Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 16.10.2014
Статья просмотрена: 8517 раз
Библиографическое описание:
Фёдорова, Т. Н. Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте / Т. Н. Фёдорова, Е. Г. Поляцкая, В. М. Розмаитая. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 211-213. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6401/ (дата обращения: 18.01.2022).
Для успешного овладения письмом в школе, у ребёнка должен быть развит фонематический слух. О видах работы по развитию фонематического слуха говорится в статье.
В процессе формирования звукопроизношения важное значение имеет слух. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. При сложном косноязычии необходимо проверить слух ребёнка, не вызвано ли данное нарушение снижением слуха. Но нарушение звукопроизношения встречается и у детей с нормальным слухом, вызванное недостаточным развитием фонематического слуха. Недостаточное развитие фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искажены. Дети с нарушением фонематического слуха плохо справляются в школе со звуковым анализом, что приводит к затруднениям и грубым нарушениям письма. Поэтому так важно своевременно начать работу по развитию фонематического слуха.
Условно её можно разделить на шесть этапов.
1.Этап.Узнавание неречевых звуков. Дети учатся на слух дифференцировать шум ветра, гудок машины, крик, звон колокольчика и т. д.
2.Этап. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса. В ходе игр дети учатся различать друг друга по голосу, подражают низким и высоким голосам животных.
3.Этап. Умение различать слова, близкие по звуковому составу. Взрослый произносит какое-нибудь слово (например, вагон) то правильно, то неправильно («фагон, вакон»). Если произносит неправильно дети хлопают в ладоши.
4.Этап. Умение различать слоги. Например, игра «определи лишний слог» (на-на-на-па, ка-га-ка).
5.Этап. Умение различать фонемы (звуки)родного языка. Начинать следует с дифференциации гласных звуков. Дети соотносят звук с определённой картинкой (А-А-А-плачет девочка). Аналогичным образом производится работа по дифференциации согласных звуков.
Рассмотрим развитие фонематического слуха в соответствие с детским возрастом.
Этапы работы.
Формирование слухового восприятия (внимания и памяти)
Развивать слуховое внимание и слуховую память, способность дифференцировать неречевые звуки.
Виды работы.
Возраст 3 года.
1. Привлечение внимания к звучащему предмету.
2. Формирование ориентировочно-поисковой и эмоциональной реакции на звучание предметов, голосов ближнего окружения.
3. Знакомство с характером звучащих предметов.
4. Определение места звучащего предмета в пространстве. (Впереди, сзади, справа, слева, близко, далеко).
5. Изменение места звучащего предмета.
6. Определение говорящего по характеру звучащей речи. (Дифференциация мужского и женского голосов, ласкового и строгого тона, вопросительной и повествовательной интонации).
7. Различение неречевых звуков. (Транспортные шумы, подзывы животных, звукоподражания голосам животных, птиц, насекомых, шум предметов, музыкальные инструменты, эмоциональные восклицания).
8. Дифференциация двух звучащих игрушек, различных по характеру звучания.
9. Дифференциация трёх звучащих игрушек, различных по характеру звучания.
10. Воспроизведение звучания двух предметов в заданной последовательности: с опорой на зрительный анализатор, без опоры.
11. Определение последовательности звучания трёх предметов, далёких по звучанию.
12. Выделение слов из речевого потока.
Возраст 4 года.
Этапы работы.
Знакомство с характером звучания отдельных звуков и слов в речи, их дифференциация.
Учить различать одинаковые слова (при дизартрии), звуки и звукокомплексы (при алалии), ориентируясь на высоту, силу, тембр голоса. Познакомить детей со схемой ритма.
1. Развивать умения ударять по бубну в такт.
2. Знакомство с понятием «громко», «тихо».
3. Различение высокого и низкого голосов.
4. Развитие чувства ритма с его схематическим изображением.
5. Соотнесение ритма с его схематическим изображением.
6. Воспроизведение заданного ритма с опорой на зрительное восприятие.
7. Двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением (словесным сопровождением).
8. Дифференциация количества звуков (1, 2, много).
9. Повторение звукового или слогового ряда.
10. Формирование понятия об ударном слоге, слове.
11. Выделение ударных звуков (слов) из ряда звуковых (словесных) комплексов.
12. Анализ рядов изолированных звуков на материале хорошо произносимых звуков (гласные и согласные0
13. Соотнесение звукоподражаний с основными цветами (воспроизведение цвета на уровне сличения.
Возраст 5 лет.
Работа над ритмической структурой слова.
Формировать слоговую структуру, научить пользоваться слоговой схемой слова, осуществлять визуальный контроль за движениями нижней челюсти на слогообразующие гласные. Научить удерживать слоговую структуру слова.
Виды работы.
1. Послоговое проговаривание имён детей, их близких, слов, состоящих из: двух одинаковых слогов, двух открытых различных слогов с ритмическими движениями рук (отхлопывание, отстукивание).
2. Послоговое проговаривание трёхсложных слов без стечения согласных, сочетая ритм слога с ритмическими движениями рук.
3. Деление на слоги слов со стечением согласных на стыке морфем.
4. Послоговое проговаривание слов различной слоговой структуры, в том числе и со стечением согласных, контролируя движение нижней челюсти рукой.
5. Знакомство со слоговой схемой слова
6. Соотнесение количества слогов в слове с геометрическими фигурами (счётными палочками, цифрами).
7. Определение количества слогов в слове.
8. Определение места слога в слове.
9. «Наращивание» одинаковых слогов к концу слов и удерживание слоговой структуры.
Возраст 6 лет.
Этапы работы.
Работа над звуко-слоговым составом слова.
Научить производить анализ слогов и слов, находить различия в словах, сходных по звуковому составу.
Анализ слогов.
1. Выделение гласного звука в обратном слоге.
2. Определение первого, второго, третьего слога.
3. Определение «лишнего» слога в ряду одинаковых. (Переходя к последующей дифференциации по глухости-звонкости).
4. Определение главного звука в прямом слоге.
5. Определение порядка звуков в слоге.
6. Работа с рядами слогов для выявления дифференциации и их количества
Анализ слов.
1. Определение наличия заданного звука в слове.
2. Подбор слов с заданным звуком. (По картинкам, на слух).
3. Определение позиции заданного звука. (В начале слова, в середине, в конце).
4. Выделение последнего звука в словах, оканчивающихся на твёрдый согласный.
5. Выделение первого звука в слове.
6. Различение всех звуков в коротких словах. (Угадывание слова, произнесённого по звукам).
7. Определение количества звуков в слове.
8. Называние звуков «соседей».
9. Дифференциация слов, сходных по звуковому составу.
10. Различение слов-паронимов.
11. Различение слов, отличающихся ударением. (С опорой на зрительное восприятие).
Приведём примеры дидактических игр.
Возраст 3–4 года.
I этап.Развитие слухового внимания и слуховой памяти, способности дифференцировать неречевые звуки.
«Чей голос?», «Что ты слышал?», «Где звук?», «Жмурки с голосом», «Поручения», «Разбуди кота», «Узнай по звуку», «Покажи в заданной последовательности», «Чего не стало?», «Постучи по бубну, как я», «Кто внимательнее?», «Слушай, повтори», «Баюкаем куклу», «Чья песенка звучала?», «Песенка волка» и т. д.
II этап. Формирование умения различать одинаковые слова, звуки и звукокомплексы, ориентируясь на высоту, силу, тембр голоса. Знакомство со схемой ритма.
К играм I этапа добавляются новые игры и игровые задания.
«Что пропало?», «Лягушка, бабочки, аисты, зайцы» (соответственно названию, дети выполняют движения), «Наведи порядок» (разбор детьми перепутанных карточек: одежды, посуды, игрушек и т. д.), «Какой цвет?», «Послушай, запомни, повтори за мной», «Как постучали?», «Парные картинки», «Топ-топ-топ», «Ходит ёжик вдоль дорожек», «Живые звуки», «Разные загадки кота Васятки», «Живые звуки», «Угощаем Буратино», «Поймай рыбку» и т. д.
I этап. Формирование слоговой структуры слова, умения пользоваться слоговой схемой слова, умения удерживать слоговую структуру слова.
«Угадай, что звучит?», «Угадай, где звучит?», «Отгадай, кто позвал?», «Громко-тихо», «Определи, где спрятана игрушка?», «Поручения», «Поставь картинки по порядку», выделение звука «О» из ряда звуков, выделение звука «М» на фоне слова, выделение звуков «П», «Т», «К» в начале слова, в середине, в конце, повторение слоговых рядов (па-та-па, ко-го-ко, ка-га-ка), дифференциация звуков, «Живые звуки» (звуковой синтез) и т. д.
II этап. Определение количества звуков в слове и слогов в слове, определение места звука в слове и слога в данном слове: с опорой на схему слова, без опоры, наращивание слогов к концу слова и удерживание слоговой структуры.
Добавляются игры и игровые задания. «Кто внимательнее?», «Кто больше?», «Слова-перевёртыши», «Слова-матрёшки», «Отгадай слово», «Какой звук спрятался в середине слова?», «Назови правильно», «Измени слово», «Собери ромашку», «Пропускаем мы во двор слов особенных набор», «Умный телефон», «Найди и назови», «Речевая тропинка».
1. Левчук Е. А. «Музыка звуков». Издательство «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2004г.
2. Селивёрстов В. И. «Речевые игры с детьми». Издательство «Владос», Москва, 1994г.
3. Ундзенкова А. В., Колтыгина Л. С. «Звукарик». Издательство «Литур», Екатеринбург, 2000г.
Виды работы по развитию фонематического слуха
В статье перечислены виды работы по развитию фонематического слуха — дается система упражнений и игровые задания к ним.
В формировании речи ведущую роль играет непосредственное акустическое восприятие. Именно оно и страдает у большинства детей с тяжелыми речевыми нарушениями. О фонематическом восприятии можно говорить только тогда, когда ребенок начинает понимать речь, что происходит при подключении самостоятельного артикулирования.
Фонематическое восприятие – это процесс слухового различения фонем.
Термин «фонематическое восприятие» употребляется и в более широком смысле, так как выделение фонем невозможно без фонематических представлений, анализа и синтеза. Понял слово – значит, услышал, узнал фонемы (восприятие и представления), уловил их последовательность (анализ) и соединил (синтез).
В этой статье фонематическим восприятием я называю именно слуховое различение фонем, а фонематическим слухом – всю систему фонематических отношений (процессы восприятия, представлений, анализа и синтеза). Это не противоречит определению Л.С. Выготского.
В зависимости от того, какой из фонематических процессов в коррекционном упражнении мы развиваем в большей степени, можно выделить следующие виды работы:
- Работа над фонематическим восприятием
- Уточнение фонематических представлений
- Развитие фонематического анализы и синтеза
«Результатом процесса вычленения фонем оказывается, с одной стороны постепенное формирование устной речи, с другой – накопление фонематических образов, которые и составляют содержание языкового сознания» Р.Е. Левина.
I. Работа над фонематическим восприятием.
Узнать, услышал ли ребенок фонему можно только одним способом: если он подаст сигнал (топнет, хлопнет, поднимет руку или карточку с символом звука)
Начинаем с облегченного варианта: выделение звука в ряду изолированных звуков, слогов, в словах, где нет близких по артикуляционно-акустическим свойствам звуков. Предварительно нужно уточнить артикуляционный уклад звука с опорой на зрительный, тактильный, кинестетический анализаторы. В дальнейшем можно исключить визуальный ряд (с закрытыми глазами поднимать руку на заданный звук). По мере развития фонематического слуха, игровые задания усложняются.
«Чьи ушки лучше слышат?»
Логопед называет слова: бегать, побегать, палка, банка, печка, копать, заботливый, победа (на дифференциацию п-пь, б-бь), а ребенок поднимает нужный сигнал.
-п – синий закрашенный кружок
-б – синий незакрашенный кружок
-пь – зеленый закрашенный кружок
-бь – зеленый незакрашенный кружок
II. Уточнение фонематических представлений.
Здесь всего два вида работы: припомнить слова на заданный звук или отобрать картинки. Только так можно узнать, насколько точны фонематические представления. Это и содержание работы, и ее результат. Конечно, есть разница: вспомнил ли ребенок одно-два слова (отобрал одну-две картинки) или назвал двадцать слов – разных частей речи и рассортировал картинки на два-три-четыре смешиваемых звука (это реально).
Картинки: чайник, цыпленок, утюг, цветок, мяч, цапля, утенок, картина, удочка, кольцо, котенок. Кто быстрее рассортирует картинки на звуки ц-ч-ть.
Игра «Кто больше вспомнит слов?»
Логопед побуждает детей подбирать слова – разные части речи (с заданным звуком) и дает цветные фишки (красная – существительные (слова-предметы), зеленая – прилагательные (слова-признаки), синяя – глаголы (слова-действия), золотая – остальные части речи). Игру можно провести по командам: девочки вспоминают слова со звуком [р], а мальчики со звуком [рь].
Игра «Не зевай, нужную картинку выбирай».
Картинки разложены в группе, дети выбирают те, в названии которых есть заданный звук (звуки) и по одной относят на свое место. Игра начинается и заканчивается по команде логопеда: раз, два, три, четыре, пять — игру можно начинать (заканчивать). Победитель тот, кто выбрал больше картинок и ни разу не ошибся.
Игра «Молчанка».
Ребенок выбирает картинки на заданный звук или сортирует на два близких. Удобно проводить после игры в лото: — Отдайте мне большие картинки, а маленькие рассортируйте. Со звуком [ш] в названии в одну сторону, а со звуком [ж] в другую. Взаимопроверка.
III. Развитие фонематического анализа и синтеза.
Синтез в «чистом» виде — «устное чтение».
– Собери слово из звуков.
– Все звуки поссорились, помири их и отгадай, какое слово я задумала:
Усложнение: удлинение слова и увеличение интервала между звуками.
Элементарный фонематический анализ:
- определение наличия или отсутствия звука в слове (к 3-4 годам в норме)
- определение первого и последнего звука в слове (в норме к 6 годам)
Игра «Домино» — название следующей картинки начинается с последнего звука в названии предыдущей. Можно устно – по типу игры «в города».
К 6 годам ребенок, занимающийся с логопедом с 4-5 лет, уже называет по порядку звуки в коротких словах, следовательно, определение звука в середине слова на этом этапе уже неактуально.
Высшие формы фонематического анализа:
– Определение последовательности, количества и места звуков в слове
Учет поэтапного формирования умственных действий:
- опора во внешнем плане
- в речевом плане
- в умственном плане.
1. Составление схемы слова.
Методику я уже публиковала на этом сайте: вот здесь.
Примерная последовательность типов слов для анализа: ус, да, рот, мама, домик, санки, стол, волк, крыша, капуста, королева.
Можно отдельно выделить методику работы со словами – паронимами (отличающимися одним звуком)
– Как ты думаешь, «бочка» и «почка» одно и то же или разные слова?
– Придумай предложение со словом «бочка».
– Придумай предложение со словом «почка».
Вывод: По смыслу слова разные.
– Давай сравним их по звуковому составу.
Анализ: В слове «бочка» первый звук [б], а в слове «почка» — [п], все остальные звуки одинаковые. Вывод: Важно слышать и правильно произносить все звуки.
2. Игра «Лото».
– Что ты будешь делать?
– Я буду определять место звука [с] в слове.
– Чьи «усы»? — Мои «усы». В слове «усы» звук [с] стоит (живет) на втором месте. Я закрываю «усы» «усами» (кладу усы на усы)
– Что ты будешь делать?
– Я буду определять, какой звук есть в слове [c] или [ш] и на котором по счету месте.
– Чья пушка? Моя пушка. В слове «пушка» я слышу звук [ш], он стоит на третьем месте. Я закрываю пушку пушкой.
– Чья сова? Моя сова. В слове «сова» я слышу звук [с], он стоит на первом месте.
Ведущего (ведущих) можно выбрать из детей.
3. Звуковое и слоговое домино.
Звуковое домино: найти два слова с одинаковым количеством звуков.
-В словах «воробей» и «ромашка» по семь звуков.
-Я кладу воробья к ромашке.
Сначала дети считают количество звуков, загибая пальчики: СГ-2, изолированный звук — 1. Потом в уме.
– В словах «кресло» и «цветок» по два слога (по два гласных звука).
– Я кладу кресло к цветку.
4. Игра «в кубик».
В зависимости от того, сколько точек на грани, задание: вспомни слово, где три звука. Вспомни слово, где два слога. Вспомни пять слов со звуком [ч].
5. Ребусы.
– Выделение первого звука в словах-названиях картинок, затем «отгадывание» слова. Например:
КАРАНДАШ ОБЛАКО ТАНК – КОТ
– то же с цифрами:
УЛИТКА (2) РЕПКА (2) СОВА (1) – ЛЕС
6. Цифровой ряд от 1 до 6 у каждого ребенка.
Нужно определить место заданного звука в словах, называемых логопедом, и выложить символ звука над (под) цифрой.
– Что ты будешь делать? – Определять место звука в слове.
Аналогичное задание на дифференциацию звуков:
Здесь надо определить какой звук есть в слове (из смешиваемых) и на котором по счету месте. В одном слове могут быть 2 смешиваемых звука. Детям, которые первыми справились с заданием – фишки.
7. Игра «Лото».
Логопед: У кого есть слово, где звук [л] на втором месте? На третьем? На пятом?
Дети закрывают картинки фишками. Можно брать большие картинки от любого лото.
8. Преобразование слов.
Заменить один из звуков в слове заданным. Например:
– меняем первый звук на [р]
- кот – рот
- сом – ром
- забота – работа
– меняем третий звук на [ч]
- ветер – вечер
- Петька – печка
- корка – кочка
9. Подбор слов (картинок) к схемам и наоборот.
Соединить картинку с нужной схемой маркером на доске или в индивидуальных тетрадях.
10. Игра с мячом «Назови гласные звуки».
Логопед слово, а ребенок только гласные звуки:
Кастрюля – а у а.
11. Подними столько пальчиков, сколько звуков в слове.
Подними столько пальчиков, на котором по счету месте заданный звук.
Становление фонематической системы заканчиваются во время обучения грамоте. Звукобуквенный анализ и синтез есть закономерное продолжение работы по развитию фонематического слуха.
Важно идти от звука к букве, так как именно такой способ обучения предупреждает нарушения письма и чтения.
- Алексеева М.М. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников», Москва, «Академия», 1997г
- Левина Р.Е. «Недостатки чтения и письма у детей», 1941г
- Орфинская В.К. «Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей анартриков и моторных алаликов»
- Каше Г.А «Предупреждение нарушений чтений и письма детей с недостатками произношения», 1965г
- Трауготт Н.Н. «К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами», 1940г
- Волкова Л.С. «Нарушения детской речи и их устранение в учебно-воспитательном процессе», 1969г
- «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения», СПб «Детство-Пресс», 2000г
Соболева Н.В.,
учитель-логопед высшей кв. категории
Основные этапы работы по формированию фонематического слуха
Лариса Иванова
Основные этапы работы по формированию фонематического слуха
Развитие фонематического слуха на уровне произношения является одной из главных задач в дошкольный период.
Фонематический слух – это особый вид биологического слуха человека, позволяющий слышать, узнавать и дифференцировать фонемы родного языка (врожденная способность). Дифференцировать на основе различения акустико-артикуляционных признаков.
В книге «Основы логопедии» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной определены основные этапы работы по развитию фонетики слов, то есть по развитию естественного вида звукового анализа.
I – узнавание неречевых шумов, звуков (музыкальные инструменты);
II – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз (три медведя);
III – различение слов, близких по своему звуковому составу (бочка-почка);
IV – дифференцирование слогов;
V – дифференцирование фонем;
VI – развитие навыков элементарного звукового анализа (фонематическое восприятие);
Такая работа начинается в дошкольном коррекционном учении и продолжается в первом классе специальных школ. Порядок изучения дифференцированных фонем определен программой по произношению.
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слуха, внимания и памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукового произношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.
Работа по формированию фонематического воспроизводства в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.
Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.
Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.
Задачей последнего этапа работы является формированиеу детей навыков элементарного звукового анализа: умение определять количество слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов родной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЮ ПОНЯТИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
На самом деле в настоящее время содержание понятия «фонематический процесс» является одним из неустойчивых.
Содержание понятия «фонематические процессы» было дано Элькониным. В 1960-х годах он написал, что «необходимо говорить о двух видах звукового анализа».
У них разные механизмы и функции в речи.
1. Естественный звуковой анализ развивается спонтанно, нормального своего развития он достигает от 1 года 7 мес. до 2-х лет.
Функция – адекватное восприятие и понимание обращенной речи. В современной логопедии естественный вид звукового анализа называется фонематический слух, то есть особый вид биологического слуха человека, позволяющий слышать и дифференцировать фонемы русского языка (на основе различения акустико-артикуляционных признаков).
2. Искусственный звуковой анализ не формируется спонтанно, им можно овладеть только в ходе направленного обучения. Для него должна быть готова определенная психологическая база (в онтогенезе приблизительно к 5 годам). Механизмами этого звукового анализа являются интеллигентные операции. Именно этот вид анализа обеспечивает письменную речь. В современной логопедии этот вид называют фонематическое восприятие,то есть умение произвести следующие виде интеллигентных операций:
а) определить наличие или отсутствие звуков в слове;
б) определить линейную последовательность звуков в слове;
в) определить местоположение звуков в слове (начале, середине);
г) определить количество звуков в слове.
Именно эти четыре операции являются основой для овладения алфавитическим письмом.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОПЕРАЦИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ НА УРОВНЕ ГРАМОТЫ
Фонематическое восприятие – это искусственный вид звукового анализа, которым можно овладеть только в ходе целенаправленного обучения.Он подразделяет умение произвести следующие виды интеллигентных операций:
– определить наличие и отсутствие звуков в слове;
– линейную последовательность звуков;
– позицию звуков в слове;
– количество звуков в слове.
Работа по формированию фонематического восприятия осуществляется с помощью интегрированной методики Г. А. Каше и Д. Б. Эльконина.
Выделяются несколько этапов:
I этап – знакомство с фонетической системой русского языка. Базовая операция – определение линейной последовательности звуков в речи.
Эльконин предложил прием акцентированного проговаривания.
Детям предлагается опора в виде звуковых схем и фишек-заменителей звуков (одного цвета).
II этап – знакомство с системой гласных фонем.Важность:
1) именно этот этап является основой коррекционной работы для исправления нарушений СС речи;
2) по линейной Эльконина. Именно на этом этапе закладывается основной механизм чтения, под которым понимается упреждающая ориентация глаза на гласную букву.
Важно, чтобы дети не путали гласные звуки и сонорные; гласные звуки и звонкие губно-зубные звуки (гласные звуки – это звуки, которые слышатся далеко). Фишки – красного цвета.
Последовательность: I ряд – О, А, Я, У, Ы / звуки!
II ряд – И / не буквы
III этап – знакомство с основами фонематическогопротивопоставления русского языка:
– твердые – мягкие; (фишки синие, зеленые)
– звонкие – глухие. (тактил. Контроль + значки)
IV этап – трансформация слова (изменение).
Дети учатся изменять слов г/з замену какого-либо гласного или согласного звука в слове.
– развитие слуха, внимания, слухового контроля;
– развитие внимание к обращенной речи.
СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
– в словах (по картинкам, сгруппированным по каждой группе звуков, либо повторить предложения, максимально насыщенные данными звуками;
– изолированно (те звуки, которые оказывают нарушение в словах и предложениях);
– в самостоятельной речи (если нет ошибок звукопроизношения в словах и предложениях);
– слова сложной слоговой структуры.
2. Обследование уровня фонематического развития:
– фонематический слух (подними сигнал);
– фонематическое восприятие (повтори парные слоги, слова-паронимы);
– фонематическое представление (подбери картинки на заданный звук).
3. Обследование словарного запаса (активного и пассивного):
– предметный словарь; действие и качество предмета (по картинке);
Если ребенок не знает название какого-либо предмета (активный словарь, нужно выяснить, есть ли это слово в его пассивном словаре (Где нарисована клумба? Фонтан).
– семантика (понимает ли ребенок правильно и точно значение слова).
Здесь же определить степень овладения многозначностью слова.
4.Обследование грамматического строя речи:
– составление текста по сюжетной картинке + дополнительные вопросы логопеда;
– составление предложения по опорным словам, данным в начальной форме;
– подстановка пропущенного в предложении слова (в нужной по смыслу грамматической форме);
– составление предложения по демонстрации действия (обследование употребляемых предлогов);
Консультация для воспитателей «Основные этапы подготовки к родительскому собранию» Основные этапы подготовки родительских собраний Памятка для воспитателя Этапы проведения родительского собрания Родители – главные воспитатели.
Буктрейлер — это что такое? Основные этапы создания: методические рекомендации для практического применения Современный человек давно привык к таким терминам и явлениям, как промо-акции, фестивали, выставки, тизеры и трейлеры. (Тизер.
Консультация для родителей «Основные этапы развития высшей нервной деятельности детей раннего возраста» На 2-м и 3-м году жизни при условии правильного воспитания быстро развивается деятельность второй сигнальной системы. Слова, понимаемые.
Мастер-класс для воспитателей «Основные этапы работы над образом» «Основные этапы работы над образом» Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в.
Методическая разработка «Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста» Введение Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важнейших задач в общей системе.
Обследование фонематического слуха Обследование фонематического слуха 1. Ребенок должен выполнить задание, данное тихим голосом или шепотом. Например: “Покажи, где висит.
Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста Продолжение Методическая разработка Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста Игры на формирование.
Раннее развитие фонематического слуха ребёнка Раннее развитие фонематического слуха ребёнка. Взрослый должен своевременно руководить развитием речи ребёнка. В раннем возрасте стоят.
Развитие речевого внимания и фонематического слуха на первом этапе работы с детьми с ОНР Развитие речевого внимания и фонематического слуха на первом этапе работы с детьми с ОНР. Приступая к обследованию поступивших в сад детей,.
Система работы по развитию фонематического слуха у детей с ОНР I I I уровня Восточное Окружное Управление Образования Департамент Образования г. Москвы ГБОУ школа № 1373 Подразделение дошкольного образования Корпус.
Фонематический слух
Фонематический слух — это способность человека различать, анализировать и дифференцировать слоги и звуки человеческой речи.
Нарушение фонематического слуха (ФС) — это не ЛОР-нарушение. При дефектах фонематического слуха физиологический обычно развит хорошо. Ребенок даже может обладать музыкальным слухом. Проблема заключается в том, что он плохо распознает фонемы — отдельные звуки. Например, вместо слова «кашка» говорит «кафка», вместо «ложка» – «лоска» и т.д.
При подобном отклонении у детей в школьном возрасте появляется акустическая дисграфия. Из-за этого возникают трудности с обучением и правильным воспроизведением услышанных слов. Особенно тяжело дается правописание и изучение новых языков. Но и в остальных предметах преуспевать будет сложно — способность правильно писать и говорить пригодится везде. Неуспешность в учебе негативно влияет на самооценку ребенка, он привыкает чувствовать себя аутсайдером, это закрепляется в его подсознании. Именно поэтому очень важно скорректировать этот недостаток до школы или, если этого не произошло, в начальной школе.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух начинает развиваться с рождения. Грудничок сначала учится различать бытовые звуки: стук молотка, шум воды из-под крана, щелчок выключателя. Но это еще не фонематический слух, а его предпосылки – различение бытовых предметных шумов. За эту функцию отвечает височная кора правого полушария, так же, как и за музыкальный слух, ритм и различение «языка» животных и птиц.
Дальнейшее развитие слухового восприятия можно разделить на следующие этапы:
- Ребенок в возрасте 1-2 месяцев начинает не просто реагировать на звуки окружающей среды, но и пытается повторять их (гуление).
- Постепенно отличает различные интонации, практикуется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний.
- Потом учится различать ритмический рисунок слова. Уже повторяет за взрослыми звуки и прямые открытые слоги.
- Примерно к 8 месяцам малыш использует только те звуки, которые присутствуют в его родной речи (лепет).
- В 1-2 года доказательством правильного развития фонематического слуха будет служить понимание ребенком той речи, с которой обращаются к нему взрослые. Он способен выполнять простые поручения, такие как: «принеси куклу», «сядь на машинку». Также даёт адекватные ответы на элементарные вопросы: «где мама?», «хочешь ли пить?»
- При нормальных темпах развития интеллекта уже к 3 годам у ребенка практически сформирован фонематический слух, он способен распознавать неверное произношение, отличать родную речь от иностранной. Также в возрасте 3-4 лет у ребенка должны быть заднеязычные звуки (Х-К-Г). Если ребенок произносит их неправильно («кх» вместо «к») или заменяет один звук другим («Д» вместо «Г»), то причина может быть также в нарушении фонематического слуха.
- В 4-5 лет ребенок без отклонений хорошо усваивает технику произношения большинства звуков (кроме шипящих-свистящих и Р-Л, которые в норме должны появиться до 6-7 лет). Если этого не произошло, то имеет место нарушение фонематического слуха, которое необходимо устранить, чтобы не иметь проблем с произношением и обучением в дальнейшем.
В процессе формирования речевого слуха и развития речи у ребенка сначала происходит развитие височной зоны правого полушария, а затем (примерно в 1,5 года) левое полушарие начинает специализироваться на речи. Соответственно, височная кора правого полушария остается «ответственной» за ритмы, музыку и предметные шумы, а фонематический слух «обосновывается» в височной коре правого полушария. Таким образом, при грубом варианте нарушения понимания обращенной речи (речевой слуховой агнозии) ребенок может понимать интонации, реагировать на музыку, даже использовать реалистичные звукоподражания животным, но при этом не понимать человеческую речь.
Признаки нарушения фонематического слуха
Как было сказано выше, самый грубый вариант нарушения слухоречевого восприятия – это слуховая речевая агнозия. При нарушениях именно фонематического слуха у ребенка формируется ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи). У детей дошкольного возраста оно проявляется так:
- Нарушается произношение отдельных звуков, не обусловленное нарушением артикуляции. Например, звонкие могут заменяться на глухие или похожие, в речи преобладают шипящие и свистящие. «Кладрат» вместо «квадрат»;
- Ребенок пропускает или меняет местами согласные и гласные в словах. Вместо слова «машина» — «маниша», «мшина»; «поровот» вместо «поворот»;
- Смягчение согласных, где это не требуется, или, наоборот, произнесение твердого согласного вместо мягкого: «каряндаш» вместо «карандаш», «пю» вместо «пью», «песьня» вместо «песня».
- Пропуски слов в речи или слогов в словах.
Нарушение фонематического слуха может привести к дислалии.
У школьников наблюдаются такие признаки ФФНР:
- Фонологическое письмо (пишет так, как слышит);
- Подстановка мягких знаков или их пропуск. «Медведь» — «медвед», «ранка» — «ранька» и др;
- Пропуски слов в предложениях, слогов в словах. Обычно пропускаются предлоги и частицы: «Я еду машине», «Пойдем магазин»;
- Грамматические ошибки на письме – пропущены безударные гласные, удвоены согласные, неверная постановка разделительного мягкого знака, что при диагностике определяется как акустическая дисграфия.
- Невозможность определить правильное ударение в слове, потому что ребенок не слышит ударный звук, он для него схож с безударным.
Причины нарушения фонематического слуха
Поскольку за фонематический слух отвечает левое полушарие мозга, очень важно состояние именно этой зоны. При обследовании детей, имеющих нарушение ФС, часто выявляются:
- Проблемы кровоснабжения мозга (например, повышенное внутричерепное давление, венозный застой, расширение мозговых желудочков, особенно слева);
- Нарушение проведения слухового импульса на уровне «до коры», особенно от правого уха в левое полушарие (выявляется с помощью обследования методом вызванных потенциалов). Это не является грубым нарушением слуха (как правило, врач-ЛОР пишет в таком случае: «норма»), но проявляется именно при восприятии звуков речи на определенных частотах.
- На ЭЭГ у детей с ФФНР также бывает нарушение электрогенеза именно в области левого виска (но не обязательно).
Таким образом, можно сказать, что нарушение ФС – это неврологическое, нейрофизиологическое нарушение, которое чаще всего обусловлено проблемами беременности и родов. Помимо нарушения фонематического слуха у таких детей часто есть сопутствующие проблемы: гиперактивность, проблемы поведения, питания, эмоционально-волевой сферы.
Диагностика
При подозрении на ФФНР у своего ребенка важно обратиться за помощью к логопеду. На первом приеме специалист должен провести обязательное обследование фонематического слуха. Для этого проводятся следующие процедуры: определение ребенком источника звука, различение схожих слов, дифференциация слогов и фонем, звуковой анализ.
В нашем центре мы также рекомендуем пройти консультацию нейропсихолога и принести необходимые заключения по результатам ЭЭГ, обследования методом вызванных потенциалов (АСВП, КВП), допплерографию и заключение невролога для понимания полной картины развития ребенка.
По результатам всех диагностических процедур педагог составляет индивидуальную программу для коррекции дефектов.
Коррекция нарушения
Для развития фонематического слуха прежде всего нужны регулярные занятия с логопедом. Также в нашем центре успешно применяется метод нейросенсорной слуховой стимуляции Томатис для улучшения слухоречевого и фонематического восприятия. В процессе прослушивания специальной программы в наушниках с костной проводимостью расширяется диапазон воспринимаемых мозгом частот, в том числе тех, на которых височная кора распознает звуки речи. Также улучшается слухоречевое внимание.
На логопедических занятиях специалисты нашего центра используют гарнитуру Forbrain, которая также имеет костную проводимость и специальные динамические фильтры. С помощью данного аппарата ребенок с нарушением фонематического слуха начинает слышать свои ошибки и может скорректировать их. При регулярных занятиях с Forbrain улучшается речь, ее плавность, произношение, ритм и музыкальность, различение на слух и память.
Коррекция ФФНР должна проводиться комплексно. Логопед проводит занятия, а невролог назначает терапию, направленную на устранение проблем в работе нервной системы (нормализация работы сосудов, питание мозга и т.д.). Помимо занятий у логопеда родители должны заниматься с ребенком и дома. Для этого специалист дает домашние задания.
Упражнения и игры для развития фонематического слуха
Игра «Поймай звук». Взрослый говорит какое-то слово, а задача ребенка — при произношении заранее оговоренного звука хлопнуть в ладоши. Сначала подбирайте слова, которые начинаются с нужного звука. Затем усложняйте — звук должен находиться в середине или конце слова. Задание можно разнообразить, чтобы ребенку было интереснее, а также развивались различные каналы восприятия звука. Для этого говорите ребенку слова из соседней комнаты. Спустя какое-то время следует читать текст, в котором он будет ловить нужный звук. Этот способ отлично тренирует внимание и концентрацию.
Игра «Доскажи слово». Ребенку говорят начало фразы, а он должен её закончить: чтобы играть, нужна игра, чтобы шить, нужна… (игла). Придумайте как можно больше подобных созвучий.
Поиграйте в «Рифмы». Говорите какое-нибудь слово и бросайте ребенку мячик. Он должен поймать его и произнести в ответ рифму. Если рифма не названа — скажите её сами. Начинайте с очень простых слов и постепенно переходите к более сложным. Игра рассчитана на детей в возрасте от 4-5 лет и старше.
Для записи на консультацию логопеда или нейропсихолога звоните по тел.: (812) 642-47-02.
Фонематический слух и фонематическое восприятие.
Автор: Пушкарева Надежда Сергеевна
учитель-логопед Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аленушка» с. Федоровка
Фонематический слух и фонематическое восприятие.
Консультация для родителей и педагогов по теме «Фонематический слух и фонематическое восприятие»
Фонематический слух — это умение ребенка улавливать и распознавать звуки речи.
У детей дошкольного возраста фонематический слух необходимо формировать, начиная с раннего возраста. Это необходимо для успешного овладения ребенком навыками фонематического анализа и синтеза в старшем дошкольном возрасте.
Формирование фонематического слуха детей происходит неравномерно и только при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.
В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста наблюдается увеличение числа детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дошкольники, у которых недостаточно развит фонематический слух.
Причинами нарушения фонематического слуха у дошкольников являются:
1) недостаточная функциональная активность левой височной доли головного мозга;
2) нарушения речевых кинестезий вследствие нарушения моторики органов артикуляции или анатомических дефектов органов речи (дизартрия, ринолалия).
Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.
У детей, имеющих речевые нарушения, нарушения фонематического слуха могут носить как первичный, так и вторичный характер. Поэтому развитию фонематического слуха следует уделять особенное внимание.
Основные задачи развития фонематического слуха:
- Развитие распознавания звуков речи;
- Формирование четкого слухового образа звука;
- Формирование слухового контроля над качеством собственного произношения;
- Развитие дифференциации звуков;
- Развитие фонематического анализа и синтеза.
Таким образом, можно выделить следующие этапы работы по развитию фонематического слуха у детей:
- Развитие распознавания неречевых звуков (в раннем возрасте);
- Развитие узнавания и дифференциации фонем на слух;
- Развитие фонематического восприятия.
На первом этапе можно рекомендовать упражнения на различения звуков окружающих шумов, звучания музыкальных инструментов, игрушек, голосов природы по схеме: Что звучит? Где звучит? Как звучит? (громко или тихо, долго или кратко? высоко или низко?) Далее ребенку предлагаются задания на определение количества хлопков, ударов, сигналов, и.т.п. с разной силой, темпом, ритмом.
«Кто это?» Взрослый держит в руках несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок наугад вытягивает одну картинку так, чтобы остальные дети ее не видели. Затем следует подражание крикам животного и его движениям. Дети должны угадать, кого вытянул ведущий.Затем образец сличается с оригиналом(картинкой).
«Узнай по звуку».
Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: рвет бумагу, мнет ее, ударяет предметом о предмет и.т.п. Играющие на слух определяют природу звука
Взрослый стучит в бубен тихо, потом громко, потом очень громко. Соответственно звучанию дети выполняют разные движения: бегут на носочках, идут шагом, бегут.
«Кто что слышит».
Взрослый за ширмой стучит различными шумовыми предметами, ребенок угадывает, каким предметом произведен звук.
На втором этапе вводятся речевые звуки. Можно предложить следующие упражнения:
- различение и отхлопывание ритмического рисунка слова;
- чистоговорки, стихотворения;
- отметить ударный слог взмахом руки;
- узнавание по беззвучной артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяется на основе звукоподражаний с использованием картинок, моделей артикуляции звуков. Например: девочка плачет (а-а-а), волк воет(у-у-у),болит зуб(о-о-о).Обращаем внимание на положение губ. Сначала гласный звук произносим с ударением, затем с естественной артикуляцией и интонацией;
- отобрать картинки с заданным звуком;
- отобрать картинки с заданным звуком в начале, середине, конце слова
- выделить первый слог из слова, второй, третий;
- определить пропущенный слог в слове;
- составить слово из слогов, данных в беспорядке; придумать слова, состоящие из одного, двух, трех слогов.
- придумать слово с определенным звуком, слогом;
- составить слоги из букв разрезной азбуки;
- отстучать или отхлопать количество слогов в слове
«Верно-неверно»
Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я слово назову правильно, ты хлопаешь, если я ошибусь — топаешь». Затем произносит: «Бумага — пумага — тумага — пумака – бумака». Начинать надо со слов простых по звуковому составу, постепенно переходя к более сложным.
Ребёнку предлагается повторить за взрослым по два слова и определить, похожи ли они по звучанию. Пень – день, топот – кубик, майка – байка и т.п. Как усложнение, взрослый произносит слово и просит ребёнка добавить к нему рифму, чтобы получился «стишок».
Мишка — …, галка -…, ком -…, компот -…, банки -…, пакет — …
«Телеграф» . Взрослый предлагает поделить слова на части (слоги), одновременно проговаривая и прохлопывая: па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на. Как усложнение – ребёнок должен сосчитать количество слогов.
«Запомни, повтори». Взрослый произносит цепочку слогов, ребёнок должен повторить: па –пы, та-то-ту, ва-фа-ва.
«Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Так как фонематическое восприятие – это умственное действие по дифференциации фонем и установлению звукового состава слова, то на третьем этапе вводятся упражнения на формирование звукового анализа и синтеза. Можно рекомендовать следующие упражнения:
- анализ прямых и обратных слогов;
- выделение звука в начале, середине и конце слова;
- подбор слов с заданного звука;
- подбор картинок к заданному звуку;
- по сюжетной картинке выделить слова с заданным звуком;
- заменить глухой звук на звонкий и наоборот (например: кость-гость и т.п.
Цель данных ниже игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.
«Звуки по кругу»
Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 — зеленых, 3 — синих.
В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые — для мягких звуков, синие — для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: «;н»; — начало слова, «;с»; — середина слова, «;к»; — конец слова.
Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку. Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.
«Шутки – минутки»
Детям предлагается прослушать стихи, услышать и исправить ошибки.
— Хвост с узорами,
сапоги со ш торами.
Загорелся кошкин т ом
— За окошком зимний сад
Там листочки в б очках спят.
— Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет м ёд.
— К о т плывет по океану
К и т из блюдца ест сметану.
— Божья коро б ка, полети на небо,
Принеси мне хлеба.
— Закричал охотник: «Ой,
Д вери гонятся за мной!»
Р аки выросли на грядке.
— Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался д ом.
— Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный л ук
С длинными усами.
«Кто внимательнее»
Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.
Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.
Кто лучше слушает?
Вариант 1 . Логопед вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком ко всей группе, и дает задание: “ Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук «;ж»;. Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 – со звуком «;ш»;, 5 – со звуком «;ж»;, 5 – где нет этих звуков). Прелагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.
Вариант 2. Педагог вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком «;ш»;, другой – со звуком «;ж»;. Предлагает остальным детям называть слова, в которых встречаются эти звуки. В конце игры дети называют победителя.
То же можно проделывать и с другими парами звуков.
«Слова могут звучать громко и тихо»
Дети заучивают чистоговорку (с учетом отрабатываемого звука) Например,
В уголок Аленка села, у Аленки много дела.
Педагог предлагает произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громче обычного. Аналогично проводится игра “Слова могут звучать быстро и медленно”.
«Подумай, не торопись»
Педагог предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах:
— Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
— Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)
— Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – «;ш»;. (Карандаш, камыш…)
— Какое получится слово, если к «;но»; — прибавить один звук? (Нож, нос…)
— Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука «;м»;. (Мама моет Машу мочалкой.)
— Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук «;у»;. (Бумага, дудочка, Буратино…)
«Найди себе пару»
Детям раздаются парные картинки с изображением предметов, отличающихся при произношении одним звуком (удочка-уточка, коза-коса, миска-мишка, бочка-почка). Дети выстраиваются в две шеренги друг против друга. По сигналу педагога шеренги начинают двигаться навстречу друг другу. Ребенок находит себе пару и называет изображение на своей карточке.
«Живая стрелка»
В центре круга ребенок, изображающий стрелку, у него сумка с картинками. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети , взявшись за руки, идут по кругу со словами:
Наша стрелка оживилась, быстро, быстро закружилась!
Сделай круг и обернись, а теперь остановись!
Ребенок, на кого указывает «стрелка» достает из сумки картинку, определяет первый звук и дает ему характеристику.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического слуха и восприятия .
При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники научаются различать звуки сходные по акустическим или артикуляторным признакам, намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма. В результате такой работы у детей улучшается произвольная саморегуляция и активизируются процессы коммуникации.
Таким образом, систематическая работа по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста необходима для освоения детьми правильным произношением, чтением и письменной речью.
Желаю успехов!
1.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Гаркуша Ю.Ф. М.: Секачев В.Ю., 2000.
2.Логопедия Методическое наследие / Под ред. Волковой Л.С. — М.: Владос, 2003.
- Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
4.Чевелева Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушением речи.- //Дефектология,1986г.,№5.
Виды работы по развитию фонематического слуха
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!
Цель данной работы не только развитие фонетики, но и предупреждение у ребенка нарушений чтения и письма.
Бесплатные занятия с логопедом
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА:
1) РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ;
2) ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Коррекционная работа по формированию ФС с детьми, страдающими нарушениями речи, строится в два этапа:
1) развитие слухового внимания;
2) формирование ФС.
1. Развитие слухового внимания на неречевых звуках на подготовительном этапе.
Различение неречевых звуков: громкие – тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие, приятные (добрые, ласковые>– неприятные (злые, грубые).
Упражнения и игры на развитие слухового внимания: [2]
“Какие звуки нарушают тишину?”,
“Кто услышит больше звуков?”,
“Назови звуки групповой комнаты”,
“Назови звуки улицы”,
“Вспомни звуки леса, луга, болота”,
“Найди по звучанию такую же коробочку с крупой”,
“Жмурки с колокольчиком”,
“Солнце или дождик”,
“Угадай по звуку, что делать?”,
Звучание музыкальных инструментов.
Голоса животных, птиц.
Звуки рабочих инструментов.
2. Формирование фонематического слуха на протяжении всех этапов коррекционной работы.
Первый этап – узнавание неречевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Игра “Угадай, что звучало”. Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.
Игра “Шумящие мешочки”. Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
Игра “Волшебная палочка”. Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…
Потом усложните задание – ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
Игра “Жмурки”. Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
Игра “Похлопаем”. Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
Второй этап- различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра “Узнай свой голос”. Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит.
Игра “Громко-тихо”. Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры “Далеко-близко”. Вы говорите слово громко, ребенок отвечает – близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает – далеко.
Игра “Три медведя”. Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
Третий этап – различение сходных по звучанию слов.
Игра “Слушай и выбирай”. Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Игра “Верно-неверно”. Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Четвертый этап – различение слогов.
Игра “Похлопаем”. Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
Игра “Что лишнее?”. Взрослый произносит ряды слогов “па-па-па-ба-па”, “фа-фа-ва-фа-фа”… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Пятый этап – различение звуков.
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр рычит – рррр…
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.
Игра “Похлопаем”. Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
Наблюдая за деятельностью детей обращала внимание на следующие показатели:
– умение детей слышать ошибки в чужой, собственной речи и исправлять их;
– умение различать звуки в словах, слогах и в рядах звуков;
– отработать навык различение на слух фонем по акустическим особенностям( в первую очередь глухих – звонких, свистящих – шипящих, твердых – мягких и т.п.);
– формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, воспроизведения слоговой структуры)
Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности:
1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах).
2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.
3. Различение звука в слове.
4. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т.д.).
6. Придумывание слов на определённый звук.
Игры со звуками.
«Хлопни, если услышишь в слове звук [А]» (выделяем звук голосом, «нажимаем» на него). Начинать надо с гласных звуков, затем – сонорные [М], [Н], [Р]
«Три слова» Я произнесу 3 слова, а ты назови звук, который встречается во всех этих словах (утка, уши, ужин). Вначале звук выделяется из начала слова, затем – из конца (кино, пальто, окно), далее – из середины (сыр, дым, мыло).
«Путешествие по комнате» Побеждает тот, кто найдёт больше предметов, обозначаемых словами с определённым звуком. (В другом варианте этой игры у каждого играющего по 4 фишки определенного цвета. Найдя предмет, обозначаемый словом с оговоренным звуком, играющий кладет фишку. Побеждает тот, кто первым разложит все свои фишки). В конце игры – проверка. Взрослому можно иногда специально допустить ошибку, чтобы ребёнок в дальнейшем проверял каждое слово с интересом, вслушиваясь в него.
Вначале детей учим слышать, различать и определять первый звук в одном слове (д/и “Определи первый звук”), затем – первый и последний звуки в ряде слов (игра “Цепочка слов”).
Далее они определяют любую позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце (игровое упражнение “Найди место звука в слове”). Кроме того, старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры “Кто в домике живет?”, “Собери букет”), в дифференциации наиболее сложных звуков: С–Ш, Р–Л(игры “Кто быстрее соберёт вещи?”, “Магазин”).
В игровом упражнении “Найди пару” ребёнок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова по звучанию:миска – мишка, усы – осы, ком – сом и т.п.
С помощью занимательных игр-головоломок типа “Построй пирамиду” дошкольников упражняют в определении количества слогов и звуков в словах. Так, в “цветочном магазине” можно купить цветок, если сумеешь определить количество слогов в его названии.
Деление слов на слоги закрепляется в игре “Украсим елку” <двух- и трехсложные слова: звез-да, хло-пуш-ка и т.д.)
Картонные куклы-девочки (гласные звуки) и куклы-мальчики (согласные) тренируют дошкольников с четырех лет определять по артикуляции нужный звук. Малыши раскладывают картинки по звукам-человечкам (Ане – арбуз,альбом, автобус и т.д.) Узнавание и различение речевых звуков, слоговое деление слов формируется в словесных играх: “Эхо”, “Поле чудес”, “Живые звуки”, “За грибами”, “Отбей мячом слово по слогам”. Развивают фонематический интерес игры: “Подбери рифму”, “Доскажи словечко”, “Слова-перевёртыши”, “Добавлялки”.
“Покорми горохового человечка” – так называется д/и, способствующая одновременно и становлению ФС, и развитию мелкой моторики рук. Сначала ребёнок должен вычленить из звукового ряда контрольный звук. Например, педагог называет “А” – ребёнок отвечает “нет”, “Ф” – “нет”, “М” – “нет”, “Р” – “Да. Кушай, Рома, пожалуйста!” и с этими словами отправляет в рот “человечку” одну горошину. Затем аналогичное задание ребёнок выполняет со слоговым рядом и только потом – со словесным. При обнаружении двух контрольных звуков в одном слове необходимо дать “человечку” две горошины. Разные имена дают дети “гороховому человечку” – в зависимости от контрольного звука (Семён, Захар, Миша, Женя, Володя, Рома, Игорь, Костя, Гена и др.).
«Поймай словечко в ладошки» (составить слово из отдельно названных звуков). Называть согласные звуки без призвуков гласных (Д, О, М – дом)!
«Звуки перепутались» (вариант предыдущей игры, но звуки даются в нарушенной последовательности Д,М,О – дом).
«Волшебники» (заменяя один звук в слове, превращаем одно слово в другое: СОК –ТОК – ТОМ – ДОМ – КОМ – СОМ – СОН – СОК – СУК – ТУК – ТАК – РАК – МАК…). Другой вариант этой игры – образовывать новые слова с помощью добавления согласного звука: АНЯ – САНЯ, ВАНЯ, ДАНЯ, МАНЯ, ТАНЯ.
«Найди слово, которое спряталось в других словах»
1) Составить слово из первых звуков слов: ШАПКА, АВТОБУС, РАК – ШАР
2) Составить слово из последних звуков слов: КОМАР, ТРАВА, СОК – РАК
3) Составить слово из третьих звуков слов: КУСТ, КРОТ, КУКЛА – СОК Играть можно с картинками или без наглядной основы.
«Цепочка слов» (придумать слово на последний звук предыдущего слова). Для речевых игр с дошкольниками подбирайте такие слова, в которых написание не расходится с произнесением. Помните, например, что звонкие согласные звуки в конце слов оглушаются: МОРОЗ, ЗУБ.
«Лишнее слово» (из четырёх произнесённых слов выбрать то, которое отличается от остальных: НОРА, НОРА, ПОРА, НОРА КОЛОС, КОЛОС, КОЛОС, ВОЛОС КОСА, КОЗА, КОСА, КОСА КОТ, ГОД, КОТ, КОТ МЁД, МЁД, ЛЁД, МЁД ДУДОЧКА, УДОЧКА, ДУДОЧКА, ДУДОЧКА
Применение при звуковом анализе специальных пеналов (как эффективного метода развития ФС) имеет место на занятиях по подготовке к освоению грамоты. Шестилетки составляют предложение, например: “Мой друг Петя поймал на озере большого карася.” Дети кладут на стол длинную полоску и говорят: “Это предложение. Оно начинается с большой буквы. В конце предложения ставится точка”. Затем вычленяют в предложении по очереди слова, указывая на каждую короткую полоску: Мой друг Петя
поймал на озере большого карася.В этом предложении восемь слов.
Следующая операция: деление слов на слоги (различными кинестетическими способами):
-контроль правой рукой за опускаемым подбородком,
Выберем одно слово, например “озеро” и произведем его звуковой анализ, используя алгоритм “Характеристика звука”:
[о] – гласный звук,
[з’] – согласный звук, мягкий, звонкий,
[э] – гласный звук,
[р] – согласный звук, твёрдый, звонкий,
[о] – гласный звук.
В слове “о-зе-ро” три слога, пять звуков.
В игровой ситуации вызывается чёткий изолированный звук с помощью игрушек:
комар – [з], жёлтый жук – [ж], кузнечик – [ч], змея – [щ], самолетик– [л], катерок – [р].
В процессе коррекционной работы с дошкольниками на этапах автоматизации звука в слове, в предложении используются игрушки на сложные по артикуляции звуки:
– слон, собака, свинья и др.
– змея, коза, обезьяна и др.
– цыпленок, курица, овца и др.
– шишка, мишка, мышка и др.
– жук, жираф, ёжик и др.
– черепаха, Чипполино, бабочка, кузнечик и др.
– щенок, щётка, трещотка и др.
– лошадка, лиса, самолет и др.
– рыба, корова, катерок, Буратино и др.
На таком разнообразии игровых дидактических приемов постоянно поддерживается интерес детей в процессе формирования ФС.
СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА – ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.
Выпускники речевой группы детского сада переступают школьный порог со следующими знаниями:
-первое слово в предложении и имена пишутся с большой буквы;
-в конце предложения ставится точка;
-семантическое вычленение слов из фразы. Каждое слово пишется отдельно (важно для правописания приставочных глаголов (типа “написал”, “подпрыгивает”) и именных частей речи с предлогами (например: “на озере”, “под голубыми”);
-умение делить слова на слоги сыграет свою положительную роль при отражении слоговой структуры на письме, при переносе части слова на следующую строку;
-ребенок не “потеряет” ни одной буквы при чтении и письме, т.к. он приучен выделять в слове все звуки: от первого до последнего;
-фонематическое восприятие поможет ребенку сделать правильный выбор среди смешиваемых звуков в словах типа: “железо”, “шоссе”, “календарь” и др.
Первый период начинается с подготовительного этапа (2-3 занятия) , где детей знакомят с понятиями «слово», «предложение». Обучают самым простым операциям с ними. На первом занятии детей знакомят с понятием «слово». Объясняется, что каждое слово имеет свое значение, для этого следует учить детей отличать слова от бессвязного набора звуков. Можно использовать следующие приемы: Логопед произносит то слова, то произвольные сочетания звуков (например, «кракамук»), а ребенок устно или определенным сигналом отмечает, когда было произнесено слово, а когда – набор звуков. Ребенок сам называет слова и придумывает псевдослова. Логопед произносит слова искаженно, меняя, например, порядок слогов или заменяя звуки («коболок» — колобок, «хобос» — хобот), а ребенок восстанавливает слово и произносит его. Желательно правильно произносить первый слог или первый звук слова.
Второй период .На следующем занятии с помощью практических примеров дается понятие «предложение». Педагог объясняет, что предложение — это несколько слов, которые выражают определенную законченную мысль. Для осознания данного понятия можно применить прием сравнения простых предложений с набором слов или словосочетаний. Слова в предложении произносятся последовательно, одно за другим. Полезно провести дидактическое упражнение «Живые слова», в котором ребенок должен найти место своему слову в предложении (а себе – в строю детей) и во время произнести его. При анализе предложения следует учить детей определять количество слов в предложении. Для этого используются различные предметы (счетные палочки, полоски картона, спички). Логопед произносит предложение, а дети выкладывают количество слов данными предметами. Затем вводится условное графическое обозначение слов в предложении (прямая черта). Предложение всегда начинается с большой буквы, что также отмечается особым графическим знаком (уголок). Необходимо познакомить детей с различными знаками препинания в конце предложения и указать на возможное интонационное оформление предложения. В течение всего срока обучения грамоте последовательно, с постепенным усложнением развивается умение анализировать предложение (определять количество слов, их последовательность, составлять графическую схему), что отражено в представленном перспективном планировании: 1.простое двусоставное предложение без предлогов ;
2.простое предложение из 3 слов без предлога;
3.простое предложение из 3-4 слов без предлога;
4.простое предложение из 3-4 слов с простыми предлогами;
5.предложения из 4-5 слов с предлогами и без предлогов.
Творческие конкурсы
Уважаемые педагоги, школьники, дошкольники, родители!
Всероссийское образовательное издание «Новые идеи» предлагает принять участие в дистанционных творческих конкурсах.
В соответствии с ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. участие в конкурсах осуществляется на добровольной основе БЕСПЛАТНО.
Оформление наградных документов осуществляется после ознакомления участником с результатами конкурса.
Всероссийский конкурс поделок “Ах ты, зимушка-зима” Новый
Международный музыкальный конкурс “Снег кружится, летает, летает. ” Новый
Международный конкурс изобразительного искусства «Краски зимы» Новый
Международный творческий конкурс для детей и взрослых “Новогодняя фантазия”
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной Войне «Хотим под мирным небом жить!»
Всероссийский конкурс вокалистов “Люблю тебя, моя Россия!”
Завершенные конкурсы/идет рассылка дипломов:
Всероссийский творческий конкурс «Моё лето»
Международный творческий конкурс, посвящённый Дню космонавтики «Вперед, к звездам!»
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Дню защитника Отечества, “Россия – ты моя звезда”
Всероссийский конкурс поделок «Искусница весна»
Всероссийский конкурс фотографий «Весна в объективе»
Международный конкурс изобразительного искусства «Палитра лета»