Весенние изменения в природе – конспект

Урок окружающего мира по теме “Весенние изменения в природе. Обобщение”. 3-й класс

Класс: 3

Цели: обобщить наблюдения учащихся за весенними изменениями в неживой и живой природе; развивать интерес к наблюдениям за природными явлениями; воспитывать экологически грамотное и безопасное поведение в природе, бережное отношение к природе.

Оборудование: запись песни “Весенняя капель”, тетрадь, учебник, видеопрезентация.

“Первоцветы”, тетрадь с тестами.

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Звучит песня “Весенняя капель”. (Приложение 1)

Как хорошо, что пришла к нам весна!
Солнышко светит теперь допоздна.
Дождик прольется, теплый, хороший.
Только наденешь и снимешь калоши.
Сверху набухли у всех на виду
Почки зеленые в нашем саду.
Скоро из почек, клейких, зеленых,
Вылезут светлые листья на кленах.

– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О весне.)

– Сегодня мы подведем итоги и обобщим наши знания по теме “Весенние изменения в природе”.

– Почему весну называют утром года? (Природа просыпается.)

– Кто дает команду к пробуждению? (Солнце.)

II. Актуализация опорных знаний.

– Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май.)

– Как изменилось положение солнца? (Солнце выше.)

– Что является следствием изменения положения солнца? (День становится длиннее.)

– Как изменилась температура воздуха? (Температура повысилась.)

– Какие изменения в неживой природе последовали за повышением температуры? (Изменение облачности – больше ясных дней; потепление.)

– Какие осадки характерны для весны? (Дожди.)

III. Изучение нового материала.

Первый месяц весны – март.

Работа в парах (по тетради с.35, задание 45).

– Нарисуйте положение солнца на небе в полдень. Укажите длительность дня и ночи.

– Как вы думаете, почему ранней весной (в марте) еще холодно, несмотря на то, что солнце уже довольно высоко и световой день увеличился? (Много солнечной энергии расходуется на таяние снегов, льдов и на испарение талой воды.)

– Следующий месяц весны – это апрель.

– Апрель называют весной воды, потому, что в апреле начинает интенсивно таять снег на полях и в лесах, что приводит к появлению ручьев, наполнению водой рек.

– Почему говорят: “Весной проснулись реки и леса”? (Когда говорят, что весной проснулись реки и леса, имеют в виду не только весенний шум вскрывающихся рек, всю зиму не слышных подо льдом, и не только ставшие шумными от шелеста распустившейся листвы и от гомона прилетевших птиц леса, но и то, что просыпаются от зимней спячки обитатели водоемов и лесов.)

– Какие опасные природные явления могут происходить весной? (Ледоход, половодье.)

Работа по тетради № 2 (задание 46, с. 35). – Посмотрите на рисунки и скажите, какие природные явления тут изображены. Подпишите. (Половодье, ледоход.)

– О каких мерах предосторожности надо помнить, бывая весной на водоемах? (Нельзя выходить на лед.)

– Итак, что же происходит в апреле в неживой природе? (Дети называют левый столбик, правый – закрыт.)

– О какой природе пойдет наш разговор дальше? (О живой.)

– Что изменилось в жизни растений с приходом весны? (Набухают почки, сокодвижение.)

– Какие цветы появляются? Как они называются? (Первоцветы.)

– Первыми покрываются весенними цветками места, открытые солнцу (на южных склонах холмов, на южных опушках рощ и лесов).

– Посмотрите на некоторые первоцветы. (Приложение 2)

– Итак, еще раз назовите, что происходит в жизни растений в апреле?

(Открывается половина правого столбика таблицы.) Сокодвижение – набухание почек – развертывание листьев – цветение первоцветов.

– Кто захочет, дома можно подготовить сообщение о любом первоцвете.

– Комнатные растения тоже радуются весеннему солнышку.

– Как реагируют комнатные растения на смену времен года? Прочитайте в учебнике на с.5

(1 абзац.) (Начинают активно обновлять листья и корни.)

– Как надо ухаживать за комнатными растениями весной? Ответить на вопрос помогут рисунки в учебнике (с. 5).

– В апреле начинается массовый прилет птиц. Прочитайте в учебнике на с 5 (2 абзац), какие птицы прилетают в апреле. (Трясогузка, журавли, гуси, дрозды, малиновки.)

– Где селятся птицы, прилетевшие к нам весной? (Чинят старые гнезда или строят новые.)

(Открываются следующие строки таблицы.)

Массовый прилет птиц – гнездование.

– Следующий весенний месяц – май.

– Какие изменения в неживой и живой природе происходят в мае? Давайте вспомним пословицы и поговорки о мае.

  • В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается.
  • Дождь в мае хлеба подымает.
  • Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
  • Май – пора сева.
  • Май – травник.

– Что бывает в мае в неживой природе, как вы поняли из пословиц?

А в живой? (Цветение растений, обилие травы.)

– В чем еще заключаются особенности мая? (Животные спешат продолжить свой род.)

– Посмотрите на схему. Назовите еще раз, что происходит в мае в неживой природе? В живой природе?

  • Март с водой, апрель с травой, а май – с цветами – Гласит народная поговорка.

IV. Закрепление изученного материала.

Групповая работа. Выполнение задания в тетради на с. 37, № 51.

Вставьте пропущенные слова.

Самостоятельная работа. Тест с.107. Работа № 11. Вариант 1. Задания с 1 по 5.

Читайте также:
Конспект НОД: В гостях у Волшебницы осени

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Весенние изменения в природе»

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Весенние изменения в природе»

Цель – развитие связной речи при ознакомлении с изменениями в живой и неживой природе с приходом весны.

1. Уточнить представления детей о весне, о жизни растений и животных. Показать на примерах зависимость состояния живой природы от неживой.
2. Активизировать в словаре названия весенних явлений.
3. Упражнять в употреблении предлогов, образовании названий детенышей животных.

1. Развивать умение находить смысловые несоответствия в предложении.
2. Совершенствовать речевое дыхание, мелкую и общую моторику.
3. Учить координировать речь с движениями.

1. Формировать эстетическое отношение к весенним явлениям в природе: капели, появлению сосулек, распускающимся деревьям, весенним развлечениям.
2. Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, желание беречь природу.

Ход занятия

1. Организационный этап

Тает снежок,
Ожил лужок,
Снег убывает.
Когда это бывает?

Дети: Это бывает весной.

Логопед: Сегодня мы поговорим о весне и изменениях в природе с ее приходом.

2. Основной этап

Логопед: Весна – это удивительное время года. В начале – еще лежит снег, а в конце – зеленеет травка и появляются первые цветы.

Рассматривание сюжетной картинки (сосульки на крыше дома).

Логопед: Как светит солнце весной?

Дети: Солнце светит ярко.

Логопед: Что происходит со снегом?

Логопед: Что вы видите на крышах домов?

Дети:На крышах домов висят сосульки.

Логопед:Почему растаял снег?

Дети: Снег растаял, потому что стало тепло.

Логопед: Что получается из снега, когда он тает?

Дети: Снег превращается в воду.

Рассматривание сюжетной картинки (лед на реке).

Логопед: Что появилось в местах, где пригревает солнце?

Дети: Появляются первые проталины.

Логопед: Что вы видите на реке?

Дети: На реке тает лед. Плывут льдины.

Логопед: Весной стало тепло, много воды и света. Посмотрим, что происходит в живой природе.

Рассматривание сюжетной картинки (животные весной).

Логопед: Какие изменения происходят в жизни зверей весной?

Медведь просыпается после зимней спячки.

Зайцы меняют белый окрас на серый.

Логопед: Кого вы видите на деревьях?

Дети: Прилетают птицы из теплых стран.

Логопед: Почему именно весной они возвращаются из теплых стран?

Дети: Потому что стлало тепло, у них есть корм: появляются насекомые.

Логопед: Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: Грач, скворец, ласточка, аист, соловей.

Пальчиковая гимнастика

Галдят грачи и там и тут, («Птица»)
Летают и по веткам скачут, («Деревья»)
Весной сосульки вниз растут («Сосульки»)
И потому все время плачут («изобразить»).
Упражнение «Где скворушка?»

Логопед: Как человек помогает скворцам весной?

Дети: Он строит для них скворечники и вешает их на деревья.

Логопед: Скворцы тщательно выбирают себе будущее жилище, осматривают его, так как здесь будут жить их маленькие птенчики. Понаблюдаем за скворцом.

Скворец сидит… (на скворечнике), залетел… (под скворечник).
Скворец залетел… (в скворечник), вылетел… (из скворечника).
Скворец залетел… (за скворечник), выглянул… (из скворечника).

Игра «Кто у кого»

(детям предлагается комплект карточек со взрослыми животными и их детенышами).

Логопед: У многих животных появляются детеныши. Подберите и назовите мам и их детенышей.

У лисы (лисенок).
У зайца (зайчонок).
У медведя (медвежонок).
У ежа (ежонок).
У белки (бельчонок).
У волка (волчонок).

Динамическая пауза «Ежик и барабан»

Просмотр презентации «Изменения в жизни растений весной»

Логопед: Что появляется на деревьях?

Дети: На деревьях появляются почки, а потом – листочки.

Появляются первые цветы: подснежники, мать-и-мачеха.

Многие деревья начинают цвести: береза, верба, фруктовые деревья.

Логопед: Почему начинают появляться листочки, цветы? Что способствует этому?

Дети: Солнце дарит много света и тепла, от растаявшего снега на земле много воды, поэтому растут растения.

Составление модели «Весенние изменения в природе»

Перед ребенком набор карточек, обозначающих природные явления, явления из жизни растительного и животного мира. Ему необходимо выбрать и расположить на листе карточки, относящиеся к весне.

Самостоятельная работа детей.

Викторина «Бывает – не бывает»

Дети слушают предложение и поднимают карточку: зеленую – «бывает», красную – «не бывает».

Весной речка покрывается льдом.
Весной птицы возвращаются из теплых краев.
Весной на проталинах появляются подснежники.
Весной на деревьях появляются почки.
Весной заяц меняет серый цвет на белый.
Весной солнце появляется редко, становится холодно.
Весной листья желтеют и опадают.
Весной нужно снимать скворечники и вешать кормушки.
Весной можно увидеть сосульки.

Рефлексия

Логопед: Скажите, что вы можете сделать для птиц весной?

Дети: Сделать вместе с родителями скворечник и повесить его на дерево.

Логопед: Когда снег растает, на земле лежит прошлогодняя трава и листва, много мусора. Как вы можете помочь природе, чтобы быстрее просохла земля, выросла зеленая травка?

Дети: Надо собирать граблями сухие листья и мусор?

Логопед: Молодцы! Будем беречь нашу природу! Сохранять ее! И тогда природа отблагодарит нас ярким солнцем, теплом, свежим воздухом, красивыми цветами, птичьим пеньем!

Пройдет зима холодная,
Настанут дни весенние,
Теплом растопит солнышко,
Как воск снега пушистые.
Листами изумрудными
Леса зазеленеются,
И вместе с травкой бархатной
Взойдут цветы душистые.

Учитель-логопед
Рубцова Наталья Александровна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ «Весеннее пробуждение природы”

Содержимое публикации

Технологическая карта НАБЛЮДЕНИЯ

Образовательная область: познавательное развитие

Читайте также:
Семинар-практикум для воспитателей логопедических групп

Тема:Наблюдение за сезонными изменениями в природе весной «Весеннее пробуждение природы»

Возрастная группа: старшая

Цель:ознакомление с природой и природными явлениями весной,расширение представлений дошкольников об изменениях в природе, символизирующих наступление весны (появление почек на березе, таяние снега, появление травы) (в процессе наблюдения)

Образовательные:расширять и обогащать знания и представления детей о весенних изменениях в природе;

учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность: весна – появление почек на березе, таяние снега, появление травы; повышение температуры воздуха – таяние снега).

Развивающие: развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи;

Воспитательные:воспитывать умение испытывать радость от прогулки, общения с природой; воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы о весне. Рассматривание тематического альбома «Времена года». Заучивание стихотворений о весне.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

(методы, приемы)

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат

Организационно-мотивационный этап

(3 мин.)

Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, активизация интереса к ней:

Ребята, сейчас мы с вами пойдём на прогулку. Но сначала послушайте стихотворение и постарайтесь определить, о каком времени года в нем говорится

На снегу прозрачные

Организует беседу

-Когда наступает весна?

– Какие весенние месяцы вы знаете?

– А что происходит весной в природе? Что говорится в стихотворении?

– Много радости весна дарит людям. Но бывают и неприятности. На улице можно провалиться в снег и оказаться по колено в воде. На проверенной вчера тропинке можно встретить непроходимый ручей. Обманчив тёплый весенний ветерок, не заметишь, как простудишься.

– Как надо одеваться весной?

Внимательно слушают педагога, отвечают на его вопросы.

В стихотворении говорится о весне

– март, апрель, май

– в лужах плещутся воробьи; появляются проталинки, трава

на улице становится теплее, прилетают птицы, появляется травка

– по погоде, но еще тепло, надевать резиновые сапоги

Дети сосредоточены,
сконцентрированы,
подготовлены к
последующей
деятельности;
У них появился интерес к

наблюдению;
Они слушают и
руководствуются
указаниями воспитателя.

Отвечают на вопросы воспитателя

Основной этап

Этап постановки проблемы

Этап восприятия материала

Этап практического решения проблемы

(10 мин.)

Создать ситуацию, в которой возникает необходимость осуществления процесса наблюдения,

Создать условия для восприятия объектов природы

Закрепить представления детей о характерных признаках весны, учить их находить эти признаки самостоятельно

Поддерживать интерес к содержанию наблюдения

Развивать наблюдательность, внимательность

воспитывать бережное и заботливое отношение к природе

Мотивация (процесс вовлечения в деятельность):

– Ребята, вы в группе проговорили признаки наступления весны. А какие изменения с приходом весны произошли в природе на нашей площадке? Интересно, сможем ли мы узнать наши старых знакомых?

– Что для этого нужно сделать?

Сейчас мы пройдёмся по территории детского сада полюбуемся красотой весенней природы, и постараемся определить, какие изменения в ней произошли.

– Попробуем отыскать березу. Нам нужно найти признак наступившей весны. Внимательно посмотрите.

– Какая у нее кора, погладьте рукой?

Определение совместно с детьми, что с одной стороны ствол березы теплее. Находим проталину у ствола дерева. Делаем вывод: проталина появилась с южной стороны дерева)

-Посмотрите внимательно на веточки березы? Что вы на них заметили?

-Что находится внутри почек?

Верно. А о чем говорит нам появление почек на деревьях?

– Березка не только красивое, но и полезное дерево.

Сережки березы служат кормом для птиц. Ранней

весной собирают сок березы. Березовый сок – это вкусный и полезный напиток. Сделав на березе надрез и

собрав сок, люди уходят, не поблагодарив березку. А что же произойдет с деревом дальше?

-Что нужно сделать, чтобы сок не тек дальше?

Верно. Сделанное отверстие надо обязательно замазать глиной.

– Ребята, а можно ломать ветки деревьев?

– Правильно! Молодцы. Природа нуждается в нашей защите. Нельзя ломать деревья, кусты, рвать и топтать цветы, мусорить, Природу надо любить.

-Давайте пройдемся дальше. Но у нас на пути много луж. По лужам можно ходить?

-Почему, это же интересно?

А как нам пройти, чтобы не замочить ноги?

Давайте пройдемся «змейкой»

С высоким подниманием колен

Где мы еще можем найти

признаки весны? (Идем по участку, доходим до горки.)

-Ребята, что же с нашей горкой случилось?

-Почему она тает?

-Давайте поищем еще признаки наступления весны.

Обратите внимание на землю. Земля покрывается молодой зеленой травкой.

-Где трава появилась, а где еще нет?

-Почему, как вы думаете?

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, задают и отвечают на вопросы.

– понаблюдать за ними и определить, какие изменения произошли

Составляют связные высказывания, делают выводы

маленькие комочки – почки

листочки, маленькие, зеленые

-о том, что наступила весна

– Ему будет больно, оно может погибнуть

– закрыть чем-то надрез

Нет, природу надо беречь, охранять

Можно заболеть, набрать воды в сапоги.

идут в колонне по одному обходя лужи (змейкой, по прямой – с высоким подниманием колен, след в след, приставным шагом, широким шагом.)

– она начала таять

Потому что наступила весна, стало теплее на улице

Там, где много солнца, там и травы много. А в тех места, где тень, трава еще не взошла

Читайте также:
Конспект: Коррекция правильного звукопроизношения звука (Р)

Дети не утеряли интерес к

У них возникла потребность в

получении новых знаний

и представлений.

Дети закрепили и обогатили знания о признаках наступления весны

Заключительный этап.

(3 мин.)

Подвести итоги наблюдения;

Обобщить полученный ребенком опыт

Организует деятельность, направленную на подведение итогов, формулировку выводов, обобщение и систематизацию полученных знаний:

– Как вы считаете, ребята, наша природа пробудилась от зимнего сна? Давайте повторим признаки весны, которые мы сегодня увидели.

-Что нового вы сегодня узнали? Что наблюдали?

– Смогли ли мы ответить на вопрос, который ставили перед наблюдением?

-Молодцы! Вы сегодня были внимательными, наблюдательными, поэтому смогли справиться с поставленной задачей.

Весной природа меняется каждый день: зацветают новые цветочки, прилетают птицы; на улице становится все теплее и теплее поэтому мы обязательно еще понаблюдаем за изменением природы в это прекрасное время года и определим, какие еще изменения произошли в природе.

Дети совместно с педагогом подводят итоги наблюдения, высказывают мнения по поводу полученной информации, выполненной работы, своего эмоционального состояния.

ребёнком знания и представления об изменениях, происходящих в природе весной

Конспект урока по окружающему миру “Весенние изменения в природе”, 1 класс

Тема урока: Весенние изменения в природе. (1 класс)

УМК «Планета знаний»

Цель урока: Углубить знания учащихся о характерных признаках весны в живой и неживой природе.

Задачи урока:

Дать представление об изменениях в жизни растений и животных весной

Показать связь этих изменений с неживой природой

Учить обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения

Воспитывать чувство гордости за родной край

Продолжать формирование элементов экологической культуры

Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа;

Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;

Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;

Оборудование:

учебник «Окружающий мир. 1 класс, ( Г. Г. Ивченкова, И.В. Потапов)

карточки с заданиями для парной работы (№ 1,)

карточка с заданием для групповой работы (№ 2),

результаты опыта с ветками деревьев,

диск с презентацией к уроку,

электронный учебник 1 класс, окружающий мир

Ожидаемый результат.

Внешним результатом учебной деятельности на данном уроке является открытие нового знания и способность к его применению при решении учебной задачи (показать пробуждение природы, научить наблюдать признаки весны на всём её протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи).

На внутреннем уровне результатом является развитие личности учащихся (мыслительных операций, мотивационной, эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных умений, активности, самостоятельности, ответственности)

Долгожданный дан звонок –

А сейчас проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка .

Сегодня такой чудесный день, вы пришли в школу с хорошим настроением. На уроке у нас много гостей, давайте поздороваемся с ними и улыбнемся им. А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите хорошее настроение соседу по парте. Я ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХОВ В РАБОТЕ НА УРОКЕ.

Актуализация знаний и формулирование темы урока.

Прислушайтесь. Вы ничего не слышите?

Кто прошел так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла…(Весна).

– Какой будет тема нашего урока ? («Весна»)

– Как вы думаете, что мы должны сегодня узнать, какой же будет цель нашего урока? ( будем говорить о весне, будем учиться выделять признаки весны в природе, говорить о том, как весна влияет на все живое).

Цель урока: узнать, какие изменения произошли с приходом весны в живой и неживой природе.

– Давайте спланируем наш урок (на доске записан план урока)

1. Изменения в неживой природе.

2. Изменения в живой природе.

3. Взаимосвязь между неживой природой и живой.

Изучение нового материала.

– Ребята, какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель ,май)

Назовите весенние месяцы. Что вы знаете о них? Давайте послушаем ребят, они расскажут нам про них.

Март – протальник Весна наступает, солнца прибавляет. Снежные завалы начинают таять от первых лучиков тепла. В проталинах появляются первые цветы – подснежники. И месяц получил имя – Протальник. Пора водить хороводы и весну красную встречать.

Про март в народе говорят так:

“Март сшибает рог зиме”

“Рано март весну затягивает – ненадежное тепло “

“Февраль силен метелью, а март – капелью”

“В марте и курица из лужи напьется”

“Март — не весна, а предвесенье”

Апрель-снегогон, водолей Потоком со всех склонов как хлынет вода. Гонит снег апрель прочь и зиму вместе с ним прогоняет, от того и “снегогоном” прозвали. Оголяется темная и сырая земля, почва готовится к цветению, лес просыпается от пения птиц.

Про а прель в народе так говорят:

“Ручьи в апреле землю пробуждают “

“Земля в апреле теплеет, воды разливаются “

“Апрель с водою – май с травою “

Читайте также:
Перспективный тематический план фронтально-подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

“Апрельской воды никто не уймет “

Май-Травень Весна одевает природу в новые чистые одежки. Радостно щебечут птицы. На земле быстро прорастает трава, из почек на ветвях деревьев прорываются молодые листики, каких-то несколько дней и лес не узнать – шумит листвой. Месяц роста травы и зелени так и назвали – Травень.

Вот как про май в народе говорят:

“Май лес наряжает, лето в гости поджидает “

“Весь май холодный – зато год плодородный “

“И сухой и мокрый май – будет каша и каравай “

“Майская роса коням лучше овса”

Когда цветет черемуха, всегда живет холод.

Физическая минутка.

Капли звонко капали, (прыжки)

Все сосульки плакали. (качаем головой, прижав руки к щекам)

Солнце светит ярко, (руки вверх, потягиваемся)

Нам, сосулькам , жарко. (обмахиваемся)

С нас течёт уже вода, (наклон вниз)

Мы растаем навсегда .

Работа по учебнику. Откройте учебник. Давайте рассмотрим рисунок на странице учебника 120.

– Какое время года изображено на иллюстрации? (Весна)

Как изменилась природа с приходом весны? (Растаял снег, на деревьях появились листочки, солнышко светит ярче и поднялось выше, заяц поменял свою окраску, запели птицы).

-Какие изменения не назвали? (Просыпаются звери, появляются первые цветы, просыпаются насекомые, день увеличился, стало теплее, появились проталины).

– Какое основное главное изменение в природе весной?

– Какие есть предположения? Почему? Как доказать?

– Почему прилетают птицы? (стало теплее)

– Почему просыпаются звери? (стало теплее)

– Почему распускается первый весенний цветок – подснежник?

– Какое самое главное изменение в природе весной? ( потепление)

– Как влияет солнце на продолжительность светового дня? ( день становится длиннее)

Работа в парах.

– Как вы считаете, вы все изменения перечислили?
На столах у вас лежат карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.

– Возьмите карточки. Поработайте в парах, помните правила работы в парах. (Дети работают по карточкам в парах)

Карточка № 1.

Стало холоднее. Стало теплее

Образовались проталины. Земля покрылась снегом.

День уменьшается . День увеличивается.

Река замерзает. Лёд на реке тает.

Листья распускаются. Листья желтеют.

Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд. Распускаются первоцветы.

– Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2?

– Давайте перечислим все признаки, которые остались. ( Проверка по слайду 2).

Работа в тетради.

– Отметьте эти признаки в тетради на стр.52 .?

(проверка фронтально или под лампой с линеечками успеха) ( Грач строит гнездо, набухли почки, появилась мать-и-мачеха, появились проталины, медведица проснулась от зимней спячки, с медвежатами, т.к. рождаются они зимой, а весной выползают из берлоги.)

– Кто не допустил ошибок поднимите руки. Молодцы.

– Какие растения появляются самые первые? (Цветы)

– Как их называют? (Первоцветы)

– Так почему же эти растения называют первоцветами ? (Зацветают первыми)

– Ещё эти растения называют раннецветущие (цветы появляются раньше, чем листья)

-У всех раннецветущих растений под землёй находится или утолщённое корневище, или луковица. В них с осени отложены питательные вещества. За счёт этих запасов и тепла эти растения зацветают первыми, спешат опылиться и образовать семена до общего цветения.

Показать по электронному учебнику все первоцветы назвать их и прокомментировать некоторые из них.

Медуница Это растение называют «цветок-светофор» или «цветок-букетик» Когда оно распускается, цветки у него розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик.

Дальний лес стоит стеной

А в лесу, в глуши лесной,

На суку сидит сова.

Там растет усни-трава.

Знает сонные слова:

Как шепнет свои слова,

Сразу никнет голова.

Помогает уснуть при бессоннице, обладает усыпляющим свойством.

Хохлатка Это растение маленькое, хрупкое, нежное. Листья у него тонкие и мягкие, фиолетовые цветки имеют небольшие хохолки.

-Мать-и-мачеха. Она самая первая зацветает по весне. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так дивно! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая – гладкая и холодная. Теплая – это мать, холодная – мачеха.

Из под снега расцветает

Раньше всех весну встречает?

Также подснежник называют «галантус». Они бывают синие и белые.

-Какие из этих растений ты уже видел на экскурсии или на прогулке?(Крокусы, подснежники, белоцветник, пролеска ит.д.)

– Давайте проверим. Учитель подходит к окну и берет вазу с веточками. Вспомните, мы с вами 2 недели назад начали проводить опыт с ветками деревьев. Что мы делали? (Мы поставили ветки в воду на подоконник)

– Что же произошло? (Листочки распустились )

– Давайте сделаем вывод. Что необходимо растениям для того, чтобы распустили свои листочки? ( Тепло и вода ).

– Ой, ребята, смотрите ,какая красивая полянка получилась, какие красивые цветы, так хочется сорвать их. А вот идет девочка, наверное за цветами…(девочка выходит и читает стихотворение)

Первоцветы рвать не стану!

Пусть растут по всей поляне,

Пусть растут , красуются,

Ясным днём любуются!

Читайте также:
Развитие диалогической речи у дошкольников с ОНР

-Ребята, почему девочка не стала рвать цветок?

(Экологический момент – если все будут рвать цветы, то природа погибнет, неслучайно первоцветы занесены в красную книгу.) ​​​​​​​

– Не только растения реагируют на потепление.

Как вы думаете, кто появляется наряду с первоцветами? ( насекомые)

– А почему? ( насекомых привлекает запахи первоцветов)

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку,

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это …(птица)

– Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться)

– Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)

-Давайте посмотрим в учебник на стр.121, мы увидим птиц. Назовите их.

– Эти птицы возвращаются к нам из теплых стран. Как их называют? (Перелетные).

– А какую пользу приносят птицы? (Уничтожают вредных насекомых)

– А почему весной в лесу надо соблюдать тишину? Это время гнездования птиц.

– Как люди заботятся о птицах? (Строят скворечники)

– Как надо поступить, если обнаружишь в лесу птичье гнездо? ( не брать его в руки , не разорять)

Показать по электронному учебнику перелетных птиц и назвать их.

Физическая минутка.

На зарядке первый класс,

Мы присядем 10 раз.

Высоко поднимем руки,

Повернемся вправо влево,

Вновь работать будем смело.

Давайте ещё раз вернёмся к главному вопросу (к цели ) урока:

Какие изменения произошли с приходом весны в живой и неживой природе?

– Теперь мы точно сможем на него ответить. Для этого мы поработаем в группах. ( не забывайте правила работы в группах)

Работа в группах.

– Повернитесь друг к другу и образуйте группы по 4 человека. Ваше задание – составить рассказ о пробуждении природы весной по плану:

Карточка № 2.

Весна приходит к нам сразу после ________.

Весенние месяцы – это_______________.

Весну можно узнать по таким признакам_______.

Какие раннецветущие растения появляются весной?

Охрана раннецветущих растений.

Какие птицы прилетают к нам весной?

Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись?

Какую пользу приносят птицы? Забота о птицах.

(Детям даются картинки природы разных времен года)

-Найдите картинки на которых изображена ВЕСНА.

(Детям даются картинки цветов)

– Найдите среди картинок цветы-первоцветы.

(Детям даются картинки птиц)

-Среди картинок найдите перелётных птиц, которые прилетают к нам весной из теплых стран.

– Проверка. (Рассказ по цепочке с опорой на план. Выступает 1 человек от группы. Каждая группа озвучивает свои пункты плана. Ребята из других групп показывают картинки, Две группы выступают одновременно 1-4, 2-5, 3-6).

– Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

– Узнали какие изменения произошли с приходом весны в живой и неживой природе? Какие?

– Что было для вас самым интересным на уроке?

– Что было сложным? Вызвало затруднения?

-Давайте вернёмся к нашему плану и посмотрим, все мы пункты плана разобрали на уроке? ( Да, перечислить их)

7. Рефлексия. Игра “Светофор”.

Отметить в своих дневниках своё настроение.

зелёный цвет – на уроке было всё понятно и комфортно

жёлтый цвет – всё понятно, но немного затруднялся

красный цвет – на уроке ничего не понял, было трудно

(Встаньте те у кого красный кружок, теперь у кого желтый и зеленый).

Вы сегодня все молодцы, работали старательно и закончим наш урок стихотворением.

Конспект НОД “Весна. Изменения в природе”

«Весна. Изменения в природе».

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Цель: закрепить представления об изменениях в природе весной.

образовательная:

• Обогащение и активизация словаря (первоцвет, капель, проталина, скворечник, ранняя, поздняя, названия детенышей животных и птиц).

• Развитие связной речи, использование в речи развернутых предложений.

• Закрепление навыков произносительной стороны речи

Образовательная:

• Закреплять навыки ориентировки в пространстве.

• Закрепление примет весны, названия весенних месяцев.

• Уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной.

• Развивать память, связную речь.

• Развивать учебные навыки: умение слушать, отвечать на поставленный вопрос, развитие внимания, мышления.

• Развивать у детей способность активного общения с взрослым, с интересом отвечать на его вопросы, совместно решать проблемные ситуации. Вызвать у детей интерес к окружающему.

Воспитательная.

• Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

• Воспитывать инициативность, самостоятельность.

• Вызывать положительные эмоции в беседах об окружающей природе.

• Вызывать у детей желание заботиться о природе. Обобщить и закрепить элементарные знания и представления о весенних признаках.

• Наблюдения на прогулках;

• Рассматривание картин и иллюстраций о весне;

Образовательные области:

Методические приемы: вопросы, рассматривание картинок, просмотр видеофильма, игры, чтение стихов.

• проектор, видеокассета «Времена года», музыкаприроды для детей – «Сказки венского леса»;

• конверт с карточками на каждого ребенка сизображением силуэта бабочки для раскрашивания, цветные карандаши.

Ход занятия:

Сегодня мы с вами поговорим об одном из времен года. А о каком, вы должны догадаться сами. Итак, слушаем внимательно.

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там.

Ручей шумит как водопад.

Скворцы к скворечнику летят.

Читайте также:
Новые подходы к обучению чтению детей с нарушением речи

Звенят под крышами капели,

Медведь со снежной встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает.

Какое это время года?

(Далее идут вопросы по предложенной теме:

– Как вы догадались, что это весна?

О каких приметах говорится в стихотворении? (Ответы детей)

А сейчас мы с вами посмотрим отрывок из видеофильма «Времена года» весне).

Какие приметы весны вы заметили в отрывке видеофильма?

А какое время года сейчас?

Почему вы так думаете)

Дети, а давайте вспомним, какое время года было перед весной? Будет после?

Весной становиться много солнечного света и тепла. Начинается весна с таяния снега, затем земля полностью освобождается от снега, на реках тает лед. Природа пробуждается от зимы: на деревьях набухают почки, прилетают перелетные птицы, появляется первая травка и первые весенние цветы.

– Какие весенние месяцы вы знаете?

Дети: март, апрель, май.

Воспитатель: Правильно. Начало весны – март, середина весны – апрель, и конец весны – май.

Вот у этих весенних месяцев мы с вами и побываем в гостях.

И первым у кого мы побываем в гостях это март, начало весны. (Рассматривание иллюстраций- месяц март)

Воспитатель задаёт вопрос: – Что, происходит в природе ранней весной?

Дети: снег темнеет, тает, бегут ручьи, на крышах появляются сосульки, на реках ледоход, появляются проталинки

Дидактическая игра «Когда что происходит».

– Зима ушла, а весна – (пришла)

– Зимой медведь спит, а весной – (просыпается)

– Зима холодная, а весна (тёплая)

– Зимой солнце светит, а весной (греет)

– Зимой снег выпадает, а весной (тает)

– Зимой заяц белый, а весной (серый)

– Зимой дни короткие, а весной (длинные)

– Зимой деревья спят, а весной (просыпаются).

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно ответили. Попрощаемся с мартом и отправимся в гости к апрелю. (Рассматривание иллюстраций с апрелем)

Воспитатель: Какие изменения в природе происходят в середине весны?

Дети: Снег совсем растаял, на реках ледоход, на деревьях набухают почки, просыпаются звери после зимней спячки, прилетают перелётные птицы, распускаются первые весенние цветы.

Наши первые цветы распускают лепестки, (руки в стороны)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Дуют на руки, и они качаются)

Наши первые цветы закрывают лепестки. (Ладошками закрывают глаза)

Тихо засыпают, головой качают. (Головой качают и приседают)

(Выполняют движения согласно тексту.)

Воспитатель: Попрощаемся с апрелем и отправимся в гости к последнему месяцу – маю. (Слайды)

Назовите изменения, которые происходят в природе в конце весны?

Дети: На деревья распустились почки, цветут сады и цветы, растёт травка, ведётся работа в саду и огороде, становиться тепло.

Воспитатель: в жизни животных весной тоже происходят изменения. (Рассматривают слайды с изображениями животных и птиц)

Воспитатель рассказывает:весной у животных появляются детеныши. Звери линяют, меняют зимнюю теплую шубку на легкую. Выходят из своих нор, а медведь из берлоги; весной звери выводят своих детенышей. Птицы: аист, кукушка, ласточка, скворец, грач возвращаются из тёплых стран, вьют гнёзда, откладывают яйца и высиживают их.)

Воспитатель: Дети, а весной появляются первые цветы, а какие вы должны узнать сами. Сейчас мы поиграем в игру «Узнай и назови цветок».

На доске мы видим картинки разных весенних цветов. Вы мне сами их назовете

(В ходе игры воспитатель объясняет детям названия цветов – первоцвет, мать-и-мачеха. Рассказывает детям о необходимости бережного отношения к цветам: их нельзя срывать, можно только любоваться их красотой.)

Первым вылез из землицы

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Воспитатель. Эти неприхотливые трогательные цветы с белыми цветками-колокольчиками одними из первых появляются ранней весной. Цветут подснежники около месяца, хорошо переносят перепады температур и не боятся ранневесенних морозов.

Мать и мачеха

Смотрит солнышко – росток.

Не травинка, не листок:

Появился самый первый.

Желтый маленький цветок

Воспитатель: Как только сходит снег, по берегам рек и ручьев, обрывам, вдоль дорог везде у нас появляются мелкие желтовато-золотистого цвета цветы мать и мачехи это многолетнее растение, они не образуют густых зарослей.

Замечательный цветок,
Словно яркий огонек.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный. (тюльпан)
Воспитатель.Тюльпаны любимые цветы всех женщин, они так же прекрасны, цветут всеми цветами радуги. Расцветают – эти цветы ранней весной, к празднику 8 Марта мы дарим прекрасные букеты нашим любимым мамочкам.

Цветёт он майскою порой,

Его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят.

Воспитатель. Ландыш – очень привлекательный, но в тоже время скромный цветок. Цветы его крохотного размера, нежно-белого цвета. Очень трудно оторвать взгляд от такой красоты! Запах у ландыша очень тонкий и нежный. Этот цветок пленяет своей красотой и ароматом.

Ландыш цветет всего несколько дней. Нельзя собирать эти первоцветы. Редкие весенние цветы лучше не трогать: они так красивы! А еще ландыши занесены в Красную книгу.
Осенью на месте цветков у ландыша появляются оранжевые ягодки, похожие на горошинки. Относиться к этим ягодам нужно осторожно, так как они ядовиты!

Ландыш – не только красивый лесной цветок, но и лекарственное растение. Из него готовят лекарства от разных болезней.
Берегите первоцветы!

Нарцисс Это многолетнее растение с огромным разнообразием сортов.. Цветет с марта по июнь, в зависимости от вида.

Читайте также:
Конспект занятия по теме Рыбы

– Но не только цветы появляются весной.

Давайте поищем, кто спрятался у нас под цветочками. Как вы думаете?

Воспитатель проводит беседу о насекомых:

• Каких насекомых мы уже видели на улице?

• Какие насекомые скоро появятся?

Правильно ребята, с наступлением тепла весной появятся такие насекомые как бабочка, муха, муравей, божья коровка, гусеница, таракан, комар, паук, кузнечик, стрекоза, майский жук, пчела.

Воспитатель: А еще я вам приготовила задание(карточки с изображением силуэта бабочки, которые нужно раскрасить)У меня есть бабочки, но они скучные, не яркие. Помогите мне их разукрасить, согласны?

Дети приступают к рисованию. В процессе рисования звучит мелодия музыка природы для детей «Сказки венского леса»

Воспитатель: Молодцы ребята! Мы с вами побывали в гостях у весны и вспомнили все изменения в природе, которые происходят весной, и можем с ней попрощаться. Будем встречать следующее время года лето.

Разработка урока по теме “Весенние изменения в природе”

Конспект урока окружающего мира по теме “Весенние изменения в природе” 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме “Весенние изменения в природе”»

Тема: «Весенние изменения в природе».

Тип урока: введение нового знания.

Цель: показать пробуждение природы и научить наблюдать признаки весны на всём её протяжении.

Педагогические задачи:

Сформировать представление о признаках весны.

Развивать умение различать изменения в природе, происходящие весной.

Развивать способность понимать и ценить красоту родной природы.

Воспитывать художественно-эстетический вкус.

Планируемые результаты образования:

уметь объяснять мир: называть основные особенности времени года – весны;

называть весенние месяцы и их характерные признаки;

уметь определять своё отношение к миру: оценивать правильность поведения людей в природе.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

развивать умения извлекают информацию из иллюстраций, схем;

развивать умение находить нужную информацию в учебнике;

представлять информацию в виде схемы;

выявлять сущность, особенности объектов;

на основе анализа объектов делать выводы;

обобщать и классифицировать по признакам;

по иллюстрации находить ответы на вопросы.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать тему и цели деятельности на уроке с помощью учителя;

прогнозировать предстоящую работу;

выполнять работу в соответствии с выведенными алгоритмами или понятиями;

участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;

оценивать свой вклад в общую работу.

Коммуникативные УУД:

уметь работать в группе;

вносить свой вклад в работу достижения общих результатов;

активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

развивать умение слушать и понимать других;

составлять небольшие устные монологические высказывания, “удерживать” логику повествования;

оформлять свои мысли в устной форме;

не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении.

понимать и оценивать свой вклад в решении общих задач;

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибка – обязательная часть решения любой задачи;

проявляют бережное и заботливое отношение к природе, к окружающему миру.

Технологии, используемые на уроке:

технология АМО (активные методы обучения);

технология исследовательского обучения;

технология оценивания учебных умений.

Методы обучения:

Формы организации деятельности:

Оборудование:

для учителя:

ноутбук, мультимедийный пректор;

аудиозаписи: “Весенний шум”, припев песни “Журчат ручьи” из кинофильма “Весна”;

карточки со словами: март, апрель, май для АМ “Лотерея”;

цветок “Ромашка” с отрывными лепестками;

физкультминутка “Весна” (http://www.youtube.com/watch?v=XpW5Ok038qQ);

для учащихся:

буквы алфавита для работы в парах;

пазлы “Природа весной” для групповой работы (3 комплекта);

лучики солнца, тучки;

Подготовка к уроку (опыт):

За две недели до урока веточки деревьев поставили в баночки:

1) веточки с водой стояли в холодном месте;

2) веточки стояли в баночке без воды на подоконнике;

3) веточки стояли в баночке с водой на подоконнике.

4) веточки стояли в баночке с водой в тёмном шкафу

1. Орг. Момент.

Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь, тайны открывать,
Ответы полные давайте.

И на уроке не зевайте.

2. Актуализация учебного процесса

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг … (природа)

– Давайте вспомним, какая бывает природа (живая и неживая)

– На какие две группы мы можем разделить все объекты природы?

Учитель: Давайте поиграем в игру “Природа – не природа”.

– Если слышите названия предмета живой природы – хлопаете,

неживой природы – топаете.

Игра “Живая неживая”.

Дерево, камни, ромашка, сосульки, песок, бабочка, грибы, воздух, птицы, вода, снег, медведь, воробей, дождь.

3. Вхождение в тему

Звуко- буквенный диктант:

1.Ф – глухой согласный. Назовите парный звонкий

2. Целый день енотка Рая

В ручейке белье стирает,

И домой таскает.

Наплескается в ручье –

Превратится в букву…

3. З – звонкий согласный, назовите его пару.

4. Две босые ножки

Ходят по дорожке,

Бегают и прыгают,

Да друг дружкой дрыгают.

Попадут сапожкам в плен,

Превратятся в букву…

5. Ча – ща пишу я с буквой …

– Кто догадался, какова тема урока? (Весна.)

– Что такое весна? (Время года.)

На какие вопросы вы бы хотели сегодня ответить?

Читайте также:
Реабилитация пациентов с очаговыми поражениями мозга

О чем узнать?

АМ распределения на группы. Метод “Лотерея”.

– Для достижения наших целей, нам надо распределиться на группы.

– Каждому из вас надо вытянуть карточку.

Учитель держит карточки, на которых с обратной стороны написаны слова: март, апрель, май. Учащиеся по-одному вытягивают карточки и распределяются в группы.

– На какие группы распределились?

– Почему? (Это название весенних месяцев.)

Назовите их по порядку.

Наша задача выяснить:

– Чем каждый месяц весны отличается друг от друга? Но для начала вы займёте свои места и ответите на первый вопрос:

– Как наши предки их называли и почему?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, составьте из букв алфавита их народное название.

На партах у учащихся лежат буквы алфавита. Учащиеся выбирают трёх человек, и они выполняют это задание у доски. А остальные члены команды получают следующее задание.

2) АМ презентации учебного материала. Методы: “Собери картинку”, “Кластер”.

Каждая группа получает пазлы.

Картинки – пазлы

1- я группа набухание почек; появление листьев, цветение растений,

2-я группа таяние снега, льда. ледоход; половодье; капель. небо голубое, высокое, солнце яркое, облака белые, легкие.

3 – я группа появление насекомых; возвращение перелетных птиц; выведение потомства. Пробуждение от спячки, линька.

Задание: собрать картинку.

Под музыку дети у доски составляют название месяцев, а остальные собирают картинки.

Учащиеся в группах выполняют задание, затем представляют свою работу.

1-я группа. Март – протальник.

2-я группа. Апрель – снегогон.

3-я группа. Май – травень.

– Почему так называют каждый месяц?

Март-протальник Слово «март» не русское. Оно пришло к нам из Византии. Первый месяц весны назван так по имени бога войны Марса.

Наши предки называли этот месяц «протальником» из-за быстрого таяния снегов и появления проталин. В марте сыреет под ногами снег, в тени – ещё зима, а на солнышке – капель, лужи, потому называют март ещё и «капельником». В марте день с ночью меряются, равняются. 21 марта В В марте есть день, когда солнце на небе бывает ровно полсуток, 12 часов. Этот день называют весенним равноденствием.

Своё название месяц получил от латинского слова «аперире», что означает – открывать

Наши предки называли апрель «снегогоном».

За непостоянство погоды, её изменчивый характер «капризник», «обманщик».

На реках начинается ледоход: льдины, большие и маленькие, быстро плывут по течению, сталкиваются, разбиваются.

ПОМНИ! Весной на водоёмах опасно ходить по льду. Подтаявший лёд может проломиться. От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов. Такой разлив реки называется половодьем.

Май. Месяц май назван в честь мифической богини гор Майи, дочери Зевса.

Наши предки называли май «травником», «птичьим пересвистом», май – конец весны, преддверие лета. В мае ветер поёт, а земля надевает свой лучший наряд. Земля покрывается зелёным ковром.

ИТОГ: Три долга есть у весны, три завета: тьму зимнюю одолеть – с этим МАРТ справляется, снег согнать, землю разбудить и отогреть – АПРЕЛЬ 30 дней только этим и занимается, третий долг – тёплую землю в зелень нарядить – достаётся МАЮ.

Проверяем “Кластер”.

Что у вас получилось?

– Что изображено на ваших картинках?

– Что объединяет все картинки? (Изображено время года весна.)

А для этого рассмотрите внимательно свои картинки и назовите характерные признаки весны.

Учащиеся выполняют задание, называют основные признаки весны, вывешивают эти признаки – картинки на доске в виде “Кластера”.

Образец

По каким признакам люди узнают весну?

Изменения в неживой природе.

Сейчас мы поговорим об изменениях в неживой природе с приходом весны.

– Какие же изменения произошли в неживой природе?

1) –Что можно сказать о солнце?

( светит ярче, чем зимой, с каждым днём греет всё сильнее, гораздо выше поднимается над горизонтом, дни становятся длиннее.)

2) – Какое весной небо? Облака?

(Голубое, высокое. По небу плывут лёгкие облака, кучевые, похожие на клубы дыма, движутся быстро днём, а к вечеру исчезают. Когда же кучевые облака становятся тёмными, то скоро надо ожидать грозы.)

3) – Какие осадки выпадают весной?

(В марте- снег, в апреле- снег и дождь, в мае- дождь.)

4) – Что происходит весной с почвой?

( Почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от тающего снега. Постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остаётся влажной.)

5) – Что происходит со снегом?

(Снег тает, в марте появляются проталины, а в апреле их становится всё больше и больше, в мае снега уже нет. )

6) – Что происходит с водоёмами?

( Лёд на водоёмах темнеет, покрывается трещинками, тает. В конце апреля на реках начинается ледоход.)

В это время опасно ходить по подтаявшему льду, так как он может проломиться. Река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется…(половодьем). Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки.

ФИЗМИНУТКА.

За две недели до урока вы начали проводить самостоятельные исследования.

( на экране появляется слово «исследование»)

– Как вы понимаете, что это такое?

(исследование – это научный труд.)

Читайте также:
Рабочая программа по коррекции ОНР у учащихся 1 классов

– А кто же такой исследователь?

(Исследователь – это человек, который занимается научным исследованием)

– Сегодня, ребята, пришло время поделиться своими исследованиями, наблюдениями.

За две недели до урока веточки деревьев поставили в баночки:

1) веточки с водой стояли в холодном месте;

2) веточки стояли в баночке без воды на подоконнике;

3) веточки стояли в баночке с водой на подоконнике.

4) веточки стояли в баночке с водой в тёмном шкафу.

3) Исследовательская работа.

– Теперь посмотрим на наши веточки, что с ними произошло за две недели.

Каждая группа рассматривает свои веточки, обсуждает, что произошло и делает выводы.

Представители от каждой группы демонстрируют свои веточки и делятся своими выводами с одноклассниками.

1-я группа. Веточки с водой стояли в холодном месте. Ничего не произошло, потому что там было холодно.

2-я группа. Веточки стояли в баночке без воды на подоконнике. Они засохли, потому что не было воды.

3-я группа. Веточки стояли в баночке с водой на подоконнике. На веточках начали распускаться почки, потому что есть вода, тепло и солнечный свет.

4 – я группа. Веточки стояли в баночке с водой, но в тёмном шкафу. Листики появились, но жёлтого цвета, а потом засохли

– Какой вывод можно сделать на основе нашего исследования?

Что нужно, чтобы природа весной ожила?

(Главное, чтобы солнце согрело землю, наполнило светом, напоило водой, и тогда природа оживает.)

Раскроем секрет волшебницы – Весны.

– Что помогает ей распускать листочки?

(Солнце, поднимаясь выше, сильнее нагревает, растапливает снег, наполняет водой землю.)

Весна – утро года”.

– Как вы думаете, чем похожи утро и весна?

– Что происходит в природе утром?

– А что можно сказать о жизни людей утром?

– А что происходит в природе весной?

Весна — важнейшее время года в жизни природы и людей, в том числе потому, что стремительно увеличивается долгота светлого времени суток, все живое на Земле готовится к

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

– Как называют разные возрастные периоды в жизни человека?

(Детство, молодость, зрелость, старость)

– С каким временем года их можно сравнить?

– Откройте учебник на С.

– Внимательно рассмотрите картины художников и скажите:

– Что за время года изображено на них? И с каким периодом жизни человека ассоциируется?

Экологич. беседа.

– Как вы думаете, ребята, что люди весной называют ласково:

«Первая улыбка Весны?»

(«Первой улыбкой весны» люди называют первоцветы, раннецветущие растения)

СПРАВКА (дополнит. материал)

Первоцветы – это первые цветы, которые появляются после холодной зимы. Подснежники, мать-и мачеха, одуванчики, ландыши – это первоцветы. Первоцветы поражают нас своей красотой и необычностью. Но, к сожалению не все люди могут оценить эту красоту.

Они Занесены в красную книгу. А это значит, что с каждым годом их становится все меньше и меньше. Как же быть? Ведь так хочется сорвать цветок и принести домой. Не делайте этого! Такой цветок простоит у вас не более двух часов и завянет. А на полянке он будет радовать людей долго-долго.

Где же источник силы маленького растения, начинающего свою жизнь раньше могучих деревьев и кустарников? Если осторожно выкопать растение из земли, можно увидеть маленькую коричневую луковичку. Эта «подземная кладовая», которую растение наполняет за весну и лето, и позволяет пробуждаться ему так рано.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ Работа в группах по карточкам.

АМ рефлексии. Метод “Ромашка”.

Подведём итоги нашей работы. Поможет в этом нам:

ЛЕПЕСТОК карточка-задание.

Капитаны выбирают себе по лепестку и выполняют задание.

(индивидуальная работа по карточкам)

Фронтальная проверка.

– Ответили ли мы на главный вопрос урока?

– В чём главная причина весенних явлений?

– Все ли наши ожидания оправдались?

– Что осталось нерешённым?

На эти вопросы мы постараемся ответить на следующем уроке.

ДЗ: Пусть Март подготовит нам сообщения о насекомых.

Апрель о птицах, а Май – о животных весной.

У вас на партах лежат лучики солнца и тучки.

– Если вы активно работали на уроке, помогали своим одноклассникам в решении поставленных задач и ваши ожидания оправдались, подарите весеннему солнышку лучик. Если ваши ожидания не оправдались, вы испытывали трудности на уроке, и они остались нерешёнными – прикрепите рядом с солнышком тучку.

– Кто может сказать, что подарил весеннему солнышку? Почему?

На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям ПОДАРИТЬ.

А я в свою очередь хочу вам выдать медальки

«За стремление к знаниям»!

«Вы талантливые, дети!

Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…»

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука р

Автоматизации звука [р] в слогах, словах и предложениях.
Автор: Куриленко Татьяна Алексеевна, учитель-логопед МДОУ д/с «Земляничка» р.п. Посевная, Черепановского района, Новосибирской области.
Описание материала: В статье рассматриваются возможности использования нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста и их стимулирующее влияние на развитие речи детей.
Назначение: материал будет интересен логопедам, воспитателям подготовительных групп.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия Гласные, согласные звуки и буквы

Цель: автоматизировать звук [р] в слогах, словах, предложениях. Совершенствовать произносительные навыки. Закрепить правильное написание с буквы Р используя на занятии элементы нетрадиционных технологий – биоэнергопластикой и пальчиковой азбуки.
Задачи:
Коррекционно – образовательная : способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложения;
Коррекционная – развивающая: развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]; фонематическое восприятие, закрепить правильное написание буквы «Р» с элементами нетрадиционной технологии «Пальчиковая азбука»; зрительное и слуховое внимание, память, моторику;
Коррекционно – воспитательная: воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы.
Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики и биоэнергопластики, герой Буратино, предметные картинки со звуком [Р], картинки – карточки «Пальчиковые буквы», домик для определения места звука в слове, мяч.

Ход занятия:
I. Оргмомент. Установка на занятие.
Тарарам, тарарам,
Кто спешит в гости к нам?
Этот мальчик – из полена,
Азбука была при нем!
Собирался в школу днем.
Кто же это?
-Правильно! Вот наш гость – Буратино, но он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки. А Буратино еще не научился произносить звук [Р]. Ты сможешь помочь нашему гостю? Ведь ты уже научился правильно выговаривать этот звук. А для этого ты очень старался и долго тренировался.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
(выполнение артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики)
Чтобы звук произнести
Круть и Верть ты позови:
Упражненья выполняй
И смотри не отставай.
-«Чашечка»- 5 сек.
-«Грибок»- 5 сек.
-«Маляр»- 5 раз.
-«Вкусное варенье»- 5 раз.
-«Лошадка»- 5 раз.
-«Мотор»- 5-7 раз.
-«Барабанщики»- 5-7 раз.

2. Повторение артикуляции звука:
-Давай поможем Буратино и расскажем ему о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука [Р].
Ты язык приподними
И моторчик заведи.
Порычи собачкой злой р-р-р
а звучание трубы р-р-р.
(Положение органов речи: губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует).

3. Развитие мелкой моторики:
Упражнение «Пальчиковая азбука».
– А теперь давай познакомим Буратино, с «Пальчиковыми буквами»
«Р» у нас посмотрит вправо,
Левая поможет в этом.
Мы колечко соберем.
Пистолет рукой мы правой.
Здесь к колечку поднесем.
(выполнение пальчиковой буквы с использованием карточки)

– Замечательный пример,
Перед нами – буква Р!
«Р-Р-Р» немного порычу,
ЗВОНКИЙ звук я получу.
Как во рту дрожит язык,
Ты уже рычать привык?
Порычим немного вместе,
Только жать не будет песни.
«Р-Р-Р», – СОГЛАСНЫЙ звук услышим,
Значит, синим букву пишем!
4. Повторение чистоговорок:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Чистоговорки внятно,
Чтоб было всем понятно.
– Давай научим Буратино произносить чистоговорки со звуком [Р].
РА-РА-РА- РУ-РУ-РУ-
рама, рак, гора . руки, ружья, кенгуру.
РО-РО-РО- РЫ-РЫ-РЫ-
Роща, рот, перо. Рыба, рысь, ковры.
АР-АР-АР – УР-УР-УР-
Рома пошел на базар. Валера тянет шнур.
ОР-ОР-ОР- ЫР-ЫР-ЫР-
На полу лежит ковер. На кармане много дыр.
5. Работа с предметными картинками:
«Назови слово и определи место звука».
-Наш гость принес конверт с картинками.
-Назови слова и разложи правильно: со звуком [Р] в начале слова клади в первое окошко (и т.д.)
(Предметные картинки: ракета, рубашка, рыба, роза, барабан, фартук, арбуз, кровать, трамвай, светофор, помидор).
«Назови ласково».
-Преврати эти слова- предметы в маленькие(назови ласково). Например: ракетка, розочка и т.д.
«Посчитай».
-А теперь посчитай такие предметы: ракета, барабан, рубашка (одна ракета, две ракеты,… пять ракет и т.д.).

6. Физкультминутка:
-Посмотри, Буратино немного повеселел. Но вот беда – он потерял свой золотой ключик. Что будем делать?
-Молодец! Искать ключик.

7. Игра с мячом «Закончи слово»:
РА-РА-РА
Начинается игра.
Я прошу со слогом РА
Мне помочь назвать слова!
-Я начну, а ты добавь РА:
ко-ра, иг-ра, но-ра, у-ра.
РО-РО-РО
Ты закончи слогом РО:
вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб-ро.
А теперь договори
Ты слова со слогом РЫ:
вет-ры, го-ры, кома-ры, топо-ры.
8. Игра «Путаница»:
Вот еще одна игра.
Перепутались слова.
*Расцвели на клумбе козы,
В огород забрались розы.
*Ползает у речки мак,
Расцветает в поле рак.
*На конверт наклею маску,
На лицо надену марку.
*Я возьму от сыра кошку,
Угощу я нашу корку.
III. Подведение итогов.
Тарара, тарара
Постарались на ура!
Мы со звуком поиграли.
Правильно его сказали.
Буратино, очень рад
Научился он рычать!

-Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил Буратино. Наш гость тебе благодарен. Теперь вы оба следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: