Взаимодействие логопеда и физинструктора в ДОУ

Журнал по взаимодействию учителя-логопеда и инструктора по физической культуре

Содержимое публикации

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 6»

города Миньяра Ашинского района Челябинской области

ЖУРНАЛ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

учитель – логопед:

Башина Елена Борисовна

«Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по сопровождению детей с речевыми нарушениями»

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.

Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:
– развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
– координации движений;
– общей и мелкой моторики;
– закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
– речевого и физиологического дыхания;
– формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
– работа над мимикой лица.

Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре представлена на схеме 1.

Взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется по двум направлениям:

Учитель – логопед, и инструктор по физической культуре должны:

 осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

 закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;

 всесторонне развивать личность дошкольника.

Основные задачи стоящие перед учителем – логопедом и инструктором по физической культуре

Оздоровительные

Укреплять костно-мышечный аппарат.

Развивать координацию движений и

Формировать правильную осанку

Оптимизация мышечного тонуса.

Коррекционные

Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

Формирование речевого и физического дыхания.

Работа по развитию моторики:

в) лицевой и артикуляционной.

Направления деятельности учителя – логопеда с инструктором по физической культуре

1. Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.

2. Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

3. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.

4. Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях по физической культуре.

5. Участвует в обследовании детей с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой моторики.

План взаимодействия учителя-логопеда с инструктором по физической культуре

на учебный год.

Формы работы

Планирование совместной работы учителя – логопеда и инструктора по физической культуре в логопедических группах.

Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса.

Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре об эффективности занятий фидбол-гимнастикой с детьми, страдающими ОНР (предложено ознакомиться с книгой А. А. Потапчук, Т. С. Овчинниковой «Двигательный тренинг для дошкольников»).

Помощь инструктору по физической культуре в подготовке спортивных праздников

Ознакомление инструктора по физической культуре с некоторыми приёмами постановки звуков у детей.

Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспечения эффективного взаимодействия учителя-логопеда и инструктора

Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре о динамике развития двигательной активности детей с нарушениями речи.

Участие в составлении сценария веселые старты «Мама, папа, я – спортивная семья»

Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе

Беседа с инструктором по физической культуре на тему: «Особенности речевого и психофизического развития детей с речевыми нарушениями»

Практические и теоретические рекомендации инструктору по физической культуре по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий во время летнего периода.

дата: ____________________________________________________________

Обратить внимание на следующих детей в группе с проблемами

Вид проблемы

Фамилия, имя ребенка

Ориентировка в пространстве

Нарушение слоговой

структуры слова

Планирование совместной работы учителя-логопеда

синструктором по физической культуре

Дата проведения

Тема недели

Инструктор по физической культуре

«Урожай. Овощи. Фрукты».

Картотека по лексической теме № 1

«Краски осени. Деревья»

Читайте также:
Методика работы над слоговой структурой слова

Картотека по лексической теме № 2

«Животный мир. Дикие Животные»

Картотека по лексической теме № 3

«Животный мир. Домашние животные»

Картотека по лексической теме № 4

Картотека по лексической теме № 5

«Народная культура и традиции»

Картотека по лексической теме № 6

«Дружба День народного единства. Наша Родина – Россия».

Картотека по лексической теме № 7

Картотека по лексической теме № 8

«Кто как готовится к зиме. Одежда. Обувь, Головные уборы».

Картотека по лексической теме № 9

Картотека по лексической теме № 10

«Миром правит доброта».

Животные жарких стран

Картотека по лексической теме № 11

«Здравствуй, зимушка- зима»

Картотека по лексической теме № 12

Картотека по лексической теме № 13

Картотека по лексической теме № 14

Зимние забавы детей».

Картотека по лексической теме № 15

«Сказка. Зимующие птицы».

Картотека по лексической теме № 16

Картотека по лексической теме № 17

Картотека по лексической теме № 18

«Азбука безопасности» ПДД

Картотека по лексической теме № 19

«Маленькие исследователи» Бытовые электроприборы.

Значение двигательных нарушений в структуре речевого дефекта

Опыт работы взаимодействия логопеда и инструктора по физической культуре доказывает, что качество результатов при коррекции речи достигается при наличии комплексного подхода к этой проблеме. Сочетание речи и движения является важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей.

Примером может служить интегрированное фронтальное занятие-соревнование, представленное ниже.

Взаимосвязь учителя-логопеда и физинструктора ДОУ.

Часто у дошкольников с патологией речи можно наблюдать комплексные нарушения. Дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, забывают сложные инструкции. У большинства таких логопатов повышена истощаемость, снижена работоспособность.

Двигательные нарушения у них разнообразны как по своим проявлениям, так и по механизму их возникновения. Это позволяет оценить место двигательных нарушений в структуре речевого дефекта.

Взаимодействуя с физинструктором, мы определили, что сочетание речи и движения является важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей.

Опыт доказывает, что необходимо учить ребёнка основным видам движений: различным видам ходьбы, бега, упражнениям с заданиями на все виды мышц в сочетании с речью. Речевой материал эффективнее использовать в стихотворных формах, так как ритм речи помогает сохранить ритмичность движения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребёнка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) во время артикулирования.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой).

Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков. Затем, составляются планы коррекционной работы.

Целью проведения такой работы инструктором по физической культуре являются:

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • пространственной ориентации;
  • физиологического и речевого дыхания;
  • координации речи с движением;
  • развитие речи у детей.

Материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста подбираются в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия. В своей деятельности мы используем как речевой материал из пособия Е.Н. Вареник «Физическое и речевое развитие дошкольников», так и рифмовки собственного сочинения.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики.

Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь.

Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики.

Систематическое использование речевых рифмовок, способствует закреплению результатов логопедической работы и осуществлению преемственности в работе специалистов.

Примером может служить интегрированное фронтальное занятие-соревнование для детей 6-7 лет.

Конспект НОД по теме: «Я, ты, он, она — вместе дружная страна».

Цель: Развитие лексико-грамматической стороны речи.

  • закреплять навыки словообразования;
  • упражнять в подборе антонимов, родственных слов;
  • активизировать глагольный словарь и словарь признаков;
  • закреплять умения составлять предложения по схеме;
  • способствовать развитию физических качеств: быстроты, ловкости;
  • создать условия для разви​тия умения действовать в команде, самостоятельно;
  • развивать общую и мелкую моторику, зрительно-двигательную ко​ординацию, внимание;
  • воспитывать нравственно-патриотические чувства: любовь к своей стране, гордость за достижения Российской олимпийской сборной.

Методы и приёмы: игра с мячом, эстафеты, самомассаж, логоритмическое упражнение без музыкального сопровождения Е.А. Алябьевой, релаксационное упражнение, динамическое упражнение, наглядные методы, музыкальное сопровождение.

Словарная работа: грушевый, сливовый, огуречный, гимнаст, борец, пловец, теннисист.

Предварительная работа: разучивание логоритмического упражнения, динамического упражнения, беседа об Олимпийских играх, игрушках и сувенирах, символизирующих Россию. Оборудование: мяч, гимнастическая скамейка, две корзины, два обруча, мешочки для метания, две дуги, спортивный модуль «Улитка», четыре гимнастические палки, импровизированные лыжи, медали, эмблемы команд, пять матрёшек, муляжи овощей и фруктов по количеству детей, предметные картинки (кошка, яблоко, машина, заяц, цветок, кошка, яйцо, груша, грузовик, вишня, клубника, лиса). В.Чичков «Физкульт, ура!», Тиличеева Е. «Бег», С. Иванов «Полька».

Читайте также:
Сценарий логопедического праздника в школе 8 вида

Ход образовательной деятельности:

Команды детей входят под музыку В. Чичков «Физкульт, ура!» в спортивный зал. Строятся в две шеренги.

Внимание, внимание!
Начинаем наши соревнования!
Сегодня победят внимательные,
Быстрые, ловкие и старательные!

Логопед:. Команде «Солнышко», физкульт привет! Дети: Физкульт привет!

Логопед: Команде «Звёздочка», физкульт привет! Дети: Физкульт привет!

Логопед: Гостям и судьям, физкульт привет! Дети: Привет!

Логопед: Юные спортсмены, ваше приветствие!

Логоритмическое упражнение «Юные спортсмены»

(Дети выполняют движение в соответствии с текстом, проговаривая его)

Любим спортом заниматься, будем очень мы стараться.
Мяч катить и принимать, метко вдаль его бросать.
Ловко прыгать на скакалке, ног своих совсем не жалко.
Приседать и вновь вставать, руки быстро поднимать.
Наклоняться вправо, влево. Всё мы делаем умело!

Логопед: Занимайте свои места! (Дети по командам садятся на скамейки) В состав судейской бригады входят: инструктор по физической культуре…

Логопед: До​рогие участники и гости соревнований! В 2014 году в нашей стране пройдут зимние Олимпийские игры. Для того, чтобы победить, российские спортсмены будут усиленно тренироваться, а мы будем за них переживать. А почему? Да потому, что мы – одна дружная страна! Сегодня мы проводим игры здоровья, в которых чемпионом может стать каждый из вас. А дружба вам поможет преодолеть все препятствия.

Логопед: (Показывает матрёшку) Ребята, а это матрёшка — знаменитый русский сувенир, который символизирует единство и дружбу. Логопед начинает расставлять на столе одну за другой матрешек Логопед: Кукла самая большая – это как страна родная, И на свете нет красивей, чем любимая… Дети: Россия …. Логопед: А в России славный город. Это Сальск. Он всем нам дорог, В этом городе большом детский сад – наш общий дом. Это – наша группа, дети, Под названьем ………Дети: «Речецветик» Логопед: Это – ты и он и я, наша дружная семья! Пять матрёшек деревянных, круглолицых и румяных, Приготовили задания, чтоб проверить ваши знания Перед стартом, разомнись! По командам, становись! Разминка

Логопед: Сделаем разминку.

Держим ровно спинку. (Дети выполняют движение, проговаривая текст)
Голову назад, вперед, влево, вправо поворот.
Руки вверх поднять прямые, вот высокие какие.
Дальше будем приседать — дружно сесть и дружно встать.
Прыгать нам совсем не лень, словно мячик целый день.
Красный, синий, голубой, вот веселенький какой!

Проведение эстафеты «Полоса препятствий».

(Речевое задание «Какой сок?». Образование относительных прилагательных.)

Логопед: Интересно, какое задание приготовила самая маленькая матрёшка? Чтобы быть здоровым, нужно есть овощи и фрукты. Спортсмены их очень любят.

Ребята, по команде вам нужно преодолеть препятствие, подлезть под ворота, проползти по-пластунски и подбежать к корзине. Команда «Солнышко» выбирает из корзины овощи, «Звёздочка» – фрукты. Бежать об​ратно нужно по прямой. Передавать эс​тафету касанием руки. И так, пока вся команда не окажется с плодами.

Логопед: Раз, два, три, беги! (Музыкальное сопровождение).

Логопед: Молодцы, а теперь назовите сок, который можно приготовить из этих плодов.

Дети: Из яблока – яблочный сок. Из апельсина – апельсиновый сок. Из винограда – виноградный сок. Из груши – грушёвый сок. Из слив – сливовый сок. Из клубники – клубничный сок. Из капусты – капустный сок. Из огурцов – огуречный сок. Из моркови – морковный сок. Из свеклы – свекольный сок. Из тыквы – тыквенный сок.

(Плоды складывают в одну корзину.)

Логопед: Сколько соков вы знаете! А в чём же их польза? Дети: В них много витаминов.

Логопед: Да, в них много витаминов, микроэлементов. Они очень полезные, а главное очень вкусные.(Маленькая пятая матрёшка вставляется в четвёртую.)

Проведение игры «Мостик».

(Речевое задание «Назови спортсмена»; словообразование существительных)

Логопед: А у второй матрёшки задание сложней.

Видов спорта много есть, даже все не перечесть.
Будем мы сейчас играть и спортсменов называть.
Тот по мостику пройдёт, кто словечко назовёт.

Логопед: Кто правильно называет слово, проходит по «мостику» и остается на другом берегу. Идти на носочках, руки в стороны, держать ровно спину. Чья же команда быстрее соберётся? Сегодня у капитанов есть право помогать своей команде.

Логопед: Играет в хоккей… Дети: Хоккеист.

Логопед: Играет в футбол… Дети: Футболист.

Логопед: Играет в теннис… Дети: Теннисист.

Логопед: Играет в шахматы… Дети: Шахматист.

Логопед: Занимается плаванием… Дети: Пловец.

Логопед: Занимается борьбой… Дети: Борец.

Логопед: Занимается гимнастикой… Дети: Гимнаст.

Логопед: Занимается каратэ… Дети: Каратист.

Логопед: Занимается боксом… Дети: Боксёр.

Логопед: Молодцы, справились и с этим заданием. Четвёртая матрёшка вставляется в третью.

Круг широкий вижу я, в нем стоят мои друзья!
Раз, два, три, четыре, пять нужно пальчики размять!

Читайте также:
Коррекционное логопедическое занятие по теме Дифференциация грамматических понятий

Разотру ладошки сильно, (Трут ладошки)
Каждый пальчик разомну, (Растирают пальчики)
Поздороваюсь с ним сильно (Зацепить пальчик за пальчик)
И вытягивать начну. (Потянуть)
Затем руки я помою, (Имитация мытья рук)
Пальчик в пальчик я вложу, (Обхватить пальчик)
На замочек их закрою (Прокрутить пальчик в кулачке)
И тепло поберегу. (Так же на другой руке)
Выпущу я пальчики, (Потрясти руками)
Пусть бегут как зайчики.

Проведение игры «Наоборот».

(Речевое задание «Подбери антонимы», активизация словаря признаков и глагольного словаря) Логопед: Матрешки озорные, веселые . Они очень любят играть с мячом, а вы любите?

Поиграй со мной, народ, ты в игру «Наоборот».
Говорю я «Высоко»,отвечайте «Низко».
Говорю я «Далеко»,отвечайте «Близко».

Логопед: Поднял… Дети: Опустил.

Логопед: Высокий… Дети: Низкий.

Логопед: Тяжёлый… Дети: Лёгкий.

Логопед: Остановился… Дети: Побежал.

Логопед: Тренируется… Дети: Отдыхает.

Логопед: Большой… Дети: Маленький.

Логопед: Чистый… Дети: Грязный.

Логопед: Сильный… Дети: Слабый.

Логопед: Упал… Дети: Встал.

Логопед: Длинная… Дети: Короткая.

Логопед: Далеко… Дети: Близко.

Логопед: Молодцы, подтянись, по командам, становись!

Проведение эстафеты «Лыжные гонки».

(Речевое задание «Подбери родственные слова») Импровизированные лыжи из пластиковых бутылок, вместо лыжных палок – гимнастические.

Логопед: А следующая матрёшка предлагает вам поучаствовать в лыжных гонках.

По команде первый участ​ник добегает на «лыжах» до обруча, берёт одну картинку и также возвращается назад. Палки и лыжи отдаёт следующему участнику.

Логопед: На старт, внимание, марш! (Музыкальное сопровождение).

Логопед: Бегали вы замечательно, а теперь назовите, что изображено на вашей картинке и подберите родственные слова.

Вишня — вишенка, вишни, вишнёвый;
Кошка — кошки, кошечка, кот, котёнок, котята, кошачий;
Яблоко – яблочко, яблоки, яблочки, яблоня, яблочный;
Заяц — зайчик, зайчики, зайцы, заинька, зайчиха, заячий;
Цветок — цветочек, цветы, цветочки, цвет, цветник, цветовод;
Яйцо — яйца, яичко, яички, яичница, яичный;
Грузовик — грузовики, грузовичок, грузовой, грузы; и так далее.

Логопед: Замечательные лыжники, быстрые и сообразительные.

Третья матрёшка вставляется во вторую.

Проведение игры «Меткий стрелок».

(Речевое задание «Какие они?»; активизация словаря признаков)

Логопед: Эта матрёшка хочет посмотреть, какие вы меткие. Команды выступают по — очереди. Капитан может помогать своей команде. За попадание в цель — добавляется одно очко. Каждому нужно взять по одному мешочку. Бросать в цель может тот, кто назовёт признак предмета… Логопед: Команда «Солнышко», ваш предмет — мяч.

Дети: Круглый, резиновый, большой, кожаный, новый, старый.

Логопед: Команда «Звёздочка», ваш предмет — гимнастическая палка.

Дети: Пластмассовая, длинная, короткая, белая, новая, лёгкая, тонкая, толстая.

Логопед: Все постарались попасть в цель и правильно подобрать слова, молодцы!

Вторая матрёшка вставляется в первую.

Проведение эстафеты «Велогонки»(Речевое задание «Составь предложение по схеме»)

Логопед: Мы с матрёшкой объявляем эстафету «Велогонки». А вы знаете, что все спортсмены большие выдумщики и фантазеры, и вообще очень веселые люди. Я вам предлагаю представить, что это – велосипед (в руках у логопеда гимнастическая палка). Паре участников, удерживая между ногами палку, предстоит доехать на «велосипеде» до обруча, объехать его, взять каждому по карточке и вернуться, передав «велосипед» следующей паре (Музыкальное сопровождение).

Логопед: А теперь каждый составит предложение к своей схеме.

Логопед: Молодцы, велогонщики! Справились с заданием!

Все спортсмены после соревнований должны отдыхать. И пока судьи подведут итоги, мы с вами тоже отдохнём.

Проведение упражнения по мышечной релаксации «Волшебный сон» (с музыкальным сопровождением).

Реснички опускаются, глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем,
Дышится легко, ровно, глубоко.

Губы тёплые и вялые, но нисколько не усталые.
Губы чуть приоткрываются, всё чудесно расслабляется.
И послушный наш язык быть расслабленным привык.
Нам понятно, что такое состояние покоя,
Дышится легко, ровно, глубоко.

Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать.
Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза, проснуться!

Логопед: Молодцы, подтянись, по командам, становись!

Логопед: Вот и собрались наши матрёшки в одну дружную семью, а ребята в одну дружную команду. А что вам больше всего понравилось в наших соревнованиях?

Дети: (Предполагаемые ответы детей) Бегать на лыжах, бросать мешочки.

Логопед: Сегодня вы были ловкими, быстрыми, внимательными. И может кто-то из вас станет настоящим спортсменом, будет защищать честь нашей страны на олимпийских играх, и мы будем им гордиться.

Жюри подводит итоги. Всем вручаются медали.

Устиненко Алла Васильевна,
учитель-логопед,
МБДОУ №19 «Ивушка»,
г. Сальск

Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР

Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР.

Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является коррекция отклонений в развитии ребенка. В нашем учреждении функционирует логопедическая группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Читайте также:
Конспект: Автоматизация звука С в слогах и словах

Работа с детьми данной группы имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии у детей имеются вторичные отклонения в развитии. Исследования , , показали: отставание речевого развития нередко сочетаются с отклонениями в физическом, психическом и социально – личностном развитии детей.

У детей с речевыми недостатками отмечается:
– нарушение общей и мелкой моторики;
– заторможенность;
– повышенная утомляемость;
– нарушение координации;
– отставание в возрастных показаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости.

Наряду с физическими показателями отмечается отставание в формировании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Все это ставит перед педагогами ряд задач, при исполнении которых, можно добиться максимального коррекционного воздействия.

Я считаю, что успешное преодоление речевой недостаточности возможно лишь при условии использования всего комплекса разнообразных средств и методов, способствующих умственному, интеллектуальному, психическому развитию, воспитанию нравственно-волевых черт личности, а также полноценному физическому развитию ребенка.

Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность коррекционно-развивающего процесса является рациональность организации взаимодействия участников образовательного процесса – воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, родителей.

Легко проследить взаимодействие воспитателя и учителя логопеда – это индивидуальная работа с детьми по заданию учителя-логопеда, логочас и т. п. Музыкальный руководитель и воспитатель на логоритмике отрабатывают у детей темп, ритм, речевые мимические движения, столь важные в коррекции речевых нарушений, развивают мелкую моторику, память, внимание.

Ни для кого не секрет, что сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Речь и движения очень тесно связаны, дополняют друг друга. Артикулярный аппарат детей укрепляется, развивается фонематический слух, формируется культура речи. Дети учатся вслушиваться в слова, звуки, слышать составные части слова, развивается культура речи, умение контролировать свою речь. Развиваются детские эмоции, которые повышают интерес к занятиям и речи. Поэтому успешное преодоление речевого недоразвития возможно только при условии тесной взаимосвязи в работе учителя – логопеда и инструктора по физической культуре.

Обговорив все моменты, мы наметили последовательность работы:

1. Сбор анамнестических данных.

2. Обследование детей (заполнение речевых карт, протокола физической подготовленности, состояния общей моторики).

3. Выработка основных коррекционно – развивающих задач с учетом моторного и психо – речевого развития детей.

4. Составление совместного плана работы с учителем – логопедом, воспитателями.

5. Составление плана работы с родителями.

Взаимодействие в работе мы начали со сбора анамнестических данных и обследования детей. Задача обследования – определить общий уровень развития каждого ребенка. Результаты обследования показали, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике, нарушения психических процессов, у детей в той или иной степени нарушена двигательная сфера.

Диагностика показала:

ü У детей преобладает повышенный мышечный тонус, моторная напряженность. Движения детей были скованы. Амплитуда выполнения движений – недостаточной.

ü Нарушена координация движений. Дети не могут согласовывать движения рук и ног при ходьбе, не могут согласовывать слова и движения в играх и упражнениях.

ü Дети не всегда воспринимали речевые инструкции, что создавало дополнительные трудности в освоении основных видов движений, а на занятиях с учителем-логопедом – программного материала, т. к. инструкции приходилось повторять по нескольку раз

ü Дыхание детей было поверхностным (ключичным). Следствие этого – сложность звукообразования, односложность и стандартность построения фраз.

ü Низкий уровень произвольного слухового внимания и памяти, что отрицательно сказывалось на решении образовательных задач;

Одним из путей комплексного решения имеющихся проблем в свете здорорвьесберегающих технологий работы мы увидели в интеграции.

Определили цель: Коррекция речевых нарушений детей через развитие и коррекцию двигательной сферы.

Поставили перед собой задачи:

1. Развитие координации движений общей и мелкой моторики детей с ОНР.

2. Закрепление познавательно-речевого и грамматического материала.

3. Развитие артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика).

Познакомившись с недельной тематикой, запланированной учителем-логопедом, изучив комплексно-тематический план логопедической группы, я продумала формы работы, подобрала материалов для развития движений и физических упражнений, способствующих развитию двигательной сферы, правильного дыхания, коррекции звукопроизношения, развитию психических процессов.

Формы работы:

Общеразвивающие упражнения подбираю с учетом лексической темы или в форме игры с речевым сопровождением. Это позволяет заинтересовать детей, укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, развивает координацию движений общую моторику и двигательную память, формировать правильную осанку.

Основные виды движений использую на закрепление или повторение. Стараюсь подобрать к ним речевое сопровождение. Это позволяет мне создать мотивацию деятельности, способствует обогащению словарного запаса детей, постановке правильного дыхания.

Артикуляционную гимнастику мне помогает подобрать учитель-логопед. Провожу ее не часто, в виде артикуляционных сказок. Если занятие проводим совместно, то учитель-логопед проводит ее сама.

Пальчиковая гимнастика способствует тренировке пальцев и кистей рук, развития “ручной умелости”, стимулирует деятельность речевых зон коры головного мозга. Пальчиковые игры подбираем совместно с логопедом, с учетом лексической темы, с речевым сопровождением. На логопедических и физкультурных занятиях используем одни и те же игры.

Читайте также:
Развитие звуко-слоговой структуры у детей с ТНР

Используемая мной дыхательная гимнастика по Стрельниковой способствует выработке правильного диафрагмального дыхания, развития продолжительности выдоха, его силы и плавности.

Используемые двигательноречевые игры развивают мышление и речь детей, поддерживают интерес детей к занятию, физиологическую потребность в движениях. Кроме того речевые игры помогают мне совершенствовать основные виды движений.

Оздоровительно-развивающие игры применяем совместно с учителем – логопедом для решения двигательных задач, координации речи и движений, снятия психоэмоционального напряжения, воспитания навыка взаимодействия в группе и подчинения инструкциям.

Психогимнастика (мимическая гимнастика) способствует расслаблению мышц.

Релаксацию использую в конце занятия. Она включает в себя упражнения на расслабление мышц рук, ног, лица, шеи, туловища, снятие мышечного и эмоционального напряжения. В основном провожу в положении лежа, под музыку.

Учитывая лексические темы, по которым работают логопедическая группа и, используя виды деятельности, описанные выше, мы составили перспективный план, который соответствует программе , «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада», а также рабочей программе, разработанной учителем – логопедом.

1. Лексическая тема;

2. Тема интегрированного занятия;

3. Задачи, которые будут решаться в ходе образовательной деятельности (развитие речи детей через движения);

Взаимодействие логопеда и инструктора по ФИЗО
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Взаимодействие логопеда и инструктора по ФИЗО

Скачать:

Вложение Размер
vzaimodeistvie_s_nstruktorom_po_fizo.docx 78.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 32 «БУСИНКА»

Взаимодействия учителя – логопеда и инструктора по физической культуре

инструктор по физической культуре

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре . Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматическихсредств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.

Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:

  • развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
  • координации движений;
  • общей и мелкой моторики;
  • закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
  • речевого и физиологического дыхания;
  • формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
  • работа над мимикой лица.

Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре представлена на схеме 1.

Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре

Ознакомление с диагнозами детей, их психологической характеристикой, возрастными особенностями

Составление плана индивидуально-коррекционных занятий

Наблюдения на занятиях физкультурой с целью контроля выполнения рекомендаций учителя-логопеда

Ознакомление с комплексом речевого материала для развития движений согласно тематического плана

Ознакомление с тематическим планом работы группы

Отчет по итогам проделанной совместной работы

Коррекционно-развивающая деятельность

Развитиеслухового, зрительного, пространственного восприятия

Работа над координацией движений, общей и мелкой моторикой

Развитие речевого и физиологического дыхания

Развитие темпа ритма, интонационной выразительности речи

Развитие мимической мускулатуры

При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.

Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.

Учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с тематическим планом работы на учебный год , согласно ему совместно составляется комплекс речевого материала для развития движений.

В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.

Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.

Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя. Например. При отработке учителем-логопедом лексической темы «Домашние животные» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Кролики», в которой дети закрепляют умение прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед , а также навык падежного согласования существительных(с мячом: кто у собаки? – у собаки щенок; кто у коровы? – у коровы теленок ).

Изучая лексическую тему «Профессии», на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Пожарные на учении», в которой дети упражняются в умении влезания на гимнастические стенкии закрепляют употребление глаголов будущего времени ( Я буду пожарным.Я буду строителем. Я буду учителем. ). Цель такого планирования – закрепление и расширение словаря ребенка, формированиеосновных грамматических категорий, активизация речи детей. Зачастую в силу особенностей развития детей с ОНР инструктору по физкультуре приходится менять правила игры, то есть «раздвигать» регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении, так и в упрощении правил.

Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-логопедом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится ребенок в данный период времени.

На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.

Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков. В Приложении 1 представлен план взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по лексическим темам.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики. Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Например, при изучении лексической темы «Зимние забавы» инструктор по физкультурепроводит сюжетное физкультурное занятие «Зимние забавы».

Во время разминки инструктор использует стихотворную форму.

Пусть летят к нам в комнату, Руки согнуты к плечам.

Все снежинки белые. Наклоны туловища вправо, влево.

Нам сейчас не холодно, Руки вверх.

Мы зарядку делаем. Приседание, руки вперед.

Ходьба и бег сопровождаются стихами о зимних забавах.

Снег, снег, белый снег,
Засыпает он нас всех!
Дети все на лыжи встали,
И по снегу побежали.

При выполнении общеразвивающих упражнений инструктор использует загадки о предметах для зимних забав, а дети имитируют движения хоккеиста.

Палка я не простая,

А немножко завитая.

Без меня игра в хоккей,
Не интересна для детей (клюшка).

Объясняя основные виды движения, инструктор использует стихотворную форму (метание правой и левой рукой в цель).

Мы сейчас увидим с вами,

Как бросают в цель снежками.

Вы, ребята, цельтесь так,

Чтоб снежком попасть в колпак.

В заключительной части также используется стихотворная речь, которая восстанавливает ритм дыхания.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

На занятиях широко используются нетрадиционное оборудование и пособия, изготавливаемые из подручных средств, бросового материала (бутылки пластиковые, банки): «Дорожка здоровья», «Змейка-шагайка», «Косички», «Мешочки для метания», «Коррекционные следы», «Цветные брусочки» и многое другое. При подборе материала к занятию необходимо знать уровень развития двигательных качеств, эмоциональное состояние ребенка, его двигательный и словарный запас, состояние здоровья.

Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.

План взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по лексическим темам

Интегрированные занятия учителя-логопеда и инструктора физической культуры в кружковой деятельности

Роль движений чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем успешнее идет процесс его психического и речевого развития [9]

Вместе с тем, исследования И.П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурии показали: отставание речевого развития нередко сочетаются с отклонениями в физическом, психическом и социально – личностном развитии детей.

У детей с речевыми недостатками отмечается:
– нарушение общей и мелкой моторики,
– заторможенность,
– повышенная утомляемость,
– нарушение координации,
– отставание в возрастных показаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости.

Наряду с физическими показателями отмечается отставание в формировании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Все это ставит перед педагогами ряд задач, при исполнении которых, можно добиться максимального коррекционного воздействия.

Ни для кого не секрет, что сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Речь и движения очень тесно связаны, дополняют друг друга. Артикулярный аппарат детей укрепляется, развивается фонематический слух, формируется культура речи. Дети учатся вслушиваться в слова, звуки, слышать составные части слова, развивается культура речи, умение контролировать свою речь. Развиваются детские эмоции, которые повышают интерес к занятиям и речи. Поэтому успешное преодоление речевого недоразвития возможно только при условии тесной взаимосвязи в работе учителя – логопеда и инструктора по физической культуре.

Приоритетное направление деятельности нашего учреждения: физическое развитие, коррекция речевых отклонений у детей старшего дошкольного возраста. Многолетняя статистика набора детей в логопедические группы детского сада свидетельствует о разнообразии речевых патологий детей: ОНР второго и третьего уровня, ФФН, дизартрии.

Необходимость дополнительной работы, направленной на исправление наиболее сложных нарушений, подтолкнула к разработке цикла интегрированных физкультурно-речевых занятий, проводимых в рамках кружка совместно учителем – логопедом и инструктором по физической культуре.

Цель. Коррекция речевого развития детей с помощью развития, воспитания и коррекции двигательной сферы.

1. Развитие сенсорного уровня детей старшего дошкольного возраста, организации их речи и движений.

  1. Оптимизация мышечного тонуса. Релаксация.
  2. Формирование речевого и физического дыхания.
  3. Работа по развитию моторики:
    а) общей,
    б) мелкой,
    в) лицевой и артикуляционной.

2. Закрепление познавательно-речевого и грамматического материала.

3. Предупреждение нарушения зрения детей, используя здоровьесберегающие упражнения (зрительная гимнастика).

Основные направления:
– оздоровительное;
– физическое;
– коррекционное.

Было решено применять следующие коррекционно-оздоровительные виды деятельности:

Общеразвивающие упражнения позволяют укрепить опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, развивать координацию движений общей моторики и двигательную память, формировать правильную осанку. Подбираются с учетом лексической темы, или в форме игры с речевым сопровождением.

Артикуляционная гимнастика проводится в виде артикуляционных сказок с целью развития функций речедвигательного аппарата, добиваясь усвоения верных артикуляционных поз и преодоления трудностей переключения с одного положения языка на другое.

Пальчиковая гимнастика для тренировки пальцев и кистей рук, развития “ручной умелости”, стимуляции деятельности речевых зон коры головного мозга. Подбираются с учетом лексической темы, с речевым сопровождением.

Дыхательная гимнастика способствует выработке правильного диафрагмального дыхания, развития продолжительности выдоха, его силы и плавности.

Зрительная гимнастика включает в себя упражнения на профилактику нарушения зрения. Также подбирается с учетом лексической темы.

Речевые игры на закрепление лексико-грамматического материала, проходимого на фронтальных логопедических занятиях.

Оздоровительно-развивающие игры применяем для решения двигательных задач, координации речи и движений, снятия психоэмоционального напряжения, воспитания навыка взаимодействия в группе и подчинения инструкциям.

Релаксация включает в себя упражнения на расслабление мышц рук, ног, лица, шеи, туловища, снятие мышечного и эмоционального напряжения. В основном проводится в положении лежа, под музыку.

Учитывая лексические темы, по которым работают логопедические группы и, используя виды деятельности, описанные выше, был составлен перспективный план работы кружка (Приложение 1), который соответствует программе Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной “Логопедическая работа по преодолению фонетико – фонематического недоразвития у детей в подготовительной группе”.

Работа кружка предусматривает небольшую по количеству наполняемость (8–10 человек). Отбираются нуждающиеся в дополнительной коррекции дети, с низким уровнем усвоения программы, с нарушениями моторики. Они обычно не активны на фронтальных занятиях, боятся ответить неправильно, невольно сравнивая себя с более успешными сверстниками, страдают от заниженной самооценки. Поэтому необходимо ставить их в условия “успешности”, что проще сделать в подгруппе примерно одного уровня речевого развития.

Занятия кружка были разработаны в виде игры – путешествия, объединенными одним сюжетом, чтобы дети воспринимали их скорее как развлечение, а не как обучение. В гости к детям приходит персонаж – клоун Клепа, кукла, изготовленная из резины и ткани, с подвижными руками и ногами. Клепа выполняет задания и упражнения вместе с детьми, пытается разобраться с понятиями. Помогая ему справится, ребята стараются выполнять все максимально хорошо, пытаясь быть примером.

В занятиях присутствует рациональное сочетание статических и дидактических нагрузок, что особенно важно для детей с нарушением речи, которым необходима частая смена деятельности, закрепление и повторение пройденного материала.

Занятия проводятся еженедельно, с последней недели сентября по первую неделю мая. Конспекты занятий № 1, 2 представлены в Приложении 2, Приложении 3. В мае месяце проводится обследование моторики и речи.

В результате данного курса дети, посетившие от 50% до 100% занятий, значительно улучшили свои показатели в речевом развитии. Следует отметить, что в упражнениях, напрямую связанных с развитием моторики: тесты на развитие мелкой моторики и графических навыков, нормативы общего физического развития, развитие подвижности артикуляционного аппарата, результаты детей данной группы соответствуют возрастной норме или очень близки к ней. Так же, обращает на себя внимание, возросшая познавательная и речевая активность детей, как на занятиях кружка, так и на фронтальных занятиях основной программы логопедических групп. У детей, которые по ряду причин не посетили большинство занятий кружка, присутствовали не регулярно, увеличение познавательной и речевой активности не отмечено.

Занятия кружка “Речевичок” помогли достигнуть поставленной цели благодаря систематичности, продуманности и целенаправленности данного вида работы. Анализ результатов указывает на необходимость их продолжения с нуждающимися детьми подготовительных логопедических групп, и позволяет рекомендовать подобные виды коррекции для интегрированной работы учителей – логопедов и инструкторов по физической культуре.

Список литературы.

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психологии. – 1986. – 6. – С.75 – 78.
  2. Коровина И.М. Совершенствование двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнований и творческих заданий // Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе. – М., 1984.
  3. Лескова Г.П. Роль умственной деятельности в освоении детьми физических упражнений // Педагогическая практика студентов по курсу “Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста”. – М., 1984.
  4. Лапп Е.А. Зрительная гимнастика на занятиях учителя-логопеда. “ Логопед в детском саду” № 8 2008 год.
  5. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М., 1986.
  6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр “Академия” 2001. – 368с.
  7. Степаненкова Э.Я. Воспитание творческой направленности деятельности детей старшего возраста в подвижных играх // Роль физического воспитания в подготовке детей. – М., 1980.
  8. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 5–7 лет.
  9. Шишкина В.А., Мащенко М.В. “Какая физкультура нужна дошкольнику”.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ИНСТРУКТОРОМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. Муниципальное бюджетное дошкольное. – презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемРодион Филин

Похожие презентации

Презентация по предмету “Русский язык, Литература, Чтение” на тему: “ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ИНСТРУКТОРОМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. Муниципальное бюджетное дошкольное.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ИНСТРУКТОРОМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар « Детский сад комбинированного вида 184» Учитель – логопед Косякова Светлана Георгиевна

2 ПЛАН РАБОТЫ НА УЧЕБНЫЙ ГОД Сбор анамнестических данных детей. Обследование детей для заполнения речевых карт ( сентябрь, май ). Выработка основных коррекционных задач с учётом моторного и психо – речевого развития детей. Работа с родителями. Совместная работа с педагогами детского сада ( проведение консультаций, мини – педсоветов, праздников, развлечений и т. д.).

3 п / п Фамилия, имя ребенка Дата рождения Заключение МПК Врачебное заключениеГр. здор. п / гр 1. Юлиана А ОНР -III ур. Амблиопия 2II 2. Алена А ОНР -III ур. Аденоиды II ст. 1I 3. Дима Г ОНР -III ур. Аденоиды II ст. 2I 4. Максим К ОНР -III ур. Плоскостопие, амблиопия 2II 5. Марк Л ОНР -II-III ( диз ) Плоскостопие 1II 6. Степан Л ОНР -III ур.( диз ) Анемия 3III 7. Глеб М ОНР -III ур. Нар. эмоц. – волевой сферы 1I 8. Владик О ОНР -II ур. Нар. эмоц. – волевой сферы 2II 9. Никита Р ОНР -III ур. Нар. эмоц. – волевой сферы 2I 10. Маша Р ОНР -II ур. Гемипарез 2I 11. Виталий С ОНР -III ур. Нар. эмоц. – волевой сферы 1I 12. Владимир С ОНР -III ур.( диз ) Вывих шейного отдела 2II 13. Ира С НСЯ ( диз ) Вывих т / б суставов 3III 14. Вадим Ф НСЯ ( диз ) Нар. эмоц. – волевой сферы 1I 15. Виктор Х ОНР -III ур. Нар. эмоц. – волевой сферы 1I 16. Катя К НСЯ ( диз ) ДЦП 4 ИР

4 I П / ГР. – 8 ЧЕЛ. – 50% II П / ГР. – 5 ЧЕЛ. – 31% III П / ГР. – 2 ЧЕЛ. – 13% ИР – 1 ЧЕЛ. – 6%

5 ДАННЫЕ ПО РЕЧЕВОЙ КАРТЕ Состояние общей моторики Оценка : – нормальная моторика ; – нарушение моторики ( моторная напряжённость, скованность движений, неловкость и др.) А ) для детей 2-3 лет : а ) пройти по дорожке, нанесённой мелом на полу ; б ) перешагнуть через препятствие высотой см ; в ) медленно покружиться на месте ; г ) бросить мяч двумя руками от груди, из – за головы ; д ) поймать брошенный мяч ; е ) подпрыгнуть на двух ногах на месте ; ж ) выполнить наклоны вперёд и в стороны. Б ) для детей от 3 до 4 лет : а ) пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии см друг от друга ; б ) перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу ; в ) пройти по положенному на пол шнуру ; г ) прыгнуть в длину с места ; д ) переложить предмет ( флажок, мячик ) из одной руки в другую ( над головой, за спиной, перед собой ).

8 СОСТОЯНИЕ РУЧНОЙ МОТОРИКИ Оценка : – нормальная моторика ; – нарушение моторики ; – определение ведущей руки ( левша, правша, амбидекстр, срытое левшество ). – сжимать резиновую грушу или теннисный мячик ; – разгибать и загибать поочерёдно пальцы из кулака в кулак ; – отхлопывать ритм ладонями по столу, затем чередуя положение : ладонь – ребро ( одной и двумя руками ); – поочерёдно каждым пальцем отстукивать ритм в заданном темпе по поверхности стола ; – перебирать разными пальцами натянутую резинку или шнурок ; – переключение движений правой – левой руки ( ладонь – кулак, ладонь – ребро ладони ); – воспроизведение различной позы руки ( кулак – ребро – ладонь ), пальцев ( колечко – цепь – щепоть ); – захват мелких предметов небольшого диаметра различными пальцами ; – перекатывание ребристого карандаша большим и попеременно остальными пальцами ; – выполнение несложных геометрических узоров из мелких деталей ( спичек, палочек, мозаики ) на основе образца ; – захват мячей различного диаметра ; – рациональный приём захвата крупных и мелких предметов.

11 Основные задачи учебных занятий физической культуры : Основные коррекционные задачи физической культуры : Воспитывать потребность в здоровом образе жизни ; Способствовать нормальному росту и укреплению здоровья ребёнка ; Формирование правильной осанки ; Укрепление опорно – двигательного аппарата ; Стимулирование развития волевых и нравственных качеств ; Выявление одарённых детей. Развитие и укрепление правильного дыхания ; Стабилизация эмоционально – волевой сферы средствами психо – гимнастики ; Развитие слухового, зрительного, речевого внимания ; Развитие когнитивных и мнемических функций ; Преодоление двигательного автоматизма.

12 РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. Методы и приёмы : 1. беседы ; 2. анкетирование ; 3. выступления на родительских собраниях, конференциях ; 4. проведение праздников, развлечений ; 5. консультации. М Е Р О П Р И Я Т И Е дата проведения СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ ( подг. гр.) 1. « Золотая осень » октябрь 2. « Аты – баты, мы – солдаты !» февраль 3. « Неразлучные друзья » март 4. « Лето, лето к нам пришло !» июнь СПОРТИВНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ 1. « Дружно, весело играя, мы здоровья набираем » сентябрь 2. « Зима для ловких, сильных, смелых ». декабрь 3. « Русская зима » январь 4. Мастер мячаапрель 5. « День Победы » май ПОХОД 1. « Путешествие с Незнайкой » июль

13 КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Т Е М Ы Дата 1. Оказание консультативной помощи родителям детей с адаптационными трудностями. В течение учеб. года 2. « Профилактика плоскостопия ». сентябрь 3. « Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста ». октябрь 4. « Дыхательная гимнастика, её оздоровительная функция ». ноябрь 5. « Пальчиковые игры на воздухе и дома ». декабрь 6. « Взаимосвязь основных движений и речедвигательного аппарата ». январь 7. « Игры на развитие внимания, памяти ». февраль 8. « Самомассаж в детском саду и дома ». март 9. « Подвижные игры с речевым сопровождением ». апрель 10. « Виды считалок, использование в подвижных играх ». май 11. « Использование чистоговорок при выполнении физич. упражнений ». июнь 12. « Школа мяча. Речевое сопровождение ». июль 13. Игры нашего двора с использованием речёвок ». август

16 КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ИНСТРУКТОРА ПО ФК Т Е М Ы дата 1. « Особенности работы с детьми – инвалидами ». сентябрь 2. « Индивидуальные особенности детей логопедической группы ». октябрь 3. « Развитие слухового внимания » ноябрь 4. « Формирование отражённой речи у дошкольников на физ. занятиях ». декабрь 5. « Использование речёвок на физкультурных занятиях ». январь 6. « Подбор чистоговорок для выполнения физических упражнений ». февраль 7. « Эмоциональные и речевые особенности поведения детей с аутичными проявлениями ». март 8. « Развитие голосового аппарата. Охрана голоса ». апрель 9. « Работа по формированию устойчивых когнитивных и мнемических функций ». май 10. « Самомассаж. Использование на занятиях ». июнь

Адаптация детей к условиям логопедической группы

В логопедическую группу поступают дети в основном из массовых групп детского сада. Если даже ребенок ранее и посещал детский сад, он все равно проходит период адаптации к новому коллективу, к новым формам занятий в логопедической группе.

Кроме того, дети с общим недоразвитием речи имеют свои психологические особенности, которые особенно ярко проявляются в период адаптации. В логопедической группе особенные требования, поэтому детям приходиться адаптироваться еще и к новым видам занятий.

Исходя из этого, очень важна целенаправленно организованная работа по адаптации детей к логопедической группе. От того, как пройдет адаптация, во многом зависит успех дальнейшей коррекционной работы.

С первых же дней сентября мы включаем в планы работу по адаптации. Работа проходит по нескольким направлениям:

  1. Работа с детьми,
  2. Работа с родителями,
  3. Совместная работа с логопедом и другими специалистами детского сада.

Большую роль мы отводим созданию благоприятной атмосферы в группе. Очень важно встретить ребенка ласковым словом, дать почувствовать, что его любят и ждут, провести экскурсию по группе, рассказать интересную историю, заинтересовать играми, вовлечь ребенка в диалог.

Наша группа называется «Пчелки». Чтобы пчелам собрать мед, необходимо трудолюбие, приложить усилие, только тогда можно добиться желаемого.

Каждое утро, приходя в группу, дети подходят к полянке «Здравствуйте, я пришел!» и открывают свой цветок, где есть фотография ребенка. Это помогает утром поднять настроение ребенку, почувствовать себя частичкой одного дружного коллектива.

В период адаптации проводятся различные игры на знакомство детей с воспитателями, друг с другом, на объединение детского коллектива, снятие тревожности, застенчивости. Часто это игры в кругу с мячом, с игрушкой, с использованием музыки, пальчиковые игры, динамические упражнения. Дети в этих играх знакомятся, проявляют себя, учатся общаться.

Вместе со всеми детьми мы выполняем совместные творческие работы, например сюжетная аппликация «Корзинка с овощами», рисование пальцами «Листопад».

Когда начинаются фронтальные и индивидуальные занятия с логопедом важно вызвать у детей желание и интерес. В этом нам помогают стихи и рассказы о речи, которые читаем детям, например: Е.Чарушина “Как мальчик Женя научился говорить букву Р”, С. Михалкова “Сашина каша”.

Многие дети не осознают дефектов своей речи и не понимают, зачем нужны трудные занятия в кабинете логопеда. Здесь очень важна роль логопеда, его умение войти в доверие к ребенку, заинтересовать его, сделать так, что бы ребенок понял важность и необходимость логопедических занятий.

В нашей группе кабинет логопеда мы называем «Волшебной комнатой», где дети как маленькие волшебники учатся правильно произносить звуки. В «Волшебной комнате» создана привлекательная атмосфера для поддержания интереса к занятиям, много разнообразных красочных пособий. После занятия ребенок обязательно получает поощрение, это может быть наклейка, маленькая конфетка (с разрешения родителей), возможность собрать мелкую игрушку из деталей или заиграет музыкальная шкатулка и т.д.

Наша работа всегда проходит в тесном контакте с родителями. Работу с родителями начинаем со знакомства с семьей, с особенностями ребенка. Родителей мы знакомим с особенностями логопедической работы, даем советы по лучшей адаптации ребенка, информируем об успехах ребенка, трудностях, как с ними справиться, как выполнять домашние задания. Для родителей мы проводим собрания, дни открытых дверей, совместные досуги, консультации, оформляем информационные стенды.

Такая работа помогает детям и родителям быстрее адаптироваться к условиям и требованиям логопедической группы, снять тревогу у детей и тем самым быстрее перейти к этапу коррекции речи.

Гизетдинова Айсылу Хакимовна,
учитель-логопед,
МБДОУ детский сад №326 «Радуга»
комбинированного вида, г.Уфа

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: