Влияние нарушений чтения и письма на развитие и социализацию ребенка

Социализация детей с нарушениями в развитии речи

Людмила Созина
Социализация детей с нарушениями в развитии речи

В настоящее время возросло количество случаев, когда у ребёнка в процессе обучения возникают трудности, связанные с различными нарушениями речи разной сложности, при этом, дети имеют нормальные потенциальные возможности, но по тем или иным причинам задерживаются в развитии и отстают от своих сверстников. В своей теории культурно-исторического развития психики Л. С. Выготский обратил внимание на то, что любой дефект, ограничивая взаимодействие ребёнка с окружающим его миром, мешает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества. [1, с. 220] На момент поступления в школу около трети всех детей имеют нарушения речи разной этиологии, характера и степени выраженности, которые обуславливают ограничения в их социализации. [2, с. 58–65] Педагоги также отмечают низкий уровень развития в коммуникативной и познавательной сфере, недостаточность произвольности поведения, эмоциональную неуравновешенность и слабо развитую речь. Конечно, с возрастом эти нарушения могут исчезнуть, но могут и приобрести стойкий выраженный характер. Всё это создаёт определённые проблемы, затрудняющие отношения ребёнка с ровесниками и взрослыми, препятствуют его успешной социализации. Недостатки в звукопроизношении сказываются отрицательно не только на развитии речи, но и накладывают негативный отпечаток на характер ребёнка. А если нарушение сложное, то оно может привести к тому, что ребёнок замкнётся в себе, перестанет общаться и говорить. Если вовремя не исправить речевой недостаток, он может перерасти в стойкий и трудно поддающийся исправлению дефект, и у ребенка на этапе школьного обучения могут проявиться специфические ошибки чтения и письма — дислексия и дисграфия (Р. Е. Левина,Ф. А. Рау, М. Е. Хватцев, которые представляют собой самые распространённые формы речевых расстройств у младших школьников. [3, с. 105–109] Такие ошибки возникают из-за несформированности высших психических функций, участвующих в процессе чтения и письма. Дислексия и дисграфия имеют общие механизмы и тесно связаны с нарушением устной речи. Проблема нарушений письменной речи у школьников- одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение — средство дальнейшего получения знаний. Дисграфия является серьёзным препятствием в овладении письмом и чтением. Поэтому детям с нарушениями речи нужна своевременная, квалифицированная помощь. Значительно легче предупредить нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте. Для этого начиная с младшего возраста, проверяется состояние слуховой дифференциации звуков речи. Если у детей есть какие-либо затруднения, необходимо провести работу, позволяющую справится с данными нарушениями. Учитель- логопед проводит логопедические занятия, требующие определенной системы по профилактике и коррекции речевых нарушений. Использует методы, направленные на развитие и совершенствование речевых функций и структурных компонентов речи, развивает общую координацию и мелкую моторику рук, формирует коммуникативную способность, развивает основные психические процессы, проводит эмоциональные тренинги, формирует адекватную самооценку, выполняет постоянный контроль за правильным артикуляционным укладом, речевым дыханием и просодической стороной речи, проводит комплексы упражнений, способствующие улучшению качества речи, развитию языкового чутья, четкости и разборчивости речи. На занятиях проходит работа по развитию диалогической и монологической речи. Дети учатся составлять рассказы по картине, серии картин, из личного опыта, пересказывают художественные произведения; выполняют творческие задания. Всё перечисленное подготавливает детей к овладению грамотой и предупреждает специфические нарушения чтения и письма. Одним из важнейших направлений в работе учителя-логопеда является сотрудничество с воспитателем группы. Воспитатель принимает активное участие в коррекционном процессе, выполняет рекомендации логопеда. Ежедневно планирует воспитательно-коррекционную работу на каждый режимный момент. Использует игровые упражнения, которые активизируют речевую деятельность детей, подбирает сюжетно-ролевые игры и упражнения, способствующие эффективному развитию речи, включает таких детей в коллективную деятельность, во время подвижных игр на прогулке следит за тем, чтобы дети в игре чувствовали себя уверенно. Постоянное внимание к формированию речи детей в повседневной жизни делает их высказывания более правильными, грамотными, развернутыми. У детей повышается речевая активность, они быстро овладевают речью, как полноценным средством общения и познания окружающей действительности. Одним из направлений в работе учителя-логопеда является просвещение родителей. Они получают все необходимые рекомендации и дидактические материалы. Такая совместная деятельность позволяет родителям участвовать в коррекционно-развивающей работе и видеть динамику развития речи своих детей. Если ребенок все же не адаптировался в речевой среде, отказывается общаться, то значит, за всем этим скрывается серьезная проблема, а именно — недостаточность коммуникативной деятельности, коммуникативного поведения в целом, где речь является одним из важных условий успешности ребенка во взаимоотношениях с окружающими его людьми. Механизмы социализации детей с нарушениями речи имеют свои особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают определенные трудности в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе. У них затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения. Они испытывают трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может привести к дисбалансу в поведении. Если ребёнок постоянно конфликтует, ссорится, не умеет договариваться и уступать во время совместной деятельности, если ему трудно даются налаживания дружеских и игровых отношений с другими детьми, и он предпочитает быть в одиночестве среди коллектива, то ему необходима помощь окружающих для формирования навыков коммуникативного поведения. Большинство детей, которые посещают детские сады в коммуникативном отношении успешны. Они способны налаживать контакты, умеют договариваться о совместных игровых, трудовых и учебных действиях, планируют для себя какие-то задачи и пробуют выполнять их. Свободно излагают свои просьбы, делятся впечатлениями и задают вопросы. Но иногда бывает и так, что у ребенка-дошкольника отношения со сверстниками складываются сложно, поэтому так важно показать ему правильную модель поведения в обществе. Обратить его внимание, как на положительные, так и на отрицательные примеры общения между людьми в повседневной жизни. Не нужно жалеть добрых слов, нужно хвалить малыша за каждое «волшебное» слово, за добрые дела, которые он совершил, а главное подавать личный пример правильного поведения и общения с окружающими. Ребёнок живёт в обществе, видит взаимоотношения взрослых между собой, копирует и переносит такие же взаимоотношения на общение со сверстниками. Здесь важно построить общение с ребенком таким образом, чтобы оно приносило удовольствие и вызывало желание общаться, и на первый план выступает игра — как основной вид детской деятельности. С помощью разного рода речевых игр, заданий на выполнение мимических упражнений, логоритмики взрослый легко справиться с такой задачей, как обогащение активного и пассивного словаря ребенка, поможет ребенку в формировании правильного звукопроизношения и построению слоговой структуры речи, научит выражать свои мысли. Но необходимо помнить, что не нужно перегружать ребенка заданиями. Если ребёнок получает слишком много информации, то может случиться так, что дефекты речи перерастут в заикание. Поэтому знания ребёнок должен получать соответственно возрасту и состоянию психических процессов. Большую роль в социальном становлении ребенка играют родители. Иногда родители, по незнанию или в силу своей педагогической некомпетентности не придают большого значения нарушениям речи, которые замечают у своих детей, а порой и не видят их. Они не задумываются о том, что речевые нарушения влекут за собой такие проблемы как нарушение коммуникативной сферы, а между тем такие дети вызывают тревогу, прежде всего по тому, что самостоятельно свои проблемы они решить не могут. Это серьезная проблема, мешающая детям чувствовать себя свободно и комфортно в играх, на занятиях и в повседневной жизни. И здесь решающую роль играют именно взрослые, и нормальное развитие ребенка во многом зависит от того, как они будут руководить процессом развития, научат ли малышей общаться с окружающими их людьми, научат ли их вежливому обращению, умению договариваться и уступать друг другу. Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации [4, с. 107–115]. Таким образом, сформированная речевая компетентность ведет к формированию таких качеств личности как адекватная самооценка, самообладание, коммуникативность, уверенность в своих силах и возможностях, ощущение своей полезности и необходимости коллективу сверстников. У детей происходит развитие и активизация речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личностных качеств, что способствует формированию их положительной социализации в обществе и это является базой для формирования социально-адаптивной личности воспитанника и предпосылкой к успешному образовательному процессу в школе.Литература: Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – Изд-е 3-е. — СПб. : Союз, 2006.-с. 220 Грачёва И. А., Маландина С. С. Интеграция дошкольников с патологией речи в начальном звене общеобразовательного учреждения как оптимальное условие для развития и обучения личности // Школьный логопед. -2010. -№ 4. -с. 58–65 Данилюк Л. А. Инновации в деятельности школьного логопеда // Логопед. — 2010. — № 3. -с. 105–109 Зайцев И. С. Социальная адаптация детей с нарушениями речи / И. С. Зайцев // Дефектология. –2003.-№ 5.-с. 107–115

Читайте также:
Восстановление бытовых навыков у больных с очаговыми поражениями мозга

Пожалуйста,не забудьте правильно оформить цитату:

Влияние нарушений чтения и письма на развитие и социализацию ребенка

Логопед профессионал – доверяйте профессионалам!

+7(495) 971-18-95, +7(495) 971-18-97
  • Вы здесь:
  • Главная
  • Статьи
  • Научные статьи
  • Влияние нарушения речи на усвоение чтения и письма у детей

Влияние нарушения речи на усвоение чтения и письма у детей

«Тезисы докладов 4-ой научной сессии по вопросам дефектологии»

  1. Задача советской логопедии – разработка теории и практики преодоления и предупреждения нарушений речи у детей средствами педагогического воздействия. Особое внимание обращается на изучение тех речевых нарушений, которые препятствуют нормальному психологическому развитию ребенка и овладению основами наук.
  2. В секторе логопедии Института дефектологии накоплен обширный исследовательский материал, позволяющий утверждать, что частой причиной неуспеваемости учащихся массовой школы является затруднение в усвоении чтения и письма, которое проявляется с первых шагов обучения ребенка и нередко остается непреодоленным и до старших классов.
  3. Значительная распространенность нарушения чтения и письма во многом объясняется неудовлетворительным состоянием практики их преодоления и тех теоретических преставлений, на которые эта практика опирается.
  4. В течение многих десятилетий нарушения чтения и письма у детей описывались как дефекты зрительного восприятия, выражающиеся в неусвоении букв и в неумении объединить буквенные начертания в единое целое. Методика преодоления пошла по неправильному пути и оказалась совершенно неэффективной. На первое место выдвигалась тренировка зрительного восприятия, узнавания и воспроизведения графических образов. Овладение устной речью и усвоение письма представлялись процессами, внутренне между собой не связанными.
  5. Путем многолетних клинических наблюдений, пользуясь многообразными методами, нам удалось установить, что подлинная природа нарушений письма чаще всего заключается в особенностях речевого развития детей с нарушениями письма, а не в зрительном дефекте.
  6. Нами установлена определенная связь между нарушениями в развитии речи и отклонениями в овладении письмом у ребенка. Существо этой связи состоит в том, что успешное овладение письмом во многом зависит от качества протекания предшествующего речевого развития, подготовляется им. Еще до поступления в школу в период овладения устной речью у ребенка формируются практические обобщения в звуковом и морфологическом составе слов, которые впоследствии при переходе его к обучению грамоте и правописанию способствуют их усвоению. Поэтому нарушения в формировании устной речи влекут за собой отклонения в усвоении письма. Неполноценность речевого развития, нарушающая правильное взаимодействие фонетических и лексико-грамматических ее компонентов, обуславливает аномальное протекание процесса овладения письмом.
  7. По-новому определив природу нарушений письма как явление аномального языкового развития, мы должны были встать на путь коренной перестройки общепринятой методики их преодоления. Мы отказались от применения бесплодных тренировок зрительного восприятия и начали создавать методы преодоления этих недостатков с учетом их связи с недоразвитием речи. Первые шаги в этом направлении были сделаны в школе-клинике НИИД применительно к учащимся, которые поступили в клинику после ряда лет безуспешного пребывания в школе массовой и вспомогательной, где в порядке дополнительных занятий широко практиковались упражнения в списывании, штриховке, обводке и т.д. Результаты экспериментального обучения полностью подтвердили правильность отправных теоретических положений. Дети, к которым были применены специальные методы обучения, восполняющие пробелы в развитии устной речи, преодолевали свой недостаток, овладевали письмом и успешно могли продолжать обучение в массовой, а в более тяжелых случаях – в специальной логопедической школе.
  8. Положительные результаты, достигнутые в условиях клиники, были проверены на логопедических пунктах при средних школах и в практике специальных логопедических учреждений. Высокая эффективность разработанной нами системы подтвердилась во всех случаях.
  9. Опираясь на упомянутые результаты исследований, подчеркивающие детерминирующую роль речевого развития в формировании готовности к письму, мы предприняли массовое изучение около 5000 школьников различных городов Советского Союза. Среди учащихся с несформировавшейся устной речью оказалось гораздо больше детей, обнаруживающих затруднения в усвоении грамоты, чем среди учащихся с нормальной речью. Многие первоклассники с недоразвитой устной речью к концу года в условиях обычных методов обучения либо совсем не овладели письмом, либо допускали грубые специфические ошибки. Во вторых и третьих классах четко выявилась низкая грамотность письма многих учащихся с несформировавшейся речью. Среднее число ошибок у этих школьников оказалось выше более чем в 2 раза, по сравнению с детьми, речь которых развивалась нормально. Обращает на себя внимание характер ошибок этих детей, свидетельствующий о затруднениях звукового и морфологического анализа. С четвертого класса заметно снижаются проявления несформировавшейся речи. Однако наряду с этим у многих учащихся. Хотя дефекты речи и оказались сглаженными, наблюдалась общая низкая грамотность письма, приводящая учащихся к неуспеваемости. Это явление было замечено и в последующих классах, где нередко наблюдались случаи отсева, вызванные данной причиной.
  10. Проведенное нами массовое исследование позволяет представить себе распространенность рассматриваемой причины неуспеваемости и обосновывает целесообразность широкого внедрения в практику массовой школы разработанных в секторе логопедии методов её преодоления.
  11. Вместе с тем следует отметить, что коренной перелом в решении данной проблемы может быть достигнут лишь при условии, если будут найдены способы своевременного распознавания возможных препятствий обучения и устранения их до школы.
  12. Раскрытая в наших исследованиях связь нарушений письма с недоразвитием устной речи позволяет выделить определенные предпосылки успешного усвоения письма, зрелость которых может быть проверена до того, как ребенок поступит в школу. В ходе исследования сотрудниками сектора логопедии были разработаны приемы, которые могут быть использованы в диагностических целях. Умелое применение их позволяет улавливать у старшего дошкольника и у начинающего учиться школьника признаки недостаточной готовности к усвоению грамоты и правописания. При наличииэтих признаков необходимо проведение соответствующих специальных предупредительных мероприятий.
  13. Рациональное использование результатов изложенных логопедических исследований позволяет устранить одну из причин неуспеваемости, второгодничества и отсева учащихся.
Читайте также:
Звуки С-Ш - конспекты для ФФНР

Влияние нарушений чтения и письма на развитие и социализацию ребенка

В статье представлены причины возникновения специфических ошибок чтения и письма, дан их краткий анализ, раскрыты факторы негативного влияния нарушений чтения и письма на психическое развитие, поведение, успешное обучение и социализацию ребенка, предложена программа комплексного педагогического сопровождения школьников с нарушениями письменной речи.

Чтение и письмо являются одним из главных инструментов познания мира. В силу своей культурной значимости чтение и письмо представляют собой феномены цивилизации, являются продуктами развития человечества и уникальными признаками, выделяющими человека из всех других живых существ. Освоение письменной речи сопряжено с качественными изменениями интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности учащихся.

Овладение навыками чтения и письма, то есть грамотностью, является необходимым условием не только адаптации учащихся в процессе школьного обучения, но и влияют на процесс социализации ребенка.

Нарушения чтения и письма

В последние годы отмечается тенденция увеличения числа детей, страдающих нарушениями чтения и письма. Значительная распространенность данных нарушений среди младших школьников затрудняет учебный процесс в целом и препятствует полноценному овладению детьми школьными знаниями.

У школьников наблюдаются многочисленные варианты трудностей овладения чтением. В их числе: большое количество ошибок в процессе чтения, их частотность и стойкость; нарушение не только технической, но и смысловой стороны чтения; замедленный темп формирования навыка чтения.

В качестве частых и устойчивых ошибок при чтении отмечаются:

  • замены артикуляционно и акустически близких звуков;
  • замены звуков, соответствующих буквам, сходным по начертанию (т-г, ш-щ, х-ж, п-н);
  • пропуски, перестановки, добавления звуков и слогов,
  • аграмматизмы при чтении.

Смешения букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляторным признакам звуки обусловлены нарушением фонематического восприятия (вследствие трудностей акустического или кинестетического анализа).

Пропуски букв, персеверации и антиципации букв вызваны несформированностью навыка звукового анализа и синтеза, нарушением динамических моторных функций (серийной организации движений), а также нарушением внимания (произвольной регуляции).

Причиной перестановки букв является нарушения звукового анализа и синтеза, несформированность динамических моторных функций, стереотипа слежения и графической деятельности слева направо у учащихся-неправшей.

Смешения графически сходных букв на письме (и-у, т-п, б-д, х-ж, л-м) вызваны нарушением зрительных и зрительно-пространственных функций, динамических моторных функций (серийной организации движений), нарушением кинестетического анализа артикулем.

Читайте также:
Логопедическая работа по активизации словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня средствами дидактической игры

Оптические ошибки в чтении, зеркальные ошибки вызваны нарушением зрительных и зрительно-пространственных функций.

Ошибки обозначения границ предложения и слова связаны с несформированностью навыка языкового анализа и синтеза, нарушением внимания (произвольной регуляции).

Основными причинами недостатков формирования навыка письма являются нарушения устной речи, несформированность фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза) и низкая познавательная активность.

Диагностические критерии

К основными диагностическими критериями нарушения письма относятся:

  1. наличие специфических ошибок,
  2. их частотность и
  3. стойкость.

К ошибкам, связанным с несформированностью фонематического и слогового анализа, относятся:

  • пропуски гласных и согласных;
  • добавление, перестановка букв;
  • пропуск, перестановка и добавление слогов.

Также выделяют ошибки, связанные с несформированностью анализа и синтеза предложения: слитное или раздельное написание слов, пропуск слов и точек в конце предложения. Характерны замены заглавной буквы на строчную.

При нарушениях письма замены букв, близких по акустическим, оптическим признакам, пропуски и вставки отражают несформированность фонематических и оптических представлений, слабость слухо-речевой и зрительной памяти.

Замены букв, близких по артикуляторным признакам, пропуски согласных и гласных звуков вызваны недостаточность кинестетического фактора.

Пропуски согласных при стечении, вставки гласных в стечениях согласных, повторение слогов, букв, слов, замены букв, состоящих из одинаковых, но представленных в разном количестве элементов (ш — и, т — п), некоторые каллиграфические трудности объясняются несформированностью кинетического фактора.

Смешение букв, имеющих одинаковые, но по-разному расположенные в пространстве элементы, случаи «зеркального» письма объясняются нарушением пространственного фактора.

Большое число орфографических ошибок, аффективные влияния говорят о недостаточности фактора произвольности.

Низкий темп письма, быстрая утомляемость указывают на нарушение энергетического фактора.

Большинство специфических ошибок полифакторны по своей природе, то есть имеют несколько вероятных механизмов возникновения.

Влияние нарушений чтения и письма на развитие и социализацию ребенка

В силу возрастающей роли чтения и письма актуальной является проблема влияния нарушений этих функций на развитие и социализацию детей.

У детей с нарушениями чтения и письма отмечается низкий уровень понимания словесных инструкций и причинно-следственных связей, бедность синтаксических конструкций, недостаточно сформированые коммуникативная, когнитивная и регулирующая функции речи, затруднен процесс усвоения различных компонентов языковой системы. Что оказывает негативное влияние на развитие ребенка.

Читайте также:
Оформление портфолио учителя-логопеда

Трудности формирования познавательной, коммуникативной, эмоциональной и личностной сферы у детей с нарушениями письменной речи влекут за собой проблемы в доминирующих видах деятельности.

Как известно, после семи лет ведущей является учебная деятельность, а в подростковом возрасте функции ведущей деятельности выполняет эмоционально-личностное общение со сверстниками. Нарушения чтения и письма характеризуются тем, что ни один из вышеперечисленных видов деятельности не формируется своевременно и полноценно. Каждая деятельность в свою очередь нуждается в коррекционном воздействии.

Нарушения чтения и письма, в первую очередь, отражаются на успешности обучения в школе. Учащиеся затрудняются в свободной формулировке собственного высказывания, что приводит к снижению целенаправленной активности школьников в диалоге. В результате этого диалог превращается в формализованную вопросно-ответную беседу. Отмечается смещение целей коммуникации.

Поскольку школьники не обладают достаточным запасом общих знаний и соответствующим набором языковых средств, при восприятии речи они не могут ориентироваться на общий смысл высказывания, а пытаются понять конкретную задачу, осознать, что говорит педагог. Такому ученику трудно выделить непонятный материал по ходу объяснения, задать уточняющий вопрос. В результате, у школьников пропадает интерес к учебе, возникают проблемы в понимании учебной программы, трудности в решении интеллектуальных задач, что приводит к низкой успеваемости.

На дисграфические ошибки наслаиваются грамматические. В этом случае появляется дизорфография, как нарушение письма, проявляющееся в неспособности применять выученные правила. Утрата школьной мотивации, как правило, является следствием противоречия между предъявляемыми стандартными требованиями учебной проблемы к ребенку и его реальными возможностями усвоения и переработки знаний в данный момент. Трудности усвоения учебной программы могут вторично привести к нарушениям поведения.

У школьников с нарушениями письменной речи изменена способность к приему, переработке, хранению и использованию информации. При этом выявляется недостаточность участия речи в протекании психических процессов, недостатки словесной регуляции действий, страдает процесс коммуникации. Из-за выше перечисленных особенностей нарушается процесс социальной адаптации данной группы учащихся.

Ученики с нарушениями чтения и письма отличаются несформированностью познавательной деятельности, избеганием общения с незнакомым человеком, проявлением негативизма, неадекватными эмоциональными реакциями в ситуации общения. Они испытывают трудности осознания смысла вербализированных социальных норм и правил поведения. У них нарушаются связи между словесными образами и семантикой, происходит поверхностное и ситуативное усвоение значений социальных вербальных конструктов, появляются затруднения в осознании своих и чужих эмоциональных состояний.

Нарушения чтения и письма оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка и уровень развития его личности, способствуют развитию таких отрицательных качеств характера, как застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, чувство неполноценности. Все это отрицательно сказывается не только на овладении грамотой и успеваемости в целом, но и на выборе профессии.

Практика показывает, что при недостатках чтения и письма у детей школьная жизнь может также не ладиться из-за эмоциональных и поведенческих нарушений. Специалисты выделяют общие особенности поведения детей с нарушением чтения и письма со сверстниками: отказ от вступления в межличностные и групповые отношения с детьми, агрессивное, отпугивающее или защитное поведение, уход от прямых контактов со сверстниками, проявление тревожности, элементов аутичности в поведении, что может выступать как использование ребенком механизмов психологической защиты. Вариантом активной компенсации служит упрямство, непослушание, агрессивность к окружающим в школе и дома.

Попытки оказать психологическое или дисциплинарное давление на таких учеников дают только негативные последствия. Неблагоприятно сказывается также форсирование темпов овладения чтением и письмом.

У некоторых учащихся начинают развиваться вторичные психогенные психические нарушения в связи с реакцией на собственную несостоятельность и ситуацию «хронического неуспеха».

Немаловажную роль играет реакция семьи на трудности ученика. Атмосфера эмоционального неприятия ребенка, связанная с неоправдавшимися надеждами, способствует развитию кризисного состояния. Чем жестче отношение к ребенку родителей в семье, а учителей в школе, тем аномальнее реакции ребенка на трудности. У детей появляется опыт, связанный с неуспехом и состоянием непреодолимой преграды.

На этом фоне нередко появляются протестные формы реакции на любые виды трудных ситуаций: прогулы уроков, отказ посещать школу, отказ выполнять уроки.

Все проблемы, связанные с неуспешностью в учебе, могут вызывать невротические реакции, формировать акцентуации характера, пограничные нервно-психические расстройства, неврозоподобные реакции. При этом у детей повышается уровень тревожности, снижается самооценка. Тревожность может носить характер фобических переживаний в ситуациях, связанных с чтением и письмом. При этом, как правило, усугубляется школьная дезадаптация.

Таким образом, нарушения чтения и письма оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности, самооценки и характера психического развития ребенка, осложняют межличностные коммуникации и социализацию учащихся.

Читайте также:
Конкурсы для логопедов в 2020 году — Конкурс научных работ в области образования

В связи с этим перед современной общеобразовательной школой возникает необходимость создания благоприятных условий для развития, воспитания и обучения детей с нарушениями чтения и письма.

Положительные результаты дает использование специальной программы комплексного педагогического сопровождения учащихся, направленной на:

  • просвещение родителей и учителей относительно особенностей развития и воспитания детей данной категории,
  • активизацию речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личностных особенностей детей;
  • формирование адекватной самооценки;
  • формирование умений взаимодействия со сверстниками, не имеющими проблем в речевом развитии;
  • создание ситуации успеха на коррекционно-развивающих занятиях и уроках.

Логопедическая работа с учащимися, имеющими нарушения чтения и письма, является обязательным условием успешного обучения. Интеграция коррекционной деятельности логопеда и психолога позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя главной цели – развитию и воспитанию человека.

Кононова Любовь Викторовна,
учитель-логопед,
ГБОУ Школа № 1347,
г. Москва

Влияние нарушений чтения и письма на развитие и социализацию ребенка

Наряду с нарушениями устной речи существуют и нарушения письменной речи. Это нарушение чтения и письма, которое чаще всего возникает вследствие отклонений в развитии устной речи.

Бесплатные занятия с логопедом

Наряду с нарушениями устной речи существуют и нарушения письменной речи. Это нарушение чтения и письма, которое чаще всего возникает вследствие отклонений в развитии устной речи. Частичные нарушения чтения называют ДИСЛЕКСИЕЙ, а частичные нарушения письма называют ДИСГРАФИЕЙ.

Понятно, что ни один ребёнок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Но не о таких закономерных и естественных ошибках идёт речь.

Поскольку письмо и чтение тесным образом взаимосвязаны, нарушения письма, как правило, сопровождаются нарушениями чтения. Чтобы контролировать своё письмо, ребёнок должен читать написанное, и, наоборот, при чтении он пользуется написанным им или другим лицом текстом.

Нарушение чтения.

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе его лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем». (Ананьев Б.Г.)

По своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь.

Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. В дальнейшем происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукоппроизносительного образа слова, его прочитывание (техническая сторона чтения). И наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого (смысловая сторона чтения).

Некоторые исследователи отмечают наследственную предрасположенность при нарушениях чтения. Рейнхольд считает, что встречается особая, врождённая форма дислексии, когда дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах. Большинство учёных возникновение дислексии связывают с воздействием биологических и социальных факторов. Дислексии часто бывают обусловлены органическими повреждениями зон головного мозга, принимающих участие в процессе чтения (например, при дизартрии, алалии, афазии).

Функциональные причины могут быть связаны с воздейсвием

Внутренних факторов (биологических):

длительные соматические заболевания

патология беременности, родов

Внешних факторов (социальных):

Неправильная речь окружающих

Недостаточное внимание к развитию речи ребёнка со стороны взрослых

Дефицит речевого общения.

Расстройства чтения часто наблюдаются у детей с ММД (минимальной мозговой дисфункцией, с ЗПР (задержкой психического развития), с тяжёлыми нарушениями устной речи, с ДЦП (детскими церебральными параличами), с нарушениями слуха, у УО (умственно отсталых детей).

Нарушения чтения часто сопровождаются и неречевыми расстройствами (нарушение пространственных представлений: затруднения в определении правого и левого, верха и низа, направления, неточности в определении величины, формы).

К числу наиболее специфических ошибок можно отнести:

Замену одних букв другими. В основном заменяются буквы, соответствующие звуки которых либо совсем не произносятся детьми, либо произносятся неправильно. Однако заменяются и буквы, которые обозначают правильно произносимые звуки. В этом случае ошибки могут иметь неустойчивый характер, при одних обстоятельствах буквы заменяются, при других – читаются правильно. Наряду с буквами заменяются целые слоги. Характерны «застревания» на какой-то букве, слоге, слове, неоднократные повторения их во время чтения.

Побуквенное чтение. Дети вместо плавного слогового чтения часто пользуются побуквенным угадывающим чтением. При этом они делают много самых разнообразных ошибок.

Нередко, стремясь объединить отдельно названные буквы в процессе чтения слов, дети произносят бессмысленный набор звуков, в силу чего слово теряет своё значение.

Бывает и так, что назвав первые две-три буквы читаемого слова, дети стараются угадать, что они должны прочесть. Это приводит к замене читаемого слова другим, сходным по буквенному составу, но отличающемуся по значению. Например, читают «уголок» вместо уголёк, «картошка» вместо карточка.

Искажение слоговой структуры слова. Эти ошибки характерны для всех детей, но у детей с нарушениями речи их значительно больше. Это ошибки на пропуски или добавление букв и даже слогов, перестановки букв и слогов. Такое чтение называют «чтение по догадке» с частой заменой одного слова другим.

Читайте также:
Игры с предметами при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте

Нарушения понимания прочитанного. Ребёнок может быстро читать, но не понимать прочитанного слова, предложения и даже целого текста. Он не связывает смысловое значение слова с прочитанными буквами, не улавливает грамматическую связь между словами и предложениями. Недостаточно полное понимание смысла предложения приводит ребёнка к

отрывистому чтению с паузами между словами. Чтение предложений или текста идёт по принципу присоединения слов друг к другу

Аграмматизмы при чтении. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласования существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.

Нарушения чтения могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка. Так, неудачи при овладении чтением могут вызывать и закрепить у него такие черты характера, как неуверенность в себе, робость, тревожную мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям.

Нарушение письма.

Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки (т.е. не связанные с применением орфографических правил), которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребёнка или с нерегулярностью его школьного обучения.

3 УРОВНЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК:

Ошибки на уровне буквы и слога:

Пропуск буквы, слога. Пропуск свидетельствует о том, что ребёнок не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например: «снки» – санки, «кичат» – кричат. Пропуск нескольких букв в слове есть следствие более грубого нарушения звукового анализа (состава слова), приводящего к искажению и упрощению структуры слова, например: «дорве» – здоровье, «бт» – брат, «девча» – девочка…

Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений, например: «чунал» – чулан, «плюшегово» – плюшевого, «нагалух» – на лугах…

Вставки гласных букв наблюдаются

обычно при стечении согласных «шекола» – школа, «девочика» – девочка, «ноябырь» – ноябрь

гласная или согласная уже имеющаяся в составе слова («сенег» – снег, «гулямем» – гуляем)

Отдельные буквы не узнаются и не соотносятся с определённым звуком. В различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Вследствие неточного зрительного восприятия они смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв: П-Н, П-И, У-И, Ц-Щ, Ш-И, М-Л, б-д, П-Т, Н-К…

Зеркальная обращённость букв

Смешения, замены, пропуски букв сходных по звучанию и произношению. Может являться следствием неправильного звукопроизношения ребёнка. Смешиваются обычно следующие фонемы (звуки): парные согласные (звонкие и глухие), сонорные, свистящие и шипящие, аффрикаты (Ц,Ч,Щ), гласные.

Ошибки на уровне слова

Раздельное написание слова.

Слитное написание слова. Когда предлоги и союзы, пишутся вместе с последующим или предыдущим словом. Нередки случаи слитного написания двух самостоятельных слов.

Смещение границ слов, («Врекепе тя поймал…»- В реке Петя поймал…)

Ошибки на уровне предложения (словосочетания).

Аграмматизмы.( Нарушение связи слов).

Отсутствие обозначения границ предложений.. Ребёнок не слышит конца предложения и не обозначает его. Следующее же начинает с маленькой буквы.

Пропуск слов нарушает структуру предложения, не говоря уже о логике повествования.

Пропуск предлогов вызывает нарушение связей в словосочетаниях.

Причины трудностей обучения письму и чтению

Причина трудностей обучения письму и чтению.

1. Характеристика школьных факторов риска, выделение (на примерах) их влияние на возникновение трудностей обучения письму или чтению.

Школьные факторы риска.

№/п Фактор Примеры Результаты
1. Стрессовая тактика педагогических воздействий Возникают конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, с родителями, в которых страдающая сторона – ребенок, оказывает отрицательное влияние агрессивная среда. Заболеваемость выше в 2,5 раза выше;
неврологические расстройств в 1,5 р. больше;
снижается внимание, память, ухудшается нервно-мышечная регуляция
2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей Использование методики обучения безотрывному письму Длительное и неэффективное формирование навыка письма; неаккуратный почерк, чрезмерное эмоциональное и функциональное и напряжение, повышение тревожности и т.д.
3 Интенсификация и нерациональная организация учебного процесса. Открытый вариант – увеличение количества учебных часов.
Скрытый вариант – реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала.
Ограничение времени в процессе деятельности.
Резкое ухудшение здоровья;
снижение качества учебы, повышаются неудачи, заставляя ребенка испытывать несостоятельность, недовольство взрослых
4 Недостаточный уровень знаний педагога о причинах и механизмах школьных трудностей Отсутствие комплексной системной работы педагога, логопеда, психолога и родителей при трудностях обучения Из-за сокращения часов на дисциплины, дающие знания ребёнку на начальных этапах обучение трудностям не уделяется должное внимание, всё это ведёт к тому, что на начальных этапах обучения трудностям не уделяется должное внимание, а ликвидировать проблемы во 2 или в 3 классе очень сложно, а порой и невозможно
Читайте также:
Артикуляционная гимнастика с детьми 3-5 лет, страдающих детским церебральным параличом

1. Примеры влияния экзогенных факторов риска на возникновение трудностей обучения письму или чтению.

Экзогенные (внешние) факторы.

№/п Факторы Влияние
1 Экологические (внешнесредовые) Они непосредственно не приводят к возникновению трудностей письма и чтения, но оказывают влияние на рост, здоровье и развитие ребенка, что в свою очередь отчетливо сказывается на способности детей успешно осваивать письмо и чтение.
2 Социокультурные условия жизни Оказывают существенное влияние на развитие трудностей обучения письму и чтению, приводят к нарушению или несформированности речи, отсутствию навыков координации.движений.
3 Школьные:
стресс, интенсификация учебного процесса, неадекватность методик и требований
Правильная организация учебного процесса и верная тактика педагога могут помочь самому “неготовому” к школе ребенку успешно учиться и, наоборот, школьные факторы могут стать причиной очень глубоких проблем формирования письма и чтения даже у очень способных и подготовленных к школе детей.
Комплекс школьных факторов риска действует непрерывно, длительно и систематично, причём сила воздействия на организм человека любого неблагоприятного фактора усиливается, если человек осознаёт это влияние как неизбежное, неуправляемое, неизменное, а проблемы обучения сам ребёнок не в силах изменить, минимизировать или исключить.

Внешние факторы, и прежде всего школьные факторы риска, могут не только вызвать трудности обучения письму и чтению, но и осложнять проблемы, связанные с развитием и здоровьем ребенка.

2. Примеры влияния эндогенных факторов на развитие трудностей обучения письму и чтению.

Эндогенные (внутренние) факторы.

№/п Факторы Примеры
1 Функциональное развитие ребенка Различные нарушения речевого развития:
сенсомоторики, навыка звукового анализа, грамматического строя речи, словообразовательных процессов, понимание логико-грамматических отношений, связной речи.
2 Психофизиологические особенности Может быть высокий интеллект и низкий интеллектуальный показатель;
высокие вербальные навыки и средние невербальные,
хорошие невербальные и низкие вербальные;
низкая неустойчивая работоспособность, повышенная истощаемость, неустойчивое внимание, низкая познавательная активность
3 Нарушения в развитии определенных систем Расстройство рабочей памяти, проблемы организации внимания, запечатления, хранения и восстановления информации, а также расстройство кратковременной памяти или перегрузка рабочей памяти.

2. Формирование навыков письма и чтения: виды трудностей в процессе обучения.

1. Сравните, выделите общее в процессах формирования навыков письма и чтения.

Письмо и чтение включают сложнейшие психофизиологические механизмы:

  • организации внимания,
  • произвольной регуляции,
  • контроля деятельности,
  • звуко-буквенный анализ и фонемный анализ,
  • слухового анализа, артикуляции,
  • зрительно-пространственное восприятие,
  • зрительную и слуховую память,
  • зрительно-моторные координации и т.д.

Письмо и чтение – очень сложные навыки, которые формируются длительный период времени, проходя ряд одинаковых этапов.

Владение техникой письма можно разделить на три основных этапа:

2. Рассмотрите психофизиологическую структуру процесса письма и, используя таблицу 1, спрогнозируйте трудности обучения при несформированности одной или нескольких познавательных функций.

Результаты психологического и логопедического обследования первоклассников “группы риска” и прогнозирование возможных трудностей обучения.

3. Прогнозирование трудностей обучения чтению при дефиците внимания и зрительного восприятия.

Ф.И. уч-ся Результаты диагностики Возможные трудности
Назарова Элвира Дефицит внимания,
Зрительного восприятия, медленный темп чтения
Затруднения в различении близких по конфигурации букв (п – н, в – а, г –т) путает буквы при чтении, возможна перестановка букв при чтении (рак – кар).
Трудность слияния букв при чтении (побуквенное чтение), пропуски букв и слов, индивидуальные особенности темпа деятельности.

Методика оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 1-го класса.

1. Анализирование предлагаемых заданий методики и обоснование причин возникновения следующих трудностей письма учащихся 1-х классов.

Виды трудностей у учащихся при письме Возможные причины ошибок при письме
Неустойчивый почерк
(неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые разнонаклонные буквы, тремор)
Недостаточная сформированность моторных функций, нарушение зрительно-моторных координаций, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения, выраженное функциональное напряжение и утомление
Пропуск, вставки, перестановки букв, недописывания слов Несформированность звуко-буквенного анализа, нарушения внимания, оперативной памяти, контроля деятельности, неадекватный темп работы
“Не видит строку, нарушает соотношение элементов буквы Несформированность звуко-пространственного восприятия и зрительной памяти, сильное функциональное напряжение, трудность концентрации внимания
Пропуск запятых, точек, ненаписание заглавной буквы, персеверации Незнание правил орфографии и синтаксиса, нарушение внимания, контроля деятельности, неумение совмещать графическую и смысловую части письма, несформированность планирования, регуляции и контроля деятельности

1. Обоснование причин возникновения следующих трудностей письма учащихся 1-х классов.

Виды трудностей Возможные причины
Побуквенное или слоговое чтение Недостаточная сформированность зрительного образа букв, трудности дифференцирования букв, несформированность навыка слогослияния и/или фонематического слуха, недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия
Перестановка букв, ошибки при чтении букв, слов Нарушения зрительного восприятия и зрительной памяти, форсирование скорости чтения, трудности концентрации внимания, выраженное утомление, функциональная слабость центральной нервной системы
Трудности понимания Трудности автоматизации навыка чтения, неадекватный темп (форсирование скорости), трудности концентрации внимания, низкий уровень оперативной памяти, несформированность контроля деятельности
Читайте также:
Музыкотерапия в комплексной нейрореабилитации

Методика оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 4-го класса.

1. Обоснование причин следующих нарушений письма в 4-м классе.

Виды трудностей Возможные причины
Орфографические ошибки Незнание правил орфографии, нарушение распределения внимания между графической и смысловой сторонами письма, неумение выделять “ошибкоопасные” места,
неадекватный темп работы
Сильный тремор, неустойчивый почерк Недостаточная сформированность моторных функций, нарушение координации движений (неправильная поза, неправильное положение ручки), нарушение координации движений в связи с сильным утомлением и функциональным напряжением
Пропуски, замены, недописывания Несформированность звуко-буквенного анализа, нарушения внимания, оперативной памяти, контроля деятельности, неадекватный темп работы

1. Обоснование причин следующих нарушений чтения в 4-м классе.

Виды трудностей Возможные причины
Ошибки при чтении Нарушения зрительного восприятия и зрительного восприятия образа буквы, трудности концентрации внимания, функциональная слабость центральной нервной системы, выраженное утомление,
Трудности понимания прочитанного Трудности автоматизации навыка чтения, неадекватный темп (форсирование скорости), трудности концентрации внимания, низкий уровень оперативной памяти, несформированность контроля деятельности
Трудность пересказа Несформированность вербально-логического мышления, трудности кратковременной слухо-речевой памяти, непонимание прочитанного, трудности концентрации внимания, выраженное утомление

Описание примеров нарушения навыков письма и чтения одного учащегося с указанием типов нарушений и возможных причин возникновения.

Замены согласных букв близких по звучанию (з-с, г-к, б-п, д-т и т.д.)

Недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия, трудности звуко-буквенного анализа

Пропуски слов, букв (“невнимательное чтение”)

Выраженное напряжение, утомление

  1. М. М. Безруких “Трудности обучения чтению и письму в начальной школе”. М. Педагогический университет “Первое сентября”. 2009 г.
  2. Королёв А.Н. “Нарушения чтения и письма у детей”.– СПб. 1997 г.

Нарушение письменной речи, влияние на общее развитие, воспитание и обучение ребенка

Вы будете перенаправлены на Автор24

Основные виды нарушений письменной речи

Нарушение письменной речи (дисграфия) – это нарушение способности правильно писать слова, которое характеризуется устойчивыми ошибками, обусловленными несформированностью высшей психической деятельности, участвующей в процессе письма.

В современном мире все чаще можно встретить детей, которые испытывают серьезные проблемы в процессе овладения письменной речью. Все это вызывает ряд сложностей для усвоения определенных школьных предметов, так как навык письма имеет огромную социальную значимость.

Выделяют следующие виды нарушений письменной речи:

  • артикуляторно-акустическая дисграфия – связана с ошибками в звукопроизношении, то есть деть пишут слова так же, как произносят их. При этом расстройстве требуется корректировка звукопроизношения, а после этого – письма;
  • акустическая дисграфия – буквы из одной группы заменяются на другие, например, звонкие – на глухие;
  • аграмматическая дисграфия – вызвана недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. Обычно такое нарушение обнаруживают в конце начальной школы, когда дети начинают учить грамматические правила. Дети могут затрудняться изменять слово по числам, родам и падежам, то есть неправильно писать окончания и плохо согласовывать слова между собой;
  • дисграфия в связи с нарушением языкового анализа и синтеза – выражается перестановкой букв, их пропуском, повторением слогов и букв, написанием лишних букв в словах;
  • оптическая дисграфия связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений, дети не могут понять тонких различий в очертаниях букв, что вызывает их неправильное отражение на письме. К типичным ошибкам относят зеркальное написание букв, добавление лишних элементов, недописывание или добавление элементов букв;
  • моторная дисграфия характеризуется трудностями движений руки при написании слов, а также нарушениями связей моторных образов звуков и слов со зрительными образами.

Названные виды нарушений чаще встречаются в школьном возрасте. Также часто можно встретить дизорфографию – неспособность применить на практике орфографические правила. Ее характеризует постоянное повторение ошибок на письме, при сохранении нормального уровня интеллектуальных способностей.

Влияние нарушений чтения и письма на развитие ребенка

В связи с возрастающей ролью чтения и письма, актуальность приобретает проблема воздействия названных функций на развитие и социализацию детей. Дети с нарушениями чтения и письма плохо понимают словесные инструкции и причинно-следственные связи, имеют бедные синтаксические конструкции и недостаточно сформированные коммуникативную, когнитивную и регулирующую речевые функции, у них затруднено усвоение разных компонентов языковой системы. Все это негативно влияет на развитие ребенка.

Трудности формирования познавательной, коммуникативной, эмоциональной и личностной сфер у детей, имеющих нарушения письменной речи, влекут за собой проблемы в доминирующих видах деятельности. При нарушении чтения и письма невозможно полноценное осуществление учебной деятельности, которая является ведущей для семилетних детей, что достаточно быстро отражается на успеваемости в школе.

Читайте также:
Анализ работы за год учителя-логопеда коррекционной школы VIII вида

Готовые работы на аналогичную тему

Если ученик не будет иметь достаточного запаса общих знаний и соответствующего набора языковых средств, то при восприятии речи он не сможет ориентироваться на общий смысл высказывания, а будет искать конкретную задачу. Такой ребенок будет затрудняться в выделении непонятного ему материала в ходе объяснения и не сможет задать уточняющих вопросов. В результате у него пропадет интерес к учебной деятельности, возникнут проблемы с освоением учебной программы, а также трудности в решении интеллектуальных задач, что и будет причиной его низкой успеваемости.

Учеников с нарушением письма и чтения отличает несформированность познавательной деятельности, избегание общения с незнакомыми людьми, проявление негативизма, неадекватные эмоциональные реакции в ситуации общения. Дети затрудняются в осознании смысла вербализированных социальных норм и поведенческих правил. У них нарушены связи словесных образов и семантики, значения социальных вербальных конструктов усваиваются поверхностно и ситуативно, появляются затруднения в осознании своего и чужого эмоционального состояния.

Нарушения письма и чтения негативно сказываются на психическом развитии ребенка и уровне развития его личности, развивая такие отрицательные качества характера, как застенчивость, замкнутость, нерешительность, негативизм, неполноценность и пр.

Таким образом, нарушения письма и чтения отрицательно сказываются на всем процессе обучения, на школьной адаптации детей, на формировании личности, самооценке и характере психического развития ребенка, осложняя межличностные коммуникации и социализацию учеников. В связи с этим, перед общеобразовательной школой в современном мире стоит вопрос создания благоприятных условий для развития и обучения детей с нарушениями письма и чтения.

Меры профилактики нарушений письменной речи

Профилактика нарушений письменной речи – это одна из эффективных мер, которая позволяет предупреждать развитие дисграфии.

В целом, профилактика базируется на исключении некоторых факторов из жизни детей, которые могут провоцировать данные нарушения.

Корневым А.Н. к первичной профилактике дисграфии были отнесены следующие мероприятия:

  • предупреждение патологий развития плода, к которым относят охрану здоровья матери, профилактику возможных осложнений беременности, предупреждение травм во время родов и пр.;
  • снижение инфекционной и соматической заболеваемости новорожденных в первые годы их жизни;
  • выявленные ранее и скорректированные дефекты развития речи детей. Речевые нарушения должны быть диагностированы как можно раньше, например, позднее появление первых слов – после 1г 3м – уже считается поводом для беспокойства;
  • целенаправленная работа с неблагополучными семьями и детьми, не посещающими ДОУ. Следует проводить занятия по развитию у детей необходимые речевые и сенсомоторные навыки, что необходимо для успешной подготовки к школьному обучению.

Основной принцип профилактики и коррекции нарушений письменной речи – своевременность коррекционной работы и раннее выявление детей из группы риска. Это объясняется тем, что с возрастом детям намного сложнее исправлять привычное поведение и навыки.

Социализация детей с нарушением речи

Речь является одним из важнейших приобретений в жизни человека. Приобретений в том смысле, потому что она не дана нам от рождения. По мере взросления ребенка он обучается навыкам речи, но этот процесс может проходить с определенными сложностями, в результате чего у ребенка развиваются различные нарушения речи.

Проблема в том, что у детей с речевыми нарушениями могут возникнуть сложности с коммуникацией и отношениями со своими сверстниками. Дети далеко не так терпеливы к различным речевым дефектам, как взрослые, поэтому достаточно часто ребенок, который заикается, неправильно выговаривает какие-то звуки или имеет другие проблемы с речью, становится объектом насмешек со стороны других детей.

Социализация детей с нарушениями речи крайне важна, ведь от того, будет ли ребенок чувствовать себя полноценной частью социума или нет, зависит комплексное развитие его личности, способность адаптироваться к окружающим его условиям.

Социализация – это усвоение индивидом социальных норм. Это сложный процесс, в ходе которого происходит адаптация к окружающей социально-культурной среде. От успешности социализации напрямую зависит, сможет ли ребенок полностью реализовать свой потенциал в зрелом возрасте.

Специфика проблемы

В современном социально-культурном пространстве ребенку, чтобы легко адаптироваться к окружающей действительности, важно владеть коммуникативными навыками.

Развитие навыков коммуникации является наиважнейшей проблемой в психологии и педагогике. Ее актуальность особенно видна в сегодняшнее время, когда наблюдается большой дефицит «живого» общения, а дети предпочитают проводить время в своих гаджетах.

Качество общения между ребенком и взрослым также снижается. Объясняется это определенными социальными условиями, занятостью родителей на работе, что приводит к недостатку внимания со стороны взрослых по отношению к ребенку. В таких условиях легко не заметить те серьезные сложности, которые испытывает ребенок при общении с окружающими.

Читайте также:
Особенности и возможности социальной адаптации детей с синдромом Дауна

Коммуникация и отношения с другими людьми начинают развиваться с раннего возраста. Примерно с 3-4 лет в жизни ребенка появляется новый партнер по общению – это сверстник. Именно потребность в общении с ним является одной из основных потребностей в дошкольном возрасте. В диалоге со сверстниками дети получают неоценимый опыт коммуникации, учатся говорить связно, понятно, задавать вопросы, отвечать, аргументировать свои высказывания и т.д.

На момент поступления в школу примерно 1/3 всех детей имеет определенные речевые нарушения разной этиологии и степени выраженности, что негативно сказывается на их социализации. Отмечаются не только различные дефекты речи, но и сенсорные, двигательные, интеллектуальные нарушения, несформированность познавательных возможностей.

Для детей с речевыми нарушениями характерно:

  • недостаток или полное отсутствие инициативы в общении;
  • более пассивная роль в общении и поведении;
  • проблемы со сглаживанием конфликтных ситуаций;
  • отсутствие речевых способов выражения своих мыслей и внутреннего состояния.

Задачей современного учителя-логопеда является помощь детям-логопатам не только в преодолении речевых нарушений, но и в их социализации, чтобы ребенок мог найти себя в будущем, был самостоятельным, уверенным в себе человеком.

Проблемы со звукопроизношением отрицательно сказываются не только на развитии речи, но и накладывают сильный отпечаток на личность ребенка. Если же нарушение сильное, то это может привести к серьезным изменениям характера ребенка: он может замкнуться в себе, перестать общаться или вообще говорить.

Особенности социализации детей с речевыми нарушениями

У детей с нарушениями речи снижена активность во всех сферах деятельности, у них не сформированы коммуникативные способности. Наблюдается нарушение познавательной деятельности из-за дефицита общения с окружающими людьми.

Работа по социализации ведется в следующих направлениях:

  • Сотрудничество с семьей. Оно предполагает мониторинг семьи, вовлечение родителей в образовательную деятельность, а также консультирование и поддержку.
  • Логопедические занятия с ребенком, направленные на устранение дефектов речи.
  • Расширение круга общения.

Одной из форм социализации ребенка выступает игра. Это не какое-то развлечение, а специальный метод, позволяющий вовлечь детей в творческий процесс, эффективный способ стимулирования их активности. Игра – это своеобразная школа социальных отношений, где моделируются различные формы поведения.

На практике применяются различные игры, которые способствуют формированию коммуникативных навыков, чувства сплоченности и единства. Эти занятия дают ребенку почувствовать себя частью группы, что очень важно в его социализации.

Для развития навыков общения у детей используются:

  • Различные игры (дидактические, сюжетно-ролевые, инсценировки, подвижные и т.д.).
  • Словесные поручения. К примеру, ребенку нужно попросить тряпку для мытья у помощника воспитателя и отчитаться о выполнении.
  • Организация проблемно-речевых ситуаций. Они различны: ребенок только что пришел в новую группу – нужно рассказать о себе, два мальчика поссорились – нужно помирить их и т.д.
  • Чтение литературных произведений. Выбирать их нужно на основании возраста детей.
  • Организация совместной деятельности. Совместное украшение комнаты к какому-то празднику, участие всех детей в инсценировках сказок и т.д.
  • Коллективные разговоры. Темы бесед могут быть различны, но они должны быть понятны детям, чтобы они могли высказывать свои мысли по тому или иному поводу.

Коррекция речевых нарушений как основной способ социализации

Чтобы ребенок-логопат смог стать полноценной частью детского коллектива, мог свободно и без внутреннего стеснения использовать свои коммуникативные навыки, должна проводиться логопедическая коррекция речевых нарушений. Если не будет устранен дефект речи, то никакие действия, направленные на социализацию, не могут быть эффективными.

При коррекции нарушений речи важно:

  • мотивировать ребенка на преодоление речевого дефекта;
  • проводить коррекцию звукопроизношения;
  • развивать фонематический синтез и анализ;
  • использовать лексико-грамматические упражнения;
  • развивать мелкую моторику, связную речь и т.д.

В процессе коррекции нужно восполнять пробелы в формировании словарного запаса и развитии грамматического строя речи. Логопеду нужно проводить полноценную работу по развитию фонематического слуха и совершенствованию произносительных возможностей детей. Для этого используются специальные задания, которые построены на вербальном и невербальном материале.

В период дошкольного и младшего школьного возраста ребенок не только обучается грамоте, но и осваивает новые для себя социальные роли и нормы поведения, принятые в определенной социально-культурной среде. Он узнает о том, как именно себя нужно вести, проще говоря, «что такое хорошо и что такое плохо». Проблема социализации детей с речевыми нарушениями остается одной из наиболее актуальных, поэтому важна комплексная работа логопеда, школьного психолога, учителей начальных классов и, конечно же, родителей самого ребенка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: