В каком возрасте вести ребенка к логопеду
Речевой аппарат ребенка – это система органов, которые участвуют в образовании звуков речи. Чтобы звукопроизношение было правильным, важна точность, подвижность и согласованность этих органов. Каждый родитель с интересом наблюдает за своими детьми, с нетерпением ожидая первых слов от них. Иногда это ожидание может затянуться, в результате чего у мамы возникают опасения, и она задумывается о том, чтобы показать ребенку логопеду.
Считается, что несовершенство речи до 4-5 лет считается естественным явлением, поэтому нет необходимости обращаться к специалисту. Это не совсем так. Вопрос о том, в каком возрасте пора показать ребенкаспециалисту, зависит от конкретной причины.
В большинстве случаев основным поводом для беспокойства родителей является отсутствие речи. В норме ребенок начинает говорить с 1 года, у него появляются первые слова, при этом он может не выговаривать какие-то звуки до определенного возраста. К примеру, сонорные звуки Л, Р, Р’ относятся к звукам позднего онтогенеза, т.е. они появляются в речи малыша в более поздний период его развития. В 3-4 года дети заменяют их на более простые или пропускают их. В норме к 6 годам ребенок полностью овладевает нормами родной речи.
Оценить ребенка можно по следующим критериям:
- 3-4 года – он должен правильно произносить [ц], [с], [с’], [з], [з’].
- 4-5 лет – [г], [ж], [к], [х], [ч], [ш], [щ].
- 5-6 лет – [л], [л’], [р], [р’].
К 7 годам ребенок должен выговаривать все звуки русского языка, а также произносить их без дефектов. Его словарный запас должен быть достаточно обширен (порядка 3500 слов), он должен составлять рассказ по картинке и пересказывать текст.
Поводы для обращения к логопеду
Консультация логопеда необходима в следующих случаях:
- Если в возрасте одного года ребенок не лепечет, не гулит и не произносит повторяющиеся слоги (мама, баба и т.д.). В этом случае необходимо проведение комплексного обследования. Для исключения глухоты нужно обратиться к детскому отоларингологу, затем к невропатологу и после этого, если никаких нарушений развития не выявлено, нужно отвести ребенка к логопеду.
- Для ребенка 2 лет. В этом случае нужно обратиться к специалисту в том случае, если ребенок произносит менее 10 слов или молчит, даже если кажется, что он «все понимает».
- Для ребенка 3 лет. В этом возрасте консультация логопеда обязательна. Кроме того, обращение к специалисту необходимо, если ребенок не говорит фразами, заменяет один звук другим (к примеру, т на к), разговаривает на непонятном для окружающих языке. Если в этом возрасте ребенок вообще не произносит никаких слов, то у него могут быть диагностированы даже грубые нарушения общего развития.
- Для ребенка 4 лет. Обычно дети старше четырех лет уже должны разговаривать правильно, поэтому помощь специалиста необходима, если малыш произносит не все звуки родного языка, его речь невнятная и нечеткая, у него есть проблемы с ответами на простые вопросы.
- Для ребенка 5 лет. Обращение к логопеду необходимо в случае, есть шепелявость, гнусавость, бедный словарный запас. Помощь специалиста также необходима, если у малыша слишком мягкое произношение звуков. К примеру, «щапка», «тяйник», «лямпотька».
- Для ребенка 6 лет. Помощь нужна, если ребенок не может пересказать даже небольшой текст, перекручивает слова, не может запомнить стихотворение, отвечает на вопросы односложно, а также не может составить простой рассказ по картинке.
Обратите внимание, что у 6-летнего дошкольника нельзя игнорировать даже незначительные, на первый взгляд, отклонения от нормы. Впереди его ждет школа, поэтому его речь должна быть правильной – это залог успешного обучения и нормальной коммуникации со своими сверстниками. Если речь будет невнятной, нечеткой, с каким-либо дефектами, то велика вероятность насмешек со стороны одноклассников.
Когда нужно показать ребенка логопеду в первый раз?
Если раньше все в один голос утверждали, что ребенка необходимо показать логопеду только в возрасте пяти лет, то сейчас эти временные рамки сдвинулись.
Поход к специалисту должен быть не вынужденным, а профилактическим, поэтому первый раз нужно сходить к нему, когда ребенку будет 3-4 года (даже если нет видимых отклонений). Если же отклонения от нормы есть, то обращаться за логопедической помощью нужно раньше. Кроме того, родителям просто будет полезным проконсультироваться у специалиста по поводу того, как им правильно нужно работать над развитием речи малыша, каких ошибок стоит избегать и т.д.
Небольшая памятка для родителей
Есть ряд определенных рекомендаций, к которым стоит прислушаться родителям, если они хотят, чтобы речь их ребенка была четкой, плавной и выразительной. Их несколько:
- Следите за своей речью. Не нужно говорить слишком громко и быстро, следите за правильностью произношения звуков. Дети подражают своим родителям, поэтому именно вы должны быть примером для него.
- Не злоупотребляйте соской-пустышкой. Знакомая всем с детства пустышка действительно может причинить вред, если ребенок будет подолгу и часто держать ее во рту. Она может привести к формированию высокого нёба, что приведет искаженному звукопроизношению. Кроме того, соска элементарно мешает малышу говорить.
- Подражать должен ребенок, а не вы, поэтому воздержитесь от повторения за ним его детской речи: баиньки, ам-ам, бибика и т.д. Общайтесь с ним нормальным взрослым языком – так он будет понимать, что именно такая речь является правильной.
- Если малыш проявляет упрямство, отказывает говорить, хотя он это умеет, то игнорируйте его жесты и мимику. Откликайтесь только в том случае, если он использует речь.
- Если в своей речи он совершает ошибки, то не нужно его критиковать, ругать и тем более наказывать. Подобные действия приведут к обратному эффекту – он просто откажется от общения и станет молчать.
Только такой подход позволит избежать возможных проблем в формировании речевых навыков. Обратите внимание, что обращение к логопеду все равно является обязательным, даже если вам кажется, что у вашего малыша нет никаких проблем. Поэтому в возрасте 3 лет и до поступления в школу посещение должно быть ежегодным, что позволит вовремя выявить нарушение и устранить его.
Как понять, что пора обратиться к детскому логопеду?
Как понять, что пора обратиться к детскому логопеду?
Каждого родителя всегда волнуют вопросы развития своего малыша, и вопросы речевого развития как нельзя часто встают на повестку дня: все ли в порядке с развитием речи моего ребенка? Есть ли какие-то проблемы? И если есть – как их быстрее можно решить?
Очень часто родители не торопятся обращаться к логопедам и дефектологам, они думают, что еще рано, и что проблема решится самостоятельно.
Бабушки зачастую успокаивают фразами: «Подождите, не переживайте, мальчики поздно начинают говорить». Картавость и вовсе кто-то считает изюминкой; ну, а правильно выговаривать звуки – это дело времени, к школе все исправится. Но так ли это всё на самом деле? Давайте разбираться.
Логопед для ребенка 1 года
В первые месяцы жизни у грудничка начинается гуление – его первая речь (гу-гу, агу и т.д.); к полугоду появляется лепет, а к году должна появиться речь, состоящая из повторяющихся звуков (ма-ма, та-та, ба-ба и т.д.).
Если до указанных временных промежутков данные виды речи не дают о себе знать, то нужно обязательно обратиться к специалисту.
Логопед для ребенка 2 года
К 2,5 годам у ребенка должна сформироваться так называемая элементарная фразовая речь. Малыш уже может начать говорить простыми предложениями, увеличивается и словарный запас. Минимально на втором году жизни ребенок должен хотя бы иметь и употреблять в речи небольшой запас слов. Если этого не происходит, значит, речевое развитие существенно отстает от нормы. «Разговориться» поможет логопед.
Логопед для ребенка 3 года
В 3 года ребенок должен начать составлять из слов предложения. От простых фраз он переходит к более сложным, использует падежи, отличает единственное число от множественного (конечно же, интуитивно), употребляет различные предлоги и союзы.
Логопед для ребенка 4 года
В 4 года малыш начинает употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, он осваивает свистящие звуки (ш, ж, ч, щ), сложные предлоги и союзы.
Логопед для ребенка 5 лет
В 5 лет у ребенка появляется так называемый словарь обиходных слов, которые он часто употребляет в речи. Дошкольник может не просто назвать все предметы, которые находятся в его окружении, но и дать им точное описание и характеристики. В этом возрасте ребенок уже должен правильно произносить сложные слова, например, «лётчик», «телеведущий», «парашют» и т.д. К 5 годам должны быть поставлены все звуки, в том числе, «Р».
Логопед для ребенка 6 лет
С 5 до 6 лет у ребенка крепнут мышцы артикуляционного аппарата. Дети активно разговаривают, произносят сложные слова родного языка. Они спокойно выполняют задания от родителей и близких людей: выделяют слоги среди других, подбирают слова с заданным звуком, свободно рассказывают выученные наизусть стихотворения.
Если речь Вашего ребенка существенно отличается от приведенных выше современных норм, то, несомненно, следует обратиться к квалифицированному специалисту – детскому логопеду.
Вообще к логопеду необходимо обратиться в профилактических целях по достижению ребенком 3-х летнего возраста – такая консультация проводится единоразово (если специалист во время приема не выявляет речевых нарушений), чтобы проверить малыша, установить уровень его речевого развития и предотвратить возможные речевые проблемы в будущем.
Однако, если Вы замечаете какие-либо отклонения в более раннем возрасте, не стоит пренебрегать посещением логопеда и попросту тянуть время. К сожалению, мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда родители в силу занятости или недопонимания обращаются к логопеду ТОЛЬКО (!) перед школой. В таких случаях речевые проблемы решаются гораздо сложнее и длительнее, а ребенку, как правило, не легко адаптироваться среди сверстников в школе.
Важная роль логопеда на разных этапах развития ребенка
Итак, если Вы заметили, что в речи Вашего ребенка присутствуют дефекты, он неправильно произносит звуки, путается в окончаниях, меняет слова в предложении, заикается, плохо воспринимает чужую речь, не умеет составлять предложения из простых слов или же речь просто отсутствует, в таком случае выход один – нужен логопед для ребенка.
С какими проблемами работает логопед?
– Неправильное произношение слов
– Отсутствие речевых навыков
– Проблемы в построении предложений
– Проблемы с чтением и письмом
– Неправильное восприятие речи
– Неспособность составлять рассказы
– Нарушение речи из-за воздействия внешних факторов (операции, стресс и т.д.)
Современное общество требует от человека красноречия, грамотности, умения четко изъяснять свои мысли и свободно владеть приемами коммуникации. Вы должны подготовить ребенка ко взрослой жизни, чтобы у него не возникло проблем в общении, а также комплексов, которые будут тормозить развитие его личности и раскрытие творческого потенциала.
Своевременное обращение к логопеду позволит избежать таких проблем в будущем и поможет без лишнего стресса постигать мир.
С какого возраста нужен логопед ребёнку, когда лучше показать его впервые
В каком возрасте нужно показать ребёнка логопеду. Как самостоятельно определить необходимость визита, основные поводы обращения к специалисту.
Каждая мама с интересом наблюдает за своими детьми, с нетерпением ждёт первых слов. Но порой они долго не появляются, либо речь наполнена отдельными звуками. Некоторые родители замечают, что дети неправильно выговаривают слова или искажают их, но не знают, когда ребёнку нужен логопед и при каких проблемах.
Часто мамы и папы обращаются к специалисту лишь когда ребёнка оставляют на второй год в школе или вынуждают покинуть сад/школу из-за отставания в развитии, основой которого является речь. Расскажем, когда обращаться к логопеду с ребёнком, чтобы избежать проблем в будущем.
Признаки нормального развития речи
Первая реакция новорождённого малыша — это крик. После он трансформируется в гуление — издавание отдельных звуков. К полугоду младенец уже вовсю лепечет, т. е. произносит подобия слогов. Он уже может с их помощью выражать свои требования и желания.
- Первый этап активной речи начинается с года. К этому времени малыш начинает произносить отдельные слова, связывать их в простые предложения. Нарастает словарный запас, к полутора годам дети начинают составлять фразы из четырёх слов.
- В 2−3 года малыш уже активно общается со сверстниками. Его речь далека от идеала, он проглатывает части слов и не выговаривает половины звуков, но способен запоминать простые стихи.
- В три года появляются свистящие звуки [С], [С’], [З], [З’], [Ц], но они не всегда чисто произносятся — это нормально.
- В четыре года появляются шипящие звуки [Ж], [Ш], [Ч’], [Щ’], дети легко формулируют свои мысли и ведут со взрослыми полноценные диалоги, которые ограничены лишь их уровнем знаний об окружающем мире.
- В пять-шесть лет появляются самые сложные звуки — сонорные. К ним относят [Р], [Р’], [Л], [Л’]. Дети всё лучше овладевают речью, уже почти не допускают в ней ошибок. В их словарном запасе около 2 тысяч слов.
- К семи годам малыш выговаривает все звуки русского языка и произносит их правильно. Активно пересказывает по картинкам, легко меняет интонацию и использует в общении около 3500 слов.
Если ваш малыш развивается по описанному выше сценарию, то логопед нужен ребёнку в 2,5 года. Специалист проведёт диагностику речевого развития, убедится в нормальном развитии малыша, подскажет нюансы текущего состояния речи, на что стоит обратить внимание.
Рекомендуемый возраст для визита к специалисту
Логопед — это специалист, который устраняет дефекты речи. Обращаются к нему по разным причинам. Иногда это не выговаривание звука, в других случаях — длительное молчание малыша. То, с какого возраста нужен логопед ребёнку, зависит от конкретной проблемы.
Основной повод для беспокойства — отсутствие речи. В норме дети начинают говорить с года. Не стоит переживать, если слова появятся чуть позже. Специалисты считают критичным возраст два с половиной года. Если к 2,5 годам малыш не заговорил либо в его речи всего несколько слов, то имеет место задержка речевого развития. Здесь рекомендуется комплексное обследование у специалистов.
Если у вас возникли вопросы по речи малыша до 2 лет, вы сомневаетесь в правильном его развитии, то имеет смысл идти к педиатру. Логопед принимает детей с возраста 2 года.
Многие не задумываются над тем, в каком возрасте нужно обращаться к логопеду с ребёнком, считая, что речь разовьётся сама. Что в садике или в школе учителя исправят все проблемы. Потом ребёнка просят покинуть частный детский сад из-за проблем с развитием речи или оставляют на второй год в школе. Есть практика таких случаев и они не единичны.
Логопед проводит логопедическое обследование, напоминающее разностороннее тестирование способностей малыша. Он проверяет есть ли понимание речи, выполняет ли ребёнок простые инструкции, сколько слов в его речи, умеет ли он изменять слова по числам и т. д. Логопед — это коррекционный педагог. Он проводит специальные занятия, которые направлены на вызывание и развитие речи малыша. Этот небыстрый процесс порой требует нескольких лет.
У родителя множество поводов для беспокойства, среди которых отсутствие гуления или лепета, отсутствие у малыша понимания обращённой речи, задержка физического развития. Это может быть симптомом серьёзных нарушений. Поэтому потребуется консультация разных специалистов, а не только логопеда. Перед тем как вести малыша к логопеду, родители могут показать его психиатру, сурдологу (для исключения нарушений слуха), неврологу.
Поводы для обращения к логопеду
Чаще всего родители решают идти к логопеду с ребёнком, если тот не выговаривает несколько звуков. В обывательском языке это называют «шепелявостью» или «картавостью». Дети могут заменять звуки, искажать или вовсе не произносить. В ходе обследования логопед проверяет не только умение правильно произносить звуки речи, но и другие стороны речевого развития:
- Грамматику;
- Лексику;
- Умение выделять звуки и различать их.
Обязательно изучается артикуляционный аппарат малыша (губы, зубы, нёбо, язык, уздечка и т. д.). Так как некоторые анатомические особенности могут мешать правильному формированию речи. В таком случае показана консультация ортодонта или хирурга.
Настораживать должны перестановки слогов или их проглатывание в 2,5 года. Например, ребёнок говорит: «ееко» вместо «сердечко», «фрукты-укы, собака – ахака, зебра – хеха» или «мака куша кофета» вместо «Маша кушает конфету».
Если помимо звуков, у обследуемого нарушены другие компоненты, то ему ставится заключение «общее недоразвитие речи». В таком случае придётся заниматься с логопедом два раза в неделю. Нельзя точно сказать, сколько потребуется времени для коррекции. Обычно на неё уходит от года до трёх лет.
Нарушения звукопроизношения включают в себя только проблемы со звуками. Дети могут искажать их, пропускать или заменять. Например, вместо [К] говорить [Т], вместо [Ш] говорить [С]. Часто наблюдаются искажения. Например, свистящие произносятся таким образом, что кончик языка находится между зубами.
Очень часто неправильное произношение возникает из-за путания звуков (несформированности фонематического слуха). Таким детям тяжело даются задания на выделение звука, определение его места в слове, на различение звуков.
Некоторые родители внимательно наблюдают за развитием дочери или сына, но они не знают, с какого возраста логопед может обследовать детей и взять их в работу. Ведь выявить проблему специалист может и в 2 года. Опытные логопеды владеют методиками помощи для детей всех возрастов от 2 лет.
В случае задержки речевого развития своевременная поддержка поможет быстрее справиться с проблемой. Чем дольше тянуть, тем больше времени и денег занимает решение проблемы.
Нужен ли логопед ребёнку в 5 лет? Он может понадобиться из-за неправильного произношения звуков [Л, Р]. При искажении звука [Л] он произносит его губами, а при проблемах с [Р], «рычит» горлом, что даёт дефектное звучание. Поставить эти звуки не займёт много времени и избаавит малыша от дефектов речи.
Ещё одно возможное нарушение речи — это заикание. Дети начинают растягивать звуки или «спотыкаться» на звуках, слогах. Появление таких симптомов требует незамедлительной консультации специалистов (логопеда, невролога) для различения сложного речевого нарушения от физиологических запинок вследствие формирования речи.
Зачастую помощь логопеда требуется в школьном возрасте. У детей данной возрастной группы возникают проблемы с чтением, письмом и арифметикой. Ученики путают буквы, пропускают их, слитно пишут слова в предложении, неправильно прочитывают слоги, слова и прочее. Всё это необходимо своевременно исправлять, так как в дальнейшем такие проблемы серьёзно осложняют жизнь ребёнка, вплоть до оставления на второй год.
Как видите, в идеальном случае, логопед не является обязательным специалистом в жизни детей. Но это немногочисленные случаи. Не зря же в детских садах и начальной школе есть такие специалисты. В случае с логопедом работает такое правило: чем раньше обратиться, тем проще и дешевле будет решение имеющейся проблемы.
Идем с ребенком к логопеду: какие важные документы нужно взять с собой
8 апреля 2021 года
Первичное логопедическое обследование — важный этап в работе с детьми, у которых есть проблемы с речью. Чтобы специалист смог составить правильный план работы, родителям нужно подготовиться и рассказать как можно больше о своем ребенке. Юлия Григорьева, логопед Московского городского центра реабилитации (МГЦР) рассказывает, какие документы надо взять с собой на первый осмотр, и какая информация пригодится специалисту.
Три документа для точной диагностики
«На диагностике логопед определяет познавательные и речевые проблемы, которые уже есть у ребенка, а также те, которые могут развиться в будущем, — рассказывает Юлия Григорьева. — После этого он проводит еще 1-2 занятия, чтобы до конца сформировать программу, в которой пропишет цели, задачи и методы работы с ребенком, а также предполагаемый результат».
Чтобы встреча была продуктивной, родителям лучше подготовиться заранее и взять с собой 3 документа:
- выписка из истории развития ребенка: с указанием перенесенных вирусных заболеваний, операций, травм и т.д.;
- справка об актуальном состоянии здоровья и отсутствии противопоказаний к нагрузкам: если ребенок наблюдается у узкопрофильного специалиста: невролога, кардиолога, ортопеда и т.д.;
- характеристика психолога / логопеда / дефектолога из детского сада или школы.
Готовьтесь к открытому разговору
Справки и выписки очень пригодятся специалисту, но все же их недостаточно. «Логопед ждет от родителей открытого общения во время диагностики, — подчеркивает Юлия. — Очень важно, чтобы на первой встрече был человек, который знает о ребенке все. Это может быть мама, папа, бабушка, дедушка. Главное, чтобы этот человек смог рассказать все, что потребуется».
Специалист задаст родителям или близким ребенка вопросы о:
- течении беременности и психоэмоциональном состоянии мамы в этот период;
- протекании родов: продолжительность, осложнения;
- состоянии ребенка после рождения: как врачи оценили состояние малыша по шкале Апгар, был ли он в реанимации, какие болезни перенес;
- раннем физическом, познавательном и речевом развитии: история развития ребенка от рождения и до 3-х лет: первые движения, шаги, звуки, эмоциональные реакции т.д.;
- социализации ребенка: посещает ли образовательное учреждение, есть ли друзья, круг общения из сверстников, насколько быстро вступает в контакт со взрослыми; удерживает ли и принимает социальные нормы поведения и т.д.;
- морально травмирующих ситуациях на взгляд родителя: страхи, переживания ребенка;
- взаимоотношениях в семье между родителями, между ребенком и родителями;
- предпочтениях и интересах ребенка, о том, как он проводит досуг.
«Открытый диалог с родителями позволит лучше узнать ребенка и найти индивидуальный подход к занятию, — объясняет специалист МГЦР. — Индивидуальный подход — это не потакания капризам и любым желаниям ребенка, а возможность построить занятия с ним так, чтобы он не утомлялся и не раздражался, а чувствовал себя комфортно».
Как проходит первичный прием у логопеда
Диагностический прием длится от 1-го до 2-х часов. Как правило, в кабинете логопеда 2 зоны. Первая — место для родителей и специалиста, где они беседуют. Вторая — место для ребенка, где разложены игрушки и диагностический материал, который подбирается по возрасту.
«Сначала логопед общается с родителями, а ребенок изучает комнату, играет, рисует. Специалист в это время наблюдает за ним и за тем, как он общается с мамой или папой, — говорит Юлия. — После беседы с родителями врач начинает говорить с ребенком, задает ему вопросы на отвлеченные темы. И обязательно делает пометки, чтобы ничего не упустить».
В конце диагностического приема логопед описывает примерный план работы с ребенком, в котором указывает:
- сколько занятий потребуется;
- с чем именно и как он будет работать;
- понадобится ли ребенку домашнее задание и как часто его надо будет выполнять;
- стоит ли ребенку посетить других специалистов.
«Продолжительность и количество занятий зависит от возраста и соматического и психоэмоционального состояния ребенка, — отмечает логопед. — При этом в процессе работы с ним и план, и продолжительность занятий могут варьироваться: например, если результат будет достигнут быстрее, чем специалист предполагал».
Особенности логопедического обследования в МГЦР
Специалисты центра проводят диагностику немного по-другому. Так, всю информацию о ребенке до первичного приема собирает специальное отделение. «Наши сотрудники составляют личную карту клиента, и логопед знакомится с ней заранее, чтобы подготовить все диагностические материалы до встречи, — добавляет Юлия. — Благодаря этому ребенку не приходится долго сидеть в кабинете специалиста, и он меньше устает. Поэтому диагностика проходит более эффективно».
Помимо этого, на первом приеме присутствуют психолог и психиатр. Их задача — оценить психоэмоциональное развитие ребенка. «Обычно по окончании приема нам требуется немного времени, 5-10 минут, для обсуждения наших наблюдений. Потом мы пишем заключение, которое передаем в реабилитационно-экспертную комиссию: в ее состав входят педагоги и другие врачи. И уже они утверждают программу работы с ребенком и при необходимости корректируют цели, задачи и методы нашей работы», — заканчивает специалист.
Справочно
Чтобы стать клиентом Московского городского центра реабилитации (МГЦР):
- обратитесь в Территориальный центр социального обслуживания (ТЦСО) по месту прописки;
- свяжитесь с сотрудниками МГЦР по телефонам +7 (499) 179-95-14 и +7 (499) 179-87-50;
- посетите центр очно: консультанты учреждения проинформируют о необходимых документах для постановки на учет и прохождения курса реабилитации.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
В каком возрасте следует обращаться к логопеду
Если родители замечают у ребенка какие-то проблемы с речью, важно, как можно скорее обратиться к специалисту – логопеду.
Бесплатные занятия с логопедом
Грамотная и понятная речь – не врожденное качество. Ребенок на протяжении всех первых лет жизни шаг за шагом учится правильно и четко произносить разные звуки, составлять слова и предложения, выражать свои мысли последовательно и ясно. Но нередко речевое развитие проходит со сложностями. Если родители замечают у ребенка какие-то проблемы с речью, важно, как можно скорее обратиться к специалисту – логопеду.
Когда стоит обращаться к логопеду?
- до 1 года – если у ребенка нет гуления и лепета, то есть попыток произносить сначала отдельные звуки («агу», «гы», «кхх»), а затем повторяющиеся слоги («бубу», «гиги», «диди», «тата»).
- 1-2 года – если ребенок совсем не говорит.
- 2-3 года – если ребенок все понимает, но отказывается говорить, если он почти не произносит понятные слова, но при этом активно и много общается на «своем» языке. Родителей малыша в этом возрасте должны настораживать любые отличия речи ребенка от речи его сверстников.
- 4-6 лет – если ребенок говорит невнятно, звуки смазанные и нечеткие. Проблемы с речью точно есть, если малыш смягчает простые звуки («щапка» вместо «шапка», «тяшка» вместо «чашка», «масинка» вместо «машинка»), не выговаривает или заменяет их («тот» вместо «кот»).
- старше 6 лет – если ребенок не произносит или выговаривает неправильно какие-то звуки («р», «л»), запинается, заикается, повторяет первые слоги и звуки. Веские причины обращения к логопеду – неспособность ребенка отвечать на вопросы, запоминать и пересказывать короткие стишки, рассказы, пропуск или замена слогов в длинных словах.
- в школьном возрасте – проблемы с чтением и письмом.
С какими видами речевых нарушений чаще всего сталкивается в своей деятельности учитель-логопед
- Дислалия. Неправильное произношение звуков при нормальном слухе и отсутствии проблем с речевым аппаратом. Считается физиологической нормой для детей младше 5 лет, в старшем возрасте – логопедическим нарушением. Выражается в том, что ребенок заменяет, искажает, пропускает звуки.
- Дисфония (охриплость голоса) и афония (отсутствие голоса).
- Ринолалия. Это нарушение характерно для малышей с расщелиной неба. Чем она больше, тем сильнее выражены симптомы ринолалии. Выражается дефект в форме гнусавости голоса, неразборчивой речи.
- Дизартрия. Возникает из-за нарушений иннервации мышц, непосредственно участвующих в формировании речи. Малыш испытывает трудности со звуковыми артикуляциями. Речь лишена эмоциональной окраски, словарный запас скудный. Дизартрия приводит к проблемам с письмом: неровному почерку, разному размеру букв. Ребенок пишет грамотно, но медленно. В чтении отмечаются перестановка и замена звуков.
- Заикание. Возникает из-за судорог мышц, которые участвуют в звукопроизношении, в момент, когда человек хочет что-то сказать.
Цели и задачи обращения к учителю-логопеду
Работа специалиста заключается в устранении проблем с устной речью, письмом и чтением. Для этого учитель-логопед решает следующие задачи:
- корректирует звукопроизношение;
- формирует фонематические процессы, то есть способность воспринимать, понимать, анализировать отдельные элементы звуковой речи (звуки, слова, предложения);
- расширяет и обогащает словарный запас ребенка;
- развивает грамматический строй речи, ее связность;
- готовит малыша к обучению письму и чтению.
В каком возрасте нужно начинать логопедическую работу с ребенком?
Раньше существовало мнение, что ребенка нет смысла приводить к логопеду в возрасте младше 5 лет. Но оно давно устарело. К 5 годам речь уже во многом сформирована, ведь начинается этот процесс, когда малышу не исполнилось и года.
Именно в первый год жизни ребенка нужно начинать задумываться о правильности развития его речи, а при возникновении любых сомнений обращаться к специалисту. Особенно это касается детей, которые наблюдаются у невропатолога из-за проблем во время беременности и родов. Современные технологии работы учителей-логопедов позволяют выявить и скорректировать проблемы с речевым развитием на самой ранней стадии. А это всегда проще, чем исправлять неправильно сформированную речь.
Как избежать проблем с речью и вовремя их распознать – 10 рекомендаций родителям от учителя-логопеда
1 совет. Говорите с ребенком во время приготовления еды, уборки, одевания и раздевания, игры, прогулки и любой другой деятельности. Рассказывайте и спрашивайте о том, что вы и малыш видите, делаете, слышите.
2 совет. Используйте правильно построенные фразы, предложения. Нужно говорить предложениями на 1-2 слова длиннее, чем у малыша. Если он пока не говорит фразами, общайтесь с ним предложениями из 2 слов.
3 совет. Вопросы должны быть открытыми, чтобы у ребенка был стимул использовать для ответа несколько слов. Например, вместо «Ты играешь?» спрашивайте: «Что ты делаешь?».
4 совет. Не торопите ребенка с ответами на вопросы и формулированием своих мыслей. Подождите, пока он скажет все, что хотел.
5 совет. Прислушивайтесь к окружающим звукам (лаю собаки, шуму машины, шелесту листьев) и спрашивайте у малыша, что он слышит.
6 совет. Рассказывая ребенку короткие истории и сказки, просите его пересказать услышанное вам или кому-нибудь еще.
7 совет. Если словарный запас у малыша небогатый, расширяйте его. Показывайте и называйте ему разные предметы и явления (части тела, фрукты и овощи, транспорт и т. д.) и просите повторять слова. Вводите в речь ребенка по 5-6 слов, а когда он научится хорошо произносить их, добавляйте новые. Занимайтесь ежедневно и обязательно хвалите, воодушевляйте малыша, даже если у него пока что-то не получается.
8 совет. Если ребенок не говорит предложениями, а использует для общения только слова, учите его коротким фразам. Например, малыш знает слово «кружка». Последовательно вводите в его речь предложения: «Дай кружку», «Папина кружка» и т. д.
9 совет. Занимайтесь с малышом в игровой форме – интерес активизирует речевое подражание, способствует развитию памяти и внимания.
10 совет. Обращайте внимание на речевое развитие ребенка с самого раннего возраста. Не дожидайтесь, когда он «перерастет», «сам заговорит».
Связь психомоторного и психического развития ребенка
статья по теме
Сообщение о взаимосвязи между развитием движения и ВПФ у детей, а также о влиянии современной социальной ситуации на развитие ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyaz_psihomotornogo_i__psihicheskogo_razvitiya_rebenka.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на Окружной семинар практикум «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста» 22.12.2008.
Связь психомоторного и психического развития ребенка
О связи между психомоторной сферы и ВПФ говорили многие известные ученые (Н.А.Бернштейн, А.Р. Лурия, Анохин и др.) На сегодня уже хорошо известно, что дети более развитые физически, получают более высокие балы в психологических тестах, а дети занимающиеся в спортивных секциях имеют лучшие показатели умственной работоспособности.
Специалисты, изучавшие развитие интеллекта у детей РВ т.к. Доман постоянно говорили об устойчивой взаимосвязи между уровнем развития мышления и уровнем развития двигательной сферы, а именно координации движения. Все это объясняется в первую очередь тем, что в РВ движение единственный способ исследовательского поведения. Доман говорил, что мобильность (двигательная сфера) и интеллект связанны непосредственным образом и особенно важна эта связь в РД Потребность человека двигаться стоит на втором месте после потребности дышать. Если существует такая тесная связь между возможностью двигаться полноценно, и развитием интеллекта, то можно представить, как страдает развитие ВПФ в ситуации снижения возможности полноценно удовлетворять потребность в движении.
Если внимательно проследить за развитием ребенка от 0-3 лет в норме. То можно выделить несколько основных этапов в физическом развитии малыша (лежачий, сидячей, ползущий, встающий, идущий) все эти этапы последовательны , каждый этап имеет свой период, довольно продолжительный в него входят и первые неловкие попытки и отработка, совершенствовании навыка. Зная связи ВПФ и Двигательной сферы, можно предположить, что если мы тормозим, или не придаем значения(пропуская) ребенка РВ в один из этих этапов, мы вмешиваемся не только в развитие моторной сферы, но и в развитие интеллекта.
Сегодняшнее общество, новейшее производство, технический прогресс ограничивает не только двигательную активность взрослого человека, прикрываясь благой целью-«сделать быт комфортнее» (лифт, машина у подъезда и т.д.) – но и в жизнь ребенка- снижая а зачастую и лишая ребенка – этой самой двигательной активности. Едва малыш научился сидеть – кенгуру(чтоб беды не случилось), хочет перемещаться , пробует вставать- ходунки(чтоб удобней было), далее аккумуляторные машинки- вместо аналогичных, требующих собственной активности. И вот мы благополучно не позволили ребенку в полной мере насладиться такими чудесными и важными этапами. Добавим сюда не опытных и тревожных мам и бабушек с вечным «не прыгай, не лазай и т.д. и т.п.»- а ведь все это мешает развитию детской любознательностью. Да ЦНС, и без того страдающая изначально с самой закладки ее в период эмбрионального развития, без обратной связи, в момент активного развития и роста всего организма не имеет шанса полноценно развиваться. Отсюда и еще многие беды современности в том числе и такая как СДВГ, на первый взгляд мало связанная с данной темой, но существенный рост детей с данным диагнозом, заставил ученых более детально подойти к изучению этой проблемы, и выяснилось что причина СДВГ нейропсихологическая (дисфункция стволов ги подкорковых структур гл. мозга), и на ряду с этим у детей наблюдалось нарушение раннего психомоторного развития- опережение, отставание или пропуск этапа. (Горячева т.г.) И по мнению детских нейропсихологов самый эффективный метод это сенсомоторная коррекция.
Сенсомоторная коррекция
Отечественные нейропсихологи разработали метод сенсомоторной коррекции. В сочетании с гомеопатией он дает эффективный результат лечения детей с различными нарушениями в развитии. Метод включает в себя дыхательные упражнения, массаж, растяжку мышц, тренировку мышления, речи.
Анна Шахова, нейропсихолог, Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации ЦАО г. Москвы:
«Мы как бы раскачиваем застывшие участки мозга и заставляем их работать. У грудных младенцев функционирует так называемый первый блок мозга – подкорка. К пяти годам у ребенка запускается второй блок, затем – третий, срединный. Однако на каком-либо из этих этапов может произойти сбой. К примеру, стремительные роды могут помешать подкорке включиться, и тогда у малыша начинает формироваться мозговая недостаточность. Энцефалограмма позволяет точно определить место поражения, с которым мы начинаем прицельно работать. Сначала двигательная коррекция – мы идем, так сказать через тело. Метод, который мы используем, требует проведения комплекса специальных занятий в течение 9 месяцев – столько, сколько ребенка вынашивает мать. Мы как бы возвращаемся к самому началу. Допустим, малыш поздно научился сидеть или мало ползал в младенчестве и получил недостаточно тактильных ощущений. Короткий этап ползанья обычно бывает у детей, родившихся в результате кесарева сечения. И это отражается на психомоторном развитии: в дальнейшем у ребенка может сформироваться плохой почерк, он допускает много ошибок при письме. Мы помогаем ребенку пройти все этапы развития заново. К примеру, имитируем процесс его рождения. Есть такое упражнение: мы закутываем ребенка, а он должен из этого кокона выбраться. При этом всегда видно, как ребенок шел при родах: головой или ягодицами.”
Для педагогов работающих с детьми раннего возраста все выше сказанное немаловажно. Зная о такой тесной взаимосвязи познавательного, психического и моторного развития, мы просто обязаны уделять двигательной сфере максимальное внимание. Наверное, все вы знаете о диагностики Нервно-психического развития где даны новообразования по эпикризным срокам, как в двигательной, так и в остальных сферах развития малыша. Так вот если мы видим, что ребенок отстает от нормы, мы можем путем включение в режимные моменты двигательных операций свойственных более раннему периоду незаметно для себя подтянуть ребенка ( особенно важно здесь ползанье в разных направлениях, переворачивание и т.д.). И при этом для того чтобы ребенок развивался соответственно возрасту, мы можем помогать ему формируя соответственные возрасту двигательные навыки.
Но главное что должны помнить все работающие с детьми от1 до 3 лет.
«Не совершайте преступления, дайте ребенку развиваться- а значит двигаться»
Влияние психомоторного развития на высшие психические функции
На ранних этапах развития ребенка определяющую роль играют простые чувственные процессы для формирования высших психических функций. Это те чувственные процессы, которые связывают ребенка с внешним миром.
Вспомним, что сенсорные окончания занимают всю заднюю часть мозга. А мы знаем, что любые органы развиваются только в процессе их использования.
Новорожденный познает мир через слух, зрение, вкус, осязание, обоняние. Получая свою первую игрушку, ребенок ощупывает ее, пробует на вкус, осматривает, трясет, извлекая звуки, обнюхивает. Осталось невыясненным еще одно обстоятельство: как и из чего сделана эта игрушка. Если через минуту ребенок понимает, что у него ничего не получается, игрушка отбрасывается как неинтересная. Очень легко отбить у ребенка тягу к познанию. Для этого надо игрушки делать так, чтобы их было невозможно разобрать, разломать. И второе — посадить ребенка туда, откуда он не сможет ни до чего дотянуться.
Информация в мозг поступает с помощью пяти чувственных путей. Это осязание, слух, зрение, обоняние, осязание. Все, что ребенок познает в своей жизни, он делает с помощью этих чувств. И дальнейшее развитие определяется тем, насколько они развиваются в первые годы его жизни.
Для того чтобы ребенок заговорил, с ним надо общаться задолго до того, как он начал понимать значения слов. Это прикосновения, совместные движения, обмен взглядами, жестами, мимикой, вокализмами. Это все должно быть окрашено положительными эмоциями.
Чтобы научить годовалого ребенка воспринимать язык на слух, необходимо соблюдение определенных условий: слова произносить громко, отчетливо, неоднократно. Обычно матери инстинктивно понимают это. Повторяя несколько раз – иди к маме – подбадривая улыбкой, жестами, мать добивается понимания ребенка. Таким образом, у ребенка развивается слуховой анализатор.
Наличие слуха обеспечивает его как его музыкальное, так и его фонематическое развитие. А на его основе уже формируется устная речь, на основе устной – письменная. Поэтому нарушение в раннем детстве элементарных чувственных процессов, вызывают недоразвитие всех функциональных образований, которые надстраиваются на их основе.
Потребность ребенка в чувственных раздражителях должна осуществляться продолжительное время и в полном объеме.
В индейских и африканских племенах у детей нет коляски и манежа. Ребенок с рождения находится на теле матери. А мать продолжает вести свою обычную жизнь, иногда передвигая ребенка, если ей неудобно. Ребенок вместе с матерью находиться в бесконечном движении, наблюдая за окружающей жизнью. Она наклоняется так, что он может висеть вниз головой, садится, сдвигая его на спину, ложится, перекладывая его на живот. Он вместе с матерью и на солнце и в холоде, и под дождем и ветром. Вот кто получает максимальное количество разнообразных чувственных ощущений! И эти дети приспособлены к жизни, с хорошей адаптацией к различным обстоятельствам.
Но самое главное и самое ценное, что потребность в присутствии матери удовлетворяется полностью. Он чувствует биение сердца матери, с которым он жил в ее лоне. Он чувствует свою защищенность. Он не пережил шокового состояния брошенности матерью сразу после рождения. И свою мать он ничуть не раздражает. Она не изменила после родов свой образ жизни и не впала в послеродовую депрессию, оказавшись оторванной от привычной жизни. Это главная потеря цивилизованного мира.
Вернемся в наш мир.
Любые нарушения раннего возраста могут происходить даже при наличии абсолютно здоровой наследственности, совершенно полноценного мозга.
Особенностью раннего периода является наличие возрастного диапазона «сензитивный период», когда формирование новой способности происходит наиболее естественно, гармонично и с наименьшими энергетическими затратами.
Сензитивный период для развития речи – до 3-х лет, для развития музыкального слуха – до 5 лет, для усвоения цвета – от 2-х до 6 лет. Сензитивный период для интеллекта в целом примерно до 8 лет. Позже вряд ли что получится.
Речь – это проявление и двигательной психомоторной функции, ее сложный, тонкий продукт, зависящий от онтогенеза двигательной сферы, общей моторики, которая определяет мышечный тонус, влияющий на звукопроизношение, пространственно-временный предпосылки речевого мышления. Тонкая пальцевая моторика связана с развитием орального праксиса.
Любая эмоция заканчивается движением. От «комплекса оживления» грудничка до научного сообщения – все это предполагает двигательное обеспечение.
Американский психолог и врач Глен Доман утверждает, что чем раньше младенец начинает интенсивно развиваться физически, тем быстрее развивается его мозг. Движение – фундамент для всех других человеческих способностей.
Он предлагает выкладывать ребенка с рождения сразу на живот, спрашивая у аудитории, видел ли кто-нибудь детеныша животного, все время лежащего на спине, беспомощно болтающего своими лапами или копытами.
Положив ребенка лицом вниз, можно увидеть, как хаотичные движения постепенно помогут ему передвигаться ему вперед. Находясь в положении «лицом вниз», ребенок вынужден учиться держать голову прямо с первых дней, чтобы видеть и развивать соответствующие структуры тела.
Благодаря повторениям, движения рук и ног начинают совершенствоваться. Ребенок обнаруживает, что переместился назад, вперед, вправо, влево. Обнаруживает он это благодаря тому положению головы, которое позволяет ему смотреть перед собой.
Очень часто у наших детей нарушения письма связано со зрительно-пространственными нарушениями.
Все движения развивают сенсорные и моторные отделы мозга. Мозг будет быстрее расти и развиваться исключительно благодаря его использованию. Чем лучше ребенок развит в чувственно-двигательном смысле, тем легче ему продвигаться в интеллектуальном развитии.
Развитие самосознания начинается с познания собственного тела, его восприятия в статике и динамике. Его использования для освоения окружающего мира. То есть в основе развития личности лежит сенсомоторное развитие, происходящее в течение всего дошкольного детства в основной деятельности ребенка.
Игровая деятельность обеспечивает развитие всех функций ребенка. У него должно быть достаточно времени на «ничегонеделание», когда он фантазирует, выдумывает. На беготню, на шалости, на спорт. Игра приносит удовольствие и не вызывает утомления. Играя со звуками (гуление), со слогами (лепет), ребенок творит человеческую речь.
В игре со взрослыми и сверстниками ребенок познает жизнь, ее правила, регулирует собственное поведение. Очень важно, чтобы игровой процесс в дошкольном возрасте присутствовал в полном объеме: от предметно-манипулятивной деятельности до сюжетно-ролевой игры. Ибо пропущенный сензитивный период сложно будет компенсировать. Тенденция озабоченных родителей как можно раньше пристроить свое чадо в школу с углубленным изучением различных дисциплин приводит к асинхронному развитию.
Заведующий кафедрой детской и подростковой психиатрии Академии последипломного образования профессор Ю.С. Шевченко в своих лекциях пользуется метафорой, которая помогает на всю жизнь запомнить механизм функционирования мозга:
«Мозг – это главное здание организма, в котором есть фундамент, стены и крыша. А психические функции – это то, чем занимаются «обитатели» этого здания. Таким образом, есть подвальное помещение, основные этажи с правым и левым крылом и крыша, где есть «правитель», который все и всех контролирует. Эффективность «правителя» зависит от работы ниже находящихся этажей».
Если нагрузка на самый верхний этаж, строящейся нервно-психической системы ребенка, игнорирует нижележащие уровни, развитие носит асинхронный характер, происходит астенизация организма, иногда школьная дезадаптация.
Решать эти проблемы помогает коррекционная программа, построенная на методе замещения.
В мозге существует иерархическая подчиненность. Это три блока здания, о котором говорилось выше. Все блоки работают одновременно, но существует доминанта. Воздействие на сенсомоторный уровень – это воздействие на высшие психические функции.
Мозг в детстве очень пластичен, но упущенный сензитивный период требует специальных длительных усилий для дозревания и раскрытия системы.
Есть мнение ученых, что при многих патологиях психики, первичным является нарушение восприятия ребенком собственного тела и его взаимодействие с окружающим пространством.
Телесно ориентированный метод рассчитан на 4-5 месяцев. Иногда этого бывает достаточно для восстановления невызревших функций.
На кафедре профессора Ю.С. Шевченко разработана программа развивающих и компенсирующих игр, которые сопровождают сенсомоторную коррекцию.
Во всех округах г. Москвы открыты Центры сопровождения «Открытый мир», где есть различные виды помощи, многопрофильная диагностика и консультирование детей с трудностями в обучении, поведении.
Васильева Наталья Ивановна,
логопед ГБУЗ «Детская городская
поликлиника №60 ДЗМ», ВАО, г. Москва