Выступление логопеда на родительском собрании в первом классе

Логопед родителям – «Речевая готовность к школе»

Выступление на родительском собрании будущих первоклассников с темой: «Речевая готовность к школе»

Приходя в первый класс, у ребенка должен быть соответствующий уровень речевого развития.

На что необходимо обратить внимание:

  • Речевая коммуникация
  • Связная речь
  • Словарь
  • Грамматика
  • Произношение

Речевая коммуникация – это когда ребёнок достаточно активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли.
К 7-ми годам у ребенка хорошо развита связная речь. Он должен уметь пересказывать небольшие по объему незнакомые рассказы и сказки.

При пересказе обращать внимание ребенком текста.

Он должен правильно формировать основную мысль, последовательно и точно строить пересказ, уметь использовать сложные предложения, должны отсутствовать подсказки по ход у пересказа.
К 7ми годам у ребенка достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный – веселый, бежать – стоять), синонимы ( лошадь, конь, жеребец, скакун) и т. д.
Грамматика – к 7-ми годам ребенок должен уметь понимать различать грамматические конструкции.
Пример : Папа прочёл газету после того, как позавтракал. Что он сделал вначале?
Охотник бежит за собакой. Кто бежит впереди?
А также правильно образовывать слова.
Пример: Варенье из слив – сливовое, шапка из соломы – соломенная.
У лисы – лисята, у льва – львята.
Звукопроизношение. Приходя в школу ребенок не должен пропускать, искажать, заменять звуки другими звуками.
В 7 лет ребенок произносит все звуки родного языка в словах, во фразовой речи.
Помните, что правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма.

Овладевая навыками письма для первоклассников представляет не мало трудностей. Графические движения осуществляются мелкими мышцами кисти рук, которые ещё недостаточно развиты. Для детей такая работа трудна и утомительна. Для правильной работы мозга при письме очень важен массаж подушечек пальцев. Поэтому хорошо если место «хватки» карандаша или ручки покрыто пупырышками, они были трехгранными.

Чтобы ученику было удобно держать ручку, тогда почерк скорее стабилизируется.

(показ ручки и карандаша)

Выступление на родительском собрании. Старший дошкольный возраст.

Тема: «Как развивается речь ребёнка. Правильно ли говорит ваш ребёнок?»

На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка. Всё чище становится произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях и устанавливает причинно- следственные связи.
Осуществление и расширение словаря осуществляется не только за счет существительных, обо значающих предметы, их свойства и качества, но и за счёт названий отдельных частей тела, деталей предметов, глаголов. За год словарь увеличивается на 1000 -1200 слов. Многие слова из пассивного запаса переходят в активный словарь.

Хорошей проверкой и показателем владения словарем является умение:

  • подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы) – вход -выход, хороший – плохой, быстро – медленно, говорит – молчит.
  • Подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть дождь? Холодный, сильный, грибной, мелкий, кратковременный.)
  • Наречия к глаголам (Как может говорить мальчик? Быстро, хорошо, медленно, четко, тихо, громко)
  • Близкие по смыслу слова -синонимы (ходить-идти, шагать, топать, вышагивать)

Предлагая такие задания детям, мы узнаем каким словарем владеет.
Совершенствуется связная речь за счет простых и сложных предложений. Ребёнок правильно употребляет родительный падеж существительных во множественном числе (окон, ламп, карандашей)Прилагательные из существительных (ключ из железа – железный, банка из стекла – стеклянная)

Однако в речи ребенка всё ещё встречаются грамматические ошибки. Грамматическая правильность речи ребёнка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют их, давая правильный образец.

В этом возрасте речь становится всё более четкой, достаточно развернутой, логически последовательной. Ребёнок способен передавать содержание картины, описать события.

Ребенок правильно произносит все звуки родного языка, четко произносит слова.
Ясность, внятность речи во многом зависит и от того, как быстро говорит ребёнок. У детей говорящих быстро, как правило, речь менее отчетлива. Дети с ускоренной речью часто не произносят в словах отдельные звуки, недоговаривают окончания, «проглатывают» даже отдельные слова. Дефекты в строении артикуляционного аппарата или недостаточная подвижность языка могут быть причиной неправильного произношения звуков.

Смена молочных зубов на постоянные нередко отражается на произносительной стороне речи.
С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения, должны проводиться индивидуальные занятия с логопедом 2-3 раза в неделю. Эти занятия направлены на развитие подвижности артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, на постановку звуков или их закрепление, введение в речь.

Итак, к моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас. Строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, свободно пользуется монологической речью.
Пересказывает небольшие по объему сказки, рассказы.
Всё это даёт возможность ребёнку при поступлении в школу успешно овладеть программным материалом.

Читайте также:
Логопедический досуг 'Город мастеров'

Выступление на родительском собрании у первоклассников

Тема: «Влияние звукопроизношения ребенка на письменную и устную речь.»

Необходимо помнить, чт о устную речь у школьника (особенно младших классов) надо развивать не только в плане расширения словарного запаса и оформления Грамматической её стороны, но и в плане специальной тренировки ее внешнего звукового оформления: воспитание ритмичности, четкости звукопроизношения, интонационной выразительности.

Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения (смешение и замены звуков), в дальнейшем сталкиваются с трудностью в овладении звуковым анализом слова, а как результат – неуспеваемость по письму и чтению.

Характер ошибок, связанных с неправильным звукопроизношением, у учащихся разнообразен:

  1. Замены
  2. Пропуски гласных и согласных
  3. Пропуски слогов и частей слова
  4. Перестановки
  5. Добавления
  6. Разделенное написание частей слова

Овладение ребенком навыками анализа и синтеза слов – одна из важных задач обучения грамоте. Без умения соединять звуки (буквы) в слоги и слова, выделять звуки (буквы) из слова, определять их место и количество в слове ребе нок не научится хорошо читать и грамотно писать.
Как же проводятся занятия по коррекции звукопроизношения?

Коррекция проводится поэтапно и последовательно.

  1. Сначала логопед готовит органы артикуляции к постановке звуков.
  2. Развивается артикуляционная и мелкая моторика.
  3. Даются задания на развитие фонематического слуха (т.е. должен слышать эти звуки и выделять из потока речи)
  4. На выработку направленной воздушной струи
  5. Постановка звуков у каждого индивидуально (по подражанию или с помощью шпателей)
  6. Поставленный звук вводится в слоги, слова, фразы, в текст.
  7. На самом последнем этапе учим детей различать смешиваемые близкие по звучанию звуки (с-ш, р-л)

Динамика устранения проявлений речевого нарушения может быть у всех различной.

Вся речевая работа идёт с использованием игр, картинок, пособий.
Занятия необходимо проводить систематически, не реже трёх раз в неделю, закрепляя материал в повседневной жизни. Добивайтесь того, чтобы ребён ок чётко и внятно произносил звуки, повторяя за взрослым. Просите несколько раз повторить, чтобы закрепить правильное произношение. По окончании обязательно хвалите за старание.
Желаю успехов!

Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда

  1. Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.
  2. Занятия должны быть непродолжительными и регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер.
  3. Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения будет с ними заниматься по заданиям логопеда.
  4. При получении задания внимательно ознакомьтесь с содержанием, убедитесь в том, что оно вам понятно.
  5. Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

Выступление логопеда на родительском собрании первоклассников.
материал по логопедии (1 класс)

Выступление логопеда на родительском собрании первоклассников.

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie_logopeda_na_roditelskom_sobranii_pervoklassnikov.docx 23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление учителя – логопеда на родительском собрании перед родителями первоклассников.

«Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления : привлечь внимание родителей к недостаткам устной речи у детей. Раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость при овладении письменной речью.

Здравствуйте! Хочу поздравить вас с поступлением ваших детей в первый класс! Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу меняется привычный для ребёнка образ жизни. Дошкольник становится школьником. Игровая деятельность меняется на учебную.

Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы. Готовность к школьному обучению предполагает мотивацию к обучению, т.е. у ребенка должно быть желание идти в школу. Он должен уметь общаться со сверстниками, выполнять инструкции учителя, контролировать свое поведение.

В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется и уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита устная речь, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Рассмотрим, что такое речевая готовность к школе .

Для успешного овладения письменной речью у детей должны быть сформированы следующие компоненты речи :

Дети должны уметь слушать и слышать других.

При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

2.Звуковая сторона речи:

Ребенок должен правильно произносить все звуки речи.

Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма.

Четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр).

Говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации.

Изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

Нарушение звукопроизношения приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»). Несформированность данных навыков может привести к появлению ошибок при чтении.

3. Фонематический слух.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, отвечающий за распознание и воспроизведение фонем.

У детей должно быть сформировано фонематическое восприятие, фонематические представления, навыки фонематического анализа и синтеза.

Дети должны уметь:

  1. Выделять звук из ряда звуков, слогов;
  2. Различать слова квазиомонимы на слух (бочка-почка);
  3. Выделять ударный и безударный гласный в начале слова, гласный звк в середине слова и конце слова;
  4. Выделять первый и последний согласный в слове;
  5. Определять последовательный и количественный анализ трех и четырехзвуковых слов;
  6. Делить предложения на слова;
  7. Владеть навыками слогового анализа и синтеза.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, слухового восприятия: пропуски гласных букв (всят-висят), пропуски согласных букв (комата-комната), пропуски слогов и частей слова (стрки-стрелки), замена гласных (люгкий-легкий), замена согласных (роча-роща), перестановки букв и слогов (онко-окно), недописывание букв и слогов (чере-через), наращивание слов лишними буквами и слогами (детити-дети), искажение слова (чайщик-чащи), слитное написание слов и их произвольное деление (бойчасов-бой часов), нарушение смягчения согласных (болшой-большой), неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений.

4. Лексическая сторона речи (словарный запас).

У детей должен быть достаточный объем словаря существительных, глаголов и прилагательных.

Дети должны уметь:

Подбирать обобщающие понятия.

Подбирать слова антонимы и синонимы (Например: зло-добро, храбрый – смелый – отважный).

Дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»).

Употреблять сложные слова (например: длинноногий).

Знать детенышей диких и домашних животных.

5. Грамматическая сторона речи.

У детей должны быть сформированы процессы словоизменения и словообразования.

Дети должны уметь:

  1. Образовывать существительные именительного падежа единственного и множественного числа (дом-дома).
  2. Образовывать существительные родительного падежа единственного и множественного числа (кот-котов).
  3. Образовывать существительные дательного, творительного, винительного и падежного падежа (с сумкой, без руки).
  4. Согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (голубое полотенце).
  5. Согласовывать существительные с числительными (один карандаш, два карандаша, пять карандашей).
  6. Образовывать глаголы с использованием приставочного, суффиксального способа словообразования (приехал, уехал).
  7. Изменять глаголы по временам (бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит).
  8. Употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида.
  9. Образовывать слова с использованием уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (глаза – глазки – глазищи).
  10. Образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (малина – малиновое, лиса – лисья).
  11. Употреблять простые и сложные предлоги в речи.

В связи с недоразвитием лексико-грамматической сферы на письме могут проявиться следующие ошибки: нарушения согласования слов, замена слов по звуковому сходству, слитное написание предлогов, пропуски слов в предложении.

Дети должны уметь:

Свободно общаться с взрослыми и сверстниками.

Поддерживать разговор на темы, доступные возрасту.

Рассказывать о пережитых событиях.

Пересказывать содержание сказки, рассказа.

Описывать окружающие предметы.

Уметь составлять рассказ по одиночной картине и серии сюжетных картин.

Кроме развития устной речи необходимо обратить внимание на развитие графомоторных навыков.

Графомоторные навыки включают в себя:

1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);

2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);

3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов).

Перечисленные выше особенности устной речи первоклассников с нарушениями свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по коррекции устной речи детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку.

Для оказания помощи учащимся, имеющим речевые расстройства, необходима коррекция устной речи, профилактическая работы по предупреждению нарушений чтения и письма. Для этого в нашей школе проводятся логопедические занятия. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. Логопедические занятия с детьми проводятся с учетом режима образовательного учреждения в форме подгрупповых занятий, в свободное от занятий учебное время.

Задачи логопедических занятий:

  1. Развивать звуковую сторону речи, корригировать нарушения звукопроизношения.
  2. Формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.
  3. Закреплять звуко-буквенные связи.
  4. Формировать готовность к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.
  5. Развивать лексическо-грамматическую сторону речи.
  6. Развивать связную речь.
  7. Формировать универсальные учебные действия (УУД).

Хорошо развитая устная речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе.

Успехов вам и вашим детям при обучении в школе!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь.

Выступление на первом родительском собрании в 1 классе.

1. План выступления учителя на первом родительском собрании в 1 классе.2. Презентация в помощь учителю.

выступление психолога на родительском собрании в 1 классе

Выступая перед родительской аудиторией необходимо задействовать все репрезентативные системы восприятия информации: родители должны не только Вас слушать, необходимо иметь наглядную информацию, а еще .

Публичное выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Психологическая готовность ребёнка к школе».

Выступление для родителей будующих первоклассников проводится примерно за год до поступления детей в школу.

Выступление на общешкольном родительском собрании.Доклад “Работа с детьми с противоправным поведением”

Общешкольное родительское собрание.

Адаптация первоклассника в свете новых стандартов ФГОС НОО (выступление на общешкольном родительском собрании)

Адаптация первоклассника в свете новых стандартов ФГОС НОО (выступление на общешкольном родительском собрании).

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: “Готовность ребёнка к обучению в школе” Презентация к выступлению.

Переход из детского сада в школу – важный этап в жизни детей. Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность которых – учение.Я уверена, что каждого из вас уже.

План-конспект родительского собрания в МБОУ Сандовская СОШ на тему «Работа учителя-логопеда, что такое дисграфия и как с ней бороться» с применением интерактивных форм взаимодействия (мастер-класс)

Цель: познакомить родителей с работой учителя-логопеда в школе, со специфическими ошибками при письме у обучающихся, а также методами их устранения.

Задачи:

  • ознакомить с системой логопедического сопровождения детей в МБОУ Сандовская СОШ;
  • познакомить родителей с термином «дисграфия», его основным содержанием; предложить наиболее эффективные методы работы по профилактике и коррекции дисграфии;
  • формировать понимание важности своевременной диагностики и коррекции нарушений устной и письменной речи;
  • выработать согласованные действия семьи и школы по коррекции и профилактике логопедической патологии у детей;
  • дать родителям информацию о педагогической литературе по работе с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи.

Участники родительского собрания: классный руководитель, учитель-логопед, родители учащихся.

Предварительная работа:

  • диагностика письменной речи обучающихся;
  • изучение и анализ научно-методической литературы;
  • разработка памяток для родителей;
  • подготовка презентации.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал по количеству участников.

План родительского собрания:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Теоретическая часть – выступление учителя-логопеда: «Что такое дисграфия?» (понятие, виды ошибок, результаты диагностики письменной речи в классе, ответы на вопросы);
  3. Практическая часть:
    – игра «Словесный мяч» (эмоциональный настрой на работу)
    – знакомство с методическими приемами, направленными на коррекцию речевой функции ребенка (мастер-класс (совместное изучение и отработка дидактических игр и упражнений для коррекции дисграфии, обсуждение роли и значимости каждого упражнения, обмен личным родительским опытом, возможность совместного обсуждения и решения проблемы конкретного родителя и т.д.)).
  4. Подведение итогов (рефлексия, обратная связь, знакомство родителей с педагогической литературой по работе с детьми с дисграфией, распространение памяток).
  5. Заключительное слово учителя.

Проведение родительского собрания

Теоретическая часть

Здравствуйте, уважаемые родители! Я логопед школы Будина Ирина Валерьевна. Сегодня я хотела рассказать вам о работе учителя-логопеда в школе и проблемах речи детей.

В последнее время в школах отмечается увеличение числа детей, имеющих расстройства разной этиологии, характера и степени выраженности.

К сожалению, далеко не все дошкольники, поступая в школу, имеют правильную речь. У многих детей нарушена устная речь. Это может привести к проблемам при освоении письма.

Чтобы обеспечить своевременную помощь обучающимся начальной школы в развитии речи и овладении письмом, в школе предусмотрена система логопедического сопровождения.

В конце первого учебного года, учитель-логопед проводит фронтальное обследование всех обучающихся первых классов и отбирает детей для индивидуального логопедического обследования, имеющих нарушения речи. В начале второго года обучения проводит индивидуальное обследование с письменного согласия родителей и представляет результаты обследования на школьный ПМПк. Консилиум принимает решение о направлении детей на ПМПК для установления диагноза, присвоения статуса ОВЗ и определения дальнейшего маршрута обучения или разрабатывает индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка (но в данное сопровождение уже не входит работа учителя-логопеда, учителя-дефектолога). После прохождения ПМПК по её заключению и рекомендациям учителем-логопедом разрабатывается коррекционно-развивающая программа. Составляется расписание занятий. Занятия проводятся во внеурочное время, 20–30 мин.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения при овладении письменной речью. Ребята испытывают затруднения при изучении русского языка, хотя хорошо справляются с другими предметами.

Что это: орфографические ошибки из-за незнания правил или необъяснимые “глупые” пропуски букв, замены одних букв на другие и тому подобное? А может – правила учит-учит, а вовремя применить их не может?

Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка: “Он просто не старается”. Но на самом деле 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же? Давайте разберемся!

Возможно, у вашего ребенка имеется такое нарушение письменной речи, как дисграфия.

Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, внимания и памяти), участвующих в процессе письма.

Причины возникновения дисграфии могут быть различными: патологии беременности, родов, асфиксии, детские инфекции, длительные соматические заболевания. А также неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых. Дисграфия может быть обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма.

Симптоматика дисграфии:

При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь”. Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

У детей – дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.

Наиболее распространенные ошибки при дисграфии:

1. Искаженное написание букв:

– недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж , И вместо У;

– добавление лишних элементов;

– смешение букв по акустическому и оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.

– зеркальное написание букв.

2. Искажения структуры слова:

– Пропуски букв, слогов. Например: прта – парта, моко – молоко

– недописывание слов. Н: весёлы (весёлый)

– добавления и повторение букв, слогов;

3. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лука (рука), сапка (шапка).

4. Искажения структуры предложения:

– раздельное написание слова;

– слитное написание слов;

Можно ли эффективно помочь детям с дисграфией?

Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Таким детям необходима помощь специалиста-логопеда. Но помните, что без помощи родителей, ребенку не справиться.

Помощь должна носить коррекционный характер, иметь свою специфику, в зависимости от причин, тяжести и проявлений нарушений.

Запомните, что обычные педагогические приемы, большое количество диктантов и зазубривание правил не помогут, а могут только усугубить проблему.

Занятия должны быть ежедневными, но не утомлять ребенка, быть интересными.

Для профилактики нарушений письма и письменной речи необходимо как можно интенсивней и разнообразней развивать устную речь. Как это сделать?

Ежедневно читайте вслух классические сказки и другие детские произведения.

Общайтесь с ребёнком везде: на прогулке, за столом, во время различных игр и т.д.

Отвечайте на все вопросы ребенка, просите его вам что-то рассказать, обсуждайте все события и явления.

Предлагаю Вам некоторые игры, которые помогут справиться с дисграфией.

Практическая часть – дидактические игры и упражнения

1. Игра-разминка “Словесный мяч” (эмоциональный настрой на работу)

Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобуссловоокно и т. д

Усложнение: Называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п.

2. Графические упражнения. Эти задания направлены на формирование графических навыков, помогающих развитию мелкой моторики, зрительно-двигательной координации и предупреждающих развитие дисграфии. Задания должны выполняться ребенком регулярно.

(Родителям предлагается выполнить одно задание на выбор):

  • Заштрихуй контур;
  • Соедини точки;
  • Дорисуй вторую половину;
  • Игра «Найди ошибку» (восстановление закономерности в узоре);
  • Игра «Найди выход из лабиринта»;
  • Нарисуй так же (по клеточкам).

3. Упражнение «Запомни и нарисуй» (читается 2 раза)

Это задание помогает развить операции анализа и синтеза и, соответственно, способствует профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. А также оно способствует развитию внимания, памяти.

Примерные варианты (родителям предлагается выполнить одно задание):

  • Нарисуй пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, а последняя самая маленькая,
  • Нарисуй пять квадратов разного цвета и размера так, чтобы четвертый был синий, а средний – самый маленький,
  • Нарисуй пять цветочков разного цвета и размера так, чтобы четвертый был желтого цвета, а предпоследний самый высокий.

4. Физкультминутка.

Познакомить родителей с физкультминуткой, которую можно выполнить с ребенком, если он устал.

Упражнение «Замок».

На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог? (пальцы ритмично соединяются в замок несколько раз).
Потянули, потянули (Руки тянутся в разные стороны)
Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами),
Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)
И открыли! (расцепить пальцы, развести руки в стороны).

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».

Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.

Упражнение «Ухо-нос».

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.

Упражнение «Носик – Ушко – Макушка»

5. Задание на развитие буквенного и слогового анализа и синтеза.

Они способствуют зрительно пространственной координации, переключению распределению внимания, темпо-ритмической организации речи.

Упражнение «Прочитай и запиши слоги».

Упражнение «Реши примеры».

Реши слоговой пример, прочти получившиеся слова, составь и запиши с ними предложение.

Упражнение «Сложи по заданным слогам».

Выступление учителя-логопеда на общешкольном родительском собрании «Логопедическое сопровождение учащихся»

Комарова Валентина Викторовна
Выступление учителя-логопеда на общешкольном родительском собрании «Логопедическое сопровождение учащихся»

Здравствуйте, уважаемые коллеги, родители! Я логопед школы Комарова Валентина Викторовна. Сегодня мы хотели бы рассказать вам о работе учителя – логопеда в школе.

В последнее время в школе отмечается увеличение числа детей, имеющих расстройства разной этиологии, характера и степени выраженности. Раньше, проблема подготовки и адаптации детей к школе не стояла так актуально, как теперь.

Чтобы обеспечить своевременную помощь обучающимся в развитии речи и овладением письмом, в школе предусмотрена система логопедического сопровождения.

В начале учебного года, в течение первых двух недель сентября мы обследуем всех обучающихся и формируем группы детей, имеющих нарушения речи. Группы формируются по принципу схожего нарушения.

Если у обучающихся выявляются нарушения звукопроизношения, таким обучающимся рекомендуются индивидуальные занятия.

На наших занятиях мы учим обучающихся необходимым приёмам (правильному физиологическому дыханию, речевому дыханию, артикуляционной гимнастике и т. д., а дома (ежедневно) вместе с родителями ребёнок должен будет отрабатывать закрепляемые навыки. Работа над коррекцией звукопроизношения отличается стабильностью и постоянством; только при ежедневной тренировке будет получен желаемый результат. Особенно важным будет следить за речью ребёнка: правильно ли он произносит изученный звук, постоянно исправлять его.

Мы можем выпускать детей с занятий на логопункте в течение всего года, если обучающиеся закрепили знания и навыки. В конце учебного года так же пересматриваем списочный состав обучающихся и в зависимости от динамики речевого развития либо выпускаем обучающихся, либо оставляем их для продолжения занятий. На занятиях нет стандартной одинаковой для всех программы, которую ребёнок должен освоить. Мы работаем по принципам индивидуального подхода, а это означает, что строим свою программу занятий для каждого конкретного ребёнка.

В этом году мы работаем с новейшим оборудованием, которое предоставляет возможность автоматизированного проведения процедуры логопедического обследования детей по авторской методике В. М. Акименко «Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями»

Методика обследования направлена на выявление уровня речевого недоразвития с целью определения ребенка в логопедическую группу и для фиксации результатов коррекционной работы.

Программное обеспечение ориентировано на определение уровня речевого развития и включает обследования:

• – общей моторики

• – строения артикуляционного аппарата

• – дыхательной и голосовой функции

• – просодических компонентов речи

• – слоговой структуры слова

• – грамматического строя речи

Таким образом, после логопедического обследования мы приступаем к следующей методике, на «Развитие и коррекцию речи детей» В. М Акименко.

Каждый раздел методики содержит обширную библиотеку игр, и заданий, интерфейс выполнен в игровой динамической форме, все направлено на поддержание высокого уровня мотивации и интереса детей к выполнению заданий и самим логопедическим занятиям.

Обобщив выше сказанное можно сделать вывод, что совместная работа логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми – большой вклад в работу по формированию правильной и красивой речи, успешного обучения в школе.

Выступление на общем родительском собрании «Синдром первоклассника» Здравствуйте, уважаемые родители. Тема, о которой я сегодня с вами хочу поговорить, касается не только ребенка, отправившегося в школу.

Выступление на родительском собрании «Безопасность на дороге» Родительское собрание в гр. № 3 «Подсолнушки» Тема: Безопасность на дороге. Предварительная работа: Анкета для родителей «Ребенок и.

Выступление на родительском собрании «Будущий первоклассник» Многие считают, интеллектуальную готовность, главным аспект готовности к школе. Часто, оказывается, что ребенок, умеющий великолепно писать,.

Выступление на родительском собрании «Детские страхи» ЕСЛИ ВАШ МАЛЫШ БОИТСЯ (Детские страхи и причины их возникновения) Уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы воспитания.

Выступление на родительском собрании «Психологические особенности детей с 2–3 лет» Консультация для родителей «Психологические особенности детей 2 – 3 лет» В дошкольном возрасте идёт быстрое формирование личности ребёнка.

Выступление на родительском собрании «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Слайд 1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Слайд 2. Мелкая моторика– это совокупность скоординированных действий мышечной, костной.

Выступление на родительском собрании «Здоровье детей в руках родителей» Подготовила: учитель-логопед Подрезова И. А. МБОУ ЦО № 17 им. Героя Советского Союза И. П. Потехина г. Тула 2017 год На сегодняшний день,.

Выступление педагога-психолога на первом родительском собрании Выступление на первом родительском собрании в подготовительной группе. Здравствуйте уважаемые родители! Рада вас всех видеть. Поскольку.

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР Выступление учителя-логопеда на родительском собрании в подготовительной к школе логопедической группы Тема: «Готовность детей к школе».

Задержка речевого развития у детей 2–3 лет. Выступление учителя-логопеда на родительском собрании Здравствуйте, уважаемые родители. Приглашение учителя – логопеда на родительское собрание – это всегда очень ответственно. Тем более приглашение.

Выступление учителя-логопеда на собрании родителей будущих первоклассников в общеобразовательной школе

«Речевая готовность к обучению в школе»

Цель выступления : привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.

Текст выступления:

Уважаемые родители, я рада приветствовать Вас в нашей школе. Моё выступление будет посвящено речевой готовности дошкольников к обучению.

В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательных процессов является мышление и речь. Речь – это форма мышления. И от того, как развита речь, зависят успехи ребёнка в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы, но в первую очередь, конечно, русского языка и чтения.

Очень важно, чтобы к началу обучения в школе у ребёнка были сформированы все компоненты речевой системы: звуковая сторона речи, грамматический строй, лексическая сторона речи, связная речь.

Остановимся подробнее на каждом из них.

1. Звуковая сторона речи (звукопроизношение).

Ребёнок должен уметь:

– правильно произносить все звуки речи.

– чётко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например, мотоциклист, регулировщик).

– говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации.

– изменять темп речи (говорить медленно или быстро).

Нарушение звукопроизношения приводит в итоге к тому, что ребёнок пишет так, как проговаривает. На письме появляются замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи, а также появляются ошибки при чтении.

Бытует мнение, что логопед – это специалист, который учит детей правильно произносить звуки. Правильное произношение звуков – это лишь вершина айсберга. Основная работа школьного логопеда – это профилактика и коррекция трудностей письма. Поэтому уже сейчас, не дожидаясь поступления в школу, родителям стоит обратиться за помощью к логопеду в поликлинике, в детском саду, в учреждения социальной сферы, если вы до сих пор, зная о нарушении речи своего ребёнка, этого не сделали. Есть сомнения – записывайтесь на консультацию.

2. Лексическая сторона речи (словарный запас).

Ребёнок должен уметь:

– точно подбирать слова;

– ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

– дифференцировать обозначения предметов и классифицировать их (например, «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»; помидор, огурец, картофель — это овощи);

– употреблять сложные слова (например, длинноногий, вислоухий);

– пользоваться эпитетами (например, чистое поле);

– подбирать метафоры (например, туча комаров);

– использовать слова и фразы с переносным значением (например, сломя голову);

– подбирать синонимы (например, храбрый – смелый – отважный);

– подбирать антонимы (высоко — низко, длинный — короткий).

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

3. Грамматическая сторона речи ( навыки словоизменения и словообразования).

Ребёнок должен уметь:

– изменять существительные по падежам и числам (например, санки, на санках);

– употреблять различные предлоги;

– согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например, голубое полотенце);

– согласовывать существительные с числительными (например, один карандаш, два карандаша, пять карандашей);

– правильно употреблять глаголы (например, я бегу, ты бежишь, он (она) бежит).

В связи с недоразвитием этого компонента речи можно наблюдать следующие аграмматизмы:

– ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);

– пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);

– ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).

Ребёнок должен уметь:

– образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например, глаза – глазки – глазищи);

– образовывать глаголы с помощью приставок (например, шел – вышел – перешел – обошел);

– образовывать название детенышей животных;

– образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например, малина – малиновое, лиса – лисья).

Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то на письме могут наблюдаться:

– замены суффиксов (козлята – «козленки»);

– замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).

4. Связная речь.

Ребёнок должен уметь:

– свободно общаться с взрослыми и сверстниками;

– поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

– рассказывать о пережитых событиях;

– пересказывать содержание сказки, рассказа;

– описывать окружающие предметы;

– раскрывать содержание картины.

Нарушение связной речи выражается в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника будет служить средством успешного его обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе. А перечисленные выше нарушения устной речи свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи, детям будет трудно усваивать школьную программу, у них может возникнуть негативное отношение к учебе, потому что ребёнку важно ощущать себя полноценным, успешным.

Характерно, что ребенок не может преодолеть названные нарушения самостоятельно, без коррекционно-развивающего обучения. На оказание такой помощи и направлена работа школьного учителя-логопеда.

Учащиеся зачисляются на логопедический пункт по результатам обследования.

До 15 сентября будет происходить формирование логопедических групп.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость. Не устану повторять всем родителям, что чем раньше будет начата правильно организованная коррекционная работа, тем лучше её результат.

Речь ребёнка – важная черта его личности. От её развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь Вашего ребёнка будет правильной, красивой и совершенной.

Желаю вам только приятных и радостных воспоминаний от встречи со школой!

Методическая разработка по организации внеурочной деятельности учащихся Iступени общеобразовательной школы, имеющих

Главная > Методическая разработка

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Конспект родительского собрания на тему

«Трудности обучения письму и чтению в начальной школе»

Подготовила и провела:

учитель-логопед Бойцева И.Г.

2012- 2013 учебный год

Конспект родительского собрания на тему

«Трудности обучения письму и чтению в начальной школе»

Цель: Организация комплексной коррекционной работы с учащимися 1-го класса, испытывающими трудности в обучении письму и чтению.

– Осветить понятия «школьные трудности»

– Охарактеризовать возможные трудности в обучении письму и чтению

– Познакомить родителей с наиболее распространенными речевыми ошибками первоклассников, которые могут перейти в дисграфию.

– Дать общие и конкретные рекомендации родителям по обучению письму и чтению детей.

План родительского собрания

1.Вступительное слово логопеда.

2.Предпосылки для овладения чтением. Взаимосвязь чтения и письма.

3.Освещение типичных ошибок на письме, их причины

4.Знакомство с первичной логопедической диагностикой первоклассников

5.Определение системы взаимодействия между учителем – логопедом и родителями

6.Общие и конкретные рекомендации родителям

1.Вступительное слово логопеда.

Чистая и правильная речь – одно из важнейших условий нормального психологического развития ребенка. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир взрослых, узнает много нового. Он может довести до окружающих свои желания, требования. Поделиться своими мыслями и чувствами. У него формируется достаточный словарный запас, навыки словообразования и словоизменения, грамотная связная речь.

Для современной общеобразовательной школы характерна неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Педагоги с тревогой отмечают, что резко снижается успеваемость учащихся по родному языку, так называемых «школьных трудностей». Это обусловлено рядом факторов. Изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу, увеличился поток учащихся с не резко выраженными недостатками слуха, зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций. Первичными причинами, вызывающими недостатки, которые, в свою очередь, приводят к нарушениям письменной речи, могут быть осложненные беременности, родовые травмы, различные заболевания первого года жизни. Если у вашего ребенка были какие-то сложности с появлением на свет, будьте внимательны ко всем проявлениям неблагополучия в его развитии. Но бывает и так, что все было нормально, но, когда ребенок пошел в школу, начались проблемы. Поэтому любые проявления трудностей в обучении в начальной школе нельзя оставлять без внимания и надеяться, что со временем все само собой пройдет.

2.Предпосылки для овладения чтением. Взаимосвязь чтения и письма.

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. Важно, чтобы дети владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков.

Практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом.

Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. Чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели), сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова.

То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны

3.Освещение типичных ошибок на письме, их причин

Наиболее типичны следующие ошибки на письме:

трудности слияния звуков в слоги и слова;

взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих)

побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А)

искажение слоговой структуры слов;

слишком медленный темп чтения;

нарушения понимания прочитанного.

Наиболее распространенные ошибки первоклассников, которые могут перейти в дисграфию:

замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;

пропуски согласных в их стечении;

слияние слов на письме;

раздельное написание частей одного слова;

пропуски, наращения или перестановки слогов;

В основе замен и смешений букв при письме является недостаточная сформированность фонематического слуха, неправильное обозначение звука буквой.

В основе пропуска букв лежит нарушение звукового анализа. Перестановки букв связана только с недостаточностью звукового анализа, слухоречевой памяти, внимания.

Причина вставок букв это. несформированность фонематического слуха и восприятия.

Ошибки, проявляющиеся в нарушении структуры предложения, выделения границ предложения объясняются не только бедностью словаря, ограниченностью понимания слов, но и неумением переключить внимания. Аграмматизмы, выражающие нарушения согласования и управления, объясняются большей частью бедностью словаря, недостаточностью языковых общений, несформированностью морфологического анализа и синтаксиса.

Оптические ошибки при письме это несформированность оптико-пространственного восприятия зрительного анализа и синтеза. Учащиеся с нарушением письма допускают большое число ошибок на правила правописания.

4.Знакомство с первичной логопедической диагностикой первоклассников

Мною было проведено логопедическое обследование. Результаты обследования показывают, что вашим детям нужна помощь учителя – логопеда. У детей имеются следующие проблемы: нарушение звуопроизношения, недостаточный объем словаря, недоразвитие словоизменения, словообразования. При грамматическом оформлении слов, словосочетаний, предложений, дети допускают разнообразные ошибки, т.е. аграмматизмы, которые очень устойчивы, и являются одним из основных проявлений речевого расстройства. Сопутствующими проблемами являются: слаборазвитая мелкая моторика, нарушение в ориентации на плоскости.

5.Определение системы взаимодействия между учителем – логопедом и родителями

На вас, взрослых членах семьи, лежит огромная ответственность: и за создание мотивации ребёнка к занятиям, и за помощь, которую вы можете оказать ему. Чрезвычайно важно понять вам, родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию учителя-логопеда. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Я предлагаю вам перспективный план совместной работы:

Консультации (по итогам диагностики; по итогам коррекционного обучения; по организации работы учителя-логопеда; по использованию конкретных методов и приемов коррекции речи детей.

Так же я готова выслушать ваши предложения.

6.Общие и конкретные рекомендации родителям

Для формирования полноценных навыков чтения и письма, необходима систематическая, ежедневная работа.

С ребенком необходимо заниматься каждый день , даже если занятие будет длиться 10-15 мин.

Очень важен положительный настрой ребенка на занятие. Убедите его, что такие занятия, необходимы ребенку для того, что бы он вырос грамотным и успешным человеком в будущем. Ведь для того, что бы чего-то достичь в жизни, необходимо уметь грамотно читать и писать.

Начните работу дома с 1-2 упражнений. Не перегружайте ребенка. Обязательно хвалите ребенка за правильно выполненные задания. Дайте уверенность в том, что на следующем занятии, работа будет выполнена лучше.

При выполнении письменных работ, необходимо придерживаться следующих правил:

– Во время письма проговаривать слова вслух.

У взрослого человека сформирован рефлекс «проговаривания про себя» во время письма. Сами того не замечая, когда мы пишем, то выполняем движения языком. Если во время письма, язык зажать между зубами, мы будем допускать ошибки.

У ребенка такой рефлекс еще не сформирован, поэтому ему обязательно нужно писать, проговаривая слова вслух.

– Прочитайте всё предложение. Посчитайте количество слов в предложении.

– Определите наличие предлогов . Акцентируйте внимание на том, что они пишутся отдельно от слов. Обязательно вспомните, как оформляется предложение ( заглавная буква в начале предложения и точка в конце предложения).

– Диктовать себе можно только две буквы.

– Ставим точки под гласными буквами (профилактика пропуска гласных), делим слова на слоги, ставим ударение.

Очень важно, что бы ребенок сам нашел допущенные ошибки. Отметьте на полях простым карандашом строчки, на которых ваш ребенок допустил ошибку. Одна «галочка» – одна ошибка. Если ученик не нашел ошибку, поставьте метку над словами с ошибками.

В случае, если ребенок и на этот раз не видит ошибку, напишите на отдельном листочке слово правильно и дайте ребенку сверить с образцом.

7.Подведение итогов собрания

Мы все понимаем, что владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья», а для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке. Не сравнивайте ребенка с другими детьми в классе. Пусть ребенок «растет» от удачи к удаче, двигаясь вперед и вверх маленькими, но верными шажками. За малейшие успехи премируйте ребенка полезными вещами: книгой, походом в театр, развивающей игрой – или наградите поцелуем на ночь, теплым словом. Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам. Станьте «союзником» своему ребенку.

А наша сегодняшняя встреча подошла к концу.

Спасибо за внимание.

Анкета для родителей “РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы и дайте им, подробное обоснование .

1. Как Вы считаете, имеются ли у Вашего ребенка речевые нарушения, и какие?_______________________________________________________________________

2. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? _____________________________________________________________________________

3. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.)

4. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка и по коррекции её недостатков? (Да, нет.)

5. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.)

9. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка, при их обнаружении?

10. Каким образом, Вы исправляете речевые ошибки своего ребенка?

11.Готовы ли Вы, к сотрудничеству с учителем – логопедом? (Да, нет)

12.Консультации на какие темы вы хотели бы получить?

Благодарю за сотрудничество!

Учитель-логопед: Бойцева И.Г.

Анкета для родителей « ИГРЫ ВАШЕГО РЕБЕНКА »

Уважаемые родители! Для подготовки консультации для родителей «Значение дидактических игр в роли первоклассника»,

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы и дайте им, подробное обоснование.

1) Какие условия созданы для игр ребенка дома? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Где и как хранятся игры и игрушки ребенка? ______________________________________

3) Какие игры, занятия предпочитает играть Ваш ребенок во внеурочное время?_________

4) Находите ли Вы (или члены семьи) время для игр с ребенком?_______________________

5) Как Вы считаете, нужно ли первокласснику играть? Почему?________________________

6) Знаете ли Вы, какими бывают виды игр для детей?_________________________________

7) Знаете ли Вы, что такое дидактические игры? ____________________________________

Благодарю за участие!

Учитель-логопед: Бойцева И.Г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании.

Здравствуйте Уважаемые родители!

мое имя Пишукова Татьяна Александровна, с сентября этого года я работаю в школе учителем-логопедом

Общаясь с родителями, приходится часто слышать: «А зачем нам идти к логопеду в школе? Мы все звуки говорим нормально», или «А что логопед делает в школе?» В связи с этими вопросами возникла необходимость ответить на них.

Что делает логопед.

Основные направления работы учителя-логопеда в школе – это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников. Занятия логопеда не дублирую уроки русского языка!

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

развитие связной речи

накопление и совершенствование словаря

развитие физического и речевого слуха

развитие грамматической стороны речи

обучение навыкам словообразования и словоизменения

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

 профилактика и исправление нарушений письма и чтения.

 развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);

 формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, быть понимаемым для воспитателей, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);

 формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы.

Какие ошибки должны насторожить родителей.

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому (зрительному) сходству: /б-д/, /п-т, Е-3, а-о, д-у/ и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие звука или его замена отражается и на письме. Ребёнок пишет то, что говорит: /сапка/ – шапка, /теловек/ – человек, /вопата/ – лопата.

3. Смешение фонем по артикуляционному (произносительному) сходству. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие звуки, звуки ч, ц, щ между собой и с другими фонемами. Например: /тубло/ (дупло), /лёбит/ (любит).

4. Мы часто радуемся, когда ребёнок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированном звуковом восприятии может привести к ошибкам на письме: пропуск букв, слогов, недописывание слов.

5. Много ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: /сольить/ (солить), /вьезёт/ (везёт).

6. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок также является одним из проявлений дисграфии: /Всаду вы росли чудесные розы / (в саду выросли чудесные розы).

Когда и зачем нужны логопедические занятия?

Уважаемые родители! Обращайтесь за помощью к логопеду своевременно!

Если ребёнок пришёл в первый класс с нарушенным звукопроизношением, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется.

Сообщите логопеду, если ваш ребёнок имел в прошлом недостатки звукопроизношения.

Дополнительное внимание и контроль помогут предотвратить вероятные трудности.

Уважаемые родители, обращаем ваше внимание, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены в дошкольный период.

В начале учебного года первоклассники и другие ученики начальной школы проходят обследование у логопеда на основе нейролингвистических методик, которые помогают наиболее полно охватить все этапы речевого развития ребёнка.

По результатам обследования на дополнительные занятия по развитию речи приглашаются ученики с выявленными трудностями в области фонетико-фонематического восприятия, с трудностями в области словообразования, словарного запаса, а также в области связной речи. В первую очередь на занятия к логопеду зачисляются дети, которые прошли ПМПК и имеющие ОВЗ.

Какие же дети могут быть зачислены на занятия к логопеду?

Это дети с плохим фонематическим слухом. (дети в речи не различают или смешивают звуки типа: с-ш, з-с, ж-ш, ц-с, в-ф, и проч. )

Это дети с маленьким словарным запасом.

Это дети, у которых проблемы с грамматическими категориями. Такие дети плохо знают формы единственного и множественного числа утенок — «утенки»), затрудняются образовать прилагательное от существительного (суп из грибов — «грибочный» или «грибовый» или еще какой-нибудь, только не «грибной»).

Детей с дефектным произношением тоже имеет смысл держать на контроле, так как существует опасность того, что ребенок как скажет, так и напишет.

График работы учителя-логопеда МБОУ Куркинская ООШ

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: