Вопросы квалификационного испытания (экзамена) по должности Учитель-логопед

Аттестация педагогов в 2021 году — последние новости

По части 2 статьи 49 ФЗ №273 педагогическим работникам не реже одного раза в 5 лет нужно проходить аттестацию, чтобы подтвердить соответствие занимаемой должности. Также учителя, воспитатели и преподаватели могут пройти проверку с целью получения категории. Скоро должны вступить в силу новые правила аттестации учителей в 2021 году. Какие изменения могут произойти, и к чему готовиться, расскажем далее.

О переносе аттестации педагогов в 2021 году

В 2020 году в связи с коронавирусом педагогическим работникам разрешили не проходить обязательную проверку. Вступило в силу два приказа Минпросвещения:

№193 — о продлении квалификационной категории (КК), срок действия которых закончился с 1 апреля по 1 сентября 2020 года, до 31.12.2020 года;

№713 — о продлении КК еще на год — до 31.12.2021 года.

Если педагогические сотрудники не прошли аттестацию в 2020 году, то волноваться не стоит — время еще есть. Уровень зарплаты для таких специалистов остается прежним, в соответствии с КК.

Designed by stockking/Freepik

Даже если срок действия категории продлен, педагог вправе аттестоваться по утвержденному ранее порядку — указано в письме Минпросвещения №ВБ-90/08/27 от 27.01.2021 г. Поэтому процедура будет проходить также, как раньше (в каждом регионе она отличается).

Новая система аттестации учителей в 2021 году — что уже известно?

Принципы системы развития педагогических работников отражены в распоряжении Правительства №3273-р от 31.12.2019 г.. Новая модель аттестационной процедуры проходила апробацию в школах 19 регионов России. По последним данным модель планируют запустить с 1 сентября 2021 года.

Новые категории

Теперь помимо первой и высшей педагог сможет получить следующие квалификационные категории:

Старший учитель (методист) — занимается внедрением инновационных образовательных технологий, проводит экспертизу конкурсных работ мастерства, курирует проекты, устраивает семинары. Чтобы получить категорию, необходимо 5 лет проработать в учреждении.

Ведущий учитель (наставник) — выстраивает план карьерного роста педагогов, помогает коллегам в вопросам профессионального мастерства. Для такой квалификационной категории нужно 10 лет проработать в образовательном учреждении.

При получении сразу 2 квалификационных категорий надбавка к зарплате будет идти сразу за обе.

Аттестация учителей в 2021 — как проходит оценка педагогов по последним данным?

Теперь педагогических работников будут оценивать по ЕФОМ — единым федеральным оценочным материалам, включающим в себя 4 вида компетенций:

Педагоги будут проходить 3 типа оценки знаний: первичную, на соответствие занимаемой должности и в целях получения категории. Рассмотрим каждую.

Введение первичного экзамена

Входной экзамен сдают специалисты, которые только устраиваются на рабочее место в образовательную организацию. Педагога проверяют по 4 компетенциям, указанным выше. Такой экзамен позволяет определить «пробелы» в знаниях и навыках для дальнейшего развития.

Процедуру проводят также для специалистов, которые:

5 лет не работали по профессии;

не имеют опыта работы учителем;

выпустились из колледжа или вуза.

Как будет проходить аттестация учителей в 2021 году на соответствие занимаемой должности

Designed by stockking/Freepik

Такую проверку знаний раз в 5 лет проходят практически все педагогические работники — по статье 49 ФЗ №273. Оценка включает профессиональный экзамен по ЕФОМ. Также оцениваются мотивированное представление работодателя, которое включает:

деловые качества педагога;

результаты профессиональной деятельности.

Итак, как пройти аттестацию учителю в 2021 году, чтобы подтвердить соответствие занимаемой должности? Порядок таков:

В образовательной организации собирают комиссию из преподавателей, руководства, членов профсоюза — на усмотрение учреждения.

Аттестуемый сотрудник готовит документы. В перечень входят: заявление, копии документов об образовании, подтверждение категории (при наличии), характеристику и сопроводительное письмо с работы.

В течение 30 дней рассматриваются документы педагога и назначается дата проведения процедуры.

На экзамене учителю могут задать не только вопросы о продаваемом предмете, но и на знание психологии, методик обучения, законов и так далее. Комиссия выставляет баллы по аттестационным процедурам. Если педагог набирает нужное количество баллов, ему выдают сертификат сроком на 5 лет. Учителя, не прошедшие проверку, получают свидетельство.

Изменения в аттестации педагогов в 2021 году с целью получения категории

Учитель добровольно решает пройти аттестационную проверку, чтобы подтвердить квалификацию и получить первую или высшую категорию. Процедура проводится по старым правилам — в каждом регионе процесс различается. Для этого необходимо подавать соответствующее заявление и документы (можно в электронном виде). В зависимости от места нахождения учебной организации процедуру проводят Минпросвещения или департамент образования.

Аттестационная комиссия рассматривает портфолио педагога, куда входят благодарности и награды. Также нужно предоставить характеристику с работы. Присвоенная категория действует 5 лет, потом ее потребуется снова подтвердить.

Читайте также:
Развитие речи и мелкой моторики рук на занятиях изобразительной деятельностью с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Аттестация учителей в 2021 году последние изменения — подытожим

Педагогические работники, у которых срок действия сертификатов истек в 2020 году, могут не проходить аттестацию до конца 2021 года;

с 1 сентября планируют изменить процедуру, введя оценку компетенций педагогов (ЕФОМ);

педагоги могут подать документы на присвоение категории электронно и получить решение в течение 60 дней;

новая аттестация учителей в 2021 (с сентября) предполагает появление возможности получить еще 2 категории — «учитель-наставник» и «учитель-методист».

Пока вопрос об изменениях в процедуре остается открытым. Если все-таки аттестация преподавателей в 2021 году будет проводиться по новым правилам, педагогам придется тщательнее готовиться.

Рекомендуем пройти повышение квалификации, чтобы устранить пробелы в знаниях — вспомнить теорию по детской психологии, педагогике, современным педагогическим технологиям, а также изучить основные положения ФГОС и так далее.

Аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности

В связи с имеющими место нарушениями требований Порядка проведения аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности , утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» от 7 апреля 2014г. № 276 (далее – Порядок), Аттестационная комиссия Министерства образования обращает внимание:

Порядок применяется к педагогическим работникам организаций, замещающим должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678, в том числе в случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем совмещения должностей наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором:

  • Воспитатель
  • Инструктор-методист
  • Инструктор по труду
  • Инструктор по физической культуре
  • Концертмейстер
  • Логопед
  • Мастер производственного обучения
  • Методист
  • Музыкальный руководитель
  • Педагог дополнительного образования
  • Педагог-библиотекарь
  • Педагог-организатор
  • Педагог-психолог
  • Преподаватель
  • Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
  • Руководитель физического воспитания
  • Социальный педагог
  • Старший вожатый
  • Старший воспитатель
  • Старший инструктор-методист
  • Старший методист
  • Старший педагог дополнительного образования
  • Старший тренер-преподаватель
  • Тренер-преподаватель
  • Тьютор
  • Учитель
  • Учитель-дефектолог
  • Учитель-логопед.

1) Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями (далее – аттестационная комиссия организации).

2) Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педагогические работники:

а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории;

б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;

в) беременные женщины;

г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктами «г» и «д» настоящего пункта, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом «е» настоящего пункта, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.

3) Аттестационная комиссия организации создается распорядительным актом работодателя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

4) В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).

5) Аттестация педагогических работников проводится в соответствии с распорядительным актом работодателя:

Работодатель знакомит педагогических работников с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику.

Необходимость и сроки проведения аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности определяются работодателем с учетом положений, предусмотренных пунктами 5 и 22 Порядка аттестации.

Таким образом, нет обязательного требования проводить аттестацию на соответствие сразу после окончания срока действия квалификационной категории, в каждом отдельном случае необходимо учитывать целесообразность проведения данной процедуры. Например, педагогический работник в самое ближайшее время планирует выходить на квалификационную категорию, или планирует выходить на пенсию со следующего учебного года и др.

6) Для проведения аттестации на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию организации Представление.

Заявления на аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности педагоги НЕ пишут.

Читайте также:
Формирование грамматического строя речи у детей средствами театрализованной деятельности по сюжету русской народной сказки ‘Маша и медведь’

7) В представлении содержатся следующие сведения о педагогическом работнике:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии);

б) наименование должности на дату проведения аттестации;

в) дата заключения по этой должности трудового договора;

г) уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;

д) информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;

е) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);

ж) мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

8) Работодатель знакомит педагогического работника с Представлением под роспись не позднее, чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации.

После ознакомления с представлением педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию организации дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации – с даты поступления на работу).

При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.

9) Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии организации с участием педагогического работника.

Заседание аттестационной комиссии организации считается правомочным, если на нём присутствуют не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии организации.

В случае отсутствия педагогического работника в день проведения аттестации на заседании аттестационной комиссии организации по уважительным причинам, его аттестация переносится на другую дату, и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем работодатель знакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации.

При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии организации без уважительной причины аттестационная комиссия организации проводит аттестацию в его отсутствие.

10) На заседании Аттестационная комиссия организации рассматривает представление, дополнительные сведения, представленные самим педагогическим работником, характеризующие его профессиональную деятельность (в случае их представления).

Порядок НЕ предусматривает проведение в ходе аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности каких-либо квалификационных испытаний для аттестуемого педагога (таких как: составление самоанализа, проведение открытых мероприятий и др.).

11) По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия организации принимает одно из следующих решений:

соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника);

не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника).

12) Решение принимается аттестационной комиссией организации в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии организации, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

В случаях, когда не менее половины членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании, проголосовали за решение о соответствии работника занимаемой должности, педагогический работник признается соответствующим занимаемой должности.

13) Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии организации, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

14) Результаты аттестации педагогических работников заносятся в протокол, подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии организации, присутствовавшими на заседании, который хранится с представлениями, дополнительными сведениями, представленными самими педагогическими работниками, характеризующими их профессиональную деятельность (в случае их наличия), у работодателя.

15) На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации решении.

Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления . Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.

16) Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки и профессиональной деятельности педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обращаем внимание!

В разделе II Порядка аттестации, регулирующем порядок аттестации педагогических работников, проводимой в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, содержится пункт 23, закрепляющий за аттестационными комиссиями организаций еще одно полномочие, которое заключается в том, чтобы коллегиально рассматривать случаи, связанные с возможностью назначения на должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями к той или иной должности, и давать соответствующие рекомендации работодателю.

Читайте также:
Моделирование системы взаимодействия с окружающим миром у дошкольников с ОВЗ

Пункт 23 включен в Порядок аттестации в целях реализации положений, предусмотренных п. 9 «Общих положений» квалификационных характеристик (приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н), в соответствии с которым при решении работодателями вопросов комплектования кадров допускается прием на работу лиц, обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, если уровень их специальной подготовки не отвечает квалификационным требованиям, предусмотренным указанными квалификационными характеристиками, при соблюдении определенной этим пунктом процедуры.

Модель аттестации учителей с использованием ЕФОМ: как и зачем проходить аттестацию педагогу?

Новая модель аттестации учителей предполагает общие для всех учителей критерии оценки на основе Единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). Такую проверку на соответствие занимаемой должности в обязательном порядке будут проходить все учителя. Также предусмотрена добровольная аттестация педагогов, желающих получить первую или высшую квалификационные категории.

Данная информация предназначена для желающих пройти переподготовку по педагогическим специальностям, а также уже работающих педагогов, повышающих свою квалификацию по дополнительным образовательным программам.

По сравнению с действующими требованиями к аттестации учителей новая модель имеет свои особенности.

  • Во-первых, она направлена на оценку уровня педагогического мастерства учителя вне зависимости от места его работы. На данном этапе впервые предъявляются единые для всех требования к предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям, а оценочные материалы позволяют дать объективную оценку профессиональным навыкам педагога.
  • Во-вторых, модель учитывает требования профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Определяемые при помощи ЕФОМ компетенции представляют собой требования к знаниям и навыкам, утвержденные приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, но предполагают разный уровень овладения ими. В будущем это позволит доработать профессиональный стандарт учителя и сделать его многоуровневым.
  • В-третьих, предметные компетенции учитывают требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
  • В-четвертых, аттестация будет включать мнение всех участников образовательного процесса, в том числе выпускников.

Преимущества новой модели аттестации учителей

Главная цель аттестации – подтвердить соответствие учителя квалификационным требованиям профессионального и образовательного стандартов.

Новая модель также позволит:

стимулировать учителей на непрерывный профессиональный и личностный рост;

выявлять проблемы педагога, вызванные недостатком профессиональных компетенций;

определять траекторию карьерного роста педагога;

формировать кадровый состав и справедливую систему оплаты труда учителей на основе единых стандартов;

корректировать программы повышения квалификации учителей с учётом результатов их аттестации;

учитывать мнение обучающихся и выпускников при формировании и проведении кадровой политики.

Виды аттестации педагогов общеобразовательных учреждений

Проверка учителя на соответствие квалификационным требованиям с применением ЕФОМ предполагает следующие виды аттестаций:

аттестация на соответствие занимаемой должности;

аттестация в целях установления квалификационных категорий.

Первичная аттестация учителей

Первичная аттестация учителей проводится для следующих категорий:

выпускников высших и средних профессиональных образовательных учреждений;

лиц со высшим или средним профессиональным образованием, не имеющих опыта работы учителем;

лица, которые не работали учителями в последние 5 лет.

Аттестация на базе центра оценки педагогических компетенций должна быть проведена в течение трёх лет с момента начала работы учителя, но по истечении первого года педагогического стажа. Выпускники вузов и учреждений СПО по педагогическим специальностям и направлениям подготовки могут сдать экзамен в своем учебном заведении во время итоговой государственной аттестации.

В исключительных случаях может проводиться первичная аттестация учителя, прошедшего аттестацию на соответствие занимаемой должности и сменившего место работы, но не ранее, чем через два года после начала работы в новом учебном заведении.

Проверка проводится в форме профессионального экзамена по всем профессиональным компетенциям. Для прохождения аттестации необходимо набрать не менее 50% от максимального числа баллов.

Сертификат учителя о прохождении профессионального экзамена

В случае неудачи претендент получает свидетельство о прохождении профессионального экзамена. Успешно сдавшим экзамен выдается сертификат, срок действия которого составляет 5 лет.

Аттестация на соответствие

Аттестация на соответствие занимаемой должности предназначена для подтверждения соответствия квалификации учителя профессиональному и образовательным стандартам.

Она включает профессиональный экзамен по всем профессиональным компетенциям и оценку мотивированного представления работодателя, включающего результаты профессиональной деятельности, профессиональные и деловые качества учителя.

Аттестация проводится каждые 5 лет на основании приказа по образовательной организации. Исключение составляют женщины, находившиеся в отпуске по беременности и родам, лица, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием. Их аттестация проводится через два года после возвращения на работу. Также не проводится аттестация учителей, имеющих первую или высшую квалификационные категории.

Читайте также:
Конспект НОД с детьми с ОВЗ подготовительной к школе группы

Аттестационная комиссия формируется самой образовательной организацией в составе не менее 9 человек с привлечением сторонних специалистов – представителей образовательных организаций, педагогических ассоциаций и корпоративных некоммерческих организаций выпускников учебного заведения.

Минимум баллов по всем аттестационным процедурам устанавливается самой образовательной организацией, а методика перевода в баллы сведений мотивированного представления – её учредителем.

В случае недостижения необходимого минимума учитель получает свидетельство о прохождении процедуры оценки квалификации. Успешно прошедшим аттестацию выдается сертификат, срок действия которого составляет 5 лет. Также выдаются рекомендации по совершенствованию педагогического мастерства.

Аттестация при получении квалификационной категории учителя

Аттестация в целях установления квалификационных категорий проводится по заявлению самого учителя и назначается распоряжением учредителя образовательной организации.

Она включает профессиональный экзамен по методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям и оценку мотивированного представления работодателя, включающего результаты профессиональной деятельности, профессиональные и деловые качества учителя.

Аттестационная комиссия формируется учредителем в составе не менее 15 человек с привлечением сторонних специалистов – представителей вузов, педагогических ассоциаций и корпоративных некоммерческих организаций выпускников учебных заведений, находящихся в ведении учредителя.

Единый федеральный минимум баллов, подтверждающий получение первой или высшей квалификации, устанавливается Минпросвещения России, а минимум баллов по каждой аттестационной процедуре и методика перевода в баллы сведений мотивированного представления – учредителем образовательной организации, в которой работает учитель.

По итогам рассмотрения дела аттестационная комиссия принимает решение установить учителю квалификационную категорию или отказать в её установлении. В случае успешного прохождения оценки ему выдается аттестационный лист. Срок действия квалификационной категории – 5 лет.

Аттестация на установление первой квалификационной категории может проводиться не ранее одного года после прохождения учителем последней аттестации на соответствие занимаемой должности, на установление высшей – не ранее двух лет с момента получения первой квалификационной категории.

Особенности проведения отдельных аттестационных процедур

  • Профессиональный педагогический экзамен

Профессиональный экзамен проводится с использованием единой информационной системы. Помимо ЕФОМ он содержит механизм для проведения оценки, результаты прохождения аттестаций и иные сведения.

На портале также размещаются типовые оценочные материалы, критерии их оценивания и образцы решений. Это поможет аттестуемому предварительно подготовиться к испытаниям.

Оценку ответов проводят аккредитованные эксперты, отбираемые из числа участников педагогических общественных организаций, ассоциаций и других корпоративных некоммерческих организаций.

При проведении аттестации на соответствие занимаемой должности и установление квалификационных категорий максимальная оценка по данному этапу равняется 60 баллам.

  • Оценка динамики образовательных результатов педагога

При аттестации учителя исследуются результаты его учеников за последние 5 лет по следующим направлениям:

результаты ЕГЭ, ОГЭ и ВПР;

результаты проведения независимых предметных и метапредметных диагностик;

данные независимых оценок качества образования, в том числе результаты международных исследований;

участие в образовательных олимпиадах различного уровня

Максимальная оценка данного этапа – 20 баллов.

  • Оценка сведений о сложности профессиональной деятельности учителя

Данный раздел мотивированного представления работодателя содержит сведения:

об аттестуемом учителе (пол, возраст, образование, ученые степени и научные звания, стаж, педагогическая нагрузка и уровень заработной платы и др.);

об образовательной организации (качество обучения, сменность, наличие компьютерных и иных технических средств, средняя заработная плата учителей, этнокультурная характеристика, наличие обучающихся с особыми потребностями, особенности формирования контингента обучающихся);

о населенном пункте (численность населения, транспортная доступность и т.д.).

Максимальная оценка данного этапа – 5 баллов. Она определяется как повышающий коэффициент (от 1,00 до 1,25) к балльному значению оценки динамики образовательных результатов.

  • Оценка индивидуальных достижений учителя

Индивидуальные достижения учителя за последние 5 лет включают:

участие в конкурсах профессионального мастерства;

полученные звания, награды, грамоты, благодарности и иные поощрения;

результаты научной, методической и наставнической деятельности;

мнения выпускников, завершивших обучение в общеобразовательной организации за 4 года и более до проведения аттестации.

Прием и учет мнений выпускников должен подразумевать их верификацию. Если учитель работает в образовательной организации менее 5 лет, сбор такой информации организуется по месту его предыдущей работы.

Максимальная оценка достижений учителя – 15 баллов. За каждое достижение может быть начислено не более 2 баллов. Исключение составляет учет мнения выпускников и особые достижения, за которые может быть добавлено по 5 баллов.

Порядок проведения аттестации учителей и обжалования результатов

Аттестуемый имеет право знакомиться с аттестационными материалами и иными документами, относящимися к его аттестации, подавать мотивированные возражения, при необходимости предоставлять аттестационной комиссии дополнительные сведения и подтверждающие их документы.

Читайте также:
Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста

После издания распорядительного акта секретарь аттестационной комиссии загружает необходимые для проведения аттестации сведения в единую информационную систему. На основании представленной информации система автоматически формирует проекты аттестационных листов.

Если необходимые сведения включены частично или не позволяют аттестуемому достичь минимальных баллов хотя бы по одному показателю, система автоматически информирует об этом учителя или его работодателя. До заседания аттестационной комиссии учитель или его работодатель могут внести коррективы или отозвать заявление.

Перед заседанием аттестационной комиссии секретарь формирует итоговые аттестационные листы, доводит их до сведения членов комиссии и аттестуемого. Аттестуемый учитель имеет право присутствовать при рассмотрении его аттестационного дела, но голосование должно быть проведено без него.

Сведения о принятом решении загружаются в единую информационную систему и автоматически доводятся до аттестуемого и его работодателя.

В случае несогласия с итогами аттестации может быть направлена жалоба:

  • оператору единой информационной системы – при несогласии с результатами профессионального экзамена. Жалоба подается через центр оценки педагогических компетенций или образовательную организацию, обеспечившую его проведение, и рассматривается оператором совместно с экспертами или иными компетентными лицами;
  • учредителю образовательной организации – при несогласии с решением аттестационной комиссии.

При несогласии с результатами рассмотрения жалобы аттестуемый может обратиться в суд.

Данная модель сейчас проходит общественное обсуждение, в результате чего будет официально принята и утверждена.

Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

1. Можно ли подать заявление на аттестацию, а через месяц, после выполнения аттестационного задания, подать документы?

Нет. Заявление и документы подаются одновременно. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.

2. Рассылаются ли приказы о решении аттестационной комиссии?

Нет. Приказы о решении аттестационной комиссии размещаются на сайте Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в разделе «Деятельность», «Решение аттестационной комиссии» и на сайте АУ «Институт развития образования» в разделе «Нормативно-правовая база», «Решение аттестационной комиссии».

Педагогическим работникам, которым отказано в установлении квалификационной категории, направляется на электронную почту, указанную в заявлении, выписка из протокола о решении аттестационной комиссии.

3. Где можно подать заявление на прохождение процедуры аттестации?

Заявление на прохождение процедуры аттестации можно подать пройдя по ссылке Аттестационный портал педагогов ХМАО – Югры или через сайт АУ «Институт развития образования» в разделе «Аттестация педагогов», «Подача заявления на высшую и первую квалификационную категорию».

4. Продляется ли срок действия квалификационной категории?

Нет. В соответствии с пунктом 24 Порядком проведения аттестации (Приказ Минобнауки РФ от 07.04.2014 № 276) действие квалификационной категории продлению не подлежит.

5. Имеет ли право педагогический работник подать заявление на установление высшей квалификационной категории по одной должности (например, по должности «преподаватель»), если он имеет высшую квалификационную категорию по другой должности (например «учитель»)?

В соответствии с пунктом 30 Порядка проведения аттестации (Приказ Минобнауки РФ от 07.04.2014 № 276) заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются не ранее чем через 2 года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

6. В каких случая педагогическому работнику может быть отказано в принятии заявления на установление квалификационной категории, а в каких нет?

В соответствии с Порядком проведения аттестации может быть отказано в прохождении аттестации в целях установления квалификационной категории по следующим основания:

если педагогический работник обращается за установление высшей квалификационной категории впервые, не имея установленной первой квалификационной категории;

если обращение за установлением высшей квалификационной категории аттестующегося впервые на высшую категорию следует ранее, чем через два года после установления первой квалификационной категории;

если обращение за установлением той же самой квалификационной категории (первой или высшей) следует до истечения 1 года со дня принятия аттестационной комиссией решения об отказе в установленной квалификационной категории по той же должности;

если обратившийся с заявлением в аттестационную комиссию, на день подачи заявления не замещает должность педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Не может быть отказано в прохождении аттестации педагогического работника по причине:

несовпадения у педагогического работника высшего или среднего профессионального образования с направлением подготовки, предъявляемым к должности квалификационными характеристиками по должностям работников образования;

истечения срока действия квалификационной категории (первой или высшей) на день подачи заявления, в том числе истечения срока действия первой квалификационной категории при подаче заявления о прохождении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории;

Читайте также:
Домашнее задание для родителей по формированию общих речевых навыков у детей 3-4 лет

прохождения аттестации на первую квалификационную категорию в случае отказа в установлении высшей квалификационной категории, в том числе, если заявление об этом подано в день, когда было принято решение аттестационной комиссии об отказе;

нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

наличия перерыва в педагогической деятельности, в том числе в случае истечения в этот период срока действия квалификационной категории (первой, высшей);

незначительной продолжительности работы в организации по новому месту работы.

7. На какой адрес направлять апелляционную жалобу, в какой форме оформляется жалоба?

В целях обеспечения права на объективное оценивание, получив выписку из протокола с результатами прохождения аттестации и ознакомившись с нею, аттестуемый вправе, в случае нарушения порядка проведения аттестации или в случае несогласия с результатами квалификационных испытаний, подать апелляционную жалобу. Жалоба оформляется в свободной форме (или по форме указанной в методических рекомендациях) на имя председателя аттестационной комиссии с указанием конкретных фактов нарушения или причин несогласия с результатами аттестации (Приложение 5). Повторная экспертиза назначается по ранее предоставленному пакету документов.

Апелляционную жалобу можно направить на электронную почту Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры doimp@admhmao.ru или в личном кабинете зарегистрированном при первичной подаче заявления на прохождение аттестации.

8. Возникли трудности в подаче и заявления?

За помощью и консультацией по подаче заявлений обращайтесь в АУ «Институт развития образования» по телефону 8 (3467) 38-83-36 (доб.216).

9. Какие должности подлежат аттестации на установление квалификационной категории (первой/высшей)?

Порядок аттестации (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 № 276) применяется к педагогическим работникам организаций, замещающим должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от
8 августа 2013 г. N 678:

Инструктор по труду

Инструктор по физической культуре

Мастер производственного обучения

Педагог дополнительного образования

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности

Руководитель физического воспитания

Старший педагог дополнительного образования

Тест квалификационного экзамена для педагогических работников претендующих на квалификационную категорию по должности «учитель-логопед»

Краевое государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

квалификационного экзамена для педагогических работников,

претендующих на квалификационную категорию,

по должности «учитель-логопед»

А1. Выберите и подчеркните

а) буквы, обозначающие звуки:

носовые а б бь в вь г гь д дь е ё ж з зь и й к кь л ль м мь н нь о п пь р рь с сь т ть у ф фь х хь ц ч ш щ ъ ы ь э ю я;

смычно-проходные а б бь в вь г гь д дь е ё ж з зь и й к кь л ль м мь н нь о п пь р рь с сь т ть у ф фь х хь ц ч ш щ ъ ы ь э ю я.

б) характеристики, соответствующие каждому звуку:

[л] – гласный, согласный, носовой, ротовой, сонорный, звонкий, глухой, щелевой, смычно-взрывной, смычно-щелевой, смычно-проходной, дрожащий, губно-губной, губно-зубной, переднеязычный, среднеязычный, заднеязычный, твердый, мягкий;

[г] – гласный, согласный, носовой, ротовой, сонорный, звонкий, глухой, щелевой, смычно-взрывной, смычно-щелевой, смычно-проходной, дрожащий, губно-губной, губно-зубной, переднеязычный, среднеязычный, заднеязычный, твердый, мягкий.

А2. Выберите и обозначьте знаком «+» правильный ответ. К расстройствам фонационного оформления речи относятся:

А3. Ротацизм выражается в:

а) искажении звуков л и ль;

б) замене звуков р и рь;

в) отсутствии звуков р и рь .

А4. Основными задачами коррекционного обучения детей первого уровня речевого развития (по периодизации Р.Е.Левиной) являются:

а) – формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание;

– развитие подражательной деятельности в виде произношения любых звуковых сочетаний;

– обогащение словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов;

– развитие умения пользоваться речевыми средствами в общении;

б) – практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

– формирование полноценной звуковой стороны речи;

– подготовка и обучение элементами грамоты;

– дальнейшее развитие связной речи;

в) – интенсивная работа по развитию понимания речи, направленная на различение форм слова;

Читайте также:
Последовательность постановки и дифференциации звуков

– развитие элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса, практического усвоения простых грамматических категорий;

– овладение правильным произношением и различением звуков, формирование ритмико-слоговой структуры слова;

А5. Что лежит в основе психолого-педагогической классификации нарушений развития речи:

а) изучение причин и патологических проявлений речевой недостаточности;

б) нарушения устной и письменной речи;

в) нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонетическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи) и нарушения в применении средств общения (заикание).

А6. Что такое амнезия?

а) тяжёлая форма дизартрии, когда речь невозможна из-за паралича речедвигательных мышц;

б) нарушение целенаправленных движений и действий из-за поражений коры головного мозга;

в) нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях мозга.

А7. Что понимается под термином дислалия:

а) нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;

б) нарушение произношения, обусловленные органической недостаточностью иннервации речевого аппарата;

в) изменение тембра голоса и звукопроизношения, образующиеся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости.

А8. Временные рамки каждого из трех критических периодов в развитии речевой функции ребенка:

а) первый критический период :

2-й – 3-й годы жизни;

1-й – 2-й годы жизни;

от полугода до года;

б) второй критический период :

в) третий критический период:

А9. Виды дисграфий (классификация кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И.Герцена)

а) бульбарная, псевдобульбарная, экстрапирамидная, мозжечковая, корковая;

б) артикуляторно-акустическая, на основе нарушения фонемного распознавания, на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая, оптическая;

в) открытая, закрытая.

А10. Логокоррекционная работа по устранению оптической дисграфии строится на основе:

а) развития зрительного восприятия;

б) развития языкового анализа и синтеза;

в) развития фонематического восприятия.

В1. Предметом логопедии являются

а) нарушения речи, педагогический процесс воспитания и развития ребенка с речевыми нарушениями;

б) сложные, многоаспектные процессы перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма;

в) нарушения развития речи, их преодоление и предупреждение посредством специального коррекционного обучения и воспитания, исправления или ослабления симптоматики нарушений речи.

В2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это …

а) нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения;

б) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне;

в) нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

а) нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата;

б) нарушение речевого общения вследствии психической травмы;

в) неправильное формирование фразы, как следствие особого нарушения речевого внимания, тяжелых расстройств темпа речи.

В4. К практическим методам логопедического воздействия относятся:

а) упражнения, игры, моделирование;

б) рассказ; предварительные, итоговые, обобщающие беседы и др.;

в) наблюдение, рассматривание рисунков, картин, макетов, демонстрация видеозаписей, слайдов, прослушивание аудиозаписей, показ образца задания, способа действия.

В5 . Фонематический анализ и синтез – это:

а) умственное действие по анализу и синтезу звуковой структуры слова;

б) тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова;

в) специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

В6. Дизартрия – это …

а) нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;

б) нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата;

в) нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

В7. Ринолалия – это …

а) нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами речевого аппарата;

б) нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;

в) нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

В8. Основными симптомами дизартрии являются:

а) дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями артикуляционной моторики и речевого дыхания;

б) отсутствие или расстройство фонации;

в) прерывание речи говорящего непреднамеренными остановками (паузами), повторами отдельных слогов, слов, нередко сопровождающимися судорожными движениями мышц лица, шеи, конечностей.

В9. К дефектам строения артикуляционного аппарата относятся:

а) двуязычие в семье;

б) диастемы между передними зубами;

в) увулярный звук.

В10. Недостатком артикуляции фонемы р является велярное произнесение, при котором …

а) вибрирует только язычок;

б) резкое искажение звука обусловлено тем, что струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, образуемую между боковыми краями языка и верхними коренными зубами, приводя в колебание щеку;

Читайте также:
Конструктор Мини Мастер для развитии речи детей дошкольного возраста

в) корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого неба и образует с ним щель.

С1. Перечислите нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и содержание деятельности учителя-логопеда

С2. Перечислите и дайте краткую характеристику основным направлениям работы при коррекции моторной алалии

С3. Охарактеризуйте технологию обследования состояния письма у детей

С4. Перечислите основные этапы современного логопедического занятия.

Тест квалификационного экзамена для педагогических работников, претендующих на квалификационную категорию, по должности «учитель-логопед»

1. /демоверсии КЭ, дополнительно/Демоверсия теста КЭ для концертмейстеров.doc
2. /демоверсии КЭ, дополнительно/Демоверсия теста КЭ для логопедов.doc
3. /демоверсии КЭ, дополнительно/Демоверсия теста КЭ для сурдопегагогов.doc
4. /демоверсии КЭ, дополнительно/Демоверсия теста КЭ для тифлопедагогов.doc
5. /демоверсии КЭ, дополнительно/Демоверсия теста КЭ для учителей коррекционных школ 8 вида.doc
Тест квалификационного экзамена для педагогических работников, претендующих на квалификационную категорию, по должности «концертмейстер»
Тест квалификационного экзамена для педагогических работников, претендующих на квалификационную категорию, по должности «учитель-дефектолог» (сурдопедагог)
Тест квалификационного экзамена для педагогических работников, претендующих на квалификационную категорию, по должности «учитель-логопед»
Тест квалификационного экзамена для педагогических работников, претендующих на квалификационную категорию, по должности «учитель-дефектолог» (сурдопедагог)
Тест квалификационного экзамена для педагогических работников, претендующих на квалификационную категорию, по должности «учитель» специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (в том числе олигофренопедагог, учитель надомного обучения)

Краевое государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

квалификационного экзамена для педагогических работников,

претендующих на квалификационную категорию,

по должности «учитель-логопед»

А1. Выберите и подчеркните

а) буквы, обозначающие звуки:

носовые а б бь в вь г гь д дь е ё ж з зь и й к кь л ль м мь н нь о п пь р рь с сь т ть у ф фь х хь ц ч ш щ ъ ы ь э ю я;

смычно-проходные а б бь в вь г гь д дь е ё ж з зь и й к кь л ль м мь н нь о п пь р рь с сь т ть у ф фь х хь ц ч ш щ ъ ы ь э ю я.

б) характеристики, соответствующие каждому звуку:

[л] – гласный, согласный, носовой, ротовой, сонорный, звонкий, глухой, щелевой, смычно-взрывной, смычно-щелевой, смычно-проходной, дрожащий, губно-губной, губно-зубной, переднеязычный, среднеязычный, заднеязычный, твердый, мягкий;

[г] – гласный, согласный, носовой, ротовой, сонорный, звонкий, глухой, щелевой, смычно-взрывной, смычно-щелевой, смычно-проходной, дрожащий, губно-губной, губно-зубной, переднеязычный, среднеязычный, заднеязычный, твердый, мягкий.

А2. Выберите и обозначьте знаком «+» правильный ответ. К расстройствам фонационного оформления речи относятся:

А3. Ротацизм выражается в:

а) искажении звуков л и ль;

б) замене звуков р и рь;

в) отсутствии звуков р и рь.

А4. Основными задачами коррекционного обучения детей первого уровня речевого развития (по периодизации Р.Е.Левиной) являются:

а) – формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание;

– развитие подражательной деятельности в виде произношения любых звуковых сочетаний;

– обогащение словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов;

– развитие умения пользоваться речевыми средствами в общении;

б) – практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

– формирование полноценной звуковой стороны речи;

– подготовка и обучение элементами грамоты;

– дальнейшее развитие связной речи;

в) – интенсивная работа по развитию понимания речи, направленная на различение форм слова;

– развитие элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса, практического усвоения простых грамматических категорий;

– овладение правильным произношением и различением звуков, формирование ритмико-слоговой структуры слова;

А5. Что лежит в основе психолого-педагогической классификации нарушений развития речи:

а) изучение причин и патологических проявлений речевой недостаточности;

б) нарушения устной и письменной речи;

в) нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонетическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи) и нарушения в применении средств общения (заикание).

А6. Что такое амнезия?

а) тяжёлая форма дизартрии, когда речь невозможна из-за паралича речедвигательных мышц;

б) нарушение целенаправленных движений и действий из-за поражений коры головного мозга;

в) нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях мозга.

А7. Что понимается под термином дислалия:

а) нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;

б) нарушение произношения, обусловленные органической недостаточностью иннервации речевого аппарата;

в) изменение тембра голоса и звукопроизношения, образующиеся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости.

Читайте также:
Программа логопедической работы по коррекции письменной речи

А8. Временные рамки каждого из трех критических периодов в развитии речевой функции ребенка:

а) первый критический период:

2-й – 3-й годы жизни;

1-й – 2-й годы жизни;

от полугода до года;

б) второй критический период:

в) третий критический период:

А9. Виды дисграфий (классификация кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И.Герцена)

а) бульбарная, псевдобульбарная, экстрапирамидная, мозжечковая, корковая;

б) артикуляторно-акустическая, на основе нарушения фонемного распознавания, на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая, оптическая;

в) открытая, закрытая.

А10. Логокоррекционная работа по устранению оптической дисграфии строится на основе:

а) развития зрительного восприятия;

б) развития языкового анализа и синтеза;

в) развития фонематического восприятия.

В1. Предметом логопедии являются

а) нарушения речи, педагогический процесс воспитания и развития ребенка с речевыми нарушениями;

б) сложные, многоаспектные процессы перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма;

в) нарушения развития речи, их преодоление и предупреждение посредством специального коррекционного обучения и воспитания, исправления или ослабления симптоматики нарушений речи.

В2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это …

а) нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения;

б) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне;

в) нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

В3. Мутизм – это…

а) нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата;

б) нарушение речевого общения вследствии психической травмы;

в) неправильное формирование фразы, как следствие особого нарушения речевого внимания, тяжелых расстройств темпа речи.

В4. К практическим методам логопедического воздействия относятся:

а) упражнения, игры, моделирование;

б) рассказ; предварительные, итоговые, обобщающие беседы и др.;

в) наблюдение, рассматривание рисунков, картин, макетов, демонстрация видеозаписей, слайдов, прослушивание аудиозаписей, показ образца задания, способа действия.

В5. Фонематический анализ и синтез – это:

а) умственное действие по анализу и синтезу звуковой структуры слова;

б) тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова;

в) специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

В6. Дизартрия – это …

а) нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;

б) нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата;

в) нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

В7. Ринолалия – это …

а) нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами речевого аппарата;

б) нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;

в) нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

В8. Основными симптомами дизартрии являются:

а) дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями артикуляционной моторики и речевого дыхания;

б) отсутствие или расстройство фонации;

в) прерывание речи говорящего непреднамеренными остановками (паузами), повторами отдельных слогов, слов, нередко сопровождающимися судорожными движениями мышц лица, шеи, конечностей.

В9. К дефектам строения артикуляционного аппарата относятся:

а) двуязычие в семье;

б) диастемы между передними зубами;

в) увулярный звук.

В10.Недостатком артикуляции фонемы р является велярное произнесение, при котором …

а) вибрирует только язычок;

б) резкое искажение звука обусловлено тем, что струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, образуемую между боковыми краями языка и верхними коренными зубами, приводя в колебание щеку;

в) корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого неба и образует с ним щель.

С1. Перечислите нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и содержание деятельности учителя-логопеда

С2. Перечислите и дайте краткую характеристику основным направлениям работы при коррекции моторной алалии

С3. Охарактеризуйте технологию обследования состояния письма у детей

Воспитание высших форм фонематического анализа у дошкольников

Аннотация: В статье описываются этапы становления фонематической системы и обосновывается необходимость воспитания высших форм фонематического анализа у современных дошкольников с ОНР.

У каждого слышащего ребенка есть способность к восприятию фонем, то есть установлению связи между звуком и смыслом.

В русском языке смыслоразличительными признаками являются:

  • деление звуков на гласные и согласные;
  • ударность и безударность у гласных: Ирис – ирИс;
  • мягкость-твердость у согласных: лук – люк;
  • звонкость-глухость у согласных.

У детей с тяжёлым нарушением речи эта связь устанавливается медленно, поначалу носит лабильный характер, из-за чего страдает формирование всей языковой системы. Конечно, с увеличением «стажа» пребывания ребёнка в речевой среде, фонематическое восприятие улучшается. Однако, фонематическая система не успевает развиться в достаточной степени к началу школьного обучения. Это происходит из-за того, что фонематические процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Читайте также:
Игра 'Что? Где? Когда?' по теме 'Большое путешествие в мир космонавтики'

Их формирование начинается с непосредственного акустического восприятия, затем ребёнок сам начинает артикулировать (лепетать, а потом говорить). Оба эти процесса корректируют и «поправляют» друг друга: недостаточное слуховое восприятие тормозит развитие рече-двигательного аппарата и, наоборот дефекты последнего замедляют акустическую дифференциацию.

В результате этого взаимодействия постепенно формируются фонематические представления: ребенок учится основные звуки, отсекая их второстепенные признаки (особенности голоса говорящего, положение по отношению к другим звукам в слове и т.п.).

Формирование фонематических представлений невозможно без анализа и синтеза. В свою очередь, фонематический анализ и синтез формируется на основе представлений, кА при протекании любого психического процесса. От понимания этих отношений зависит построение коррекционной работы. Неразвитость фонематической системы – корень всех «логопедических» бед, так как морфологические, грамматические и лексические обобщения формируются только с опорой на слух.

Слоговая структура слова, то есть способность «удержать» последовательность, количество, ударность и безударность гласных в слове, тоже напрямую зависит от фонематического слуха.

Задача учителя-логопеда – скомпенсировать слуховую недостаточность (через формирование фонематических представлений и развитие фонематического анализа и синтеза) и нормализовать произносительную сторону речи. Не следует пренебрегать артикуляционной гимнастикой даже тогда, когда правильные звуки уже есть, так как это материальный внешний план для формирования фонематических представлений. Формирование последних можно считать законченным, если ребёнок может слова или подобрать картинки на любую из сорока двух фонем.

Результатом работы по развитию фонематического анализа является способность ребёнка свободно ориентироваться в звуковом составе слова: без опоры во внешнем плане назвать по порядку звуки в слове, определить который по счету заданный звук, подобрать слова с заданным количеством звуков.

Закончено ли формирование фонематических процессов (представлений, анализа и синтеза) легко проверить практически: достаточно попросить семи летнего ребёнка (будущего первоклассника) повторить любую русскую скороговорку, быстро не надо. Если малыш смешивает звуки, переставляет слоги, или и то и другое вместе – формирование её не завершилось. Проблемы с письменной речью, скорее всего, будут.

Приёмы работы по развитию элементарных форм фонематического анализа в добукварном периоде хорошо описаны в специальной литературе, начиная с сороковых годов прошлого века. Это, например, сопоставление слов по одной двум фонемам, по грамматическим формам, по количеству слогов, в отбор слов на заданный звук. Эти виды работы мы используем и сегодня. Такой вид работы, как выделение фонемы из начала, середины и конца слова было предложено В.К Орфинской как приём работы по воспитанию элементарных форм фонематического анализа для подготовительного класса детей моторных алаликов и анартриков (дизартриков). Возраст – семь лет и старше.

Понятно, что временные пространственные ориентировки, понятие «слова» у этих детей были сформированы лучше, чем у четырёх, пятилетних, с которыми мы начинаем работать сейчас. Высшей формой фонематического анализа, такие необходимые для правильного письма, воспитывались во время обучения грамоте (письму и чтению) уже в школе. Сейчас в школу дети идут читающими, как бы «перепрыгивая» этот важный период. Отсюда такое большое количество школьников с нарушением письма: логопатам присоединилось значительное число детей с хорошей речью. Не помогают и школьные подготовительные курсы.

Видимо, методика подготовки, рассчитанная на определённый уровень произвольности речи (как у семилетних) не подходит многим шестилетним дошкольникам. Выпускники логопедических групп успешно справляющиеся с программой первого класса, испытывают трудности во втором классе когда начинается русский язык.

Большой опыт работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи (в том числе моторными алаликами), их успешное обучение в массовой школе, позволяют мне утверждать, что речевые дети с помощью логопеда вполне способны овладеть высшими формами звукового анализа в дошкольном возрасте. Это не сама цель, а условие воспитания качественной, соответствующей возрасту речи ребёнка и залог его успешной успеваемости в дальнейшем.

Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед,
ГБДОУ №73 Кировского района,
г. Санкт-Петербург

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: