимических мышц, возникающих при нарушениях функций зубочелюстной системы (дыхания, глотания, жевания, речи)

Посмотрите внимательно на Вашего ребенка, его лицо гармонично или заметны какие-либо проблемы с прикусом? Натянутые губы или приоткрытый рот, ротовой тип дыхания — все это свидетельство неправильного прикуса. Можно определить неправильный прикус, даже не заглядывая в ротовую полость, основываясь только на анализе лицевых признаков. Достаточно понаблюдать за ребенком несколько минут в непринужденной обстановке и ответить на ряд вопросов:

  • Губы Вашего ребенка находятся в сомкнутом состоянии? Когда он смотрит мультики или когда спит?
  • Ваш ребенок часто дышит ртом?
  • Попросите малыша проглотить слюну. Вы увидели, как напряглись мышцы лица, особенно подбородка?
  • У Вашего ребенка при глотании видны зубы или язык?
  • Прежде чем проглотить питье, Ваш ребенок надувает щеки?
  • У Вашего ребенка (старше 4 лет) выраженные дефекты речи?
  • Ваш ребенок сосет палец или другой предмет, соску (старше 1 года), грызет ногти, карандаш или ручку?
  • У Вашего ребенка (старше 5 лет) отсутствуют промежутки между временными зубами?

Если вы заметили у своего ребенка один или несколько вышеуказанных признаков, вам следует обратиться за консультацией к специалистам!Миофункциональные нарушения у детей эффективно корректируются при раннем выявлении, а также при грамотном взаимодействии логопеда, невролога и стоматолога. Специалисты предложат вам специальные вестибулярные пластинки и комплексные занятия для устранения выявленных нарушений. Комплексный подход обеспечивает высокую стабильность результатов логопедической коррекции.

Мама будет Логопедом

Почему возникают миофункциональные нарушения?

Ротовое дыхание, как правило, следствие заболеваний ЛОР органов (аденоиды) или слабой круговой мышцы рта. (Естественным и единственно правильным является дыхание через нос – только оно обеспечит гармоничный рост лицевого скелета ребенка).

Читайте также:
Конспект занятия: Дифференциация согласных К – Г в устной и письменной речи

Глотание нарушается, как правило, при длительном сосании бутылочки с соской и соски-пустышки, при длительном кормлении ребенка мягкой и протертой пищей. После 4-5 лет глотание должно быть незаметным, лицевые мышцы в нем не участвуют.

Жевание мягкой протертой пищи не дает достаточного стимула к росту челюстей и следствием этого становится скученность зубов. Если после 5 летнего возраста временные зубы стоят плотно друг к другу, между ними отсутствуют промежутки (тремы), то скорее всего постоянные зубы не поместятся в зубном ряду.

Сосание пальца, равно как и соски после года-полутора, также приводит к тяжелым деформациям челюстных костей- формированию открытого прикуса и отклонению верхних зубов кпереди.

Так бывает, когда ребенок сосет палец.

Осанка– ее нарушения непосредственно влияют на гармоничность лицевого скелета, так как нарушается миодинамическое равновесие.

Речевые нарушения связаны с неправильной артикуляцией. То зачастую приводит к аномальному давлению языка на зубные ряды, вызывая смещения зубов.

Конечно, генетическая предрасположенность к неправильному прикусу тоже имеет место быть.

Копилка знаний

Упражнения для нормализации носового дыхания

Упражнение 1. Воздушный массаж слизистой оболочки носа. Ноги в стороны, рот плотно закрыт, медленно поочередно вдыхать воздух то правой, то левой ноздрей, поочередно прижимая пальцами противоположную ноздрю.

Упражнение 2. «Заводим машину» Длительное произнесение звука «Д-Д-Д»(30 сек)

Упражнение 3. «Шарик лопнул». Надуть щеки и медленно выдавить воздух через сжатые губы.

Упражнение 4. При разомкнутых губах приложить мизинцы к уголкам рта в таком положении стремиться сомкнуть губы.

Логопедический массаж — это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелых речевых нарушений. Это нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения, т.к. логопедический массаж способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние человека, страдающего речевыми нарушениями.

Остеопат знакомится с проблемой, которая вас волнует. А затем с помощь техник остеопатии выясняет возможность решения проблемы. Чаще всего используется техника Краниосокральной терапии.

Отличная идея для создания дыхательного тренажера.

Взаимодействие логопеда и остеопата в коррекции тяжёлых нарушений речи

Автор: Цукор Т.Б., логопед – детский психолог Семейного стоматологического центра «Диал-Дент».

Сенсомоторная алалия (нарушение восприятия речи), моторная алалия (нарушение речи при сохранении ее понимания), дизартрия (расстройство членораздельной речи), логоневроз (расстройство речи вплоть до заикания), ранний детский аутизм (РДА) – всё эти диагнозы относятся к тяжелым речевым расстройствам. Каждый логопед в своей практике не раз сталкивался с подобными диагнозами.

Все вышеперечисленные тяжелые нарушения речи обусловлены органическим поражением головного мозга. Поэтому так часто сопровождаются расторможенностью, гиперактивностью, неусидчивостью, сложностями переключения с одного вида деятельности на другой. И это далеко не полный перечень сопровождающих синдромов.

Процесс коррекции этих тяжелых речевых нарушений идёт в таких случаях, как правило, по пути постановки звукопроизношения, накоплению активного и пассивного словаря, работы над связной речью и формированию фонетико-фонематической компетенции. Успешно справиться с подобными состояниями детей, мешающими им правильно развиваться и становиться полноценными членами общества, может только опытный логопед, да и то не во всех случаях. К сожалению, в условиях дошкольных учреждений (как коммерческих, так и частных) бывает очень сложно индивидуально уделить внимание такому важному аспекту, как развитие познавательных возможностей ребёнка. Если не уделить должного внимания их расширению, то возможна трансформация или усугубление симптоматики: дизартрии в заикание или затяжные неврозоподобные состояния, тики. В дальнейшем коррекция сложна, а иногда невозможна. Жизнь ребенка развивается не по самому благоприятному сценарию.

Читайте также:
Автоматизация звука С' - конспект индивидуального занятия по коррекции ФФНР у ребенка с дизартрией

Выше мы показали, что тяжелые нарушения речи необходимо как можно раньше корректировать любой ценой. Опытный логопед в большинстве случаев оказывает неоценимую помощь таким детям своими логопедическими методами. Но в некоторых случаях одному логопеду не справиться. Был проведен ряд исследований, которые показали, что совместное ведение детей с тяжелыми нарушениями речи логопедом и остеопатом дает отличные результаты, которые для одного логопеда не достижимы. В Семейном стоматологическом центре «Диал-Дент» реализован этот современный подход. Совместное лечение детей в центре «Диал-Дент» проводит логопед Цукор Т.Б. и остеопат Попов А.И.

Кто такой остеопат, и каким образом он помогает логопеду, попробуем разобраться? Дело в том, что все тяжелые нарушения речи имеют мультифакторные причины. Иногда одну доминирующую причину расстройства можно обнаружить. Но в большинстве случаев причин может быть несколько, и степень их взаимного участия проследить не представляется возможным. К основным причинам тяжелых речевых расстройств относятся проблемы внутриутробного развития плода и раннего периода развития ребенка в основном связанные с поражением головного мозга. Круг таких причин начинается от проблем матери во время беременности и заканчиваться тяжелыми родами и травмами в раннем детстве ребенка. Остеопат Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» Попов А.И. мягкими мануальными (т.е. ручными) техниками без каких-либо устройств, без применения лекарств воздействует на кости черепа, позвоночника, крестца. Хороший остеопат в состоянии за несколько сеансов выправить череп, поврежденный и деформированный во время родов. Тем самым снимается напряжение мозговых оболочек, создаются условия для комфортного функционирования мозга. Если этого не сделать вовремя, т.е. в первые годы жизни ребенка, то невидимые обычному глазу деформации закрепляются, приводя к различным трудностям: плохая успеваемость в школе, трудности в обучении и социальных контактах, проблемы с речью.

Схема взаимодействия специалистов Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» остеопата Попова А.И. и логопеда Цукор Т.Б. такова: Алексей Игоревич создает потенции для последующего развития личности ребенка, максимально щадяще убирая последствия травматизации. Логопед Татьяна Борисовна превращает эти потенции в реальные жизненные успехи ребенка: нормализация речи, способность концентрироваться, повышение внимания и успеваемости, и т.д.

Во многих клинических исследованиях патологии речи отмечается положительная динамика, уже в первые недели после комплексного лечения: логопед + остеопат. А именно: у детей с нарушением мелкой моторики отмечалось появление навыков самообслуживания, улучшались возможности развития серийной организации движений. При нарушениях артикуляторной моторики, проявляющихся в девиации языка (неправильная, несбалансированная работа мышц языка), гиперсаливации (повышенное слюноотделение), после нескольких сеансов у остеопата происходила заметная нормализация функций. Кроме того, наблюдалось увеличение словаря (до 10 слов), улучшалось понимание речи, зрительного и слухового внимания и памяти, логического и пространственного мышления. То есть создавались условия, база для развития при коррекции речевых нарушений логопедом. Кроме того, у детей через некоторое время стали появляться незаурядные творческие способности в различных видах деятельности: математике, живописи, музыке, хореографии.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Звуки (И, У, А)

Результаты, полученные при данных исследованиях, подтверждают, что остеопатическое лечение детей создает предпосылки для дозревания нервной системы, создаёт предпосылки для интеллектуальной и психической деятельности.

Уникальность Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» в реализации комплексного подхода к здоровью ребенка. Логопедическая работа Цукор Т.Б, на фоне остеопатического лечения Попова А.И. становится более успешной и позволяет раскрыться ребёнку, как личности.

Остеопатия и логопедия для детей и взрослых. Цены Семейного стоматологического центра «Диал-Дент». Цены на стоматологическое лечение.

Консультация логопеда 1000 рублей.

Плановый визит к логопеду 1000 рублей.

Консультация остеопата – бесплатная.

Лечение у остеопата (1 визит) 3500 рублей.

Интересные ссылки по теме «Остеопатия и логопедия в Москве».

Взаимосвязь остеопатии с логопедией

К логопеду обращаются родители, которых беспокоят нарушения речи ребенка. Но логопед обращает внимание на многие факторы: общее развитие ребенка, концентрацию внимания, произношение, понимание речи, взаимодействие. Речевые нарушения могут иметь истоки в течении беременности мамы, в сложности родов, травмах из детства. Логопед направляет свои усилия на постановку звуков, развитие восприятия, понимания речи, развитие артикуляционного аппарата, расширение активного и пассивного словаря. Однако, в одиночку логопед не всегда может провести эффективную коррекцию. Выявление причины патологии и взаимное согласованное лечение с другими специалистами может принести больший успех и сократить сроки лечения.

Комплексный подход специалистов «Диал-Дент»

Реализованный в Семейном стоматологическом центре «Диал-Дент» комплексный подход к лечению пациентов позволяет действовать логопеду в тесном контакте с другими специалистами. При нарушении речи, связанной с неправильным прикусом или отсутствием зубов, работа логопеда согласуется с ортодонтами и стоматологами-протезистами. Остеопат, с помощью безболезненных, немедикаментозных методик воздействия руками, диагностирует и устраняет физиологические препятствия, создавая базу для работы логопеда, направленной на развитие ребенка в целом и речи в частности. На участии врача остеопата в логопедической коррекции остановимся подробнее.

Возможности остеопатии

Остеопатия использует специальные техники воздействия руками. Опытный остеопат имеет очень чувствительные пальцы рук, он улавливает изменения в плотности тканей и внутренних органов, нарушения положения органов, перенапряжение мышц, неправильное течение физиологических процессов. Общемедицинские знания физиологии, анатомии – позволяют интерпретировать полученную информацию и определять необходимое воздействие. Традиционная медицина признает, что существует микроподвижность костей черепа, хотя зафиксировать ее практически невозможно. У младенцев эта подвижность больше, поэтому, чем раньше остеопат начинает свою работу, тем быстрее достигается результат. Однако к врачу остеопату можно обращаться в любом возрасте, просто понадобится, может быть, больше сеансов. Остеопатические техники возвращают кости черепа в нормальное положение, устраняя последствия неправильного развития плода, последствия родовых травм, тем самым улучшая кровообращение, передачу нервных импульсов. Снимается напряжение мозговых оболочек, создаются условия для комфортного функционирования мозга.

Улучшение работы мозга влечет за собой скачок в развитии. Логопедическая коррекция проходит быстрее, эффективнее. Многие родители отмечали раскрытие новых способностей у ребенка, после его лечения у остеопата. Ребенок становился спокойнее, устранялась гиперактивность, расторможенность, нарушение концентрации внимания, и, как следствие, улучшалась обучаемость, восприятие окружающего мира. Главное как можно раньше устранить источник проблемы, а не лечить только следствие. Некоторые проблемы не заметны в раннем возрасте. Родители, да и медики, обычно замечают только серъезные нарушения развития у ребенка, считая некоторые особенности в поведении просто личными особенностями ребенка. Ранняя диагностика у остеопата выявит даже небольшие отклонения в работе организма ребенка, а их коррекция избавит от таких проблем в будущем, как плохая успеваемость в школе, трудности в обучении и социальных контактах, проблемы с речью. Нормальное развитие речевой функции, причем не только произношения, но и восприятия – важный аспект в социализации ребенка, его жизни в мире других людей, образовании.

Читайте также:
Речевая карта от 8 мес до 1 г 3 мес

В Семейном стоматологическом центре «Диал-Дент» доктор остеопатии Попов А.И. вместе с логопедом-детским психологом Цукор Т.Б. помогают маленьким пациентам развиться в гармоничную личность. Остеопат устраняет мышечные зажимы, нарушения положения костей и внутренних органов, запускает нормализацию физиологических процессов. Логопед – детский психолог занимается постановкой звуков, развитием речи, развитием внимания, памяти, правильного звуковосприятия. Такая совместная работа логопеда с остеопатом намного эффективнее, что подтверждается многими исследованиями патологии речи. Результаты, полученные при данных исследованиях, подтверждают, что остеопатичекое лечение детей создает предпосылки для дозревания нервной системы, для интеллектуальной и психической деятельности. У детей с нарушением мелкой моторики отмечалось появление навыков самообслуживания, улучшались возможности развития серийной организации движений. При нарушениях артикуляторной моторики, проявляющихся в неправильной, несбалансированной работе мышц языка, повышенном слюноотделении и др., после нескольких сеансов у остеопата происходила заметная нормализация функций. Также наблюдалось улучшение понимания речи, зрительного и слухового внимания и памяти, логического и пространственного мышления. То есть остеопат создает условия, базу для коррекции речевых нарушений логопедом, а также для общего развития ребенка.

Остеопатия и логопедия для детей и взрослых. Цены Семейного стоматологического центра «Диал-Дент»:

  • Консультация логопеда – 3900 рублей.
  • Плановый визит к логопеду – 3900 рублей.
  • Консультация остеопата – бесплатная.
  • Лечение у остеопата (1 визит) – от 5000 рублей.

Тяжелые нарушения речи (ТНР) в логопедии: коррекционная работа и занятия

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это группа речевых нарушений, которая включает в себя целый перечень медицинских и логопедических диагнозов. У детей с ТНР, в большинстве случаев не наблюдаются проблемы со слухом и интеллектом, но для них характерны серьезные речевые дефекты.

Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга. Избирательные нарушения речевой системы, тяжелые нарушения речи развиваются в связи с органическими поражениями мозга.

ТНР – это стойкие специфические отклонения в формировании всех компонентов речи (грамматического строя, звукопроизношения, фонематических процессов и т.д.). Диагноз «тяжелое нарушение речи» ставится на основании заключения ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссии.

К тяжелым нарушениям речи относятся дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни речевого развития), заикание, ринолалия.

Диагнозы, которые относятся к ОНР

ТНР – это не какой-то один диагноз, а собирательный термин, который включает в себя различные нарушения. Соответственно, коррекция должна основываться на конкретном дефекте, который выявлен у ребенка.

К тяжелым нарушениям речи относятся:

Алалия – это тяжелое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическим поражением речевых центров мозга. При этом нарушены все компоненты речи – фонетико-фонематический и лексико-грамматический.

Дизартрия – это речевое нарушение связано с поражением двигательных отделов центральной нервной системы. При дизартрии нарушается произносительная сторона речи, звукопроизношение и просодия. Это нарушение обусловлено недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Дизартрия характеризуется поздним развитием речи. В дальнейшем речь плохо понятна для окружающих. Самая тяжелая дизартрия бывает у детей с детским церебральным параличом. При дизартрии нарушается и звукопроизношение, и интонационно-выразительная сторона речи. Дизартрия проявляется в разных формах и степенях. Наиболее распространенной в настоящее время является «стертая степень» дизартрии. Ребенок со стертой дизартрией имеет нарушения звуковой и интонационно-выразительной сторон речи. Голос и дыхание во время речи у таких детей ослаблены. Речь часто ускорена, а голос тихий. Нарушены модуляции голоса по высоте и силе. Ребенок затрудняется в произнесении слов усложненной слоговой структуры. Разборчивость речи ухудшается в зависимости от объема речевого материала. Поэтому дети не могут выступать на детских праздниках и читать стихи. Самым заметным дефектом является нарушенное звукопроизношение. У ребенка могут быть изолированно поставлены все звуки, но в речи ребенок по-прежнему их искажает. Даже поставленные звуки не используются в речи и не закрепляются при их автоматизации.

Читайте также:
Звук и буква П - конспект группового логопедического занятия

Афазия – частичная или полная утрата уже сформировавшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон мозга. Этот диагноз ставится только детям старше 3-4 лет (т.е. речь должна быть уже сформирована).

Заикание (логоневроз)– речевое нарушение, которое в большинстве случаев возникает в раннем возрасте. Представляет собой нарушение темпо-ритмической стороны речи, для которого характерно повторение слогов, слов, частые запинки и т.д.

ОНР (общее недоразвитие речи). К тяжелым нарушениям речи относится первая и вторая степень ОНР. Для первой степени характерно полное отсутствие речи, поэтому ребенок изъясняется только жестами, мимикой и т.д. При второй степени ОНР речь находится в зачаточном состоянии. Ребенок использует искаженные слова, он может строить лепетные предложения.

Ринолалия. Самой сложной и тяжелой формой является «открытая» ринолалия, возникающая вследствие врожденного расщепления мягкого или твердого неба. При этом дефекте отмечается позднее появление речи. Речь ребенка с ринолалией в целом мало разборчива из-за носового оттенка. Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонения в формировании других речевых процессов. Страдает не только артикуляция звуков, но и развитие просодических элементов речи. Все это затрудняет развитие социализации и коммуникативных функций у ребенка с ринолалией.

В некоторых источниках к ТНР относят и другие нарушения:

Дисфония (нарушение высоты, силы и тембра голоса).

Тахилалия (патологически ускоренный темп речи) и брадилалия (замедленная речь).

Каждое из этих нарушений может быть разной степени тяжести. В ряде случаев расстройство настолько тяжелое, что ребенок признается комиссией ограниченным в своих возможностях. Это уже является поводом к назначению группы инвалидности.

Розмовляйка

Записаться на прием

  • На главную
  • Статьи
  • Реабилитация
  • Реабилитация детей
  • Реабилитация детей с нарушениями развития речи

Реабилитация детей с нарушениями развития речи

Речевые нарушения у детей могут быть весьма разнообразны и требуют диагностики и специальной коррекции в раннем возрасте. Реабилитация детей с нарушениями развития речи проводится в специальных заведениях с привлечением специалистов в разных направлениях: педагогов, врачей, реабилитологов, логопедов, психологов, социальных работников.

Реабилитацией детей с нарушениями развития речи называется комплекс мероприятий, направленных на помощь в адаптации людей с хроническими заболеваниями и физическими дефектами (речевыми, психическими, соматическими и др.) к требованиям обучения, общественной и профессиональной жизни.

Читайте также:
Нарушение голоса при ЧМТ

Согласно современному определению Всемирной Организации Здравоохранения, «реабилитация – это координированное применение медицинских, социальных, педагогических и профессиональных мероприятий в целях подготовки (переподготовки) индивидуума на оптимум трудоспособности».

Реабилитация детей подразумевает восстановление поврежденных или недоразвитых функций организма. В данном случае – речевых функциональных систем.

Мероприятия, в ходе реабилитации, проводятся для восстановления состояний дефекта. Дефектом принято называть ограничение функций, обусловленное поражением, и нарушения социального функционирования, как следствие этого ограничения.

Дефекты делятся на три уровня:

  • поражение (или недоразвитие),
  • функциональное ограничение,
  • нарушение социального функционирования.

В случае нарушения функциональной системы речи, поражение проявляется в разных формах речевой патологии (дефекты произношения, недоразвитие или задержка речи, алалии, заикание и т.д.).

Какое-либо, связанное с поражением, ограничение способностей или деятельности ребенка или их отсутствие, называется функциональным ограничением.

Если дефект ребенка оказывает негативное влияние на его поведение по отношению к нормальному, согласно его полу, социально-культурной принадлежности и возрастной категории, то – это называется нарушением социального функционирования.

Целью реабилитации является улучшение качества жизни ребенка с речевыми и психическими ограничениями, вследствие болезни либо врожденных дефектов. И помощь в адаптации ребенка к окружающему его миру. Для этого нужно прибегнуть к помощи мероприятий психологического, медицинского, педагогического, логопедического характера.

Существуют следующие реабилитационные направления:

  • развитие функциональных систем, которыми обладает ребенок;
  • развитие способностей и функций, которыми можно заменить утраченные;
  • компенсация функциональных ограничений при помощи реабилитационных мероприятий.

Все мероприятия, используемые в процессе реабилитации, направленны на ликвидацию ограничений в функциональной системе, хотя и имеют разносторонний и разнопрофильный характер.

Задачи разнопрофильных реабилитационных мероприятий

Медицинская реабилитация представляет собой раннюю диагностику и раннюю терапию.

Логопедическая реабилитация – это своевременная ранняя диагностика дефектов речи и их ранняя коррекция, а также обучение родителей, которым предстоит помогать ребенку преодолевать его речевые ограничений.

Психологическая реабилитация подразумевает реабилитацию личности ребенка, а именно, консультирование состояния функций психики и психологическая поддержка семьи.

Педагогическая реабилитация – это специальное обучение призванное развить и скорректировать психические и речевые отклонения, и привить навыки социализации ребенка.

Этапы реабилитации

На этапе профилактики выявляется группы риска и проводятся консультации родителей по наблюдению за ребенком.

Этап диагностики подразумевает раннюю диагностику и раннюю терапию.

В процессе реабилитационного этапа, создается и выполняется индивидуальная интеграционная программа реабилитации (ранняя и продолженная).

Этап диагностирования ребенка состоит из:

  • первичного осмотра врачом, который проводится для того, чтобы специалист установил состояние речи, психики и нервной системы;
  • логопедической диагностики, в процессе которой, определяется структура и уровень развития речи;
  • психологической диагностики, которая призвана выявить отклонения в развитии психики;
  • педагогической диагностики, чтобы определить уровень знаний, навыков и умений;
  • постановки окончательного диагноза, согласно суммированию полученных данных, и направления на реабилитацию.

На этапе реабилитации ребенка проводятся следующие мероприятия:

  1. учитывая программы реабилитации всех специалистов, составляется индивидуальная реабилитационная программа для ребенка;
  2. реабилитационная программа и режим проведения оной согласовывается с родителями ребенка;
  3. далее, проводятся коррекционные занятия с специалистами;
  4. затем следуют домашние задания, – специалисты проводят обучение и контроль работы родителей с речью ребенка;
  5. по результатам вышеперечисленных мероприятий, проводятся обсуждения всеми специалистами результатов реабилитации и составление дальнейшего прогноза;
  6. напоследок, совместно вырабатывается список советов родителям для их самостоятельной работы с ребенком в домашних условиях, направленной на развития речи и психики ребенка.
Читайте также:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе - Кто где живёт

ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ НАРУШЕНИЙ В ШКОЛЕ VIII ВИДА

Коренькова Виктория Александровна, учитель-логопед, ГБОУ РК «Школа-интернат № 24»

Аннотация:

Статья посвящена вопросам логопедической коррекции безречевых детей с умственной отсталостью. Рассматриваются формы, приемы и приоритетные направления коррекции для различных групп безречевых детей. Статья может быть полезна учителям-логопедам и учителям-дефектологам.

Ключевые слова:

Безречевые дети; умственная отсталость; РАС, ДЦП, синдром Дауна.

В 2008 году в нашу школу стали поступать дети со сложной структурой нарушений. Эту группу детей можно было охарактеризовать следующими общими чертами:

  1. Нарушение эмоционально- волевой сферы.
  2. Глубокая умственная отсталость.
  3. Тяжёлое нарушение речи (отсутствие или несформированность базовых компонентов речи).
  4. Нарушение общей и мелкой моторики.
  5. Аутизм или аутистические черты.

В логопедической работе я столкнулась с неговорящими, безречевыми, детьми, «речь» которых можно описать следующим образом:

  • активная речь состоит из отдельных лепетныхслов и/или слогов (ма или мама, па или папа, ав— собака, би-би — машина и т.п.).
  • у детей нет потребности подражать слову взрослого, а если и есть речевая подражательная деятельность, то она реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трех плохо артикулируемых звуков.
  • в активном словаре этих детей насчитывается до 25-27 слов или активная речь полностью отсутствует.

Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуются определенными особенностями. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности, но эти 2 процесса являются относительно автономными.

Известно, что уровни речевого развития детей с идиотией, имбецильностью и дебильностью существенно различаются. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Среди детей с грубым нарушением интеллектуальной деятельности значительное количество неговорящих детей (по некоторым данным 40—50 %), у них оказываются несформированными предпосылки развития речи (ориентировочные действия, интерес к окружающему миру, предметная деятельность). Специфические особенности речевого развития препятствуют усвоению учебного материала ребенком, снижают и без того невысокую продуктивность обучения, препятствует общению ребенка, его адаптации в обществе.

При определении содержания обучения таких детей необходимо было учесть, что для них наиболее значимыми являются не академические знания, а овладение навыками общения, приспособление к ежедневной жизни людей в обществе. Это предъявило особые требования ко мне как к педагогу, к организации процесса коррекции и коммуникативной деятельности.

Были определены следующие цели логопедической работы:

  • Формирование элементарных коммуникативных умений.
  • Формирование элементарных знаний об окружающем природном и социальном мире.

На начальном этапе логопедической коррекциия решала следующие задачи:

  • Установление эмоционального контакта между взрослым и ребёнком, воспитание положительной мотивации к занятиям.
  • Обогащение и уточнение пассивного словаря, его актуализация.
  • Развитие слухового внимания (через использование звучания музыкальных инструментов, игрушек, или различных по материалу предметов).
  • Развитие моторики артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, общей моторики.
  • Формирование основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
  • Вызывание любых звуко-речевых проявлений.

На сегодняшний день есть дети, которые успешно вышли из категории «безречевых». Так, Илья пришел к нам в школу в феврале 2008 года неговорящим ребенком, с атипичным аутизмом.

Первые занятия строились ситуативно исходя из возможностей и желаний ребенка. Илья сам выбирал себе для занятия объект из ряда предложенных. Далее занятие строилось вокруг этого объекта. Сначала это были простые манипуляции с предметом, затем выполнялись простые инструкции с ним, далее предметно-практические действия усложнялись. Параллельно устанавливался эмоциональный контакт с ребенком. Для этого использовались привычные для ребенка ритуалы (например, сначала на занятиях мы здоровались с ним ресничками).

Читайте также:
Совместная деятельность логопеда с детьми (ОНР-III, второй год обучения)

Постепенно мы отошли от привычных для него ритуалов и выработали новые, которые дали нам возможность выстроить примерную структуру занятия. Одним из таких ритуалов является – проговаривание алгоритма последующих действий, который каждый раз заканчивается поощрением в виде выполнения задания на компьютере. Инструкция: сейчас мы с тобой сделаем упражнения для губок и язычка, потом посмотрим картинки, поговорим о них, а затем ты позанимаешься на компьютере.

Если сначала этот алгоритм требовалось повторять на занятии многократно, то впоследствии достаточно было одного-двух повторений. Постепенно Илья стал проявлять интерес, получать удовольствие от занятий, что дало свои результаты.

Единственная проблема, которая длительное время оставалась на занятиях – ребенок долго не мог выполнить комплекс артикуляционных упражнений, что затрудняло коррекцию звукопроизношения. Пришлось прибегнуть к небольшой хитрости. Зная его любовь к занятиям на компьютере, я разработала комплекс упражнений и представила его в форме презентации, через некоторое время Илья стал выполнять его в полном объеме, без подкрепления компьютером.

На сегодняшний день можно отметить значительную динамику. Мы работаем над формированием не только предметного и глагольного словаря, но и составляем простые предложения, формируем связную речь. Появилась возможность работать с ребенком по классической структуре логопедического занятия.

К сожалению, не все дети благополучно вышли из категории «безречевых», поскольку уровень их интеллектуального развития недостаточен для формирования предпосылок речевого развития. Систематика и механизм речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обуславливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при глубокой умственной отсталости.

Мной были выделены этапы логопедической работы в зависимости от степени нарушения речевого развития ребенка, определена последовательность формирования языковых обобщений в зависимости от последовательности формирования их в процессе онтогенеза. Зона актуального развития таких детей соответствовала развитию в онтогенезе ребенку до года.

Для дальнейшей успешной коррекции я определила зону ближайшего развития исходя из особенностей структуры нарушения. Обратив внимание на то, что дети с синдромом Дауна часто имеют одинаковые проблемы с речью, а также проанализировав некоторое количество неговорящих детей школы по нескольким параметрам, условно ­­­­определила несколько групп «безречевых» детей, нуждающихся в логопедической коррекции по определенным направлениям:

  1. Безречевые дети с аутизмом или аутистическими чертами поведения с нарушением интеллекта.
  2. Неговорящие дети с синдромом Дауна, нарушением интеллекта.
  3. Безречевые дети с ДЦП, нарушением интеллекта.
  4. Безречевые дети с выраженной или глубокой интеллектуальной недостаточностью.

Для формирования и логопедической коррекции всех групп необходимо:

  • проведение диагностики и оценка коммуникативных возможностей детей;
  • подбор средств альтернативной и дополнительной коммуникации для каждого ребенка (при подборе средств учитываются возможности и сильные стороны ребёнка);
  • использование простых средств (картинки, пиктограммы, фотографии) для создания доступной коммуникативной среды в группе детей и в домашних условиях;
  • использование средств альтернативной коммуникации в свободной деятельности детей в классах, группах, на индивидуальных и групповых занятиях;
  • выделение приоритетных направлений логопедической коррекции с каждой группой детей.
Читайте также:
Дифференциация звуков Б-Б', П-П' - конспект занятия

См. приложения № 1, № 2

Подробнее остановимся на четвертой группе безречевых детей с выраженной или глубокой интеллектуальной недостаточностью. Встает вопрос о соотношении вербальной и невербальной коммуникации, о возможности и целесообразности использования последней в обучении детей. Следует признать, что в работе с неговорящими детьми вербальные способы передачи фактической информации малоэффективны. Дети не всегда понимают обращенную речь. Вербальная коммуникация не может быть ведущей в социальной коммуникации.

Нами были определены основные требования к методам коррекции детей данной категории:

– Использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции (например, мы играем в «магазин», лото).

– Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей, в целях пробуждения познавательных потребностей и повышения мотивации обучения (подкрепление состояния успеха у ребенка яркой эмоциональной похвалой).

– Использование специальных игровых приемов для развития подражания.

– Предметно-действенное обучение. Организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами.

– Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. Обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению. (например, при изучении лексической темы «Зима»: знакомство со словом (снег, снежинка, снеговик…) через картинку, выбор картинки из ряда картинок из разных лексических групп, выбор картинки из ряда картинок в одной лексической группе и т.д.)

– Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции, которая должна быть четко сформулирована.

-Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время.

– Комбинированное (комплексное) построение занятия: на одном занятии проводятся различные виды работы по разным разделам, например: игра — логоритмические и / или физические упражнения – предметно-практическая деятельность — артикуляционные и дыхательные упражнения — развитие мелкой моторики (рисование, лепка) и т.д.

– Использование средств альтернативной коммуникации:

  • Взгляд, мимика, жесты
  • Звукопроизношение
  • Неэлектронная помощь (фото, рисунки, символы, пиктограммы)
  • Электронная помощь (компьютеры)

Таким образом, поддерживающая коммуникация является оптимальной основой для формирования полноценной жизнедеятельности детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности. Специфическая логопедическая работа должна быть направлена на организацию взаимодействия, формирование возможности общения с другими людьми; развитие понимания речи и способности выразить с помощью доступных средств свои потребности, просьбы, мысли и чувства; на получение социального опыта.

Список литературы:

1. «Хрестоматия по логопедии»: учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 тт./под ред. Волковой и В.И. Селиверстова. М., 1997.

2. Логопедия. /под ред. Л.С. Волковой. М., 2002.

3. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, 2002.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: