Встреча логопеда с родителями в семейном логопедическом клубе для детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Встреча логопеда с родителями в семейном логопедическом клубе для детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Чтобы сделать родителей детей с речевыми проблемами своими союзниками в коррекционном взаимодействии, необходимо привлечь их внимание и предложить некоторые интересные способы решения этих проблем. Большую помощь в этом оказывает семейный клуб. Данная статья поможет многим логопедам расположить внимание родителей с первой встречи.

Встреча в родительском клубе №1 для детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Цель: Заинтересовать родителей детей с задержкой речевого развития в коррекционном взаимодействии с логопедом.

  • Ознакомить родителей с речевым развитием ребенка раннего возраста в норме.
  • Привлечь внимание родителей к речевым проблемам своего ребенка.
  • Обратить внимание на причины речевых нарушений в раннем возрасте.
  • Познакомить родителей с игровыми приемами для развития психических процессов и речи.
  • Познакомить родителей с некоторыми печатными изданиями, которые могут быть использованы родителями в самостоятельной коррекционной деятельности.
  • Формировать у родителей положительный эмоциональный настрой по отношению к своему ребенку и специалистам, окружающим этого ребенка.
  • Поддерживать у родителей веру в успех своего ребенка.

Ход встречи

I.​ Логопед приветствует родителей в клубе.

  1. Сообщает родителям о результатах анкетирования, которое было предложено им накануне встречи.
  2. Предлагает послушать о речевом развитии детей раннего возраста и сравнить психическое и речевое развитие своего ребенка с нормой. (Логопед раздает родителям памятки о речевом развитии в норме).
  3. Сообщает о возможных причинах нарушения речевого развития.
  4. Подводит к мысли о том, что мозг ребенка раннего возраста пластичен, и что можно опосредовано, через периферический отдел (анализатор) воздействовать на области головного мозга.
  5. О влиянии родителей на психическое и речевое развитие своего ребенка.
  6. О возможностях родителей в домашних условиях развивать артикуляционную моторику, дыхание, словарь ребенка с задержкой речевого развития.

II.​ Совместная деятельность родителей и детей.

1.​ Игра с музыкальным сопровождением «Это я» (сборник «Логопедические распевки»)

Можно предложить игру с речевым сопровождением

С добрым утром, глазки! (малыши широко открывают глазки и улыбаются)
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки! (ладошками поглаживают ушки)
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки! (поглаживают то одну, то другую ручку с обеих сторон, пощипывают кончики пальчиков, затем хлопают в ладошки)
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки! (поглаживают коленки, спускаясь к щиколоткам, затем топают ножками)
Вы проснулись?
С добрым утром, солнце! (поднимают руки вверх, смотрят на «солнце», покачивают кистями рук)
Я проснулся (-ась)!

2.​ Самомассаж с массажным мячом «Помни мячику бочок» (родители выполняют вместе с детьми).

Девочки и мальчики,
Все возьмите мячики, (берут мячи диаметром 6-8 см)
Положите мячик-крошку
Все на ровную ладошку. (открывают правую ладошку и кладут в нее мячик)
Вот какой послушный мячик!
Не шалит он и не скачет! (держат мяч на ладони перед собой, поочередно гладят его каждым пальчиком левой руки)
Лег наш мячик и молчок,
Помните мячику бочок!
Мячик мнут все пальчики: (старательно мнут мячику бочок всеми пальцами, поворачивая из стороны в сторону)
И большой, и указательный,
Помогает безымянный,
Даже маленький мизинчик
Мячик мять не устает!
Мячик снова на ладошке,
Покатай его немножко! (прокатывают мяч между ладонями продольными и круговыми движениями)
Спрячьте мячик в кулачок, (прекращают движения, прячут мяч в ладошках обеих рук, плотно сжав горсти)
И нажмите на бочок.

3.​ Пальчиковая игра для развития речевого дыхания, формирования произношения свистящих звуков.

Ночью тихо: «Ц-ц-ц».
Только ветер : «С-с-с». (плавно кистью рукой в воздухе показать ветерок)
Спит белочка, (согнуть мизинец)
Спит зайчик,
Спит ежик,
Спит кабанчик.
Одна сова не спит, (большой палец выпрямить, пошевелить им, остальные пальцы прижаты к ладони)
А все вокруг глядит. (большой палец выпрямить, остальные сжать в кулак; вращать кулачок в разные стороны).

4.​ Игра для развития дыхания, голоса и слухового внимания «Поющий мячик».

Дети и родители сидят друг против друга. Рядом с каждым из них можно посадить игрушку, как будто они играют за эту игрушку. Родители прокатывают мяч к ребенку и поют гласный звук. Звук необходимо тянуть, пока мячик не докатится до малыша. Малыш должен прокатить мяч назад, сопровождая его движение тем же звуком.

5.​ Игра «Путешествие» для активизации и развития словаря.

Логопед предлагает родителям и детям построить пароход из строительных кубиков. Каждая семья строит из кубиков определенного цвета.

После того, как пароход построен, все занимают на нем места. Логопед предлагает взять с собой предметы и игрушки, которые понадобятся в путешествии.

Логопед предлагает достать эти предметы из волшебного мешочка. Родители должны задать вопрос своему малышу: «Что ты возьмешь? Или: Что возьмем?» Малыш должен ответить: «Возьмем Катю», «Возьмем ложку» и т.п.

«Плывут» на пароходе. Вдруг логопед сообщает: «Вижу игрушки, им нужна помощь!» Из листа бумаги родители делают подзорную трубу, каждый своему ребенку. Ребенок смотрит в трубу, мама спрашивает: «Кого видишь?» Малыш должен ответить: «Вижу мишку», «Вижу куклу» и.т.п.

III.​ В заключение логопед предлагает родителям сделать массаж своим малышам. Логопед читает сказку «Баня» из книжки «Массажики — сказки и веселые раскраски» М. Серебряковой, родители выполняют массажные движения своим детям.

Логопед подводит итог встречи: «Как было весело и приятно и детям, и родителям. Все с большой пользой провели время, узнали много полезного. Предлагаю дома продолжить занятия в форме игры, приглашаю на следующую встречу в клубе для родителей и детей.»

Читайте также:
Конспект НОД с детьми с ОВЗ подготовительной к школе группы

Диваева Ирина Владимировна,
учитель-логопед,
ГБДОУ № 112,
г. Санкт-Петербург

Список использованной литературы:

  • Воробьева Е.М. Шевцова Е.Е. Секачев В.Ю. «Развитие речи ребенка от одного года до семи лет», ТЦ Сфера, Логопедия
  • Янушко Е.Я. «Развитие речи у детей раннего возраста», изд. «Мозаика-синтез», 2010
  • Гриншпун Б.М. «О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов» Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. Вузов под ред. Л.С. Волковой, М.. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  • Гриншпун Г.Б., Шаховская С.Н. Характеристика этапа формирования коммуникативных умений и навыков и связной речи при моторной алалии.
  • Трауготт Н.Н. «К вопросу об организации и методике работы с моторными алаликами»
  • «Стимуляция речевой деятельности и адаптация неговорящего ребенка в условиях микро и макросоциума» Reznichenko T., Davidovich L., Benilova S. Speech Stimulation and Adaptation of a Non-Speaking Child in Micro- and Macro-Socium // XXV IALP World Congress / 5 – 9 августа 2001, Монреаль, Канада / Электронная версия / jalp 16a. (© O’Zone Soft-ware)
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда», Екатеринбург изд-во АРД ЛТД, 1998.
  • Серебрякова М. «Массажики-сказки и веселые раскраски»,Генезис, М., 2012
  • Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика/ методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи», изд. КАРО, Санкт-Петербург, 2005
  • Литвинова М.Ф. «Играют непоседы»/игры и упражнения для детей от 1.5 до 3 лет Изд. Сфера, 2012 г.
  • Савельева Е.А. «Веселые лошадки»/стихотворные игры для детей 2-3 лет Изд. ТЦ Сфера
  • Савельева Е.А. «Солнышко на ладошке» Изд. ТЦ Сфера

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей раннего возраста
консультация по логопедии (младшая группа) на тему

Помощь родителям в работе с детьми имеющими нарушение речи

Скачать:

Вложение Размер
vzaimodeystvie_uchitelya-logopeda_s_roditelyami_detey_rannego_vozrasta.docx 25.6 КБ
vzaimodeystvie_uchitelya_-_logopeda_s_roditelyami_detey.pptx 2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Взаимодействие учителя-логопеда

с родителями детей раннего возраста».

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. Однако если эти закономерности нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и , как следствие, в старшем дошкольном возрасте ведёт к речевой патологии, исправить которую может только логопед, опираясь на помощь и поддержку родителей.

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.

Выдающиеся педагоги были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном возрасте являются родители. Для правильного воспитания детей они предоставляли родителям педагогическую литературу и дидактические пособия.

Я.А. Коменский создал первую в мире энциклопедию для матерей, К.Д Ушинский считал, что родители должны читать педагогическую литературу и получать знания в общении с педагогами. В.А Сухомлинский говорил о непрерывности и единстве семейного и общественного воспитания, основанного на сотрудничестве между родителями и педагогами.

Педагоги, работающие по проблемам воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями (Хватцев М.С., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Миронова С.А., Каше Г.А. и др.) говорят о том, что участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для речевого развития ребенка, но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах.

Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. Его не нужно рассматривать как подготовку к детскому саду. Это настоящий, яркий, неповторимый отрезок жизни человека.

Особенным во всех отношениях оказывается третий год жизни человека. У малыша идет интенсивное физическое и психическое развитие, интерес к окружающему в раннем возрасте является непроизвольным. Заставить ребенка смотреть или слушать невозможно, его можно только заинтересовать. Поэтому в развитии детей в раннем возрасте ведущая роль принадлежит взрослому (родителям и воспитателям детского сада).

Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большей частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния родителей на речь ребенка очень велика . Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Но как мы знаем, для этого необходима не только работа логопеда, но и родителей, а родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома.

Отсюда возникает проблема: как и по каким направлениям можно организовать эту работу так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса.

Были поставлены следующие задачи :

  • Установить партнёрские отношения с родителями маленьких деток, создать атмосферу общности интересов.
  • Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
  • Повысить грамотность родителей в области, развивающей и коррекционной педагогики.
  • Разработать и внедрить в практику работы разнообразных форм и методов взаимодействия детского сада с семьей в вопросах коррекционного сопровождения.
  • Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми и воспитателями.

Основными направлениями работы были выбраны:

  • изучение семьи и установление контактов с ее членами;
  • повышение педагогической культуры родителей;
  • совершенствование мастерства по вопросам взаимодействия с семьёй;
  • создание условий для совместной деятельности детей и взрослых .

Сотрудничество с родителями осуществляется в следующих формах:

  • совместные занятия;
  • буклеты;
  • родительские собрания;
  • родительские пятиминутки;
  • консультации, семинары, тренинги.

По результатам работы к наиболее перспективным формам относятся именно те, в которых используются новые технологии. Поэтому более подробно рассмотрим именно их.

  1. Одной из эффективных форм взаимодействия является совместная деятельность учителя-логопеда с родителями.

Цель совместной работы учителя-логопеда с семьями воспитанников – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми младшего возраста, сделав воспитание ребёнка в семье и детском саду более последовательным и эффективным.

Первым делом, стоит отметить традиционную форму «Родительское собрание» или «Групповая консультация». Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь логопеду. К преимуществам относится групповой характер взаимодействия, часто в группе родителям проще сформулировать свои вопросы, кроме того, неактивные родители смогут услышать полезную информацию и ответы на вопросы, заданные другими участниками собрания. На групповых консультациях сами родители делятся опытом друг с другом. Кроме того, на консультациях проводится демонстрация тематических презентаций, где аспектно и доступно освещаются важные вопросы. Тем для таких презентаций множество, как пример можно привести следующие:

– «Нормы речевого развития детей младшего возраста»;

– «Игровые приемы работы дома»;

– “Развитие мелкой моторики”;

– “Речевые игры дома”.

Популярной работой является Мастер – Класс , где можно не только увидеть, но и самому потрогать весь материал с которым работает логопед, а также получить ответы на возникшие вопросы .

Для обучения родителей совместным формам деятельности с детьми, носящих коррекционную направленность, в рамках родительской гостиной были организованы встречи. Очень интересно прошли такие мероприятия, как «Сам себе логопед», «Играем пальчиками, развиваем речь» (на котором были показаны разнообразные виды работ для коррекции мелкой моторики, а также различный материал, который применяется на занятии с детьми). Проводятся выставки пособий на развитие фонематического слуха, где показаны родителям интересные игры из подручного материала изготовленные в домашних условиях. Данные формы взаимодействия способствуют повышению заинтересованности родителей и обеспечивают более высокий уровень педагогической культуры родителей в области развития речи детей. Тщательная подготовка к каждой встрече, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это способствует заинтересованности родителей к посещению гостиной.

  • индивидуальные беседы;
  • библиотека для родителей;
  • индивидуальные практикумы;
  • анкетирование.

Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.

Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы , важнейший признак которой двусторонняя активность. Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на беседу или консультацию приходят отец и мать. Для темы беседы не следует брать большой объём материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией, и если использовать её ,то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям далёким от педагогической науки и создадут барьер в общении.

Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи может сыграть анкетирование родителей . Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их интересуют.

3. Наглядная работа:

  • Речевые уголки;
  • Экран звукопроизношения;
  • Папка передвижка;
  • Выставки пособий;
  • Видеотека.

Cледует отметить эффективность использования такой формы работы как:

  • «Уголок логопеда». Он есть в каждой младшей группе. В нем отражаются вопросы профилактики речевых нарушений детей, а также связь логопеда с родителями.
  • «Библиотека для родителей», помогающая повысить уровень знаний по вопросам детской педагогики, психологии и логопедии.
  • Библиотека игр и упражнений , которая является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В библиотеке представлены виды игр на развития внимания, речи ребенка, артикуляции мелкой моторики рук.

Таким образом, для того, чтобы решить проблемы речевого развития ребёнка, необходимо наладить доверительные отношения родителей со специалистом и активно взаимодействовать с ним. Вот тогда родители смогут почувствовать себя увереннее, что несомненно, скажется на развитии ребёнка и обеспечит дальнейшее полноценное и гармоничное развитие его личности в целом.

Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004 г.

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – СПб.: Детство-Пресс, 2010 г.

Поваляева М.А. Справочник логопеда.: «Феникс», Ростов-на-До ну, 2002 г.

Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями в осуществлении логопедической помощи дошкольникам

Елена Чистоклетова
Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями в осуществлении логопедической помощи дошкольникам

Опираясь на опыт работы в логопедической группе, наблюдаю недостаточную осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценку ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них. Ложные установки в отношении речи детей говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Чтобы реализовать принцип партнерства и учета интересов семьи мы используем не только традиционные формы работы. Набрав новых детей, на первом организационном родительском собрании «Давайте познакомимся», возникла идея создания наиболее интересной и продуктивной формы сотрудничества – родительского клуба. Мы предположили, что создание клуба для родителей, объединенных одной проблемой (квалифицированная логопедическая помощь детям) – это возможность в дружеской атмосфере оказания теоретической и практической поддержки родителям в развитии речи детей, коррекции и профилактике речевых нарушений. Поскольку в нашей группе приоритетным направлением является речевое развитие, это и обусловило название клуба «Мы учимся говорить».

Основная цель работы клуба: формирование активной сознательной позиции родителей к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Задачи работы клуба:

• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

• Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.

• Обучить родителей конкретным приемам логопедической работы.

• Привлечь специалистов к работе клуба с целью формирования у родителей представлений и практических умений в разных областях развития ребенка.

• Обсуждение и распространение личного опыта по коррекции речи среди членов клуба.

Наши мероприятия с родителями в рамках родительского клубамы разделили по двум направлениям совместной работы:

3. Обучение практическим умениям и просвещение[2].

Работу в этом направлении реализуем через совместные мероприятия педагогов, специалистов и родителей: конференции, мастер классы, практикумы, «педагогические гостиные», обсуждение и распространение семейного опыта, тренинги и т. д.

4. Вовлечение в образовательный процесс[1]. Работа осуществляется через совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, участие в НОД, семейные праздники, викторины, спортивные соревнования, экскурсии, выпуск газет, создание коллажей, выставки совместного творчества и т. д.

Участники клуба руководствуются принципами добровольности, компетентности, соблюдения педагогической этики, взаимоуважения. Планирование работы клуба и тематику коллективных встреч выстраиваем на основе анализа запросов родителей, полученных через анкетирование и «телефон доверия», данных мониторинга, опираясь на опыт работы. Организация работы клуба осуществляется под руководством учителя-логопеда в тесном сотрудничестве с воспитателями группы и другими специалистами ДОУ. Коллективное заседание членов клуба проводится 1 раз в месяц.На первом заседании рассматривали вопросы на тему: «Роль семьи в преодолении дефектов речи». Форма проведения – тренинг. На встрече актуализировали необходимость тесного сотрудничества родителей и логопеда, воспитателей группы. Родители получили знания об артикуляционной гимнастике. А непосредственно в тренинге знакомились с комплексами,упражнялись в правильности выполнения гимнастики для языка в парах: дети и родители. Внимание родителей было обращено на то, что развитие артикуляции у детей напрямую связано с формированием движения пальцев. Поэтому был проведен тренинг «Пальчиковая гимнастика» с детьми и родителями. По традиции в завершении тренинга родители получили памятки «Язычок – путешественник» и буклеты «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!»

Решая задачи первого направления, состоялось коллективное заседание членов клуба по теме: «Учите, играя». Оно было организовано в форме мастер класса и практикума. Большой интерес у родителей вызвал мастер класс воспитателя по развитию логического мышления у дошкольников. Мышление и речь тесно связаны между собой, ведь результатом мышления является мысль, выраженая в словах. Познакомились с различными играми по развитию мыслительных процессов, особенно привлекли внимание родителей логические блоки Дьенеша и многообразие развивающих упражнений с ними. В практикуме, проведенном учителем – логопедом, родители расширили свои представления об игре, как средстве обучения грамоте. Весь материал представлен в игровой, занимательной форме.

Заинтересовало родителей коллективное заседание, проведенное в формепедагогического капустника на тему: «Семейный вечер красивой речи». В капустнике подвели итоги работы за прошедший учебный год родители, педагоги. дети. Родителям был предложен опрос с мячом о результатах пребывания детей в нашей логопедической группе, об отношении к работе клуба. Отмечали улучшение качества речи у детей, положительную динамику в развитии мелкой моторики, мыслительных процессов, усидчивости детей. Прозвучали высказывания о повышении педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития, о получении помощи в обучении конкретным приемам логопедической работы с детьми. Получили дипломы самые инициативные семьи. Дети продемонстрировали свои достижения в музыкально-речевой фантазии «Тень, тень, потетень». В театрализации мы услышали в чистоговорках поставленные звуки у детей, увидели артистично переданные образы. В постановке родители были вовлечены в совместную музыкально – ритмическую игру. После аплодисментов артистам учитель – логопед вручила каждому ребенку диплом, выделив успехи в речи каждого индивидуально. Во второй части вечера был предложен мастер класс специалистом по изодеятельности. Родители и дети осваивали нетрадиционную технику рисования, развивая мелкую моторику, соответственно и речь.

Определенная работа проводится по реализации задач второго направления – вовлечение в образовательный процесс. Так в рамках клуба родители с большой активностью приняли участие в конкурсе «Дары осени». Благодаря совместному творчеству родителей и детей были созданы условия для интересного и полезного времяпровождения, развития мелкой моторики у детей, коммуникативных навыков. Все участники конкурса получили дипломы в разных номинациях, а номинации определили сами родители и сотрудники ДОУ путем голосования. Вручение дипломов, впечатления детей стали хорошей мотивацией для дальнейшего активного сотрудничества с ДОУ.

Начали практиковать такую форму, как приглашение родителей для проведения ими непосредственно – образовательной деятельности. Так, работая по лексической теме «продукты питания», предложили принять участие в НОД маме воспитанника. Она провела беседу о полезных и вредных продуктах, загадывала загадки по теме. А затем дети совместно с ней занялись приготовлением печенья. В процессе замешивания теста дети обогатили словарь, называя качества и свойства используемых продуктов, развивали мелкую моторику, работая со скалками и формочками.

Проводя работу в рамках клуба, замечаем, что родители стали активнее проявлять интерес к жизни группы, успехам детей. Примерами могут служить организация экскурсий в пожарную часть по инициативе с помощью одной из семей, в парикмахерскую по приглашению бабушки Ильи, изготовление семьями в ходе проектной деятельности «Защитник Отечества» фотоколлажей, которые вызвали активные обсуждения среди детей, развивая познавательный интерес.

Несмотря на непродолжительное существование клуба, активные родители уже делятся личным опытом в автоматизации звуков.Этому способствовали: коллективное заседание клуба «Развиваем, играя», тематическая выставка литературы «Домашний логопед», акция «Литература на прокат», распространение буклетов «Игротека в кругу семьи», индивидуальные беседы логопеда и воспитателей. Распространить семейный опыт решили оформлением газеты «Дома играем, звуки закрепляем» под рубрикой «Семейный опыт».

Из вышесказанного можно сделать вывод, что объединение усилий родителей и специалистов ДОУ – это главное в коррекционно-воспитательной работе с детьми с речевыми нарушениями. Подтверждением эффективности взаимодействия с родителями в форме родительского клуба являются доверительные отношения между членами клуба, увеличение количества родителей – активных участников и помощников образовательного процесса, повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, освоение конкретных приемов логопедической работы с детьми, распространение семейного опыта среди членов клуба, конечно. положительная динамика в устранении дефектов речи детей.

«Модель семейного клуба-как эффективная форма социального партнёрства в инклюзивном образовании ДОУ» Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен,.

Семейный клуб в ДОУ, как форма взаимодействия с родителями Семейный клуб в ДОУ как форма взаимодействия с родителями» (Из опыта работы МКДОУ №4 с. Эльхотово Кировского района) Подготовила Арчегова.

Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Выступление на тему: «Метод проектов как эффективная форма работы по экологическому воспитанию” В современных условиях, когда происходит.

Детско-родительский клуб как эффективная форма организации взаимодействия ДОУ и семьи С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменилась роль и место родителей в.

Квест-эффективная форма взаимодействия с родителями Квест –эффективная форма взаимодействия с родителями. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей остается актуальной. И семья,.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Родительский клуб «Калейдоскоп» как форма взаимодействия с родителями ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ «КАЛЕЙДОСКОП» 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение о родительском клубе (далее – Положение) регулирует.

Родительский университет в ДОО, как активная форма взаимодействия с родителями «Родительский университет как активная форма взаимодействия с родителями» Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды.

Семейный клуб как эффективная форма работы с родителями в детском саду Многие родители испытывают затруднения в воспитании ребенка, не знают возрастных особенностей, недостаточно уделяют время ребенку. Поэтому.

Совместные спортивные досуги и праздники в ДОУ как эффективная форма пропаганды здоровой и крепкой семьи Совместные спортивные досуги и праздники в ДОУ, как эффективная форма пропаганды здоровой и крепкой семьи Лозунг «Здоровая семья – здоровый.

Логопедическое сопровождение семьи ребенка с задержкой речевого развития в условиях дошкольного образования.

Содержимое публикации

Логопедическое сопровождение семьи ребенка с задержкой речевого развития в условиях дошкольного образования.

Воспитание и обучение детей с особыми образовательными возможностями и потребностями предполагает создание комфортной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с нормально развивающимися детьми возможности для получения всестороннего образования.

Логопедическая помощь – это один из вариантов инклюзии ребенка с ОВЗ в образовательное пространство дошкольной организации.

Темпы, динамика и качество речевого развития дошкольника зависит от многих факторов и индивидуальны для каждого ребенка.

Чем раньше отставание в речевом развитии ребенка будет выявлено, тем успешнее пройдёт его устранение и тем оптимистичнее прогноз на будущее развитие, становление личности малыша, его социализацию.

Система взаимодействия с родителями воспитанника с ОВЗ включает:

– оценку слуха и выявление проблем с ним врачом – сурдологом,

– диагностику для выявления уровня психомоторного развития,

– анкетирование родителей по вопросам раннего развития ребенка,

– диагностику уровня сформированности моторной функции артикуляторного аппарата,

– диагностику уровня понимания и воспроизведения речи;

Задачами взаимодействия являются составление индивидуального образовательного маршрута коррекции, обеспечение беспрерывного сопровождения семьи воспитанника с ОВЗ по вопросам воспитания, обучения, развития и коррекции, обогащение предметно – развивающей среды, создание условий для включения ребенка с задержкой речевого развития в коммуникативное взаимодействие со сверстниками.

Важнейшим моментом в коррекционно – развивающей работе является грамотная организация и осуществление сотрудничества учителя – логопеда с родителями воспитанников. Поскольку малыш большую часть времени проводит с семьей, то регулярные занятия родителей с малышом значительно ускорят темпы преодоления задержки речевого развития. Занятия должны носить систематических характер и осуществляться под контролем специалиста, который по необходимости вносит своевременную корректировку маршрута.

На занятиях в ДОУ и в домашних играх – упражнениях по развитию речи дошкольников активно используются следующие приемы, методики, игры.

Игры для сенсомоторного развития дошкольников.

Необходимо использовать конструктор, лего, пазлы, вкладыши, мозаику, шнуровки, кубики, мякиши, мячики различного размера, цвета, текстуры, су-джок шарик, пирамидки, геометрические плоские и объёмные фигуры, палочки Кюизенера, кольцеброс, пуговицы, бусины, бисер, пластилина, тесто, краски, карандаши, мелки, гравюры, бумагу и картон, ножницы, спички, счетные палочки, пальчиковый театр, театр теней, аппликаторы, массажеры для массажа и самомассажа и т.д.

Рекомендуется использовать логопедические игры на развитие ориентации в пространстве, чувства ритма и рифмы, ловкости движений, психических процессов и речи как наивысшей психической функции.

Эффективны игры на развитие фонетических процессов: «Что звучало?», «Узнай голос», «Какой инструмент?», «Услышь шепот», «Узнай интонацию», «Повтори ритм» и др.

Игры на формирование и развитие словаря, грамматики, связной речи.

Игры и упражнения на развитие физиологического и правильного речевого дыхания: от функционального диафрагмального до фонационного в связной речи.

На самом деле, развитие каждого ребёнка индивидуально. Главное, позитивный настрой на успех, создание условий для эффективного развития ребенка, для его включения в полноценное взаимодействие со всеми участниками коррекционного процесса на равных. Необходимо обеспечить единство требований со стороны родителей и ДОО, создание благоприятной речевой среды, стимулирование речевого развития ребенка, правильный речевой материал, опора на сохранные функции и потенциал ребенка.

Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие / Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. – М.: МГППУ, 2013.

Семаго Н.Я. Технологии определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Серия: Инклюзивное образование, вып. 2. –М.: «Школьная книга», 2010.

Раннее логопедическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ

Актуальность выбранной темы
«Речь- это не прирожденный дар. Все начинается с детства…»
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

Возраст с рождения и до трех лет, который принято называть ранним, является одним из важнейших этапов в развитии ребенка: этот период является сензетивным для развития многих функций. Наиболее активно развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

Известный петербургский ученый доктор медицинских наук, Е.П.Харченко утверждал: «Несформировавшаяся в соответствующий момент раннего развития ребенка функция мозга (и в частности речь) часто не развивается нормально либо вообще не развивается в более поздние сроки, поскольку мозг оказывается уже на другом этапе развития, и невозможно воспроизведение предшествующих стадий структурно-функциональных отношений, соответствующих развитию и становлению этой функции… и в лечении, и в логопедической коррекции любого отставания развития ребенка важно не опоздать».

Многие причины задержки развития речи и ее дефекты у детей кроются в условиях их жизни в первые три года, а также в период внутриутробного развития и во время родов. Психологи и лингвисты давно доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем. Ребенку предстоит за несколько лет овладеть всеми нормами родного языка.

В теоретическом аспекте изучения проблемы развития речи детей период до трёх лет признан исключительным.

Проблема оказания консультативно-диагностической и коррекционно-развивающей помощи детям раннего возраста является очень сложной. В современной педагогике ей уделяется все больше и больше внимания, поэтому раннее выявление недостатков развития речи ребенка и оказание своевременной коррекционно-развивающей помощи в условиях дошкольного образовательного учреждения становится все более актуальной, так как ранний возраст (с рождения до 3-х лет).

Основной целью оказания ранней помощи в ДОУ является предупреждение и максимальное снижение выраженности нарушений в психофизическом, и в частности в речевом развитии детей раннего возраста.

Исходя из этого были поставлены следующие задачи:
– Создание условий для своевременного выявления детей раннего возраста с задержкой речевого развития и оказание необходимой логопедической помощи;

– охрана жизни и укрепление здоровья детей;
– взаимодействие со специалистами ДОУ для обеспечения полноценного развития ребенка.
– оказание комплексной коррекционно-развивающей и консультационно-просветительской работы с родителями детей.

Свою работу по логопедической помощи детям раннего возраста осуществляю по трем направлениям: диагностическое, консультационно – просветительское, коррекционная – развивающая работа.

Диагностическое направление
Диагностическое обследование детей раннего возраста начинаю со сбора информации о ребенке, поступающем в ДОУ, его анамнеза (раннее речевое и моторное развитие), заболеваний с года до трех лет. Провожу динамическое наблюдение и контроль за состоянием речи детей с целью раннего выявления отклонений в речевом развитии, которое осуществляется в тесном контакте со специалистами ДОУ (воспитателем и психологом). При проведении диагностики речевого развития ребенка использую тесты Косиновой, схему логопедического обследования Ю. А. Разенковой и частично методику Е. А. Стребелевой.

В процессе диагностики выясняю степень сформированности: понимания речи, слухового внимание, фонематического слуха, активной речи, мелкой моторики.

По результатам обследования выявляются дети «группы риска», намечается пути коррекционной помощи детям, а также, разрабатывается индивидуальная программа с привлечением родителей и воспитателей.

2. Консультационно – просветительское направление заключается во взаимодействии с воспитателями и родителями.

Как показывает опыт консультативно-диагностической помощи родителям, имеющим детей раннего возраста, они отличаются очень низким уровнем компетентности в вопросах педагогики, не имеют представления о нормативах развития детей, не видят соответственно отклонений и как следствие несвоевременно обращаются за специализированной помощью или не обращаются вообще.

Оказание консультативной помощи и просветительская работа с родителями позволяет значительно повысить уровень их компетентности в вопросах, касающихся воспитания и обучения детей раннего возраста и включение их в процесс коррекционной работы.

Взаимодействие с родителями осуществляю через групповые и индивидуальные консультации по запросу и результатам диагностики, выступления на родительских собраниях, оформление информационных листов в каждой группе и буклетов, индивидуальное консультирование по вопросам нормального психомоторного и речевого развития детей раннего возраста, выявление факторов риска речевой патологии.

Для воспитателей провожу семинары-практикумы, разрабатываю рекомендации по результатам обследования детей, консультации. С целью мониторинга коррекционной работы, посещаю занятия по развитию речи.

3.Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста.
Коррекционная работа с детьми проводится воспитателями и родителями по результатам диагностики после рекомендаций логопеда. Работа ведется по следующим направлениям:
– развитие слухового и зрительного восприятия;
– проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики;
– развитие речевого дыхания;
– формирование сенсорных понятий (размер, цвет, форма предметов).
– развитие начального детского лексикона на основе обогащения пассивного словаря ребенка и включения новых понятий и слов в экспрессивную речь;
– развитие фонематических процессов с помощью дифференциации неречевых звуков, использования на занятиях фонетических упражнений с наглядной опорой.
-использование здоровьесберегающих технологий: физминутки и динамические паузы.

Воспитатели по рекомендации логопеда включают данную работу в перспективное планирование и дополняют сказкотерапией, рисованием пальчиком и тестопластикой.

По результатам проведенной коррекционной работы в конце учебного года проводится мониторинг.

Данные мониторинга показали, что проводимая коррекционно-развивающая работа является эффективной. Показатели сформированности речевых процессов увеличились и составили 21%. Уменьшилось количество детей с проблемами речевого развития на 30%.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития

Разделы: Логопедия

Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Дети в домах ребенка значительно отстают по основным линиям развития, часто имеют задержку речевого развития. Они нуждаются в комплексной реабилитации, включающей в себя как медицинское, так и коррекционно-педагогическое воздействие. Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений эти актуальные задачи реализуются в нашем доме ребенка.

Основными направлениями коррекционно-логопедической работы является: нормализация мышечного тонуса, мелкой моторики, развитие артикуляционного аппарата, тактильных ощущений, мимики, выработка ритмичности дыхания, стимуляция лепета, лепетных слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.

За основу коррекционной работы мы взяли методики Е.Л. Стребелевой, О.Е. Громовой, Е.Ф. Архиповой, Н.В. Серебряковой, Н.В. Нищевой, Г.В.Дедюхиной, Е.В. Кирилловой, Е.А. Екжановой, Ю.А.Лисичкиной, Ю.А. Разенковой, и других авторов.

Коррекционно – логопедическая работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Логопед принимает участие в режимных моментах, что способствует установлению контакта с детьми и повышает эффективность коррекционной работы. Используются различные приговорушки, ладушки, потешки при кормлении, стишки на звукоподражания. Важно установить тесный контакт с детьми, поднять их эмоциональное состояние. Дети учатся фиксировать взгляд на лице логопеда, на крупных ярких игрушках, учатся выполнять сначала одноступенчатые, а потом двухступенчатые инструкции. Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего диафрагмального дыхания. Работаем над коротким спокойным вдохом через нос и плавным выдохом.

Дыхательная гимнастика: “Кораблики”, “Шарик”, “Перышко”, “Загони мяч в ворота”, “Сдуй капельку с тучки”, “Мыльные пузыри”, “Сдуй листик с грибка”, “Задуй свечу” и т.д. Для работы над речевым дыханием с детьми раннего возраста используются речевые подражания: А-А-А (плачет девочка), У-У-У (гудит паровоз), И-И-И (ржет лошадь), О-О-О (рычит мишка) и т.п. Продолжая работу над речевым дыханием, используем слияние гласных: АУ (кричат дети), УА (плачет малыш), ИА (кричит ослик). Затем переходим к работе над слогами, сначала отрабатываем открытые слоги- звукоподражания: ГА – ГА (кричат гуси), ТУ -ТУ (едет поезд), потом закрытые: АМ-АМ, ТОП-ТОП, потом слоги со стечением согласных: КВА-КВА. Подражание голосам животных: МЯУ, МУ, КВА, ПИ-ПИ, КО-КО. Подражание звукам, издаваемым транспортом и различными бытовыми предметами: БИ-БИ, ДИНЬ-ДИНЬ, ТУК-ТУК, ТИК-ТАК. Произнесение простых слов “дай”, “на”, “иди” и составление с ними коротких предложений.

Самое большое место в логопедической работе с детьми занимает работа по стимуляции речевой активности. Привлекая внимание ребенка к звучанию его голоса, поощряя его активность, стараемся вызвать повторение звуков и лепетной активности. Игры “В гости пришла кукла”, “Айболит”, “Кто позвал?”, “Что пропало?”, “У нас в гостях”. Используя сюрпризный момент из-за ширмы, из “чудесного” мешочка, из кукольного домика появляется игрушка, побуждая ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой.

Ежедневно проводим с детьми артикуляционную гимнастику, как в пассивной, так и в активной форме. “Улыбочка”, “Вкусное варенье”, “Заборчик”, “Лошадка”, “Лопаточка”, “Хобот слоненка”. Цель: развитие кинестетических ощущений, усиление активности губ, языка и развитие их подвижности.

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

Пальчиковая гимнастика. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух- “Сорока-ворона”, “Ладушки”, “Этот пальчик дедушка”, “Этот пальчик в лес пошел” и др. Нравятся детям пальчиковые игры на аудиодиске, с музыкальным сопровождением “Стульчик”, “Зайка”, “Солнышко” и т. д. Хорошее воздействие оказывают игры с предметами: пирамидки, кубики, мозаика, закрепление на липучках “Божья коровка”, застегивание пуговиц, подушка с пуговицами. Игры с карандашами, грецкими орехами, крупой, песком, водой, тестом, пластилином, “Пальчиковый бассейн”, “Пальчиковый театр”, “Шнуровки”, доска Сегена, складывание матрешек. Для развития мелкой моторики мнем руками бумагу, салфетки, поролоновые шарики, резиновые мячики, пищащие игрушки.

Перспективным приемом является рисование пальчиками краской. Рисование сопровождается комментированием действий, применяются эмоциональные и речевые стимулы в виде потешек, стихотворных текстов. Рисунки: яблоко, уточка, бабочка, елочка, подобраны к определенной теме занятий. В ходе совместной деятельности у ребенка формируется активная направленность на взаимодействие с взрослым, первичные коммуникативные умения. Опускаем ладонь в краску и оставляем отпечаток на листе бумаги и малыш с удовольствием повторяет все, что ему показываем. Также рисуем с помощью пробки, губки, получаются рисунки- печати. Рисуем на подносе с манной крупой или песком и проводим пальцем линии. Затем берем руку ребенка в свою и повторяем “рисунок”: дождик, ручеек, солнышко, дорожку, травку, снег.

С помощью простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища можно научить малыша выслушивать и запоминать задания, а затем выполнять их. Играем вместе с ребенком: “Мишка косолапый”, “Дерево на ветру”, “Зайка серенький сидит”, “Вова топать, как умеет”, “Большие ноги шли по дороге”. Наблюдая за животными и птицами можно предложить малышу повторить их движения – как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка, лягушка, летают птички.

Любят малыши игры с музыкальным сопровождением- диски Е. и С. Железновых “Развивалочки от 1 года до 5 лет. Веселая логоритмика” и “Лимпомпо”.

Важным моментом является развитие тактильной чувствительности. Игры со щетками, поглаживание расслабляет, и пальцы ребенка раскрываются, яркий цвет щетки привлекает внимание малыша. Также, используем в работе тактильные таблицы, тактильные дорожки “В гости”, различные поверхности – жесткие, мягкие, пушистые, гладкие, шершавые, колючие, холодные.

Большое внимание в своей работе мы уделяем массажу пальчиков и кистей рук, Су -Джок терапия. Логопедический массаж на лице, самомассаж, проводятся с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. Выполнение движений сопровождаем классической музыкой.

Игры с мячом сопровождаются стихотворным текстом – игра становится эмоциональной и доставляет огромное удовольствие ребенку. В ранний период жизни ведущим видом деятельности ребенка является предметная деятельность. Дети учатся конструировать, устойчиво ставить кубики, кирпичики, учатся играть с постройкой, понимать слова “кубик”, “кирпичик”, “поставь”, “построить”. Учатся делать “дорожку”, “башенку”, “скамейку для зайки”, “кроватку для куклы”, “диванчик для мишки”, “стол”, “стул” и т.д. Используем различные виды “вкладышей”, собираем мелкие предметы двумя пальчиками, берем всей кистью крупные предметы, игрушки.

С ребенком проводятся игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха. Упражнения с музыкальными инструментами – бубен, колокольчик, погремушка, металлофон, барабан “Что звучит?”, “Угадай, на чем играю?”. Игры со “звуковыми коробочками”, наполненными различным содержимым (крупой, горохом, фасолью и т. д.). На прогулке ребенку предлагаем послушать различные звуки “Что шумит?”, “Что гудит?”, “Кто разговаривает?”.

Использование компьютерной логопедической игры “Игры для Тигры” автор Л.Р.Лизунова позволяет повысить динамику развития и индивидуализировать процесс коррекционного обучения.

Формирование представлений о схеме тела и лица: упражнения “Водичка, водичка!”, “Покажи у куклы (мишки, зайки)”, упражнения у зеркала “Посмотри, потрогай глазки, лоб, нос, ушки”, “Покажи, где у меня глаза, нос, лоб”. Эти же упражнения проводятся на кукле, мишке, картинке.

Полезно собирать пирамидки с ребенком, акцентируя внимание на цвете, форме и размере. Кубики разного цвета, “Разноцветные домики”, палочки, шарики, геометрические фигуры, бусинки, карточки из цветной бумаги. Используются предметы одинакового цвета, но разной формы – ребенок должен разложить предметы в разные коробки. Упражнения: разложить предметы одного цвета и формы, но разные по величине, в три коробки в зависимости от размера, “Большому зайке – большую морковку, а маленькому. ”, “Это яблоко большое, а это поменьше” и т.д.

В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии. В результате занятий речь ребенка поднимается до уровня звукоподражаний, лепета и первых слов, обогащается активный словарь. Пассивный словарь увеличивается, малыш может выполнять простые инструкции, понимает слово, пользуется указательным жестом. Улучшается зрительное и слуховое внимание, совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются представление о самом себе, о своем теле, навыки общения.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми раннего возраста.

– развитие понимания речи;

– расширение активного и пассивного словаря ребенка;

– формирование способности подражать и осваивать общение всеми доступными средствами (выразительный взгляд, указательный жест, “облегченные” слова, звукоподражания, слова);

– закреплять у ребенка знания о своем имени, частях тела, о действиях в окружающем, геометрических формах, животных.

– учить ребенка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение;

– развитие общей и мелкой моторики;

– развитие артикуляционного аппарата;

– формирование правильного ротового выдоха.

– воспитывать у детей навык совместной работы, налаживание положительного эмоционального контакта, создание доверительной обстановки.

Оборудование: зеркало, сюжетные картинки, домик, пальчиковый театр: бабушка, дедушка, заяц, волк, медведь, лиса, мяч.

I. Организационный момент.

– Сегодня мы с тобой отправимся в сказку (перед ребенком на столе игрушечный дом). Бабка и дед появляются с помощью сюрпризного момента.

– Жили- были дед и баба. Как-то раз просит дед: “Испеки мне баба колобок”.

– Из чего печь-то? Муки у нас совсем не осталось.

– А ты по сусекам поскреби, по амбару помети. Авось и наскребешь. Пошла бабка в амбар.

II. Развитие моторики пальцев рук.

На столе “пальчиковый бассейн”.

Выполняется с широкой амплитудой движений раскрытой ладонью вправо-влево с фиксацией запястья на дне бассейна. Аналогичные движения выполняем рукой, сжатой в кулак, и попеременными движениями ладони и кулака.

Наскребла бабка муки.

– А теперь давай поможем бабе сделать колобок.

Кулачок как колобок,
Мы сожмем его разок.

Ребенок выполняет движения, сопровождая их стихотворным текстом. Одна рука сжата в кулак “колобок”, другой рукой ребенок поглаживает кулачок. Несколько раз сжимает его рукой, затем положение рук меняется.

– Вот какой красивый получился колобок. Круглый, как шар, мячик.

Положила бабка колобок на окно студить. А колобок лежал, лежал, да и покатился.

III. Нормализация мышечного тонуса.

Игра с мячом. Катим мяч – “колобок” к ребенку и обратно.

Берем левую руку ребенка. Поглаживаем и похлопываем её от локтя до кончиков пальцев и в обратном направлении, действуя правой рукой ребенка. Затем меняем руки. Все движения сопровождаются словами:

С горки-бух! (движения от локтя к пальцам руки)
На горку-ух! (движения от кончиков пальцев до локтя)
По ровненькой дорожке (поглаживающие движения)
Топ-топ! (стучим ладонью)

По гладенькой дорожке (поглаживающие движения)

IV. Нормализация общей моторики.

Катится колобок по дорожке, а навстречу ему заяц. А-А-А. Поздоровайся с зайкой. Давай, поиграем с зайкой.

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит (руки к голове, сделали ушки)
Вот-так, вот-так
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть (руки сложили лодочкой и дуем теплой
Надо лапоньки погреть струей воздуха)
Вот-так, вот-так
Надо лапоньки погреть
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать (попрыгали как зайка)
Вот-так, вот-так
Зайку кто-то напугал
Зайка прыг и ускакал (спрятались)

V. Речевая зарядка

Катится колобок, а навстречу ему серый волк. У-У-У. Покажем волку упражнения для губ и языка.

1. Артикуляционная гимнастика.

Увидел волк колобка, обрадовался.

– широко открыть рот “жарко”,

– закрыть рот “холодно”.

И облизывается, так ему хочется его съесть.

“Вкусное варенье”

– широким языком в форме “чашечки” облизать верхнюю губу.

Оскалил волк зубы.

– улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

2. Дыхательная гимнастика

Покатился колобок дальше. Видит озеро. Надо ему через озеро переплыть.

Игра “Шарик” (Таз с водой, дуем на шарик – “колобок”)

VI. Нормализация мимической мускулатуры.

Покатился колобок дальше. А тут медведь ему навстречу. О-О-О. Поздоровайся с мишкой.

Аудиодиск Е. и С. Железновы “Лимпомпо”.

“Три медвежонка прыгали в саду” – подпрыгиваем на месте (ноги на ширине плеч).

“И, конечно, он упал вниз головой. ” – наклоняемся, голову опускаем вниз и трясем ею.

“Медвежонка увели домой” – переваливаемся с ноги на ногу, стоя на месте.

Во время проигрыша ходим по комнате, как медвежата.

И покатился колобок дальше. Навстречу ему рыжая лиса. И-И-И. “Колобок, колобок, я тебя съем”. А колобок пока катился, научился хорошо говорить и сказал: “Не ешь меня, лиса, я тебе лучше песенку спою!”

Я колобок, колобок
По амбару скребен,
По сусеку метен,
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
И от зайца ушел,
И от волка ушел,
От медведя ушел,
А от тебя лиса и подавно уйду.
И укатился колобок.

VIII. Итог занятия.

– Сегодня мы с тобой поиграли с колобком, повстречались с зайкой, с волком, с медведем и даже обманули хитрую лису.

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: АСТ: Астрель, 2007. -222 с.

2. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М.: Сфера, 2005. -171 с.

3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего возраста. – СПб.: Каро 2000. -331 с.

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 14.09.2016 2016-09-14

Статья просмотрена: 4019 раз

Библиографическое описание:

Боровик, М. И. Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком / М. И. Боровик, Н. О. Карасева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 431-433. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33732/ (дата обращения: 18.01.2022).

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», важнейшая задача педагога — взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Успех коррекционно-воспитательная деятельность педагога-логопеда в значительной степени зависит от активного и квалифицированного участия родителей в процессе речевой коррекции, в воспитании и обучении ребенка. С ребенком, имеющим речевые нарушения, необходимо заниматься не только в образовательных и коррекционных учреждениях, но и дома, в кругу семьи — в первичной, в наиболее важной и авторитетной ячейке социума для маленького человека, по возможности привлекая к процессу коррекции всех членов семьи.

Однако, даже самые активные и любящие родители как правило не имеют необходимых педагогических знаний и умений, и, в результате, не уделяют ребенку, имеющему нарушения речи, достаточного времени и внимания, либо вовсе отстраняются от проблемы, в наибольшей мере возлагая ее на специалистов. Не менее пагубны также ошибочные методы домашней коррекции, прилагаемые родителями с самыми лучшими намерениями, но без должной коррекционно-педагогической и психологической квалификации.

Таким образом, инициатива формирования такого сотрудничества должна исходить от учителя-логопеда. Список задач достаточно широк: необходимо сформировать комфортную и доверительную общую образовательную среду; внятно и исчерпывающе разъяснить родителям значимость и методику речевой коррекции; добиться активного и правильного участия родителей в воспитании ребенка; объяснить необходимость закрепления успехов, достигнутых на занятиях; снабдить необходимыми для этих целей педагогическими инструментами и обеспечить средствами связи.

Все семьи разные, и подход в каждом отдельном случае приходится выстраивать индивидуально. В случаях, если родители пытаются взвалить всю работу на специалистов, необходимо провести серьезную просветительскую работу и правильно мотивировать на кропотливую совместную работу с логопедом и ребенком. Если родители чрезмерно активны, следует дать понять, что для коррекции речевого развития куда важнее и эффективнее спокойная и последовательная работа, чем завышенные ожидания и головокружения от возможных сиюминутных успехов. В тех случаях, когда родители не столь серьезно обеспокоены речевыми проблемами ребенка в надежде, что «само исправится», специалисту необходимо не только объяснить важность коррекционной работы, но и постоянно напоминать, побуждать и интересоваться успехами ребенка в домашней работе. Если же семья неблагополучная, и родители достаточно равнодушны, педагогу придется брать основную работу на себя, и/или изыскивать альтернативные методы воздействия на ситуацию. Универсальных рецептов для каждого конкретного случая нет, и каждый раз учителю-логопеду приходится не только учить, но и учиться самому.

Однако есть универсальные педагогические приемы и методы, сильно облегчающие задачи логопеда. Такие приемы и методы вполне можно разделить на четыре вида: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные и объединяющие.

  1. Родительские собрания;
  2. Семинары и практикумы (тренинги);
  3. Круглые столы.
  1. Анкетирование;
  2. Собеседования;
  3. Консультации;
  4. Тетради домашних заданий;
  5. Еженедельные итоговые выписки.
  1. Буклеты, информационные листки и газеты;
  2. Открытые занятия;
  3. Логопедическая библиотека;
  4. Сайты, презентации, интерактивные компьютерные программы.

Объединяющие методы: совместная подготовка и участие родителей и детей в праздниках, выступлениях, играх и развлечениях.

Важнейший инструмент выстраивания равноправного сотрудничества специалистов и родителей — родительские собрания. На первых собраниях родители получают первичные сведения о структуре данного учреждения, о правилах и распорядке, о целях и задачах специалистов, о динамике прошлых курсов и т. п. Очень хорошим подспорьем в данном случае могут служить видеоматериалы, демонстрирующие успешную работу логопедов, нейропсихологов и других специалистов. Кроме того, такие собрания служат еще и спаечным инструментом, превращающим ранее незнакомых индивидуумов в коллектив, объединенный общими целями, чаяниями и задачами. Специалист обязан донести безмерную важность общей ответственности за будущее каждого ребенка и обозначить методы решения задач, как для логопеда, так и для родителей, выступающих в роли учителей.

Последующие родительские собрания должны проходить под девизом «Наши дети молодцы!» (положительная динамика). Ни в коем случае нельзя публично хвалить одних детей и их родителей и обозначать проблемы с другими, рискуя потерять с таким трудом налаженный психологический контакт. Вся существующая проблематика должна быть вынесена с коллективного уровня на индивидуальный.

Тайминг родительских собраний должен быть составлен таким образом, чтобы оставалось достаточно времени для вопросов и ответов на них. Вопросы возникают у каждого родителя, но задают их, в силу индивидуальных особенностей, отнюдь не все. Как показывает практика, вопросы, за редким исключением, в целом довольно стереотипны, так что ответы на волнующие темы получают все, и более активные родители, и менее активные.

Семинары и практикумы служат, прежде всего, для помощи родителям в организации и проведении логопедических занятий в кругу семьи. Здесь родители учатся правильному обращению с тетрадями для домашних работ. Здесь получают организационные, логопедические и психологические знания и умения, обучаются использованию разнообразных упражнений артикуляционной гимнастики, приемам развития мелкой моторики, внимания, мышления, усидчивости и т. п. Каждый семинар должен быть предельно конкретным, нацеленным на решение актуальных на данный момент времени коррекционных и педагогических задач. Каждый семинар должен быть подкреплен практическими демонстрациями и отработкой приемов коррекционной работы, наглядными пособиями, информационными листками и брошюрами.

Еще большему прорастанию горизонтальных связей педагогическо-родительской среды способствуют круглые столы. В отличие от семинара, девиз которого «Практика, и еще раз практика», круглый стол служит для повышения педагогической культуры родителей. Для теоретического обоснования педагогической, психологической и коррекционной работы с детьми проводить круглые столы можно как в любом учреждении, так и в кругу семьи. К участию в круглых столах с родителями необходимо привлекать как можно большее количество специалистов — логопедов, психологов, врачей, административных работников. Повестка круглого стола состоит из нескольких докладов на волнующие родителей темы, с разъяснениями и дополнениями других специалистов. После выступлений проводится их широкое обсуждение в форме обмена мнениями. Необходимо помнить, что формат круглого стола подразумевает благожелательную, но жесткую модерацию, не позволяющую собеседникам далеко выходить за рамки обозначенной дискуссии из оправданного опасения потери структуры мероприятия и ухода от его целей и задач.

Начинать выстраивать плодотворные взаимоотношения с родителями необходимо уже на стадии сбора первичного анамнеза, с собеседований и анкетирования. Важно максимально близко познакомиться с каждой семьей, создать атмосферу взаимного доверия, показать необходимость и доказать искреннюю заинтересованность в полноценном речевом развитии ребенка. Для этого придется учитывать индивидуальные особенности каждой семьи: ее состав, культурный уровень, условия жизни, степени занятости каждого члена семьи, уровень активности родителей и уровень готовности идти на доверительное сотрудничество с логопедом. Более того, на стадии знакомства весьма рационально использовать комплексный подход: используя данные, полученные не только в очном и заочном общении логопеда с родителями, но и данные, полученные при общении родителей с психологом и врачами т. п.

После первичного собеседования проводятся индивидуальные консультации. Чаще всего они требуются родителям, чьи дети испытывают трудности в улучшении качества речи, нуждаются в медикаментозном вмешательстве и в наблюдении другими специалистами. В рамках таких консультаций подробно рассматривается дальнейший коррекционный маршрут ребенка в каждом конкретном случае.

Тетради домашних заданий — главный инструмент, посредством которого родители получают своевременный набор игр и упражнений для закрепления навыков, знаний и умений, полученных на логопедических занятиях, а также конкретные методические рекомендации для выполнения именно этих упражнений. Традиционные обычные «школьные» тетради, которые заполняются родителями на основании карточек с домашними заданиями, целесообразно заменить небольшими папками с вложенными в них пустыми файлами. В такой файл удобно вкладывать одноразовые карточки большого формата, с уже подготовленными полями для решений. Кроме этого тетрадь может и должна быть использована в качестве главного средства оперативной связи между специалистами и семьей ребенка. Каждое задание должно сопровождаться специальным полем, в котором родители смогут оставлять свои заметки, вопросы, беспокойства и пожелания, а логопед — свои ответы и замечания. Практика показывает, что подобная интерактивность в наибольшей мере способствует вовлечению родителей в воспитательно-образовательный и коррекционно-педагогический процесс, крайне наглядно и действенно формирует близкие доверительные отношения родителей и педагогов.

Информационные листки раздаются родителям после родительских собраний, семинаров и плановых консультаций. Их задача — конкретизация поднимаемых на собраниях и обсуждениях тем, целей и методов проведения логопедических занятий, здесь же описывается необходимый для успешной работы с ребенком инструментарий и оглашаются рекомендации по графику и распорядку домашней работы. Кроме того, информационные листки служат приглашением родителей на логопедические занятия.

Родители должны иметь свободный доступ к фронтальным и персональным занятиям в дошкольных образовательных учреждениях. На таких открытых занятиях взрослые могут наглядно ознакомиться с приемами и методами коррекционной работы для последующего применения их в домашних условиях, научиться правильной комбинаторике выполнения целевой речевой работы и развитию высших психических процессов, важных для адаптации ребенка в обществе. Родителям вовсе необязательно оставаться пассивными наблюдателями открытых занятий, очень полезно включать их в педагогический процесс как равноправных его участников. Таким образом родители проходят логопедическую практику, обретают понятие о правильных реакциях на успехи и проблемы ребенка, и одновременно раскрепощаются, налаживают реально действующие контакты с детьми и специалистами.

Крайне полезным подспорьем в общей коррекционной деятельности служит доступная каждому родителю логопедическая библиотека-игротека. Важно собирать в ней не только специальную литературу, не только все без исключения пособия, используемые для занятий и игр дома, интересные статьи и книги, но и оригинальные дидактические материалы и инструменты, созданные педагогами и родителями, аудио-видео документы, работы детей. Логопед всегда должен быть готов предложить родителям те материалы и инструменты, которые необходимы для более эффективного развития именно их ребенка.

Не стоит упускать из виду и современные информационные технологии. Для собраний, семинаров, практикумов и круглых столов отлично подойдут своевременные компьютерные презентации. Короткие, но красочные игровые и учебные презентации служат великолепным инструментом удержания внимания ребенка на групповых и индивидуальных занятиях. Массу полезной для родителей информации можно разместить как на официальном сайте учреждения, так и в социальных сетях. В тех же сетях крайне удобно дублировать актуальную стендовую информацию, давать анонсы мероприятий и приглашать на них родителей. Так же помогает налаживанию единой педагогическо-семейной среды переписка по электронной почте и информационная лента логопеда в формате «вопрос-ответ».

Еще один, не менее важный метод взаимодействия логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком, на который необходимо обратить пристальное внимание — это совместное участие в подготовке и реализации речевых проектов: тематических утренников, праздников, выставок художественных работ и прочих развлечений, демонстрирующих прогресс ребенка в результате совместной коррекционной работы. Участие в подобной творческой деятельности — мощнейший фактор, стимулирующий сотрудничество, доверительность и совместную ответственность родителей и специалистов. Другими словами — идеальный тимбилдинг.

Совершенно очевидно, что только равноправное сотрудничество логопеда, психологов, медработников и родителей — важнейшее условие успешной коррекционной работы с детьми по исправлению речевых недостатков, имеющих непосредственное негативное влияние на умственное и нравственное развитие подрастающего поколения. Более того, необходимо сделать равноправным участником такого сотрудничества и самого ребенка.

  1. Закон РФ «Об образовании», М., 2008.
  2. Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.
  3. Вайс М. Н., Пустякова Т. В. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе // Логопед. 2010. № 3.
  4. Вакуленко Л. С. Организация взаимодействия учителя — логопеда и семьи. СПб. 2011.
  5. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  6. Доронова Т. Н. и др. Дошкольные учреждения и семья — единое пространство детского развития. М., 2001.
  7. Сагдеева Н. В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу» Детство-Пресс, 2012.
  8. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: