Времена года – конспект занятия

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию “Путешествие по временам года”

Для подготовительной к школе группе

Цель: развивать у детей старшего дошкольного возраста связную речь.

Задачи:

  • активизировать и обогащать словарь по лексической теме “Весна”;
  • учить пересказывать рассказ на основе мнемотаблиц;
  • закреплять представления о сезонных изменениях в природе весной;
  • уметь подбирать пословицы по временам года.

Оборудование: картины с изображением времен года; карточки с цифрами, с весенними месяцами; музыка Чайковского “Времена года”; металлофон.

Предварительная работа: чтение сказок, заучивание потешек, загадок, пословиц, стихов по временам года; рассматривание иллюстраций каждого сезона.

Ход занятия

Звучит музыка Чайковского “Времена года”. В группе в разных местах, стоят картины времен года, на которых наклеены закрытые цифры. Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, что за картины находятся в группе? Сколько всего времен года, назовите их. Какое первое время года? А чтобы в этом убедиться я предлагаю вам немного попутешествовать. Вы любите путешествовать? (ответы детей)
Девочки и мальчики
Вокруг себя перевернитесь
В путешественников все вы превратитесь. (дети переворачиваются, воспитатель включает волшебную музыку)

Воспитатель: И так, отправляемся в первое время года. Как оно называется? (дети выбирают нужную картину)
– Пока мы будем идти, вспомним стихотворение о зиме.
Снежок порхает, кружится
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики

Сегодня – посмотри! –
Как, розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел скрипуч и сух.
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

Воспитатель: друзья, как вы думаете правильно ли мы пришли? А поможет нам в этом закрытая карточка, мы ее перевернем и посмотрим, какая цифра на ней стоит? (воспитатель переворачивает карточку с цифрой 1)
– Дети, а почему именно цифра 1? (ответы детей)

– Зима веселое время года. Почему? (можно кататься на лыжах, коньках, играть в снежки)
– Написано много сказок, где сюжет их происходит зимой. Какие вы можете назвать сказки?

Ответы детей: По щучьему велению, Снегурочка, Лиса и заяц, Заюшкина избушка, Лиса и волк, Зимовье зверей. Морозка, Снежная королева
Воспитатель: Так как путь у нас далек, нам пора отправляться в следующее время года. Как оно называется? (весна)

4 времени года

– Чтобы туда попасть, надо вспомнить пословицы о весне. (дети говорят пословицы: весенний день целый год кормит. Февраль силен метелью, а март – капелью. Коли в мае дождь – будет рожь. Март с водой, апрель с травой, а май с цветами).
Воспитатель: дети, а какое сейчас время года? (весна)
Дети подходят к следующей картине, перевернув карточку, убеждаются в правильности своего выбора.

Воспитатель: так как сейчас на улице весна, я предлагаю в это время года вернуться еще раз. А наше путешествие продолжается. Дети, напомните мне, в каких сезонах мы уже побывали? (зиме и весне)
– Я загадаю вам загадку, и вы узнаете какое время года следующее. Вам надо быть очень внимательными, чтобы не заблудиться.
Вот художник, так художник,
Все леса позолотил!

Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл!
Отгадать загадку, просим,
Кто художник этот!

Дети: осень.
Воспитатель: идем к осени? (дети должны заметить, что осень – это четвертый сезон, а мы небыли еще в третьем)
– Молодцы, вы очень наблюдательны. Какой же сезон мы пропустили? (ответы детей)
– Ну, что отправляемся в лето? Открываем карточку. (Дети убеждаются в правильности ответа)
– Правильно, лето – 3 время года. По-моему лето самое любимое время года для многих людей, особенно для детей. Почему я так думаю? (ответы детей)

Воспитатель: Летом здорово, но наш путь еще не закончен, и мы двигаемся дальше. Какое последнее время года осталось? (осень)
– Чем богата осень? Я буду вам бросать мяч, а вы будете называть, чем же богата осень.
Осень – щедрое время года.
Вот мы прогулялись по всем временам года. Немного устали, и я предлагаю сделать дыхательную гимнастику.
Подуем на плечо
Подуем на другое

Нам солнце горячо
Пекло дневной порою
Подуем на живот
Как трубка станет рот.
Подуем в облака
И остановимся пока

И повторим мы все опять
Раз, два, три, четыре, пять.
Пора возвращаться к тому времени, которое сейчас в природе. Напомните, какое время года сейчас.
Воспитатель: Тает снежок
Ожил лужок
День прибывает
Кода это бывает? (весной)

Воспитатель: Дети, посмотрите, на доске карточки, что на них написано? (весенние месяцы, каждый из которых написан на отдельной карточке, дети по желанию читают их)
– Разложите месяцы по порядку.
Цифры, которые написаны на них, помогут нам убедиться в правильности вашего решения.
март, апрель и май зеленый
Дарит листья липам, кленам
Рассыпаются сады
Распускаются цветы

– Друзья, посмотрите внимательно на нашу картину. Мне очень хочется рассказать по ней рассказ. А вы слушайте очень внимательно и затем за мной повторите. Наступила долгожданная весна. Весной ярко светит солнце. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Звери тоже рады приходу весны, многие из них меняют свои зимние шубки, на летние.

Из теплых стран возвращаются птицы. Дети готовятся к их прилету, они развешивают скворечники. Хорошо весной. (Задавая вопросы детям, воспитатель показывает на алгоритм)

Воспитатель: какое время года наступило? (наступила долгожданная весна)
– Как светит солнце весной? (Весной ярко светит солнце)
– Что происходит с почками на деревьях? (На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки)
– Какие цветы появляются из-под снега? (Прямо из-под снега расцветают подснежники)

– Как их называют? (первые вестники весны)
– Рады ли приходу весны звери? (Звери тоже рады приходу весны)
– Что происходи с их шубками? (меняют свои зимние шубки, на летние)
– Что можно сказать про птиц? (Из теплых стран возвращаются птицы)
– Как дети готовятся к их прилету? (Дети развешивают скворечники)
– Хорошо весной?

Читайте также:
Формирование фонематических функций

Воспитатель еще раз рассказывает рассказ, а затем дети 3-4 человека, опираясь на мнемотаблицу.
– Друзья, мне очень понравились ваши рассказы о весне. Молодцы! Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в группу. Путешественники, вокруг себя перевернитесь в девочек и мальчиков превратитесь.
– Дети, вам понравилось наше путешествие? Что вы запомнили больше всего? Друзья, а как вы считаете, почему нам удалось выполнить все задания во время нашего путешествия? (Ответы детей: потому что мы умеем читать, много говорили о временах года, знаем потешки, загадки, пословицы, стихи на каждое время года)

Конспект открытого занятия ” Времена года”
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект открытого занятия для старшей группы по экологии

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya.docx 29.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей

старшего дошкольного возраста

по познавательному развитию на тему

Воспитатель: Арсеньева Е.Е.

Образовательная область: познавательная

Вид деятельности: непосредственно – образовательная

Возрастная группа : старшая

Тема: «Времена года»

Цель : формировать первичное представление об объектах окружающего мира.

Образовательные задачи : познакомить детей с временами года, месяцами.

Развивающие задачи : развивать у детей умение выделять приметы, каждого времени года, развивать логическое мышление, воображение, умение восстанавливать логическую взаимосвязь, путем загадок.

Воспитательные задачи : воспитывать у детей любовь к природе и видеть ее красоту.

Предварительная работа: чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев», загадки о временах года, рассматривание альбомов «Времена года», « Зимующие и перелетные птицы», репродукций картин, дидактическая игра «Полезные продукты», « Овощи и фрукты».

Словарная работа : зимующие птицы: синица, снегирь, клест, дятел; перелетные птицы: трясогузка, иволга, скворец, зяблик, дрозд, жаворонок, ласточка, соловей, кукушка, грач; полезные продукты; сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, презентация

«Времена года», муляжи: фрукты, овощи; воздушные шары, мяч, картинки перелетных и зимующих птиц, макет дерева, две корзинки, подносы, значки достижения, фонограмма «Времена года»,

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся друг с другом – улыбнитесь друг другу.

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, матушка Земля!

Здравствуйте, мои друзья!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у нас на экране?

Воспитатель: Как вы думаете, кто в нем живет?

Воспитатель: Далеко-далеко, высоко- высоко, в удивительном воздушном дворце живут – поживают Круглый год и четыре его дочери (слайд 1). А как их зовут, вы узнаете из моих загадок (слайд 2) . Если вы ответите правильно, то они появятся на экране.

Воспитатель: Желтой краской крашу я

Поле, лес, долины.

И люблю я шум дождя,

Назови-ка ты меня!

Воспитатель: Почему вы думаете, что это осень?

Дети: Потому что, осенью листья желтеют, идет дождь.

Воспитатель: Правильно, ребята – это осень (слайд 5).

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Зимой холодно, вода превратилась в лед, медведь впал в спячку, заяц стал белым.

Воспитатель: Молодцы. А на экране появилась картинка зимы (слайд 5)

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Весной тает снег, появляются первые цветы, день прибавляется.

Воспитатель: Правильно, на экране вы видите картинку весны (слайд 5)

Солнца яркого лучи,

Так приятны, горячи,

На полях цветут цветы,

Рубином ягоды горят,

Пора каникул для ребят.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Воспитатель: Какие молодцы – это лето (слайд 5). Ребята, о чем эти загадки?

Дети: О временах года.

Воспитатель: А вы хотели бы отправиться в сказку к Круглому году и его дочерям?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у меня?

Дети: Воздушные шары.

Воспитатель: Сколько их?

Воспитатель: Какого они цвета?

Дети: Оранжевого, белого, зеленого, красного.

Воспитатель: А что напоминают вам эти шарики?

Воспитатель: Давайте полетим в путешествие на воздушных шариках. Для того чтобы отправиться в сказку нам надо произнести волшебные слова и тогда мы отправимся и тогда мы отправимся в путешествие!

Звучит музыка. Реснички опускаются – глазки закрываются,

Реснички открываются – сказка начинается.

Воспитатель: А куда же мы попали? Наверно во дворец к Круглому году и его дочерям.

Воспитатель: А к какому времени года подходит цвет этого шарика?

Дети: Потому что листья на деревьях желтого, оранжевого, красного цвета.

Воспитатель: Правильно, мы попали в гости к осени (слайд 6).

А вы знаете, что каждое время года имеет трех сыновей. А как вы думаете, кто эти сыновья?

Воспитатель: А сколько их?

Воспитатель: Назовите трех сыновей осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Правильно (слайд 7).А вот и сыновья осени. А чем встречает нас осень?

Дети: Осенними листьями.

Воспитатель: Ребята, а что это на осенней полянке?

Воспитатель: Он говорит, что хочет с вами поиграть в игру « Продолжи предложение»

Воспитатель: Осенью птицы улетают…(в теплые края),

Листья осенью…(желтеют и опадают),

Звери готовят…(запасы на зиму),

Воспитатель: А что нам дарит осень?

Дети: Осень дарит нам урожай овощей и фруктов.

Воспитатель: А чем полезны для нас овощи и фрукты?

Дети: В них содержится много витаминов.

Воспитатель: А зачем нужно кушать овощи и фрукты?

Дети: Чтобы не болеть зимой.

Воспитатель: Клубок предлагает подойти к осенней полянке ,и поиграть в игру «Полезные продукты». Давайте , разделимся на 2 команды. Первая команда – выберет фрукты и овощи, из которых можно приготовить полезный, витаминный сок. Вторая команда выберет продуты ,из которых можно приготовить вкусный, полезный салат.

Воспитатель: Какой сок получится из этих фруктов?

Дети : Яблочный, грушевый, ананасовый, виноградный, апельсиновый.

Воспитатель: Какой салат получится из этих овощей?

Дети: Морковный, капустный, огуречный, свекольный.

Воспитатель: Молодцы, обе команды справились с заданием.

Воспитатель: А теперь мы продолжаем наше путешествие на белом шаре. С каким временем года связан этот цвет?

Воспитатель: Правильно. И на экране мы видим….?

Дети: Зиму (слайд 8).

Воспитатель: А чем встречает нас зима?

Дети: Снегом, снежинками.

Воспитатель: Ребята, зима приглашает нас в гости на свою снежную полянку. Ой, на полянке лежит клубок! Каким он цветом?

Воспитатель: А почему?

Воспитатель: Он хочет задать вам вопросы по своему времени года.

Зимой бывает сильный…(мороз),

Река покрыта прозрачным…(льдом),

Зимой дети играют в…(снежки),

На крышах висят…(сосульки).

Воспитатель: Ой, сколько холодных слов вы назвали, я даже немного замерзла! А вы?

Воспитатель: Я предлагаю вам немного погреться и поиграть.

«Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем,

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем,

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим,

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим,

И Снегурку лепим мы, лепим мы , лепим мы,

Гостью – зиму любим мы, любим мы, любим мы».

Воспитатель: Ну, что согрелись? Теперь можно и сыновей зимы назвать.

Дети: Декабрь, январь, февраль (слайд 9) .

Воспитатель: Встречайте, вот они!

Воспитатель: Ну, что ж, а кто уже догадался, какого цвета будет следующий шарик?

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что после зимы идет весна.

Воспитатель: Посмотрите, на экране появилась картинка весны (слайд 10 ). Какого цвета больше на картине?

Воспитатель: А почему мы тогда взяли все-таки зеленый, а не белый шарик?

Дети: Потому, что на картинке изображены белые цветущие деревья.

Воспитатель: А когда цветут деревья?

Воспитатель: Назовите мне сыновей весны?

Дети: Март, апрель, май (слайд 11).

Воспитатель: Ребята, смотрите, у нас появился опять волшебный клубок! Из какого он времени года?

Воспитатель: А давайте научим его играть в нашу знакомую игру « Продолжи предложение»

Весной на деревьях появляются…(почки),

Весной появляются первые…(цветы),

Начинает расти зеленая…(трава),

Птицы начинают вить…(гнезда),

Воспитатель: А как называются птицы, которые прилетают из теплых краев?

Воспитатель: Назовите перелетных птиц?

Дети: Иволга, ласточка, жаворонок, зяблик, кукушка, скворец, трясогузка, соловей.

Воспитатель: А кроме перелетных птиц – есть еще и…?

Воспитатель: Назовите зимующих птиц?

Дети : Синица, снегирь, клест, дятел.

Воспитатель: А каких птиц можно поселить в наш весенний сад?

Воспитатель: Я предлагаю подойти к весенней полянке, выбрать одну из птиц и посадить на дерево.

Воспитатель: Как можно назвать, одним словом этих птиц?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: Послушайте, как красиво поют птицы.

Воспитатель: Обратите внимание, у меня остался последний воздушный шарик. Какого он цвета?

Воспитатель: Правильно, а к какому времени года он подходит больше всего?

Воспитатель: Почему вы так думает?

Дети: Летом светит красное солнышко, жарко, цветут яркие цветы, загорелые лица детей.
Воспитатель: Правильно мы попали в гости к лету! (слайд12).А какие летние месяцы вы знаете?

Дети: Июнь, июль, август (слайд 1)

Воспитатель: Ребята, а вот и летняя полянка нас встречает! Ой, среди цветов спрятался волшебный клубок. Давайте с ним поиграем?

Воспитатель: Назови самое жаркое время года?

Назови летний месяц?

Какие еще летние месяцы ты знаешь?

В какое время года можно купаться в реке?

Как ты думаешь, каким природным явлением лето выражает радость?

Как ты думаешь, каким природным явлением лето выражает печаль?

Можно ли летом играть в снежки?

Можно ли летом ходить без головного убора? Почему?

Воспитатель: На экране появляется воздушный замок, путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Для этого нам нужно произнести волшебные слова

Реснички опускаются – глазки закрываются,

Реснички открываются – садик появляется.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Круглый год и его дочери очень рады, что у них побывали такие знатоки. Они с нами прощаются и ждут нас в гости каждый в свое время.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста:

Чему вы сегодня научились?

Что нового узнали?

Что тебе удалось больше всего?

Что было самым тяжелым (веселым, интересным)?

Кого можно похвалить?

Что не хотелось делать и почему?

Воспитатель: Ребята, посмотрите на столе лежат картинки достижений.

Солнышко – я старался, все получилось.

Солнышко с тучкой – я старался, но не все получилось.

Каждый из вас выберет ту картинку, которая подходит для него. Поднимите ее вверх.

Воспитатель: Вы сегодня все очень старались, и я дарю вам эти солнышки.

Конспект занятия в средней группе по теме: «Времена года»

Конспект занятия в средней группе по теме: «Времена года»

Тип занятия : комплексное

Вид занятия : познавательное – речевое

Цель : закрепить представления детей об основных признаках всех времен года , умение самостоятельно находить их и выражать в речи

-учить детей различать признаки времён года ;

-с помощью художественного слова показать красоту различных времён года , разнообразие сезонных явлений;

-упражнять в отгадывании загадок временах года ;

-воспитывать внимание, мышление;

-формировать у воспитанников умение замечать красоту природных явлений; передавать свои эмоции в мимике, жестах, движениях под влиянием природных явлений ,

-уточнить, что времена года закономерно наступают один после другого;

-развивать связную речь; мышление, кругозор, наблюдательность, любознательность;

-воспитывать бережное отношение к природе.

Наглядные : рассматривание иллюстраций, показ;

Словесные : образец педагога, вопросы, речевые упражнения,

Практические : дидактические игры и упражнения.

Материал : иллюстрации с изображением всех времен года ,

аудиозапись «Голоса природы » .

Ход занятия:

Воспитатель и дети встают в круг и выполняют упражнение, направленное на улучшение настроения.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг, и я твой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель : ДЕТИ, Я ХОЧУ ПРЕДЛОЖИТЬ ВАМ СОВЕРШИТЬ УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ И ВОЛШЕБНОЕ путешествие. В СТРАНУ, ГДЕ ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА БЫСТРО СМЕНЯЮТ ДРГ ДРУГА. МЫ ПОБЫВАЕМ В КАЖДОМ ИЗ НИХ, УЗНАЕМ КАКАЯ ПОГОДА БЫВАЕТ В РАЗНЫЕ ВРЕМЕНА ГОДА.

– А на чем можно отправиться в путешествие? (дети предлагают свои варианты).

– А можно, я вам предложу отправиться в путешествие на облаке?

Хотите? Тогда в путь. Вот и наше облако.

– Сейчас мы произнесём волшебные слова. Вот беда, я их забыла.

Помогите мне – придумайте свои волшебные слова. (Дети предлагают

Дети рассаживаются на облаке.

Воспитатель : Земля прощай, в добрый путь! (звучит песня «Облака» , дети летят на облаке).

-Звучит музыка осени (аудиозапись) . Шум ветра, шум дождя.

Воспитатель: Что вы слышите дети? Ответы детей.

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.

Но не касалась елочек и сосен.

-Дети, как вы думаете, в какое время года мы попали? (ответы детей.)

Воспитатель выставляет картинку. (Слайд)

Послушайте стихотворение «Наступила осень»

Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на берёзе
Золотом горят.
Не слыхать весёлых
Песен соловья.
Улетели птицы.

-О каком времени года это стихотворение? (осень)

– Какая погода бывает осенью ? (Солнечная, дождливая, ветреная, осенняя, хмурая, пасмурная, скучная, унылая, прозрачная, чистая, золотая).

– А животные, что делают осенью? (Готовятся к зиме)

– А что происходит с листьями на деревьях? (Они желтеют, краснеют и опадают с деревьев. Начинается листопад).

– Что убирают с полей, огородов? (собирают овощи и фрукты).

– Что собирают осенью в лесу? (Грибы, ягоды лесные).

Физкультминутка «Золотая осень»

Солнце светит высоко,

(Дети поднимают руки вверх).

(Поглаживают лицо ладонями).

Нам с тобою хорошо,

Дома не сидится.

(Выполняют ходьбу на месте).

Мы пойдем с тобой гулять,

Будем листья собирать.

(Имитация собирания листьев).

Соберем большой букет.

(Изображают большой букет, разведя руки перед собой).

Сколько красок раздает

(Руки разводят над головой).

Наше путешествие продолжается.

– Ой, ребята что-то похолодало. ( Звучит музыка зимы : вьюга воет) .

– На что похожа эта музыка? (Это ветер задул, снежинки закружились, вьюга разыгралась).

Вот вам загадка.

Дел у меня немало : я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

Белю поля, дома, зовут меня…( Зима)

– Ребята, а чего так много зимой? (Зимой много снега)

– А вот, посмотрите, на облаке появились снежинки. Ловите их. Вот так.

(дети имитируют, как они ловят снежинки и любуются ими) .

– Какое время года наступило? (ответы детей) . Зима.

Воспитатель обращает внимание детей на картинку. (Слайд)

Читает стихотворение И. Сурикова «Зима»:

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

И под утро снегом

Ребята давайте поиграем.

Проводится игра «Подбери признак»

-Зима какая? (снежная, вьюжная, морозная, холодная, дует северный ветер, ледяная, колючая, ветреная, новогодняя).

-Снег какой? (белый, пушистый, искристый, холодный, колючий).

– Ребята, а в какие игры вы любите играть зимой? (Играть в снежки, катать друг друга на санках и плюшках, лепить снеговиков, делать горки).

– Замёрзли? (проводиться этюд с «Вьюга

По сигналу : Вьюга начинается – дети тихо говорят : у-у-у-у

Сильная вьюга – у-у-у-у громко

Вьюга кончается – у-у-у тихо

Вьюга кончилась – молчат.

– Вам не кажется, что потеплело?

– Послушайте, что вы слышите? ( Запись : щебетанье птиц, журчит

ручей, гремит гром.)

– Что происходит? (Ответы детей) .

Ребята, нам надо ещё одну загадку отгадать.

Я раскрываю почки в зелёные листочки

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Зовут меня… Весна !

– Расскажите про весеннюю погоду . (Звонкая, щебечущая, солнечная, дождливая, весенняя, добрая, оживляющая, просыпающаяся, может начаться гроза).

– Что стало со снегом? (Снег начинает таять, на деревьях распускаются почки, на проталинах появляются первые весенние цветы, бегут ручьи).

– Ребята, скажите мне, пожалуйста, кто к нам прилетает из тёплых краёв? (К нам прилетают птицы)

– А какие птицы? (Грачи, ласточки, скворцы, жаворонки, журавли).

– Ребята, а как называются первые весенние цветы? (Подснежники)

А вы знаете, что этих цветов осталось мало в лесу, рвать их нельзя, ими можно любоваться, они украшают весенней лес.

Пальчиковая гимнастика «Маленький подснежник»

К нам Весна лишь заглянула – Протягивают руки вперед

В снег ладошку окунула Руки внизу, перпендикулярно корпусу

И расцвел там нежный, Руки соединяют в бутон на уровне глаз

Маленький подснежник Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)

Ребята давайте поиграем.

Игра с мячом «Весенние вопросы» (Воспитатель бросает мяч и задает вопросы, а дети отвечают одним словом « весенний»).

-Сегодня день какой? (весенний)

-Погода какая? (весенняя)

-Деревья какие? (весенние)

-Цветы какие? (весенние)

– Солнце какое? (весеннее)

– Небо какое? (весеннее)

-Настроение какое? (весеннее)

Наше путешествие продолжается.

– Что-то мне стало жарко. А вам? (Звучит музыка Голоса природы – лето). Что вы слышите? (Ответы детей).

Послушайте загадку :

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

Я море согреваю, купаться приглашаю.

И любите за это вы все меня. Я… (Лето)

– В каком мы времени года? (ответы детей) Лето.

Обращает внимание детей на картинку. (Слайд)

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна,

Значит, это уже лето!

Значит, кончилась весна!

– Какой погодой нас радует лето ? (солнечной, тёплой, жаркой,

знойной, ласковой, морской, дождливой, пасмурной, летней,

грибной, ягодной, лучистой.)

– Что вы знаете о лете. (Летом жарко, солнце светит ярко. Идут тёплые дожди.)

– Что вы любите делать летом? (Купаться в реке, загорать, играть, собирать ягоды, ходить в лес).

Ребята, лес – это наше богатство. Лес надо оберегать.

Воспитатель проводит игру.

Игра «Составь пейзаж»

Воспитатель: Ребята, и Лето, и Осень, Зима и – Весна, придумали для вас задание, как вы умеете составлять пейзаж. Что такое пейзаж? (это картина о природе) . Давайте разделимся на группы, и каждая группа составит свой пейзаж – зимний, весенний, летний или осенний, а мы посмотрим, что у вас получится.

(Дети садятся за столы или ковер и составляют пейзаж из разрезных картинок, детям раздаются конверты). Воспитатель спрашивает у каждой подгруппы какое время года они собрали. (Ответы детей).

Воспитатель читает стихотворение.

Придумала мать дочерям имена:

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

– Ребята давайте посчитаем, сколько всего времен года (Четыре времени года).

– Посмотрите на эти картинки. На ней все времена года, все они идут друг за другом поочередно.

– Вы сегодня молодцы!

– Дети, а какое у вас сегодня настроение? (воспитатель показывает

Карточки с изображением лица человека с разным настроением).

– Найдите карточку с изображением вашего настроения (доброе,

Нежное, тёплое, ласковое, дружелюбное, весёлое, радостное).

– А когда идёт дождь? Какое настроение? (грустное, хмурое, печальное, сонное, унылое).

– Вот и закончилось наше путешествие в волшебную страну времён года.

– Куда мы с вами сегодня путешествовали?

– Перечислите последовательность времён года.

– Что вам понравилось, запомнилось?

– Нам пора возвращаться в детский сад, да и облачко наше заждалось нас.

Рассаживайтесь поудобнее. Дети произносят волшебные слова :

Прощай волшебная страна, в добрый путь.

– А пока мы будем лететь, предлагаю вам послушать замечательную песню.

(звучит песня «У природы нет плохой погоды » )

Дети прилетают в детский сад.

– Спасибо вам за прекрасное путешествие. Мы пойдём гулять и посмотрим, какая погода на улице сегодня , а потом нарисуем ее.

– Какая бы погода ни стояла , каждое время года отличается своим великолепием и радует человека своими чудесами. Недаром говорится, что «У природы нет плохой погоды » .

Молодцы, ребята, все времена года вы знаете .

А сейчас я хочу вам подарить раскраски со временами года .

Конспект занятия “Путешествие по временам года” средняя группа

Содержимое публикации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №76 комбинированного вида»

Конспект итогового

занятия по образовательным областям

ОО «Познавательное развитие» (Мир природы),

ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Лепка)

«Путешествие по временам года»

(для детей средней группы)

Подготовила и провела: воспитатель

Мохова Ольга Николаевна

Цель: обобщить знания о характерных признаках времен года, закрепить навыки художественно-эстетического развития.

Образовательные:упражнять в согласовании имен прилагательных с существительными; продолжать обогащать словарный запас; различать на слух слова с определенным звуком; продолжать совершенствовать умения эмоционально воспринимать стихотворения, замечать выразительные средства; обобщить знания детей о временах года; закреплять умение видеть характерные особенности разных времен года;

– воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения;

– закреплять приемы лепки: скатывание, раскатывание, прищипывание, расплющивание.

Развивающие:продолжать развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание; развивать фонематическое восприятие, образность речи, творческое воображение; развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику рук пластилином, развивать творческие способности посредством использования нетрадиционных средств; совершенствовать умение развивать эстетическое восприятие красоты природы.

Воспитательные:продолжать воспитывать любовь к природе; способствовать созданию у детей хорошего и радостного настроения от игры, продолжать воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

Интеграция образовательных областей.

ОО «Социально-коммуникативное развитие» Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радоваться хорошим работам товарищей; укреплять нравственные качества человека, уважительное доброжелательное отношение к окружающим. Продолжать воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих .

ОО «Физическое развитие»: Продолжать обеспечивать гармоничное развитие детей, формировать правильную осанку, умение осознано выполнять движение при физкультурной минутке. Способствовать к самоконтролю самооценке при выполнении движений, применять здоровье сберегающие технологии при организационной гимнастике, пальчиковой гимнастики.

ОО «Речевое развитие» Обогащать активный словарь детей, развивать мышление,активность.Совершенствовать умение более точно характеризовать ситуацию, фразовых и связанных высказываний. Развивать слуховое внимание, грамматический строй речи.

Методические приемы: организационный момент, вопросно-ответная беседа, художественное слово, загадки о весне, игра с мячом, дидактическая игра «Чудесный мешочек», физкультминутка «Деревце», дидактическая игра «Подбери слово», дидактическая игра «Составь весенний пейзаж», пальчиковая гимнастика «Гриб», продуктивная деятельность детей лепка (украсить дерево по сезону), рефлексия.

Предварительная работа по образовательным областям:

ОО «Художественно-эстетическое развитие», изготовление дидактических игр. Слушание произведений композитора А. Аверкина «Пробуждение природы».

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:пополнение Центра эстетического развития альбомами, настольно-печатными играми «Времена года», дидактическими играми «Домашние животные», «Птицы Мордовии», «Овощи и фрукты».

ОО «Познавательное развитие» рассматривание иллюстраций, альбомов «Времена года», слайдов с явлениями природы.

ОО «Речевое развитие» проведение занятий по продуктивным видам деятельности по лексической теме «Времена года», составление рассказов о временах года, активизация словаря, чтение художественной литературы «Круглый год», С. Маршак, В.Лунин «Весна», В.Биянки «Синичкин календарь», М. Пляцковского «Ромашки в январе», Н. Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А. Проковьев «Звенит капель», вспоминаем сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Беседа о временах года, подбор прилагательных, рассматривание картины «Зимние, летние забавы”», «Животный мир осенью и весной». Разучивание с детьми стихотворение о временах года.

ОО «Физическое развитие» проведение подвижных игр: «Перелет птиц», «Скворечники», разучивание физкультурной минутки «Деревце», пальчиковой гимнастики «Гриб».

Используемые формы организации познавательной деятельности детей: на занятии используется групповая форма организации деятельности детей и фронтальная форма, что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребенка к самовыражению. Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, совместное сопереживание, дифференцированный подход к детям.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: аудиозапись музыкальных фрагментов «Времена года» П. И. Чайковского. Солнце. вылепленный образец иллюстрация одуванчика.

Раздаточный: заготовки-картины с рамой на каждого ребенка, пластилин,(зеленого и желтого цвета) ,стеки, доска для лепки, влажные салфетки для рук, поляна(зеленый материал), смайлики.

Словарная работа:ручьи, скворечник, сосулька, пейзаж.

Место проведения:групповое помещение.

Ход занятия:

Воспитатель: (Воспитатель организовывает детей): я предлагаю вам встать в круг и взяться за руки. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне и друг другу.

Сегодня у нас необычное занятие, оно волшебное потому что мы будем путешествовать по временам года. Давайте вспомним какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень.)

Воспитатель: Послушайте внимательно мою загадку и отгадайте?

Воспитатель: «Кто в году четыре раза переодевается?» (Эта наша земля)

Воспитатель: А Саша прочитает нам стихотворение о временах года:

Первой к нам зима идет,

Новый год она ведет.

За зимой второй весна,

Говорят: весна красна.

Третьим лето – все в цветах

И с малиной на кустах.

А четвертой осень,

Ветер с клена листья сбросил.

Воспитатель: Нам пора отправляться в путешествие. Путешествовать мы будем на самолёте. Ну, что, полетели?(музыкальное сопровождение)

(Дети встают друг за другом, заводят моторчики, расправляют крылья. (это действие повторяется после каждого времени

Воспитатель: Как вы считаете, куда мы прилетели? В какое время года?

Послушайте, сейчас нам прочитает стихотворение Дима. (читает стихотворение о весне)

По земле весна идёт,

Свою музыку несёт.

Эту музыку послушать

Каждый рад в зелёной пуще.

Воспитатель: о каком времени года прочитал стихотворение Дима?(весна)

Воспитатель -А какое время года изображено на картине?(весна)

Воспитатель: Что вы знаете о весне? Какая она весна?

(Весна, прекрасное и чудесное время года. Вся природа просыпается весной после зимних холодов. Появляются светлая, нежная зелень, первые цветы, прилетают птицы, просыпаются бабочки).

Воспитатель: Дети, посмотрите в окно и скажите: Какая погода весной за окном? (Солнечная, пасмурная)

Воспитатель: А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май).Молодцы. А теперь послушайте внимательно мои загадки о весне и отгадайте их.

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня…(Весна)

Синяя сосулька плачет

Но от солнца нос не прячет.

И весь день под птичью трель

Кап-кап-кап – звенит. (капель)

Вдоль дорожек без труда

Мчится талая вода.

Снег от солнечных лучей

Превращается в. (ручей)

Смастерим для птичек дом

С круглым маленьким окном.

Вот скворец сел на орешник,

Строем мы ему. (скворечник)

Воспитатель: А теперь пришла пора полететь в другое время года и так, заводим моторчики, расправляем крылья, полетели.

Воспитатель: Ребята, а это где мы оказались? Узнать эту станцию поможет нам Оля (читает стихотворение о лете)

Летом солнце ярко светит,

Птички радостно поют!

Развлекаются все дети,

И танцуют и поют!
Воспитатель:Как вы думаете. о каком времени года Оля прочитала стихотворение? (это лето, самое теплое время года).

Воспитатель: Что несет с собой лето?

( веселье, цветы, ягоды, зелёная трава и ясная, солнечная погода )

Воспитатель: И у лета есть свои три месяца. Как вы думаете какие? (Июнь, июль, август.)

Воспитатель: Послушайте песенку лета и вспомните то, чем особенно понравилось и запомнилось вам лето (звучит музыка Чайковского).

-Что вы представили?

(сбор ягод, купание в реке, прогулка в лес и т. д.)

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Бывает, не бывает»

Игра «Бывает, не бывает»

Воспитатель: Я вам буду называть явление природы, что бывает летом, если это бывает, то хлопните в ладоши, если не бывает .топните ногой.

Мороз летом?- не бывает

Сосульки летом?-не бывает

Снег летом?-не бывает

Солнышко летом ?-бывает

Воспитатель: Молодцы. А наше путешествие продолжается. Летим дальше.

Воспитатель: Вот и прилетели, а где мы оказались нам расскажет Амалия (читает стихотворение про осень)

Утром мы во двор идём,

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Воспитатель: Как вы думаете, как называется время года?

Воспитатель: Правильно. У осени тоже есть свои три месяца. Назовите мне их (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

Воспитатель: Кто может сказать, какая погода бывает осенью, что происходит с природой и животными?

( Идут дожди, дует ветер, солнце греет меньше. Деревья сбрасывают листву, животные заготавливают запасы на зимовку.)

Воспитатель: Правильно. А теперь давайте поиграем в игру «Чудесный мешочек».

Дидактическая игра « Чудесный мешочек».

Воспитатель: Прислала нам осень свои дары: спелые плоды. Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. А теперь представьте огород, в котором выросли овощи.

Опустели сады и огороды, а все фрукты и овощи оказались в «Чудесном мешочке». Догадайтесь (на ощупь) , что в мешочке, достаньте это и опишите.

Дети составляют описательные рассказы об овощах и фруктах

(один ребенок рассказывает, остальные дополняют).

Воспитатель: Молодцы. А сейчас я вам предлагаю отдохнуть.

Физкультурная минутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветер тише, тише, тише

Деревцо всё выше, выше.

Воспитатель:-А теперь мы летим дальше, занимаем свои места в самолёте.

Воспитатель: Итак, куда же это мы прилетели, мы узнаем когда отгадаем мою загадку. Отгадайте загадку и узнаете, о каком она времени года.

Дел у меня не мало,

Я белым одеялом,

Всю землю укрываю

Зовут меня Зима. (Это время года – зима).

Воспитатель: У зимы есть тоже три месяца, назовите мне их, пожалуйста. (декабрь, январь, февраль).

Воспитатель: Есть ли среди них теплый месяц?

Дети: Нет, все зимние месяцы холодные.

Воспитатель: А какая погода бывает зимой и, что происходит с природой и животными?

( Погода холодная, ветер, мороз, снегопад, многие животные и природа зимой впадают в спячку, водоёмы замерзают, покрываются льдом.)

Воспитатель:Каждое время года прекрасен по своему, но самое красивое время года -это весна, потому что весной все оживает, пробуждается ,появляются первые весенние цветочки. А какие весенние цветы вы знаете?(подснежники, одуванчики, мать и мачеха).

Я предлагаю вам пройти в нашу мастерскую и нашу полянку превратить в весеннюю,а этого мы слепим одуванчиков.

Воспитатель: Пройдите за столы.(воспитатель дает инструктаж).

Воспитатель: Прежде, чем приступить к работе сделаем с вами пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Гриб»

Этот пальчик в лес пошёл (загибаем мизинчик)

Этот пальчик гриб нашёл (загибаем безымянный палец)

Этот стал его рубить (загибаем средний палец)

Этот стал его варить (загибаем указательный палец)

Ну а этот его съел потому и потолстел (загибаем большой палец)

Воспитатель: Можете приступать к работе.(звучит тихая ,спокойная музыка)

Воспитатель: Как у вас красиво получилось! Молодцы!

Воспитатель: Ну а наше путешествие заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад.

Вам понравилось наше путешествие?

В какие времена года мы с вами путешествовали?

В какие игры мы с вами играли?

А что вам больше всего понравилось?

Рефлексия «Смайлик».

(Дети и воспитатель подходят к мольберту со смайликами).

-Мне понравилось наше путешествие по временам года, поэтому я прикрепила веселый смайлик.

-Молодцы, наше путешествие окончено, можете быть свободны.

1. От рождения до школы.Оснавная образовательная программа дошкольного образования /Под ред.Н.Е Веркасы,Т.С.Комаровой,М.А Васильевой-3-еизд.испи доп.–МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2005

2. Брозаускас Л.Г., Нужная А.Н., Занимательное обучение дошкольника: Спор на кухне. – СПб.: Издательство «Союз», 2001. – 192 с. (Серия «Азбука развлечений»).

3. Кузнецова Е.К., Тихонова И.А., Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. (Серия «Программа развития»).

4. Нефедова К.П., Посуда и столовые принадлежности. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 96 с. (Знакомство с окружающим миром. Развитие речи).

Конспект занятия «Времена года»

Целеполагание:

1. Активизировать в речи детей употребление сложных предложений, прилагательных (подбором определений); закрепить умение описывать предмет по его основным признакам; упражнять в регуляции темпа речи, интонации и силы голоса, выделение звука в слове.

2. Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времен года; развивать мышление, фантазию при сочинении небылиц.

3. Воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю, желание заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологической среде.

Оборудование: аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года»; слайд-шоу с пейзажами и сюжетами времён года (весна, лето, осень, зима), проектор, доска; «ковер-самолет» (красочное покрывало); иллюстрации перелетных и зимующих птиц; снежинки из салфеток на каждого ребёнка; колпак и палочка; «чудесный мешочек» с овощами и фруктами; сказочный персонаж домовёнок Кузя; мяч.

Ход:

I . Воспитатель: Дети заходят в группу под музыку П.И. Чайковский «Времена года».

Придумала мать дочерям имена:

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

II . Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о нашей природе, о нашей земле. Мы отправляемся в путешествие по разным временам года и вспомним, что мы о них знаем.

– Путешествовать мы будем на необычном сказочном транспорте – ковре-самолете. Ребята, как вы думаете, почему именно этот транспорт я выбрала для нашего путешествия в мир природы? (ковер-самолет не загрязняет окружающую среду, сверху лучше видны все красоты природы).

Дети рассаживаются на ковре и закрывают глаза. Включается музыка П.И. Чайковского.

1 остановка: Зазвенели ручьи,

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Весна.)

  • Проекция слайд – шоу весенних пейзажей и сюжетов на доску.

Воспитатель:

– Какая весна в нашем краю?

(холодная и теплая, пасмурная и солнечная, дождливая, зеленая и т.д.).

– Что хорошего вы знаете о весне?

(природа оживает, появляются подснежники –первые цветы, набухают почки на деревьях и появляются листья и т.п.)

– Назовите весенние месяцы?

– Кто весну на крыльях приносит?

– Как называются эти птицы?

– А как называют птиц, которые не улетают в теплые края?

Физминутка. Подвижная игра « Зимующие и перелетные».

(игра проводится с использованием иллюстраций птиц)

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем, становитесь в круг. Если я назову перелетных птиц – « летите» и «машите крыльями». Если назову зимующих птиц – приседайте и хлопайте в ладоши.

Дети поют: «Друг за другом мы идем, дружно, весело поём. Надо думать не зевать, только верно называть».

Воспитатель: Молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза (музыка П.И. Чайковского).

2 остановка: Весна пройдет, а за нею …

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (лето).

  • Проекция слайд – шоу летних пейзажей и сюжетов на доску.

– Какое лето в нашем краю?

(теплое, ясное, жаркое, долгожданное, красное).

– Что хорошего несет с собой лето?

(веселье, цветы, ягоды, зелёная трава и ясная, солнечная погода и т.п.)

Приглашает нас лето поиграть, по лугу поскакать.

Игра «Зверь, птица, насекомое, небылица».

Дети идут по кругу и говорят: «Мы по лугу шли, колпачок нашли». В это время воспитатель надевает на одного из детей большой колпачок, который закрывает глаза, и дает ему в руки палочку.

Ребенок в колпачке крутится, останавливается, указывая палочкой на кого-нибудь из детей, и произносит, например: «зверь». Ребенок в кругу берет палочку с другой стороны и называет любого зверя, и т.д.

На слово «небылица» дети придумывают небылицу о любом времени года.

Воспитатель: Замечательно, молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза (музыка П.И. Чайковского).

3 остановка: Прошло лето, а за ним…

Когда это бывает? (Осенью).

  • Проекция слайд – шоу осенних пейзажей и сюжетов на доску.

Дидактическая игра « Чудесный мешочек».

– Прислала нам осень свои дары: спелые плоды. Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. Постучите по столу. Слышите, как осыпаются с деревьев фрукты? А теперь представьте огород, в котором выросли овощи. Ваши руки превратились в лопатки, выкопайте ими овощи.

Опустели сады и огороды, а все фрукты и овощи оказались в «Чудесном мешочке». Догадайтесь (на ощупь), что в мешочке, достаньте это и опишите.

Дети составляют описательные рассказы об овощах и фруктах

(один ребенок рассказывает, остальные дополняют).

– Чем вам осень нравится?

(красивый осенний пейзаж, сбор богатого урожая)

– Чем осень может огорчить?

(пасмурной, дождливой погодой)

Воспитатель: Молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза (музыка П.И. Чайковского).

4 остановка: Прошла осень, а за нею …

Когда это бывает? (Зимой).

Проекция слайд – шоу зимних пейзажей и сюжетов на доску. Воспитатель: Ребята, я предлагаю каждому из вас сдуть со своей ладошки снежинку.

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Воспитатель:

– Какие ваши любимые развлечения зимой?

(катание на горке, санках, коньках, игры с друзьями в снежки)

– Какая зима в нашем краю?

(снежная, морозная, долгая, белая, веселая и т.д.).

Физкутминутка: «Зимние ветра» (ЗКР).

Заметет дорожки пороша: « ш – ш –ш – ш»,

(дети двигают опущенными вниз руками из стороны в сторону).

Завьюжат вьюги: «в- в- в- в», ( круговые движения руками).

Закружит метель: «у- у- у- у», (дети кружатся и садятся).

Воспитатель: Ребята, давайте побеседуем о любимом времени года, вот мое любимое время года – весна, которая следует за зимой. Весной появляются самые нежные и прекрасные цветы – подснежники и вся природа оживает и «просыпается».

А теперь я хочу узнать о вашем любимом времени года. Придумайте о нем красивое предложение.

Воспитатель : Спасибо, ребята за ваши рассказы, а сейчас мы с вами посмотрим на ваши развлечения и игры, в разные времена года.

  • Проекция слайд – шоу с фотографиями детей и их занятиями в каждое из времён года.

III . Слышится стук. Появляется кукла домовёнка Кузи:

– Ой- ой – ой! Я так спешил, так бежал, а все равно опоздал! Мы с друзьями помогали взрослым красить заборчик около дома. А вы, ребята, что сделали полезного для нашего поселка? (ответы детей)

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полом,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите.

Кузя дарит каждому из ребят на память о занятии поделки воспитанников подготовительной группы (аппликации по временам года).

Воспитатель: Спасибо тебе, Кузя за такое замечательное стихотворение и напутствие нашим ребятам и за подарки. А вы, ребята, больше читайте, слушайте, наблюдайте. Учитесь видеть, слышать, чувствовать.

Подведение итогов:

Игра в кругу с мячом (обратная связь):

Куда мы с вами сегодня путешествовали?

Перечислите последовательность времён года.

Внеклассное занятие: Культура речи, 5-6 класс

1.Обитатель морского дна.
2.Цветок, царица всех цветов.
3.Часть света.
4.Музыкальный инструмент.
Воспитатель: Вы видите, что слова в этом кроссворде читаются одинаково и по горизонтали, и по вертикали. Это магический квадрат.
Следующая головоломка – разгадывание метаграмм. Напомню: метаграмма – это разновидность шарады, когда нужно заменить одну букву другой и получится новое слово.
1.С «м» – тебя я одеваю, с «л» – собакою зовусь,
С «ч» – над морем я летаю, с «г» – в машине нахожусь.
(Майка-лайка-чайка-гайка)
2.Конечно, метаграмма эта весьма проста и несложна:
Я с «у» – далёкая планета, а с «и» – я в Азии страна
(Уран-Иран)
3.Я зверь пушной, известный всем.
Имеющий мой мех – гордится.
Но дай мне «р» на место «н»,
И мех мой в перья превратится.
(Куница-курица)
4.С «б» – смертельна я бываю, с «м» – меха я пожираю,
С «р» – актёру я нужна, с «с» – для повара важна.
(Боль-моль-роль-соль)
5.Я цвет одинаковый часто имею:
И с «г» зеленею, и с «к» зеленею.
Но с «к» вам рискованно быть:
Могу и до слёз довести и убить.
(Луг-лук)
6.С «п» – людей я развлекаю, всякой сказки- ярый враг.
С «з» – по полю удираю от охотничьих собак.
(Паяц-заяц)
Воспитатель: Богата русская речь и всевозможными интересными оборотами, которые не всегда бывают понятны по происхождению, но сказанные к месту, делают речь меткой и интересной. Это фразеологические обороты.
Этому посвящена 7-я страница журнала.
Мы часто говорим «крокодиловы слёзы», «попал впросак» и т.д. Сейчас мы попытаемся объяснить этимологию некоторых словосочетаний. Скажите, когда мы говорим «попал впросак»?
Ученик: «Попал впросак» – это значит, что человек попал в неловкое положение.
Воспитатель: Правильно. Когда-то на Руси сучили верёвки, растянув их на большом стане по всему двору. Такой стан назывался «просак». Попадёшь в него, запутаешься в верёвках, едва выберешься – тебе неловко, другим смешно. Поэтому мы и говорим «попал впросак», когда человек попадает в неловкое положение.
Ребята, а как понимаете выражение «гонять лодыря»?
Ученик: Это значит бездельничать.
Воспитатель: Правильно. В первой половине XIX века в Москве популярный врач Лодер лечил больных минеральными водами, главным образом, от ожирения. В сад Лодера приезжали московские богачи. После приёма минеральных вод их заставляли гулять по саду. От заведения Лодера, «гонявшего» бездельников, и пошло выражение «гонять лодыря», то есть бездельничать.
А когда мы употребляем в своей речи выражение «как белка в колесе»?
Ученик: Когда человек хлопочет, суетится, но всё без толку.
Воспитатель: Верно. Когда в купеческих домах для забавы сажали белку в клетку с колесом, оно вращалось, и испуганный зверёк без остановки бегал в колесе. И про человека, который всё время хлопочет, суетится, но часто без толку, мы говорим «крутится, как белка в колесе».
О чём говорит нам словосочетание «спустя рукава»?
Ученик: Когда плохо выполняется работа.
Воспитатель: Правильно. В старину на Руси одежда шилась с рукавами длиной чуть не до пола. Спустя такие рукава работать, конечно, было неудобно, и работа выполнялась кое-как. Когда работа плохо выполнена, мы и говорим «спустя рукава».
Культура речи предполагает и культуру поведения. Только уважение к своему собеседнику не даёт культурному человеку засорять свою речь грубыми, неправильными словами.
Открываем 8-ю страницу журнала под названием «Деловые игры».
Сейчас мы проверим, как вы усвоили то, о чём только что говорили. Для этого проведём несколько деловых игр. Необходимо разделиться на команды. Каждая команда получит карточки. Вы все вместе обсудите, как правильно ставить в словах ударение, какие окончания в словах надо вставить вместо точек. Через 1-2 минуты представитель каждой команды должен это обыграть.
(Раздача карточек, Звучит тихая музыка, ребята совещаются)
«На вокзале».
-Добрый вечер!
-Добрый вечер!
-У вас есть билеты на поезд до Москвы?
-Только плацкартные.
-Мне нужно дв…(-е,-а) плацкарт…(-ы, -а).
-Две? Сейчас узнаю…Есть.
-Спасибо.
-Торопитесь. Поезд уже подошёл.

« В универмаге»
-Пойдём в универмаг.
-Нет, очень далеко.
-Далеко? Три квартала всего.
-А ты что хочешь купить?
-Мне нуж…(-ен,-на).тюль. Хорошо бы купить пару простых чул…(-ок, -ков).
=Пойдём, пойдём. Мне тоже нужно кое-что купить: пары две нос…(-ков, -ок), несколько полотен…(-ец, -цев), яич…(-ый, -ую)_ шампунь.
-Вон трамвай (идёт, едет). Побежали.
-Надо (-за, -о)платить проезд. Передайте, пожалуйста, кондуктору за проезд.
-Вы (-вы, -с)ходите на следующей остановке?
-Пойдём в обувной отдел. Как много красивых туф…(-ель, -лей) и сапог…)-ов)! Дайте, пожалуйста примерить лев…(-ую, -ый) туф…(-лю, ель).
-Полож…(-и, -ь) свёрток в сумку.
-Давай купим ещё пару простын…(-ь, -ей).
-Сейчас я (-о, -за)плачу в кассу. Кто…(последний, крайний)?

«В столовой»
-Что возьмём на первое?
-Я люблю украинский борщ.
-А я возьму молочн…(-ую, -ый) вермишель.
-Смотри, на второе жареная камбала.
-Пожалуй, надо взять тефтели, салат из помидор…(-ов) или баклажан (-ов).
-А на третье? Стакан сок…(-а, -у).или компот из яблок…(-ов)?
-Можно и стаканчик ча…(-ю, -я). Вот бы ещё кусочек сыр…(-у, -а).
-А знаешь, есть кофе. Он…(-о) у вас горяч…(-ий, -ее)?
-Мне дайте пирожок с повидл…(-ом, -ой).
-Смотри, даже торты есть. Возьмём два торта?
Воспитатель: Ребята, наше занятие подходит к концу. Но прежде, чем перевернуть последнюю страницу журнала, я хочу спросить у вас, какой теме посвящён устный журнал? О чём мы говорили?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Как вы поняли, что такое культура речи?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Классик русской литературы Иван Сергеевич Тургенев сказал: «Владеть в совершенстве великим, могучим, правдивым и свободным русским языком – не только профессиональный, но и гражданский долг каждого человека».
И в заключении послушайте стихотворение Зумакуловой «Два языка».
Ученица: Родной язык! Он с детства мне знаком.
На нём впервые я сказала «мама»,
На нём клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нём.
Родной язык! Он дорог мне, он мой,
На нём ветра в предгорьях наших свищут,
На нём впервые удалось услышать
Мне лепет птиц зелёною весной.
Но, как родной, люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо, каждый миг,
На нём живые трепетные чувства
Открылись мне, и мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье».
Большое счастье жить в большой стране!
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне…
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой.
Забыв родной язык – я онемею,
Утратив русский – стану я глухой.
Воспитатель: Спасибо. Наше занятие подошло к концу и закончить его хочется словами Алексея Максимовича Горького: «Надо обогащать себя знанием русского языка, бороться за чистоту, за смысловую точность и остроту языка, так как это есть борьба за орудие культуры».
Благодарю всех за участие и внимание.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Культура речи в общении. Дикционный тренинг»

Формирование и раскрытие творческой индивидуальности. Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности, для открытия и развития способностей в артистической, художественной, литературной деятельности. Способствование повышения роли культуры речи в общении.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya_1.doc 106 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленская область

«Культура речи в общении. Дикционный тренинг»

Разработала: педагог дополнительного образования

Ситкина Наталья Анатольевна

Тема занятия: «Культура речи в общении»

  • формирование и раскрытие творческой индивидуальности;
  • создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности, для открытия и развития способностей в артистической, художественной, литературной деятельности;
  • способствование повышения роли культуры речи в общении.
  • формирование тренингов, позволяющих добиться правильной речи;
  • обучение навыкам работы над дикцией и чистотой произношения;
  • развитие артистической смелости, актерского внимания, воображения и фантазии;
  • развитие навыков сценического общения: работа с воображаемым и реальным предметом;
  • воспитание творческой личности.

презентация, глоссарий, газеты, , фотоматериалы.

Оборудование и материалы:

  • методическая разработка урока,
  • фломастеры, карандаши,
  • диски с музыкальными отбивками,
  • магнитофон,
  • зеркало.

Время проведения занятия:

3 часа (2ч.35 мин.)

Место проведения: кабинет Центра детского творчества.

  • словесный,
  • наглядный,
  • практический,
  • аудиовизуальный.

Форма проведения занятия:

  1. Презентация.
  2. Беседа, с объяснением нового материала.
  3. Показ наглядностей.
  4. Практическая работа учащихся в группах.

б) ответы на вводные в тему вопросы.

Объяснение нового материала:

а) актуальность данной темы.

б) I блок занятия: разминки.

в) II блок занятия: речевые техники.

г) III блок занятия;

д) IV блок занятия.

Подведение итога занятия

Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. Потому нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи заключается не только умении избегать ошибок речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словесный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.

Речь –одна из самых важных характеризующих черт человека. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей и наоборот, отталкивать. Речь также может оказывать сильное впечатление на настроение нашего собеседника. Таким образом , культура общения складывается из умения слушать собеседника, речевого этикета, а также соблюдения правил хорошего тона.

Нередко, увлекаясь темой разговора, мы совсем забываем о культуре общения, стараемся навязать собеседнику свою точку зрения по поводу темы разговора, не пытаясь вникать в доводы, которые приводят наш визави, попросту его не слушаем , и наконец, стремясь заставить всех окружающих согласится с нашим взглядом на вещи, пренебрегая речевым этикетом, перестаём следить за собственными словами.

По правилам культуры общения, категорически запрещено оказывать давление на собеседника. Кроме того, что навязывать свое мнение – очень некрасиво, это ещё и неэффективно. Ваша манера, скорее всего, вызовет защитную реакцию партнера, и тогда ваш разговор в лучшем случаи просто не сложиться.

Умение слушать – непременная составляющая культуры общения. Если вы проявляете неподдельное внимание к мыслям и чувствам того, с кем разговариваете, если искренне уважаете мнение своего собеседника, можете быть уверены в том, что вы хороший собеседник и людям приятно с вами общаться. Умение слушать

является залогом вашего успеха в любой жизненной ситуации и в любом обществе.

Но как быть в том случаи, когда вы придерживаетесь правил культуры общения и следуете речевому этикету, а ваш собеседник, пренебрегая правилами хорошего тона, пытается перетянуть вас « на вашу сторону»? Если вам не нравиться манера общения вашего визави или вы не согласны с тем, в чём он вас старается убедить, выразите свою точку зрения, начав речь с этикетного клише: «Вам не кажется, что……»

Если во время разговора у вас с собеседником завязался спор, в итоге которого вы осознали свою неправду, по правилам культуры общения вы должны признать свою ошибку. Не доводите ситуацию до конфликта.

Очень важна гимнастика для губ, языка и нижней челюсти.

Мы будем овладевать упражнениями, они будут возрастать по сложности меняться тип, от медленного к более подвижному и быстрому.

В работе будем использовать маленькое зеркало для фиксирования и контроля точности движений артикуляционного аппарата.

Общая дыхательно –голосовая разминка.

Вдох всегда берется на счет 1-2 и, начиная со второго упражнения, сочетается со сменой позы.

  1. Лежа на спине сконцентрировать на ощущениях расслабленного теплого тела ( лето, пляж) . Вдох ( носом) на счет 1-2, выдох через приоткрытые губы на счет 1-6.
  1. Вдох на счет 1-2 сильно подтягиваем к груди правую ногу, придерживая ее двумя руками за подъем. В этом положении выдох 1-6.
  1. На счет 1-2 правую ногу выпрямляем, одновременно сгибая левую. Выдох на 6 счетов в этой позе.
  1. Обе ноги прижимаем к груди ( ноги согнуты в коленях) придерживаем за подъём – вдох на счет 1-2. В этой же позе – выдох на 6 счетов.
  1. Перекрещивая ступни ног, разводим колени в стороны ( руки придерживают колени). Выдох на 6 счетов.
  1. Из этой позы делаем свечку. Удерживаем на выдохе до 6.
  1. Медленно опускаем ноги – вдох , лежа на спине – выдох на счет 6.
  1. Перевернуться на живот, голову кладем на скрещенные руки. Вдох на 6 счетов.
  1. Приподнимаемся на локтях – вдох, в этой же позе выдох. Прогнуться на вытянутых руках.
  1. Руки выпрямляются в перед, прогибаемся, отрывая ноги и руки от пола – вдох на 6.
  1. Взявшись руками за лодышки , принять позу рыбки – выдох на счет 6.

Освободив ноги, переворачиваемся на спину и отсюда начинаем цикл заново.

Выдох на звуке «М».

(Настраиваем резонаторскую систему, вызывая работу верхних и нижних резонаторов).

Следующий цикл – «М» с гасными.

Следующий цикл – мнулли

«На мели мы лениво налима ловили.

Для меня вы ловили леня.

О любви не меня ли вы мило молили.

И в туманы лимана манили меня.»

По мнению большинства людей, речь – это всего лишь механизм оформления своих мыслей в слова. Но это ошибочное суждение. Речь и речевой этикет – это важные инструменты в налаживании общения с людьми, в установлении контактов, в повышении продуктивности общения, в склонности массовой аудитории на свою сторону.

Помимо всего прочего, культура речи оказывает огромное влияние на манеру поведения самого говорящего. Ведь всем известно, что манера речи и выбор слов при диалоге не только настраивают собеседника на нужный лад, но и программируют наше собственное поведение. Мы следим за своим речевым этикетом, взвешиваем каждое сказанное и услышанное слово.

Верхняя губа поднимется и опускается. Нижняя на месте. Нижняя опускается , верхняя на месте. Попеременное движение губ.

  1. Верхняя губа на счет «раз» поднимается вверх, приоткрывая верхние зубы, на «два» медленно опускается вниз. 5-6 раз.
  2. Попеременное движение верхней губы вверх – вниз и нижней губы- вниз- вверх.

Общий счет 1-4. Выполнить 5-6 раз.

После упражнения – обязательная проверка словами

с гласными звуками ы,и,

Примеры слов: вишня – филин, дикий- дырка, зычный – зил,

Лыко- лик, Нина- нытик, ринг- рыба, цирк- цыпки.

  1. Верхняя губа приоткрывает верхние зубы, несколько выворачиваясь веред – на счет 2 раз», на счет «лва» – опускается. Нижняя губа приоткрывает нижние зубы, при этом несколько выворачивается. На счет «раз»- «два». Повторить 5-6 раз.
  2. На счет «раз»- «два» движение «Парус» для верхней губы.

«три»– «четыре»- движение для нижней губы.

Проверка на односложных словах с буквой «у» под ударением.

  1. На счет «раз» вытянуть губы хоботком, напрячь их, затем расслабить их.

Повторить 5-6 раз.

  1. Движение выпяченных вперед губ «хоботка» ( или «пяточка»)

по кругу на счет 4 в одну и другую сторону.

1.Движение высунутого языка по кругу циферблата (плавное с фиксацией на цифрах 3-6-9-12). Движение по часовой стрелке и обратно.

2. Зажав в вытянутых вперед губах воображаемый «карандаш», «написать» цифры от 1 до 10 или своё имя или фамилию печатными буквами. Сбросить напряжение пофыркиванием.

  1. Сильным давлением кончика языка на нижние зубы заставить нижнюю челюсть опуститься в низ- «раз» На счет «два»- освободить. Упражнение выполнить 5-6 раз.

Давление языка в верхние зубы .Заставить верхнюю челюсть

Подняться «раз». «Два»- отпускаем.

2.Давление языка на нижнюю губу (отодвигание её) –«раз».

Отодвигаем верхнюю губу- «раз», «Два»- освобождаем.

  1. Попеременное движение на счет 4.
  1. Резкое выбрасывание языка («жало змеи» ). Подцепив «капельку яда» в глубине языка, резко выбрасываем язык вперед.
  2. Рот приоткрыт. Язык помещен на нижнюю губу и меняет свою конфигурацию:

То же самое- за зубами.

  1. Кончиком языка достать кончик носа – «раз»- «два», на счет «три-«четыре».
  2. Прокалывание кончиком языка щек.

Упражнения театрального тренинга.

Бег с препятствиями.

Бег по кругу с заданными темпом ритма. Ритм меняется, педагог предлагает различные ситуации:

– светит солнце в глаза,

– сильный ветер дует в спину,

– злая собака и тд.

Раскрепостить детей, тренировать внимание, чувство ритма.

Две команды садятся друг за другом. Под счет. А затем кто вперед делают ритмичные движения как при плавании на байдарке.

Тренировка чувства ритма, чувства друг друга

Все участники «берут» скакалки и прыгают заданное число раз. Говоря четверостишие:

На скакалке я скачу, научиться я хочу

Так владеть дыханьем . чтобы, звук

Держать оно могло бы

глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Раз ,два ,раз, два, раз, два.

Можно прыгать целый час.

Развивать у детей внимание, умение пользоваться диаграммой (правильно дышать)

Участники, на полу обыгрывая табуретки пулемётами, повторяют вместе три раза:

Так, так, так говорит пулемет,

Так, так, так говорит пулемёт.

Затем каждый в отдельности говорит эту фразу, вкладывая в неё ненависть к воображаемому врагу.

Тренировать голосовые связки, тренировать дыхание.

Сочинить сказку или рассказ.

Участники садятся в полукруг. Первый говорит предложение, второй повторяет сказанное и добавляет своё, и т.д. Рассказ необходимо построить по правилам драматургии.

Развить у детей фантазию, память, познакомить с драматургическими правилами построения произведения.

Участники «берут» топоры и со звуками 2Ах», «Ох», «Ух», «Их» «рубят дрова».Дрова разрублены на конец фразы.

Развить у детей память физических действий, речевой аппарат, пластику.

По хлопку ведущего участники по очереди подстраиваются друг к другу в мизансцену, не перекрывая никого. У первого задача принять позу, чтобы она была (примерно) понятна другим. От последнего начинают отмирать говоря то что изображали.

Чувствовать друг друга, развивать фантазию, общение.

Участники делятся на четыре команды, договариваются, что будут петь, и вместе исполняют песни. Задача не перекрикивать,

а держать свою мелодию, не сбиваясь, в то же время слышать, мелодию что поют партнеры из соседних команд. (То же упражнение – только каждый участник

поёт свою песню).

На развитие слуха, внимания, голосовых связок

Наше занятие подходит к концу. И последнее упражнение «Маска». Каждому учащемуся я раздам заранее приготовленные театральные маски из картона. И каждый из вас дорисует на театральной маске свои эмоции и оденет её. Все встают в круг и делятся впечатлениями о проведенном занятии.

Таким образом, подведем итог занятия.

Мы с вами уточнили, что культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. И нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Мы узнали что, культура речи заключается не только умении избегать ошибок речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словесный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.

Речь –одна из самых важных характеризующих черт человека. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей и наоборот, отталкивать. Речь также может оказывать сильное впечатление на настроение нашего собеседника.

Таким образом, культура общения складывается из умения слушать собеседника, речевого этикета, а также соблюдения правил хорошего тона.

На этом, наше занятие закончено. Спасибо за работу. Всего вам доброго!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: