Урок – Деление слов на слоги

Конспект занятия по обучению грамоте «Слог. Деление слов на слоги» (подготовительная группа)

Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Слог. Деление слов на слоги» (подготовительная группа)

ЗАНЯТИЕ №7.

Тема. Слог. Деление слов на слоги.

Цель: дать понятие о слоге, учить делить слова на слоги,

различать одно -, двух-, и трехсложные слова; совершенствовать артикуляционный аппарат детей, развивать словарный запас, мышление, речь; развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.

Ход занятия:

Ну-ка, все – встали в круг,

За руки все взялись вдруг,

Будем рядом стоять – на вопросы отвечать.

Начинаем заниматься, будем весь урок стараться,

Повторять, не зевать, всё запоминать.

1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА ПЕДЫДУЩЕМ ЗАНЯТИИ

1. БЕСЕДА. (В беседе активное участие принимает игрушка – Мишутка)

-Что обозначают эти схемы?

(Воспитатель показывает разные схемы.)

–Как мы обозначаем слова – названия предметов? (одной прямой линией)

–Как мы обозначаем слова – названия действий? (двумя прямыми линиями)

–Как мы обозначаем слова – признаки предметов? (волнистой линией)

-На какие вопросы отвечают слова – названия предметов, слова – названия действий, слова – признаки предметов?

Ига: «Сосчитай сколько слов в предложении».

Воспитатель произносит предложение из двух-четырёх слов, а ребёнок определяет на слух количество слов в предложении.

Например: Мишка спит. (2-слова)

Выкладывание предложений, воспринятых на слух.

Воспитатель произносит предложение полностью. Вместе с ребёнком определяет на слух количество слов в предложении. Второй раз проговаривает предложение не полностью, а диктует по словам, как диктант. Ребёнок записывает схематически предложение на доске.

М е д в е ж о н о к выполняет это задание. (ДЕТИ ПОМОГАЮТ И ИСПРАВЛЯЮТ ЕГО.)

2. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Создание проблемной ситуации.

Мишутка и Буратино решили провести соревнование по бегу. Они приглашают вас «поболеть» за спортсменов. А что значит болеть за спортсменов?

-Кто из вас был на соревнованиях?

-Где они проходят?

-Как называют тех кто «болеет» за спортсменов? Что они делают?

Вы будете болельщиками. Девочки будут болеть за Буратино, а мальчики – за Мишутку. Помните, что болельщики громко, по частям, скандируют имя бегуна.

Итак, на старт вышел Буратино. Девочки как вы скажите имя этого бегуна? (Бу-ра-ти-но.)

На старт вышел Мишутка. Мальчики, как вы скажите имя этого бегуна? (Ми-шут –ка.)

На старт, внимание, марш! (два ребёнка с игрушечными героями исполняют роли бегунов)

Мы поздравляем Мишутку и Буратино с отличным результатом.

– Когда вы кричали имена спортсменов, как звучало слово? (по частям)

3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

На этом занятии мы узнаем, как называются эти части слова и для чего нужно уметь делить слова на части. 4. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Практическая работа.

Медленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?

Воспитатель объясняет детям, что В СЛОВЕ РЫ-БА ДВЕ ЧАСТИ.

Называет первую часть, затем вторую. Когда мы произносим слово не полностью, а делим его на части – это значит, что мы делим его на слоги (показ).

В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть и такие слова, в которых только один слог. Поэтому вы, наверное, заметили, что слова бывают длиннее и короче. Это зависит от того, сколько в нём слогов. Вот послушайте, я произнесу слова из одного слога: дом, рак, сом, кот и т. д.

При произнесении этих слов рот открывается только один раз. А теперь послушайте и скажите, на сколько слогов я делю эти слова (воспитатель произносит –двух, трёхсложные слова)

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

1. Игра «Раздели слова на слоги».

– Попробуйте сами сначала шепотом, а затем вслух произнести по слогам слова- названия предметов, которые я вам покажу на рисунках.

2. Физкультминутка «Слоговички- попрыгунчики»

Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столько же раз прыгнуть.

3. Моделирование слогового состава слов.

– Когда мы графически записывали предложение, то каждое слово обозначали чёрточкой. Чтобы показать, сколько в словах слогов, можно изобразить прямоугольники, разделённые на столько частей, сколько слогов в слове.

-А сейчас поиграем. Я буду показывать вам картинки, а вы будите им находить домики-схемы.

(Воспитатель отмечает самых внимательных детей.)

4. Игра «Считалка»

-Вы, дети, всегда говорите предложениями, слова в предложениях произносите слитно. Но иногда, в игре, вы произносите слова по слогам. Например, когда проговариваете считалки. Сейчас станьте в круг и послушайте, как я буду по слогам произносить считалку.

Че – ре – па – ха хвост под –жа –ла

И за зай – цем по –бе – жа – ла.

О –ка – за – лась впе – ре – ди

Кто не ве-рит вы- хо -ди!

Воспитатель предлагает детям припомнить другие известные им считалки и произнести их по слогам. Воспитатель предлагает выбрать нужный слоговой ритм для считалки, чтобы каждое слово делилось на слоги.

6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

М е д в е ж о н о к помогает.

-А сейчас поиграем. Я буду показывать вам картинки, а вы будите им находить домики-схемы.

-Посмотрите на картинку. Что вы видите? Назовите. Определим количество слогов.

Чтобы определить количество слогов в слове, есть ещё один способ. Вы располагаете кисть руки чуть ниже подбородка. Деля слово на слоги, вы следите за тем, сколько раз подбородок коснулся вашей руки.

-Каким способом вы делили слова на слоги?

Читайте также:
Использование современных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

-Сколько слогов может быть в слове?

7. Итог занятия

-Что нового вы узнали на занятии?

-Для чего нужно уметь делить слова на слоги?

Попробуйте дома разделить на слоги имена родителей, клички животных.

Дидактическая игра «Геометрические слоговые фигуры» Дидактическая игра предназначена как для индивидуальной так и для подгрупповой работы с детьми 5 – 7 лет. Цель: 1. Закреплять названия геометрических.

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. Деление слов на слоги. Звуковой анализ и синтез слов Тема: Деление слов на слоги. Звуковой анализ и синтез слов. Программные задачи: Продолжать знакомить детей с понятием “слог”, “слово”.Закреплять.

Конспект урока на тему «Деление слов на слоги»
план-конспект урока по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Конспект урока на тему «Деление слов на слоги»

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_na_temu_delenie_slov_na_slogi_.docx 28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему «Деление слов на слоги»

Учитель: Горшкова Н.П.

Тип урока: закрепление пройденного материала

  • Закрепить умения делить слова на слоги
  • Закрепить знания детей о слоге
  • Закреплять умения детей дифференцировать слова из одного, двух слогов
  • Расширять словарный запас
  • Работать над коррекцией памяти, внимания, зрительного и слухового анализатора на основе упражнений в запоминании слов
  • Воспитывать интерес к предмету, мотивацию к учению

I. Организационный момент.

Психологический настрой на урок. СЛАЙД 1

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности.

– Я думаю, у нас сегодня будет интересный урок, и настроение будет замечательным .

-Давайте, проверим , всё ли у вас готово к уроку.

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка.

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

  1. Введение в тему

– Кто скажет, из чего состоит наша речь? (из предложений)

– Из чего состоят предложения? (из слов)

– На что делятся слова? (на слоги)

– Тема сегодняшнего урока « Деление слов на ……..» на доске геометрические фигуры. (У детей на парте геометрические фигуры из картона с буквами (с, л, о, г, и.)

– Вам надо соотнести свои фигуры с нарисованными. И вы сможете узнать тему нашего урока. (Дети складывают из фигур слово и на доске появляется надпись «СЛОГИ»).

– Кто назовет тему урока? ( Деление слов на слоги.)

– К нам пришла на урок собачка. Какую кличку можно дать собачке? (Жучка)

– Сколько гласных в этом слове?

– Сколько частей в этом слове?

Запомни: Части, на которые делятся слова при произнесении, называются Слогами.

– Сколько гласных в каждом слоге?

Запомни: В слове столько слогов, сколько гласных звуков.

– В слове Жучка 2 гласные, значит 2 слога. 1 гласный, значит ……

  1. Игра «Самый внимательный»

– А теперь проверим, кто из вас самый внимательный. Я буду называть вам слова и слоги, а вы хлопните в ладоши только тогда, когда услышите слог.

Словарь: Груша, си, тыква, виноград, стру, перец, огурец, ор, ец, помидор, жи, капуста, яблоко, боч, апельсин, уст, кабачок, ик, очк, горох, ла, ста, капуста.

– Скажите, а чем отличаются слоги от слов? ( У слова есть значение, смысл, а у слога его нет.)

3. Пальчиковая гимнастика

– У нас урок русского языка, давайте вспомним, как нужно правильно сидеть и держать ручку.

-Для того, чтобы мы с вами красиво писали, подготовим наши пальчики к письму.

– Засолим капусту на зиму!
Мы капусту рубим – рубим,
Мы капусту трём – трём.
Мы капусту солим – солим,
Мы капусту жмём – жмём!

( Выполняют движения руками в соответствии со словами)

– Открываем тетради, записываем число и классная работа.

4. Минутка чистописания.

  • Как воет волк? УУУУУУУ
  • Как плачет малыш? УА-УА-УА
  • Как перекрикиваются дети в лесу? АУ_АУ_АУ_
  • Как кукует кукушка ? КУ_КУ_КУ

-Какой мы звук слышим во всех этих словах? Произнесите этот звук четко. Спойте его хором.

-Когда мы произносим звук (У), воздух свободно выходит изо рта. Ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык.

– Звук (У)-какой? (гласный). Звук( у) на письме обозначается какой буквой (У).

-Ребята, а кто догадался какую букву мы будем писать на минутке чистописания? Давайте вспомним, как она пишется:

Ставим ручку чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведем руку вверх, касаемся линии, делаем закругление, ведем руку вниз до середины рабочей строки, делаем закругление, ведем руку к верхней линии и пишем длинную наклонную прямую с закруглением внизу.

5. Письмо по памяти.

-Ребята, а дальше у нас письмо по памяти. Вы должны запомнить и записать предложение, которое начинается с буквы У : У нас урок.

– Давайте проверим написанное предложение. (Дети самостоятельно сверяют написанное с образцом)

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. РАБОТА ПО ТЕМЕ.

1. Работа на доске и в тетради.

– Продолжаем работу в тетрадях.

– Откройте учебники на странице 62.

-Кого видим на рисунке к упражнению 6?

– Это насекомые. (Перечисляют всех насекомых)
Беседа о бережном отношении к насекомым.
– Кто из вас отдыхал на природе?
– Каких насекомых вы там видели?
– Можно ли убивать их? (- Насекомых убивать нельзя)
– Почему? (- Приносят пользу, ими питаются птицы. Многие из них очень красивые. Ими нужно любоваться)
(Выполняют задание: списывают слоги, дополняя их до слова, подчёркивают гласные, проговаривают правило. )

Во время выполнения упражнения выполняется физминутка для глаз

Я называю слова- имена, а вы отхлопываете количество его слогов и делаете наклоны. Влево и вправо.

– Слово, состоящее из одного слога отхлопываем и стоим ровно.

Имена: Максим, Саша, Сережа, Эля, Андрей, Серёжа.

– На физминутке мы закрепили знания, о том, как определять слоги в словах .)

– Зарядились. Продолжаем дальше .

  1. Игра «Подбери слоги». СЛАЙД 16

– Вам нужно соединить слоги из первого столбика со слогами второго столбика так, чтобы получились слова.

– Какие слова получились?

– Сколько слогов в каждом слове? Почему?

IV. Домашнее задание

Стр. 62 упр. 7( Объяснение домашнего задания.)
-Угадать названия животных по первому слогу. Записать по слогам. Выделить гласные. Угадывают названия животных по первому слогу.
V. ИТОГ УРОКА.

– Чему учились на уроке?
– Что нового узнали на уроке?
Собачка Жучка хвалит вас за хорошую работу. Вы молодцы! Всем спасибо!
(Оценивание учащихся)
СЛАЙД 17

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развитие речи во 2 классе коррекционной школы Vlll вида по теме” Деление слов по слогам для переноса”

Цели: обобщение и систематизация знаний и умений учащихся о переносе слов с одной строки на другую; закрепление навыков правописания изученных орфограмм; развитие словесно- логического мышления, памят.

проверочная работа по теме: “Деление слов на слоги. Перенос слов”№ 1

проверочная работа по теме:”деление слов на слоги. Перенос слов”.

проверочная работа по теме: “Деление слов на слоги. Перенос слов”№ 2

проверочная работа по теме:”Деление слов на слоги. Перенос слов”.

Конспект урока по теме “Деление слов на слоги”.

Цель: познакомить с делением слов на слоги.Знать: что такое слог, ударение. Уметь: выделять голосом ударный слог.Понимать: отличие звуков от букв, слогов.

Конспект урока русского языка “Деление слов на слоги” 1 класс, УМК “Школа России”

Конспект урока русского языка “Деление слов на слоги” 1 класс, УМК “Школа России&quot.

Презентация урока русского языка. 3 класс. Тема: Деление слов на слоги. Перенос слов.

Презентация урока (закрепление) русского языка в 3 классе с детьми с ОВЗ( с интеллектуальными нарушениями) .Тема: Деление слов на слоги. Перенос слов.

Конспект урока. Тема :”Деление слов на слоги. Перенос слов”.

В данной работе представлено методическое описание урока русского языка в 1 классе по теме “Деление слов на слоги. Перенос слов”.Урок является первым в системе уроков по данной теме,но строи.

конспект урока обучения грамоте по теме:” Деление слов на слоги”

Содержимое публикации

Тема: «Деление слов на слоги» 1 класс.

Цели деятельности учителя:

Научить учащихся делить слова на слоги.

Развивать связную речь учащихся, память, творческие способности.

Воспитывать интерес к предмету.

Предметные: дать первоначальное представление о слоге, научить детей правильно делить слова на слоги, развивать речь, внимание, мышление.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебному предмету, осознают его значение; сопоставляют собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.

регулятивные: организуют взаимопроверку выполненной работы; познавательные :делят слова на слоги по аналогии; развивают связную речь; ориентируются в рисунках, схемах;

коммуникативные: отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное; при выполнении заданий в паре слушают друг друга.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

1. Мобилизующая часть урока.

Улыбнёмся друг другу, дети.

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться, не мешай учиться.

2. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.

-Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, нам нужно разгадать кроссворд.

2.Летом в болоте вы её найдёте,

3. Словно царскую корону,

Носит он свои рога

Ест лишайник, мох зёлёный,

Любит снежные луга.

4.Бел, да не сахар,

5.Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один –

Кислый очень, очень.

-Какое ключевое слово у нас получилось? (слоги)

Мы будем делить слова на части.

Эти части называются «слоги».

Вот идёт колючий ёж (топаем, идём по кругу),

Он на ёлочку похож (руки вверх, пальчики растопырены),

Все грибочки ёж собрал (наклоняемся, «собираем грибочки»)

И домой он зашуршал (идём, шурша по полу).

3.Формирование новых знаний, умений, навыков.

3 слайд. Изображение лисы.

-Кто изображён на рисунке? (лиса)

-Скажем хором слово «лиса».

-Послушайте как я произношу это слово: «ли-са».Произнесите также.

-Сколько частей в этом слове вы услышали? (две)

4 слайд. Изображение дятла.

-Кто здесь изображён? (дятел)

-Скажите это слово хором.

-Как мы это сказали – сразу или нет?

-Правильно, мы сделали небольшую остановку и произнесли это слово за 2 раза: дя-тел. Значит, в этом слове 2 части.

-Какая первая? (дя-)

-Какая вторая? (-тел)

Части, на которые делятся слова при их произношении, называются слогами.

4. Первичное закрепление.

-Сколько слогов в словах (индивид. работа):

-Посчитайте, сколько слогов в вашем имени?(сосед по парте посчитает сколько слогов в вашем имени, а вы посчитайте, сколько в его)

Строим дом (кулачком стучим по кулачку),

Дом высокий (вытянуть руки вверх),

Дом с окном (руки вместе и развести в стороны),

С острой крышей и трубой (руки в виде крыши).

В доме я живу с тобой (обнимаемся).

5.Развитие связной речи учащихся.

Дети вспоминают содержание сказки «Теремок»

Инсценировка эпизодов сказки.

7.Итог урока. Рефлексия.

-Что нового узнали?

-Что особенно понравилось? Почему?

-Что вызвало затруднение? Почему?

Спасибо за урок.

Анализ урока обучение грамоте в 1 классе.

Ребята моего класса достаточно разные по психологическим особенностям, по формированности навыков, мотивации к учебной деятельности. В классе есть лидеры – активные, любознательные учащиеся, умеющие проявить творчество, самостоятельность, инициативу в работе. Другая половина класса – учащиеся со средним уровнем сформированности учебных навыков. Благодаря учету этих психолого – педагогических особенностей класса, урок, я считаю прошёл продуктивно, позволил всем детям активно включиться в работу, не было перегрузки, переутомлений детей .

Тема урока – «Деление слов на слоги». Это тема для детей новая. Главная задача – дать учащимся первоначальное представление о слоге и научить учащихся делить слова на слоги.

Этот урок является звеном в системе уроков раздела «Наша речь», поэтому он логически связан с предыдущими уроками по теме, опирается на знания, полученные детьми ранее.

Содержание урока соответствует программе УМК «Планета знаний», которая предполагает не только ориентацию образования на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и развитие личности, познавательных и созидательных возможностей.

Главные задачи, которые я ставила перед собой, были следующие:

Образовательная: познакомить детей со способами деления слов на слоги, формировать умение правильно делить слова на слоги;

Развивающая: развивать речь, творческое мышление, внимание, память учащихся;

Воспитательная: формировать коммуникативную культуру, приобщать к компьютерным технологиям, воспитывать интерес к русскому языку, аккуратность, дисциплинированность, самостоятельность;

Для решения поставленных задач я использовала такую структуру урока, этапы которой работают на реализацию целей урока.

В начале урока я настроила детей на позитивные эмоции, мобилизующая часть. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.

Так как это урок изучения нового материала, то для активизации познавательного интереса, привития любви к предмету, учитывая возрастные особенности детей, я ввела в урок отгадку загадок, кроссворд. Создала проблемную ситуацию, которая помогла подвести детей к теме и цели урока. Главный этап урока – формирование новых знаний. Перед детьми поставлена проблема, и путём размышлений и исследований они «открывают» новое, находят решение. На разных этапах урока подача материала шла от более простого к сложному. Ответы на начальном этапе были ошибочные и разноплановые, от задания к заданию дети работали лучше, проводили самооценку своих знаний.

Материал содержания урока был подобран в соответствии с поставленными целями. Я применила такие формы работы с заданиями, которые подчёркивали непрерывное движение ребёнка от практического использования языка к «открытию» его устройства и осознанному, а поэтому более совершенному владению им:

– фронтальная работа (повторение алгоритма);

– работа у доски, отработка умения работать с интерактивной доской, чувство комфортности на уроке;

– индивидуальная работа – позволяет вырабатывать внимание учащихся, сосредоточенность, умение использовать новые знания.

– работа в паре – служит для психологической разгрузки, снятия страха перед ошибкой;

– творческая работа – служит для развития связной речи учащихся и создания на уроке атмосферы добра, доверия, уважения друг к другу.

Рефлексия урока показала, что большинство детей поняли новый материал, эмоционально удовлетворены. Я, следовательно, могу сделать вывод, что многообразие форм работы, смена мыслительных действий позволили мне решить поставленные задачи урока.

Я считаю, что мне удалось объяснить новый материал, и использование проблемного метода обучения оказалось наиболее эффективным. Все этапы урока позволили детям закрепить полученные знания, повторить применение алгоритма в своей работе.

Смена видов деятельности и интересные задания помогли сохранить самочувствие и настроение детей, продуктивную мотивацию учения. Таким образом, я считаю, что формы, методы и приёмы, игровые технологии, которые использовала на уроке, помогли в полной мере достичь основной цели урока: познакомить детей со способами деления слов на слоги. На уроке были использованы потенциальные возможности для обучения: нацеленность учебной работы на совершенствование видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения. Шло развитие лингвистического мышления детей, их языковой интуиции, природного чувства слова, интереса к изучению языка. Результат был очевиден.

Гигиенические нормы выполнены: класс заранее подготовлен, проведена влажная уборка, класс проветрен. Все наглядные пособия эстетично оформлены. Использованы здоровьесберегающие технологии (физминутка с использованием музыкальной записи, что вызвало положительные эмоции детей).

На данном уроке, как впрочем, на многих других моих уроках присутствовали элементы импровизации. Я уделяю большое внимание цепочке мотивации на усвоение нового материала. Продолжительность объяснения нового материала не должна превышать длительности времени активного внимания, поэтому на 15 минуте после начала активной части урока я провела физкультминутку, несколько изменив структуру урока (снова вернулась к проблеме).

Что, на мой взгляд, я изменила бы в уроке: обязательно включила бы в урок самостоятельную работу (моделировать слоговой состав слова).

Урок обучения грамоте в 1-м классе по системе Л.В.Занкова. Тема: “Деление слов на слоги”

Цели:

  • познакомить детей с фонематическим понятием “слог”, учить делить слова на слоги;
  • воспитать у детей доброе отношение друг к другу;
  • способствовать развитию психических свойств личности – логического мышления, произвольной памяти, внимания, коммуникативных умений;
  • развивать творческую активность учащихся, создавать условия для переосмысления изученного материала;
  • организовать двигательный режим детей во время урока, используя работу в группах и физминутки.

для детей:

  • карточки с буквами, модели звуков, кассы букв, досочки для письма;

для учителя:

  • картина с изображением леса, карточки со словами, слогами, “зашифрованные” буквы, корзины, иллюстрации детей, диких животных (волка, лисы, белки), нарисованные облака, звукобуквенные схемы, фонограмма с записью голосов лесных птиц, касса букв, наборное полотно.

1. Постановка учебной задачи.

Учитель. Закройте глаза и попробуйте догадаться, куда мы сегодня отправляемся на уроке.

(Звучит фонограмма с записью голосов лесных птиц.)

Дети. Мы отправляемся в лес.

Учитель. Как вы догадались?

Дети. Догадались по звукам, которые услышали. Эти звуки издают птицы, их в лесу очень много.

Учитель. По звукам вы смогли определить место нашего сегодняшнего путешествия, а можете ли вы по этим звукам определить, что говорят птицы?

Дети. По этим звукам мы не можем узнать, о чем птицы говорят.

Учитель. Почему вы не можете по этим звукам определить, о чем говорят птицы?

Дети. Только звуки человеческой речи образуют слова.

Учитель. Из любых ли звуков человеческой речи образуются слова и как они образуются?

(Пауза, т.к. дети не знают, что ответить, они не готовы к ответу на этот вопрос.)

Учитель. Попробуем, путешествуя по лесу ответить на этот вопрос: Как образуются слова?

2. Повторение изученного.

Учитель. Чтобы попасть в лес, нужно составить звуковую схему слова “лес”. Кто желает работать у доски?

Один ребенок работает у доски самостоятельно, а остальные выкладывают звуковую схему на партах. Появляется схема:

Зелен. Красн. Синий.

Учитель. Выделите первый звук. Дайте ему характеристику.

Дети выделяют первый звук и дают ему характеристику – согласный мягкий.

Учитель. Какой буквой обозначим этот звук?

Дети. Этот звук обозначим буквой “Л”.

Дети показывают букву этого звука.

Учитель. Молодцы, вы правильно составили схему, и мы попали в лес.

На доске появляется картина с изображением леса.

Учитель. Посмотрите, в траве что-то спряталось. Что это?

Дети. В траве спрятались буквы.

Учитель. Наберите буквы, которые спрятались в траве, на своих наборных полотнах. Работаем в парах.

На доске в траве карточки с буквами, у которых видна только часть буквы. Дети показывают эти буквы на своих наборных полотнах: И Й А Ы Л Н Р Э О.

Учитель. Как проверить, эти ли буквы в траве спрятались?

Дети. Надо достать буквы из травы и сравнить с нашими буквами.

Один ребенок выходит к доске и достает из травы буквы, а дети хором их называют и находят букву у себя на полотне.

Учитель. Вы очень внимательны! Попробуйте разбить эти буквы на две группы.

Работа идет в парах, одна пара работает у доски.

Учитель. По какому принципу вы разбили буквы на две группы?

Дети. Буквы согласных звуков и буквы гласных звуков.

Далее работа идет в двух больших группах:

    1-я группа – дети работают с учителем,
  • 2-я группа -дети работают самостоятельно.

Учитель. Дети, у которых на партах лежат карточки с цифрой 1, работают со мной. Дети, у которых на партах лежат карточки с цифрой 2, работают самостоятельно, т.е. вы отгадываете, кто живет в лесу, по которому мы путешествуем.

У доски работают три человека со схемами и кассами букв – по звукобуквенной схеме составляют из букв названия животных, остальные дети этой группы работают на местах с этими же схемами и кассами.

Учитель. 1 группа поработает с буквами, которые мы нашли в траве: беру букву согласного звука, к нему добавляю букву гласного звука, а вы читаете хором.

м у н и н о р ы
р а м а л э р о й

Учитель. Какое слово прочитали?

Дети. Мы прочитали слово “рой”.

Учитель. Что оно обозначает?

Дети. Стая летающих насекомых. Семья пчел или других летающих насекомых.

Учитель. Вы хорошо со мной поработали, смогли прочитать слово, а сейчас проверим детей, которые работали самостоятельно. Какие животные живут в этом лесу?

Дети. В этом лесу живут лиса, белка, волк.

На картине с изображением леса появляются названные животные.

Учитель. Как одним словом можно назвать этих животных?

Дети. Это дикие животные, потому что они живут в лесу.

Учитель. Каких еще диких животных вы знаете?

Дети называют известных им диких животных.

3. Решение учебной задачи.

Учитель. Дети из первой группы прочитали слово “рой”. А сможете ли вы сами составить из букв слово?

Учитель. Работаем в малых группах. Попробуйте из букв, которые вам даны, составить слово и записать его на досочке.

Дети объединяются в малые группы. У каждой группы набор букв и досочка для письма.

Дети после нескольких попыток, высказываются о том, что из этих букв они не могут составить ни одного слова.

Учитель. Почему из этих букв не получается составить слово?

Дети. У нас буквы согласных звуков, нужны еще буквы гласных звуков, тогда можно составить слово.

Учитель. Вот буквы гласных звуков.

Попробуйте сейчас составить слово, может быть даже и не одно.

Дети составляют слова, записывают их на досочках, выходят к доске и показывают свои слова.

Учитель. Прочитаем эти слова хором. Почему вы думаете, что это слова?

Дети. Каждое слово имеет какое-то значение, что-то называет.

Учитель. Почему слово “Рим” вы написали с заглавной буквы?

Дети. Это название города, поэтому написали с заглавной буквы.

Учитель. Какой вывод по составлению слов вы можете сделать?

Дети. Из букв согласных звуков составить слово нельзя, обязательно нужны буквы гласных звуков.

Учитель. Какие удивительные гласные звуки, слова образуют. Как это происходит вам интересно узнать?

Дети. Очень интересно!

Учитель. Об этом мы сейчас непременно узнаем, путешествуя по нашему лесу. Но мне кажется, пришло время немного отдохнуть.

Физминутка. “Мишка”

Учитель. В этот же лес отправились на прогулку дети: мальчик и девочка. Ушли давно, но до сих пор не вернулись. Давайте их позовем, чтобы они услышали нас и вышли на наш голос. Как их будем звать?

Дети. Можно крикнуть “Ау!”, а можно позвать, называя их по имени.

Учитель. Тогда надо отгадать, как зовут этих детей. Их имена записаны в звуковых схемах. Догадайтесь, как звали девочку:

Обозначим каждый звук буквой.

Работа идет в малых группах с кассами букв. Затем дети показывают составленные слова, выясняется, соответствует ли слово данной схеме, выбирается правильное слово, которое прочитывается трижды: медленно, целиком, выделяя ударный звук.

Учитель. Догадайтесь, как звали мальчика:

Работа идет аналогично предыдущей.

Учитель. Давайте позовем девочку хором, чтобы она нас услышала.

Учитель. Когда вы произносили имя девочки, что произошло со словом?

Дети. Слово распалось на части.

Учитель. На какие части распалось слово?

Дети. Слово распалось на части: “И” и “ра”.

Учитель. Как это показать на звуковой схеме?

Дети. Можно разделить звуки чертой, а можно отодвинуть звук “и” от звуков “ра”.

Учитель. А как показать деление слова на части на буквенной модели?

Дети. Можно буквы разделить чертой, а можно буквы отодвинуть друг от друга. Вот так:

Учитель. Посмотрите внимательно на это слово и подумайте, почему именно на 2 части оно распалось?

Дети. Наверно, потому, что в этом слове 2 буквы гласных звуков.

Учитель. Вы сделали очень точное наблюдение! Действительно, гласные звуки слово разделили на две части. Каждая такая частичка называется “СЛОГ”. Какие звуки образуют слог?

Дети. Буквы гласных звуков образуют слог.

Учитель. Сколько слогов в слове “ИРА”?

Дети. В слове “ИРА” два слога.

Учитель. Назовите первый слог.

Дети. Первый слог “И”.

Учитель. Назовите второй слог.

Дети. Второй слог “РА”.

Учитель. А вот и девочка услыхала нас. Посмотрите на нее.

На доске появляется девочка с корзинкой.

Учитель. Давайте теперь позовем мальчика хором и понаблюдаем за тем, что происходит со словом.

Дети. Слово распалось на две части: “Ро” и “ма”.

Учитель. Как показать на схеме звуковой и буквенной, что слово состоит из двух частей?

Дети выходят к доске и показывают на звуковой схеме и буквенной деление слова на два слога.

Учитель. Как называется каждая такая часть?

Дети. Каждая часть называется “слог”.

Учитель. А почему именно на две части распалось слово?

Дети. Слово распалось на две части, потому что в этом слове два гласных звука.

Учитель. Назовите каждый слог.

Дети. Первый слог “Ро”, второй слог “ма”.

Появляется мальчик с корзинкой в руках.

4. Упражнение в чтении слогов.

Учитель. Над нашим лесом надвигаются тучки. Прочитаем то, что записано на тучках, чтобы не было дождя.

На доске над лесом появляются тучки, на каждой из них записаны слоги.

ман рон ум на ро Ми он мир Лу Ни

Учитель. А сейчас прочитаем только те записи, которые являются словами.

Дети выбирают и прочитывают слова.

Учитель. Докажите, что вы прочитали слова.

Дети. Каждое слово что-то называет, обозначает.

Учитель. Из скольких слогов состоит слово “ум”? Почему?

Учитель. Из скольких слогов состоит слово “мир”? Почему?

Учитель. Что записано на других тучках?

Дети. На других тучках записаны слоги.

Учитель. Понятно ли по слогу, что он обозначает или называет?

Дети. По слогу непонятно что он обозначает или называет.

Учитель. Да, по слогу трудно понять, о чем говорится, потому что слог- это только часть какого-то слова. Давайте попробуем собрать слова из слогов, которые на тучках. Работаем в малых группах, слова записываем на досочках.

Дети составили следующие слова и доказали, что у них получились именно слова:

роман Мирон Нина Луна

Учитель дает детям более точное толкование некоторых слов: “роман” – художественное произведение, в котором есть много героев; “Луна”- спутник Земли.

Учитель. Мы разогнали все тучки, и дождя теперь не будет. Можно продолжить прогулку по лесу. Дети гуляют по лесу с необычными корзинками, на них что-то записано. Прочитаем эти записи на корзинке Иры и подумаем что это.

Дети читают: май и доказывают, что они прочитали слова.

Учитель. Что общего в словах на корзинке Иры?

Дети. В словах Иры только один слог, т.к. один гласный звук.

Учитель. Прочитайте записи на корзинке Ромы и подумайте, что вы прочитали.

Дети читают: нора и доказывают, что они прочитали слова.

Учитель. Что общего в словах на корзинке Ромы?

Дети. В словах, которые записаны на корзинке Ромы, по два слога, т.к. по два гласных звука.

Учитель. В этом необычном лесу, где в траве спрятались буквы, на тучках записаны слоги, растут на земле как грибы слова. Прочитаем эти слова хором.

мыло орлы лай малина Ира мал мил

Учитель. Какие из прочитанных слов можно положить в корзинку к Ире, а какие в корзинку к Роме? Почему? Подумайте об этом в парах.

Дети парами выходят к доске, берут слово, прочитывают его и объясняют, в какую корзинку его следует положить и кладут. Одно слово остается – “ малина”.

Учитель. Почему слово “малина” вы никуда не положили?

Дети. В этом слове три слога, потому что три гласных звука.

5. Итог урока.

Учитель. Что нового вы открыли на уроке?

Дети. Мы узнали, что гласные звуки образуют слог, а из слогов можно составить слово.

Технологическая карта урока “Слог. Деление слов на слоги”

Технологическая карта урока

«Слог. Деление слов на слоги»

Открытие нового знания (ОНЗ).

Формированиепредставлений о слоге как части слова

Обучающие:Сформировать умение различать количество слогов в слове по количеству гласных букв.

Развивающие: Развивать речь, фонематический слух, память, мышление; пополнять словарный запас учащихся.

Воспитывающие: Прививать интерес к изучению русского языка, воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции.

Планируемый результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

Научатся: Осознавать

взаимозависимость количества слогов от количества гласных. Осознавать смыслоразличительную роль звуков

Устанавливать связь звуковой структуры слова и его значения.

Дифференцировать звуки языка: гласные, согласные.

Получат возможность научиться:Применять правила переноса слов, знать случаи невозможности его

деление слов на слоги и

Личностные: сохранять мотивацию к учебе, самоопределение, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Метапредметные

Регулятивные: принимать и сохранятьучебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, структурирование знаний для построения речевого высказывания в устной форме. Осуществлять анализ, проводить сравнение, классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям. Устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, владеть основами смыслового чтения текста, подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные: принимать участие в работе парами, группами, допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, развитие монологической речи, способности строить речевое высказывание с опорой на модель.

Формы работы

Методы: проблемно- диалогический метод, наглядный метод, работа в парах, работа в группах.

Фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование

Проектор, ноутбук, интерактивная доска.

Карточки для индивидуальной работы,9 карточек для групповой работы, маски сказочных героев, тучка-солнышко, звёздочки

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I .Организационный момент.

Самоопределение к учебной деятельности.

Цель этапа: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Мы услышали звонок

Начинаем мы урок.

Приветствие, проверка подготовки учащихся к уроку

Настроение обучающихся (тучка-солнышко)

Выполнение алгоритма проверки готовности к уроку; повторение правил посадки во время урока письма.

Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

Личностные:проявлять знание основных моральных норм поведения

II . Актуализация опорных знаний.

Цель этапа: проверка знаний, быстрое включение в работу

-На минутке чистописания какую будем писать букву?

Дайте характеристику звуку, который обозначает буква «эл».

– Запишите заглавную букву, строчную, соединения с буквами Л,л.

Обведите самую красивую букву. Помогите соседу по парте найти самую красивую букву.

Работа в тетрадях по письму

Отгадывают загадку(буква «Л»)

Учащиеся пишут в тетрадях

Учащиеся отвечают на вопросы.

Обводят самую красивую букву.

Проверка. Оценивание работы.

Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

Познавательные:

-понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; проводить сравнение, классификацию Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения;

Предметные: отличать понятия «звук» и «буква»,

III .Постановка проблемы. Открытие новых знаний.

Цель этапа: составление плана действий учащихся, подведение к формулированию темы и постановке задач урока.

Игра «Найди ошибки»

На доске слова: то-по-ль, яз-ык, до-м

Посмотрите, допущены ли какие-либо ошибки в этих словах? Давайте исправим ошибки.

Сколько слогов в данных словах (работа с каждым словом). Расскажите какими способами вы пользовались, когда определяли количество слогов в словах?

Что необходимо знать, чтобы не делать таких ошибок?

Как вы думаете, какая сегодня тема урока?

Предположите, чему будем учиться на уроке?

Отвечают на вопросы.

Повторяют способы деления слов на слоги.

Знать способы деления слов на слоги.

-Тема урока «Слог. Деление слов на слоги»

– Мы должны научиться правильно делить слова на слоги.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

Познавательные:

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

Повторение правила деления слова на слоги.

– Откройте учебники на стр. 32

-Давайте проверим, правильно ли мы определили тему и цель урока.

– Можем ли мы ответить на этот вопрос?

-Как определить, сколько в слове слогов?

Учащиеся повторяют правила деления слов на слоги, отвечают на вопросы, обобщают.

-Чтобы правильно разделить слово на слоги, надо посмотреть, сколько в нём гласных.

-У каждой гласной есть свой слог, в котором она хозяйка.

-Есть даже слоги, которые состоят из одной гласной.

-Есть слова, которые состоят из одного слога.

-Согласный не образует слог.

Вывод:Сколько в слове гласных, столько и слогов

Предметные: осознавать взаимозависимость количества слогов от количества гласных.

делить слова на слоги; Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

-Называю слова, вы показываете карточкой количество слогов в слове.

Слова: банан, синица, кот, парта, телефон, стол, бумага, юла, сон, страна.

Что необходимо знать, чтобы определить количество слогов в слове?

Карточками показывают количество слогов в словах.

Надо знать, что в слове столько слогов, сколько гласных.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

Предметные: различать предложения и слова; безошибочно списывать текст с доски и учебника;

Найдите в орфографическом словаре слово на букву «л». (лисица)

Правописание какой буквы надо запомнить? ( 1 буквы «и»)

А лисица — это какое животное? Объясните лексическое значение слова.

Запишите это слово в тетради, поставьте ударение и отметьте безударную гласную, которую надо запомнить. Сколько гласных звуков в этом слове? Разделите это слово на слоги. Сколько слогов? На какой вопрос отвечает слово лисица? Подберите к этому слову слова, отвечающие на вопрос какая? Подберите к слову лисица слова, которые обозначают действия? (на доске появляются карточки со словами: хитрая, рыжая, бегает ,лисица) Составьте из данных слов предложение. Запишите данное предложение в тетрадь.

Работа с орфографическим словарем.

Отвечают на вопросы

Обьясняют лексическое значение слова «лисица».

Записывают слово в тетрадь, ставят ударение.

Определяют количество гласных в слове. Делят слово на слоги.

Отвечают на вопросы.

Подбирают к слову слова, отвечающие на вопрос какая? Подбирают к слову слова, обозначающие действия.

Составляют предложение и записывают его в тетрадь. (Бегает рыжая лисица.)

Познавательные:

– умение понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи;

Коммуникативные:

– умение адекватно использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач;

– умение формулировать ответы на вопросы

Регулятивные:

– создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные:

позиции школьника на

отношения к уроку русского языка

IV . Проверка первичного усвоения знаний.

Упр. 5(с.34). Работа в парах.

Прочитайте стихотворение. Как оно называется? Почему? Когда мы используем считалки?

Прочитайте друг другу слова из считалку по слогам.

Рассмотрите схемы слов, обсудите с соседом по парте, какие слова из считалки подходят к этим схемам.

На доске слова из считалочки и схемы данных слов. Соедините схему и слово.

Отвечают на вопросы.

Обсуждают, выслушивают друг друга, приходят к общему мнению

Соотнесение схем со словами.

Познавательные:

– анализ, синтез, сравнение, самостоятельное создание способов решения заданий;

– использование знаково-символических средств;.

Регулятивные:

– целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно,

– контроль коррекция, саморегуляция.

Коммуникативные:умение работать в группах: умение договориться друг с другом для слаженной работы, умение слушать собеседника и принимать/ не принимать его позицию. Навыки сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Физкультминутка

Гимнастика для глаз.

Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности;

V . Первичное закрепление.

Рассмотрите картинки. Назовите предметы.

– Напиши названия предметов в таком порядке: сначала слово, в котором один слог, потом слова, в которых два слога, затем слова, в которых три слога.

Рассматривают картинки, называют предметы.

Выписывают слова с заданным условием

Познавательные:

– извлечение из текста необходимой информации;

– выполнение действий по алгоритму, осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные:

способность строить понятные для партнёра высказывания;

– умение с помощью вопросов получать необходимые сведения

Регулятивные:

– умение контролировать свою деятельность по результату;

– фиксировать причины неудач в устной форме;

Слова- перевёртыши.

Поменяй слоги местами. Запиши новые слова.

Задание по рядам.

1ряд-камыш, рады; 2ряд-навес, банка; 3 ряд-насос, нитка

Учащиеся самостоятельно делят слова на слоги, меняют слоги местами и пишут в тетрадях новые слова

1 ряд-мышка, дыра

2 ряд-весна, банка

Познавательные: анализ объектов, представленных в рисунках, Умение самостоятельно выполнять работу, имея уже приобретенный опыт.

Предметные результаты:

делить слова на слоги.

Прочитайте, какие слова вы записали? Кто написал все слова правильно? Кто допустил ошибку? Из-за чего допущена данная ошибка?

Объясняют, как получились новые слова. Проверяют и оценивают свою работу.

Регулятивные:оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; Познавательные:понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

Коммуникативные:

договариваться, приходить к общему решению;

VI . Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. Самооценка работы.

1.Чему учились на уроке? Как узнать, сколько в слове слогов?

2.Оценивание работ учащихся.

– Кто сегодня хорошо трудился? Кого бы вы похвалили за работу?

Как вы считаете?

-Кто доволен своей работой на уроке?

Давайте сделаем салют из нашего настроения. Перед вами лежат солнце и тучки.

Солнце – отличное, бодрое.

Что нужно сделать, чтобы настроение на уроке было отличное?

Благодарю вас за урок, за вашу активность, творчество.

Наш урок окончен.

Учащиеся проговаривают цель урока, достигнут или нет результат, о трудностях, с которыми встретились на уроке.

Трудиться на уроке, внимательно слушать учителя и одноклассников.

Регулятивные:оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения.

Урок – Деление слов на слоги

Урок 6. деление слов на слоги

Цели : научить учащихся делить слова на слоги; развивать связную речь учащихся, память, творческие способности.

Оборудование : учебник; рисунки с изображением лисы, белки.

I. Мобилизующая часть урока .

II. Актуализация опорных знаний .

Постановка целей и задач урока.

• Беседа с учащимися по вопросам :

– Из чего состоит наша речь?

– Из чего состоят предложения?

– Приведите примеры слов.

Варианты ответов детей.

– Посмотрите, что я сейчас сделаю.

Учитель чертит на доске полоску, обозначающую слово, а затем делит ее на части.

– Чем мы займемся сегодня на уроке? (Мы будем делить слова на части.)

– Эти части называются слоги.

III. Формирование новых знаний, умений, навыков .

На доске вывешивается рисунок с изображением лисы.

• Беседа с учащимися по вопросам:

– Кто изображен на рисунке? (Лиса.)

– Скажем хором слово лиса.

– Послушайте, как я произношу это слово: ли-са. Произнесите так же.

– Сколько частей в этом слове вы услышали? (Две.)

– Я покажу, что в этом слове две части.

Учитель чертит полоску, обозначающую слово, и посередине пересекает ее небольшой вертикальной черточкой.

– Вы видите, что в этом слове две части. Я буду вести указкой по каждой части схемы, а вы хором будете произносить слово по этим частям.

Примечание. Задание можно адресовать и отдельным ученикам.

На доске вывешивается рисунок с изображением белки.

– Кто здесь изображен? (Белка.)

– Скажите это слово хором. Как мы это сказали – сразу или нет?

– Правильно, мы сделали небольшую остановку и слово белка произнесли за два раза: бел-ка. Значит, в этом слове имеются две части. Какая первая? (бел-.) Какая вторая? (-ка.)

– Части, на которые делятся слова при их произнесении, называются слогами. Скажите хором слово слоги.

– Почему под рисунками, на которых изображены лиса и белка, одинаковые схемы? (Это схемы слов, состоящих из двух слогов.)

Физкультминутка

IV. Закрепление пройденного материала.

– Сколько слогов в словах:

мама, книга, машина, шарик, собака, кот, цветы, трава, барабан, море?

– Посчитайте, сколько слогов в вашем имени.

 Работа по учебнику: с. 11.

■ Развитие связной речи учащихся.

Дети вспоминают содержание сказки «Колобок».

Физкультминутка

Учитель. Послушайте, как изложил в стихах сказку «Колобок» писатель Л. Поляк.

▲ Чтение учителем сказки «Колобок».

Жил старик с своей старушкой

В маленькой лесной избушке.

Попросил однажды дед:

– Испеки-ка на обед

Колобок румяный, вкусный!

Раньше ты пекла искусно.

По сусеку помела

Горсти две муки нашла –

Больше-то не нужно.

Соль добавила, песок,

Ложки две сметаны.

Славный вышел Колобок,

Пышный да румяный.

– Погоди-ка, дед, чуток.

Пусть остынет Колобок!

Стыть бы на окошке.

Но решил он: «Убегу!

Прыг с окошка – и в лесок.

Вот ведь шалунишка!

На тропинке Колобок

– Я полакомлюсь тобой!

Я с утра не кушал.

– Что ты?! Погоди, косой!

Колобок я, непоседа,

Испекли меня для деда,

На сметанке я мешен,

На окошке я стужен.

Я ушел от стариков,

Прыг с окна – и был таков!

Велика зайчишке честь –

Колобок румяный съесть!

Прикатился по дороге

Волку серому под ноги.

Облизнулся серый волк –

В колобках он знает толк.

– Как ты кстати, Колобок!

Я голодный очень.

Съем-ка я тебя, дружок, –

Буду сыт до ночи!

– Что ты, что ты, серый волк?!

Ты меня не кушай!

Сядь-ка лучше на пенек,

Колобок я, непоседа,

Испекли меня для деда,

На сметанке я мешен,

На окошке я стужен.

Я ушел от стариков,

Прыг с окна – и был таков!

Обманул зайчишку славно,

От тебя уйду подавно!

Вдруг навстречу сам Потапыч.

Зарычал он, поднял лапу.

Я перекушу чуток!

– Что ты, что ты, косолапый?!

Опусти свою ты лапу.

Лучше песенку мою

Ты послушай, я спою:

Колобок я, непоседа,

Испекли меня для деда,

На сметанке я мешен,

На окошке я стужен.

Я ушел от стариков,

Прыг с окна – и был таков!

Убежал от зайца я

И от злого волка.

И, Топтыгин, от тебя

Мне уйти недолго!

■ Творческая работа учащихся. Дети рисуют Колобка. (Можно под музыку.)

Виды работы по развитию фонематического слуха

ГБДОУ д/с № 15 компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга.
Учитель-логопед: Кузьменко Л.Н.

Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых
звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
« Словарь логопеда» под ред. В.И. Селиверстова.

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!

Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте. Как сильно переживает малыш из-за ошибок, исправленных красной ручкой учительницы! Как скучно делать «Работу над ошибками»!

Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки. Для того чтобы написать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развивать у ребенка фонематический слух!

Приступим! Занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. Ведь игра, являясь ведущей деятельностью дошкольного возраста, позволяет сделать процесс обучения доступным и интересным. В игровой форме будут проходить и наши занятия, но носить обучающий характер. По сути, они являются «Работой над ошибками», предотвращая их появление. Такую « Работу над ошибками» делать весело, а придя в школу, малыш напишет диктант без ошибок.

Учеными доказано, что еще до рождения дети слышат и реагируют на звуки внешнего мира по-разному.

С появлением ребенка на свет, эти звуки наполняют его мир: пение птиц и журчание воды, шум ветра и шелест листьев. Малыш начинает прислушиваться к окружающим звукам. Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение, получение информации.

Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Эта способность формируется у него постепенно. Со 2-4 недели от момента рождения малыш начинает реагировать на любые звуки. Мелодичные звуки вызывают у него чувство удовлетворения , улыбку, а резкие ( сердитый голос) – плач. В 7-10 месяцев ребенок уже откликается на слово. Только к концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения.

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая произносительные возможности ребенка. Уже на третьем году жизни малыши могут заметить неправильное произношение у своих сверстников и даже попытаться исправить их.

А к 5 годам у ребенка формируется критическое отношение не только к чужой, но, и своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности своего произношения, что проявляется в отказе от общения, от совместной деятельности. Кроме того , это обязательно сказывается на овладении чтением и письмом.

Исправление недостатков произношения у детей заключается в постановке звуков и введения их в речь при одновременном развитии фонематического слуха. Без полноценного восприятия звуков, без четкого их различения невозможно становление чистой речи.

Но, если ребенок все звуки произносит верно, он часто не различает на слух некоторые из них, а это, в свою очередь, сильно затрудняет, а иногда и искажает понимание речи, а также проявляется в ошибках при письме.

Гораздо легче предупредить нарушение, чем его исправлять. Это значит, что работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок.

Прежде всего, выясните, как малыш воспринимает и различает звуки. Помогут в этом следующие несложные задания:

1. Предложите повторить за вами слоги: са-ша, ша-са, са-ца, ач-ащ, ра-ла, ша-жа. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча, называют слог ша, ребенок хлопает в ладоши.

2. Проверим, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.

  • Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук-сук, дом-сом, миска-мышка, коза-коса, лужа-лыжа.
  • Объяснить значение слов: «Что такое лужа и что такое лыжа?».

3. Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти.

  • Предложите ребенку повторять сходные слоги: та-да-та, ка-га-га, па-ба-ба,ма-на-ма.
  • Повторять сходные слова: Маша-Даша-каша; тень-день; день-пень; лак- мак- рак;жук-лук сук-тук.

Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение фонематического слуха.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и, постепенно, охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов:

  1. узнавание неречевых звуков;
  2. различение высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
  3. азличение слов, близких по звуковому составу;
  4. различение слогов;
  5. различение звуков;
  6. анализ звукового состава слова.

Давайте же приступим к занятиям по развитию фонематического слуха у Вашего малыша!

1 этап – узнавание неречевых звуков.

Цель первого этапа – развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих, часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому надо научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.

Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе работы.

  1. Предложите малышу послушать звуки за окном: « Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеется?».
  2. Используйте следующие игры:

Игра «Солнце или дождик?»

Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Будем весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен. А ты, услышав стук, должен бежать под зонтик. Слушай внимательно!

Игра « Солнце и дождик » достаточно простая, однако, очень нравится детям и проходит всегда весело!

Игра «Большой или маленький».

Посадите на стол двух игрушечных зайцев (мишек, кукол)- большого и маленького.
Объясните и покажите, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, – громко, а маленький – тихо. Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыш должен узнать и показать, который из зайцев только что играл.

Такие игры нужно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет. Но, даже если малыши уже старше, и вы обнаружили снижение фонематического слуха, вам также следует начать работу именно с этих игр. Поскольку только постепенное усложнение заданий позволит добиться максимальной эффективности.

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса.

На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Игра «Далеко – близко».

Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты.

Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как – когда далеко (тихо).

Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок.

Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: «далеко» – «близко».

Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что ребенок будет различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.

Аналогично, можно играть, различая, где гудит пароход (у-у-у) – далеко – (тихо) или близко- (громко); какая дудочка играет – большая («у-у-у» произносит низким голосом) или маленькая («у-у-у» произносит высоким голосом); кто плачет – мальчик («а-а-а» низким голосом) или девочка («а-а-а» высоким голосом).

Кроме того, на этом этапе важно научить ребенка определять на слух темп речи. Помогут в этом игры на выполнение движений в соответствующем темпе.

Игра «Угадай, как надо делать».

Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, должны круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый. Так же можно обыграть другие фразы: («Наши ноги ходили по дороге») или даже стихи:

Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва –
Кап, кап, кап, кап. ( медленные хлопки)
Стали капли поспевать.
Капля каплю догонять –
Кап, кап, кап, кап (хлопки чаще).
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем (руки над головой).

Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом иллюстраций. Произнося реплики то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом спрашивает: «Кто это говорит?». Малыш угадывает медведей.

Спросите, например: «Что сказал Медведь, когда увидел, что его стул сдвинут?».

Малыш, отвечая на вопросы, меняет соответственно высоту голоса. Взрослый должен следить, чтобы, подражая Мишутке, Медведице и Медведю, ребенок не говорил очень высоко ( до писка) и очень низко ( до хрипоты в голосе), т.е. чтобы повышал и понижал голос в доступных для него пределах.

С детьми постарше можно драматизировать эту сказку.

В игре с ребенком 2-4 лет взрослый руководит ходом игры, беря на себя роль ведущего. Дети 5-7 лет, выучив правила игры, могут играть самостоятельно.

3 этап – различение слов, близких по слоговому составу.

Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звучащему слову. Малыш к концу второго года жизни становится настоящим выдумщиком, сочиняя целые песенки, состоящие из набора разных звуков и слов, близких по звучанию. Он вслушивается в их сочетание, наслаждаясь звучанием. Тем самым, ребенок проводит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова.

Воспользуемся природной одаренностью к рифмованию слов каждого малыша.

Игра «Не ошибись».

Взрослый показывает картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага». Игра интересна детишкам и они всегда радостно откликаются на нее.

Необходимо подчеркнуть, что начинать нужно со слов простых пол звуковому составу,
Постепенно переходя к более сложному.

Можно использовать стихи для включения в них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнению словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка.

– В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).
– Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).

4 этап – различение слогов.

Слог является минимальной единицей речевого потока. Для игр на различение слогов хорошо брать звукоподражания.

Игра «Кто как кричит?»
Взрослый выставляет картинки и говорит: « Посмотри на картинки, послушай, кто как кричит и повтори».

– Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый называет слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку.

5 этап – различение звуков

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличить одно слово от другого (дом, сом, ком). Такой звук называется фонемой (отсюда и «фонематический слух»).
Каждый помнит такую характеристику, как согласные и гласные звуки. Начинать надо с различения гласных звуков.

– Взрослый дает картинки ребенку Картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.

Игра «Прогулка на велосипедах».

– Взрослый говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли накачены шины. Подкачаем еще насосом: с-с-с…(Дети имитируют). Слышите, воздух шипит: ш-ш-ш…».
Будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: «с-с-с», а если с изображением шины: «ш-ш-ш».

Подобным образом проводится игра « Жук и комар» (звуки С и Ж).

6 этап – анализ звукового состава слова.

Термином «фонематический (звуковой) анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные – это выделение звука на фоне слова. Вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места ( начало, середина или конец слова) относится к сложной форме. Самым сложным звуковым анализом является определение последовательности звуков в слове. Сложные формы возникают лишь в процессе обучения, да и то, только после того, как ребенок овладеет навыками элементарного анализа звукового состава слова.

  1. Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный в начале слова: Назови первый звук в слове Улей, Аист, Ира, Оля.
  2. Дать ребенку несколько одинаковых кружков. Взрослый произносит один, два, три гласных звука: а, ау, ауи. Ребенок откладывает на столе столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.

Игра « Пропустим мы во двор слов особенных набор».

Взрослый предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуты к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы поднять вверх:»Во двор мы будем «пропускать» только слова с заданным звуком». Малыши открывают ворота, если слышат заданный звук. Если в слове нет указанного звука, то ворота захлопываются. По окончании, можно предложить детям вспомнить все слова, которые они «пропустили во двор».

Приступаем к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться последовательность: сначала учат выделять в слове последний согласный звук.

Подберите картинки так, чтобы слово оканчивалось на согласный звук, положите в конверт. Ребенок вынимает картинки по одной, громко их называет, Выделяя последний звук. Затем малыш называет звук отдельно (жук, лук, кот).

Игра «Мяч не трогать или поймать – постарайся отгадать»

Взрослый предлагает ребенку поймать мяч, если он услышит в конце слова заданный звук, либо прятать руки за спину, если заданного звука нет.

Только после того, как малыш научится без труда выполнять такие задания, можно переходить к сложным формам звукового анализа: это- определение места звука в слове (начало, середина, конец), определение последовательности звуков в слове, их количества.

Опыт, который приобретут Ваши дети, намного облегчит их обучение в школе. И Вам не пришлось устраивать некую школу на дому. Мы играли! А в игре и сложное становится доступным. Самое главное – верьте в своего ребенка и помогите ему постичь мир звуков!

Использованная литература:
Куниченко О.А. «Развитие фонематического слуха»,
Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа»,
Борякова Н.Ю., Косицина М.А. «Коррекционно- педагогическая работа в детском саду для детей с ОНР».
Программа воспитания и обучения дошкольников с ЗПР под ред. Боряевой Л.Б. и Логиновой Е.А.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: