Возраст и Афазия

Афазия у детей

В логопедии афазия у детей и подростков – это полная или частичная утрата ранее развитой речи, связанная с локальными сбоями в работе головного мозга. Расстройство нередко сопровождается различными нарушениями письма и чтения, трудностями со слуховым восприятием, поведенческими или эмоциональными аномалиями.

Общие сведения

Детские афазии – комплекс патологических состояний центральной нервной системы, при которых у малышей и подростков с ранее сформированными речевыми навыками вдруг развивается частичная или тотальная их утрата. Основной возраст возникновения таких нарушений – от 3 до 14 лет.

В отличие от речевых расстройств у взрослого человека, развитие афазии у детей труднее диагностируется, особенно в младшем дошкольном возрасте. Несвоевременное выявление патологии приводит к тому, что ранее полностью обратимый процесс требует длительного лечения.

Причины детских афазий

Большинство случаев потери или частичной утраты речевых функций в детском возрасте связано с нарушением работы левого полушария головного мозга, которое отвечает за речь, навыки письма, чтения, умение слушать. Гораздо реже патологию вызывает повреждение правого полушария, которое регулирует восприятие и память.

Причинами афазии у детей могут стать:

  • черепно-мозговые травмы, включая сотрясения;
  • онкологические процессы в головном мозге;
  • заболевания инфекционного характера, поражающие структуры ГМ (менингит, энцефалит);
  • оперативные вмешательства, затронувшие головной мозг;
  • интоксикации ядовитыми химическими соединениями и природными токсинами;
  • различные нарушения мозгового кровообращения.

Некоторые специалисты связывают афазию с особенностями внутриутробного развития, другие полагают, что решающую роль играет наследственный фактор, а третьи утверждают, что предпосылкой являются патологии сосудов, снабжающих головной мозг.

Классификация

В современной дефектологии существует несколько классификаций этой патологии. В первую очередь, афазию подразделяют на группы на основании анатомических, лингвистических, психологических и неврологических характеристик.

Детские афазии можно разделить на 2 группы:

  • Детские афазии, возникшие в результате органического или структурного изменения коры головного мозга (нарушения, вследствие опухолей, травм, патологии сосудов).
  • Синдром Ландау-Клеффнера или приобретенная эпилептическая детская афазия (речевые нарушения возникают без органических патологий., основой их является эпилептиформная активность).

Наиболее полная и часто используемая специалистами классификация по нейрофизиологическим признакам была разработана А.Р. Лурия. Он выделил шесть типов расстройства, к которым относятся следующие варианты афазии у детей:

  • афферентно-моторная;
  • эфферентная моторная;
  • сенсорная или акустико-гностическая;
  • акустико-мнестическая (амнестическая);
  • семантическая;
  • динамическая.

Каждая из этих шести форм входит в отдельную группу нарушений, собранных с учетом утраченных функций. Так, эфферентную, афферентную и динамическую афазию соотносят с нарушениями моторики, при которых ребенок не может высказаться устно. При сенсорном и семантическом типах расстройства повреждаются импрессивные речевые навыки, когда малыш не способен воспринимать устную речь. Амнестическая афазия характеризуется неспособностью детей называть вслух определенные предметы.

Выделяют также частичную и тотальную афазию. В первом случае патология затрагивает отдельные структуры речеобразования, во втором – ребенок полностью теряет способность говорить и воспринимать разговорную речь.

Симптомы детских афазий

Характер и выраженность симптомов афазии у детей зависят от локализации и степени поражения головного мозга. Насторожить родителей должны следующие признаки:

  • неестественное замедление речи, появление длительных пауз между частями устного повествования или, напротив, резкое ускорение речи и сбивчивость;
  • нелогичное или неуместное употребление слов;
  • пропуск отдельных слогов и слов в предложении при разговоре;
  • изъяснение неполными предложениями с нарушенными интонациями и расстановкой неверных ударений;
  • неспособность распознать аллегории, намеки, подтекст;
  • сложности с обозначением даже знакомых предметов, когда ребенок знаком с объектом, но не может вспомнить, как он называется без подсказки со стороны;
  • трудности с активным воспроизведением речи (например, когда нужно описать действие, предмет или попросить о чем-то), при этом автоматизированная и непроизвольная речь, навыки чтения и письма полностью сохранены;
  • резко участившиеся грамматические и синтаксические ошибки в устной речи;
  • непонимание ребенком обращенных к нему слов.

В некоторых случаях на фоне обширного поражения головного мозга у детей полностью исчезает способность разговаривать. Они могут издавать отдельные нечленораздельные звуки, иногда выговаривать частично слог и даже целые слова. Такое состояние часто сопровождается нарушениями письма и чтения, невозможностью выполнения последовательных двигательных действий.

Диагностика

Обследование при подозрении на афазию у детей и подростков включает в себя:

  • общий неврологический осмотр;
  • консультацию нейрохирурга, офтальмолога;
  • ряд лабораторных и инструментальных исследований (общие и специфические анализы крови, МРТ, КТ, ЭЭГ);
  • сбор анамнеза, включая особенности внутриутробного периода жизни и первых месяцев после рождения, медицинскую историю членов семьи;
  • общение с детским психиатром.

Большую роль в диагностике афазии играет личная работа с детьми логопедов-дефектологов и психиатров: специалисты в ходе беседы оценивают объем и качество речевых, неречевых функций ребенка, определяют уровень навыков письма, чтения, распознавания устной речи.

Лечение детских афазий

Терапия расстройства речи в детском и подростковом возрасте заключается в проведении восстановительного обучения под строгим контролем логопеда-дефектолога и психолога (или психиатра в зависимости от причин и симптомов патологии). Коррекция проводится с привлечением наглядных материалов, компьютерной техники, различных текстовых упражнений. Ключевую роль играет личное вербальное общение и занятия с логопедом-дефектологом.

При наличии медицинских показаний назначается также курс поддерживающей терапии, направленной на улучшение работы кровеносных сосудов, питающих головной мозг, устранение неврологической симптоматики, ликвидацию последствий черепно-мозговых травм или инфекционных заболеваний.

Ключевая особенность моторной, амнестической и других форм афазии у детей – полная обратимость при своевременном и грамотном лечении (за исключением синдрома Ландау-Клеффнера). Эффективность терапии зависит от объема, длительности и степени поражения центральной нервной системы, времени начала коррекции, возраста маленького пациента и индивидуальных параметров его физического здоровья. При легких формах афазии способность к речи у малышей возвращается через 1–4 недели, в случае более серьезных патологий срок лечения может затянуться до нескольких месяцев.

Читайте также:
Логопедическое заключение при заикании

Профилактика

Специфических профилактических мер, способных предупредить развитие афазии в детском или подростковом возрасте, не существует. Специалисты для снижения рисков возникновения проблем с речью рекомендуют:

  • обучать малышей правилам личной безопасности во время активных игр, спортивных занятий, объяснять им опасность получения травм головы;
  • снаряжать детей необходимой экипировкой для езды на велосипеде, самокате, скейтбордах и других средствах передвижения;
  • своевременно проводить вакцинацию детей от опасных инфекционных заболеваний;
  • соблюдать врачебные рекомендации при лечении патологий центральной нервной и сосудистой системы;
  • убирать подальше от детей химикаты, лекарственные препараты, любые вещества, которыми можно отравиться.

Нужно обучать детей правилам безопасности при общении с живой природой, предостерегать их от попыток попробовать незнакомые ягоды в лесу, сорвать красивые растения на лугу и т.д. Желательно ежегодно проходить курс вакцинации против клещевого энцефалита, особенно жителям регионов с повышенной эпидемиологической опасностью.

Пройти предварительную консультацию, получить достоверную информацию о заболевании и методах лечения можно в клинике «СМ-Доктор». Звоните, записывайтесь на прием или оставляйте заявку с помощью формы на сайте, чтобы встретиться с ведущими специалистами в области логопедии, дефектологии и психологии.

Афазия: симптомы, виды, диагностика и лечение

Афазия – это частичная или полная утрата уже сформировавшейся речи, которая вызвана локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. Человек с данной патологией испытывает серьезные трудности в общении с другими людьми, у него нарушается восприятие окружающего мира. Пациентов с рецептивной афазией не способны понимать слова или распознавать слуховые, зрительные или тактильные символы. А у пациентов с экспрессивной афазией нарушается способность речеобразования при относительно сохраненном понимании и осмыслении речи. Существуют и другие типы афазии, которые могут в значительной степени перекрываться.

Особенности афазии

Понятие «афазии» в медицинской терминологии означает неврологическое заболевание, которое связано с расстройством когнитивных функций, таких как речь, письмо, память, ориентация во времени и пространстве, рисование, понимание и осознанность, а также внимание и праксис.

Основное проявление афазии – проблемы с пониманием речи и ее произношением. В некоторых случаях страдает восприятие визуальной информации.

Афазия развивается только тогда, когда у человека сформирована речь, т.е. данный диагноз ставится детям старше 3-4 лет.

Причины афазии

Чтобы понять причины возникновения афазии, нужно разобраться с тем, как работает речевой аппарат человека. Головной мозг синтезирует и воспринимает речь при помощи хорошо развитых речевых центров, которые находятся в коре больших полушарий.

Речевые центры называются по именам врачей, которые их открыли:

  1. Речевая зона Брока. Это моторный центр, который отвечает за формирование устной речи и моторную функцию.
  2. Речевой центр Вернике. Этот центр участвует в процессе усвоения и понимания письменной и устной речи.

Чаще всего к развитию афазии приводят следующие факторы:

  • Черепно-мозговая травма. Травма может быть закрытой или открытой. В этом случае может быть затронут не только речевой центр, но и другие центры, в зависимости от силы удара и куда он был нанесен.
  • Инфаркт мозга и геморрагический инсульт. В результате инфаркта мозга происходит ишемическое повреждение мозга. При остром нарушении мозгового кровообращения (геморрагическом инсульте) возникает нетравматическое внутримозговое кровоизлияние. К возможным факторам, которые могут привести к сосудистым и ишемическим поражениям, относится гипертония, атеросклероз и т.д. При этом у пациентов, которые перенесли геморрагический инсульт, чаще всего диагностируется тональный или смешанный афазический синдром; у больных с ишемическими нарушениями – моторная, тональная и сенсорная афазия.
  • Онкология. В данном случае патология развивается при повреждении речевого центра опухолью.
  • Операции, проведенные на головном мозге.
  • Хронические прогрессирующие заболевания центральной нервной системы (болезни Пика, очаговые варианты болезни Альцгеймера).
  • Энцефалит, менингит и другие инфекционно-воспалительные заболевания. Эти причины чаще всего приводят к появлению афазии у детей.

Основная симптоматика

В зависимости от локализации пораженных участков, симптомы могут быть менее или более интенсивными. Наличие того или иного симптома будет зависеть и от вида афазии, который диагностирован у человека.

К основным симптомам афазии относятся:

  • Пропуск отдельных слов, фраз, замена букв.
  • У человека замедляется речь, появляются достаточно длинные паузы между предложениями. В других случаях речь может быть, напротив, очень быстрой и сбивчивой.
  • Грамматические и синтаксические ошибки в речи.
  • Человек может не помнить название объекта или предмета, при этом он будет знать его внешний вид и функцию. В большинстве случаев он может вспомнить название в случае подсказки (если назвать первый слог, то человек вспомнит его окончание).
  • Невозможность распознавания языковой речи.
  • Составление неполных предложений, неправильное произношение, интонация и ударение в словах.

Классификация афазии

В современной медицинской практике принято брать за основу классификацию по А.Р. Лурия, т.к. именно она учитывает локализацию очага поражения и возникающей при этом симптоматики. Ниже указаны основные формы афазии в соответствии с этой классификацией.

Динамическая афазия

Появляется в результате нарушения заднелобных участков левого полушария, которое отвечает за речевую функцию. Данная патология характеризуется невозможностью построить связное и логичное высказывание. Возникают проблемы при необходимости пересказа содержимого увиденного ролика.

Пациент может забывать названия улиц, городов, даже фамилии близких ему людей. Но если сделать подсказу, назвав начало слова, то человек сможет закончить его. Возникают проблемы с отсчетом в обратном порядке.

Акустико-гностическая афазия

Проявляется поражением аналитической зоны Вернике. Эта патология еще называется сенсорной афазией, для которой характерно нарушение речи, при котором человек перестает воспринимать слова другого человека на слух. Пациент не может анализировать и синтезировать обращенную к нему речь, т.е. для него это просто набор невнятных звуков.

Читайте также:
Особенности развития связной речи у детей с ОНР

При сенсорной афазии нарушено слуховое восприятие при нормальном физическом слухе. Сама же речь таких пациентов в первые 2 месяца после начала мозговой катастрофы напоминает «речевую окрошку», представляя собой случайный набор звуков и слов. Затем у человека развивается логорея с выраженными вербальным, литеральными парафазиями и аграмматизмами.

Акустико-мнестическая афазия

Данная форма проявляется тем, что у человека существенно снижается способность запоминать услышанную информацию. При этом отмечается снижение объема запоминания: услышав фразу, он может запомнить не более 2-3 слов.

Таким людям очень тяжело общаться в компании, где больше 2 людей. При общении с ними нужно использовать простые слова и предложения.

Амнестико-семантическая афазия

Возникает при комплексном повреждении височной, теменной и затылочной зоны головного мозга. Данная форма проявляется следующими нарушениями:

  • Забывание названий предметов.
  • Проблемы с пониманием сложных речевых оборотов, которые отражают временные, пространственные и причинно-следственные взаимоотношения.
  • Проблемы с пониманием причастных и деепричастных оборотов.
  • Непонимание крылатых фраз, метафор, пословиц и т.д.
  • Характерной чертой этого нарушения является невозможность работать с тремя предметами. Пациент может взять чашку и справа от нее положить ложку, но если дать ему еще и вилку, то это вызовет у него затруднение.

Эфферентная моторная афазия

Данная патология связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). У пациента появляются артикуляционные дефекты речи и проблемы с изменением положения органов артикуляционного аппарата. Иными словами, когда он произносит какой-нибудь звук, то ему требуется время для переключения на другой.

Речь присутствует, но без интонационной окраски, эмоций, в ней нет плавности. Центральный речевой дефект – это кинетическая артикуляционная апраксия. При эфферентной моторной афазии также могут наблюдаться нарушения двигательных процессов и заторможенность.

Афферентная моторная афазия

Очаг поражения – нижние отделы постцентральной коры, которые примыкают к роландовой борозде. У пациента есть серьезные проблемы с изменением положения артикуляционного аппарата при произношении звуков (кинестетическая артикуляционная апраксия).

При обширных повреждениях коры доминантного полушария, которые захватывают сенсорные и моторные речевые зоны, у пациента диагностируется тотальная афазия – полная невозможность говорить и распознавать речь. Часто встречаются смешанные формы афазии: сенсомоторные, афферентно-эфферентные и т.д.

Основные методы диагностики

Диагностика афазии предполагает привлечение нескольких специалистов, включая невролога, нейропсихолога и логопеда.

Для выявления очага поражения и выяснения непосредственных причин патологии применяется МРТ и КТ, УЗДГ сосудов головы и шеи, а также дуплексное сканирование сосудов головного мозга.

Помимо инструментальной диагностики, проводится обследование речи, которое предполагает диагностику устной и письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание смысла прочитанного).

Тестирование в клинических условиях для выявления конкретных поражений должно включать оценку следующих симптомов:

  • Спонтанная речь: Речь оценивается по беглости, количеству произносимых слов, способности инициировать речь, наличию спонтанных ошибок, пауз для подбора слов, сомнений и просодии.
  • Называние: Пациентов просят назвать объекты. Те из них, кто испытывает затруднения при назывании, часто прибегают к многословным описаниям объекта (например, «то, что вы используете для того, чтобы сказать время» вместо «часы»).
  • Повторение: Пациентов просят повторить грамматически сложные фразы (например, «никаких если, и, или но»).
  • Понимание: Пациентов просят указать на объекты, которые называет врач, выполнить команду в одно или несколько действий, ответить на простые и сложные вопросы «да» или «нет».
  • Чтение и письмо: Пациентов просят написать какую-либо произвольную фразу и громко ее зачитать. Оценивают понимание, произношение, письмо под диктовку.

Формальное нейропсихологическое тестирование, проводимое нейропсихологом или логопедом, может выявить более тонкие уровни дисфункции и помочь в планировании лечения и оценке имеющегося потенциала для восстановления. В распоряжении специалистов широкий выбор различных формальных тестов для диагностики афазии (например, «Бостонское диагностическое исследование на афазию», «Западный блок тестов для выявления афазии», «Бостонский тест названий», «Номинативный тест», «Тест названий действий»).

Нейропсихолог также проводит диагностику:

  • слухоречевой памяти;
  • праксиса;
  • зрительного гнозиса;
  • интеллектуальных процессов;
  • конструктивно-пространственной деятельности.

В задачу специалистов также входит дифференциальная диагностика, т.е. важно дифференцировать афазию от других патологий, проявления которых могут быть схожими: дизартрия, алалия, мутизм и др.

Афазия

Афазия — расстройство, которое характеризуется расстройством ранее нормальной речи. Афазия может проявляться в большей или меньшей степени. Человек перестает понимать то, что ему говорят, и сам не может говорить. Проявления данного расстройства могут быть различными в каждом случае.

Речевые симптомы афазии:

  • парафазии
  • речевые эмболы
  • контаминации
  • персеверации
  • акалькулия
  • аграфия
  • алексия
  • логорея и т. д.

При подозрении на данное расстройство необходимо обязательно обследование функции, психических процессов и неврологического статуса. Афазия является в основном вторичным заболеванием. То есть она вызвана определенной патологией, ликвидация которой избавляет и от речевых симптомов. Необходимо также обучение для восстановления речевых навыков после избавления от первичной патологии.

Афазия возникает вследствие органического поражения участков мозга человека, которые отвечают за речь. Отдельно существует такое расстройства как алалия. От него афазия отличается тем, что речь у человека сначала нормальная, он может понимать обращенные к нему фразы и нормально произносит желаемое сам. А при алалии человек с самого начала не может сформировать нормальные речевые навыки.

Нарушение речи больных с афазией характеризуется как системное. У них нарушается:

  • импрессивная (включающая понимание и восприятие),
  • экспрессивная (куда относят грамматические правила, словарь, произношение звуков),
  • письменная,
  • внутренняя речь.
Читайте также:
План работы с детьми с ОНР по преодолению нарушений слоговой структуры слова

Также при афазии нарушениям подвергаются:

  • психические процессы
  • личность
  • двигательные функции
  • сенсорная сфера

По выше описанным причинам афазия является сложным расстройством. Ее изучают медицинские психологи, логопеды и неврологи.

Причины

Причиной афазии является органическое поражение коры головного мозга, а именно тех участков, которые оказывают прямое влияние на речь. Причем для диагноза обязательна существующая до появления расстройства нормальная речь индивида. Течение и исход заболевания во многим зависят от причины возникновения.

Наиболее часто расстройство спровоцировано сосудистыми болезнями мозга. Прежде всего, это ишемический инсульт и геморрагический инсульт. При последнем фиксируют в основном смешанный или тотальный афазический синдром. А сенсорная или моторная афазия наблюдается специалистами у тех пациентов, у кого ранее были зафиксированы нарушения обращения крови в мозге. У последних вероятна и тотальная форма афазии.

Второе место среди распространенных причин занимают воспалительные процессы в головном мозге:

  • абсцесс
  • лейкоэнцефалит
  • энцефалит

Также афазия во многих случаях вызвана:

  • полученной черепно-мозговой травмой
  • прогрессирующими заболеваниями центральной нервной системы, протекающими в хронической форме, например, болезнью Пика
  • хирургическим вмешательством на мозге

Факторы риска афазии:

  • наличие такого же расстройства у близких родственников
  • пожилой возраст человека
  • артериальная гипертензия
  • церебральный атеросклероз
  • травмы головы
  • транзиторные ишемические атаки в прошлом
  • ревматические пороки сердца

Факторы, которые оказывают влияние на тяжесть расстройства:

  • обширность очага поражения
  • место нахождения пораженного участка мозга
  • компенсаторные возможности головного мозга
  • причины
  • преморбидный фон
  • возраст больного

Например, постепенное развитие нарушения речи наблюдается при опухолевых процессах в мозге. А острые нарушения мозгового кровообращения, напротив, вызывают резкое появление афазии. При черепно-мозговой травме развитие расстройства также резкое. Чем моложе больной, тем быстрее и качественнее у него срабатывают компенсаторные механизмы, он восстанавливается в довольно короткие сроки после лечения основного заболевания-причины афазии.

Классификация афазии

Классифицируют данное расстройство по психологическим, лингвистическим и анатомическим факторам. Сегодня медиками в основном используется деление А.Р. Лурия, которое построено на основе нахождения пораженной зоны в доминантном полушарии и характер нарушений речи. Виды афазии:

  • динамическая
  • амнестико-семантическая
  • акустико-мнестическая
  • акустико-гностическая
  • моторная (афферентного или эфферентного подвида)

Эфферентная моторная афазия возникает, когда у пациента поражена так называемая зона Брока. Больной не может переключаться с одной артикуляторной позиции на другую, что называется кинетической артикуляционной апраксией. Афферентный же подвид моторной афазии случается, когда поражены нижние отделы постцентральной коры, которая прилегает к роландовой борозде. Данный вид характеризуется кинестетической артикуляционной апраксией.

Амнестико-семантический вид афазии имеет причиной поражение переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Больной забывает, какие названия носят явления и предметы. Ему становится сложно понимать длинные грамматические конструкции. Он понимает простую речь лучше.

Акустико-мнестический вид речевого расстройства имеет причиной поражение средней височной извилины. У больного становится хуже или вовсе пропадает слухоречевая память. В части случаев отсутствуют зрительные представления об объектах.

Когда поражена зона Вернике, развивается акустико-гностический вид афазии. Человек не понимает обращенную к нему речь, поскольку происходит нарушение синтеза, анализа, фонематического слуха. При повреждении заднелобных отделов мозга фиксируют динамическую афазию, при которой у больного нарушена коммуникативная функция речи.

Тотальный вид рассматриваемого расстройства фиксируют, когда повреждения коры доминантного полушария очень обширные. В некоторых случаях фиксируют смешанные виды расстройства.

Проявления расстройства

У больного с любым видом афазии нарушается речь в целом. Человек, говоря, совершает смену местами слогов и отдельных звуков, характерны литеральные парафазии, персеверации, а также контаминации. Человек между словами и словосочетаниями начинает делать ненормально большие паузы. Наблюдается гипофония, то есть голос, по громкости схожий с шепотом. Ритмика и мелодика речи также нарушена при афазии. Если у человека развивается эфферентный моторный вид расстройства, отдельные звуки он произносит нормально.

Поскольку при рассматриваемом расстройстве нарушается чтение и письмо, наблюдают такие явления как дисграфия (крайней формой которой является аграфия) и дислексия (крайняя форма — алексия). При дисграфии человек на письме не выводит заглавные буквы, всё пишет срочными. Почерк такого человека сложно разбираем. Он допускает множество ошибок при письме. Детям с таким расстройством крайне тяжело даются диктанты.

При аграфии интеллект больного сохранен, но он не может писать. Следует дифференцировать причину с расстройства координации движений рук. При аграфии человек пропускает слова, не может объединить буквы и слоги между собой, грубо искажает слова при письме. Под дислексией подразумевают неспособность человека читать, при этом другие когнитивные способности больного находятся в норме.

При афферентной моторной афазии может быть 2 варианта развития. Первый: есть речевой эмбол, нет спонтанной речи или фиксируют артикуляционную апраксию. Второй: ситуативная речь в норме, но произвольная речь затрудняется или вовсе отсутствует. Вторичные процессы нарушения слуха типичны для афферентного подвида моторной афазии. Страдает и письмо.

Акустико-гностическая или сенсорная афазия характеризуется такими проявлениями:

  • нормальный физический слух
  • нарушение слухового восприятия словосочетаний и предложений

Симптомы афазии Вернике:

  • отсутствие контроля над своей речью
  • непонимание того, что говорят окружающие
  • компенсаторные процессы в виде многословия
  • в начале развития болезни на протяжении полтора или двух месяцев человек произносит спонтанные наборы звуков и слов, что называется в медицинской литературе жаргонафазией
  • в начале болезни речь не имеет смысла для окружающих
  • после выше описанного этапа наступает логорея, человек использует вербальные и литеральные парафазии
  • писать человек может с трудом или вовсе не может
  • навыки чтения сохранены

Симптомы акустико-мнестической афазии:

  • услышанная информация «не задерживается в мозгу»
  • непонимание длинных фраз
  • неспособность повторить 3-4 услышанных подряд слова
  • человек не способен говорить сразу с двумя/тремя и более людьми
  • повышение речевой активности
Читайте также:
Особенности пространственных представлений и восприятие времени у детей с ОНР

Амнестико-семантическая афазия имеет такую симптоматику:

  • аномия (больной не помнит, как называется тот или иной предмет)
  • сложные речевые обороты пациент не понимает или понимает с трудом
  • теряется понимание причинно-следственных, пространственных и временных словесных оборотов
  • человек не понимает слова, употребленные в переносном значении, метафоры и т.п.
  • нарушение счетных операций
  • непонимание прочитанного

Проявления динамической афазии:

  • отдельные слова и словосочетания произносятся нормально
  • повторение в норме
  • невозможность спонтанной повествовательной речи
  • человек мало разговаривает
  • персеверации в речи
  • эхолалия (повторение произнесенных собеседником фраз)
  • сохранность арифметических операций, навыков письма и чтения текста

Диагностика

Диагностика афазии лежит в компетенции логопедов, нейропсихологов и неврологов. Могут быть назначены такие исследования:

  • компьютерная томография мозга
  • магнитно-резонансная томография мозга
  • люмбальная пункция
  • дуплексное сканирование сосудов мозга
  • УЗДГ сосудов головы и шеи
  • магнитно-резонансная ангиография

Должны быть проведены обследования такого характера при подозрении на афазию:

  • диагностика письма
  • диагностика устной речи (импрессивной и экспрессивной)
  • проверка слухоречевой памяти
  • проверка двигательной памяти
  • диагностика состояния зрительной памяти

Также проводят диагностику:

  • интеллекта
  • конструктивно-пространственной деятельности
  • зрительного гнозиса
  • праксиса (динамического, сомато-пространственного, пальцевого, кистевого, мимического, орального)

Требуется дифференциальная диагностика афазии с такими болезнями:

  • умственная отсталость
  • тугоухость
  • дизартрия
  • детская алалия

Коррекция афазии

Коррекция включает два компонента:

  • логопедический
  • медицинский

Нужно лечить ту болезнь, которая привела к афазии. Причем контроль должен проводиться нейрохирургом или опытным неврологом. Применяют для лечения медикаменты. Но иногда нужна и помощь хирургов. Реабилитационные меры включают массаж, физиотерапию, механолечение и лечебную физкультуру.

Чтобы восстановить нормальную речь, пациент должен посещать специальные логопедические занятия. Следует вести коррекцию относительно всех компонентов речи:

  • импрессивная
  • экспрессивная
  • письменные навыки
  • чтение и понимание текстов

Лечение афазии должно начинаться сразу после перенесения травмы или инсульта по решению лечащего врача. Чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов избавиться от патологической симптоматики, не дав ей стать «хронической». Логопедическая работа, направленная на восстановления нормальной речи у больного, длится обычно два или три года.

Руководство по коммуникации

С больными афазией можно и нужно общаться. У пациентов сохраняются кое-какие коммуникативные способности, которые нужно с помощью общения активизировать, не дав им «угаснуть». У тех, кто страдает тяжелой формой афазии, сохраняется возможность понимания смысла сказанного (хоть и не каждого слова в отдельности). Часто больной может не так понять то, что ему говорят, потому что не помнит смысла отдельных слов или забывает начало фразы.

Как общаться с больными афазией:

  • сядьте и поймайте взгляд человека
  • при боязни коммуникации с вашей стороны следует начинать с простых тем, например, расскажите то, как прошел ваш день, в самых простых выражениях, далее нужно задать простой вопрос
  • лучше говорить медленным темпом, делая акцент голосом на ключевых словах в тексте
  • можно провести такую практику: запишите ключевые слова будущего разговора на бумаге, далее повторите сказанное и покажите бумагу больному. Это будет его подсказкой для ведения разговора
  • применяйте не только устное слово для общения, но также письмо, рисунки, жестикуляцию, указание на предметы. Простите человека делать то же самое, пусть он применяет словарь, если так будет проще общаться
  • если больной пытается донести до вас какую-то мысль, определите, о ком он говорит, что именно случилось и в каком месте
  • важно уметь задавать наводящие вопросы
  • не задавайте вопросы, требующие односложных ответов
  • запаситесь терпением, ведь коммуникация с больным афазией человеком далеко не просто, но нужное дело

Прогноз и профилактика

Логопедическая коррекция данного расстройства занимает много времени. В ней должен принимать участие не только врач, но и логопед, близкие и родные пациента. Чем раньше начать лечение, тем больше шансов на успех. Насколько восстановится речь больного, зависит от размера и нахождения в мозге пораженного участка, от возраста и других факторов, которые были описаны выше.

Чаще всего выздоравливают молодые больные. Но, если данный диагноз был поставлен 5-7-летнему ребенку, то речь может быть полностью утрачена, или же прогнозом является грубое нарушение речевого развития. Моторная афазия может завершиться у пациентов любого возраста спонтанно, перейдя в заикание.

Профилактические меры заключаются в своевременной диагностике опухолей мозга и их адекватном лечении; в предупреждении черепно-мозговых травм, в профилактике сосудистых мозговых катастроф.

Афазия

Афазия – это полная или частичная потеря умения передавать свои мысли с помощью слов. Человек испытывает трудности в общении с другими, начинаются проблемы с восприятием окружающего мира. Этот термин впервые введен в 1864 году французским терапевтом Арманом Труссо.

Признаки заболевания:

  • неспособность узнавать голоса, звуки, предметы;
  • сбои в чувствительности;
  • искаженная, неправильная речь, исковерканные, короткие предложения;
  • нарушенная ориентация в пространстве;
  • невозможность разборчиво писать, затрудненное чтение;
  • неустойчивость внимания, разлады в памяти, интеллекте.

Патология неврологического характера остаётся одной из самых распространённых проблем современного здравоохранения в большинстве развитых стран мира и Российская Федерация не является исключением. Заболевания сердечно-сосудистой системы и осложнения с ними связанные делят второе место по распространённости среди всех летальных исходов заболеваний или случаев тяжёлой инвалидизации. При развитии острого нарушения мозгового кровотока происходит повреждение различных участков головного мозга и частым проявлением или осложнением инсульта становится развитие афазии. Специалистами давно замечено, что частота возникновения афазии при инсульте коррелирует с его видом. Так при ишемической форме афазия развивается в 2 раза чаще, чем при других формах нарушения мозгового кровообращения. Диагностика, лечение и реабилитация больных, страдающих афазией остаётся важной задачей неврологов и нейрохирургов.

Читайте также:
Советы для родителей по работе в домашних условиях с заикающимися детьми

Что такое афазия?

Под латинским термином афазия в медицинской терминологии понимают неврологическое заболевание, связанное с расстройством части когнитивных функций человеческого организма. К когнитивным функциям головного мозга человека относят: речь, память, рисование и письмо, понимание или осознанность, ориентацию в пространстве и времени, а также внимание и праксис. При афазии в значительной степени страдают такие функции, как речь, письмо и восприятие слуховой и в некоторых случаях визуальной информации.

Афазия и алексия

Не стоит путать афазию с алексией. Это два совершенно различных термина. Алексия возникает, как врождённый дефект речевого аппарата ребёнка, таким образом у ребёнка изначально не формируется речь и значительно затрудняется её восприятие. В отличие от алексии при афазии речь у пострадавшего была уже сформированной. Таким образом афазия является всегда заболеванием, имеющим приобретённый характер, в то время как алексия – первичное поражение речевых центров.

Афазия возникает в результате органического поражения нейронов речевого центра, находящихся в коре больших полушарий. Расстройство речи приводит к формированию стойкой социальной и психологической дезадаптации пострадавшего, так как контакт с окружающим миром в значительной степени затрудняется. Афазия проявляется такими симптомами, как: выраженное нарушение речевой функции, обеднение словарного запаса в первую очередь родного языка. Пострадавшей более не может осознанно выстраивать предложения, а также воспринимать чужую устную или письменную речь.

Как функционирует речевой аппарат человека

Коммуникативные особенности людей напрямую связаны с формированием второй сигнальной системы или речевого аппарата. Все человеческие достижения в первую очередь связаны с прогрессивным развитием коммуникативных способностей, что позволило людям активно обмениваться накопившейся информацией и взаимодействовать сообща.

Важно отметить, что человеческий мозг синтезирует и воспринимает речь благодаря развитым речевым центрам. Оба речевых центра находятся в коре больших полушарий и носят название исследователей их открывших.

  1. Речевая зона Брока – рече-моторный или просто моторный центр, отвечающий за формирование устной речи человека. Данный центр отвечает за моторную функцию: фонологическое и синтаксическое построение исходящей от человека речи. Моторный центр является своеобразным вербальным анализатором и отвечает за работу лицевой мускулатуры и языка.
  2. Речевой центр Вернике – центр, отвечающий за анализ и восприятие поступающей речевой информации из вне. Зона Вернике имеет анатомическую локализацию в области височной извилины и как правило располагается в одном доминантном полушарии. Центр Вернике помимо обработки поступившей речевой информации также занимается обеспечением интонационных характеристик исходящей речи.

Несмотря на анатомическое разделение двух вышеперечисленных речевых зон, они постоянно взаимодействуют между собой и работают слаженно, как единое целое. Восприятие и анализ поступающей информации, дальнейшая интерпретация полученных данных и формирование ответной реакции – важнейшие функции, сформировавшие вторую рефлекторную сигнальную систему человека.

Этиологические факторы возникновения афазии

Причиной развития такого когнитивного расстройства, как афазия могут стать самые разнообразные факторы, как внешней, так и внутренней среды человека. Однако, чаще всего к развитию афазии приводят внутренние факторы. К самым часто-встречающимся этиологическим факторам развития афазии можно отнести:

  • Черепно-мозговая травма. Один из самых частых внешних факторов. Афазия может возникнуть при дорожно-транспортном происшествии или во время борьбы, когда тканям головного мозга пострадавшего приходится испытывать выраженную кинетическую энергию. Сотрясение головного мозга может приводить к ушибу его тканей в результате гидродинамического удара или же к развитию разрыва церебральных сосудов или сосудов паутинной оболочки.
  • Острое нарушение мозгового кровообращения или инсульт. Самая частая причина развития афазии. В большинстве случаев инсульт возникает в результате поражения сердечно-сосудистой системы, что приводит к ишемическому повреждению головного мозга. Если тромб локализован на уровне средней мозговой артерии, то происходит поражение речевого центра и развитие моторной афазии. К предрасполагающим компонентам сосудистых заболеваний также относят: гипертоническую болезнь, дислепидемические нарушения состава крови, атеросклероз и метаболические нарушения.
  • Онкологические заболевания. В структуре причин возникновения афазии также часто встречаются. Афазия в таком случае возникает при повреждении опухолью речевого центра или при сдавлении последнего опухолью доброкачественного характера.
  • Инфекционно-воспалительные заболевания. Данная этиологическая причина чаще всего встречается у детей и молодых лиц, так как именно они более подвержены генерализованным инфекционным процессам. К афазии могут привести менингит и энцефалит.

В более редких случаях причиной становятся такие хронические дегенеративные заболевания нервной системы, как болезнь Альцгеймера и Пика, которые также могут затронуть речевые зоны больших полушарий.

Классификация видов афазии

В клинической неврологической практике принято выделить следующие виды афазий:

  • Динамическая, возникает при органическом повреждении задних участков лобных долей. Проявляется нарушением программы высказывания, что приводит как к нарушению восприятия речи, так и нарушению её формирования.
  • Акустико-гностическая, проявляется поражением аналитической зоны Вернике. Характеризуется утратой фонематического слуха. Человек с данной формой перестаёт адекватно воспринимать речь собеседника;
  • Акустико-мнестическая, проявлением становится нарушение зрительного представления о предмете и потеря слуховой памяти. Такая афазия проявляется обеднением речи, пропуском частей речи и наличием парафразированных речевых ошибок;
  • Амнестико-семантическая, при поражении задневисочных отелов головного мозга. Нарушается понимание сложных грамматических конструкций, простая речь не страдает;
  • Эфферентная моторная афазия, проявляется при поражении зоны Брока, при этом у больного появляются артикуляционные дефекты речи или апраксия;
  • Афферентная моторная афазия, развивается с поражением постцентральной борозды. Основным нарушением при данной форме является кинетическое нарушение речи или выраженное затруднение речевой функции, связанной с формированием конкретных звуков. У больного также отмечается нарушение восприятия речевой информации при чтении и письме.
Читайте также:
Средства и методы физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ОНР

Клиническая картина

Афазия характеризуется разнообразными нарушениями, которые проявляются более или менее активно в зависимости от клинической формы афазии. Самыми частыми проявлениями афазии становятся следующие симптомы:

  • Больной пропускает фразы и отдельные слова, чаще всего существительные;
  • Повторение одних и тех же словосочетаний или словосочетаний;
  • Медленная речь пострадавшего, с выраженными интервалами между предложениями, либо наоборот речь пострадавшего становится беглой, нелогичной, превращающейся в “кашу”;
  • Наличие парафраз – описательная характеристика смысловой нагрузки слова. Речь становится описательного характера;
  • Пострадавший от афазии не может вспомнить название предмета или объекта, о котором идёт речь, однако знает функцию и внешний его вид.
  • Речь пострадавшего становится экспрессивной и содержит большое количество глаголов.

Важно отметить, что больной чаще всего легко вспоминает название предмета при подсказках или в контексте, например, если назвать первый слог нужного слова, то больной без труда вспомнит его окончание.

Дифференциальная диагностика

Несмотря на то, что афазия относится к неврологическим заболеваниям подход к диагностике носит мультидисциплинарный характер. Чтобы точно определить клинико-морфологические проявления заболевания необходимо полноценно провести диагностическое обследование больного.

На базе Клинического Института Мозга функционирует мощное диагностическое отделение, которое обладает всей необходимой аппаратурой и специалистами смежных профилей, что обеспечивает высокую степень информативности предоставляемых диагностических данных.

Важнейшую роль в исследовании пациента играет топическая диагностика. Данную процедуру проводит невропатолог или нейрохирург. Для этого собираются все данные анамнеза настоящего заболевания, проводится определение специальных симптомов, а также физикальное обследование больного. На ровне с обследованием неврологом пострадавший должен быть обследован психотерапевтом для исключения или подтверждения психических отклонений и установления степени социальной адаптации больного афазией. Степень достоверности полученных данных во многом зависит от квалификации специалиста и его практического опыта.

Для диагностики афазии применяются такие исследования, как:

  • Компьютерная и магнитно-резонансная томография. Оба исследования могут проводиться без контрастирования и с контрастированием. Для визуализации мягких тканей информативнее – проведение МР- исследования.
  • Обзорная рентгенография головы и шеи. Рентгенография проводится при наличии в анамнезе черепно-мозговых травм для подтверждения или исключения дефектов твёрдых тканей (черепной коробки).
  • Ультразвуковое исследование – сонография и ультразвуковое цветное доплеровское картирование цервикальных (шейных) сосудов. Данное УЗ-исследование проводится для исключения поражения сосудов шеи.

Помимо инструментальных исследований важным компонентом диагностического обследования является проведение комплекса лабораторных анализов. Обязательно проводится определения группы крови и резус-принадлежности пациента, определение липидного профиля и общего анализа крови.

Лечебные мероприятия

В лечении афазии также, как и при любой другой неврологической патологии главенствующую роль играет возможность применения патогенетически обоснованной терапии. Только после полноценно проведённого диагностического обследования можно таргетно назначать терапию.

Первым делом в независимости от формы афазии проводится устранение жизнеугрожающих фактором. Проводятся мероприятия по интенсивной терапии, пациент стабилизируется и только после этого начинается этап лечения афазии и последующая реабилитация.

В лечении афазии важно, как можно более быстро активизировать метаболический дисбаланс, возникший в головном мозге. Для этого применяются следующие группы препаратов:

  • Церебропротекторы и ноотропы: Пирацетам, Ноотропил, Церебролизин.
  • Сосудистые препараты: Октавегин, Винпоцетин и аналоги.
  • Витамины группы В, природные антиоксиданты и нейропротекторы.
  • Противосвёртывающие или коагулянты в зависимости от формы сосудистого поражения.

Немало важный пункт – проведение физиотерапевтических процедур. Применяется лечебный электрофорез, магнитотерапия, иглорефлексотерапия, лечебный массаж и физкультура. Все методики позволяют повысить эффективность основной терапии и ускоряют регенеративно-репаративные процессы.

Реабилитация пациентов с афазией

На этапе реабилитации основной акцент в лечении делается на социальную адаптацию и формирование у пострадавшего новых навыков коммуникации. С больным работают такие специалисты, как реабилитолог, логопед, психотерапевт и невролог. Также к процессу реабилитационной программы подключаются социологи и обязательно родственники пострадавшего. Только полноценный мультидисциплинарный подход к лечению и последующей реабилитации могут эффективно бороться с проявлениями афазии.

Профилактика и прогноз

После того, как у человека возникла афазия важно исключить повторные нарушения мозговой деятельности. С целью вторичной профилактики проводится диспансерное наблюдение таких пациентов. Периодический осмотр у невролога и кардиолога позволяют в значительной степени снизить риск рецидивов основного заболевания, которое привело к развитию афазии. В целом при следовании рекомендациям специалистов человеку с афазией удаётся добиться социальной адаптации и жить на приемлемом уровне жизни.

Афазия, формы и лечение

Афазия – это полная или частичная утрата речи, обусловленная органическими локальными поражениями коры больших полушарий головного мозга, чаще всего возникает после перенесенного инсульта, опухолях мозга или черепно-мозговой травмы. Ее развитие зависит от локализации мозгового поражения. Афазия бывает различных форм и степени тяжести — от незначительных затруднений в артикуляции или названии предметов до полной потери понимания речи или речевого выражения мысли.

Формы афазии

В первые дни после нарушения мозгового кровообращения речевые расстройства у больных могут проявляться в форме афазии тотальной: больной не говорит и не понимает обращенной к нему речи. Тотальная афазия через несколько дней или недель может смениться сенсорной или моторной афазией: больной начинает понимать обращенную к нему речь, но общается с окружающими при помощи речевого «эмбола» — стереотипно повторяющегося звукосочетания, слога или слова, иногда хорошо интонируемого.

Существует несколько форм афазии, однако можно выделить две основных формы афазии:

  • сенсорную
  • моторную

Сенсорная афазия

Сенсорная афазия Вернике – это нарушение понимания речи, как чужой, так и собственной при сохранении способности говорить. Возникает при повреждении левой височной доли головного мозга. Как правило больной говорит довольно охотно и много, однако в связи с утратой понимания того, что он слышит, он не понимает ни себя, ни окружающих. Форма сенсорной афазии характеризуется двумя основными чертами:

  • речь больного непонятная окружающим ввиду отсутствия в ней смысла (непонимание собственной речи приводит к потерю контроля над ней, больной изобретает новые слова, заменяет буквы или слоги в существующих, меняет слова местами, произносит несвязные между собой вереницы слов и предложений)
  • речь окружающих и собственная непонятна больному (в связи с нарушением восприятия звука, потерей различия звукового состава слов, больной не понимает смысла в том, что он слышит)
Читайте также:
Преодоление расстройств произносительной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазией

Моторная афазия

Моторная афазия Брока – это нарушение способности говорить при сохранении способности понимать речь. Возникает при повреждении лобной доли головного мозга (двигательного речевого центра Брока). Больной с трудом произносит или не произносит слова, в основном произносит простые слова или по слогам. Основными чертами формы моторной афазии являются:

  • речь больного плохо различима, однако чаще понятна и имеет смысл, сопровождается красноречивыми жестами (больному с трудом дается произношение и переход от одного слова к другому)
  • речь окружающих для больного понятна хорошо

Лечение афазии

Лечение афазии в большинстве случаев проходит успешно. Существуют специальные программы восстановления речи при разных формах афазии, которые носят дифференцированный характер. Логопед в процессе индивидуальной работы с больными афазией модифицирует имеющиеся в арсенале дефектологии приемы и методы коррекционно – педагогической работы, привнося свой индивидуальный опыт.

Лечение афазии заключается отнюдь не только в восстановлении способности, но и в восстановлении пораженной части головного мозга, являющейся причиной расстройства речи.

Если у Вас или Ваших близких существуют проблемы с речью, запишитесь на консультацию к логопеду. В клинике «Ваше здоровье» прием ведет высококвалифицированный специалист, имеющий многолетний опыт работы по специальности «Логопедия» Ротберт Элла Борисовна , которая поможет подобрать оптимальную методику коррекции речи .

Выделяют несколько форм афазии, которые характеризуются нарушением либо понимания речи, либо ее воспроизведения. При тяжелых случаях афазии у человека нарушается способность как понимать окружающих, так и говорить. Это речевое расстройство чаще возникает у лиц пожилого возраста как следствие тяжелых мозговых заболеваний (инсульт, опухоли) либо травм мозга.

У детей афазию диагностируют, когда органическое повреждение мозга произошло после овладения ребенком речью. При этом афазия приводит к нарушению дальнейшего ее развития, иногда к распаду сформированной речи. Афазия часто приводит к глубокой инвалидизации.

Возможности компенсации речевых и психических нарушений у детей и взрослых резко ограничены. Взрослые с афазией, как правило, теряют профессию, с трудом адаптируются в быту. Непонимание окружающих, невозможность выразить свои желания вызывают нарушения поведения: агрессию, конфликтность, раздражительность.

Российская ассоциация дислексии

К сожалению, данная проблема – коррекция дислексии — довольно слабо изучена в России по сравнению с Западом, где уже на протяжении десятилетий используют наработанные методики. Логопедия имеет весьма и весьма косвенное отношение, как, впрочем, и любые другие методы, принятые в психологии и педагогике, применяемые на настоящий момент в России. Но информация, приведенная ниже, все же может оказаться кому- то полезной.

Российская ассоциация дислексии

– некоммерческая общественная организация, объединяющая в своих рядах ведущих отечественных ученых, занимающихся проблемами нарушений письма и чтения у детей,учителей начальных классов, психологов, а также заинтересованных в деятельности ассоциации родителей, дети которых имеют трудности в обучении грамоте.
В попечительский совет Российской ассоциации дислексии входят ведущие общественные, политические деятели, представители культуры и искусства. Идея создания ассоциации поддержана Министерством образования Российской Федерации. Российская ассоциация дислексии создана для координации деятельности педагогических и других образовательных учреждений, осуществляющих коррекционную помощь детям с дисграфией и дислексией, в интересах повышения уровня логопедической помощи и создания единого образовательного пространства.

Адреса и телефоны: г. Москва, ул. Панферова, д.14, Московский городской педагогический университет, НИИСО, РАД
тел. (495) 132-09-35

Центр патологии речи и нейрореабилитации

Консультативно-диагностическое отделение — улица Николоямская, д 20
Проезд: м. Таганская (кольцевая), далее пешком 5-10 мин по Земляному валу, до улицы Николоямская
тел. (495) 698-04-14/15

Показания и противопоказания для лечения в Центре.

Показания к направлению в Центр для оказания консультативно-диагностической, лечебно-профилактической, реабилитационной и психологической помощи детям и подросткам:

  • Тяжелые и комбинированные нарушения речи
  • заикание
  • дисграфия
  • дислексия
  • задержки речевого развития
  • общее недоразвитие речи
  • сложная дизартрия
  • афазия, как осложнение родовых травм, постнатальных локальных повреждений центральной нервной системы вследствие черепно-мозговых травм, инсультов и инфарктов мозга, нейроинфекции.
Противопоказания к направлению в Центр:
  • умственная отсталость, эпилепсия в стадии обострения, шизофрения в остром периоде, реактивные состояния
  • тяжелые нарушения слуха и зрения
  • общие и кожные инфекции в стадии обострения.
  • соматические заболевания в стадии декомпенсации.
  • грубые расстройства слуха и зрения
  • психотические состояния, делающие неприемлемым содержание больного в условиях свободного режима (слабоумие, тяжелая форма психопатии, эпилепсия)
  • выраженные нарушения двигательных функций с невозможностью самообслуживания.

Условия приёма: Пациенты принимаются по направлению врачей специалистов (неврологов) или логопедов из лечебно-профилактических учреждений города Москвы. Для жителей Московской области необходимо получить талон на первичную консультацию в Департаменте здравоохранения МО или МОНИКИ. У них отличная диагностическая база. Работают классные специалисты. Центр бесплатный, по ОМС.
Такие центры есть и в других регионах. Работа вам предстоит долгая и сложная.

Центр лечебной педагогики

119311, Москва, ул. Строителей, д. 17Б
Тел./факс: +7 (499) 131 06 83, +7 (499) 138 06 16, +7 (495) 646 50 66

Принцип работы

Каждый ребенок — личность

В Центре с уважением относятся к индивидуальным особенностям каждого ребенка. Каждый человек — прежде всего личность, обладающая неповторимыми способностями и талантами

Читайте также:
Развитие диалогической речи дошкольников с ОНР в условиях театрализованной игры

Семейное воспитание

Каждому ребенку необходима семья, атмосфера любви и заботы. В Центре помогают не только ребенку, но и его родителям: именно сочетание правильного воспитания в кругу родных и помощи специалистов дает наилучший результат.

Необучаемых не бывает

Детям с нарушениями развития необходимо учиться! Чем тяжелее состояние ребенка, тем больше ему необходимо учиться и развиваться. Регулярные занятия с педагогами и психологами нередко оказываются эффективнее лекарств. Однако медицинское наблюдение играет важную сопровождающую роль в развивающей работе с ребенком.

Всесторонняя помощь

Одна из инновационных особенностей методики Центра состоит в согласованной работе команды педагогов, психологов, врачей: такая комплексная помощь ребенку гораздо действеннее работы отдельных специалистов.

Социализация и интеграция в обществе

Для всестороннего развития детям необходимо общаться со сверстниками и взрослыми: через теплоту человеческих отношений они открывают себя этому миру и друг другу. Мы стремимся к тому, чтобы дети с разными возможностями жили и взаимодействовали в едином социуме, чтобы каждый из них мог максимально реализовать себя, раскрыть свои способности и таланты.

Личный маршрут к достойной жизни

Для особого ребенка недостаточно развивающих занятий и лечения. Для каждого необходимо создать непрерывный маршрут обучения и интеграции в обществе, чтобы раскрыть его социальный и познавательный потенциал. Для этого в тесном сотрудничестве с государством необходимо создавать центры лечебной педагогики, обучать специалистов современным методам работы с детьми, издавать книги, открывать интегративные детские сады и школы, помогать подросткам овладевать профессией, создавать для них рабочие места.

Нет возможности оплачивать занятия — не беда

В Центре занятия платные. Однако мы считаем, что возможности семьи по оплате занятий не должны влиять на количество и качество занятий, необходимых ребенку. Практически никто из родителей, которые приводят своих детей в наш Центр, не имеет возможности полностью оплачивать занятия. По статистике, многие семьи, имеющие особых детей, — неполные, и единственный родитель не имеет возможности работать, поскольку вынужден постоянно находиться рядом с ребенком. И живут они только на пенсии и пособия. Со своей стороны, мы постоянно ищем возможность помочь таким семьям: обращаемся в органы власти, в фонды, компании, к частным лицам, чтобы всем вместе помочь родителям в оплате необходимых развивающих занятий для их детей. Деньги идут на зарплаты и начисления педагогам, аренду и коммунальные платежи за здание, которое принадлежит Москомимуществу, покупку игрушек, развивающих игр, других необходимых для занятий материалов. Также можно помочь конкретному ребенку или поддержать любую из программ Центра. В эффективности оказанной помощи всегда можно убедиться лично. Мы предоставляем отчеты о проделанной работе и распределении переданных ресурсов.

Институт коррекционной педагогики

Адрес: г. Москва, ул. Погодинская д.8 корп.1
Регистратура: 8-499-245-25-30
Сайт:http://кдц.институт-коррекционной-педагогики.рф/

При институте действует Консультативно-диагностический центр

Консультативно-диагностический центр (КДЦ) — научно-практическое подразделение ИКП РАО (лаборатория комплексной диагностики и коррекции ФГНУ ИКП РАО)

Особенность обследования ребенка в КДЦ — комплексный подход к диагностике.

Традиции приема и обследования детей в Институте уже более 60 лет. На основании анализа данных комплексного медико-психолого-педагогического обследования составляется заключение,назначается соответствующее лечение и даются рекомендации родителям по обучению и воспитанию ребенка, коррекции имеющихся отклонений в его развитии. По желанию родителей специалисты Центра определят наиболее подходящий для ребенка вид учебного заведения и (или) тип обучения. Медико-психолого-педагогическая помощь может быть оказана ребенку и в КДЦ.

Кого консультируют?

В КДЦ консультируют детей, начиная с младенческого возраста и до 18 лет, при этом никакого специального направления не требуется.

В КДЦ консультируют детей и подростков, проживающих в любом регионе РФ, странах СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.

В КДЦ консультируют детей, обучающихся в общеобразовательных (массовых), специальных (коррекционных) учебных заведениях, а также детей, не охваченных системой образования.

В КДЦ консультируют детей с разными первичными нарушениями (нарушения слуха, зрения, речи, интеллекта, задержка психического развития, аутизм), с подозрениями на комплексные (сложные) нарушения в развитии.

В КДЦ родителей приводят самые разнообразные проблемы детей:

  • трудности в обучении
  • трудности в общении со сверстниками и взрослыми
  • повышенная утомляемость
  • недостаточный уровень развития внимания и памяти
  • нарушения поведения
  • страхи
  • трудности адаптации к дошкольному или школьному учреждению
  • нарушения речи
  • заикание
  • любые логопедические проблемы
  • различные отставания в развитии

Иногда родители хотят убедиться в том, что с ребёнком всё в порядке, что его отличия от сверстников находятся в пределах нормы, выяснить степень и причины неординарного развития, получить профессиональную помощь в решении возникших проблем.

Государственное бюджетное образовательное учреждение г.Москвы Средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» № 1321 «Ковчег»

Девиз: Ковчег – это школа для всех и каждого!

Адрес: г. Москва ул. Авиамоторная д.30а
Тел. +7 (495) 673-25-20
Skype: sch1321
Сайт:http://www.kovcheg1321.com

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1321 «Ковчег» является одной из первых общеобразовательных школ России, широко применяющих индивидуализированный подход в обучении, согласно концепции образовательной и социальной интеграции. Школа является средним общеобразовательным учебным учреждением, работающим в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. В школе организовано обучение в общеобразовательных классах, классах компенсирующего обучения, в отделении надомного обучения для детей-инвалидов.

Наша школа №1321 «Ковчег» была создана более двадцати лет назад по инициативе родителей и специалистов в области психологии и педагогики детского развития. Целью создания школы «Ковчег» всегда было обеспечение гуманистического, качественного, индивидуально ориентированного образования для всех групп учащихся – как для обычных детей, так и для детей, развивающихся нетипично.

Читайте также:
Профилактика оптической дисграфии у учащихся с ОВЗ

Школа работает в модели интегрированного/инклюзивного образования. Для качественного обеспечения инклюзивного образовательного процесса в школе создана и успешно действует служба психолого-педагогического сопровождения. Система дополнительного образования является гармоничной и неотъемлемой частью образовательной системы школы.

Занятия в разнообразных мастерских, студиях, клубах, дают возможность каждому ученику проявить уникальные и неповторимые способности и таланты. Музыкальные занятия, развивающая верховая езда, туристический клуб, музей кочевой культуры и многое другое формируют образовательную среду школы, делают её насыщенной и развивающей.

  • Дислексия — что это?
  • Методы коррекции, обучения, развития
  • Вопрос-ответ
  • Материалы на тему
  • Контакты

Профессиональные услуги, описываемые как Дейвис™, Коррекция дислексии по системе Дейвиса®, Освоение символов правописания по системе Дейвиса®, Предоставление рекомендаций по контролю за дезориентацией по системе Дейвиса®, Освоение математических символов по системе Дейвиса® могут быть предоставлены только субъектами, работающими под руководством лицензированного Специалиста по Коррекции дислексии, или которые были обучены и лицензированы как Методисты по коррекции дислексии Международной ассоциацией коррекции дислексии по системе Дейвиса

Российская ассоциация дислексии

Интенсификация современного образования предполагает увеличение объема знаний, умений и навыков, которым должны овладеть учащиеся. Письмо и чтение, являясь основными способами получения учебной информации, играют ведущую роль в процессе усвоения знаний. Нарушения письма и чтения у детей – дисграфия и дислексия – составляют серьезное препятствие для этого процесса. По данным различных авторов, количество учащихся начальных классов, испытывающих трудности в обучении в результате неспособности овладеть навыками письма и чтения, достигает 20%. Кроме того, дисграфические и дислексические ошибки довольно часто встречаются и у старшеклассников. Сегодня можно говорить о том, что проблема нарушений письма и чтения у детей является наиболее актуальным вопросом не только логопедии, но и всей системы образования в целом.

Практически во всех цивилизованных странах мира существуют организации, объединяющие специалистов в области нарушений письма и чтения (дислексии, по западной терминологии), детей и взрослых, имеющих трудности в овладении грамотой, учителей.

В связи с этим мы рады сообщить вам о том, что наконец-то и в России создана ассоциация дислексии.

Российская ассоциация дислексии – некоммерческая общественная организация, объединяющая в своих рядах ведущих отечественных ученых, занимающихся проблемами нарушений письма и чтения у детей, таких, как О.Б. Иншакова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Г.В. Чиркина, и других, практикующих логопедов, учителей начальных классов, психологов, а также заинтересованных в деятельности ассоциации родителей, дети которых имеют трудности в обучении грамоте. Почетным президентом Российской ассоциации дислексии избран академик РАН, доктор психологических наук профессор В.И. Лубовский. В попечительский совет Российской ассоциации дислексии входят ведущие общественные, политические деятели, представители культуры и искусства.

Идея создания ассоциации поддержана Министерством образования Российской Федерации.

Российская ассоциация дислексии создана для координации деятельности педагогических и других образовательных учреждений, осуществляющих коррекционную помощь детям с дисграфией и дислексией, в интересах повышения уровня логопедической помощи и создания единого образовательного пространства. Среди задач ассоциации – объединение усилий специалистов для обобщения и систематизации накопленных в нашей стране и за рубежом экспериментальных данных по проблемам нарушения письма и чтения и создания на их основе единых качественно-количественных критериев диагностики дисграфии и дислексии, разработки и апробации коррекционных программ для преодоления нарушений письма и чтения у детей; организация и проведение открытых конкурсов учебной, научно-методической и научной литературы для коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями письма и чтения; обобщение и распространение передового опыта; организация и проведение курсов повышения квалификации, конференций, семинаров; организация издательской деятельности.

Членами ассоциации могут стать физические и юридические лица, связанные с образовательной деятельностью, преподаванием, воспитанием и культурно-просветительской деятельностью.

Российская ассоциация дислексии имеет уже более 40 региональных представительств и приглашает к сотрудничеству новых членов. Вступить в ассоциацию и поучаствовать в ее работе вы сможете на Первой конференции Российской ассоциации дислексии в Москве 14–16 сентября 2004 года, на которую мы рады пригласить всех заинтересованных лиц. Конференция проводится Российской ассоциацией дислексии при поддержке Московского социально-гуманитарного института, газеты “Начальная школа” Издательского дома “Первое сентября”, журнала “Большой Вашингтон”.

В рамках конференции будут проведены пленарные и секционные заседания, вечерние лекции, конкурс работ молодых ученых, выпущен сборник научных статей участников конференции, организованы мастер-классы, книжная выставка, экскурсии в научные центры и практические коррекционные учреждения. К участию в конференции приглашаются все желающие.

Получить подробную информацию о предстоящей конференции и заполнить регистрационные формы вы можете по телефону (095) 955-3595 или по электронной почте: radys@narod.ru.

Оргкомитет РАД

Первая международная конференция Российской ассоциации дислексии

Москва, Центральный дом ученых 14–16 сентября 2004 года

Проводится Российской ассоциацией дислексии при поддержке Московского социально-гуманитарного института, газеты “Начальная школа”, журнала “Большой Вашингтон”

В отечественной дефектологии наступил такой момент, когда накоплено огромное количество экспериментального и практического материала по проблемам нарушения письма и чтения у детей. Пришло время для обобщения и систематизации этих данных и создания на их основе единых диагностических критериев и коррекционных программ для преодоления дисграфии и дислексии у детей. Первая конференция Российской ассоциации дислексии направлена на решение именно этих вопросов.
Мы надеемся, что встреча коллег расширит и упрочит научные связи, будет способствовать стимуляции профессиональной и интеллектуальной активности специалистов.
Надеюсь встретиться с вами в сентябре 2004 года.

Почетный президент Российской ассоциации дислексии,
академик РАН, доктор психологических наук,
профессор Владимир Иванович ЛУБОВСКИЙ

Читайте также:
Преодоление расстройств произносительной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазией

Для организации и проведения конференции созданы:

программный комитет:

Чиркина Галина Васильевна – председатель

Иншакова Ольга Борисовна – зам. председателя

организационный комитет:

Русецкая Маргарита Николаевна – председатель

Свободина Наталья Генриховна – зам. председателя

Научная программа

В рамках конференции будут проведены пленарные и секционные заседания, вечерние лекции, конкурс работ молодых ученых, организованы мастер-классы, книжная выставка-продажа, экскурсии в научные центры и практические коррекционные учреждения.

Общая информация

Программный комитет предлагает участие в конференции в форме устного или стендового доклада на секционных заседаниях, а также последующую публикацию статей в сборнике материалов конференции.

Участникам конференции, чьи доклады по решению программного комитета включаются в пленарные и секционные заседания в устной или стендовой форме, до 31 мая будут разосланы дополнительные сообщения с указанием даты и времени этих докладов.

Статьи, высылаемые в адрес оргкомитета, должны отвечать следующим требованиям:

объем статьи до 10 машинописных страниц формата А4;

шрифт – Times New Roman;

размер шрифта –14;

печать – через полтора интервала;

поля: сверху и снизу – 2 см, слева – 3 см, справа – 1,5 см.

Послать статью можно по электронной почте на адрес ассоциации: radys@narod.ru, по почте по адресу: 117918, Москва, ул. Донская, д. 26, стр. 4, МСГИ, или передать лично в оргкомитет конференции.

Срок подачи статей – до 31 мая 2004 года.

Программа конференции будет размещена на электронном сайте конференции www.dyslexia.narod.ru или по вашей просьбе может быть выслана по факсимильной почте или заказным письмом после 31 мая 2004 года.
К участию в конференции приглашаются все желающие независимо от наличия докладов или статей.

Регистрация

Регистрационный взнос для участия в конференции составляет:

300 рублей – при оплате до 31 мая 2004 года (включительно);

400 рублей – при оплате после 1 июня 2004 года.

Для участников конкурса на лучшую научную работу взнос составляет:

150 рублей – при оплате до 31 мая 2004 года (включительно);

250 рублей – при оплате после 1 июня 2004 года.

Регистрационный взнос обеспечивает:

– получение пригласительного билета на все научные и культурные мероприятия конференции;
– получение буклета с программой конференции, сборника статей конференции, значка участника конференции;
– получение сертификата участника конференции.

Регистрационный взнос следует направлять:

НАНОО Московский социально-гуманитарный институт (наименование получателя платежа) 7713049996 (ИНН получателя платежа) № Р/С 40703810200020001911 (номер счета получателя платежа) в Сбербанк России,
г. Москва
(наименование банка и банковские реквизиты) К/С 30101810400000000225 БИК 044525225 Участие в конференции РАД (наименование платежа) Дата Сумма платежа руб. коп. Плательщик (подпись)

Расходы по переводу денег или зачислению их на счет оргкомитета оплачиваются участниками конференции. Просим сообщить по электронной почте radys@narod.ru, факсу (095) 955-35-96 или почтовому адресу: 117918, Москва, ул. Донская, д. 26, стр. 4, МСГИ, (оргкомитет) – номер, дату перевода или платежного поручения.

Проживание

Для участников конференции могут быть заказаны номера в гостиницах города Москвы.
Все вопросы, связанные с бронированием и оплатой проживания (а также с визовой поддержкой), вы сможете решить через агентство Moscow Travel House.

Телефон: (095) 725-43-14; факс: (095) 725-43-15;
www.mthouse.ru
г. Москва, Архангельский пер., д. 5, стр. 4, офис 7.

Условия участия в конкурсе на лучшую работу аспирантов и молодых ученых, посвященную проблемам диагностики, коррекции и предупреждения нарушений письма и чтения:

Научная работа объемом не более 30 страниц машинописного текста представляется в печатном и электронном (на дискете или CD) видах.

Печатный вариант должен соответствовать следующим требованиям: формат листов – А4, шрифт Times New Roman; размер шрифта –14; печать через полтора интервала; поля сверху и снизу – 2 см, слева – 3 см, справа – 1,5 см. Все дополнительные материалы и иллюстрации в сложенном виде должны соответствовать формату А4.

На титульном листе научной работы должны быть указаны:

– наименование, почтовый адрес вуза (или другого учреждения), от имени которого выдвигается работа, телефон, факс, e-mail;
– тема научной работы;
– данные об авторе (фамилия, имя, отчество);
– должность, фамилия, имя, отчество, ученое звание научного руководителя, оказавшего консультативную и методическую помощь в написании научной работы.

На последнем листе необходимо указать сведения об авторе (его почтовый индекс, домашний адрес, код города, телефон, факс, e-mail – если есть), приложить копию квитанции об оплате регистрационного взноса.

Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе конкурса отбор лучших научных работ проводится конкурсной комиссией вузов (или других учреждений). Эти научные работы с сопроводительным письмом направляются по адресу: с пометкой “На конкурс на лучшую научную работу, посвященную проблемам диагностики, коррекции и предупреждению нарушений письма и чтения у детей” не позднее 1 мая 2004 г. (дата отправки определяется по штампу почтового отправления) для рассмотрения и оценки экспертной комиссией конкурса. К каждой работе должны быть приложены рецензия научного руководителя и рекомендация о выдвижении работы на второй этап конкурса, подписанная руководителем учреждения.

На втором этапе конкурса отбор лучших научных работ проводится экспертной комиссией конкурса до 15 июня 2004 г. отдельно среди аспирантов и научных работников.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: