Восстановительное обучение при нарушении акта глотания

Дисфагия. Особенности логопедической работы.
презентация

Презентация раскрывает понятие дисфагия, степени выраженности дисфагий, направления и методы логопедической работы при нарушениях глотания.Приведены виды упражнений по развитию дыхания, восстановлению глотания, упражнения для мимических мышц. Приведен список использованной литературы.

Скачать:

Вложение Размер
proekt._zadanie.pptx 121.21 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МКДОУ «Детский сад №26» п. Назия Кировского района Ленинградской области Дисфагия. Особенности логопедической работы . В ыполнила учитель-логопед Пушкарева Н.Э. 2019

Дисфагия – клинический симптом, выражающийся в нарушении координированных последовательных движений мышц в акте глотания, при котором приём пищи или жидкости через рот является небезопасным. Дисфагия является одним из наиболее частых и жизнеугрожающих следствий инсульта и черепно-мозговой травмы.

Развитие дисфагии приводит к высокому риску медицинских осложнений: аспирационной пневмонии, обструкции дыхательных путей, обезвоживанию, нарушению энергетического обмена, недостаточности питания ( мальнутриции ), истощению (кахексии) и смерти. При дисфагии нарушается психический статус больного, развиваются тяжелые депрессии. Данное расстройство значительно ухудшает прогноз и усложняет реабилитацию больного.

Степени дисфагии По выраженности нарушения проходимости пищевода выделяют степени дисфагии. 1 степень – характеризуется периодическим затруднением проглатывания твердой пищи, болью по ходу продвижения пищевого комка; 2 степень – отмечается прохождение только полужидкой пищи; 3 степень – прохождение только жидкой пищи; 4 степени – невозможно даже проглатывание слюны и воды.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОСТРОМ ПЕРИОДЕ Логопед – это специалист, который в остром периоде лечения занимается диагностикой, восстановлением и профилактикой нарушений речи, голоса и глотания.

логопед осуществляет следующие виды деятельности исследует состояния глотания, голоса, речи и других когнитивных функций; составляет индивидуальные восстановительные программы с учетом принципа индивидуального подхода; проводит логопедические занятия по устранению выявленных нарушений и профилактике вторичных функциональных наслоений;

проводит мониторинг состояния речи и других ВПФ 1 раз в 10 – 12 дней посредством тестов, анализа продукции деятельности индивидуума (речевой, рисуночной, графической и т.д.), что позволяет оценить динамику и прогноз восстановления; ведет медицинскую и логопедическую документацию; проводит разъяснительно-профилактическую работу с родственниками;

по окончанию курса занятий составляет логопедический выписной эпикриз , включающий: – клинический диагноз, – нейропсихологическое заключение, – логопедическое заключение, – отражение динамики в речевом и неречевом статусе с результативностью, – восстановления и описанием резидуальной симптоматики; выдает направление в медицинские учреждения для продолжения дальнейшей реабилитации.

Ведение пациентов с дисфагией Этапы логопедической работы : 1) подбор питания (выбор модификации диеты и степени загущения ; жидкости) для обеспечения энергопотребности организма пациента; 2) правильный выбор позиционирования и способа кормления пациента; 3) стимуляция чувствительности слизистых оболочек полости рта; 4) нормализация дыхания и голоса; 5) стимуляция растормаживание акта глотания; 6) повышение функциональной активности мышц, участвующих в акте жевания и глотания пищи – жевательных, мимических мышц и мышц языка; 7) санация полости рта; 8) обучение пациентов и лиц, осуществляющих уход за ними правилам приема пищи и гигиеническому уходу за полостью рта; 9) планирование и подготовка выписного эпикриза с обязательным включением рекомендаций по кормлению больного в домашних условиях.

МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Дыхательная речевая гимнастика – комплекс упражнений, направленных на восстановление речевого дыхания и координацию функций дыхания и фонации. Голосовая гимнастика – комплекс логопедических мероприятий, направленных на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани для восстановления полноценной голосовой функции. Логопедический массаж – метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышечной, кровеносной и лимфатической системы; оживляет кинестезии; активизирует трофику тканей. Функциональные тренировки включают в себя различные виды речевой и неречевой деятельности: дифференциацию запахов, вкусов температур, тактильных ощущений, неречевых звуков и шумов, восстановление основных смысловых жестов, выполнение графо-моторных упражнений, корректурных проб, конструирования, счетных операций, рисования, работу с таблицами Шульте , подбор простых аналогий, трактовку пословиц и поговорок, раскладывание серий сюжетных картин, прослушивание текстов, запоминание групп предметных картинок и слов, заучивание стихов и многое др.

К методам логопедической работы относятся Аппаратные технологии, Информационно-компьютерные технологии (ИКТ), Обучение пациентов и их родственников.

Упражнения для восстановления глотания Имитировать знакомые движения: – покашливать «кхе-кхе». – зевать, широко раскрывая рот. – изображать свист без звука, напрягая ротовую полость. – полоскать горло. – храпеть. – глотать манную кашу – « ням , ням и глоток». Беззвучно произносить звук « ы », выдвигая вперед нижнюю челюсть. Глотать капли воды из пипетки. Тянуть звук «м», сомкнув губы (на сколько хватает воздуха, то есть выдоха). Тянуть звук «и» то высоко, то низко на одном выдохе, одновременно вибрируя пальцами по гортани.

Высунуть язык. Не убирая языка произносить звук «Г» пять раз. Отдохнуть. Повторить несколько раз. Поочередно повторять звуки «И — У». Глоточные мышцы должны напрягаться. Крепко держать кончик языка зубами и сделать глотательное движение ( чувствуется напряжение в горле и затруднение с началом глотания) Зевнуть с широко раскрытым ртом, сглотнуть. Имитация рвотных движений. Имитация жевания. При возможности: глотание: а) слюны, б) капель воды, сока и.т.п.; или просто имитация глотательных движений.

произносить звуки [ п ], [ ф ], [в], подводя нижнюю губу под верхние зубы; произносить сочетание этих звуков: [ой], [фу], [фи] и т. д.; произносить слова, содержащие эти звуки, по слогам ( о-кош-ко , Фек-ла , и-зюм , пу-фик , Вар-фо-ло-мей , и-вол-га и др.). Твердое отрывистое произнесение гласных А, Э, И, О, У. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами: И-А, И-А … (звук И отделяется от А паузой). Удерживать воду во рту, при разном положении головы (с наклоном вниз, прямо, запрокинутой голове). Имитация натуживания с закрытым ртом (слабо, средне, сильно) Артикуляционные упражнения для языка

Упражнения для восстановления дыхания «Дутье в губную гармошку». Оно активизирует оставшиеся части гортани. Рекомендуется дуть в губную гармошку сидя, спокойно, слегка опустив голову, на одной ноте в течение 1 минуты 8 — 12 раз в день (интервалы не менее 20 минут). Эти упражнение выполняются в течение всего курса лечения, нагрузка постоянно повышается от 15 — 20 с до 1 мин от 6 до 15 раз в день. Одновременно в течение всего курса проводятся упражнения, направленные на отработку ритмизированного дыхания с чередованием вдоха и выдоха через нос и через рот (исходное положе­ние — корпус прямой, больной либо сидит на стуле, либо стоит). Через 7- 10 дней добавляются упражнения, способствующие ак­тивизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани . Это повороты головы вперед и назад, в сторону. Это поднимание и опускание плеч.

Специальные упражнения для мимических мышц поднимать брови вверх; морщить брови («хмуриться»); закрывать глаза (последовательность выполнения этого упражнения: посмотреть вниз; закрыть глаза, придерживая веко пальцами на стороне поражения, и держать глаза закрытыми в течение минуты; открывать и закрывать глаза 3 раза подряд); улыбаться с закрытым ртом; щуриться; опустить голову вниз, сделать вдох и в момент выдоха «фыркать» («вибрировать» губами); свистеть; расширять ноздри; поднимать верхнюю губу, обнажив верхние зубы; опускать нижнюю губу, обнажив нижние зубы; улыбаться с открытым ртом; погасить зажженную спичку; набрать в рот воду, закрыть рот и полоскать его, стараясь не выливать воду; надувать щеки; перемещать воздух с одной половины рта на другую попеременно; опускать углы рта вниз при закрытом рте; высовывать язык и делать его узким; открыв рот, двигать языком вперед-назад; открыв рот, двигать языком вправо-влево; выпячивать вперед губы «трубочкой»; следить глазами за двигающимся по кругу пальцем; втягивать щеки при закрытом рте; опускать верхнюю губу на нижнюю; кончиком языка водить по деснам попеременно в обе стороны при закрытом рте, прижимая язык с разной степенью усилия.

Исходя из вышеизложенного, основой логопедической работы в остром периоде является: налаживание контакта с больным; диагностика нарушений речи, голоса и глотания; консультирование и психологическая поддержка больного и его окружения; проведение восстановительных занятий; обучение коммуникативным стратегиям и формирование благоприятной среды для речевого общения ( Глозман , 1983; Prigatano , 1999; Wilson , 2008).

Помощь, которую оказывает логопед на самых ранних этапах заболевания больному с нарушениями речи, голоса и глотания, является ключом к успешному ведению пациента на дальнейших этапах реабилитации, достижению им максимального уровня функционирования, социального участия и тем самым улучшения качества его жизни (Цветкова, Глозман , Калита , Максименко, Цыганок, 1980; Шкловский, 2003; Шохор-Троцкая ( Бурлакова ), 2001).

литература 1. Аямазова Е. С. К вопросу о нарушениях голоса // Очерки по патологии речи и голоса. М., 1960. 2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии.М.,2005. 3. Дмитриев Л. Б.. Теляева Л. И. Таптапова С. Л.. Ермакова И. И. Фониатрия и фонопедия . М., 1990. 4. Жинкин Н. Я, Механизмы речи. М., 1958. 5. Евзельман М. А. Нарушение речи у больных с мозговым инсультом и её коррекция. Учебно – методическое пособие для врачей. Орел, 2006 г. – 112 с. 6. Коган О.Г., Найдин В.Л., Медицинская реабилитация в неврологии и нейрохирургии. М.,1988. 7. Лаврова Е. В. Реабилитация голоса при поражениях н. рекуренс // Сб. докладов. 4 конгресс на СЭФ. Вроцлав. 9-11.10. 1973. 8. Лаврова Е. В. Восстановление голоса при парезах и параличах гортани // Таптаповой С. Л. и др. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. М., 1984. 9.Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы, т. 1. М., 1963. 10. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: Учеб. пособие для студ. высш . учеб. заведений. – 3 – е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с. 11. Максимов И. Фониатрия. М., 1987. 12. Рулле И. Ж. Лечебная фонопедия восстановления голосовой функции при парезах возвратного нерва различной этиологии: (Методическое указание). Л., 1973. 13.Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга.М.,1972. 14. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М.,1985. 15.Шкловский В. М., Визель Т. Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. – М.: «Ассоциация дефектологов», В. Секачев, 2000. – 96 с.

Программа восстановительного обучения при нарушении акта глотания

Опыт восстановительного обучения при дисфагии получен в совместной работе логопедов в отделении неврологии. Обследование акта глотания адаптировано для качественного использования логопедами в работе.

Дисфагия — это нарушение акта глотания. Проявляется затруднением или невозможностью глотания, болями в момент глотания, попаданием пищи или жидкости в нос, гортань, трахею.

Причины дисфагии — воспалительные процессы полости рта, глотки, пищевода, гортани, средостения, инородные тела, рубцовые сужения и опухоли, диффузный спазм пищевода , некоторые нервные заболевания.

В отделении неврологии нарушение акта глотания пациент преодолевает при помощи логопеда.

По данным и последним рекомендациям коллег НИИ ЦВП и инсульта скрининг тест акта глотания осуществляет логопед.

В первые сутки после перевода или поступления больного в отделение мы оцениваем качество глотания. Для этого мы используем шкалу оценки дисфагии, протокол, тест трех глотков. В которых подробно описываем качество работы мимико-артикуляторной мускулатуры, голоса и дыхания, мягкого неба.

Представляем вашему вниманию программу коррекционного воздействия для пациентов с нарушенным актом глотания.

Осмотр логопеда

А) Рекомендации пациенту и ухаживающим.

  • По кормлению.
  • По характеру пищи.
  • Мимическая гимнастика для самостоятельных занятий.

Б) Занятия логопеда.

  • Проведение логопедических занятий – 20 мин.
  • Логопедический массаж – 10 мин.

Шкала для оценки симптоматики у пациента:

0 — дисфагии нет (нормальная диета без ограничений).
1 — затруднение с проглатыванием твёрдой пищи, жидкая пища не вызывает затруднений.
2 — возможность глотать только жидкость.
3 — трудности с проглатыванием жидкости или слюны.
4 — полная дисфагия.

1. Подготовка оборудования.

  • Подходящий стол и стул.
  • Поддерживающие предметы, например подушки.
  • Специальные кружки, ножи, тарелки, нескользящие коврики.
  • Салфетки.

2. Создание соответствующей атмосферы.

  • Хочет ли пациент есть вместе с другими.
  • Обеспечение изолированности пациента, если это необходимо.
  • Ограничение отвлекающих моментов до минимума (выключить телевизор, радио, установить ширму/задернуть занавеси вокруг пациента).
  • Создание спокойной, положительной, ненапряженной атмосферы.

3. Подготовка пациента.

  • Очищение ротовой полости.
  • Правильное позиционирование.
  • Логопед определяет подходящую консистенцию пищи.
  • Старайтесь, чтобы еда выглядела аппетитной.
  • Постарайтесь, чтобы она была достаточно теплой, так как пациентам с дисфагией требуется длительное время для приема пищи.
  • Если пациент не чувствует теплую пищу во рту или у него повышенная чувствительность, кормите его пищей комнатной температуры.
  • Предлагайте твердую и жидкую пищу в разное время. Таким образом, жидкости не будут проталкивать твердую пищу вниз по глотке, и пациент не будет глотать плохо прожеванную пищу или поперхиваться жидкостью. Обе эти предосторожности снижают риск аспирации.

Упражнения для восстановления глотания:

  • Имитировать знакомые движения:

– покашливать «кхе-кхе».
– зевать, широко раскрывая рот.
– изображать свист без звука, напрягая ротовую полость.
– полоскать горло.
– храпеть.
– глотать манную кашу – «ням, ням и глоток».

  • Твердо, как бы тужась, произносить звуки «а» и «э» 3-5 раз.
  • Высунув язык, говорить звук «г».
  • Беззвучно произносить звук «ы», выдвигая вперед нижнюю челюсть.
  • Глотать капли воды из пипетки.
  • Тянуть звук «м», сомкнув губы (на сколько хватает воздуха, то есть выдоха).
  • Тянуть звук «и» то высоко, то низко на одном выдохе, одновременно вибрируя пальцами по гортани.

Специальные упражнения для мимических мышц:

  • поднимать брови вверх;
  • морщить брови («хмуриться»);
  • закрывать глаза (последовательность выполнения этого упражнения: посмотреть вниз; закрыть глаза, придерживая веко пальцами на стороне поражения, и держать глаза закрытыми в течение минуты; открывать и закрывать глаза 3 раза подряд);
  • улыбаться с закрытым ртом;
  • щуриться;
  • опустить голову вниз, сделать вдох и в момент выдоха «фыркать» («вибрировать» губами);
  • свистеть;
  • расширять ноздри;
  • поднимать верхнюю губу, обнажив верхние зубы;
  • опускать нижнюю губу, обнажив нижние зубы;
  • улыбаться с открытым ртом;
  • погасить зажженную спичку;
  • набрать в рот воду, закрыть рот и полоскать его, стараясь не выливать воду;
  • надувать щеки;
  • перемещать воздух с одной половины рта на другую попеременно;
  • опускать углы рта вниз при закрытом рте;
  • высовывать язык и делать его узким;
  • открыв рот, двигать языком вперед-назад;
  • открыв рот, двигать языком вправо-влево;
  • выпячивать вперед губы «трубочкой»;
  • следить глазами за двигающимся по кругу пальцем;
  • втягивать щеки при закрытом рте;
  • опускать верхнюю губу на нижнюю;
  • кончиком языка водить по деснам попеременно в обе стороны при закрытом рте, прижимая язык с разной степенью усилия.

Упражнения для улучшения артикуляции:

  • произносить звуки [о], [и], [у];
  • произносить звуки [п], [ф], [в], подводя нижнюю губу под верхние зубы;
  • произносить сочетание этих звуков: [ой], [фу], [фи] и т. д.;
  • произносить слова, содержащие эти звуки, по слогам (о-кош-ко, Фек-ла, и-зюм, пу-фик, Вар-фо-ло-мей, и-вол-га и др.).

Протокол оценки функции глотания

1) Малеева Ирина Ивановна,
логопед отделения опухолей головы и шеи
ГБУЗ ГКБ №5 ДЗМ г.Москва

2) Волошина Елена Владимировна,
логопед отделения нейрохирургии
ГБУЗ ГКБ №5 ДЗМ г.Москва

Методичка для логопедов. Часть 6. Реабилитационные мероприятия при дисфагии

Методические основы диагностики и коррекции речевых нарушений в работе логопеда со взрослыми

Составитель:
член ассоциации нейрореабилитологов России
логопед – афазиолог первой категории
отделения восстановительной медицины –
ранней нейрореабилитации
Республиканской Клинической Больницы имени Г.Г. Куватова г. Уфы
Фаткуллина Л.К.

Часть 6. Реабилитационные мероприятия при дисфагии. Восстановление глотания.

  • правильный выбор способа кормления пациента
  • расчет энергетической ценности модифицированных по консистенции продуктов и подбор питательных смесей для нутритивной поддержки
  • гигиенический уход за полостью рта
  • логопедическую коррекцию, направленную на подбор консистенции пищи, способов стимуляции чувствительности слизистых оболочек полости рта, стимуляцию и растормаживание акта глотания, восстановление дыхания, речи
  • лечебную логопедическую гимнастику, направленную на правильное позиционирование, стимуляцию активного глотания, нормального дыхания, восстановления повышения функциональной активности мышц, участвующих в акте глотания и приема пищи – жевательных, мимических, мышц языка.
  • физиотерапевтические методы терапии, при этом методом выбора при нейрогенной дисфагии является внутриглоточная и чрезкожная электростимуляция глотательного рефлекса.
  • иглорефлексотерапию
  • хирургическую коррекцию (по показаниям), направленную на создание альтернативных путей кормления пациента
  • психологическую коррекцию
  • бытовую коррекцию, направленную на коррекцию или создание условий, облегчающих прием пищи пациентом самостоятельно в условиях сниженной или нарушенной функции.
    Различная техника обучения и переобучения глотанию разрабатывается для того, чтобы облегчить его нарушенный процесс. Она включается укрепляющие упражнения, стимуляцию биологической обратной связи, температурную и вкусовую стимуляцию.

Методы реабилитации больных с нейрогенной дисфагией. Методы восстановления глотания.

  1. Подготовительный

Подготовка ротовой полости к акту глотания (очистка и увлажнение губкой), снимание или установка съемных протезов

  1. II. Метод «Разглатывание»
  • После обследования больного проводится подбор оптимальной по консистенции пищи для больного в данный момент. В дальнейшем применяется пища разной консистенции, постепенное увеличение объема однократного приема.
  • Выбор нужного объема глотка, количество пищи через рот для однократного приема
  • Выбор температурного режима питания (от комнатной температуры до льда (мороженое), если нет диабета; от комнатной температуры — до 50 градусов тепла)
  • Восстановление вкусовых ощущений (на протяжении всего реабилитационного периода).
  • Подбор величины ложки (восстановление чувствительности рта).

III. Метод заместительной терапии

  • Постановка назогастрального зонда (в дальнейшем — наложение чрескожной эндоскопической гастростомы)
  • Парентеральное питание.
  1. IV. Постуральный метод – выбор оптимальной позы для принятия пищи в данный момент.
  1. V. Тренировочный метод
  • Тренировочные упражнения для укрепления мыщц, которые участвуют в процессе глотания
  • Восстановление контроля над глотком
  • Глотание различной по консистенции пищи и жидкости.

Работа с больным осуществляется логопедами – афазиологами.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРМЛЕНИЮ

ИМЯ ПАЦИЕНТА ____________________________________________________________

  • ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОЛНОСТЬЮ РАЗБУЖЕН ДЛЯ ПРИЕМА ПИЩИ ЧЕРЕЗ РОТ
  • ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОСАЖЕН ДО ЕДЫ И ДОЛЖЕН ПРОВЕСТИ 20-30 МИНУТ СИДЯ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПРИЕМА ПИЩИ

изголовье 30 0 / 45 0 / 60 0 / сидя на кровати с полной поддержкой / сидя в кресле

кормление с ложки / физическое сопровождение руки пациента / жестовые подсказки/ вербальные подсказки / наблюдение

специалист по глотанию / медсестра / сиделка / родственники / сам пациент

В палате / в кабинете логопеда

  1. Какоеколичество в рот за 1 раз:

½ чайной ложки, чайная ложка, ½ десертной ложки, ____________________________

  1. Сколько разв день пациент должен есть: _____________________________________
  2. Какие и компенсации можно использовать:____________________________________
  3. Количество пищи и жидкости за 1 кормление: __________________________________
  4. Общая расчетная калорийность назначенного питания (30 ккал/кг веса, при дефиците веса 35 ккал/кг) _________________________________________________________
  5. Общее расчетное количество жидкости за сутки: _______________________________

Из них внутрь:____________________________________________________________

Должность:______________ Подпись ________________________ Дата ________________

Продолжение методического пособия читайте в статье:
«Методичка для логопедов, работающих со взрослыми часть 7.
Клиническая классификация дисфоний»

Восстановительное обучение при нарушении акта глотания

В полости рта и глотки имеется несколько функциональных систем, в том числе жевательная система, глотательный аппарат, орган вкуса, глоточное лимфоидное кольцо, система прегастрального пищеварения и система артикуляции. Кроме того, в глотке пересекаются пищеварительный тракт и дыхательные пути.

Это обстоятельство требует наличия надежной рефлекторной защитной системы. Важной предпосылкой для этого является слаженная работа вегетативной и произвольной нервной системы, которые регулируют функцию глотки, а также слизистой оболочки, адаптированной к этой двойной функции.

Участие полости рта в дыхании является лишь вспомогательным; длительное дыхание через рот вызывает значительные местные изменения и может повлечь за собой и системные изменения. Типичные функциональные нарушения, связанные с дефектом иннервации, перечислены в таблице ниже.

а) Прием пищи. Подготовка пищевого комка и глотание. Нормальное питание требует нормальной функции жевательного аппарата и удовлетворительного состояния зубов, жевательных мышц и ВНЧС. Важна также нормальная функция ЧН.

Подготовка пищи к глотанию преследует цель уменьшить размер пищевого комка путем разжевывания и увлажнения пищи слюной, которая вырабатывается в количестве 1,0-1,5 л/сут. Слюна смачивает слизистую оболочку и подготавливает пищевой комок к глотанию.

Кроме того, ферменты, содержащиеся в слюне, подвергают пищу частичному химическому расщеплению для продолжения дальнейшего ее переваривания в ЖКТ.

Данные о недостаточном образовании слюны или нарушении ее состава представлены на в отдельных статьях на сайте. Удовлетворительное смачивание слизистой оболочки полости рта и глотки слюной необходимо также для нормальной речи и нормального восприятия вкуса.

б) Акт глотания представляет собой чрезвычайно сложный комплекс движений, регулируемых несколькими ЧН, в частности тройничным, лицевым вместе с барабанной струной, языкоглоточным, блуждающим, верхним и нижним гортанными, подъязычным, а также шейными нервами (шейное сплетение, С1-С4).

Центральная координация акта глотания осуществляется двигательной корой прецентральной извилины, миндалевидным телом, ядрами гипоталамуса и вентральной покрышки среднего мозга. Центры глотания расположены в ромбовидном мозге, ретикулярной формации и в продолговатом мозге. «Генератор паттерна», координирующий взаимодействие нервов и мышц, является врожденным.

в) Фазы глотания:

Оральная подготовительная фаза. В этой фазе пища разжевывается и смешивается со слюной. Губы сомкнуты, округлены и ретрагированы. Нижняя челюсть и язык двигаются во всех направлениях, щеки напряжены, мягкое нёбо обращено вперед.

Оральная фаза. Пищевой комок продавливается вдоль спинки языка в ротоглотку, инициируя глотательный рефлекс. В нёбно-язычной дуге и в корне языка расположены соответствующие рецепторы.

Глоточная фаза. Данная фаза глотательного рефлекса состоит из последовательных движений, включая закрытие гортани и дальнейшее продвижение пищевого комка через глотку в пищевод.

Пищеводная фаза. Пищевой комок продвигается перистальтическими волнами через пищевод в желудок.

г) Патофизиологические аспекты. Закрытие входа в гортань надгортанником не является строго необходимым для нормального глотания. Пациентам, у которых надгортанник был удален, например во время онкологической операции, обычно нетрудно бывает научиться глотать.

Однако чувствительная иннервация гортаноглотки и входа в гортань гортанным нервом (ветвь блуждающего нерва), как и констриктор глотки для рефлекторного закрытия входа в гортань, должны быть сохранны. Повышение тонуса или спазм перстнеглоточной мышцы являются частым вегетативным нарушением, например при тиреотоксикозе или синдроме Пламмера-Винсона (Патерсона-Келли). Это может стать причиной ощущения «кома» на уровне перстневидного хряща при глотании, истинной дисфагии и, возможно, развития дивертикула гортаноглотки.

Нарушение глотания может наблюдаться также при параличе одного ЧН или более (особенно блуждающего нерва, но не языкоглоточного и подъязычного), при котором нарушается функция языка, мягкого нёба или мышц глотки.

Варианты нарушения глотания (дисфагии):
а Слюнотечение. б Ощущение кома в горле.
в Аспирация в гортань. г Регургитация.
д Одинофагия. е Послеглотательная аспирация.

– Вернуться в оглавление раздела “отоларингология”

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Инфантильный тип глотания – правила исправления с комплексом артикуляционной гимнастики

Статья логопеда-психолога «Диал-Дент» Т.Б. Цукор

«Жуй-жуй! Глотай!» — знакомый всем лейтмотив одной из серий киножурнала «Ералаш». А я вам расскажу о том, как глотать правильно, и что нужно делать, если этот процесс нарушен. Многие удивятся: разве можно глотать неправильно? Ведь, как считает большинство, глотание относится к рефлекторным реакциям организма, таким как дыхание, слюноотделение, отдёргивание руки от горячей поверхности и т.д. Тем не менее, можно глотать неправильно! Называется это явление — инфантильный тип глотания.

Что такое инфантильный тип глотания?

Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания. Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление, и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. Такой тип глотания называется инфантильным. До прорезывания первых зубов инфантильный тип глотания является физиологической нормой. Но по мере появления зубов сосание заменяется жеванием, а инфантильный тип глотания перестраивается на соматический. Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань. Внешне инфантильный тип глотания у детей (не младенцев) и взрослых вполне различим: при неправильном глотании язык прокладывается между верхними и нижними зубами и в боковых пространствах между зубами. Есть ещё вариант: язык во время неправильного глотания не прокладывается между зубами, а упирается в нижние резцы. Причины инфантильного типа глотания разные: длительное сосание соски, искусственное вскармливание, короткая уздечка языка, сосание пальца на протяжении длительного времени, преобладание в рационе ребенка жидкой пюреобразной пищи, ротовое дыхание, в общем, все то, что способно удерживать язык длительное время на дне полости рта.

Нужно ли исправлять неправильное глотание?

Конечно! Неправильное положение языка создаёт неблагоприятную ортодонтическую ситуацию во рту: дистальный прикус, передний и боковой открытый прикусы, недоразвитие верхней челюсти и опережающее развитие нижней, сужение твёрдого неба, поскольку язык перестаёт выполнять поддерживающую функцию. Оговорюсь, что необязательно основной причиной неправильного прикуса может быть язык. Есть и наследственные факторы! Но, если ортодонт сталкивается с инфантильным типом глотания, то целесообразно отправить такого пациента к логопеду, чтобы проверить рабочие параметры языка. Зачем это нужно, если неправильное положение стало привычным? Дело в том, что язык, как мощный мышечный орган, способен «испортить» работу ортодонта. Произойдет это не сразу. Пройдёт 1-2, возможно, 3 года, и созданный такими большими усилиями новый прикус начнет «расползаться». А причиной может стать неправильная работа языка. Специалисты ортодонтического отделения Семейного стоматологического центра “Диал-Дент” давно работают в тесном сотрудничестве с логопедом и получают стабильные результаты лечения.

При неправильном глотании также страдает процесс жевания. Пациент может испытывать боли в ВНЧС, шейном отделе, затылочной, височной и лобной областях головы.

Как исправить инфантильный тип глотания?

Новый способ глотания, его еще называют соматический, поможет создать логопед, который назначит специальный комплекс артикуляционной гимнастики и тренировочных упражнений. Комплекс подбирается индивидуально, но есть и общие для всех упражнения (их список смотрите ниже).

Выполнять упражнения можно и нужно до, во время и после ортодонтического лечения. Лучше всего начинать до установки ортодонтической аппаратуры. Если случай несложный, то упражнения выполняются в течение 10-15 минут ежедневно на протяжении 1,5-2 месяцев. На плановых занятиях логопед корректирует технику выполнения упражнений, вводит в комплекс дополнительные упражнения для закрепления нужных навыков, проводит массаж языка.

Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания

Все упражнения выполняются перед зеркалом, голову нужно держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь расправить, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счёт 1-2-3-4 с повторением от 15 до 30 раз ежедневно.

1. Вкусное варенье

Приоткройте рот. Двигайте языком по верхней губе в направлении сверху-вниз, как бы слизывая варенье.

Попытайтесь достать кончиком языка до носа, затем до подбородка.

Широко откройте рот. Кончиком языка погладьте нёбо от зубов к глотке. Нижняя челюсть не должна двигаться.

4. Чистим верхние зубы

Улыбнитесь, откройте рот. Кончиком языка «почистите» верхние зубы с внутренней стороны, двигая плотно прижатым к зубам языком: вправо-влево, затем, повторите, но с внешней поверхностью зубов.

5. Посчитай верхние зубы

Улыбнитесь, приоткройте рот. Кончиком языка упирайтесь по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Сделайте 4 прохода.

Улыбнитесь, откройте рот. Пощёлкайте кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следите, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.

7. Зеваем, жуём, глотаем

Запрокинув голову имитировать жевательные, глотательные, зевательные движения. Язык находится за верхними зубами.

Закройте рот, упирайте кончик языка с напряжением то в одну, то в другую щёку так, чтобы за щекой «надувались мячики».

Расположите карандаш вдоль передних зубов, удерживая его сжатыми зубами. Кончик языка перемещайте то выше, то ниже карандаша.

10. Восьмерки

Рисуйте на твёрдом нёбе кончиком языка «восьмерки» 15-30 раз.

Рисуйте кончиком языка на твёрдом нёбе цифры 1, 2, 3, не отрывая кончика языка, пока не «напишете» все три цифры. 15-25 повторов.

12. Учимся глотать

Поднимите язык кверху и прижмите его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сожмите, губы сомкните (исходное положение). Попробуйте проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй — 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз, затем — 3 раза в день по 10-12 раз.

Для окончательной автоматизации процесса правильного глотания применяем то же исходное положение. Только теперь удерживаем язык в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

ВАЖНО! Следите за осанкой во время выполнения всех упражнений.

Получить полноценную консультацию по типу глотания можно только очно, посетив логопеда!

Записаться на консультацию к логопеду Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» Татьяне Борисовне Цукор можно по телефону клиники +7-499-110-18-01 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии можно Т.Б. Цукор на ее странице в Facebook .

Инсульт с нарушением глотания

Глотание является важным и сложным процессом, который включает в себя функционирование самых разных групп мышц и черепно-мозговых нервов. А нарушение глотания или дисфагия – является одной из ключевых проблем в организации питания у пациентов, перенесших инсульт.

Стоит отметить, что под нарушением глотания понимается любое, даже незначительное затруднение или возникновение дискомфорта при продвижении пищи в желудок. К дисфагии относится:

  • невозможность глотания;
  • нарушения движения пищи;
  • неприятные нарушения, связанные с задержкой пищи и т.п.

При этом у каждого из пациентов степень и характер нарушений может быть разным. Врачи отмечают, что даже при серьезных заболеваниях полное неспособность глотать встречается довольно редко. В большинстве случаев пациентам тяжело совершать глотательные движения и т.д.

Симптомы дисфагии

Симптомы дисфагии у пациентов также индивидуальны. Здесь может встречаться:

  • ограничение движений языка
  • слабость мускулатуры полости рта
  • слюнотечение;
  • невозможность сформировать пищевой комок;
  • замедление начала глотательного рефлекса;
  • поперхивание;
  • задержка пищи во рту и т.п.

В большинстве случаев после инсульта у пациентов возникают проблемы при приеме жидкости или жидкой пищи. В некоторых случаях пациентам даже приходится заново учиться есть.

Хочется отметить, что причина таких затруднений может крыться в том, что при разного рода нарушениях в т.ч. инсультах, страдает нервная система, в результате чего может нарушаться чувствительность. Так, например, пациенты могут ощущать присутствие пищи в ротовой полости только одной из сторон рта, что и является причиной затрудненного пережевывания и глотания. В некоторых случая патологии ЦНС могут привести к потере вкусовых ощущений или проблемы с выработкой слюны.

Среди основных осложнений при дисфагии можно выделить:

  • проникновение пищи в дыхательные пути;
  • нарушение дыхания;
  • пневмонию;
  • обезвоживание;
  • истощение.

Лечение

Инсульт с нарушением глотания у пациентов – довольно частое явление в современной медицинской практике. Как правило, глотательный рефлекс начинает восстанавливаться примерно через 2 или 3 недели после перенесенного приступа. Период полного восстановления, как отмечают врачи, у каждого пациента индивидуален. Некоторые незначительные нарушения могут оставаться на весьма продолжительное время.

При кормлении пациентов с нарушениями глотательной функции стоит придерживаться определенных правил. При этом больным регулярно следует выполнять упражнения, целью которых является улучшение глотательной функции и полное ее восстановление.

Перед проведением каких-либо лечебных действий необходимо адекватно оценить возможности пациента. Во-первых, необходимо определить может ли пациент поднимать и удерживать голову. Затем следует попросить пациента прокашляться и сглотнуть слюну. После этого пациенту можно дать ложку воды. В случаях, если вода будет свободно выливаться изо рта, а пациент не будет предпринимать попыток проглотить ее, следует продолжить кормление пациента через специальный зонд и несколько повременить с повторной попыткой.

Домашние задания на звук Л: 20 занятий по закреплению звука Л в домашних условиях

Домашние задания на звук Л для родителей разработаны в комплексе и содержат многочисленные игры и упражнения. Данные занятия Вы можете скачать у нас на сайте одним файлом (смотреть ниже).

Это 20 занятий с различными заданиями:

  • артикуляционная гимнастика для звука «Л»;
  • автоматизация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, стихотворениях;
  • пересказ и составление рассказов с опорой на мнемодорожки и сюжетные картинки;
  • заучивание веселых стихотворений;
  • повторение и заучивание чистоговорок;
  • интересные задания по бродилкам, раскраскам, играм и упражнениям с опорой на наш сайт logoped-online.by

Каждое занятие расположено на 2-х листах форматом А4. Распечатать можно на двух листах, так и на одном — с каждой стороны страница. Итого, 20 листов — 20 полноценных занятий для отработки звука «Л».

Занятия разработаны с опорой на наш сайт logoped-online.by. На сайте вы найдете красочные иллюстрации, мнемодорожки, игры и упражнения в помощь к распечаткам.

Каждое занятие содержит комплекс артикуляционных упражнений для звука «Л». В начале все упражнения представлены в картинках и с описанием. Далее описания прилагаются только к новым упражнениям. Упражнения артикуляционной гимнастики необходимы для подготовки речевого аппарата, поэтому выполняйте их. И Ваш малыш заговорит быстрее!

В каждом занятии вы также найдете много разнообразного речевого материала. Картинки к речевому материалу можно найти по представленным ссылкам или QR — кодам. Зайти можно со смартфона по специальному приложению. Переходя по ссылкам или кодам вы попадаете на сайт и выполняете те же задания, но уже с помощью картинок. Все это сделано для того, чтобы сделать занятия максимально интересными и комфортными для малышей.

Для того, чтобы малышу было и интересно и в тоже время полезно занятия дополнены многочисленными раскрасками. Это и наглядность для ребенка и развитие мелкой моторики пальцев рук. Напомним, что раскрашивать лучше трехгранными карандашами: они лучше располагаются в пальчиках ребенка.

И главное правило — следите за тем, чтобы ребенок говорил звук «Л» правильно.

На сайте представлена сокращенная версия комплекса занятий по закреплению звука «Л». Полную версию вы сможете получить, написав на адрес электронной почты promis_l@mail.ru

Домашние задания на звук Л (образцы):

Скачать сокращенную версию занятий одним файлом вы можете здесь. Чтобы получить полную версию занятий напишите на почту promis_l@mail.ru

Домашние задания на звук Л для родителей разработаны в комплексе. Они будут полезны учителям-дефектологам и родителям как хорошее подспорье для закрепления звука «Л» в домашних условиях.

Ниже представлены ссылки в помощь к распечатанным занятиям. Занимайтесь по нашим занятиям, переходите по ссылкам сайта и результат не заставит себя ждать.

Дополнительный материал к домашним заданиям на звук «Л»:
  1. Автоматизация звука Л в словах.
  2. Автоматизация звука Л в словосочетаниях
  3. Автоматизация звука Л в предложениях
  4. Автоматизация звука Л в чистоговорках
  5. Стихи со звуком Л
  6. Тексты со звуком Л
  7. Раскраски на звук Л
  8. Улитки на звук Л
  9. Скороговорки на звук Л
  10. Артикуляционная гимнастика
  11. Биоэнергопластика
  12. Кинезиология

Вас также заинтересует:

  1. 25 занятий на автоматизацию звука «Р»
  2. 25 занятий на автоматизацию звука «Ш»
  3. 22 занятия на автоматизацию звука «Ж»
  4. Логопедические занятия на звук «Щ»
  5. 20 занятий на автоматизацию звука «С»
  6. 20 занятий на звук «З»

Всем удачи и хорошего настроения.

Читайте также:
Использование метода замещения и наглядного моделирования при знакомстве с буквами детей с ОНР III уровня
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: