Восстановление глагольной лексики у пациентов с ОНМК (из опыта работы)

Восстановление глагольной лексики у пациентов с ОНМК (из опыта работы)

В мире ежегодно инсульт диагностируется у более чем 6 миллионов человек, в России – у более чем 450 тыс. Подобное состояние означает нарушение кровообращения в головном мозге вследствие различных причин, в результате чего происходит либо некроз – тогда говорят об ишемическом инсульте (инфаркте мозга), либо излитие крови в ткань мозга – тогда говорят об инсульте по геморрагическому типу. Кровоизлияния в мозг встречаются реже, однако летальность от них значительно выше; они возникают внезапно, днем, чаще у молодых, в то время как инфаркты мозга могут сопровождаться периодом предвестников и возникают чаще ночью или утром, среди полного покоя.

Геморрагический инсульт головного мозга – это внезапное нарушение церебрального кровообращения с образованием гематомы или пропитыванием кровью нервной ткани. Повреждение вещества мозга влечет за собой значительные неврологические расстройства вплоть до полной потери двигательной и чувствительной функции, а также нарушения глотания, речи, дыхания.

Л.Г. Столярова отмечала, что афазический синдром имеет различный характер и разное обратное развитие в зависимости от того, вызван ли он кровоизлиянием в мозг или развитием очага размягчения. Для афазии, возникающей вследствие геморрагического инсульта, типичны смешанный характер речевых расстройств, быстрый темп и значительная степень восстановления речи часто без применения специального логопедического обучения, меньшее по тяжести поражение речевых функций по сравнению с двигательными.

При ишемическом инсульте афазический синдром и его обратное развитие зависят от уровня поражения сосудистой системы и характера этого поражения.

При геморрагическом инсульте большая степень поражения какой-либо из сторон речи (моторной или сенсорной) не находится в прямой зависимости от близости расположения очага к соответствующей речевой зоне. При афазии, возникшей вследствие геморрагического инсульта, очаг расположен обычно вдали от корковых речевых областей мозга. Афазия, возникающая вследствие геморрагического инсульта, связана с распространением на речевые зоны коры мозга отека и охранительного торможения. Одинаковое влияние очага на различные отделы коры очевидно и приводит к тому, что в большинстве случаев как моторные, так и сенсорные речевые функции страдают в равной мере, и афазия представлена как тотальная или смешанная [3; 76 c.].

Отсутствием очагового, анатомического повреждения речевых областей объясняется быстрое и значительное восстановление речи у больных, переживших геморрагический инсульт, а также диссоциация в степени восстановления речи и движений – значительная степень восстановления речи и стойкость грубого двигательного дефекта.

Проиллюстрируем выше сказанное примером больного. Пациент Д., 39 лет. Внутримозговое кровоизлияние в области базальных ядер слева. Базальные ядра левой гемисферы от 20.02.14.

В результате геморрагического инсульта у больного Д. развилась тотальная афазия с частичной сохранностью понимания речи окружающих. Дата обследования: 21.02.14.

Нейропсихологическое логопедическое обследование от 25.02.14

Жалобы: на нарушение речи.

Импрессивная речь: трудности в понимании обращенной речи.

Экспрессивная речь: фразовая, простой лексико-грамматической структуры типа S-P cо множественными персеверациями. Спонтанная речь изобилует вербальными парафазиями. Недостаточный контроль за собственной речью. Затруднения в подборе слов. При показе предмета, пациент называет его предназначение. В речи преобладает предикативная лексика.

Орально-артикуляторный праксис нарушен по эфферентному типу.

Фонематический слух нарушен незначительно.

Объем слухо-речевой памяти не нарушен.

Называние предметов малочастотной лексики затруднено.

Заключение: остаточные явления перенесенной эфферентной моторной афазии, элементы сенсорной афазии.

При обследовании выявлены многочисленные персеверации. Правильно назвав изображенное на рисунке дерево, следующую картинку с велосипедом он тоже назвал деревом. При этом ошибка не была замечена пациентом, он исправил ее только после того, как его переспросили. Мяч был назван сначала яблоком, следующий предмет – очки – снова яблоком. В данном случае мы имеем дело с персеверациями в сочетании с вербальными парафазиями. Недостаточный контроль за собственной речью и затруднения в подборе слов можно проиллюстрировать следующим примером: при просьбе назвать булавку, больной сказал: «Закалываешь и все хорошо бывает».

Изучение речи Пациента Д. показало, что несмотря на тяжелое состояние и наличие грубой очаговой неврологической симптоматики началось спонтанное восстановление речевых функций. Логопедическая работа, начатая па фоне спонтанного восстановления, заметно ускорила темп восстановления речи, и в конечном итоге удавалось достигнуть значительной степени восстановления речевых функций.

Реабилитация больных после острого нарушения кровообращения направлена на восстановление функциональных возможностей нервной системы или компенсацию неврологического дефекта, социальную, профессиональную и бытовую реабилитацию. Длительность процесса реабилитации зависит от степени тяжести инсульта, распространенности зоны поражения и топики поражения. Мероприятия, направленные на реабилитацию больного, важно начинать в остром периоде заболевания. Они должны осуществляться поэтапно, систематически и в течение длительного времени.

Таким образом, среди факторов, определяющих своеобразие речевых расстройств при геморрагическом инсульте, значительное место занимают: тяжесть мозгового поражения, выраженность общемозговых и нейродинамических изменений в головном мозге, определяющих тяжесть состояния, в том числе и тяжесть речевых нарушений в острый период инсульта.

Кроме того, большое значение имеют особенности локализации очага – в области подкорковых узлов, на известном расстоянии от корковых речевых областей мозга, при отсутствии очагового повреждения последних, следствием чего является смешанный характер речевых расстройств, быстрое по темпу и значительное по степени восстановления речи. Следовательно, если больные переживают геморрагический инсульт, то в абсолютном большинстве случаев для восстановления речи существуют благоприятные условия и можно рассчитывать на хороший прогноз.

Восстановление глагольной лексики у пациентов с ОНМК (из опыта работы)

ПРОБЛЕМА РАННЕГО ЭТАПА ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА
В СИСТЕМЕ МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА

Республиканская клиническая больница, Чебоксары

Рассмотрены принципы и методы восстановления речевых функций у больных афазией. Подчеркивается значимость мультидисциплинарного подхода в реабилитации пациентов.

Ключевые слова: афазия, дизартрия, нарушение глотания, мультидисциплинарная бригада, раннее восстановительное обучение (ранняя реабилитация).

Проблема восстановления нарушенных речевых функций всё больше привлекает внимание специалистов различного профиля – неврологов, логопедов, психологов, лингвистов и других исследователей. Интерес к этой проблеме продиктован её социальной и практической значимостью в связи с вопросами восстановления трудоспособности этого контингента больных и их трудоустройства. Число пациентов с последствиями острого нарушения мозгового кровообращения неуклонно растет и выходит на первое место по заболеваемости в России. Инсультам подвержены пациенты и молодого возраста, что приводит к их длительной нетрудоспособности. Около 30% пациентов, перенесших инсульт, умирает, из оставшихся в живых примерно 40% имеют нарушение высших психических функций, в том числе речи, сочетающиеся, как правило, с психическими расстройствами и двигательными нарушениями, что в большинстве случаев приводит к тяжелой инвалидизации. В связи с этим в России постоянно растёт число сосудистых центров, клинических отделений реабилитации, научных центров, занятых исследовательскими и практическими проблемами организации и восстановительной терапии больных с речевыми нарушениями.

Читайте также:
Логопедическое заключение: ОНР 3 уровня, стертая форма дизартрии

В последнюю декаду ХХ века в клинической неврологии были обоснованы новые подходы к лечению пациентов в острой стадии мозгового инсульта. Специальные исследования неврологов Великобритании показали целесообразность и полезность использования ранней двигательной и речевой активности пациентов уже в острой стадии мозгового инсульта [4]. Это связано с тем, что активное, стимулирующее, а затем и перестраивающее речевую функцию вмешательство оказывается особенно действенным, когда оно начинается на фоне самопроизвольного (спонтанного) процесса восстановления, о чём писали ранее Р.А. Ткачев, Э.С. Бейн, И.Я. Плотникова. Поэтому рационально-педагогическое воздействие тем более эффективно, чем раньше оно начато.

Особенности состояния больных с афазией на раннем этапе после инсульта ставят перед логопедом ряд специальных задач: они заключаются в использовании таких логопедических методик, которые способствуют характеру речевого расстройства в его начальной стадии и содействуют быстрому темпу и наиболее высокому уровню восстановления речевых функций.

В настоящее время в отечественной афазиологии существует несколько направлений восстановления высших психических функций. Наиболее разработанной системой восстановительного обучения при афазии мы считаем принципы и методы восстановления высших психических функций, разработанные Э.С. Бейн и Л.С. Цветковой в Санкт-Петербургской школе афазиологов-логопедов, работавших под руководством Н.Н. Трауготт. Значительный вклад в вопросы афазиологии также внесли В.М. Шкловский и Т.Г. Визель, представители московской школы.

В настоящее время направленное восстановительное обучение больных с афазией основывается на представлении о системном строении речевых функций. Приёмы восстановительной терапии дифференцируются в зависимости от сущности нарушения речи (расстройства деятельности того или иного анализатора или их взаимодействия). Внешне сходные проявления какого-либо дефекта могут иметь различную природу, в зависимости от формы афазии, и требовать поэтому различных восстановительных приёмов. При моторных афазиях необходимо, прежде всего, восстановление двигательно-кинестетического анализа и синтеза речевых элементов, а при сенсорных афазиях – развитие устойчивого и дифференцированного восприятия речи. Большое значение в работе с больными, страдающими афазией (особенно в начальных стадиях восстановления), имеет снятие тормозного фона, растормаживание речевых функций. Афазии сочетаются с агнозиями, апраксиями и другими нарушениями высших корковых функций.

Необходимо подчеркнуть громадное компенсаторное значение состояния чтения и письма. Больной с моторной афазией часто произносит звуки, слова и их сочетания лишь после того, как написал или прочитал их про себя. У людей, знавших до болезни несколько языков, следует в первую очередь восстанавливать родной язык, как наиболее привычный больному с детства.

Лечение больных с афазией не ограничивается обычной восстановительной терапией (лекарственные препараты, массаж, лечебная физкультура, восстановительное обучение, электорофонопедическая стимуляция мышц гортани на аппарате VocaStim и пр.), они, как правило, нуждаются в длительной комплексной реабилитации всех специалистов. В настоящее время в рамках реализации сосудистой программы подчеркивается значимость мультидисциплинарного подхода в реабилитации пациентов. Мультидисциплинарный подход включает специализированные знания каждого специалиста, входящего в мультидисциплинарную бригаду, взаимодействие между специалистами при оценке больного, совместную постановку реабилитационных целей, планированное вмешательство для достижения поставленной цели. Мультидисциплинарная бригада – это команда квалифицированных специалистов, помогающих пациенту достичь поставленных реабилитационных целей. Таким образом, комплексный подход осуществляется во взаимодействии логопедов и врачей – нейрореабилитологов, кардиологов, психологов, нейропсихологов, психиатров – психотерапевтов, инструкторов и врачей по лечебной физкультуре, врачей по кинезотерапии, социальных работников, диетологов, ортопедов и медицинских сестер.

Реабилитационная бригада – это центральное звено в ведении инвалидизированных пациентов. Нет ни одной специальности, которая сама по себе могла бы обеспечить полный объем необходимого лечения [4].

По результатам наших наблюдений и данным отечественных и зарубежных авторов (М.Е. Шохор-Троцкой, Т.Г. Визель, Л.Г. Столярова и др.) можно утверждать, что максимальная эффективность достигается при начале речевой реабилитации в первые 3 месяца, при проведении реабилитационных мероприятий не менее 3 часов каждую неделю в течение 5 месяцев и более. В ряде случаев постепенное улучшение речи продолжается и в сроки более 6 месяцев (вплоть до 2 лет).

Выбор конкретной технологии речевой реабилитации зависит от периода и этапа восстановления речевой функции. Задачи этапа реабилитации, определяемые индивидуальным планом, программой реабилитации, соответствуют характеру и степени нарушения речи.

В остром и раннем периоде восстановительная работа ведется при относительно пассивном участии больного в процессе восстановления речи. На более поздних этапах восстановления от пациента требуется активное участие в реабилитации.

В остром периоде занятия логопеда заключаются в установлении контакта с больным, в нейропсихологическом обследовании, направленном на выявление его речевых, интеллектуальных возможностей, остаточных возможностей высших психических функций, изучении эмоционально-волевой сферы. В этот период занятия логопеда должны носить преимущественно психотерапевтический характер. Первое время занятия рекомендуется проводить шепотом. В своей работе мы используем современные образовательные технологии, применяем методы аудио-визуальной стимуляции с учетом поликультурности региона.

К концу 3-й недели после инсульта в большинстве случаев вырисовывается основная форма афазии и начинается ранний восстановительный период (до 6 месяцев), когда ведется работа с конкретной формой афазии [5].

К методикам раннего этапа восстановления относятся:

– стимулирование понимания речи на слух (при разных формах афазии);

– растормаживание экспрессивной стороны речи при моторной афферентной и эфферентной афазии (автоматизированные речевые ряды, пословицы, песни, фразы с жестким контекстом, речевые задания побудительного характера, образцы речевых оборотов, необходимых для элементарного общения, чтение коротких фраз и стихов);

– методики предупреждения аграмматизма (телеграфный стиль) – стимулирование употребления в ответах глагольной лексики;

– методики стимулирования глобального чтения и письма [3, 5].

Читайте также:
Логопедические ошибки – что это такое

На поздних, резидуальных этапах логотерапии более активно используется механизм компенсации; речевая функция не восстанавливается в прежнем виде, а меняет свое строение.

На всех этапах речевой реабилитации важнейшее значение имеет эмоциональный фактор. Больные постоянно нуждаются в ободряющих беседах, в формировании положительной мотивации к занятиям, в правильном отношении к себе.

Восстановление речи требует времени больше, чем улучшение общего состояния пациента. В течение первых двух лет после инсульта или черепно-мозговой травмы желательно, чтобы больной регулярно занимался как в стационаре (1-2 мес.), так и в поликлинике. Через каждые 2-3 месяца занятий делается небольшой перерыв (1-2 мес.). Общая продолжительность логопедических занятий составляет 2-3 года.

По данным наших наблюдений пациенты с речевыми нарушениями составляют около 44,7% от общего числа пациентов за период наблюдений с 2008 по 2011 гг. Несмотря на изменения числа таких пациентов (89 больных в 2008 г., 422 – в 2009, 624 и 735 пациентов в 2010 и 2011 гг. соответственно), показатели соотношения пациентов по формам речевых нарушений относительно устойчивые. Наиболее распространенным нарушением речи является дизартрия, в симтомокомплекс которой входит нарушение глотания. По результатам наших обследований, дизартрия наблюдается у 61,42% от числа пациентов с нарушениями речи. Наиболее распространенными нарушениями являются минимальные дизартрические расстройства (30,67%), смешанные формы дизартрии наблюдаются у 26,45% пациентов. Менее распространенными «в чистом виде» являются бульбарные и псевдобульбарные формы дизартрии (9,96% и 6,96% соответственно). С.П. Маркин указывает, что дизартрия развивается в 13,4% случаев и чаще встречается одновременно с нарушением глотания [2]. По данным разных авторов, нейрогенной дисфагией в остром периоде инсульта страдает от 25 до 65% больных из числа поступивших на стационарное лечение [1].

Наши наблюдения показывают, что афазические расстройства наблюдаются у 34,44% пациентов с речевыми нарушениями, что приблизительно совпадает с данными С.П. Маркина (у 39,5% развивается афазия) [2]. Сочетанные нарушения, включающие афазию и дизартрию, встречаются у 13,34% от числа пациентов с нарушениями речи. По данным И.В. Дамулина, нарушения глотания отмечаются почти у 30% больных в остром периоде инсульта (в течение 1-й недели инсульта).

Пациенты с комплексными формами афазии, по нашим наблюдениям, преобладают среди афазических расстройств (14%). Наименее распространенной формой афазии является семантическая афазия (1,34%). Афферентная моторная афазия отмечалась у 2,15% больных. Несколько чаще наблюдалась динамическая афазия (2,77%). Пациенты, страдающие сенсорной (акустико-гностической) афазией, составляют 2,82% от числа пациентов с речевыми нарушениями. Акустико-амнестическая афазия встречалась у 3,37% больных. Чаще остальных форм (6,33%) наблюдалась эфферентная моторная афазия.

При выписке из стационара и завершения этапа восстановительного обучения нами использовались 4 оценки результатов восстановительного обучения (по Э.С. Бейн):

1. «Со значительным улучшением»: доступность свободного устного и письменного высказывания с элементами аграмматизма и с очень редкими ошибками в письме (13,41%).

2. «С улучшением»: возможность общения с помощью фраз, составление несложных текстов по сериям сюжетных картинок, относительное восстановление письма и чтения, а при сенсорной афазии также общее улучшение восприятия текстов на слух. Число пациентов носит преобладающий характер и составляет 50,83%.

3. «С незначительным улучшением»: появилась возможность общения с помощью отдельных слов, улучшилось понимание речи, восстановилось в той или иной степени чтение и письмо (20,97%).

4. «Без изменений»: отсутствие положительной динамики в состоянии речевых функций (14,78%).

Таким образом, своевременно проведенное восстановительное обучение при соблюдении ряда условий (по В.М. Шкловскому): 1) максимально раннее начало реабилитационных мероприятий; 2) непрерывность; 3) интенсивность; 4) длительность; 5) комплексность медико-психолого-педагогического процесса; 6) дифференциальная и синдромальная диагностика нарушенных ВПФ; 7) адекватное, дифференцированное применение программ восстановительного обучения, соответствующее определенной форме и этапу заболевания; 8) систематический контроль за соматическим, неврологическим и психическим состоянием больного, функцией мозговых структур и ВПФ; 9) прогноз целесообразности применения тех или иных форм реабилитации; 10) решение социально-психологических, социально бытовых и трудовых проблем; 11) включение в реабилитационный процесс членов семьи на всех этапах заболевания, создаёт предпосылки для максимального восстановления речевых функций, что возможно только при взаимодействии всех специалистов мультидисциплинарной бригады.

Итак, логопедическая работа при афазии – длительный и трудоемкий процесс, требующий сотрудничества пациента и его ближайшего окружения с врачом, логопедом и другими специалистами мультибригады, причем восстановление речи должно проходить не эмпирически, а квалифицированно, на серьезном профессиональном уровне. В связи с этим важен отбор больных для проведения интенсивного восстановительного лечения и обучения. Следует принимать во внимание прогностическое значение отдельных факторов, влияющих на эффективность восстановления (возраст, преморбидный уровень, мотивация, наличие признаков левшества, соматические заболевания и их динамика).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Винничук С.М. Нейрогенная ротоглоточная дисфагия в остром периоде мозгового инсульта / С.М. Виинчук // Здоровье Украины. – 2008. – Июль.

2. Маркин С.П. Реабилитация больных с острым нарушением мозгового кровообращения / С.П. Маркин // Неврология. – 2010. – №1.

3. Марковская Е.П. Современные аспекты речевой реабилитации при афазии / Е.П. Марковская // Медицинские новости. – 2008. – №12.

4. Мультидисциплинарный подход в ведении и ранней реабилитации неврологических больных: метод. пособие. Ч. 3. Логопедия. Глотание / О.В. Камаева и др.. – С.-Петербург. – 2003. – 25 с

5. Шохор-Троцкая М.К. Коррекция сложных речевых расстройств / М.К. Шохор-Троцкая. – М., 2000.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Иванова Вера Владимировна

главный невролог Министерства здравоохранения Чувашской Республики, заведующая неврологическим отделением для лечения острых нарушений мозгового кровообращения (инсультов) – неврологическое отделение №2 БУ «Республиканская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии

Охтярова Татьяна Ильинична

логопед-афазиолог БУ «Республиканская клиническая больница», Сурдофониатрический центр фонопедии

Матрёнин Андрей Петрович

логопед-афазиолог БУ «Республиканская клиническая больница

Адрес для переписки:

428018, Чувашская республика, г. Чебоксары, просп. Московский, д.9

Тел.: +7(8352) 58-16-11

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Ivanova Vera Vladimirovna

chief neurologist of the HealthCare and Social Development Ministry of the Chuvash Republic, the head of neurology department for the therapy of acute cerebrovascular diseases (strokes) – neurological department № 2 BI “Republican Clinical Hospital,” the HealthCare and Social Development Ministry of Chuvashia

Читайте также:
Структура и практические материалы для проведения групповых логопедических занятий у пациентов с дизартрией

Ohtyarova Tatiana Ilinichna

speech therapist at the BI “Republican Clinical Hospital” Center of Speech therapy

Matrenin Anrey Petrovich

speech therapist at the BI “Republican Clinical Hospital”

Correspondence address:

Moskovskiy pr., 9, Cheboksary, the Chuvash Republic, 428018

Теl.: +7(8352) 58-16-11

V.V. IVANOVA,

T.I. OHTIYAROVA,

A.P. MATRENIN

EARLY STAGES OF SPEECH RESTORATION AFTER STROKE IN THE SYSTEM MULTIDISCIPLINARY APPROACH

Republican Clinical Hospital, Cheboksary

The article deals with the principles and methods of speech restoration in the patients with aphasia, focusing on the importance of a multidisciplinary approach to the patients’ rehabilitation.

Key words: aphasia, dysarthria, impaired swallowing, a multidisciplinary team, early rehabilitation training (early rehabilitation)

© Все права защищены. Использование материалов без письменного согласия – запрещено.

Восстановление глагольной лексики у пациентов с ОНМК (из опыта работы)

Лечение афазии – восстановление речи у больных, потерявших речь, ее методики, первоначально заимствовались из опыта обучения глухонемых (сурдопедагогики) и приемов работы с детьми, страдающими периферическими нарушениями речи. Позже были разработаны специальные логопедические приемы для больных с афазией. Хотя сегодня родственники больных, перенесших инсульт, часто не знают, как восстановить речь, а логопеда в больнице нет. Откладывать восстановление речи в долгий ящик нельзя, через полгода уже будет поздно. Надо обязательно найти логопеда в ближайшем Центре коррекции речи, проконсультироваться с ним и сразу после выписки из больницы начать занятия, используя некоторые приемы дома самостоятельно.

Левша или правша?

После установления диагноза перед началом восстановительной работы очень важно знать, какое полушарие головного мозга у пациента доминантно. Иначе говоря, левша он или правша, поскольку доминантным по речи и другой психической деятельности у правшей является левое полушарие, у левшей – правое. По статистике, абсолютные правши – всего 40-42% населения, абсолютные левши – 5-8%. Остальные 50% – переученные с левой руки на правую или скрытые левши. Часто бывает, что у переученных левшей афазия проходит сама собой спонтанно в течение 2-7 дней. При повреждении правого полушария у левшей афазия менее выражена, поскольку функции пораженных зон компенсируются высокими возможностями левого полушария. Речевые расстройства у скрытых левшей при поражении левого полушария проявляются наиболее грубо, так как при переучивании с левой руки на правую, в левом полушарии формируются дополнительные речевые зоны в премоторной и височных долях. Итак, чтобы определить левша пациент или правша, нужно пройти следующий тест.

Тесты на определение левши или правши (правшество/левшество)
Определить ведущий глаз. Больному предлагается посмотреть в калейдоскоп или подзорную трубу (к какому глазу поднесет в первую очередь левую, правую).
Переплетение пальцев рук: верхнее положение большого пальца (левой, правой).
Скрестить руки на груди: «поза Наполеона», какая рука лежит сверху – левая, правая.
Определение величины лона ногтя большого пальца.
На какой руке (левой, правой) больше развита венозная система.
Определить, какая кисть руки длиннее на 1-2 мм.
Понаблюдать, какая нога ведущая в спорте.
Какой рукой держит ручку, вилку, ложку, чистит зубы, обувь.
Какой рукой причесывается, с какой стороны пробор на голове.
Какой рукой моет, копает, ввинчивает, режет бумагу, стрижет ногти, отпирает дверь, забивает гвозди, пилит и т.д.
Какой рукой удобнее играть на музыкальном инструменте.

На эти вопросы должны ответить врачу ближайшие родственники больного. По тесту можно определить не только ведущую руку (больше половины ответов), но и скрытое левшество, если на три и более вопроса обнаружен левый тип реакции.
Обычно у левшей-афазиков перспективы по восстановлению речи лучше, чем у правшей, так как функции правого полушария в основном остаются сохранными. При поражении теменной и височной доли левого полушария восстановление речи происходит с опорой на планирующую функцию лобной доли левого полушария, что позволяет больному получить мотивацию к обучению. Трудности восстановления речи у левшей возникают лишь при акустико-мнестической и семантической афазии. У левшей практически не проявляется динамическая афазия за счет высокой взаимозаменяемости функций заднелобных отделов головного мозга.

Методы коррекционной работы при афазии
Для левшей и правшей используются одни и те же методы обучения. Основной принцип восстановления речи – использовать компенсаторные возможности не поврежденной зоны мозга. Продолжительность логопедических занятий при всех формах афазии составляет два-три года (в стационаре, затем дома), но больному об этом говорить не следует. После обследования пациента невролог определяет форму афазии. Коррекционно-восстановительная работа с логопедом начинается по разрешению и под контролем лечащего врача с первых недель после инсульта или травмы. На ранних этапах длительность занятий не должна превышать 15 минут два раза в неделю. На поздних этапах длится 30-40 минут три раза в день. Первый этап для всех видов афазии одинаков: растормаживание речи. С больным говорят, наблюдают за его слуховым восприятием, ответами на вопросы, пониманием речи. Далее работа ведется в зависимости от формы заболевания над всеми сторонами речи.

Коррекция речи при сенсорной афазии
Основной задачей при акустико-гностической (сенсорной) афазии является восстановление фонематического восприятия и понимания простейших речевых инструкций (например, подними руку). Используя сохранные анализаторы (зрительный, моторный) применяют неречевые формы работы: списывание коротких слов с картинок, жесты.
Упражнения
Работа по восстановлению фонематического слуха (специальные упражнения) ведется по сюжетным картинкам, подписанным снизу. Сначала берутся два слова контрастные по длине, например, машина и дом. «Покажи, где машина, а где дом». Больной соотносит звуковой образ с буквенным.
Параллельно ведется работа по восприятию звучания слов в процессе списывания. Затем берутся картинки со словами одинаковой слоговой структуры, но разными по звучанию (на-сос, за-бор).
На третьем этапе берутся слова с одинаковой слоговой структурой и разными по звучанию первыми (мак-рак) или последними звуками (лес-лев), и предлагают больному выбрать картинку со словом, начинающимся или кончающимся на тот или иной звук. Затем его просят вставить пропущенные буквы в словах.

Читайте также:
Чтобы ребенок не заикался

Работа по восстановлению звуков длится 2-3 месяца, затем навыки закрепляют в речи, восстанавливая предметную отнесенность слова. Например, выбрать на картинке все деревянные предметы, всю одежду или обувь. Кроме того, восстанавливают возможность аналитического и глобального чтения. Ведется работа над пониманием семантики слов при помощи подбора определений к словам, дифференциации омонимов, омографов, омофонов, подбор антонимов и синонимов к слову.

Эффективным приемом при сенсорной афазии является списывание текста, которое дает больному возможность подыскать в уме нужное слово, согласовывая его с другими. Параллельно ведется восстановление чтения.

Работа при акустико-мнестической афазии
В случае, когда у больного нарушена слухоречевая память, лечение (коррекционная работа) ведется с опорой на зрительные представления о признаках предмета.
Упражнения
На первом этапе работают по восстановлению предметной отнесенности слов. Показывают больному предметные картинки и просят разложить подписи к ним или выбрать из списка предметов нужный. Например, «приехала машина скорой …»; «пошел в продовольственный…» и т.д. Объясняют функциональное назначение предметов, просят выбрать из множества картинок те, которые наиболее соответствуют ситуации, например, семья за обедом или прогулка по лесу. Параллельно с этим проводятся слуховые диктанты из двух-трех слов с опорой на сюжетные картинки. Ведется работа над схемой тела: показать по инструкции части тела у себя и на картинке.
На втором этапе работают над восстановлением ситуативно-обусловленной речи. Пациент выполняет инструкции, указывает на названный предмет, заполняет анкету, ведет ситуативную беседу. Впоследствии больному предлагают повторить серию слов или автоматизированные ряды, например, посчитать до 10, определить и дорисовать недостающий элемент у предмета, например, носик у чайника и т.д.
Также ведется работа по пониманию многозначности слов, подбору синонимов, антонимов, омонимов, составление рассказа по сюжетным картинкам, пересказ прослушанного текста. Сохранность фонематического слуха и понимания звуко-буквенной наполненности слова позволяют с первых же дней коррекционной работы составлять развернутые письменные высказывания, предотвращая бедность словарного запаса и аграмматизмов.
Вверх
Коррекция речи (лечение) при семантической афазии
Основная задача логопедической работы – устранение трудности в подборе названий к предметам, обогащение лексики и синтаксических конструкций высказывания. Опора делается на сохранные анализаторы: зрение, слухоречевую память, планирующую функцию речи.
Упражнения
Прежде всего, ведется работа по преодолению пространственной агнозии: восстановление схемы тела, преодоление нарушений зрительно-пространственного восприятия, восстановление связи слова с предметным образом. Конструктивно-пространственная апраксия корректируется через обучение последовательности расчленения рисунка на определенные сегменты. Для понимания наименований предметов необходимо сопоставлять различные свойства и функции целой группы слов, разбивая по категориям: мебель, одежда посуда и т.д.
Также определяется общность слов по их корневой части (лес, лесник, лесоруб), по суффиксальным признакам (столик, ножик). Ведется работа над пониманием синонимов, многозначных слов, переносного значения слова, восстановление причинно-следственных связей события, дифференциация предложно-падежных конструкций («мать накормила сына, кто поел?»), составление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, объяснение стойких речевых выражений, интерпретация пословиц, улавливание логических и грамматических ошибок, допущенных в тексте.
Для преодоления акалькулии больному предлагают решить логические и математические задачи, уточнить разряд числа (десятки, сотни), закрепляют понятия «минус», «плюс», решают арифметические задачи. При зеркальном написании букв акцент делается на восстановление ориентированности больного в разном расположении предметов (левом, правом), откуда надо начинать писать букву, в какую сторону она «смотрит».

Восстановление речи при афферентной моторной афазии
Преодоление речевых трудностей при афферентной моторной афазии опирается на сохранность зрительного и акустического восприятия.
Упражнения
При грубо-выраженной форме сначала ведется работа по растормаживанию речи, по преодолению эмболофразии, выделение первых артикулем в словах. Перед тем как вызывать звук, больной должен «считывать» его с губ, с языка. Эффективнее начинать работу с вызова контрастных звуков: а, к, у. Для лучшего усвоения логопед использует схемы для каждого звука: а – большой кружок, у – узкий кружок, р – волнистая линия и т.д.
После закрепления артикуляционных навыков переходят к произнесению серии звуков, к звуко-буквенному анализу слова, чтобы избежать перестановок и замен звуков в слове. Используются: сопряженная речь, логопед вместе с больным произносят слова, а затем и устойчивые выражения; чтение автоматизированных рядов; чтение и запись под диктовку отдельных звуков; складывание слов из разрезной азбуки.
Затем переходят к отраженному произнесению слов. С помощью диалога работают над ситуативным пониманием речи и вызывают на ответы.
– Ты хочешь есть?
– Есть, да.
– Ты есть будешь?
– Буду.
– Ты будешь суп?
– Буду суп.

Кроме того, ведется работа по восстановлению аналитического чтения и письма.

Работа при эфферентной моторной афазии
Основная задача – восстановление кинетической моторной программы, преодоление инертности в переключении с одного артикуляционного уклада на другой, восстановление четкости устного и письменного высказывания.
Упражнения
Для этого используются письменные задания, в которых надо выбрать правильную последовательность слогов в слове. Например, Ле (рство, ка), мо (тва, ли). При грубом нарушении чтения и письма начинают работать над складыванием слогов из разрезной азбуки, составляя сначала двух, а затем и трехсложные слова (во-да, со-ба-ка). Для удобства чтения фразы можно переводить из горизонтального положения в вертикальное. Практикуется сопряженное чтение слов с определенной ритмической структурой. Используя сохранную функцию планирования речи, рисуют схему или план слова, фразы, которые позволяют преодолеть трудности переключения с одного слога на другой, персеверации и эхолалию.
Преодоление аграмматизмов достигается путем дописывания окончаний, вставки предлогов, восстановления смысловой структуры слова. При восстановлении экспрессивной речи дается задание закончить фразу: «я поменял постельное …» или рассказать для чего, какой предмет нужен.
Для развития глагольной лексики используется составления какого-либо плана или режима дня: «Я встал, оделся, умылся….» и т.д. Если чтение полностью нарушено, то используются специальные азбуки с картинками: А – арбуз, В – волк и т.д. Восстановление чтение производится параллельно со звуко-буквенным анализом слов. На поздних этапах больному советуют разгадывать несложные кроссворды.

Коррекционная работа при динамической афазии
Главной задачей при этой форме афазии является восстановление программирующей функции речи.
Упражнения
Больному рекомендуют составлять план действий, программу высказывания с опорой на вопросы, схемы, по серии сюжетных картинок с нарастающим действием. Афазик должен уметь определять последовательность действия героя картин, уметь классифицировать предметы на примере группы изображений: мебель, транспорт и т.д. Логопед создает условия для речевой активности, проводит ролевые беседы, обыгрывая ту или иную ситуацию: «Магазин «Одежда» находится справа от аптеки и слева от гастронома, как мне попасть с противоположной стороны улицы сначала в аптеку, а потом в магазин, где нужно купить хлеб».
Также больного учат преодолевать трудности в понимании переносного смысла слов, просят передать просьбу врача, составить рассказ на заданную тему, пересказать текст по предварительному плану.
Активности речи также способствует обсуждение событий дня, быстрое переключение с одной темы на другую: что было накануне, что будет завтра.
Параллельно ведется письменная работа по восстановлению в тексте пропущенных частей речи, правильное использование приставочных глаголов. На заключительном этапе пишется сочинение по серии картинок, составляются заявления, доверенности, письма друзьям.

Читайте также:
Использование игровых технологий в преодолении ФФНР

Нарушение речи при инсульте

Потеря речи при инсульте – частое осложнение опасного заболевания, которое встречается у каждого третьего больного, который перенес приступ. Такое состояние называется афазией: пациент не может выражать свои мысли, испытывает трудности в разговоре на простые темы, не может назвать даже простые предметы. Часто можно вернуть утраченные навыки, если записаться в центр реабилитации после инсульта и проходить восстановление под контролем опытных докторов.

Прогноз во многом зависит от тяжести кровоизлияния или ишемии, но даже при легкой форме инсульта реабилитация требует собранности от пациента и контроля врача. Доктор должен выявить афазию и назначить реабилитационную программу.

Как распознать афазию?

Отсутствие речи после инсульта – не всегда полная утрата разговорных навыков. Человек может путать слова, буквы, звуки, заикаться, стараться употреблять наиболее простые выражения. При инсульте поражается речедвигательный анализатор, может страдать фонетика при разговоре, а также синтаксис, грамматика и лексика при написании слов. В тяжелых случаях пациент совсем утрачивает навыки письма.

Определить нарушения речи при инсульте у пациента можно по следующим признакам:

  • путаются похожие звуки или слова;
  • отмечается нарушение в построении даже простых предложений;
  • наблюдается неспособность грамотно построить предложение (например, вместо «я поеду на автобусе на дачу» человек говорит «я автобус дачу на поеду»);
  • отмечается заикание, частые повторения одних и тех же слов;
  • используются нецензурные выражения.

Последний признак часто вызывает переживания у родственников – даже воспитанные и интеллигентные люди после приступа часто начинают ругаться. Ученые объясняют это тем, что нецензурная лексика считается одной из самых древних и простых произношении, поэтому осаживается в подсознании каждого человека.

Иногда отмечается дизартрия – страдает качество произношения звуков. Меняется интонация, голос может стать глухим или гнусавым. В тяжелых случаях отмечается полная потеря речи при инсульте.

Какая бывает афазия?

Нарушение речи может быть различным, такое состояние зависит от того, какие именно центры пострадали во время ишемии или кровоизлияния. Каждое поле Брока отвечает за свою деятельность, по наличию конкретных признаков доктора определяют тяжесть приступа.

Виды нарушения речи при инсульте:

  • если пациент не может назвать конкретные предметы, выставляют оптико-мнестическую афазию – больной обычно вместо слова «ручка», говорит «то, чем пишут»;
  • при нарушении разговорного восприятия при сохраненном слухе диагностируют сенсорную афазию;
  • когда больной не может повторить слово или фразу, которую ему говорят, он страдает акустико-мнестической формой;
  • если человек не может говорить слова, но все понимает и может произносить слоги и буквы, выставляют моторную афазию.

Реабилитация

Как только диагностируют нарушение речи после инсульта, доктора разрабатывают реабилитационную программу: как ее восстановить и вернуть пациенту навыки социальной жизни. Логопед определяет, какие именно навыки нарушены и разрабатывает индивидуальную программу, проводит тренинги и дает домашние задания. Здесь успех во многом зависит не только от качества реабилитации, но и от усилий и целеустремленности самого пациента.

В программу может входить:

  • чтение коротких предложений вместе с врачом;
  • заучивание стандартных фраз с постепенным расширением лексикона;
  • рассуждение о функциональной значимости предметов;
  • по мере восстановления используются более сложные словоформы;
  • на финале пациент пересказывает предложения своими словами.

Особенности лечения нарушения речи при инсульте у каждого логопеда свои – доктор старается применять действенные методики, которые приносят результат. Лучше обращаться к проверенным и квалифицированным докторам, которые помогут обрести разговорные и социальные навыки.

В нашем реабилитационном центре проводится комплексная программа по восстановлению пациентов с нарушением речи после инсульта. Мы стараемся подбирать эффективную программу и контролируем процесс реабилитации.

Оцените на сколько качественно и подробно описана информация

Полезные советы

  • Рекомендации по реабилитации после паховой грыжи
  • Какие специалисты занимаются реабилитацией?
  • Реабилитация после язвенной болезни желудка
  • Кома после черепно-мозговой травмы: последствия и сроки нахождения
  • Что такое ОНМК по МКБ 10?
  • Что делать если при инсульте парализовало правую сторону?
  • Аутизм: какие симптомы и в каком возрасте проявляются у ребёнка?
  • Гигиена рук пользователей инвалидных кресел или других вспомогательных средств
  • Боль в ноге – это ишиалгия или что-то другое?
  • Риск падения
  • Реабилитация после перелома лучевой кости
  • Инструкция по возвращению домой из больницы после инсульта
  • Реабилитация после перелома бедра
  • Как проходит реабилитация детей с ДЦП?
  • Боль в пояснице: это просто боль или сигнал о серьезных нарушениях в организме?
  • Инсульт правой стороны: последствия и лечение
  • Реабилитация руки после инсульта: как восстановить движение руки
  • Почему немеют ноги и руки?
  • Питание после инсульта: правила и противопоказания в меню
  • Остеохондроз код по МКБ 10
  • Что такое цереброваскулярная болезнь?
  • От чего болят мышцы всего тела?
  • Остеохондроз позвоночника (М42) — Код МКБ 10
  • Основные этапы реабилитации после перелома позвоночника
  • Реабилитация тазобедренного сустава
  • Блуждающие боли по всему телу: причины и лечение
  • Нарушение речи при инсульте
  • Диагностика ДЦП при беременности
  • Как проходит реабилитация и лечение спортивных травм?
  • Геморрагический инсульт-что это?
  • Как проходит реабилитация детей с задержкой речевого развития?
  • Что такое ОНМК?
  • Какие факторы повышают риск инсульта?
  • Путешествие в Салоники
  • Стимуляция нервно-мышечной ткани после инсульта
  • Как встать после падения
  • АФАЗИЯ
  • Лимфатический отёк – полезные советы для лечения
Читайте также:
Основные этапы и методы развития дыхательной функции у дошкольников с заиканием

Полезные советы

  • Рекомендации по реабилитации после паховой грыжи
  • Какие специалисты занимаются реабилитацией?
  • Реабилитация после язвенной болезни желудка
  • Кома после черепно-мозговой травмы: последствия и сроки нахождения
  • Что такое ОНМК по МКБ 10?
  • Что делать если при инсульте парализовало правую сторону?
  • Аутизм: какие симптомы и в каком возрасте проявляются у ребёнка?
  • Гигиена рук пользователей инвалидных кресел или других вспомогательных средств
  • Боль в ноге – это ишиалгия или что-то другое?
  • Риск падения
  • Реабилитация после перелома лучевой кости
  • Инструкция по возвращению домой из больницы после инсульта
  • Реабилитация после перелома бедра
  • Как проходит реабилитация детей с ДЦП?
  • Боль в пояснице: это просто боль или сигнал о серьезных нарушениях в организме?
  • Инсульт правой стороны: последствия и лечение
  • Реабилитация руки после инсульта: как восстановить движение руки
  • Почему немеют ноги и руки?
  • Питание после инсульта: правила и противопоказания в меню
  • Остеохондроз код по МКБ 10
  • Что такое цереброваскулярная болезнь?
  • От чего болят мышцы всего тела?
  • Остеохондроз позвоночника (М42) — Код МКБ 10
  • Основные этапы реабилитации после перелома позвоночника
  • Реабилитация тазобедренного сустава
  • Блуждающие боли по всему телу: причины и лечение
  • Нарушение речи при инсульте
  • Диагностика ДЦП при беременности
  • Как проходит реабилитация и лечение спортивных травм?
  • Геморрагический инсульт-что это?
  • Как проходит реабилитация детей с задержкой речевого развития?
  • Что такое ОНМК?
  • Какие факторы повышают риск инсульта?
  • Путешествие в Салоники
  • Стимуляция нервно-мышечной ткани после инсульта
  • Как встать после падения
  • АФАЗИЯ
  • Лимфатический отёк – полезные советы для лечения
  • Новости центра
  • Презентация исследования в Левене на Всеевропейском конгрессе…
    Научная команда Эвексии под руководством доктора Стефаса…
  • Международная конференция спортивной медицины FIFA ISOKINETIC Sports…
    Центр реабилитации Эвексия принял активное участие в…
  • Всемирная конференция по физической медицине и реабилитации…
    Реабилитационный центр Эвексия был представлен доктором Стефасом…
  • 15-я Всегреческая конференция физической медицины и реабилитации
    Во время 15-й Всегреческой конференции физической медицины…
  • Всегреческий обучающий семинар Греческого общества сосудистых заболеваний…
    Врач реабилитолог реабилитационного центра Элефтериос Стефас был…
  • О компании
  • Сертификаты
  • О нас в СМИ
  • Фотогалерея
  • Частые вопросы
  • Карта сайта

Greece, Kallikratia , 630 80 Chalkidiki Россия, Москва , 2-я Лыковская, 67а

Телефон в Греции: 0030 23990 76700 Телефон в России: 8 (800) 555-90-27

ПН-ПТ: 10:00 – 18:00 (МСК) СБ-ВС – выходной.

продвижение сайта

Упражнения по восстановлению речи после инсульта в домашних условиях

Упражнения по восстановлению речи после инсульта в домашних условиях

Во время острого нарушения кровообращения происходит поражение различных областей мозга. В зависимости от поврежденной структуры, возникают нарушения функций организма. Чаще всего страдает речевой центр, что приводит к потере речи у человека после перенесенного им инсульта.

Подобное возможно как при геморрагическом инсульте, когда к головному мозгу поступает избыточный объем крови, так и при ишемическом, когда кровоснабжение оказывается недостаточным. Отказ речи или афазия случается при поражении левого полушария и сопровождается параличом правой половины тела.

Виды афазии

Для удачного восстановления речи после перенесенного инсульта необходимо определить тип афазии и вызываемые ею поражения органов и тканей человека.

  • Тотальная или полная. Как правило, наблюдается непосредственно после геморрагического или ишемического инсульта. В этом состоянии человек не узнает близких, не понимает обращенную к нему речь, не может говорить.
  • Моторная. Возможность говорить есть, но дикция становится нечеткой из-за проблем с мимикой. При этом человек мыслит, все понимает, его мозговые центры не нарушены, но он не может внятно отвечать из-за паралича лицевых мышц, языка.
  • Сенсорная. В результате нарушения центра Вернике, отвечающего за распознавание речи, больной не может понять родной язык и воспринимает его как незнакомый.
  • Амнестическая. Речь после инсульта есть, но пациент время от времени забывает слова, названия предметов.
  • Семантическая. Человек понимает только короткие и простые речевые конструкции, сам говорит короткими предложениями, не в силах понять длинных фраз.

В большинстве случаев упражнения для восстановления речи после инсульта приводят к возвращению речевых навыков, если и не в полном объеме, то в достаточном для общения. Но никто не даст гарантии, что процесс пойдет успешно. Это зависит от степени поражения мозга, условий, в которых оказался пострадавший, регенеративных способностей организма, решимости, воли к победе.

Для достижения оптимальных результатов важно правильно оценить состояние пациента и, исходя из него, назначить программу восстановления больного после инсульта. Чем раньше были начаты мероприятия, тем больше шансов, что человек заново овладеет утраченной речью. Процесс этот может занять немало времени, но если по прохождении пяти – десяти лет возможность общаться не вернулась, то вероятность успеха практически исчезает. Простые проблемы с речью у человека с афазией обычно уходят через три – шесть месяцев занятий и упражнений.

Общие рекомендации

Для удачного восстановления больного после инсульта родственникам рекомендуется соблюдать следующие правила поведения:

  • постоянно давать человеку ощущение того, что он нужен, дорог, важен для вас;
  • поддерживать больного, демонстрировать уверенность в его скорейшем выздоровлении и желание помочь;
  • как можно чаще разговаривать с больным, вовлекая его в обсуждение семейной жизни;
  • включать любимую музыку пациента – она способствует пробуждению речевых импульсов, восстановлению речи после инсульта;
  • запастись терпением при выполнении упражнений, не выказывать раздражения при неудачах.

Реабилитация может проводиться в домашних условиях, но только после осмотра врачом, определения степени повреждений мозга и составления индивидуального плана лечения. Начинать проводить упражнения можно через неделю после перенесенного инсульта при условии, что состояние больного стабилизировалось. В противном случае речью можно заняться позднее, в течение двухмесячного периода после нарушения мозгового кровообращения.

Способы возвращения речи после инсульта

Метод, используемый для восстановления больного после инсульта с потерей речевых навыков, зависит от стадии постинсультного периода. На раннем этапе используется:

  • фармакологическое лечение;
  • массаж;
  • занятия с логопедом.
Читайте также:
Использование коррекционно-развивающих заданий, игр и упражнений по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Специалист намечает программу действий еще в стационаре, но дальнейшим восстановлением речи больного занимаются его домашние.

Медикаментозная терапия

В постинсультный период больному назначаются препараты, позволяющие ограничить очаг поражения мозга, восстановить нормальное кровообращение, питание нервных тканей. Врач может назначить следующие лекарства:

  • ноотропы для стимулирования регенерации, помощи в восстановлении функции клеток мозга;
  • гипотензивные средства для купирования критического подъема артериального давления;
  • кроверазжижающие препараты, понижающие вязкость крови у человека, перенесшего инсульт, способствующие улучшению церебрального кровообращения;
  • диуретики для снятия отеков мозга.

В ряде случаев для дополнительной стимуляции процессов восстановления могут назначаться мексидол, актовегин, глиатилин, цераксон.

Любые лекарственные средства, хотя и снижают тяжесть нарушений мозга, но не способны самостоятельно вернуть речь пациенту. Препараты оказывают воздействие только в комплексе с упражнениями, назначенными логопедом.

Массаж

Вместе с нарушенной речью больные, перенесшие инсульт, сталкиваются с такими проблемами как:

  • нарушение жевательной функции;
  • слюнотечение;
  • обвисание щеки, уголка рта.

Специальный массаж позволяет вернуть человеку с перенесенным недавно инсультом тонус лицевых мышц, восстановить мимику. После облегчения состояния будет проще выговаривать слова. Точки для массирования должен определить врач: он расскажет, какие участки лица необходимо тонизировать, какие расслабить. Действовать наугад в этом случае опасно – можно навредить.

Помимо массажа лица назначается массаж языка, губ, щек, ушей, кожи головы, кистей рук. Это позволяет снять скованность мышц и улучшить речь.

Занятия с логопедом

Работа логопеда крайне важна для восстановления речи после инсульта. Специалист на основании состояния пациента назначает подходящие упражнения. Сначала врач проводит занятия сам, объясняя родственникам особенности проведения тех или иных техник. Впоследствии родные будут заниматься с больным дома. Правила проведения упражнений по восстановлению речевых функций следующие:

  • задания надо выполнять от простых к более сложным;
  • необходимо хвалить больного при каждом, даже минимальном, успехе;
  • важно избегать переутомления;
  • частота занятий не должна превышать пять – десять раз в неделю.

Назначенную логопедом программу по восстановлению речи надо периодически корректировать, основываясь на достижениях.

Суть логопедической работы состоит в вовлечении разных областей мозга в процесс управления речью. Существуют разные комплексы, позволяющие восстановить речь после инсульта:

  • фонетические – для диагностики формы афазии, последующего улучшения контроля мимики, в первую очередь языка и губ. Больной повторяет за врачом отдельные звуки, слова, скороговорки;
  • семантические – для стимулирования активного мышления. Пациент должен продолжать предложения, ассоциативные ряды, вести диалоги на нейтральные темы;
  • наглядные – при наличии сенсорной афазии у человека применяются карточки с картинками, книжные иллюстрации, специальные пособия, побуждающие находить связи, последовательности;
  • творческие – включают в себя арт-терапию, пение, занятия музыкой.

Важное условие – все логопедические тренировки должны проходить в спокойной, позитивной обстановке.

Гимнастика

Каждый раз перед началом логопедических упражнений рекомендуется проводить гимнастику для улучшения артикуляции и улучшения работы лицевой мускулатуры:

  • выдохнуть воздух через сложенные трубочкой губы, издав звук «У»;
  • слегка покусать сначала нижнюю, потом верхнюю губу (только при условии незначительной потери чувствительности);
  • улыбнуться, сохранив максимальную симметричность уголков губ;
  • свернуть язык в трубочку;
  • почмокать губами;
  • облизать губы, провести языком по небу;
  • медленно надувать и сдувать щеки.

Такая разминка позволяет повысить качество последующих логопедических занятий.

Артикуляционные упражнения

Призваны улучшить контроль над мимикой, языком, губами.

Упражнения для языка:

  • высунуть язык, подержать несколько секунд;
  • высунуть язык, поднять к носу, подержать;
  • высунуть язык, направить к одному уголку рта, потом к другому;
  • водить кончиком языка по небу вперед-назад;
  • цокать языком;
  • прикусывать расслабленный язык;
  • облизывать губы справа налево и слева направо.

Упражнения для губ:

  • сложить губы трубочкой и вытянуть;
  • улыбнуться, не разжимая губ;
  • поднять верхнюю губу, показав зубы, подержать несколько секунд;
  • надуть щеки, перекатывать воздух из стороны в сторону;
  • подуть сквозь расслабленные губы;
  • оттянуть губы пальцами вверх, вниз, в стороны;
  • чередование приподнятых и опущенных уголков губ.

Упражнения для голоса:

  • произносить поочередно гласные на выдохе;
  • артикулировать как при произнесении «Ы» только без звука;
  • произносить гласные подряд с перетеканием одного звука в другой, с ударением в разных местах;
  • произносить согласные: сначала глухие поочередно и подряд, потом звонкие.

Комбинации звуков для каждого человека логопед должен определить индивидуально.

Упражнения для мимики:

  • поднимать, опускать, хмурить, расслаблять брови;
  • широко открывать, потом расслаблять рот;
  • надувать-сдувать щеки;
  • складывать губы как для поцелуя;
  • вытягивать язык в разные стороны;
  • двигать челюстью вправо, влево, по кругу.

Другие способы вернуть речь после инсульта

Помимо традиционных методик хорошо зарекомендовали себя альтернативные способы, способствующие восстановлению речи, потерянной при геморрагическом или ишемическом инсульте.

Физиотерапия

Стимуляция мимических мышц, голосовых связок электрическими импульсами в комплексе с массажем может применяться при моторном типе афазии, чтобы способствовать восстановлению нормальной дикции.

Иглорефлексотерапия

Процедура так же назначается для коррекции моторной афазии при инсульте. Используется при восстановлении тонуса группы мышц, отвечающих за артикуляцию.

Лечение стволовыми клетками

Процедура пересадки стволовых клеток эффективно справляется с восстановлением речи после любых инсультов. Терапия проводится в амбулаторных условиях дважды с разницей в три месяца. Стволовые клетки регенерируют сосуды, устраняют бляшки, тромбы, позволяют строить новые клетки.

Функциональное биоуправление

Эта методика по восстановлению речевых функций предполагает визуальный контроль над речью, речевой мускулатурой. Если при инсульте возникло расстройство восприятия, применение метода не рекомендуется.

Хирургическое вмешательство

После проведения реваскуляризации улучшается кровоснабжение головного мозга, улучшается состояние нервных клеток. В случае неэффективности операции при серьезном инсульте назначается экстра-интракраниальный сосудистый микроанастомоз.

Музыкотерапия

В отдельных случаях повреждения мозга при инсульте таковы, что больной не может говорить, произносить отдельных слов, но у него получается петь. Тогда все занятия по восстановлению утраченной в ходе нарушения мозгового кровообращения речи следует проводить в форме песни.

Народные способы

При отсутствии противопоказаний от лечащего врача и невролога, для активации речевых способностей больного можно применять отвары, настои трав и растений:

  • калины,
  • земляники,
  • шиповника,
  • можжевельника,
  • сосновых шишек,
  • чабреца,
  • подорожника,
  • зверобоя,
  • шалфея,
  • календулы.
Читайте также:
Развитие моторной сферы у детей с дизартрией

Их можно заваривать отдельно или в виде комплексных чаев, например, из земляники, очанки, скорлупы грецкого ореха. Или шиповника, репешка, календулы.

Особенно рекомендуется отвар шалфея: по четыре глотка до пяти раз в сутки.

Прогнозы по возвращению речевых навыков

На ход реабилитации возможности говорить у инсультника влияет много факторов, поэтому однозначный прогноз дать невозможно. Результаты зависят от соблюдения указаний логопеда, настроя больного и его близких, обстановки вокруг пациента. Если адекватное лечение не проводилось, прогноз восстановления – примерно 15 процентов.

Также реабилитация зависит от тяжести перенесенного инсульта:

  • при тяжелой форме и соблюдении всех назначений вероятность полного возврата возможности возрастает до 55 процентов;
  • при средней тяжести – до 75 процентов;
  • при легком степени – до 90 процентов.

Еще один фактор, влияющий на успех, – тип афазии.

При моторной афазии прогноз наиболее благоприятен. При своевременно начатом лечении возможность разговаривать возвращается в полной мере в течение полугода. У людей пожилого возраста возможно сохранение незначительных нарушений: шепелявость, нечеткость в произношении некоторых звуков. Это связано с возрастным замедлением метаболизма, невозможностью полного «оживления» мимики.

Если состояние больного тяжелое, он не узнает родных, не ориентируется в пространстве, у него выявлена тотальная афазия, то проведение логопедических занятий становится невозможным. В этом случае потеря навыков общения может стать необратимой.

Амнестический и сенсорный типы афазии требуют долгой, непрерывной работы. Человека учат заново узнавать слова, предметы. Идет работа над артикуляцией. Вряд ли удастся вернуть речевые навыки в полном объеме: обычно словарный запас оказывается ограниченным, а способность к обучению существенно снижена.

Семантическая афазия вызывается поражением мозговых структур. Поэтому возможно лишь улучшить дикцию инсультника, но общаться он сможет только простыми фразами.

Где лучше проходить реабилитацию

Первые мероприятия по восстановлению способности говорить у перенесшего нарушение мозгового кровообращения человека проводятся еще в стационаре. Но, как правило, врач лишь намечает программу лечения. Дальнейшая реабилитация проводится в домашних условиях.

В первое время потребуется помощь логопеда, который выработает программу по работе с речью для больного. Нельзя руководствоваться исключительно общими рекомендациями: только по типу проблем с речью, степени тяжести состояния, его особенностей можно назначить подходящую логопедическую методику. Продолжать работу с ней родственники смогут уже самостоятельно, периодически посещая врача для корректировки программы.

Вопросы вариабельности сенсорной афазии при высоко активном правом полушарии

Аннотация: У большинства людей активным является левое полушарие головного мозга (правши). Больные с данным профилем функциональной организации наиболее подробно описаны в медицинской литературе. Нами были рассмотрены случаи сенсорной афазии, возникающей у больных с наиболее активным правом полушарием головного мозга (левши).

Введение: в рамках нейропсихологической концепции афазий [1] А. Р. Лурия исследовал больных с поражением задней трети первой височной извилины левого полушария и нашел, что расстройства и языкового, и гностического уровней речевой функции являются при сенсорной афазии ведущими, лежащими в основе синдрома. В результате у больных на­блюдаются трудности понимания обращенной речи, смысл слов «отчуждается» от обозна­чающих их предметов. Устная речь становится сбивчивой, лишенной вещественных слов и заполненной большим числом парафазий. Звуковые оболочки слов теряют стабильность, звучание слова «ускользает» от больного, появляются логорея и wortsalat [2]. Темп речи возрастает, информативность высказывания резко падает. Больные не могут подвергнуть контролю качество своей речи, потому что не улавливают в ней искажений, появившихся в результате заболевания.

Письменная речь больных также расстраивается, и в ней обычно находят отражение особенности устной речи и причины ее нарушений. Таким образом, сенсорная афазия обычно представляет собой сложный симптомокомплекс расстройств, при котором специфическим образом нарушены все стороны импрессивной и экспрессивной речи».

Однако наша клиническая практика показывает, что встречаются больные с сенсорной афазией, у которых имеются определенные несовпадения клинической картины с той, которую описал А. Р. Лурия. Некоторые из таких синдромов, названные атипичными, описаны Т. Г. Визель (2002) [4].

Методы и материалы: относительно редко встречается диссоциация в структуре речевого дефекта у больного с сенсорной афазией. Она состоит в том, что у больных практически сохранено понимание обращенной речи, вместе с тем, письмо грубо пострадало. Исходя из этого нами был разработан и апробирован модифицированный вариант заданий, для преодоления расстройств письменной речи, позволяющие компенсацию письма за счет опоры на оптический канал. Так как восстановление письменной речи, труднее других функций компенсируется за счет правого полушария (письмо требует линейных, сукцессивных, то есть специфически левополушарных, действий).

Результаты: имевшиеся на письме грубейшие искажения звуко-буквенного состава слова с многочисленными антиципациями, контаминациями, недописываниями слов и вставными элементами, в значительной степени сгладились. У больных не выявляются грубые нарушений в области звуко-буквенного анализа состава слова.

Заключение: представляется, что выявленные диссоциации в симптомокомплексе расстройств больных имеют теоретический и практический интерес, в изучении нарушений высших психических функций, при активном правом полушарии. И ещё раз показывают необходимость индивидуального подхода к каждому случаю речевого расстройства. Кроме этого, позволяет расширить представление о разнообразии клинических проявлений картины афазий, в частности, ее сенсорной формы, при активном правом полушарии.

  1. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М.: МГУ, 1969. 504 с.
  2. Бейн Э. С. Афазия и пути ее преодоления. М.: Медгиз, 1964. 220 с.3. Визель Т. Г. Особенности языковой личности больного с афазией и проблема межполушарной асимметрии мозга. «Язык и личность». М.: Наука, 1989.
  3. Визель Т. Г. Атипичные афазии: автореф. дисс… докт. психол. наук. М., 2002.
  4. Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых пора­жений мозга. М.: Медицина, 1977.
  5. Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий. Нейропсихологические исследования / под ред. А. Р. Лурии. Вып. 107. М.: МГУ, 1978. 95 с.
  6. Семенович А. В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М.: МГУ, 1991. 95 с.
  7. Бурлакова М. К. Речь и афазия. М.: Медицина, 1997. 279 с.
  8. Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. М.: МГУ, 1975. 143 с.
Читайте также:
Использование игровых технологий в преодолении ФФНР

Авторы:
1. Елисеева Юлия Александровна,
логопед Центр патологии речи и нейрореабилитации,
Москва;
2. Дубинец Елена Августовна,
логопед Центр патологии речи и нейрореабилитации,
Москва

Сенсорная афазия

Сенсорная афазия имеет множество синонимов своего названия: рецептивная, беглая, акустико-гностическая, афазия Вернике или просто глухота на слова. Патология заключается в поражении слуховой зоны коры больших полушарий, а именно зоны Вернике. В основе патологии лежит трудность распознавания звукового состава слова. Ключевым поражением при данном виде афазии является отсутствие понимания значения слова, при этом человек может свободно повторять слова и слышать их, вся суть в отсутствии понимания их значения. При тяжёлых поражениях зоны Вернике слышимая речь другого человека воспринимается, как белый шум.

Афазия Вернике возникает под влиянием дефекта в верхней височной извилине. При этом повреждается слуховой анализатор, а именно первичное слуховое поле. Родной язык в таком случае воспринимается человеком, в качестве иностранного языка. Так как повреждаются корковые центры слухового анализатора, происходит потеря опыта речевого восприятия, отсюда и формируется второе название патологии – речевая глухота. Практически всегда совместно с поражением первичного слухового поля поражаются сенсорные центры речи.

Признаки и причины сенсорной афазии

Сенсорная афазия может возникнуть в результате широкого спектра причин. К данному заболеванию могут привести как заболевания сердечнососудистой системы, так и травматические повреждения головы и центральной нервной системы. Самыми частыми причинами формирования сенсорной афазии являются:

  • Острые и транзиторные нарушения церебрального кровотока, например, эмболии или геморрагический инсульт. Эмболизация может произойти в результате наличия нестабильной атеросклеротической бляшки в русле одной из сонных артерий или в результате попадания тромба из ушка левого предсердия при артимогенных состояниях.
  • Травматические повреждения головы, чаще всего происходящие при транспортных авариях. Контузии и черепно-мозговые травмы могут приводить к одномоментному повреждения корковых и подкорковых структур или повреждению в отсроченном варианте при развитии отёка головного мозга.
  • Онкологические процессы с локализацией в черепной коробке. Доброкачественные или злокачественные опухоли могут стать значимым фактором в развитии сенсорной афазии.

Важно отметить то, что в формировании поражения чаще всего задействованы следующие ветви, входящие в бассейн средней мозговой артерии:

  • Нижняя ветвь средней мозговой артерии;
  • Задняя височная артерия;
  • Артерия угловой извилины.

Формы сенсорной афазии

Существует несколько значимых клинических форм сенсорной афазии, характерных для сенсорной афазии. При присоединении к поражённой зоне Вернике дополнительных патологических очагов коркового вещества появляются новые симптомы в нарушении речевой функции. В связи с этим специалисты-неврологи выделяют следующие формы афазии:

Семантическая афазия

При этой афазии происходит нарушение опознавания логики и взаимосвязи слов и предметов. Особенно это касается пространственного восприятия.

Акалькулия-афазия

В данном случае ключевым симптомом является формирование локализованного нарушения речевой функции. А именно нарушения счёта. При этом другие формы речи у больного не страдают.

Сенсорно-моторная афазия

Отсутствие осознания речи связано не только с поражением корковой части слухового анализатора, но и с нарушением артикуляционной функции. Иными словами человек не может правильно оценить жестикуляции при произношении конкретного слова как у другого человека. Так и у самого себя. Сам пациент не осознаёт своего заболевания и весьма раздражается в ситуациях, когда его не понимают.

Тотальная афазия

При таком варианте у пострадавшего отмечается комбинация разных видов функционального расстройства речевой функции. У больного отмечаются нарушения письменной и устной речи. В данном случае пациент не воспринимает чужую речь и сам также не может что-либо ответить.

Симптомы

Клинические проявления сенсорной афазии имеют ряд специфических признаков, которые помогают провести быструю и эффективную дифференциальную диагностику. К таким признакам относятся:

  • Беглая речь или логорея, изобилующая большим количеством иносказательных выражений и парафраз. Больной пропускает существительные, компенсирую такие дефекты речи большим объёмом глаголов, предлогов и союзов. Речь становится многословной, но малоинформативная.
  • «Жаргнонная афазия» – сплошной поток неологизмов, пословиц, поговорок и парафраз.
  • Сильное возбуждение вплоть до развития параноидального состояния.
  • Нарушение понимания и восприятия речи. Пациент со сложностью или вовсе не воспринимает простых вопросов, например, просьбу представиться или сказать кто он, однако способен выполнять простые команды, например, повернуть голову или представиться. Важно отметить также, что пациент не понимает собственной проблемы и сильно раздражается, когда собеседник плохо воспринимает его речь.
  • Правосторонняя гемианопсия или верхнеквадрантная гемианопсия. Выпадение полей зрения – при прочтении книг пострадавший полностью не заметит левую страницу при прочтении текста.
  • Сглаживание носогубной складки – лицо становится похожим на маску.
  • Нарушение письменной речи.

Выделяют также чистую сенсорную афазию (субкортикальная), когда нарушается только понимание устной речи, однако понимание письменной информации, а значит прочитанного сохраняется. Также выделяют ещё одну форму – транскортикальная сенсорная афазия, которая характеризуется сохранением способности повторять устную речь, несмотря на отсутствие её восприятия и понимания. Основная проблема – то, что больной слышит обращение к своей персоне, однако не может интерпретировать смысловую нагрузку сказанного собеседником. Родной язык воспринимается как будто бы иностранным.

Сенсорная афазия в редких случаях протекает в роли самостоятельного поражения слуховых зон, находящихся в головном мозгу, так как практически в 85% случаев повреждении задействовано несколько участков головного мозга, отвечающих за самые разнообразные функции организма пострадавшего. Например, при инсульте сенсорная афазия часто сочетается с парезом или параличом скелетной мускулатуры на противоположной поражению стороне. В случае инфекционно-воспалительного процесса: абсцесс, менингит, энцефалит, будут присутствовать признаки общей интоксикации организма и лихорадочный синдром, а также общемозговая симптоматика. В случае энцефалита будут добавляться специфические изменения в ликворе – спинномозговой жидкости.

Специфические признаки сенсорной афазии у детей

Сенсорную афазию в детском возрасте можно спутать с алалией – первичным отсутствием речи, однако существует разница: если при алалии речь не сдвигается с исходного уровня развития, т.е. не прогрессирует и не подвергается регрессу, то при афазии заметна резкая деградация развития речевой функции, которая уже сформировалась у человека. Так как в детском возрасте речевая функция ещё не окончательно сформирована, то для афазии имеются специфические признаки:

  • Как правило, наблюдается быстрое развитие заболевания и быстрое восстановление речевой функции. Отсутствие прогресса восстановления на протяжении нескольких недель является плохим прогностическим признаком для дальнейшего выздоровления и говорит о более серьёзных повреждения головного мозга.
  • Восстановление функции речи осуществляется за счёт повышения активности соседних участков коры, которые в некоторой степени способны компенсировать неврологический дефицит. У взрослых восстановление речевой функции осуществляется за счёт формирования новых логических связей и развитому понятийному аппарату.
  • Скудная симптоматика. Очень часто у детей сложно определить конкретный тип афазии, так как речевая функция у них является недостаточно развитой. Вследствие этого не формируются условия для раскрытия полноценной клинической картины сенсорной афазии.
Читайте также:
Комплекс упражнений по профилактике дисграфии у младших школьников

Диагностика

Диагностика сенсорной афазии в первую очередь направлена на выявление причины возникновения заболевания. Диагностическое исследование должно быть комплексным и строится на следующих этапах:

  • Консультация и опрос пациента с выяснением анамнеза жизни и заболевания. Также во время первичного приёма врач проводит осмотр пациента и исследование специфических симптомокомплексов. Невролог ищет сопутствующие заболевания, которые проявляются не только внешними признаками, но и при проведении дополнительных тестов и исследований. В ходе осмотра специалист – невролог определяет очаги поражения, характер и течение патологического процесса, оценивает общее состояние больного, а также кровоснабжение мозга. Составляет прогноз и план последующего лечения в соответствии с возрастом пациента. Его индивидуальными особенностями и сопутствующими соматическими заболеваниями. А также уровнем поражения центральной нервной системы.
  • Консультация логопеда, психолога и других специалистов. Они определяют степень выраженности дефекта речевой функции и согласовывают дальнейшую тактику восстановления утраченных функций с лечащим врачом.
  • Проведение дополнительных инструментальных и лабораторных исследований для верификации и уточнения клинического диагноза. Проводятся такие исследования, как компьютерная и магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография, ангиографии церебральных сосудов. Данные исследования проводятся с целью выявления уровня и площади поражения головного мозга, наличия объёмных образований в нервной ткани, аневризм и кровоизлияний в ткани головного мозга, очагов абсцесса, последствий инсульта.

Лечение

Лечебный процесс, направленный на восстановление последствий возникших в результате афазии требует длительного времени и огромной самоотдачи, как от пациента и его родственников, так и от медицинского персонала и специалистов, которые прошли специальную подготовку. Восстановительная работа такого патологического состояния состоит из следующих пунктов:

  • Фармакологическая (медикаментозная) терапия. Главным образом включает в себя применение препаратов из группы ноотропов, препаратов увеличивающих метаболизм и трофический потенциал головного мозга, витаминотерапию нейропртективными витаминами группы В. Дополнительная терапия подбирается индивидуально и назначается в соответствии с причиной вызвавшей сенсорную афазию. Например, в случае инсульта добавляются тромболитические или кровоостанавливающие препараты, в случае инфекционно воспалительного поражения добавляют антибиотики, нестероидные противовоспалительные препараты или противогрибковые средства.
  • Занятие с логопедом. Основная сложность, возникающая при осуществлении попытки контакта с пострадавшим заключается в непонимании того обращения специалиста к пациенту. Нарушение коммуникативной активности требует длительной коррекции и упорства. Также возникают трудности с интерпретацией сказанного пациентом. Так как его речь малоинформативная. Очень трудно выделить главную мысль. Консультации с логопедом позволяют восстановить словарный запас больного, правильное произношение звуков и осмысленную речь. При помощи специальных упражнений и оборудования можно активно взаимодействовать с пациентом даже в домашних условиях.
  • Хирургические вмешательства. В некоторых случаях при глубоких или грубых повреждениях головного мозга больному требуется проведение экстренного оперативного вмешательства с целью устранения угрозы жизни. При аневризме может быть проведено по рентгенологическим контролем клипирование или склерозирование аневризмы. Если афазия вызвана ростом опухоли, то может быть проведена стереотаксическая операция, направленная на разрушение опухолевого очага.
  • Дополнительные методы лечения позволяют ускорить восстановительные процессы в нервной ткани пострадавшего, а также повышают эффективность основной терапии. В лечении сенсорной афазии применяют такие методы, как: лечебная физкультура, массаж, физиотерапевтические методы, использование компьютерных программ стимулирующих речевой центр и улучшающие речевые способности. Также отмечен положительный эффект при контакте с животными, так что в терапии могут быть использованы: иппотерапия, фелинотерапия и дельфинотерапия.

На базе Клинического Института Мозга работает специализированный реабилитационно-восстановительный центр, который занимается коррекцией нарушений у больных с афазией. Вместе с лечением, нам удаётся добиться быстрого поэтапного восстановительного процесса. Между лечением и реабилитацией существует тесная связь, что помогает ьыстрее провести адаптацию пациента к новым жизненным условиям, тем самым значительно повышая эффективность терапии и восстановления.

Реабилитация

Только ежедневные занятия с логопедом и другими специалистами будут способствовать активному реабилитационно-восстановительному процессу. Очень важно правильно выстроить реабилитационный план от простого к сложному. Для начала пострадавший обязательно должен быть садаптирован к новым условиям. Только после курса психотерапии можно приступать к восстановительным мероприятиям, так как у больного должна быть создана мотивация, направленная на выздоровление.

Пациент также может в домашних условиях выполнять следующие упражнения:

  1. Простые вопросы: пациенту сначала задают вопросы с односложными ответами да или нет, в дальнейшем переходят на открытые вопросы.
  2. Практикуются тематические диалоги с постепенным развитием диалога по конкретным темам;
  3. Письмо и чтение. Начинается корректировка написания и произношения букв. Затем слогов, которые затем пациент складывает в слова. В дальнейшем при успешном прогрессе переходят на написание диктантов и чтение небольших текстов. Пациенту предлагается пересказать своими словами прочитанный рассказ и ответить на вопросы по его содержанию;
  4. Задание, направленное на соотнесение картинки и текста. Пациенту предлагается выстроить рассказ, при этом последовательно разложив картинки;
  5. Структурирование картинок по общим свойствам и признакам. Пациенту дают задание расположить картинки соответственно категориям и выделением общих характеристик, например, отделить одних животных от других.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: