Выработка воздушной струи – конспект логопедического занятия

Формирование речевого дыхания на логопедических занятиях

Разделы: Логопедия

Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.

Работа над речевым дыханием заключается в следующем:

  • в выработке длительного ротового выдоха;
  • в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.

Последовательность работы над формированием речевого дыхания.

Первый этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.

Второй этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.

Третий этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков.

Четвертый этап. Произнесение слогов и звукоподражаний.

Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).

Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха.

«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.

«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».

«Ветерок кружит листочки». Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек.

«Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.

«Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.

«Спутник». Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше?

«Буря». Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык.

«Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка. Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков. Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасаться только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.

«Сдуй снежинку с носа». С силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа.

«Ураган». Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз. Выработка правильного диафрагмального дыхания.

Игровое задание «Мячик – ямочка». Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух – образовалась ямочка. Статистическое упражнение на развитие ротового выдоха.

«Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки. Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), продолжительный выдох ртом.

Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху.

«Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе.

«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.

«Жеребенок Фырка фыркает». Набрать в легкие воздух и с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы.

Статическое упражнение. Сдувание бабочек. Чья бабочка улетит дальше?

«Песенки лесных зверят». Собрались на лесной полянке Лисенок, Зайчонок, Волчонок и Медвежонок и запели песенки. Произнесение та-э-и, а-э-и,а-э-и, а-э-и.

«Гармошка». И.п. – стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Выдох через рот.

Развитие силы выдоха: дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей. Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука «ф» (длительный выдох), произнесение звука «т» (короткий выдох).

Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка.

Сдуть бумажную снежинку с ладошки. Чья снежинка улетит дальше?

«Погаси свечу». Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фуууу.

«Воет буря». Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появится шум, значит, воздушная струя направлена правильно.

«Саночки спустились с горки». Улыбнуться, опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять «горочкой». Сделать выдох.

Выработка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетаний ифффффф, ыфффффф.

«Ветерок качает листок». Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Дутье на высунутый язык, лежащий на нижней губе.

Упражнения для выработки продолжительно выдоха.

«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.

«Футбол» Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».

«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи. Произнесение гласных звуков А-И, А-У, З-Ы-О на одном выдохе. С утрированной артикуляцией.

Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).

«Самолет гудит». Произнесение звука «У» со сменой высоты и силы голоса.

«Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.

«Сильный ветер гонит листочки». Положить широкий язык («лопатой») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка».

«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.

Читайте также:
Животные юга и севера - наглядно-информационный материал по лексической теме

«Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.

Конспект подгруппового логопедического занятия по выработке воздушной струи для детей среднего возраста, с использованием ИКТ

Предлагаю конспект логопедического занятия по выработке воздушной струи для среднего возраста. Данное занятие будет полезно логопедам, работающим с детьми с заиканием, дизартрией, ринолалией и алалией. Занятие включает в себя этап использования ИКТ.

Конспект подгруппового логопедического занятия по выработке воздушной струи для детей среднего возраста, с использованием ИКТ.

Тема: Выработка воздушной струи.

  • развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
  • Закрепление представлений о зиме, явлениях природы зимой. Диких животных.
  • устранение амимичности лица,
  • активизация мышечного тонуса губ,
  • развитие тонкой и артикуляционной моторики,
  • Закрепление навыка согласования прилагательного и существительного в мужском и женском роде.
  • Расширение словарного запаса.
  • Развитие памяти, внимания, логического мышления.
  • воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.
  • сюжетная картина по теме «зима», изображения диких животных зимой, «снежинки», зеркало, ватные комочки, компьютер, микрофон, «стекляшки»,салфетки, музыкальная шкатулка.

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в зимнюю сказку! Будем играть с волшебными снежками, снежинками и рассматривать картинки.

Активизация словарного запаса. Припоминание примет зимы. Диких животных.

Логопед показывает детям сюжетную картину.

Логопед: Вот первая из картинок. Какое время года на ней изображено?

– А что еще мы видим на картинке?

– Давайте назовем этих животных и вспомним, какие они? (лиса, заяц, волк)

Психогимнастика, устранение амимичности лица.

Логопед предлагает детям изобразить животных с картинки ( трусливый заяц, злой волк, хитрая лиса). Если у ребенка не получается изобразить героя и напрячь мышцы, логопед помогает ему сдвигать мышцы механически, с помощью своих рук, которые он кладет поверх рук ребенка. (активизация мышечной позы).

Артикуляционная гимнастика.

Логопед: А сейчас мы потренируем язычок и послушаем про него сказку . «Язычок гуляет в зимнем лесу»

Проснулся язычок и открыл «окошко». Посмотрел направо, посмотрел налево, посмотрел вверх, посмотрел вниз. Подумал «А почему так темно?» посмотрел на « часики». Вспомнил, что на улице зима и светает теперь позже, а темнеет раньше. Услышал он , как ветер дует в трубу «УУУУУУУ». Решил язычок «почистить зубки». Почистил сначала нижние, потом верхние. «Надо позавтракать» подумал он и начал «месить тесто», замесил его, проверил на готовность, затем снова замесил, испек «блинчик». Съел его с «вкусным вареньем», запил чаем из «чашечки» и поскакал в зимний лес на своей «лошадке».

Выработка воздушной струи. Развитие мелкой моторики.

Логопед: В лесу, язычок увидел много снега! (логопед показывает детям «сугроб» из ваты. ) Давайте поиграем в снежки?

Дети «лепят» из ваты «снежки» (скатывают шарики) и начинают дуть на них по команде логопеда. Задача каждого ребенка дунуть на снежок так, что бы он коснулся , сидящего напротив или логопеда.

Далее логопед предлагает поиграть в игру « Снежинки» (дети сдувают снежинку, лежащую на носу, при помощи воздушной струи, идущей по языку, находящемуся в артикуляционной позе «чашечка».)

Физкультминутка «Зайка серенький». Дыхательная гимнастика.

Дети повторяют за логопедом движения и слова.

Зайка беленький сидит
И ушами шевелит
Вот так, вот так (показывают ладонями уши зайца)
Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть
Надо лапоньки погреть
Вот так, вот так (разогревают ладошки)
Надо лапоньки погреть!

Зайке холодно стоять
Зайке надо поскакать!
Вот так. Вот так!(прыгают на месте, как зайцы)
Зайке надо поскакать!

Логопед: Молодцы, теперь немного успокоимся и подышим!

Набираем воздух через носик и плавно выдыхаем через рот. ( повтор 3 раза).

Развитие тонкой моторики пальцев рук. Выкладывание снеговиков из стекляшек.

Логопед предлагает детям посмотреть на картину «Месяц» и демонстрирует музыкальную шкатулку.

Логопед: В этой волшебной шкатулке, лежат камешки, из которых мы будем выкладывать снеговика. Давайте попробуем? Работа проводится сначала ведущей рукой, затем обеими руками одновременно.

Интерактивная игра «Снежинки».

Логопед приглашает детей к компьютеру, разъясняет правила игры. Игра проводится несколько раз ,в ходе игры длительность выдоха увеличивается с двух до шести секунд.

Итог логопедического занятия.

– Что мы сегодня делали на занятии? Что вам больше всего понравилось? За вашу хорошую работу на занятии дарю вам снежинки!

Маммеева Светлана Павловна,
учитель-логопед ГБОУ Школа №1973,
г. Москва

Семинар – практикум для педагогов “Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения”

Семинар – практикум для педагогов

“Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения”

Цель: Обучение педагогов ДОУ игровым способам речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

-повысить компетентность педагогов в вопросах развития речевого дыхания у дошкольников,

-сформировать о значимости развития речевого дыхания у детей;

-предоставить педагогам практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания;

-упражнять в умении самостоятельно подбирать игры и

упражнения для развития речевого дыхания.

Читайте также:
Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи

Основным назначением дыхательного аппарата является осуществление газового обмена, т. е доставка в ткани организма кислорода и выведение из них углекислого газа. И этот обмен совершается благодаря периодическому обновлению воздуха в лёгких, которое происходит при попеременном чередовании дыхательных фаз – вдоха и выдоха.

Различают три основных типа дыхания:

При ключичном дыхании поднимается плечевой пояс и верхние рёбра, происходит расширение преимущественно верхней части грудной клетки.

При рёберном (грудном) грудная клетка расширяется вперёд и в стороны.

В диафрагмальном дыхании – диафрагма опускается и увеличивается главным образом нижняя часть грудной клетки; брюшная стенка при этом выпячивается.

Типы дыхания зависят от пола, возраста, профессии.

Так, у женщин чаще наблюдается грудной тип дыхания, у мужчин – брюшной, у работников физического труда превалирует брюшной тип дыхания, у лиц, занятых канцелярской и вообще сидячей работой – грудной тип.

У детей обычно бывает смешанный тип дыхания т. е средний между брюшным и грудным.

В течение 1минуты происходит 16-20 полных дыхательных движений (вдохов и выдохов)

Длительность вдоха почти равна длительности выдоха.

Это физиологическое дыхание, необходимое для жизнедеятельности.

Но чтобы ребёнок начал говорить, он должен освоить особый вид дыхания – речевое – дыхание. Под этим термином понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Дыхание – физиологическое (вдох, выдох, пауза). Речевое (глубокий вдох, пауза, длительный выдох). На выдохе мы говорим, чтобы хватило воздуха на фразу, речевое дыхание должно быть диафрагменным.

У детей дыхание поверхностное (укороченный вдох, непродолжительный выдох) вдыхают в верхние, узкие слои лёгких, в результате выдыхаемого воздуха не хватает на фразу, поэтому часто говорят на вдохе или в фазе полного выдоха от чего в речи возникают запинки, захлёбывание речью, может возникнуть заикание.

Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность» конца фразы. Часто бывает так: системой специальных упражнений артикуляционный аппарат подготовлен, звукообразующие артикулемы сформированы, а вызвать звук не удается особенно, при исправлении горловых звуков [р], [л] и при замене [с] на [х] (санки-ханки), [ш] на [х] (шапка-хапка), [т] на [к] (Таня-Каня), [д] на [г] (дом-гом). Почему? Дело в том, что в этих случаях основная воздушная струя на выдохе проходит не через рот, а через нос. Т. е. в процессе речи ребенок использует физиологическое дыхание.

Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику. Развитие речевого дыхания у ребёнка начинается уже в возрасте 6 месяцев идёт подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, и завершается к 10 годам. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

Известно, что звуки произносятся в фазе выдоха. Как правило, смычные взрывные и смычно – щелевые согласные звуки произносятся коротко, воздушная струя слабая. Сонорные звуки и щелевые требуют сильной длительной воздушной струи.

Произнесение большинства звуков требует направленной воздушной струи.

Противопоставления, вырабатываемые при формировании воздушной струи

Воздушная струя широкая и теплая – при произнесении шипящих звуков

Узкая и холодная – при произнесении свистящих звуков

Три основных направления воздушной струи.

1) воздушная струя направлена прямо по центру языка. Это характерно для произнесения большинства звуков; губно-губных (В, В, Ф, Ф, заднеязычных (К, К. Г, Г. Х, Х, переднеязычных (Т, Т, Д, Д, свистящих (С, С, З, З, Ц)

2) воздушная струя направлена по центру языка вверх. Это характерно для произнесения шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч) звуков и вибрантов (Р, Р) .

3) воздушная струя направлена по боковым краям языка – это характерно для произнесения смычно-проходных (Л, Л) звуков.

Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с артикуляционной гимнастикой, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык.

Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе:

• «Индюшата». На выдохе произносится «Бл-бл-бл».

• «Наказать непослушный язык». На выдохе произносится «П-п-п».

• «Пулемет». На выдохе произносится «Т-т-т».

• «Моторчик». На выдохе произносится «Р-р-р».

• «Жук». На выдохе произносится «Ж-ж-ж».

В системе логопедической работы по воспитанию воздушной струи можно выделить основные направления:

1.Дутье при сомкнутых губах.

2. Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой

3. Дутье сквозь растянутые в улыбке губы.

4. Дутье на язык.

Рассмотрим подробнее каждое направление.

1. Дутьё при сомкнутых губах. Для укрепления мышц щёк подготовительными могут считаться следующие упражнения:

* «Надуть два шарика» Надувать щёки и удерживать в них воздух.

Читайте также:
Влияние нарушений чтения и письма на развитие и социализацию ребенка

* «Перекатывание шаров» Щёки надуваются поочерёдно.

* «Худышки». Втягивать щёки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте.

2. Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой

• Не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко».

• Сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т. п.). Дуть на кусочки ваты, привязанные на нитке. Можно дуть снизу вверх на пушинки одуванчика, стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе.

• Дутье на парусник, салфетку, лист, флюгер и т. п.

• Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился.

• Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек.

• Пускание мыльных пузырей.

• Дутье с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки.

• Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок». Детям предлагают поочередно дуть на легкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.

• Сильно дуть на воду до образования брызг.

• Можно натянуть горизонтально нитку и к вертикально висящим на ней ниткам привязать легких бумажных птичек.

• Дутье-катание по желобку легких, деревянных или целлулоидных шариков

3. Дутье сквозь растянутые в улыбке губы.

• «Пропеллер». Образовать узкую щель между растянутыми в легкую улыбке сближенными губами. Углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребенок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен.

• Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. Ребенку предлагают положить между губами широкий кончик языка. Подуть на кончик языка.

• Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными» губами. «Пошлепать» язык, губами произнося на выдохе звуки пя-пя-пя.

4. Дутье на язык.

• Посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку» – положить спичку со срезанной головкой, пустить ветерок, сдувая бумажные листочки.

• Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Держи язык широким наверху. Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Почувствуй, как подую я!» Можно использовать зеркало, чтобы ребенок видел положение своего языка.

• Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свернуть так, чтобы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок.

• «Сдуй снежинки с горки». Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Кончик языка удержи за нижними зубами. Приподними язык горкой. Подуй на язык.

Для формирования длительной и плавной воздушной струи можно использовать следующие приемы:

• Тактильный контроль. Тыльная сторона ладони одной руки ребенка удерживается перед собственным ртом. Тыльная сторона ладони другой руки ребенка подносится ко рту логопеда. Тем самым ребенок ощущает производимую им воздушную струю и имеет возможность сравнить ее с образцом. Тот же самый прием можно выполнять с закрытыми глазами с целью концентрации внимания на тактильных ощущениях.

Упражнения на развитие воздушной струи

«Идет охотник по болоту»

Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Слегка прикуси копчик языка. Подуй». Воздушная струя будет проходить по боковым краям языка Для контроля направления воздушной струи указательными пальцами легко постукивать по щекам. В результате слышится звук, напоминающий хлюпанье воды под сапогами охотника. Щеки расслаблены.

«Чей пароход лучше гудит?»

Заготавливаются чистые стеклянные пузырьки высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см. «Послушайте, как гудит пузырек, если в него подую. Гудит. Загудел как пароход. А как у тебя загудит пароход?» Дети гудят по очереди, а затем гудят все вместе. Инструкция: «Улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот. Дотронься кончиком языка до края горлышка пузырька. Подуй. Погуди». Чтобы погудеть в пузырек, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной «идти посередине языка».

• Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики. Можно дуть, вытягивая губы трубочкой. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на кораблики».

Глубоко воздух вдыхаем,

С силой ветер выдыхаем.

Произнесение на одном выдохе нескольких гласных

Помоги укачать куклу — а-а-а.

Зубы заболели, вздыхаем — о-о-о.

Гудит паровоз —у-у-у— Пароход гудит – ы-ы-ы.

Жеребенок ржет – и-и-и.

Эхо звучит – э-э-э.

Произнесение на одном выдохе нескольких согласных.

Сердитый гусь шипит — ш-ш-ш.

Паровоз идет, колеса стучат — ч-ч-ч. Замедляет ход, останавливается – чщщщ. Поют синички – ц-ц-ц. Пилит пила – с, – с, – с,

Воздух выходит из насоса и свистит — с-с-с.

В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций:

* Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.

* Обращается внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, без напряжения.

Читайте также:
Дифференциация гласных А-Я в словах, предложениях

* Следить за точностью направления воздушной струи.

* Кратковременность упражнений (от 30секунд до 1, 5 минут). Гипервентиляция лёгких ведёт к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение.

* Дозированность количества и темпа упражнений. Интенсивное дутьё проводиться не более 5 раз за 1 приём, в течение нескольких секунд.

* Нельзя надувать щёки. Можно придерживать щёки руками для использования тактильного контроля.

*Выдыхаемый воздух не задерживать.

*На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля.

* Контроль, за выдыхаемой струёй воздуха, осуществляется с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: если упражнение выполняется правильно. Ватка будет отклоняться.

* Следить за осанкой.

Проявляя изобретательность, выдумку, вы сможете помочь ребенку выработать правильное речевое дыхание, сформировать воздушную струю и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. Рекомендую начать с забавных для ребенка игровых упражнений.

Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

«Пускание мыльных пузырей»

Чей пузырь будет летать дольше?

«Одуванчик» (проводится весной на свежем воздухе).

Сорвать одуванчик, подуть на него так, чтобы с первого – третьего раза слетели все пушинки.

«Дутье на разноцветные вертушки».

Эти инструменты издают звуки, если в них правильно дуть, поэтому их и называют духовыми (дудочка, труба, свирель, духовая гармошка).

Чей свисток будет свистеть дольше?

А как интересно сделать своими руками сезонные игры для развития плавного выдоха! Зимой можно вырезать из тонкой бумаги снежинки и прикрепить их ниточкой к маленьким рукавичкам. По сигналу «Снежинки летят» ребенку предлагается длительно подуть на них, под влиянием сильного выдоха снежинки «догоняют» друг друга.

А весной изготовить бумажные кораблики и устроить «Морские гонки». Предложите ребенку подуть на бумажные кораблики, плавающие в тазу с водой, то плавно, длительно, то побыстрее, соревнуясь, чей кораблик одержит победу в гонках.

Для лета хороши бумажные бабочки и стрекозы, порхающие на ниточках над цветами, вертолетики и самолетики, летающие над облачками из ваты.

Осенью наблюдать, как «Листья шелестят». Вырезанные из тонкой бумаги листики прикрепить к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» ребенок плавно дует на листики, так, чтобы они отклонялись и шелестели.

При выполнении этих упражнений необходимо соблюдать следующие правила:

1. Воздух набирать через нос, плечи не поднимать.

2. Выдох должен быть длительным, плавным.

3. Необходимо следить, чтобы ребенок не надувал щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками).

4. Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений (нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению).

Без правильного дыхания, для которого характерны короткий глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, невозможна хорошо звучащая речь. И здесь главными помощниками для своих детей можете и должны стать Вы, дорогие воспитатели. Помните, пожалуйста, что в развитии ребенка не бывает мелочей.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад «Родничок» комбинированного вида

Три тематических игры для автоматизации звуков и развития правильной воздушной струи

Три тематических игры для автоматизации звуков и развития правильной воздушной струи

Три тематических игры для автоматизации звуков и развития правильной воздушной струи

«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра.»

Игра – это не только ведущая деятельность детей дошкольного возраста, это ещё доступная и интересная, увлекательная форма взаимодействия с детьми. С помощью игры, интереснее и доступнее осуществляется развитие как умственных, ментальных способностей, так и развитие компонентов речи.

Игры, которые я подготовила для детей, были посвящены празднику «Halloween». Для изготовления игр мне понадобились: бумага, принтер цветной, плёнка для ламинирования, ламинатор, ножницы, нитки или леска тоненькая, игла.

Прежде чем начать играть с детьми, я проводила опрос у детишек, что же они знают про этот праздник, отмечают ли они его дома. Затем я даю понятия, что такое Halloween, атрибутику этого праздника, кто дал начало развитию данного торжества и как его отмечают.

Игра «Тыковки»

Цель: автоматизация поставленных звуков, формирование фразы – предложения, развитие внимания, счёта.

Ход игры: Логопед перемешивает карточки, чтобы они не были по порядку, затем выкладывает их на стол со словами «…тыковки упали и разломались пополам, помоги собрать тыковки. К каждой циферке необходимо найти такое же количество семечек».

В процессе игры логопед следит за тем, как ребёнок произносит, автоматизирует уже поставленные звуки, если ребёнок произносит слова неверно, то логопед поправляет. Также логопед обращает внимание на то, может ли ребёнок составить фразу и предложение, если же нет, то логопед помогает.

Карточки тыкв не мои, картинки нашла у чудесного педагога #занятияКоняхиной.

Игра «Волшебная паутинка»

Цель: автоматизация поставленных звуков, формирование фразы – предложения, развитие правильной воздушной струи отработка пространственного представления.

Читайте также:
Логопедическое сопровождение детей в условиях общеобразовательной школы

Ход игры: Логопед заранее раскладывает на паутинку жуков (если есть возможность, разложить жуков так, чтобы не было видно крепежа — ниток), перемешивает карточки, чтобы они не были по порядку, затем просит ребёнка сначала подуть на паутинку так, чтобы жучки не разлетелись – от 5 раз дуем, после чего подуть так, чтобы наоборот все сразу разлетелись.

В процессе игры, логопед следит за тем как ребёнок произносит, автоматизирует уже поставленные звуки, если ребёнок произносит слова неверно, то логопед поправляет. Также логопед обращает внимание на то, может ли ребёнок составить фразу и предложение, если же нет, то логопед помогает.

Игра «Ведьма»

Цель: автоматизация поставленных звуков, формирование фразы – предложения, развитие правильной воздушной струи отработка пространственного представления.

Ход игры: Логопед заранее раскладывает вокруг ведьмы летучих мышей, (если есть возможность, разложить мышей так, чтобы не было видно крепежа — ниток), перемешивает карточки, чтобы они не были по порядку, затем просит ребёнка сначала подуть на паутинку так, чтобы жучки не разлетелись – от 5 раз дуем, после чего подуть так, чтобы наоборот все сразу разлетелись.

В процессе игры, логопед следит за тем как ребёнок произносит, автоматизирует уже поставленные звуки, если ребёнок произносит слова неверно, то логопед поправляет. Также логопед обращает внимание на то, может ли ребёнок составить фразу и предложение, если же нет, то логопед помогает.

Играть детям, конечно же, понравилось, выполняя основные условия игры, некоторые дети начинали придумывать свои правила. Игры подняли настроение, пробудили дух этого таинственного праздника.

Афоньшина Лариса Андреевна, учитель логопед-дефектолог

  1. Конспект подгруппового логопедического занятия по выработке воздушной струи для детей среднего возраста, с использованием ИКТ
  2. Логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков
  3. Игры на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков
  4. Игры для развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста
  5. Театрализованная деятельность, как средство развития правильной речи с детьми логопедической группы с ОНР

(2 понравилось, средний балл: 3,00 из 5)

Картотека игр для развития дыханиякартотека по логопедии (старшая группа) на тему

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ

Игра «Подуем в трубочку»

Задача: тренировать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.

Описание. Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, губы вытянуть в трубочку, язык просунуть между ними, свернуть его и подуть в получившуюся трубочку.

Поначалу можно дуть на занавеску, находящуюся напротив, или на узкую полоску бумаги, прикрепленную к чему-либо и расположенную по направлению воздушной струи. Необходимо следить, чтобы выдох проводился ребенком плавно, длительно, не надувая щек.

Игра «Разноцветные листочки»

Задача: развить плавный, длительный, направленный выдох.

Оборудование: небольшая палочка, разноцветные сухие листья с разных деревьев.

Описание. На уровне рта ребенка на нитках подвешены сухие листья различной формы. Ребенок рассматривает их, называет, определяет цвет, затем медленно набирает воздух через нос (следить, чтобы не поднимались плечи) и дует на листочки через трубочку из губ, не раздувая щек.

Игра «Отгадай, что за овощ»

Задача: тренировать глубокий вдох носом, научить различению запахов.

Оборудование: блюдо с овощами, имеющими ярко выраженный, особенный запах: лук, чеснок, огурец, укроп.

Описание. Рекомендуется для детей от 4 лет. Ребенок рассматривает, называет овощи, нюхает и запоминает их запахи.

Чтобы получить более насыщенный запах, взрослый делает на овоще надрез, укроп можно растереть в руках.

Затем ребенок с завязанными глазами должен понюхать и узнать по запаху предложенный ему овощ. Взрослый следит, чтобы вдох был медленным, плавным, глубоким, не поднимая плеч.

Игра «Отгадай, что за фрукт»

Задача: тренировать глубокий вдох носом, научить различать запахи.

Оборудование: ваза с фруктами, имеющими ярко „сраженный, особенный запах: апельсин, лимон, яблоко, груша.

Описание. Рекомендуется для детей от 4 лет. Взрослый делает надрезы на фруктах. Ребенок рассматривает, называет, нюхает их, затем с завязанными глазами старается определить по запаху предложенный ему фрукт.

Игра «Приятный запах»

Задача: тренировать правильный, глубокий вдох через нос, научить различать знакомые запахи.

Оборудование: ваза, в которой лежат очищенные лимон, апельсин, дольки шоколада, еловая ветка.

Описание. Рекомендуется для детей 3 лет. Дети подходят к вазочке, нюхают и на выдохе произносят: «Как вкусно!», «Как хорошо пахнет!», «Какой приятный запах!»

Задача: отработать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.

Описание. Губы в улыбке, нижняя губа оттянута вниз, широкий язык плотно прижат к верхней губе. Сделать глубокий вдох носом и в этом положении языка подуть на ватку, лежащую на кончике носа так, чтобы она взлетела вертикально вверх.

Следить, чтобы выдох производился на язык, а не на верхнюю губу.

Если ребенок хорошо справляется с таким заданием, его можно усложнить: понемногу продвигать ватку по спинке носа по направлению ко лбу и таким же образом стараться ее сдуть.

Игра «Задуй ватку в «ворота»»

Задача: выработать умение целенаправленно менять силу выдоха.

Оборудование: кубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты.

Читайте также:
Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе (Предлог ИЗ-ЗА)

Описание. Взрослый вместе с ребенком сооружает широкие «ворота» из кубиков или другого строительного материала и кладет перед ними небольшой кусочек ваты. Ребенок, слегка наклоняясь вперед, чтобы воздух попадал под ватку, должен подуть на нее длительным плавным выдохом и добиться попадания в «ворота». С этой целью при необходимости можно менять направление и силу воздушной струи. Если ребенок хорошо справляется с этим заданием, его можно слегка усложнить, постепенно делая «ворота» узкими.

Игра «Кто дальше задует ватку в «ворота»»

Задача: тренировать плавную, непрерывную воздушную струю, при необходимости изменять ее направление.

Оборудование: кубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты.

Описание. Игра проводится как соревнование, если у детей хорошо получается предыдущее упражнение. На ровной поверхности строят двое широких «ворот» из кубиков или другого строительного материала и на одинаковом расстоянии кладут небольшой ватный шарик.

Играющие принимают определенное положение: губы в улыбке, широкий язык приподнимается к верхней губе. Далее, как бы произнося звук [ф], ребенок старается задуть ватку в «ворота» как можно дальше. Не допускается нарушение положения речевых органов: раздувание щек, выдох только на губы, произнесение звука [ф] вместо [х].

Игра «Буря в стакане»

Задача: развить сильный, целенаправленный выдох.

Оборудование: стакан с водой, соломинка.

Описание. В стакан с водой опускается соломинка. Ребенок должен сделать глубокий вдох носом, вытянуть губы трубочкой и сильно подуть в соломинку, чтобы в стакане забурлила вода. При этом щеки не должны раздуваться, нельзя делать дополнительного вдоха.

Задача: тренировать длительный, целенаправленный выдох.

Оборудование: любые стеклянные пузырьки небольшого размера с диаметром горлышка около 1 см.

Описание. Взрослый показывает ребенку, как можно погудеть с помощью стеклянного пузырька. Для этого кончик языка должен касаться горлышка пузырька, а сам пузырек — подбородка.

Далее нужно сделать глубокий вдох носом и затем сильно, длительно выдохнуть на язык в этом положении. Потом ребенок пробует погудеть самостоятельно.

Задача: научить детей менять силу и направление выдоха, укрепить мышцы губ.

Оборудование: таз с водой, бумажные или легкие деревянные (пластмассовые) лодочки, небольшой флажок.

Описание. Ребенок (или дети) сидит около таза с водой, в котором плавают лодочки. Взрослый предлагает совершить путешествие в другой «город», обозначенный флажком на другом краю таза. Для этого ребенок должен плавно дуть на лодочку, стараясь пригнать ее к другой стороне таза в том месте, где стоит флажок. При необходимости можно изменять направление и силу выдоха, но соблюдать определенное положение речевых органов: губы растянуты, как для звука [ф] — для плавного выдоха, вытянуты трубочкой — для сильного выдоха.

Игра «Лети, самолетик!»

Задача: развить длительный, целенаправленный выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудование: бумажные самолетики, изготовленные совместно с ребенком.

Описание. Игра проводится как соревнование, парами. Самолетики ставят на краю стола. Напротив них садятся играющие. По сигналу взрослого они должны на одном выдохе, не делая дополнительного вдоха, как можно дальше продвинуть свой самолетик по столу.

Игра «Надуй игрушку»

Задача: развить сильный, длительный, непрерывный выдох.

Оборудование: неплотные воздушные шарики или надувные игрушки небольшого размера.

Описание. Ребенок должен надуть шарик или игрушку, плавно, длительно выдыхая воздух в отверстие. Вдох проводится через нос, губы трубочкой.

Игра «Птички (бабочки)»

Задача: укрепить мышцы губ, развить направленную воздушную струю.

Оборудование: фигурки птичек или бабочек, вырезанные и ярко раскрашенные.

Описание. «Птичек» («бабочек») сажают на краю стола. Двое играющих соревнуются в том, кому удастся как можно дальше продвинуть свою фигурку по поверхности стола. Перед началом игры делается один глубокий вдох носом, дополнительный вдох делать не разрешается. Вместо поверхности стола фигурки могут «летать» на ниточках, также с помощью сильного, направленного выдоха.

Задача: развить выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудование: сначала бумажная, затем пластмассовая вертушка.

Описание. Ребенок делает глубокий вдох носом, затем сильный выдох на подвижные части игрушки, чтобы привести их в движение. Сначала ребенку предлагается бумажная вертушка, так как для нее требуется меньше усилий, затем пластмассовая.

Игра «Лети, одуванчик!»

Задача: выработать длительную непрерывную воздушную струю, укрепить мышцы губ.

Описание. Ребенок срывает одуванчик, делает глубокий вдох носом и старается сдуть все его пушинки одним сильным непрерывным выдохом. Не допускаются прерывистое выдыхание воздуха или дополнительные вдох-выдох.

Игра «Загадай желание»

Задача: развить сильный, направленный выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудование: песочный набор, маленькие свечки для торта.

Описание. Взрослый предлагает ребенку подготовиться к своему дню рождения или Новому году и потренироваться задувать свечки. Ребенок сам изготавливает «куличики» («тортики») из песка, в которые затем втыкаются свечки в соответствии с возрастом ребенка.

Далее ребенок делает глубокий вдох и одним сильным длительным выдохом старается задуть все горящие свечки. При этом по желанию ребенка он может про себя загадать желание.

Игра «Фокус с предметами»

Задача: тренировать силу и направленность выдоха.

Оборудование: любая ровная поверхность (пол, стол и т. д.), легкие деревянные или пластмассовые предметы (ручка, карандаш, катушка, бусинка и т. п.)

Читайте также:
Конспект занятия: Автоматизация звука (Л) в словах и предложениях

Описание. Взрослый кладет любой легкий предмет на стол, а ребенок делает глубокий вдох носом я сильно, длительно дует на него. Предмет должен откатиться от исходной точки в направлении воздушной струи.

Игра «Надувайся, шар!»

Задача: развить длительный плавный выдох, автоматизировать звуки [с], [ш].

Описание. Дети стоят близко друг к другу в маленьком кругу. Затем повторяют слова за взрослым: «Надувайся, наш шар, надувайся большой, да не лопайся!» и отходят назад, образуя большой круг.

По сигналу взрослого «Шарик лопнул» дети снова сужают круг и тянут звук [с] или [ш] (в зависимости от возможностей детей), изображая выходящий из шара воздух.

Игра «Кто дольше?»

Задача: развить речевое дыхание, силу голоса.

Описание. Игра проводится как соревнование по парам. Дети стоят лицом друг к другу.

По сигналу взрослого они одновременно делают глубокий вдох носом и начинают долго, на одной ноте тянуть определенный гласный звук (А, О, У, Ы, И). Кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха, тот считается победителем.

Игра «Вьюга воет»

Задача: развить речевое дыхание, силу голоса, Способность изменять ее в нужный момент.

Оборудование: сюжетная картина «Вьюга», аудиозапись вьюги в начале, в разгаре, в конце.

Описание. Взрослый показывает детям картинку, объясняя, что такое вьюга (это сильный ветер со снегом), и дает им послушать звук вьюги, когда она начинается, когда она самая сильная и когда она стихает.

Затем дети по сигналу взрослого «Вьюга начинается» тихо изображают ее звук: у-у-у, «Сильная вьюга» — изменяют силу голоса до громкого (но не крика), «Вьюга стихает» — снова изменяют силу голоса до тихого, «Вьюга прошла» -замолкают.

Перед началом игры дети делают глубокий вдох носом. Взятого воздуха им должно хватить до слов «Вьюга прошла».

Задача: тренировать речевое дыхание, длительность и плавность голоса, умение изменять его тембр.

Описание. Ребенок делает глубокий вдох носом и на выдохе начинает плавно, длительно протягивать любой гласный звук, начиная с высокого тона голоса и постепенно изменяя его до низкого и наоборот — от низкого до высокого.

Перед началом игры взрослый показывает ребенку, как это сделать, и объясняет, что голос как бы опускается и поднимается по лестнице.

Пособия по формированию воздушной струи для детского сада своими руками

Автор: Савосина Татьяна Александровна, учитель-логопед
Место работы: МДОУ «Детский сад № 14 «Ёжик», г. Саратов

Описание материала: методическая разработка с 3 пособиями на тему «Работа над воздушной струёй – залог быстрой постановки звука». Пособия пригодятся в работе учителям-логопедам при формировании воздушной струи. В методической разработке рассказывается о роли воздушной струи в постановке и усвоении звуков, основных направлениях воздушной струи и даются методические рекомендации для коррекционной работы над воздушной струёй; далее идет описание 3-х пособий по формированию и развитию воздушной струи с фотографиями пособий.
Пособия можно использовать в работе с любой возрастной группой, но больше они применимы в работе с детьми дошкольного возраста старшей и подготовительной групп.

Цель: построение работы над воздушной струёй, влияющей на эффективное и быстрое усвоение чистого звукопроизношения, достижение результатов в сфере коррекции речи.
Задачи:
1. Привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме речевых нарушений у детей.
2. Развивать силу, направленность, плавность воздушной струи для быстрой и эффективной постановки звуков.
3. Вызывать положительный и радостный эмоциональный настрой на занятии с помощью пособий, стимулировать стремление и интерес к дальнейшей коррекционной работе.

Своевременное овладение грамотной речью и чистым звукопроизношением имеет немаловажное значение для формирования полноценного и гармоничного развития ребёнка. Хорошая речь – один из основных показателей готовности малыша к успешному усвоению материала в школе. Недостатки звукопроизношения и другие нарушения речи могут способствовать проблематичному обучению, привести к неуверенности маленького школьника в своих силах, что в свою очередь будет сигнализировать о далеко идущих негативных последствиях. Поэтому стоит позаботиться о развитии речи ребёнка заранее, чем раньше – тем лучше. В настоящее время, к сожалению, количество таких детей с дефектами речи, а особенно с нарушениями звукопроизношения не только не уменьшается, а наоборот увеличивается. Речь не является нашей врождённой способностью, она формируется поэтапно, и процесс ее развития зависит от многих причин.

Все звуки нашей речи мы произносим, как известно, на выдохе. Соответственно, если речевой выдох неправильный – все звуки будут звучать смазано и нечетко. И наоборот, освоенный правильный выдох – по середине языка – способен нормализовать качество всех звуков речи у детей, а также значительно сократить время работы над каждым звуком. Выработка сильной направленной воздушной струи – это необходимое условие для постановки звука. Вести работу над развитием воздушной струи и речевого выдоха можно самыми разными способами: надувать воздушные шарики и мыльные пузырики, дуть в свисток, губную гармошку, дудочку, задувать свечки. Такие игрушки развивают и силу, и длительность воздушной струи. Направление выдоха труднее скорректировать. Тут применяются такие упражнения, как дутье на высунутый язычок, где нужно следить, чтобы воздушная струя шла по середине языка.

Читайте также:
Календарно-тематическое планирование коррекции звукопроизношения у младших школьников с НПОЗ

Выделяют основные направления для воздушной струи:
1) воздушная струя проходит по центру языка прямо. Это направление соответствует произнесению большинства звуков: губно-губных (В, В’, Ф, Ф’, заднеязычных (К, К’. Г, Г’. Х, Х’), переднеязычных (Т, Т’, Д, Д’), свистящих (С, С’, З, З’, Ц).
2) струя проходит по центру языка вверх. Это направление характерно для произнесения шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч) звуков и вибрантов (Р, Р’).
3) струя проходит по боковым краям языка. Это направление характерно для произнесения смычно-проходных (Л, Л’) звуков.

Формирование воздушной струи для разных групп звуков:
• Широкая струя (для произнесения шипящих звуков); узкая струя (для произнесения свистящих звуков)
• Тёплая струя (для произнесения шипящих звуков); холодная струя (для произнесения свистящих звуков)
• Рассеянная или направленная воздушная струя
• Слабая или сильная воздушная струя

В процессе работы по формированию правильной воздушной струи следует придерживаться данных методических рекомендаций:
• Упражнения проводить в проветренном помещении.
• Лучшие результаты достигаются, если упражнения выполнять в свободном положении тела, не сидя, а стоя: осанка прямая, грудная клетка расправлена.
• Вдох делается глубокий и спокойный, через нос. Выдох делается через рот: лёгкий, плавный, длительный.
• Следить за направлением воздушной струи.
• Упражнения не длятся дольше 3 минут.
• Следует правильно дозировать количество и темп упражнений: интенсивно дуть не более 5 раз.
• Следить, чтобы во время упражнений не надувались щёки.
• Выдыхаемый воздух нельзя задерживать.
• Упражнения легче выполняться под счет.
• Для зрительного контроля на начальных этапах допускается использование зеркала.
• Выдыхаемую струю воздуха контролируют с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: при правильном выполнении ватка будет отклоняться.

Работа над развитием воздушной струи начинается еще на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

Предлагаю, разработанные мной методические пособия, которые будут способствовать выработке сильной и плавной воздушной струи. Пособия красочные, привлекают внимание и вызывают у детей интерес к занятию. С такими пособиями можно провести занятие в игровой форме.

1. Чашка горячего чая.

Пособие на выработку длительности и плавности воздушной струи, на выработку направленной воздушной струи.
Инструкция: Нужно остудить горячий чай. Для этого нужно подуть на пар.

2. Бабочка

Пособие на выработку сильной длительной плавной воздушной струи.
Инструкция: Подуй сильно на бабочку, и она сможет улететь с цветочка.

3. Ёжик собирает грибы

Пособие на выработку сильной длительной плавной воздушной струи.
Инструкция: Давай поможем ёжику собрать грибы. Но сначала их нужно найти под листочками. Подуй на листики и помоги ёжику найти все грибы.

Работаем над формированием воздушной струи с самых первых занятий, и коррекция звукопроизношения будет быстрой и своевременной.

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы
  • Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков
  • Разместить материал у нас
  • Видеозапись семинара «Запуск речи у неговорящих детей»
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Рекомендации для педагогов ДОУ “Блиц-игра “Речь педагога особенна”
  • Упражнения, способствующие формированию навыков чтения

Зонды постановочные

Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков

Автор: З ахарова Юлия Александровна

учитель-логопед МАДОУ “Детский сад “141”

Авиастроительного района г.Казани.

Оригинал: скачать.

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики

Параметры правильного ротового выдоха:

– выдоху предшествует сильный вдох через нос – “набираем полную грудь воздуха”;
– выдох происходит плавно, медленно, равномерно, а не толчками;
– во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы;

– не надувать щеки . ;
– во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос.
– выдыхать следует, пока не закончится воздух;

Попросите ребенка подуть сквозь губы, вытянутые трубочкой – Не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко».

• Сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т. п.). Дуть на кусочки ваты, привязанные на нитке.

• Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился.

• Пускание мыльных пузырей.

• Дутье с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки.

Читайте также:
Методическая разработка мероприятия с детьми 'Педагогическая находка'

• Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок». Детям предлагают поочередно дуть на легкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.

• Дуть в воду через соломку, чтобы вода в стакане «забурлила».

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики

Параметры правильного ротового выдоха:

– выдоху предшествует сильный вдох через нос – “набираем полную грудь воздуха”;
– выдох происходит плавно, медленно, равномерно, а не толчками;
– во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы;

– не надувать щеки . ;
– во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос.
– выдыхать следует, пока не закончится воздух;

Попросите ребенка подуть сквозь губы, вытянутые трубочкой – Не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко».

• Сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т. п.). Дуть на кусочки ваты, привязанные на нитке.

• Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился.

• Пускание мыльных пузырей.

• Дутье с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки.

• Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок». Детям предлагают поочередно дуть на легкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.

• Дуть в воду через соломку, чтобы вода в стакане «забурлила».

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Конспект по развитию речи «Зимующие птицы»

Ирина Пензина
Конспект по развитию речи «Зимующие птицы»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Зимующие птицы»

Цель. Развитие связной речи.

1. Закреплять представления детей о зимующих птицах (характерные внешние признаки, особенности жизни в зимних условиях); обобщающее понятие “Зимующие птицы“.

2. Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.

3. Учить самостоятельно составлять короткие рассказы о зимующих птицах с опорой на схему

. 4. Закреплять умение делить слова на слоги.

5. Активизировать и расширять словарь по теме “Зимующие птицы“.

6. Развивать внимание, мышление память.

7. Воспитывать любовь и заботу к птицам.

Материал. Предметные картинки с изображением зимующих птиц (воробей, синица, ворона, сорока, голубь, дятел, сова, клест, свиристель, сорока); схема описательного рассказа, карточки с изображением птиц и их корма, диск с записью голосов птиц.

Наблюдение за птицами во время прогулок.

Чтение рассказов и стихотворений о птицах.

Рассматривание иллюстраций с изображением различных птиц.

Изготовление кормушек, подкормка птиц на участке.

Ход занятия

1. Оргмомент. Психогимнастика.

– Ребята, какое сейчас время года? – Зима.

-Какая погода зимой на улице? – Снежная морозная, ветреная холодная.

Давайте покажем, как мы с вами замерзли на улице, съёжились. А теперь давайте друг на друга подуем теплым воздухом отогреемся и

расслабимся. Ведь мы мороза не боимся.

2. Воспитатель загадывает загадки (ответы детей сопровождает показом картинок с изображением птиц):

Любит прыгать и летать,

Хлеб и зернышки клевать.

Вместо “Здравствуйте” привык

Говорить всем “Чик-чирик”. (Воробей.)

И полоска шарфика

У желтогрудой птички

По имени. (синичка).

Эта птица всем знакома –

Важно ходит возле дома,

Кар-Кар -Кар вдруг закричит

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона,

А зовут её. (ворона).

Кто приносит на хвосте

Много разных новостей?

Всем расскажет все до срока

Белобокая. (сорока).

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица – почтальон,

Пролетит любой маршрут. (Голубь.)

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой. (Дятел.)

Всю ночь летает,

А станет светло,

Спать летит в дупло. (Сова.)

Со спины черным-черна,

Брюхо белое да плечи.

Тарахтенье вместо речи,

Хоть кого увидит – вмиг

Клюют рябины грозди

Так нарядны и ярки

На головках хохолки.

Что за птица, мороза не боится

Хоть снега лежат везде

У нее птенцы в гнезде.

Воспитатель. Назовите этих птиц одним словом.

Дети. Зимующие птицы.

Воспитатель. Почему мы их так называем? (Ответы детей.)

Дети. Эти птицы остаются с нами зимовать и не улетают в теплые края.

Воспитатель. Когда мы видим разных птиц на улице, как узнаём каждую из них, по каким таким признакам? Например, что это – синица, или, что это – сорока.

Читайте также:
Положительный эмоциональный фон как основа успеха в реабилитации речевой деятельности

Дети. По их внешнему виду.

3. Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о любой понравившейся птице с опорой на схему.

Д. и. «Расскажи о птице

1. Название птицы.

2 .Какая по цвету и размеру.

4. Отличительные признаки.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружатся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки – на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

5. Подбор слов – действий. Игра «Скажи кто, как кричит».

Давайте присядем на ковер и отдохнем. Слушаем голоса птиц.

Выставляется символ слов – действий. Включается фонограмма с голосами птиц.

– Скажите, как птица свой голос подает, что делает?

Дети:- Это синички. Они тинькают.

– Это совы. Они ухают. Это голубь. Он урчит.

– Это вороны. Они каркают. Это клест. Он клекает.

– Это сорока. Она стрекочет.

Что еще птицы делают? –Дети: прыгают, летают, скачут, вьют, клюют, спят.

6. Дети делятся на компании. (по частям тела птиц)

Д. и. «Засели птиц в домик»

Воспитатель. Вам нужно заселить птиц в свой домик по количеству окошек. (по слогам). У каждой компании есть набор карточек с изображением зимующих птиц которые нужно правильно заселить в свой домик.

Воспитатель. Зима – очень трудное время года для птиц особенно если она морозная и снежная, как мы уже с вами говорили. Птицы прилетают к нашим жилищам за помощью.

Как мы можем помочь птицам зимой?

Дети. Можем сделать кормушки, подкармливать птиц.

Воспитатель. Правильно птиц обязательно нужно подкармливать зимой, устраивать для них кормушки на балконе, в саду, в парке, в лесу, у нас на участке в детском саду, везде можно устроить для птиц столовую.

А чем можно покормить птиц?

7. Давайте пройдем на свои места и поиграем с вами в игру Покорми птиц» (дети должны выполнить задание на листочках провести линию от птиц к их любимому корму.)

8. Итог. Оценка деятельности детей.

– О каких птицах говорили? зимующих)

– Каких зимующих птиц вы запомнили, назовите.

Сегодня мы с вами пойдем на прогулку, возьмем с собой кормушки, корм, развесим их на деревьях и понаблюдаем, как птицы будут клевать корм. И скажут вам огромное спасибо по птичьи.

Конспект итогового логопедического занятия по развитию речи «Зимующие птицы» Конспект итогового логопедического занятия по развитию речи по теме “Зимующие птицы” Задачи: • воспитывать любовь и чувство сострадания.

Конспект НОД по развитию речи на основе ознакомления с окружающим «Зима. Зимующие птицы» (младшая группа) Конспект НОД в младшей группе на тему: «Зима. Зимующие птицы». Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное.

Конспект в старшей группе по познавательному развитию «Зимующие птицы» Программные задачи: Обучающие: • Формировать умение различать и называть зимующих птиц; • образовывать сложные прилагательные • Расширять.

Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы» (средняя группа) «Зимующие птицы» Учить детей доброте и ответственности – пожалуй, главная задача взрослых. И эта работа, сложная и кропотливая, должна.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы» Занятие по развитию речи в средней группе : «Зимующие птицы» Задачи: -Расширять представления о зимующих птицах. – Дать представление о.

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей логопедической группе «Зимующие птицы» Программное содержание: 1. Закрепить и уточнить представления детей о зимующих птицах. Подвести к раскрытию связи между внешним видом птиц.

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Зимующие птицы» ТЕМА: «Зимующие птицы». ЦЕЛИ:Коррекционные: – уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении; – формировать понятие «зимующие.

НОД по развитию речи и художественной литературе «Зимующие птицы» (старшая группа) 5 лет Воспитательное: Воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам. Развивающее: Развить внимание, логическое мышление, связную.

Конспект НОД по развитию речи «Зимующие птицы» Муниципальное Дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад «Ручеёк» Воспитатель Кряжева Елена Алексеевна.

«Зимующие птицы». Конспект ООД по развитию речи в старшей группе Конспект ООД в старшей группе. Образовательная область познавательное развитие. Зимующие птицы воспитатель I кат. Кириллова Н. Ю. Образовательная.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: