Включение детей раннего возраста в практическую деятельность в условиях дома ребенка

Включение детей раннего возраста в практическую деятельность в условиях дома ребенка

  • > Главная
  • > Получить Свидетельство
  • > Конкурсы
  • > Олимпиады
  • > Публикации
  • > Оплата

Есть свой авторский материал? – опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство ! ( подробнее ).

№ 3522 Статья “Особенности развития детей раннего возраста в специализированном доме ребёнка”

Государственное казенное учреждение здравоохранения «Областной дом ребенка № 2 специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики имени Зинаиды Антоновой»

Тема: «Особенности развития детей раннего возраста в специализированном доме ребёнка»

Воспитатель: Егорова Н.В.

г. Челябинск 2018г.

1

Если малыш становится не желанным ещё во время беременности, то с первых месяцев он не получает положительного эмоционального контакта с мамой, что в целом влияет на его дальнейшее развитие. Ребёнок не дополучает родительского внимания, ласки, положительных эмоций, что формирует негативное влияние на отношение и общение между ребёнком и взрослым. У такого ребёнка происходит торможение развивающихся нервно-психических процессов, определённых в младенческом возрасте. В дальнейшем, поступая в дом ребёнка, отставание всё больше прогрессирует, так как воспитатель в группе должен отдавать своё внимание, ласку, заботу и т.д. не только ему одному, но и другим детям, которые живут вместе с ним.

Анализ показывает задержку развития отдельных сфер – это более позднее развитие активной речи и сенсорного развития. Эти сферы наиболее чувствительны к влиянию неблагоприятных факторов, как биологических, так и социальных. У таких детей в раннем возрасте страдают не только произношение, но и речевые реакции, связанные с развитием мышления ребёнка, прежде всего употребление вопросов и придаточных предложений, устанавливающих связи между отдельными явлениями. Таким образом, наибольшая задержка происходит у ребёнка второго года жизни в сенсорном и речевом развитии, т.к. в своём «сензитивном» возрасте он не дополучил эмоционального контакта, общения и взаимодействия со взрослым.

В результате этого дети, поступающие в специализированный дом ребёнка: младенцы, от которых отказалась молодая мама, дети от 1 года до 3 лет из неблагополучных семей, дети, которых находят на вокзалах, имеют задержку психо-моторного и речевого развития.

Дети раннего возраста не могут самостоятельно достаточно полно воспринимать речь окружающих при ознакомлении с предметами и явлениями. Только с помощью взрослого, в ходе длительной коррекционной работы дети получают элементарные знания об окружающем мире.

В связи с особенностями развития в доме ребёнка дети в ещё большей мере нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанного усвоения общественного опыта, особенно в раннем возрасте, у них практически не происходит. Учёные отмечают у таких детей отсутствие интереса к окружающему. Поэтому стоит задача использовать в обучении такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений и на активизацию их познавательной деятельности. Иначе к началу дошкольного возраста у ребёнка могут не сформироваться такие предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, отсутствие интереса к окружающему, не достаточное проявление эмоций, не сформироваться фонетический слух.

Перед нашими педагогами стоит задача подготовить детей к обучению и самообслуживанию. Для этого необходима достаточно полная коррекция дефектов развития и максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.

2

В специализированном доме ребёнка живут и воспитываются дети, которые временно или навсегда остались без опеки родителей. Большая часть из них имеют заболевания разной степени тяжести: частичное или полное поражение центральной нервной системы, гидроэнцефалопатия, задержка нервно-психического развития и речевого развития, а также с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Эти дети требуют к себе не только большого медицинского обследования, но и огромной коррекционной работы со стороны педагогов. Здесь требуется особая специфика воспитания и обучения – это коррекция всех нервно-психических реакций.

Основная задача сотрудников учреждения, обеспечить своевременное, полноценное и всестороннее развитие ребёнка. Также поддерживать оптимальное состояние здоровья, в частности их нервной системе, так как это является основой обеспечения нормального развития: движений, речи, памяти, внимания, мышления, сенсорного развития, эстетического и нравственного развития.

Особенностью обучения и воспитания детей в доме ребёнка является более медленный темп усвоения ими материала, чем у детей, воспитывающихся в семье. Поэтому они имеют потребность в более длительном и многократном повторении одного и того же задания. У ребёнка медленно формируется стиль поведения на занятиях, так как он быстро устаёт и отвлекается.

Читайте также:
Приемы формирования фонематического восприятия

Для многих детей в доме ребёнка характерна сниженная активность, задержка в развитии мелкой моторики. Также наблюдаются замедленное развитие высших психических процессов: памяти, мышления, внимания. В результате чего происходит задержка речевого развития.

В предупреждении нарушений умственного развития детей решающую роль играет коррекционно-воспитательная работа, которая позволяет предотвратить вторичное отклонение в развитии ребёнка.

Дети в доме ребёнка в большей степени нуждаются в целенаправленном обучающем взаимодействии взрослого. Поэтому для формирования нервно-психических процессов и воспитания таких детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление отставания, активизацию познавательной деятельности, коррекцию речи, памяти, мышления и внимания. Необходимы такие методы и приёмы, которые могли бы привлечь внимание каждого ребёнка, вызвать положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.

Обучение, воспитание формирование ребёнка – это комплексный подход всех специалистов и сотрудников учреждения. Занятия воспитателя строится на взаимодействии работы логопеда, психолога, инструктора ЛФК, массажиста, врача-педиатра, врача-невролога, медсестры и санитарки.

Цель дома ребёнка –это решение очень важных задач, благодаря которым закладываются предпосылки физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания:

1.Создать условия для эмоционального развития ребенка.

2.Укреплять и сохранять здоровье ребёнка.

3.Создать комфортные условия для пребывания ребёнка в группе.

4.Коррекционная работа над всеми нервно-психическими процессами.

5.Развивать понимание названий предметов, действий, качеств.

6.Развивать наглядно-действенное мышление, обобщение предметов и действий.

7. Развивать ориентировочно-познавательную деятельность.

8.Развивать активную речь.

9.Обобщать связи с окружающим миром, развивать интерес к явлениям окружающего мира в повседневной и специально-организованной деятельности.

10.Развивать первые этапы наблюдательности.

11.Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение ко всему живому.

12.Всю работу проводить через коррекцию деятельности.

Включение детей раннего возраста в практическую деятельность в условиях дома ребенка

Включение детей раннего возраста в практическую деятельность в условиях дома ребенка.

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. В этот возрастной период ребенок впитывает все воспринятое как губка, без оценки и, не затрачивая на это усилий. Благодаря этому ему удается за короткий срок построить всю картину мира, получив при этом такой объем знаний, на освоение которого у взрослых ушли бы многие годы [2].

Возрастной задачей ребенка до 3 лет является осознание себя отдельной личностью: ребенок начинает идентифицировать себя, уменьшается его зависимость от взрослого. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, ярко проявляет свой характер. Его поведение корректируется средой общения. Ребенок «примеряет» на себя различные роли. Происходит интенсивное впитывание культуры [5].

Для решения этой возрастной задачи ребенок имеет предусмотренные природой огромные внутренние силы и механизмы развития. В первую очередь это особая форма сознания «впитывающий разум» и сенситивные периоды восприятия мира.

В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и другое. Задача взрослого ¾ создание условий для успешного раскрытия заложенных в ребенке способностей и возможностей [3]. Средством решения данной задачи является практическая деятельность.

Именно через практическое действие с предметами в процессе игры с реалистическими игрушками, имеющими сходство с людьми, животными, предметами быта и орудиями труда ребенок воспроизводит действия взрослых: укладывает игрушки спать, купает или кормит кукол, готовит им еду и моет посуду, стирает и гладит одежду, делает постройки из кубиков, ездит на автомобиле.

Практическая деятельность вносит особый вклад в развитие ребенка раннего возраста. Она является одним из важных средств познания окружающего социального и предметного мира. В процессе игры ребенок осваивает общественную функцию предметов и смысл деятельности взрослых, учится оценивать результат.

Поэтапность формирования практической деятельности заключается в том, что сначала создаются условия для подражания отдельным игровым действиям взрослого в совместной с ним игре, зарождение интереса к игре (1). Затем ребенка побуждают к осуществлению самостоятельных попыток воспроизведения действий взрослых (2).

Постепенно в практической деятельности ребенка выстраивается цепочка логически вытекающих друг из друга действий. Взрослый стремится усилить игровую мотивацию, расширяя диапазон используемых игрушек и сюжетов в игре, усложняя структуру игровых действий (3). Именно в практической деятельности развивается объясняющая и планирующая функции речи (4).

Читайте также:
Автоматизация звука (Ш) в открытом слоге

Завершающим этапом развития практической деятельности является появление элементов ролевого поведения в игре, в которой развиваются наглядно-образное мышление, воображение, речь, произвольность (5).

Данные этапы развития практической деятельности характерны для детей раннего возраста, но временной диапазон их прохождения зависит от потенциальных способностей ребенка.

Дети-сироты и дети, лишенные попечения родителей, воспитывающиеся в «Специализированном доме ребенка» как правило, имеют низкие показатели физического и психомоторного развития [1]. Данный факт оказывает влияние на выбор стратегии, и методов и приемов психолого-педагогической реабилитации.

Нами разработан цикл занятий по развитию практической деятельности, включающий в себя: упражнения с водой, с сыпучими материалами, с куклой, с одеждой, с посудой, в уголке природы, в цветнике, на огороде. Данный упражнения проводятся в специально организованных зонах: зона сыпучих материалов, зона для работы с водой, кукольный и уголок природы.

В нашем учреждении дети получают опыт и навык социального общения, наблюдение за действиями других, понимание общих правил. Воспитанники радуют взрослых своими успехами в социальном развитии и в познании окружающей среды.

Практическая игровая деятельность обладает выраженным психотерапевтическим эффектом, поскольку через игровые действия ребенок может неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания.

Презентация
«В практическую деятельность — через игру»

  1. Измайлова, Н.Н. Медико-социальная характеристика раннего сиротства / Н.Н.Иэмайлова, ТЛ.Гасиловская// Казанский медицинский журнал. — 2002 — №3. — С.222;
  2. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. – М.: «Карапуз», 2000. – 272 с, ил.;
  3. Примерная основная программа «Детский сад по системе Монтессори // Монтессори клуб/ сост. О.Борисова, В.Михайлова, Е.Хилтунен.- 2013г.- №4 (39).- С.12-14.;
  4. Климанова Л.Ю. Вместе с мамой. Программа занятий для группы детей в возрасте о 8-ми месяцев до 3х лет, работающей с использованием Монтессори метода.- М.- 2000.;
  5. 5. Хрестоматия по возрастной психологии/ Сост. Л.М.Семенюк/ Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт Практической психологии. – 1996. – 304 с.

Ненашева Ю.С., учитель-дефектолог (педагог-Монтессори),
Солдатенкова М.Ю., учитель дефектолог,
ГБУЗ АО «Специализированный дом ребенка
для детей с поражением центральной
нервной системs и нарушением психики»

Методические рекомендации для воспитателей дома ребёнка по организации работы с детьми первого года жизни

Гётте Мария Николаевна.

Учитель-дефектолог высшей категории.

ГБУЗ ТО «Тюменский специализированный дом ребёнка».

Педагогический стаж – 19 лет.

Дом ребенка это особое учреждение, где воспитываются дети, с самого раннего возраста лишенные попечения родителей. Очень важно, чтобы эти малыши выросли, не испытывая, по возможности, недостатка ласки, эмоционального общения, чтобы им были обеспечены все необходимые оздоровительные и воспитательные мероприятия.

Наш Дом ребенка специализированный, к нам поступают дети с различной степенью поражения центральной нервной системы, врожденными пороками развития, а потому необходимо тесное сотрудничество педагогического и медицинского персонала для достижения сколько-нибудь значимых результатов

Так, с момента поступления ребенка в наше учреждение, проводится его комплексное медико-психолого-педагогическое обследование и разрабатывается индивидуальная развивающая программа. Возраст, поступающих детей различен: это дети и первых недель жизни, и те, кому год, два, три года, поскольку у нас живут дети от 0 до 4х лет. Оценка актуального уровня нервно-психического развития проводится на основании исследований, результаты которых представленных в таблице (Приложение 1.doc )

Чем же обусловлено столь раннее начало специализированной дефектологической помощи?

Известно, что развитие мозга ребенка начинается ещё в утробе матери. В течение всей беременности за 1 минуту рождается 250 тыс. нейронов и к моменту рождения их насчитывается до 100 млрд. Но эти клетки мозга абсолютно не связаны между собой. По образному выражению одного из исследователей это выглядит так, будто каждый из 6 млрд. жителей Земли имеет по 20 телефонов, но ни один из них не подключен к сети, т.е. абсолютно бесполезен, так же, как и нейроны новорожденного.

И лишь после рождения, и то не сами по себе, начинают формироваться связи, отвечающие за дальнейшее развитие ребенка.

Исследования влияния среды на развитие мозга начались с опытов на животных. Так, если в сензитивный период для развития зрительного восприятия котят поместить в т.н. вертикальную среду (в помещение, где имеются лишь вертикальные полоски на стенах), то по окончании сензитивного периода котята, оказавшись в обычной среде, не видят горизонтальные предметы, т.е. если палка стоит, то котенок может её обойти, а если лежит – натыкается. Это происходит потому, что в коре г.м. не образовались связи, реагирующие на горизонтальные предметы. Т.е., сигнал, поступивший через глаза – мозгом не распознается.

Читайте также:
Формы работы над лексической темой 'Зима' с детьми с ОНР в средней группе

В дальнейшем, было доказано, что среда, богатая различными стимулами, продлевает сензитивный период.

За первые 3 года жизни ребенка создается более 3 млн. километров нейронных связей! А к трем годам жизни физический рост размеров и плотности головного мозга в основном завершается. Системы мозга, направляющие дальнейшее развитие ребенка, уже сформированы.

После этого начинается процесс т.н. «прополки» нервных связей. Избавляясь от редко используемых, мозг освобождает место для более нужных связей, которые будут работать намного быстрее и эффективнее.

Т.О., с точки зрения нейрофизиологического развития головного мозга первые годы жизни значительно отличаются по своей важности и интенсивности от всех остальных периодов в жизни человека. То, что ребенок не получит в этот период, будет очень трудно, а порой и невозможно восполнить в последствии.

Этим и обусловлено максимально раннее начало нашей работы, направленной на коррекцию и профилактику отклонений в развитии, связанных, с одной стороны с поражением ЦНС, а с другой – с влиянием депривационных факторов риска.

Первичное обследование основывается на комплексном изучении ребёнка: анализе истории развития, диагностике нервно-психического развития и наблюдении за поведенческими реакциями. В ходе данного обследования особое значение имеет налаживание эмоционального контакта с ребёнком, выявление уровня общения ребёнка со взрослым. Совместно с неврологом оценивается рефлекторная деятельность, состояние мышечного тонуса, физические особенности и аномалии развития.

На основании данных этого обследования составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на ребенка, в которую ежемесячно вносятся дополнения и изменения в соответствии с развитием ребенка, овладением им определенными умениями.

Работа на первом году жизни ведётся по следующим основным направлениям:

1. Развитие эмоций и общения.

2. Сенсорное развитие.

3. Развитие предпосылок активной речи.

4. Развитие предпосылок понимания речи.

5. Развитие мелкой моторики и игровых действий с предметами.

6. Развитие общих движений.

7. Формирование навыков самообслуживания.

Организация работы по перечисленным направлениям нашла отражение в методических рекомендациях и подборке игр по работе с детьми первого года жизни (Приложение 2). Следует помнить, что вся работа ведётся исходя из того уровня развития, на котором находится ребёнок, а не его календарного возраста.

Хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что деятельность учителей-дефектологов осуществляется в тесном контакте с педагогическим и медицинским персоналом: совместно с врачами (неврологом, педиатром, психиатром, отоларингологом), проводятся осмотры, консультативные обсуждения, планирование коррекционно-педагогической работы.

Физиомедсестрой, массажистом, инструктором по ЛФК проводятся процедуры, предваряющие и сопровождающие нашу коррекционно-развивающую работу.

Обсуждение уровня и особенностей развития детей на психолого-медико-педагогических консилиумах проводится совместно с врачами и групповыми воспитателями.

Согласно многолетним исследованиям, раннее выявление отклонений, в первые месяцы жизни и организация адекватной развивающей и коррекционной работы, позволяют достичь значительных успехов в преодолении перинатальной патологии. Это же подтверждается и практикой нашего Дома ребёнка.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Используемая литература.

1.Баенская Е.Р., Выродова И.А., Разенкова Ю.А. Научитесь общаться с младенцем: книга для родителей – М.: Просвещение, 2008. – 129 с.
2.Боресьон Б., Бриттен С., Довбня С.В., Морозова Т.Ю., Пакеринг К. Ранние отношения и развитие ребёнка. – СПб.: Питер, 2009. – 160с.
3.Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребёнка от рождения до 1 года. – М.: АРКТИ, 2006.-112с.
4.Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка/ Р.В.Тонкова-Ямпольская, Э.Л.Фрухт, Л.Г.Голубева и др. – М.: Просвещение, 1989. – 192с.
5.Развитие и воспитание детей раннего возраста/ Под ред.В.А.Доскина, С.А.Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192с.
6.Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка.//Дефектология. – 1997.№1. – с.62-67.
7.Савельева Е.А. Солнышко на ладошке. Пальчиковые и жестовые игры для детей от 0 до года. – М.:ТЦ Сфера, 2012. – 80с.

Внимание! Настоящее пособие является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.

Читайте также:
Конспект итогового занятия в старшей логопедической группе

Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!

Способы и методы защиты прав:
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений, то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным и уголовным законодательством).

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Занятие с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка.
план-конспект занятия на тему

Данное занятие специально разработано для специалистов Дома ребенка.

Скачать:

Вложение Размер
kukla_masha.doc 28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с использованием дидактического материала Монтессори «Кукла Маша»

Проводится с использованием дидактического материала и в условиях комнаты Монтессори.

Образовательная : формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук, учить различению цветов с последующей проверкой, учить детей группировать предметы по цвету, учить выделять предмет с ориентировкой на цвет, определять размер предмета и соотносить его с отверстиям.

Коррекционно-развивающая : развивать исследовательскую деятельность детей, развивать сенсорный опыт, развивать связную речь, кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, стабилизировать эмоциональное состояние, обогащать активный словарный запас детей.,выделять цвет как значимый признак; развивать умение действовать кончиками пальцев, выполнять действия с предметами (соотносить с отверстием, опускать в отверстие) ; манипулируя мелкими предметами, развивать точность движений, глазомер при выполнении соответствующих действий и определении положения предмета в пространстве.

Воспитательная : воспитывать доброжелательность, вызывать желание помочь игрушечным персонажам, формировать эмоционально-положительное отношение к игре.

Материал: кукла, дидактическая панель с отделениями разного цвета, шарики разного цвета, дидактическая панель с цилиндрами разного размера, деревянные бусинки разных цветов и толстые нитки.

«Ребята мы сегодня пойдем в гости к кукле Маше. Она живет в Сказочном городе. В этом городе все красивое, разноцветное. Маша пригласила нас в гости».

Дети с психологом заходят в комнату Монтессори.

Психолог показывает детям куклу. “Посмотрите ребята, это кукла. Ее зовут Маша. Она живет в Сказочном городе. Посмотрите, как здесь красиво. Наша Маша любит принимать гостей, она всегда готовит им угощения.” Психолог показывает красиво украшенный столик.

«Ой, что это случилось, что произошло? Однажды ночью злой волшебник навел у друзей беспорядок : разбросал конфеты, перепутал Машины бочонки с вареньем, порвал Машины бусы. Маша просит вас ребята помочь навести здесь порядок. »

Дети раскладывают «конфеты» в ящики соответственно цвету.

«Молодцы ребята, а теперь давайте соберем Маше ее бусы. »

Дети нанизывают бусинки на нитки, выбирая бусинки одной формы.

«Какие вы молодцы ребятки, помогли кукле. А теперь давайте поможем Маше, положим его бочонки с вареньем на свои места. »

Дети раскладывают цилиндры с соответствующие отверстия.

«Кукла Маша приготовили нам угощение».

Маша угощают детей разноцветными конфетами.

Занятие окончено и дети возвращаются в группу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога по формированию правильного звукопроизношения гласных звуков у детей раннего возраста в условиях дома ребенка специализированного

Коррекция фонематических нарушений, уточнение и закрепление правильного произношения гласных звуков: а, о, у, и у детей раннего возраста в условиях дома ребенка специализированного.

Занятия с детьми раннего возраста по теме: «Развитие понимания речи и активизация словарного запаса ребенка раннего возраста в ходе совместной деятельности».

Комплексный подход в логопедической работе с детьми с синдромом Дауна раннего возраста в условиях дома ребенка.

Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие логопеда с врачами и воспитателями.Логопедическая работа строится на подборе наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующи.

«Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в условиях дома ребенка»

«Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в условиях дома ребенка».

Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности проведения занятий по развитию речи с детьми раннего возраста в условиях ДОУ

Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности проведения занятий по развитию речи с детьми раннего возраста в условиях ДОУ.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ ДОМА

Статья адресована семьям,воспитывающим ребёнка с нарушенным слухом раннего возраста, а также специалистам, работающим с данной категорией детей.

Телесная терапия как метод для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям Дома ребенка (обобщение педагогического опыта).

Сложности адаптации детей в Домах ребенка.Использование метода телесной терапии для успешной адаптации малышей.Игровые упражнения с детьми раннего возраста.

Принципы построения занятий с детьми первого и второго года жизни, воспитывающихся в доме ребенка

Кукла Полина Г
Принципы построения занятий с детьми первого и второго года жизни, воспитывающихся в доме ребенка

Принцип – это совокупность благоприятных, необходимых и достаточных условий для развития личности.

Любое занятие с ребенком должно опираться на определенные принципы. С одной стороны, при проведении занятий педагог имеет право на творчество, а с другой – он должен придерживаться принципов построения и проведения занятий с детьми первого и второго года жизни.

Так, специфика обучения в специализированном Доме ребенка заключается не только в том, как используются словесные, наглядные и практические методы обучения, но и в самой организации учебного процесса.

Поступательное прогрессивное психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только при общении со взрослыми и осуществляются прежде всего в той деятельности, которая на данном этапе развития является ведущей, т. е. в ней создаются наиболее благоприятные условия для формирования у личности психологических новообразований возраста. При наличии определенных, строго продуманных условий жизни и деятельности ребенка все дети обнаруживают способность к развитию, которое в значительной степени определяется особенностями обучения, воспитания, общения.

При построении занятий с детьми данного возраста немаловажным является повторяемость программного материала. Неблагоприятный анамнез (социальный и биологический, особенности развития и поведения детей, воспитывающихся в Доме ребенка влияет на объем внимания, его устойчивость, память и восприятие. Поэтому занятия должны строится так, чтобы повторение одних и тех же заданий проходило в новых ситуациях, на новых предметах. Это необходимо для того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям и для формирования переноса полученных знаний на новые объекты и ситуации.

Важным условием правильной организации занятий на первых годах обучения является игровая форма занятий. Играя, ребенок воспринимает впечатления от окружающего его мира, перерабатывает их и реагирует на них движениями, выражением чувств, голосом. Таким образом, игра – это способ восприятия и изучения ребенком мира [ 1,5 ].

На занятиях с детьми необходима смена видов деятельности, чтобы не переутомлять ребенка, сохранить интерес к занятию.

Важен учет общего (физического, соматического) состояния ребенка, его характерологических особенностей. При работе с детьми учитывается ведущая деятельность возраста. Темпы перехода от одного вида деятельности к другому зависят от уровня речевого развития. Речь ребенка формируется в процессе его взаимодействия со взрослыми и для каждого этапа взаимодействия характерна та деятельность, которая связана с развитием речи.

Одним из принципов, на основе которого строится методика проведения занятий с детьми, является применение наглядности в сочетании со словом, так как в раннем возрасте дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта. Игрушки, предметы, которые служат средством наглядности на занятиях, необходимо показывать в действии, движении, сочетать наглядные приемы с двигательной активностью самого ребенка.

Следующим является принцип онтогенетического развития. Коррекционное воздействие должно быть направлено на преодоление речевых нарушений с опорой на уровень развития, достигнутый ребенком к моменту обучения. Определяет последовательность предъявления языкового материала в соответствии с той последовательностью, с которой он проявляется в онтогенезе.

Принципкомплексного воздействия реализуется по 2-м направлениям:

1)предполагает включение в работу целого комплекса мероприятий: массаж, специальной педагогической помощи при условии тесного контакта специалистов (мультидисциплинарный подход,скоординированное взаимодействие специалистов разного профиля по следующим направлениям:

разработка индивидуальной программы ребенка с учетом результатов комплексной диагностики, корректировка этой программы в ходе динамического наблюдения;

совместное тематическое планирование по различным видам деятельности;

использование методов и приемов смежных дисциплин, их включение в структуру работы каждого специалиста;

2) позволяет учитывать состояние двигательных функций, интеллектуальной и речевой деятельности ребенка, когда в процессе занятия реализуется комплекс задач.

Необходимо применять принцип двигательно-кинестетической стимуляции (Е. М. Ластюкова). Он включает положение о регулирующей функции двигательно-кинестетического анализатора. Используются комплексы упражнений, направленные на развитие речевого механизма с опорой на движения.

При построении занятий с детьми важно учитывать принцип генетического подхода, единства возрастного и индивидуального в развитии ребенка, поскольку ребенок выступает как индивидуальный вариант развития. Это основано на важнейших закономерностях психического развития, к которым относить развития, наличия «латентных» периодов, когда развитие протекает в скрытой форме, различны индивидуальные темпы развития, своеобразие переживания ребенком различных жизненных ситуаций и т. д. [2,22 ].

Принцип единства сознания и деятельности предполагает, часто сознание в деятельности формируется, проявляется, функционирует. Поэтому успешность занятий зависит от специально организованной деятельности ребенка.

Именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития.

Важным является принцип систематичности и последовательности в обучении. Согласно этому принципу, изложение учебного материала должно соответствовать внутренней логике изучаемой дисциплины, а также возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, с учетом ведущего нарушения развития, времени го возникновения, причины и механизма, а также сохранных функций и компенсаторных возможностей [ 3,136 ].

Занятия необходимо проводить с постепенным усложнением материала и каждодневно,при этом особое внимание уделять:

созданию условий для обеспечения мотивационной стороны деятельности ребенка;

развитию эмоционально-положительного общения с ребенком и коммуникативных форм его поведения;

формированию психологической базы речи;

развитию познавательной деятельности;

развитию у ребенка продуктивных видов деятельности.

Таким образом, при построении занятий с детьми, воспитывающихся в Доме ребенка используются ряд принципов, помогающих эффективно развивать и проводить коррекцию речи детей.

При этом в работе используются особые приемы и методы с опорой на различные виды деятельности: предметно-практическую, игровую.

-В зависимости от состояния ребенка дифференцируется структура занятий.

-Учитывается структура ведущего нарушения, вторично связанных с ним отклонений, а также сохранные функции и компенсаторные возможности ребенка, его возраст.

-Занятия составляются и проводятся индивидуально с учетом медицинских показаний, структуры ведущего нарушения, нервно-психического развития ребенка, его индивидуальных и характерологических черт.

1. Шаховская С. Н., Худенко Е. Д., Кудрявцева И. И. Коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего возраста. – М. : Развитие и коррекция, 1998.

2. Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. –М. : ВУНМЦ, 1996.

3. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Владос, 2002.

Мягкая погремушка из бросового материала «Развивающий шар» для детей первого года жизни Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами идеей как с помощью бросового материала сделать мягкую погремушку “Развивающий.

Анализ программы от рождения до школы: структура и принципы построения К преимуществам программы «От рождения до школы»,безусловно,следует отнести то,что она охватывает все возрастные периоды физического и психического.

Конспект игрового занятия с детьми второго года жизни «Грузовая машина» Конспект игрового занятия с детьми второго года жизни, тема: «Грузовая машина» Автор: воспитатель Спрыгина А. В. Цели: Продолжать знакомить.

Конспект комплексного верботонального занятия с группой детей второго года жизни Конспект комплексного верботонального занятия с группой детей 2 года жизни. Цель занятия: формировать первичные речевые и слуховые навыки.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей второго года жизни по физическому развитию «В гости к кошке» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №29/2 для детей раннего возраста «Рябинка» Конспект непосредственной.

Консультация для родителей «Игры и упражнения по развитию речи детей второго года жизни» С 1,5 года до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем.

Общение детей второго года жизни Как же они общаются? Вначале второго года жизни, для малышей характерна иссследовательская активность по отношению к сверстнику: другой.

Основные принципы построения коррекционно-развивающей работы для развития мелкой моторики рук 1. Коррекционно-развивающая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС. Принципы построения Рппс с учетом возрастных особенностей детей Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ СЛАЙД 1 Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ на сегодняшний.

Принципы формирования здорового образа жизни ребенка Готовила: Сорокина М. А. воспитатель младшей группы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №38» Здоровье малыша Дошкольный возраст.

Адаптация детей раннего возраста в условиях дома ребёнка

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 18.09.2014

Статья просмотрена: 1807 раз

Библиографическое описание:

Локтева, Л. И. Адаптация детей раннего возраста в условиях дома ребёнка / Л. И. Локтева, С. В. Чистякова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 240-242. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6171/ (дата обращения: 18.01.2022).

Определённый тип социального поведения, отражающий требования микросоциальной среды, в которой растёт и развивается ребёнок, начинает своё формирование уже в первые годы жизни. Изменения микросоциальной среды влекут за собою изменение в поведении, что приводит к множеству проблем в раннем возрасте. Такое развитие так называемого «адаптационного синдрома» в ряде случаев неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья ребёнка.

Формирование приспособительных возможностей организма тесно связано с эмоционально-социальной и познавательной сферой психики ребёнка. Лёгкую и успешную адаптацию обеспечивает эмоциональное равновесие и формирующийся на этой основе высокий уровень познавательной деятельности в новых условиях.

Адаптация детей раннего возраста может быть лёгкой, средней тяжести и тяжёлой. Основные этапы привыкания подразделяются на острый, подострый периоды и период компенсации.

В Доме ребёнка дети, как правило, постоянно находятся в микросоциальной среде детского учреждения, которая является для них основой формирования социального поведения. В этих условиях дети значительно раньше, чем в семье, привыкают к общению со сверстниками, к контактам со многими взрослыми из обслуживающего персонала.

Говоря о возможности и необходимости изменения стереотипа социального поведения малыша в Доме ребёнка, следует иметь в виду три основных случая: 1) ребёнок в первые месяцы жизни переводится в Дом ребёнка прямо из больницы; 2) ребёнок в соответствии с возрастом переводится в другую группу; 3) ребёнок отдаётся на усыновление или переводится в детский дом. Все выше перечисленные варианты, хотя и имеют определённые особенности, в той или иной степени, но непременно сопровождаются «адаптационным синдромом.

Термин «адаптация» означает «приспособление». Это универсальное свойство всего живого, и наблюдается оно как в растительном, так и в животном мире. Это, так называемая, биологическая адаптация. Чем выше ступень эволюционной лестницы, на которой находится организм, тем выше его адаптационные возможности.

Качественным отличием человека от всех остальных живых организмов является его существование в социальной среде. Для человека социальная среда такой же объективный фактор воздействия, как и все остальные условия (климат, температура, питание и др.). Предварительная ориентировка человека на будущие изменения, осознанная установка на перестройку поведения в связи с изменившимися социальными условиями определяется как социальная адаптация, необходимый компонент жизнедеятельности человека. В определённой микросоциальной среде (работа, семья и т. д.) у человека проявляются черты поведения, адекватные тем или иным социальным условиям. При социальной адаптации роль пускового механизма играет кора головного мозга, обеспечивающая все сложные поведенческие акты человека.

Если человек здоров и его эмоциональное отношение к жизни положительно, то его состояние определяется как физиологическая адаптация.

Если возникает необходимость каких-то изменений (человек идёт в гору, у него учащается сердцебиение и дыхание) и заинтересованные системы начинают работать более интенсивно. Это состояние обозначается как напряжённая адаптация.

Если возможности системы адаптационных механизмов не превышаются, то такое напряжение приводит к новому уровню физиологической адаптации, т. е. к реакциям, адекватно отвечающим потребностям данной ситуации. Если же адаптационные возможности организма превышаются, т. е. функциональные системы начинают работать в неблагоприятных режимах, то это формы патологической адаптации. При повышении возможностей системы адаптационных механизмов возникает так называемая реакция стресса.

Как формируются у ребёнка способности к адаптации? В какой степи это качество врождённое, а в какой приобретается в процессе развития? Само рождение ребёнка − яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного к условиям внеутробного существования требует коренной перестройки деятельности всех основных систем организма − кровообращения, дыхания, пищеварения. К моменту рождения эти системы должны быть готовы осуществить функциональную перестройку, т. е. должен существовать врождённый уровень готовности адаптационных механизмов. В течение дальнейшего роста и развития ребёнка система адаптационных механизмов продолжает своё созревание и совершенствование.

Способности к социальной адаптации развиваются только после рождения и неотделимы от развития системы высшей нервной деятельности и сложных психических функций человека.

Рождаясь, ребёнок попадает в среду, преобразованную человеком, В результате воздействия взрослых и собственной активной деятельности, ребёнка вырабатываются поведенческие реакции, наиболее адекватные для этой среды.

Ряд реакций ребёнка, начиная с первых месяцев жизни, формируется по типу динамического стереотипа. В течение первого полугодия жизни возникают реакции на режим, на способ вскармливания, на микроклимат окружающей среды. С 6 по 9 месяцев формируются реакции динамического стереотипа на способы подхода к ребёнку (т. е. он привыкает к тому, как его кормят, укладывают и т. д.). В возрасте 9–10 месяцев (при семейных условиях воспитания) по типу динамического стереотипа формируется ещё одна реакция − привязанность к взрослому. У ребёнка расширяются возможности сознательно воспринимать окружающий мир и проявлять активную деятельность, но происходит это только при участии взрослого постоянно находящегося с ним.

Стереотип на определённое лицо доминирует до 1 года 4 месяцев − 1 года 6 мес., а затем он постепенно ослабевает, т. к. у ребёнка повышается ориентированная реакция, активное стремление к новым людям, появляются возможности речевого общения и свободного передвижения в пространстве.

В условиях Дома ребёнка этот вид поведенческого стереотипа протекает иначе: стойкой привязанности к определённому взрослому не возникает, ибо детям приходится общаться с разными взрослыми, которые достаточно часто сменяют друг друга. Поэтому отсутствие стереотипа на определённое лицо затрудняет формирование прочных эмоционально-личностных связей в более поздние возрастные периоды. Выработанные у ребёнка формы поведения, адекватные для данных микросоциальных условий, можно считать физиологической стадией социальной адаптации.

Период компенсации, или адаптированности к данным социальным условиям происходит тогда, когда жизнедеятельность организма нормализуется, т. е. достигает исходного уровня.

Характер и особенности течения первых 2-х периодов позволяют классифицировать адаптацию по степени тяжести.

Лёгкая адаптация. При лёгкой адаптации отмечается незначительное снижение аппетита. Но уже вскоре ребёнок съедает положенную норму; восстанавливается сон; эмоциональное состояние, речевая активность и взаимоотношения с детьми нормализуются. При этом взаимоотношения со взрослыми почти не нарушены, двигательная активность не снижается. Ребёнок практически не болеет.

Лёгкая адаптация отмечается в основном у детей младше 8–9 мес. или старше 1 года 6 мес., с благополучным анамнезом, с хорошим исходным состоянием здоровья. У детей 3-го года жизни при поступлении уже имеется сформировавшаяся потребность в общении со сверстниками. В условиях Дома ребёнка такая адаптация бывает, когда ребёнок переводится из группы в группу.

Адаптация средней тяжести. Все нарушения в поведении ребёнка ярко выражены и более длительны. Нарушение сна и аппетита проходит более длительно, наблюдается период угнетения ориентировочной активности и задержка речевого развития, эмоциональное состояние неустойчиво. Взаимоотношения со взрослыми не нарушены. Все функциональные сдвиги выражены отчётливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию, которое при адаптации средней тяжести, как правило, возникает в виде острой респираторной инфекции (однократной и текущей без осложнений).

Такое течение адаптации чаще всего регистрируется у детей в возрасте от 9 мес. до 1 года 6 мес. Следует отметить, что подобные нарушения могут быть у детей любого возраста, если у них есть отклонения в состоянии здоровья.

Тяжёлая адаптация характеризуется значительной длительностью и тяжестью всех проявлений. Она может протекать в 2-х формах, каждая из которых имеет свои ведущие признаки. При 1-ой форме ребёнок заболевает в первые дни после поступления и затем продолжает повторно болеть (от 4 до 12 и более раз) в течение 1-го года пребывания в Доме ребёнка.

Чаще всего в Доме ребёнка регистрируется 2-ая форма тяжёлой адаптации, характеризующаяся длительностью и тяжестью проявлений неадекватного поведения, граничащего с состояниями, близкими к невротическим. Наблюдается стойкая анорексия или невротическая рвота при кормлении. Сон нарушен на протяжении длительного времени, засыпание медленное, а пробуждение сопровождаются плачем. У этих воспитанников снижена ориентировочная активность, ребёнок, как правило, стремится к уединению, избегает контактов с детьми или проявляет агрессивное к ним отношение. В отношении к взрослым он, как правило, избирателен. Зачастую такой ребёнок капризен, требует повышенного внимания со стороны взрослых, вскрикивает во сне, легко пугается. Темп нервно-психического развития замедляется и такой ребёнок отстаёт в развитии речи и игровой деятельности. Адаптация в такой форме протекает, как правило, у детей более старшего возраста — после 1 года 6 мес., имеющих в анамнезе сочетание вредных воздействий с сильным влиянием факторов, снижающих функциональную активность коры головного мозга.

Учитывая всё сказанное, легко понять, что отягощенные беременность и роды матери, депривация и частые заболевания ребёнка, а также неправильные воспитательные воздействия отражаются на функциональном состоянии ЦНС уже в раннем возрасте. Это особенно ярко проявляется со 2-ой половины 2-го года жизни в доме ребёнка при предъявлении повышенных требований к активной психической деятельности. Особенно ярко выраженные отрицательные явления в поведении детей ведут к возникновению невротических состояний. Тяжёлая адаптация может быть определённым тестом, позволяющим предсказать поведение ребёнка в стрессовых ситуациях в дальнейшем.

1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Просвещение,1981.-187С.

2. Книга для воспитателя дет. сада / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. — М.: Просвещение, 1986. — 144 с.: ил.

3. Руководство для врачей домов ребенка/ [Р. В. Тонкова-Ямпольская и др.]; Под ред. Л. В. Дружининой–М., Медицина 1987. –318с.

4. Рыбинский Е. М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. // М.: Издательский центр «Академия», 2004.

5. Тонкова-Ямпольская Р. В. Фрухт Э. Л. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребёнка. Москва. Просвещение, 1989 г., — 1989г. –192с.

Включение детей раннего возраста в практическую деятельность в условиях дома ребенка

Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф – журнал воспитателя.

Сервисы

  • Реклама у нас
  • Новости портала
  • Форум
  • Авторы детских сказок, стихов
  • Дошкольник рекомендует
  • Стартовая
  • Пользовательское соглашение
  • Авторские права
  • Файлы cookie
  • Пожертвования
  • Сезонные скидки

Размещаем статьи

Фейсбук

«Создание оптимальных условий для воспитания и развития детей раннего возраста в адаптационный период»
Адаптация
Автор: Куделина Любовь Григорьевна
26.05.2018 06:55

«Создание оптимальных условий для воспитания и развития детей раннего возраста в адаптационный период»

Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 51 «Золотой орешек» г. Пятигорска Куделина Л.Г.

Ранний возраст — период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, необходимо создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

Поступление ребёнка в ДОУ вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому распорядку дня, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное пребывание в детском саду и в семье.

Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателей создавать атмосферу уюта и любви в группе. Ребёнок должен с желанием идти в детский сад, и если он с первых дней почувствует атмосферу тепла и доброжелательности, то исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. При построении развивающей среды для детей от двух до трех лет мы учитывали возрастные, физиологические и психические особенности ребенка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша.

Имеется всевозможный игровой и дидактический материалы для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, развития мелкой моторики, организации двигательной активности и др.

Материалы и оборудование создают оптимальную насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду.

Все материалы и пособия, маркеры игрового пространства имеют постоянное место (т. к. дети раннего возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки, предпочитают стабильность).

Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения ребенка. Среда яркая, красочная, привлекает детей и вызывает у них положительные эмоции. А так же обеспечивает индивидуальную комфортность, психическую защищенность и эмоциональное благополучие.

Дети раннего возраста играют не вместе, а рядом, поэтому игровые и учебные зоны не пересекаются.

Групповые помещения условно подразделяются на три зоны, оборудованные различными центрами:

  • спокойная зона: «Центр познания», «Центр книги», «Центр природы».
  • зона средней интенсивности: «Центр конструирования, «Центр воды и песка», «Лаборатория», «Центр ИЗО-деятельности».
  • зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр ряженья», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры».

У малыша появились такие важные качества, как самостоятельность, активность, инициативность, смелость и разумная осторожность.

Без движений не может осуществиться ни один вид детской деятельности, в том числе и игровой. Считаю, что играть с ребёнком надо с первой минуты появления его в детском саду. Более эффективного метода в педагогике пока не придумано, особенно это касается самых маленьких. Малыши охотнее шли в группу, мгновенно переставали плакать, если с ними играли, если переключали их внимание на активную двигательную деятельность, да ещё с игрушкой.

Движения являлись одним из средств общения маленьких детей. Сначала учила каждого ребёнка выполнять движения самостоятельно, действовать рядом с другими, не мешая ни кому. Затем объединяла в совместную деятельность двоих, а потом и нескольких детей. В играх с движениями это было сделать значительно проще, чем в любой другой деятельности.

Например, дети прокатывали, передавали мяч друг другу или в «машине» (обруче) «ехало» двое — водитель и пассажир.

Совместные движения приносили детям много радости. Общение в процессе выполнения различных движений складывалось значительно быстрее, приобщало малыша к коллективу, к деятельности вместе.

Чтобы ребенок не перевозбуждался, своевременно переключала его с подвижных игр на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой, действиями с ней. Проводила увлекательные, способствующие развитию речи, творческой деятельности детей, пальчиковые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизировали моторику рук. Тем самым у них вырабатывалась ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Опыт моей педагогической деятельности свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование часто несёт в себе элементы психотерапии — успокаивает, отвлекает, занимает.

Поэтому в период адаптации проводила с детьми игровые занятия, с использованием нетрадиционных техник рисования.

При обучении детей раннего возраста рисованию, активно использовала игру: обыгрывала сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождала рисование эмоциональным комментарием, использовала стихи, потешки и т. д. Такой метод обучения позволял заинтересовать малышей, создавал необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

Среди вспомогательных средств обучения самым действенным и организующим являлась музыка.

Предметно-развивающая среда в группе служит интересам и потребностям детей раннего возраста и их родителям, а ее элементы — оборудование, игрушки, игры, дидактический материал — развитию ребенка. Все элементы связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. Все это способствует эмоциональному благополучию ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: