Восстановление нарушений письменной речи (алексия) у больных с афазией

ВОССТАНОВЛЕНИЕ РЕЧИ У БОЛЬНЫХ С АФАЗИЕЙ НА РАННЕМ ЭТАПЕ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА

Инсульт (синоним — острое нарушение мозгового кровообращения) — это гибель участка головного мозга, связанная с прекращением его кровоснабжения. Нарушение кровоснабжения отдельных участков мозга приводит к появлению афазии. Афазия бывает различных форм и степени тяжести — от незначительных затруднений в артикуляции или названии предметов до полной потери понимания речи или речевого выражения мысли. В первые дни после нарушения мозгового кровообращения речевые расстройства у больных проявляются в форме тотальной афазии: больной не говорит и не понимает обращенной к нему речи. При тотальной афазии пациенту непонятны письменная и устная речь. Обычно поражение локализовано в области левого полушария, и оно довольно обширное.

Если тотальная афазия обусловлена сосудистым генезом, то нередко у пациентов наблюдается тенденция к медленному восстановлению речи. В этом случае, вид речевых нарушений может быть схожим с афазией Брока, или некоторыми другими типами этого заболевания. Обычно, возникновение тотальной афазии происходит в результате инсульта, когда одновременно поражен сенсорный и моторный отдел речи. Данный процесс захватывает всю область мозговой средней артерии. Тотальная афазия через несколько дней или недель может смениться грубой моторной афазией: больной начинает понимать обращенную к нему речь, но общается с окружающими при помощи речевого «эмбола» — стереотипно повторяющегося звукосочетания, слога или слова, иногда хорошо интонируемого.

Логопедические занятия при тотальной афазии начинают с восстановления понимания речи на слух. Методика стимулирования понимания речи на слух для больных с тотальной афазией основана на соотнесении ими интонаций с жестом, вызывании определенных двигательных и мимических реакций у больного, использовании фонологических особенностей интонаций. Для стимулирования понимания речи на слух больному с тотальной афазией предлагается выполнять по устной инструкции различные действия.

Восстановительное обучение основано на одном из самых важных свойств головного мозга – способности к компенсации. Для восстановления нарушенных функций используются как прямые, так и обходные компенсаторные механизмы.

Первый, связан с применением прямых растормаживающих методов работы. В основном они используются в инициальной стадии заболевания и рассчитаны на использование резервных внутрифункциональных возможностей. Приемы и способы растормаживания в процессе обучения сводятся в основном к разнообразному активированию речевой деятельности и снятию тормозного фона. Больных настойчиво стимулируют посредством различных заданий к активному речевому общению. Используются следующие приемы и упражнения:

  1. Порядковый счет от 1 до 10 — ти.

— Счет с любой произвольной цифры (от 5, 6 и т.д.).

— Выделяем цветом любую цифру (или две). Считаем от 1 до 10, но при

этом выделенные цифры произносим громко, остальные — шепотом (вполголоса).

— Те же самые приемы, только счет происходит в обратном порядке.

  1. Называние дней недели.
  2. Перечисление месяцев года.

Обходные методы предполагают произвольное освоение способом восприятия речи и собственного говорения. Это обусловлено тем, что обходные методы требуют от больного реализации пострадавшей функции новым способом, который отличается от привычного упроченного в преморбидной речевой практике. Восстановление ряда речевых функций требует подключения неречевых опор. Поэтому последовательность работы над речевыми и неречевыми функциями решается в каждом конкретном случае в зависимости от того, каково сочетание вербальных и невербальных компонентов синдрома. Обходные методы подразумевают компенсацию на основе перестройки самой нарушенной функции благодаря межфункциональным перестройкам. Иначе говоря, восстановительный эффект достигается за счёт введения новых, «обходных» способов выполнения тех или иных речевых или гностико-праксических операций. Восстановлению речи способствует:

  1. вовлечение больного в простые неречевые виды деятельности, например:

— конструирование кубиков, складывание пазлов, срисовывание, рисование предметов, сюжетов и т.д..

— игра в лото, домино, игральные карты.

— раскладывание серийных картинок, сюжетов.

  1. использование заданий, предполагающих понимание речи:

— показ частей тела,

— показ предметов, действий на картинках,

— выполнение простых инструкций.

  1. стимулирование простых диалогов, требующих ответа одним – двумя словами или жестом.
  2. стимулирование чтения и письма, предлагая такие задания, как :

— раскладывание подписей под картинками,

— работа с предметным лото,

— называние (или выбор из предложенных) цифр, букв,

— запись под диктовку (или выбор из предложенных) цифр, букв,

— письмо и чтение привычных и простых слов, фраз.

Восстановительное обучение проводится по специальной, заранее разработанной программе. Программа должна включать определённые задачи и соответствующие им методы работы, дифференцированные в зависимости от формы афазии, степени выраженности дефекта, этапа заболевания, индивидуальных особенностей нарушений речи. Проведя логопедическое обследование больного с тотальной афазией, мы разработали индивидуальный план логопедической работы.

Пациент Е. 72 года. Острое нарушение мозгового кровообращения левой среднемозговой артерии от 31 марта 2014 года.

Нейропсихологическое логопедическое обследование.

Жалоб не предъявляет из-за сложности речевого нарушения.

  1. Импрессивная речь: Ситуативно-бытовую речь понимает, понимание сложных лексико-грамматических конструкций затруднено. Латентный период выполнения заданий увеличен.

Экспрессивная речь: представлена «эмболом» (дввву).

Фонематический слух нарушен.

Орально-артикуляционный праксис нарушен.

Чтение и письмо в стадии распада.

Показ номинаций по картинкам осуществляет выборочно.

Автоматизированная, дезавтоматизированная речь нарушена.

  1. Форма и положение языка по средней линии. Девиаций не обнаружено.

Глотание не нарушено.

Тонкие дифференцированные движения языка и звукопроизношение исследовать не удалось.

Тонус мышц языка повышен.

Заключение: эфферентно-афферентная моторная афазия. Сенсорная афазия. Нарушение речи I степени выраженности.

  1. Восстановление понимания обращенной речи: подпись под картинки; списывание; разложение картинок.
  2. Преодоление орально-артикуляционной апраксии, работа с автоматизированными рядами (растормаживание)
  3. Занятия неречевой деятельностью (решение примеров, домино, лото, классификации, исключение четвертого лишнего).
Читайте также:
Упражнения для развития связной речи пациентов с афатическими нарушениями

Таким образом, восстановление речи при тяжелых формах афазии включает в себя как стимулирование понимания речи на слух, так и растормаживание экспрессивной стороны речи.

Логопедическая работа при афазии – длительный и трудоемкий процесс, требующий сотрудничества врача, логопеда, пациента и его ближайшего окружения, причем восстановление речи должно проходить не эмпирически, а квалифицированно, на серьезном профессиональном уровне. Поэтому важен отбор больных для проведения интенсивного восстановительного лечения и обучения. Следует принимать во внимание прогностическое значение отдельных факторов, влияющих на эффективность восстановления (возраст, преморбидный уровень, мотивация, наличие признаков левшества, соматические заболевания и их динамика).

Список использованной литературы:

  1. Шорох – Троцкая, М.К. Стратегии и тактика восстановления речи. / М.К. Шорох – Троцкая. – М.: ЭКСМО Пресс, В.Секачев, 2001. – 432 с.
  2. Шкловский, В.М., Визель, Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии, М.: «Ассоциация дефектологов», В Секачев, 2000. — 96 с.
  3. Визель, Т.Г. Нейропсихологическое блиц-обследование — М.: В. Секачев, 2005.-24 с.[schema type=»book» name=»ВОССТАНОВЛЕНИЕ РЕЧИ У БОЛЬНЫХ С АФАЗИЕЙ НА РАННЕМ ЭТАПЕ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА» author=»Адиян Альвина Арменовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

Новые возможности в медикаментозной терапии постинсультной афазии

Рассмотрены подходы к реабилитации пациентов с постинсультной афазией разной степени выраженности. Проведено изучение динамики темпов восстановления речи и других когнитивных функций на фоне комплексной терапии с включением ингибитора холинэстеразы у паци

Approaches to rehabilitation of patients with post-stroke aphasia of different severity levels were studied. Dynamics of speech and other cognitive function restoration on the background of complex therapy including cholinesterase inhibitor was studied in patients who suffered from first ischemic stroke in the left cerebral hemisphere.

Показатели заболеваемости и смертности от инсульта в России среди больных трудоспособного возраста увеличились за последние 10 лет более чем на 30% [1]. В большинстве случаев после инсульта возникают двигательные расстройства (гемипарезы, монопарезы), которые определяют степень инвалидизации, утрату трудоспособности и нарушения бытовой активности [2]. Реабилитация больных после инсульта не исчерпывается мероприятиями по восстановлению только двигательных функций. Другие расстройства, обусловливающие необходимость проведения реабилитации, включают нарушения речи и других высших корковых функций, сенсорные расстройства, дисфагию, зрительные нарушения и др. [3].

Афазия наблюдается более чем у 30% больных, перенесших инсульт, локализующийся в левой гемисфере, в 70% случаев сочетается с парезом мышц языка, то есть речевые нарушения имеют сложное патогенетическое происхождение, что требует комплексного подхода к реабилитации. Выделяют следующие виды афазий: моторная (нарушение произвольной собственной речи), сенсорная (нарушение понимания речи окружающих), амнестическая (речевые нарушения проявляются только в забывании названия отдельных предметов и действий), сенсомоторная (нарушены и собственная речь, и понимание речи окружающих), крайним выражением которой является тотальная афазия (собственная речь полностью отсутствует, больной не понимает речь окружающих) [4]. В синдром афазии как системного нарушения речи входят нарушения письма (аграфия) и чтения (алексия). Другой частый вид речевых нарушений после инсульта — дизартрия, для которой характерно нарушение правильной артикуляции звуков при сохранности «внутренней» речи, понимания речи окружающих, чтения и письма. Прогностически наиболее неблагоприятной в отношении восстановления речи является тотальная или грубая сенсомоторная афазия в острой стадии инсульта, особенно если выраженные сенсомоторные нарушения сохраняются в течение 3–4 мес.

К основным принципам реабилитации больных, перенесших инсульт, следует отнести раннее начало восстановительных мероприятий с активизацией пациента, мультидисциплинарный подход, непрерывность, последовательность и преемственность на всех этапах ее проведения. Основным методом реабилитации больных с постинсультными речевыми нарушениями являются длительные и систематические психолого-педагогические коррекционные занятия (индивидуальные и групповые), которые проводят логопеды-афазиологи и нейропсихологи [5, 6].

В настоящее время постинсультный период принято подразделять на четыре периода: острый период (первые 3–4 нед); ранний восстановительный период (первые 6 мес); поздний восстановительный период (от 6 мес до 1 года) и резидуальный период (более 1 года). Речевую реабилитацию необходимо начинать уже в остром периоде инсульта, как только позволит общее состояние больного и состояние его сознания [5]. В раннем восстановительном периоде, в свою очередь, можно выделить два временных интервала: до 3 мес, когда в основном происходит восстановление объема движений и силы в паретичных конечностях и заканчивается формирование постинсультной кисты, и от 3 до 6 мес, когда продолжается восстановление утраченных двигательных навыков. Восстановление речи, социальная и психологическая адаптация занимают более длительное время [5, 6]. Занятия по восстановлению речи можно проводить на фоне приема ноотропных препаратов, оказывающих активирующее влияние на интегративные функции мозга: речь, память, внимание, способность к обучению. К медикаментозным средствам, доказавшим свою эффективность в нейрореабилитации, относят: церебролизин, нафтидидрофурил, мемантин и Ноотропил и др. [7–9]. Учитывая, что в основе реабилитации лежит нейропластичность — способность мозга изменять свою функциональную и структурную организацию, способность различных его структур вовлекаться в разные формы деятельности, под действием собственных нейротрасмиттерных и нейротрофических факторов, более предпочтительными могут считаться препараты с подобными доказанными эффектами [5, 6, 10, 11]. Представителем данной группы является препарат ипидакрин (Ипигрикс). В основе действия ипидакрина лежит комбинация двух молекулярных механизмов: блокады калиевой проницаемости мембраны и ингибирования холинэстеразы. Влияние на калиевую проницаемость мембраны и удлинение периода возбуждения в пресинаптическом волокне во время прохождения нервного импульса обеспечивает выход больших количеств ацетилхолина в синаптическую щель [4, 5, 10]. Холинергическая система играет определяющую роль в процессах внимания, памяти, обучения, таким образом, эффекты ипидакрина могут быть полезны при проведении восстановительной терапии после инсульта.

Читайте также:
Средства и методы физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ОНР

Целью настоящего открытого рандомизированного контролируемого исследования являлось изучение динамики темпов восстановления речи и других когнитивных функций у пациентов, перенесших первый ишемический инсульт (ИИ) в левом полушарии головного мозга на фоне применения препарата Ипигрикс в дозе 60 мг/сутки.

Материал и методы

В исследовании приняло участие 45 пациентов (15 мужчин и 30 женщин) в возрасте от 35 до 78 лет на момент развития первого ИИ, поступивших на реабилитацию в стационарное отделение с круглосуточным пребыванием Центра патологии речи и нейрореабилитации.

Критерии включения пациентов в исследование:

  • все пациенты перенесли первый ИИ в бассейне левой средней мозговой артерии;
  • диагноз ИИ, верифицированный данными МРТ/КТ головного мозга. Допускались наличия признаков хронической ишемии головного мозга, указания о возможном перенесении транзиторных ишемических атак;
  • госпитализация в период от 1 месяца до 1 года после развития ИИ.

Критерии исключения пациентов из исследования:

  • повторный ИИ;
  • локализация очага не в доминантном полушарии головного мозга;
  • паренхиматозное либо субарахноидальное кровоизлияние;
  • эпилептический синдром в анамнезе или в структуре настоящего заболевания;
  • приверженность к алкоголизации;
  • установленная гиперчувствительность к ипидакрину.

В отделении все пациенты наблюдались на протяжении всего периода реабилитации врачами: неврологом, терапевтом, психиатром, эндокринологом. Всем пациентам, включенным в исследование, было выполнено обследование:

  • антропометрические измерения: вес, рост, расчет индекса массы тела (ИМТ), измерение объема бедер, объема талии;
  • ЭКГ в 12 стандартных отведениях;
  • ЭЭГ по стандартной методике, для исключения эпилептических паттернов;
  • МРТ головного мозга для верификации очагового поражения головного мозга, анализа топики и размеров постинсультных изменений, наличия признаков хронической ишемии;
  • проведено двукратное исследование биохимических показателей крови в начале курса лечения и по его завершении.

Всем пациентам, включенным в исследование, было выполнено двукратное нейропсихологическое обследование высших психических функций (ВПФ) с выделением форм афазий. Нейропсихологическое исследование состояния ВПФ проводилось в русле методологии А. Р. Лурия, в соответствии с представлениями о системной динамической локализации ВПФ, с использованием принципа синдромного анализа [11, 12]. Для исследования когнитивной симптоматики и динамики ее восстановления в работе использовались следующие методики:

1) Монреальская шкала оценки когнитивных функций (исследование зрительно-конструктивных/исполнительских навыков; называния, памяти, внимания, речи, абстрагирования, отсроченного воспроизведения и ориентировки);
2) шкала Л. И. Вассермана для оценки степени выраженности речевых нарушений у больных с локальными поражениями мозга;
3) шкалы батареи нейропсихологического исследования А. Р. Лурия (1969), в печатных работах иногда указывается как батарея Лурия–Небраска (исследование «неречевой» когнитивной симптоматики — динамического и кинестетического мануального праксисиса, зрительного и слухового гнозиса, произвольного контроля за деятельностью (регуляторного компонента когнитивных функций), нейродинамики (фонового компонента когнитивных функций)).

Двукратное нейропсихологическое обследование позволило оценить динамику восстановления высших психических функций (путем сопоставления количественных показателей, полученных при первичном и повторном нейропсихологических обследованиях) в результате курса фармакотерапии в системе комплексной реабилитации. Каждое нейропсихологическое обследование из-за повышенной утомляемости пациентов и речевых нарушений осуществлялось в ходе 2–3 встреч продолжительностью около 35–40 минут.

Таким образом, в результате анализа нарушений различных видов речевой деятельности и проведения количественной оценки степени выраженности речевых нарушений, мы имели возможность определить для каждого больного «речевой диагноз»: выявить преимущественную речевую симптоматику при смешанных речевых расстройствах, а также оценить степень выраженности речевого дефекта, а в конце исследования оценить динамику реабилитационного процесса.

Курс нейрореабилитационного лечения, включающий в себя комплексный, междисциплинарный подход, составлял 21 день для каждого пациента. Все пациенты ежедневно получали базовую медикаментозную терапию основных сердечно-сосудистых, эндокринных, неврологических заболеваний. Ежедневно проводились занятия лечебной физкультуры, массаж, физиопроцедуры, а также обязательные индивидуальные и групповые занятия с нейродефектологами и нейропсихологами. Помимо перечисленных методов реабилитации, пациентам и их родственникам также были предложены рекомендации по организации ежедневной активности, которые они смогли бы использовать за пределами стационара (рис. 1). Рекомендации просты и изложены доступным языком, однако их выполнение имеет важное значение, поскольку они помогают пациентам быстрее восстановиться и поддерживать необходимый уровень активности в дальнейшем.

Далее пациенты каждой группы были рандомизированы в группы. 1-я (n = 30) группа, в которой пациентам в комплекс нейрореабилитации был включен Ипигрикс по 20 мг три раза в день на протяжении 21 дня. 2-я группа (n = 15) — группа, в которой Ипигрикс не применялся.

Исследование выполнено в соответствии с Хельсинкской декларацией, принятой в июне 1964 г. и пересмотренной в октябре 2000 г. (Эдинбург, Шотландия). От каждого пациента получено информированное согласие.

Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась при помощи программы SPSS Statistics Version 20. Данные представлены в виде медианы (Ме) и интерквартильного размаха в виде 25% и 75%. Достоверность различий оценивалась с использованием критериев Манна–Уитни для независимых выборок и критерия Уилкоксона для парных случаев непараметрических распределений. Различия считались достоверными при значениях p

В. Н. Шишкова 1 , кандидат медицинских наук
Л. И. Зотова
Н. Г. Малюкова,
кандидат психологических наук
Н. В. Кан
Е. М. Гасанова
В. С. Калачева
М. А. Кудряшова

ГБУЗ ЦПРиН ДЗМ, Москва

Новые возможности в медикаментозной терапии постинсультной афазии/ В. Н. Шишкова, Л. И. Зотова, Н. Г. Малюкова, Н. В. Кан, Е. М. Гасанова, В. С. Калачева, М. А Кудряшова
Для цитирования: Лечащий врач № 2/2019; Номера страниц в выпуске: 64-69
Теги: афазия, когнитивные функции, восстановление, ноотропная терапия

Читайте также:
Программа логопедической работы по коррекции смешанной дислексии у обучающихся 2-х классов с ОНР

Афазия

Афазия — расстройство, которое характеризуется расстройством ранее нормальной речи. Афазия может проявляться в большей или меньшей степени. Человек перестает понимать то, что ему говорят, и сам не может говорить. Проявления данного расстройства могут быть различными в каждом случае.

Речевые симптомы афазии:

  • парафазии
  • речевые эмболы
  • контаминации
  • персеверации
  • акалькулия
  • аграфия
  • алексия
  • логорея и т. д.

При подозрении на данное расстройство необходимо обязательно обследование функции, психических процессов и неврологического статуса. Афазия является в основном вторичным заболеванием. То есть она вызвана определенной патологией, ликвидация которой избавляет и от речевых симптомов. Необходимо также обучение для восстановления речевых навыков после избавления от первичной патологии.

Афазия возникает вследствие органического поражения участков мозга человека, которые отвечают за речь. Отдельно существует такое расстройства как алалия. От него афазия отличается тем, что речь у человека сначала нормальная, он может понимать обращенные к нему фразы и нормально произносит желаемое сам. А при алалии человек с самого начала не может сформировать нормальные речевые навыки.

Нарушение речи больных с афазией характеризуется как системное. У них нарушается:

  • импрессивная (включающая понимание и восприятие),
  • экспрессивная (куда относят грамматические правила, словарь, произношение звуков),
  • письменная,
  • внутренняя речь.

Также при афазии нарушениям подвергаются:

  • психические процессы
  • личность
  • двигательные функции
  • сенсорная сфера

По выше описанным причинам афазия является сложным расстройством. Ее изучают медицинские психологи, логопеды и неврологи.

Причины

Причиной афазии является органическое поражение коры головного мозга, а именно тех участков, которые оказывают прямое влияние на речь. Причем для диагноза обязательна существующая до появления расстройства нормальная речь индивида. Течение и исход заболевания во многим зависят от причины возникновения.

Наиболее часто расстройство спровоцировано сосудистыми болезнями мозга. Прежде всего, это ишемический инсульт и геморрагический инсульт. При последнем фиксируют в основном смешанный или тотальный афазический синдром. А сенсорная или моторная афазия наблюдается специалистами у тех пациентов, у кого ранее были зафиксированы нарушения обращения крови в мозге. У последних вероятна и тотальная форма афазии.

Второе место среди распространенных причин занимают воспалительные процессы в головном мозге:

  • абсцесс
  • лейкоэнцефалит
  • энцефалит

Также афазия во многих случаях вызвана:

  • полученной черепно-мозговой травмой
  • прогрессирующими заболеваниями центральной нервной системы, протекающими в хронической форме, например, болезнью Пика
  • хирургическим вмешательством на мозге

Факторы риска афазии:

  • наличие такого же расстройства у близких родственников
  • пожилой возраст человека
  • артериальная гипертензия
  • церебральный атеросклероз
  • травмы головы
  • транзиторные ишемические атаки в прошлом
  • ревматические пороки сердца

Факторы, которые оказывают влияние на тяжесть расстройства:

  • обширность очага поражения
  • место нахождения пораженного участка мозга
  • компенсаторные возможности головного мозга
  • причины
  • преморбидный фон
  • возраст больного

Например, постепенное развитие нарушения речи наблюдается при опухолевых процессах в мозге. А острые нарушения мозгового кровообращения, напротив, вызывают резкое появление афазии. При черепно-мозговой травме развитие расстройства также резкое. Чем моложе больной, тем быстрее и качественнее у него срабатывают компенсаторные механизмы, он восстанавливается в довольно короткие сроки после лечения основного заболевания-причины афазии.

Классификация афазии

Классифицируют данное расстройство по психологическим, лингвистическим и анатомическим факторам. Сегодня медиками в основном используется деление А.Р. Лурия, которое построено на основе нахождения пораженной зоны в доминантном полушарии и характер нарушений речи. Виды афазии:

  • динамическая
  • амнестико-семантическая
  • акустико-мнестическая
  • акустико-гностическая
  • моторная (афферентного или эфферентного подвида)

Эфферентная моторная афазия возникает, когда у пациента поражена так называемая зона Брока. Больной не может переключаться с одной артикуляторной позиции на другую, что называется кинетической артикуляционной апраксией. Афферентный же подвид моторной афазии случается, когда поражены нижние отделы постцентральной коры, которая прилегает к роландовой борозде. Данный вид характеризуется кинестетической артикуляционной апраксией.

Амнестико-семантический вид афазии имеет причиной поражение переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Больной забывает, какие названия носят явления и предметы. Ему становится сложно понимать длинные грамматические конструкции. Он понимает простую речь лучше.

Акустико-мнестический вид речевого расстройства имеет причиной поражение средней височной извилины. У больного становится хуже или вовсе пропадает слухоречевая память. В части случаев отсутствуют зрительные представления об объектах.

Когда поражена зона Вернике, развивается акустико-гностический вид афазии. Человек не понимает обращенную к нему речь, поскольку происходит нарушение синтеза, анализа, фонематического слуха. При повреждении заднелобных отделов мозга фиксируют динамическую афазию, при которой у больного нарушена коммуникативная функция речи.

Тотальный вид рассматриваемого расстройства фиксируют, когда повреждения коры доминантного полушария очень обширные. В некоторых случаях фиксируют смешанные виды расстройства.

Проявления расстройства

У больного с любым видом афазии нарушается речь в целом. Человек, говоря, совершает смену местами слогов и отдельных звуков, характерны литеральные парафазии, персеверации, а также контаминации. Человек между словами и словосочетаниями начинает делать ненормально большие паузы. Наблюдается гипофония, то есть голос, по громкости схожий с шепотом. Ритмика и мелодика речи также нарушена при афазии. Если у человека развивается эфферентный моторный вид расстройства, отдельные звуки он произносит нормально.

Поскольку при рассматриваемом расстройстве нарушается чтение и письмо, наблюдают такие явления как дисграфия (крайней формой которой является аграфия) и дислексия (крайняя форма — алексия). При дисграфии человек на письме не выводит заглавные буквы, всё пишет срочными. Почерк такого человека сложно разбираем. Он допускает множество ошибок при письме. Детям с таким расстройством крайне тяжело даются диктанты.

Читайте также:
Работа с детьми 5-7 лет с сочетанным диагнозом Заикание + Стертая дизартрия

При аграфии интеллект больного сохранен, но он не может писать. Следует дифференцировать причину с расстройства координации движений рук. При аграфии человек пропускает слова, не может объединить буквы и слоги между собой, грубо искажает слова при письме. Под дислексией подразумевают неспособность человека читать, при этом другие когнитивные способности больного находятся в норме.

При афферентной моторной афазии может быть 2 варианта развития. Первый: есть речевой эмбол, нет спонтанной речи или фиксируют артикуляционную апраксию. Второй: ситуативная речь в норме, но произвольная речь затрудняется или вовсе отсутствует. Вторичные процессы нарушения слуха типичны для афферентного подвида моторной афазии. Страдает и письмо.

Акустико-гностическая или сенсорная афазия характеризуется такими проявлениями:

  • нормальный физический слух
  • нарушение слухового восприятия словосочетаний и предложений

Симптомы афазии Вернике:

  • отсутствие контроля над своей речью
  • непонимание того, что говорят окружающие
  • компенсаторные процессы в виде многословия
  • в начале развития болезни на протяжении полтора или двух месяцев человек произносит спонтанные наборы звуков и слов, что называется в медицинской литературе жаргонафазией
  • в начале болезни речь не имеет смысла для окружающих
  • после выше описанного этапа наступает логорея, человек использует вербальные и литеральные парафазии
  • писать человек может с трудом или вовсе не может
  • навыки чтения сохранены

Симптомы акустико-мнестической афазии:

  • услышанная информация «не задерживается в мозгу»
  • непонимание длинных фраз
  • неспособность повторить 3-4 услышанных подряд слова
  • человек не способен говорить сразу с двумя/тремя и более людьми
  • повышение речевой активности

Амнестико-семантическая афазия имеет такую симптоматику:

  • аномия (больной не помнит, как называется тот или иной предмет)
  • сложные речевые обороты пациент не понимает или понимает с трудом
  • теряется понимание причинно-следственных, пространственных и временных словесных оборотов
  • человек не понимает слова, употребленные в переносном значении, метафоры и т.п.
  • нарушение счетных операций
  • непонимание прочитанного

Проявления динамической афазии:

  • отдельные слова и словосочетания произносятся нормально
  • повторение в норме
  • невозможность спонтанной повествовательной речи
  • человек мало разговаривает
  • персеверации в речи
  • эхолалия (повторение произнесенных собеседником фраз)
  • сохранность арифметических операций, навыков письма и чтения текста

Диагностика

Диагностика афазии лежит в компетенции логопедов, нейропсихологов и неврологов. Могут быть назначены такие исследования:

  • компьютерная томография мозга
  • магнитно-резонансная томография мозга
  • люмбальная пункция
  • дуплексное сканирование сосудов мозга
  • УЗДГ сосудов головы и шеи
  • магнитно-резонансная ангиография

Должны быть проведены обследования такого характера при подозрении на афазию:

  • диагностика письма
  • диагностика устной речи (импрессивной и экспрессивной)
  • проверка слухоречевой памяти
  • проверка двигательной памяти
  • диагностика состояния зрительной памяти

Также проводят диагностику:

  • интеллекта
  • конструктивно-пространственной деятельности
  • зрительного гнозиса
  • праксиса (динамического, сомато-пространственного, пальцевого, кистевого, мимического, орального)

Требуется дифференциальная диагностика афазии с такими болезнями:

  • умственная отсталость
  • тугоухость
  • дизартрия
  • детская алалия

Коррекция афазии

Коррекция включает два компонента:

  • логопедический
  • медицинский

Нужно лечить ту болезнь, которая привела к афазии. Причем контроль должен проводиться нейрохирургом или опытным неврологом. Применяют для лечения медикаменты. Но иногда нужна и помощь хирургов. Реабилитационные меры включают массаж, физиотерапию, механолечение и лечебную физкультуру.

Чтобы восстановить нормальную речь, пациент должен посещать специальные логопедические занятия. Следует вести коррекцию относительно всех компонентов речи:

  • импрессивная
  • экспрессивная
  • письменные навыки
  • чтение и понимание текстов

Лечение афазии должно начинаться сразу после перенесения травмы или инсульта по решению лечащего врача. Чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов избавиться от патологической симптоматики, не дав ей стать «хронической». Логопедическая работа, направленная на восстановления нормальной речи у больного, длится обычно два или три года.

Руководство по коммуникации

С больными афазией можно и нужно общаться. У пациентов сохраняются кое-какие коммуникативные способности, которые нужно с помощью общения активизировать, не дав им «угаснуть». У тех, кто страдает тяжелой формой афазии, сохраняется возможность понимания смысла сказанного (хоть и не каждого слова в отдельности). Часто больной может не так понять то, что ему говорят, потому что не помнит смысла отдельных слов или забывает начало фразы.

Как общаться с больными афазией:

  • сядьте и поймайте взгляд человека
  • при боязни коммуникации с вашей стороны следует начинать с простых тем, например, расскажите то, как прошел ваш день, в самых простых выражениях, далее нужно задать простой вопрос
  • лучше говорить медленным темпом, делая акцент голосом на ключевых словах в тексте
  • можно провести такую практику: запишите ключевые слова будущего разговора на бумаге, далее повторите сказанное и покажите бумагу больному. Это будет его подсказкой для ведения разговора
  • применяйте не только устное слово для общения, но также письмо, рисунки, жестикуляцию, указание на предметы. Простите человека делать то же самое, пусть он применяет словарь, если так будет проще общаться
  • если больной пытается донести до вас какую-то мысль, определите, о ком он говорит, что именно случилось и в каком месте
  • важно уметь задавать наводящие вопросы
  • не задавайте вопросы, требующие односложных ответов
  • запаситесь терпением, ведь коммуникация с больным афазией человеком далеко не просто, но нужное дело
Читайте также:
Многофункциональный логопедический тренажер Веселые катушки

Прогноз и профилактика

Логопедическая коррекция данного расстройства занимает много времени. В ней должен принимать участие не только врач, но и логопед, близкие и родные пациента. Чем раньше начать лечение, тем больше шансов на успех. Насколько восстановится речь больного, зависит от размера и нахождения в мозге пораженного участка, от возраста и других факторов, которые были описаны выше.

Чаще всего выздоравливают молодые больные. Но, если данный диагноз был поставлен 5-7-летнему ребенку, то речь может быть полностью утрачена, или же прогнозом является грубое нарушение речевого развития. Моторная афазия может завершиться у пациентов любого возраста спонтанно, перейдя в заикание.

Профилактические меры заключаются в своевременной диагностике опухолей мозга и их адекватном лечении; в предупреждении черепно-мозговых травм, в профилактике сосудистых мозговых катастроф.

Речевая афазия

В настоящее время в Российской Федерации лидирующее место по причинам смертности и стойкой инвалидизации населения занимает острое нарушение мозгового кровообращение, на втором месте находятся черепно-мозговые травмы, полученные в дорожно-транспортных происшествиях. Одним из частых проявлений повреждения головного мозга является афазия. В зависимости от зоны поражения головного мозга афазия может принимать тот или иной характер и имеет значительные различия в нарушаемых функциях речеобразования и её же восприятия. Обследование пациента, страдающего афазией требует комплексного диагностического подхода, а лечением и последующей реабилитацией занимаются врачи самых разных специализаций. Особая задача ложится на близких и родственников пациента, так как только они могут полноценно сформировать мотивацию больного к полноценной реабилитации и восстановлению. Роль специалистов сводится к обучению как больного, так и его близких к правильному взаимодействию между собой – это и является залогом успешной реабилитации больного.

Проблема связанная с афазией требует тщательного подхода, так как полноценная реабилитация таких больных в значительной степени повышает качество последующей жизни.

Определение понятия афазия

Дословно термин афазия переводится с греческого, как «не говорю». Как правило данная патология возникает у взрослого населения, но вполне возможно развитие у детей, речь которых более-менее успела сформироваться, то есть начиная с трёх лет и старше.

В клинической неврологической практике термин афазия имеет следующее значение – это нарушение речевой функции системного характера, заключающееся либо в частичной, либо в тотальной утрате сформированной речевой функции. Данное определение подразумевает под собой нахождение дефекта в центральной нервной системе, наличие поражения речевых зон коры больших полушарий и вытекающих отсюда нарушений речи, которые поражают как внутреннюю, так и внешнюю речь.

Клинически афазия может быть различной степени выраженности и как правило не является единственным или изолированным проявлением поражения головного мозга. При этом её развитие и тяжесть зависят от локализации и объёма поражения.

Афазия и речь: виды

Существует несколько классификаций афазии. По одной из этих классификаций афазии подразделяют на следующие клинические варианты:

  • Тотальная – в данном случае пострадавший абсолютно не понимает обращённую к нему речь и сам не может обращаться к окружающим. Такая форма возникает в первые дни после серьёзных повреждений головного мозга, например, при обширном остром нарушении мозгового кровообращения.

Сенсорная или моторная афазия – возникает в более отдалённые период после поражения нервной ткани головного мозга. Пациент осознаёт обращённую к нему речь, но при этом у его собственной речи формируется так называемый «речевой эмбол» – многократно повторяющееся, звуковое сочетание или слова, произносимые с различной интонацией.

  • Сенсорная афазия Вернике – форма афазии при которой происходит нарушение понимания речи, при этом способность говорить сохранена. Больной говорит много непрерывно, однако, сам не осознаёт смысла сказанного.
  • Моторная афазия Брока – характеризуется нарушением способности говорить при одновременном сохранении понимания речи как чужой, так и своей.

Самой популярной классификацией в Российской Федерации является классификация А.Р. Лурии, который выделяет следующие типы афазий:

  • Динамическая – характеризуется дефектом внутренней речи и невозможностью её оформления, высказывания и реализации. Возникает в результате травматизации префронтальной области левого полушария.
  • Афферентная моторная афазия – проявляется при поражении теменной и задне-центральной области корковых структур. Ключевой дефект заключается в невозможности правильно подобрать нужный звук для корректного произношения слова. Т.е. пациент не способен отличит близкие по произношению звуки.
  • Эфферентная моторная афазия или афазия Брока. Проявляется «телеграфным» стилем высказывания и проблемами переключения с одного слова на другое, так же возникают трудности в чтении и письме. Возникает при травме нижних отделов коры больших полушарий – так называемого речевого двигательного центра Брока.
  • Афазия Вернике или сенсорная афазия – заключается в потере способности восприятия звуковой стороны речи. Амнестическая афазия – проявляется сложностями при определении названия предмета несмотря на то, что пациент знает для чего нужен этот предмет и как им воспользоваться. Возникает при травматизации теменно-височной области. Амнестическую афазию подразделяют на три формы: акустико-мнестическая, оптико-мнестическая и номинальная. Акустико-мнестическая форма характеризуется проблемами запоминания поступающей информации, значительно уменьшается объём памяти и тормозится слухо-речевое восприятие. При оптико-мнестической афазии поражается зрительная память. Номинальная афазия также проявляется сложностями называния предмета, а также является одним из симптомов болезни Альцгеймера.
  • Семантическая афазия – основной дефект этой формы афазии проявляется в нарушении анализа речевых конструкций и синтеза речи.

По зарубежной литературе выделяется ещё одна классификация:

  1. Неплавная афазия – проявляется затруднением произношения предложений и возникает при травматизации передних долей полушарий головного мозга.
  2. «Задняя» афазия – характеризуется сохранением плавной и понятной речи. Возникает при повреждении задних отделов полушарий.
Читайте также:
План работы с детьми с ОНР по преодолению нарушений слоговой структуры слова

Факторы возникновения речевой афазии

Афазия возникает вследствие трёх основных этиологических факторов – сосудистого, травматического и опухолевого генеза.

Сосудистый фактор

Сосудистый фактор включает в себя такие заболевания, как инсульт или острое нарушение мозгового кровообращения. Основные виды инсульта ишемический и геморрагический.

Причинами развития ишемического инсульта являются: стеноз, тромбоз, эмболия, тромбоэмболия церебральных сосудов. В большинстве случаев ишемический инсульт головного мозга возникает в результате отрыва нестабильной атеросклеротической бляшки, которая локализуется в месте бифуркации внутренней и наружной сонных артерий. Менее частой причиной является артериальная гипотония.

Причинами геморрагического инсульта может стать врождённая патология церебральных сосудов – сосудистая мальформация или аневризма. Провокатором или триггером развития геморрагического инсульта может стать гипертоническая болезнь, в частности гипертонический криз.

Травматический фактор

Травматический фактор возникает практически также часто, как и инсульт. Травмы головного мозга могут быть открытого и закрытого типа. При открытых травмах прибегают к срочному хирургическому вмешательству – первичная хирургическая обработка травматической раны (удаление осколков, кровяных сгустков, очищение раны), а при закрытых может быть выполнена трепанация черепа или назначено медикаментозное лечение с постоянным мониторингом динамики состояния пострадавшего. Консервативная терапия направлена на скорейшее рассасывание гематом.

Важно отметить, что и при открытых травмах и при закрытых речевые зоны поражаются одинаково часто. Кроме того, существует опасность тотального поражения мозга – контузия. При этом будут наблюдаться не только очаговые поражения, но будут наблюдаться изменения течения нервных процессов – торможение, истощение, снижение их интенсивности.

Опухолевый фактор

Поражение центральной нервной системы опухолевого генеза может быть вызвано ростом доброкачественной или злокачественной опухоли. При этом может происходить непосредственное сдавление речевых центров или их поражение в результате дислокации (деформации) структур головного мозга. Радикальное лечение может быть только оперативным, однако, существует ряд случаев, когда удаление опухоли невозможно в связи с высоким риском повреждения жизненно важных центров.

Восстановление и коррекция речи у больных афазией

Восстановление речи при афазии носит сложный и длительный характер. Для этой цели задействуются специалисты смежных направлений. В лечении и реабилитации пациентов с различными формами афазии принимают участие невропатологи, нейрохирурги, психотерапевты и логопеды.

Восстановление речевой функции происходит поэтапно. В первые дни заболевания в независимости от вида афазии – главная цель заключается в активации непроизвольных и автоматизированных уровней речевой функции. На данном первичном этапе главной целью является максимально активное применение автоматизированных речевых рядов и речевых стереотипов.

На момент острого периода заболевания реабилитация должна быть строго ограниченной. Её объём должен соответствовать состоянию больного и строго дозируется, чтобы не перегрузить нервную систему больного и не повышать психо-эмоциональное напряжение в фазу компенсации. Клиническим Институтом Мозга используются следующие методы подключения неречевых видов деятельности:

  • Простейшее конструирование – составление простейших фигур и пирамидок, срисовывание простых фигур и других объектов.
  • Лепка из пластилина.

Данные методы сочетаются с коммуникативной активностью родственников. На последующих этапах реабилитации делается акцент на активизацию больного и его вовлечения в процесс восстановления.

Активизация утраченной речевой функции в независимости от вида афазии требует системного подхода и включает нормализацию нарушенных языковых уровней. При каждой форме афазии имеются свои определённые задачи, направленные на устранение первичного дефекта:

  • Афферентная моторная афазия: нормализация восприятия отдельных звуков, а также устранение и корректировка парафазий.
  • Эфферентная моторная афазия: корректировка перестроения с одного слога на другой, а также с одного слова на другой.
  • Сенсорная афазия: корректировка возможности восприятия и различия на слух похожих по звучанию и произношению фонем, а также понимание и осознание речи в целом.
  • Динамическая афазия: нормализация функции внутренней речи и корректировка аграмматизмов.
  • Акустико-мнестическая афазия: увеличение объёма слухо-речевой памяти и устранение проблем восприятия речи.
  • Семантическая афазия: нормализация способности к анализу и синтезу речевых структур.

В дальнейшем работа направлена на устранение вторичных дефектов восприятия и осознания речи. Увеличение активного словаря, восстановление грамматики, чтения и письма.

Афазия. Как в реабилитационных программах проходит восстановление речи после инсульта?

Проблемы с использованием или пониманием языка (афазия) появляются, согласно статистике исследований, проводимых НАБИ (Национальной Ассоциацией по борьбе с инсультом), у 25 больных из 100. Каждый четвертый больной ощущает трудности, связанные с вербальным общением — умением говорить, писать или понимать устный и письменный язык. Это свидетельствует о том, что острое нарушение мозгового кровообращения затронуло один или несколько центров контроля языка.

Афазия — это симптом повреждения головного мозга, а не болезнь. Насколько индивидуальна картина повреждений, настолько же индивидуально проявляется у каждого пациента афазия. Это условие и определяет индивидуальный характер подбора методик восстановления речи после инсульта для каждого пациента.

Выделяют четыре основных вида постинсультных нарушений речи

Повреждение языкового центра в доминирующем полушарии — область Брока — приводит к тому, что пациенты теряют способность передавать свои мысли с помощью связных и грамматически правильных языковых конструкций. И наоборот, патологические изменения в области Вернике (сенсорный центр) приводят к проблемам восприимчивости к языку. Такие пациенты с трудом понимают устную или письменную речь. Они часто строят правильные грамматические конструкции, но их высказывания могут быть лишены смысла. Наиболее тяжелая форма афазии (глобальная или тотальная) встречается у пациентов с обширными повреждениями нескольких областей мозга, отвечающих за понимание и речь. Самая легкая форма афазии — амнестическая — приводит к затруднению работы со словарным запасом.

Читайте также:
Уровни построения движений по Н. А. Бернштейну

Как на практике проявляются эти виды афазии?

Повреждение языкового центра в доминирующем полушарии — область Брока — приводит к тому, что пациенты теряют способность передавать свои мысли с помощью связных и грамматически правильных языковых конструкций. И наоборот, патологические изменения в области Вернике (сенсорный центр) приводят к проблемам восприимчивости к языку. Такие пациенты испытывают трудности с пониманием устной или письменной речи. Они часто строят правильные грамматические конструкции, но их высказывания могут быть лишены смысла. Наиболее тяжелая форма афазии (глобальная или тотальная) встречается у пациентов с обширными повреждениями нескольких областей мозга, отвечающих за понимание и речь. Самая легкая форма афазии — амнестическая — приводит к затруднению работы со словарным запасом.

Как на практике проявляются эти виды афазии?

  1. Моторная афазия. Вы знаете, что хотите сказать, но не можете найти (вспомнить, правильно употребить и произнести) нужные слова.
  2. Сенсорная афазия. Вы слышите, как кто-то говорит, или видите печатный текст, но не может понять смысл слов.
  3. Амнестическая афазия. Вы затрудняетесь с подбором и использованием правильных слов для обозначения некоторых людей, предметов, мест или событий.
  4. Глобальная афазия. Вы не можете говорить, писать, читать и не понимаете, что говорят вам.

Инсульт: восстановление речи. Упражнения

Пациентов с диагнозом афазия и нарушениями речи волнуют вопросы: возможно ли ее восстановление после инсульта в полном объеме и сколько на это потребуется времени?

Прежде всего, необходимо принимать во внимание необратимость процесса разрушения клеток мозга. Чтобы вернуть пациенту способность говорить, специалистам потребуется подобрать такие средства восстановления после инсульта, которые помогут переключить речевые функции на ближайшие не затронутые болезнью участки мозга. А сроки зависят, в том числе, и от высокой инертности клеток мозга – ведь необходимо переключить их на несвойственные им функции

Разработано множество методик восстановления речи после инсульта, которые могут ускорить этот процесс — речевая, мелодичная, визуальная, художественная и т.д. Эти логопедические методы применяются наряду с медикаментозной терапией – пациенту назначают препараты, способные подтолкнуть процессы образования новых нейронных связей.

Метод интонационной (мелодичной) терапии основан на «пении». Пациенту предлагается петь слова, которые не удается отчетливо произнести. Визуальная терапия использует возможность формирования ассоциаций между словами, обозначающими предмет, и их визуальным изображением.

Самая распространенная методика лечения афазии — речевая (логопедическая) терапия. Занятия по методике проводятся с логопедом-афазиологом и включаются в курс интенсивной реабилитации больных после инсульта в той мере, в которой это необходимо конкретному пациенту.

Упражнения для восстановления речи после инсульта начинаются с комплекса, который призван постепенно восстановить у пациента навыки владения артикуляционным аппаратом. Это может быть произнесение отдельных звуков, слогов или слов, проговаривание скороговорок. Упражнения выполняются с логопедом, а результаты закрепляются самостоятельно в свободное от занятий время. Чем интенсивнее занятия, тем больше вероятность восстановления.

Инсульт: восстановление речи и способы общения больных с окружающими

Если лечение нарушений речи начато сразу же, вероятность восстановления речи после инсульта высокая. Но чем больше прошло времени, тем медленнее идет восстановление. К сожалению, всегда остается вероятность, что дефекты в том или ином объеме сохранятся. Именно поэтому, продолжая занятия, нужно учиться жить дальше, приноравливаясь к своим дефектам. Искать и использовать подручные средства, чтобы находить обходные пути при общении.

Ниже приведены несколько способов, наладить общение больного с окружающими.

Если после инсульта восстановление речи идет медленно и вам тяжело произносить слова, используйте в качестве реквизитов общения предметы, картинки, фотографии. Рисуйте или пишите на бумаге.

Заведите коммуникационную книгу (или используйте планшет со специальной программой) в которой будут слова, изображения или символы, обозначающие понятия, необходимые для общения.

Создайте карточку с информацией о том, что у вас афазия и об удобном способе общения с вами. Носите ее с собой, отправляясь в магазин, аптеку или на прогулку. Покажите продавцу, водителю, любому человеку, с которым вам нужно пообщаться. Не стесняйтесь предлагать людям удобный для вас способ общения и люди обязательно откликнуться на вашу просьбу.

Используйте интернет (электронную почту или личную страницу в социальных сетях) для расширения практики общения с людьми. После инсульта и восстановления речи с логопедом постоянное общение – лучший способ закрепить полученные результаты и добиться положительной динамики.

Комментарий главного врача реабилитационного центра «Спутник в Комарово» Борисова А.В.

В клинической практике логопеда чаще встречаются смешенные формы афазии. И в каждом случае ему нужно искать и подбирать для пациента свой набор эффективных лечебных методик. При этом нельзя забывать, что есть лечебная стратегия — попытка вместе с логопедом-афазиологом восстановить то, что можно восстановить, а есть адаптационная, когда мы понимаем, что жить нужно уже сейчас, приноравливаясь к своему дефекту, вне зависимости от того, что с нами делают в настоящий момент специалисты. Люди часто забывают, что помимо поиска эффективных лечебных методик, новых лекарств (которых, как и методик с нормальной доказательной базой, не так много), есть еще возможности общения, которые нужно использовать независимо от дефектов, и тут может помочь только постоянная практика.

Читайте также:
Восстановление звуко–слоговой структуры слова у пациентов с эфферентной моторной афазией

Афазия, как правило, не влияет на процесс мышления, и общаться с такими больными нужно как с взрослыми, умными людьми, однако стараясь делать предложения короткими и простыми. Произносить их медленно, четко артикулируя слова. Используя при необходимости любые средства и способы, облегчающие коммуникацию.

Мастер-класс: «Диагностика дисграфических ошибок у детей с НВОНР»

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии.

Дисграфия, а именно так называются нарушения письма, к сожалению, довольно часто встречаются у обучающихся и являются большим препятствием в овладении грамотой, а на более поздних этапах – в усвоении грамматики родного языка.

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.

Данный мастер-класс направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов по предупреждению дисграфии у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Каждый этап направлен на достижение поставленных задач: сформировать понятие дисграфии и дизорфографии как нарушения письменной речи, научить различать дисграфию и дизорфографию, усвоить основные виды дисграфии.

С помощью различных приемов были созданы условия для формирования мотивационной включенности учителей начальных классов в работу по предупреждению и устранению нарушений письменной речи.

Представляю Вашему вниманию мастер-класс на тему:

«Диагностика дисграфических ошибок у детей с НВОНР».

  • повышение профессиональной компетентности педагогов по предупреждению дисграфии у детей с НВОНР.
  • Создать условия для формирования мотивационной включенности учителей начальных классов в работу по предупреждению и устранению нарушений письменной речи;
  • устранению нарушений письменной речи;
  • Учить видеть специфические ошибки в работах обучающихся;
  • Учить устанавливать связь между ошибками и причинами их обусловленности;
  • Сформировать понятие дисграфии как нарушения письменной речи;
  • Сформировать понятие дизорфографии как стойкого нарушения способности применять орфографические правила;
  • Учить различать дисграфию и дизорфографию;
  • Усвоить основные виды дисграфии.

Перед вами на экране представлен диктант ученика 3 класса (слайд №1). Ознакомьтесь, пожалуйста, с этой работой и подумайте, о чем мы с вами сегодня будем разговаривать. Мы сегодня поговорим об ошибках на письме (слайд №2).

II. Основная часть.

Давайте разделимся на две группы, одна группа будут в роли учителей, вторая группа представят, что они логопед.

Итак, вернемся к нашему диктанту.

Напоминаю вам, что это диктант ученика 3 класса. Первая группа рассмотрит этот диктант со стороны учителя и на листочек выпишет ошибки.

Вторая группа тоже будет рассматривать этот же диктант, но уже со стороны логопеда и так же выписывает найденные ошибки на листик.

Хорошо, теперь каждая группа озвучивает ошибки, которые нашли в тексте. Какие же выводы мы можем сделать из полученных результатов.

  1. Есть ошибки на еще не изученное правило (эти ошибки учитель не учитывает).
  2. Логопед может не знать этого, значит, учителю и логопеду необходимо сотрудничать.
  3. Существуют такие ошибки, как пропуски букв, перестановки, слитное написание слов и т.д. эти ошибки мы называем дисграфическими или дисграфией.
  4. И есть ошибки на уже изученное правило, они называются дизорфографическими, но при условии, что эти ошибки систематически повторяются (стойкие ошибки).

Итак, из вышесказанного давайте подумаем, что же такое дисграфия?

Дисграфия – это специфическое нарушение письменной речи, проявляющееся в смешениях, пропусках, заменах, перестановках, вставках букв и слогов в сильной позиции в слове имеющее стойкий повторяющийся характер.

Дизорфография – это стойкое нарушение в освоении и реализации правил орфографии обусловленное несформированностью языковых операций обеспечивающих овладение орфографии в норме.

Подробнее остановимся на дисграфии. Рассмотрим, на какие виды делится дисграфия. Перед вами лежит таблица в левой колонке, которой расписаны все виды дисграфии, а правая колонка пустая, она для ваших записей. В нее вы можете записать характерные ошибки для каждого из вида дисграфии (Приложение 1). Выделяют пять видов: (Слайд 6-10)

1.​ Артикуляторно-акустическая дисграфия.

Ребенок пишет так, как произносит. В основе ее лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.

2.​ Акустическая дисграфия.

При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок. У детей с данной формой дисграфии встречаются следующие замены или смешения:

  • Звонкие – глухие согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш);
  • Лабиализованные гласные (о-у, ё-ю);
  • Соноры (л, м, н, р, й);
  • Свистящие и шипящие (с-ш, з-ж, сь-щ);
  • Аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (ч-щ, ч-ц, ч-ть, ц-т, с-ц, ч-ш, ц-тс).

3.​ Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

В основе ее лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложения на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.

Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.

Наиболее характерны следующие ошибки:

  • пропуски со​гласных при их стечении (диктант — «дикат», школа— «кола»);
  • пропуски гласных (собака — «сбака», дома — «дма»);
  • перестановки букв (тропа — «прота», окно — «коно»);
  • добав​ление букв (таскали — «тасакали»);
  • пропуски, добавления, перестановка слогов (комната — «кота», стакан — «ката»).
Читайте также:
Влияние дидактических игр и игровых упражнений на преодоление фонематических нарушений у детей с ОНР

4. Аграмматическая дисграфия.

Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений.

Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочета​ния, предложения и текста и является составной частью бо​лее широкого симптомокомплекса — лексико-грамматичес​кого недоразвития.

На уровне предложения аграмматизмы на письме прояв​ляются в:

5.​ Оптическая дисграфия.

У детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы, неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы, замени и смешения графически сходных букв (п – т, л – м, и – ш, в — д).

Мы рассмотрели все виды дисграфии. Перед вами заполненные таблички, которые будут для вас помощью. Теперь мы попрактикуемся в определении вида дисграфии.

На экране вы видите слова и словосочетания с ошибками. Вам необходимо определить к какому виду дисграфии относится каждая ошибка, и записать это слово в карточку, которая находится перед вами (Приложение 2). Проверка выписанных слов. Хорошо, теперь попробуем по диктантам детей определить вид дисграфии.

Я первой группе раздаю цветок, солнце, а второй группе листики, и капли. Вы должны вспомнить, о чем мы сегодня разговаривали, и выбрать верные понятия. По одному человеку из каждой группы выйдите ко мне с правильными ответами.

Если вы все верно сделали, то у нас получится рисунок. У вас на столе лежат красные и зеленые карточки, если вам все было понятно, интересно поднимите зеленые карточки, если что – то осталось непонятным, поднимите красные карточки. Спасибо.

В заключении я бы хотела рассказать вам притчу о кувшине.

Жила-была пожилая женщина, у которой было два больших кувшина. Они свешивались по концам коромысла, лежащего у нее на плече. У одного из них была трещина, в то время как другой был безупречным и всегда вмещал в себя полную порцию воды.

В конце длинного пути от реки к дому старой женщины кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь наполовину. В течение двух лет это происходило каждый день: старая женщина приносила домой всегда только полтора кувшина воды. Безупречно целый кувшин был очень горд своей работой, а бедный кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что он может делать только половину того, для чего он был сделан.

Спустя два года, которые, казалось, убедили его в бесконечной собственной непригодности, кувшин обратился к старой женщине: «Мне стыдно из-за своей трещины, из которой всю дорогу к твоему дому всегда бежит вода».

Старая женщина усмехнулась. «Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на стороне другого кувшина – нет? На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоем недостатке. Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идем домой.

Два года подряд я могла срезать эти чудесные цветы и украшать ими стол. Если бы ты не был таким , какой ты есть, то этой красоты не было бы и она не оказывала бы чести нашему дому». У каждого из нас есть свои совсем особые странности и недостатки.

Но есть и особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.

Итак, дорогие друзья с трещинкой в кувшине! Радуйтесь чудесным дням и не забывайте насладиться запахом цветов на вашей стороне тропинки.

Спасибо за внимание!

Презентация к мастер-классу

Дегтярь Светлана Владимировна,
учитель-логопед,
МБОУ «Гимназия №3″,
г.Белгород

Тест на определение дисграфии у ребенка. Методика выявления дисграфии

Своевременное выявление дисграфии у ребенка – одно из важнейших условий дальнейшего эффективного исправления патологии. Проверка дошкольника на предрасположенность к нарушению письменных навыков заключается в изучении
качества рисунков ребенка. Если малыш в возрасте 3-5 лет не умеет и совершенно не любит рисовать, это может стать первым признаком склонности к дисграфии. Нежелание брать в руки карандаши может быть связано с плохо развитой моторикой, слабыми мускулами пальцев и сложностями при согласовании движений во время изображения рисунков на бумаге. При этом нарисованные изображения у дисграфиков отличаются прерывистыми, рваными линиями с неравномерным, слишком сильным или слабым нажимом.

Методика выявления дисграфии у младших школьников заключается в проверке умений анализировать речь и переносить ее на бумагу. Специальные тесты для диагностики письменных нарушений позволяют выявить способность ребенка:

  • анализировать звуковой состав слов и их грамматическую составляющую;
  • разделять речевые конструкции на их части: слова, слоги, буквы;
  • воспринимать слова на слух и переносить их на бумагу;
  • определять отдельные звуки в словах;
  • самостоятельно составлять слова и предложения.

Тест для определения дисграфии у ребенка

Существует значительное количество различных методик, тестов и заданий, позволяющих со стопроцентной точностью определить наличие дисграфии. Ниже представлен тест, с помощью которого возможно выявить наличие определенного типа дисграфии у ребенка.

Инструкция для выполнения заданий теста:

  • задания в каждом блоке необходимо выполнять в установленном порядке, не пропуская;
  • если ребенок не может выполнить какое-либо задание, он может перейти к решению следующего;
  • после завершения всех заданий следует вернуться к тем, которые не удалось сделать с первого раза и снова попробовать их выполнить.
Читайте также:
Восстановление глагольной лексики у пациентов с ОНМК (из опыта работы)

Аграмматическая дисграфия

1. Вставить пропущенную букву в окончание слова:
а) встать со стул_;
б) идти по дорог_;
в) налить в чашк_;

2. Записать название предмета в количестве трех и шести штук:
а) одна ложка, три ___, шесть ___;
б) один телевизор, три ___, шесть ___;
в) одно окно, три ___, шесть ___;

3. Составить словосочетания, поставив слово в скобках в нужном падеже, роде и числе:
а) погладить (рыжий)______ котенка;
б) сделать (домашний)______ задание;
в) включить (любимый) ______ песню.

4. Вставить подходящие по смыслу предлоги:
а) пойти _ школу;
б) посмотреть _ окно;
в) сесть _ стул.

Выполняя задания, аграмматический дисграфик испытывает сложности при согласовании слов в словосочетаниях, не может образовать множественное число или делает это неуместно (например, «встать со стулья», «три телевизоры, шесть телевизор», «погладить рыжему котенка», «сесть в стул» и т.д.).

Дисграфия с нарушением языкового анализа и синтеза

1. Составить слова из букв:
а) б а с о к а______;
б) з а к р ю к______;
в) н а с в е______;

2. Составить слова со слогов:
а) га до ро ______;
б) то лис пад______;
в) лень ма кий___;

3. Составить словосочетания, поставив слово в скобках в нужном падеже, роде и числе:
а) погладить (рыжий)______ котенка;
б) сделать (домашний)______ задание;
в) включить (любимый) ______ песню.
4. Указать количество слогов в словах:
а) пароход _;
б) сантиметр_;
в) февраль_.

Дисграфик с данным видом нарушений письма испытывает сложности с правильной расстановкой слогов и букв в словах. Ребенок не может разделять слова на звуки, в результате чего пропускает буквы и слоги либо же добавляет лишние. При наличии патологии школьник не сможет неправильно составить слова и посчитать слоги, либо же вовсе не выполнит задание.

Артикулярно-акустическая дисграфия

1. Вставить пропущенную букву:
а) яркий _остер нас со_ревает;
б) в небе сияет _елтая _везда;
в) ко_зина сп_етена из _озы;
г) _ильный ветер _уршит ли_твой;
д) _етыре _ыпленка;
е) _ерый зая_.

Данный вид дисграфии наблюдается у детей, которые не выговаривают определенные буквы. Например, неправильно произнося букву «р» в устной речи, на письме школьник записывает ее как «л». Другими словами, ребенок переносит на бумагу звуки так, как он их слышит в устной речи. Выполняя тест, дисграфик будет путать схожие по звучанию буквы и расставит их неверно (например, заменяя к-г, ж-з,с-ш, ч-ц, с-ц и др.).

Акустическая дисграфия

1. Записать словосочетания под диктовку:
а) искренние улыбки, интересное открытие (и-ы);
б) красивая колыбельная, желтая астра (а-я);
в) морскую волну, сладкую булочку (у-ю);
г) четырнадцать цапель, полотенце в цветочек (ч-ц);
д) счастливый случай, красный чемодан (с-ч);
е) серая машина, шесть чашек (с-ш);
ж) тринадцатый понедельник, тихие дети (т-д).

При акустической дисграфии школьник заменяет на письме буквы схожие друг с другом по звучанию. Следует учитывать, что ребенок с данным типом отклонения умеет устно говорить совершенно правильно. Наиболее часто происходит замена таких букв, как а-я, и-ы, у-ю, ч-ц, с-ч, с-ш, т-д и др. Выполняя задание, дисграфик будет неверно записывать буквы, заменяя их на похожие по звучанию.

Оптическая дисграфия

1. Вычеркнуть из строчки букву, указанную в скобках, и указать количество зачеркнутых букв:
а) (Щ) П Ш И Щ И Ш Ц Щ И П__;
б) (И) П Ш И Щ И Ш Ц Щ И П__;
в) (З) Э З В С Э З З В С Э С З Э__ .

2. Вычеркнуть из строчки указанный в скобках слог и указать количество зачеркнутых слогов:
а) (ца) иа ша ца ща аш ащ ца аи __;
б) (аш) ца ащ аш ац ци уц аш ща __;
в) (ущ) ща щи цу уц ущ оц ущ __;

3. Вставить в слова пропущенные буквы:
а) _зеро, к_ртин_, к_лок_л, кр_в_ть;
б) к_пка, _ебра, м_едл_нный, _има;
в) раку_ка, одуванч_к, п_рат, су_ить;
г) _айка, _чительница, _итатель, к_рица.

При наличии оптической дисграфии ребенок неправильно записывает визуально похожие символы. Например, происходит путаница между написанием букв а и о, е и з, ч и у. При выполнении теста дисграфик не сможет вычеркнуть определенную букву среди похожих на нее письменных знаков, а также будет испытывать сложности, дополняя слова схожими по написанию символами.

При диагностике нарушений письма у детей крайне важно уметь отличить обычную безграмотность или незнание грамматических правил от реальной дисграфии. Следует помнить, что безошибочно диагностировать отклонения в письменной речи у малыша может исключительно квалифицированный логопед.

Дата публикации: 18.03.2019. Последнее изменение: 13.01.2020.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: