Воспитание толерантности у младших школьников к детям с ОВЗ

Воспитание толерантности у младших школьников к детям с ОВЗ

Мастер-класс на тему: «Воспитание толерантности у младших школьников к детям с ОВЗ», целью которого является формирование представления о толерантности, уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.

Воспитание толерантности у младших школьников к детям с ОВЗ

  • формирование представления о толерантности, уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.
  • формировать у детей понятие о толерантности;
  • развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий;
  • воспитывать чувство уважения друг к другу;
  • способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций.
  • 3 разноцветных вагона, билеты по количеству детей, листы бумаги с наклеенными цветными вазами, цветы на которых написаны качества и чувства человека, клей, фломастеры, карточки с буквами, фишки.
  • Песня «Улыбка», «Мы едем, едем…»
  • Слайды с картинками из мультфильмов: «Бременские музыканты», «Маугли» и др.

Организационный момент.

– Ребята, сегодня вы будете сидеть не так, как всегда. Мы разделимся на группы. Сегодня мы отправимся в веселое путешествие в необыкновенную страну. Мы отправимся туда на поезде. На столах есть вагоны разных цветов. Каждый из вас возьмет билет и сядет в тот вагон, цвет которого совпадет с цветом вашего билета.

(Пока дети рассаживаются, играет запись песни «Мы едем, едем…»

Вы разбились на 3 команды. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.

Постановка учебной задачи.

– Чтобы узнать куда мы отправимся в путешествие, надо отгадать ребус. У вас на столах лежат листочки, на них написаны буквы, которым надо найти их место и тогда мы сможем прочитать название нашей страны, но чтобы узнать, в каком порядке надо поставить буквы, надо сосчитать примеры на обратной стороне.

т о л е р а н т н о с т ь
41-40 15-13 33-30 20-16 17-12 12-6 3+4 2+6 7+2 5+5 5+6 8+4 10+3

– Прочитайте, какое слово получилось? (Толерантность)

– Итак, мы с вами отправились в Страну Толерантности.

Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Да).

– Очень часто при чтении журналов, газет можно встретиться со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира.
Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в речь проникали иноязычные слова. Толерантность – имеет латинское происхождение и означает терпение, терпимость.

– Когда вы вошли в класс, то улыбнулись друг другу и мне. Что такое улыбка? ( Выражение на лице, мимика).

– А когда человек улыбается? (когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый…)

– Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте. А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек толерантный.

Станция «Веселое радио».

– Ребята, мы с вами приехали на станцию, где есть волшебное радио, которое передает сообщение о потерявшихся ребятах. Но вот что интересно: все эти ребята едут в нашем поезде. Вам надо только внимательно посмотреть вокруг и найти того, о ком передают сообщение. Итак, внимание – внимание! Разыскивается мальчик. У него темные волосы, синий свитер, на столе перед ним лежит красный пенал. Желательны также «приметы – комплименты»: у этого мальчика веселая улыбка и т.д.

Команда, угадавшая большее число разыскиваемых, получает призовую фишку.

– Молодцы, ребята! Но не стоит забывать, не смотря на то что все мы разные, все мы должны при этом обладать общим качеством: быть толерантными. И наша индивидуальность ни в коем случае не должна быть направлена против окружающих нас людей.

Станция «Верное решение».

– В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся не толерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я буду называть каждой команде по очереди различные ситуации, победит тот, кто даст больше правильных ответов. (За правильный ответ выдаются фишки)

1.Младший брат испачкал твою тетрадь.

  1. Ты его прощаешь.
  2. Ты ударяешь его.

2.Ты поссорился со своим лучшим другом.

  1. Ты попытаешься объясниться с ним.
  2. Ты обижаешься и мстишь.

3.Ты не выучил урок и получил плохую оценку.

  1. Ты ищешь причину в себе.
  2. Ты все сваливаешь на других.

4.Дождь и тебе не хочется идти на прогулку со своей собакой.

  1. Ты отказываешься.
  2. Ты идешь с ней гулять.

5. Ты считаешь, что один товарищ тебя предал…

  1. Ты мстишь ему.
  2. Ты пытаешься объясниться с ним.

6. Ты не согласен с кем-то…

  1. Ты не даешь ему говорить.
  2. Ты все-таки слушаешь его.

7. В классе ты уже ответил…

  1. Тебе хочется отвечать еще, и ты перебиваешь другого.
  2. Ты предоставляешь возможность другим ответить.

8. Саша плохо ответил на уроке

  1. Ты объясняешь ему непонятную тему.
  2. Ты подсмеиваешься над ним.

9. Пожилой человек медленно входит в магазин.

  1. Ты отталкиваешь его, чтобы обогнать.
  2. Ты помогаешь ему и придерживаешь дверь
Читайте также:
Подгрупповое логопедическое занятие на тему: «Путешествие в заповедник»

Подведение итогов.

– В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Станция «Проверь себя».

– Тема толерантности, милосердия, дружбы, взаимовыручки присутствует во многих известных мультфильмах. Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы викторины «Проверь себя». При правильном ответе на экране появится слайд с любимым героем.

  • Зеленый житель зоопарка, который подружился с неизвестным науке зверем (Крокодил Гена и Чебурашка).
  • Стая животных, приютившая мальчика сироту (Маугли).
  • Обитатели Африки, дружно певшие песню «Я на солнышке лежу…» (Львенок и черепаха)
  • Дружный музыкальный коллектив, состоящий из четырех животных и Трубадура (Бременские музыканты).
  • Кот, который очень хотел подружиться с мышами (Леопольд).
  • Мультфильм, в котором пожар помог сблизиться тете — кошке с племянниками и понять кто настоящий друг (Кошкин дом)

Станция «Цветочная».

– Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Мы прибыли на конечную станцию «Цветочная». Перед вами на столе лежат конверты с цветами на которых написаны разные качества и чувства людей: милосердие, любовь, сострадание, эгоизм, гнев и др. Я прошу вас выбрать те качества и чувства, которыми на ваш взгляд обладает толерантный человек и составить из них букет.

Пока дети составляют букеты, играет фонограмма песни В. Шаинского «Улыбка»

– Какие замечательные букеты у нас получились! Вы верно определили качества присущие толерантному человеку. Давайте украсим этими замечательными букетами наш класс.

Подведение итогов (подсчет фишек).

– Итак, друзья! Сегодня мы во время путешествия узнали, что значит быть толерантным. Это значит бережно относиться ко всем, понимать других людей.

– В заключение нашей встречи я предлагаю вам поблагодарить за нее друг друга. Встретьтесь глазами с тем, кому вы хотите сказать: «Спасибо», и молча кивните головой, поблагодарите глазами.

Формирование толерантного отношения к младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Феталиева Лаура Платовна, Юсупов Насиб Абдулмагомедович

В статье представлены наиболее эффективные формы работы по формированию толерантного отношения учащихся, педагогов и родителей к младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в инклюзивном образовании ; варианты проведения интерактивных уроков в инклюзивных и обычных классах с использованием методов арт-терапии, сказкотерапии, сюжетно-ролевой игры.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Феталиева Лаура Платовна, Юсупов Насиб Абдулмагомедович

Formation of the tolerant attitude to primary school students with disabilities in inclusive education

Тhe article presents the most effective forms of work on the formation of a tolerant attitude of students, teachers and parents to the younger students with disabilities in inclusive education ; options for interactive lessons in inclusive and regular classes with the use of methods of art therapy, fairytale therapyand plot-role-playing games.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантного отношения к младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании»

УДК 371.9:371.01 ББК 74.5:74.202.42

Л.П. Феталиева, Н.А. Юсупов

формирование толерантного отношения к младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании

В статье представлены наиболее эффективные формы работы по формированию толерантного отношения учащихся, педагогов и родителей к младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в инклюзивном образовании; варианты проведения интерактивных уроков в инклюзивных и обычных классах с использованием методов арт-терапии, сказ-котерапии, сюжетно-ролевой игры.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, инклюзивное образование, ребёнок-инвалид, школьное пространство, младший школьник, толерантность, педагогическая толерантность, толерантное отношение.

L.P. Fetalieva, N.A. Yusupov

formation of the tolerant attitude to primary school students with disabilities in inclusive education

The article presents the most effective forms of work on the formation of a tolerant attitude of students, teachers and parents to the younger students with disabilities in inclusive education; options for interactive lessons in inclusive and regular classes with the use of methods of art therapy, fairytale therapyand plot-role-playing games.

Key words: children with HIA, inclusive education, a child with a disability, school space, junior high school student, tolerance, teaching tolerance, tolerant attitude.

Инклюзивное образование сегодня в научно-педагогической литературе рассматривается как процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных школах [2].

Инклюзивное образование – это целая философия взглядов, и уместить её в одну фразу невозможно [4]. Но мы, современные педагоги, должны об этом знать, иметь об этом представление и своё мнение.

В настоящее время национальная образовательная политика в нашей стране нацелена на создание оптимальных условий для включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения, развитие инклюзивного образования. Это нашло отражение в законе «Об образовании

РФ», федеральной целевой программе «Доступная среда» (2011-2015 гг.) [8].

Минздравсоцразвития России в рамках программы «Доступная среда» (2011-2015 г.) осуществил коммуникационную кампанию «Люди так не делятся» (2011 г.).

Главная цель государственной программы «Доступная среда» – формирование толерантного отношения к инвалидам в коммуникационном аспекте. В 2011 г. Минздравсоцразвитием России был проведен первый этап кампании. В рамках программы прошли мероприятия, связанные с обустройством городов и рабочих мест.

Читайте также:
Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР

В данной программе прописано: «Люди бывают пунктуальные, романтичные, аккуратные, ранимые. Но их нельзя разделить на инвалидов и не инвали-

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Классный час на тему “Люди так не делятся!”

Цель:

  • формирование толерантности к детям и взрослым, имеющих ограниченные возможности здоровья,
  • формирование способности к проявлению искренней заботы и дружбы.

Оборудование: интерактивная доска (или компьютер) для показа видеороликов, прихватка-варежка кулинарная, зефир, наушники с плеером, маркер, повязка на глаза или шарф, школьная доска, мел.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организационный момент

Вступительное слово:

– Все люди разные! Разных национальностей, разного вероисповедания. У кого-то светлые волосы, у кого-то – темные. У кого-то голубые глаза, а у кого-то – зеленые. Кто-то очень хорошо решает сложные задачи по алгебре, а кто-то красиво рисует.
У кого-то есть две руки и он может творить ими чудеса, про такого говорят «мастер на все руки». Но к сожалению, бывает так, что у кого-то всего одна рука или их две, но одна рука почти не может двигаться.
У кого-то есть тонкий музыкальный слух, а кто-то совсем не может слышать. Это говорит о том, что все мы разные и у нас у всех разные возможности. И как сказал известный ученый А. Энштейн : «Все мы гении. Но если судить рыбу по её способности лазить по деревьям, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой».

II. Основная часть

И сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы. Только постарайтесь отвечать честно. Подписывать анкету не нужно. (Приложение 1)

После того, как ребята закончили отвечать на вопросы учитель предлагает посмотреть видеоролики о детях и взрослых с ограниченными возможностями.

После просмотра видеороликов педагог предлагает поиграть в следующие игры:

«Прихватки-варежки» (трудности мелкой/крупной моторики)

Попросите учеников надеть прихватки на обе руки. Дайте им маркер (ручку),с которого нужно снять колпачок без помощи. Затем попросите их взять маркер в руку, которой они не пишут, и написать свое имя на доске (листочке). Можно попросить перелистать страницы учебника. Дети обычно мешкаются и неловко пытаются снять колпачок и потом пишут свои имена крупно и неаккуратно на доске (листочке). Объясните им, что люди с ограниченными возможностями могут иметь проблемы с навыками мелкой моторики, которые причиняют трудности с открытием колпачка и написанием в маленьком пространстве или между мелкими линиями на бумаге. Вот почему их тетрадки могут выглядеть по-другому и почему им нужно больше времени закончить работу.

«Карточки Бройля» – (приспособление, помощь)

Карточки Бройля раздаются детям, и просим их «прочитать» карточки. Они, конечно, не могут это сделать, только если мы не поможем и не покажем, что значат точки и знаки на карточках. И тогда мы говорим о том, как трудно может быть для детей с ограниченными возможностями читать слова на бумаге, поэтому им, может быть, нужна дополнительная помощь с чтением. Ученики могут иметь адаптированную помощь и занятия со специалистами.

«Пойми меня…»

Дайте каждому ученику большой зефир (или казинак, например) и попросите их положить его на верхнюю часть языка, потом повернуться к своему соседу и сказать: «Привет, меня зовут _____ и мое любимое мороженое _______» Проводя этот эксперимент, ученики обычно хихикают и смеются над неуклюже звучащими словами. Затем cпросите учеников, было ли обидно пытаться общаться с людьми, когда люди их не понимали.
Потом обсудите какие могут быть нарушения артикуляционного аппарата. Посоветуйте ученикам, как они могут поощрять детей с ограниченными возможностями здоровья к общению, например:
Пожалуйста, говори помедленнее. Ты можешь мне показать, о чем ты говоришь? Повтори еще раз, пожалуйста. Ты можешь написать, о чем ты пытаешься рассказать? Покажите ученикам любой язык знаков, который они могут регулярно применять. Призывайте учеников соблюдать, не прерывать, уважать время, которое необходимо их ровесникам на обдумывание и ответ. Спросите их о чем-нибудь и подождите полных 10 секунд перед тем, как задать другой вопрос или дать подсказку. Это даст им время на обработку информации и ответ.

«Наушники»

Попросите учеников надеть заглушающие наушники и отойти в дальний от вас угол комнаты. Затем, тихим голосом попросите их что-нибудь сделать (например, три шага). Ученики не смогут Вас расслышать и сделать то, что Вы попросили. Покажите, чтобы они подходили к Вам ближе до тех пор, пока не смогут Вас слышать. В большинстве случаев, им придется подойти прямо к Вам, и даже тогда, они не всегда смогут слышать Вас. Объясните, что у многих детей с ограниченными возможностями здоровья есть потеря слуха. Поэтому, всегда удостоверяйтесь, что Вы говорите с таким человеком, у которого есть нарушение слуха, когда он находится близко к Вам и у Вас есть зрительный контакт с ним, так как Вам это даст лучший шанс на коммуникацию.

«Чудо-художник»

Попросить одного из учеников завязать глаза и нарисовать мелом на доске дом-дерево и человека. Можно попросить переписать левой рукой какое-нибудь предложение. Наверняка, это получится смешной рисунок или текст. Затем объяснить детям, что многие люди с ограниченными возможностями плохо видят или им трудно скоординировать свои движения.

Читайте также:
Программа логопедической работы по развитию устной и письменной речи у обучающихся 2-х классов с ФНР

После игр ребятам предлагается послушать историю и посмотреть видеоролик о мужчине, живущем в Австралии. (Приложение 7)

«Ник Вуйчич родился 4 декабря 1982 года в городе Брисбене в Австралии в семье сербских эмигрантов и обладал редкой генетической патологией – тетра-амелией: у мальчика отсутствовали полноценные конечности – обе руки и обе ноги. Частично имелась одна стопа с двумя сросшимися пальцами, что позволило мальчику после хирургического разделения пальцев научиться ходить, плавать, кататься на скейте, серфинговой доске, играть на компьютере и писать.
Несмотря на физические недостатки, мальчик родился здоровым и, как только закон австралийского штата Виктория об инвалидах изменился, родители настояли на том, чтобы их сын стал посещать обычную школу.
В возрасте 10 лет после травли со стороны одноклассников он попытался покончить с собой. Его остановила мысль о том, сколько боли он может причинить своим родным.
С 1999 года начал выступать перед своей церковной группой и вскоре открыл некоммерческую организацию «Жизнь без конечностей» (англ. LifewithoutLimbs), став проповедником.
В 2005 году Ник Вуйчич был номинирован на премию «Молодой австралиец года».
В 2009 году он снимается в фильме «Цирк бабочек» («The Butterfly Circus»), рассказывающем о человеке без конечностей Уилле и о его судьбе.
Он объездил более 45 стран, выступая в школах, университетах и других организациях. Участвует в телешоу и пишет книги. Его первая книга «Жизнь без ограничений» (Life Without Limits: Inspiration for a Ridiculously Good Life) вышла в 2010 году, в 2012 году была переведена на русский.
В настоящее время проживает в Калифорнии, США.
12 февраля 2012 года он женился , а 14 февраля 2013 года у него родился сын – Кейси Джеймс Вуйчич».

Дальше ребята смотрят видеоролик с выступлением Ника.

После просмотра педагог снова продолжает беседу:

– Ребята и в нашем городе есть дети и взрослые с ограниченными возможностями. Мамы таких детей стараются избегать людных мест. Гулять с малышами рано утром или вечером, потому что часто слышат оскорбительные слова, а также удивленные и брезгливые взгляды прохожих.

III Подведение итогов

– Я очень надеюсь, что после нашего урока, вы не останетесь равнодушными к проблемам таких людей, не будете смотреть на них с жалостью и насмешкой. И если кому-то понадобиться ваша помощь, вы не отвернетесь, а обязательно ему поможете, будь то маленький ребенок или взрослый человек. Ведь люди так не делятся.

Модели формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у их сверстников

Определение необходимости создания предпосылок для эффективного взаимодействия младших школьников с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исследование и характеристика процесса формирования толерантного отношения здоровых детей к больным детям.

Рубрика Психология
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 05.07.2018
Размер файла 19,1 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Модели формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у их сверстников

Создание предпосылок для эффективного взаимодействия младших школьников с детьми с ОВЗ и формирование толерантного отношения здоровых детей к больным детям должно опираться на трехступенчатую технологическую модель.

Задачей первой ступени в ней является включение мотивационных процессов. Формирование мотивов происходит в процессе разворачивания ведущей деятельности ребенка (для младшего школьника это — учебная деятельность). Внутри ведущей деятельности возникают особые образования, каждая из них вносит свой специфический вклад в формирование мотивационно-потребностной сферы личности. В то же время развитие мотивационно-потребностной сферы происходит не только по пути включенных в нее новых образований, но и через дифференциацию и иерархизацию ранее возникших мотивов деятельности. Наиболее развитой структурой мотивационно-потребностной сферы обладает личность с общественной направленностью мотивов. Следовательно, включение мотивов, связанных с принятием отличных от нас людей, подразумевает просоциальную направленность личности в целом.

Важнейшей характеристикой мотивационно-потребностной сферы является наличие у человека твердой воли, т. е. реальной способности превратить свои мысли и намерения в дела, поступки. Это чрезвычайно важно, поскольку реальность свидетельствует, что работа по формированию гуманной позиции школьника по отношению к детям с ОВЗ оказывается малоэффективной, когда оно базируется только на сообщении школьникам соответствующих знаний, советов, инструкций и т. п. Кардинальные решения в сфере психолого-педагогической деятельности по формированию такой позиции лежат в принципиальном изменении характера отношений человека к инвалидам. И поэтому особое значение приобретает поиск механизмов и средств преобразования мотивационно-потребностной сферы личности (прежде всего, растущего человека), соответствующих установок и целей в ее преобразовательной деятельности, в практическом взаимодействии с детьми с ОВЗ и выработки готовности к определенному пониманию их и соответствующему поведению. школьник здоровье толерантный

Особенность мотива как одной из сторон мотивационной сферы состоит в том, что он прямо связан со смыслом, с личностной значимостью деятельности. Если изменяется мотив, ради которого школьник действует, то он принципиально перестраивает и смысл всей его деятельности, и наоборот.

В педагогической практике возможны разные пути воспитания новых мотивов учения. В одних случаях рождение новых мотивов учения происходит тогда, когда учителю удается придать личностный смысл действиям ученика, которые ранее не имели для него внутренней значимости. Но по мере успешного выполнения заданий и получения за них положительных оценок взрослого эта цель закрепляется. Выполнение заданий приобретает для ученика новый смысл, а это значит, что появляется новый мотив учения. Этот путь появления новых мотивов в психологии обычно называют «сдвиг мотива на цель». В других случаях воспитание новых мотивов правильнее строить не через реальную деятельность (работу) ребенка, а сразу через осознание мотивов.

Читайте также:
НОД по теме ‘От кареты до ракеты’ с использованием ИКТ по стихотворению Михалкова

Практика показывает, что учителю зачастую приходится ставить перед школьниками готовые цели, которые, правда, никогда в неизменном виде не перекладываются в голову ученика, а всегда «доопределяются» или «переопределяются» ребенком, т. е. переосмысливаются им с точки зрения индивидуального опыта жизни. Иными словами, процесс перехода готовых целей учителя во внутренние цели учеников происходит всегда, но нередко он происходит стихийно, без контроля и внимания педагога.

Какие же мотивы играют наиболее важную роль в процессе формирования у детей гуманной позиции в отношении детей с ОВЗ?

Как показывает психологический анализ теорий мотивации (Д. Аткинсон, К. Левин, Д. Макклелланд, А. Маслоу, Г. Меррей, Г. Келли, Ю. Роттер, Г. Хекхаузен и др.), такими мотивами могут являться: мотив достижения успехов, мотив избегания неудачи, личностная тревожность, определенный локус контроля, само оценка, уровень притязаний, мотив аффилиации, мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм) и агрессивность. Это — наиболее значимые социальные мотивы, определяющие отношения человека к людям.

Многие специалисты полагают, что важнейшими из них являются мотивы достижения и избегания неудачи.

Далеко не все люди имеют высокую мотивацию достижения. Многие предпочитают избирать иные тактики поведения. Всегда существует риск не добиться успеха в том или ином деле, и это не просто болезненно ударяет по самолюбию, но и заставляет пересмотреть свой образ Я. Поэтому они рассуждают, что лучше позаботиться о том, чтобы снизить этот риск до минимума. А именно: не ставить перед собой излишне сложных задач, по возможности не брать на себя ответственность, а рисковать только в том случае, когда шанс на победу значительно превышает пятьдесят процентов. Можно снизить свои притязания, зато сохранить самоуважение. Установлено, что у людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические самооценки, а у индивидов, ориентированных на неудачу, — нереалистические, завышенные или заниженные. С самооценкой связан уровень притязаний, характеризующий сложность задач, которые ставит перед собой субъект. Очевидно, что уровень притязаний высок у людей, имеющих мотив достижений.

Мотив аффилиации проявляется как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми. Он коррелирует со стремлением человека к одобрению со стороны окружающих людей, с уверенностью и желанием самоутверждения. Мотив аффилиации может сочетаться как с высоким мотивом власти, так и с низким.

Проявления мотива альтруизма Г. Меррей — известнейший его исследователь, описал так: «высказывать сочувствие и удовлетворять потребности беспомощного… ребенка или любого другого, который слаб, покалечен, устал, неопытен, немощен, унижен, одинок, отвержен, болен, который потерпел поражение или испытывает душевное смятение».

Таким образом, анализ показывает, что иерархия мотивов, формируемых у младших школьников, может выглядеть следующим образом: мотив достижения успехов > мотив развития адекватной самооценки > мотив аффилиации > мотив альтруизма.

В основу формирования указанной иерархии мотивов может быть положена одна из популярных в последние десятилетия мотивационная теория — концепция баланса Ф. Хайдера. Согласно его взглядам, социальная ситуация может быть описана как совокупность элементов (людей и объектов) и связей между ними. Одни сочетания элементов и связей являются устойчивыми, сбалансированными, другие — несбалансированными. У людей наблюдается стремление к сбалансированным, гармоничным, непротиворечивым ситуациям. Несбалансированная ситуация вызывает — подобно когнитивному диссонансу — чувство дискомфорта, напряженности и стремление привести ее к сбалансированному виду. Таким образом, одним из источников движущих сил человеческого поведения, по мнению Хайдера, является потребность в гармоничных, непротиворечивых социальных отношениях. В нашем случае, стремление к такого рода отношениям с педагогом (безусловно, характерное для младших школьников!) и со своими одноклассниками выступает важнейшим условием формирования у детей необходимой мотивации. Положение дисбаланса инициирует поведение, направленное на восстановление баланса.

В качестве простейшей социальной ситуации Хайдер рассматривает триаду «субъект — другой человек — объект» вместе с отношениями между ними «субъект — другой человек», «субъект — объект, «другой человек — объект». Объект при этом понимается весьма широко: как вещь, процесс, группа людей, предмет, идея и т. д. В качестве такого объекта выступает ребенок с ОВЗ.

В таком случае возникают следующие возможные социальные ситуации, отраженные в табл. 1. Знаками «+» или «-» обозначены отношения обычного школьника и педагога к оказанию помощи ребенку с ОВЗ.

Таблица 1 Виды возможных социальных ситуаций в триаде «обычный школьник–ребенок с ОВЗ–педагог»

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 19.12.2016 2016-12-19

Статья просмотрена: 3777 раз

Библиографическое описание:

Лотфуллина, Р. Д. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности / Р. Д. Лотфуллина, Э. Э. Масимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 914-916. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36960/ (дата обращения: 18.01.2022).

Читайте также:
Звуки (Л) - (Л’) - конспект занятия

Вданной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.

Ключевые слова: дети с особенностями в развитии, толерантное отношение, ОВЗ, инклюзивное образование, интегрированное образование

Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий реализации в будущем потенциала личности. Важную роль в формировании толерантной личности играет школа, именно в ней ребенок проводит большую часть времени и приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного, терпимого отношения к окружающим людям.

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Решением этой педагогика-психологической проблемы становится введение инклюзивного образования [2]. Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [4]. Иначе говоря, инклюзивное образование предполагает обучение детей с ОВЗ совместно со сверстниками в одном классе, а не в специальном. И для того, чтобы идеи инклюзивного воспитания в полной мере реализовались в России необходимо, необходимо изменить отношение общества к детям с ограниченными возможностями: от равнодушия и агрессии до милосердия и заботы.

Несмотря на всю неверную информацию, страхи, стереотипы, вызывающих негативное отношение к людям с ограниченными возможностями, практика показывает, что обучение детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками дает положительный эффект в отношении социализации, личностного развития и той, и другой категории учащихся, а также соответствует нормам международного права и российского законодательства [3]. Эффективная интеграция возможна в условиях постоянного совершенствования систем массового и специального образования, умелого сочетания принципов интеграции и профессионального воздействия в специально организованных условиях. Таким образом, интегрированное обучение детей следует признать оптимальной формой организации учебно-воспитательного процесса. Это не только позволит детям с особыми потребностями обеспечить успех в жизни, но и дает р право выбора, даёт возможность вносить свой вклад в общественную жизнь. Необходимо осознавать, что детей с особенностями в развитии необходимо научить жить в социуме, навыкам независимости и самостоятельной жизни. А гарантом равных прав и условий для развития и самореализации должно выступить образование.

Начнем с понятия, в статье 11 «Декларации принципов толерантности», принятой ООН в 1995 году говорится «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии…» [4], как говорится в педагогическом словаре, толерантность — это «Одно из важнейших профессиональных качеств учителя. В основе этого качества лежит способность учителя адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации — с другой». [4]. Дело в том, что одна из важнейших проблем детей с особенностями в развитии является своеобразная «изоляция» от мира, общества, природы, а порой и элементарного образования. Другая не менее важная проблема — это наличие физических и психических барьеров, мешающих наладить контакты со сверстниками и приводящие в конечном итоге к неприятию и негативному отношению со стороны общества. Проблему усугубляет тот факт, что зачастую сами педагоги относятся к таким детям интолерантно. Педагогу необходимо понять, что нельзя насильно привить чувство терпимости исходя из его формального понимания, оно не должно навязываться, толерантность приобретается через информацию, жизненный опыт и воспитание. Именно поэтому педагогу необходимо выстроить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы показать, что он готов принять каждого такими, какие они есть и работать с общего согласия.

Рассмотрим несколько преимуществ интегрированного образования как для детей с ОВЗ, так и для детей с нормальным развитием [2]:

  1. Развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи; обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей; развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность;
  2. Исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;
  3. Подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума; исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;
  4. Преимущества педагогического характера: рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом); активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации

Многие преподаватели не знакомы с проблемой отклонений в развитии: они зачастую не имеют представлений о специфических особенностях развития, таких как нарушения динамики психических процессов и повышенная чувствительность детей к отношению окружающих, характерные для «особых» детей. Эти характеристики познаются либо при практическом взаимодействии с этими детьми, либо в процессе их обучения [5].

Необходимо ликвидировать пробелы в образовании преподавателей, их низкую информированность в области коррекционной педагогике и специальной психологии. Введение в программу педагогических учебных заведений спецкурсов с соответствующей тематикой могло бы изменить ситуацию в профессионально-педагогическом образовании и в сфере массового просвещения.

Работа с педагогами по формированию толерантного отношения к особым детям предполагает [1]:

‒ диагностику отношения педагогов и воспитателей к детям с особыми нуждами;

Читайте также:
Профессиональная подготовка логопеда к использованию компьютерных технологий в работе с детьми с речевыми нарушениями

‒ знакомство учителей с особенностями развития и личностным своеобразием детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии разной этилогии (Этилогия — раздел медицины, изучающий причины и условия возникновения болезней.

‒ проведение тренингов, семинаров, «круглых столов», направленных на формирование толерантной культуры личности педагога.

Работа педагога с детьми осуществляется в следующих направлениях:

‒ Диагностика личности ребенка с отклонениями в развитии;

‒ Диагностика отношения нормально развивающихся сверстников к детям с особыми нуждами;

‒ Коррекция психоэмоционального состояния детей с проблемами в развитии;

‒ Гармонизация внутриколлективных отношений, сплочение детского коллектива.

Конспект занятий для детей 6–7 лет по формированию толерантного отношения к детям-инвалидам (авторы А. Алѐшина, Е. Худенко)

Занятие № 1. «Пойми меня»

Цель: формирование у ребенка потребности во взаимопонимании; воспитание эмпатии.

Оборудование: опорные картинки с изображением тех или иных предметов (одушевленных или неодушевленных), о которых в рассказе должна идти речь.

1. Организационный момент

Упражнение на развитие логического мышления, умение делать выводы на основании анализа нескольких суждений.

2. Вводная часть

Вводная беседа на тему: «Что нужно, чтобы научиться понимать друг друга?». (Уметь не только слушать, но и уметь услышать друг друга.)

Игра «Испорченный телефон»

Ведущий. Постарайтесь сейчас как можно лучше услышать и понять друг друга.

Участники игры садятся в круг. Каждый игрок по очереди произносит шепотом на ухо сидящему рядом какое-либо слово. Последний игрок произносит громко то слово, которое он услышал. Первый игрок должен назвать то слово, с которого он начал игру. Если слово совпадет, то все игроки правильно поняли соседа, если нет, то игроки не поняли друг друга.

3. Основная часть

Ведущий. Смысл игры заключается в том, чтобы вы смогли продолжить рассказ, начатый предыдущим игроком.

Игра может проводиться группами до 10 человек. Все игроки должны продолжить рассказ одним предложением. Тот игрок, на котором заканчивается рассказ, должен начать новый.

Участники игры садятся в круг. Ведущий показывает первую картинку с изображением, допустим, собаки. Первый игрок начинает рассказ одним предложением, например: «В одном доме жила собака…» Его сосед справа продолжает: «Эта собака любила гулять со своим хозяином у пруда…» Следующий сосед справа продолжает рассказ тоже одним предложением и так далее. Чем необычнее и смешнее будет поворот этой истории, тем лучше. Игра продолжается по кругу до тех пор, пока воображение участников не иссякнет, а интерес не угаснет. Обычно на это уходит 10–15 минут. Желательно стремиться к тому, чтобы рассказ имел начало, середину и конец и строился вокруг какого-нибудь события (сюжета).

Ведущий. А сейчас разбейтесь на пары. Встаньте друг против друга.

Один показывает упражнения, другой повторяет за ним. Затем наоборот.

5. Закрепление, итог

Обобщающая беседа по теме занятия: «Что нового вы узнали сегодня овзаимоотношениях между собой и другими?»

Ведущий предлагает детям решить следующую задачу: «Представьте себе, что с вами вместе находится ребенок со странностями поведения, не такой, как вы, а ему тоже хочется принять участие в вашей игре. Как вы сможете ему помочь?»

Ведущий. А теперь сделаем вывод: «Как хорошо, когда каждый из нас умеет слышать и понимать друг друга, тогда нам интересно быть вместе».

И педагог предлагает всем улыбнуться друг другу и поблагодарить за игру.

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Воспитание толерантного отношения к детям ограниченными возможностями здоровья

Люди на свет рождаются разными:

Чтобы других ты смог понимать,

Нужно терпенье в себе воспитать.

Нужно с добром к людям в дом приходить,

Дружбу, любовь в своем сердце хранить!

За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях. В настоящее время в России насчитывается около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья. Это актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки. Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда и к элементарному образованию. Также существует негативное отношение к таким детям со стороны сверстников, наличие физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги сами иногда интолерантно относятся к таким детям, называя их «ущербными», «неполноценными». В связи с этим, одной из главных задач в развитии детских учреждений по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагога педагогической толерантности, то есть способность понять и принять ребенка таким, какой он есть. А также воспитывать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся дети, которые имеют дефекты, как в физическом, так и в психологическом развитии при необходимости создания специальных условий для жизни. Должны ли мы проявлять толерантность к таким детям? Что же такое толерантное воспитание?

Читайте также:
Конспект 'Транспорт'

Толерантное воспитание – это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий. Толерантное воспитание начинается в семье. Насколько родители будут терпимы к своему ребенку, так и он будет относиться с уважением и пониманием к людям с ограниченными возможностями здоровья. Для того чтобы воспитывать у детей толерантное отношение, родителям необходимо формировать систему ценностей, в основе которой стоят такие понятия как сочувствие, сопереживание, понимание. Каждый ребенок, каким бы он ни был, – это, прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. Проблема толерантности приобретает особое значение в связи с развитием у нас в стране инклюзивного образования, в рамках которого происходит включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду и адаптацию в ней. Необходима просветительская работа с педагогами и родителями о представлении и понимании того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционного образования:

– знание психологических закономерностей и особенностей «особых детей»;

– знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса;

– умение реализовывать различные способы взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (педагогами, детьми, родителями).

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность для всех в части приспособления к потребностям каждого ребенка, вне зависимости от состояния его здоровья. Как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования сопровождается определенными трудностями.

Главная трудность – сломать настороженное, местами даже негативное отношение всех участников данного процесса к совместному обучению:

– во первых, это отношение родителей здоровых детей к данной идее. Многие не поддерживают ее, опасаясь, что это негативно скажется на успеваемости обычных детей;

– во вторых, среди педагогов, может проявляться настороженное отношение к «особым» детям.

Толерантность, сформированная еще в дошкольном возрасте, является одним из важнейших условий успешной реализации в будущем потенциала личности. Важную роль в формировании толерантной личности играют учреждения образования, именно в них ребенок проводит большую часть времени и приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного терпимого отношения к окружающим людям.

Педагогам следует способствовать созданию доброжелательной атмосферы в группах детского сада, где дети могут обсуждать свою жизнь и чувства, где развита взаимная поддержка и коллективная работа. Традиционные представления о детях с нарушениями в развитии в последнее время значительно изменились. Если раньше такой ребенок мог вызвать лишь сочувствие и рассматривался как нуждающийся в помощи, то теперь он считается равноправным, независимым, но нуждающимся в направлении и поддержке. С учетом современного подхода необходимо изменить отношение родителей, специалистов и всего общества к ребенку с ограниченными возможностями.

Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Общей для педагогов и для родителей является проблема толерантности. Семья во многом может помочь детскому учреждению. Однако, очень часто именно родители сеют зерна вражды, неприязни, даже не замечая этого. Дети впитывают оценки родителей, воспринимают их негативное отношение к другим людям, не таким как все. В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями воспитанников, разъяснять им важность воспитания у детей культуры общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с воспитанниками и родителями, личный пример взрослых воспитывает у детей чувство уважения к другим людям, толерантность к другим взглядам. Очень сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители. Ребенок как губка, он впитывает все, что видит и слышит (даже если это не предназначено для его ушей). И если в доме существует двойная мораль, то есть на людях родители говорят о братстве и равенстве, а дома ребенок слышит совсем другое, то усвоит он именно последнее. Вот и получается, что воспитание толерантности надо начинать с себя. От нас с вами зависит, чему мы научим ребенка: милосердию, любви, терпимости или жестокости и ненависти. Помочь каждому родителю понять, осознать это – одна из основных задач педагога, поэтому темой родительских собраний становятся вопросы воспитания толерантности: «Мы разные, но мы дружим!», «Разные дети» и т.д.

Работа педагогов с родителями по формированию толерантности у детей проводится с учетом особенности семьи, родителей и, прежде всего семейных взаимоотношений. Выявление проблем в воспитании детей, семейных отношениях, поведении родителей позволит организовать специальное просвещение родителей, обучение их навыкам толерантного общения.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей предусматривает:

– учет возрастных и индивидуальных возможностей детей;

– взаимосвязь, соответствие программ, форм воспитания толерантности у детей и тематики просвещения родителей.

Содержание психолого-педагогического просвещения родителей по воспитанию толерантности у детей может включать следующие вопросы:

– сущность понятия «толерантность», ее основные характеристики и проявления;

– факторы, влияющие на формирование толерантности у детей;

– взаимоотношения в семье как фактор воспитания толерантности у детей;

– методы воспитания толерантности у детей;

– пример родителей в воспитании толерантности у детей;

– особенности воспитания толерантности у детей разного возраста.

Хочется надеяться на то, что в итоге дети с ограниченными возможностями, в том числе с нарушениями интеллекта, научатся жить в согласии с другими, никогда не будут чувствовать своей ненужности, а в будущем обязательно найдут то поле деятельности, где они смогут реализовать себя, станут полноценными и полноправными гражданами нашей страны.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Заучивание стихотворения А.А. Фета Жаворонок

Формирование толерантного отношения к детям – инвалидам и детям с ОВЗ в классе

• Гендерная толерантность
• Расовая и национальная толерантность
• Толерантность по отношению к инвалидам
• Религиозная толерантность
• Сексуально-ориентационная толерантность
• Политическая толерантность
• Образовательная толерантность
• Межклассовая толерантность
Слайд 10.
Данный доклад посвящен формированию толерантности по отношению к детям – инвалидам и детям с ОВЗ. Мне хотелось бы вместе с вами обсудить проблему отношения общества к детям с особенностями развития. Коснуться истории данного вопроса, оценить состояние дел на сегодняшний день и увидеть, возможно, перспективу развития в данном вопросе, поделиться собственным опытом.
Слайды 11-13.
2. Отношение к детям – инвалидам в разные исторические периоды развития общества.
За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям-инвалидам. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.
Очень часто, обращаясь к нашей истории, нам становится неуютно оттого, что мы узнаем. И, тем не менее, отрицать факты нет смысла, потому что даже самые неприятные сведения из прошлого помогают нам понять то, что происходит в настоящем.
О том, как общество относилось к детям-инвалидам, мы впервые узнаем из мифов о древней Спарте, где, согласно древнему историку Плутарху, немощных детей сбрасывали со скалы. В Древней Греции, где высоко ценилось физическое совершенство человека, детей, у которых при рождении замечались физические недостатки, убивали. В Древнем Риме, как и в Древней Греции, детоубийство младенцев с расстройствами считалось нормой. Но, в тоже время следует отметить, что в Риме разрабатывались способы лечения людей с инвалидностью. Например, Аристотель изучал глухоту, а Гиппократ пытался лечить эпилепсию. При помощи методов
гидротерапии и физических упражнений разрабатывались методы лечения приобретенных заболеваний, но они были доступны только богатым гражданам.
В Древней иудейской культуре ко всем слепым и глухим, вдовам, сиротам и малоимущим относились особенно внимательно, детоубийство запрещалось. Однако инвалиды, по-прежнему, считались людьми с печатью греха, именно поэтому им запрещалось посещение религиозных ритуалов.
В Древнем Египте впервые упоминаетс документ (папирус Ebers), который включает в себя перечень древнейших рецептов, врачебных советов, магических целебных заклинаний. Важно, что египтян интересовали не только причины болезни и способы ее лечения, но и заботило социальное самочувствие инвалидов: жрецы обучали слепых музыке, пению, массажу; привлекали к участию в культовых церемониях. В отдельные исторические периоды слепые составляли основную массу придворных поэтов и музыкантов.
Для русской культуры инвалиды (юродивые, калеки) традиционно являлись одним из объектов благотворительности и милосердия. Инвалиды, чьё развитие существенно отличалось от общепринятой нормы, в православной культуре вызывали чувство жалости, сострадания и сочувствия.
Действительно, обращаясь к истории, мы видим, что отношение к детям с физическими или психическими недостатками было неоднозначным. Общество испытывало на протяжении всего своего существования очень противоречивые чувства к детям с особенностями — от жалости и сочувствия до злости и ненависти. Как трудно, когда людей терзают, прямо таки разрывают в разные стороны такие противоположные эмоции. Часто это заканчивается тем, что тема вызывающая их просто «закрывается», как будто ее не существует. Проблемы не решаются потому, что спокойнее их просто игнорировать. Но существует закон равновесия, как бы мы этому не противились, и та информация, которую мы не хотим замечать, появляется перед нами в еще более усложненной форме, а в определенный момент достигает такого содержания, которое уже невозможно не замечать и игнорировать. Детская инвалидность возрастает, принимая катастрофические масштабы, об этом становится все сложнее молчать. Это касается всего общества, это его боль, и общество в определенный момент понимает, что пыталось лечить эту боль не тем способом.
Чтобы исцелить болезнь в первую очередь следует признать ее существование, принять ее, а затем уже искать способы лечения.
Проблемы детской инвалидности относительно недавно стали предметом специальных исследований. Скажем больше, серьезные исследования относительно развития детей вообще начали проводиться только после второй мировой войны, а это в масштабах развития человечества очень скромный отрезок времени.
И нельзя не отметить, что динамика в данном вопросе явно положительная – от физического уничтожения, непризнания и изоляции «неполноценных членов» до необходимости интеграции лиц с различными дефектами в общество, создания для них безбарьерной среды.
К сожалению, ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей-инвалидов.
Дети-инвалиды, взрослые инвалиды являются наиболее социально незащищенной группой населения, которая наиболее часто подвергается жестокости со стороны окружающих их людей.
Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда — к элементарному образованию. Так же отмечается проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей данной категории. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям. В связи с этим, одной из центральных задач в развитии толерантности по отношению к детям с особыми потребностями является формирование педагогической толерантности, т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. Также необходимо воспитывать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Большинство из вышеперечисленных проблем способно решить инклюзивное образование.
Это потенциально очень перспективная форма социализации детей с особенностями в развитии.
Слайд 14.
3. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения.
Под инклюзивным (включенным) образованием понимается процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд.15.
В связи с этим, одной из центральных задач в развитии образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов, сверстников, родителей толерантности.
Для формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями необходимо опираться на следующие задачи:
– изменение общественного мнения и неадекватных социальных представлений у учеников общеобразовательных школ, их родителей и учителей по отношению к детям-инвалидам;
– формирование основ эмпатийного («эмпатия» (от греч – сопереживание) – постижение эмоционального состояния другого человека сопереживанием) поведения как со стороны обычных сверстников, их родителей, и со стороны семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, самого ученика-инвалида;
– нейтрализация иждивенческих настроений и стилей поведения детей-инвалидов, их семей;
– повышение уровня профессиональной компетентности у учителей общеобразовательных школ в области технологий и методик интегрированного обучения.
Слайд 16.
Это имеет непосредственное отношение к четко выделяющейся последнее время большой группе детей с задержкой психического развития (далее – дети с ЗПР). Такие дети не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, имеют нарушения ценностно-личностной ориентации, высокую степень педагогической запущенности, отклонения интеллектуального и личностного развития, частичное отставание в развитии психических функций.
Я затронула эту тему, потому что сама являюсь специалистом, работающим с детским коллективом, в состав которого входят дети с ОВЗ.
Слайд 17.
Успешность интеграции детей с ЗПР в общеобразовательный класс зависит от информированности окружающих взрослых: педагогов, родителей – об особенностях и проблемах обучения и воспитания детей с ЗПР.
Поступающим в школу детям с ЗПР свойствен ряд специфических особенностей. Они не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, недостает знаний для усвоения программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытываю трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы.

Читайте также:
Дидактические пособия, как средства развития фонематических процессов у дошкольников

Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР.
1. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, им в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней и тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.
2. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.
3. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.
4. У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.
5. Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.
6. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.
Задержка психического развития (ЗПР) — это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могу включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье. Детей с временной задержкой психического развития нередко ошибочно считают умственно отсталыми. Отличия этих групп детей определяются двумя особенностями.
У детей с ЗПР трудности в овладении элементарной грамотой счетом сочетаются с относительно хорошо развитой речью, значительно более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и с более высоким уровнем развития познавательной деятельности.
Такое сочетание для умственно отсталых детей нехарактерно. Дети с временной ЗПР всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот принцип на выполнение других (сходны) заданий.
Слайд 18.
Работу по формированию толерантности необходимо проводить со всеми участниками образовательного процесса в следующих целевых группах:
– педагоги и специалисты (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог), работающие с детьми;
– родители (законные представители);
– воспитанники, обучающиеся.
4. Из личного опыта.
Воспитание толерантности у обучающихся начальной школы – это тяжелый интеллектуальный и ответственный труд, большая психическая работа учителя, которая направлена на формирование неокрепших личностей учеников. Самое главное, на мой взгляд, педагог должен быть сам толерантен и открыт детям: только в этом случае он будет для воспитанников убедителен.
Проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья может выступать в качестве одного из направлений воспитательной работы классного руководителя. Классному руководителю всегда принадлежала основная роль в формировании личности ребенка в школе, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите прав и отстаивании его интересов.
Для формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в классном коллективе я поставила перед собой цель:
сформировать и укрепить в классном коллективе универсальную толерантную среду.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Создать максимально благоприятные организационные условия в учебно-познавательной деятельности для успешности каждого учащегося, в том числе «особых детей».
2. Достичь максимальной адаптации детей к условиям обучения.
3. Обучить толерантному поведению в классном коллективе и конструктивным способам выхода из конфликта.
4. Обеспечить участие всех детей в разнообразной внеклассной деятельности школьного коллектива, гарантирующей разносторонность развития.
5. Создать ситуацию успеха для ребенка с особыми образовательными потребностями.
6. Установить взаимодействие с семьей «особого» ребенка с целью заботы о его максимальном развитии.
7. Систематически проводить педагогическое наблюдение, диагностику воспитанности детей и эмпатического принятия инклюзивного ребенка его одноклассниками, соответствующее педагогическое корректирование толерантного отношения каждого ученика.
5. Основные формы воспитательной работы по формированию толерантности.
Для реализации задач по формированию толерантности важно способствовать приобретению учащимися социальных знаний об одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, формировании чувства милосердия к окружающим людям; воспитании доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 19.
Основными формами воспитательной работы в этом направлении могут быть:
– познавательные и этические беседы, рассказы, тематические диспуты,
– сочинения, защита исследовательских работ,
– конкурсы рисунков, стихов,
– социальные акции, концерты, праздники и др.
Классному руководителю важно в процессе подготовки и проведения внеурочных мероприятий создать комфортные условия для эмоциональных переживаний учащихся.
Для развития у учащихся готовности к построению конструктивного взаимодействия с другими людьми, и понимания ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения, формирование толерантного отношения к себе и другим, целесообразно использовать технологии деятельностного и интерактивного обучения и воспитания:
– тренинги толерантности как психотехнологии социальной адаптации детей с ОВЗ в классный коллектив,
– моделирование воспитывающих ситуаций, ролевые игры, обсуждения, просмотр фильмов и т.п.
Особое внимание рекомендую уделить «Урокам доброты».
Слайд 20.
Цель уроков – способствовать формированию позитивного отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.
Основная идея уроков – рассказать о жизни и возможностях инвалидов, дать понятие о том, какие бывают инвалиды, как они живут, и кем могут работать, с какими трудностями и проблемами сталкиваются в семье, в обществе, то есть показать здоровым людям, что инвалид – такой же человек, как все, различие лишь в том, что при необходимости он вынужден затрачивать усилий и времени больше, чем здоровые люди, но он имеет равные права и возможности в реализации своих потребностей.
Примерная тематика «Уроков доброты»: «Пойми меня», «Мы учимся чувствовать друг друга», «Мы в этом мире», «Я выбираю дружбу», «Учимся толерантности», «Планета Толерантность».
6. Выводы.
Слайд 21.
Толерантность, сформированная еще в младшем школьном возрасте, является одним из важнейших условий успешной реализации в будущем потенциала личности. Важную роль в формировании толерантной личности играют учреждения образования, именно в них ребенок проводит большую часть времени и приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного терпимого отношения к окружающим людям.
Совместное обучение с «особыми детьми» способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств обучающихся, как социальная компетентность толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим».

Читайте также:
Необходимость развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.
Каждый класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в любой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни конфликтов. Очень важно, чтобы дети чувствовали, что они любимы!
Слайд 22.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: