VI конференция Российской ассоциации дислексии

Учитель-дефектолог Татьяна Гогуадзе: участие в международных и российских конференциях

Научно-практические конференции – это отличная площадка для специалистов, чтобы поделиться своим опытом и достижениями с коллегами, получить новые знания в своей области, заявить о новых разработках и методиках.

Татьяна Валерьевна Гогуадзе как учитель-дефектолог, старший преподаватель кафедры логопедии (2000-2009 гг.) дефектологического факультета МГОПУ им. Шолохова, а в дальнейшем как руководитель своего Центра Дислексии за свою научную и практическую деятельность приняла участие в десятках конференциях.

Татьяна Гогуадзе на всех мероприятиях всегда последовательно и чётко озвучивала своё видение причин возникновения дислексии и доказывала эффективность разработанных ею методик и техник, представляя достижения своих учеников. Благодаря активной деятельности её регулярно приглашают на международные конференции, предлагают организовывать в их рамках мастер-классы, чтобы как можно больше специалистов могли познакомиться с эффективными методами комплексной помощи при дислексии развития.

Наиболее значимые научно-практические конференции

Если в период работы в университете Татьяна Гогуадзе выступала только на внутрироссийских мероприятиях, таких как «Межвузовская научная конференция молодых ученых» (март 2002 г.), «Международная конференция Российской ассоциации дислексии» (сентябрь 2004 г.), то после открытия частной практики Татьяну Валерьевну стали приглашать на международные конференции. Одновременно повысился и уровень самих мероприятий и их участников.

Так, в феврале 2010 года Татьяна Гогуадзе была приглашена в качестве эксперта в области дислексии на круглый стол, организованной компанией ITEC – одним из ведущих игроков на рынке международного образования. Тема круглого стола: «Проблема дислексии и синдрома дефицита внимания в российской системе образования».

Затем последовали (сентябрь 2010 г.) Всероссийские научно-практические конференции «Актуальные проблемы механизмов и структуры нарушений устной и письменной речи» и «Психологические проблемы безопасности в образовании» (ноябрь 2011 г.).

«Поворотная» конференция в биографии Татьяны Гогуадзе, май 2013 г.

В мае 2013 года состоялась VI Международная научно-практическая конференция Российской ассоциации дислексии «Ребёнок с дислексией в реалиях XXI века (обсуждение и перспективы)», в которой Татьяна Валерьевна приняла активное участие.

И вот какие тезисы были сформулированы по итогам конференции:

  • дислексики в России ещё долго будут оставаться без адекватной помощи;
  • дети-дислексики в буквальном смысле задыхаются от глобальных заблуждений специалистов, да и сами родители в отношении потребностей и способностей своих детей с дислексией очень ошибаются.

Причиной таких выводов по итогам конференции стало ясное понимание того, что у логопедов, дефектологов отсутствует понимание истинных нужд детей с дислексией и их семей. На конференции не было представлено докладов, посвящённых психологии ребёнка с дислексией, дисграфией, его психологическому статусу в школе и дома. На конференции были доклады только о коррекции ребёнка, но ни одного слова не было сказано о том, как его понимать.

А ведь в основе успешной коррекции дислексии как раз и лежит понимание истинных причин трудностей с обучением у ребёнка и его эмоционального состояния в учёбном процессе.

Именно после этой конференции Татьяна Гогуадзе принимает решение об открытии Центра Дислексии, который уже более 8 лет оказывает помощь семьям, где воспитываются дети с дислексией, дисграфией, СДВГ.

И необходимость такого Центра в России отлично подтвердила следующая международная конференция (сентябрь 2013 г., г. Гданьск) «Дислексия и дискалькулия в контексте междисциплинарных знаний и практики», организованная Институтом психологии Гданьского Университета.

Это мероприятия отлично показало, что к детям-дислексикам можно и нужно относиться по-другому: как не к больным людям, а как к людям с особой работой мозга. И их нужно не лечить, а помогать им справляться с трудностями в обучении и применять для этого исключительно педагогические методы.

Татьяна Валерьевна принимала участие в конференции как почётный гость, а приглашение ей было направлено лично профессором Мартой Богданович – одним из самых авторитетных исследователей среди европейских специалистов в области дислексии.

Марта Богданович является автором более 300 публикаций в области дислексии и детской клинической психологии. Автор «Метода хорошего старта», который направлен на подготовку детей к школе и профилактику школьных проблем и трудностей.

Знаковая конференция в Сочи, апрель 2014 г.

В 2013-2019 гг. в Сочи работал авторский проект Татьяны Гогуадзе «Дом Дислексика», который активно поддерживался со стороны администрации города. Можно смело сказать, что Сочи в это время был российской столицей дислексии. На программу к Татьяне Гогуадзе приезжали семьи со всей России, ближнего и дальнего зарубежья.

Именно в Сочи в апреле 2014 года Татьяна Гогуадзе организовала и провела уникальное мероприятие «Детская конференция по дислексии», которая была приурочена к Дню рождения Леонардо да Винчи. Такой формат мероприятий в области дислексии ещё никто не проводил и не повторил. Задачами детской конференции было: информирование родителей и педагогов о дислексии, призвать педагогическое сообщество обратить внимание на дислексиков, перестать использовать в отношении их социальную, психологическую и даже физическую дискриминацию.

Читайте также:
Наша страна - конспект НОД

И впервые дети-дислексики сами говорили о своих проблемах, рассказывали, как они видят дислексию, какую бы помощь они хотели получать от учителей, родителей, психологов.

Насыщенные 2017 и 2018 гг.

2017 год стал годом открытий – открытий новых направлений помощи детям с дислексией.

Так, на международной научно-практической конференции «Профессиональная деятельность педагога в условиях преемственности дошкольного и начального общего образования» (16-17.02.2017 г., Орехово-Зуево) Татьяна Валерьевна провела мастер-класс по использованию «Цветоимпульсной терапии (ЦИТ) в работе с детьми с трудностями в поведении и обучении».

В рамках мероприятия было проведено свыше 20 сеансов ЦИТ, при этом 95% участников по итогу заявили о своих позитивных ощущениях и значительных улучшениях настроения. Сеансы цветоимпульсной терапии наглядно продемонстрировали педагогам, что ЦИТ является эффективным средством помощи как детям, так и взрослым при решении различных проблем: концентрация внимания, снятие эмоциональной напряжённости, повышение работоспособности, преодоление разнообразных психосоматических реакций и др.

Ещё одним знаковым событием 2017 года стал дебют авторской программы «Графокоррекция в работе с детьми дошкольного возраста», которая в дальнейшем стала базовой техникой для профилактики и коррекции дислексии. Сейчас графокоррекция активно используется практически во всех программах Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, доступен онлайн-курс для самостоятельного освоения. Именно благодаря графокоррекции – абсолютно уникальной методики – дети, да и взрослые с проблемным почерком, трудностями в обучении, запоминании информации могут буквально за 2 недели решить основные проблемы с чтением и письмом.

Презентация программы состоялась в Центре повышения квалификации педагогических работников образовательной системы города Вологды и была высоко оценена всеми участниками мероприятия.

Открытие нового направления – английский для дислексиков (2017 г.)

11 ноября 2017 года Татьяна Гогуадзе официально заявила об открытии совершенно нового направления в своей работе – английский для детей-дислексиков.

На международной конференции Psychology and English Language Teaching на выступила с докладом «Языковые способности детей с дислексией. Что мы об этом знаем?», где рассказала о своём опыте работе с детьми-дислексиками и на реальных примерах показала, что разработанные ею методики универсальны для всех линейных языков!

Конференция Psychology and English Language Teaching стала стартом нового проекта, который был ориентирован исключительно на учителей английского языка. В его рамках оказывалась поддержка педагогам, которые обучают детей иностранному языку, показывались наиболее эффективные техники помощи и коррекции трудностей при изучении иностранных линейных языков.

Логичным продолжением проекта стала лекция (17.02.2018 г.) Татьяны Гогуадзе в Американском культурном центре на тему «Языковые способности детей с дислексией. Что мы об этом знаем?». В ходе лекции Татьяна Валерьевна ещё раз доказала, что у детей-дислексиков огромный интеллектуальный потенциал и они могут быть успешными в учёбе, в том числе и при изучении иностранного языка.

На протяжении 2019-2021 гг. Татьяна Валерьевна также принимала участие в различных конференциях, но в связи с активной работой её собственного Центра в Москве, стала больше заниматься информированием общественности через свои интернет-ресурсы: сайт Dyslexia.ru, канал на Яндекс.Дзен, YouTube-канал, Инстаграм и социальные сети.

Вне зависимости от того, где выступает Татьяна Валерьевна, в каких изданиях и на каких сайтах публикуется, она всегда открыто говорит о том, что дети-дислексики – дети с высоким интеллектуальным потенциалом и способные успешно обучаться по общей программе.

И работа Татьяны Гогуадзе это отлично подтверждает!

Вы также можете записаться на приём в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе и получить профессиональную помощь в решении проблем с обучением и воспитанием ребёнка-дислексика.

VI конференция Российской ассоциации дислексии

  • О нас
  • Услуги
  • Родителям
  • Специалистам
  • Статьи

  • О Нас
  • Услуги
  • Родителям
  • Специалистам
  • Статьи

Мы продолжаем активно развивать Ассоциации родителей и детей с дислексией и делимся записями самых важных событий октября.

24 октября один из самых популярных современных российских драматургов, писатель, актер и режиссер Евгений Гришковец в беседе с учредителем Ассоциации дислексии России Марией Пиотровской рассказал о жизни с дислексии, роли чтения в формировании личности, а также проблемах трудностей в обучении детей в современном мире и своем отношении к системе образования. Получился интересный, познавательный, веселый и душевный разговор.

В октябре состоялась международная научная онлайн-конференция Ассоциации дислексии на тему «Школьные трудности: стратегии помощи», в которой приняли участие ведущие специалисты из России, Израиля, Финляндии.

21 октября состоялся круглый стол «Психолого-педагогическое сопровождение детей с трудностями в обучении: Россия и зарубежный опыт».

Читайте также:
Пособие по работе над слоговой структурой слова

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России, начальник отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Юлия Михайловна Сачко рассказала о «Государственной политике в сфере общего образования детей с особыми образовательными потребностями».

Доктор психологических наук Елена Леонидовна Григоренко поделилась зарубежными методиками в преодоление дислексии.

Хейки Люютинен из университета Ювяскюля, Хельсинки рассказал об игре «Графогейм».

Доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Лаборатории нейропсихологии МГУ им. М.В.Ломоносова Татьяна Васильевна Ахутина делилась эффективными практиками в «Преодолении трудностей письма».

Юлия Михайловна Эрц из Израиль делилась опытом использования стратегий прикладного анализа поведения (АВА) для повышения успеваемости детей с трудностями в обучении.

Научный руководитель Центра диагностики и поддержки детей с трудностями в обучении, кандидат педагогических наук, доцент МГПУ Ольга Александровна Величенкова рассказала об основных запросах родителей и специалистов, поступающих специалистам Центра Пиотровской.

Завершился круглый стол дискуссией «Партнерство «школа – родители» как условие преодоления школьных трудностей», модераторами которой выступили доктор психологических наук, автор методики дистанционной коррекции дислексии SLOGY – профессор Александр Николаевич Корнев и директор московской ГБОУ СОШ 1541 Татьяна Емельяновна Уцыка.

22 октября состоялся круглый стол «Дислексия и дисграфия у детей: надежные источники помощи и псевдометодики».

Доктор психологических наук, заведующий кафедрой логопатологии ФГБОУ ВО СПбГПМУ Александр Николаевич Корнев рассказал, «Почему дислексию нельзя преодолеть за 14 дней?»

Доктор педагогических наук, ректор ГосИРЯ им. А.С.Пушкина Маргарита Николаевна Русецкая всесторонне осветила тему «Логопедическая диспансеризация: опыт и перспективы».

Кандидат педагогических наук, советник Министра просвещения России, куратор кластера “Дошкольное образование” Татьяна Владимировна Волосовец рассказала о «Реализации государственной образовательной политики: развитие системы профилактики нарушений письменной речи».

Депутат Московской городской думы, уполномоченный по правам ребёнка в городе Москве Ольга Владимировна Ярославская рассказала о «Соблюдение прав ребенка с дислексией».

Доктор педагогических наук, директор Института детства МПГУ Анна Алексеевна Алмазова подняла вопрос о «Цензовом образовании для детей с нарушениями речи: адаптированные программы на основной ступени».

Доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии Института детства МПГУ Татьяна Володаровна Туманова рассказала о «Персонализированном букваре “Учимся читать легко!”

Кандидат педагогических наук, директор Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы» Любовь Евгеньевна Олтаржевская поделилась опытом работы «ГППЦ как ресурса помощи московским семьям».

Кандидат педагогических наук, доцент МГПУ Ольга Александровна Величенкова презентовала «Онлайн-курс повышения квалификации «Нарушения чтения и письма у детей».

В октябре Ассоциация дислексии провела 10 вебинаров в Ижевске и Казани в рамках акции «Логопоезд в регионы». Эксперты ассоциации рассказали о том, кто входит в группу риска по возникновению дислексии, профилактике возникновения дислексии у школьников, методах коррекции чтении и письма, поделились эффективными играми и приемами по обучению чтению детей с ментальными нарушениями, рассказали о диагностике и различных подходах к коррекции дислексии.

Вебинары собраны в Плейлисте «Логопоезд в регионы» на YouTube канале Ассоциации дислексии.

Программа VIII Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии ЧТЕНИЕ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ. Москва, 15 мая 2018 года

    Ростислав Козловский 3 лет назад Просмотров:

1 Программа VIII Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии ЧТЕНИЕ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ Москва, 15 мая 2018 года

3 10:00 11:00 10:30 11:00 11:00 13:30 Регистрация участников Приветственный кофе-брейк Пленарная сессия Русецкая Маргарита Николаевна, ректор ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина», доктор педагогических наук, профессор Приветственное слово участникам VIII Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии «Чтение в цифровую эпоху» Корнев Александр Николаевич, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава РФ «Современные модели понимания письменного текста в норме и при дислексии» Ахутина Татьяна Васильевна, доктор психологических наук, МГУ им. М.В. Ломоносова, Корнеев Алексей Андреевич, кандидат психологических наук, МГУ им. М.В. Ломоносова «Использование компьютерных нейропсихологических методов при диагностике и коррекции дисграфии» 1 этаж, холл перед конференц-залом 3 этаж, холл перед актовым залом 3 этаж, актовый зал

4 Алмазова Анна Алексеевна, ГБОУ ВО МПГУ «Содержательно-технологические аспекты пропедевтики трудностей усвоения письма и чтения (по материалам научноисследовательского проекта)» Туманова Татьяна Володаровна, доктор педагогических наук, ФГБОУ ВО МПГУ «Персонификация в обучении чтению детей с нарушениями речи» Бабина Галина Васильевна, ФГБОУ ВО МПГУ «Общие проблемы исследования текстовой деятельности учащихся с нарушениями чтения» Иншакова Ольга Борисовна, ФГБОУ ВО МПГУ «Методические инновации в преодолении дисграфии» Ишимова Ольга Анатольевна, ГБОУ Городской методический центр ДОгМ «Цифровая адаптированная основная образовательная программа» Свободина Наталья Генриховна, учитель-логопед ГБОУ «Школа 460», практический психолог, почетный работник общего образования РФ, «Предупреждение негативного отношения к чтению и будущих трудностей в школьном обучении»

Читайте также:
Домашние задания логопеда по лексической теме Новый год

5 13:30 14:30 14:30 14:45 14:45 15:00 Обед Экскурсия по экспозиции «1917. Революция в языке» Стендовые доклады Алексеева Елена Владимировна, логопед Научно-исследовательского центра детской нейропсихологии имени А.Р. Лурия «Методы и приемы, формирующие мотивацию письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи» Щерба Наталья Валерьевна, учитель-логопед ГБОУ г. Москвы «Школа 1222 имени Маршала Советского Союза И.Х. Баграмяна» «Реализация образовательного стандарта в рамках литературного проекта Читательская грамотность как средство успешности обучающихся» 2 этаж, столовая 1 этаж, холл 1 этаж, холл перед конференц-залом

6 15:00 17:00 Секция 1. Нарушения письма и чтения у детей в междисциплинарном исследовательском поле Модераторы секции: Прищепова Ирина Владимировна, Киселева Наталья Юрьевна Бабина Елена Дмитриевна, аспирант МПГУ, «Трудности усвоения семантической структуры вторичных номинативных единиц учащимися с нарушениями чтения» Ивлева Мария Геннадьевна, доцент кафедры логопедии, Лопатина Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой логопедии ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», «Характер нарушений различных видов чтения у школьников с ограниченными возможностями здоровья» Киселева Наталья Юрьевна, доцент ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», «Методические подходы к логопедическому обследованию учащихся, осваивающих программу основного общего образования» Левашов Олег Вадимович, кандидат биологических наук, научный сотрудник Научного центра неврологии, «Зрительные нарушения при чтении и теории дислексии» 1 этаж, конференц-зал

7 Оганов Сергей Рафаелович, лаборант-исследователь Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, «Чтение письменных и электронных текстов детьми 9-11 и лет: понимание, скорость и когнитивные механизмы» Прищепова Ирина Владимировна, доцент кафедры логопедии ИДОиР ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена, «Характеристика графической основы орфографической деятельности школьников с дизорфографией» 15:00 17:00 Секция 2. Открытая информационнокоммуникационная среда и письменно-речевая деятельность Модераторы секции: Ишимова Ольга Анатольевна, Лагутина Анастасия Владимировна Ишимова Ольга Анатольевна, старший методист ГБОУ Городской методический центр ДОгМ, «Олимпиада по русскому языку для обучающихся с ОВЗ: сравнительные результаты» Голикова Мария Сергеевна, старший преподаватель кафедры классической филологии Московского государственного лингвистического университета, «Дети с дислексией и латинский язык: европейская образовательная практика» 1 этаж, зал ученого совета

8 Кулибина Наталья Владимировна, доктор педагогических наук, начальник методического отдела по русскому языку Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, «Открытые уроки чтения в цифровой среде» Лагутина Анастасия Владимировна, доцент ФГБОУ ВО МПГУ, «Из опыта использования цифровых технологий в коррекции речевых нарушений учащихся старших классов общеобразовательной школы» Лукаш Людмила Валериевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СШ 56, «Проблемы чтения и грамотности как ключевые проблемы современного образования» Петряшов Сергей Дмитриевич, студент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, «Особенности современной информационно-коммуникативной среды и письменно-речевой деятельности у молодежи» Сатина Татьяна Васильевна, кандидат филологических наук, доцент Департамента языковой подготовки Финансового университета при Правительстве РФ, «Формирование речевой грамотности современных студентов: проблемы и перспективы» Сергеева Галина Николаевна, учитель-логопед ГБУ ГППЦ ДогМ, «Особенности развития и проблемы детей поколения Z»

9 15:00 17:00 Секция 3. Инновационные педагогические практики в инклюзивном и дифференцированном обучении детей с нарушениями письма и чтения Модераторы секции: Иншакова Ольга Борисовна, Величенкова Ольга Александровна Алехина Юлия Валерьевна, логопед-арттерапевт логопедической лаборатории «Slogoped», «Инновационная логопедическая деятельность по профилактике дисграфии и дислексии» Васильева Анна Анатольевна, кандидат филологических наук, педагог-организатор Мерсибо, Батяева Светлана Вадимовна, учитель-логопед, школа 433 «Развитие предпосылок к обучению чтению в работе с детьми с ОВЗ» Величенкова Ольга Александровна, доцент ГБОУ ВО МГПУ, «Логопедический букварь как современный образовательный феномен» Мисаренко Галина Геннадьевна, доцент ГБОУ ВО АСОУ, «Значение технических навыков чтения и технология их формирования в период первоначального обучения» 3 этаж, актовый зал

10 Руденко Ольга Александровна, учитель-логопед ГБОУ СОШ 448 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, «Практика использования авторских дидактических материалов в коррекции дисграфии обучающихся с ОВЗ в начальных классах общеобразовательной школы» Шереметьева Елена Викторовна, доцент ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарнопедагогический университет», «Коррекция фонематических процессов у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках чтения» Щербак Светлана Геннадьевна, доцент Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, «Предупреждение просодикоинтонационных ошибок чтения у детей с нарушениями речи»

12 Мы учим русскому языку весь мир! Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина Адрес: Россия, , Москва ул. Академика Волгина, 6 Телефон: +7 (495) Факс: +7 (495)

Московских школьников знакомят с «Даром речи»

В столице проходит апробация методики раннего выявления дислексии

Более 70 московских школ участвуют сейчас в апробации логоскрининга «Дар речи», позволяющего выявлять на раннем этапе детей с дислексией — речевыми нарушениями. Впоследствии этот скрининг планируется внедрять в школы массово. По оценкам специалистов, 60% детей приходят в первый класс с нарушениями речи, а четверть всех школьников испытывают трудности с чтением, письмом и арифметикой.

Читайте также:
Презентация - игра по теме Квартира, Мебель

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Проект «Дар речи» нацелен на решение одной из главных проблем в борьбе с дислексией и позволит как можно раньше выявлять нарушения речи у детей, когда на коррекцию не потребуется много сил. Его разрабатывает Городской психолого-педагогический центр (ГППЦ) департамента образования и науки Москвы совместно с экспертами Института русского языка им. А. С. Пушкина, Московского городского педагогического университета и Ассоциации родителей и детей с дислексией. Директор ГППЦ Любовь Олтаржевская рассказала, что в рамках проекта были созданы два опросника: «с простыми маркерами», который будут заполнять учителя и воспитатели на основе своих наблюдений за ребенком, и опросник для логопеда по работе с детьми из группы риска.

В настоящий момент идет апробация логоскрининга в 72 школах Москвы, которые являются участниками городского проекта «Ресурсная школа», пояснили “Ъ” в департаменте образования и науки Москвы.

На вопрос, сколько детей проверено на дислекцию, в ведомстве не ответили. Источник пояснил “Ъ”, что результаты не будут обнародованы, пока проект в стадии разработки. По данным госпожи Олтаржевской, в исследовании задействованы дети трех, пяти, семи и девяти лет (в Москве школы объединены с детскими садами в образовательные центры). Причем скрининг выявляет детей не только с тяжелыми нарушениями речи, но и с легкими.

В ближайшее время будут подведены итоги исследования, а после их обсуждения планируется массовое внедрение скрининга в школы Москвы, отметила директор ГППЦ. «Разработка такого скрининга позволит снизить количество учеников, которые не получают своевременной логопедической помощи и у которых на фоне речевых нарушений возникают вторичные трудности, приводящие к школьной дезадаптации»,— подчеркнули в департаменте образования.

В Ассоциации родителей детей с дислексией “Ъ” объяснили, что дислексия не заболевание, интеллект у ребенка полностью сохраняется. Он может путать звуки, переставлять буквы и слова при чтении.

Легкие нарушения у дошкольников несложно корректируются логопедами. Но если ребенок идет с этим в школу, то у него возникают проблемы с чтением, а также с письмом и арифметикой.

Сверстники высмеивают ребенка, а учителя ставят двойки. В итоге теряется интерес к учебе, снижается самооценка, ухудшается дисциплина. «Наши дети приходят в школы, а педагог не знает, как с ними работать, еще и при всем классе скажет, что Петечка — придурок, а дома родители то же самое добавят»,— характеризует ситуацию основатель и учредитель ассоциации Мария Пиотровская.

Согласно данным департамента госполитики в сфере защиты прав детей Минпросвещения, из 7 млн дошкольников почти 300 тыс. детей имеют выраженные нарушения речи. Широкое исследование среди школьников в России не проводилось, подчеркивают в ассоциации. Зарубежные исследования показывают, что дислексия в той или иной степени выраженности встречается у одного из десяти учащихся, отмечают в ассоциации.

Госпожа Пиотровская говорит, что если подсчитать всех детей со школьными трудностями, в том числе с дисграфией (нарушение письма) и дискалькулией (неспособность овладеть арифметикой), то их число составит 25% от всех учащихся.

«Мне страшно называть эту цифру, но 60% детей приходят в первый класс неготовыми к школе, с речевыми дисфункциями»,— говорит госпожа Пиотровская. Эту цифру называет и ректор Института русского языка им. А. С. Пушкина Маргарита Русецкая. Она описала портрет ребенка с дислексией, пояснив, что у них обычно наблюдаются проблемы с моторикой: «Если у ребенка развязаны шнурки, пуговицы не так застегнуты, волосы не причесаны, то с большой вероятностью у него дислексия».

Почему в детской психиатрии нужна ранняя комплексная помощь

У Минпросвещения есть методики для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Родителям обычно предлагают коррекционные школы — их в стране более 1,6 тыс. «Но мы должны идти навстречу родителям, которые сейчас хотят инклюзии. Тогда эти ребята попадают в обычную образовательную организацию, где им должны быть созданы специальные условия»,— отметила на конференции по дислексии советник отдела образования детей с особыми образовательными потребностями департамента госполитики в сфере защиты прав детей Минпросвещения Наталья Кожина. В прошлом году более 62 тыс. детей с тяжелыми формами нарушения речи обучались в обычных школах по адаптированной основной общеобразовательной программе. Но все еще есть ряд пробелов — «сложно в кадровом наполнении, в обучении специалистов», признает госпожа Кожина.

Читайте также:
Эссе учителя-логопеда по теме 'Моя профессия – учитель-логопед'

Внедрение раннего логопедического скрининга поставит перед педагогами новый вопрос: как работать с детьми, у которых легкая степень нарушения речи.

Ассоциация родителей детей с дислексией пытается помочь: ее эксперты написали соответствующие методички для школ. Минпросвещения разослало их в 42 тыс. школ. На сайте ассоциации предлагается курс на 72 часа для повышения квалификации педагогов. Госпожа Русецкая добавляет, что нужно менять подготовку кадров в вузах: «Сегодня логопеды — это лишь педагоги, из их образования убраны медицинская и психологическая составляющие. Нужны логопеды современного формата, междисциплинарные специалисты». Она напомнила, что президент России Владимир Путин в сентябре поручил Минпросвещения и Минобрнауки увеличить на следующий год план приема абитуриентов на специальности «логопед» и «дефектолог».

IX Международная научно-практическая конференция «PROчтение: дислексия в 21 веке»

Россия, Москва (издание включено в: РИНЦ)

Форма участия: очная

10 сентября 2020 года Российская ассоциация дислексии, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, кафедра логопедии Московского педагогического государственного университета и кафедра логопедии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета проводят IX Международную научно-практическую конференцию Российской ассоциации дислексии «PROчтение: дислексия в 21 веке» в дистанционном формате.
Участники мероприятия: научные работники, руководители образовательных организаций, преподаватели образовательных организаций высшего образования, колледжей, докторанты, педагоги дошкольных и школьных образовательных учреждений, учителя-логопеды, психологи, тьюторы, воспитатели, педагоги дополнительного образования, аспиранты, студенты.

ОСНОВНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ
На конференции предполагается рассмотрение следующих вопросов:
– Нарушения письма и чтения у детей в междисциплинарном исследовательском поле
– Открытая информационно-коммуникационная среда и письменно-речевая деятельность
– Современный ФГОС: проблемы чтения и грамотности
– Вопросы инклюзивного обучения детей с дислексией и дисграфией
– Нарушения письма и чтения в социальном контексте
– Инновационные педагогические практики в инклюзивном и дифференцированном обучении детей с нарушениями письма и чтения
– Проблемы обучения чтению и письму различных категорий дошкольников и школьников с ОВЗ
– Обучение грамоте детей с особыми образовательными потребностями
– Проблемы социокультурной интеграции детей с нарушениями письма и чтения
– Реализация образовательного стандарта в поликультурной среде

В рамках работы конференции предполагаются:
– пленарное заседание с выступлением ключевых спикеров конференции;
– секционные выступления докладчиков по предложенным тематическим направлениям;
– стендовые доклады в соответствии с тематикой конференции;
– специальная секция, посвященная памяти проф. Г.В.Чиркиной;
– публикация статей участников конференции;

ПРОГРАММНЫЙ КОМИТЕТ КОНФЕРЕНЦИИ
– Алмазова А.А. – директор Института детства, зав. кафедрой логопедии ФГБОУ ВО МПГУ, д.п.н.;
– Бабина Г.В. – профессор кафедры логопедии ФГБОУ ВО МПГУ, к.п.н.;
– Величенкова О.А. – доцент кафедры логопедии ИСОиП ГАОУ ВО МГПУ, к.п.н.;
– Ишимова О.А. – учитель-логопед высшей категории, старший методист ГМЦ ДОгМ;
– Колтакова Е.В. – проректор по учебно-воспитательной работе ФГБОУ ВО «Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина», к.п.н.;
– Корнев А.Н. – профессор, заведующий кафедрой логопатологии ФГБОУ ВО СПбГПМУ, д.п.н.;
– Лагутина А.В. – доцент кафедры логопедии Института детства ФГБОУ ВО МПГУ, к.п.н.;
– Лопатина Л.В. – заведующая кафедрой логопедии ФГБОУ ВО РГПУ
им. А.И. Герцена, профессор, д.п.н.;
– Приходько О.Г. – директор института специального образования и психологии, зав. кафедрой логопедии ГАОУ ВО МГПУ, д.п.н.;
– Российская Е.Н. – заместитель председателя комитета образования и науки Курской области, доцент кафедры логопедии, олигофренопедагогики и основ специального образования ФГБОУ ВО КГУ, к.п.н.;
– Русецкая М.Н. – председатель программного комитета, Президент Российской ассоциации дислексии, ректор ФГБОУ ВО «Гос. ИРЯ им.
А.С. Пушкина», д.п.н.;
– Свободина Н.Г. – учитель-логопед высшей категории, практический психолог, почетный работник общего образования РФ.
Программный комитет проводит отбор материалов для публикации, формирует программу конференции и издает сборник статей в электронном виде.

ПОРЯДОК УЧАСТИЯ В КОНФЕРЕНЦИИ. ПУБЛИКАЦИИ
Конференция будет проведена в дистанционном формате с использованием платформы Zoom. Участие в конференции бесплатное.

Ключевые даты:
Для участия в конференции и публикации материалов необходимо в срок
до 20 июля 2020 года зарегистрироваться по ссылке https://contests.pushkininstitute.ru/dislexia/ и прикрепить текст статьи.
Регистрация в качестве участника без доклада и публикации будет возможна до 4 сентября!

Выступление спикеров на сессии состоит их двух частей: выступления с презентацией доклада (не более 15 минут) и дискуссии под управлением модератора секции, в ходе которой будут озвучены поступившие вопросы.
В случае проведения параллельных секций каждая будет иметь свою ссылку и участники могут при желании свободно переходить между секциями.
Участие с постерным докладом возможно следующим образом: авторам необходимо подготовить презентацию своего доклада и прикрепить ее при регистрации по вышеуказанной ссылке. Материалы постерной сессии будут высланы всем зарегистрировавшимся пользователям для ознакомления за 2-3 дня до конференции. В течении постерной сессии каждый из авторов сможет представить 3-5 минутную презентацию. После окончания презентаций авторы смогут ответить на вопросы участников.

Читайте также:
Конспект выпускного логопедического занятия 'Здравствуй школа!'

К началу конференции предполагается издание электронного сборника статей с включением его в базу данных РИНЦ и присвоением ISBN (Правила оформления статей представлены в Приложении).
Материалы проверяются на наличие плагиата, уникальность текста статьи должна быть не менее 65%. Статьи, не соответствующие данным требованиям, к рассмотрению не принимаются. Организационный комитет может отказать в публикации автору в том случае, если содержание статьи не соответствует тематике конференции или в статье отсутствует новизна и актуальность.
Решение о включении доклада в повестку пленарного и секционных заседаний принимает Программный комитет конференции.

Оргкомитет до 4 сентября 2020 года направляет по электронной почте участникам конференции сформированную программу, а также инструкцию по подключению к конференции.
Рассылка сертификатов по электронной почте будет осуществлена после проведения конференции всем зарегистрировавшимся по ссылке выше участникам.

Дата проведения:
10 сентября 2020 года

Контактные лица:
Карзанова Татьяна Юрьевна,
начальник отдела координации
научной деятельности
tyukarzanova@pushkin.institute

Ковалева Анна Владимировна,
ведущий специалист отдела координации
научной деятельности
avkovaleva@pushkin.institute

E-mail оргкомитета: a.disleksii@pushkin.institute
Официальная страница конференции на сайте Института: https://www.pushkin.institute/science/konferencii/prochtenie/

При обращении к организаторам мероприятия обязательно ссылайтесь на сайт «Конференции.ru» как на источник информации.

Последний день подачи заявки: 20 июля 2020 г. (приём заявок закончен)

Организаторы: Российская ассоциация дислексии, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, кафедра логопедии Московского педагогического государственного университета и кафедра логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета

Контактная информация: Карзанова Татьяна Юрьевна, начальник отдела координации научной деятельности, эл. почта: tyukarzanova@pushkin.institute. Ковалева Анна Владимировна, ведущий специалист отдела координации научной деятельности, эл. почта: avkovaleva@pushkin.institute. Минаева Елена Витальевна, помощник проректора по учебно-воспитательной работе, эл. почта: evminaeva@pushkin.institute

Поделитесь информацией о мероприятии со знакомыми:

Нашли ошибку? Выделите ее, нажмите Ctrl и Enter одновременно.

Для отправления сообщения оргкомитету Вы должны быть зарегистрированы и авторизованы на сайте

Дизайн сайта от студии Koritsa

Open Directory scientific conferences, exhibitions and seminars

Сообщение об ошибке отправлено администратору,
спасибо что пользуетесь нашим сервисом!

Развитие речи и коммуникативных умений дошкольников.
статья по развитию речи по теме

Теоретическая статья с примерами из практики

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи и коммуникативных умений дошкольников .

Речевое развитие – это индивидуальный психический процесс постепенного освоения родного языка и использования его как средства общения и познания.

Коммуникация – это общение ради передачи определенной информации и понимания ее смысла собеседником.

Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.

К началу дошкольного возраста (3 года):

– ребенок владеет активной и пассивной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами; понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов, игрушек;

– ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

– ребенок проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им;

– ребенок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок; стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства.

К завершению дошкольного возраста (7 лет):

– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; может построить речевые высказывания в различных ситуациях общения; может выделять звуки в словах; у ребенка складываются предпосылки грамотности;

– ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в различных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Наша задача, как воспитателей – развитие свободного общения детей.

Общение включает в себя:

  1. Коммуникация (обмен информацией):

– умение услышать и понять обращенную информацию;

– умение передать информацию;

– умение получать информацию о партнере, поддерживать тему разговора, видеть изменение темы общения;

– умение использовать средства вербального и невербального общения для передачи информации.

  1. Интеракция (обмен действиями):

– умение согласовывать свои действия с потребностями партнеров по общению;

– умение помогать и поддерживать тех, с кем общаешься;

– умение совместно решать бытовые и учебные задачи;

– умение регулировать поведение партнера;

– умение оценивать результаты совместного общения.

  1. Социальная перцепция (восприятие и понимание партнера):

– умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению

– умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению;

– умение оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Этапы развития общения.

Ситуативно-личностное общение (от рождения до 6 месяцев).

Ситуативно-деловое общение (от 6 месяцев до 3 лет).

Внеситуативно-познавательное (от 3 до 5 лет).

Внеситуативно- личностное (от 5 до 7 лет).

Современные технологии развития речи и коммуникативных умений дошкольников.

  1. Технологии проектной деятельности.
  2. Технологии развития детского речевого творчества.
  3. Интерактивные технологии.
  4. Технологии коллекционирования.
  5. Технологии исследовательской деятельности.
  6. Информационно-коммуникативные технологии.
  7. Технологии создания портфолио ребенка или группы.

Формы работы по развитию свободного общения детей.

  1. НОД (непосредственно-образовательная деятельность):

-образовательные ситуации (игровые обучающие ситуации):

–реально-практические: чтение литературного произведения,

рассматривание картины, иллюстрации; уход за обитателями уголка природы; рассматривание игрушки; организация опыта.

–имитационно-игровые: «накормим куклу Катю»; «у меня зазвонил телефон»; «телепередача»; «интервью»; «помощь идет».

  1. Образовательная деятельность в режимных моментах:

-организация индивидуальных и коллективных разговоров с детьми;

-решение бытовых проблемных ситуаций;

-чтение и обсуждение книг социально-нравственного содержания;

-ситуации общения (ситуации-проблемы: «почему так говорят?», «отчего да почему?»; ситуации-оценки: «рукодельница и ленивица», «что такое хорошо, что такое плохо»; ситуации-прогнозы: «если бы, да кабы»; ситуации-описания: «что у тебя, а что у меня»; ситуации-загадки: «шуточные вопросы», «отгадай загадку»)

–планируется воспитателем или возникает спонтанно;

–является формой для упражнения детей в использовании освоенного

–возникает в разных видах детской деятельности;

–требует организации развивающей среды.

  1. Индивидуальная работа с детьми в условиях развивающей среды:

-реализация индивидуальной образовательной траектории ребенка;

-игры на общение;

-общение в разных видах деятельности (игровой, трудовой, художественной и т. д.)

  1. Взаимодействие с родителями в образовательной деятельности.

Организация развивающей среды .

(условия для литературного развития ребенка)

Задачи: -обогащать литературный опыт детей;

-воспитывать интерес к книге, к слушанию и чтению

-развивать умение обращаться с книгами;

-воспитывать индивидуальные литературные предпочтения

-развитие выразительности речи.

-воспитывать желание делиться литературным опытом,

развивать речевые умения.

Центр творческой художественно-речевой деятельности

(условия для развития творческих способностей детей, для стимулирования детского сочинительства)

Задачи: -развитие творческих проявлений в речевой деятельности;

-развитие разных сторон речи детей;

-стимулирование речевого взаимодействия детей;

-развитие умения отражать литературный опыт в

РЕЧЬ – ВЕДУЩЕЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ!

Поэтому, ЦЕЛЬ работы по развитию речи дошкольников – становление коммуникативной компетентности ребенка – способности посредством речи решать игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи.

Задачи развития речи.

  1. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Связная речь – это умение выражать свои мысли логично и последовательно, понятно для слушателя.

Развитие монологической речи предполагает освоение форм монолога (повествование, описание, рассуждение) и разных видов рассказов (на наглядной основе, словесной основе, по воображению.

Освоение морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам и их согласование между собой).

Освоение способов словообразования (с помощью частей слов, однокоренных и сложносоставных слов).

Освоение синтаксической стороны речи (использование разных типов предложений).

  1. Обогащение активного словаря (развитие словаря).

-обогащение и активизация словаря за счет разных частей речи;

-освоение понятийной стороны слова (видовые и родовые понятия);

-развитие лексической выразительности за счет освоения эпитета, сравнения, метафоры и образных фразеологических оборотов.

Вся работа с детьми направлена на освоение слов, обозначающих названия предметов , действий на основе целостного восприятия; освоение слов, обозначающих особенности предметов и объектов; освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения; освоение переносных значений известных слов.

  1. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

-развитие восприятия и различения фонологических средств языка;

-воспитание чистого и правильного звукопроизношения;

-воспитание правильного словопроизношения;

-воспитание общеречевых навыков, лежащих в основе развития интонационной культуры речи.

  1. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте).

-освоение звукового анализа слов;

-обучение процессу чтения;

-подготовка мелкой моторики рук и обучение печатному письму.

Частью НОД (непосредственно-образовательной деятельности) является и воспитание культуры речевого общения.

Виды этикета для дошкольника – это:

-этикет телефонного общения

-этикет убеждения и спора

-этикет общения в сложных жизненных ситуациях.

Требования к современным технологиям развития речи и коммуникативных умений дошкольников .

  1. Ориентация не на обучение, а на развитие и воспитание детей.
  2. Основное назначение технологии – становление позиции субъекта деятельности.
  3. Технология должна содержать здоровьесберегающий характер.
  4. Основа технологии – личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком.
  5. Соответствие концепции и содержанию образовательной программы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи – основа коммуникативных способностей дошкольников с задержкой психического развития»

На передний план в структуре нарушений интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития выступают:·импульсивность действий;·малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля .

Игры на развитие речи и коммуникативности у детей, координацию речи и двигательных умений.

Особенность этих игр в том, что различные движения и упражнения в них смоделированы на известные речовки и стихи, которые могут одновременно проговариваться детьми при выполнении движений, в том числе.

Конспект НОД «Социально – коммуникативное развитие» «Диалоговое общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников». «Путешествие

общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников, позитивная социализация детей, приобщение детей к культурным нормам общества.

Тренинговое занятие на развитие общения и развитие коммуникативных умений. Тема: Развитие общения и коммуникативных умений.

Тренинговое занятие на развитие общения и развитие коммуникативных умений.Тема: Развитие общения и коммуникативных умений. Цели: – Изучение разных стилей общения- Развитие базисных коммуника.

Семинар – практикум. « Работа педагогов по развитию речевых и коммуникативных умений дошкольников на основе комплексного подхода».

Семинар практикум по развитию речи у детей раннего возраста.Комплесный подход.

Развитие речи и коммуникативных способностей дошкольников

Педагогический совет “Развитие речи и коммуникативных навыков дошкольников через познавательное развитие”

Формирование связной речи дошкольников происходит через познавательную активность. Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с д.

Особенности развития коммуникативных и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Могилка Диана Вадимовна

В данной статье рассмотрена проблема речевого развития и коммуникации детей старшего дошкольного возраста . Рассмотрены понятия « речевой навык », « коммуникативный навык ». Представлены особенности развития коммуникативных и речевых навыков старших дошкольников. Раскрыты формы общения дошкольников со сверстниками: эмоционально-практическое общение, ситуативно-деловая форма, внеситуативно-деловая форма. Показан ряд характерных особенностей общения дошкольников со сверстниками. Отражена специфика детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Могилка Диана Вадимовна

Текст научной работы на тему «Особенности развития коммуникативных и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА 1 2 Зотова И.В. , Могилка Д.В. Email: Zotova1799@scientifictext.ru

1Зотова Ирина Васильевна – кандидат педагогических наук, доцент;

2Могилка Диана Вадимовна – студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема речевого развития и коммуникации детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены понятия «речевой навык», «коммуникативный навык». Представлены особенности развития коммуникативных и речевых навыков старших дошкольников. Раскрыты формы общения дошкольников со сверстниками: эмоционально-практическое общение, ситуативно-деловая форма, внеситуативно-деловая форма. Показан ряд характерных особенностей общения дошкольников со сверстниками. Отражена специфика детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. Ключевые слова: коммуникативные навыки, речевые навыки, старший дошкольный возраст.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE AND SPEECH SKILLS OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE Zotova I.V.1, Mogilka D.V.2

1Zotova Irina Vasihvna – PhD in Pedagogy, Associate Professor; 2Mogilka Diana Vadimovna – Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL

Abstract: this article discusses the problem of speech and communication development of children of senior preschool age. Discusses the concept of “speech skills”, “communication skill”. The peculiarities of development of communicative and linguistic skills of senior preschool children. Disclosed forms of communication of preschool children with peers: emotional, practical communication, situational business form, unhesitating-business form. Shows a number of characteristic features of communication of preschool children with peers. Reflects the specificity of children’s contacts throughout preschool age. Keywords: communicative skills, language skills, senior preschool age.

Актуальность проблемы развития коммуникативных и речевых навыков у старших дошкольников заключается в том, что количество контактов со взрослыми и сверстниками у ребенка в современном мире постоянно увеличивается, а эффективность и успешность таких взаимодействий зависит непосредственно от уровня речевого развития детей.

На данный момент показатели речевого развития многих современных дошкольников не соответствуют возрастной норме. Основная причина этого – разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых: взрослые отчуждаются от детей, дети лишаются содержательных (живых, эмоциональных) способов общения.

Коммуникативные и речевые умения исследовали многие отечественные и зарубежные ученые. К ним относятся: А.А. Бодалев, Л.П. Буева, Я.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.М. Соковкин и др.

Проблемой развития коммуникативных способностей занимались многие ученые: Н.А. Асадулаева, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, В.М. Григорьев, С.В. Григорьев, К. Монтенегро, С.Л. Новоселова, М.А. Норбашева, Н.Н. Палагина, А.Н. Фролова, С.А. Шмаков, А.П. Юсупова, Д.Б. Эльконин и многие другие.

Цель статьи заключается в рассмотрении особенностей развития коммуникативных и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста.

Проблемы развития коммуникации сегодня особенно актуальны в старшем дошкольном возрасте, так как именно этот возраст считается отечественными психологами и педагогами (Л.А. Венгером, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддъяковым и другими) как сензитивный. То есть это максимально чувствительный период, который обладает благоприятными условиями для формирования определенной способности или типа деятельности организма [7].

Такие ученые как Л.С. Выготский, М.И. Лисина и другие, занимавшиеся проблемой развития коммуникации старших дошкольников, считают, что главным условием для становления психических способностей и качеств ребенка, а именно речи, воображения, мышления, самооценки, является общение ребенка со взрослым. Такое общение приобщает детей к опыту человечества. Дошкольники посредством такого общения обмениваются знаниями, обогащают свой жизненный опыт [2].

Как мы успели заметить, современные дети неохотно идут на контакт, не могут понятно для окружающих выразить свою мысль, у таких детей слабо разработан речедвигательный аппарат. Коммуникативные способности необходимы, так как все мы находимся в социуме и так или иначе взаимодействуем с ним.

Зачастую взрослые не понимают всей важности звучащего слова в развитии и воспитании детей раннего возраста. Общение взрослого с ребенком сегодня вряд ли можно назвать общением. В современном мире это общение чаще кратковременное, формальное и поверхностное: проявляется в виде замечаний, указаний, инструкций. В том случае, когда у малыша не удовлетворилась потребность в общении со взрослыми, начинают проявляться всевозможные отклонения в поведении дошкольников: неуверенность при новых начинаниях, тяжелая адаптация в дошкольном учреждении, огромное количество страхов, тревожность и агрессивность, снижение показателей их речевой и познавательной активности.

ФГОС ДО выделяет такие образовательные области как «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие». Сегодня данные области играют важнейшую роль для развития ребенка не только в плане речи, но и для личности в целом.

Сформировать речевой навык – это значит обеспечить необходимые условия для того, чтобы дошкольник мог правильно построить и реализовать высказывание. Для того, чтобы общение было полноценным, необходимо, чтобы мы, педагоги, сами умели пользоваться речевыми навыками для самостоятельного выражения своих мыслей, чувств, намерений, переживаний; если этого не будет, то речевая деятельность сформируется только лишь частично.

Коммуникативный навык – это навык взаимодействия с другими людьми, умение находить компромисс, умение слушать и высказывать свое мнение.

Известный психолог М.И. Лисина отмечала, что, начиная от раннего и до конца дошкольного возраста общение между детьми проходит значительные изменения по всем категориям: меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения. От двух до семи лет выделяются два перелома; первый отмечается приблизительно в четыре года, второй – около шести лет [3].

Первый перелом мы можем наблюдать тогда, когда в жизни ребенка большую роль начинают играть другие дети. В этот период дошкольники начинают открыто предпочитать одиночную игру либо общество других детей взрослому.

Во время второго перелома, по мнению М.И. Лисиной, происходит появление избирательных привязанностей, дружбы; возникают более устойчивые и глубокие отношений между дошкольниками.

Эти переломы можно считать временными границами 3-х этапов в развитии общения детей. Эти этапы (также как и этапы со сферой общения со взрослым) получили название «формы общения дошкольников со сверстниками».

По мнению М.И. Лисиной, первой формой является эмоционально-практическое общение со сверстниками (второй-четвертый годы жизни). На втором году у дошкольников мы замечаем заинтересованность к другому ребенку, дошкольник уделяет повышенное внимание к действиям сверстника, а к концу второго года возникает желание привлечь внимание сверстника к себе, показать свои результаты и увидеть его ответную реакцию. На представленном этапе дети общаются без предметных действий, общение происходит само по себе [4].

Вторая форма общения сверстников, которую выделяет М.И. Лисина, -ситуативно-деловая. Данная форма складывается приблизительно к четырем годам и до шести лет. Сюжетно-ролевая игра уже коллективная – дошкольники преимущественно играют вместе, а не по одному. В процессе ситуативно-делового общения дети заняты совместным делом, они согласовывают свои действия с действиями партнеров и учитывают активность сверстников для достижения общей цели. Такое взаимодействие между детьми получило название сотрудничества.

По мнению М.И. Лисиной, к концу дошкольного возраста у многих (но не у всех) детей дошкольного возраста появляется новая форма общения, которая получила название «внеситуативно-деловая». К шести-семи годам значительно увеличивается количество внеситуативных контактов. Дети начинают рассказывать друг другу о том, где они отдыхали и что нового увидели, делятся своими впечатлениями и эмоциями [4].

Итак, социальная ситуация развития старшего дошкольника усложняется и дифференцируется. Взрослый человек остается главным в жизни ребенка, но взаимоотношения с ним кардинально меняются. В раннем возрасте ребенок общается исключительно с близкими взрослыми, как только ребенок немного подрастает, он вступает в отношения с более широким социальным миром. Появляется новая сфера социальных контактов ребенка – его отношения со сверстниками.

Общение дошкольников со сверстниками можно описать рядом характерных особенностей, которые отличают его от общения со взрослыми.

Как отмечает Е.О. Смирнова, первой и самой важной отличительной чертой является огромное разнообразие коммуникативных действий. Ребенок может спорить со сверстником, навязывать свою волю, успокаивать и т.д. Такие сложные формы поведения, как симулирование, стремление сделать вид, выразить обиду впервые появляются именно в общении с другими детьми.

Вторая яркая черта общения сверстников, как считала Е.О. Смирнова, состоит в его особо яркой эмоциональной насыщенности. При общении со сверстниками мы наблюдаем у дошкольника намного больше эмоций, чем при общении со взрослым, это самые разнообразные эмоциональные состояния – от злостного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до агрессии [6].

Третья отличительная особенность контактов детей состоит в том, что они нестандартны. Если при взаимодействии со взрослым даже малыши соблюдают определенные общепринятые нормы поведения, то при общении со сверстником дошкольники не соблюдают нормы поведения. Они могут использовать самые неожиданные действия и движения: дети скачут, изображают различные позы, делают гримасы и т.д.

Еще одной особенностью общения сверстников является то, что инициативные действия берут верх над ответными. Особенно отчетливо это замечается, когда невозможно продолжить и развить диалог, так как отсутствует ответная реакция партнера.

Для дошкольника намного важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника он чаще всего не замечает и не поддерживает [6].

Таким образом, рассмотренные выше особенности общения раскрывают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста.

Итак, понимание коммуникации подводит педагогов к пониманию того, что все-таки необходимо прикладывать все усилия для становления, формирования и развития у дошкольников коммуникативных умений и навыков.

Немаловажную роль в данном процессе играют также принципы и методы развития детской коммуникации. Ведь только правильная организация методологии развития процесса способна дать эффективный результат.

Список литературы /References

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. М.: Мозаика. Синтез, 2002. 272 с.

2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии : учеб.пособие / Л.С. Выготский. Изд. «Союз», 2007. 110 с.

3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения: учеб. пособие / М.И. Лисина. М.: «Педагогика», 2007. 160 с.

4. Лисина М.И. Общение детей со взрослым и сверстником: общее и различное / М.И. Лисина. М., 2005. 38 с.

5. Мухина В.С. Под ред. Венгера Л.А. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1985. 272 с.

6. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 160 с.

7. Сензитивный период / Психология личности // Психология и психиатрия: сайт практикующих психологов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psihomed.com/sensitivnyiy-period/ (дата обращения: 12.03.2017).

ВЛИЯНИЕ ЗРИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ НА ВЫБОР ТРАЕКТОРИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Красушкина А.В.1, Басова Д.Н.2 Email: Krasushkina1799@scientifictext.ru

1Красушкина Анна Викторовна – кандидат филологических наук, доцент; 2Басова Диана Николаевна – студент, кафедра дошкольного образования, Череповецкий государственный университет, г. Череповец

Аннотация: статья посвящена изучению интереса современных студентов к современному телевизионному контенту. Отмечается степень влияния медиасреды на интересы современной молодежи, приводятся данные опроса студентов 1 курса на предмет их зрительских предпочтений, выявляются связи между их ответами и заявленными интересами в сфере внеучебной деятельности (траектории «Спорт и здоровый образ жизни», «Волонтерство и социальная работа», «Международная деятельность», «Наука и инновации», «Бизнес и предпринимательство» и другие). Ключевые слова: медиаобразование, зрительские предпочтения, воспитательная работа, внеучебная деятельность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: