Восстановление речи после инсульта на раннем сроке

Упражнения по восстановлению речи после инсульта в домашних условиях

Упражнения по восстановлению речи после инсульта в домашних условиях

Во время острого нарушения кровообращения происходит поражение различных областей мозга. В зависимости от поврежденной структуры, возникают нарушения функций организма. Чаще всего страдает речевой центр, что приводит к потере речи у человека после перенесенного им инсульта.

Подобное возможно как при геморрагическом инсульте, когда к головному мозгу поступает избыточный объем крови, так и при ишемическом, когда кровоснабжение оказывается недостаточным. Отказ речи или афазия случается при поражении левого полушария и сопровождается параличом правой половины тела.

Виды афазии

Для удачного восстановления речи после перенесенного инсульта необходимо определить тип афазии и вызываемые ею поражения органов и тканей человека.

  • Тотальная или полная. Как правило, наблюдается непосредственно после геморрагического или ишемического инсульта. В этом состоянии человек не узнает близких, не понимает обращенную к нему речь, не может говорить.
  • Моторная. Возможность говорить есть, но дикция становится нечеткой из-за проблем с мимикой. При этом человек мыслит, все понимает, его мозговые центры не нарушены, но он не может внятно отвечать из-за паралича лицевых мышц, языка.
  • Сенсорная. В результате нарушения центра Вернике, отвечающего за распознавание речи, больной не может понять родной язык и воспринимает его как незнакомый.
  • Амнестическая. Речь после инсульта есть, но пациент время от времени забывает слова, названия предметов.
  • Семантическая. Человек понимает только короткие и простые речевые конструкции, сам говорит короткими предложениями, не в силах понять длинных фраз.

В большинстве случаев упражнения для восстановления речи после инсульта приводят к возвращению речевых навыков, если и не в полном объеме, то в достаточном для общения. Но никто не даст гарантии, что процесс пойдет успешно. Это зависит от степени поражения мозга, условий, в которых оказался пострадавший, регенеративных способностей организма, решимости, воли к победе.

Для достижения оптимальных результатов важно правильно оценить состояние пациента и, исходя из него, назначить программу восстановления больного после инсульта. Чем раньше были начаты мероприятия, тем больше шансов, что человек заново овладеет утраченной речью. Процесс этот может занять немало времени, но если по прохождении пяти – десяти лет возможность общаться не вернулась, то вероятность успеха практически исчезает. Простые проблемы с речью у человека с афазией обычно уходят через три – шесть месяцев занятий и упражнений.

Общие рекомендации

Для удачного восстановления больного после инсульта родственникам рекомендуется соблюдать следующие правила поведения:

  • постоянно давать человеку ощущение того, что он нужен, дорог, важен для вас;
  • поддерживать больного, демонстрировать уверенность в его скорейшем выздоровлении и желание помочь;
  • как можно чаще разговаривать с больным, вовлекая его в обсуждение семейной жизни;
  • включать любимую музыку пациента – она способствует пробуждению речевых импульсов, восстановлению речи после инсульта;
  • запастись терпением при выполнении упражнений, не выказывать раздражения при неудачах.

Реабилитация может проводиться в домашних условиях, но только после осмотра врачом, определения степени повреждений мозга и составления индивидуального плана лечения. Начинать проводить упражнения можно через неделю после перенесенного инсульта при условии, что состояние больного стабилизировалось. В противном случае речью можно заняться позднее, в течение двухмесячного периода после нарушения мозгового кровообращения.

Способы возвращения речи после инсульта

Метод, используемый для восстановления больного после инсульта с потерей речевых навыков, зависит от стадии постинсультного периода. На раннем этапе используется:

  • фармакологическое лечение;
  • массаж;
  • занятия с логопедом.

Специалист намечает программу действий еще в стационаре, но дальнейшим восстановлением речи больного занимаются его домашние.

Медикаментозная терапия

В постинсультный период больному назначаются препараты, позволяющие ограничить очаг поражения мозга, восстановить нормальное кровообращение, питание нервных тканей. Врач может назначить следующие лекарства:

  • ноотропы для стимулирования регенерации, помощи в восстановлении функции клеток мозга;
  • гипотензивные средства для купирования критического подъема артериального давления;
  • кроверазжижающие препараты, понижающие вязкость крови у человека, перенесшего инсульт, способствующие улучшению церебрального кровообращения;
  • диуретики для снятия отеков мозга.

В ряде случаев для дополнительной стимуляции процессов восстановления могут назначаться мексидол, актовегин, глиатилин, цераксон.

Любые лекарственные средства, хотя и снижают тяжесть нарушений мозга, но не способны самостоятельно вернуть речь пациенту. Препараты оказывают воздействие только в комплексе с упражнениями, назначенными логопедом.

Массаж

Вместе с нарушенной речью больные, перенесшие инсульт, сталкиваются с такими проблемами как:

  • нарушение жевательной функции;
  • слюнотечение;
  • обвисание щеки, уголка рта.

Специальный массаж позволяет вернуть человеку с перенесенным недавно инсультом тонус лицевых мышц, восстановить мимику. После облегчения состояния будет проще выговаривать слова. Точки для массирования должен определить врач: он расскажет, какие участки лица необходимо тонизировать, какие расслабить. Действовать наугад в этом случае опасно – можно навредить.

Помимо массажа лица назначается массаж языка, губ, щек, ушей, кожи головы, кистей рук. Это позволяет снять скованность мышц и улучшить речь.

Занятия с логопедом

Работа логопеда крайне важна для восстановления речи после инсульта. Специалист на основании состояния пациента назначает подходящие упражнения. Сначала врач проводит занятия сам, объясняя родственникам особенности проведения тех или иных техник. Впоследствии родные будут заниматься с больным дома. Правила проведения упражнений по восстановлению речевых функций следующие:

  • задания надо выполнять от простых к более сложным;
  • необходимо хвалить больного при каждом, даже минимальном, успехе;
  • важно избегать переутомления;
  • частота занятий не должна превышать пять – десять раз в неделю.

Назначенную логопедом программу по восстановлению речи надо периодически корректировать, основываясь на достижениях.

Суть логопедической работы состоит в вовлечении разных областей мозга в процесс управления речью. Существуют разные комплексы, позволяющие восстановить речь после инсульта:

  • фонетические – для диагностики формы афазии, последующего улучшения контроля мимики, в первую очередь языка и губ. Больной повторяет за врачом отдельные звуки, слова, скороговорки;
  • семантические – для стимулирования активного мышления. Пациент должен продолжать предложения, ассоциативные ряды, вести диалоги на нейтральные темы;
  • наглядные – при наличии сенсорной афазии у человека применяются карточки с картинками, книжные иллюстрации, специальные пособия, побуждающие находить связи, последовательности;
  • творческие – включают в себя арт-терапию, пение, занятия музыкой.
Читайте также:
Значение биоэнергопластики при формировании звукопроизношения у детей с ОНР

Важное условие – все логопедические тренировки должны проходить в спокойной, позитивной обстановке.

Гимнастика

Каждый раз перед началом логопедических упражнений рекомендуется проводить гимнастику для улучшения артикуляции и улучшения работы лицевой мускулатуры:

  • выдохнуть воздух через сложенные трубочкой губы, издав звук «У»;
  • слегка покусать сначала нижнюю, потом верхнюю губу (только при условии незначительной потери чувствительности);
  • улыбнуться, сохранив максимальную симметричность уголков губ;
  • свернуть язык в трубочку;
  • почмокать губами;
  • облизать губы, провести языком по небу;
  • медленно надувать и сдувать щеки.

Такая разминка позволяет повысить качество последующих логопедических занятий.

Артикуляционные упражнения

Призваны улучшить контроль над мимикой, языком, губами.

Упражнения для языка:

  • высунуть язык, подержать несколько секунд;
  • высунуть язык, поднять к носу, подержать;
  • высунуть язык, направить к одному уголку рта, потом к другому;
  • водить кончиком языка по небу вперед-назад;
  • цокать языком;
  • прикусывать расслабленный язык;
  • облизывать губы справа налево и слева направо.

Упражнения для губ:

  • сложить губы трубочкой и вытянуть;
  • улыбнуться, не разжимая губ;
  • поднять верхнюю губу, показав зубы, подержать несколько секунд;
  • надуть щеки, перекатывать воздух из стороны в сторону;
  • подуть сквозь расслабленные губы;
  • оттянуть губы пальцами вверх, вниз, в стороны;
  • чередование приподнятых и опущенных уголков губ.

Упражнения для голоса:

  • произносить поочередно гласные на выдохе;
  • артикулировать как при произнесении «Ы» только без звука;
  • произносить гласные подряд с перетеканием одного звука в другой, с ударением в разных местах;
  • произносить согласные: сначала глухие поочередно и подряд, потом звонкие.

Комбинации звуков для каждого человека логопед должен определить индивидуально.

Упражнения для мимики:

  • поднимать, опускать, хмурить, расслаблять брови;
  • широко открывать, потом расслаблять рот;
  • надувать-сдувать щеки;
  • складывать губы как для поцелуя;
  • вытягивать язык в разные стороны;
  • двигать челюстью вправо, влево, по кругу.

Другие способы вернуть речь после инсульта

Помимо традиционных методик хорошо зарекомендовали себя альтернативные способы, способствующие восстановлению речи, потерянной при геморрагическом или ишемическом инсульте.

Физиотерапия

Стимуляция мимических мышц, голосовых связок электрическими импульсами в комплексе с массажем может применяться при моторном типе афазии, чтобы способствовать восстановлению нормальной дикции.

Иглорефлексотерапия

Процедура так же назначается для коррекции моторной афазии при инсульте. Используется при восстановлении тонуса группы мышц, отвечающих за артикуляцию.

Лечение стволовыми клетками

Процедура пересадки стволовых клеток эффективно справляется с восстановлением речи после любых инсультов. Терапия проводится в амбулаторных условиях дважды с разницей в три месяца. Стволовые клетки регенерируют сосуды, устраняют бляшки, тромбы, позволяют строить новые клетки.

Функциональное биоуправление

Эта методика по восстановлению речевых функций предполагает визуальный контроль над речью, речевой мускулатурой. Если при инсульте возникло расстройство восприятия, применение метода не рекомендуется.

Хирургическое вмешательство

После проведения реваскуляризации улучшается кровоснабжение головного мозга, улучшается состояние нервных клеток. В случае неэффективности операции при серьезном инсульте назначается экстра-интракраниальный сосудистый микроанастомоз.

Музыкотерапия

В отдельных случаях повреждения мозга при инсульте таковы, что больной не может говорить, произносить отдельных слов, но у него получается петь. Тогда все занятия по восстановлению утраченной в ходе нарушения мозгового кровообращения речи следует проводить в форме песни.

Народные способы

При отсутствии противопоказаний от лечащего врача и невролога, для активации речевых способностей больного можно применять отвары, настои трав и растений:

  • калины,
  • земляники,
  • шиповника,
  • можжевельника,
  • сосновых шишек,
  • чабреца,
  • подорожника,
  • зверобоя,
  • шалфея,
  • календулы.

Их можно заваривать отдельно или в виде комплексных чаев, например, из земляники, очанки, скорлупы грецкого ореха. Или шиповника, репешка, календулы.

Особенно рекомендуется отвар шалфея: по четыре глотка до пяти раз в сутки.

Прогнозы по возвращению речевых навыков

На ход реабилитации возможности говорить у инсультника влияет много факторов, поэтому однозначный прогноз дать невозможно. Результаты зависят от соблюдения указаний логопеда, настроя больного и его близких, обстановки вокруг пациента. Если адекватное лечение не проводилось, прогноз восстановления – примерно 15 процентов.

Также реабилитация зависит от тяжести перенесенного инсульта:

  • при тяжелой форме и соблюдении всех назначений вероятность полного возврата возможности возрастает до 55 процентов;
  • при средней тяжести – до 75 процентов;
  • при легком степени – до 90 процентов.

Еще один фактор, влияющий на успех, – тип афазии.

При моторной афазии прогноз наиболее благоприятен. При своевременно начатом лечении возможность разговаривать возвращается в полной мере в течение полугода. У людей пожилого возраста возможно сохранение незначительных нарушений: шепелявость, нечеткость в произношении некоторых звуков. Это связано с возрастным замедлением метаболизма, невозможностью полного «оживления» мимики.

Если состояние больного тяжелое, он не узнает родных, не ориентируется в пространстве, у него выявлена тотальная афазия, то проведение логопедических занятий становится невозможным. В этом случае потеря навыков общения может стать необратимой.

Амнестический и сенсорный типы афазии требуют долгой, непрерывной работы. Человека учат заново узнавать слова, предметы. Идет работа над артикуляцией. Вряд ли удастся вернуть речевые навыки в полном объеме: обычно словарный запас оказывается ограниченным, а способность к обучению существенно снижена.

Семантическая афазия вызывается поражением мозговых структур. Поэтому возможно лишь улучшить дикцию инсультника, но общаться он сможет только простыми фразами.

Читайте также:
Логопедическое обследование при ринолалии

Где лучше проходить реабилитацию

Первые мероприятия по восстановлению способности говорить у перенесшего нарушение мозгового кровообращения человека проводятся еще в стационаре. Но, как правило, врач лишь намечает программу лечения. Дальнейшая реабилитация проводится в домашних условиях.

В первое время потребуется помощь логопеда, который выработает программу по работе с речью для больного. Нельзя руководствоваться исключительно общими рекомендациями: только по типу проблем с речью, степени тяжести состояния, его особенностей можно назначить подходящую логопедическую методику. Продолжать работу с ней родственники смогут уже самостоятельно, периодически посещая врача для корректировки программы.

Периоды реабилитации после перенесенного инсульта

Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения, вызывающее очаговое поражение клеток головного мозга. Заболевание имеет типичную неврологическую симптоматику, сохраняющуюся на протяжении длительного времени: мучительные головные боли, парез или паралич лицевых мышц либо конечностей (часто односторонний), нарушение памяти, речи, зрения, координации движений.

В пожилом, и особенно в старческом возрасте, инсульты протекают значительно тяжелее и несут прямую угрозу жизни человека. Сможет ли больной вернуться после перенесенного удара к полноценной жизни или хотя бы частично восстановить утерянные навыки, зависит от целого ряда факторов. В любом случае, это длительный процесс, занимающий месяцы, а порой и годы.

Факторы, влияющие на сроки восстановления после инсульта

Инсульт – одна из основных причин инвалидности в преклонном возрасте, наступающей чаще всего вследствие несвоевременно оказанной медицинской помощи или отсутствия грамотной реабилитации. В 80% случаев успех восстановления после инсульта определяется оперативностью действий медперсонала. Особенно важно оказать помощь в первые 3-4 часа после начала приступа. Реабилитацию же необходимо начинать как можно раньше, ведь от этого зависят качество и продолжительность дальнейшей жизни человека.

На сроки реабилитации после инсульта влияют и другие факторы:

  • Механизм возникновения инсульта. Различают 2 основных вида инсультных ударов – ишемический и геморрагический. Ишемический наступает в 80% случаев и вызван нехваткой кровоснабжения какого-либо участка головного мозга. При данном виде инсульта, если лечение назначено правильно и вовремя, организм имеет хорошие шансы на восстановление. Геморрагический инсульт характеризуется кровоизлиянием в глубокие отделы мозга. Прогноз жизни неблагоприятный, вероятность смертельного исхода достигает 50-70%.
  • Степень поражения тканей мозга. Самые серьезные нарушения основных функций организма наблюдаются при обширном инсульте, затрагивающем крупные участки коры головного мозга. В этом случае, если человеку удалось выжить, на реабилитацию может уйти несколько лет, а полное восстановление так и не наступить.
  • Возраст и наличие сопутствующих заболеваний. Чем старше человек, тем сложнее ему справиться с ударом, а при наличии хронических заболеваний, особенно сердечно-сосудистой системы, это зачастую становится невозможным.
  • Какой по счету приступ. Повторные инсульты всегда повышают риск летального исхода. Если для восстановления после первого удара пожилому человеку в среднем требуется 8 месяцев, то на реабилитацию после второго может уйти год и более.
  • Психоэмоциональное состояние больного. Для того чтобы справиться с таким тяжелым заболеванием, требуются огромная сила воли и желание жить дальше, которыми обладает далеко не каждый пациент.

Периоды реабилитации после инсульта

Современная медицина рекомендует начинать реабилитацию больного, перенесшего инсульт, уже в первые часы после приступа, как только гемодинамические показатели (частота сердечных сокращений, давление) придут в норму. Это позволяет не только максимально восстановить утраченные функции, но и избежать различных осложнений, которые могут усугубить состояние пациента.

Восстановительный период можно разделить на несколько основных этапов:

  • острый (первые 3-4 недели после приступа);
  • ранний восстановительный (первые 6 месяцев после приступа);
  • поздний восстановительный (от 6 месяцев до года);
  • отдаленный (более года).

Острый этап болезни

Реабилитация в остром периоде проходит в медучреждении под руководством врачей. Восстановительное лечение желательно начинать, как только стабилизируется состояние больного, оптимально – на 3-4 день после инсульта. Главными задачами на этом этапе являются: восстановление простейших двигательных и речевых функций, профилактика осложнений и рецидивов, оценка степени повреждения организма и разработка реабилитационной программы.

Для восстановления двигательной системы применяются пассивная гимнастика, массаж и лечение изменением положения тела, когда конечности больного укладываются в различные позы для предотвращения развития мышечного гипертонуса. Возвращение утраченных речевых навыков начинают с простейших артикуляционных упражнений, гимнастики языка, щек, губ. Речь активнее восстанавливается на 3-6 месяц после инсульта, однако для полного восстановления требуется 2-3 года работы с пациентом.

Важным условием, ускоряющим реабилитацию в остром периоде, является прием медикаментов и физиотерапевтические обезболивающие процедуры – магнито-, электро- и лазеротерапия.

Реабилитация после инсульта в раннем восстановительном периоде

Ранний восстановительный этап имеет решающее значение для больного и в идеале должен проходить в санатории или реабилитационном центре. Принимая решение оставить пострадавшего дома, следует помнить, что успешное восстановление после инсульта невозможно без активного участия узких специалистов, которых придется приглашать на дом.

Особенно продуктивными и благоприятными для реабилитации являются первые три месяца после начала болезни. На данном этапе переходят от простейших упражнений к более сложным – обучают человека самостоятельно переворачиваться, приподниматься, садиться, вставать. Далее постепенно вводят элементы активной лечебной физкультуры, продолжают физиотерапию, массаж, работу с речью, выполняют комплексы для восстановления зрения и движений глаз, когнитивных функций (памяти, мышления, внимания).

Частым последствием инсульта является полная или частичная потеря зрения, расстройство функций века, пресбиопия, когда человек не может различать мелкий шрифт или маленькие предметы на близком расстоянии. Все эти нарушения требуют квалифицированной помощи врача-офтальмолога, который назначит либо лекарственное, либо оперативное лечение. В легких случаях обходятся лечебной гимнастикой для глаз.

Читайте также:
Восстановление звуко–слоговой структуры слова у пациентов с эфферентной моторной афазией

Для восстановления внимания, памяти, интеллектуальных способностей существует множество упражнений: задачи на запоминание, заучивание стихов, отгадывание загадок, ребусов, собирание пазлов, шахматы, шашки. Однако для полноценной реабилитации когнитивных функций необходимы психолого-коррекционные занятия индивидуально или в группах. Дополнительную стимуляцию оказывают лекарственные препараты, которые должен назначить врач.

Поздний и отдаленный периоды

На позднем этапе потенциал организма к реабилитации после инсульта постепенно падает, однако с больным необходимо продолжать заниматься и тренировать навыки самообслуживания. Этот период проходит уже дома, поэтому ответственность за здоровье и психическое состояние пациента полностью ложится на его близких.

Можно изменить привычный комплекс ЛФК, добавив к нему новые упражнения и занятия с простейшими тренажерами, например, эспандером. Рекомендуется как можно чаще разговаривать с больным, задавать вопросы, тем самым побуждая его к речевой активности.

По прошествии года после инсульта упражнения уже не дают выраженного эффекта, поэтому в отдаленный восстановительный период основное внимание стоит уделить закреплению навыков и периодическим визитам к врачу для контрольного осмотра.

Условия успешной реабилитации после инсульта

Инсульт – тяжелое испытание, особенно для пожилых людей, которые могут перенести его с непредсказуемыми последствиями. Сколько времени уйдет на восстановление – на этот вопрос точно не смогут ответить даже врачи. Но для того, чтобы сократить срок реабилитации после инсульта, больному необходимо обеспечить ряд условий:

  • реабилитация должна проходить под чутким руководством квалифицированного врача по индивидуально разработанной программе;
  • процесс реабилитации должен быть непрерывным и комплексным. Это значит, что необходимо работать над восстановлением всех функций организма одновременно и последовательно;
  • в домашней среде необходимо создать все условия для успешной реабилитации больного: оборудовать спальное место противопролежневым матрасом, выделить место для занятий лечебной гимнастикой и приобрести необходимые тренажеры, а также дополнительное оборудование – ходунки, инвалидное кресло, трость, специальные средства личной гигиены;
  • обеспечить сбалансированное питание на протяжении всего периода реабилитации;
  • позаботиться о создании благоприятной домашней атмосферы, чутком и бережном отношении к больному человеку.

Куда обратиться за помощью?

Обеспечить полноценную реабилитацию после инсульта в домашней среде невозможно. Поэтому наиболее разумным вариантом для семьи пожилого человека, перенесшего приступ, будет заключить договор со специализированным учреждением, в котором он сможет получить помощь высококлассных специалистов и пройти комплексную программу реабилитации, разработанную с учетом его диагноза и особенностей организма.

Сеть пансионатов «Доверие» осуществляет уход и реабилитацию пострадавших от инсульта уже на протяжении 5 лет. В штате работают высококвалифицированные врачи и сиделки с медицинским образованием. В пансионатах созданы все условия для комфортного проживания и полноценного восстановления после инсульта:

  1. Индивидуальные программы реабилитации, направленные на адаптацию после инсульта и профилактику повторного приступа.
  2. Регулярный медицинский осмотр больного.
  3. Полный комплекс восстановительных процедур: занятия ЛФК, упражнения по реабилитации речи и когнитивных функций.
  4. Медикаментозная терапия.
  5. Социально-психологическая помощь, теплое и внимательное отношение к каждому подопечному.
  6. Уютные номера, оснащенные функциональными кроватями, креслами-каталками, ортопедическими матрасами.
  7. Профилактика пролежней и ежедневная гигиена.
  8. Специализированное 6-разовое питание, богатое витаминами и микроэлементами.
  9. Организация досуга и общения.

Доверяя нам уход за вашими близкими, вы создаете достойные условия для жизни и восстановления их здоровья, тем самым сокращая сроки реабилитации после инсульта. Чтобы узнать подробности наших программ, оставьте заявку на сайте, и мы перезвоним в удобное для вас время.

Реабилитация после инсульта

Инсульт – это серьезное нарушение мозгового кровообращения, которое сопровождается появлением неврологической симптоматики и нередко вызывает параличи и нарушения речи. Вернется ли пациент к нормальной жизни, зависит от того, как сильно пострадал его мозг, и насколько эффективным оказался реабилитационный период.

Реабилитация после инсульта в домашних условиях включает в себя восстановление двигательных, умственных и психических навыков. Пациенту необходимы консультации невролога, психолога, дефектолога. Важно приложить максимум усилий к восстановлению в первый год после инсульта. После истечения этого срока шансы на успешное восстановление снижаются.

Почему возникает инсульт и каких видов он бывает

Различают два основных вида инсульта:

Ишемический. Возникает вследствие закупорки кровеносных сосудов церебральных тканей, что в свою очередь вызывает их необратимые изменения.

Геморрагический. Происходит при разрыве мозгового сосуда и последующем кровоизлиянии в мозговые ткани.

К развитию инсульта приводят сердечно-сосудистые заболевания: атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия. К предрасполагающим факторам относят стрессы, переутомление, ожирение, неправильный образ жизни. Большую роль играет наследственный фактор. Долгое время инсульт считался заболеванием пожилых людей, но в последние 20 лет участились сосудистые катастрофы среди пациентов 25–40 лет.

Симптомы и признаки

Общемозговые симптомы инсульта:

сильная головная боль;

тошнота и рвота;

потеря ориентации во времени и пространстве.

Также выделяют очаговые признаки. Они зависят от того, какая именно часть мозга пострадала. Проявления очаговой симптоматики:

утрата мышечной силы или полная парализация одной из сторон тела;

парализация мимических мышц;

Геморрагический инсульт развивается стремительнее ишемического. В редких случаях у пациента возникают эпилептические приступы.

Как долго длится восстановление после инсульта

Период восстановления после инсульта занимает от нескольких недель до года. Если по прошествии 12 месяцев какие-то нарушения сохраняются – скорее всего, они останутся с человеком на всю жизнь, избавиться от них окончательно не получится.

Реабилитация – строго индивидуальный процесс, назвать конкретные сроки невозможно. От каких факторов зависят сроки восстановления:

своевременность обращения за медицинской помощью;

исходное состояние здоровья пациента;

наличие сопутствующих и хронических заболеваний;

объем поражения мозговых тканей;

какой по счету инсульт, первый или повторный;

стабильность артериального давления.

Для пациента младше 50 лет, который пережил первый инсульт, потребуется 3–5 месяцев интенсивного лечения. В пожилом возрасте требуется не менее 8 месяцев, ведь метаболические процессы в организме замедляются. Если инсульт произошел уже в третий раз, восстановление займет минимум год, а при третьем инсульте значительно повышается риск летального исхода. Основная причина инвалидизации после перенесенного инсульта – это двигательные нарушения.

Читайте также:
Программа логопедической работы по коррекции смешанной дислексии у обучающихся 2-х классов с ОНР

Этапы реабилитации после инсульта

Процесс восстановления пациентов разделяется на несколько периодов:

I этап. Начинается с момента госпитализации. Острый период длится 21 день, когда пациент проходит интенсивное лечение. Врачи нормализуют его артериальное давление и сердечную деятельность, назначают кортикостероиды, антикоагулянты, противосудорожные препараты. По показаниям может быть проведено оперативное вмешательство – трепанация черепа. Период с 3 недель до 3 месяцев после инсульта называют ранним восстановительным периодом. На первом этапе необходимо вернуть пациенту способность занимать вертикальное положение. Ему показана кинезитерапия – вариант лечебной физкультуры, а также дыхательная гимнастика. Первый этап занимает 3 месяца.

II этап. Продолжается с 3 до 6 месяцев. Его цель – достижение максимальной активности парализованных конечностей и мышц. Реабилитация может проходить в домашних условиях или в специализированном центре.

III этап. Длится с 6 месяцев до 1 года. В поздний восстановительный период необходимо вернуть пациенту бытовые навыки, восстановить его психологический комфорт. Если пациенту предстоит проживать в квартире одному – он должен быть в состоянии самостоятельно себя обслуживать, готовить пищу, совершать гигиенические процедуры. В этот период большое значение имеет поддержка родственников.

На всех этапах важен организованный подход, непрерывность, последовательность и интенсивность действий.

Средства и методы восстановления

Реабилитация должна проводиться по нескольким направлениям. Восстановление мозга после инсульта невозможно без приема ряда медикаментов. Также необходимо восстанавливать двигательную функцию, бытовые навыки, поработать над психоэмоциональным состоянием.

Медикаментозная реабилитация

Цель медикаментозной реабилитации – восстановление функций пострадавших зон головного мозга, улучшение мозгового кровообращения, стимуляция метаболических процессов между нейронами.

Для этого используют:

ноотропы – вещества, стимулирующие работу нейромедиаторов;

биогенные стимуляторы – препараты растительного происхождения, обладающие биологической активностью;

антихолинэстеразные препараты – они улучшают нервно-мышечную проводимость;

миорелаксанты – препараты для снятия спастики в мышцах;

антигипертензивные препараты – препятствуют повышению давления;

витамины группы В.

Курс лечения может быть рассчитан как на несколько недель, так и на 6–12 месяцев.

Восстановление двигательных функций (ЛФК)

ЛФК улучшает кровообращение в органах и тканях, улучшает обмен веществ. Гимнастика начинается с выполнения элементарных упражнений, постепенно они становятся сложнее.

Первые тренировки желательно проводить с инструктором по лечебной физкультуре. В дальнейшем упражнения после инсульта для восстановления ходьбы и прочих двигательных навыков можно повторять в домашних условиях. Некоторые медицинские центры предлагают пациентам занятия на тренажерах, которых могут быть механическими или роботизированными. Многофункциональные тренажеры подходят даже лежачим больным.

На что делается упор при проведении ЛФК:

восстановление двигательной активности кистей рук, моторики пальцев;

разработка плечевого сустава;

разработка нижних конечностей;

занятие сидячего и полусидячего положения;

Самые простые упражнения для восстановления после инсульта – это сборка пазлов, рисование простых фигур, застегивание пуговиц.

С помощью ЛФК можно восстановить даже зрительную функцию. Зрительная гимнастика необходима при параличе глазодвигательного нерва.

Психологическая и социальная реабилитация


Большое количество пациентов после инсульта сталкивается с психологическими проблемами. Из-за резкого изменения образа жизни может развиться клиническая депрессия, генерализованное тревожное расстройство, а некоторые страдают от вспышек агрессии.

Для коррекции психологического состояния применяют конгнитивно-поведенческую терапию и другие психотерапевтические техники. По показаниям могут быть назначены антидепрессанты.

Социальная реабилитация подразумевает поиск возможности трудоустройства на прежнее рабочее место, а если пациент получил группу инвалидности – поиск трудовой деятельности, которая была бы ему по силам.

Восстановление после инсульта в домашних условиях

Некоторое время после инсульта человек должен провести в стационаре. Этот период продлится минимум 21 день – примерно столько длится интенсивная терапия и ранний реабилитационный период. Только после ее окончания можно забрать больного домой.

Пребывание в частном реабилитационном центре не всегда представляется возможным, поэтому многие пациенты проходят реабилитацию в домашних условиях. При выписке из лечебного учреждения им выдают выписной эпикриз, где описаны все рекомендации по уходу. Также там должны быть сведения о необходимом оборудовании и инвентаре.

Цели домашней реабилитации такие же, как и при работе с узкими специалистами в реабилитационных центрах:

восстановление двигательных навыков;

восстановление бытовых навыков;

стимуляция речевой функции;

Крайне важно продолжать прием назначенных медикаментов. Заниматься с пациентом можно самостоятельно или приглашать специалистов на дом.

Уход за больным после инсульта

Особенности домашнего ухода за больными после инсульта зависят от их состояния. Если пациент полностью или частично парализован, нужно обеспечить ему бытовой комфорт. Что потребуется приобрести для этого:

ортопедический матрас и подушки;

валики для ног и шеи;

специальные столовые приборы;

Также можно установить и закрепить специальные поручни и прочие приспособления, которые помогут самостоятельно приподниматься, садиться, вставать с кровати.

У лежачих больных каждый день необходимо проводить профилактику образования пролежней, своевременно менять постельное белье, делать лечебный массаж.

Как предотвратить риск повторного инсульта


Около трети всех случившихся инсультов являются повторными. Поскольку главная причина сосудистой катастрофы — гемодинамические нарушения, профилактические меры заключаются в их коррекции. Для этого важен:

Контроль артериального давления. Желательно, чтобы показатели не превышали цифр 140/90. Именно с этой черты начинается начальная степень артериальной гипертензии. При этом нельзя назначать себе препараты для снижения давления самостоятельно. Целесообразно уменьшить количество соли в рационе – в больших количествах соль провоцирует скачки АД.

Контроль уровня холестерина. Для этого нужно сдавать анализ крови на липидограмму. В ней будет отображен уровень общего холестерина, холестерина липопротеинов высокой и низкой плотности, триглицеридов.

Читайте также:
Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Антитромботическая терапия. Необходимо принимать препараты, препятствующие образованию тромбов. Подбирать их самостоятельно нельзя. Такие лекарства должен назначать врач.

Также следует отказаться от вредных привычек, включить в рацион продукты с пониженным содержанием холестерина. Нужно ограничить животные жиры и соль, увеличить употребление овощей и фруктов.

Занятия спортом допускаются при строгом контроле артериального давления. В моменты наивысшей нагрузки его верхние показатели не должны превышать 180 мм рт. ст.

Восстановление речи после инсульта

Инсульт представляет собой острое нарушение кровоснабжения мозга, когда от недостатка кислорода гибнут клетки в нервных центрах и разрушаются нейронные связи. Его последствия могут быть самыми разными: потеря памяти, частичный или полный паралич, деменция и нарушения речи. Последние классифицируются по нескольким типам: легкие, средние и тяжелые.

Однако результаты инсульта не являются необратимыми: в большинстве случаев реально вернуть пострадавшего к нормальной жизни при помощи комплекса восстановительных мероприятий.

Признаки нарушения речи

О том, что при инсульте оказались повреждены участки мозга, отвечающие за речь, говорит поведение пострадавшего:

  1. Больной путает слова и звуки, запинается, заикается;
  2. Нарушено построение предложений – вместо «я пошёл на улицу» человек может сказать «я улица на идти» и т.д.;
  3. Частое повторение одних и тех же звуков или слов;
  4. Пациент плохо понимает то, о чем ему говорят, забывает названия предметов;
  5. Нарушены навыки последовательного счёта;
  6. Появились нецензурные слова и выражения.

Последний фактор зачастую становится неожиданным, так как после инсульта могут начать ругаться даже культурные и воспитанные люди. Специалисты утверждают, что это связано с древним происхождением нецензурной лексики.

Виды речевых расстройств

Современная медицина знает два основных вида нарушений речи после инсульта: афазию и дизартрию. В первом случае речь нарушается из-за гибели нейронов и их связей в мозговом центре, который отвечает за речь. Афазия бывает полной и частичной. Дизартрия возникает на фоне того, что в мозге пострадали центры, отвечающие за работу речевых мышц.

Афазия

Является самой распространенной причиной нарушения речи. Всего насчитывается шесть вариаций афазии:

  1. Моторная. Эта форма делится ещё на два вида афазии. При афферентной афазии больной не может выбрать артикуляторную позу, которая нужна для того, чтобы произнести конкретные звуки. При эфферентной афазии речь сохраняется на инстинктивном уровне, но нарушено повторение. У пострадавших возникают трудности с переходом из одного положения к другому.
  2. Динамическая. В данном варианте у пациентов наблюдаются проблемы активного высказывания: невозможность корректно сформулировать предложение, потому что нарушены и внешняя, и внутренняя речь. Нередки случаи эхопраксии – повторения – ситуации, когда больной автоматически начинает повторять вслед за собеседником слова, фразы, мимику или жестикуляцию.
  3. Сенсорная. Делится на три типа: корковая, субкортикальная и транскортикальная афазии. В первом случае у больного отсутствуют и понимание, и произношение звуков, во втором – искажается трансляция импульсов от отделов мозга, ответственных за восприятие звуковой информации. В третьем случае нарушаются письмо и зрительная функция, но пациент способен к восприятию легких речевых конструкций.
  4. Сематическая. Пострадавшие полностью не понимают сложные речевые конструкции, которые отвечают за пространственное соотношение. Часто наблюдаются проблемы при выполнении заданий, которые содержат сложные синтаксические формулировки. Пациенты забывают названия простейших бытовых предметов – посуды, мебели, одежды, электроприборов, медленно читают. Иногда развивается акалькулия – нейропсихологическое заболевание, когда человек теряет способность последовательного счёта.
  5. Акустико-мнестическая. При данной афазии у больных возникают трудности, которые связаны со способностью удерживать в памяти информацию, воспринимаемую слуховым путём. Во время занятий с логопедом больные не могут повторить простейшие связки из нескольких слов, разобраться в смысле предложения, когда его произносят в быстром темпе или во время разговора с несколькими собеседниками.
  6. Тотальная. Отличительной чертой этого вида афазии является полное отсутствие речи в связи с поражением большого количества участков мозга. Тотальная афазия подлежит тяжелой и долгой коррекционной работе у разных специалистов – от массажистов до логопеда.

Дизартрия

Вид речевого расстройства, когда у пострадавшего от инсульта нарушается работа органов, отвечающих за артикуляцию (язык, нёбо, губы). Наблюдается намного реже, чем афазия, развивается, как правило, при поражении разных структур мозга, в частности черепных нервов, принимающих участие в работе речевых мышц. У пациентов наблюдается вялая и неуверенная речь, затруднено произношение отдельных звуков или слов.

Артикуляционная диспраксия

Ещё один вид нарушений речи – неспособность человека совершать последовательные движения ртом, губами, языком – который делится на два вида: кинетическую и кинестетическую.

В первом варианте появляются трудности при последовательной смене звуков и слогов, пропуск их, замена одного слога или звука на другой, неправильная расстановка ударений.

Во втором варианте возникают нарушения в артикуляционном укладе: мозг испытывает затруднения при взаимодействии с мышцами, отвечающими за воспроизведение звуков.

Формирование двигательных навыков осуществляется через адекватно скоординированные действия. После инсульта в участках мозга с премоторной, профронтальной и моторной корой может произойти гибель нейронов, которая и приведет к диспраксии.

Коррекцией диспраксии в содействии с неврологом и психологом занимается логопед.

Способы восстановления речи после инсульта

Речь после инсульта реабилитируется через комплекс различных мероприятий. Это и приём лекарств, улучшающих кровообращение и способствующий образованию новых нейронных связей, и физиотерапия, массаж, логопедические и артикуляционные упражнения и многое другое. План восстановления речи после инсульта у конкретного больного разрабатывается индивидуально на основе исследований и вынесенного диагноза. Отдельные моменты восстановительной терапии требуют контроля специалиста, но далеко не все. Некоторые упражнения для восстановления речи после инсульта больной может выполнять и при помощи и участии близких ему людей, что сделает процесс выздоровления более эффективным.

Читайте также:
Общее недоразвитие речи как вид системного речевого нарушения

Как только состояние пациента стабилизировалось, начинаются самые первые упражнения. Больного обследуют логопед и невролог. Специальные тесты помогают выявить имеющиеся проблемы и назначить дальнейшее лечение.

Нет гарантий, что человек полностью восстановит речевые навыки: многое зависит от того, насколько сильными оказались повреждения мозга, от способностей организма к регенерации и заинтересованности больного и его близких в достижении цели.

Заниматься самолечением и самостоятельно учить больного разговаривать категорически не рекомендуется. Есть риск развития осложнений в виде эхолалии – бессмысленного повторения слов, словесный эмбол, аграматизму и т.д. Комплекс лечебных мероприятий назначается исключительно группой лечащих специалистов.

Логопедические упражнения

Регулярные занятия с логопедом – это залог восстановления речи. Поначалу специалист занимается с пациентом сам, затем родственники могут продолжить тренировки уже в домашних условиях.

Основа работы логопеда – это вовлечение тех или иных участков мозга в управление речевыми функциями. Для этого он использует разные методики и комплексы упражнений:

  1. Фонетические. Через повторение пострадавшим за врачом отдельных звуков, слов и фраз определяется вид нарушения речи. Под контролем оказываются мимические мышцы языка и губ.
  2. Семантические. Стимулируется активный мыслительный процесс. Человек, который перенёс инсульт, должен завершать предложения, ряды ассоциаций, беседовать на различные темы.
  3. Наглядные. Применение карточек с изображениями, книжных иллюстраций и других специализированных предметов для того, чтобы больной начал выстраивать различные связи и ассоциативные ряды. Обычно этот метод используется при сенсорной афазии.
  4. Творческие. К восстановительной работе подключаются различные виды творческой деятельности – в частности те, которыми пациент увлекался. Это может быть выразительное чтение скороговорок, стихов, актёрское мастерство, музыка, пение, рисование и т.д.

Существуют несколько правил выполнения заданий:

  1. Постепенное повышение сложности упражнений;
  2. Обязательно поощрение достижений больного;
  3. Следить за состоянием пациента, не допускать переутомления;
  4. Количество занятий – не более 5-10 в неделю.

На основании успехов пациента время от времени логопед должен корректировать программу восстановительных мероприятий.

Массаж

После инсульта нередки случаи не только нарушения речи, но и появление проблем с речевым аппаратом: у больных нарушается жевательная функция, появляется неконтролируемое слюнотечение, обвисают уголки рта и щёки. Возникает необходимость вернуть мышцам тонус и запустить процесс восстановления правильной мимики. Здесь на помощь больному приходит специальный массаж, который назначается лечащим врачом в зависимости от особенностей травмы у конкретного человека.

Главные задачи массажа в рамках восстановительной терапии – это:

  1. Улучшение кровообращения и активизация оттока лимфы;
  2. Приведение в норму тонуса и эластичности мышечной ткани;
  3. Укрепление общего состояния организма;
  4. Снятие напряжения и тревожности у пациентов.

Массаж назначают почти сразу после стабилизации состояния больного: примерно через одну-две недели после кризиса. Сначала это простые поглаживания мышц и слабые растирания в умеренном ритме. Затем приёмы становятся более сложными, используются разминание и вибрация, интенсивность и продолжительность сеансов увеличивается.

Решение о назначении или отказе от курсов массажа принимает лечащий врач. Иногда у пациента могут быть противопоказания к нему, повышенный риск развития тяжелых отклонений от нормы функциональности организма, иные осложнения.

Артикуляционные упражнения

Данный вид занятий используется для того, чтобы повысить контроль над мышцами, задействованными в говорении.

Логопедические упражнения, которые разрабатывают язык:

  1. Высунуть его и несколько секунд подержать в таком положении;
  2. Постараться достать языком до носа, задержать;
  3. Провести им из одного угла рта в другой несколько раз;
  4. Поводить языком по нёбу вперёд и назад;
  5. Цокать;
  6. Слегка прикусить язык, предварительно его расслабив;
  7. Обвести губы сначала против часовой, а потом по часовой стрелке.

Упражнения, разрабатывающие губы:

  1. Сложить их в трубочку и вытянуть;
  2. Улыбнуться с закрытым ртом;
  3. Поднимать вверх губу, показывая верхний ряд зубов;
  4. Катать воздух в разные стороны, надувая то одну, то другую щёку;
  5. Дуть через губы, предварительно их расслабив;
  6. Тянуть при помощи пальцев их вверх, вниз, вправо, влево;
  7. Чередовать приподнятые и опущенные уголки рта.

Упражнения, восстанавливающие голос:

  1. Поочерёдное произношение гласных;
  2. Беззвучная артикуляция «Ы»;
  3. Произношение гласных друг за другом с плавным переходом звука, при этом меняя местами ударения;
  4. Повторение согласных звуков – от глухих к звонким.

Упражнения для мимики:

  1. Работа бровями: хмуриться, удивляться при их помощи;
  2. Очень широко открыть, а затем расслабить рот;
  3. «Поцеловать» воздух;
  4. Показать собеседнику язык и тянуть его в разные стороны;
  5. Подвигать челюстью.

В зависимости от вида заболевания врач подбирает индивидуальный комплекс заданий для каждого пациента.

Дыхательная гимнастика

Занятия с логопедом будут проходить в разы эффективнее, если перед началом речевых упражнений выполнить физические, которые улучшат артикуляцию и работу лицевых мышц:

  1. Тянуть букву «У» через вытянутые «трубочкой» губы;
  2. Несколько раз улыбнуться так, чтобы соблюдалась симметрия в уголках губ;
  3. Если потеря чувствительности несущественная – чуть-чуть прикусить нижнюю, а затем и верхнюю губы;
  4. Сворачивать трубочкой язык;
  5. Выразительно почмокать;
  6. Провести языком по губам и нёбу;
  7. Спокойно надуть и сдуть щёки.

Для достижения положительной динамики упражнения должны выполняться регулярно.

Лекарственная терапия

Приём медикаментов в постинсультный период позволяет предотвратить процесс разрушения клеток, нормализовать кровообращение и запустить процесс регенерации тканей.

Специалисты назначают препараты разных видов:

  1. Кроворазжижающие – лекарства, которые снижают вязкость крови и стимулируют улучшение кровообращения;
  2. Диуретики – снимают отёки, в том числе в мозге;
  3. Ноотропные препараты – стимулируют регенерацию нервных клеток;
  4. Гипотензивные препараты – не позволяют артериальному давлению достичь критического значения, которое может спровоцировать осложнения.
Читайте также:
План работы с детьми с ОНР по преодолению нарушений слоговой структуры слова

Музыкотерапия

В определённых ситуациях, когда больной совсем не говорит, но может петь, помогает лечение музыкой. Все упражнения с логопедом в такой ситуации проходят через пение: пациент пропевает звуки, слова, предложения, повторяет слова и мотив вслед за любимым исполнителем.

Помимо этого, музыка положительно влияет на психику человека, успокаивая или же делая его счастливым. Часто больные пребывают в состоянии депрессии или повышенной тревожности, и здесь на помощь специалистам приходит музыка, которая стабилизирует эмоциональный фон.

Положительное влияние музыки на восстановление мозга после инсульта исследовалось на научных практикумах. Людям с нарушениями речи во время занятий измеряли показатели деятельности коры головного мозга. Было доказано, что музыка стимулирует работу нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей, а значит, и восстанавливает утерянные в ходе болезни свойства мозга.

Физиотерапия

Набор лечебных практик и методик по стимуляции артикуляционного аппарата и голосовых связок путём воздействия электрическими импульсами, магнитным излучением, светом, теплом или воздухом, ультразвуком и т.д.

Одни из главных задач физиотерапии после перенесённого инсульта – это:

  1. Предупреждение осложнений и нового инсульта;
  2. Улучшение кровообращения и обмена веществ;
  3. Предупреждение возникновения тромбов, которые могут привести к закупорке сосудов;
  4. Восстановление мышечного тонуса;
  5. Снятие боли и отёков;
  6. Улучшение прохождения нервных импульсов, ускорение образования новых нейронов;
  7. Нормализация режима сна и общего самочувствия больного.

Иглорефлексотерапия

Популярная процедура используется для коррекции моторной афазии и способствует восстановлению тонуса речевого аппарата.

Эффективность иглоукалывания давно доказана наукой: иглы раздражают нервные окончания в коже, посылают сигналы в головной и спинной мозг, тем самым активируя ЦНС и способствуя образованию новых нейронов. Также при использовании этого метода улучшается активность мышц, уменьшается боль, активизируется иммунная система.

Народные способы

Лечение инсульта травами иногда практикуют некоторые врачи, назначая его в качестве вспомогательной терапии. Приём отваров калины, чабреца, зверобоя, шиповника, календулы, конечно, может поспособствовать улучшению кровообращения или повысить общую сопротивляемость организма, но панацеей не является.

Не рекомендуем самостоятельно начинать лечение родственников, пострадавших от инсульта, народными методами: предварительно проконсультируйтесь у лечащего врача и убедитесь, что у больного нет аллергии на то или иное средство.

Сколько времени занимает восстановления речи после инсульта

Процесс реабилитации занимает обычно от нескольких месяцев до нескольких лет – всё зависит от того, несколько сильно были повреждены речевые центры. Обычные нарушения при афазии исчезают в среднем через 3-6 месяцев после кризиса.

Если инсульт был перенесён в тяжёлой форме, то возможность восстановления утраченных речевых навыков составляет около 55%. При средней тяжести гарантированно можно восстановить 75% повреждений, при лёгкой – до 90%.

Самый благоприятный прогноз наблюдается у больных, которые перенесли моторную афазию. У молодых людей речь восстанавливается практически полностью, у пожилых могут остаться незначительные нарушения в виде нечёткого произношения отдельных звуков.

Где лучше пройти реабилитацию?

Самые первые действия по возвращению утраченных навыков начинаются ещё в условиях стационара. Лечащий врач разрабатывает стратегию лечения и назначает препараты, которые способствуют ускорению регенерации клеток мозга.

Восстановление речи после инсульта проводится как дома, так и в специальных реабилитационных центрах (например, «Южный», г.Москва), где с пострадавшими занимаются квалифицированные логопеды-афазиологи, неврологи, психологи, массажисты.

Предварительно пациента осматривают, назначают по результатам диагностики реабилитационную программу, позволяющую постепенно вернут человека к нормальной полноценной жизни. С родными и близкими пациента проводятся индивидуальные консультации и назначаются комплексы упражнений, которыми необходимо будет продолжать заниматься в домашних условиях.

Реабилитация после инсульта

В России около 500 тыс. пожилых людей страдает от инсульта – внезапного нарушения мозгового кровообращения. Повреждения головного мозга связаны с риском человека остаться инвалидом. Каждый участок мозга отвечает за конкретную область деятельности организма. Выстраивается цепочка патологий: нарушение в головном мозге влечёт за собой нарушение речи, памяти, двигательной способности. Помощь при приступе должна быть оказана немедленно. В ином случае начнутся необратимые последствия. Рассмотрим виды и последствия инсульта, способы и сроки реабилитации, возможности восстановления в домашних условиях.

Виды инсульта

Кровеносная система человека разносит кислород, гормоны и полезные вещества, насыщая питанием клетки организма. При инсульте движение крови по цикличному кругу прекращается.

Если нарушение в головном мозге происходит из-за закупорки кровеносных сосудов сгустками крови, оторвавшимися тромбами, то констатируют ишемический инсульт.

Разрыв сосудов и излияние крови непосредственно в мозг приводит к геморрагическому инсульту. И в том, и в другом случае, клетки, своевременно не получая питание, начинают отмирать. Тромбы не обязательно образуются в самом мозге. По кровеносной системе они приносятся от периферических участков тела.

Ишемический инсульт носит название инфаркта головного мозга. Заболевание развивается преимущественно ночью, возникает на фоне хронических патологий:

  • сахарного диабета;
  • перенесённого инфаркта миокарда;
  • сердечной недостаточности.

Геморрагический инсульт диагностируют у людей в возрасте от 45 до 60 лет. Приступ может начаться неожиданно, днём, после физического или психического перенапряжения. Такие больные в своём анамнезе имеют гипертоническую болезнь, атеросклероз сосудов головного мозга.

Первые несколько минут происходят без симптомов. Затем человек чувствует:

  • головокружение;
  • потерю зрения;
  • слабость в руках и ногах по одной стороне тела;
  • резкую боль в голове;
  • потерю координации движений.

В таких ситуациях не стоит думать, что симптомы временные и скоро пройдут. Если они не ярко выражены, и у окружающих остаются сомнения, для диагностики используют приём трёх действий.

Приём трёх действий:

  1. Просят пострадавшего показать зубы. При инсульте наблюдается асимметрия уголков рта. Одна сторона остаётся неподвижной;
  2. В положении сидя просят поднять руки под углом 90°, а в лежачем положении под углом в45°. В инсультном состоянии одна рука постоянно опускается;
  3. Просят повторить простую фразу. При инсульте речь невнятная, замедленная, «спотыкающаяся».
Читайте также:
Работа с детьми 5-7 лет с сочетанным диагнозом Заикание + Стертая дизартрия

При выявлении даже одного из симптомов, вызывают неотложную помощь. Чем раньше больной поступит в больницу и начнётся лечение, тем меньшая область головного мозга пострадает.

Наши цены

Лечение инсульта с частичной парализацией

социальная реабилитация
занятия ЛФК
фармакотерапия
восстановление двигательных функций

Уход за больными после инфаркта миокарда

контроль артериального давления
диетическое питание
контроль приема лекарств
лечебная физкультура

Массаж для пожилых после инсульта

улучшение циркуляции крови
повышение мышечного тонуса
общее расслабление
уменьшение спазмов мышц

Сиделка для пожилых после инсульта

регулярное измерение АД
сестринский уход
диетическое питание
занятия ЛФК

Последствия инсульта

После перенесённого инсульта у больного появляется ряд нарушений неврологического характера.

Наиболее тяжёлым последствием является полный паралич. Пожилой человек остаётся обездвиженным на всю оставшуюся жизнь. При частичном параличе обездвиженными оказываются одна сторона тела или отдельные его части: нога, рука. Потеря чувствительности в одной руке или ноге называется парезом, в двух конечностях парапарезом, в нижних и верхних конечностях одновременно – тетрапарезом. Паралич может затронуть отдельные мышцы в конечностях. Тогда они сгибаются не полностью, или сгибаются-разгибаются, но пальцы остаются непослушными.

Патология речи – следующая проблема, с которой сталкиваются после инсульта пенсионер и его родственники. У каждого третьего возникает дизартрия – нарушение звукопроизношения. Речь становится глуховатой, невнятной. Даже после короткого высказывания больной задыхается и ему трудно глотать. Отмечаются и другие речевые дефекты: больной слышит речь и может говорить, но не понимает смысл высказываний, путается в словах, подменяет одни звуки другими.

Когнитивные нарушения проявляются в виде потери памяти и интеллектуальной недостаточности. Пожилые забывают названия предметов, сохранив представление о них. Не усваивают новую информацию. При этом могут помнить события далёкого прошлого. Больным сложно делать элементарные математические расчёты, они теряют логику рассуждений. Не сразу понимают суть задания, нуждаются в подсказках от окружающих.

Болезнь сопровождается психическими расстройствами. Пенсионеры испытывают тревогу по поводу своего будущего, переживают, что не смогут вернуть утраченные навыки. Понижается самооценка. Негативные эмоции вызывают отчаяние и приводят к депрессии.

Врачи рекомендуют после преодоления острого периода, как можно раньше начать реабилитацию больного. В таком случае у него есть шанс восстановить все утраченные навыки и быстрее вернуться к самостоятельной жизни.

Реабилитация после инсульта: сроки и способы

Период восстановления после инсульта зависит от возраста человека, степени поражения головного мозга, полученных повреждений. Если задет небольшой участок мозга, больной через несколько недель возвращается к обычной жизни. При тяжёлых патологиях понадобится до трёх лет с условием регулярных занятий по развитию памяти, речи, двигательной активности, мышления.

Функция движения

После перевода больного из реанимации в обычную палату, ему некоторое время нельзя вставать. Но двигательную терапию проводят даже с лежачим пациентом. Задача реабилитологов на первом этапе восстановления: помочь организму «вспомнить» движения. Используется пассивная гимнастика.

Если потеря чувствительности значительная, движения делают за самого больного:

  • сгибают руку в локтях;
  • сгибают ногу в колене;
  • поднимают конечности;
  • вращают кисти;
  • сжимают и разжимают кулаки;
  • вращают стопы.

Чтобы к мышцам тела больного вернулся здоровый тонус, в медицинскую программу реабилитации входят массаж и физиотерапия.

Назначение процедур:

  • снижение болевого синдрома;
  • снятие мышечного тонуса;
  • усиление кровотока в парализованных частях тела;
  • уменьшение отёков;
  • нормализация сна.

Курс массажа начинают на второй день после перевода из реанимации, если состояние пожилого человека удовлетворительное. Физиотерапию назначают через 2-3 недели.

При парезе конечностей, пациента не сразу ставят в вертикальное положение. Сначала он обучается навыкам передвижения ног, сидя или лёжа в кровати. На следующем этапе пенсионер пробует самостоятельно присаживаться, помогая себе руками. При положительном результате, больной учится вставать с кровати.

В стационаре ему помогают медицинские работники. Пожилого человека вначале учат ходить, держась за шведскую стенку, затем с использованием четsрёхножных ходунков, постепенно переходят к опоре на трость.

Параллельно проводятся занятия с эрготерапевтом по обучению самообслуживанию. Больной заново учится:

  • одеваться;
  • умываться;
  • обуваться;
  • принимать пищу;
  • пользоваться туалетом;
  • принимать гигиенические процедуры.

Речевая функция

Возвращение речи инсультному больному – целенаправленная работа, которая может продолжаться несколько лет. Родственникам пожилого человека нужно помнить, что спонтанно функция не вернётся. Восстановлением способности говорить и понимать речь занимается логопед-афазиолог.

Логопед выясняет типы речевых проблем, исследует уровень нарушения звукопроизношения, чтения, письма, артикуляции. Проверяет состояние нёба, работу мышц языка, функцию глотания и фонации (голосового звучания).На основе диагностики составляет индивидуальную программу восстановления. Упражнения сочетаются с лекарственной терапией. Занятия со специалистом должны проводиться ежедневно, продолжительность одной сессии составляет 20-45 минут.

Возможные нарушения письма у школьников младших классов

«Для грамотности мало того, чтобы человек знал
грамматические правила (а их множество),
но необходимо, чтоб он привык мгновенно выполнять их»
К. Д. Ушинский.

Почему одни дети с первого класса пишут грамотно, а другие делают огромное количество ошибок в таких словах, где и ошибиться невозможно? В тетради видим, на первый взгляд, невероятные ошибки: пропуски и перестановки букв и слогов, слитное написание и разрыв слов, дети путают звуки и буквы, сходные по звучанию, произношению и написанию.

Русский язык в начальной школе — центральный предмет, основа общего образования. Важнейшей задачей учителя является развитие у детей умения содержательно и грамотно выражать мысли в устной и письменной форме.

Читайте также:
Развитие внимания для преодоления дисграфии

Школьная неуспеваемость обусловлена целым рядом внутренних и внешних факторов, в частности, недостаточной сформированностью отдельных систем психики. Это не означает, что ребёнок обладает более низким интеллектом или что он менее способный, чем его сверстники. Причина данного явления кроется в индивидуальных особенностях развития головного мозга.

Специфика созревания головного мозга, а значит, и формирования психики, заключается в гетерохронности развития, т.е. в различии темпов созревания отдельных структур. Эта особенность развития мозга приводит к тому, что дети, поступающие в школу, могут обладать разной степенью зрелости психических процессов. Поэтому необходимо учитывать соответствие педагогических требований, предъявляемых ребёнку, с его возможностями.

В последнее время возросло число детей, имеющих трудности в обучении. Большинство неуспевающих школьников имеют неврологические симптомы, свидетельствующие о неблагополучии в нервной системе. К таким симптомам могут быть отнесены: расторможенность, гиперактивность, неумение контролировать своё поведение, непослушание, недостаточность внимания, несобранность, утомляемость, отвлекаемость, недостатки речевого развития, а также моторная неловкость неуклюжесть, особенно в тонких движениях кисти руки.

Такие симптомы известны, как минимальные мозговые дисфункции. Они проявляются лишь при увеличении нагрузок на нервную систему, когда ребёнок начинает учиться в школе.

В основе минимальных мозговых дисфункций лежат физиологические нарушения, к которым могут быть отнесены точечные кровоизлияния или нарушения деятельности отдельных групп клеток головного мозга. Причиной таких отклонений могут быть различные травмы, осложнения беременности, нарушения в процессе родов, генетическая предрасположенность, влияние экологической ситуации.

Нарушения речи у младших школьников многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонематического развития и выражаются в затруднениях звукового анализа. Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи. Дети испытывают трудности при продуцировании связных самостоятельных высказываний. Словарный запас ограничен, отмечается недоразвитие лексико-грамматического строя речи, функции словообразования и словоизменения сформированы недостаточно.

Недостатки речевого развития у школьников мешают усвоению смыслового содержания учебного материала, ведут к появлению не только дисграфических ошибок, но и к трудностям овладения орфографией.

Дисграфические ошибки выражаются в пропусках и перестановках букв и слогов в словах, в заменах одних букв другими, в «зеркальном» написании букв.

Ошибки делают все люди, но дети с дисграфией допускают много ошибок, эти ошибки носят стойкий характер и плохо поддаются коррекции.

Устной речью ребёнок овладевает самостоятельно, по подражанию. Письменная речь формируется на базе устной речи в процессе обучения.

Собственно письмо включает в себя ряд специальных операций:

• записываемое слово должно быть правильно услышано (необходимо хорошее состояние фонематического слуха). А, если у ребенка, например при родах было даже небольшое кровоизлияние в височном отделе мозга, то ему будет сложно дифференцировать звуки речи (различать согласные звонкие — глухие, мягкие — твёрдые, свистящие — шипящие).

• буква (или слог, или слово), которая записывается, должна быть проговорена ребёнком. Для этого устная речь ребёнка не должна иметь дефектов (нарушений звукопроизношения). Особенно важно проговаривание речевого материала в 1 классе, когда идёт процесс освоения письменной речи.

• таким образом: «услышал слово», «проговорил» — теперь идёт процесс перевода фонемы в графические знаки – «буквы», с учётом пространственного расположения их элементов. Ребёнок должен вспомнить и узнать букву, соответствующую данному звуку. А все буквы состоят из небольшого количества одинаковых элементов. У детей с нарушениями оптико-пространственного гнозиса, зрительно-пространственной памяти, оптико-пространственных представлений будут ошибки в написании сходных букв (например, «П» — «Н», «и» — «у»).

• теперь букву надо записать, т.е. включается «моторика» — движение руки и пальцев. Этот процесс очень сложный, т.к. включает в себя ещё две функции: — кинестетические ощущения (ощущения в пространстве); — кинетические ощущения (ощущения во времени). При нарушении деятельности теменных отделов мозга возникают самые разнообразные нарушения почерка и расположение букв вне строки.

• для нормального протекания процесса письма необходим центральный языковой анализ и синтез, т.е. необходимо определить порядок звуков или слогов в слове, место звука (буквы) в слове (позиционный анализ), количество звуков в слове. Если эта функция у ребёнка не сформирована, то будут наблюдаться следующие виды ошибок:

– пропуск гласных и согласных;
– перестановка слогов в слове;
– добавление букв или слогов;
– недописывание окончаний слов;
– слитное написание слов, предлогов со словами;

Мозг ребёнка очень восприимчив, пластичен поэтому, если где-то произошло нарушение, то надо развивать компенсаторные возможности. То есть, целенаправленно развивать у ребёнка те психические функции, которые необходимы для нормального овладения процессом письма: дифференцированное слуховое восприятие, пространственные представления, зрительный анализ и синтез, исправлять дефекты устной речи, обогащать словарный запас, заботиться о правильном формировании грамматического строя речи.

Любой педагогический процесс – всегда процесс двусторонний. Его успех одинаково зависит как от учителя, так и от ученика. Вместе с тем, научить и сделать так, чтобы он захотел учиться – главная забота взрослых.

В заключение… Все мы разные и каждый вписывается в этот мир по-своему. У ребенка нет нашего жизненного опыта, он только начинает учиться жить в обществе. И поэтому, счастлив тот ребенок, учителя, наставники которого ищут, протаптывают для него ту единственную тропинку, которая приведет его к цели. Это сложный путь для любого педагога, но его итог – здоровье, успехи ребенка, его будущее.

Купцова Элина Анатольевна,
учитель-логопед.
Центр психолого-педагогической реабилитации
и коррекции (ГОУ ЦППРиК),
Колпинский район, Санкт-Петербург

Проблемы нарушения письма у младших школьников

Любовь Ахметдинова
Проблемы нарушения письма у младших школьников

Читайте также:
Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе. Вопросы обучения письму младших школьников все больше и больше волнуют учителей и родителей. Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма, действительно, увеличивается с каждым годом и по самым общим подсчетам составляет 25-30%, причем это дети, имеющие непроходящие трудности обучения. Исследования методов Безруких М. М. и Хохлова Т. Е. показали, что многие нарушения письма не заканчиваются в начальной школе, а лишь модифицируются и сохраняются зачастую вплоть до окончания школы. Причин для возникновения этих нарушений предостаточно: и чисто педагогические, и медицинские, и физиологические, а системы коррекции, как таковой, нет. Учитель часто просто «не видит» как и когда начинаются многие нарушения письма, еще чаще – пытается скорректировать не причину, а результат, и, нередко, затратив много сил (своих и ученика, не добивается желаемого результата.

Проблеме нарушения письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность ее изучения не снижается. Интерес ученых обусловлен многими факторами, и в частности такими,как:

Большая распространенность среди учащихся первых классов нарушений овладения письмом и дальнейшее их перерастание в стойкие дисграфии;

Необходимость организации своевременной профилактики, полноценной диагностики и эффективной коррекции нарушений письма;

Многообразие причин возникновения и сложность механизмов дисграфии, привлекающие к ней внимание специалистов из разных областей науки (логопедов, психологов, нейропсихологов, клиницистов).

Логопедические методики профилактики, диагностики и коррекции нарушений у детей навыка письма и письменной речи остаются почти неизменными на протяжении уже многих десятилетий. Однако до настоящего времени изучение дисграфии в ходе профессиональной подготовки логопедов, как правило, ограничивается традиционным педагогическим подходом, связывающим нарушение письма либо с неполноценным лингвистическим развитием детей, либо с оптико-пространственными нарушениями. Между тем, практика работы логопедов с современным поколением младших школьников, страдающих дисграфией, свидетельствует о необходимости внесения существенных изменений в организацию и содержание логопедической работы. Это продиктовано, в первую очередь, изменениями в развитии детей, произошедшими в последние десятилетия. Многочисленные исследования психологов и нейропсихологов свидетельствуют, о том, что соматический и психический статусы ребенка неправомерно оценивать исходя из норм вчерашнего дня. Развитие современных детей имеет как темповые, так и качественные особенности, и специалистам необходимо учитывать модификации онтогенетического процесса при организации как диагностической, так и коррекционной работы (А. В. Семенович, 2001).

Данные анализа теоретической и методической литературы помогли разработать содержание коррекционной работы.

Были определены направления, по которым следует проводить коррекционную работу. Устранение нарушений письма проводится в тесной связи с коррекцией нарушенийустной речи как системы:

устранение недостатков моторной сферы;

развитие психических процессов;

коррекция дефектов звукопроизношения;

развитие и коррекция фонематических процессов;

коррекция лексико-грамматического строя речи;

уточнение и активизация пассивного словаря;

расширение и обогащение активного словаря;

развитие связной речи;

коррекция письменной речи.

Комплексный подход предполагает необходимость всестороннего коррекционно-педагогического воздействия на все стороны психофизического развития детей с дисграфией (на речевые и неречевые процессы). Индивидуальный дифференцированный подход определяется преимущественно выраженностью основного нарушенияу каждого ребенка в отдельности: степень сформированности и особенностей слухового и фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, зрительного восприятия и пространственной ориентации, мелкой моторики, речевого внимания и памяти.

Таким образом, использование дифференцированных логопедических приемов, направленных на развитие и формирование как вербальных, так и невербальных компонентов психической деятельности во взаимосвязи с учебно-воспитательным процессом положительно сказывается на коррекции нарушений письма у учащихся.

Сценарий развлечения для детей первой и второй младших групп «Письма Осени» Зал украшен по-осеннему. Дети 1 младшей группы, взявшись за руки, вслед за ведущей, под музыку обходят зал и образуют полукруг у центральной.

Методические разработки для младших школьников «Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников» Аннотация Методическое пособие содержит описание методик и игр, целью которых является формирование и закрепление у подрастающего поколения.

Подвижные игры для дошкольников и младших школьников Подвижные игры-важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения,.

Проблемы развития творческого потенциала школьников Л. А. Бударова, Учитель, Муниципальное казенное общеобразовательное Учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие памяти младших школьников Человеку надо много знать и много помнить, с каждым годом жизни все больше и больше. Память связывает прошлое человека с его настоящим,.

Развитие связной речи младших школьников Связная речь – это сложное целое, состоящее из одной или нескольких групп предложений, характеризующихся единством темы, чётким выделением.

Мотивация экологической культуры у младших школьников Содержание : 1. Формирование гражданина с новой экологической культурой. 2. Три ведущие цели экологического развития детей. 3. Мотивационная.

Упражнения на креативность для дошкольников и младших школьников Упражнение «Кто это?» Возьмите каждый по листку бумаги и нарисуйте сверху голову – человека, животного, птицы. Загните лист так, чтобы нарисованного.

Сценарий викторины по сказкам для младших школьников Викторина по сказкам для младших школьников. «Наши любимые сказки». Цели: Образовательные: – обобщить знания детей о сказках; Развивающие:.

Здоровьесбережение младших школьников в современной школе Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Процесс сохранения здоровья.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: