Возрастные характеристики развития речи детей дошкольного возраста

Нормальные показатели речевого развития у детей

Развитие речи в норме описывается ВОЗ (всемирной организацией здравоохранения), педиатрами РФ. Многолетний опыт позволяет ученым и практикам сделать вывод, как должно протекать развитие малыша от рождения до школьного возраста, когда появляются в норме первые слова, речь становится связной и логичной. Опираясь на имеющиеся данные, можно понять, имеются ли у ребенка нарушения, стоит ли обращаться к логопеду, неврологу.

  • Что такое норма речевого развития
  • Нормы речевого развития по возрастам
  • От 0 до года
  • От года до 7 лет
  • Советы логопеда

Что такое норма речевого развития

Педиатры, неврологи, логопеды, педагоги в работе с детьми опираются на нормы речевого развития. К ним относятся свойственные каждому отдельному периоду жизни ребенка прогрессы в говорении, эмоциональном развитии. С рождения специалисты наблюдают за малышом, как он учится отзываться на голос взрослого, реагирует на речь извне, начинает «гулить», лепетать и постепенно приходит к полноценному процессу говорения.

Психологи предупреждают, опираться полноценно на критерии ВОЗ не стоит. Каждый ребенок индивидуальность, личность, которой свойственны отличительные качества. Один малыш может заговорить в 2 года, другой в 3 и это будет являться нормой. Главное, вовремя реагировать на отставание в речевом развитии, заниматься с ребенком, проходить обследование. Зачастую проблемы кроятся в свойствах характера крохи.

Нормы речевого развития по возрастам

Ошибочно мнение, что речь зарождается, когда малыш произносит первое небольшое слово. Формирование происходит сразу после рождения, когда новорожденный учится воспринимать и понимать родителей, слушать и слышать, воспроизводить звуки (акт гуления), лепетать. Первая улыбка − это тоже речевое развитие. Для малышей до года свойственно эмоциональное жестовое общение с помощью движений, мимики.

После года наступает пора, когда ребенок может не только показать, но и пытается объяснить, что ему нужно. В такой период важно подыграть крохе и можно специально попросить его проговорить слово, сделать вид, что взрослый не понимает малыша. Это стимулирует к познанию, процессу говорения. Ребенок понимает, если он хочет что-то получить, нужно потрудиться, произнести слово так, чтобы его поняли.

От 0 до года

Представленная таблица помогает определить наличие отклонений у ребенка от норм, понять, стоит ли обращаться за помощью к профессионалу. Не стоит забывать, что может быть отклонение от нормы в несколько недель, месяц. Воспринимать информацию нужно в совокупности. Только если ребенок на протяжении нескольких месяцев отстает от параметров ВОЗ, можно обращаться к неврологу.

Возрастной этап Характеристика
0-2 месяца Появление реакции на взрослую речь, ребенок смотрит в сторону того, кто обращается к нему. Возникают первые звуки, улыбка, спонтанные вокализации, эмоциональные всплески при общении с близким человеком.
3 месяца Важный этап в развитии речевого дыхания. Появляется первый смех, «гуление», «воркование». Новорожденный экспериментирует с гласными: протягивает, поет.
4 месяца Возраст, когда появляется комплекс оживления, ребенок проявляет радость в ответ на общение со взрослым. Плавно один звук переходит в другой: «ооооооуууу, ааааааооооо».
5 месяцев Возникают первые попытки сказать что-либо с помощью звукослияния: ма, ба, па, ня, ди и т. д. Гласные начинают соединяться с согласными, возникает активное гуление.
Полгода Малыш всё больше пытается войти в контакт со взрослым при помощи лепета, гуления, возникает спонтанное соединение слогов: гуга, дади, нати, мами, баба и т. д.
7 месяцев Ребенок активно использует лепет в разговоре, понимает, что речь диалогична. После произнесенных фраз (гага, ба, мама, ня и т. д.) малыш делает паузу, ждет ответную реакцию собеседника.
8-12 месяцев Кроха может произносить цепочку слогов с различной интонацией. Появляются первые несложные слова: мама, дай, папа, на, незя. К 11-12 месяцам ребенок знает до 15 слов, активно использует их в речи.

От года до 7 лет

Активно проявляются зачатки речи в дошкольном периоде. В 3 года важно провести первую диагностику, показать ребенка логопеду, если имеется отставание в развитии, возникли неврологические проблемы. Ранняя консультация поможет малышу легче адаптироваться в детском саду, освоить процесс говорения.

Возраст Характеристика
От 1 до 2 лет На втором году жизни появляются несложные предложения в общении: «Мама кушать», «Баба дай» и т. д. Словарный запас колеблется от 30 до 50 слов к 1,5 годам. В 2 года ребенок должен знать до 200-300 слов. Появляются первые слова и интерес к окружающему миру: что это, кто это, зачем? Таким образом малыш познает действительность, важно помогать ему в этом.
От 2 до 3 лет Нормы речевого развития детей дошкольного возраста связаны в большей степени с поступлением ребенка в дошкольное учреждение, внедрением в социальную среду. У крохи появляются первые предложения, окрашенные по смыслу и контексту: «Хочу домой», «Мама пойдём гулять». К 3 годам сохраняются трудности в звукопроизношении свистящих, шипящих, сонорных: р, н, л, м, щ, ш, ч, ц, с. Словарный запас к 3 годам увеличивается до 100 слов.
От 4 до 5 лет Возникает второй период вопросов: почему, зачем, как? Малыш активно познает окружающий мир с помощью взрослого и самостоятельно. Дети разговаривают к 4 годам предложениями, речь дошкольника становится более связной, контекстной, содержательной. В 4 года кроха может называть группу предметов, пересказывать с помощью взрослого небольшой рассказ, заучивать стишки. Словарный запас к 5 годам увеличивается до 2000 слов. В речи малыша присутствуют все части речи: местоимения, причастия, наречия, прилагательные, глаголы, существительные.
От 5 до 7 лет Ребенок активно участвует в разговоре, может составлять содержательные рассказы к 6 годам. Без помощи взрослого способен пересказать небольшой рассказ, стихотворение. Умеет составлять несколько предложений, текст по картинке. К 6-7 годам должны отсутствовать дефекты в произношении звуков. Словарный запас к 7 годам до 2500 слов.

Советы логопеда

Если невролог или психиатр при первом осмотре поставил ребенку диагноз ЗРР (задержка речевого развития), не стоит паниковать. У каждого ребенка имеется запас времени до 3 лет, когда он может начать говорить. Это может произойти в год, опережая развитие по нормам ВОЗ или ближе к 3 годам. Главное, при недоразвитии речи пройти полноценное обследование, чтобы исключить наличие патологий неврологического или органического характера.

Читайте также:
Задержка речевого развития у детей

Если помимо ЗРР врачи не ставят малышу сопутствующих диагнозов, ребенок вполне здоров, задержка речи − его индивидуальная особенность, он заговорит позже. Родители в силах помочь крохе быстрее справиться с трудной задачей, для этого нужно:

  • больше читать сказки, петь песенки, рассказывать истории и стихи малышу;
  • гулять на свежем воздухе и общаться с крохой во время прогулки, обсуждая окружающие явления природы;
  • играть в подвижные и настольные игры, проговаривая цвета, формы, времена года и т. д.;
  • собирать с малышом пирамидку, кубики, мозаику;
  • больше разговаривать с малышом, даже если он пока не может полноценно ответить взрослому;
  • посещать театры, спектакли, цирк музеи.

Следует уделять достаточно времени для общения с ребенком. Желательно отказаться от просмотра телепередач и компьютерных игр. Внимание и родительская любовь помогут в речевом развитии и создании хорошей базы для получения новых знаний.

Возрастные особенности речевого развития детей

Речевое развитие детей 2-3-лет.

На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребенком словаря. Увеличивается число называемых предметов не только быта, но и тех, которыми малыш часто (но не постоянно) пользуется; в своих высказываниях он употребляет почти все части речи; овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов с 2,5 лет), начинает согласовывать прилагательные с существительными, удлиняет простые предложения, пользуется бессоюзными сложносочиненными предложениями и ситуативной речью Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребенка. В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребенка. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их; упражняясь в правильном произнесении звуков и слов, он укрепляет артикуляционный аппарат.

Рекомендации по развитию речи ребёнка в семье

В семье

Много разговаривать с ребенком на понятные и близкие ему темы. Продолжать учить понимать и выполнять простые инструкции. Учить ребенка отвечать на вопросы, связанные с жизнью и практическим опытом («Что ты делал?», «Во что играли?», «Что ты ел?» и др.).

Во время игр с ребенком учить его правильно произносить звуки, разговаривать (используя речевые и внеречевые средства). Закреплять названия различных предметов (посуда, мебель, одежда, обувь, игрушки и пр.); некоторые действия и взаимоотношения; признаки, обозначающие величину, цвет, вкус. Учить использовать эти слова в речи.

Рассматривать предметные и сюжетные картинки. Слушать и понимать несложные рассказы по ним. Повторять рассказы по вопросам взрослого.

Игры и упражнения по развитию речи ребёнка дома

Посмотри-ка, что я вижу

Посадите ребенка перед окном и сядьте рядом с ним, или просто возьмите его к себе на колени. Начните беседовать с ним о том, что вы видите за окном. Спросите малыша: «Что ты видишь во дворе?» Например, если ребенок произнесет слово «машина», спросите: «Где едет машина?» Постоянно старайтесь поддерживать у вашего малыша желание разговаривать. Найдите в журналах картинки, на которых изображено то, что вы видели. Показывайте эти картинки ребенку и напоминайте ему о том, о чем вы уже разговаривали раньше.

Мы ходим и трогаем вещи

Двухлетние ребятишки любят трогать все, что попадает им под руку. Вы можете помочь своему ребенку узнать больше о том, до чего он дотрагивается, если будете специально привлекать его внимание к этому. Во время купания, например, очень хорошо порассуждать о том, что ноготки на пальцах ног на ощупь твердые, а волосики мягкие. Походите с малышом по дому, дотрагивайтесь вместе с ним до разных вещей, а что бы превратить эту прогулку в забаву, приговаривайте: Сейчас мы дотронемся, мы сейчас дотронемся, Возьмем и дотронемся до _____ (название вещи) Выбирайте предметы с различной текстурой: мягкие, твердые, холодные, скользкие, грубые, колючие и т.д. Сравните вместе с ребенком разные вещи: «Это тверже, а это мягче».

Чему же научится ваш ребенок? Получит представление о текстуре предметов

Поговорим о нашей семье

Раскройте альбом с фотографиями членов семьи. Показывайте фотографии ребенку и по отдельности называйте каждого, кто изображен на них: мамочка, папочка, дедушка и т.д. Разложите фотографии на столе и попросите малыша найти среди них маму или папу или еще кого-нибудь. Возьмите одну из фотографий и спросите: «Кто это?» Что бы он не ответил, обязательно дайте правильный ответ. Опять посмотрите вдвоем все фотографии и, когда установите «кто есть кто», расскажите что-нибудь о каждом из членов семьи. Например: «Папа тебя очень любит» и т.д.

Чему же научится ваш ребенок? Приобретет навыки наблюдения

Пальчик в домике

Игры с пальчиками, если они сопровождаются незатейливыми стишками, очень полезны для развития речи; кроме того, они вовлекают в действие как правое, так и левое полушария мозга. Читая стишок, делайте следующее:

Пальчик в домике сидит, (сожмите руку в кулак таким образом, чтобы большой палец оказался внутри)

Затаился и молчит.

Выходи скорей, я жду.

Подожди, сейчас приду (резко вытолкните большой палец из-под других пальцев и издайте взрывной звук)


Речевое развитие детей 3-4 лет.


Рекомендации по развитию речи ребёнка в семье

На четвертом году жизни у детей заметно улучшается произношение, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: названия игрушек, посуды, одежды, мебели. Шире используют, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи преобладают простые, но уже распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Инициатива к общению все чаще и чаще исходит от ребенка. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленить в слове звуки, но они легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников.
В семье

Много беседовать с ребенком. Активизировать слова, обозначающие наименование, действие, признаки предметов. Поощрять использование слов, обозначающих материал, из которого сделаны предметы; объекты и явления природы.

Следить за правильным употреблением окончаний существительных, прилагательных, глаголов во фразах. Поощрять употребление сложных предложений.

Учить слушать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.

Вызывать у ребенка желание пересказывать (при помощи взрослого) знакомые сказки и рассказы разными средствами: с опорой на картинки, средствами драматизации.

Игры и упражнения по развитию речи ребёнка дома

Что бывает…. Какое бывает…

Начните игру словами:

«Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…» и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную — с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…)

«Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… » и так далее о других предметах или живых существах.

«А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?»

Что сначала, что потом

Познакомьте ребенка с понятиями «сначала» и «потом» на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.

Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:

сначала чай наливают, потом пьют

сначала человек ложится спать, потом встает

сначала самолет взлетает, потом…

сначала птичка откладывает яичко, потом…

Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.

Или, наоборот, «запутывайтесь», произносите «неправильные» фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:

сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить,

сначала у собачки рождается щенок, а потом из щенка вырастаем большой кот…

Поменяйтесь ролями — ребенок начинает, вы продолжаете.

Еще одна устная игра.

Вы задаете вопрос — ребенок отвечает.

«Что будет, если я встану ногами в лужу?»

«Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?» и так далее. Затем меняйтесь ролями.

Правила — аналогичны другим устным играм: взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот.

Начало может быть таким:

«Солнышко — светит, сияет, греет, а еще….»

«Чайник — свистит, кипит,…»

«Машина — едет, гудит, светит,…»

«Снег — идет, тает,…»

«Кошка — бегает, ходит, пьет, спит,…»

Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:

И лягушка, и зайчик — прыгают.

И птица, и муха летают.

И снег, и дождь выпадают на землю.

И снег, и лед — тают.

Цель: усвоение грамматических основ русского языка.

Для этой игры Вам понадобится мяч или мягкая игрушка. Перекидывайте друг другу мяч, сопровождая своё действие вопросом:

Где растут листья? (На ветке).

Где растут ветки? (На дереве).

Где растут деревья? (В лесу).

Задание можно усложнить. Вы, сидя на полу, перекатываете мяч по полу ногами. При этом нельзя помогать себе руками.

Цель: развитие внимания, памяти, навыков классификации предметов, освоение правильного употребления родовых местоимений.

Нам понадобится любая вместительная коробка. Конечно, было бы просто замечательно обернуть её красивой бумагой, или просто раскрасить. Тем самым мы изначально заинтересуем ребенка. Кладём в неё самые разные предметы, но не более четырёх. Теперь можно звать малыша.

Посмотри, какая красивая коробка! Давай заглянем, что в ней лежит?

Достаём предметы по одному, кратко описывая.

Смотри. Это мяч, он круглый и синий. А вот кукла. У неё нарядное платье и жёлтый бант. Ой! А это сладкое, вишнёвое варенье

После просмотра всех вещей, сложите их обратно. А теперь предложите ребёнку отгадать по Вашему описанию, какой предмет вы хотите достать из коробки.

Она в нарядном платье и с жёлтым бантом. Он круглый и синий. Оно сладкое и вишнёвое.

После того, как все предметы вновь будут выложены, попросите малыша забрать только игрушки. Если вместе с игрушками он заберет и варенье, обратите на это внимание ребенка. Необходимо объяснить, что с игрушками мы играем, а варенье это еда и играть с ним нельзя.

Цель: развитие внимания, пространственной ориентировки, закрепление предлогов В, НА, ПОД.

Предложите Вашему малышу поиграть в «прятки-догадки».

Я расскажу тебе историю про одного мальчика (девочку), а ты постарайся выполнить всё, о чём я буду говорить.

Жил-был мальчик (девочка). Однажды они с мамой играли в прятки. Думал мальчик думал и решил спрятаться под стол. Смотрит мама — нет её мальчика. Где же он? Может быть, под диваном? Посмотрела — там его нет. А может быть он под стулом? И там нет. А, вот он где — под столом!

Далее вы рассказываете, как мальчик залез на стул, притаился в шкафу и т.д.

Цель: развитие речи и логического мышления, навыков классификации предметов, расширение словарного запаса.

Спрячьте игрушку или картинку с изображением котёнка.

Угадай, кто к нам пришёл в гости? Его мама — кошка, а папа — кот.

Так же обыгрываем других гостей домашних или диких животных.

После того, как все гости соберутся, нужно уточнить, что в гости к нам пришли домашние (дикие) животные.

«К нам пришло письмо»

Цель: развитие связной речи, воображения.

Напишите Вашему малышу письмо от имени его любимого сказочного героя или игрушки. Запакуйте в конверт и тожественно вручите ребенку.

Прочтите письмо и предложите вместе сочинить ответ. Придумайте тему послания.

Давай напишем, какие у тебя разные игрушки. И как ты с ними умеешь играть.

Внимательно рассмотрите те игрушки, о которых будете писать (не более трёх), обговорить, как с ними можно играть.

После этого запишите рассказ ребенка, проговаривая то, что пишите.

Цель: развитие речи, внимания, логического мышления.

«Давай, поиграем в путаницу. Я буду читать запутанное стихотворение, а ты постарайся его распутать».

Прочитайте малышу коротенькие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Рифма текста не всегда соответствует смыслу текста.

Знает это ребёнок любой —

У апельсина цвет … голубой.

А собака … мяукает.

Как на нашей улице

Крякали две … курицы.

Известно каждому ребенку —

Корова — мама жеребёнка.

Речевое развитие детей 4-5 лет.

К пяти годам отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи детей, у большинства из них заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливей. Возрастает речевая активность детей, они все чаще и чаще задают вопросы взрослым. Дети начинают овладевать монологической речью.

Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры (пятилетние дети могут употреблять предложения, состоящие из 10 и более слов) часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок. Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в словах.

Рекомендации по развитию речи ребёнка в семье

1. Развитие лексической стороны речи.

Расширять и активизировать словарный запас на основе углубления представлений ребенка об окружающей действительности. Много рассказывать и показывать ребенку, водить его на экскурсии, проводить наблюдения, рассматривать отдельные объекты и предметы.

Активизировать в речи слова, обозначающие качества и свойства предметов в различных видах детской деятельности (трудовые поручения, самообслуживание, изобразительная деятельность, художественный труд, наблюдения и др.), рассказывать и показывать ребенку различные качества (легкий, тяжелый), признаки (пластмассовый, металлический) и свойства (тонет, плавает) предметов рукотворного и природного мира. Доказать (показать) свойства в практическом плане (например: пластмассовая лодочка плавает, так как она легкая, а металлический ключ тонет, так как он тяжелый). Обращать внимание ребенка на то, из чего сделаны предметы (из дерева — деревянный, из кирпича — кирпичный и др.).

2. Формирование грамматического строя речи.

Обращать внимание ребенка на правильное употребление предлогов, выражающих пространственные отношения. Для этого в повседневной жизни создавать специальные житейские и игровые ситуации, позволяющие упражнять ребенка: в правильном употреблении предлогов; в умении действовать в соответствии со словесной инструкцией, содержащей изучаемые предлоги.

Упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?). С помощью волшебной палочки все может и исчезать: были кони — и нет коней; были окна — и нет окон; были яблоки — и нет яблок и т. д. (тарелка без яблок, окна без штор и т. п.).

Учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении и спрягать глагол хотеть. Упражнять ребенка в образовании существительных при помощи суффиксов. Закреплять приемы словообразования существительных по теме «Животные и их детеныши».

Закреплять умение образовывать глаголы с помощью приставок. Использовать наблюдения за действиями игрушечных персонажей, других людей (шел – зашел – вышел – перешел – ушел; лез – залез – вылез – перелез – подлез; прыгает – подпрыгивает – перепрыгивает – запрыгивает и т. д.).

3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

По рекомендации педагогов проводить с ребенком специальные игровые упражнения по развитию и совершенствованию звуковой культуры речи.

Упражнять ребенка в выделении заданного звука в словах (в начале слова); в умении подбирать слова на заданный звук (в начале слова). Следить за четким и спокойным произнесением слов и фраз.

4. Развитие связной речи детей.

Закладывать семейную традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, о семейных и детсадовских мероприятиях и др., где вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы). Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону, в общественных местах и т. п. Поощрять стремления ребенка описывать понравившиеся предметы и игрушки; пересказывать понравившиеся сказки, произведения (фильмы и мультфильмы).

Возрастные характеристики развития речи детей дошкольного возраста

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

В возрасте от 3 до 7 лет происходят самые значительные речевые изменения. Формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая сторона речи.

Бесплатные занятия с логопедом

В возрасте от 3 до 7 лет происходят самые значительные речевые изменения. Формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая сторона речи. Развитие речи детей дошкольного возраста проходит в несколько этапов, на каждом из них ребенок приобретает новые умения и становится на ступеньку выше в использовании слова.

Значение развития речи у детей в дошкольном возрасте

Развитие речи у детей многими взрослыми воспринимается как главный показатель интеллекта. Такой подход объясняется тем, что в высказываниях и разговоре прослеживается осведомленность и логика. Безусловно, мышление и речь как психические процессы тесно взаимосвязаны. Но речевое развитие является только частью интеллектуального уровня личности.

В то же время, для дошкольника речь – многофункциональное средство. С ее помощью он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Слова помогают ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности. Благодаря речи дети приходят к восприятию и использованию образов.

Речь дошкольника эгоцентрична и спонтанна. Он больше говорит для самого себя, используя повторения и монолог. Это как мысли вслух, с произношением которых приходит понимание. Слова служат усилителем деятельности и поддерживают ребенка в его действиях.

Для детей дошкольного возраста в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают окружающий мир. В то же время, дети учатся говорить и стремятся быть понятыми.

Задачи речевого развития

Психоречевое развитие ребенка происходит, прежде всего, в силу закономерных процессов созревания организма и становления личности. Все, чем неосознанно руководствуется малыш, познавая мир, — это его потребности. Взрослые же прекрасно понимают, что ребенок должен за несколько лет осилить немалый путь в развитии речи. К тому времени, когда наступит пора идти в школу, дошкольнику необходимо:

  • Знать и использовать много слов
  • Понятно и связно говорить
  • Используя речь, получать различную познавательную информацию
  • Общаться со сверстниками и взрослыми

Перечисленные задачи – самые важные в речевом развитии детей дошкольного возраста. Они решаются постепенно на каждом возрастном этапе.

Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольников

Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста обусловлены тем, что каждый год их жизни задает свой темп и ритм. Годы дошкольного детства насыщены освоением действий, формированием психических процессов, накоплением эмоционального опыта.

Если сравнить, каким ребенок был год назад, и каким он стал через год, то эти перемены разительны. Речевые навыки за такой промежуток времени меняются кардинально. В активном словаре ребенка количество слов может увеличиться почти в 2 раза, высказывания становятся образными и эмоциональными. С каждым годом дошкольник переходит на новый уровень речевого развития.

Становление речи ребенка от 3 до 4 лет

С каким речевым багажом дети входят в дошкольный возрастной период? Они знают уже более 1,5 тысячи слов. В их высказываниях встречаются практически все части речи с преобладанием глаголов и существительных.

Ребенок уже не довольствуется показом действий, а стремится их описать и объяснить словами. Речь в 3-4 года еще аграмматична. Отдельные слова объединяются неуклюже, отражая исключительно интерес, потребность и желание ребенка. Никакой логики и умозаключений на этом этапе не прослеживается. Предложения простые и короткие.

Мышление ребенка еще сильно привязано к наглядной ситуации и основывается на сиюминутных впечатлениях. Поэтому его речь ситуативна. Это значит, что без внешних подсказок в виде окружающих предметов или явлений, сложно понять, о чем говорит малыш.

Фонематический слух ребенка уже сформирован, но многие звуки еще не даются в произношении по причине сложной артикуляции. Особенно трудно справляться со словами, где идут подряд несколько согласных звуков. Дети такие сложные моменты искажают или вообще пропускают.

Формирование речевых навыков у детей от 4 до 5 лет

Дошкольник в 4 года оперирует значительным запасом слов, активно использует простые предложения. В некоторых звукосочетаниях удается произносить шипящие, но произношение еще неустойчивое. Ребенок настойчиво повторяет, если окружающие не могут сообразить, о чем он говорит.

Формируется ориентировка на звучание слова. Дети начинают придумывать лишенные смысла слова, но так, чтобы получалась забавная рифма: кашка-малашка, котенок-потенок…

Такое желание выискивать речевые аналогии называют словотворчеством. Оно постепенно активизируется, начиная с 3-х лет, и наиболее ярко проявляется к 4,5-5 годам. Это оригинальная практика, которая помогает ребенку в процессе экспериментирования многое познать в родном языке. Появление словотворчества – признак того, что у дошкольника наступает первичное овладение грамотой.

К 5-ти годам грамматический строй речи в высказываниях приобретает новый уровень. Дошкольник составляет сложноподчиненные предложения, учитывает порядок следования слов, употребляет слова в соответствующих падежах, изменяет по родам и числам.

Но выделяются еще далеко не все грамматические формы. Даже пятилетки, не задумываясь, могут употребить «я высокее Коли», «мой карандаш тонкее» и другие подобные высказывания.

Особенности развития речи дошкольника 5-7 лет

Речевые навыки поднимаются на новый уровень в старшем дошкольном возрасте, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит связная речь.

Связной или контекстной называют такую речь, которая связана смысловым содержанием. Это содержание довольно полно раскрывает мысль или намерение говорящего, а мысль выражается последовательно и правильно построенными предложениями.

Познавательно речевое развитие старших дошкольников позволяет им излагать свои мысли понятным языком. В этом возрасте дети говорят, ориентируясь на слушателя.

6-летка осваивает речевое планирование. Если ранее слова сопровождали действие или шли за ними, то в старшем дошкольном возрасте они выходят на первый план. Дошкольник сначала продумывает и рассказывает, что он намеревается сделать.

Важным достижением является появление речевых форм деятельности. Старший дошкольник воспринимает как деятельность слушание, рассказывание, чтение, рассуждения.

Нормы развития речи у дошкольника от 3 до 7 лет

Результаты исследований речи дошкольников дают возможность установить усредненные показатели. Рассмотрим, какие уровни речевого развития предполагаются на каждом возрастном этапе – у младших, средних и старших дошкольников. Для удобства представим данные в таблице.

Таблица. Ориентировочные нормы речевого развития детей дошкольного возраста

Составляет простые предложения. Использует глаголы, существительные и местоимения (часто указательные этот, тот).

Произношение: смягчает звучание, не выговаривает звук Р, реже –Л, К, Г. заменяет шипящие на свистящие.

Буквально понимает значение слова. Интересуется звучанием слова, сочиняет рифмы и новые созвучные слова.

Использует уменьшительные суффиксы.

Использует союзы а, и, но, а также подчиненные что, когда, потому что

Выражает количественные и качественные отношения: много-мало, высокий-низкий

Произношение: преодолевает смягчение, осваивает почти все звуки, частично справляется с произношением Р.

Составляет сообщения из нескольких предложений, объединенных общим смыслом.

Правильно строит предложения с точки зрения грамматики. Видоизменяет слова при помощи суффиксов.

Осваивает склонение существительных и спряжение глаголов.

Звукопроизношение должно быть правильным.

Активность родителей в развитии речи ребенка

Родителям важно учитывать, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп развития. Замечая у своего дитя проблемы в развитии речи в дошкольном периоде и некоторое расхождение с нормами, им не стоит ревностно сравнивать с другими и догонять сверстников, во что бы то ни стало. Однако оставлять без внимания этот вопрос нельзя.

Родительская помощь необходима дошкольнику в познавательно речевом развитии. Дети при поддержке родителей успешно продвигаются в следующих направлениях:

  • формирование словарного запаса
  • словотворчество
  • развитие умений словесного описания.

В повседневном общении с ребенком у родителей есть сотни возможностей употреблять новые понятия и пояснять, что они означают. Такое простое участие взрослых значительно расширит активный словарик дошкольника.

Словотворчество позволяет ребенку лучше понять язык и способствует развитию чувства ритма. Кроме пользы в речевом развитии, это занятие приносит несказанное удовольствие детям. Эмоциональность речи, совместное придумывание с мамой или папой новых слов всегда сопровождается смехом и радостным настроением.

Родители могут успешно обучать ребенка словесным описаниям. Взрослый может рассказывать истории и описывать происходящее дошкольнику, подавая пример связного высказывания, а потом предложить ему подобным образом описать, что тот видит вокруг. Такие занятия просты в исполнении, их можно реализовать в любой обстановке – дома или на прогулке.

Развитие речи детей в разных видах деятельности

Взаимосвязь речи и содержания деятельности усиливается с возрастом. Потребность в словесном выражении отличается в разных видах деятельности.

Занимаясь своей игрушкой, дошкольник ведет с ней диалог. Такая односторонняя беседа может быть внутренней, не выраженной словами. Но чаще ребенок произносит вслух все свои обращения к игрушечному другу.

Иные условия предлагает игра со сверстниками. Необходимо обращаться к партнеру, также важно его услышать, обмениваться информацией. Если в младшем дошкольном возрасте словесное общение в игре простое и может ограничиваться ролевым участием, то старшие дошкольники часто используют объяснительную речь.

Речь дошкольника, представляющая целостное сообщение и полностью описывающая ситуацию, называется объяснительной.

Объяснительная речь хорошо развивается, когда дошкольники договариваются о правилах игры или слаженных действиях, объясняют устройство игрушки.

Творческая деятельность дошкольника также пронизана речью. Детский рисунок часто нуждается в пояснениях. И не только в связи с тем, что взрослый расспрашивает, что же изображено на листе. Чаще сам автор желает рассказать, что он нарисовал. Речевое описание неизменно обогащает содержание картинки. Или ставит точки над i, если изображено нечто непонятное.

С помощью речи дети передают характер своих персонажей, таким образом, преодолевая ограничение собственных художественных способностей.

Формирование речевых навыков дошкольников в общении

Коммуникативная функция речи не менее важна, чем познавательная. Речь и возникает на основе потребности в общении как самое удобное средство контактирования.

Общение детей создает подходящие условия, чтобы запустился природный механизм развития общих речевых навыков.

Уже 3-летка старается в общении со сверстником использовать речь в 4 из 5 случаев. Сначала «разговор» малышей строится по большому счету из глаголов и существительных. Потом к ним прибавляются оценивающие прилагательные: хороший, плохой, добрый… Так начинает формироваться связная контекстная речь.

Занимаясь своим делом, дети непрестанно говорят: сопровождают словами действия, обращаются друг к другу. Любопытно, что они часто при этом принимают точку зрения партнера по игре.

Дети никогда не спрашивают, понял ли их собеседник. У них срабатывает критерий — раз сказано, значит, должен понять. Тем более что слова, привлекающие внимание, говорящий обязательно употребляет: «посмотри», «видишь» и т. п.

Речь в общении со сверстниками более эмоциональная и связная, и этому есть объяснения. Дошкольник связан со сверстниками общей деятельностью. Дети играют, и в процессе что-то обсуждают, выясняют. Контекст этих разговоров определяется ролями и игрой, но форма речевого общения зависит от расположенности и симпатий к некоторым друзьям.

Общение дошкольника со взрослыми чаще имеет познавательный характер. Беседа строится вокруг бытовых тем, родители стараются следить за речевыми нормами в высказываниях ребенка. Сверстники этих норм не знают, поэтому речевое общение протекает свободно, чем привлекает детей.

Речевое развитие является частью формирования познавательной сферы дошкольника. Восприимчивость к новой информации, умение выразить словами свои мысли и состояния, значительный словарный запас – важнейшие составляющие, которые обеспечивают дальнейшее развитие и социализацию личности.

Характеристика речи детей дошкольного возраста

Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности речи детей дошкольного возраста и необходимость ее развития

Дошкольный возраст – это период развития ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. В рамках этого периода выделяют три ступени:

  • младший дошкольный возраст – 3-4 года;
  • средний дошкольный возраст – 4-5 лет;
  • старший дошкольный возраст – 5-7 лет.

Развитие речи у детей воспринимается многими взрослыми в качестве основного показателя интеллектуального развития. Это объясняется тем, что высказывания и разговор помогают отследить осведомленность и логику ребенка. Мышление и речь тесно связаны между собой, но степень развития речи – только часть интеллектуального уровня личности.

Вместе с тем, речь для дошкольников является многофункциональным средством. Она помогает получить информацию и установить контакт с окружающим миром. Словами ребенок закрепляет в сознании результаты предметной деятельности. Также слова помогают детям воспринимать и использовать образы.

Речь дошкольника отличается эгоцентричностью и спонтанностью. Он говорит скорее для себя самого, используя монологи и повторения. То есть, речь детей похожа на озвучивание мыслей, с произношением которых приходит понимание. Слова усиливают деятельность и поддерживают ребенка в его действиях.

Детям-дошкольникам одинаково важны познавательная и коммуникативная речевые функции. Слушая взрослых, дети впитывают информацию и открывают окружающий мир. Вместе с тем, дети учатся говорить и стремятся, чтобы их понимали.

Задачи речевого развития

Психоречевое развитие детей происходит, в первую очередь, в связи с закономерными процессами созревания организма и становления личности. Все, чем неосознанно руководствуется ребенок при познании мира – это его потребности. Взрослые люди хорошо понимают, что ребенку за несколько лет необходимо освоить немалый путь в речевом развитии. Пока ребенку пора будет идти в школу, ребенок должен:

  • знать и использовать большое количество слов;
  • понимать речь и связно говорить;
  • используя речь, получать разную познавательную информацию;
  • общаться со взрослыми и ровесниками.

Готовые работы на аналогичную тему

Все названные задачи – наиболее важные в развитии речи детей-дошкольников. Решаются они постепенно на каждой ступени.

Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольников

Психологические особенности развития речи детей дошкольников обусловлены тем, что на каждом темпе их жизни задается свой ритм и темп. Годы дошкольного возраста насыщены освоением действий, формированием процессов психики, накоплением эмоционального опыта.

К трем годам дети обычно знают уже 1,5 тысячи слов. В их фразах можно встретить все части речи, но преобладают в ней глаголы и существительные.

Ребенку уже недостаточно показа действиями, он стремится их описывать и объяснять словами. В 3-4 года речь еще отличается аграмматичностью. Отдельные слова неуклюже объединяются, отражают только интерес, потребности и желания ребенка. Никакая логика умозаключений на данной стадии не отслеживается. Предложения короткие и простые.

Мышление детей еще сильно связано с наглядной ситуацией и базируется на сиюминутных впечатлениях. Поэтому речь детей ситуативна, то есть без внешних подсказок, представленных окружающими предметами и явлениями, сложно понять, о чем говорит ребенок.

Фонематический слух в этом возрасте уже сформирован, но многие звуки еще не удается произнести из-за сложной артикуляции. Особенно тяжело даются детям слова с несколькими согласными звуками подряд.

В 4 года дошкольники уже могут оперировать значительным запасом слов, активно используя простые предложения. В отдельных словосочетаниях они произносят шипящие, но их произношение отличается неустойчивостью. Начинается формирование ориентировки на звучание слова. Дети могут придумывать слова, лишенные смысла, но смешно рифмующиеся с уже им известными, например, каша-малаша.

К пяти годам грамматический строй речи в высказываниях выходит на новый уровень. Дошкольник может составлять сложноподчиненные предложения с учетом порядка слов, употребляет слова в нужных падежах, изменяет их в родах и числах.

В период старшего дошкольного возраста речевые навыки переходят на новый уровень, и ситуативные простые предложения постепенно сменяются связной речью.

Связная, или контекстная речь – это речь, связанная смысловым содержанием. Содержание достаточно полно раскрывает мысль или намерение говорящего, а мысль выражается последовательно и правильно построенными предложениями.

Познавательное речевое развитие детей старшего дошкольного возраста дает им возможность излагать свои мысли понятным языком. В этом возрасте дети говорят, ориентируясь на слушателя.

Важное достижение этого возраста – появление речевых форм деятельности. Старший дошкольник воспринимает в качестве деятельности слушание, рассказы, чтение и рассуждение.

Формирование речевых навыков детей-дошкольников в общении

Коммуникативная функция речи также важна, как и познавательная. Речь формируется на основании потребности в общении, как наиболее удобный способ контактировать.

Общение между детьми создает подходящие условия для запуска природного механизма развития общих речевых навыков.

Дети, при занятиях своими делами, постоянно разговаривают: комментируют свои действия, обращаются друг к другу. Часто они при этом принимают точку зрения партнера по игре.

В общении со сверстниками речь более связная и эмоциональная, что объясняется тем, что ребенок связан со сверстниками общей деятельностью. Дети играют и в игровом процессе что-то обсуждают, выясняют. Контекст таких разговоров определен ролями и игрой, но на форму речевого общения влияет расположенность и симпатия к отдельным друзьям.

Общение дошкольников со взрослыми чаще носит характер познавательной деятельности. Беседа выстраивается вокруг бытовых вопросов, родители стремятся отслеживать речевые нормы и высказывания ребенка. Сверстники не знают никаких норм, поэтому речевое общение протекает свободно, что и привлекает детей.

Речь детей по возрасту

  • Что такое нормальное речевое развитие
  • Что влияет на правильное развитие речи?
  • Правильному развитию речи способствуют:
  • Основные этапы развития речи
  • Речь ребенка от 2 месяцев до года
  • Нормы речевого развития от 1 года до 2 лет
  • Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет
  • Нормы речевого развития от 4 до 5 лет
  • Нормы речевого развития детей 5 – 7 лет
  • Логопедические занятия по развитию речи
  • Упражнения на укрепление мышц
  • Ошибки родителей
  • Когда стоит обратиться к логопеду

Речевое развитие ребенка – сложный и длительный процесс, который включает в себя обогащение словарного запаса, понимание обращенных слов, умение выражать собственные мысли, чувства, желания. Для каждого возраста характерная своя ведущая деятельность и своя норма речевого развития. К речевому развитию относят также способность составлять предложения, словосочетания, изменять слова по падежам и временам.

Что такое нормальное речевое развитие

Психологи и логопеды выделяют три основных периода в развитии речи:

  1. Подготовительный (от рождения до 1 года).
  2. Преддошкольный (от года до 3 лет).
  3. Дошкольный (3 – 7 лет).

Они разбиваются на более мелкие этапы. В каждый из периодов ребенок – при нормальном речевом воспитании и развитии – должен овладеть определенными навыками общения, научиться конкретным вещам. К примеру, к 3-4 годам словарный запас малыша уже должен достигать 3000-4000 слов. Чем старше ребенок, тем обширнее и разнообразнее должен быть его лексический багаж, тем проще ему становится коммуницировать с окружающими. Если какой-то этап упущен, развитие остановлено (например, к трем годам ребенок все еще находится на стадии «гуления»), то норма нарушена, необходимо обратиться к специалистам за помощью.

Родителям необходимо знать нормы речи в определенном возрасте и формировать эти навыки, не завышая их, но и не занижая. Не стоит на первых порах перегружать малыша разучиванием стихов и песен, не соответствующих его возрасту.

Что влияет на правильное развитие речи?

Существует две группы факторов, которые влияют на развитие речи:

  1. Биологические.
  2. Социальные.

К первым относят различные патогенные факторы, которые могут вредить правильному развитию: сложное внутриутробное развитие, мозговые инфекции и травмы, нарушения слуха, наследственность.

Вторая группа – это сочетание внутренних процессов развития ребенка и внешних условий, которые являются специфичными для каждого возрастного этапа. Например, раннее отделение малыша от матери иногда становится причиной появления эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения. А это, в свою очередь, ведет к речевым расстройствам.

На правильный разговор влияют примеры, образцы для подражания. Ребенок сначала слышит, как говорят в семье, потому начинает пробовать сам. Чтобы верно усваивать слова в процессе игровой деятельности, ребенок сначала накапливает впечатления – это основа для будущих образов и связей с ними в речи. Развитие общей моторики также влияет на правильность разговора. На формирование речевых навыков влияет язык, на котором учится говорить ребенок. Попытка усвоить сразу несколько языков может слегка тормозить ребенка в развитии, речь его может формироваться медленнее.

Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать за огрехи в речи, дразнить или поправлять с раздражением. Это может вызвать замкнутость и нежелание пробовать дальше.

Роль семьи в формировании речевого запаса является ключевой. Родители изучают с ребенком стихи и песни, декламации, приучают малыша говорить с нужной скоростью, отзываются на его попытки вести беседу.

Правильному развитию речи способствуют:

  • Эмоционально положительное окружение;
  • Спокойствие в семье;
  • Умеренное в звуке общение между близкими (без криков);
  • Чувство защищенности в семье;
  • Терпение родителей по отношению к ребенку;
  • Чуткое и доброжелательно поведение воспитателей в детском саду.

Основные этапы развития речи

Речь относится к высшей психической функции. Она зависит от того, насколько развита центральная нервная система. Это и средство общения, и основа мышления. Уже с момента своего рождения малыш попадает в социальную среду, а значит – начинает слушать и учиться общению с окружающим миром. Чтобы быть уверенным, что развитие идет в верном направлении, нужно знать нормы и патологии речи для каждого возрастного этапа.

Речь ребенка от 2 месяцев до года

Эту стадию развития можно условно поделить на три этапа.

Количество месяцев от рождения

Речевые навыки

Нормы речевого развития от 1 года до 2 лет

Следующий год жизни малыша – это продолжение предыдущей стадии. Первые 12 месяцев подготовили артикуляционный аппарат, и ребенок уже активно пользуется собственными словами. Он умеет подражать животным, окружающим бытовым звукам. Выделяют следующие этапы развития:

  • Ребенок узнает отдельные предметы, понимает вопросы касательно их: «где кубик?», «где девочка?» и т.д. Словами и звуками может сопроводить свое действие. «Разговаривает» с другими детьми звуками, подражанием.
  • Малыш знает названия предметов и их качества, эмоциональные оценки. Первые осмысленные слова: кошка «мяу-мяу», собака «ав-ав» и пр. Звуки при этом могут пропускаться.
  • Понимает простые предложения, призывающие к действию: «Идем кушать», «Дай, пожалуйста» и др. Слова обобщают понятия, например «ав-ав» – это сразу все собаки, а не конкретная. В словарном запасе насчитывается уже около 30-40 слов.
  • К полутора годам произносит практически все гласные и часть согласных. Некоторые из них смягчает. Происходят звуковые замены («ко» – молоко). Словарь расширен до 40-95 слов. В речи преобладают жесты, звуки, мимика.
  • Максимально подражает взрослым. Обращается к ним с просьбами: «папа, дай!». Умеет связывать слова в предложения : «катя хочет ля-лю» (куклу). Речь становится самодостаточной, жесты и мимика уходят.
  • Умеет заменять неверно произнесенные слова верными: «ля-ля» – «кукла». К году и 9 месяцам в норме знает порядка 175 слов, в предложениях использует по 3-4.
  • Слушает сказки, стихи и песни, различает слова по звукам (не путает усы и уши). Обозначает свои действия во время игры. Употребляет местоимения и прилагательные.
  • Узнает слова, которые касаются событий из его собственной жизни. «Мы идем гулять в парк, где встретили большую собаку». Речь развивается очень активно в игре с куклами и животными. К 2 годам в словаре около 300-400 слов. Чаще – существительное и глаголы. Добавляются наречия: тут, здесь.

Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет

Этот этап в жизни ребенка писатель Корней Чуковский называл периодом «гениальной лингвистической одаренности». В это время малыши занимаются своеобразным творчеством: они придумывают собственные слова и названия, целые конструкции, рифмуют, сочиняют, создают понятия, известные только им самим. Чем характеризуется этот возраст для речи:

  • В словарном запасе уже 1500–2000 слов. Нормой является некоторое искажение труднопроизносимых слов, перестановка слогов местами.
  • Предложения строятся из трех-четырех слов, в 4 года может произносить распространенные предложения.
  • Используются сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции, однородные члены.
  • Активно используют прилагательные, местоимения, наречия, числительные.
  • Гласные уже может произносить, не делая их мягкими. Фонетические ошибки еще норма. Например, шипящие заменяются свистящими.
  • Возникают сложности с буквами «л» и «р».

  • Речь, в основном, не очень связная, присутствуют отдельные описательные элементы («Это кошка. Она пьет. Она мягкая.»).
  • Легко запоминают и повторяют наизусть стихи, потешки, песни.
  • Приходит понимание ритма, громкости речи. Но малыши еще не в силах их самостоятельно регулировать.
  • Умеют рассуждать и делать выводы.
  • Называют свое имя, фамилию, отчество, имена родных и близких.
  • Обобщает предметы в группы, определяет признаки предметов (чай горячий, мед вусный) и действия (мама спит, папа пришел).

Нормы речевого развития от 4 до 5 лет

В четыре года язык ребенка разнообразен и точен, эмоционально ярок. Он задает вопросы, с удовольствием готов читать и слушать. А также:

  • Словарный запас состоит из 2500-3000 слов.
  • Точно называет предметы и их качества.
  • Придумывает собственные слова и даже стихи.
  • В речи много прилагательных, предлогов.
  • Становится больше личных местоимений
  • Ребенок может составить логически верное высказывание из нескольких предложений.
  • Происходит овладение монологической речью и пересказом.
  • Умеет внятно и красочно описать предмет, картинку, игрушку.
  • Почти все звуки произносятся правильно (могут быть исключения с «Л» и «Р», они формируются дольше всех).
  • Умеет снижать громкость звука, говорить шепотом.
  • Говорит не быстро.
  • Использует выразительную интонацию для чтения стихов.

Нормы речевого развития детей 5 – 7 лет

К шести годам ребенок уже свободно может говорить с ровесниками и со взрослыми. В идеале к семи годам он готов к освоению школьной программы и не испытывает трудностей в общении. Чем характеризуется этот период:

Возраст ребенка в месяцах/годах

Речевые навыки

Логопедические занятия по развитию речи

Самостоятельные занятия с ребенком по развитию и укреплению навыков общения можно проводить дома.

  • Игры на мелкую моторику (пальчиковые)
  • Артикуляционная гимнастика
  • Развиваем слух, звукоподражание и логоритмику (стихи с разнообразными движениями).
  • Игры на развитие слуха, игры на звукоподрожание и логоритмика (стихи с движениями).
  • Учим и читаем стихи для пополнения словарного запаса.
  • Речевое подражание. Показать модель поведения (птички, мамы, кошки) и попросить ребенка воспроизвести с нужными звуками (кошка мурлычет «мурррр..»)
  • Стихи с действием. Рассказывать стихотворение, иллюстрируя его.
  • Чтение.
  • Развитие мелкой моторики. Например, украсить одежду прищепками и попросить ребенка их снять.
  • Обязательное сенсорное развитие (использовать в играх вкус, осязание, обоняние).
  • Угадать, какой предмет звенит; угадать, откуда звук; подражать бытовым звукам.

Упражнения на укрепление мышц

  • «Улыбка». Растягивать губы в улыбке, пряча зубы. Задерживать до 30 секунд.
  • «Забор». Улыбнуться, чтобы было видно все зубы. Задержать улыбку.
  • «Наказать язычок». Рот немного открыть, язык положить на нижнюю губу, шлепать по нему со звуком «пя-пя-пя».

Ошибки родителей

Часто именно невнимание родителей приводит к нарушениям в речи ребенка. Основные ошибки, которые допускаются в семье:

  • Отсутствие помощи малышу. Родители не уделяют внимание общению.
  • Взрослые «сюссюкают», искажая речь, давая малышу неверные образцы для подражания.

Ребенок запоминает, что мягкое, детское его произношение нравится родителям и не спешит от него избавляться, получая таким образом любовь.

  • Игнорирование задержек в развитии.
  • Нежелание заниматься исправлением речи ( в том числе и собственной, например, дефекты произношения, торопливость).
  • Бедный речевой опыт у ребенка. Малыша попросту не приучают к разговору, и ему сложно общаться, он не умеет этого делать.
  • Родители устают и не готовы разговаривать, им легче предоставить ребенку компьютер или телефон с играми.
  • Взрослые мало читают малышу.

Когда стоит обратиться к логопеду

Есть несколько условий, при которых необходимо обратиться за помощью к специалисту.

  1. Не происходит гуления и лепета.
  2. К двум годам совершенно не развит словарный запас или ребенок вообще не разговаривает.
  3. Не произносит простых звуков или подменяет их («к» на «т» и пр.).
  4. Если к трем годам малыш разговаривает на языке, понятном только ему.
  5. Ребенок все понимает, на все реагирует, но не разговаривает.
  6. Если в 4-5 лет речь невнятная, многие звуки не произносятся.
  7. Если после пятилетнего возраста ребенок продолжает говорить мягко («кися»).
  8. К шести годам не произносятся верно отдельные звуки.
  9. Говорит с запинками, повторяет слога, заикается.
  10. Ребенок старше 6 лет не умеет выучить стих, пересказать услышанное.

То, как ребенок разговаривает, говорит о его психическом здоровье. И при любых намеках на отступления от нормы лучше всего обратиться к специалисту. Он подскажет –можно ли выровнять речь в домашних условиях или нужны занятия с врачом. Если к семи годам не сформирована правильная речь, могут возникнуть проблемы с учебой и с общением, что снизит качество жизни ребенка в дальнейшем.

Формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста
консультация на тему

Чтение – это окошко, через которое

дети видят и познают мир и самих себя.

Родители многих школьников сетуют на то, что их дети не читают книги. В наше время место книг в жизни школьников занимают компьютер, планшеты и другие гаджеты. Это интересно, захватывающе. Почему же чтение книг не вызывает интереса у подрастающего поколения?

Интерес к чтению начинает формироваться еще в дошкольном возрасте. И пример взрослого очень важен. Ребенок должен видеть родителей, которые читают, и читают с интересом. Чтение в дошкольном возрасте – очень важный этап в развитии и формировании личности ребенка. Детская книжка – источник информации об окружающем мире, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры.

Скачать:

Вложение Размер
chtenie.docx 18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение – это окошко, через которое

дети видят и познают мир и самих себя.

Родители многих школьников сетуют на то, что их дети не читают книги. В наше время место книг в жизни школьников занимают компьютер, планшеты и другие гаджеты. Это интересно, захватывающе. Почему же чтение книг не вызывает интереса у подрастающего поколения?

Интерес к чтению начинает формироваться еще в дошкольном возрасте. И пример взрослого очень важен. Ребенок должен видеть родителей, которые читают, и читают с интересом. Чтение в дошкольном возрасте – очень важный этап в развитии и формировании личности ребенка. Детская книжка – источник информации об окружающем мире, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры.

«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть. » Это слова В. А. Сухомлинского. Может быть потому, современные дети не испытывают потребности в чтении, потому что «крупинок человечности» в нашей жизни становится всё меньше.

Нельзя недооценивать пользу чтения. Прежде всего, чтение развивает речь и влияет на качество и количество словарного запаса ребёнка. Читающий человек обладает лучшей памятью и концентрацией внимания. Чтение помогает в развитии образного мышления и в обучении грамоте, даёт возможность научиться анализировать, улавливать смысл, развивает ораторские способности. Если родители систематически читают ребёнку художественные книги, то у малыша расширяется кругозор, повышается интеллект, формируется познавательная активность и положительные нравственные качества. На примере литературных персонажей ребёнок учится бережному отношению к окружающему миру, познаёт тонкости человеческих взаимоотношений.

Заложенная в детстве любовь ребёнка к книге поможет сформировать усидчивость и поможет в учёбе (развитие волевого усилия при выполнении заданий разной сложности) .

Возникает вопрос, когда же начинать прививать любовь к книге, формировать интерес к чтению художественной литературы?

Уже с самого раннего возраста можно читать ребёнку вслух. По нескольку минут в день. Пусть это будут потешки и прибаутки. Такое чтение способствует эмоциональному развитию малыша, его сближению с матерью. Опираясь на собственный опыт, могу утверждать, что через несколько дней ребёнок начнёт обращать внимание на книгу в руках матери и улыбаться. Я начала читать своему сыну, а непросто рассказывать вслух сказки и потешки, когда ему исполнилось 5-6 месяцев.

Но самым оптимальным для адаптации к чтению психологи считают возраст от трёх до семи лет. Наиболее удачным временем для чтения считается время перед сном. Это может стать хорошим ритуалом, помогающим ребёнку снять напряжение, накопившееся за день, отодвинуть все проблемы на задний план, расслабиться. Однако, стоит читать и в течение дня. С возрастом детям требуется всё больше информации, растёт потребность и в положительных эмоциях. Поэтому постепенно стоит увеличивать время чтения и повышать уровень сложности книг. Дети с удовольствием слушают, и не один раз, сказки, по которым сняты мультфильмы: «Приключения кота Леопольда», «Трое из Простоквашино», «Вини Пух», «Карлсон», «Приключения Буратино», «Доктор Айболит» и т. д. Даже если ребёнок уже видел мультфильм, прочитайте сказку. В отличие от мультипликации, которая воспринимается набором отдельных кадров и ребёнок не улавливает смысла, книги заставляют мыслить и переживать.

Необходимо призывать родителей к тому, чтобы они читали детям как можно больше. Чтение повысит словарный запас ребёнка, поможет развитию фонематического слуха и способности правильно произносить звуки, научиться понимать разные интонации.

Вот некоторые советы для родителей, как приучить дошкольника к чтению:

1. Дайте ребёнку понять, что чтение – это огромное удовольствие, не сравнимое ни с чем. При этом самым эффективным будет ваш личный пример. Читайте для себя. Расскажите ребёнку, о чём книга. Дети любят подражать взрослым.

2. Не заставляйте ребёнка учиться читать, не упрекайте, что его сверстники его опережают.

3. Даже когда ребёнок научится читать, не прекращайте читать ему вслух как можно дольше. Выразительное чтение взрослых поможет связать слова с образами, возникающими в его воображении. Взрослый поможет понять текст, объясняя значение незнакомых слов и выражений и отвечая на вопросы. В 7-9 лет ребёнку сложно долго сосредотачиваться на чём-то одном, быстро устают глаза, некоторые фразы и слова могут быть непонятны. Поэтому чтение становится неприятным занятием и эта неприязнь может закрепиться на всю жизнь.

4. Если ребёнок уже читает, можно читать по очереди (по 1 абзацу, но не на скорость.

5. В 5-7 лет читайте «с продолжением», прерывая чтение на интересном месте. Это заинтригует ребёнка, вызовет у него желание узнать, что будет дальше.

6. Прочитав книгу, не «забывайте» о ней. Пусть она станет предметом обсуждения, спора, обмена впечатлениями. Предложите ребёнку досочинять историю, представит себя на месте героев, найти своё решение ситуации.

7. Читайте книги с хорошими иллюстрациями. Постарайтесь вместе с ребёнком запомнить фамилию художника- оформителя. Предложите придумать и нарисовать свои картинки к произведению, портрет героя.

8. Сходите с ребёнком в библиотеку. Рассмотрите разные издания: художественные книги, справочники, альбомы.

9. Покупайте развивающие книги и детские энциклопедии с наиболее интересной для ребёнка информацией, подарочные издания с красивыми фотографиями: космос, кошки, динозавры, страны, куклы и т. п.

10. Воспитывайте бережное отношение к книге. Расскажите ребёнку о правилах обращения с книгой: нельзя рисовать на страницах, перегибать книгу, вырезать картинки, использовать книги вместо кубиков и т. д.

11. Можно «оживить» персонажей сказок и рассказов, вылепив их из пластилина или склеив из бумаги и устроить домашний театр.

12. Отведите специальное место в комнате, где будут находиться книги ребёнка, чтобы он сам мог брать их, когда захочет.

13. Не старайтесь заменить книгой телевизор или компьютер. Просто чётко регламентируйте время просмотра телепередач и компьютерных игр.

14. Можно завести традицию семейного чтения – 2-3 раза в неделю, по вечерам, устраивать час чтения. При этом выключается телевизор и компьютер и все члены семьи, без исключений, принимают участие в мероприятии.

Многолетний опыт работы с дошкольниками доказывает, что работа по формированию у детей интереса к чтению очень важна. Совершенство-вание навыков речевой культуры является необходимым компонентом образованности, интеллигентности человека. Речь любого человека, обогащённая меткими изречениями, образными выражениями, фразеологизмами, пословицами и поговорками становится яркой, живой, выразительной. Поэтому хочется дать несколько рекомендаций молодым педагогам.

1. В детском саду целесообразно начинать читать детям с раннего возраста, постепенно усложняя тематику. Произведения лучше всего подбирать в соответствие с сезоном. Например зимой целесообразно прочитать детям сказки «Снежная королева», «12 месяцев», сказочную повесть «Приключения в Дедморозовке», «Зима в Простоквашино», стихи о новогоднем празднике и о зиме, загадки о погоде и природных явлениях. Затем герои произведений могут стать персонажами детских рисунков, аппликаций, коллективных детских работ. В сценариях новогодних утренников так же присутствуют герои зимних сказок в исполнении детей и взрослых.

2. Во время чтения обязательно рассматривайте и сравнивайте иллюстрации разных художников к одному произведению. После прочтения книги я часто предлагаю детям нарисовать понравившихся героев, сделать иллюстрации. Ребята с удовольствием принимают роль художника-оформителя, придумывают пейзажи и портреты.

3. Кроме этого обязательно проводите обсуждение прочитанного, во время которого учите детей анализировать разные ситуации и поступки героев произведения. Дайте детям возможность высказать своё отношение к услышанному и придумать свои способы решения и действий в проблемных ситуациях:

– как можно было ответить;

– почему не стоило поступать именно так;

– что можно предпринять, чтобы исправить ошибку;

– каким образом помириться и т. п.

В результате дети переносят положительный опыт взаимоотношений героев в свою жизнь. Нарицательными становятся имена некоторых персонажей.

4. При чтении литературных произведений обращайте внимание детей не только на содержание, но и на их художественную форму. Благодаря этому вы научите детей различать литературные жанры (сказка, рассказ, стихотворение, потешка, пословица, поговорка, загадка, понимать значение образных выражений и фразеологизмов, разовьёте поэтический слух.

5. Читая, сделайте акцент на характеристику и настроение персонажей, их диалоги и взаимоотношения, описание мимики и жестов. Можно предложить детям изобразить понравившегося героя, сравнить его с другими персонажами.

6. Используйте художественные произведения не только на занятиях. Читайте детям в любое удобное время: в утренние и вечерние часы, когда на улице плохая погода, перед сном.

7. Беседуйте с детьми о тех книгах, которые читают им родители.

8. Заведите в своей группе традицию отмечать праздник, связанный с книгой. Например:

5 способов-обманок, как вызвать интерес к чтению у ребенка

Раз уж мы не краснея рассказываем ребенку про Деда Мороза, почему бы и не придумать что-то, что поможет ему полюбить книги? Рассказывает детский и подростковый психолог Виктория Мелихова .

1 Метод Кассиля (дочитай сам)

Один из способов, как вызвать интерес к чтению, разработан для детей, которые умеют читать, но не хотят делать это сами. Родитель читает книжку вместе с ребенком, на самом интересном моменте останавливается и, ссылаясь на занятость, идет заниматься своими делами. Ребенок пытается читать дальше сам, родители же в это время хвалят ребенка за самостоятельность и желание читать и помогают ему в случае необходимости.

2 Метод Искры Даунис (письма от любимого персонажа)

Ребенок просыпается утром, а под подушкой лежит письмо от сказочного персонажа, например, Карлсона. В этом письме Карлсон сообщает ребенку, что у него есть подарок, описывается место, где он лежит. Ребенок действительно в указанном месте находит подарок. На следующий день письмо становится немного длиннее, Карлсон рассказывает интересные истории из своей жизни или пишет о чем-то важном из жизни ребенка. Каждый день письма удлиняются, читать их становится все легче и интереснее. А чтение ассоциируется с удовольствием и радостью.

Здесь мне вспоминается собственный детский опыт. Я не любила читать в детстве, не видела в этом процессе ничего интересного. Но однажды мне подарили книжку-раскраску с веселыми заданиями, которые читать приходилось самостоятельно. Нужно ли говорить, что прочитана она была максимум за два дня?

3 Метод древнего народа (книги — это тайные сокровища)

Еще один из действенных способов, как вызывать интерес у ребенка к книгам и чтению в целом, это рассказать ему историю, в которой говорится, что книги принадлежат особому древнему народу. Они очень дорожат книгами и разрешают их читать только в том случае, если ребенок себя хорошо ведет. Это большая честь и награда для каждого человека.

4 Запрет на книги

Также можно попробовать ребенку запретить читать, потому что он плохо себя вел, например. Либо запретить читать какую-то конкретную книгу, сказать ребенку, что он еще слишком маленький для чтения подобных книг. Способ манипулятивный, но ведь «запретный плод» сладок, а значит интерес к книге возрастет в разы.

5 Книги как продолжение мультфильмов и фильмов, книги про самое любимое

Можно рассказать ребенку, что эта книга про то, что он очень любит, предварительно подобрав ее по интересам ребенка. Или предложить ребенку прочитать книгу по недавно просмотренному вместе с ним фильму. Ребенку можно рассказать, что в фильме не показано очень много интересных моментов, о которых он может прочитать в книге.

Конечно, нет гарантии, что эти способы подойдут вашему ребенку. Помимо них должен выполняться еще целый ряд условий.

Общие рекомендации, как привить ребенку любовь к чтению

Если вы хотите, чтобы ребенок получал удовольствие от чтения, важно, чтобы этот процесс у него вызывал только положительные ассоциации.

1 Побольше хвалите, поменьше исправляйте и наказывайте. Не стоит постоянно исправлять ребенка, указывать на ошибки. Пусть он читает так, как может, как умеет. Лучше похвалите в тот момент, когда у него получается лучше всего. Так у ребенка будет формироваться чувство успешности, которое очень приятно человеку любого возраста.

2 Сравнивайте ребенка с самим собой, а не с другими. Фразы вроде «Петя уже весь букварь прочитал» мотивации не создадут, а только вызовут чувство обиды, злость на Петю и желание сделать все наоборот. Сравнивать ребенка можно только с самим собой: «Вчера ты прочитал одну страницу, а сегодня две. Умница».

3 Ставьте реальные задачи. Пусть ребенок читает по одной странице в день, и ему будет просто, чем вы сразу скажете ему десять страниц или целую главу, чтобы поскорее дочитать. Это может напрочь отбить желание даже приступать к процессу. Зачем? Ведь все равно мне это не по силам.

4 Показывайте ребенку, что тоже читаете. Чтобы развить у ребенка интерес к книгам, необходим пример родителей. Если вы будете твердить ему о пользе чтения, а сами проводить вечер перед телевизором, ребенок вряд ли вам поверит. Дети не слушаются родителей, они им подражают. Поэтому хорошо, если у вас в семье появится традиция всей семьей читать книжки. Не более двадцати минут, но регулярно. Пусть это станет ритуалом перед сном или вариантом дневного отдыха.

Если вы будете твердить ему о пользе чтения, а сами проводить вечер перед телевизором, ребенок вряд ли вам поверит.

5 Дайте ребенку выбрать книгу — по цвету, звуку, материалу, на ощупь или на вкус. Пусть у малыша будет своя книжка из крепкого картона, которую он сможет держать в руках, рассматривать яркие картинки, грызть. В каждом возрасте любовь, в том числе и к книгам, проявляется по-разному. Важно, чтобы книжка нравилась ребенку, чтобы буквы были крупные, картинки яркие, а сюжет интересный. Сегодня много объемных и музыкальных книг, которые задействуют слуховые рецепторы, приятны на ощупь, чем становятся более привлекательными для малышей.

6 Разыгрывайте спектакль, распределяйте роли, читайте по строчкам. Читать ребенку важно выразительно, эмоционально, с интонацией для развития интереса к сюжету и книге в целом. Нужно менять голос, когда читаете от имени разных героев, показывать мимикой эмоции героев. Процесс должен быть живым, эмоциональным, интересным и захватывающим. Если ребенок уже умеет читать, можно попробовать читать по ролям. Читайте по строчкам: две строчки вы, одну ребенок. Подчеркнуть значимость малыша поможет и просьба перелистывать страницы при чтении, ребенку нравится чувствовать себя помощником, ощущать свою сопричастность к процессу.

Процесс должен быть живым, эмоциональным, интересным и захватывающим.

7 Читайте, когда ребенок в хорошем настроении, сыт и бодр. Так ему проще будет сосредоточиться на происходящем и включиться в процесс.

8 Включите фантазию: попросите угадать, что будет дальше, и нарисовать иллюстрацию. Можно вместе с ребенком рассматривать картинки в книжке, предложить ребенку придумать, о чем же написано на странице с этой картинкой, а потом вместе прочитать текст и проверить, насколько ребенок угадал его содержание. После прочтения книжки предложите ребенку нарисовать к ней иллюстрацию. От этого мало кто из детей откажется. Дайте ребенку яркие краски или фломастеры, большой лист бумаги и пространство для творчества и фантазии. Можно присоединиться и нарисовать рисунок вместе. По окончанию работы обязательно похвалите малыша: как здорово у него получилось! Как точно он понял сюжет книги и насколько удачно ему удалось передать все эмоции, вызванные книгой, в своем рисунке.

9 После прочтения устройте викторину или поставьте сценку. Также после прочтения книги можно устроить викторину, чтобы проверить, насколько хорошо ребенок усвоил прочитанное. За каждый верный ответ или за определенное количество набранных очков, пусть ребенок получит небольшой подарок. Можно по итогам прочтения книги поставить веселую сценку, которая также отразит содержание прочитанного. Это весело, это сплотит всю семью, это поможет развить актерские способности ребенка, а чтение станет ассоциироваться с праздником, совместным времяпрепровождением всей семьей, позитивными эмоциями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: